Тяжелый атомный крейсер «Адмирал Нахимов»: когда взлетит «Орлан. Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов», Цусимский финал

История отечественного флота знает пять военных судов, носивших гордое название «Адмирал Нахимов». История каждого из них – это отдельная и знаменательная, и трагическая страница в книге боевой славы российского флота . Для русских моряков было огромной честью служить на кораблях, носивших имя героя Крымской войны и руководителя обороны Севастополя.

Славная традиция

Более 100 лет в российском ВМФ регулярно появляются военные корабли, названные в честь известного флотоводца Павла Нахимова. Сначала морскую гладь бороздили броненосные фрегаты и крейсера, одни из первых в российском флоте кораблей с мощным бронированием и с башенными артиллерийскими установками. Затем, уже в составе «красного флота» советского государства, появились легкие крейсера, носившие имя героического адмирала или имеющие к его имени непосредственное отношение. Еще позже моря и океаны под советским военно-морским флагом бороздили мощные крейсера с ракетным вооружением.

Все боевые суда, носившие имя адмирала Нахимова, начиная с конца XIX века и по наши дни, – это превосходные и уникальные по своим боевым характеристикам военные корабли. Каждый из них своим появлением ознаменовал новую главу в военно-техническом оснащении флота.

Первый корабль, получивший имя адмирала

Начало славной традиции в российском флоте положил броненосный крейсер-фрегат «Адмирал Нахимов», введенный в строй в ноябре 1885 года. Он был одним из самых мощных военных кораблей в мире. Построенный на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, новый корабль стал самым большим противоречием в мировом кораблестроении. Помимо бронированного корпуса и мощных паровых машин, он получил в наследство от былой эпохи полное парусное вооружение, хотя эра парусных военных судов уже подходила к своему логическому завершению. В то время, когда основную боевую силу на море уже представляли броненосцы с мощными паровыми двигателями, высокие мачты и паруса на военных кораблях выглядели анахронизмом.

Решение установить на судне паруса было обосновано желанием сделать сильный боевой корабль, способный длительное время крейсировать на морских коммуникациях. Паруса должны были увеличить автономность плавания. В виду своей парусной оснастки новый броненосный крейсер отнесли к классу фрегатов. Однако боевая служба корабля и стремительное развитие всех видов морских вооружений показали, что такое техническое решение было ошибочным. Возросшая дальность стрельбы морской артиллерии сделала развитый такелаж корабля хорошей мишенью. Пройдя не одну тысячу морских миль, броненосный парусно-винтовой крейсер-фрегат «Адмирал Нахимов» в 1989 году лишился своего наследства. С корабля был демонтирован весь такелаж и парусный рангоут. Теперь на мачтах размещались лишь боевые марсы для сигнальной службы и антенна для радиотелеграфа.

Корабль на момент ввода в строй имел довольно внушительные размеры. Водоизмещения суда составляло более 8 тыс. тонн. Корпус фрегата имел бронированную цитадель в центральной части. Толщина бронированного пояса составляла 152 -254 мм. Ни один фрегат, ни крейсер подобного класса не имел в то время такого мощного бронирования. Ход стальному гиганту с белоснежными парусами обеспечивала паровая установка мощностью 8000 лошадиных сил. Под парами корабль мог развивать скорость в 16 узлов, в то время как парусное вооружение гарантировало кораблю движение со скоростью 4-5 узлов. Боевая мощь российского крейсера была представлена восемью 203 мм орудиями, установленными в башенных станках на барбетах. Такой тип размещения основного вооружения был признан на тот период самым передовым и перспективным. Вспомогательным вооружением были десять орудий калибра 152 мм, размещенные в батарейных палубах по обоим бортам.

Со всем этим огромным и сложным хозяйством должен был справляться экипаж в количестве 600 человек.

Боевая служба крейсера прошла в дальних морских походах. Усложнившаяся военно-политическая обстановка на Дальнем Востоке требовала от России постоянного военно-морского присутствия в этом регионе. Находясь в составе Балтийского флота, броненосный крейсер неоднократно включался в состав отряда кораблей Императорского флота, отправляющихся на Дальний Восток для несения службы.

Дальнейшая судьба броненосного крейсера Российского Императорского флота «Адмирал Нахимов» овеяна славой. В ходе вспыхнувшей в начале XX века русско-японской войны русский корабль был включен в состав 2-й Тихоокеанской эскадры, отправившейся с Балтики на помощь осажденному Порт-Артуру.

К началу русско-японской войны 1904-1905 годов русский крейсер уже считался устаревшим. Дальние морские переходы не пощадили его мощный стальной корпус. Паровые машины уже не могли обеспечивать оптимальные ходовые параметры. Устарело и вооружение корабля. Старые пушки могли вести эффективный огонь лишь на коротких дистанциях. В таком состоянии крейсер вошел в состав отряда крейсеров 2-й эскадры, дополнив ее количественно, но не качественно.

В ходе морского боя у острова Цусима крейсер продолжал оставаться в строю эскадры, отбивая атаки японских миноносцев. Получив до трех десятков попаданий в ходе дневного боя, корабль не утратил своей боеспособности. Потери русских моряков составили 25 убитых человек и до полусотни раненых. Командование корабля приняло решение в составе оставшихся боеспособных судов русской эскадры прорываться во Владивосток. Ночные торпедные атаки японцев нанесли броненосному крейсеру новые повреждения, ставшие для старого корабля фатальными. Чтобы избежать позорной сдачи в плен, экипаж принял решение взорвать корабль. Утром 28 мая 1905 года, после того как команда была эвакуирована на борт японского вспомогательного крейсера, героический броненосный крейсер Флота Его Императорского величества «Адмирал Нахимов» пошел ко дну.

Новая эпоха для кораблей, носящих имя адмирала Нахимова

Новая кораблестроительная программа в России, принятая накануне Первой мировой войны , предполагала строительство новых крейсеров, способных вести активную разведку в составе эскадры и оказывать огневую поддержку соединениям эсминцев, атакующих противника. Для действий на Балтике проектировались и строились корабли типа «Светлана». Для Черноморского морского театра на судостроительных заводах Николаева и Севастополя были заложены четыре крейсера типа «адмирал Нахимов». Снова имя легендарного адмирала должно было появиться на борту боевого крейсера.

В соответствии с условиями программы в 1913-1914 годах было заложено 8 судов этого проекта, однако Первая Мировая война внесла существенные коррективы в судьбу новых судов. Окончить постройку крейсеров типа «адмирал Нахимов» уже в ходе начавшейся войны не удалось. Сказывалась острая нехватка металла и других ресурсов. К тому же, многие механизмы были утрачены в связи с тем, что их изготовлением занимались германские предприятия. Сначала февральская революция, а затем и Октябрьская революция 1917 года положили конец участию России в войне. В условиях разгоревшейся Гражданской войны никто не собирался заниматься достройкой судов. Несмотря на разную степень готовности, заложенные суда так и остались стоять на стапелях.

Только в 1920 году решением Советского правительства оставшиеся корпуса боевых кораблей начали использовать для восстановления морских сил молодого советского государства. Два корабля были переоборудованы под танкеры. Оставшиеся шесть крейсеров было решено достраивать в соответствии с финансовой обстановкой на тот период. Послевоенная разруха и отсутствие необходимой производственной базы привели к тому, что судьбой кораблей стали заниматься только в конце 20-х годов. В результате масштабных мероприятий молодому советскому государству удалось ввести в строй один корабль на Балтике и два корабля черноморского «нахимовского» проекта.

Головной корабль черноморской серии, бывший «Адмирал Нахимов», спустили в 1927 году на воду и передали в состав ВМС РККА на Черном море. Крейсер получил новое название «Червона Украина». Последующая служба боевого судна стала славной страницей в истории советского ВМФ. Корабль встретил Великую Отечественную войну в составе отряда главных сил Черноморского флота. Крейсер активно участвовал в героической обороне Севастополя, доставляя боеприпасы и войска в осажденный немецко-фашистскими войсками город. Боевой корабль был потоплен германской авиацией в ходе налета 13 ноября 1941 года.

Следующей страницей в истории отечественного флота, связанной с именем прославленного русского адмирала, стал легкий крейсер «Адмирал Нахимов» проекта 68–бис. Мощный современный корабль вошел в строй Краснознаменного Черноморского Флота в 1953 году. Крейсер имел мощное артиллерийское вооружение и предназначался для повышения боевой эффективности других соединений флота в акватории Черного моря. Но несмотря на высокие боевые тактико-технические характеристики и молодой возраст, крейсеру была уготована иная судьба. Вскоре корабль был переоборудован и стал использоваться в качестве пусковой платформы для нового противокорабельного ракетного комплекса.

К 1960 году корабль успел морально состариться, поэтому было принято решение вывести его из состава флота. Окончил свою службу адмирал в качестве мишени, когда был потоплен в результате боевых ракетных стрельб.

Современные корабли, названные в честь адмирала П. С. Нахимова

Недолго в отечественном флоте отсутствовали корабли со славным именем. Уже в 1968 было начато строительство нового корабля, получившего имя адмирала Нахимова. Спустя четыре года ВМФ СССР пополнился кораблем нового класса, Большим противолодочным кораблем «Адмирал Нахимов», включенным 13 декабря 1971 года в состав Северного флота. Корабль проекта 1134-А имел водоизмещение 5.5 тыс. тонн и был предназначен для поиска и уничтожения вражеских подводных лодок в любом в удаленных районов мирового океана. Новый корабль по техническому оснащению и вооружению больше относился к классу ракетных крейсеров, однако в Советском Союзе на тот момент было принято классифицировать подобные корабли, как БПК (большие противолодочные корабли).

