Любечский съезд князей. Съезды русских князей

съезд русских князей, состоявшийся в городе Любече (на Днепре) с целью договориться о прекращении междукняжеских распрей из-за уделов и сплотиться против разорявших Русь половцев. На Л. с. (по «Повести временных лет») присутствовало 6 князей. Святополку Изяславичу, как старшему, был оставлен Киев с Туровом и Пинском и титул великого князя; Владимиру Мономаху - Переяславское княжество, Суздальско-Ростовская земля, Смоленск и Белоозеро; Олегу и Давиду Святославичам - Чернигов и Северская земля, Рязань, Муром и Тмутаракань; Давиду Игоревичу - Владимир-Волынский с Луцком; Васильку Ростиславичу (с братом) - Теребовль, Червень, Перемышль. Л. с. провозгласил принцип наследования князьями земель своих отцов. Это решение констатировало наличие нового политического строя на Руси, основой которого было сложившееся крупное феодальное землевладение. Однако Л. с. не мог дать реальных гарантий выполнения своих постановлений. Сразу же после Л. с. Давид Игоревич с согласия Святополка ослепил Василька Ростиславича, что повлекло за собой новые войны между князьями.

Лит.: Греков Б. Д., Киевская Русь, М., 1953; Рыбаков Б. А., Первые века русской истории, М., 1964.

Г. С. Горшков.

  • - антимарксистская идея, направленная на ликвидацию революц...

    Советская историческая энциклопедия

  • - 1923. реж. Григорий Болтянский, опер. Петр Ермолов...

    Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)

  • - Осада Никеи происходила с 14 мая по 19 июня 1097 года во время 1-го крестового похода. Никея Никея, современный город Изник на северо-западе Турции, занимала выгодное географическое положение...

    Католическая энциклопедия

  • - ответвление автомобильной дороги для связи между дорогами в разных уровнях - петлица на път...

    Строительный словарь

  • - 1. Собрание людей, объединенных общим интересом или целью, например намерением создать конституцию. См. также партийный съезд. 2...

    Политология. Словарь.

  • - собрание представителей каких-либо организаций или групп населения, деятелей в какой-либо области и т. д. ; в ряде организаций С. - высший орган...

    Большая Советская энциклопедия

  • - ; мн. съе/зды, Р....

    Орфографический словарь русского языка

  • - СЪЕЗД, -а, муж. 1. см. съехаться. 2. Собрание представителей каких-н. организаций, групп населения. С. народных депутатов России. С. демократической партии. С. композиторов, кинематографистов...

    Толковый словарь Ожегова

  • - -а,...

    Толковый словарь Ожегова

  • - -а,...

    Толковый словарь Ожегова

  • - съезда, муж. 1. только ед. Действие по гл. съехаться-съезжаться. Большой съезд гостей. 2. Собрание представителей большой общественной организации. Верховным органом ВКП является съезд ВКП. Устав ВКП...

    Толковый словарь Ушакова

  • - а, м. 1. Действие по глаг. съезжаться. Басов пришел за час до того, как начался гостей. Саянов, Лена. || устар. Встреча какой-л. группы людей, общества. Окна были сильно освещены...

    Малый академический словарь

  • - ...

    Русский орфографический словарь

  • - Съезд крыши. Жарг. мол. Шутл. Умопомрачение, состояние, близкое к сумасшествию. ФЛ, 43-44; Мокиенко 2003, 116...

    Большой словарь русских поговорок

  • - ...

    Формы слова

  • - См....

    Словарь синонимов

"Любечский съезд 1097" в книгах

1097

Из книги Жизнь после Пушкина. Наталья Николаевна и ее потомки [с иллюстрациями] автора Рожнова Татьяна Михайловна

1097 ИРЛИ. Архив Маркутье. Ф. 246. № 35.

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ Разнобой в ПСР. - «Правые», «левые» и «левый центр». - А. Ф. Керенский. - Уход кадетских министров и заговор Корнилова. Демократическое Совещание. - Октябрь. - Четвертый съезд ПСР. - Откол «левых с. - р-ов». - Всероссийский съезд крестьянских депутатов. - Петроградский Совет и

Из книги Перед бурей автора Чернов Виктор Михайлович

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ Разнобой в ПСР. - «Правые», «левые» и «левый центр». - А. Ф. Керенский. - Уход кадетских министров и заговор Корнилова. Демократическое Совещание. - Октябрь. - Четвертый съезд ПСР. - Откол «левых с. - р-ов». - Всероссийский съезд крестьянских

