Масс эффект 1 отношения стали. Рейтинг компаньонов из Mass Effect

Собственно пока гуглил картинки для запила сего бложика наткнулся на забавную статью - оказывается некий русский ученый Владимир Леонов в 1996 году в своей статье описал нечто, названное им кварконием. Причем этот кварконий может ложится в основу неких антигравитационных двигателей... ну в общем мир богат на всяких "непризнанных гениев", мозг которых порой генерирует адский трэш... но все равно забавно что он не судится с Bioware, слямзивших его идеи вдоль и поперек. А ведь некисло может бабла срубить.

Но вернемся к более признанной физике. Собственно нулевой элемент в плане периодического закона Менделеева... да именно того, в чью честь названная табличка болтается в каждом школьном кабинете химии, вне зависимости есть ли "химия" (то есть реактивы) в этом кабинете... хотя собственно он первый вариант данной таблички и нарисовал... Да, вообще не сбивайте меня, о чем же я писал... Собственно в нынешней, расширенном варианте таблички... нет не в тот, в которого(й) тебя школьник(ом) тыкала злая училка химии, а со всякими минусовыми элементами (проще говоря - с антивеществом) и более экстремальными атомами (там еще есть такая вещь как мюоний) теоретически возможен такой элемент как нейтроний. Ну как возможен, его один "изотоп" известен - свободный нейтрон, с временем полураспада 614 секунд, но возможно существование теоретически нестабильного динейтрона и стабильного или долгоживущего тетранейтрона.

Но не смотря что нейтроний и его изотопы могут занять нулевую ячейку (так сказать плюс ноль ячейку, так как возможен и антинейтроний), он не обладает волшебными свойствами нулевого элемента во вселенной МЕ. Но в элементарной физике есть такая частица как бозон Хиггса... да, да, да, именно тот для которого строился Большой Адронный Коллайдер. Так он отвечает за инерционную массу. Вот он теоретически может работать как нулевой элемент МЕ, но создание подобных установок, если это возможно - задача будущего, возможно далекого.

Mass Effect и дедушка Эйнштейн

Вся современная физика основана на теории относительности Эйнштейна, в которой содержится общеизвестная формула:

При этом за аксиому принято то, что ничего в этом мире не может двигаться быстрее света. Но только свет и может двигаться с этой скоростью - разогнать даже элементарную частицу до скорости света невозможно, так как ее масса по мере приближения к данной скорости возрастает, плюс есть еще забавные эффекты со временем, типа год полета для обитателей корабля будет равен многим тысячам лет для тех кто на нем не летит. Практически ничто не может двигаться быстрее, но...

Собственно теория Альберта Эйнштейна создавалась для того, чтобы объяснить то, что не могла объяснить классическая теория Ньютона, то есть теория Ньютона - это частный случай теории Эйнштейна. Но современных физиков не устраивает и теория Эйнштейна.

Переменная m, то есть масса, на квантовом уровне как-то завязана с уже упомянутом мною бозоном Хиггса или она же именуется "частицей бога". То есть сродством частиц с этим бозоном и определяется инерционная характеристика, она же масса. То есть в реальности m=ab (может и большее число переменных).

Насчет константы c, она же скорость света... тут не все так однозначно. Существует теория, в которой на ранних этапах существования Вселенной скорость света существенно была больше нынешней, но затем упала до нынешнего значения. Вполне возможно эта константа сильно завязана с темной энергией и темной материей, которые могут создавать для света некую "среду преломления", замедляющего его... хотя возможно и несколько иная возможность.

Вспомним что такое скорость - это расстояние проходимое в единицу времени. ВРЕМЕНИ, Карл!!! Несмотря что человечество много тысяч лет топчет эту планету, мы до сих пор не знаем что такое время. Мы можем его измерить, но не понимает что это такое. Возможно если дать по тормозам или наоборот, разогнать некую временную переменную, то изменится и скорость света.

Корабли, которые не могут лететь...

Не, немного переборщил, лететь они могут, но сверхсветовую они никогда не разовьют по одной причине - но для преодоления скорости света у них нет достаточной тяги. Почему? Вспомним второй закон Ньютона.

Тяга любого реактивного двигателя пропорциональна скорости вытекающего из него газа. Если понизим вес рабочего тела, но разгоним его посильнее - тяга не изменится. Можно конечно сконфигурировать масс поля так, чтобы разгонялось вещество с обычной массой, но толкался облегченный корабль. Но не облегченное вещество не может разогнать корабль до сверхсветовых, а у облегченного - тяга будут микроскопическая.

Не сильно ситуацию изменяют и антипротонные двигатели военного класса, подобные двигателям SR1/2 "Нормандия", которые по сути являются фотонными, то есть рабочим телом по сутия является свет. Но все равно импульса не хватит чтобы разогнатся до скорости света.

Плюс еще одна проблема - релятивистское замедление времени. Теоретически при изменении скорости света возможно этот ацкий ахтунг сдвинится на более высокие скорости, до которых корабль не разгоняется. Во вселенной Star Wars для этого используется релятивистская защита, которая не дает кораблю перемещаться и во времени, но во вселенное ME о такой технологии не упоминается.

Оружие, которое не стреляет...

Очередной недопил со стороны разрабов. Допустим в стволе разгоняется некий облегченный боеприпас, но что произойдет когда он выйдет за пределы масс-полей? Его масса возрастет, а скорость останется той же? В данном случае банально бы нарушился закон сохранения энергии, так как это было бы равноценно что из ниоткуда появилась вспомогательная энергия. В реальности его скорость упадет.

