Дмитрий григорьевич левицкий биография. Значение левицкий дмитрий григорьевич в краткой биографической энциклопедии Биография портретист дмитрий григорьевич левицкий

Левицкий Дмитрий Григорьевич

(около 1735—1822), художник .

Автопортрет
1783г, картон на дереве, масло,

Родился в Киеве в семье священника. Отец, известный гравёр, выполнял заказы для типографии Киево-Печерской лавры. Вероятно, первые художественные навыки Левицкий приобрёл под руководством отца.
В 1758 г. он уехал из Киева, учился и работал в Москве и Петербурге. В 1762 г. в качестве помощника А. П. Антропова выполнял заказы Императорского двора. С 1762 г. выступал уже как самостоятельный мастер-живописец. К этому периоду относятся несколько заказных работ, выполненных Левицким для вновь построенных московских церквей. Ни одно из этих произведений не дошло до нашего времени.

В 1769 г. написан портрет архитектора и директора Академии художеств А. Ф. Кокоринова, за который автор был удостоен звания академика. Затем художник исполняет портреты Н. А. Сеземова (1770 г.), Г. И. Козлова, (1796 г.) графа А. Н. Строганова (80-е гг.) и др. К высшим достижениям живописи XVIII в. принадлежит серия из семи портретов «Смолянки» (изображения воспитанниц Смольного института, 1772—1776 гг.).
Одновременно с первыми портретами смолянок Левицкий пишет портреты П. А. Демидова (1773 г.) и Д. Дидро (1773—1774 гг.). К этому же времени относится и самый ранний из трёх портретов Н. А. Львова (наиболее известный написан в 1789 г.).

Своеобразны и значительны женские портреты Левицкого. Среди них два портрета М. А. Львовой, урождённой Давыдовой (1778 и 1781 гг.), портреты княжны П. Н. Репниной (1781 г.), Урсулы Мнишек, Анны Давиа-Бернуцци (оба 1782 г.) и др. Тогда же созданы портреты М. Ф. Полторацкого (1780 г.), А. В. Храповицкого (1781 г.), А. Д. Ланского (1782 г.) и др.
В 1783 г. по заказу канцлера А. А. Безбородко художник исполнил большой парадный портрет императрицы Екатерины II. В конце 80-х гг. и позднее Левицкий пишет портреты А. И. Воронцова, П. Ф. Воронцовой и их дочерей, а также портреты великих княжон — дочерей Павла I (тогда наследника престола).

Портреты девочек Воронцовых принадлежат к лучшему, что было сделано Левицким в последний период творчества. К 90-м гг. относятся портрет мужа и жены Митрофановых и портрет Н. И. Новикова (известен лишь по копиям, оригинал не сохранился).

К началу XIX в. болезнь глаз вынудила Левицкого оставить занятия живописью.


Екатерина I


Екатерина II

"Портрет Екатерины II — законодательницы в храме богини Правосудия" - называется картина кисти Дмитрия Григорьевича Левицкого.
Величественная императрица Екатерина II изображена в храме Фемиды - греческой богини правосудия, восседающей справа в виде прекрасной античной статуи со своим обязательным атрибутом - весами в руке.

На алтаре перед Фемидой сжигает императрица маковые цветы. Мак - символ сна и покоя. Таким образом художник иносказательно сообщает, что правительница жертвует собственным покоем для общего блага, то есть без отдыха и сна заботится о народе.

Обратим внимание на облик Екатерины II на портрете: на голове её не золотая корона, украшенная драгоценными камнями, а лавровый венок - знак триумфа и славы. Вместо роскошного платья мы видим белое атласное одеяние, напоминающее античные одежды - это говорит о скромности и простоте царственной особы.

У ног её - орёл с ветвью оливы в клюве, сидящий на стопке книг. Эти книги - не какие-нибудь сборники сказок или любовные романы, а свод государственных законов. Орёл здесь обозначает само государство, страну. Оливковая ветвь же символизирует победы, плодородие и достаток. Получается, что при Екатерине II, в пору её царствования, царит закон и порядок и страна процветает.

Итак, художник не просто написал достоверный портрет императрицы - кстати, она даже никогда не позировала ему. (И уж конечно Екатерина II на самом деле не сжигала бутоны мака в греческом храме, а рядом с её ногами обычно сидела маленькая собачка-левретка, а не орёл). Напротив, не стремясь к портретному сходству, Д. Г. Левицкий создал образ «идеальной государыни». А помогли ему в этом многочисленные детали - символы, в которых он "зашифровал" смысл своего произведения. Это и есть "аллегория", в переводе с греческого - "иносказание".


Портрет Е.Р. Дашковой


Екатерина II


Портрет П.В Бакунинa Большого
1782г, холст, масло

Портрет E.A Бакуниной
(Жена П.В Бакунинa)

1782г, холст, масло,
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Портрет Г.К.Левицкого (?)
1779г, холст, масло,
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет А.Я.Левицкой
1780г, холст, масло,
Челябинская городская картинная галерея


Портрет И.В.Лопухина
~1802-1804г, холст, масло,
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Сон убежал... Куда деваться?
Мне мниться образ неземной.
В который раз спешу признаться:
Вы мой похитили покой.
Художник Д. Левицкий, "Портрет М. Дьяковой"

Портрет М.А.Дьяковой
1778г, холст, масло, 61x50
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Портрет Анны Давиа Бернуцци
1782г, холст, масло,
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Портрет Урсулы Мнишек
(около 1750-1808)
1782.г, холст, масло,
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Портрет M.И Мюссар
~1790г, холст, масло,
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Портрет Н.И.Новикова
(1744-1818)

До 1792г, холст, масло, 61 x 50 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Цикл знаменитых «Смолянок» - семь портретов воспитанниц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном институте. Эти портреты, выполненные художником Д. Г. Левицким в период с 1772 по 1776 годы, по праву считаются одной из вершин не только русской, но и европейской портретной живописи XVIII века. Они отличаются высоким мастерством исполнения, глубиной и тонкостью психологической характеристики.