Глава 42. Иркутские эсеры развивают энергичную пропаганду и агитацию. Кипучая деятельность Комитета помощи амнистированным. Эсеры созывают крестьянский съезд. Роль П.Д. Яковлева на этом съезде. Майский съезд партии соц. – революционеров в Москве. Мои петроградские впечатления. Подрывная работа больш

Из книги Страницы моей жизни автора Кроль Моисей Ааронович

Глава 42. Иркутские эсеры развивают энергичную пропаганду и агитацию. Кипучая деятельность Комитета помощи амнистированным. Эсеры созывают крестьянский съезд. Роль П.Д. Яковлева на этом съезде. Майский съезд партии соц. – революционеров в Москве. Мои петроградские

Из книги Двойной заговор. Сталин и Гитлер: Несостоявшиеся путчи автора

«Съезд победителей», он же «съезд расстрелянных»

Из книги Двойной заговор. Тайны сталинских репрессий автора Прудникова Елена Анатольевна

«Съезд победителей», он же «съезд расстрелянных» Итак, противостояние нарастало. В то же время к 1934 году стало ясно, что политика властей оправдывает себя. Страна понемногу выбиралась из разрухи, не той, что, по выражению профессора Преображенского, «не в клозетах, а в

1097 – Любечский съезд

Из книги автора

1097 – Любечский съезд Умирая в 1093 г., Всеволод Ярославич просил поставить гроб его возле гробницы отца – такова была воля Ярослава Мудрого, некогда сказавшего сыну: «Когда Бог пошлет тебе смерть, ложись, где я лягу, у гроба моего, потому что люблю тебя больше братьев твоих».

«Съезд победителей», он же «съезд расстрелянных»

Из книги Взлет и падение «красного Бонапарта». Трагическая судьба маршала Тухачевского автора Прудникова Елена Анатольевна

«Съезд победителей», он же «съезд расстрелянных» Итак, противостояние нарастало. А с другой стороны, к 1934 году стало ясно, что политика властей оправдывает себя. Страна понемногу выбиралась из разрухи, не той, что, по выражению профессора Преображенского, «не в клозетах, а

Любечский съезд князей 1097 г.

Из книги Домонгольская Русь в летописных сводах V-XIII вв. автора Гудзь-Марков Алексей Викторович

Любечский съезд князей 1097 г. Наступил 1097 г. Это был знаменательный для русской истории год. События 1096 г. убедили Ярославовичей в необходимости съехаться и урядиться. Местом съезда избрали Любеч, стоявший на стыке киевских, черниговских и смоленских земель.По подъемному

ЛЮБЕЧСКИЙ СЪЕЗД

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ЛЮБЕЧСКИЙ СЪЕЗД Перед смертью Ярослав Мудрый поделил русскую землю между своими сыновьями, тем самым положив начало феодальной раздробленности. Старшему сыну Изяславу Ярослав дал Киев и Новгород, второму сыну Святославу - Чернигов, третьему - Всеволоду - Переяславль

1097 Любечский съезд князей

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1097 Любечский съезд князей Князь Всеволод умер в 1093 г. К моменту его смерти наиболее вероятным кандидатом на киевский стол считался его сын, черниговский князь Владимир Мономах. Но он не решился занять место отца и уступил своему двоюродному брату Святополку Изяславичу

автора Комиссия ЦК ВКП(б)

33. ЛЮБЕЧСКИИ СЪЕЗД В 1097 г

Из книги Хрестоматия по истории СССР. Том1. автора Автор неизвестен

33. ЛЮБЕЧСКИИ СЪЕЗД В 1097 г Из «Повести Временных лет» по «Лаврентьевскому списку», СПБ 1910.В лето 6605. Придоша Святополк и Володимер2 и Давыд Игоревиче3 и Василко Ростиславичь4 и Давыд Святославичь, и брат его Олег5, и сняшася Любячи6 на устроенье мира, а глаголаша к собе,

3. Первые итоги нэпа. XI съезд партии. Образование Союза ССР. Болезнь Ленина. Кооперативный план Ленина. XII съезд партии.