В сравнении с броненосным крейсером Императорского флота Его величества «Адмирал Нахимов» 1885 года постройки на новом корабле стояли силовые установки мощностью 90 тыс. л.с. Корабль мог развивать скорость хода до 33 узлов и обладал дальностью плавания в 5000 км.

Новый БПК гордо нес на борту имя прославленного адмирала в составе 170 бригады противолодочных кораблей Северного флота. БПК «Адмирал Нахимов» с бортовым номером 681 за 20 лет прошел десятки тысяч миль, выполняя боевые задачи. Он нес службу до 1991 года, когда и был выведен из состава флота. Однако на этом история боевых судов, связанных с именем Павла Степановича Нахимова, не закончилась. На смену Большому противолодочному кораблю в состав уже не советского, а российского ВМФ вошел другой, более мощный и совершенный боевой корабль. В 1992 году атомный ракетный крейсер проекта 1144, бывший ТАРКР «Калинин» приказом Главкома ВМФ РФ был переименован в ТАРКР «Адмирал Нахимов».

Корабль с героическим названием снова на боевой службе

Ракетный крейсер проекта 1144 «Адмирал Нахимов» был третьим кораблем в серии, состоящей из 4-х однотипных судов. Могучий стальной монстр был заложен в мае 1983 года, получив имя «Калинин». Всего по проекту 1144 «Орлан» планировалось ввести в строй 4 корабля. Строительство крейсера велось, как и ранее, на Северодвинском машиностроительном заводе.

В состав ВМФ СССР корабль вошел в 1988 году, став в один ряд со своим старшим братом — ТАРКР «Киров».

Следует отметить, что еще на стадии составления технического задания корабли с атомной энергетической установкой создавались как противолодочные корабли дальнего радиуса действия. Основная задача, которая ставилась перед новыми судами, — поиск и уничтожение атомных субмарин вероятного противника. Возрастающий состав иностранных военных флотов и растущая мощь надводных кораблей вынудили разработчиков проекта остановиться на универсальном варианте. Корабли стали проектироваться как полноценные крейсера – боевые суда океанского типа. Своим водоизмещением и размерами советские корабли превосходили все существующие до этого надводные боевые корабли, если не брать во внимание авианосцы. На Западе эти атомные крейсера получили шифр «Kirov class battlecruiser», который ставил их в разряд линейных крейсеров. Появление на океанских просторах тяжелого атомного крейсера, нашпигованного всеми видами вооружения, сразу меняло расстановку сил на морском театре.

При водоизмещении 25 тыс. тонн корабль представлял собой стремительную боевую платформу с неограниченным радиусом действия, на которой было установлено мощнейшее противокорабельное, противовоздушное и противолодочное вооружение. Каждый из кораблей отличался техническим оснащением и системами вооружений. Первые два судна — атомный ракетный крейсер «Киров» и «Фрунзе» — строились и вооружались в соответствии с первоначальным проектом. ТАРК «Адмирал Нахимов», бывший «Калинин», как и последний корабль серии, крейсер «Петр Великий», строились по усовершенствованному проекту 1144.2. Изменился состав вооружения, расширился круг боевых задач атомоходов.

Основным вооружением атомного крейсера «Адмирал Нахимов» являлись ПКР «Гранит» с вертикальным пуском, которые могли поражать любые корабли противника на большие расстояния, наносить удары по береговым объектам на большую глубину. Система ПВО «Форт» и «Оса-М» обеспечивали кораблю круговую оборону от всех видов воздушной угрозы. Не уступали противокорабельному оружию ни системы ПВО, ни средства борьбы с подводными лодками. Ракетный атомный крейсер «Адмирал Нахимов», как и его славный одноименный предок, бороздивший просторы океанов 100 лет назад, имел бронирование.

Сегодняшний день стального гиганта

Огромный боевой корабль прослужил совсем немного. Созданный для активного противоборства с надводными силами вероятного противника, корабль через шесть лет после ввода в строй был выведен в боевой резерв. Эта судьба постигла все три однотипных корабля, только последний, самый современный ракетный крейсер «Петр Великий» продолжал нести боевую службу. В 1997 году было принято решение начать ремонт корабля. ТАРКР «Адмирал Нахимов» самостоятельно совершил переход из базы Северного флота в Северодвинск, где должны были начаться плановые ремонтные работы на корабле и последующая модернизация.

Простоявший почти десять лет у заводской стенки ТАРК «Адмирал Нахимов» ожидала масштабная модернизация. На корабле планировалось заменить весь комплекс радиоэлектроники и подготовить судно к установке современного цифрового оборудования. Еще в 2008 году работы были ускорены, на крейсере осуществили выгрузку ядерного топлива из активной зоны реактора. По планам предпринятая модернизация корабля должна была завершиться в 2012 году, однако возникшие проблемы с установкой вооружения отодвинули сроки на более поздний период.

Полный цикл ремонтных работ в соответствии с государственной программой модернизации атомных ракетных крейсеров проекта 1144.2 был начат в 2013 году. Окончание восстановительных работ и последующей модернизации назначено на 2020 год, после чего планируется передать обновленный корабль Тихоокеанскому флоту.

Ожидается, что в будущем атомный крейсер получит новое вооружение. Все пусковые контейнеры будут спрятаны внутри судна. Противокорабельное вооружение будет представлено на модернизированном крейсере различными системами. Атомный крейсер будет представлять собой идеальную боевую платформу для одновременной установки трех различных ПКР: «Оникс» , «Гранит» и «Циркон». Такой подход значительно повысит универсальность корабля, так как каждая из систем способна выполнять свои определенные боевые задачи.

Славная история военных кораблей, поочередно носящих имя известного российского флотоводца и адмирала Павла Степановича Нахимова, продолжается. С того времени, когда холодных вод Балтийского моря коснулись скулы броненосного крейсера «Адмирал Нахимов» прошло уже больше 130 лет. Сегодня славное имя принадлежит одному из трех атомных ракетных кораблей, самых мощных надводных кораблей в истории флотов.

По сравнению с первым представителем династии, новый корабль имеет в три раза большее водоизмещение. Длина его корпуса равна почти 2,5 длины старого броненосца. Мощность ядерной энергетической установки составляет 140 тыс. лошадиных сил, что в 20 раз больше параметров паровой машины броненосного крейсера. Степень защищенности и мощность вооружения кораблей сравнивать некорректно. При всей колоссальной разнице у двух кораблей практически одинаковая численность экипажа. На броненосном крейсере Флота Его Императорского величества и на атомном ракетном крейсере команда насчитывает 600-700 моряков.

Сегодня ТАРКР «Адмирал Нахимов», на котором ведется масштабная модернизация, — это в будущем многофункциональный корабль, способный держать под контролем огромные площади и морские пространства.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

С. В. Сулига

Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов»

(Морская коллекция - 2)

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»»

Издается с января 1995 г.

ОБЛОЖКА: 1-я стр. - рис. А.Заикина; 3-я стр. - В.Емышева; 4-я стр. - С.Балакина

Все фотографии даны без ретуши


ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!

Перед вами второй номер «МОРСКОЙ КОЛЛЕКЦИИ» - приложения к журналу «МОДЕЛИСТ-КОН СТРУКТОР». Именно по этому номеру вы сможете судить и о будущих монографиях - таких, как «Броненосные крейсера типа “Гарибальди!”», «Авианосцы типа “Лексингтон”», «Линкор “Джулио Чезаре”» (“Новороссийск”) и других, находящихся в стадии редакционной подготовки. Все эти издания построены по такой же схеме и будут включать подробные описания конструкции и вооружения, разрезы, схемы, чертежи общего вида, цветные проекции и многочисленные фотографии, историю создания и службы знаменитых кораблей.

Особое место в планах редакции занимает издание тематических справочников по корабельному составу, поскольку спрос на такую литературу значителен. В настоящее время готовятся материалы, посвященные кораблям первой мировой войны: «ВМС Великобритании 1914–1918 гг.», «ВМС Германии 1914–1918 гг.», «ВМС Италии и Австро-Венгрии 1914–1918 гг.», «Российский Императорский флот 1914–1917 гг.», а также выпуски на другие темы. Кроме того, предполагается с 1996 года готовить номера по истории флота в виде сборников статей разных авторов. Так что советуем не упустить свой шанс и стать подписчиком нашего журнала. Помимо гарантированного получения всех номеров, многие из вас еще и сэкономят немалые деньги - ведь цена одного подписного номера «Морской коллекции» на сегодняшний день гораздо дешевле купленного в розницу.

Подписка на журнал принимается во всех отделениях связи, индекс по каталогу ЦРПА «Роспечать» 73474.


В планах редакции организовать ряд услуг для наших подписчиков - любителей истории флота и судомоделистов. В частности, предполагаем начать рассылку по индивидуальным заказам комплектов чертежей, фотографий целого ряда кораблей и судов. Пока же напомним, что творческая лаборатория «Эврика» предлагает следующие разработки:

Корвет «Оливуца» (Россия, 1841 г.) - 4 листа чертежей форматом 60x40 см с пояснительной запиской, корпус в масштабе 1:100, деталировка 1:50 и 1:25, подробные таблицы рангоута;

Торпедные катера S-26, S-142 и S-1 (Германия, 1939–1943 гг.) - 2 листа чертежей форматом 60x40 см с пояснительной запиской, масштаб 1:75;

Крейсер 1 ранга «Россия» (1897 г.) - 2 листа чертежей форматом 60x40 см с пояснительной запиской, масштаб 1:200.

Заявки присылайте в адрес редакции с обязательной пометкой «Эврика».


И последнее. Нам хотелось бы знать ваше мнение о содержании и оформлении первых выпусков «Морской коллекции», форме подачи материалов в них. Хотя редакция не в состоянии ответить на все письма, любой ваш отзыв, совет, интересное предложение не останутся без внимания.

Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» - один из интереснейших кораблей своего времени. При сравнении его с представителями такого же класса в русском и иностранных флотах бросалось в глаза его значительное превосходство в артиллерийской мощи. Кроме естественного чувства гордости за отечественное кораблестроение, возникает и недоумение - почему столь, казалось бы, удачный корабль не стал родоначальником целой серии башенных крейсеров с броневым поясом по ватерлинии, в других флотах появившихся много позже! Увы, Россия, введя в строй «Нахимова», который по числу орудий главного калибра и весу бортового залпа вдвое превосходил своих современников, почему-то снова вернулась к постройке броненосных крейсеров со «стандартным» числом стволов главной артиллерии, расположенных, как и орудия среднего калибра, в палубных бортовых установках. В результате, когда в 1904 году началась война с Японией, эти крейсера по артиллерии и ее защите оказались слабее аналогичных кораблей противника.

«Адмирал Нахимов» среди русских моряков пользовался большой популярностью. Вот какую характеристику ему дал известный русский и советский кораблестроитель В.П.Костенко: «С раннего детства чувствовал привязанность к этому кораблю, который своим внешним видом производил впечатление силы и решительности благодаря сильно выдвинутому тарану, одной дымовой трубе… и пропорциональным очертаниям его сравнительно короткого корпуса».

Крейсер проектировался и строился в переходный период развития броненосного флота, когда на кораблях уживались паровые машины и парусный рангоут, орудия казнозарядные и заряжающиеся с дула, торпеды и шестовые мины, электрические системы производства стрельбы и освещение помещений масляными фонарями. Не был исключением и «Адмирал Нахимов». Он запомнился и тем, что стал самым большим парусным бригом за всю историю Российского военного флота, и тем, что на нем впервые в России применили электрическое освещение помещений и противоторпедные сети. Корабль первым получил новые орудия системы 1884 года, но сохранил устаревшие паровые машины двойного расширения, изготовленные по образцу спроектированных в 1880 году на заводе Элдера в Глазго для царской яхты «Ливадия». Все последующие русские корабли имели уже машины тройного расширения пара.

После ввода в строй в 1888 году «Адмирал Нахимов» сразу перешел на Дальний Восток, где и прошла большая часть его службы. Он участвовал во многих событиях, связанных с укреплением позиций России на Тихом океане. Это и дипломатические миссии, боевые маневры, гидрографические работы и даже «придворная служба». В числе первых крейсеру пришлось обживать Порт-Артур - новую базу флота.

Начало войны застало заслуженный корабль в Кронштадте. К тому времени он уже лишился парусного рангоута и приобрел более современные очертания, хотя и сохранил устаревшую артиллерию. Учитывая нехватку новых кораблей, «Адмирал Нахимов» включили в состав Второй эскадры Флота Тихого океана. Поход к Цусиме стал его последним океанским плаванием…

Спустя 80 лет именно к этому кораблю интерес вспыхнул с необычайной силой. Золото! Японцы откуда-то раздобыли сведения, что «Нахимов» вез «казну» русской эскадры в золотых слитках. Поставленные на широкую ногу подводные работы, однако, не принесли желаемого результата. С корабля подняли много интересных и ценных вещей, но все «слитки» оказались… свинцовыми балластными чушками. Благодаря неподтвердившемуся слуху «Адмирал Нахимов» пока остается единственным обследованным кораблем из числа погибших в трагическом для России Цусимском сражении.


Броненосный крейсер «Имперьюз» - прототип «Адмирала Нахимова». Первоначальный внешний вид и схема бронирования после демонтажа парусного вооружения.

Задание Морскому техническому комитету (МТК) на проектирование нового броненосного корабля крейсерского назначения, который следовало построить в рамках программы 1881 года, управляющий Морским министерством вице-адмирал И.А.Шестаков сформулировал 18 мая 1882 года (здесь и далее даты по старому стилю). По его требованию новый корабль должен был иметь броню по ватерлинии (ВЛ) не менее 10 дюймов (254 мм), артиллерию главного калибра (ГК) 11 дюймов (280 мм), большой запас угля, скорость хода не менее 15 узлов, осадку не более 26 футов (7,92 м) и полное парусное вооружение. В качестве возможных прототипов МТК рассмотрел английский броненосный крейсер «Нельсон» постройки 1874–1881 годов (7630 т, 14 уз., 4 254-мм и 8 229-мм орудий в батарее, неполный 254-мм пояс по ВЛ и бронепалуба в оконечностях, защита орудий ГК 229 мм); строящийся в Англии бразильский броненосец «Риачуэло» (5610 т, 16,7 уз., неполный пояс 280–178 мм, 4 234-мм орудия в двух башнях с броней 254 мм, 6 140-мм пушек) и английский броненосный крейсер «Имперьюз», заложенный в августе 1881 года (7400 т, 16 уз., 4 234-мм орудия в барбетных установках со щитами и 10 152-мм орудий в батарее, 254-мм неполный пояс по ВЛ, карапасная бронепалуба в оконечностях). Последний, сочетавший мощное вооружение, хорошее бронирование, высокую скорость и большой запас угля, привлек внимание русских специалистов.

Однотипные «Имперьюз» и «Уорспайт» среди современных английских кораблей резко выделялись расположением артиллерии и формой корпуса. Чтобы понять причину появления во флоте «владычицы морей» столь необычных для него кораблей, в которых заметно проглядывало французское влияние, следует вернуться к 1880 году, когда Совет Адмиралтейства признал необходимость закладки нескольких броненосцев 2-го класса для службы в дальних морях, где значительное беспокойство Англии могли доставить русские броненосные крейсера. Учитывая, что новым кораблям во время военных действий придется вести не эскадренный бой, а одиночные дуэли, для них решили применить «французскую» систему расположения ГК - ромбом (по одному орудию в оконечностях и по одному с каждого борта). Теоретически это позволяло сконцентрировать в любом направлении огонь трех орудии, тогда как традиционная «британская» система обеспечивала бортовой залп из четырех орудий, но в нос и корму могли стрелять только два. Заложенные в 1881 году «Имперьюз» и «Уорспайт» официально числились как «барбетные корабли со стальным бронированием», но среди английских моряков они считались «белыми слонами» (аналог нашей «белой вороны»). Кроме необычного для флота «владычицы морей» расположения орудий и формы корпуса с заваленными вверху бортами, эта пара странным образом сочетала длинноствольные казнозарядные орудия и полную парусную оснастку. Британский адмирал сэр Джон Коммерел считал их «самыми неудачными из современных кораблей, плохо спроектированными, плохо построенными и абсолютно опасными»… для собственного экипажа. Возможно, это была и слишком резкая критика, но ни одного положительного отзыва об этих кораблях в документах того времени не нашлось. После переклассификации в «защищенные крейсера» (protected cruisers - так англичане называли свои бронепалубные крейсера в отличие от броненосных - belted cruisers) их снисходительно называли «полезными флагманскими кораблями на дальних станциях». Известный английский историк О.Парке писал: «Лучшее, что может быть сказано об «Имперьюз» и «Уорспайт», так это то, что они могли давать бортовой залп из трех 9,2-дюймовых и пяти 6-дюймовых орудий на скорости 16 узлов».

В 1895 году крейсер участвовал в маневрах на рейде китайского порта Чифу , затем посетил Владивосток , корейские и японские порты. В мае 1898 года вернулся на Балтику.

После модернизации крейсер, в 1900 году причисленный к гвардейскому экипажу, отправился в третье плавание на Тихий океан. В течение двух лет участвовал в маневрах Порт-Артурской эскадры, посетил Японию и Корею, выполнял дипломатические миссии. В мае 1903 года вернулся в Кронштадт. К сожалению, во время модернизации, не были заменены устаревшие орудия. Эта, уже намеченная замена, в ходе работ, была перенесена на следующую модернизацию, а как следствие в русско-японскую войну, в общем то ещё мощный крейсер, был почти безоружен перед своими противниками вследствие малой дальности и низкой скорострельности артиллерии. Во многом ради этой модернизации (а также планового ремонта) крейсер был возвращен в канун войны на Балтику. Однако ослабив своим отсутствием 1-ю Тихоокеанскую эскадру (несмотря на то, что старые орудия были плохо приспособлены к эскадренному бою, а скорость уже не позволяла выполнять рейдерские операции, благодаря наличию нескольких 8" орудий ГК, он являлся идеальным кораблём для защиты от миноносцев), он, не успев пройти намеченную модернизацию, лишь незначительно усилил 2-ю(низкая скорость, слабое бронирование и уже запредельно низкая для своего времени дальнобойность и скорострельность артиллерии, делала крейсер малоприспособленным кораблем линейного боя, для которого и была создана эта эскадра).

В 1902-1903 годы старшим офицером крейсера служил великий князь Кирилл Владимирович Романов .

Русско-японская война, гибель крейсера

С началом русско-японской войны «Адмирал Нахимов» под командованием капитана 1-го ранга А. А. Родионова вошел в состав 2-го броненосного отряда 2-й Тихоокеанской эскадры (командир отряда - контр-адмирал Д. Г. Фелькерзам). 14 мая 1905 года в Цусимском сражении крейсер получил около 20 попаданий снарядами, а ночью в 21:30-22:00 торпедирован в правый борт с носа. По данным экипажа (не подтверждаемыми японскими историками) в ходе ночного боя крейсер потопил два (по утверждению Родионова даже три) миноносца противника залпами кормовой и правой 8" башен. Ещё как-минимум три попадания 8" снарядов в крейсер «Ивате», нанесших последнему серьёзные повреждения, тоже стоит отнести на счёт комендоров русского броненосного крейсера, что следует из донесения командира кормовой 8-дюймовой башни мичмана Алексея Рождественского, пишущего о стрельбе по данному кораблю и данных о повреждении крейсера 8" снарядами, отсутствующими на других кораблях русского флота. Возможна ошибка в оценке повреждений (японцы могли спутать близкие по мощи 8" снаряды «Адмирала Нахимова» и 9" «Николая I»), по этому данное утверждение можно отнести к разряду высоковероятностных.

