Общественные организации и движения. Общественно-политическая организация и общественно-политическое движение: общее и особенное

Неотъемлемым элементом любого демократического общества являются общественно-политические организации и движения.Общественно-политические организации - добровольные объединения граждан, возникающие по их инициативе и для реализации их интересов. Основными характерными чертами общественных организаций являются следующие:

1. Отсутствие властных отношений и невозможность выносить обязательных решений и требовать их выполнения.

2. В отличие от политических партий, они не ставят целью овладеть государственной властью, но их деятельность может приобретать политический характер.

3. Это добровольные организации граждан, возникшие по их инициативе.

4. Государство не вмешивается в их деятельность, но регулирует ее в соответствии с действующим законодательством.

Общественно-политические объединения действуют на основе следующих принципов :

  • добровольность;
  • сочетание личных и общественных интересов;
  • самоуправление;
  • равноправие участников;
  • законность;
  • гласность.

Общественно-политические движения - объединения, коалиции, союзы различных общественных групп для совместного решения интересующих их проблем.

Общественное движение:

  • может структурно не оформляться;
  • может объединять организации различной политической ориентации;
  • как правило, носит временный характер (для решения определенных задач).

В р азвитии общественного движения выделяются следующие стадии :

I стадия

  • зарождения идей;
  • появление активистов;
  • выработка общих взглядов;

II стадия

  • пропаганда взглядов;
  • агитация;
  • привлечение сторонников;

III стадия

  • более четкое формирование идей и требований;
  • развитие общественно-политической активности;
  • оформление в общественно-политическую организацию или партию и участие в политической жизни и борьбе за власть;
  • если цели достигнуты или отсутствуют перспективы их достижения, движение затухает.

Общественно-политические движения можно подразделять на:

  • национальные (в рамках одной страны);
  • региональные;
  • континентальные;
  • мировые.

Среди общественно-политических организаций особое место занимают профсоюзы. Профессиональный союз - это негосударственная общественная организация людей труда одной и той же профессии или занятых в одной отрасли производства.

Основные функции профсоюзов :

  • защита экономических и социальных интересов трудящихся;
  • культурное просвещение и воспитание;
  • социализация трудящихся;
  • представление интересов наемных работников по вопросам их труда и быта.

Наиболее активными общественно-политическими и демократическими движениями являются следующие:

1. Женское движение.

2. Антивоенное движение.

3. Экологическое движение

4. Правозащитное движение

5. Молодежное движение

6. Национальное движение

Кроме того, существуют:

  • движение неприсоединения;
  • движение против расовой и национальной дискриминации;
  • движение за установление нового экономического порядка;
  • движение крестьян за землю и социальные права;
  • пацифистские движения ученых, врачей, юристов и другие движения.

Таким образом, политическая жизнь общества богата и многообразна. Важная роль в нем принадлежит партиям иобщественно-политическим движениям и организациям .

22 . Группы интересов, их сущность и основные характеристики.

Группы интересов – объединения индивидов, созданные для отстаивания властно значимых интересов и оказание влияния на власть с целью принятия благоприятных для них решений. Главное отличие от партий – эти группы не участвуют во власти, но оказывают на нее влияние. 2 типа:

Группы общей значимости (имеют гуманистическую направленность) – экологические

Группы специфических интересов (отстаивание спец интересов – профессиональные), отраслевые, конфессиональные, религиозные. Деятельность этих групп – ущерб деят-ти др гр.

Методы воздействия на власть:

Лоббизм – непосредственно направлен на представ власти усилия по продвижению своих интересов (реализуется формальным и неформальными контрактами). Сам эффект. Идет прямое воздействие на субъект. В США закон о лоббизме существует с 1946 г. в РФ такого нет.

Организация пропаганды контактов в сми; организация массовых акций, чтобы привлечь внимание; использование PR; поддержка на выборах тех или иных лиц.

Использование угроз, шантажа, подкупа, забастовки, митинга, протеста, террористические акции.

Выделяют отраслевые, этические группы интересов, которые имеют наибольшее влияние на власть.

