Булдакова Ирина Васильевна, учитель-логопед. Конспект развлечения по развитию речи «В книжном уголке» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект развлечения по развитию речи в старшей группе.

Тема. Именины Нафани.

Цель. Воспитание духовности посредством ознакомления с фольклором.

Задачи.
Образовательные: систематизировать знания детей о народных поверьях, традициях, фольклоре; закреплять знания пословиц о дружбе, сказок, стихов.
Развивающие: обогащать словарный запас; закреплять умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуациях творческого и игрового общения.
Воспитательные: учить понимать и оценивать чувства и поступки других, объяснять свои суждения; формировать положительные взаимоотношения между дошкольниками, побуждать их к добрым поступкам.

Материал. Атрибуты русского быта, яблонька, сундучок, куклы домовята, игра «Разрезные картинки», угощение сушки, дощечки, ткань голубого цвета, цветы кувшинки, игрушки лягушки, муляжи камыша, деревья, корзинки, письмо, стрелки, оберег куколка.

Предварительная работа. Заучивание пословиц о дружбе, работа над смыслом пословиц; рассказывание сказок, чтение книги Т.Александровой «Домовенок Кузя», «Василиса Прекрасная»; разучивание частушек, русских подвижных игр, посещение музея для знакомства с бытом русского народа; изготовление оберегов.

Литература. «Золотые ворота». Составитель Н.А.Тарасевич. Новосибирск 2002.
«Ласковое слово что солнышко в ненастье». Составитель Г.Науменко. Москва «Детская литература» 1979.
«Делу время, потехе час». Москва «Детская литература» 1988.
«Василиса Прекрасная». Издательство «Малыш» 1990.

Ход занятия

Дети сидят в группе.

Воспитатель. В мире много сказок-
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них!

А вы, ребята, любите сказки?
- Как обычно начинаются сказки?
- А как заканчиваются? (Дети приводят примеры.)
- Чему сказка учит нас?

Сегодня утром, я нашла в группе письмо от Василисы. Послушайте, что она нам написала.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Я была в гостях у домовенка Нафани, и там оставила свою куколку – помощницу. Помогите мне ее вернуть».
Василиса.
- Что вы решили, пойдем за оберегом Василисы?
- Тогда повторяйте за мной волшебные слова:

Здравствуй, мудрая страна,
Что отсюда не видна!
Явись ниоткуда,
Пусть свершится чудо!
Встань на пути,
Нас к себе впусти!

Дети идут за воспитателем и повторяют слова, входят в зал. На пути им встречаются стрелки – указателями «в сказку» Вдруг из-за дерева слышится, плачь.

Воспитатель. Что будем делать? Пройдем мимо, ведь мы торопимся или поможем тому, кто попал в беду? (Дети предлагают помочь).

Воспитатель. Какие у вас добрые сердца. Давайте тогда подойдем поближе. Кто там плачет? Выйди к нам.
Выходит лиса (наряженная в костюм лисы девочка).
- Лисонька, что случилось? Почему ты плачешь?

Лиса. Я заблудилась, не знаю где мой дом.

Воспитатель. Ребята, в каких сказках лиса живет? (Дети перечисляют название сказок, где есть лиса).

Лиса. Ой, вспомнила из какой я сказки. И вы это узнаете из моей загадки.
Вот устала, так устала.
Возле речки я гуляла.
Мужичка перехитрила
И всю рыбу утащила!

Лиса благодарит детей, прощается с ними и убегает.

Дети продолжают путь, ища стрелки. Подходят к яблоньке.

Воспитатель. В какую же сказку мы попали?
Дети вспоминают, в каких сказках говорится о яблоне. Яблоня просит помочь ей. Собрать с нее яблоки.

Воспитатель. Будем помогать яблоне, мы ведь в другую сказку идем? (Дети решают помочь).
Дружно яблоки снимайте.
И корзинки наполняйте!

Дети снимают с дерева муляжи яблок и складывают в корзинки. Замечают, что яблоки то не простые, а с заданием.

Первое задание, надо отгадать сказочные загадки:

А дорога – далека, а корзина – нелегка.
Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок.

Нет ни речки, ни пруда - где воды напиться?
Очень вкусная вода – в яме от копытца!

Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке,
Там три стула и три кружки.
Три кровати, три подушки.

Перед волком не дрожал. От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался(Колобок).