скрытый текст

Второй довольно спорный момент - это калибр. Думаю каждый стрелявший из пневмата понимает что на каком-то либо существенном расстоянии попасть в что-то ну почти нереально - пулька теряет скорость и очень большой разброс стрельбы. А так же не просто так пули снайперских винтовок делают как можно тяжелее - у СВД калибр 7.62, а у винтовки рекордсмена по дальности, M99 "Barett", калибр вообще 12.7 или 10.6. В реальности оружие МЕ имело бы хорошее преимущество только в вакууме, где нет проблем с торможением пули атмосферой.

Сходу навязывается вопрос: большой это провал или шедевр с номинацией игра года? Об этом мои мысли чуть позже, а сейчас давайте вспомним с чего все начиналось.

Что было до этого времени? Как серия начинала свой путь и кто вообще этот ваш Шепард? В данной статье и видео вы услышите все ответы и решите для себя – какая часть лучше всех. Остерегайтесь спойлеров! Впрочем, я не планирую проходить по сюжету досконально.

Mass Effect 1


В далеком 2007 году на Xbox 360, в эксклюзивном виде на год, выходит первая часть трилогии . Тогда Microsoft нуждалась в хороших играх для продаж новой консоли. Именно поэтому они обратили свой взор на студию BioWare после успешной Star Wars: Knights of the Old Republic .

Была задача придумать некую альтернативу . Около полугода команда корпела только над историей и концептами внешнего вида. Написание сценария возглавили Дрю Карпишин и Кейси Хадсон.

Действие разворачивается в 22 веке, где при помощи технологий были созданы ретрансляторы и стало возможно путешествие по вселенной. Люди открыли для себя новые возможности и расы да примкнули к межпланетной тусовке.

История игры берет своё начало с обычной миссии по перевозке артефакта древней цивилизации (Протеан) с Марса. Задача была дана главному герою и по совместительству командиру космического корабля Нормандия. Только по закону жанра все пошло не так, как нужно. В борьбу за артефакт ввязываются Геты (созданная Кварианцами раса с ИИ, в качестве рабочей силы) .

Шепард не был бы Шепардом, если бы не победил и не забрал артефакт, который поведал ему многие знания Протеан и страшную тайну – надвигается апокалипсис, жнецы рядом (еще одна древняя раса, восстанавливающая порядок во вселенной путем уничтожения всего) . В ходе миссии выясняется кто был причастен к такому агрессивному поведению, и имя ему – Сарен . Впрочем, это все. Потом мы с командой начинаем гоняться по всей вселенной за предателем.


Но от этого сюжет не становился унылым и предсказуемым. В то время Sci-Fi проекты выходили редко, и для фанатов жанра эта игра была как глоток свежего воздуха. Все до сих пор восхищаются здешней атмосферой, а найденные записки на просторах локаций заставляли прочитывать себя полностью, помогая постичь все тайны лора.

К слову, всеми знаменитое колесо выбора диалога впервые появилось в . Здесь от ваших ответов зависили отношения с окружающим миром, они могли повлиять на концовку или заставить раздеться партнершу и ублажить вас. Вернее, не заставить, а по обоюдному согласию, и партнерам было 18 лет (как мужским, так и женским) .

Прокачка в первой части является одной из лучших или, будет точнее сказать, является обширной. Правильно расставив очки характеристик можно было открыть новую способность, умение говорить что-то дополнительное в диалогах или научиться надевать иную броню. А кастомизация, за счет разных магазинов, не была посредственной. Шепард часто закупался не только новым вооружением, но и одеждой.


Боевая система являлась не самым выдающимся аспектом игры. Даже сейчас истинные фанаты негодуют, что с каждой частью экшена всё больше. Они привыкли разговаривать с виртуальными напарниками, путешествовать по галактике и кататься на Мако. Правда, последнее утверждение спорное. Физика машины была, мягко говоря, убогой, а после 10-й планеты исследование становилось унылым из-за слабого разнообразия.

Сам бой частично проходит в остановленном режиме, где время замирает, а игрок способен отдать приказы двум напарникам – куда им стрелять и какие умения использовать. Отчасти это все напоминает , а также , ибо тогда она вышла совсем недавно, и система укрытий перекочевала в Mass Effect. Причем в «гирзах» это было реализовано лучше.

Mass Effect 2


Через два года, в 2010-м на полках магазинов (и теперь уже на ПК сразу) появилась вторая часть . При этом возросла реиграбельность первой части, ведь все принятые решения могли быть перенесены в новый продукт компании. И перемены эти не назвать косметическими – от действий игрока зависело какие персонажи будут в игре и, если они не погибли по вашей воле в первой части, какова будет их реакция при встрече и в дальнейшем. Взаимодействие с героями из вашего отряда возросло в разы. На этом и будет базироваться основной сюжет.

Но завязка совсем в ином. Во время патрулирования окрестностей космоса в поисках оставшихся Гетов на команду Шепорда нападают. Многие погибают, корабль разрушен, а ГГ умирает. Конец... Мог бы быть, но расистская организация людей Цербер нашла его и чудесным образом воскресила, поставив новую цель перед капитаном – узнать кто такие Коллекционеры и уничтожить их, ведь до Жнецов эта угроза в приоритете.


Поиск Коллекционеров у всех игроков уходил на второй план – основной миссией являлось нахождение напарников. И чтобы они примкнули к отряду, приходилось выполнять их поручения. Звучит банально, но тем самым мы узнавали больше об этих людях (либо других существах) , и это было очень занимательно. Плюс возможность все изменить под себя при помощи колеса диалогов. Новая система спасти кого-то, нагрубить или убить в решающий момент пощекотала многим нервы.

Во второй части разработчики сделали большой уклон в экшен: бои стали более динамичными, не требуется отвлекаться на кастомизацию (её практически полностью снесли, а могли лучше доработать) , под «катану» попала прокачка, теперь характеристик намного меньше, и подобное огорчает, ведь полюбили мы серию не из-за сражений.


