Особенности проведения лабораторной работы в вузе. Разница между практической и лабораторной работой

С лабораторными работами многие студенты знакомы еще со школы. Однако школьные лабораторные серьезно отличаются от тех, которые проходят в университетах. В школах такие работы могут выполняться учеником даже дома. После проведенного эксперимента учащемуся нужно только записать свои наблюдения и выводы и представить учителю.

В лабораторные чаще всего проводятся в лабораториях - специальных помещениях, где уже есть все необходимое для проведения опытов. На гуманитарных факультетах подобный вид работ встречается редко, здесь есть другие формы исследований. А вот студенты, которые занимаются науками (например, физикой или химией) обязательно столкнутся с необходимостью готовить лабораторные.

Как это происходит?

Лабораторная работа - занятие групповое, и обычно у всех студентов задание во время эксперимента общее. Однако каждому учащемуся придется в индивидуальном порядке готовить отчет по лабораторной. В отчете должны быть соблюдены требования к оформлению такого вида работ, а также представлен тот комплекс знаний, который от студента ждет преподаватель.

Лабораторную приходится защищать. Это означает, что студенту мало просто правильно написать работу и грамотно ее оформить. Преподаватель будет задавать вопросы по теме, чтобы определить, насколько учащийся ей владеет.

Зачем нужны лабораторные?

Лабораторные работы отлично дополняют учебную программу. Программа состоит из лекций, контрольных и лабораторных, а по итогам прохождения тем проводятся экзамены. Лекции - это теоретические занятия, а контрольные - это проверка знания теории. Лабораторные работы - это такие контрольные, которые направлены на практические навыки студента.

Работая в лаборатории, студент может на практике испытать то, что он проходил на лекциях. Именно поэтому такие работы очень важны. Не рекомендуется пропускать занятия в лабораториях, потому что прогулы могут серьезно отразиться на успеваемости и на конечной оценке.

Когда студент посещает только лекции, он получает лишь теоретические знания. Практические знания и навыки он может получить только в лаборатории. Как вариант, еще есть практика, но практику проходят студенты старших курсов. И к моменту, когда студент начинает искать, где ему можно получить опыт, учащийся должен уже обладать хотя бы минимальными навыками. Лабораторная работа может сделать студента успешным или стать причиной отчисления из вуза.

Лабораторные работы на заказ. Юность – прекрасная пора, когда вечно не хватает времени. Находится масса важных занятий, а между тем, нужно ещё и учиться. Строгий преподаватель ждёт от тебя лабораторной работы в оговоренный срок, а все мысли только о назначенном на вечер свидании? Знакомая ситуация! Хочешь совет? Закажи прямо сейчас в нашем агентстве «Студик» лабораторную работу и, не мешкая, отправляйся на судьбоносную встречу!

Лабораторная работа – это особый вид индивидуальных работ, в ходе которых учащиеся используют теоретические знания на практике, применяют различный инструментарий и прибегают к помощи технических средств. Такие работы призваны углубить профессиональные знания учащихся и побудить их мыслить самостоятельно.

Наверное, многим студентам вопрос, что такое лабораторная работа, покажется как минимум странным; ведь с этим способом оценки знаний все мы знакомы еще со школьной скамьи. И, тем не менее, в этой теме имеются свои «подводные камни», о которых мы и поговорим сегодня подробнее.

Что такое лабораторная работа?

Для начала давайте разберемся, что к чему. Как известно, процесс обучения содержит теоретическую и практическую часть , где теория – это «начитка» лекций, а практика – лабораторные и самостоятельные работы согласно пройденному материалу.

Если на лекциях мы очень устаем, постоянно работая ручкой и пополняя свои конспекты полезной и нужной информацией, а на самостоятельной работе – усердно напрягаем мозги в поисках правильного решения; то лабораторная работа – это более увлекательное занятие, которое сочетает в себе проверку знаний и получение колоссального опыта по теме.

Также можно и себя проявить с самой что ни на есть положительной стороны в глазах проверяющего! Именно поэтому студенты реже всего прогуливают именно такие пары!