Помогла нам яблонька, помогла нам печка,
Помогла хорошая голубая речка.
Все нам помогали, все нас укрывали,
К матушке и батюшке мы домой попали.
Кто унес братишку? Назовите книжку.

Летела стрела и попала в болото.
А в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто распростился с зеленою кожей,
Стал вмиг красивой и пригожей?

Второе задание. Ребята, здесь побывала Баба Яга и перепутала все сказки. Давайте соберем их.
Дети собирают разрезные картинки. Каждому ребенку картинка с разной сказкой. Кто собрал первым, помогает своему товарищу.

Воспитатель. Молодцы! Правильно все собрали. Как говорят: «Кончил дело, гуляй смело!»
Давайте немного отдохнем, поиграем в игру «Золотые ворота».

Два человека стоят лицом друг к другу, держатся за обе руки и приподнимают их, образуя ворота. Остальные играющие берутся за руки, цепочкой пробегают под воротами и поют:

Золотые ворота проходите, господа!
Первой мать пройдет – всех детей проведет.
Первый раз прощается, второй раз запрещается,
А на третий раз не пропустим вас!

С этими словами ворота опускаются и ловят кого – нибудь из цепочки. Пойманные берутся за руки с теми, кто был воротами, и образуется замкнутый круг, через который цепочка проходит, повторяя каждый раз песню и проныривая в ворота, образованные приподнятыми руками, стоящих кругом игроков. Круг с каждым разом расширяется, а цепочка уменьшается. Песня повторяется до тех пор, пока не переловят всю цепочку – на этом игра кончается.

Воспитатель. Хорошо повеселились. И играли вы дружно, и сказки знаете. И загадки все отгадали, и помогали, никого в беде не бросили. Поступили как настоящие друзья. А какие пословицы о дружбе вы знаете? За каждый ответ яблонька будет нам давать дощечку (прямоугольные листы из картона), а они нам в пути еще пригодятся.
Дети по очереди называют пословицы.

Дети идут дальше. На их пути встречается болото. (Ткань голубого цвета, на ней расположены цветы кувшинки, кочки, игрушки лягушки, по краю болота стоят муляжи камыши). (Воспитатель. Вот нам и пригодились дощечки, которые дала нам яблонька. Мы ей помогли, а она нам. (Дети выкладывают мостик и переходят по нему, через болото. Попадают к домику, где живет домовенок Нафаня).

Нафаня (переодетый в костюм взрослый). Здравствуйте, гости дорогие, у меня сегодня день рождения. Милости прошу в мой дом. Гость на двор – хозяину радость.

Дети. Мир вашему дому, здоровья всем!

Воспитатель. Ребята, как же мы поздравим Нафаню, мы ведь пришли без подарка?
Дети предлагают спеть ему частушки.

Домовенок благодарит детей за такой подарок. Предлагает им заглянуть в его сундучок, произносит при этом волшебные слова:

Сундучок, сундучок, позолоченный бочок,
Расписная крышка, медная задвижка!
Раз, два, три, четыре, пять!
Можно крышку поднимать!

Когда дети открывают крышку, то из сундучка раздается музыка (приклеенная к крышке музыкальная открытка). Там они находят угощение сушки. Благодарят его, берут оберег Василисы и уходят в группу

13PAGE 14115


Приложенные файлы

Цели:

Развивать связную речь детей;
закреплять в речи детей названия детёнышей животных;
закреплять умение определять слоговой состав слова;
расширять пассивный и активный словарь детей;
закреплять умение подбирать слова-антонимы;
развивать внимание, память, мышление, воображение;
воспитывать желание делать приятное окружающим.

Оборудование:

Сундучок;
карта;
книжки с иллюстрациями к загадкам;
картинки для составления рассказа;
игрушки;
картинки с животными и их детёнышами;
кубики с приклеенными на них картинками и т.д.

Действующие лица:

Ведущий
Почтальон Печкин
Мудрая Сова

Дети садятся на стульчики. Раздается стук в дверь.

Ведущий: «Ребята, кто это к нам стучит? Кто там?»

В группу заходит Почтальон Печкин.

Почтальон Печкин: «Это я – Почтальон Печкин! Здравствуйте, взрослые и ребята! Я к вам очень торопился на своём велосипеде! Вам пришло заказное письмо. Получите и распишитесь!»

Ведущий (берёт письмо, расписывается) «Спасибо, Почтальон Печкин!»

Почтальон Печкин: «А кто это, интересно, вам письма шлёт заказные?»