Вопреки этому боевая система апнула левл и многим пришлась по вкусу. ИИ соратников возрос, команды стали отдаваться легче, а вооружение пополнилось новыми видами – как различными здоровыми пушками, по типу ракетниц, так и иными патронами, к примеру, зажигательными. Но не все BioWare сделали правильно, новая система сканирования планет была еще унылее, чем езда на Мако. Времени тратилось больше, а удовольствия от геймплея не наблюдалось.

Mass Effect 3


В год, когда должен был произойти конец света, он случился в . Шепард работал на земле в роли штабного, сюда его перевели из-за помощи Цербер, а могли и вовсе посадить. Попытки командора доказать, что Жнецы рядом, наконец-то дали свои плоды. Совет решил его выслушать, но было уже поздно. По всей галактике, где наблюдалась жизнь, начались стычки с древней расой. Шепарду вновь пришлось взять командование над фрегатом Нормандия SR-2 и собрать армию, которая будет противостоять главному врагу.

Третья часть использовала механику повествования с прошлой игры, где нам требовалось собрать команду, только теперь масштабы разрослись. Необходимо присоединять целые народы, разрешая их внутренние конфликты и помогая им спастись от Жнецов для финальной схватки.

Причем осталось место только для важных решений, нейтральных ответов не существует вовсе. Нужно помочь той или иной расе, но помощь обеим образует большие конфликты. Например, трехсотлетняя война между Кварианцами и Гетами. Выбор не из легких, если опираться на прошлые части. А для тех, кто пропустил Mass Effect 1-2 , выпустили играбельный комикс, где можно было выбрать все важные события и перенести сохранения в последнюю часть трилогии.


Боевая система не сильно подверглась изменениям, но Шепард приобрел больше мобильности. Теперь разработчики нашли тот баланс для интересной схватки с противником. По укрытиям передвигаешься быстрее, а хлопает стоя – добавились перекаты. Во время сюжетных миссий, хоть и нечасто, на уровне попадались стационарные оружия, помогающие разнообразить игрой процесс.

В Mass Effect до сих пор осталось 6 классов, всякий со своими определенными умениями и характеристиками. Но если раньше каждый использовал своё оружие, теперь ограничения убрались. И по мольбам фанатов в игру добавили кастомизацию – теперь вновь можно модифицировать свою силовую броню и вооружение, которое расширило свой список в разы. По такому же принципу (мольбы и просьб) система сканирования планет ускорила свой геймплей. Это до сих пор не самая веселая часть игры, но тратить много времени теперь не нужно.


Ещё один, спорный момент вызывает коллективная игра . Сколотив команду друзей из реального мира, вы могли войти в кооперативный режим, где было необходимо отбиваться от волн противников, периодически выполняя дополнительные задания. Но нужны они были только ради подъема отряда c одной точки в другую часть карты. Территория сражения меняется как по погодным условиям и размеру, так и по разным противникам. Каждый тип войск, как и в сингле, слаб к определенному оружию. Его можно со временем открыть, прокачав мультиплеерного персонажа.

Такой режим никак не был связан с основным сюжетом, игроки выступали в роли отряда специального назначения и выполняли всякую мелкую (и, на мой взгляд, довольно скучную) работенку, пока Шепард спасал галактику.

Mass Effect: Andromeda


И вот, наконец-то, на виртуальных прилавках (21 век на дворе) появилась . Если прошлые части мы ждали и заранее предугадывали, что игра, может, не получится шедевром, но выйдет достойнее своей предшественницы, теперь такие догадки под вопросом. Все уже приняли тот факт, что Шепарда не будет, а сюжет развивается в другой галактике, куда отправили колонистов покорять неизведанные части космоса. Спасать вселенную больше не нужно, всего-то требуется отыскать новый дом и заложить фундамент для следующей трилогии.

Обновленная команда ввела в серию немало нововведений, в них входит реалистичная графика со сменой дня и ночи, а благодаря новому движку – разрушаемость. Добавили улучшенное колесо диалогов и большее сосредоточение истории на персонажах. А еще есть джетпак для лучшего перемещения, вернули Мако. Физику тоже завезли, что дает приятные ощущения от исследования на 6-колесном товарище. Жаль, убрали оружие.


Нельзя не отметить и переработанную систему боя. Тактический режим тоже остался, но скорость увеличилась. Казалось бы, в третьей части было все почти идеально (именно для ), но теперь формулу усовершенствовали и добавили ту необходимую щепотку динамики.

Но что стало очевидно на 100% и сразу, так это чудаковатость анимации – как передвижения, так и лицевой. В основном лицевой. Пустота в глазах, случайные эмоции и губки бантиком – как можно было оплошать с таким важным аспектом игры, в которой диалоги занимают внушительное количество времени геймплея? Благо эти минусы можно и не заметить, ведь нам субтитры читать нужно, главное – не поднимать голову...

На этом мой рассказ подходит к своему логическому завершению, а вы напишите в комментариях какая часть украла у вас сердечко, а я пока подготовлю что-то новое.

Прямо сейчас, пока вы смотрите в монитор, в мире делается очень много интересных и не очень, видеоигр. О большинстве мы не знаем вообще ничего. Не удивимся, если завтра поутру, к примеру, окажется, что в Valve анонсировали Half-Life 3. Но о некоторых нам всё же известно кое-что. Год подходит к концу, и мы уже можем делать кое-какие выводы. И если бы мы решили намалевать хит-парад уже находящихся в разработке, но, тем не менее, засекреченных игр, то Mass Effect Andromeda однозначно вошёл бы в тройку лидеров. Игра, что и говорить, интересная, но даже если вы ярый поклонник Mass Effect, то вряд ли вы знаете много об этой игре.

