Значение русского языка во всем мире. Международное значение русского языка

Значение русского языка для мира и международного общения.

«…Хочется верить,

что такой великий язык

дан великому народу…»

И.С.Тургенев

Роль русского языка в современном мире определяется следующим образом: это национальный язык великого русского народа, включающий в себя все многообразие лексических и грамматических средств. Это один из самых развитых и богатых языков мира, располагающий огромным лексиконом. Русский язык неоднороден по составу: включает литературный язык, диалекты, просторечия и жаргон. В настоящее время на нем говорят 230 миллионов человек, наряду с английским и китайским является мировым языком. Русский язык используется народами Российской Федерации, как язык национального общения. Знание русского языка облегчает общение людей различных национальностей, населяющих нашу страну. В Белоруссии и Киргизии русский язык – второй государственный язык. Но и в тех странах, где русский язык не признан государственным, он все равно остается основным средством общения для многих людей.

Согласно Конституции РФ русский язык является государственным языком на всей ее территории. Русский язык входит в число мировых языков, он приобретает всё большее международное значение, его изучают многие люди в разных странах мира, и он является обязательным языком для изучения в качестве иностранного языка во многих школах.

Среди пяти тысяч языков, существующих сегодня в мире, русский язык занимает видное место по своему значению и функциям, которые он выполняет. Ведь он один из официальных и рабочих языков ООН, ЮНЕСКО и других организаций. Он применяется в самых различных сферах международного общения, на различных научных форумах, конференциях, симпозиумах используют именно русский язык. Наш язык выступает в функции «языка науки» - средства общения учёных разных стран, является необходимой принадлежностью мировых систем коммуникаций (радио- и телепередач, космической связи и т.д.).

Высшей формой русского языка является литературный язык. Это язык школы, деловых документов, художественной литературы, язык повседневного общения культурных людей. Литературный язык характеризуется системой норм, в создании которых выдающуюся роль сыграли учёные, публицисты, общественные деятели как А.С. Пушкин. Мощь и богатство русского языка отмечали многие литераторы: Гоголь Н.В., Достоевский Ф.М., Толстой Л.Н., Бунин И.А.

Богатство русского языка, его огромная роль в жизни нашей страны и мире обязывают нас серьёзно и внимательно изучать его, постоянно совершенствовать в этой области свои знания, умения и навыки. Таким образом, огромная роль русского языка в современном мире определяется его культурной ценностью, мощью и величием, тем великим значением, которое имел и имеет в истории человечества русский народ – творец и носитель этого языка. Я думаю, нам не следует забывать призыв И.С. Тургенева о бережном отношении к русскому языку. Ведь будущее нашего языка – это и наше будущее .

Цель урока : 1) дать понятие «мировые языки»; 2) сообщить сведения о месте русского языка среди языков народов мира; 3) формировать умение составлять план, пересказывать текст по плану.


I. Запись под диктовку.

А. Н. Толстой писал в 1934 году: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами) - русский язык станут изучать по всем меридианам земного шара».


II. Предлагается прослушать сообщение учителя и по ходу сообщения составить план в форме вопросов, поднятых в нем1.

Следует напомнить школьникам, что план - краткий последовательный перечень основных мыслей, положений автора.

Велико значение русского языка. Объясняется это тем, что он выступает в разных условиях и как родной язык русского народа, и как государственный язык Российской Федерации, и как один из мировых языков общения в ближнем и дальнем зарубежье.

«Мировыми языками называются некоторые наиболее распространенные языки, употребляемые представителями разных народов за пределами территорий, населенных людьми, для которых они изначально родные». («Энциклопедический словарь юного филолога».) В определении состава мировых языков учитывается число говорящих на нем как в стране, где живут носители языка, так и за ее пределами, авторитет, роль страны этого языка в истории и современности; сформированность национального языка, обладающего длительной письменной традицией; установившиеся нормы, хорошо исследованные и описанные в грамматиках, словарях, учебниках.

Мировые языки охватывают международные сферы - дипломатию, мировую торговлю, туризм. На них общаются ученые разных стран, они изучаются в качестве «иностранных языков» (то есть как обязательный предмет в вузах и школах большинства стран мира). Эти языки являются «рабочими языками» Организации Объединенных Наций (ООН).

