Все о складе ума человека. Аналитический склад ума - что это значит? Особенности и развитие

Из основ психологии известно, что за мыслительную функцию отвечают полушария мозга. Люди с доминирующим правым полушарием более эмоциональные, они отличаются образным, абстрактным мышлением. У таких личностей гуманитарный склад ума. Если же доминирует левое полушарие, человек является более практичным, обладает аналитическим мышлением и математическим складом ума.

Различают 5 основных категорий человеческого мышления:
- практический склад ума;
- художественно-образный;
- гуманитарный;
- математический ();
- универсальный склад ума ().

Каким типом мышления вы обладаете?

Для того чтобы понять свой тип мышления, в первую очередь вам необходимо ознакомится более подробнее с каждым из них.

Практический склад ума. Люди, которые им обладают, в повседневной жизни отдают предпочтение предметному мышлению. Они последовательны во всем и обладают неразрывной связью между предметом-пространством-временем. Человек с таким складом ума по своей сути , не склонный фантазировать и мечтать.

Художественно-образный склад ума. При таком мышлении вся информация обрабатывается при помощи образов. Такие люди имеют развитое воображение и запас слов. Им проще рассказать, чем показать действием. Человека с художественно-образным складом ума очень легко распознать, так как он резко реагирует на критику и эмоционален практически во всех проявлениях. Аналитические способности у такой личности выражены значительно меньше.


Человеку, обладающему художественно-образным складом ума, прекрасно подойдут профессии психолога, социального работника, а также творческие профессии.

Гуманитарный склад ума, который можно охарактеризовать как знаковое мышление. Личность подобного склада обрабатывает информацию при помощи умозаключения. Такой человек не выстраивает логическую цепочку по «мелким деталям», а привязывает ее к конкретной воображаемой цели. В этом ему помогает развитая интуиция и творческое начало, которое основано на воображении и чувствах. Эмоциональный метод познания – это первое, на что опирается человек-гуманитарий.

Математический (аналитический) склад ума. В этой ситуации все наоборот. Люди с таким складом ума отдают предпочтение законам, правилам и формулам. В отличие от гуманитариев, эти личности способны адекватнее оценивать ситуацию и решать серьезные вопросы. Холодные расчеты помогают преуспеть в коммерческой сфере деятельности. Аналитический склад ума основывается на логике рассуждения и является полной противоположностью интуитивного мышления. Факты, объективные сведения и цифры - это то, чем предпочитают руководствоваться такие люди.


Математическое (аналитическое) мышление имеет большое сходство с практическим складом ума.

Универсальное (синтетическое) мышление. Людей, обладающих таким складом ума, можно назвать счастливчиками, ведь они обладают всеми способностями. У них прекрасно развиты и левое, и правое полушарие. Они достаточно ясно представляют картину мира и хорошо разбираются в технических дисциплинах. Они эмоциональные реалисты. Однако эти способности разделены не поровну, а с некоторым перевесом. И чтобы выявить преобладающий тип мышления, необходимо пройти специальный психологический тест.

Исходя из вышесказанного, знания о типах мышления и складе ума имеют огромное влияние на ваше дальнейшее успешное будущее. Развивайтесь в правильном направлении! Успехов вам!

Аналитический склад ума - это способность человека, опираясь на исходные данные, делать выводы, анализировать различные варианты дальнейшего развития событий, их плюсы и минусы. Классический образец аналитика - легендарный Шерлок Холмс, о котором его друг и летописец доктор Ватсон однажды отозвался так: «Холмс, вы не человек, вы арифмометр!». Разумеется, крайности вредны в любом деле. Тем не менее, есть профессии, где аналитический склад ума просто необходим. Так как же развить его?

Инструкция

Учитесь дума ть, сопоставлять факты, делать выводы. Как ни странно, большую пользу в этом может оказать разгадывание кроссвордов, ребусов, чтение детективных романов. Размышления над вопросом «Кто же преступник?», с учетом известных данных и версий, весьма способствует развитию аналитических возможностей.