В общем, мы подумали, и отправились на просторы интернета, с целью просеять всю информацию, которая уже более или менее достоверно известна, и постараться рассказать вам о результатах, по возможности, весело и интересно.

Как будет называться игра?

Самое точное, что можно сказать, это то, что игра получит название Mass Effect Andromeda. Хотя, сюрпризы возможны, и даже эта, казалось бы, стопроцентная информация, может оказаться неверной. А ведь дальше, ещё сложнее.

Но почему игра называется именно так?

А потому, что её события будут происходить в галактике Андромеда. Само это говорит нам о том, что мир игры огромен. Кроме того, мы можем предположить, что подобное путешествие стало возможным благодаря какому-нибудь модному нынче прыжку через пространство, либо какому-нибудь иному технологическому достижению. Отсюда можно сделать ещё одно предположение: по сюжету нас будет ждать временной коллапс, подобный тому, что мы видели в фильме Интерстеллар, когда главный герой, улетевший далеко в космос, остался молод, а все, кто его ждал на Земле – состарились, либо умерли.

Кто же разрабатывает такую прекрасную игру?

Разрабатывает её Bioware Montreal – та же студия, трудящаяся под началом Electronic Arts, которая уже делала для нас Mass Effect 3: Omega DLC. Кстати, как уже стало известно, игру делают на движке Frostbite. Это та же технология, которую использовали в DICE при создании Dragon Age: Inquisition и Star Wars: Battlefront.

Главному герою предстоит найти подходящую для переселения землян планету.

С путешествием понятно. А о чём эта игра?

Ответим, как американские политики: мы рады, что вы задали этот вопрос! Эта игра, как уже было сказано, о путешествии по далёким мирам. Играть придётся за мужчину или женщину, причём, совершенно неважно за кого именно, на сюжете это никак не отразится. Главный герой или героиня будут выполнять важную миссию: они будут искать планету, подходящую для массового переселения всего человечества. Делать это придётся не в одиночку, а с целой командой, которая будет у героя в подчинении. Разработчики официально пообещали нам совместную учёбу, борьбу с невзгодами и даже любовь. Кстати, нам же уже показывали официальный, дебютный трейлер. Там нам продемонстрировали планету, у которой нет неба, как такового. Иными словами, хоть одна планета, точно будет без атмосферы. В открытом космосе нам показали летающих существ, похожих на драконов. Может быть, с ними придётся сражаться. У главного героя будет шлем, совсем не похожий на тот, который был у Шепарда, а также будет особый омни-инструмент на руке. Костюм главного героя будет оснащён турбиной, позволяющей осуществлять что-то похожее на двойной прыжок. Кстати, размер карты, судя по всему, будет в 4 раза больше, чем тот, который мы видели в третьей части Mass Effect. Об этом разработчики как-то заявляли, но вскользь и не официально. Ну и, конечно, нельзя не сказать, что главный герой по сюжету наткнётся на остатки некоей могущественной цивилизации, успешное освоение технологий, которой окажется, похоже, ключом к победе над всеми нашими врагами.

Но как же всё это соединяется с предыдущей трилогией, и соединяется ли?

Как уже было сказано ранее, события игры развиваются в другой галактике. Судя по некоторым намёкам, мы предположим, что главный герой был послан в экспедицию руководством Цитадели – огромной космической станции, которую давным-давно построили Жнецы. Следовательно, какая-то связь со старыми персонажами, связанными с Цитаделью и сюжетом возможна, но не более чем просто скромные отсылки. Предполагаем, что Андромеда будет обладать совершенно отдельной историей.

Капитан Шепард точно не будет главным героем.

Кто будет главным героем?

Главным героем обещает быть персонаж по прозвищу Следопыт. Данное прозвище универсально тем, что в английском языке оно имеет не такую ярко выраженную мужскую половую принадлежность, как у нас. Следопытом там запросто может стать женщина. Бродили слухи о том, что фамилия главного персонажа будет Райдер, что является определённой отсылкой к Салли Райд – женщине-космонавте, которую некоторые не особо эрудированные американцы наивно называют первой женщиной в космосе, «забыв» о нашей Валентине Терешковой.

Кто будет в команде?

Точных данных на этот счёт нет, но, похоже на то, что всего будет три члена экипажа. Первый – это персонаж по имени Драк, из расы Кроганов. Второй персонаж – женщина-биотик по имени Кора. О третьем подчинённом неизвестно ничего. Но зато, вроде бы, персонажей можно будет подвергнуть внушительной настройке. Эта фишка придёт в игру с последней Инквизиции – третьей части Эпохи Драконов, где процесс создания собственного персонажа превращался, фактически, в отдельное развлечение.

Кто будет играть роль плохих парней?

Об этом достоверной информации нет. Скорее всего, плохих парней будет несколько, но самую главную битву нам придётся принять в процессе изучения загадочной инопланетной, высокоразвитой расы, о которой мы рассказывали выше. Именно там, по идее, мы столкнёмся с главным злом, которое, может быть не только конкурентом в погоне за технологии, но и теми самыми, кто погубил столь развитую цивилизацию. Мы не ожидаем, что это будут, к примеру, какие-нибудь микророботы, которые были в «Непобедимом», Станислава Лема, а больше склоняемся в пользу выбора врагов, по которым можно будет стрелять. В соответствии с последними слухами, главному герою придётся столкнуться с врагом – человеком, в броне, похожей на броню главного героя, на которой будет написано «Khet», в то время, как на броне главного персонажа будет надпись Н7.

Залогом победы будет успешная борьба за технологии некоей древней, развитой цивилизации.