Официальными мировыми языками ООН признает английский, французский, испанский, русский, арабский, китайский и хинди. Любой документ в ООН распространяется на этих языках.

Русский язык стал общепризнанным мировым языком с середины XX века. Его мировое значение обусловлено тем, что это один из богатейших языков мира, на котором создана величайшая художественная литература. Русский язык - один из индоевропейских языков, родственный многим славянским языкам. Многие слова русского языка вошли в языки народов мира без перевода. Эти заимствования из русского языка или через него наблюдались с давних пор. Еще в XVI-XVII веках европейцы через русский язык узнали такие слова, как кремль, царь, боярин, казак, кафтан, изба, верста, балалайка, копейка, блин, квас и др. Позднее в Европе распространились слова декабрист, самовар, сарафан, частушка и др. Как свидетельство внимания к изменениям в общественно-политической жизни России в языки народов мира вошли такие слова, как перестройка, гласность и др.

Богатство русского языка и созданной на нем литературы вызывает интерес к этому языку во всем мире. Его изучают не только студенты, школьники, но и взрослые люди. С целью оказания помощи в обучении русскому языку за пределами нашей страны еще в 1967 году в Париже была создана Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ). МАПРЯЛ издает в нашей стране для зарубежных преподавателей русского языка и литературы журналы, методическую литературу, проводит среди школьников разных стран международные олимпиады по русскому языку.

Что означает слово ассоциация? Проверьте себя по толковому словарю2.


III. Обсуждение одного из возможных вариантов плана - перечня вопросов, поднятых в сообщении.

1. Какие языки называются мировыми? Какие сферы деятельности человека они охватывают?

2. Каково место русского языка среди других языков мира? В чем разница между языком межнационального общения народов одной страны и мировым?

3. Чем обусловлена популярность русского языка в мире?

4. Когда и для чего была создана МАПРЯЛ?

Затем коллективно составляется сложный план сообщения. Внимание учащихся обращается на постановку знаков препинания в таком плане.

Возможный вариант плана.

I. Мировые языки:

1) что учитывается при отнесении языка к числу мировых;

2) их функция.

II. Место русского языка среди других языков мира:

1) язык русского народа;

2) государственный язык Российской Федерации;

3) русский язык - мировой язык.

III. Причина популярности русского языка в мире:

1) богатство языка и созданной на нем художественной литературы;

2) язык науки, источник общечеловеческих знаний;

3) один из родственных славянских языков.

IV. Русский язык в условиях новых экономических отношений в мире.

V. Роль МАПРЯЛ в распространении русского языка за рубежом.

Какой план, по-вашему, поможет подробнее воспроизвести текст сообщения? Перескажите текст.

VI. Запись под диктовку.

1) Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценнее самой вещи. 2) В нем [в русском языке] все тона и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно.

(Н. Гоголь.)

Подберите синонимы к слову дивишься.

Найдите в школьном толковом словаре значение слова язык. Определите, однозначное оно или многозначное. Приведите примеры фразеологизмов с данным словом.

Какие средства выразительности языка вам известны? Приведите примеры из произведений художественной литературы.


Домашнее задание : упр. 1.

Индивидуальные задания: подготовить короткие сообщения, подобрав примеры: а) доказывающие лексическое богатство русского языка; б) использования средств выразительности языка в художественной литературе.

1 В разработке урока использованы материалы книг: Энциклопедический словарь юного филолога/Сост. М. В. Панов.- М., 1984; Кондратов Н. А. Основные вопросы русского языка.- М., 1985; Баранников Л. И. Основные сведения о языке.- М., 1982.

2 Ассоциация - объединение лиц или учреждений одного рода деятельности.

На уроке поговорим о международном значении русского языка, узнаем, почему важно его сохранить в мире, который стремительно меняется, и зачем учить русский язык в школе.

Главенствующее положение в политической, экономической и научной жизни мирового сообщества занимает английский. Но русский язык все же занимает важное международное положение, он является одним из шести официальных языков ООН (Рис. 1).

Рис. 1. Языки ООН

На этих языках обсуждаются вопросы мирового значения, что возлагает большую ответственность на человека, который говорит и переводит. Диалог между странами и народами - важная языковая миссия.

