Европа Нового времени: ошеломляющие факты о женской гигиене. Ужасы Европы: Самые Жуткие Подробности Гигиены Средневековья

Разные эпохи ассоциируются с разными запахами. Публикуем историю о личной гигиене в средневековой Европе. Средневековая Европа, вполне заслуженно пахнет нечистотами и смрадом гниющих тел. Города отнюдь не походили на чистенькие павильоны Голливуда, в которых снимаются...

Разные эпохи ассоциируются с разными запахами. Публикуем историю о личной гигиене в средневековой Европе.

Египтяне использовали фразу: Косметика и красота, связанные со здоровьем. В Старой Швейцарии уход за телом и гигиеной находился под сильным влиянием Египта. Шекены узнали ванны, побаловали спорт, массажисты, а также дали еду, которую они съели. Шекельс даже создал призвание «косметом», которое проводили рабы, получившие образование у врачей и священников.

Дневная гигиена произошла в совместных обедах, мужчинам приходилось бриться день в день. В старом Анме мыло было изобретено. Начиная с 50 г. мыло для обесцвечивания волос. В качестве средства чистоты мыло стало использоваться в 176 году нашей эры. когда Галенос, известный немецкий врач, использовал одежду и одежду для тела. Жир, пепел и траур были сделаны из мыльных пузырей, которые удаляли грязь с тела и тела. Старые шиманы построили дворец озер - паровую баню, куда они пошли в музей. Она использовала «Бальнеа» дома для вечеринки.

Средневековая Европа, вполне заслуженно пахнет нечистотами и смрадом гниющих тел. Города отнюдь не походили на чистенькие павильоны Голливуда, в которых снимаются костюмированные постановки романов Дюма. Швейцарец Патрик Зюскинд, известный педантичным воспроизведением деталей быта описываемой им эпохи, ужасается зловонию европейских городов позднего средневековья.

В среднем ухе методы тела не были затронуты. Гигиена проводилась дома, но также и в общественных минимумах, которые были характерны как для мужчин, так и для женщин. Белье было не только само собой разумеющимся, но и другими способами. В пещере люди задерживались где-то и всю ночь, ели и пили, чтобы они не поют «духовное и острый» пение. Тем не менее, случилось так, что кто-то заснул и утонул. Этот свободный морг хранился до конца века, когда были добавлены чума утром и сифилис.

В течение столетий он отрицательно относится к гигиене. Люди боялись чумы, а вода, которая является источником средств к существованию для инфекционных заболеваний, не имела никакого отрицания. Он засунул кончики пальцев в руки и ноги в воду. Для мытья использовались раковины, не более, чем еда. Лицо не моет людей водой, но это была белая тарелка, жирные волосы, покрытые париками. Очень популярным парфюмом были парфюм, смесь померанских цветов, гниющих яблок, изюма и медузы. Площадь промывки была использована в большом количестве порошка, иногда слой порошка был таким же сильным, как 1 мм.

Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза - при рождении и в день свадьбы.

Дочь одного из французских королей погибла от вшивости. Папа Климент V погибает от дизентерии.

Герцог Норфолк отказывался мыться якобы из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.

Следствием была вагинальная и кровавая плевра, прыщи и пустулы, которые образовывали нехватку солнца и воздуха. Таким образом, женщины после года оживления потеряли свою красоту. Гигиена происходила дома в раковинах, иногда даже в до ванны. Это не относится к сельскому населению. При работе на свежем воздухе их лицо было чистым и здоровым.

В сельской местности люди также иногда купались в чистых дворах, гончарах и рыбе. С середины века многие дома были оборудованы ваннами, обычно цинками, часто покрытыми радугами, чтобы их можно было использовать для других целей после купания. Плавание было строго частным делом. Гигиена использовалась с мылом и водой.

В средневековой Европе чистые здоровые зубы считались признаком низкого происхождения. Знатные дамы гордились плохими зубами. Представители знати, которым от природы достались здоровые белые зубы, обычно стеснялись их и старались улыбаться пореже, чтобы не демонстрировать свой «позор».

В руководстве учтивости, изданном в конце XVIII века (Manuel de civilite, 1782) формально запрещается пользоваться водой для умывания, «ибо это делает лицо зимою более чувствительным к холоду, а летом к жаре».