Как дело обстоит с космическим кораблём?

Да, у нас будет свой корабль, который будет называться Буря. Буря – это название, либо обозначение его класса – не ясно. Есть вполне определённые слухи, касающиеся того, что кораблём можно будет управлять вручную, может быть даже вести прицельную стрельбу и маневрировать. Пока что это всё, что можно наскрести на данную тему.

Как придётся исследовать планеты?

Планеты, якобы, можно будет посещать, самостоятельно определяя свой выбор: хочу – лечу, не хочу – не лечу. По самим планетам можно будет передвигаться на автомобиле, более известном как Мако. Кроме того, главный герой и остальные члены отряда будут располагать реактивными ранцами, о которых мы уже говорили раньше.

Каков будет сам геймплей?

Ответ на этот вопрос – тайна, покрытая мраком. Но если ещё полгода назад этот мрак был сродни мраку на дне Марианской впадины, то теперь мы уже имеем кое-какое представление. Ключевая особенность геймплея – мобильность перемещения, которая будет достигаться при помощи реактивного ранца и Мако, ведь герою придётся изучать огромные территории, которые просто так не велосипеде не объедешь. Также ходят слухи, что герою придётся освобождать и вербовать местных инопланетных жителей, которых угнетают ребята с надписью Khet на скафандрах. Сами локации будут разбиты на лагеря-колонии, где каждый из типов поселения будет предоставлять герою определённые ресурсы. Нечто подобное мы видели в последнем Assassins Creed. Поэтому лично мы не удивимся большим просторам, большому количеству баз, и возможной критике со стороны геймерской общественности по поводу того, что геймплей получился однообразным и скучным.

Будет ли в игре мультиплеер?

По предварительным данным, да – будет. И он будет похож на тот, который уже есть в Mass Effect 3. Также нам известно, что в игре будет специальная валюта под названием APEX.

Будут ли в игре персонажи из предыдущих частей?

Точно будут, но будет ли там капитан Шепард – неизвестно. Если и будет, то, как нам обещают игроделы, он не станет играть какую-то важную роль, а появится в игре для галочки, да и то, если повезёт. Впрочем, многие считают, что Шепард обязательно будет, и, якобы, он будет даже играбельным персонажем. Лично мы так не думаем, но опровергнуть фактами, увы – пока что не в состоянии.

У вас было когда-то такое, что вы пересматриваете какой-нибудь момент, и потом начинаете ценить его гораздо больше, чем в первый раз?

Научно-фантастический опус от Bioware является идеальным пример такого рода. Созданный мир Bioware впечатляет, вмещает в себя очень подробные знания вплоть от того, почему различные космические гонки в галактике не увенчались успехом и до того, какой именно чужеродный сплав содержится в пистолете.

Они действительно продумали все. А конец третьей части показывает, что происходит, когда издатель ставит сроки и требования студии, которой на самом деле нужно больше времени (подробнее об этом позже). Заглянем за кулисы и узнаем о различных аспектах создания игры.

Итак, независимо от того, каково вам было, когда финал растоптал ваши мечты и «разрушил» весь восторг, есть объяснения, почему так случилось. Не говоря уже о множестве других интересных фактов, которые заставят вас влюбиться в этот мир.

17. Явик должен был быть в основной игре

Да, так задумывалось, когда он еще не был «однодневным DLC», важная фигура в сюжете протеанец Явик (Джавик) изначально был неотъемлемой частью третьей истории ME.

Bioware пришлось удалить его, встретившись со смешно жесткими требованиями EA в плане даты выпуска. Они наспех добавили его в DLC ради реализации своей первоначальной задумки.


16. Изначально было название «Science Fiction X»

Пока придумывалось это крутое название, которое мы имеем сейчас, вышеупомянутое рабочее имя продержалось чуть ли не до розничной торговли. Но поскольку Bioware разработала целые мифы о взаимодействии человечества с прославленными полями «Mass Effect», они решили соответствующе переименовать игру.


15. Мордин Солус был вдохновлен Клинтом Иствудом

Если поставить персонажей рядом, сразу становится видна схожесть. Но даже если дизайн Салариана был смоделирован на основе олдскульного лампоголового пришельца из 50-х, вечно серьезный морщинистый и угрюмый Мордин был взят из стареющей легенды киноэкрана Клинта Иствуда.


14. Модель, с которой взято лицо командира Шепарда, не хочет иметь ничего общего с игрой

Возможно, звучит немного резко, но, учитывая, что у Марка Вандерлоо (голландская модель, чье лицо использовали в персонаже Шепарде) был нулевой контакт с пресс-материалами игры и он даже отклонил предложение сыграть командира на Comic Con"е, то можно сказать, что он не хотел связывать себя с игрой или ее фанатами.


13. Есть несколько скрытых романов

Наверняка вы подумали, что здесь замешан только Шепард.

Но во всех трех играх есть другие романы, которые случаются в зависимости от определенных вариантов: Тали и Гаррус заведут интрижку, если вы не сведете их с кем-нибудь другим, нормандские инженеры Кен и Габби - тоже, и в Цитадели DLC, если Эшли или Вега не являются вашими другими половинками, они найдут свое счастье друг в друге.


12. Базз Олдрин озвучивает Смотрящего на звезды

Хотя его работа не настолько грандиозна (мужчине было около 82 лет во время записи), голос всемирно известного астронавта Базза Олдрина звучит в последних строках трилогии, когда персонаж Смотрящий на звезды рассказывает вашу историю от лица «Шепарда».


11. Вы должны были сражаться с Призраком в «Mass Effect 3»

Возвращаясь в финальной игре к тому, как все начиналось, изначально вы должны были расправиться с Призраком в битве в стиле Сарена, пока он медленно поддавался внушению Жнеца.