Ведущий : «Сейчас узнаем. Ребята, давайте прочитаем письмо»

Читают письмо:

«Здравствуйте, уважаемые воспитатели и дети подготовительной к школе группы! Приглашаю вас к себе в гости на День рождения. Я живу в городе Красивой речи. Путь туда неблизкий и нелёгкий, но вам поможет найти мой дом карта, которая лежит вместе с письмом в этом конверте. Жду вас в гости! Счастливого пути!
С уважением Мудрая Сова из города Красивой речи!»

Ведущий: «Ну что, ребята, принимаем приглашение Мудрой Совы?»

Почтальон Печкин: «А можно я отправлюсь в путешествие с вами: я никогда не был в городе красивой речи

Ведущий: «Конечно, можно! А теперь давайте быстренько рассмотрим карту и без промедления отправляемся в путь!

Дети и взрослые рассматривают «карту». Дальше двигаются по карте города.

Между пунктами взрослые и дети под музыку преодолевают полосу препятствий, потом едут на автобусе, на трамвае, на поезде и т.д.

1. «Библиотека»

Ведущий: «Что такое библиотека?» (Проводится короткая беседа о назначении библиотеки)
Здесь живут разные книжки. Очень много сказок. А вы любите сказки? Сейчас мы это узнаем».

Ведущий и Почтальон Печкин по очереди загадывают детям загадки:

Нет ни речки, ни пруда –
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался Кота,
Выглянул в окошко. (Р.н. сказка «Кот, петух и лиса»

Появилась девочка в чашечке цветка.
И была та девочка чуть больше лепестка.
В ореховой скорлупке девочка жила.
Вот какая девочка, как она мила. (Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»)

Девочка хорошая по лесу идёт,
Но не знает девочка, что опасность ждёт.
За кустами светится пара злющих глаз,
Кто-то страшный встретится девочке сейчас.
Кто расспросит девочку о её пути?
Кто обманет бабушку, чтобы в дом войти? (Ш.Перро «Красная Шапочка)

Ох, ох, ох!
Здесь бегут, несутся, скачут.
Им крича: «Куда, куда…»
Ну а кто-то горько плачет от досады и стыда.
Но отлично всё кончается.
Всё на место возвращается.
Все виновную прощают.
Без хозяйки плохо быть.
А она им обещает их не пачкать и не бить. (К.И.Чуковский «Федорино горе»)

Почтальон Печкин: «Ребята, смотрите, здесь висят какие-то интересные иллюстрации. Интересно, для чего они?»

Ведущий: «почтальон Печкин, это серия сюжетных картинок. По ней можно самим сочинить рассказ. Ребята, давайте попробуем сами сочинить рассказ по этим картинкам, как настоящие писатели»

Дети сочиняют рассказ по серии сюжетных картинок, придумывают название рассказа. (Картинки подбираются по выбору воспитателя).

2. Магазин «Игрушки»

Почтальон Печкин: «А почему здесь висит вывеска «Магазин игрушек», а игрушек на прилавках нет?»

Ведущий: «Потому что игрушки ещё спят после ночи. Давайте поможем им проснуться и встать на витрину. Проводится дидактическая игра «Игрушки из волшебного сундучка».
Один ребёнок смотрит, что лежит в «Волшебном сундучке», описывает предмет, не называя его, другие дети должны угадать, что это за игрушка, и выставить на витрину.

3. «Лесная полянка»

Ведущий: «Мы попали на лесную полянку, на которой бегают детёныши разных животных. Они заблудились. Давайте поможем им найти мам». Проводится игра «Детёныш заблудился». (Картинки подбираются по выбору воспитателя) .

Почтальон Печкин: «Все детёныши нашли своих мам и очень обрадовались. Давайте весело потанцуем вместе с лесными жителями».

Дети импровизируют в танце «Лесные жители». Ведущий предлагает им потанцевать под музыку, как мишкам, зайкам, лисам, белкам, лягушкам и т. д.

4. «Детская площадка»

Ведущий: «Мы с вами на детской площадке. Давайте поможем малышам собрать кубики».

Проводится игра «Соберём кубики».

Дети собирают разбросанные кубики. На одной из граней кубика – картинка. Нужно назвать её, определить количество слогов в слове. Дети поочерёдно выполняют.

Почтальон Печкин: «Пора двигаться дальше».

5. «Домик Мудрой Совы»
Ведущий: «Вот, мы и добрались до домика Мудрой Совы»
Из домика выходит Мудрая Сова.