Портрет Алимовой Г.И.
1775г, холст, масло, 222х166см


Портрет Борщовой Н.С.
1776г, холст, масло
1776. Холст, масло. 197х135 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Портрет Е.Н.Хрущовой и Е.Н.Хованской
1773г, холст, масло,164 x 129
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Портрет А.Д.Левицкой(Агаши)
дочери художника
1785г, холст, масло, 118x90
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Портрет Левшиной А.П.
1775г, холст, масло, 213х140 см

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Портрет Молчановой Е.И.
(1758-1809)
1776г, холст, масло, 181,5 х 142,5
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Портрет Е.И.Нелидовой
1773г, холст, масло, 164х106
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Портрет А.А. Воронцовой в детстве
Конец 1780-х — начало 1790-х, холст, масло. 61 x 50 (овал, вписанный в прямоугольник)
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Портрет Екатерины Воронцовой в детстве
Конец 1780-х. холст, масло, 62 x 49,5 (овал, вписанный в прямоугольник)
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Портрет графини М.А. Воронцовой в детстве
Конец 1780-х — начало 1790-х. холст, масло, 63 x 49,5 (овал, вписанный в прямоугольник)
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Портрет Е. А. Воронцовой
1783г, холст, масло, 49 x 60 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Портрет Прасковьи Воронцовой
`~1790г, холст, масло, 62,5 x 49,5 (овал, вписанный в прямоугольник)
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Портрет великой княжны Александры Павловны
(1783-1801) 1790г, холст, масло
Павловский дворец, Павловск


Портрет Ф.П.Макеровского
в маскарадном костюме
1789г, холст, масло,
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Портрет Я.И.Билибина
(1779-1854)
1801г, холст, масло,
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Сын И.Х.Билибина

Портрет В.И. Митрофанова и и его жены М.А.Митрофановой
1790-e, холст, масло, 61,5 x 49,5
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Портрет великой княгини Екатерины Павловны
1790г, холст, масло
Павловский дворец, Павловск

=====
Портрет великой княжны Елены Павловны. 1791. Холст, масло.
Левицкий был известен как создатель прекрасных детских и юношеских портретов. На этом портрете Левицкий написал 7-8 летнюю девочку, внучку Екатерины ІІ. Смотря на этот портрет, мы понимаем, что Левицкий был непревзойденным мастером детского портрета. А это в 18 ст. было редким явлением. В произведении присутствуют элементы парадного, репрезентативного портрета, а именно, композиционная схема, поза, одежда, награда. Вместе с тем исключительный талант и мастерство Левицкого позволили ему выйти за пределы официального портрета. Платье покроя взрослой дамы, пышная прическа и горделивая осанка, не могут скрыть очарования чистоты, естественности чувств маленькой девочки. С удивительным мастерством изображает художник нежное детское лицо в ореоле напудренных серебристых волос, открытый взгляд синих глаз, по-детски пухлые губы с чуть заметной улыбкой. Эта работа Левицкого принадлежит к одному из лучших детских портретов 18 века.


Портрет Марии Павловны в детстве
(дочь императора Павла I)

1790г, холст, масло
Павловский дворец, Павловск


Портрет М.П.Нарышкиной
1802г, холст, масло, 59 x49 см
Лувр


Портрет И.И.Шувалова
1790г, холст, масло
Павловский дворец, Павловск


Портрет Семена Романовича Воронцова
холст, масло, 69 x 51,5см
Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный
и художественный музей-заповедник

Портрет Ф.С.Ржевской и княжны Н.М. Давыдовой
1772г, холст, масло, 161 x 103
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Дата написания – 1782 г. Холст находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи. Выдающийся мастер портретной живописи написал портрет светской красавицы, находясь на вершине мастерства, в годы своей наивысшей славы. С холста на […]

Дата написания – 1786 год. Находится в Музее В. А. Тропинина и московских художников его времени, Москва. Портрет великого генералиссимуса автор создавал, по некоторым сведениям, по памяти, пользуясь слухами и впечатлениями видевших […]

Портрет великого французского философа относится к самым ранним опытам художника в этой области. Дидро считается незаурядным теоретиком искусства, хорошо разбирающимся в нем. Мыслитель скептически относился к собственным портретам, полагая, что его лицо […]

Мастерство художника проявилось в портретном искусстве, причем известен он не только парадными, но и камерными изображениями, на которых большое значение имели все детали: одежда, расположение в пространстве, поза, окружающая обстановка, выражение лица, […]

Полотно написано в 1783 году, на сегодняшний день находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Левицкий отличался особым подходом к вырисовыванию женских силуэтов. Он грамотно подчеркивал их нежность и изящество, что в […]

Портрет Е.Н. Хрущовой и Е.Н. Хованской является одним из экспонатов целой серии картин, посвященной изображению жизни благородных девиц из Смольного института. Это учебное учреждение объединяло под своими сводами лучших девушек Санкт-Петербурга и […]

Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822)

Внешний облик Левицкого, с его чуть желчным и страстным лицом. История России в лицах - так можно коротко сказать о творческом наследии Д. Г. Левицкого, живописца редкого дара, чья кисть отразила на полотнах эпоху XVIII века. Цари и царедворцы, философы и светские львы, холодные красавицы и писатели, промышленники и дипломаты, аристократы и купцы, чиновники и военные, родители и дети - их портреты говорят о прошлом гораздо значимей любых слов. Сотни лиц умных и глупых, злых и добрых, чувственных и холодных, лица так называемого галантного века. Что ни лицо - характер. Что ни лицо - биография.

Это не просто представители екатерининского века, они его олицетворение, они его созидатели. Художник выполнил сполна свою миссию живописца истории (хотя не создал ни одной исторической картины) и за это его современники вначале вознесли на пьедестал славы, а затем благополучно забыли, поглощенные своими делами, интригами и расчетами. И не известно под каким холмиком на старом Смоленском кладбище похоронен человек, сумевший обессмертить их облики.

Жизненный путь Левицкого начался в небольшом украинском селении на Полтавщине в старинном поповском роду, ведущим начало от священника Василия Носа. Отец Дмитрия, Григорий Кириллович, образованный и талантливый человек, тринадцать лет провел в Польше, где в совершенстве освоил граверное дело и стал крупнейшим украинским графиком. Из-за границы он вернулся не только зрелым мастером, но и с новой фамилией Левицкий, поселился в Киеве, а свой церковный приход сдавал по найму другим священникам. Его творческая жизнь часто переплеталась с деятельностью Киевской духовной академии и Киево-Печерской типографии.

В семье Григория Кирилловича и его жены Агафьи, урожденной Левицкой, росли четверо сыновей и дочь. Старший, Дмитрий унаследовал от отца своеобразный дар композиции, совершенство рисунка и уверенную работу с натуры. Выросший в кругу украинской художественной интеллигенции и духовенства, он был хорошо образован, начитан, уверен в своих способностях и бесспорно очень талантлив.