Хоть история и не признает сослагательного наклонения, старайтесь чаще задумываться над вопросом: «А что было бы, если…?». Например, по какому пути пошла бы вся мировая история, если бы русский консул в Италии оказался более проницательным и рискнул нарушить пустяковый пункт инструкции, приняв на службу никому не известного поручика Наполеона Бонапарта в том же чине (а не подпоручиком, как требовала та самая )? Вариантов столько, что дух захватывает.

При первой возможности вступайте в дискуссии, особенно на сложные, неоднозначные темы, где не может быть простого четкого ответа. Ведь в ходе таких рассматриваются самые разные варианты - вот тут-то у вас будет возможность отточить мастерство.

Читайте как можно больше аналитических статей, посвященных политике, экономике, торговле. Разумеется, старайтесь выбирать серьезные статьи, написанные опытными специалистами, дорожащими своей репутацией, а не сенсации в бульварной прессе.

Смотрите телепередачи на те же темы, особенно, если их формат подразумевает дискуссии между участниками. Внимательно слушайте аргументы, анализируйте их сильные и слабые стороны. Уделите особенное внимание ответам на непростые, «с подколкой» вопросы. Поскольку для ответа на них также нужно иметь аналитический склад ума .

Обратите внимание

Аналитическое мышление – это превалирование разума над эмоциями, логики над спонтанностью, организованного над хаотичным. Это способность и стремление все упорядочить, проанализировать и увидеть зависимости и взаимосвязи.

Полезный совет

Аналитические способности – наличие у человека склонности выявлять существенные связи и отношения между различными элементами информации. Аналитический склад ума – способность психики человека, позволяющая ему проявлять и развивать способности к аналитическому восприятию окружающей действительности.

Источники:

  • аналитической склад ума

Часто в разговорах молодежи, да и людей постарше, можно заметить такое объяснение отсутствия знаний в технических науках как "гуманитарный ". Однако склонность к гуманитарным наукам еще не определяет данный вид мышления. Условное разделение всех людей на "физиков" и "лириков" не совсем правильно и научно.

Способности и склад ума

Психологи установили взаимосвязь между развитием полушарий мозга и способностями. Так, правое полушарие мозга отвечает за наглядно-образное мышление, творческое воображение, восприятие музыки, художественных образов и т.д. Левое же полушарие отвечает за математические способности и логическое мышление.

Люди, у которых больше развито правое полушарие мозга, больше склонны к гуманитарным наукам, рассуждениям, философствованию. Тем, у кого большее развитие получило левое полушарие мозга, присуща склонность к математическим наукам, техническим дисциплинам и логическим рассуждениям.

Но склонности к гуманитарным наукам еще не определяют гуманитарный склад ума у человека. Скорее, это является просто следствием тех особенностей, которые присущи людям-гуманитариям.

Особенности людей с гуманитарным складом ума

Гуманитарии по складу ума (не по образованию) знают, что у каждого конкретного человека или группы людей есть лишь ограниченное представление о мире. Они осознают, что в мире существует нечто другое: другое восприятие, другое мнение, другая реальность, другой смысл, другая картина мира и т.д. Таким людям после школьного обучения по каждому вопросу предусматривающего одно правильное решение или доказательство, легко в университете изучать различные научные теории или парадигмы, которые объясняют по-разному одно и то же событие или процесс. Но не стоит это путать с любовью к философствованию и философии: то, что они ее понимают, не делает их любителями этой дисциплины. Они могут иметь не гуманитарное образование, а техническое, но при этом ясно осознавать, как узко их понимание мира. И наоборот, любители книг, музыки, фильмов и профессиональные гуманитарии иногда не допускают мысли, что у окружающих могут быть совершенно другие интересы, чем у них.

Еще одним отличительным качеством людей с гуманитарным складом ума считается способность взаимодействовать с другими. Это явно видно во взаимодействии между тем, кто принимает чужую позицию и чужое видение, и тем, кто все, кроме собственной точки зрения, отвергает. Если человеку удается постичь мир собеседника и наладить контакт, даже не разделяя его взглядов, значит, он типичный гуманитарий.

