Интервью ELLE: звездный тату-мастер Скотт Кэмпбелл. Набил шишкам

Юрий Бойка – герой фильма «Неоспоримые 2», который повествует о тюремных боях. Примечательно то, что действие фильма проходит в России, хотя произведена картина в США, да и главного героя играет Скотт Эдкинс. Главный герой картины достаточно авантюрная и запоминающаяся личность. Например, на его теле есть ряд татуировок, значение которых сложно разгадать с первого раза.

Тюремные наколки

На теле Юрия есть ярко выраженные татуировки, которые относятся именно к тюремному миру. Вероятно, что при съемках фильма участвовал человек, разбирающийся в иерархии на зонах. Так, звезды, располагающиеся на ключицах героя, говорят о том, что он не сдается представителям власти , а сломить его не удавалось ни охране, ни тюремному начальству. Существует мнение, что получить такую татуировку могли только те, кто выдерживал пытки от представителей охраны.

Кадр из фильма: татуировки Юрия Бойко

Колючая проволока , которая наколота на предплечье – еще один атрибут тюремных татуировок . Она обозначает негативное отношение к власти и стражам закона. Как и ограждение самой зоны, такая татуировка может считаться неотъемлемой частью жизнью за решеткой.

Это не единственная татуировка знаменитости боев без правил, которая была видна на теле героя. На спине его располагается змея . На тюремном жаргоне это может обозначать высокий ранг заключенного, его отношение к элите преступного мира. Однако у этой татуировки есть и иные значения.

Еще один ракурс Юрия Бойка с татуировками

Иные значения татуировки со змеей

Это необычное существо может вызывать разные эмоции. Кто-то их обожает, кто-то наоборот чувствует омерзение при их виде. Однако татуировка, которая изображает змею, может иметь разные значения:

  • Символ искушения. Также этот образ часто ассоциировался с властью женщин;
  • Образ мудрости. Чаще всего змею сравнивают с существом коварным и хитрым, но для многих народов это еще и символ мудрости.
  • Возрождение души и тела. Способность этого существа сбрасывать свою кожу стала причиной того, что и изображение змеи ассоциируется с обновлением и возрождением;
  • Таинственность и магия. Именно змеи часто ассоциируются с чем-то мистическим и непонятным. Такую татуировку может выбрать личность необычная, имеющая в своей жизни какую-либо тайну.

Юрий Бойко со своими татуировками

Татуировки на религиозную тематику

Известно, что многие заключенные также делают татуировки, которые тесно связаны с верой. Так и у героя фильма на теле есть два изображения, подчеркивающие его веру. Например, кресты . Это самый простой символ, обозначающий христианство . Также считается, что этот знак мощный оберег от дурного глаза.

Также на теле Юрия Бойка есть изображение Девы Марии, что говорит о желании предстать перед Богом без грехов. Также иногда такого рода изображение выбирали те, кого ждали жены или матери. В общем, данная татуировка имела прямое отношение к уважению к женскому полу.

Татуировки на теле Юрия Бойко

Татуировка на груди

Самым загадочным элементом можно считать необычную, но простую в исполнении татуировку на груди бойца. Это своего рода круг, с точкой внутри и небольшими хвостиками. Это японский иероглиф , который носит название «Энсо».

Суть данного символа в том, что у всего есть начало и конец, вся жизнь идет по какому-то циклу. Также те, кто наносят такого рода татуировку, придерживаются философского видения жизни. Они также считают, что только от твоих поступков зависит и то, как ты живешь.

Звездный татуировщик и художник Скотт Кэмпбелл — о значении рисунков на теле, ошибках прошлого и роли художника в модной индустрии.