24. Политическая идеология, ее сущность и функции.
Политическая идеология - это система идей, взглядов, концепций на политическую жизнь, способов объяснения мира политики, в основе которой лежат ценности, ориентации на те или иные политические явления, процессы, структуры.Уровни политической идеологии:

1. Теоретико-концептуальный - формулировка основных положений, раскрывающих интересы и идеалы социальной группы, нации и государства (доктрина).

2. Программно-политический - разработка программ, манифестов, лозунгов, которые составляют идейную основу для принятия политических решений и мобилизации масс (программа).

3. Актуализированный - степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, мера их воплощения в практических действиях (политическая практика).

Идеология схематизирует действительность, упрощая и огрубляя ее, вследствие этого является инструментом манипулирования общественным сознанием.

Функции политической идеологии:

1. Образовательно-воспитательная - внедрение в сознание заданных оценок прошлого, настоящего и будущего, по которым люди должны ориентироваться в сфере политических отношений. Конструирование групповых ценностей.

2. Пропагандистская - создание позитивного образа проводимой политической линии, ее соответствие интересам социальных групп, нации, государства.

3. Интегрирующая - сплочение общества на базе общегосударственных, патриотических или групповых ценностей.

4. Мобилизационная - стимулирование целенаправленных действий граждан на выполнение поставленных задач.

Типы политических идеологий:

1) Консерватизм . Главные ценности: государство, церковь, семья, частная собственность. Укрепление устоев государства. Против государственного капитализма, радикальных реформ и экстремизма. Обществу присуще неравенство. Общество изменяется эволюционно.

2) Либерализм . Главные ценности: демократизм, индивидуализм, гарантированность прав человека, частная собственность, экономические свободы. Абсолютная ценность человеческой ли граничение объема и сфер деятельности государства. Политическое равенство всех людей. Общество изменяется при помощи реформ.чности. О

3) Радикализм . Решительное изменение существующих социальных и политических институтов.

Политическое сознание.

Политическое сознание - это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к осуществляемой и желаемой политике, определяющих способность к участию в управлении делами общества и государства.

Политическое сознание - одна из основных форм общественного сознания, она возникает вместе с появлением государственности, политической власти.

Сущность политического сознания заключается в том, что это результат и одновременно процесс отражения и освоения политической реальности с учетом интересов людей.

Функции политического сознания:

2) регулятивная (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т.п. относительно политического участия);

3) когнитивная (потребность в познании человеком различных сторон мира политики)

4) идеологическая (необходимость в сплочении политических партий, наций и государств, в сохранении завоеванных властных позиций)

5) оценочная (способствует выработке отношений к политической жизни, к конкретным политическим событиям);

6) коммуникативная (обеспечение взаимодействия субъектов политики с институтами власти)

7) интегрирующая (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей, идей, установок);

8) познавательная (помогает людям усвоить политическую информацию, анализировать окружающую политическую действительность);

9) прогностическая (создает основу для предвидения содержания и характера развития политического процесса, позволяет получить информацию о будущих политических отношениях);

10) воспитательная (возможность влиять на политическое поведение в соответствии с определенными целями, идеалами)

11) мобилизующая (побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественно-политической жизни ради отстаивания своих интересов, к объединению со своими единомышленниками в партии, движения, другие объединения).

По глубине отражения действительности выделяют следующие уровни политического сознания: идеологический (формируется определенными социальными группами на основе целенаправленного исследования политического процесса и обладает такими чертами, как целостность, систематизированность, способность к прогнозированию, сопряжен с выработкой концепций, идей, понятий, воплощается в декларациях, программах и т.п.); психологический (формируется на базе жизненного повседневного опыта людей и обладает такими чертами, как противоречивость, поверхностность, несистематизированность, эмоциональность и т.д.).

В зависимости от субъектов политическое сознание может быть:

- массовым (выражает общественное мнение, настроение и действие масс);

- групповым (обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит);

- индивидуальным (содержит систему информационных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие в ней).

В концентрированном виде политическое сознание содержится в массовых идеологиях.

Политическое сознание- системное образование, имеющее различные уровни.

1. Государственный уровень, на котором осуществляются выработка и обоснование официальной политики. На данном уровне политического сознания наиболее последовательно защищаются существующие политические порядки и принципы управления.