Из книги Краткий курс истории ВКП(б) автора Комиссия ЦК ВКП(б)

3. Первые итоги нэпа. XI съезд партии. Образование Союза ССР. Болезнь Ленина. Кооперативный план Ленина. XII съезд партии. Проведение нэпа встречало сопротивление со стороны неустойчивых элементов партии. Сопротивление шло с двух сторон. С одной стороны, выступали «левые»

2. XX СЪЕЗД КПСС. УКРЕПЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛЕНИНСКИХ НОРМ ПАРТИЙНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. XIX СЪЕЗД КОМПАРТИИ УКРАИНЫ

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том девятый автора Коллектив авторов

2. XX СЪЕЗД КПСС. УКРЕПЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛЕНИНСКИХ НОРМ ПАРТИЙНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. XIX СЪЕЗД КОМПАРТИИ УКРАИНЫ Задачи дальнейшей борьбы партии и народа за построение коммунизма в предстоящем пятилетии нашли выражение в Директивах XX съезда КПСС по шестому

Любечский съезд 1097

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛЮ) автора БСЭ

КНЯЖЕСКИЕ СЪЕЗДЫ - при-ня-тый в на-учной ли-те-ра-ту-ре тер-мин для обо-зна-че-ния пе-рио-дических. кня-же-ских встреч-со-ве-тов - од-но-го из клю-че-вых по-ли-тических ин-сти-ту-тов в Древнерусском го-су-дар-ст-ве , русских зем-лях и кня-же-ст-вах в XI - начале XV веков.

Основные функ-ции Княжеских съездов: ор-га-ни-за-ция вла-сти внут-ри ро-да Рю-ри-ко-ви-чей (вы-бор ки-ев-ско-го кня-зя, раз-дел и ус-та-нов-ле-ние по-ряд-ка на-сле-до-ва-ния вла-де-ний; при-ми-ре-ние отдельных кня-зей, уре-гу-ли-ро-ва-ние кон-флик-тов кня-же-ских кла-нов и коа-ли-ций), а так-же про-ве-де-ние внеш-не-по-ли-тических ак-ций, уре-гу-ли-ро-ва-ние внеш-не-по-ли-тических во-про-сов, в ча-ст-но-сти, с по-ло-вец-ки-ми ха-на-ми (в ко-че-вом ми-ре бы-то-вал ти-по-ло-ги-че-ски иден-тич-ный ин-сти-тут пе-рио-дических встреч ха-нов и ной-о-нов), с польскими, чешскими и венгерскими пра-ви-те-ля-ми.

Княжеские съезды бы-ли со-ве-та-ми пра-вя-щей ди-на-стии Рю-ри-ко-ви-чей (или от-дель-ных её «до-мов»), ка-ж-дый пред-ста-ви-тель ко-то-рой об-ла-дал по-тен-ци-аль-ным пра-вом на власть и воз-мож-но-стью об-ра-тить-ся к об-ще-му для всех со-брать-ев «кня-жо-му пра-ву». В XI - 1-й тре-ти XIII веков про-во-ди-лись со-глас-но ус-той-чи-вой про-це-ду-ре и при со-блю-де-нии ус-то-яв-шей-ся об-ряд-но-сти. Кня-зья встре-ча-лись в за-ра-нее ус-лов-лен-ном или оп-ре-де-лён-ном са-мой си-туа-ци-ей мес-те, за-тем на-чи-на-лось «стоя-ние на ко-нях» на-про-тив друг дру-га, пе-ре-го-во-ры че-рез по-слов; в слу-чае их бла-го-при-ят-но-го ис-хо-да на-чи-на-лась са-ма встре-ча. Ино-гда для это-го по-да-вал-ся специальный знак - «би-линч» (от тюркского - знак, при-ме-та). Кня-зья за-час-тую встре-ча-лись вне городских стен (в шат-рах), в не-боль-ших го-ро-дах и сё-лах, ре-же - в сто-ли-цах кня-жеств (Кие-ве , Чер-ни-го-ве, Вла-ди-ми-ре, Рос-то-ве). Мес-та для княжеских съездов вы-би-ра-лись с осо-бым смыс-лом; например, чер-ни-гов-ские Оль-го-ви-чи в XII веке не-од-но-крат-но со-би-ра-лись в селе Оль-жи-чи (воз-мож-но, их ро-до-вое вла-де-ние). Фор-му-ла ле-то-пи-си «сесть с брать-я-ми на еди-ном ков-ре» (как пред-ло-жил князь Вла-ди-мир Все-во-ло-до-вич Мо-но-мах князю Да-ви-ду Иго-ре-ви-чу на Ви-ти-чев-ском съез-де 1100 года), по всей ви-ди-мо-сти, яв-ля-лась не толь-ко ме-та-фо-рическим обо-зна-че-ни-ем кол-лек-тив-но-го со-ве-та, но и от-ра-жа-ла ре-аль-ную «по-ход-ную» об-ста-нов-ку съез-да. Ре-чи кня-зья про-из-но-си-ли в со-от-вет-ст-вии с пе-ре-го-вор-ным эти-ке-том, ко-то-рый пре-ду-смат-ри-вал ис-поль-зо-ва-ние ус-той-чи-вых ри-то-рических и пра-во-вых фор-мул. Ме-ж-ду-кня-же-ская ди-пло-ма-тия до середины XIII века. но-си-ла пре-иму-ще-ст-вен-но изу-ст-ный ха-рак-тер, за-тем ча-ще ста-ли упот-реб-лять-ся письменные гра-мо-ты, фик-си-ро-вав-шие до-го-во-ры. По дос-ти-же-нии кон-сен-су-са ка-ж-дый князь це-ло-вал крест, что скре-п-ля-ло до-го-вор: кня-зья предъ-яв-ля-ли кре-сты клят-во-пре-ступ-ни-кам или ли-цам, их пред-став-ляв-шим, в слу-чае на-ру-ше-ния клят-вы. Княжеские съезды не-ред-ко со-про-во-ж-да-лись или за-вер-ша-лись пи-ром и вза-им-ны-ми по-дар-ка-ми.