  • Текст: Юлия Вахонина
  • Фото: getty images

П роникновением уличных трендов в эстетику солидных марок сейчас едва ли кого-то удивишь, однако некоторые союзы выглядят очень свежо. Так, французский бренд Hennessy, отдающий дизайн этикетки лимитированной линейки на откуп современным художникам, в этом году привлек к сотрудничеству одного из самых востребованных тату-мастеров — Скотта Кэмпбелла. И сделано это было не случайно. Мало того, что уважаемому мастеру доверяют самое сокровенное — свое собственное тело — Канье Уэст и Пенелопа Крус, на его счету — дружба с Марком Джейкобсом и коллаборация с брендом Louis Vuitton. Кроме того, Кэмпбелл может похвастаться персональными выставками картин по всему миру. Несмотря на явные успехи на этом поприще, связать свою жизнь с модной индустрией художник не спешит: слишком он предан своему делу. Само собой, визит тату-мастера в Москву не мог пройти незамеченным: кажется, гуру вовсе не ожидал такого ажиотажа вокруг своей персоны. Пользуясь случаем, главный редактор Harper’s Bazaar и Harper’s Bazaar Art Даша Веледеева, отправилась к нему за новой татуировкой и профессиональным инсайдом.

Вы сегодня нарасхват. Однажды вы сказали, что не против плохих татуировок на своем теле. Как это понимать?

Вы знаете, я очень критично отношусь к своим работам. Но что касается татуировок на моем теле, для меня самое главное — сам процесс, ритуал, эмоция, которая за этим стоит. Хорошая татуировка — это не обязательно красивая татуировка, это история. Я так считаю, но посмотрите на меня: мне уже все равно.

Вы когда-нибудь хотели изменить что-то в рисунках на своем теле? Свести татуировку, переделать?

Нет, никогда. Мы ведь не можем изменить прошлое. Каждая татуировка представляет то, кем я был в прошлом, грани моей личности. Если я от них избавлюсь, разве во мне что-то изменится?

Мне нравится смотреть на себя и видеть свои 19 лет в одном месте, 25 — в другом. Запечатлев эти периоды на своем теле, я лишил себя возможности отрицать прошлое: я не выдаю себя за кого-то другого, я тот, кто есть и кем всегда был. Каждый из нас совершал ошибки, но не каждый видит их в зеркале изо дня в день.



С другой стороны, я привык к своему телу в таком виде, и все время забываю, что оно покрыто татуировками. Вспоминаю только тогда, когда ловлю на себе взгляды: например, когда оказываюсь в каком-нибудь консервативном месте, или пожилая женщина смотрит на меня с неодобрением. Татуировки — часть меня, я не представляю себя без них.

Однажды в интервью вы признались, что хотели бы встретиться с теми, кому делали татуировки 20 лет назад. Вам удалось это сделать? Вы помните, кому сделали первую татуировку?

На самом деле, первую татуировку я сделал одному из своих друзей, и мы дружим до сих пор. Так что я часто ее вижу. Надо сказать, эта татуировка вышла весьма паршиво, и я три раза пытался ее переделать — так ничего и не вышло. Но это один из тех случаев, когда значение важнее эстетической составляющей. Маленький рисунок на ноге: некое ископаемое, которое обнаружил его отец-палеонтолог.

Иногда мои давние клиенты находят меня через соцсети, пишут мне и присылают фото моих работ 20-летней давности. Это очень приятно, потому что это очень личное, как привет от старого друга.

Хорошая татуировка — это не обязательно красивая татуировка, это история.


Как вы думаете, отношение к мастерам-татуировщикам поменялось за последние 20 лет?

Абсолютно. Я начинал в 90-х, когда людей шокировала полностью татуированная рука. Сейчас даже в банках работники порой не скрывают одеждой своих татуировок. И это нормально. Хотя я знаю некоторых мастеров, которым совсем не нравится то, что их искусство и образ жизни перестали быть особенными. Но лично я считаю, что с открытостью приходит понимание, а это очень важно. Раньше на таможне меня всегда досматривали с пристрастием, если я вдруг забывал прикрыть татуировки одеждой. А сейчас все иначе: никто не думает, что я наркоторговец или кто-то еще — я просто человек с татуировками.