Утром 15 мая полузатопленный корабль, продолжал героическое движение кормой вперед (из-за носовой пробоины и как следствие сильного дифферента) и был окончательно затоплен экипажем лишь при появлении японских кораблей.

В целом, предельно устаревший крейсер проявил в тяжелейших условиях «цусимского побоища » более чем достойно. Этому способствовали и как независящие факторы (малое огневое воздействие противника), так и умелые действия экипажа вкупе с удачным расположение артиллерии для отражения миноносных атак.

Список офицеров крейсера, взятых в плен после Цусимского сражения

  1. Кобыльченко Иван, прапорщик (младший судовой механик)
  2. Фролков Николай, прапорщик (младший судовой механик)
  3. Микуловский Болеслав, прапорщик (вахтенный офицер)
  4. Лонфельд А. К., прапорщик (вахтенный офицер)
  5. Энгельгардт Михаил, мичман (вахтенный офицер)
  6. Винокуров Евгений, мичман (вахтенный офицер)
  7. Рождественский Алексей, мичман (вахтенный офицер)
  8. Кузьминский Василий, мичман (младший штурманский офицер)
  9. Михайлов Павел, мичман (младший минный офицер)
  10. Данилов Николай, мичман (вахтенный начальник)
  11. Щепотьев Сергей, поручик (младший судовой механик)
  12. Сухаржевский Дмитрий, поручик (младший судовой механик)
  13. Родионов М. А, лейтенант (помощник старшего судового механика)
  14. Шеманов Н. З., подполковник (старший судовой механик)
  15. Нордман Николай, лейтенант (ревизор)
  16. Крашенинников Пётр, лейтенант (вахтенный начальник)
  17. Мисников Николай, лейтенант (вахтенный начальник)
  18. Смирнов Н. А., лейтенант (младший артиллерийский офицер)
  19. Гертнер 1-й И. М., лейтенант (старший артиллерийский офицер)
  20. Мазуров Г. Н ., капитан 2-го ранга (вахтенный начальник)
  21. Семёнов, капитан 2-го ранга
  22. Гроссман В. А., капитан 2-го ранга (старший офицер)
  23. Клочковский В. Е. , лейтенант (старший вахтенный офицер, и. д. штурманского помощника)
  24. Родионов А. А. , капитан 1-го ранга (командир)

Миф о затонувшем золоте

Крейсер «Адмирал Нахимов» пребывал в относительной безвестности, пока в 1933 году американец Гарри Ризберг в книге «600 миллиардов под водой» заявил о том, что на борту четырех русских кораблей из 2-й Тихоокеанской эскадры, потопленных при Цусиме, находились сокровища на общую сумму в 5 млн долларов. По чистой случайности американец указал, что больше всего золота (2 млн долларов) пошло на дно вместе с «Адмиралом Нахимовым».

В ноябре 1980 года японский миллионер Такео Сасагава заявил, что выделил огромную сумму на спасение русского золота, поскольку затонувший «Адмирал Нахимов» был найден. Миллионер рассказывал о найденных на борту ящиках с золотыми монетами, слитками платины и золота. Позднее Сасагава позировал перед фотографами, держа в руках платиновые слитки, якобы поднятые с крейсера, однако новых находок не демонстрировал, ссылаясь на непредвиденные трудности.

Броненосный фрегат «Адмирал Нахимов» - первый российский крейсер с башенной артиллерией. Построен на Балтийском заводе в Петербурге корабельным инженером полковником Н. А. Самойловым. Заложен в июле 1884 года, спущен на воду 21 октября 1885 года, вступил в строй 3 декабря 1887 года. Долгое время считался одним из самых мощных и быстроходных крейсеров в мире.

Проектирование и постройка

Согласно заданию, данному Морскому техническому комитету на проектирование нового броненосного крейсера в рамках программы 1881 года, новый корабль должен был иметь броню по ватерлинии не менее 254 мм, артиллерию главного калибра 11 дюймов, большой запас угля, скорость хода не менее 15 узлов, осадку не более 7,92 м и полное парусное вооружение. В качестве прототипа был выбран английский броненосный крейсер Imperious , отличавшийся «ромбовидным» расположением орудий главного калибра (на носовой и кормовой оконечности и по обоим бортам).

19 ноября 1882 года проект был утверждён. По сравнению с английским прототипом: диаметр барбетов был увеличен на 1,5 м, чтобы вместить 229-мм орудия Обуховского завода; изменено расположение машинно-котельной установки, проект которой разрабатывался в Управлении главного инженер-механика флота генерал-майора А. И. Соколова. Более компактное размещение котельных отделений в середней части корпуса позволило обойтись одной дымовой трубой. Запас угля возрос в полтора раза, при этом, суммарная дополнительная нагрузка в 390 т увеличила проектное водоизмещение до 7782 т. Длина корпуса возросла на 1,83 м, осадка на 0,1 м.

В январе 1885 года, в ходе стапельных работ, было решено использовать в качестве главного калибра 203-мм орудия образца 1884 года на станках Вавассера. Перевооружение обеспечило повышение веса бортового залпа и скорострельность артиллерии главного калибра, возможность уменьшить диаметр барбетов на 62 см, что давало надежду на улучшение мореходных качеств корабля. Кроме того, барбетные установки получили тонкое круговое бронирование. В отличие от английского предшественника, проект крейсера «Нахимов» был признан удачным и в свою очередь, явился прототипом для вполне удачного американского проекта крейсера «Бэлфаст». По основным параметрам «Адмирал Нахимов», даже спустя двадцать лет, к началу русско-японской войны, имел значительные резервы для технической модернизации, и при условии замены устаревших орудийных установок главного калибра, вполне соответствовал новейшим броненосным крейсерам. Он по сути стал прообразом, появившихся, почти через треть века, многобашенных крейсеров…

Основная информация
Тип Броненосный крейсер
Государство флага Россия
Порт приписки Санкт-Петербург
Принадлежность Вторая Тихоокеанская эскадра
Верфь Балтийский завод
Строительство начато 1884 год
Спущен на воду 21 октября 1885 года
Введён в эксплуатацию 9 сентября 1888 года
Выведен из состава флота 15 мая 1905 года
Современный статус Потоплен в Цусимском сражении
Параметры
Водоизмещение 8473 тонн
Длина 101,3 м
Ширина 18,6 м
Осадка 8,3 м
Бронирование компаунд борт - 254 мм,
барбеты - 203 мм,
палуба - 51…76 мм,
рубка - 152 мм
Технические данные
Силовая установка 2 трёхцилиндровые паровые машины двойного расширения мощностью по 4000 и. л. с. Балтийского завода, 12 котлов
Мощность 8000 л. с. (5,9 МВт)
Винты 2
Скорость 16,3 узлов (30,2 км/ч)
Экипаж 23 офицера и 549 матросов
Вооружение
Артиллерийское вооружение 8 × 203-мм,
10 × 152-мм,
12 × 47-мм,
6 × 37-мм,
2 × 64-мм десантных
Торпедно-минное вооружение 3 × 381-мм торпедных аппарата

Служба

Большую часть службы крейсер провел в дальних плаваниях. 29 сентября 1888 года он ушел из Кронштадта на Дальний Восток и вернулся назад только три года спустя. После ремонта новый дальний поход - сначала в США, затем на Средиземное море, а оттуда - опять на Дальний Восток.

В 1895 году крейсер участвовал в маневрах на рейде китайского порта Чифу, затем посетил Владивосток, корейские и японские порты. В мае 1898 года вернулся на Балтику.

После модернизации крейсер, в 1900 году причисленный к гвардейскому экипажу, отправился в третье плавание на Тихий океан. В течение двух лет участвовал в маневрах Порт-Артурской эскадры, посетил Японию и Корею, выполнял дипломатические миссии. В мае 1903 года вернулся в Кронштадт. К сожалению, во время модернизации, не были заменены устаревшие орудия. Эта, уже намеченная замена, в ходе работ, была перенесена на следующую модернизацию, а как следствие в русско-японскую войну, в общем то ещё мощный крейсер, был почти безоружен перед своими противниками вследствие малой дальности и низкой скорострельности артиллерии. Во многом ради этой модернизации (а также планового ремонта) крейсер был возвращен в канун войны на Балтику. Однако ослабив своим отсутствием 1-ю Тихоокеанскую эскадру (несмотря на то, что старые орудия были плохо приспособлены к эскадренному бою, а скорость уже не позволяла выполнять рейдерские операции, благодаря наличию нескольких 8" орудий ГК, он являлся идеальным кораблём для защиты от миноносцев), он, не успев пройти намеченную модернизацию, лишь незначительно усилил 2-ю (низкая скорость, слабое бронирование и уже запредельно низкая для своего времени дальнобойность и скорострельность артиллерии, делала крейсер малоприспособленным кораблем линейного боя, для которого и была создана эта эскадра).

В 1902-1903 годы старшим офицером крейсера служил великий князь Кирилл Владимирович Романов.

Русско-японская война, гибель крейсера

С началом русско-японской войны «Адмирал Нахимов» под командованием капитана 1-го ранга А. А. Родионова вошел в состав 2-го броненосного отряда 2-й Тихоокеанской эскадры (командир отряда -контр-адмирал Д. Г. Фелькерзам). 14 мая 1905 года в Цусимском сражении крейсер получил около 20 попаданий снарядами, а ночью в 21:30-22:00 торпедирован в правый борт с носа. По данным экипажа (не подтверждаемыми японскими историками) в ходе ночного боя крейсер потопил два (по утверждению Родионова даже три) миноносца противника залпами кормовой и правой 8" башен. Ещё как-минимум три попадания 8" снарядов в крейсер «Ивате», нанесших последнему серьёзные повреждения, тоже стоит отнести на счёт комендоров русского броненосного крейсера, что следует из донесения командира кормовой 8-дюймовой башни мичмана Алексея Рождественского, пишущего о стрельбе по данному кораблю и данных о повреждении крейсера 8" снарядами, отсутствующими на других кораблях русского флота. Возможна ошибка в оценке повреждений (японцы могли спутать близкие по мощи 8" снаряды «Адмирала Нахимова» и 9" «Николая I»), по этому данное утверждение можно отнести к разряду высоковероятностных.