Гуманитарий по складу ума знает, что в мире правят условности. Когда такой человек находит ответ на вопрос, он понимает, что это считается правильным только в данный момент времени. Проще говоря, он осознает, что истины как таковой не существует, а есть лишь суждения, которые в данный момент почитаются за истину.

Гуманитарный склад ума часто путают с наглядно-образным мышлением. Такой тип мышления предполагает развитую способность что-то вообразить, представить, сравнить, а соответственно, понять и принять изменения в общественной жизни, какие-то новые жанры литературы, кино, музыки. Но это совершенно не значит, что все люди с развитым наглядно-образным мышлением являются гуманитариями по складу ума.

От склада ума в жизни человека зависит очень многое. Прежде все успешность в сфере его профессиональной деятельности. Род деятельности должен соответствовать складу ума. И тогда работать станет легче, и профессиональные достижения будут значительнее.

Склад ума бывает гуманитарный и аналитический (в частности - математический).

Аналитический склад ума – позволяет человеку подробно анализировать ситуации и выстраивать их четкий целостный образ. Как правило, у таких людей мыслительные процессы происходящего анализа непрерывны. Такие люди окружающую действительность воспринимают только с аналитической точки зрения и успешно выявляют существенные связи и отношения между различными элементами информации. Аналитические способности близки к так называемому математическому или техническому складу ума.

В противоположность ему существует художественно-образный склад ума. Человека с образным восприятием пытается вначале всё прочувствовать, представить. Лирическое, или художественно-образное восприятие использует эмпирически-эмоциональную форму познания. И хотя среди гуманитариев встречаются представители с неплохими аналитическими способностями – это все-таки редкость.

Иногда встречаются люди, которые не могут четко определить кто они, гуманитарии или техники. В учёбе у таких людей успехи одинаковы на обоих фронтах – и на литературе и в математике. Такие люди обладают универсальным складом ума. Тем не менее, способности у них распределены не 50 на 50, а с небольшим перевесом в какую-то одну сторону. Таким людям для определения склада ума очень хорошо помогает профессиональное тестирование.

Ученые считают, что склад ума определяется тем, какое полушарие головного мозга у человека более развито. Если правое - то у человека преобладает эмоциональная сфера. Если ведущим оказывается левое полушарие - то у человека аналитический склад ума преобладает над эмоциональностью. Попробуйте сделать следующее:

  1. Переплетите несколько раз пальцы рук, и Вы заметите, что сверху всегда оказывается один и тот же палец. У эмоционального человека сверху будет левый палец, при преобладании аналитического склада ума - правый.
  2. Попробуйте, взяв карандаш или ручку, на вытянутой руке совместить его (ее) с какой-либо вертикальной линией (дверь, окно). Теперь поочередно закрывайте левый и правый глаз. При закрывании "ведущего" глаза предмет, который вы держите в руке, сместится относительно линии прицеливания. Правый ведущий глаз говорит о твердом, настойчивом, более агрессивном характере, левый - о мягком и уступчивом.
  3. Если при переплетении рук на груди наверху оказывается левая рука, то вы способны к кокетству, правая - склонны к простоте и простодушию.
  4. Если Вам удобно хлопать правой рукой, можно говорить о решительном характере, левой - вы часто колеблетесь, прежде чем принять решение.

Однако каким бы не был ваш склад ума вы должны заниматься любимым делом. Не важно соответствует оно вашему типу мышления или нет. Ведь человек - сам "кузнечик" своей жизни. И если сильно захотеть, то...

Часто можно столкнуться с делением людей на гуманитариев и технарей. Интернет заполнен бесконечными спорами между этими двумя группами. Но кто же такие гуманитарии и технари в действительности? И как определить, к какой из групп относится ребенок? Ответы на эти вопросы нужно искать в склонностях, задатках, интересах и особенностях склада ума каждого человека. Сегодня мы посмотрим, какими особенностями обладают люди с гуманитарным и техническим (аналитическим) складом ума.

Предпосылки склонности к гуманитарным или техническим наукам


Склонность можно заметить уже в раннем детстве.