Овладеть русским языком хотят много иностранцев, даже те, у кого нет цели ведения бизнеса или туризма. Его хотят знать, потому что это язык русской литературы, язык Толстого, Достоевского, Чехова, Бунина. Чтение литературы в оригинале приносит другие ощущения, другое понимание. Русский язык независимо от мировых тенденций остается языком культуры.

Нам необходимо изучать русский язык по таким причинам (Рис. 2):

Рис. 2. Причины изучения русского языка

Развитие современных технологий, Интернета, автокоррекции не отменяет важность изучения языка, потому что необходимо знать те места, где можно допустить ошибку и когда обратиться к помощи.

Человек, не знающий собственного языка, его правил, может стать объектом насмешек. Незнание законов правописания и неуклюжая речь может помешать карьере.

На уроке мы поговорили о международном значении русского языка, почему важно его сохранить в мире, который стремительно меняется, и зачем учить русский язык в школе.

Домашнее задание

  1. Какое имеет международное положение русский язык?
  2. Почему русский язык называют языком культуры?
  3. Что нам дает изучение русского языка в школе?
  1. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др. М.: БАЛАСС, 2012.
  2. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. Русский язык. 9 класс. Учебник. М.: Просвещение, 2014.
  3. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 9 класс. Учебник. М., 2011.
  4. Русский язык. Практика. 9 класс. / Под ред. Пичугова Ю.С. М.: Дрофа, 2012.

Урок 1. Международное значение русского языка.

Краткий экскурс в историю возникновения русского языка.

Язык – это, пожалуй, главный фактор национальной идентификации личности. Он заставляет нас говорить, мыслить и даже чувствовать определённым образом, что и формирует уникальную особенность восприятия и оценки окружающего мира носителями данного языка. И чем богаче и разнообразнее язык, тем больший потенциал интеллектуального развития имеет его носитель, ведь богатство, многогранность языковых форм и элементов обуславливают глубину мышления человека. И этот поистине бесценный дар мы получили в наследство от наших предков.

Русский язык – это невообразимо древний язык, которым пользуются многие высокоразвитые цивилизации нашей необъятной Вселенной...

В наше время каждую секунду произносятся, пишутся, передаются в эфир миллиарды слов. И не важно, на каком языке она прозвучала, не важно, кем она произнесена, главное - откуда произошли эти слова и вообще, как возник язык, а именно русский. Мы с вами знаем, что русский язык относится к крупнейшим языкам мира: по числу говорящих на нем он занимает пятое место. А как же он возник? Где он берет начало? Откуда его корни?
Предком современных русского, украинского, белорусского языков был древнерусский (или восточнославянский) язык. В его истории можно выделить две основные эпохи: дописьменную (от распада праславянского языка до конца X в.) и письменную. Каким был этот язык до возникновения письменности, можно узнать лишь путем сравнительно-исторического изучения славянских и индоевропейских языков, так как никакой древнерусской письменности в то время не существовало.

Распад древнерусского языка привел к возникновению русского (или великорусского) языка, отличного от украинского и белорусского. Это произошло в XIV веке, хотя уже в ХП-Х1П веках в древнерусском языке наметились явления, отличавшие диалекты предков великорусов, украинцев и белорусов друг от друга. В основу современного русского языка легли северные и северо-восточные диалекты Древней Руси (кстати, русский литературный язык также имеет диалектную основу: ее составили центральные средневеликорусские акающие говоры Москвы и окружавших столицу деревень).