Возможно, еще в 1752-1755 гг. Левицкий познакомился с известным художником А.П.Антроповым, который тогда расписывал Андреевскую церковь в Киеве. А в 1758 г. Дмитрий приезжает в Петербург и не только становится учеником прославленного мастера, но и живет в его семье почти шесть лет. В качестве помощника Антропова в 1762 г. он выполнял росписи Триумфальных ворот по случаю коронации Екатерины II. Два года спустя молодой художник уже самостоятельно реставрировал это сооружение, а в 1767 г. совместно с В. Васильевским создал два иконостаса и 73 образа для Екатерининской и Кироиоановской церквей и добился очень высокой оплаты своей работы.

Неизвестно, были ли другие учителя у Левицкого, но уже в первых портретах его стиль в корне отличался от антроповского. Его манера самостоятельна и более созвучна западноевропейской своей непринужденностью, гаммой полутонов, лессировкой, смягчающей интенсивность цвета, и характерной световоздушной средой.

К тому и время для расцвета искусств было на редкость теплое: тут и строительство грандиозных дворцов, тут и удачный выбор приглашенных иностранцев, давших новейшие образцы западной школы, тут в целом изумительно красочная пестрота в эстетике и вместе здоровье, прямота духа, то самое здоровье, что (по словам Бенуа) и породило наших Левицкого и Рокотова, художников, «отличающихся моментом колоссального в искусстве значения - жизненностью».

Время жестко определило его будущую ступень в обществе. Где и как жил Левицкий? В сиянии бриллиантов, среди тех, кто правил державой, и в том - сильный психологический диссонанс. С одной стороны, знать была художническим материалом, не больше, с другой - зависимость от «материала», от знати, положение по отношению к ней мало отличалось от зависимости и положения часовщика или хорошего повара.

На превращение Левицкого в выдающегося портретиста ушло десять лет, после переезда его в столицу, годы, начиная с 1758-ro, в которые смотрел за ним все тот же Антропов, «человек, имевший зуб против Академии и очень недовольный даже частными уроками у профессоров. Поэтому и эти уроки начались только когда ученик личными заказами стал на ноги и перестал зависеть от учителя. «Антропов был добрый человек, но изрядный самодур, и быть под его ферулою было нелегко»,- указывал один из старинных исследователей.

Итак, мастерство отполировалось окончательно все же у академистов - итальянца Валериани и француза Лагренэ, и в 1770 году, вместе с золотой академической медалью, пришла полная слава - за портрет Кокоринова.

Портрет был представлен на академическую выставку и среди знаменитостей (Гроот, Лосенко) безоговорочно взял первое место, как лучшая картина в смысле совершенства формы и как «высокая» - в смысле своей духовной наполненности.

Затем (1773-77гг), заказ императрицы Екатерины II, которая поручила ему написать портреты воспитанниц Смольного института благородных девиц. В то время в России не было ни одной школы, где бы учились девочки. Девочек-дворянок учили дома, а девочек из бедных семей, как правило, не учили совсем. И Екатерина II решила открыть в Смольном монастыре "Воспитательное общество благородных девиц", чтобы, как говорилось в указе, "... дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества".

Так взошло созвездие «смольнянок», где развернул Левицкий во всю ширь уже не только дарование психолога, но и декоративиста - семь портретов, а вернее, аллегорических картин (Молчанова - наука, Борщова - театр, Алымова - музыка и т. д.), олицетворивших собой, в мнении знатоков, целиком XVIII век в «выдержанности всей системы». Имеется а виду, разумеется, система эстетическая; может ли художнику быть оценка выше.

К 1790-м годам Левицкий необратимо начинает терять популярность: зашатались стулья под покровителями и главными заказчиками (Князь Безбородко, канцлер, и граф Бецкой, президент Академии художеств)

Безбородко проигрывает государственную силу Потемкину, с порфироносных высот подул на престарелого и уже ненужного Бецкого прохладный ветер, определяется «дело» масона Николая Новикова, чье имя неотделимо от имени Левицкого, потому хотя бы, что сама внешность издателя «Трутня» знакома именно по его портрету.

С той поры Левицкий тоже в немилости. Теперь отношение двора ее величества к Левицкому определяла его дружба с Новиковым и другими деятелями русского просвещения. Не секрет, что живописец был, как и Новиков, масоном, а отношение Екатерины к ним было весьма определенное.

Одна из главных загадок судьбы Левицкого - это творческое молчание художника в последнюю четверть века его жизненного пути. Ведь за этот срок он написал всего с десяток полотен. Правда, эти холсты превосходны, но не слишком ли мало для такого мастера?

Напрасно это будут целиком приписывать болезни глаз, которая лишь в глубокой старости привела Левицкого к слепоте. Нет, не слепнуть стал художник в середине девяностых годов, а именно в эти годы он, наконец, прозрел. И помогла ему в этом сама жизнь и его замечательный друг, писатель и просветитель Новиков.

В какой-то миг с ослепительной ясностью Левицкий почувствовал всю ложность своего состояния. Его тонкий ум, его честная и прямая душа содрогнулись от ощущения фальши и лицемерия, которые окружали его ежедневно, ежечасно. Он содрогнулся от внезапного сознания, что он участвует сам в каком-то огромном фантасмагорическом обмане.

Казалось, жизнь шла по-старому. С утра художник становился за мольберт, и холст за холстом покидали мастерскую, радуя вельможных заказчиков. Но не радовался лишь живописец. Счастье созидания, творчества ушло. Осталось не уходящее чувство неудовлетворенности и пустоты.

Стасов утверждал, что талант художников того времени был «испорчен и искажен, он весь израсходован только на ложь притворство и выдумку главной сущности и на парад и блеск подробностей».. . И художник ищет новые пути. Он ищет пути к народу, к народной тематике. Он пишет портрет своей дочери в свадебном народном уборе. Увы... Долголетнее писание заказных портретов сделало свое. Портрет Агаши не задался. Он получился салонный, далекий от жизненной правды, несмотря на то, что поводом к написанию полотна послужила семейная радость - предстоящая свадьба единственного детища. Душа художника была выхолощена дворцовыми буднями, сиятельными портретами, где почти каждый холст носит следы искусственности, слащавости и холодности. Словом, художник потерпел, в этой своей попытке создать образ одухотворенной юной женщины, неудачу. Искусство не прощает постоянных, хотя и маленьких уступок и полуправды. Многочисленная, иногда, салонная продукция Левицкого теперь мстила ему. Великолепное мастерство, владение цветом, рисунком, тоном не могли заменить главное в искусстве - правду! И этот надлом, надрыв, чутко ощущаемый тонким художником, все нарастал... Нестерпимыми стали часы заказной работы, все больше тянуло художника к одиночеству, к чтению, к горьким размышлениям.