Утром 15 мая полузатопленный корабль, продолжал героическое движение кормой вперед (из-за носовой пробоины и как следствие сильного дифферента) и был окончательно затоплен экипажем лишь при появлении японских кораблей.

В целом, предельно устаревший крейсер проявил себя в тяжелейших условиях «цусимского побоища» более чем достойно. Этому способствовали как независящие от команды факторы (малое огневое воздействие противника), так и умелые действия экипажа вкупе с удачным расположением противоминной артиллерии.

Список офицеров крейсера, взятых в плен после Цусимского сражения

  • Кобыльченко Иван, прапорщик (младший судовой механик)
  • Фролков Николай, прапорщик (младший судовой механик)
  • Микуловский Болеслав, прапорщик (вахтенный офицер)
  • Лонфельд А. К., прапорщик (вахтенный офицер)
  • Энгельгардт Михаил, мичман (вахтенный офицер)
  • Винокуров Евгений, мичман (вахтенный офицер)
  • Рождественский Алексей, мичман (вахтенный офицер)
  • Кузьминский Василий, мичман (младший штурманский офицер)
  • Михайлов Павел, мичман (младший минный офицер)
  • Данилов Николай, мичман (вахтенный начальник)
  • Щепотьев Сергей, поручик (младший судовой механик)
  • Сухаржевский Дмитрий, поручик (младший судовой механик)
  • Родионов М. А, лейтенант (помощник старшего судового механика)
  • Шеманов Н. З., подполковник (старший судовой механик)
  • Нордман Николай, лейтенант (ревизор)
  • Крашенинников Пётр, лейтенант (вахтенный начальник)
  • Мисников Николай, лейтенант (вахтенный начальник)
  • Смирнов Н. А., лейтенант (младший артиллерийский офицер)
  • Гертнер 1-й И. М., лейтенант (старший артиллерийский офицер)
  • Мазуров Г. Н., капитан 2-го ранга (вахтенный начальник)
  • Семёнов, капитан 2-го ранга
  • Гроссман В. А., капитан 2-го ранга (старший офицер)
  • Клочковский В. Е., лейтенант (старший вахтенный офицер, и. д. штурманского помощника)
  • Родионов А. А., капитан 1-го ранга (командир)

Миф о затонувшем золоте

Крейсер «Адмирал Нахимов» пребывал в относительной безвестности, пока в 1933 году американец Гарри Ризберг в книге «600 миллиардов под водой» заявил о том, что на борту четырех русских кораблей из 2-й Тихоокеанской эскадры, потопленных при Цусиме, находились сокровища на общую сумму в 5 млн долларов. По чистой случайности американец указал, что больше всего золота (2 млн долларов) пошло на дно вместе с «Адмиралом Нахимовым».

В ноябре 1980 года японский миллионер Такео Сасагава заявил, что выделил огромную сумму на спасение русского золота, поскольку затонувший «Адмирал Нахимов» был найден. Миллионер рассказывал о найденных на борту ящиках с золотыми монетами, слитками платины и золота. Позднее Сасагава позировал перед фотографами, держа в руках платиновые слитки, якобы поднятые с крейсера, однако новых находок не демонстрировал, ссылаясь на непредвиденные трудности.

Первыми в успехе Сасагавы усомнились профессиональные охотники за морскими сокровищами. Стоило им обратиться к документам русско-японской войны - в частности, к донесениям участников Цусимского сражения, - как стало ясно, что в рассказах Сасагавы нет ни слова правды. Со временем выяснилась и другая любопытная деталь. Слитки металла, якобы поднятые с затонувшего русского крейсера, имели удельный вес 11,34 г/см³. Это плотность свинца, а не платины.

Адмирал Нахимов

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

«Адмирал Нахимов» - первый броненосный крейсер (фрегат) Российского Императорского флота с башенной артиллерией . Стал самым большим парусным бригом за всю историю российского флота. По числу орудий главного калибра и весу бортового залпа вдвое превосходил своих современников. Большую часть службы провел на Дальнем Востоке. Погиб в Цусимском сражении 28 мая 1905 года. По легенде на нем находилась «казна» российской эскадры в золотых слитках, благодаря ей крейсер остается единственным обследованным кораблем из погибших в Цусимском сражении.

Общие сведения

Адмирал Нахимов, Павел Степанович

Предпосылки к созданию

Российские специалисты Морского технического комитета в то время были заворожены отличными проектными данными британского крейсера, который кстати говоря строился в целях возможного противодействия именно российским броненосным крейсерам в дальних морях. Предполагалось, что ему придется вести не эскадренный бой, а одиночные дуэли. Также русских инженеров привлекла «французская» система расположения главного калибра - ромбом (по одному орудию в оконечностях и по одному с каждого борта). Это позволяло сконцентрировать в любом направлении огонь трех орудии, также разнесение орудий главного калибра далеко друг от друга повышало живучесть корабля. К тому же наличие полного парусного вооружения наряду с деревянной и медной обшивкой подводной части корпуса, которые в то время считались обязательными для русских крейсеров позволяло из-за отсутствия угольных и ремонтных баз вне метрополии совершать длительные переходы без докования и догрузки угля. Все это и послужило основой для выбора прототипа.

Проектирование

Первоначальный проект броненосного крейсера «Адмирал Нахимов» с 229-мм орудиями в барбетных установках.

По требованию, изложенному в задании на проектирование «океанского броненосного крейсера типа Imperieuse», так тогда именовался корабль в канцелярской переписке. Броня по ватерлинии должна была быть не менее 254 мм. Корабль должен был иметь артиллерию главного калибра 280 мм, большой запас угля, скорость хода не менее 15 узлов, осадку не более 7,92 м и полное парусное вооружение.

Проектирование нового крейсера осуществляли в чертежной Кораблестроительного отделения Морского технического комитета. По сравнению с английским прототипом на 1,5 м был увеличен диаметр барбетов , чтобы в них могли поместиться 229-мм орудия Обуховского завода . Из-за желания сохранить отработанные на Балтийском заводе паровые машины двойного расширения и цилиндрические котлы изменилось расположение и размеры машинного и котельных отделений.

Это повлекло за собой удлинение броневого пояса. Отсутствие в этих отделениях водонепроницаемых переборок снижало живучесть корабля . Однако перенос ближе к корме машинного отделения позволял обойтись одной дымовой трубой . В 1,5 раза по сравнению с прототипом увеличенный запас угля и дополнительная суммарная нагрузка подняли проектное водоизмещение до 7782 т. увеличились длина корпуса и осадка на 1,83 и 0,1 м. соответственно. Вес пустого корпуса без брони по расчетам должен был составлять 2937,4 т. На бронирование отводилось 974 т. или 12,5% от проектного водоизмещения.

Теоретический чертеж и спецификация корпуса были утверждены на заседании Морского технического комитета 1 декабря 1882 года. 25 января 1883 года комиссия под председательством генерал-майора К.В. Левицкого рассмотрела 9 представленных чертежей с расположением котлов и механизмов корабля. На этом же заседании определили размерения рангоута и площадь парусов. На крейсер предстояло установить две мачты и бушприт , полная парусность равнялась 3025 м². На следующий день эти чертежи были утверждены управляющим Морским министерством генерал-адъютантом И.А. Шестаковым. После подготовки строительных чертежей, 30 марта 1983 года вышло постановление Адмиралтейств-совета за № 1683 о фактическом начале работ по постройке корабля.

Постройка и испытания

Морское ведомство подписало контракт на «построение железного корпуса с окончательной отделкой и полным вооружением» нового крейсера с Балтийским железо-судостроительным и механическим обществом 10 мая 1883 года.

До конца ноября на заводе шли работы по подготовке к стапельным работам. 1 декабря 1883 года с Балтийским заводом был заключен так же контракт на изготовление паровых машин и множества вспомогательных паровых механизмов. Постройка корпуса началась 20 декабря 1883 года в специально изготовленном для этого эллинге завода. 15 апреля 1884 года из Главного морского штаба на флот разослали приказ в котором говорилось что:

Спуск на воду «Адмирала Нахимова»

Командиром корабля был назначен капитан 2-го ранга К.К. Де Ливрон. Торжественная церемония официальной закладки была проведена в июле 1884 года, чтобы ее мог посетить отдыхающий в Петергофе Российский император Александр III.

Спуск на воду броненосного фрегата «Адмирал Нахимов» состоялся в понедельник, 3 ноября (21 октября по старому стилю) 1885 года. Императорская чета прибыли к пристани завода на катерах в сопровождении великих князей, чинов двора и генералов. Кроме того на церемонии присутствовали почти все адмиралы Петербурга и Кронштадта, большое число офицеров и гардемаринская рота Морского корпуса. Александр III, поднявшись на борт принял рапорт от командира корабля капитана 2-го ранга Де Ливрона, совершил осмотр корабля, после чего в 11:50 приказал начать спуск. Вся церемония заняла около 20 минут.