Мудрая Сова: «Здравствуйте, гости дорогие! Проходите! Я уже совсем загрустила одна. Давайте с вами поиграем!»

Мудрая Сова проводит игру «Скажи наоборот»

(Мудрая Сова читает предложение, а дети заканчивают его, подбирая «слова-неприятели»):

Слон большой, а комар…
Камень тяжёлый, а пушинка…
Золушка добрая, а мачеха…
Зимой погода холодная, а летом…
Сахар сладкий, а горчица…
Суп горячий, а компот…
Сажа чёрная, а снег…
Лев смелый, а заяц…
Река широкая, а ручеёк…
Работать трудно, а отдыхать…
Днём светло, а ночью…
Сегодня мне весело, а вчера было…
Заяц скачет быстро, а черепаха ползёт…
Переходя улицу, сначала посмотри налево, а потом…
Продавец продаёт, а покупатель…
Друзья иногда ссорятся, но легко…
Вечером ложатся в кровать, а утром…
Кричат громко, а шепчут…
Легко заболеть, но трудно…
Воспитатель спрашивает, а дети…
Утром дети приходят в детский сад, а вечером…
Сначала гостей встречают, а потом…
При встрече здороваются, а при расставании…

Мудрая Сова: «Поздравляю, вас с тем, что вы прошли все испытания сказочного путешествия в город Красивой речи!»

Мудрая Сова вручает детям Грамоту.

Ведущий: «Мудрая Сова, поздравляем тебя с Днём рождения!»

Ребёнок рассказывает Мудрой Сове поздравительное стихотворение (по выбору воспитателя).
Дети дарят Мудрой Сове открытку и подарок.

Играют с Совой в игру «Совушка-Сова»

Совушка-Сова,
Большая голова,
На суку сидит,
Во все стороны глядит,
А потом как полетит!

(Дети – мышки)

Дети водят для именинницы «Каравай».

Мудрая Сова угощает детей сладостями.

Дети прощаются с Мудрой совой и «возвращаются в группу».

В конце ведущий подводит итог развлечения, Почтальон Печкин прощается и уходит.

Конспект развлечения по развитию речи в старшей группе


Описание материала: Данный конспект будет полезен воспитателям детских садов старших групп.
Цель: Развитие связной речи.
Задачи:
1. Закрепить знания по сказкам.
2. Совершенствовать умение детей отгадывать загадки.
3. Развивать монологическую, диалогическую, связную речь.
4. Воспитывать эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые сказки, дружбу.
Оборудование: магнитофон,цветок с лепестками,игрушка фея красивой речи,иллюстрации со сказками
ход развлечения:
Воспитатель
: - Ребята, когда сегодня вы пришли в группу, заметили что-то необычное? (необычный цветок).
Воспитатель: Как вы думаете, кто его мог нам подарить? (ответы детей).
-А подарила его Фея красивой речи, которая живёт в Стране Знаний. Она очень спешила и оставила «Речецветик» с заданиями. Кто лучше справится с заданием, того ждёт сюрприз, поэтому очень старайтесь.а задания написаны на лепестках речецветика.выполняя задания мы покажем фее красивой речи чему мы научились за год.ну что готовы?
Итак 1 задание фея красивой речи предлагает вспомнить сказку о веселом язычке.я буду рассказывать сказку а вы показывать движения язычком.
Сказка «О Веселом Язычке»
Рот - домик, губы - двери.
А кто живет в этом домике?
В этом домике, дружок,
Живет Веселый Язычок.
Ох, и шустрый он мальчишка,
И немножко шалунишка.
(Рот открыт, несколько раз показывается узкий язык. Упражнение « Стрелочка ».)
Наш Веселый Язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо...
А потом опять вперед,
Тут немного отдохнет.
(Упражнения «Часики», «Змейка».)
Приоткрыл Язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся,
А потом пошел гулять,
на крылечке загорать.
(Упражнение «Улыбка», «Жало», «Стрелочка».)
На крылечке полежал,
На качели побежал.
Вверх взлетел он смело...
Но пора за дело.
(Упражнения «Лопаточка», «Качели».)