Возможно, отношение изменилось благодаря знаменитостям? Раньше образ с татуировками был связан с уличной культурой, плохими мальчиками и девочками, а сейчас с татуировками ходят солидные звезды, и о плохих ребятах тут речи уже нет…

Я думаю, люди до сих ассоциируют татуировки с саморазрушением, вроде наркомании или алкоголизма. Совсем недавно на рынке я заказал лосось на гриле, и продавец очень удивился этому. А я что, должен картошкой-фри и героином питаться, раз я в татуировках весь? Нет, мне почти 40 лет, и я забочусь о своем здоровье, кофеин уже 5 лет как не употребляю.

А еще вы как-то сравнивали ремесло татуировщика с работой стриптизерши. Почему?

Да, тату-мастер — это стриптизерша в мире искусства: гонорар наличными, свободный образ жизни, пенсионного обеспечения никакого, трудная физическая работа… Ну может только старость спокойнее воспринимается. А еще это та же сфера услуг, где ты должен угодить клиенту, сделать ему хорошо. В психологическом плане мне проще заниматься живописью на холсте или бумаге. Когда делаешь татуировку, твой «холст» высказывает свое мнение, тебе нужно спрашивать у него разрешения, чтобы что-то нарисовать.

Кстати, именно из этой мысли родился проект Whole Glory: та же свобода, только в татуировке (Scott Campbell Whole Glory Tattoo Project — проект, который заключался в следующем: людям, отобранным посредством лотереи, были сделаны татуировки «вслепую», т. е. участники просовывали руку в отверстие в стене, за которой сидел мастер и набивал тату на свое усмотрение. — Прим. ред. ).


Участница проекта Whole Glory



А вы видели реакцию участников?

Сразу нет, так как съемка велась только с той стороны стены. Но про самую бурную реакцию могу рассказать: это была сорокалетняя женщина, мать двоих детей, у которой не было ни одной татуировки, и судьба ее выбрала из 400 других желающих. Ее мать умерла незадолго до этого, и сев в кресло, она молилась, чтобы дух матери вел мою руку. И что вы думаете: я решил нарисовать слово «LOVE» — в орнаменте, очень изящно, с маленьким простым сердечком. Когда она сняла повязку, то расплакалась — это было очень сильно. Дело в том, что я крайне редко набиваю слова своим клиентам, предпочитаю рисунки: слова слишком конкретны, они давят, а в рисунках есть свобода интерпретации. Узнав эту историю некоторое время спустя, я был шокирован, и даже несколько подавлен такой эмоциональной ответственностью. Вообще, я был удивлен тому факту, что половина людей, пришедших на проект, собирались сделать татуировку впервые. А одна моя знакомая сказала мне, что тоже была там, и только в таких условиях решилась бы на тату. Это интересно: многие не готовы нести ответственность за то, что будет набито на их теле, а хотят переложить это на мастера.

Рисуя на холсте, вы чувствуете подобную ответственность? В каком жанре вам психологически сложнее работать?

Я люблю и то, и другое: татуировка и живопись — разные вещи. Татуировки особенны тем, что это личная ценность. Скажем, эта работа никогда не будет выставлена на аукционе Christie’s, ее цена не станет выше через десять лет. В то время как картина может быть объектом инвестиции. Еще есть любопытный момент: люди думают о татуировке как о чем-то постоянном, о том, что навсегда. Но на деле, искусство может быть более постоянным, я это чувствую: на выставках критики оценивают его, и картина, например, может оказаться в музее и сколько угодно там провисеть, и ее все будут видеть. Это немного давит на меня. В татуировках больше спонтанности и удовольствия: тебе не важно, сколько это будет стоить в будущем — важно только то, что человек чувствует сейчас. Я рад, что могу заниматься и тем, и другим: татуировки возвращают меня к сиюминутному и дарят радость.



Как вы воспринимаете «сотрудничество» мира моды и искусства?