Видимо команда решила, что это будет слишком похоже на первую игру и слишком «видео-игрово» (то есть гигантский робот-ребенок в ME 2 был нормальным?), и сделали финальную сцену в виде словесной перепалки.


10. Роман с Гаррусом был добавлен по просьбам поклонников

После выпуска первой игры и полюбившихся всем турианцев поклонники засыпали просьбами о романе во второй и третьей игре. Не пропустите такую сладкую и милую любовь.


9. Ваша команда должна была умереть во время штурма на последнего Жнеца

Если вы тоже воспылали ненавистью в 2012 по поводу того, почему члены вашей команды бросили вас в момент, когда нужно было идти на другую планету, то вот ответ: потому, что их не должно было быть там изначально.

Все, кого вы выбрали себе в команду, в конечном счете умрут на вашей стороне. Из-за этого их жертвы станут мотивацией отомстить Жнецам. Но потом в расширенной вырезке исправили мотив: вся команда просто... исчезла.


8. Игра переживает, когда вы отправляетесь исследовать Уран

Если у вас нестандартное мышление, вы уже могли это заметить.

В «Mass Effect 2» в одной части игры идет добыча различных типов материалов в открытой галактике. Если вы берете свой корабль, чтобы отправиться к Урану и беретесь за исследование, СУЗИ заметит: «Вы серьезно, командующий?» прежде, чем скажет: «... отправиться на исследование Урана» в шутку.


7. Ивонн Страховски - «идеальная женщина»

Великолепная Ивонн Страховски тоже послужила основой для безупречно разработанного лица Миранды Лоусон.

Самое смешное, что во вселенной игры вам говорят, мол, она нуждается в экстенсивном биологическом перемонтаже и различных экспериментах, чтобы стать «идеальной женщиной», которая сможет соответствовать всем мужским желаниям в плане внешности. Но в реальной жизни Страховски и так является сногсшибательной девушкой.


6. Лица кроганов основаны на летучих мышах

Хотя в «Mass Effect» итак присутствует длинный и скучный список биологического воздействия по всем направлениям. У кроганов в частности чрезмерно помятые и сварливые лица основаны на летучих мышах. Только они еще с доспехами и армированной кожей.


5. Актер, озвучивающий Шепарда, также работал над Ворком и другими

Стоит выразить уважение Марку Миру (актер, озвучивающий командира Шепарда) за то, что его голосовые связки гораздо эластичнее, чем он сам думает.

Мир помимо озвучки Шепарда иногда преуспевал в озвучивании демонов вроде Ворка и даже вялого полусонного Ханара. По мере развития игры его роли становятся все более разнообразными.


4. Большинство игроков выбрали Парагон

Несмотря на то, что Fox News и другие заводили новости на тему «Все потеряно!», когда «Mass Effect» оклеймили, как какой-то убер-насильственный «секс симулятор», когда появилась игра «Mass Effect 3», 64% людей выбрали Парагон.

У человечества еще есть надежда!


3. Асари были созданы исключительно как раса красивых женщин

Пытаясь выполнить пожелания всех поклонников научной фантастики, Bioware пришла идея о другой расе, которую стоило добавить в игру. И в этой расе должны быть только красивые женщины.

Лиара является фаворитом и веским доказательством этой идеи.


2. Саларианцы - это прототип расы пришельцев из 1950-х

Возможно, вы просто решили, что это такая графика, но раса саларианцев были основана на дизайне олдскульных на вид пришельцев, которые всегда появлялись в кадрах с похищениями, а также из фильма «Пол» 2011 года с участием Сета Рогена.


1. «Mass Effect» существует только благодаря «Звездным войнам»

История гласит, что компания LucasArts предложила Bioware создать игру, которая была бы связана с Эпизодом 2, или которая будет раскрывать события за тысячи лет до оригинальной трилогии «Звездных войн» .

Bioware с радостью согласилась на последний вариант и создала «Knights of the Old Republic» , феноменальную игру. Но по мере проработки проекта, и по его завершении, им захотелось гораздо больше творческой свободы, делать то, что им заблагорассудится. Таким образом, они отказались от очередной игры, связанной со «Звездными войнами», и приступили к проекту, который в конечном счете станет «Mass Effect».

Вам понравилась трилогия "Mass Effect"? Оставляйте свои комментарии ниже.

Больше репостов, больше интересных материалов.

И теперь честно отвечает на вопросы поклонников и делится своим мнением без спойлеров. Сканирование, баги, происходят ли события Andromeda в Скайриме... Это и многое другое вы узнаете из обширного интервью под катом новости.

1. Сканирование - не слишком ли его много, сбалансировано ли оно с другими элементами геймплея? Как часто приходится что-либо сканировать?

Я практически его не замечал, кроме, разве что, первой миссии, где я наоборот пытался сканировать вообще все. За все мое время в игре у меня проблем с этим не было.

2. Обязательно ли носить шлем на миссиях?

Нет, отключить его отображение можно даже в зонах повышенной опасности.

3. Есть ли у тебя любимая комбинация способностей?

Да, пожалуй. Тактическая маскировка дает бонус к урону, и мне особенно понравилось ее сочетать с огнеметом.

4. Можно ли использовать биотическое комбо против брони? Я не вижу «Деформации» в способностях, а «Сингулярность» против бронированных целей неэффективна.

Да, возможно. Как раз Сингулярность и можно использовать для этого - она не наносит урон, но используется как праймер.

5. Mass Effect Andromeda а порисходит в Скайриме?

Шуточный вопрос, но, на самом деле, я мысленно постоянно сравнивал масштаб игры с TESV: Skyrim.

6. Насколько легко создавать броню и вооружение?