Поспешил к себе во двор,
Чтобы починить забор.
Быстро взялся он за дело,
И работа закипела.
(Упражнение « Заборчик ».)
Гвозди, молоток и клещи -
Нужные плотнику вещи.
Молоток стучит «тук-тук!»,
Язычку он лучший друг.
(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя «т-т-т».)
Вот и банка с краской рядом.
Обновить заборчик надо.
Стала кисточка плясать,
Наш заборчик не узнать.
Упражнение «Маляр».)
Язычок наш кончил дело.
Отдыхать он может смело,
- Я с лошадкой погуляю,
На гармошке ей сыграю.
Погоняю я в футбол
И забью в ворота гол.
Очень сложная задача -
Загонять в ворота мячик.
(Упражнения «Лошадка», «Гармошка», «Футбол».)
Скрылось солнце за горой,
Язычок пошел домой.
Дверь он запер на замок.
Лег в кроватку и умолк.
(Упражнения «Горка», «Лопаточка».)
Молодцы с первым заданием справились.отрываем второй лепесток.
Задание «скажи наоборот»
Буратино - веселый, а Пьеро – грустный
Ворона - тяжелая, а бабочка – легкая
Ведьма – злая, а фея - добрая
Шоссе - широкое, а тропинка – узкая
Океан - глубокий, а лужа мелкая
Змея – гладкая, а лисичка – пушистая,
Волк в лесу голодный, а собачка в лесу сытая
Летом жарко, а зимой холодно,
Сосна высокая, а елочка низкая
Колготки длинные, а носочки короткие
Булочка мягкая, а сухарик жесткий
Ночью темно, а днем светло
Паутинка тонкая, а веревка толстая
Звездочка маленькая, а солнце большое

Срываем следующий лепесток.
- Дети, вы любите сказки? (Ответы детей)
Отгадайте загадки.
1) Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли
Ищет их она, зовёт.
И в дороге слёзы льёт. (Федора) Сказка «Федорино горе»
2) И зайчонок и волчица –
Все бегут к нему лечиться. (Айболит) Сказка «Доктор Айболит»
3) Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля) Сказка «По щучьему велению».
4) Ждали маму с молоком
А пустили волка в дом,
Кто же были эти
Маленькие дети? (Семеро козлят) Сказка «Волк и семеро козлят»
5) Над простым моим вопросом
Не потратишь много сил
Кто мальчишку с длинным носом,
Из полена смастерил. (Папа Карло) Сказка «Золотой ключик»
4 лепесток задание .у меня есть кубики на которых написаны гласные и согласные звуки.но они все перепутались.ваша задача разобрать кубики на 2 группы.в 1 гласные.2 согласные.но чтобы не запутаться для начала давайте вспомним чем гласные звуки отличаются от согласных.
5 лепесток. Я буду читать вам стихи, а вы исправлять ошибки. А капитан команды показывать, сколько слогов в добавленном слове. Примеры стихотворений:
Вьётся из печи дымок, Печётся вкусный в ней САПОГ. (правильно - пирог)
Пчела с цветка нектар попьёт, И приготовит сладкий ЛЁД. (мёд)
Пароход плывёт по речке, И пыхтит он словно СВЕЧКА. (печка)
Кто щелкает орехи мелко? Ну, конечно это ГРЕЛКА. (белка)
Грохоча на всякий случай, Принесла нам дождик КУЧА. (туча)
И у нас остался еще один лепесток.фея красивой речи открыла книгу и увидела рисунок но он не раскрашен.вам нужно раскрасить только те предметы в которых встречается звук (Л).молодцы выполнили все задания феи.и она вам оставила сюрприз, угощайтесь.
Наши красные цветки
Расправляют лепестки
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши красные цветки
Закрывают лепестки
Головой качают,
Тихо засыпают.

Развлечение по развитию речи для детей средней группы «Игрушки»

Цель : Создать у детей радостное настроение, закрепить знания детей о произведениях А. Л. Барто, развивать активность детей, выразительность речи, память, формировать у детей чувство уверенности в себе.
Задачи : развивать речевую активность, связную речь детей, память, внимание, мышление; воспитывать интерес к литературным произведениям;
Предварительная работа: чтение стихов А. Барто в группе, рассматривание иллюстраций к произведениям.
Материал : изображения игрушек - мишка, бычок, зайка, лошадка, кукла Таня; игрушка мишка, ребристая дорожка;мяч.
Ход развлечения.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто сегодня пришел к вам в гости! Это медведь Михаил! Он принес к вам с собой интересные картинки и хочет с вами поиграть, хотите?
Дети: Да!

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Его бьют, а он не плачет, только выше, выше скачет?