Как правило, такие практические работы чаще всего организовывают при изучении точных наук , например, в школе на уроках физики и химии. В университете при получении высшего образования лабораторные становятся обязательной частью учебного процесса инженерных и технических специальностей, а студенты на практике изучают работу того или иного оборудования, реакции реактивов и химикатов, а также другие не менее увлекательные процессы.

Если вы – студент гуманитарного вуза, то не исключено, что в вашем случае последняя лабораторная работа была проведена еще в выпускных классах на уроке химии или физики. Однако это вовсе не означает, что вы не должны знать, что такое лабораторная работа, и как правильно ее выполнять.

Преимущества и особенности лабораторной работы

Суть лабораторной работы описана уже в ее названии, не зря первая строка в оформлении имеет соответствующее название «Тема». А вот цель проведения такого занятия – изучить и осознать определенные физические процессы и законы, химические реакции и закономерности .

Выполнение работы и получение достоверных результатов осуществляется опытным путем в специальном помещении – лаборатории , то есть наглядно, так сказать.

Глубокое понимание очень важно во время учебного процесса, иначе нельзя судить об успешно выполненной работе. Именно поэтому накануне экзамена преподаватель сообщает о предстоящей работе и просит студентов дополнительно к ней подготовиться.

Лабораторная работа подразумевает:

1. Изучение определенного физического процесса на практике, используя при этом методы, предварительно изученные на лекциях.

2. Выбор наиболее оптимального приема выполнения замеров и исследования, которые обеспечивает наиболее точный результат.

3. Определение фактического результата и его сравнение с теоретическими данными, описанными в учебнике согласно выбранной тематике.

4. Обнаружение причин полученного несоответствия и грамотное изложение их в отчете лабораторной работы.

5. Грамотное оформление выводов согласно требованиям методички.

Участие лабораторной работы в учебном процессе

Если студент думает, что может прогулять пару – тройку лабораторных работ, и ему за это не «прилетит» никаких взысканий, то очень ошибается. Дело в том, что пропущенное практическое занятие необходимо будет выполнить позднее и уже в индивидуальном порядке , в противном случае итоговая оценка не будет выставлена, либо будет не соответствовать желанной.

Именно поэтому большая часть студентов предпочитают во что бы то ни стало посетить такое занятие, ведь делать лабораторные работы всей группой и с помощью преподавателя всегда проще, особенно если в знаниях имеется пробел.

Требования и контроль за выполнением лабораторных работ

В начале пары преподаватель в общих чертах знакомит с предстоящей работой, измерительной аппаратурой, техникой безопасности и правилами поведения студентов в лаборатории. Кроме того, выдает методички, согласно которым необходимо оформить отчет по проделанной практической работе.

Отдельно стоит акцентировать внимание на правилах оформления работы и инструктаже, которые должны проходить в строгом порядке и иметь соответствующую запись в журнале проведения лабораторных работ и журнале по технике безопасности.

В последнем должна в обязательном порядке стоять подпись студента о прохождении инструктажа , в противном случае речь идет о нарушении, за которое в случае ЧП преподаватель может получить выговор.

По итогам инструктажа и после соответствующей подписи педагог больше не несет ответственность за поведение студента на лабораторной работе; а студент, расписавшись, подтверждает, что лично ознакомлен со всеми правилами проведения работ и безопасности во избежание ЧП.

Когда все организационные моменты оговорены, можно приступать к выполнению практической работы, но не сразу…

В любом случае, студент обязан:

1. Соблюдать порядок выполнения лабораторной работы, который подробно изложен в специальной методичке по теме.

2. Вести отчетность о проделанной работе в черновик, а после оформить сам отчет уже в чистовом варианте.

3. Предъявить свою работу преподавателю по завершению ее выполнения и оформления.

Подготовка и допуск к выполнению лабораторной работы

Как мы уже упоминали выше, каждый студент должен заранее подготовиться к лабораторной работе, то есть теоретически ознакомиться с предстоящим заданием или хотя бы иметь общее представление о том, что необходимо будет сделать на практике.

Если базовые знания в теме лабораторной работы и вовсе отсутствуют, преподаватель имеет полное право не допустить к практической части занятия. И тогда пересдавать лабораторную работу будет необходимо в индивидуально порядке; а в таких случаях вы отнимаете и свое время, и время преподавателя. Так что на поблажки рассчитывать уже не приходится и тройка за счастье.