Это потрясающе, что художники могут делать что-то стоящее в моде, и при этом не терять уважение в мире искусства. Ведь по большому счету, это просто другое средство выразительности. Например, то, что получилось у Такаши Мураками с Louis Vuitton (коллаборация Марка Джейкобса и японского художника дала «второе рождение» линии сумок Louis Vuitton. — Прим. ред. ) — это же великолепно! Когда я это увидел, подумал: «О, нам можно так делать? Круто!». Если у художника есть хорошая идея, почему бы нет?

Расскажите, пожалуйста, о проекте Hennessy.

В этом проекте каждый предыдущий художник-коллаборатор выбирает следующего. Так меня пригласил Райан МакГиннесс (американский художник-абстракционист. — Прим. ред. ), которы создавал этикетку в 2015-м. Мне это, конечно, очень польстило, и если честно, я получил большое удовольствие, работая над проектом. Я уже сотрудничал с Louis Vuitton, а Hennessy в этой же «семье» (имеется в виду транснациональная компания LVMH, в которую входят обе марки. — Прим. ред. ). Мне нравится то, что они воспринимают коллаборации с художниками очень серьезно, с пониманием относятся к идеям и прочее. Вы понимаете, уважаемый бренд французского коньяка мог бы и по-другому себя вести. И это вдвойне приятно. Создание специальной этикетки для Hennessy — для меня такой же сакральный процесс, как создание татуировки: это станет частью жизни полумиллиона человек, и я таким образом держу с ними связь.

Вы когда-нибудь задумывались о создании собственного модного бренда?

Да, я думал об этом: никогда не говори никогда. Но поскольку я знаком с этой сферой, а Марк Джейкобс мой близкий друг, у меня есть сомнения на этот счет. Я вижу, как он работает, чем он жертвует. Да, его бренд в топе, и все, что он делает — феноменально, но я бы не хотел жить его жизнью. Я люблю то, что я делаю, и не хочу от этого отказываться ради собственного бренда. А по-другому никак.



Есть какой-то символ, который вы бы никогда не стали набивать?

Я никогда не рисую что-либо с негативным смыслом, что-то разрушительное. Хотя такие запросы поступают, мне проще отказать, чем стать частью какого-то негативного процесса внутри человека. Мне хочется давать стимул положительным изменениям в жизнях людей, и я не хочу делать того, о чем человек потом пожалеет.

Наверняка, многие люди доверяют вам свои секреты. Не поделитесь какими-нибудь судьбоносными историями?

Да, действительно, это так: люди видят во мне друга, психотерапевта, если хотите… Историй было много — и красивых, и не очень: бывают случаи, когда излишняя откровенность становится мне в тягость. Но если, например, влюбленные приходят ко мне, чтобы сделать татуировки с именами друг друга, я воспринимаю это как честь.

Татьяна Елисеева

Самый известный тату-мастер мира, которому обязаны своими татуировками Говард Штерн, Марк Джейкобс, Орландо Блум, Кортни Лав и еще добрый десяток голливудских звезд, оказался в Москве. “Ъ-Lifestyle” встретился со Скоттом Кэмпбеллом, чтобы узнать, чем отличается искусство татуировки от остального искусства, где заканчивается ответственность тату-мастера и начинается ответственность клиента и какова истинная цена денег.


Скотт Кэмпбелл приехал по приглашению компании Hennessy - провести перформанс Whole Glory в музее современного искусства «Гараж». Смысл действа заключался в том, чтобы за несколько часов сделать татуировки совершенно незнакомым людям, не видя их лиц. Акция уже проходила в нескольких странах и с большим успехом. Вот и в Москве шесть энтузиастов подставили свои руки «под удар».

Кэмпбелл известен не только как татуировщик, но еще и как художник, который проводит самые настоящие выставки. На одной из них были представлены работы, сделанные из долларовых купюр. Для самой «ценной» потребовалось $11 000. Стоимость картины, разумеется, в несколько раз превысила затраты на изготовление.