В течение веков гигиенические и гигиенические привычки становятся частью жизни. Он начинает работать над тем, чтобы пропагандировать преимущества здоровья человека. Во второй половине века ванная комната с ванной является полностью отдельной частью каждого вновь построенного дома или квартиры. Последние тенденции отражают быстрый и быстро развивающийся образ жизни - многие люди дают плюсы и минусы других настроений и практических гигиенических средств и средств.

Со времен пророка Мухаммеда был самый священный долг каждого исламского правителя, чтобы расширить «Дом ислама», на территорию Исламской империи за счет «дом войны», в ущерб территории заблудших неверующими, которые еще не приняли учение Пророка. Методы, используемые исламскими правителями, объясняют, с замечательным цинизмом, доктором Хаммуда Абдалати, покойный директор Исламского центра в Эдмонтоне, Канада, и профессор Принстонского университета.



Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни - и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры. Русские послы при его дворе писали, что их величество «смердит аки дикий зверь».

Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц - безобразно часто (распространенную теорию о том, что русское слово «смердеть» и происходит от французского «мерд» - «говно», пока, впрочем, признаем излишне спекулятивной).

Единственный способ сделать это - личные и прямые контакты, а это означало, что они должны были пересечь границу. Но они не могли пересечь их в маленьких невооруженных группах. Вот почему они переехали в большие вооруженные группы, которые, безусловно, казались армией. Но это не армия в истинном смысле этого слова. Они пересекали границы в разных направлениях и в разное время. Внимание заслуживает того, что следовало. В некоторых районах встречаются туземцы, особенно те, кого долгое время угнетали чуждые силы, такие как Рим и Персия.

В некоторых областях ислам сначала предлагал людям, которые были готовы принять его, и их было много. Люди, которые не получили ислам, были призваны выплатить исламский налоговый эквивалент. Жители, которые отвергли ислам и отказались платить пошлины и отказались поддерживать другие части общества, вызвали большие трудности. Они отклонялись от враждебного поведения по отношению к мусульманам и хотели причинить им вред, даже не для мусульман, таких как мусульманские новообращенные и их сограждан, которые решили заплатить.

Давно гуляет по анекдотам сохранившаяся записка, посланная имевшим репутацию прожженного донжуана королем Генрихом Наваррским своей возлюбленной, Габриэль де Эстре: «Не мойся, милая, я буду у тебя через три недели».

Наиболее типичная европейская городская улица была шириной в 7−8 метров (такова, например, ширина важной магистрали, которая ведет к собору Парижской Богоматери). Маленькие улицы и переулки были значительно уже - не более двух метров, а во многих старинных городах встречались улочки шириной и в метр. Одна из улиц старинного Брюсселя носила название «Улица одного человека», свидетельствующее о том, что два человека не могли там разойтись.

С национальной точки зрения это отношение было предательским; с человеческой точки зрения, он был низким, провокационным с социально безответственной и военной точки зрения. С практической точки зрения, это отношение должно быть подавлено не только для обеспечения безопасности входящих мусульман, но и для государства, в котором жили эти предатели.

Поэтому в 630 году он освободил Мухаммеда Мекка и объединил своих арабских экспатриантов под луной Луны. Два года спустя он умер, но 642 арабских освободителя были выгнаны из христианской Восточной Римской империи Сирии, Палестины и Египта. В 651 году он стал твердой составной частью Исламской империи Ирана.



Ванная комната Людовика XVI. Крышка на ванной служила и для сохранения тепла, и одновременно столиком для занятий и еды. Франция, 1770

Моющих средств, как и самого понятия личной гигиены, в Европе до середины ХIХ века вообще не существовало.

Не менее успешной была миссия освобождения из бывшего христианского Египта вдоль североафриканского побережья на запад. Благодаря трофейным египетским верфям, средиземноморским островам Кипра, Крите, Сицилии, Сардинии, Балеарским островам, Майорке освободилась истинная вера. Карфаген тунисского материка, хотя тормозятся 698 годом, однако, уже в 711 арабских войска пересекли Гибралтарский пролив, победил воинственные христианские вестготы и за исключением удаленного королевства Астурии освободили христиан от христианского Пиренейского полуострова.