После допуска к лабораторной работе студент может преступить в практической части занятия, которая также имеет ряд нюансов. Порядок выполнения лабораторной работы подробно изложен ниже.

Порядок выполнения лабораторной работы

1. Необходимо внимательно ознакомиться с приборами, с которыми ближайший час придется иметь дело. Для этого недостаточно просто на них посмотреть, требуется изучить техническую документацию и определить по методичке, какую схему собрать.

2. Собрать схему, указанную в методичке и подозвать преподавателя для определения правильности выполненных действий.

3. Определить цену деления шкалы прибора и погрешность его измерений.

4. Провести пробное испытание, которое позволит судить о правильности подготовки рабочего места.

5. Подготовить черновик для записи и провести все требуемые в задании эксперименты и записать в черновик показания приборов.

6. Оформить отчет о проделанной работе согласно требованиям, предъявляемым к оформлению лабораторных. Не забывать о необходимости составления выводов.

7. Сдать на проверку и подготовиться к защите.

Защита лабораторной работы

Педагог вызывает студента, проверяет корректность оформления отчета, а после при отсутствии замечаний задает вопросы по теме. Их количество не ограничено. Однако вразумительный ответ и полное осознание проделанной работы заметно упрощают утомительный и волнительный процесс сдачи.

Если преподавателя не удовлетворяют знания студента, то он отправляется дальше готовиться либо приходит в следующий раз. По своему опыту скажу, с этим делом лучше всего не затягивать.

Критерии оценки лабораторных работ

Получить отличную оценку можно только в том случае, если лабораторная работа выполнена в полном объеме, оформлена согласно всем требованиям, а студент может ответить на все дополнительные вопросы.

Но главное – преподаватель видит, что учащийся разбирается в заданной теме и имеет полное представление о проделанных ранее действиях.

Оценка «4» недалеко ушла от пятерки, однако ставится в том случае, если, несмотря на идеально оформленную работу, студент растерялся и не ответил на 2 – 3 вопроса своего педагога. Недочеты, описки и негрубые ошибки в содержании при безупречном ответе на все вопросы также оцениваются в четыре балла.

На «3» оценивается неполная работа, которая не до конца раскрывает цель ее выполнения. А вот совершенные ошибки и описки вызывают сомнения за правильность решения; отсутствие выводов также снижает шанс студента на получение хотя бы хорошей оценки в журнал.

При полном незнании предмета либо неподготовленности к лабораторной работе преподаватель может смело ставить в журнал двойку, однако студент должен ее пересдать в самые кратчайшие сроки. В противном случае «неуд» отрицательно скажется на итоговой оценке и допуске к экзамену (зачету).

Вывод : Я надеюсь, что вся предоставленная информация поможет студентам не просто качественно подготовиться к предстоящей практической работе, но и сдать ее на «отлично», приятно удивив своего преподавателя.

Уверена, что советы, полученные на сайте сайт, не останутся вне сознания, а окажутся весьма актуальными на очередной лабораторной работе.

Теперь ты знаешь, что такое лабораторные работы , и для чего они необходимы в школьной жизни и студенчестве.

Наверное, многим студентам вопрос, что такое лабораторная работа, покажется как минимум странным; ведь с этим способом оценки знаний все мы знакомы еще со школьной скамьи. И, тем не менее, в этой теме имеются свои «подводные камни», о которых мы и поговорим сегодня подробнее.

Для начала давайте разберемся, что к чему. Как известно, процесс обучения содержит теоретическую и практическую часть , где теория – это «начитка» лекций, а практика – лабораторные и самостоятельные работы согласно пройденному материалу.

Если на лекциях мы очень устаем, постоянно работая ручкой и пополняя свои конспекты полезной и нужной информацией, а на самостоятельной работе – усердно напрягаем мозги в поисках правильного решения; то лабораторная работа – это более увлекательное занятие, которое сочетает в себе проверку знаний и получение колоссального опыта по теме.

Также можно и себя проявить с самой что ни на есть положительной стороны в глазах проверяющего! Именно поэтому студенты реже всего прогуливают именно такие пары!