Но Левицкий не был готов к роли борца. Он бесконечно устал. Его тревожила болезнь глаз. И он томился, тосковал и молчал. Потекли однообразные будни. Вельможные заказчики, двор стали забывать некогда прославленного мастера. И за какие-нибудь два-три года художник впадает в нищету.

Левицкий покидает Академию. Ему назначают нищенскую пенсию размером 200 рублей в год. Ничтожная подачка нанесла глубокое оскорбление художнику, отдавшему почти двадцать лет воспитанию молодых мастеров. Ясно, что слабость здоровья и зрения были лишь предлогом для ухода, обусловленного трениями с руководством Академии. Левицкий стал неугоден.

Он остается с грошовой пенсией, обремененный семейством, наступавшей слепотой, долгой, трудной и унизительной борьбы за существование.

Есть сцена, засвидетельствованная современниками: слепой старик, часами простаивающий на коленях в церкви Академии художеств.

Левицкий умер восьмидесяти семи лет, почти забытый как художник. Принятая, в его отношении, «формула заката» растянулась почти на четверть столетия: от начала 1800-х годов портрет камер-фрейлины Протасовой, калужские заводчики Билибины, - вот, собственно, и, почти, все, на что осталась способна некогда плодовитая кисть.

Иссякала эпоха, умолкал и ее певец, Сотни картин написал он, и все - слепок времени, на всех - люди XVIII столетия.

Картины художника

Автопортрет. 1783


Портрет Александры Петровны Левшиной


Портрет Глафиры Ивановны Алымовой


Портрет Екатерины Ивановны Молчановой


Портрет Натальи Семеновны Борщовой

Портрет E.A Бакуниной

Портрет M.А Львовой

Портрет M.И Мюссар


Портрет А. В. Храповицкого

Портрет А. Ф. Кокоринова


Портрет Агаши Левицкой


Портрет Александра Андреевича Безбородко


Портрет Анны Артемьевны Воронцовой в детстве


Портрет Анны Давиа Бернуцци


Портрет Г.К.Левицкого

Портрет Е.И.Нелидовой


Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини правосудия


Портрет Екатерины II


Портрет Екатерины Романовны Дашковой

Портрет И.В.Лопухина

Портрет И.И.Дмитриева


Портрет Ивана Логгиновича Голенищева-Кутузова

Портрет М.А.Дьяковой


Портрет Н.А.Сеземова

Портрет Н.С. Борщовой


Портрет Николая Александровича Львова


Портрет Николая Ивановича Новикова

Портрет П.А. Демидова

Портрет П.В Бакунинa.


Портрет Прасковьи Артемьевны Воронцовой в детстве


Дмитрий Григорьевич Левицкий русский художник портретист, мастер парадного портрета. Его портретам свойственны интенсивность цвета и богатство оттенков, он точно подмечал позы и жесты натуры.

Родился на Украине в семье принадлежавшей старинному украинскому роду. Отец художника Григорий Кириллович занимался живописью и гравюрой, хотя он был священнослужителем из местечка Маячка, жил в Киеве. Наверное, поэтому Дмитрий Левицкий продолжил увлечение отца и стал известным русским художником. Большую роль в развитии художественных талантов юного художника сыграл А.П. Антропов художник того времени, расписавший в 1752-1755 годах собор Андрея Первозванного в Киеве. Дмитрий Левицкий с 1758 года учится у Алексея Антропова до 1762 года, в это же время он посещал классы Академии художеств, например, Дж Валериани. Д.Г. Левицкого берут в «живописную команду» под руководством А.П. Антропова, И. Васильского и И. Вишнякова в подмастерье. Где Д.Г. Левицкий расписывал Триумфальные ворота, которые были выстроены в Москве по случаю коронации государыни Екатерины II. После чего тут же в Москве для отстроенных новых церквей (Кира и Иоанна на Солянке и Великомученица Екатерина на Большой Ордынке) русский художник написал иконы.

В 1769 году Д.Г. Левицкий переезжает в Петербург, получает «назначение» в академики за портрет художника Г.И. Козлова и его жены, эта его работа не сохранилась.

В 1770 году картины Д.Г. Левицкого были представлены на летней академической выставке, что дало широкое признание художника в светском обществе. Получил звание академика за портреты ректора Академии и архитектора здания Академии художеств на Васильевском острое Александра Филипповича Кокоринова.

В 1771 году Д.Г. Левицкий начинает свою педагогическую деятельность, он вёл портретный класс Академии художеств на протяжении 17 лет. Помимо обучения художник выполнял заказы придворных особ и Академии.

В 1775 году становится советником Академии художеств.

Все лучшие работы Дмитрия Григорьевича Левицкого были написаны 1770-е годы. В это время русский художник написал портреты опекуна московского Воспитательного дома Б.В. Умского (1770), князя А.М. Голицына (1772), инжерер-генерала М.И. Мордвинова (1778), генерал-аншефа М.Н. Кречетникова (конец 1770-х). Интересная работа Д.Г. Левецкого – портрет П.А. Демидова (1773). Парадный портрет этот отличается тем, что написан с долей иронии, но, однако, предполагается, что замысел портрета принадлежит портретируемому, который изображен в домашнем халате в колпаке, опирающийся на садовую лейку, с гордой осанкой, торжественным жестом руки, указывающий на горшки с цветами, что свидетельствует об увлечении садоводством. Одна из лучших работ – портрет знаменитого французского философа Дени Дидро (1773), жившего в Петербурге в период с 28 сентября 1773 года по 22 февраля 1774 года.

В начале 1770-х годов Д.Г. Левицкий приступил к написанию серии портретов воспитанниц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре. На картинах изображались девушки отличавшиеся какими-то особыми талантами или достижениями в науке и искусстве. Среди них парные изображения Ф.С. Ржевской и А.М. Давыдовой (1771-1772), Е.Н. Хрущевой и Е.Н. Хованской (1773), а также Н.С. Борщова (1776), Е.И. Нелидова (1773) и А.П. Левшина (1775). Таким образом Левицким был открыт новый жанр портретной живописи: «портрет в роли».