(Мяч)
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.
Воспитатель: Чтобы Таню успокоить, мы сыграем с ней в игру.
Игра «Какой, какая, какое». (Солнце - круглое, желтое, яркое; небо - голубое, красивое; кукла - красивая, новая; дом - большой, оранжевый и т. д.)
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: А это кто?

Дети: зайка

Воспитатель: А вы знаете стихотворение о зайке?
Воспитатель вместе с детьми вспоминает стихотворение:
Зайку бросила хозяйка.
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.
Воспитатель: Давайте зайку успокоим и поиграем в игру «У зайки день рождения»

В: у зайки день рождения. Разные угощения приготовил зайка (показывает предметные картинки: орехи, рыбка, мед). Угадайте, кому зайка приготовил орехи? Рыбку? Мед?

Д: орехи - белке

Рыбку - лисе

Мед - мишке

Воспитатель:

Посмотри, как я красива,

Хороши и хвост и грива,

Цок, цок, цок, стучат копытца,

Ты не хочешь прокатиться? Кто это?

(Лошадка)

Воспитатель вместе с детьми вспоминает стихотворение:
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко.
Гребешком приглажу хвостик,
И верхом поеду в гости.
Воспитатель: Как цокает лошадка? (дети показывают). Давайте поскачем как лошадки.
Воспитатель: Дети посмотрите, кто это?

Дети: Бычок.
Воспитатель вместе с детьми вспоминает стихотворение:
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
Воспитатель: Давайте покажем Бычку, как пройти по ребристой дорожке

аккуратно, чтобы не упасть.
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель:

Косолапый и большой

Кто в берлоге спит зимой?

Дети отвечают…. (медведь.)
Воспитатель вместе с детьми вспоминает стихотворение:
Уронили мишку на пол.
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу.
Потому что он хороший.
Воспитатель: Давайте с мишкой поиграем в игру «Назови ласково» - дети стоят в кругу и передают друг другу Мишку и называют ему ласковые, добрые слова.
Воспитатель: Ребята, понравилось вам играть с мишкой? Кого мы сегодня увидели? Что делали?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: Давайте скажем мишке до свидания!

Логопедический досуг для детей старшей группы «Как Буквоед буквы похитил»


Автор работы: Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад № 9» г. Бендеры
Описание работы: сценарий итогового речевого досуга разработан для старшей логопедической группы с ОНР. Содержание досуга отражает взаимосвязь в работе учителя -логопеда, воспитателя, музыкального руководителя. Материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям в работе с детьми старшей и подготовительной группы для закрепления навыков по развитию речи и грамоте.

Цель: подвести итоги коррекционной работы за учебный год в праздничной обстановке.
Коррекционно-образовательные задачи:
Автоматизировать правильное произношение поставленных звуков в речи.
Совершенствовать грамматический строй речи (образовывать относительные прилагательные, существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, однокоренные слова к слову рыба , слова-антонимы).
Совершенствовать навыки чтения предложений.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать общую и тонкую моторику.
Совершенствовать интонационную выразительность.
Развивать связную речь, фонематическое восприятие, мышление, память.
Корреционно-воспитательные задачи:
Воспитывать у детей взаимопомощь, сочувствие, чувство коллективизма.
Развивать у детей эмоциональный отклик на происходящее.
Оборудование: книга «Сказки», буквы из слова СКАЗКИ, голубая ткань, плоскостные изображения рыб, камней с ребусами, бревен с написанными на них предложениями, салатниц и кастрюль с овошами, предметные картинки животных и детенышей, карточки для игр «4 лишний», «Скажи наоборот», ведерко с удочкой, листочки с элементами букв, фломастеры, карточки с написанными предложениями.
Предварительная работа. Автоматизация произношения поставленных звуков в стихах, скороговорках. Образование однокоренных слов к слову рыба на индивидуальных занятиях с логопедом. Разучивание пальчиковой гимнастики «В лесу», танцев. Изготовление костюмов «Речка», «Рыбак», «Фея Цветов», «Фея Лесная», дед «Буквоед», гномики, шапочки цветов (колокольчик, ромашка, василек, мак, фиалка).

Ход досуга

Дети входят в зал под музыку.
Логопед. Здравствуйте, дорогие гости! Мы пригласили вас на наш итоговый речевой праздник! Ребята, но прежде, давайте вспомним секреты правильной и красивой речи.
1 ребенок. Говорим всегда красиво, смело, но неторопливо.
2 ребенок. Ясно, четко говорим, потому что не спешим.
3 ребенок. Говори на выдохе плавно и ясно.
4 ребенок. Прежде чем говорить, подумай, о чем хочешь сказать.
Дети встают у зеркала.