Как правило, такие,практические работы чаще всего организовывают при изучении точных наук , например, в школе на уроках физики и химии. В университете при получении высшего образования лабораторные становятся обязательной частью учебного процесса инженерных и технических специальностей, а студенты на практике изучают работу того или иного оборудования, реакции реактивов и химикатов, а также другие не менее увлекательные процессы.

Если вы – студент гуманитарного вуза, то не исключено, что в вашем случае последняя лабораторная работа была проведена еще в выпускных классах на уроке химии или физики. Однако это вовсе не означает, что вы не должны знать, что такое лабораторная работа, и как правильно ее выполнять.

Преимущества и особенности лабораторной работы

Суть лабораторной работы описана уже в ее названии, не зря первая строка в оформлении имеет соответствующее название «Тема». А вот цель проведения такого занятия – изучить и осознать определенные физические процессы и законы, химические реакции и закономерности .

Выполнение работы и получение достоверных результатов осуществляется опытным путем в специальном помещении – лаборатории , то есть наглядно, так сказать.

Глубокое понимание очень важно во время учебного процесса, иначе нельзя судить об успешно выполненной работе. Именно поэтому накануне экзамена преподаватель сообщает о предстоящей работе и просит студентов дополнительно к ней подготовиться.

Лабораторная работа подразумевает:

1. Изучение определенного физического процесса на практике, используя при этом методы, предварительно изученные на лекциях.

2. Выбор наиболее оптимального приема выполнения замеров и исследования, которые обеспечивает наиболее точный результат.

3. Определение фактического результата и его сравнение с теоретическими данными, описанными в учебнике согласно выбранной тематике.

4. Обнаружение причин полученного несоответствия и грамотное изложение их в отчете лабораторной работы.

5. Грамотное оформление выводов согласно требованиям методички.

Участие лабораторной работы в учебном процессе

Если студент думает, что может прогулять пару – тройку лабораторных работ, и ему за это не «прилетит» никаких взысканий, то очень ошибается. Дело в том, что пропущенное практическое занятие необходимо будет выполнить позднее и уже в индивидуальном порядке , в противном случае итоговая оценка не будет выставлена, либо будет не соответствовать желанной.

Именно поэтому большая часть студентов предпочитают во что бы то ни стало посетить такое занятие, ведь делать лабораторные работы всей группой и с помощью преподавателя всегда проще, особенно если в знаниях имеется пробел.

Требования и контроль за выполнением лабораторных работ

В начале пары преподаватель в общих чертах знакомит с предстоящей работой, измерительной аппаратурой, техникой безопасности и правилами поведения студентов в лаборатории. Кроме того, выдает методички, согласно которым необходимо оформить отчет по проделанной практической работе.

Отдельно стоит акцентировать внимание на правилах оформления работы и инструктаже, которые должны проходить в строгом порядке и иметь соответствующую запись в журнале проведения лабораторных работ и журнале по технике безопасности.

В последнем должна в обязательном порядке стоять подпись студента о прохождении инструктажа , в противном случае речь идет о нарушении, за которое в случае ЧП преподаватель может получить выговор.

По итогам инструктажа и после соответствующей подписи педагог больше не несет ответственность за поведение студента на лабораторной работе; а студент, расписавшись, подтверждает, что лично ознакомлен со всеми правилами проведения работ и безопасности во избежание ЧП.

Когда все организационные моменты оговорены, можно приступать к выполнению практической работы, но не сразу…

В любом случае, студент обязан:

1. Соблюдать порядок выполнения лабораторной работы, который подробно изложен в специальной методичке по теме.

2. Вести отчетность о проделанной работе в черновик, а после оформить сам отчет уже в чистовом варианте.

3. Предъявить свою работу преподавателю по завершению ее выполнения и оформления.

Подготовка и допуск к выполнению лабораторной работы

Как я уже упоминала выше, каждый студент должен заранее подготовиться к лабораторной работе, то есть теоретически ознакомиться с предстоящим заданием или хотя бы иметь общее представление о том, что необходимо будет сделать на практике.