Улицы мыл и чистил единственный существовавший в те времена дворник - дождь, который, несмотря на свою санитарную функцию, считался наказанием господним. Дожди вымывали из укромных мест всю грязь, и по улицам неслись бурные потоки нечистот, которые иногда образовывали настоящие реки.

Если в сельской местности рыли выгребные ямы, то в городах люди испражнялись в узеньких переулках и во дворах.

И поскольку другие неверующие европейцы также ждали спасительного Слова Аллаха, непобедимые исламские «великие вооруженные группы» продолжались до Франции. После более или менее беспрепятственного занятия южно-французского побережья Средиземного моря они направились на север, где в октябре 732 года они встретились с Турсом с армией христианских рыцарей франкского майордома Карла Мартеля.

В результате очень скользкие битвы при Туре, таким образом, завершили свои мирные исламские паломник победоносного движения вперед во Францию ​​и был период консолидации империи, теперь начиная от азиатских жарких пустынь до заснеженных гор Пиренейского полуострова.

Но и сами люди были ненамного чище городских улиц. «Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры. Поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть», - утверждал медицинский трактат ХV века. В Средние века считалось, что в очищенные поры может проникнуть зараженный инфекцией воздух. Вот почему высочайшим декретом были упразднены общественные бани. И если в ХV - ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII - ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться - но только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму.

Протестантские арабские кочевники, которые первоначально составляли ядро ​​исламских армий, были в этом случае, чтобы познакомиться с цивилизованными, более развитыми культурами византийского и персидского языков. Как и в этих случаях, он имеет как положительные, так и отрицательные аспекты.

Главой новообразованной Арабской империи был халиф. Первым обладателем этой должности был тесть Мухаммеда Абу Бакр. Для семьи халифа Багдадского Аббасидов Гарун аль-Рашид, муж 800 женщин и автор популярных арабских сказок, он достиг процветания империи, вероятно, достигла своего пика. Научный, культурный и религиозный.

Все гигиенические мероприятия сводились только к легкому ополаскиванию рук и рта, но только не всего лица. «Мыть лицо ни в коем случае нельзя, - писали медики в ХVI веке, - поскольку может случиться катар или ухудшиться зрение». Что же касается дам, то они мылись 2 - 3 раза в год.

Большинство аристократов спасались от грязи с помощью надушенной тряпочки, которой они протирали тело. Подмышки и пах рекомендовалось смачивать розовой водой. Мужчины носили между рубашкой и жилетом мешочки с ароматическими травами. Дамы пользовались только ароматической пудрой.

В середине девятого века между отдельными кандидатами на статус самого высокого миротворца вспыхнули боевые действия в исламском «доме мира». Аббасис сохранил авторитет халифов как духовного руководителя ислама и официального главы Империи, однако власть власти в значительной степени была захвачена турками.

Ответ на христианский мир был крестовым походом, воспринимаемым мусульманами как отвратительная и несправедливая агрессия. В противном случае западные христиане, признавая римского папу, в то время смотрели на него по-разному. Для них это была помощь, которую восточные христиане призывали от имени общего Бога, как их глава греческого патриарха в Константинополе.

Средневековые «чистюли» часто меняли белье - считалось, что оно впитывает в себя всю грязь и очищает от нее тело. Однако к смене белья относились выборочно. Чистая накрахмаленная рубашка на каждый день была привилегией состоятельных людей. Вот почему в моду вошли белые гофрированные воротники и манжеты, которые свидетельствовали о богатстве и чистоплотности их владельцев. Бедняки не только не мылись, но и не стирали одежду - у них не было смены белья. Самая дешевая рубашка из грубого полотна стоила столько же, сколько дойная корова.

Крестовые походы были, наконец, девятью

Первый захватил Малую Азию, Сирию, а затем Палестину с Иерусалимом и создал несколько незначительных христианских государств на этой территории. Четвертая экспедиция была немного в стороне от организаторов и повернулась против тех, кого она фактически должна была помочь.

Пятый крестовый поход направился в Египет, захватил важный порт Дамиетты и закончился честной капитуляцией христианских армий. Шестой крестовый поход был полным парией. Последний крестовый поход на Святую Землю был девятой заповедью под командованием принца Эдуарда из Англии.

Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения. Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще. Грязь и вши считались особыми признаками святости. Монахи и монашки подавали остальным христианам соответствующий пример служения Господу. На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли «Божьими жемчужинами» и считали признаком святости. Святые, как мужского, так и женского пола, обычно кичились тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением тех случаев, когда им приходилось переходить вброд реки. Люди справляли нужду где придется. Например, на парадной лестнице дворца или замка. Французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок из-за того, что в старом буквально нечем было дышать.

В западном Средиземноморье, в частности мусульмане, занятые на Иберийском полуострове, ситуация была более сложной. Однако после краха Халифата Кордовы для ряда разоренных эмигрантов небольшие христианские королевства начали постепенно восстанавливать Иберийский полуостров на севере страны.

Жизнь в сельской местности была тесно связана с природой и чередованием веков. Главная задача заключалась в обеспечении средств к существованию. Тем не менее, люди нашли время для удовольствия. Большую часть времени для отдыха было холодным. У нее было убийство и дебюти. А также май, короткий период перед уборкой урожая. Люди наслаждались танцами, восхищались блуждающими жонглерами и музыкантами, играли в кости и игры в нарды. Карты были очень популярны в пабах. Возможность сделать жизнь более разнообразной принесла праздники и праздники, связанные с христианской традицией, такие как зимние бюсты, карнавал, Пасха или наслаждение.



В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При «нужде» гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца. То же творилось и в Версале, например во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен Симона. Придворные дамы Версальского дворца, прямо посреди разговора (а иногда даже и во время мессы в капелле или соборе), вставали и непринужденно так, в уголочке, справляли малую (и не очень) нужду.

Важным социальным центром были церкви. Были не только развлечения, встречи и знакомства, но и деловые встречи. Важные политические события, такие как прибытие нового короля или смерть правителя, также были опубликованы с кафедр. Когда немецкий гуманист Бутцбах отправился в средневековую Богемию, он заметил: В полдень и вечером насчитывается менее четырех пород. На завтрак они едят конусы с яйцами, обжаренными на масле, жуют сыр с хлебом и молоком. Средневековые партизаны и даже некоторые из них смогли вызвать настоящие кулинарные деликатесы.

Заботиться о «красе ногтей» далеко не всегда было занятием, которое приветствовалось. Например, в Средние века забота о чистоте тела считалось занятием бездуховным, бесовщиной. Существовало мнение, что при мытье через поры кожи в человека могут попасть злые духи. Кстати говоря, насчет злых духов не знаю, но то, что после мытья многие сильно болели – факт. Как странно? Ничего странного, люди могли мыться в грязной воде, нередко вся семья, а за ней и слуги по очереди мылись в одной воде. Вот так то.

история гигиены

Сегодня я хочу вам рассказать о гигиене в Средние века , об истории гигиены, изменению мыслей и понятий относительно тела, чистоты и ухода за собой в разные времена.

Банная традиция восходит в глубину веков. На Руси баня была всегда в почете. Кстати сказать, Димитрий самозванец не любил баню, за что его считали нерусским.

А началась история бани очень давно. Для славян баня имела не только гигиенический, но и глубокий сакральный смысл. Верили, что все грехи смоются, поэтому раз, а то и два в неделю обязательно ходили в баню.


В средневековой Европе к мытью относились с большим подозрением. Считали, что обмыв водой человека при крещении достаточно, чтобы больше с водой не встречаться и этого мытья должно было хватить на всю жизнь. Люди очень боялись чумы и считали, что вода является ее разносчиком. Что, кстати, было весьма вероятно, учитывая, что мылись в тепленькой воде (а не в горячей, как в русских банях) и долго не меняли воду.

Любопытные факты: Изабелла Кастильская (XV век) очень гордилась тем, что мылась всего два раза в жизни: при крещении и перед свадьбой, притом, что оба раза это были обряды, которые к гигиене никакого отношения не имели. А небезызвестный Людовик XIV, король-солнце, мылся всего раза три в жизни, в медицинских целях и при этом после подобных процедур страшно болел.

В XIII веке появилось нижнее белье. Это событие еще больше укрепило сознание того, что мыться совершенно не нужно. Одежда была дорогая, стирать ее было накладно, а нижнее белье постирать было значительно проще, оно предохраняло верхнее платье от грязного тела. Знать носила шелковое нижнее белье – спасение от блох и клещей, которые просто не заводятся в шелке, в отличие от других тканей.