В ис-то-рио-гра-фии вы-ска-зы-ва-лись различные взгля-ды по во-про-су о ро-ли лиц не-кня-же-ско-го дос-то-ин-ст-ва, при-сут-ст-во-вав-ших на Княжеских съездах. Б.Д. Гре-ков и его по-сле-до-ва-те-ли счи-та-ли, что на Княжеские съезды на рав-ных вы-сту-па-ли не толь-ко кня-зья-Рю-ри-ко-ви-чи, но и другие пред-ста-ви-те-ли феодальной эли-ты, пре-ж-де все-го боя-ре и епи-ско-пы. Дру-гие ис-сле-до-ва-те-ли (в ча-ст-но-сти, Я.Н. Ща-пов) при-шли к вы-во-ду, что в боль-шин-ст-ве съез-дов XI-XII веков уча-ст-во-ва-ли кня-зья и ино-гда их пред-ста-ви-те-ли (по-слы, со-вет-ни-ки), но не ду-хов-ные ли-ца. Боя-ре и дру-жин-ни-ки ча-ще все-го вы-сту-па-ли на пе-ре-го-во-рах как со-вет-ни-ки, по-слы или те-ло-хра-ни-те-ли кня-зя; при этом они, ве-ро-ят-но, об-ла-да-ли пра-вом «со-ве-ща-тель-но-го го-ло-са». Си-туа-ция прин-ци-пи-аль-но из-ме-ни-лась во 2-й пололвине XIII - начале XV веков, ко-гда княжеские съезды окон-ча-тель-но транс-фор-ми-ро-ва-лись в со-ве-ты феодальной зна-ти.

Пер-вый на-дёж-но за-фик-си-ро-ван-ный в ис-точ-ни-ках княжеские съезды со-сто-ял-ся в 1026 году в Го-род-це (ско-рее все-го, в городе Го-ро-дец-Ос-тер-ский, ны-не Ос-тёр), где за-клю-чи-ли мир ки-ев-ский князь Яро-слав Вла-ди-ми-ро-вич Муд-рый и чер-ни-гов-ский князь Мсти-слав Вла-ди-ми-ро-вич. На этой встре-че бы-ли под-ве-де-ны ито-ги мно-го-лет-ней вой-ны за власть сы-но-вей ки-ев-ско-го князя Вла-ди-ми-ра Свя-то-сла-ви-ча, а дос-тиг-ну-тые до-го-во-рён-но-сти ста-ли пре-це-ден-том мир-но-го уре-гу-ли-ро-ва-ния ме-ж-ду-кня-же-ских от-но-ше-ний (ссыл-ки на ус-ло-вия ми-ра ис-поль-зо-ва-лись в по-ли-тических пе-ре-го-во-рах русский кня-зей да-же в 1195 году). На съез-де в Выш-го-ро-де (1072 год) осу-ще-ст-в-ля-лось, по пред-по-ло-же-нию ря-да ис-сле-до-ва-те-лей, со-став-ле-ние и ре-дак-ти-ро-ва-ние Рус-ской прав-ды. В конце XI - начале XII веков княжеские съезды ста-ли про-во-дить ча-ще, что бы-ло свя-за-но как с ре-ше-ни-ем клю-че-вых во-про-сов по-ли-тической жиз-ни Древнерусского государства так и с уси-лив-шей-ся по-ло-вец-кой опас-но-стью. Осо-бое ме-сто за-нял Лю-беч-ский съезд 1097 года, по-сле не-го про-шли Ви-ти-чев-ский съезд (10 августа 1100), съезд на реке Зо-лот-ча (1101 год), До-лоб-ские съез-ды (1103 и 1111 годы), к это-му же пе-рио-ду от-но-сит-ся съезд на реке Же-лянь, за-пись о ко-то-ром вхо-дит в ком-плекс граф-фи-ти Со-фий-ско-го со-бо-ра в Кие-ве.