В 1780-е Левицким была создана уникальная галерея портретов выдающихся современников: А.В. Храповйцкого (1781), И.М. Долгорукова (1882), Е.А. Бакуниной (1782), М.А. Дьяковой (1778), А. Воронцова (конец 1780-х годов), Н.А. Львова (1789).

Особняком в ряду портретов стоит портрет дочери Агаши (1785), выполненный в русском крестьянском духе, характерном для того периода русской истории интересе к национальным образам.

Особое место среди лучших картин Левицкого занимает «Портрет Екатерины II – законодательницы» (1783). За свою жизнь Левицкий написал около 22 портретов государыни, однако, писал он их не с натуры, а с изображений других художников. Императрица не удостоила художника позированием.

В 1787 году художник оставляет Академию художеств, совет Академии, учитывая заслуги художника, назначает ему ежегодное пособие в размере 200 рублей.

Во время преподавания Д.Г. Левицкий разработал трёхступенчатую модель образования. На первой ступени ученики должны были копировать известные художественные произведения художников – Рембрандта, Ван Дейка, Греза, и русских художников Никитина и Лосенко. На втором этапе ученики обучались самостоятельному композиционному мышлению. И на третьем этапе ученик должен был решить задачу портрета: изучить натуру и выразить в изображении её характер, образ. Ученики Левицкого - Л.С. Миропольский, С.С. Щукин, П.С. Дрождин. Е.Д. Камеженков, - оставили яркий след в истории русской живописи.

В 1790-х годах делает большое количество заказов – официальные портреты. Среди них прославленные полководцы, кавалеры ордена Св. Владимира: В.А. Румянцев-Задунайский, А.В. Суворов, П.В. Завадовский, Н.В. Репнин, С.К. Грейг, И.Л. Голенищев-Кутузов, В.П. Коновницын. Дипломаты, советники Екатерины II: П.В. Бакунин-Меньшой, С.Р. Воронцов, А.А. Безбородко И.И. Шувалов, Г.А. Потемкин. Последним заказом стала серия портретов детей наследника престола Павла Петровича и Марии Фёдоровны.

В конце жизни художник теряет свои позиции первого художника, он испытывает большие материальные трудности, ему не выплачивается пособие. А ему надо было содержать большую семью. Здоровье Левицкого ухудшилось, он слепнет. Русский художник Дмитрий Григорьевич Левицкий похоронен на Смоленском кладбище, и сегодня один из участков Смоленского кладбища в Петербурге называют «Левицкой аллеей».

  • Портрет Е.Н. Хрущовой и Е.Н. Хованской

  • Портрет Алимовой Г.И.

  • Портрет Борщовой Н.С.

  • Портрет Е.И. Нелидовой

  • Портрет А.Я. Левицкой, жены художника

  • Портрет А.Д. Левицкой (Агаши) - дочери художника

  • Екатерина II - законодательница в храме

  • Портрет В.И. Митрофанова и его жены М.А. Митрофановой

  • Портрет А.А. Ворошиловой в детстве

  • Портрет А.Д. Ланского

  • Портрет А.Ф. Кокоринова

  • Портрет А.П. Храповицкого

  • Портрет Е.А. Вороновой

  • Портрет Е.К. Ворошиловой в детстве

Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822) родился он на Украине в небольшом украинском селении на Полтавщине в старинном поповском роду, ведущим начало от священника Василия Носа.
Отец Дмитрия, Григорий Кириллович, образованный и талантливый человек, тринадцать лет провел в Польше, где в совершенстве освоил граверное дело и стал крупнейшим украинским графиком. Предполагают, что Г. К. Левицкий учился и в Германии. Из-за границы он вернулся не только зрелым мастером, но и с новой фамилией Левицкий, поселился в Киеве, а свой церковный приход сдавал по найму другим священникам. Его творческая жизнь долгие годы переплеталась с деятельностью Киевской духовной академии и Киево-Печерской типографии, являвшимися в XVIII веке крупнейшими культурными центрами Украины.

все основания предполагать, что первые художественные навыки Д. Г. Левицкий получил дома, под руководством отца, и что его с ранних лет окружали люди, близкие к искусству.

В семье Григория Кирилловича и его жены Агафьи, урожденной Левицкой, росли четверо сыновей и дочь. Старший, Дмитрий унаследовал от отца своеобразный дар композиции, совершенство рисунка и уверенную работу с натуры. Выросший в кругу украинской художественной интеллигенции и духовенства, он был хорошо образован, начитан, уверен в своих способностях и бесспорно очень талантлив.

Возможно, еще в 1752-1755 гг. Левицкий познакомился с известным художником А.П.Антроповым, который тогда расписывал Андреевскую церковь в Киеве. А в 1758 г. Дмитрий приезжает в Петербург и не только становится учеником прославленного мастера, но и живет в его семье почти шесть лет. В качестве помощника Антропова в 1762 г. он выполнял росписи Триумфальных ворот по случаю коронации Екатерины II. Два года спустя молодой художник уже самостоятельно реставрировал это сооружение, а в 1767 г. совместно с В. Васильевским создал два иконостаса и 73 образа для Екатерининской и Кироиоановской церквей и добился очень высокой оплаты своей работы.

Неизвестно, были ли другие учителя у Левицкого, но уже в первых портретах его стиль в корне отличался от антроповского. Его манера самостоятельна и более созвучна западноевропейской своей непринужденностью, гаммой полутонов, лессировкой, смягчающей интенсивность цвета, и характерной световоздушной средой.

Обратите внимание на замечательное расчисление светил, на редкостное соединение благостных фактов в судьбе молодого таланта: воспитание в семье образованного и крепкого художника, учеба на гравера, требующая исключительно верного глаза и твердой руки, исключительного чувства линии, учеба на иконописца, то есть освоение национальных традиций, книжных знаний и душевного равновесия в работе, встреча с гением Растрелли и, наконец, дуэт с реалистом Антроповым.

К тому и время для расцвета искусств было на редкость теплое:
тут и строительство грандиозных дворцов, тут и удачный выбор приглашенных иностранцев, давших новейшие образцы западной школы, тут в целом изумительно красочная пестрота в эстетике и вместе здоровье, прямота духа, то самое здоровье, что (по словам Бенуа) и породило наших Левицкого и Рокотова, художников, «отличающихся моментом колоссального в искусстве значения - жизненностью».