Если базовые знания в теме лабораторной работы и вовсе отсутствуют, преподаватель имеет полное право не допустить к практической части занятия. И тогда пересдавать лабораторную работу будет необходимо в индивидуально порядке; а в таких случаях вы отнимаете и свое время, и время преподавателя. Так что на поблажки рассчитывать уже не приходится и тройка за счастье.

После допуска к лабораторной работе студент может преступить в практической части занятия, которая также имеет ряд нюансов. Порядок выполнения лабораторной работы подробно изложен ниже.

Порядок выполнения лабораторной работы

1. Необходимо внимательно ознакомиться с приборами, с которыми ближайший час придется иметь дело. Для этого недостаточно просто на них посмотреть, требуется изучить техническую документацию и определить по методичке, какую схему собрать.

2. Собрать схему, указанную в методичке и подозвать преподавателя для определения правильности выполненных действий.

3. Определить цену деления шкалы прибора и погрешность его измерений.

4. Провести пробное испытание, которое позволит судить о правильности подготовки рабочего места.

5. Подготовить черновик для записи и провести все требуемые в задании эксперименты и записать в черновик показания приборов.

6. Оформить отчет о проделанной работе согласно требованиям, предъявляемым к оформлению лабораторных. Не забывать о необходимости составления выводов.

7. Сдать на проверку и подготовиться к защите.

Защита лабораторной работы

Педагог вызывает студента, проверяет корректность оформления отчета, а после при отсутствии замечаний задает вопросы по теме. Их количество не ограничено. Однако вразумительный ответ и полное осознание проделанной работы заметно упрощают утомительный и волнительный процесс сдачи.

Если преподавателя не удовлетворяют знания студента, то он отправляется дальше готовиться либо приходит в следующий раз. По своему опыту скажу, с этим делом лучше всего не затягивать.

Критерии оценки лабораторных работ

Получить отличную оценку можно только в том случае, если лабораторная работа выполнена в полном объеме, оформлена согласно всем требованиям, а студент может ответить на все дополнительные вопросы.

Но главное – преподаватель видит, что учащийся разбирается в заданной теме и имеет полное представление о проделанных ранее действиях.

Оценка «4» недалеко ушла от пятерки, однако ставится в том случае, если, несмотря на идеально оформленную работу, студент растерялся и не ответил на 2 – 3 вопроса своего педагога. Недочеты, описки и негрубые ошибки в содержании при безупречном ответе на все вопросы также оцениваются в четыре балла.

На «3» оценивается неполная работа, которая не до конца раскрывает цель ее выполнения. А вот совершенные ошибки и описки вызывают сомнения за правильность решения; отсутствие выводов также снижает шанс студента на получение хотя бы хорошей оценки в журнал.

При полном незнании предмета либо неподготовленности к лабораторной работе преподаватель может смело ставить в журнал двойку, однако студент должен ее пересдать в самые кратчайшие сроки. В противном случае «неуд» отрицательно скажется на итоговой оценке и допуске к экзамену (зачету).

Вывод : Я надеюсь, что вся предоставленная информация поможет студентам не просто качественно подготовиться к предстоящей практической работе, но и сдать ее на «отлично», приятно удивив своего преподавателя.

Уверена, что советы, полученные на сайте сайт, не останутся вне сознания, а окажутся весьма актуальными на очередной лабораторной работе.

Теперь ты знаешь, что такое лабораторная работа , и для чего она необходима в школьной жизни и студенчестве.

Найти

Лабораторные работы. Что это такое?

Каждый студент, обучающийся в ВУЗе, наверняка знает основу своего образования. Это теория, которая представлена посредством лекций, и практика, представленная лабораторными и контрольными работами. Эти работы относятся к каждому курсу и охватывают тот объем знаний, который студент получает на всем этапе прохождения одного курса.