В процессе постройки в проект крейсера были внесены изменения. Так например опускаемую дымовую трубу посчитали целесообразным заменить постоянной. Вместо конструктивно сложного стального бушприта с с выдвижным утлегарем установили бушприт традиционной конструкции. Уменьшили размерения рангоута и площадь парусного вооружения. Сократили высоту обеих мачт на 0,38 м. и отказались от добавочных парусов - лиселей . Но самым серьезным изменениям подверглась артиллерия крейсера. Из-за задержки с разработкой современного станка с коротким откатом для 229-мм орудий образца 1877 года было решено установить в барбетах по два 203-мм орудия образца 1884 года. Схема размещения орудий осталась прежней, это заметно увеличивало общую скорострельность и вес бортового залпа. Новые чертежи барбетных установок, уменьшенного до 7 м диаметра разрабатывал корабельный инженер полковник Н.А. Самойлов.

Спуск на воду

В конце 1885 года на корабле, стоявшем у заводской стенки начали испытания переборок наливом воды в отсеки. К весне на крейсере установили машины, котлы и почти все вспомогательные механизмы, была начата установка дымовой трубы. Только 7 июля 1888 года крейсер вышел на «частную заводскую пробу машин», испытания затянулись по причине ремонта корпуса, поврежденного летом 1887 года при входе в Купеческую гавань Кронштадта. При при водоизмещении 7785 т. и осадке 7,62 м. крейсер показал наибольшую скорость в 16,67 узла. Максимальная мощность машин составила 8012 л.с. На официальных испытаниях 22 сентября 1888 года при водоизмещении 8259,7 т. и средней осадке 8,03 м. корабль по сумме четырех пробегов на мерной миле развил мощность 7508 л.с. и среднюю скорость 16,09 узла.

Описание конструкции

Корпус

Теоретический чертеж корпуса

Корпус крейсера изготавливался из листовой стали Сименса-Мартена производства Путиловского завода. Соединение листов стали производилось железными заклепками. По всей длине корпуса проходил вертикальный внутренний киль из 13-мм стальных листов, к нему крепился угловой сталью горизонтальный киль из таких же листов, но в два слоя. Форштевень и ахтерштевень изготавливались из бронзовых отливок. Форштевень выше батарейной палубы продолжался железной конструкцией, а на высоте тарана переходил в горизонтальный брештук , который прочно соединялся с броневым настилом нижней палубы.

Набор корпуса был выполнен по продольной системе, который имел по четыре стрингера из стальных листов на каждый борт. Между стрингерами располагались шпангоуты десять из которых были водонепроницаемыми. Между 22 и 114 шпангоутами проходило внутреннее водонепроницаемое дно , доходившее до четвертого стрингера. По диаметральной плоскости корабля в машинно-котельном отделении от внутреннего дна до жилой палубы проходила продольная водонепроницаемая переборка толщиной от 7,9 до 9,5 мм. Фланговые переборки толщиной 5,56 мм между 36 и 102 шпангоутами, той же высоты проходили с внешней и внутренней стороны угольных ям. Между внешней переборкой и бортовой обшивкой имелся коридор, позволявший производить осмотр креплений броневых плит пояса.

Подводная часть крейсера имела двухслойную деревянную обшивку. Первый внутренний вертикальный слой из сосновых брусьев, второй горизонтальный - из досок лиственницы. Поверх деревянной обшивки днище обивалось в два слоя медными листами с просмоленной бумагой между слоями. К стальной обшивке угольниками был прикреплен деревянный киль, изготовленный из тика. Фальшкиль и боковые кили длиной 49 м. были изготовлены из лиственницы и обшиты медными листами. Боковые кили крепились на уровне третьего стрингера.

Бронирование

Схема бронирования

Броневой пояс проходил между шпангоутами 32 и 106 и имел общую длину 42,4 м. С концов пояса корпус перекрывался броневыми траверзами образовывая цитадель, внутри которой находились все жизненно важные элементы. Верхняя кромка пояса возвышалась над водой на 0,876 м. Его броневые плиты крепились к обшивке через прокладку из горизонтально проложенных брусьев лиственницы толщиной 254 мм. Общая высота пояса составляла 2,4 м, верхняя его часть высотой 1,22 м набиралась из плит толщиной 229 мм, нижняя - 152 мм. Траверзы имели толщину в верхней части 229 мм и сужались к низу до 152 мм.

Сверху цитадель перекрывалась броневой или жилой палубой, которая шла поверх броневого пояса. На протяжении от носа до кормы она настилалась из стальных листов толщиной 12,5 мм, а в районе цитадели имела второй слой из плит толщиной 37,3 мм. Оба слоя изготавливались из мягкой стали, все стыки и пазы для герметизации были прочеканены. На уровне ватерлинии в нос от 12 до 32 и в корму от 106 до 130 горизонтально, а далее снижаясь и доходя до штевней , располагалась карапасная палуба . Она также имела два слоя при общей толщине 76,2 мм. Верхняя палуба имела стальной настил из 7,9-мм стальных листов, поверх которого были уложены сосновые доски толщиной 76 мм. Батарейная палуба на протяжении батареи 152-мм орудий имела стальной настил из 6,4-мм листов, которые не доходили до диаметральной плоскости на на 2,75 м. Под бортовыми барбетными установками батарейная палуба набиралась из 12,7-мм стальных листов в два слоя. На этой палуба поверх настила укладывались вперемежку сосновые и дубовые доски толщиной 88 мм.

На деле паруса оказались в большей степени помехой, чем полезным дополнением к паровым машинам. При плавании экономическим ходом при попутном ветре паруса добавляли всего 1 узел скорости. При ветре в 3-4 балла при плавании только под парусами в галфвинд скорость была менее 4 узлов из-за сопротивления гребных винтов. К тому же, очень проблемным маневром был поворот оверштаг .

Вспомогательное оборудование

Корабельная динамомашина

В состав рулевого устройства входил один простой небалансирный руль . Рулевая рама с рудерпостом, петлями и крючьями отливалась из бронзы, руль обшивался деревом на на медных болтах и медными листами. Рулевая машина была заказана в Англии.

На корабле широко использовались паровые вспомогательные механизмы: машина для проворота гребных валов, лебедки для подъема шлака и золы, приспособления для бесшумного отвода излишнего пара из котлов в холодильники, шпили Бакстера , два локомотивных котла для привода большой двухцилиндрой пожарной машины с двумя центробежными помпами. Она находилась в машинном отделении, а пожарные рукава были проведены в каждую палубу. Для отвода воды из трюма служили две центробежные помпы системы Дж. Гвина, каждая со своей машиной без холодильника, и два эжектора системы Фридмана.

Электроэнергию вырабатывали четыре динамо-машины Грамма мощностью по 9,1 кВт с приводом от отдельных паровых машин. Две из них стояли в средней части батарейной палубы, еще две - в средней части жилой палубы. Палубы и боевые посты имели только электрическое освещение из 338 ламп накаливания, впервые на боевом корабле.

По штату на крейсере находились два 13,7-метровых минных катера с аппаратами для выпуска торпед. Два паровых 10,4-метровых катера , два 20-весельных баркаса , два 14-весельных гребных катера, два вельбота и два 6-весельных яла . Катера и баркасы спускались и поднимались с воды грузовой стрелой, установленной на грот-мачте .

Экипаж и обитаемость

Экипаж корабля во время занятий по специальности

Экипаж корабля изначально состоял из 31–33 офицеров и 541–607 нижних чинов. На каждого члена экипажа приходилось 2,5 м² площади и 5,16 м³ объема жилых помещений.

Запас провизии рассчитывался на пять месяцев автономного плавания, пресной воды - на 6–7 суток. Для пополнения ее запасов на корабле имелись две мощные опреснительные системы. Одна системы Зотова, другая английской системы Фрезера. Локомотивные котлы для привода опреснительных установок также служили для обогрева помещений.

Вооружение

Главный калибр

Продольный разрез барбетной установки

Артиллерия главного калибра состояла из восьми 203-мм пушек Бринка производства Обуховского завода с длиной ствола 35 калибров. Орудия устанавливались на башенных станках Вавассера парами в четырех барбетных установках. Эти станки относились к типу к типу станков на центральном штыре. Откат орудия происходил вдоль наклонных станин поворотной рамы, а накат - под действием силы тяжести, в качестве тормоза отката применялись гидравлические компрессоры. Сами барбетные установки внутренним диаметром 6,5 м располагались на корабле ромбом и выступали над верхней палубой на 0,46 м. Броневые стенки барбетов собирались из 203-мм плит на 203-мм вертикальных лиственничных брусьях. Внутри вращалась платформа с орудиями, которые защищались легкой круговой конструкцией в виде башни с толщиной стенок 19 мм. По всей окружности стенок были проделаны смотровые щели. Сверху установки закрывались 12,7-мм крышей диаметром 6,9 м. Между свесом крыши и броней барбета находился прикрепленный к стенкам башни карман. В него укладывались свернутые в тугие коконы койки с пробковыми матрасами, дающие дополнительную противоосколочную защиту. На крыше носовой и кормовой установок смонтировали командирские башенки.

В походном положении орудия со станками откатывались по раме назад и вверх, так что из амбразур стволы выглядывали всего на метр. Поворот орудий осуществлялся с помощью ручного привода, время поворота на 140° силой двух человек 59 с. Боезапас к орудиям подавался через трубы, имевшиe 76-мм броню. К трубам подачи боезапаса бортовых установок боезапас передавали по продольному коридору на нижней палубе тележками.

Еще десять 152-мм орудий Бринка образца 1877 года с длиной канала ствола в 35 калибров, которые располагались в батареях по пять с каждого борта. Эти орудия стояли на станках Дубова, сходных по конструкции со станками 203-мм орудий. В походном положении орудия могли откатываться по раме от борта и разворачиваться вдоль него полностью скрываясь за орудийными портами. Перевод орудия из походного положения в боевое и обратно занимал около 5 минут. Боезапас к орудиям подавался вручную: через специальные колодцы внутри цитадели на нижнюю палубу, далее - через сходные люки. Общее количество боезапаса состояло из 100 выстрелов на ствол для 203-мм орудий и 160 снарядов и 240 зарядов на каждое 152-мм орудие.