Время жестко определило его будущую ступень в обществе. Где и как жил Левицкий?
В сиянии бриллиантов, среди тех, кто правил державой, и в том - сильный психологический диссонанс.
С одной стороны, знать была художническим материалом, не больше, с другой - зависимость от «материала», от знати, положение по отношению к ней мало отличалось от зависимости и положения часовщика или хорошего повара.

На превращение Левицкого в выдающегося портретиста ушло десять лет, после переезда его в столицу, годы, начиная с 1758-ro, в которые смотрел за ним все тот же Антропов, «человек, имевший зуб против Академии и очень недовольный даже частными уроками у профессоров. Поэтому и эти уроки начались только когда ученик личными заказами стал на ноги и перестал зависеть от учителя.
«Антропов был добрый человек, но изрядный самодур, и быть под его ферулою было нелегко»,- указывал один из старинных исследователей.

Итак, мастерство отполировалось окончательно все же у академистов - итальянца Валериани и француза Лагренэ, и в 1770 году, вместе с золотой академической медалью, пришла полная слава - за портрет Кокоринова.

Портрет был представлен на академическую выставку и среди знаменитостей (Гроот, Лосенко) безоговорочно взял первое место, как лучшая картина в смысле совершенства формы и как «высокая» - в смысле своей духовной наполненности.
Все совершенство будущего Левицкого в инерции от силы этого портрета, оно напитано его мелодикой, его характеристическими и живописными достижениями, угадывает ли он душу и темперамент, играет ли напряженностью линии, передает ли конструкцию тела, свет и свечение.

Так в сиянии мощнейшего дебюта прибавляется к Кокоринову шедевр за шедевром. Сперва, портрет «личности прелюбопытной», чудака российского размаха, филантропа и ботаника, румяного старика Демидова.

Затем (1773-77гг), заказ императрицы Екатерины II, которая поручила ему написать портреты воспитанниц Смольного института благородных девиц.
В то время в России не было ни одной школы, где бы учились девочки. Девочек-дворянок учили дома, а девочек из бедных семей, как правило, не учили совсем. И Екатерина II решила открыть в Смольном монастыре “Воспитательное общество благородных девиц”, чтобы, как говорилось в указе, “… дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества”. (подробнее)

Так взошло созвездие «смольнянок», где развернул Левицкий во всю ширь уже не только дарование психолога, но и декоративиста - семь портретов, а вернее, аллегорических картин (Молчанова - наука, Борщова - театр, Алымова - музыка и т. д.), олицетворивших собой, в мнении знатоков, целиком XVIII век в «выдержанности всей системы».
Имеется а виду, разумеется, система эстетическая; может ли художнику быть оценка выше.

Мастерски написан портрет друга Н.А.Львова, в личности которого воплотились лучшие черты человека эпохи Просвещения: возвышенный ум, талант, чистота и благородство помыслов.
Шедевром Левицкого стал портрет будущей жены Н.А.Львова, дочери обер-прокурора Сената, М.А.Дьяковой, блиставшей красотой, обаянием, образованностью.

Видимо, роль свою он осознавал весьма отчетливо. Его называют художником екатерининской поры - определение верное во всех отношениях: портрет для этой поры, что видно теперь весьма отчетливо,- важнейшее искусство.

Как удачно заметил Дягилев: «Всякий портрет Левицкого больше похож, чем сама модель, то есть, он говорит нам больше, чем лицо этой модели».
О чем же? Конечно, о душе эпохи.
Первые петербургские двадцать лет для Левицкого - непрерывное восхождение в творчестве, удачи по службе и денежные: за Кокоринова он академик, а вскоре и начальник портретного класса с достойным окладом; при этом, поспешая друг за другом, выходят из-под его кисти десятки портретов, всем известные теперь наши музейные ценности, издалека мерцающие в экспозициях своим янтарным отсветом.

Отмечен Левицкий был сразу же - признание редкостное, заказы бесперебойны: в мастерской до полста холстов в работе, да и сама мастерская весьма светла, в небольшом собственном доме, где живет он «содержательно и просто», в достатке, прекрасным семьянином. Проскользнула из толщи времени и весть о «веселой» наружности тогдашнего Левицкого - с элегантной муаровой лентой в косице, сухощавого, малого роста и резкого в движениях, востроносого, с живым блеском умных глаз.

Современники отмечали роскошь академических коллекций и гулкость ее коридоров; они, эти коридоры, слышали стук каблуков профессора Левицкого от парадных дверей до дверей классной, и так каждое утро в течение тридцати лет.
Академия художеств была неотделимой частью огромного дворцового механизма, но жесткость казенного режима приносила плоды отменной выучки - все, прошедшие ее школу, делались профессионалами высшей пробы, то есть живописцы умели писать, архитекторы - строить, а скульпторы - ваять.

В Академии Левицкий вел портретный курс, и с Академией связалась у него вся жизнь - клубок радостей, когда он чувствовал в учениках (среди них В. Боровиковский, П.Дрождин) плоды своих стараний, и вместе ощущения некоторой неполноценности: жанр Левицкого считался искусством второго сорта, ибо не требовал «сочинения» (как, например, историческая живопись), и потому академические чиновники относились к художнику свысока и пренебрежительно.

” «Ничего не может быть горестнее, чем слышать от товарищей – он портретной».
Предательское, хитрое время, вечно меняющее свои оценки, знало бы ты!

Из старых документов скупо выбиваются пунктирные черты пристрастий Левицкого, то, на что направлял он своих учеников,- они штудировали Ван Дейка и Рембрандта.

Рембрандтовский свет сильно волновал Левицкого, и отблески тех красноватых зарниц пали на великолепный портрет Г.К.Левицкого, написанный им в 1779 году.
Доброе мудрое лицо отца, сделавшего так много для сына… Полотно могло бы стать украшением любой галереи мира - с такой поистине рембрандтовской мощью и проникновением в существо Человека написан этот небольшой холст.

Впрочем, его старик - в полном одиночестве, совершенно особняком от остальной портретной вереницы. Она, вереница, вся моложе, действенней, инициативней.

Именно так держится близкий друг Левицкого, разносторонний Львов – «страстный почитатель гражданина женевского»(Дидро), архитектор, рисовальщик, поэт и музыкант, переводчик Анакреона. Во многих местах возвышаются здания по его проектам».