2. Теоретический уровень представлен различного рода концепциями, идеями, воззрениями, имеющими политический характер. Осознание политики на теоретическом уровне позволяет:

а) ставить и решать важнейшие политические цели и задачи -как фундаментальные (стратегические), так и текущие (тактические);

б) определять средства и методы их достижения;

в) определять направления и пути организационно-политического обеспечения решения назревших проблем;

г) вырабатывать концептуальные подходы к социальному контролю за ходом выполнения политических решений и целевых программ;

д) корректировать политику с учетом данных практического опыта.

3. Эмпирический уровень базируется на непосредственной практике, участии в политическом процессе различных социальных общностей. Данный уровень отражает политическую действительность в форме ощущений, иллюзий, переживаний, представлений.

4. Обыденный . Данному уровню присущи ярко выраженные социально-психологические черты: настроения, чувства, эмоции. Это придает ему особую динамичность, способность чутко реагировать на изменения политической ситуации.

25. Консерватизм и неоконсерватизм. Консервативные идеи в российском обществе. Под консерватизмом понимается политическая идеология, выступающая за сохране­ние существующего общественного порядка, главным образом морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности.

У новой России оказалось два прошлого – досоветское и советское. Поэтому трактовки консерватизма у исследователей этого идеологического течения различные. Так российский консерватизм, принявший государственно-со­циалистический характер, тесно слившийся с национал-патриотизмом, представляет собой противополож­ность западному консерватизму.

Консерватизм в большей степени выражает коллективистские начала общественной жизни, поэтому он близок менталитету россиян. Для российских консерваторов жизненно важными ценностями являются равенство, социальная справедливость, поддержка государства. Равенство понимается в социалисти­ческом, перераспределительном смысле и заключается не в равенстве возможностей, а в равенстве результатов. Поэтому делается ставка на го­сударственный патернализм как главное орудие распоряжения и распределения материальных и духовных благ.

В политическом сознании консервативно настроенных россиян частная собственность связывается не с социальной активностью, ответственностью, стремлением к развитию, а с эксплуатацией.

Для западного консерватора важное значение имеют такие ценности, как кодекс чести, уважение к труду, сословная и про­фессиональная гордость. Российский консерватор органично и естественно воспринимает «солидарность» людей, которая была необходимым условием элементарного выживания многих из них.

Консервативные тенденции очень сильны в политическом сознании россиян. С точки зрения Г.П.Артемова и О.В.Поповой, к наиболее значимым эмпирическим признакам ориентации людей на консервативные ценности в условиях современной России можно отнести следующие:

Уверенность в том, что порядок важнее свободы, а справедливость важнее прав человека;

Верность традициям и неприятие радикальных реформ;

Убежденность в том, что интересы государства выше интересов отдельного гражданина;

Установка на сильное государство как фактор обеспечения порядка и благополучия;

Признание необходимости социального неравенства;

Допущение возможности ограничения некоторых прав граждан ради достижения государственных целей.

Кардинальные перемены в культуре требуют длительного времени, так как консервативный дух имеет глубокие корни в тысячелетней российской истории. Утверждению консервативного мышления способствуют исторические кризисы, резко сокращающие пространство, в котором дееспособен либерализм, что заставляет его приспосабливаться к изменяющимся условиям.

В послевоенный период, когда консерватизм вынужден был обратиться к более тонкой и сложной апологетике капиталистического образа жизни, возникли новые формы этой идеологии. Значительно мягче относясь и к государственному регулированию производства и к участию населения в управлении, эти идейные течения решительно ставили вопрос об укреплении законности, государственной дисциплины и порядка, не признавали инициированных реформ. Консерваторы, в стремлении пересмотреть идею демократии с собственных позиций, предлагали даже дополнить выборность народных представителей выдвижением в органы управления наиболее «достойных» (с точки зрения властей) граждан.

Последние десятилетия обозначили явное стремление консерватизма, с одной стороны, к иррациональным идеям реакционного толка (например «новые правые» во Франции), а с другой – к большей склонности к либеральным ценностям. Второе направление эволюции консервативных идей наиболее ярко проявилось в неоконсерватизме – идеологическом течении, сформировавшемся в качестве своеобразного ответа на экономический кризис 1973-1974 гг., массовые молодежные движения протеста в Западной Европе и расширение влияния кейнсианских идей.