Современный русский язык является продолжением древнерусского (восточнославянского) языка. Славянские языки по-прежнему хранят многие индоевропейские древности, как в грамматике, так и в лексике. (Правда, самыми консервативными из живых индоевропейских языков являются балтийские: литовский и латышский.) Это древнее наследие и делает русский (как, впрочем, и остальные славянские) таким сложным, но и таким симпатичным! На древнерусском языке говорили восточнославянские племена, образовавшие в 9 веке древнерусскую народность в пределах Киевского государства. Этот язык обладал большим сходством языками других славянских народов, но уже отличался некоторыми фонетическими и лексическими особенностями. Все славянские языки (польский, чешский, словацкий, сербохорватский, словенский, македонский, болгарский, украинский, белорусский, русский) происходят от общего корня - единого праславянского языка, существовавшего, вероятно, до 10-11 вв. В 14-15 вв. в результате распада Киевского государства на основе единого языка древнерусской народности возникло три самостоятельных языка: русский, украинский и белорусский, которые с образованием наций оформились в национальные языки. 2. Становление и развитие книжно-письменной традиции на Руси и основные этапы истории русского языка Первые написанные кириллицей тексты появились у восточных славян в 10 веке. К 1-ой пол. 10 в. относится надпись на корчаге (сосуде) из Гнездова (под Смоленском). Это, вероятно, надпись, указывающая имя владельца. От 2-ой пол. 10 в. также сохранился ряд надписей, обозначавших принадлежность предметов. После крещения Руси в 988 году возникла книжная письменность. Летопись сообщает о многих писцах, работавших при Ярославе Мудром. Переписывались преимущественно богослужебные книги. Оригиналами для восточнославянских рукописных книг служили в основном рукописи южнославянские, восходящие к трудам учеников создателей славянского письма Кирилла и Мефодия. В процессе переписки происходило приспособление языка оригиналов к восточнославянскому языку и формировался древнерусский книжный язык - русский извод (вариант) церковно-славянского язык.

Итак, мы можем сделать вывод о том, что е стественное возникновение языка – это длительный, сложный процесс, занимающий многие тысячи веков.

Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не горами) русский язык станут изучть по всем меридианам земного шара.

А.Н. Толстой (1958)

Итак давайте разберемся, что значит это высказывание автора. Велико значение русского языка, объясняется это тем, что он выступает в разных условиях и как родной язык русского народа, и как государственный язык Российской Федерации, и как один из мировых языков общения в ближнем и дальнем зарубежье. Мировыми языками называются некоторые наиболее распространенные языки, употребляемые между собой представителями разных народов за пределами территорий, населённых людьми, для которых они изначально родные. Мировые языки охватывают международные сферы – дипломатию, мировую торговлю, туризм. На них общаются учёные стран, они изучаются в качестве иностранных языков, т.е. как обязательный предмет в Вузах и школах большинства стран мира. Эти языки являются рабочими языками, ООН официально признает мировыми языками семь: английский, французский, испанский, русский, арабский, китайский и хинди. Любой документ в ООН распространяется на этих языках.

Русский я зык стал общепризнанным мировым языком с середины 20века. Его мировое значение обусловлено тем, что это один из богатейших языков мира, на котором создана величайшая художественная литература. Русский язык один из индоевропейских языков, родственный многим славянским языкам.


Многие слова русского языка вошли во многие языки народов мира без перевода. Эти заимствования из русского языка наблюдаются с давних пор, ещё в 16-17 веках европейцы через русский язык узнали слова: кремль, царь, боярин, казак, кафтан, изба, балалайка, копейка, самовар, сарафан, частушка и многие другие. Как свидетельство внимания политической жизни России других стран в языки народов мира вошли слова как: перестройка, гласность, коммунизм. Богатство русского языка и созданной на нём литературы вызывает интерес к этому языку во всём мире. его изучают не только школьники, студенты, но и взрослые люди с целью оказания помощи в обучении русскому языку. В Париже в 1967г. был создан МАПРЯЛ – Международная Ассоциация Преподавателей Русского Языка и Литературы. МАПРЯЛ издаёт для зарубежных преподавателей русского языка учебники и проводит международные олимпиады среди школьников.

Тема урока: международное значение русского языка.

Немало материала можно найти в доказательство того, что наш родной русский язык по праву называется международным.

Вначале дадим определение, какой язык мы называем международным. Это язык, который может быть использован для коммуникации значительным количеством людей по всему миру. (Коммуникация- обмен информацией между людьми.)

Актуальность данной темы обусловлена тем, что русский язык, без сомнения, является одним из самых богатых и наиболее распространенных языков в мире и вполне заслуживает места среди, так называемых, мировых языков. Это доказывают следующие интернет-сообщения:

на базе школы «Знание» (Лондон)

состоится научно-методический семинар по проблемам сохранения русского языка в российской диаспоре или:

21-24 ноября 2011 года в Австрии прошли мероприятия по актуальным проблемам преподавания русского языка и его популяризации в европейских странах.

Цель урока: и зучить место и роль современного русского языка в мире.