В спокойном достоинстве является нам и прелестная жена Львова - уверенная в себе и знающая свои обязанности хозяйка известного литературного салона, мать добропорядочного семейства, спутница и советчик влиятельнейшего и блестящего человека.

Были ли внешняя жизнь, поведение Левицкого столь же ярки, сколь оказалось ярким общество, в которое он входил в дому у Львовых и которое переписал все поочередно: литератора и управляющего «Зрелищами и музыкой» Храповицкого, милого Долгорукого - автора нашумевшего «Капища моего сердца», поэта Дмитриева, соединившего «с любящей душой ум острый и свободный»?
Вряд ли, так как знавшие этого человека отмечали стеснительность, а позже молчаливость и замкнутость.

Душа же тем временем кристаллизовала, гранила красоту чрезвычайно тонко - как и все портретисты XVIII века, Левицкий служил жрецом у алтаря вечной женской красоты.
«Разве не поэт Левицкий? Какие и как у него переданы женщины!» - восклицал Константин Коровин.

Согласимся, переданы пламенно и виртуозно: изумительная Урсула Мнишек - это серебро пудры и атласа, это прекрасное лицо с горящим румянцем, надменные дуги бровей и удивительные глаза, умные н глубокие, но не допускающие в душу.
И как антипод этой «хладной богини» - куртизанка и ласкательница, «первая певица оперы-буфф и вторая - серьезной оперы», итальянка Анна Давиа Бернуцци.

Но более всего привлекали художника, образованнейшеro человека и гуманиста, люди, в ком видел он единство благородной цели и общественно полезного действия, которые верили, что жизнь дана затем, чтобы светить этой жизнью.

Дидро….
Левицкий рисует Дидро наедине с рождающейся мыслью. Дидро дома. Он снял парик и облачился в халат. «Небрежно открытой шеей гордо вознесена большелобая голова. Неспокоен его ум, одновременно пожирающий и животворящий».
Его мечты обретают формулы конкретных предложений.
«Превосходное средство для предупреждения восстаний крепостных против господ: сделать так, чтобы вовсе не было крепостных», Дидро говорит, надеется и сомневается. Портрет показывает нам его спокойное достоинство и грустно-насмешливый понимающий взгляд. «Русский» Дидро мягок, но по всему лицу разбросаны росточки остроумия.
(Портрет Дидро понравился и он увёз холст с собой, оставил в семье и завещал дочери.)

Дидро показан Левицким в момент прозрения. Целая гамма чувств на очень живом лице, сотканном из гнева и радости, раздумья и покоя. Прозрение нерадостно. Нерадостность - ожидаемая.
За павлиньими перьями философ разглядел ворону. Даже Екатерина поняла, что он увидел в ней «ум узкий и простой».
В Париже он итожит их встречу: «Екатерина, несомненно, является деспотом»
. И все же как долго держались иллюзии. Они были рассыпаны в воздухе. Так хотелось верить в идеального монарха. И Дидро, и Левицкому, и его верным друзьям - просветителям и гуманистам.

Один из них, искрометный Львов, подсказывает идею портрета императрицы: Екатерина - Законодательница в Храме богини Правосудия». Величественно выплывает в лавровом венке, милостиво сияя улыбкой и шурша белым атласным платьем. «Жертвуя драгоценным своим покоем для общего блага»,- пояснял Левицкий.
«Седая развратница», как именовал ее Герцен, являлась на портрете в роли просвещенной и справедливой повелительницы.
Но иллюзии иллюзиями, а жизнь жизнью.
«Истина пером моим руководствует! »-восклицал друг художника просветитель XVIII века Николай Новиков.

Левицкий рисует его, как человека, которого глубоко уважает.
Мы видим на портрете человека, подобно Дидро, поучающего царей и «больших бояр» - Несмыслов и Безрассудов, Скудоумов и Злорадов.
Как и все, знает он: за журнальчиком «Всякая всячина» прячется императрица и указует - сочинять сатиру лишь в «улыбательном духе», а восхвалять «твердого блюстителя веры и закона»…
Но Новиков по-прежнему с гневом пишет о бедности и рабстве крестьян, а саму госпожу «Всякую всячину», то бишь императрицу, поносит всякими словами.

Углядев подобное, могли ли не искриться самой лютой злобой бесстыжие карие глаза Екатерины, столь благолепно взирающие с портрета работы Левицкого И она бранится.
А Новиков следует любопытной и крамольнейшей по тем временам мысли Дидро: «Право возражения… является… правом естественным, неотчуждаемым и священным».
И возражает. Не только словом. Всем своим поведением. В голодный 1787 год раздает хлеб крестьянам почти ста селений.

Левицкий мог гордиться своим другом. И он гордился. Высокое достоинство человека, следующего только благородным помыслам своей души, воспел в портрете.

Радищев был для Екатерины бунтовщиком хуже Пугачева, а Новиков оказался еше хуже Радищева. Тогда очень любили задавать вопросы и получать ответы. Дидро, например, задал императрице восемьдесят восемь вопросов в письменном виде.
Она задает всего семьдесят пять. Но отвечает на них Новиков в сыром каземате секретного дома Шлиссельбургской крепости, где его стерегут двести солдат и семьдесят восемь пушек.

Бесстрашный человек Левицкий не отступается от своего опального друга.
«Любезного и сердечного друга Дмитрия Григорьевича и Наталью Яковлевну,- пишет Новиков по освобождении,- поблагодарите за все…»
Вот тогда-то и создает художник портрет великого просветителя ХVIII в.

К 1790-м годам Левицкий необратимо начинает терять популярность: зашатались стулья под покровителями и главными заказчиками (Князь Безбородко, канцлер, и граф Бецкой, президент Академии художеств)

Безбородко проигрывает государственную силу Потемкину, с порфироносных высот подул на престарелого и уже ненужного Бецкого прохладный ветер, определяется «дело» масона Николая Новикова, чье имя неотделимо от имени Левицкого, потому хотя бы, что сама внешность издателя «Трутня» знакома именно по его портрету.

С той поры Левицкий тоже в немилости.
Теперь отношение двора ее величества к Левицкому определяла его дружба с Новиковым и другими деятелями русского просвещения. Не секрет, что живописец был, как и Новиков, масоном, а отношение Екатерины к ним было весьма определенное.

Одна из главных загадок судьбы Левицкого - это творческое молчание художника в последнюю четверть века его жизненного пути. Ведь за этот срок он написал всего с десяток полотен. Правда, эти холсты превосходны, но не слишком ли мало для такого мастера?