Неоконсерватизм предложил обществу духовные приоритеты семьи и религии, социальной стабильности, базирующейся на моральной взаимоответственности гражданина и государства и их взаимопомощи, уважении права и недоверии к чрезмерной демократизации, крепком государственном порядке и стабильности.

Основная ответственность за сохранение в этих условиях человеческого начала возлагалась на самого индивида, который должен прежде всего рассчитывать на собственные силы и локальную солидарность сограждан. Такая позиция должна была поддерживать в нем жизнестойкость и инициативу и одновременно препятствовать превращению государства в «дойную корову», развращающую человека своей помощью.

Неоконсерватизм вобрал в себя те черты консервативной идеологии и образа мысли, которые сегодня оказались способными защитить человека на новом технологическом витке индустриальной системы, определить приоритеты индивидуальной и общественной программ жизнедеятельности, очертить облик политики, способной вывести общество из кризиса. Более того, на такой идейной основе неоконсерватизм синтезировал многие гуманистические представления не только либерализма, но и социализма, а также ряда других учений.

  • II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ.
  • II. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ организации физического воспитания учащихся
  • II. Основные подходы к политическим отношениям в политической теории.
  • II. Преобразования в системе подготовки сестринского персонала.

  • И системе любого государства особую роль играют политические организации. Они выполняют множество функций, объединяя людей, обеспечивая учет их интересов властью. Организации политические - это особая форма деятельности населения, возникшая на заре зарождения демократии. Нынче они являются основным структурным элементом общественной системы. Давайте рассмотрим формы политической организации населения и особенности их деятельности.

    Определение

    Государство живет и функционирует по своим правилам. Нынче планета движется к унификации процессов, развивая демократию. И в любой системе есть организации. Политические отличаются от иных целями. Они участвуют в формировании ведут за нее борьбу. Появлению организаций предшествует возникновение в обществе некоей деятельности, объединяющей большое количество людей. Они взаимодействуют на почве общего интереса, постепенно приходя к мысли о формировании структуры, выработки целей. Например, партии стремятся к власти. Они объединяют определенные слои населения и выражают их интересы. Данная группа стремится повлиять на политическую с тем, чтобы вызвать заявленные перемены в обществе. Партии рабочих стремились к власти в девятнадцатом веке, чтобы внедрить социальные стандарты. Либералы желают снизить роль государства в обществе, установить иные правила в экономике, политике, культуре, привнести свои ценности в жизнь людей. Любые организации, политические или нет, имеют определенную структуру. Она возникает с целью планировать, организовывать и направлять общую работу ее членов.

    Цели политических организаций

    Далеко не все объединения принимают участие в борьбе за власть. А это главный критерий, по которому выделяют организации политические. Они должны иметь достаточно влияния в обществе, поддержку определенного процента населения, чтобы их деятельность влияла на государственную систему. Согласно законодательству они ставят перед собой следующие цели:

    • формирование мнения больших масс населения;
    • участие в политическом воспитании и образовании граждан;
    • сбор и донесение до властных органов мнений людей;
    • выдвижение кандидатов в выборные органы.

    То есть, любая политическая организация старается привлечь к себе внимание. Ей необходима поддержка масс, чтобы воплотить заявленные цели в жизнь.

    Характеристики политических организаций

    Давайте рассмотрим критерии, по которым выделяют рассматриваемые объединения граждан. Для того чтобы влиять на власть или прийти к ней, организации должны действовать в легитимном политическом поле. Это требует от них выполнения ряда нормативных норм, прописанных в законодательстве. Политические организации характеризуются следующими признаками:

    • формальность и реальность существования;
    • форма собственности - общественная;
    • цели некоммерческие;
    • социальная значимость;
    • общегосударственная значимость.

    Кроме того, объединение должно действовать открыто. Люди входят в них на различных основаниях консолидации, от идеи до вероисповедания, сплачивающего их вместе. Приведем пример. Общероссийский народный фронт связывает воедино специалистов, борющихся с коррупцией во власти, стремящихся усовершенствовать государственную систему.

    Классификация политических организаций

    В каждом объединении есть определенное число членов. Кроме того, оно пользуется поддержкой некоторого числа населения, политические партии имеют мандаты в парламенте. Данные признаки учитываются при квалификации по размеру. Организации могут быть большими и малыми. По основам деятельности выделяют:

    • идеологические;
    • традиционные;
    • клерикальные;
    • классовые;
    • лидерские;
    • этнические;
    • партнерские;
    • альтернативные;
    • корпоративные и другие.