Вспомогательная артиллерия

37-мм револьверная пушка Готчкисса

Для борьбы с миноносцами и минными катерами на мостиках крейсера установили шесть 47-мм и четыре 37-мм пятиствольных (револьверных) орудия системы Готчкисса, четыре 4-фунтовых (87-мм) орудия образца 1877 года и две 63,5-мм десантные пушки Барановского .

37-мм и 45-мм револьверные орудия были изготовлены на заводе в Туле, стволы для 47-мм орудий делал Обуховский завод. Эти орудия имели одинаковое устройство: пять стволов собирались в единый «пучек» с помощью двух медных дисков. У 37-мм орудий стволы вращал наводчик, а у 47-мм - другой номер расчета, наводчик же производил наводку с помощью плечевого приклада. Для установки орудий использовали конические тумбы с наклонной осью. 37-мм пушки имели несколько типов стальных и чугунных снарядов весом около 0,5 кг, в боекомплект 47-мм орудий входило несколько типов стальных и чугунных гранат весом около 1,1 кг. Практическая скорострельность орудий составляла 8 выстрелов за 6 с.

Десантное орудие Барановского на колесном лафете

4-фунтовые пушки устанавливались на железных тумбовых станках с гидравлическим тормозом отката и пружинным накатником. Орудия имели винтовой подъемный механизм вертикальной наводки. Сами орудия имели цилиндропризматический клиновой замок. В их боекомплект входили чугунные снаряды с двумя медными поясками: граната и шрапнель весом по 6,86 кг,картечь весом 6,65 кг, содержащая 102 пули диаметром 23,6 мм по 50,1 г. каждая. Управление стрельбой осуществлялось визуально. Максимальная дальность стрельбы гранатой до 6470 м, шрапнелью - до 3400 м.

63,5-мм десантные пушки Барановского с длиной ствола в 19,8 калибров имели поршневой затвор и патронное заряжание. Станки орудий оснащались гидравлический компрессором и пружинным накатником. Наведение производилось винтовыми подъемным и поворотным механизмами с помощью оптического прицела конструкции Каминского. Станок устанавливался на специальной тумбе, прикрепленной тремя болтами к палубе. Чтобы переставить качающуюся часть пушки с корабельной тумбы на колесный десантный лафет, требовалось отвинтить всего один болт. Во время перевозки орудий на шлюпках колеса снимались. В боезапас орудия входили: чугунная граната весом 2,55 кг и шрапнель весом около 3 кг, содержащая 56 пуль. Дальность стрельбы составляла 1830 м, скорострельность - до 5 выстрелов в минуту.

Минно-торпедное вооружение

На «Адмирале Нахимове» в качестве торпедного вооружения были установлены два бортовых поворотных и один кормовой торпедный аппарат на уровне жилой палубы. Выстрел торпед производился пороховым зарядом или с помощью сжатого воздуха. Для нагнетания сжатого воздуха на корабле имелось два «воздухопитательных» насоса системы Шварцкопфа. Сжатый воздух хранился в двух баллонах «воздухохранителях» длиной 2 м и диаметром 381 мм. Для вооружения штатных минных катеров на крейсере находилось еще два торпедных аппарата для стрельбы укороченными торпедами. Выстрел из них можно было производить только с помощью порохового заряда. На паровых катерах стояло по одному аппарату для запуска метательных мин . В боекомплект крейсера входили 381-мм 19-футовые (5,73 м) образца 1876 года и укороченные 15-футовые (4,58 м) образца 1880 года торпеды Уайтхеда , общим количеством девять штук и шесть метательных мин.

В специальном минном погребе корабля хранилось 40 сфероконических якорных мин конструкции Герца образца 1876 года, которые устанавливали с катеров. На двух гребных катерах крейсера стояли шестовые мины. Обслуживали все минно-торпедное вооружение 1 офицер, 1 кондуктор (минный содержатель) и 32 матроса.

Модернизации и переоборудования

«Адмирал Нахимов» после модернизации

Во время ремонта в Кронштадте с октября 1898 по сентябрь 1899 года на крейсере были заменены котлы и динамомашины. Был окончательно удален парусный рангоут. На мачтах осталось по одному легкому рею и стеньги-однодревки. Вместо деревянных на каждую мачту поставили по небольшому боевому марсу . Установили новые опреснители системы Круга. Демонтировали 47-мм револьверные и 8-фунтовые орудия. Вместо них установили 12 новых 47-мм одноствольных орудий Готчкисса . Орудия Барановского сохранили только для десанта. На боевые марсы установили по два трехлинейных пулемета . Бортовые торпедные аппараты заменили на бронзовые в яблочных шарнирах с совком. Аппараты предназначались для 381-мм торпед типа «Л» образца 1898 года. Установки 203-мм орудий прикрыли круглыми щитами диаметром около 6,9 м с толщиной стен 63,5 мм и обтянули брезентом, из-за чего они приобрели вид настоящих башен.

История службы

Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» с момента зачисления в списки флота состоял в гвардейском экипаже, то есть его комплектовали лучшими матросами и офицерами. Его первым командиром стал капитан 2-го ранга Карл Карлович Де Ливрон.

Первое «полукругосветное»

В 6:15 утра 6 октября (23 сентября по старому стилю) «Адмирал Нахимов» вышел в море в свое первое дальнее плавание. Ему предстояло, обогнув Африку, пересечь Индийский океан и, придя в Сингапур, присоединиться к русской эскадре, став ее флагманом. За время перехода корабль посетил главную базу германского флота - Киль, французский порт Шербург. Из-за необходимости небольшого ремонта совершил вынужденный заход в Плимут. Далее крейсер побывал у островов Мадейра, Зеленого мыса и Святой Елены, совершил заход в гавани Капштадта и Порт-Луи. После чего пройдя Малакским проливом, через четыре с половиной месяца после начала плавания и пройдя около 15000 миль прибыл в Сингапур.

Крейсер «Адмирал Нахимов» в сухом доке порта Ногосаки 1890 год

В Сингапуре на крейсере был поднят флаг командующего эскадрой Тихого океана вице-адмирала В.П. Шмидта. Далее корабль с заходами в порты Батавии, Манилы, Чемульпо и Нагасаки проследовал во Владивосток.

17 июля 1889 года при входе в в бухту Новик на Русском острове, крейсер сел днищем на риф. После неудачной попытки самостоятельного схода с рифа на подошедшую баржу в течении двух дней были сгружены все снаряды, уголь и демонтировано часть артиллерии. После этого корабль удалось стащить на чистую воду силами канонерских лодок «Манчжур» , «Кореец» , «Сивуч» и парохода добровольного флота «Владивосток» . Для ремонта «Адмиралу Нахимову» пришлось уйти в Йокосуку. Днище корабля было деформировано, согнты флоры нескольких шпангоутов в районе котельного отделения и разорвана обшивка между 50 и 52 шпангоутами. Деревянные фальшкиль и наружная обшивка сыграли роль своеобразного буфера, предотвратив более серьезные повреждения. В доке пробоину закрыли накладным стальным листом, восстановили водонепроницаемость деревянной и медной обшивок. Чтобы вернуть корпусу прежние обводы, впадину в днище заполнили древесиной. Одновременно очистили подводную часть корпуса и покрыли броневой пояс семью слоями японского лака. В начале сентября крейсер вернулся во Владивосток.

До конца года «Адмирал Нахимов» провел в плаваниях с посещением портов Кореи и Японии и эскадренных учениях. В ноябре в Нагасаки состоялась встреча с прототипом - флагманом Китайской станции британского флота броненосным крейсером HMS Imperieuse .

Наш «Адмирал Нахимов» здесь просто на славу нашему флоту! Когда мы сошлись с «Интерпьюзом», то командир его с первых же слов просил позволения осмотреть нас и для этого сначала предложил нам осмотреть его. Нам были отворены даже крюйт-камеры. Между «Интерпьюз» и «Нахимовым» такая разница, как будто первый из них строился на 15 лет ранее второго, а не на один год… Ни одно иностранное судно не уходит отсюда без того, чтобы командир такового не попросил позволения осмотреть крейсер «Адмирал Нахимов», присылают к нам мичманов смотреть и учиться

Из письма одного из офицеров крейсера, написанного во время пребывания в Японии.

«Адмирал Нахимов» в парадном строю

В середине декабря 1889 года вице-адмирал В.П. Шмидт покинул корабль, а в марте следующего года командование кораблем принял капитан 1-го ранга Федотов. 29 августа 1890 года эскадра вышла в Петропавловск-Камчатский, чтобы принять участие в ежегодных торжествах в память героической обороны города от англичан и французов в 1854 году. С 1 ноября корабли эскадры обеспечивали морское путешествие наследника престола Николая Александровича на Дальний Восток. После завершения этой миссии в июне 1891 года «Адмирал Нахимов» получил приказ возвращаться на Балтику для ремонта.

Пройдя через Сингапур, Коломбо, Суэцкий канал и Шербур крейсер уже в сентябре 1891 года прибыл в Кронштадт. Совершив еще короткий поход в Копенгаген, корабль 10 ноября стал в Константиновский док для восстановительных работ. В январе 1892 года за плавание с цесаревичем капитан 1-го ранга Федотов, капитан 2-го ранга Родионов и другие офицеры крейсера получили высочайшие награды. Согласно первой официальной классификации введенной приказом по Морскому ведомству 1 февраля 1892 года, «Адмирал Нахимов» стал крейсером 1-го ранга.

После окончания ремонтных работ 15 июля 1892 года крейсер вывели из дока. Через несколько часов в двух отсеках, в районе котельных отделений, обнаружили значительную течь. Устранить ее путем зачеканивания мешала прибывающая вода, пришлось заливать места течи цементом. Через неделю течь появилась в районе 24, 28, 52 и 60 шпангоутов и имела место уже в пяти отсеках, о чем в своих гневных рапортах в Морской технический комитет и Главному командиру Кронштадтского порта сообщил капитан 1-го ранга Федотов.