На Ви-ти-чев-ском съез-де 1100 года, со-б-ран-ном для уре-гу-ли-ро-ва-ния кон-флик-та во-круг Те-ре-бовль-ско-го и Вла-ди-ми-ро-Во-лын-ско-го кня-жеств, воз-ник-ше-го по-сле Лю-беч-ско-го съез-да, ки-ев-ский князь Свя-то-полк Изя-сла-вич, пе-ре-яс-лав-ский князь Вла-ди-мир Все-во-ло-до-вич Мо-но-мах, чер-ни-гов-ский князь Да-вид Свя-то-сла-вич и нов-го-род-се-вер-ский князь Олег Свя-то-сла-вич за-клю-чи-ли ме-ж-ду со-бой мир. 30 августа на встре-чу явил-ся князь Да-вид Иго-ре-вич, ини-циа-тор на-па-де-ния на те-ре-бовль-ско-го князя Ва-силь-ко Рос-ти-сла-ви-ча в 1097 году. Од-на-ко пе-ре-го-во-ры за-шли в ту-пик, по-сле че-го все кня-зья де-мон-ст-ра-тив-но от-да-ли-лись от Да-ви-да Иго-ре-ви-ча, встав от-дель-но «на ко-нях» со свои-ми дру-жи-на-ми. Кня-зья, вме-сте об-су-ж-дая его судь-бу, не до-пус-ка-ли его к се-бе, лич-но к не-му боль-ше не об-ра-ща-лись, а ре-ше-ние съез-да со-об-щи-ли ему че-рез сво-их при-бли-жён-ных. Да-вид Иго-ре-вич стал «от-ре-чён-ным», то есть кня-зем-из-го-ем, по-те-рял пра-во ре-чи на съез-де. На том же съез-де Ва-силь-ко Рос-ти-сла-вич был ли-шён Те-ре-бов-ля и дол-жен был ос-тать-ся на по-пе-че-нии бра-та - Во-ло-да-ря Рос-ти-сла-ви-ча - или ки-ев-ско-го кня-зя (бра-тья Рос-ти-сла-ви-чи не под-чи-ни-лись это-му ре-ше-нию и от-стоя-ли свои вла-де-ния). Ре-ше-ния съез-да 1100 года под-твер-ди-ли по-ли-ти-ко-юри-дическую нор-му кня-же-ско-го пра-ва, со-глас-но ко-то-рой «муж» от-ве-ча-ет за пре-сту-п-ле-ние «го-ло-вой», а князь - во-ло-стью. На До-лоб-ском съез-де 1103 года Вла-ди-мир Все-во-ло-до-вич Мо-но-мах, Свя-то-полк Изя-сла-вич и их со-вет-ни-ки-дру-жин-ни-ки при-ня-ли ре-ше-ние ор-га-ни-зо-вать по-ход про-тив по-лов-цев вес-ной, ко-гда ко-чев-ни-ки ос-лаб-ле-ны по-сле зи-мов-ки. К по-хо-ду при-сое-ди-ни-лись и другие русские кня-зья. На До-лоб-ском съез-де 1111 года Свя-то-полк Изя-сла-вич и Вла-ди-мир Мо-но-мах вновь на-стоя-ли на вне-уроч-ном (вес-ной, в раз-га-ре по-сев-ной) по-хо-де на по-лов-цев, ко-то-рый сно-ва за-вер-шил-ся раз-гро-мом ко-чев-ни-ков. На До-лоб-ских съез-дах сло-жи-лась но-вая во-енная док-три-на русских кня-зей, пред-по-ла-гав-шая от-каз от обо-ро-нительной так-ти-ки и ор-га-ни-за-цию даль-них по-хо-дов для унич-то-же-ния по-ло-вец-ких ко-че-вий.

В XII - 1-й тре-ти XIII веках тра-ди-ция про-ве-де-ния княжеских съездов со-хра-ни-лась. Про-во-ди-лись и мас-штаб-ные съез-ды стар-ших кня-зей (1115 год, 1135 год, 1145 год, 1150 год, 1154 год, 1155 год, 1159 год, 1170 год, 1195 год, 1203 год, 1223 год), и встре-чи пред-ста-ви-те-лей отдельных кня-зей, кня-же-ских кла-нов и коа-ли-ций (1142 год, 1147 год, 1158 год, 1159 год, 1194 год, 1206 год, 1207 год, 1216/1217 год).