Практически каждый человек обладает склонностью к определенным типам наук, т.е. одни дисциплины вызывают больший интерес, чем другие. Например, одни предпочитают проводить расчеты (склонность к математике), а другие читать книги и анализировать тексты (склонность к литературе и языку). Наиболее ярко эта склонность проявляется в школьные годы, а в некоторых случаях заметна и в более раннем возрасте. Существует несколько предпосылок для этого:

  1. Задатки. Это природные качества человека, которые определяют его успешность в каком-то определенном виде деятельности. Это врожденные физиологические, психологические особенности, особенности нервной системы и строения мозга. Например, абсолютный слух, сильный тип нервной системы, отличная память и др. При благоприятных условиях развития задатки переходят в способности: музыкальные, математические и др.
  2. Воспитание. Даже при отсутствии определенных задатков и способностей можно привить ребенку любовь к какой-то науке. Например, достаточно распространены семьи потомственных математиков, врачей, педагогов и т.д. Воспитываясь в той или иной семье, ребенок перенимает представления, нормы и ценности своих родителей. А особенно ярко интерес к гуманитарным или техническим наукам будет проявляться в том случае, если взрослые будут заниматься с ребенком и поддерживать его увлеченность.
  3. Интерес. Может сформироваться под влиянием родителей, педагогов, друзей и т.д. Иногда интерес к той или иной науке вспыхивает у ребенка как бы спонтанно, т.е. целенаправленно его никто не прививает. В этом случае он будет в большей степени обусловлен задатками и складом ума.
  4. Склад ума. Под этим понятием подразумевается то, каким именно способом человек мыслит, как выражает и реализует свои мысли и идеи. В большей степени он обусловлен природной составляющей (т.е. присущ человеку с рождения), однако и воспитание играет значительную роль в его формировании.

Каждая из этих четырех предпосылок существенно влияет на склонность ребенка к гуманитарным или техническим наукам. Однако разделение людей на две категории (гуманитариев и техников) происходит именно по складу ума, который в каждом случае обладает своими особенностями.

Особенности людей с гуманитарным складом ума

Считается, что такой склад ума присущ людям, у которых более развитым является правое полушарие. Т.е. людям с, так называемым, художественным типом личности. Их особенностями являются:

  • Эмоциональный способ познания мира. Такие люди больше ориентированы на чувства и эмоции, познавая что-то, они пропускают это через себя. Например, слушая сказку, такой ребенок будет обращать больше внимания на чувства героев, переживать за них.
  • Способ действия. Гуманитарии в большей степени теоретики, нежели практики. Они с жадностью интересуются открытиями других людей, изучают историю различных явлений и при этом не особо стремятся создавать что-то самостоятельно. Собственные открытия они совершают в том случае, если имеющихся знаний недостаточно для объяснения того или иного явления. Ребенок с гуманитарным складом ума в играх будет действовать по имеющимся правилам (если они понятны и устраивают его), не стремясь отходить от них и выдумывать что-то новое.
  • Принятие множественности точек зрения. Люди с такой склонностью способны принять существование других точек зрения, понять, что другие люди могут думать не так как они. Дети-гуманитарии будут стремиться найти различные объяснения заинтересовавшего их явления, например, они не удовольствуются одной теорией происхождения человека, а постараются ознакомиться со всеми.
  • Преобладание наглядно-образного типа мышления. У таких детей очень развито воображение, они легко могут представить себе какой-то объект или явление (но только если уже однажды видели его), им необязательно иметь перед собой предмет, чтобы мысленно произвести с ним какие-то действия. Однако стоит отметить, что преобладание у человека данного типа мышления не обязательно обуславливает гуманитарный склад ума.
  • Любовь к гуманитарным наукам. Ребенок-гуманитарий скорее предпочтет литературу, язык, историю и т.д., чем математику, физику и другие естественные и технические науки. Однако бывают случаи, когда люди с таким складом ума любят не только гуманитарные науки, но даются они им сложнее.