- В детстве меня дразнили супом «Кэмпбеллс». Но я не озлобился, как видите.

- В первый свой приезд в Москву я бежал марафон. Прилетел ночью, немного поспал, вышел на старт, когда еще было темно. И мы начали бежать в лучах рассвета. Сюрреалистичный город, который просыпался. Это было фантастическое впечатление. Мне всегда хотелось сюда вернуться, но Москва не то чтобы за углом моего дома.

Татуировка - это вещь прикладная. Искусство - это любопытство художника.

- Татуировка - это решение, которое человек принимает и с которым будет жить до конца своих дней. «Теперь я с розой на плече. И таким я буду до самой смерти». Наш проект подразумевает, что я не вижу человека по ту сторону ширмы, а просто интуитивно подбираю для него татуировку. Конечно, это громадная ответственность для меня, но и колоссальное впечатление для того, кто находится по ту сторону. Он пронесет это через всю свою жизнь. Почти как спрыгнуть со скалы в бездну.

- Я познакомился с женщиной-архитектором, которая призналась, что ужасно хотела попасть ко мне, но все никак не получалось. Я предложил ей приехать в мою студию в любое время: а она ответила: «Нет, я бы только там решилась, за ширмой. А сознательно приехать и выбирать картинку - это уже слишком…»

Перформанс Whole Glory в музее современного искусства «Гараж». Фото: Архив Пресс-Службы

Перформанс Whole Glory в музее современного искусства «Гараж». Фото: Архив Пресс-Службы

Перформанс Whole Glory в музее современного искусства «Гараж». Фото: Архив Пресс-Службы

Перформанс Whole Glory в музее современного искусства «Гараж». Фото: Архив Пресс-Службы

Перформанс Whole Glory в музее современного искусства «Гараж». Фото: Архив Пресс-Службы

Перформанс Whole Glory в музее современного искусства «Гараж». Фото: Архив Пресс-Службы

- Если вы придете ко мне и скажете: «Хочу орла на всю спину», - я вам его нарисую. Могу привести пару аргументов против, но под вашим напором соглашусь, скорее всего. И тогда я нарисую самого красивого орла, которого смогу. Но если вам вдруг перестанет нравиться сама идея присутствия орла на спине, то это уже не моя вина, а ваша. Простите. Я отвечаю только за красоту орла, но не за ваше решение жить с ним.

- Для проекта Whole Glory я готовлю эскизы заранее, но, бывает, вижу запястье и понимаю: «Нет, сюда нужен другой рисунок». Это происходит каждый раз. Я понимаю, что не могу подойти к вопросу формально. Я не хиромант, но отрицать энергетику не буду. По сути, невербальное общение - самое чистое и открытое.

- Как-то я устроил ужин для всех, кто участвовал в проекте. Это было покруче, чем оказаться за кулисами Дисней-шоу, когда все герои снимают свои костюмы. У меня были свои портреты людей в голове, но тут я увидел их вживую. Потрясающе. И, самое смешное, каждый подошел ко мне и так доверительно сказал: «Спасибо, брат, у меня самая красивая татуировка!»

Хоть люди порой и называют татуировки чем-то вечным, на самом деле мои картины куда более вечные, чем мои татуировки

- Не люблю гороскопы по одной причине. Они диктуют схему поведения. Всегда задаюсь вопросом: вы так себя ведете, потому что вы действительно такой или потому что вам гороскоп велел?

- Знаете, на любой выставке или биеннале всегда есть аннотации к работам. Они всегда так стройно и гладко изложены. Когда я приехал в Нью-Йорк и начал работать с теми художниками, которыми восхищался, то понял одну вещь. Все эти люди, как и я, отчасти просрали свою жизнь. Не смогли найти нормальную работу, но неистово отдались своей страсти творить. И вот какая интересная штука - те самые ясные формулировки в аннотациях к их работам могли появиться только лет через 10–20 после того, как они что-то создали, понимаете? То есть они творили и только потом понимали, что же такое они сделали. Соприкосновение с арт-сообществом Нью-Йорка очень сильно мне помогло раскрыться, поверить в свои силы и продолжать делать то, что делаю, даже когда я до конца не понимал, что хочу этим сказать.