Второе дальнее плавание

У берегов Америки 1893 год

В свой второй дальний поход «Адмирал Нахимов» вышел из Кронштадта 3 июня 1893 года под командованием капитана 1-го ранга Василия Лаврова. Ему предстояло совершить уникальную и весьма почетную миссию.

Вверенный Вашему Высокоблагородию крейсер "Адмирал Нахимов" назначен в состав эскадры Тихого океана, но временно он должен присоединиться к эскадре Атлантического океана, находящейся в Соединенных Штатах Северной Америки... Следует пользоваться всяким удобным случаем, чтобы собирать сведения по военно-морским вопросам. Для собирания и разработки всех этих сведений обязательно привлекать офицеров крейсера, поручая им осмотр укреплений, судов и т.п. Вы должны принять меры, чтобы все поручения, даваемые крейсеру и имеющие связь с военно-морским делом, не предавались огласке. «Генерал-Адмирал» и бронепалубному корвету «Рында» , которая шла в США для участия в торжествах по случаю открытия Чикагской промышленной выставки, посвященной 400-летию открытия Америки. До 10 августа эскадра пробыла в американских портах, посетив Ньюпорт, Бостон и Нью-Йорк. На следующий день после выхода в океан по сигналу адмирала «идти по назначению самостоятельно» корабли разделились. «Адмирал Нахимов» направился в Гибралтар с заходом на Азорские острова, а оттуда в испанский порт Кадис - место сбора и формирования Средиземноморской эскадры.

Из гавани Кадиса эскадра направилась в Тулон с ответным визитом на посещение Кронштадта в 1891 году французской эскадрой. На широте Барселоны к эскадре присоединился броненосный крейсер «Память Азова» Русская эскадра входит в Тулон картина Поля Жабера

Однако в результате аварии на «Адмирале Нахимове» был сломан бушприт. Повреждение сочли не таким серьезным, чтобы возвращать крейсер на Балтику и корабль продолжил дальнейший путь без него. Визит закончился успешно, командира корабля капитана 1-го ранга Василия Лаврова и старшего офицера капитана 2-го ранга Александра Стеммана французское правительство наградило орденами Почетного легиона. Остальных офицеров корабля наградили другими, менее значимыми орденами и медалями. Затем русская эскадра пересекла Средиземное море, проведя около двух месяцев в водах Греции.

29 января 1894 года «Адмирал Нахимов» в сопровождении корвета «Рында» отделился от Средиземноморской эскадры и через Суэцкий канал отправился на Дальний Восток. Во Владивосток корабли прибыли 25 мая. До конца лета крейсер находился в ремонте, во время которого на корабль установили короткий однодревный бушприт и сократили рангоут и такелаж. С корабля сняли стеньги брам-стеньги и гафели, вместо них установили короткие флагштоки. В ноябре 1894 года капитан 1-го ранга Лавров сдал командование новому командиру, им стал капитан 1-го ранга А.П. Кашерининов.

Обшивка поврежденная льдом. Док в Специи 1900 год.

После окончания ремонтных работ утром 23 ноября 1899 года крейсер «Адмирал Нахимов» начал переход переход в Ревель для приготовления к третьему дальнему плаванию под командованием капитана 1-го ранга С.С. Всеволовского. Во время перехода у острова Готланд с крейсера увидели попавший в аварию броненосец береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин» , о чем сообщили вечером того же дня по прибытии в Ревель.

Из-за сложной ледовой обстановки крейсер смог выйти в море только 8 февраля 1900 года. После выхода из порта корабль вошел в полосу сплошного льда и дальнейший путь смог продолжить только с помощью ледокола «Ермак» . Однако корпус «Адмирала Нахимова» получил повреждения обшивки и внутрь стала поступать вода. В Киле - первом иностранном порту на пути крейсера, обследовавшая его комиссия признала, что корабль может продолжить дальнейший путь. В мае по прибытии крейсера в Специю, «Адмирал Нахимов» встал на двухмесячный ремонт поврежденной обшивки и погнутых лопастей винтов. После ремонта дальнейший путь на Дальний Восток крейсер прошел без происшествий.

На Дальнем Востоке крейсер принял участие в подавлении Боксерского восстания в Китае в составе союзной эскадры. До начала 1903 года «Адмирал Нахимов» проходил службу в плаваниях и учениях, после чего в январе 1903 года снова отправился в Кронштадт для ремонта. Крейсер намеревались подвергнуть капитальному ремонту со сменой артиллерии и механизмов, но из-за сильной загруженности петербургских верфей пришлось ограничиться текущим ремонтом.

Снова на Дальний Восток

... безотлагательно приступить ко всем работам с тем. чтобы они были изготовлены к сроку, назначенному для ухода эскадры, к 15 июля

из приказа за № 1887 Главного Морского штаба

Эскадра вышла 15 октября 1904 года в свой беспримерный и тяжелый 220-суточный поход через три океана длиной около 18000 миль, не имея в пути ни одной собственной базы.

Сражение при острове Цусима

В ночь с 14 на 15 мая 1905 года 2-я Тихоокеанская эскадра вступила в Корейский пролив. Крейсер «Адмирал Нахимов» двигался замыкающим в кильватерной колонне главных сил. Артиллерийский расчет отдыхал на местах, предусмотренных боевым расписанием. Когда флагманский корабль - эскадренный броненосец «Князь Суворов» открыл огонь, «Адмирал Нахимов» находился в 62 кабельтовых от ближайшего противника, и его снаряды не могли достигнуть цели. Как только дистанция сократилась орудия крейсера включились в общую канонаду. После выхода из строя «Князя Суворова» русская эскадра, не имевшая плана боя была обречена на поражение. Доблестно сражаясь с японцами, корабли пытались пробиться к Владивостоку. В 16:20 сгустившийся туман вынудил прекратить бой, японские корабли временно потеряли русских из виду, эскадра продолжала идти на север. Когда зашло солнце адмирал Того повел свои броненосные корабли на север, к острову Дажелет. Для ночных атак против русской эскадры он направил миноносцы.

За время дневного боя крейсер «Адмирал Нахимов» получил почти 30 попаданий снарядов калибром от 76 до 305 мм, на нем разрушило надстройки, вышли из строя несколько орудий, убило 25 и ранило 51 человека. Однако кораблю удалось избежать фатальных повреждений и он оставался боеспособным.

Перечислить все снаряды, попавшие в крейсер, нет возможности, так как попаданий было слишком много, да и время для подобного осмотра и подсчета их не было. Все переговорные трубы были перебиты. Осколки разлетались по всему крейсеру, огромное количество их было видно над машиной, где они лежали на броневых колосниках. Всю палубу изрыло разорвавшимися снарядами и их осколками. Масса осколков валялась у траверзов, сделанных перед боем, и много их застряло в самих траверзах. Вообще же всех повреждений, нанесенных крейсеру неприятелем, перечислить невозможно.

Из донесения командира крейсера 1-го ранга «Адмирал Нахимов»

Гибель

Расположение пробоины от торпеды. Чертеж предоставлен мичманом Энгельгардом.

Вечером 27 мая остатки 2-ой Тихоокеанской эскадры взяли курс на Владивосток. «Адмирал Нахимов» шел замыкающим колонну, на нем ремонтировали боевое освещение поврежденное в бою. К моменту окончания ремонта и включения прожекторов, крейсер сразу привлек к себе внимание японских миноносцев, и между 21:30 и 22:00 получил торпедное попадание в носовую часть правого борта. Генераторы от сотрясения снова вышли из строя, нос крейсера стал погружаться в воду, а корма подниматься, оголяя винты. Корабль потерял ход, а эскадра ушла вперед. Освещение на корабле достаточно быстро наладили, но попыткам подвести под пробоину пластырь мешали волнение и ветер. Наконец пластырь удалось подвести, но он не полностью закрыл пробоину. Под пробоину подвели еще и огромный парус, но дифферент и крен продолжали увеличиваться, вся носовая часть до водонепроницаемой переборки по 36 шпангоуту была уже затоплена. Если бы она не выдержала, затопило бы носовое котельное отделение, это грозило кораблю взрывом котлов. По предложению старшего механика командир развернул крейсер и продолжил движение 3-узловым задним ходом, что ослабило давление воды на переборку.

Утром на горизонте показался берег острова Цусима, по приказанию командира начали спускать шлюпки и переносить в них раненых. К тому времени под давлением воды разрушились продольные переборки и вода затопила погреба левого борта. Корабль еще сильнее осел носом, но крен заметно уменьшился. Эвакуация ускорилась после появления японского эсминца IJN Shiranui , а чуть позже вспомогательного крейсера Sado Maru . Подойдя к крейсеру на 810 кабельтовых на эсминце подняли сигнал с предложением сдачи. Командир крейсера принял решение взорвать корабль, в минный погреб заложили подрывной заряд, а запальный шнур от него вывели в стоящую рядом шлюпку.

Тонущий «Адмирал Нахимов». Фото с борта вспомогательного крейсера Sado Maru

Sado Maru приближался на ходу спуская шлюпки с трофейной командой. На тонущем крейсере остались только штурман лейтенант В.Е. Клочковский и командир капитан 1-го ранга А.А. Родионов, который подал сигнал. Но взрыва не последовало, устанавливавшие заряд гальванеры нарушили приказ и не подсоединили запал, решив что крейсер все равно тонет. В 7:50 28 мая 1905 года японская трофейная команда поднялась на борт «Адмирала Нахимова» и на нем быстро был японский флаг. Однако трофейщики вскоре получили приказ с Sado Maru
Измена мужа