    По форме и содержанию деятельности выделяют:

    • общественные объединения (Общероссийский народный фронт);
    • профсоюз;
    • партия.

    Следует отметить, что существуют и другие классификации. Так как нас интересует роль их в обществе, то иные приводить не станем. Они интересны только в теоретической плоскости.

    Политическая деятельность политических организаций

    Объединение ставит перед собой цель. Как правило, она состоит в том, чтобы распространить на все общество заявленную идею или принцип. Например, концентрируют внимание на положении наиболее уязвимых слоев населения, их правах. Кстати, они имеют большую поддержку во всех странах, в том числе и развитых.

    Политические организации плотно работают с населением. Их деятельность двояка. С одной стороны, им необходимо проводить исследование мнений людей, чтобы выявить потенциальных приверженцев. С другой, нужно вести пропаганду для привлечения людей.

    То есть каждая организация ведет борьбу с иными силами с тем, чтобы сделать свою идею общепринятой, естественной, получить поддержку как можно большего числа населения. Формы работы различны. Основной упор делается на постоянное общение с населением путем проведения общественных мероприятий, индивидуальных бесед, создания и распространения рекламных материалов. В последнее время много внимания уделяется работе в социальных сетях. К сожалению, эта форма деятельности была придумана совсем не официальными, легитимными силами. Ее породили совсем другие, деструктивные организации, стремящиеся пошатнуть устойчивость всей планеты.

    Международные политические организации

    В глобальном мире не существует преград в виде границ для идей. Государства составляют союзы, то же делают отдельные граждане, имеющие общие интересы. Ярким примером являются военно-политические организации. Они могут быть как межгосударственными, официальными, так и нелегальными (ИГ - запрещена в РФ). ВПО объединяют страны на основе общих внешних угроз. Например, НАТО - организация, которая ставит перед собой цель защитить страны-участницы от военного нападения. А члены ШОС поставили перед собой более глобальные задачи. Они противостоят глобальному терроризму, тем самым - неформальным или нелегальным военно-политическим организациям. Последние, в свою очередь, также имеют заявленные цели, объединяющие адептов. К примеру, ИГ борется против современного устройства мира. Ее лидеры ведут планомерную и целенаправленную работу по разрушению государств.

    А что в России?

    Теперь поговорим немного про политические имеет многолетнюю традицию самоорганизации населения. Идеи всегда прекрасно впитывались массами на этой территории. Современная РФ многообразна. Вместе с профсоюзами - наследием СССР - нынче действуют разнообразные партии. Среди них выделяют парламентские (например, "Единая Россия") и молодые, еще ни разу не завоевавшие ни одного мандата. Так как критерий создания политической силы бил изменен некоторое время назад, люди стали создавать новые партии в основном на идее патриотизма. С большой долей вероятности, на процесс повлияли политические изменения в мире, воссоединение с Крымом и дальнейшие события на Украине. Кроме того, существуют сплоченные силы, которые не являются партиями. Например, Общероссийский народный фронт. Как уже говорилось, эта организация объединяет людей, которые желают усовершенствовать власть, очистить ее от негативных явлений.

    Новшества в политический жизни?

    Необходимо отметить, что общество не стоит на месте, оно постоянно развивается. В России 9 мая проходит очень интересное мероприятие. Оно известно уже во всем мире и получило название «Бессмертный полк». В современной международной обстановке это движение патриотов оказывает гигантское, пока неоцененное, влияние на широкие массы населения стран. Задуманное как акция памяти, мероприятие переросло в большое движение, сплотившее миллионы граждан идеей. Она заключается в том, что все жители постсоветского пространства являются потомками победителей. Это очень глубокая мысль (или чувство). Новая идея заставляет пробуждаться массы, анализировать происходящие события с иной точки зрения. Наверное, людям нужно посмотреть на международное положение страны глазами своих, несомненно, великих и в то же время простых предков. К чему это приведет? Так или иначе «Бессмертный полк» являет нам пример политического движения снизу, из масс, не имеющий отношения к материальным проблемам, как все ранее существовавшие.