По-ми-мо соб-ст-вен-но княжеских съездов, русские кня-зья ре-гу-ляр-но про-во-ди-ли съез-ды со-вместно с по-ло-вец-ки-ми ха-на-ми (ка-ж-дой вес-ной и при сме-не ки-ев-ско-го кня-зя). Впер-вые в «По-вес-ти вре-мен-ных лет» по-доб-ный съезд упо-ми-на-ет-ся в 1054/1055 годах, ко-гда мир за-клю-чи-ли пе-ре-яс-лав-ский князь Все-во-лод Яро-сла-вич и по-ло-вец-кий хан Бо-луш.

По-сле мон-го-ло-та-тар-ско-го на-ше-ст-вия княжеские съезды про-во-ди-лись в Северо-Восточной Ру-си вплоть до начала XV века. В ис-то-рио-гра-фии они из-уче-ны не-до-ста-точ-но, от-сут-ст-ву-ет их пол-ный пе-ре-чень, не про-ве-де-на ре-кон-ст-рук-ция про-це-ду-ры. На них в ка-че-ст-ве пол-но-прав-ных уча-ст-ни-ков при-сут-ст-во-ва-ли не толь-ко кня-зья-Рю-ри-ко-ви-чи, но и пред-ста-ви-те-ли бо-яр-ст-ва, цер-ков-ные иерар-хи, та-тар-ские пос-лы (не-ред-ко кон-тро-ли-ро-ва-ли ор-га-ни-за-цию и ход княжеских съездов от име-ни ха-нов Зо-ло-той Ор-ды) и др. А.Н. На-со-нов от-ме-тил ти-по-ло-гическую бли-зость княжеских съездов это-го вре-ме-ни и монгольских ку-рул-та-ев. Предс-та-ви-тель-ные княжеские съезды про-шли в 1296 году во Вла-ди-ми-ре, в 1300/1301 годах в Дмит-ро-ве, в 1340 году в Мо-ск-ве; в но-ябре 1374 года в Пе-ре-яс-лав-ле, в мар-те 1375 года (на них вы-ра-ба-ты-ва-лась об-щая по-зи-ция русских кня-зей по от-но-ше-нию к Ма-маю). Од-ним из по-след-них за-фик-си-ро-ван-ных в ле-то-пи-сях княжеский съезд стал съезд 01 ноября 1380 года пос-ле Ку-ли-ков-ской бит-вы 1380 года .

Ин-сти-тут княжеского съезда, на-ря-ду со схо-жи-ми польскими ин-сти-ту-та-ми, стал про-об-ра-зом ари-сто-кра-тических сей-мов в Великом княжестве Ли-тов-ском. Тра-ди-ция со-вме-ст-но ре-шать важ-ней-шие внут-ри- и внеш-не-по-ли-тические во-про-сы во-пло-ти-лась в дея-тель-но-сти со-ве-щательных ор-га-нов - Бо-яр-ской ду-мы, а позд-нее - Зем-ских со-бо-ров и др.

Иллюстрации:

Ви-ти-чев-ский съезд 1100 года. Ми-ни-а-тю-ра Рад-зи-вил-лов-ской ле-то-пи-си. XV век. Биб-лио-те-ка РАН (Санкт-Пе-тер-бург). Архив БРЭ.

Одной из первых попыток прекратить междоусобные войны за восточные русские земли и договориться о внутреннем мире и совместном отпоре внешним набегам стал Любечский съезд князей в 1097 году.

В конце XI века Любеч, что на берегу Днепра, стал центром политической жизни. Здесь были приняты эпохальные решения. Сегодня этот древнерусский город находится на территории Черниговской области Украины и является поселком городского типа.

Причины

К концу XI века лествичная система наследования, созданная , привела к путанице между потомками, бесконечным перемещениям владельцев с «младшего» стола на «старший». В этом заключены причины, потребовавшие созыва съезда.

Князья получали надел лишь во временное пользование, поэтому у них не было стимула развивать хозяйство, городское и храмовое строительство, ремесленничество.

Разобщенные княжества, раздираемые взаимными претензиями, подвергались к тому же многочисленным разорительным набегам сначала , а затем половцев. Противостоять им поодиночке не позволяли скудные возможности дружин, о создании мощного боеспособного войска тогда не заботились.

Важно! Положение усугублялось с каждым новым поколением: количество княжеских потомков увеличивалось, каждому нужно было выделить волость «для кормления», система перемещения по лествице все более усложнялась.