Средневековые красавицы пахли не так романтично, как бы нам хотелось 🙂

Но обратимся к еще более ранним временам. Древний Рим. Там гигиена была вознесена на немыслимые высоты. Римские термы были местами, которые ежедневно посещали. Здесь не просто мылись, здесь общались, приглашали артистов, занимались спортом. Это была отдельная культура. Интересно, что при банях имелись туалеты, которые были общими. То есть по периметру комнаты располагались туалеты, люди спокойно общались, и это было нормой. В IV веке нашей эры в Риме было 144 общественных туалета. «Деньги не пахнут!» - историческая фраза, произнесенная императором Веспасианом, когда его сын Тит упрекнул в том, что он ввел налог на туалеты, тогда как эти места должны были оставаться бесплатными.


А вот в средневековом Париже, по свидетельству современников, стоял ужасный смрад. За неимением туалетов, ночной горшок запросто выливали прямо на улицу из окна. Кстати, мода на широкополые шляпы зародилась именно тогда, ведь одежда была дорогая и запачкать ее содержимым горшков никто не хотел. В конце XIII века появился закон, по которому перед тем, как вылить через окно горшок, нужно было крикнуть «осторожно, вода!», чтобы предупредить прохожих.

Прекрасный Версаль вообще не имел туалетов! Представьте, какой запах стоял там! Существует легенда, что и духи были придуманы, чтобы забить ужасный запах, исходящий от никогда немытых тел.

На фоне такого стиля жизни в Европе, русские обычаи выглядели очень странно, я имею в виду бани. Людовик XIV даже подсылал шпионов ко двору Петра I, чтобы выяснить, чем же на самом деле занимаются в русских банях. Понять его, конечно, можно. У короля-солнце просто не укладывалось в голове, что мыться можно так часто. Хотя, говоря честно, запах на улицах российских городов мало чем отличался от амбре европейских улиц. Ведь канализацию имело к XVIII веку лишь 10% населенных пунктов России.

А вспомним рыцарей. Представьте, как тяжело рыцарю было надевать доспехи, частенько без посторонней помощи он справиться не мог. А теперь представьте, что должен был сделать рыцарь, чтобы просто сходить в туалет? Разве он мог себе позволить постоянно снимать-надевать все эти немыслимые железные доспехи? А вдруг враг неожиданно нагрянет? Не мог. И ничего ему не оставалось, как справлять нужду прямо так, не раздеваясь. Да, запах от этих рыцарей стоял ужасный и образ был явно не романтический. Прибавьте к этому то, что мыться они тоже не спешили. Картина, мягко скажем, не очень приятная.


И так в средневековой Европе с гигиеной не дружили, а тут еще новая напасть – ведьмы. Повсюду запылали костры инквизиции, на которых сжигали не только несчастных женщин, но и их кошек – дьявольское отродье. Кошки пропали с улиц европейских городов, зато на них появились мыши и крысы в огромном количестве, распространяя страшную болезнь – чуму. Сколько погибло людей от этой заразы! И только из-за своего невежества.

Россия избежала чумы благодаря русским баням. У нас красивых женщин на кострах не сжигали, а кошек всегда любили. И не напрасно! Кстати, очень долгое время в русских банях женщины и мужчины мылись вместе. Лишь в 1743 году был издан закон, запрещающий совместное посещение бани мужчинам и женщинам. Этот закон, правда, соблюдался не везде.

А в Европу традицию русской бани привезли иностранцы, долго проживавшие в России и оценившие достоинства еженедельного мытья. Конечно, это долгое время европейцев изумляло, но вскоре гигиену начали соблюдать и там.

Вот такова история развития гигиены. Отдельно хочу рассказать о . Это очень интересная глава в нашей истории. В те времена по многим причинам гигиеной занимались на государственном уровне. Велась активная пропаганда среди населения, помните любимого всеми «Мойдодыра»? В следующей статье обязательно расскажу об этом подробнее.


Чтобы не пропустить новые статьи, просто подпишитесь на обновления сайта, и я Вам отправлю их по почте!

Измена мужа