    Заключение

    В демократическом обществе - очень сложная система. Его участники стремятся привлечь к своей деятельности каждого гражданина. Они выполняют как регулирующие, так и воспитательные функции в обществе. Удивительно, но в последнее время интерес к во всем мире стала проявлять молодежь. Это говорит в первую очередь о начале процесса обновления системы и является положительным фактором. Политическое будущее всей цивилизации нынче туманно. Специалисты говорят о старении системы. Людям нужны новые идеи, общие интересы, деятельность. Появится ли она или уже имеется ("Бессмертный полк") - увидим. Впереди все самое интересное.

    Среди многообразия общественных движений выделяют следующую типологию, используя в качестве критерия социально-классовый признак: - движения, имеющие ярко выраженный классовый характер;

    • - движения, имеющие ярко выраженный межклассовый характер, либо внеклассовый характер (национально-освободительное антивоенное, экологическое и др.).
    • - движения, выражающие интересы социальной прослойки, четко обособленной профессиональной группы (интеллигенция, военные, врачи, адвокаты создают свои общественные движения). В этом случае слои или группы могут действовать подобно классу, т.е. создавать политические движения, выражающие их групповые стремления.

    По отношению к существующему строю выделяют: консервативные, реформистские, революционные, контрреволюционные движения.

    В зависимости от степени и формы организации движения выделяют: стихийные (существующие, как правило, недолго); слабо организованные (массовые демократические движений высокоорганизованные (выступают с общезначимыми идеями, отраженными в программах, юридически оформленных, имеют структуру и функции, регламентированные соответствующими документами).

    Следовательно, общественные организации и движения относятся к субъектам политики. Об их политической субъективности можно говорить тогда, когда они способны к сознательным действиям, направленным на удовлетворение потребностей и интересов социальных групп, улирюших на протекание политических процессов. Значимость общественных организаций и движений тесно связана с их политической ролью в обществе. «Общественные организации и движения в политической системе четко выделяются, прежде всего, как организации внегосударственные или внеправительственные, отличающиеся от других элементов политической системы непартийным характером деятельности и широкой социальной базой. Общественные организации и движения, являясь фундаментом гражданского общества, стали фактором общественных изменений, средством общественного контроля, вносят порядок в общественную жизнь. Политическая роль общественных организаций и движений определяется ситуацией, когда растет требование специализации организационных структур государства и растет ожидание со стороны и государства, и различных групп населения, что общественные организации и движения могут содействовать демократизации и противодействовать бюрократизации политической жизни.

    Типология общественных движений может проводиться по различным основаниям. По целям и сферам деятельности выделяют антивоенное, экологическое, женское, молодежное движения, движение за расовое и национальное равноправие, движение в защиту потребителей, религиозные движения и многие другие.

    По отношению к существующему строю общественные движения делятся на революционные, контрреволюционные, реформистские, консервативные, реакционные; по способам и методам действий - на насильственные и ненасильственные.

    Общественные движения могут формироваться на различной социальной основе. Некоторые из них, например, антивоенное, экологическое, национально-освободительное движения, носят межклассовый (внеклассовый) характер. Другие имеют ярко выраженный социально-классовый характер - рабочие, крестьянские, буржуазные движения, а также движения интеллигенции, фермеров, мелких собственников. Общественные движения могут группироваться и по половозрастным признакам - молодежное, детское, женское движение, движение пенсионеров и др. По профессиональному признаку создаются движения ученых, врачей, писателей и т.п.

    Деление добровольных объединений на общественные организации и движения носит во многом условный характер, и не всегда легко их разграничивают. Общественные движения по мере усиления организационных принципов зачастую становятся основой для образования общественных организаций и даже политический партий. Так, развитие экологического движения обусловило создание различного рода экологических союзов и ассоциаций, а затем и партий "зеленых" во многих странах. Народные движения и фронты в ряде бывших республик СССР эволюционировали и оформились в национально-демократические партии.

    Функции общественных организаций и движений

    Важное теоретическое и практическое значение имеет выявление функций общественных организаций и движений, поскольку это помогает уяснить их место в системе гражданского общества и правового государства, а также показать формы, способы проявления их активности.