Итак, гуманитарный склад ума у ребенка можно определить по его повышенной эмоциональности и чувствительности, по умению понимать людей и налаживать с ними контакты, по любви к рассуждениям и мыслям. Прочитав какую-то интересную книгу или просмотрев фильм, такие дети будут обдумывать ее/его, постараются прочувствовать и представить. Гуманитарии отнюдь не пассивны, но они менее активны и бойки, чем дети с аналитическим складом ума. Они постепенно накапливают знания, собирают их по крупицам, а потом могут удивить взрослых обширностью своих познаний. При этом они отлично умеют применять эти знания в жизни, в общении с людьми и т.д.

Наиболее предпочтительные профессии для людей с таким складом ума: психолог, педагог, филолог, историк, археолог, юрист, политолог, экономист, социолог и др.


Особенности людей с техническим (аналитическим) складом ума

Как правило, у таких людей более развитым и ведущим является левое полушарие. Дети с техническим складом ума относятся к мыслительному типу личности и характеризуются:

  • Познанием мира через логические схемы. Сталкиваясь с какой-то новой ситуацией или явлением, техник постарается проанализировать ее со всех возможных сторон и аспектов, рассмотреть каждую мелочь. Например, в сказках такие дети будут больше внимание обращать на поступки героев, расспрашивать, как им удалось сделать то или иное действие. Техники не лишены чувств и эмоций, но у них они уходят на второй план.
  • Активным способом действия. Техники предпочитаю действовать, а не рассуждать. При этом они стремятся все детально обдумать, сделать деятельность четкой и целенаправленной. Таким детям не столько интересно выслушивать об открытиях других, сколько самим делать эти открытия. Даже в играх они стремятся изобрести что-то новое, придумать и ввести собственные правила.
  • Приверженностью к одной определенной точке зрения. Как правило, техники склонны к одной точке зрения, к одному способу действия и т.д. Им сложно принять существование других мнений. По этой причине изучение наук, где существует множество теорий и парадигм, объясняющих одно явление, для них затруднительно.
  • Преобладанием абстрактно-логического типа мышления. Как правило, такие люди мыслят категориями, которых в природе не существует. Они все стремятся объяснить с точки зрения логики: связать понятия между собой, сделать умозаключение и т.д. Но стоит помнить, что преобладание данного типа мышления не обязательно будет обуславливать технический склад ума.
  • Любовью к естественным и техническим наукам. Математика, геометрия, физика, химия, области, в которых преобладают чертежи и схемы, - вот стихия людей-техников. Это не означает, что они не любят читать книги и смотреть фильмы, не интересуются искусством. Просто анализ, рассуждения и обсуждения для детей с аналитическим складом ума не свойственны.

Кратко охарактеризовать детей с техническим складом ума можно как очень подвижных, но в то же время рациональных и редко проявляющих свои эмоции. Они стремятся все познать на собственном опыте, сделать великие открытия, войти в историю. Их цель – получение новых знаний, новых способов действия. При этом совершенно не важно, что эти знания и способы действия могли существовать и ранее. Технари энергичны и самоуверенны, но при этом находить общий язык с окружающими им бывает сложно, да они и не всегда стремятся к этому. Они любят технику и хорошо владеют ею.

Наиболее предпочтительные профессии для людей с техническим складом ума: математик, физик, химик, инженер, архитектор, механик, программист, биотехник, повар (кулинар) и т.д.


Способности к математике – один из главных показателей.

Можно ли изменить склонность

Склонность и склад ума в большинстве случаев определяют будущую профессию и род деятельности. Однако не редко возникают ситуации, когда вопреки этим критериям приходится выбирать иную область деятельности. Так можно ли изменить склонность ребенка к техническим или гуманитарным наукам? Да, в некоторых ситуациях это допустимо:

  1. Ребенок обладает синтетическим складом ума. Это значит, что и гуманитарные и технические науки даются ему в равной степени. В этом случае стоит заинтересовать его другими дисциплинами, привить любовь к ним.
  2. Ребенок проявляет интерес к противоположной области знаний. Большое желание – прекрасная движущая сила для освоения любой области знаний. Имея интерес, желание и поддержку близких, ребенок сможет успешно освоить любую профессию, даже противоречащую его складу ума.