Междоусобная война 1093–1097 годов завела взаимоотношения в тупик, требовалось найти выход, устраивающий все воюющие стороны, и позаботиться, наконец, об обороне от внешнего врага.

С 1093 года в Киеве правил Святополк Изяславич. К этому времени он был старшим из внуков Ярослава.

Инициатор и участники встречи

Созвал любечский съезд князей Владимир II Мономах. Он добровольно принял решение не претендовать на Киевский стол в обход старшего брата.

В то время, когда был съезд, он княжил во втором по значению княжестве – Переяславском и в Залесской Руси – Ростово-Суздальской земле.

На встречу «в верхах» были приглашены все русские князья. Явились шесть из них, все – внуки Ярослава Мудрого.

Приглашенные на съезд князья съехались в Любеч в октябре 1097 года.

Цель

Главной целью любечского съезда было прекращение разорительной, опустошительной междоусобицы и защита от внешнего врага.

Владимир Мономах предложил:

  • закрепить за каждым из князей землю, передавать ее по наследству и делить между своими потомками;
  • объединить силы для отпора изнуряющим половецким набегам и создать общее войско.


Решения съезда

Ярославичи условились о мире между собой, договорились избегать междоусобных конфликтов. Закрепили уделы, каждому достались земли его отца:

  • Великокняжеский Киевский стол остался за Святополком Изяславичем, ему же передали Пинск Туров;
  • Владимир Мономах в придачу к Переяславскому и Ростово-Суздальскому княжествам получил Белоозеро и Смоленск;
  • Давиду Святославичу и Олегу Святославичу кроме Чернигова отошли во владение Тмутаракань, Рязань, Муром, Северск;
  • Давыд Игоревич закрепил за собой не только Владимир-Волынский, но и Луцк;
  • Теребовльским Василько Ростиславичу и его брату Володарю выделили еще Червень и Перемышль.

Князья решили объединять войска, чтобы при необходимости отразить очередной набег половцев или решить другую военную задачу.

Итоги съезда эпохальны для своего времени. Он подвел черту под лествичным правом, земля Руси перестала быть общим владением дома князей Киевских и распалась на наследственные отчины отдельных ветвей династии Рюриковичей .

Значение

Обобщая, чему способствовали решения любечского съезда, следует отметить два основных момента.

Междоусобицы решения съезда полностью прекратить не смогли, но на время снизили их интенсивность, частично снизив накал взаимных претензий.

Решения любечского съезда князей в части объединения военных сил позволили сводной дружине Святополка, Мономаха и соратников уже через четыре года нанести серьезное поражение половецкой орде. Это стало переломным моментом в борьбе с кочевниками. А в 1111 году союзники разгромили мощное половецкое войско.

Политическое значение

Политическое значение любечского съезда князей сложно переоценить. Решения, актуальные в сложившейся в то время ситуации, заложили основы будущей раздробленности Руси.

Вследствие принятой системы наследования, каждая волость делилась между наследниками, появлялись все более мелкие наделы.

Если удельный князь передавал одному из наследников землю неделимой, другие потомки оказывались безземельными князьями-изгоями.

Все это вело к разорению и обнищанию княжеских семей, а вместе с ними и всего населения.

Важно! Кроме экономической слабости нарастала и политическая разобщенность. Русские земли уже не могли сообща противостоять внешнему влиянию, отражать угрозы, зато внутринациональные проблемы со временем усугублялись и вели к новым многочисленным столкновениям.

Кратко о главном

Кратко о Любечском съезде:

  • Состоялся в Любече на Днепре в 1097 году.
  • Кроме инициатора — Владимира II Мономаха — участвовали еще пять внуков Ярослава Мудрого: Святослав II, Давид Игоревич, Давид Святославич, Олег Святославич, Василько Игоревич.
  • Собран с целью договориться об установлении внутреннего мира и объединения сил в борьбе с половцами.
  • Договорились о разделе и закреплении за каждым из князей вотчины, передаваемые по наследству от отца к сыну.
  • Положен конец лествичному праву, прекращено совместное владение потомками Ярослава киевским княжеством, сделаны первые шаги к раздробленности Руси.

Перемирие нарушено уже через год ослеплением Василька Игоревича и новыми конфликтами. Объединенное войско союзников смогло нанести сокрушительное поражение половецким ордам.

Полезное видео: Любечский съезд князей

Вывод

Съезд князей в Любече в XI веке изменил внутренние границы государства, создал новый порядок наследования, заложил основу для грядущей раздробленности Руси. Одновременно заменил устаревшее лествичное право и создал условия для объединения войск и совместного противостояния внешней агрессии.