    К числу основных, общих для всех общественных организаций и движений функций относятся:

    • 1) Выявление и удовлетворение интересов и потребностей членов объединения. Люди объединяются в организации и движения с целью удовлетворения тех или иных специфических потребностей, связанных с профессиональной принадлежностью, возрастными особенностями, индивидуальными склонностями и т.п. Эти интересы первоначально могут выступать в весьма неопределенной, личностной и эмоционально окрашенной форме. Общественные организации и движения преобразуют такие расплывчатые взгляды и мнения в четкие требования, программы данного объединения, способствуя тем самым артикуляции интересов своих членов. Наряду с политическими партиями общественные организации и движения решают в определенной степени и задачу агрегации интересов, т.е. согласования посредством дискуссий множества частных требований и установления между ними определенной иерархии и приоритетов. Особое значение эта функция общественных организаций и движений приобретает в условиях неразвитой партийной системы.
    • 2) Функция социальной интеграции и мобилизации предполагает объединение и организацию членов группы и их сторонников вокруг целей данного формирования. Функция эта может иметь и более широкий контекст, выходящий за рамки конкретного общественного объединения. Общественные организации и движения привлекают внимание общественности к острым проблемам, выдвигают свои варианты решения, добиваются общественной поддержки своим начинаниям.
    • 3) Функция социализации . Привлекая своих членов к решению общественно значимых проблем, общественные организации и движения способствуют формированию их активной жизненной позиции, повышению политической образованности и культуры, привлечению граждан к управлению государственными и общественными делами.
    • 4) Репрезентативная функция или функция представительства и защита интересов своих членов во взаимоотношениях с другими политическими институтами. Общественные организации и движения не только способствуют осознанию и выражению специфических интересов и потребностей своих членов, но и берут на себя обязательство представительства этих интересов, доведения требований группы до сведения государственных органов, политических партий, правящих элит.

    Общественные движения, участвуя в общественной политической деятельности, могут выполнять следующие Функции:

    • - участвовать в образовании государственных структур;
    • - принимать участие в обсуждении и принятии политических решений;
    • - представлять и защищать интересы граждан;
    • - осуществлять социальный контроль;
    • - формировать общественное мнение и т.д.

    Общ-полит. движение -это активная часть общества, выражает интересы социальных групп граждан и направлена на достижение полит. цели.
    В движение включаются лица, не удовлетворенные деятельностью партий, не желающие ограничивать себя их нормами и программами, не имеющие политических интересов. Отличие общественно-политических движений от партий:
    1) социальная база движений более широкая, пестрая (представители разных социальных, идеологических, национальных групп);
    2) имеют одну полит. концепцию, цель и добиваются решения одной проблемы (достигнув цели, движение прекращает существование);
    3) движения не долговременны, как партии;
    4) не стремясь к власти, пытаются воздействовать на нее, “повернуть” к решению своих проблем (в борьбе за власть трансформируется в партию);
    5) центром политической активности выступает ядро - инициативные группы, клубы, союзы;
    6) в движении отсутствуют иерархия, постоянное членство и документы (программа, устав).
    Заметную роль в общественной жизни играют массовые демократические движения. Виды общественно-политических движений :
    - социально-политические, экономические, экологические, антивоенные, научные (по сфере деятельности); неполитические (Красный крест, защита памятников); местные, региональные, общефедеральные, межгосударственные (по масштабу деятельности);
    - революционные и контрреволюционные, реформаторские и консервативные, национал-демократические, протеста (по целям);
    - массовые и элитарные (по количеству участников); левые, центристские и правые (по месту в политическом спектре);
    - профессиональные, женские, молодежные (по социальному составу); сознательно организуемые и стихийные (по характеру возникновения);
    - фронты, ассоциации, объединения (по способу организации); насильственные и ненасильственные (по методам действий)

    Черты общественных движений: многочисленность, широкая социальная база, организационная и идейная аморфность, нестабильность состава, стихийность и спонтанность действий Появление общественных движений относится к 19 веку. В их становлении и развитии выделяют ряд стадий: возникновение беспокойства по поводу нерешённой проблемы→формулировка целей и задач к разрешению проблемы→ агитация, вербовка сторонников движения, пропаганда целей, разъяснение задач, привлечение сочувствующих→развёрнутая деятельность по осуществлению программы →стадия затухания движения, цели осуществлены или не осуществились→ ликвидация движения или его бюрократизация и возрождение на новой основе.