Очень просто - интерфейс очень простой. На самом деле, возможностей больше, чем я успел использовать, но они все доступно сделаны.

7. Есть ли в игре винтовка Адас?

Я не видел ее. Было оружие, которое на нее похоже - но оно из кластера Элей, на самом деле. Шансы, что мы ее получим, есть - наверняка будут еще DLC.

8. Насколько тебе понравились диалоги в игре?

Они показались мне более непринужденными. Хотя игра намного больше предыдущих, поэтому, возможно, есть и более серьезные разговоры. Ветвлений, кажется, меньше: часто в диалоге есть только два варианта ответа. Это немного огорчает, но, в принципе, система диалогов, даже с учетом этого, работает неплохо.

9. Есть ли порог у уровней персонажа?

Я до этого, конечно, не дошел сам, но насколько я видел, повышать уровень можно бесконечно. Все способности можно довести до максимума за несколько прохождений.

Всем. Фанатам она понравится, потому что это Mass Effect. Когда я начал играть, то мне показалось, что это новая sci-fi RPG игра, которая зацепила меня сразу - так что и новичку должно быть интересно.

11. Выглядит ли игра так же хорошо, как показано в трейлерах?

Не уверен... Она выглядит хорошо, но, конечно, кат-сцены по качеству лучше чем геймплейные.

12. Компенсирует ли игра концовки Mass Effect 3?

Ну, если вы относитесь к концовкам так, как большинство игроков, то ничто это не компенсирует - концовки все равно остаются именно такими, что бы студия не делала.

13. Стоит ли покупать игру?

Да, точно стоит. Она вас не разочарует. Да, может быть окажется, что в конце сюжет вас разочарует - я не знаю, чем она заканчивается - но я эту игру рекомендую.

14. Можно и переназначать клавиши?

Я играл на PC - там их можно переназначать. Полагаю, что на консолях тоже.

15. Легко ли играть с клавиатурой/мышью или лучше взять контрлллер?

Я именно на PC р едко играю, но специально спрашивал тех, кто чаще играет на PC - жалоб не было. Так что можно обойтись без контроллера.

16. Из того, что я видел, мне не показалось, что Инициатива Андромеда хорошо продумана с точки зрения истории вселенной Mass Effect. Это так?

Да, она пока выглядит просто попыткой сбежать от трилогии. Но я недостаточно долго играл, может быть, еще найдется информация, которая «впишет» ее в сюжет.

17. Расскажи в общих чертах про сложность боев и про ИИ?

Я знаю, что было беспокойство по поводу ИИ противников - но с ним все было в порядке. Кроме животных, которые иногда вели себя странно. Не сказать, чтобы гуманоидные враги были очень умными, но у них прослеживалась тактика.

18. Глупый вопрос - можно ли сидеть на скамьях и стульях в игре?

Не такой уж глупый, я это тоже проверил. У меня не получилось, хотя я не то чтобы очень старался.

19. Насколько много было багов?

Немного багов есть. Для игры такого масштаба - их не критичное количество. Объяснимо, почему на старте есть небольшие проблемы.

20. Это все еще Mass Effect?

Да. Это, возможно, не ощущается с самого начала, но очень скоро понимаешь, что Andromeda - игра серии Mass Effect. Она довольно сильно похожа на Mass Effect 1.

21. Стал ли энтузиазм по поводу игры меньше или больше после того, как ты поиграл?

Больше. У меня не было сомнений, что игра будет классной. Сейчас я в этом уверен.

22. Можно ли сделать персонажа, использующего только оружие ближнего боя? Чтобы атаковать только им?

Можно, но я не думаю, что это сработает. Основная проблема - анимация атак не рассчитана на множество противников. С ножами, возможно, получится атаковать быстро, но мечи и молоты - это будет занимать слишком много времени. Игра на такое не рассчитана.

23. Какая продолжительность у основной сюжетной кампании?

Я так далеко не прошел, но предполагаю, что около 40 часов.

24. Насколько легко управляется Кочевник?

Довольно просто. Мне понравилось на нем ездить намного больше, чем я ожидал.

25. Насколько удобно управление игрой?

Лучше, чем было в предыдущих играх. К ним нужно привыкнуть, но это не сложно.

26. Что можешь сказать про систему Профилей?

Сложный вопрос... Она неплоха. У Профилей есть плюсы, которые я просто не успел увидеть, но все равно мне они нравится больше стандартных классов.

27. Как тебе основной тон игры по сравнению с трилогией?

Игра похожа на ME1, как я уже говорил. Как будто это сиквел МЕ1, такой, каким он должен быть.

28. Не страдает ли глубина сюжета от того, что персонажи моложе?

Я такого не заметил. И мне не кажется, что они так уж и моложе.

29. Легче ли выражать свои мысли с помощью нового колеса реплик?

Так же. Опций не настолько уж много, но Парагон/Ренегат тоже не давали богатый выбор. Так что, я бы сказал, что сравнимо с МЕ3.

30. Можно ли получать оружие и броню, а не создавать их?

Да, конечно. Их можно покупать у торговцев и находить в локациях. Но я не знаю, можно ли таким образом получить вещи, сравнимые с созданными вещами высокого уровня. Но система крафтинга не настолько сложная, она не должна так уж сильно вас раздражать.

31. Количесво обучающих моментов, которые мы видели в миссии лояльности ПиБи, является нормой для всей игры?

У меня не было ощущения, что меня водят за руку. Скорее наоборот, я иногда не был уверен, что мне нужно делать в конкретный момент. Возможно, это зависит от миссии, я лично такого не заметил.

32. Лицевая анимация?

Она не очень. Я не знаю, насколько сильно это будет мешать вам. Я не особо обращаю на это внимание и мне анимация не мешала, но я заметил проблемы с ней.