Если на лекциях студент очень устает. Он заполняет конспекты, получаем множество полезной информации, то на самостоятельной работе он усердно напрягает мозги, чтобы найти правильное решение определенной проблемы. Лабораторные работы больше всего интересны для студентов. Эта работа сочетает в себе проверку знаний и получение огромного опыта по выбранной тематике. Более того, на лабораторных работах можно выделиться определенным образом перед преподавателем и завоевать его авторитет, так что именно лабораторные работы прогуливаются студентами реже всего. Как правило, такие практические работы чаще всего преподаются при изучении точных наук, например, на физике и химии. В университете при получении высшего образования лабораторные становятся обязательной частью учебного процесса инженерных и технических специальностей, а студенты на практике изучают работу того или иного оборудования, реакции реактивов и химикатов, а также другие не менее увлекательные процессы.Если вы – студент гуманитарного вуза, то не исключено, что в вашем случае последняя лабораторная работа была проведена еще в выпускных классах на уроке химии или физики. Однако это вовсе не означает, что вы не должны знать, что такое лабораторная работа, и как правильно ее выполнять.

Особенности лабораторных работ

Уже из названия такой работы можно сделать определённые выводы по ней. Основная цель лабораторной – изучить на практике определенные физические и химические процессы, а потом составить отчет о прохождении таких реакций. Все опыты осуществляются в лаборатории и рассматриваются наглядно.

Для того, чтобы в полной мере подготовить грамотный отчет по лабораторной работе, необходимо понимать суть процесса и его смысл. С этой целью преподаватель просит учеников и студентов заранее готовиться к такой работе. Он настоятельно рекомендует сначала в очередной раз изучить теоретическую основу опыта, а только потом приступает к непосредственной практике посредством проведения лабораторной работы.

Что входит в состав лабораторной работы:

Изучение определенного физического процесса на практике, используя при этом правила, описанные на теоретических занятиях, например, на лекциях.
Выбор наиболее оптимального метода выполнения исследования, которые обеспечивает наиболее точный результат.
Определение фактического результата и его сравнение с теоретическими данными, описанными в учебнике согласно выбранной тематике.
Обнаружение причин полученного несоответствия и грамотное изложение их в отчете лабораторной работы.
Грамотное оформление выводов согласно требованиям методички.

Многие студенты считают, что если они не пойдут на лабораторную работу, то в дальнейшем они без труда смогут подготовиться к работе сами, а более того, написать отчет по ней. На самом деле это не так. Когда проходит лабораторная работа, то это подразумевает командный труд, который основан на углубленном практическом освоении материала всех студентов. Они при это м делятся между собой своими мыслями касательно исследуемого процесса. Именно поэтому большая часть студентов предпочитает во что бы то ни стало посетить такое занятие, ведь делать лабораторные работы всей группой и с помощью преподавателя всегда проще, особенно если в знаниях имеется пробел.

Требования к проведению лабораторных работ

В самом начале лабораторной работы, педагог проводит консультацию всех студентов о том, как как соблюдать технику безопасности, а также что именно студентам предстоит усвоить на занятии. Более того, педагог раздает студентам методические пособия, которые потом послужат помощью для оформления отчетности по проделанной работе.

Также стоит отдельно остановиться на правилах оформления отчета и на инструктирующих действия, исходящих от преподавателя. Все студенты, которые проходят инструктаж, делают отметку в журнале преподавателя, что они ознакомлены со всеми последствиями и спецификой такой работы. После проведения инструктажа и после соответствующей подписи педагог больше не несет ответственность за действия студента на лабораторной работе.Студент, расписавшись, подтверждает, что лично ознакомлен со всеми правилами проведения работ и безопасности во избежание чрезвычайных ситуаций.

Также на лабораторной работе студент должен соблюдать порядок действий, предписанных преподавателем. Эти действия описаны в методических рекомендациях к лабораторной работе.

Во время прохождения работы студент должен вести черновой вариант отчета. После этого черновой вариант оформляется в конечный вариант отчета. Если студент не может справиться с такими действиями или он просто не успевает это сделать, то он может обратиться в учебные центры, где ему помогут профессионалы, которые готовы написать лабораторную работу. После того, как работа будет написана, студент отдает ее на проверку преподавателю, после чего ждет оценки за проделанный труд.

Лабораторные работы выполняются обучающимися самостоятельно. Это значит, что преподаватель и состав учебной лаборатории (кафедры) в ходе занятия должны не столько контролировать, сколько осуществ­лять научное и методическое руководство действиями обучающихся.