Артикуляционная гимнастика.
Если в сказку всем сердцем поверить,
В мир волшебный откроются двери!
Упражнение «Окошко».
Вы туда без труда попадете
На волшебном ковре самолете,
Удерживать широкий расслабленный язык на счет от 1до 10.
На летучем большом корабле
«Чашечка»
Или с Бабой-Ягой на метле,
«Часики»
На плоту по молочной реке
«Блинчик»
И верхом на Коньке-Горбунке.
«Лошадка»
Можно в сказку взлететь на жар-птице,
«Качели»
Можно на Колобке закатиться,
«Вкусное варенье»
Можно въехать, как Слон на Еже.
«Расческа»
Ой! Мы, кажется, в сказке уже…
Дети садятся на стулья.
Логопед.
Жил на свете мальчик.
Он читать умел.
И каждый вечер с книгой
У окна сидел.
Выходит мальчик с книгой, садится на стул, «читает».


К мальчику подходят девочки.

Девочки.
Витя, дома не сиди
Во двор лучше выходи!
Витя.
Не мешайте, не пойду
Книгу я читать хочу!
Девочки.
Витя, кто это, смотри!
К нам заходит, не стучит…
Звучит музыка. Выходит дед Буквоед.
Дед Буквоед.
Буквы все я заберу,
И по свету разнесу.
Буквоед забирает из книги буквы и уходит.
Витя.
Что мне делать, буквы где?
Как найти мне буквы все? (Плачет).
Логопед. Дети, поможем Вите?
Дети. Да.
Логопед.
Медлить нам совсем нельзя
В путь отправимся друзья!
Звучит музыка. Витя идет по залу и подходит к реке. На голубой ткани плоскостные изображения камней с ребусами, рыбки, на берегу бревна с предложениями.


Логопед.
Речушка перед ними, предстала на пути.
Речка.
Трудно мне, устала я.
Помогите мне, друзья!
Уберите камни!

Разгадывание ребусов.
Логопед. Нам надо разгадать ребусы и камень можно убрать из реки.
Дети разгадывают ребусы.

Игра «Исправь предложение».
Логопед. Чтобы пройти через речку, надо построить мост. На берегу есть бревна. Исправьте предложения и мы построим из бревен мост.


Речка дает первую букву.
Логопед.
Ребята, отгадайте, кто на берегу
С удочкой с утра сидит
И за поплавком следит?
Дети. Рыбак.
Входит рыбак с ведерком и удочкой.
Рыбак.
Я веселый рыбачок,
Ловлю рыбку на крючок.
У меня для каждой рыбки
Приготовлен червячок.

Игра «Назови семейку слова».
Логопед. Ребята, давайте образуем слова одной семейки к слову рыба. На каждое слово рыбак будет ловить рыбу.
Дети называют слова: рыбка, рыбный, рыбина, рыбная, рыбий, рыбак, рыбалка, рыболов, рыбачить, рыбацкая, рыбачка). Рыбак с помощью удочки и магнитика вылавливает рыбок из реки.


Рыбак.
Ох, спасибо, помогли
Рыбы много наловить.
С вами мне пора прощаться,
И с уловом домой возвращаться.
Рыбак дает вторую букву.
Логопед.
Букву Витя получил,
Дальше в путь он поспешил.

Логопед.
Куда мы попали?
Вот ковер лежит большой,
Его никто не ткал.
Он разостлался сам собой,
Лежит у речки голубой
И желт, и синь, и ал!
Дети. На луг.


Логопед. Хозяйка луга - Фея Цветов.
Под музыку входит Фея Цветов с корзинкой, в которой картинки животных и детенышей.


Фея Цветов.
Здравствуйте, друзья!
Познакомьтесь - Фея я!
Я в цветах всегда живу
И нектар цветочный пью.
Выходят девочки в шапочках «цветов».
Колокольчик.
Я в модной шляпке голубой
Колокольчик озорной.
С кем не повстречаюсь -
До земли склоняюсь.
Ромашка.
Я ромашка с золотым сердечком,
У меня высокий стебелек.
Василек.
Я синий, будто речка,
Солнышком нагретый василек.
Мак.
Я самый яркий, самый алый
Лепестки мои, как пламень
Я красный мак, лишь день цвету
И очень солнышко люблю!
Фиалка.
Я – фиалка молодая!
На опушке прорастаю.
Ароматны и нежны,
Глазки наши хороши!