Стоит помнить, что ни один человек не лишен полностью способности осваивать те или иные науки. Просто к одним он испытывает большую любовь, и они даются ему на порядок легче. Чаще всего, именно исходя из этой склонности, и выбирается будущая профессия. Однако мозг человека настолько сложен, что при большом желании и стремлении позволяет добиться успеха даже в тех областях, которые кажутся бесконечно далекими от его склада ума.

Если человек совершает свои поступки, руководствуясь логикой и разумными выводами, после глубокого осмысления, анализа событий, можно сказать, что у него аналитический склад ума. Не всякий индивидуум поступает в соответствии с разумными доводами. Некоторые делают то, что им хочется, следуя всплескам своих эмоций и переживаний.

Аналитический склад ума: что это значит

Аналитические способности называют еще математическими и техническими. Они свидетельствуют о том, что субъект умеет продумывать и мыслить логично, выстраивая разумную последовательную цепочку. Люди, умеющие собирать факторы, анализировать их, выстраивать в определенную закономерность отличаются аналитическим . Это приводит их к успешным и адекватным итогам.

Фактически почти все способны думать логично. Но не каждый умеет выстраивать правильные цепочки, анализировать и приходить к нужным результатам.

Как определить технический склад ума

Математический склад ума практики психологи определяют необычным способом. Испытатель предлагает сжать обе руки в замок и оставить в такой позиции.

Исследователи считают, что правое полушарие мозга работает в области:

  • интуиции;
  • визуализации;
  • творчества.

Левое полушарие работает в другом режиме:

  • логики;
  • последовательности;
  • аналитики.

У каждого человека работают оба полушария. Но все же одно всегда несколько преобладает. Согласно теории, если большой палец правой руки оказывается в замке сплетенных рук сверху, это значит у вас больше работает левое полушарие. То есть логика у вас сильнее интуиции, склад ума технический.

Если бы у испытуемого человека большой палец левой руки оказался сверху сплетенного замка, это означало бы что работает больше правое полушарие, отвечающее за образность и творческое начало.

Еще один легкий способ определить, какое полушарие у вас лучше работает. Для этого надо представить, что вы прицеливаетесь, чтобы выстрелить из воображаемого пистолета. Обратите внимание, какой глаз прищурен? Если открытым остался правый глаз, он ведущий, значит у вас лучше работает левое аналитическое полушарие. Если открытым остался левый глаз, рабочее правое творческое полушарие.

Но не стоит думать, что все люди делятся строго по работе полушарий. У многих одинаково развиты способности в математике и литературе. Особенно это заметно в России. Жители других стран, которые слишком зацикливаются на узкой специализации человека, постоянно удивляются тому, что россияне все умеют.

Такое разностороннее развитие людей очевидно связано с суровым климатом, в котором они живут. Для простого выживания человеку в жестких условиях надо много уметь и знать.

Как развить математический склад ума

Развивать логическое мышление у детей легко. Для этого достаточно старательно выполнять все домашние задания, в которых много математических задачек. Алгебра, физика, химия показывают примеры построения логических цепочек и уравнений.

Если ребенок любит гимнастику для ума, можно с ним играть в шахматы. Более легкий вариант – шашки и уголки. Складывать пазлы в живописные картинки сегодня любят даже взрослые и студенты.

Отгадывать ребусы и головоломки, заполнять квадратики в кроссвордах и сканвордах очень полезно для развития разума.

Развивается математический образ мышления, когда человек учится танцевать или занимается спортивной, художественной гимнастикой. Для выполнения сложных упражнений с множеством трудных, технически продуманных элементов, пригодится аналитический склад ума. При этом, для красивого выполнения бального, классического, спортивного танца нужно и творческое начало. Поэтому люди сложных технических видов спорта образованные, разносторонние, интеллигентные личности.

Человек с математическим складом ума производит посадки домашнего огорода так, чтобы на маленькой площади могло вырасти много разных растений. Например, между рядами кукурузы удобно посадить вьющуюся фасоль. Ее ветки будут опираться на стебли кукурузы, не потребуется втыкать в землю дополнительные столбики. Фасоль удобно посадить и возле забора. Научная организация трудовой деятельности, смекалка и сообразительность помогают любому специалисту.