33. Они поправили тупящий ИИ?

ИИ животных действительно глуповат, у остальных противников он вполне адекватен. В целом, ИИ неплох.

34. Можно ли полностью настроить лицо персонажа?

Я не исследовал весь редактор, но да, лицо можно менять.

35. Как тебе бороды?

Ну, они есть. Но не особо качественно сделаны.

36. Есть ли у Кочевника специальные места для парковки?

37. Сравним ли саундтрек с трилогией?

Нет, в трилогии музыка была лучше. Я не прошел далеко, а там могут быть треки получше. С другой стороны, я не могу сказать, что меня саунтрек разочаровал.

38. Ты играл с контроллером или мышь/клавиатурой?

И так, и так. Контроллер мне нравится больше, но для вас может быть удобнее и клавиатура, если вы к ней привыкли.

39. Как работает система лута в игре?

Очень общий вопрос. Найти можно оружие, броню, моды и т. п. Вы находите вещи, которые можно использовать. Есть и «мусор» который можно продавать.

40. Что будет, если достичь лимита в инвентаре?

Вы просто не сможете брать новые вещи. Штрафа за это нет. Вещи можно продавать или уничтожать, или разбирать на части.

41. Показалось ли тебе, что игра заставляет менять профили?

Нет, у меня не было ощущения, что я должен играть определенным образом. Может быть, на Безумии понадобится использовать определенные Профили для боев, но я такого не заметил.

42. Насколько проблем от с природных угроз?

Нужно приноровиться к ним, но справиться можно. Я побывал только на планетах, где угрозы были локальными и их можно было избегать. Это оказалось не слишком сложно и просто добавляло новый элемент в прохождение.

43. Насколько продумана система колонизации?

Я колонизировал одну планету - нужно было просто выбрать один или другой тип поселения. И я не успел увидеть эффект от этого. Никакой сложной стратегии тут нет, и разработчики такого не обещали. Вы просто выбираете типы колоний и они дают определенные бонусы, насколько я знаю.

44. Влияет ли МП на прохождение синглплеера?

Я не играл в МП, увы. Но специально спрашивал - он не обязателен и без него можно спокойно обходиться.

45. Понравилось ли тебе вступление игры?

Да. Хотя оно показалось мне слишком медленным поначалу, постепенно стало интересней.

46. Сильно ли управление отличается от МЕ3?

Не очень. Некоторые кнопки отличаются, но привыкнуть можно быстро. Единственное существенное различие - система укрытий работает по другому, но и с ней несложно разобраться

47. В дополнительных квестах будет «плавающая» камера вместо кат-сцен?

И то, и другое. Больше похоже на то, как это было в МЕ3, чем в Dragon Age: Inquisition.

48. Можешь оценить игру от 0 до 10? И как она в сравнении с МЕ3?

Не совсем честное сравнение - после 10-15 часов игры в МЕ3 я поставил бы ей 10. Но концовка точно изменила бы эту оценку. С учетом этого, я поставил бы Андромеде 9.5. Игра хороша. Единственное, что может стать минусом - если сюжетную линию не смогут раскрыть настолько, насколько это возможно.

49. Сложными ли будут паззлы?

Тот, на который я наткнулся, был простым, похожим на судоку. Полагаю, что ответы на них можно будет найти в интернете, при необходимости.

50. Есть ли лимит у инвентаря?

Да, у меня он был 50.

51. Что тебя больше всего поразило в игре?

Как ни странно - сюжет. Я не ожидал что меня настолько он заинтересует. Не меньше, чем сюжет трилогии.

52. Насколько преувеличены опасения фанатов?

Сложно сказать. Все преувеличено - это же интернет. Часть технических проблем действительно есть, но что касается геймплея и сюжета - скорее всего, преувеличено.

53. Переход от боев к Кочевнику и Буре теперь более плавный?

Да, пожалуй. Хотя некоторые переходы - особенно полеты в космосе - казались мне немного затянутыми. Но с Кочевником точно проблемы не было.

54. А что насчет переходов между станциями, планетами и Бурей?

Довольно медленные. Хотя они мне нравятся все-таки больше чем экраны загрузки, которых теперь нет. Они плавные, но пожалуй, уж слишком тягучие.

55. Насколько много контента на планетах, кажутся ли они пустыми?

На планетах есть, что делать. Нельзя сказать, что каждый квадратный метр чем-то занят - там скорее отдельные лагеря, но до них легко добираться и интересно исследовать. Плюс, там можно найти, чем еще заняться. Ну и, конечно, дополнительные квесты вроде «дотронься до всех предметов» или «убей всех врагов», но они идут вместе с остальными квестами.

56. Можно ли сделать внешность Шепарда в редакторе?

Зависит от ваших творческих способностей, думаю да. Не знаю, зачем бы вам это понадобилось.

57. Сколько времени может уйти на полное прохождение?

На полное прохождение - 100-200 часов, на мой взгляд. Может быть, даже 150-200 часов.

58. Как влияют природные угрозы на здоровье?

Если оставаться под действием угрозы слишком долго, то система жизнеобеспечения откажет и тогда вы начнете терять здоровье. Но на планете, где я был, этого легко было избегать.

59. Есть ли проблема с тем, что оружие/способности не наносит особого урона и враги просто «впитывают» патроны как губки?

С некоторыми есть такое, но остальные ведут себя нормально. При повышении сложности игры, увеличится скорее ущерб, кторый противники наносят вам.

60. Система боя действительно настолько быстрая как в трейлерах? Или больше в стиле RPG?

Очень быстрая. Не уверен, что люди подразумевают под «стилем RPG», честно говоря. Но игра по стилю скорее экшн на основе RPG.

Бывшие