Напрасно это будут целиком приписывать болезни глаз, которая лишь в глубокой старости привела Левицкого к слепоте. Нет, не слепнуть стал художник в середине девяностых годов, а именно в эти годы он, наконец, прозрел. И помогла ему в этом сама жизнь и его замечательный друг, писатель и просветитель Новиков.

В какой-то миг с ослепительной ясностью Левицкий почувствовал всю ложность своего состояния. Его тонкий ум, его честная и прямая душа содрогнулись от ощущения фальши и лицемерия, которые окружали его ежедневно, ежечасно. Он содрогнулся от внезапного сознания, что он участвует сам в каком-то огромном фантасмагорическом обмане.

…Казалось, жизнь шла по-старому. С утра художник становился за мольберт, и холст за холстом покидали мастерскую, радуя вельможных заказчиков.
Но не радовался лишь живописец. Счастье созидания, творчества ушло. Осталось неуходящее чувство неудовлетворенности и пустоты.

Стасов утверждал, что талант художников того времени был «испорчен и искажен, он весь израсходован только на ложь притворство и выдумку главной сущности и на парад и блеск подробностей»..

.
И художник ищет новые пути. Он ищет пути к народу, к народной тематике.
Он пишет портрет своей дочери в свадебном народном уборе.
Увы… Долголетнее писание заказных портретов сделало свое. Портрет Агаши не задался. Он получился салонный, далекий от жизненной правды, несмотря на то, что поводом к написанию полотна послужила семейная радость - предстоящая свадьба единственного детища.
Душа художника была выхолощена дворцовыми буднями, сиятельными портретами, где почти каждый холст носит следы искусственности, слащавости и холодности. Словом, художник потерпел, в этой своей попытке создать образ одухотворенной юной женщины, неудачу.
Искусство не прощает постоянных, хотя и маленьких уступок и полуправды. Многочисленная, иногда, салонная продукция Левицкого теперь мстила ему. Великолепное мастерство, владение цветом, рисунком, тоном не могли заменить главное в искусстве - правду! И этот надлом, надрыв, чутко ощущаемый тонким художником, все нарастал… Нестерпимыми стали часы заказной работы, все больше тянуло художника к одиночеству, к чтению, к горьким размышлениям.

Как далеко ушли те годы, когда свежий глаз, молодая рука и горячее сердце воспринимали мир людей как нечто светлое, радостное, желанное. Когда он еще не знал всей грязи, всех закулисных коллизий двора. Когда за блестящим фасадом дворцов и улыбок великосветской черни он не ведал всей жестокости, а порой чудовищности судеб создания всего этого великолепия.Теперь он узнал все.

«Со всяким днем пудра и блестки, румяна и мишура, Вольтер, Наказ и прочие драпри, покрывавшие матушку-императрицу, падают больше и больше, и седая развратница является в своем дворце «вольного обращения» в истинном виде. …
Двор - Россия жила тогда двором - был постоянно разделен на партии, без мысли, без государственных людей во главе, без плана. У каждой партии вместо знамени – гвардейский гладиатор, которого седые министры, сенаторы и полководцы толкают в опозоренную постель, прикрытую порфирой Мономаха…»
Эти страшные строки написаны Герценым.
…Вставал законный вопрос. Ты осознал всю фальшь петербургского света, ты познал трагическую судьбу народа? Восстань!

Но Левицкий не был готов к роли борца. Он бесконечно устал. Его тревожила болезнь глаз. И он томился, тосковал и молчал.
Потекли однообразные будни. Вельможные заказчики, двор стали забывать некогда прославленного мастера. И за какие-нибудь два-три года художник впадает в нищету.

Вот строки из прошения, поданного в Совет Академии художеств осенью 1787 года:
«Ныне чувствую от всегдашних моих трудов в художестве слабость моего здоровья и зрения, нахожу себя принужденным просить высокопочтенный Совет о увольнении меня от должности… Во уважение к ревностной и беспорочной семнадцатилетней службе» снабдить «по примеру прочих пристойных пенсионом».

Левицкий покидает Академию. Ему назначают нищенскую пенсию размером 200 рублей в год. Ничтожная подачка нанесла глубокое оскорбление художнику, отдавшему почти двадцать лет воспитанию молодых мастеров. Ясно, что слабость здоровья и зрения были лишь предлогом для ухода, обусловленного трениями с руководством Академии. Левицкий стал неугоден.

Он остается с грошовой пенсией, обремененный семейством, наступавшей слепотой, долгой, трудной и унизительной борьбы за существование.

Есть сцена, засвидетельствованная современниками: слепой старик, часами простаивающий на коленях в церкви Академии художеств.

Левицкий умер восьмидесяти семи лет, почти забытый как художник. Принятая, в его отношении, «формула заката» растянулась почти на четверть столетия: от начала 1800-х годов портрет камер-фрейлины Протасовой, калужские заводчики Билибины, - вот, собственно, и, почти,все, на что осталась способна некогда плодовитая кисть.

Иссякала эпоха, умолкал и ее певец, Сотни картин написал он, и все - слепок времени, на всех – люди XVIII столетия.

Но не только век галантный показал нам Левицкий - еще и время, когда центростремительная сила России набирала свой ход: десятки имен, десятки образов - личности, осуществлявшие движения составов огромного государства. Вот они, в звездах и муаре, горделиво взирают на нас со своих холстов, обращенные из плоти и крови колдуном-художником в струящиеся прозрачные краски, отпечатленные в жесте и прищуре глаз - ласковых или жестоких, холодных или с тенью глубокой думы.

Екатеринин «век златой» растаял, как мираж. Их век, людей «острых» и славных, умеющих любить и ненавидеть, остался навсегда.

И еще: нельзя не обозначить то, что мы называем развитием творческого духа. Вместе с Рокотовым, Левицкий - художник высочайшего класса, выводящий русское портретное искусство в Европу и мир,- завидная доля, великое назначение. Он не предтеча, а именно один из наших первых гениев портрета - именно отсюда, с конца «сурового и мудрого» века, идет дальше уже сплошная цепь: Кипренский, Брюллов, Крамской, Ге, Репин, Валентин Серов. Звено к звену нижутся эти имена в российской культуре, определяя собой чувство ее пути.

This entry was posted on Friday, October 31st, 2008 at 10:10 and is filed under . You can follow any responses to this entry through the feed. Both comments and pings are currently closed.



Чувства