- Художник я или тату-мастер? Не знаю, художник – странное слово. Я начал заниматься татуировками, потому что умел рисовать. И мне нужно было себя кормить. Татуировки - отличный способ выжить и не сидеть в офисе. Искусство меня всегда вдохновляло, но я не настаиваю на том, чтобы меня называли художником. Но и спорить не буду - называйте как хотите. Просто художник - это кто-то оцененный всем миром, принятый историей искусств. А тату-художник, тату-мастер - это что-то личное, спонтанное и не такое масштабное.

Перформанс Whole Glory в музее современного искусства «Гараж». Фото: Архив Пресс-Службы

Перформанс Whole Glory в музее современного искусства «Гараж». Фото: Архив Пресс-Службы

Перформанс Whole Glory в музее современного искусства «Гараж». Фото: Архив Пресс-Службы

Перформанс Whole Glory в музее современного искусства «Гараж». Фото: Архив Пресс-Службы

Перформанс Whole Glory в музее современного искусства «Гараж». Фото: Архив Пресс-Службы

- Татуировка в конечном счете - это несерьезно. Тут вам должно быть весело. За это я и люблю свою работу. Хоть люди порой и называют татуировки чем-то вечным, на самом деле мои картины куда более вечные, чем мои татуировки. Их можно повесить в музеях, занести в каталоги, купить или продать. А татуировка - это всего-навсего рисунок на теле человека. После смерти хозяина от нее ничего не останется. Не будет ни аукционов, ни выставок. То есть я слабо себе представляю выставку-ретроспективу моих татуировок - это руки-ноги, что ли? Не дай бог, конечно, оказаться на такой! (Смеется.)

- Татуировка - это вещь прикладная. Искусство - это любопытство художника. Исследование на заданную тему. А арт-объект - это тот самый научный труд или артефакт, который появляется в процессе страстного исследования.

Создание татуировок во многом напоминает резьбу по дереву. Однажды я действительно решил заняться резьбой - и вырезал рисунок на стодолларовой купюре. Мне казалось, что это очень революционно, настоящий бунт. Ведь я как будто говорил во всеуслышание: «Деньги - ничто! Я выше этого». А когда я взял в руки первую скульптуру, вырезанную из денег, то понял, что невероятно завишу от денег и упиваюсь этим чувством обладания огромной суммой.

- Тот проект с деньгами открыл мне глаза на очень многое. Реакция людей была совершенно разной. Кто-то спрашивал, сколько же денег я потратил на картину. Многие чувствовали себя оскорбленными, когда видели, как я надругался над священными бумажками. Но, послушайте, люди тратят гораздо больше на ерунду, которую потом выкинут, и никто об этом не думает.

- Искусство - мой способ привлечь внимание людей к своим мыслям, схватить их за грудки и заставить слушать. И та мысль, которую я пытаюсь донести до них, важнее денег и важнее времени, которое я трачу на создание своих работ. Когда я вижу, что люди останавливаются и как бы говорят: «Окей, я слушаю тебя», - вот тогда я понимаю, что все не зря.

____________________________________________________________________

Натела Поцхверия

), представил в столице сразу два своих проекта: знаменитый Whole Glory, в рамках которого несколько счастливчиков обзавелись татуировками от артиста (правда, сюжет и рисунок всегда остается на усмотрение мастера, который ничего не знает о своем «подопытном»), и коллаборацию с Домом Hennessy. Скотт выступил в качестве дизайнера лимитированной коллекции Hennessy Very Special Limited Edition. ELLE воспользовался возможностью поговорить с мастером о знаках на теле, моде на татуировки и знаменитых клиентах.

ELLE: Расскажите о вашей коллаборации с Домом Hennessy – как это было?