Постоянные распри между князьями привели к экономическому и военному ослаблению русских городов. Этим обстоятельством пользовались половцы, устраивавшие регулярные набеги на русские земли. Они осадили город Торческ. Город более 3-х месяцев выдерживал осаду, пока была вода и пища. Но когда все закончилось, горожане решили сдаться. Неверные, в отместку за сопротивление, увели людей в плен, а город сожгли.

Потом половцы сожгли город Юрьев, а выбежавшие горожане отправились к Киеву. Святополк приказал строить город в Витичевском урочище на холме, который он назвал Святополческ. Новый город заселили бежавшие от половецких бесчинств юрьевчане.

Упомянутые злодейства — это только малая доля злодейств, учиненных половцами на русской земле.

Поняли князья, что не может так долго продолжаться. Если не найдут общего языка друг с другом половцы уничтожат все, что было создано, собрано и построено. Мужчин поработят или изведут, женщин сделают своими наложницами.

Священники и бояре тоже выражали недовольство княжескими распрями. Требовали объединиться ради борьбы с внешним врагом.

В 1097 году съехались Святополк, Владимир, Давид Игоревич, Василько Ростиславович, Давид Святославович и брат его Олег в городе Любече () на совет. По мнению Карамзина, вдохновителем этого любечцкого съезда был князь .

Правда, Олег приехал на съезд в большей степени по принуждению, чем по доброй воле.

Когда его первый раз звали на совет в Киев, он пообещал приехать вместе с братом, который княжил в Смоленске. А сам, набрав в Смоленске воинов, направился в Муром, где княжил Изяслав Владимирович. В битве с Олегом погиб князь Изяслав. Горожане приняли Олега, правившего в Муроме раньше. Вдохновленный победой Олег направился на Суздаль. Суздальцы тоже сдались ему. Потом Олег подчинил себе Ростов Великий.

Олег завоевывал города, заручившись военной поддержкой половцев. Удовлетворенный своими победами, он закрывал глаза на злодеяния, творимые нечестивцами. Это обстоятельство возбуждало ненависть к нему, как со стороны народа, так и со стороны князей. Олег догадывался об этом, стал осторожным и недоверчивым.

У Олега в руках был сын половского князя Итларя. Святополк и Владимир потребовали от Олега, чтобы он убил юношу. Но тот посчитал это ненужным кровопролитием и отказался.

В 1096 году Святополк и Владимир снова попытались вызвать Олега в Киев. «Приезжай в Киев, урядимся о Русской земле пред епископами, игуменами, мужами отцов наших и людьми городскими, чтобы после нам можно было сообща оборонять Русскую землю от поганых». Олег велел отвечать: «Не пойду на суд к епископам, игуменам да смердам»

Тогда Святополк и Владимир объявили Олегу: «Ты нейдешь с нами на поганых, -велели они сказать ему, — нейдешь к нам на совет – значит, мыслишь на нас недоброе, и поганым помогать хочешь; пусть же Бог рассудит нас!»

Братья решили идти на Олега войной. В конце концов, загнанный в угол князь Олег был вынужден встретиться со своими двоюродными братьями и племянниками.

И говорили князья друг другу: «Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут войны. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей». По взаимному соглашению любечский съезд русских князей 1097 принял решение:

  • Святополк станет владеть Киевом, Изяславовой отчиной,
  • Владимиру Всеволодовичу, прозванному Мономахом, достались вотчины отца его: Белоозеро, Суздаль, Ростов, Смоленск, Переславль,
  • Давид Игоревич получил Владимир Волынский,
  • Братьям Олегу, Давиду и Ярославу Святославовичам достались Чернигов, Муром,
  • Володарь остается править в Перемышле,
  • Василько Ростиславович – в Теребовле.

Свое решение закрепили целованием святого креста. При этом было сказано: „Если отныне кто на кого пойдет, против того будем мы все и крест честной». Сказали все: „Да будет против того крест честной и вся земля Русская». Порешив, таким образом, между собою, князья разошлись по домам.

Но одно дело решить, а другое – исполнить. Как следует из «Повести временных лет», «дьявол огорчен был их любовью. И влез сатана в сердце некоторым мужам». Распри не прекратились. Съезд князей в Любече в 1097 году, к сожалению, остановить их не смог. Наветы, разногласия, зависть еще долго сталкивали русских правителей, вынуждая их, поднимать оружие друг против друга. От вражды, бывшей между князьями, страдал простой народ.

Измена мужа