Игра «Какой?»
Воспитатель. Подберите слова: колокольчик «Какой?»
Дети. Голубой, нежный, ароматный, душистый.

Игра «Назови ласково»
Воспитатель. Я назову цветы, а вы будете произнесть эти же слова ласково. Синий василек.
Дети. Синенький василечек.
Дети называют: беленькая ромашечка, голубенькие незабудочки и т. д.
Фея Цветов.
На лугу, цветов - несчесть!
Васильки, ромашки есть,
Цвета зорьки алой,
В маках покрывало.
Колокольчик голубой,
Всем качает головой,
Милая букашка,
Села на ромашку.
Рады бабочки, шмели,
Что цветочки расцвели! (Л. Алейникова)
Мотыльки, скорее прилетайте!
И цветочки опыляйте!

Танец цветов и мотыльков.

Игра «Помоги маме найти своих детенышей»
Фея Цветов раздает детям картинки с изображением животных и детенышей.
Воспитатель. Вышли на лужок птицы, животные с детенышами.
Под музыку дети ходят по залу и ищут пару (коза - козлята и т. д.). Каждый ребенок составляет предложение по своей картинке.
1 ребенок. У зайчихи зайчата.
2 ребенок. Цыплята у курицы.
3 ребенок. У лошади жеребенок.


Фея Цветов дает третью букву.
Логопед.
Букву Витя получил
Дальше в путь он поспешил.
Звучит музыка. Витя идет по залу.
Логопед.
Он зелёный и густой,
Он высокий и большой,
То – еловый, то – дубовый,
То – осиново-сосновый.
Заходи в зелёный дом -
Чудеса увидишь в нём!
Где мы оказались?
Дети. В лесу.


Логопед.
В лесу хозяйка другая.
Здесь живёт Фея Лесная.
Под музыку входит Фея Лесная с корзинкой, в которой карточки для игры "4 лишний".


Фея Лесная.
Здравствуйте, дорогие гости! Рада вас видеть!
Волшебница - Лесная Фея
Я здесь главная в лесу.
Всё знаю и умею я,
Ем землянику, пью росу.

Пальчиковая гимнастика «В лесу»
В лесу дремучем растут елки
Пальцы рук переплетены, большие пальцы – макушка.
И бродят злые-злые волки.
Показать «клацающую пасть»
Бывает зайка пробежит,
Показать ушки зайки.
И ветка елки задрожит.
Пальцы рук полусогнуты – «лапы».
Бывает мишка косолапый
Пальцы рук переплетены, большие пальцы – мордочка
Заденет елку своей лапой.
А старый еж, колючий бок,
Под елкой спит,
Свернувшийся в клубок.
Пальцы рук сложены в «клубок».

Игра «Четвертый лишний»
Фея раздает детям карточки для игры. Дети находят лишний предмет и объясняют. Фея Лесная дает четвертую букву.


Фея Лесная. Пора прощаться с вами. Но я хочу познакомить вас со своими старыми знакомыми, сказочными гномами.


Гном 1.
Здравствуйте, дорогие друзья!
Гном 2.
Мы два веселых гнома,
Живем мы сотни лет,
В красивом нашем домике
Суп нас ждёт в обед.

Игра «Какой салат?»
Воспитатель. На обед гномы приготовили салат из капусты. Какой салат?
Дети. Капустный.
Дети называют салат и суп по картинкам.

Игра «Назови слова наоборот».
Воспитатель. Гномы любят играть в слова наоборот. Поиграем с ними?
Воспитатель показывает пары картинок и называет слово. Дети подбирают слово, противоположное по смыслу.


Гномы дают пятую букву.

Проговаривание скороговорок.
Логопед. Усядемся на пригорке, расскажем скороговорки.
Дети проговаривают разученные на индивидуальных занятиях скороговорки. Под музыку входит дед Буквоед.
Дед Буквоед.
Обхитрили, вот дела!
Рано радовался я.
Буквы Вам сейчас отдам,
Отгадайте их сперва.
И не думайте, что просто
Справится с заданьем Вам.
Буквоед исчезает.

Игра «Допиши буквы»
Логопед. Дед Буквоед буквы нам дал, но они поломаны. Возьмите фломастеры и дорисуйте буквы.
Дети на листочках дорисовывают части букв.

Развод