СКОТТ КЭМПБЕЛЛ: Дом Hennessy давно и успешно взаимодействует с художниками: они уже делали потрясающие проекты с артистами, за чьим творчеством я слежу и которыми восхищаюсь. И когда мне поступило предложение оказаться с ними в одном ряду. Мог ли я отказаться от этого? Да как бы не так! К тому же мне было очень интересно попробовать. Конечно, у мира татуировки не так много общего с известным французским Домом с 200-летней историей. И поначалу, мне кажется, мы все не на шутку перепугались и думали, как же нас так угораздило, подписаться на эту историю. Но в какой-то момент стало понятно, что наше сотрудничество становится только интересней от того, что мы такие разные. Мне понравилось!

ELLE: Что вдохновляло вас во время этой работы?

С.К.: Моя работа заключалась в совмещении несовместимого: символов и идей из моего мира с миром Hennessy. Мне, например, очень нравится число 3, я его часто использую в своих работах. Я вообще очень внимателен к цифрам. Четверка для меня, например, это символ завершенности, чего-то, что уже не требует никаких доработок. А тройка оставляет пространство для действия. Также я очень люблю крылья - этот символ есть во многих культурах: свобода, путешествия, полет мысли.

ELLE: Это не первый ваш опыт работы для бренда - многие прекрасно помнят ваше сотрудничество с Louis Vuitton по приглашению Марка Джейкобса. Что вам дает работа над такими нетипичными проектами?

С.К.: Мне нравится заходить на чужую территорию. Искусство татуировки - вещь очень интимная, личная. Это что-то, что делается для одного конкретного человека. Занимаясь татуировкой, ты никогда не думаешь об аудитории, только о своем клиенте. А тут ты работаешь доступными тебе инструментами, но совсем на ином уровне, для гораздо более широкого круга лиц. Это очень круто. Мне как художнику очень приятно видеть реакцию на свою работу не у одного человека, а у сотен, тысяч людей.

ELLE: По-вашему, у татуировки с модой вообще много общего?

С.К.: Сейчас - пожалуй, да. Когда я только начинал заниматься этим ремеслом двадцать лет назад, к татуировке было совсем иное отношение, это было что-то андерграундное. Сейчас же к татуировкам относятся проще, они вышли за пределы субкультурного явления. Сейчас это просто еще одна форма взаимодействия с миром, способ выразить себя. Точно также, как мы выбираем, что мы хотим надеть, мы решаем, какой рисунок мы хотим иметь на коже. Просто татуировка, в отличие от моды, штука чуть более постоянная (смеется) .

ELLE: А какие-нибудь тренды, тенденции в мире тату есть?

С.К.: Мне кажется, самая главная тенденция, которую стоит отметить - это Instagram. Эта социальная сеть изменила отношение людей к тому, что есть татуировка. Мы привыкли к тому, что разные стили и техники популярны в каких-то определенных местах на планете, а Инстаграм позволил смыть эти географические границы, превратить искусство татуировки в нечто глобальное. Пару недель назад я сделал татуировку, а потом увидел, что какой-то мастер из Кореи, вдохновившись моей работой, сделал свою тату. Это потрясающе. Это вдохновляет, помогает рождаться новым идеям.

ELLE: Можно ли сказать, что сейчас модно что-то конкретное, а что-то - наоборот, безнадежно устарело?

С.К.: Ну, сейчас все меньше людей делает татуировки на пояснице! А вообще смысл татуировки уже очень давно не меняется. Люди решаются нанести рисунок на тело, когда влюбляются, или в память о каком-то событии или близком человеке - как правило, они обращаются к символам, которые им близки и понятны. Так что тату продолжает оставаться еще одним языком, на котором говорит человечество - просто время от времени его словарный запас пополняется неологизмами.

ELLE: У вас множество знаменитых клиентов. Их предпочтения и пожелания насчет татуировок как-то отличаются?