Задачи :

    Показать, какое место занимает русский язык по сравнению с другими мировыми языками.

2.Раскрыть роль языка как хранителя различной информации: научной, культурной, торговой, производственной.

3.Представить родной язык как язык-посредник в распространении знаний.

Языки, считающиеся международными, обладают следующими признаками:

Рассмотрим таблицу , где показано, какое место занимает наш язык среди других мировых языков

Английский язык

340 миллионов

до 1 миллиарда

до 1 340 миллионов

80 миллионов

до 390 миллионов

до 470 миллионов

330 миллиона

до 20 миллионов

до 350 миллионов

165 миллионов

до 155 миллионов

до 320 миллионов

240 миллиона

до 40 миллионов

до 280 миллионов

176 миллионов

до 30 миллионов

до 206 миллионов

120 миллионов

до 80 миллионов

до 200 миллионов

Почему русский язык имеет статус международного языка?

Большое число носителей языка и его распространенность в мире.

Русский язык – это язык науки.

Русский язык – рабочий язык ООН.

Информативность и выразительность русского языка.

Русский язык – это язык богатейшей в мире художественной литературы и культуры.

Рассмотрим эти положения подробнее.

1. Русский язык- «язык науки». На нём общаются учёные разных стран, делятся своими открытиями, проводят пресс-конференции, симпозиумы, встречи. Кроме этого, вся мировая информация хранится, в основном, на английском и русском языках. Информационная ценность языка напрямую зависит от количества и качества информации, изложенной на данном языке в оригинальных и переводных публикациях и связана с удобством пользования им для носителей других языков. Русский язык отличается высокой информативностью, то есть способностью хранить в своей системе максимальный опыт общения и словесного творчества, опробованных средств и возможностей выражения и передачи мысли.

2 .Русский язык широко распространен в мировых системах коммуникации (радиопередачах, авиа- и космической связи и т. д.)

Радиосвязь или оптическая (лазерная) связь, осуществляемая между наземными приемно-передающими станциями и космическими аппаратами, между несколькими наземными станциями преимущественно на русском языке.

На сегодняшний день существует множество международных радиостанций, вещающих на русском языке. Например:


Россия


Германия


Франция


Испания

Велика роль языка и в развитии и укреплении межнационального и межрелигиозного согласия, дружбы и взаимопонимания между народами. Выступая на открытии форума « Роль народной дипломатии в развитии международного гуманитарного сотрудничества » руководитель Администрации Президента России Сергей Нарышкин заявил, что « именно народная дипломатия может помочь открыть современную Россию миру и мир – России » и отметил роль русского языка и культуры как важного фундамента народной дипломатии.

3.Торговые отношения (импорт, экспорт) также производятся, в том числе, и на русском языке.

4.Туристические поездки наших соотечественников за рубеж невозможно себе представить без переводчиков. Конечно, перевод осуществляется на русском языке.

Безусловно, важна и роль русского языка как мирового в просветительстве, на нем обучается молодежь во всем мире, и в частности в развивающихся странах.

Для русского языка как мирового характерен сознательный выбор его для изучения и использования: признание его «иностранным языком», то есть предметом преподавания в школах и вузах стран мира.

5 .Большое значение имеет мировая значимость художественной литературы , созданной на данном языке, и всей культуры, базирующейся на нем. Соответственно формируется и «мотивация» в выборе чужого языка для массового изучения. Русский язык обладает всеми этими качествами. В XIX веке в сферу европейского внимания вошла классическая русская литература - особенно произведения Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. В конце XIX века во всех русских университетах обучались иностранные студенты, специализировавшиеся в области русистики и впоследствии образовавшие школы русистики у себя на родине. В университетах многих стран открывались кафедры славяноведения - во Франции, Великобритании, Италии, Австро-Венгрии и г. д. В начале XX века русский язык и литература стали предметами преподавания прежде всего в странах с большой русской эмиграцией (Франция, Канада, США).

6 .И, наконец, наш язык используется в качестве рабочего в ООН наряду с английским, французским, испанским, китайским, арабским.

Таким образом, русский язык по праву назван международным языком, так как он высокоразвит, богат, стилистически дифференцирован, способен обслуживать потребности - как национальные, так и общечеловеческие.

Измена жены