Идеальные профессии

Любой индивидуум с первых дней жизни бывает наделен уникальными формами тела, мозга, конечностей, органов осязания. Эти, данные от рождения качества, развиваясь, образуют у людей разные психические и физические склонности.

Склонности делятся на общие и специализированные. Очень важно выбирать специальность, подходящую к индивидуальным качествам человека.

Физические способности нужны в тех профессиях, где нужна выносливость, сила, ловкость:

  • официантам;
  • полицейским;
  • массажистам;
  • военным;
  • тренерам;
  • охранникам;
  • пожарным;
  • водолазам;
  • спасателям.

Нельзя сказать, что эти специальности не требуют мышления. Массажисту надо помнить множество разных приемов и способов массажа для разных частей тела. Пожарный должен знать устройство всех механизмов и строений, в которых приходится тушить пожар. Полицейским надо понимать логику преступников, чтобы их быстрее задерживать.

, хорошая эрудиция, разностороннее образование нужны в следующих специальностях:

  • учителей;
  • адвокатов;
  • хирургов;
  • терапевтов и медиков других лечебных специальностей;
  • конструкторов;
  • бухгалтеров;
  • программистов;
  • психиатров.

Степень умственного развития определяется не только генетическими особенностями. Жизненный опыт, полученные знания, эрудиция, сильно влияют на развитие ума. Склад ума – это уникальный метод обработки получаемой информации. Он развивается на протяжении жизни.

Изучив собственный склад ума легко предположить успех в выбранной профессии.

К примеру, коммуникативные способности важны в специальностях, связанных с обслуживанием, учебой, воспитательным процессом, решением организационных вопросов.

Специальности, требующие умения адекватно разговаривать, сохранять спокойствие в любых ситуациях:

  • адвокат;
  • продавец;
  • врач;
  • тренер;
  • преподаватель;
  • учитель танцев;
  • режиссер-постановщик;
  • руководитель крупного предприятия или отдела.

Чтобы во время учебы выбрать будущую профессию для себя, надо стараться одинаково учить любые уроки. Тогда вы почувствуете, какие предметы даются легче, какие труднее. Конечно, есть ученики, талантливые по всем предметам, но основная масса успешнее осваивает лишь часть.

Тем, кто лучше усваивает историю, обществоведение можно посоветовать стать юристом. Им легко будет запомнить все нюансы уголовного дела.

Если вам легко даются ботаника, биология, химия, анатомия, из вас может получиться хороший врач.

Тем, кто легко решает алгебраические уравнения, задачки по физике, лучше стать инженером. Математический пригодится для решения технических вопросов. Хороший программист, конструктор, настройщик и ремонтник приборов очень нужны в век расцвета цифровых технологий.

Все люди совершенно разные, каждый из нас наделен уймой талантов и качеств, однако не все из них проявляются. Наиболее интересной такой особенностью является аналитический склад ума. Люди, наделенные способностями аналитика, руководствуются холодной логикой, практически никогда не прибегая к эмоциям. Говоря о физиологии этого явления можно говорить о развитом левом полушарии мозга, поскольку именно оно отвечает в нашем организме за логическое мышление и математический склад ума.

Такой человек чаще всего бывает прагматиком по отношению к жизни, он во всем старается искать смысл и все раскладывать по полочкам, он способен прийти к правильному выводу, даже если количество известных фактов крайне мало.

Дети, имеющие аналитический склад ума, проявляют наибольшие способности в точных науках, в этом им помогает так называемая математическая смекалка.

Например, в алгебре ученик может быть неимоверно успешен, в то же время в науках абстрактных, направленных на действия с воображаемыми объектами (например, геометрия), его успехи могут быть даже ниже среднего. Определить уровень таких способностей у человека можно посредствам использования различных тестов.

Практическая сторона аналитического мышления

С точки зрения психологии данный тип мышления, это способность человека использовать логику при анализе информации и принятии решений. Так же нельзя не упомянуть о том, что он включает в себя понятие «математическая смекалка».