С.К.: Один из самых больших плюсов моей работы - это возможность делать татуировки, скажем, и Дженнифер Энистон, и парню, чьего имени я никогда не узнаю. И это делает всех моих клиентов немножко одинаковыми - все они просто люди, которые хотят тату. Мне всегда интересна в людях их эмоциональная составляющая, их внутренний мир. Поверьте, внутри каждого из нас сидит примерно один и тот же набор эмоций.

ELLE: Вы привезли в Москву свой известный проект The Whole Glory, суть которого состоит в том, что вы делаете татуировку человеку, о котором ничего не знаете и даже не видите его. Вы отслеживаете потом реакцию ваших «анонимных» клиентов?

С.К.: Каждый раз, когда мне попадается рука очередного анонима, меня буквально раздирают сомнения! Я вижу руку, я сбриваю с нее волоски, рисую эскиз будущей татуировки - потом переделываю его несколько раз. Мне хочется угадать, сделать идеальную работу! Хотя каждый раз мне приходится придумывать его историю самому. Я не знаю, насколько точно мне удается угадывать в целом, но я слышал некоторые отзывы от своих героев - и они были поразительными.

ELLE: А у вас есть какие-то профессиональные табу? Чего вы себе никогда не позволили?

С.К.: Я никогда не делаю татуировки, которые несут в себе негативный смысл, которые деструктивны по своей природе. Если ко мне обращаются с просьбой набить тату, и я понимаю, что сюжет, символы не приемлемы для меня, я всегда оставляю за собой право отказать клиенту. Конечно, они могут пойти и набить то, что им хочется, в другом месте у другого мастера - но я не хочу иметь к этому никакого отношения. Я не могу сказать, что это табу, но я никогда не делал татуировки на своих родных и близких. Хотя моя младшая сестра уже давно хочет. А у жены (Скотт женат на актрисе Лейк Белл – прим. ELLE) вообще нет ни единой наколки. Мне это даже нравится: прихожу домой с работы, глаз отдыхает (смеется) .

ELLE: Вы можете дать какой-нибудь совет человеку, который только собирается сделать свою первую татуировку и, конечно же, сомневается немного на этот счет?

С.К.: Я – последний человек, который должен что-то советовать. Но скажу следующее: не делайте татуировку, если вы не понимаете, что не можете без нее. Если вам некомфортно без татуировки – тогда точно делайте. И не мудрствуйте, не пытайтесь уместить весь свой мир в одной маленькой картинке или надписи – это еще ни у кого не получалось. Будьте проще и получайте от своей татуировки удовольствие.

Известный американский тату-мастер Скотт Кэмпбелл (Scott Campbell) с 2004 года владеет салоном Saved Tattoo в одном из районов Бруклина - Williamsburg. Его заведение входит в десятку лучших, а сам мастер считается самым дорогостоящим в мире.

Он набивал татуировки многим голливудским знаменитостям, в их числе Орландо Блум, Пенелопа Крус и Канье Уэст, а сегодня предлагает совершенно бесплатно набить татуировку любому желающему в рамках проекта “Whole Glory”. Единственное условие – человек не будет знать, что именно изобразит мастер на его руке. Доверившись профессионалу своего дела, вы просто просовываете руку в небольшое отверстие в стене, за которой сидит Скотт, и ждете пока он все сделает.

Лучший способ подготовиться к татуировке – не думать о ней. Свои любимые наколки я почти не планировал. Когда у человека мало наколок, он считает, что ему нужно выбрать рисунок, который будет выражать его суть. Это слишком сложная задача для одного символа. Вдохните поглубже, очистите голову и выберите то, что вам просто понравится. Люди думают, что Марк Джейкобс (которому я наколол кучу рисунков) ненормальный, потому что он делает тату с персонажами мультфильмов. Но у него хороший подход. Марк сделал на руке Губку Боба, потому что этот рисунок всегда вызывает у него улыбку. Он не пытается рассказать татуировкой о своей родословной – его наколки проще и естественнее.

Развод