Руководство действиями ведется так, чтобы, с одной стороны, обес­печить проявление инициативы и самостоятельности обучающихся, а с другой, - держать непрерывно в поле зрения работу каждого, тактично и без навязчивости в самых необходимых случаях приходить на помощь в нужный момент. Однако в этом случае преподаватель должен ограни­читься только направляющими вопросами, а не прямой помощью. Прямая помощь, советы и указания обучающимся, должны даваться только в безотлагательных случаях. Педагогу необходимо постоянно помнить, что он - научный руководитель, а не контролер, хотя в его обязаннос­ти, естественно, входит и наблюдение за работой студентов.

Разумеется, на младших курсах преподаватель, осуществляя жесткую регламентацию работы обучающихся в лаборатории, выступает в своей обычной педагогической роли. Чем старше курс, тем отчетливее снижа­ется степень регламентирования, и роль преподавателя сводится к обя­занностям консультанта. При всех обстоятельствах студенты должны знать, что преподаватель, оказывая им педагогически целесообразную помощь своим советом, никогда не будет вести занятия школьного типа с подробными объяснением необходимых действий.

В процессе подготовки и выполнения лабораторных работ студенты все необходимое, связанное с экспериментом, записывают в свои рабо­чие тетради или специальные бланки. Тут же фиксируют поставленную перед ними экспериментальную задачу, структурную или принципиаль­ную схему, методику выполнения заданий, поясняя записи схемами, таблицами и другими материалами. В тетрадь (бланк) заносятся все на­блюдения по ходу выполнения эксперимент. а также результаты в виде выводов с соответствующими таблицами, графиками и описанием полу­ченных результатов опытов. Обработка результатов эксперимента долж­на быть выполнена предварительно в тот же день, после чего обучающи­еся приступают к оформлению отчета.



Как правило, отчет состоит из трех частей. Рассмотрим план отчета при работах на техники.

В первой части указываются наименование и цель выполнения рабо­ты, дается описание технических данных приборов, которые помогали выполнять работу (указываются наименование приборов и их типы, пре­делы шкал, цена одного деления), приводится структурная или принци­пиальная схема установки, используемой в работе.

Вторая часть отчета посвящается регистрации опытных данных, по­лучаемых в ходе эксперимента (журнал наблюдений) и результатов вы­числений. По результатам наблюдений или вычислений строятся графи­ки, позволяющие произвести анализ исследуемого явления.

В третьей части приводятся расчетные формулы и выводы по работе.
В конце отчета ставятся дата, подпись исполнителя и преподавателя,
принявшего лабораторную работу.

Лабораторные занятия заканчиваются защитой результатов работы и полученных выводов. В некоторых вузах такая защита организуется перед всей группой обучающихся, и если лабораторные работы выполнялись фронтально и вполне самостоятельно, конечно, интересно знать, к ка­ким выводам пришли товарищи. Они задают много вопросов, дискутиру­ют, а это как раз то, что и надо для более глубокого уяснения изучаемой дисциплины.

Преподавателю остается в заключение лишь подвести общие итоги. Как правило, обучающийся не получает задание на выполнение сле­дующей лабораторной работы, пока не отчитается за предыдущую.

Вопросы и задания

1. Определите назначение, цели и место практических занятий в систе­ме профессиональной подготовки специалистов в вузе.

2. В чем заключается подготовка преподавателя к проведению практи­ческого занятия?

3. Почему решение учебных задач является ключевым элементом практического занятия?

4. Раскройте порядок проведения практического занятия. Какие основ­ные функции выполняет преподаватель при его проведении?

5. В чем заключаются особенности проведения практических занятий,
на которых изучаются образцы техники, условия и правила ее эксп­луатации, практического использования?

6. Что представляют собой следующие рабочие документы: «Специальное задание обучающимся на подготовку к практическому занятию»,
«Методические указания преподавателю», «План проведения прак­тического занятия»?

7. Раскройте сущность и назначение лабораторного практикума как разновидности практического занятия.

8. Назовите и раскройте содержание основных форм проведения лабораторных занятий в вузе.

9. Какие три подхода существуют к проведению лабораторных работ?

10. Изложите порядок подготовки обучающихся и преподавателя к лабораторной работе.

11. С какой целью перед лабораторной работой проводится коллоквиум?

12. Что должен включать в себя отчет по лабораторной работе?

Измена жены