Можно выделить несколько фундаментальных аспектов характеризующих аналитический склад ума:

  • выделение отдельных составляющих во всем массиве информации;
  • способность к всестороннему анализу, как начальной информации, так и выделенных структур;
  • построение логических доводов и цепочек умозаключений, что позволяет сделать верный вывод, даже при недостатке исходных данных;
  • возможность увидеть различные варианты решения той или иной задачи.

Способность предугадать ход событий является очень важной и удобной особенностью таких людей. Однако не всегда это приносит радость самому аналитику.

Проблемы людей с аналитическим складом ума

В целом человек, обладающий таким, техническим, складом ума, всегда собран и рационален, у него очень сильно развита математическая смекалка. Однако, ему чужда «романтика» и спонтанные решения, все в своей жизни он высчитывает до малейших подробностей и очень сильно раздражается, когда что-то идет не так, как он задумал. Ему свойственно употребление фраз: «Математика ум в порядок приводит», и тому подобных.

Презентация: "Аналитическое мышление"


Учитывая эту особенность, многие психологи говорят о так называемых «проклятиях» аналитиков:
  1. Постоянный информационный голод. Аналитический ум всегда находиться в состоянии поиска новой информации и очень часто информация эта оказывается довольно сомнительного качества;
  2. Постоянные колебания. Обычный человек в спорной ситуации чаще всего занимает одну из позиций и придерживается ее. В то время как аналитик, подвергнув тесту обе точки зрения, находит в каждой свои плюсы и минусы, не учитывая при этом эмоциональную составляющую спора. Из-за таких ситуаций, они очень сложно сходятся с людьми;
  3. Нерешительность аналитика, может оказаться лишь поверхностной. На самом деле, чаще всего в погоне за сбором недостающих фактов, человек просто теряет из виду момент принятия решения;
  4. Постоянство. Для людей имеющих аналитический склад ума, характерно понятие «зоны комфорта», в которую никто не должен вторгаться. Попытка изменить распорядок действий надолго выбивает таких людей из колеи;
  5. Проблемы с адаптацией в социуме. Буквальное восприятие любых вопросов и действий и прямолинейные ответы на них не способствуют наличию большого числа друзей, в то же время сами аналитики очень остро реагируют на критику в свой адрес;
  6. Скептическое отношение ко всему. Убедить такого человека, в чем-либо крайне сложно. Требуются фактические доказательства того, что ему это действительно нужно, эмоциональные утверждения в данной ситуации не будут иметь никакого эффекта;
  7. Не способность к маркетингу. Невозможно заставить такого человека расхваливать продукт, в котором он видит явные недостатки. То же самое касается и самого аналитика, не редко при устройстве на новую работу, такие люди посреди теста на «профпригодность» заявляют: «Я вам не подхожу» и уходят. Помимо этого, технический склад ума требует наличия спецификаций для каждого приобретаемого товара;
  8. Люди с подобным складом ума, предпочитают проводить время в одиночестве, из-за этого их часто считают отшельниками.

Презентация: "Тест: Узнай свой тип мышления"

Исследования аналитических способностей

Исследования проводятся для того, чтобы определить, действительно ли человек обладает такими возможностями. Проводится это зачастую на собеседованиях во время устройства на работу, ведь именно аналитические качества превыше всего ценятся в сфере финансов и бизнеса.

Чтобы подтвердить наличие и выяснить уровень способностей, в первую очередь кандидатам предлагают пройти соответствующий тест. Однако не многие доверяют его результатам.

Во-первых, он может оказаться неактуальным, во-вторых, находясь в ситуации стресса человек, может не до конца проявить свои способности и, в-третьих, многие предпочитают «живое» общение. Если все же тест сдан относительно успешно, кандидату могут предложить стажировку, во время которой, он либо подтверждает, либо опровергает результаты теста.


Аналитики, это зачастую очень умные и начитанные люди. Однако даже такое достоинство, как математический склад ума, всегда имеет свои темные стороны. Можно бесконечно говорить о превосходстве аналитического ума, но при этом каким бы умным ни был человек, он очень часто остается одиноким. И все же все люди рождаются с аналитическими способностями, но в отличие от такого склада ума, они имеют менее выраженный характер и их следует развивать.
Чувства