    Общественные движения отличаются от общественных организаций. Общественная организация - это добровольное объединение граждан на основе общности интересов, имеющее устойчивую организационную структуру снизу доверху, фиксированное коллективное членство.
    Черты общественных организаций : наличие аппарата, структуры, Устава, постоянного членства, централизованного руководства.
    Общественные организации вырастают из общественного движения. Чётких границ между организациями и движениями нет. Их цели, задачи, формы действий могут совпадать. У них сходные функции: участие в образовании гос.структур, в обсуждении и принятии полит. решений, представление и защита интересов граждан, осуществление социального контроля, формирование общественного мнения.

    Общественные движения и организации различаются по многим признакам: по своим целям, функциям, которые они выполняют по отношению к интересам своих членов, а также по отношению к государственной власти; по месту деятельности; по видам и методам деятельности; по характеру возникновения, по способам организации и так далее.

    “Например, по критерию цели бывают общественно-политические движения и организации революционные и контрреволюционные, реформаторские и консервативные, национально-демократические, общедемократические, экологические. По сферам деятельности: экономические, социальные, национальные, интернациональные, религиозные, научные, просветительские и другие. По месту деятельности: местные, региональные, общегосударственные, международные, действующие в парламенте (функции и другие объединения депутатов), внутри управленческих структур, в системе учебных и научных учреждений, в религиозной среде. По характеру возникновения: стихийные и сознательно организуемые; по способу организации: клубы, ассоциации, объединения, союзы, фронты; по социальному составу: молодежные, женские, профессиональные” Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/д: “Феникс”, 1997, С. 302.

    Какими бы многоразличными не были общественные движения и организации, все они так или иначе призваны выполнять две основные задачи: а) выражение и реализация групповых интересов; б) обеспечение участия членов той или иной группы или сообщества в управлении общественными делами и самоуправлении, а стало быть, в реализации принципов народовластия (демократии). Отсюда и глубинные причины возникновения общественных движений и организаций: неудовлетворенность групповых потребностей и интересов через деятельность институтов государственной власти и политических партий, наличие не решаемых структурами власти и управления экономических и социокультурных проблем.

    Наличие разнообразных социальных потребностей и интересов само по себе еще не ведет к возникновению общественных движений и организаций. Фактор интересов срабатывает именно тогда, когда: “…во-первых, состояние неудовлетворительности интересов фиксируется в общественном сознании; во-вторых, складываются определенные представления в массовом сознании о содержании групповых интересов и путях их удовлетворения; в-третьих, растет потребность у значительной части различных групп и слоев народа участвовать в принятии общественно-политических решений, связанных с реализацией интересов; наконец, в-четвертых, при наличии соответствующих демократических структур в политической системе. В общем, общественные и общественно-политические движения и организации возникают на основе социально-групповых интересов, при условии развития самосознания тех или иных общественных групп, реализуемого в общественной активности, связанной с удовлетворением этих интересов” Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/д: “Феникс”, 1997, С. 303.

    В сложные, трудные времена, люди, пропитанные идеологическими противоречиями, сначала группируются в протестные движения и организации, затем уже начинают существовать народные фронты, объединения, массовые движения, причем внутри системных государственных, партийных, профсоюзных и молодежных структур: независимые профсоюзные организации, стачкомы, различные группы депутатов. В дальнейшем происходит интеграция движений и организаций, сформировавшихся как вне, так и внутри политической системы. Складываются такие движения, как: «Демократическая Россия», «Объединенный фронт трудящихся» и другие.

    Хабермас Юрген, известный немецкий философ, социолог и политический мыслитель. В своих трудах уделял огромное внимание обществоведению, придавал не меньшее значение языку. Проблема общественно-политической практики сводилась им к проблеме взаимопонимания, языка политической власти, партии, социальных групп и так далее. В его идеях или по-другому концепциях, существует социально-политическая направленность. Так же Хабермас Юрген придавал огромное значение идеологической и политической надстройке. Он пытался выяснить, на каких принципах основывается действие господства, абстрактно представленное как отношение между господином и рабом. Накладывая эту схему на всю проблематику общественной жизни, он с ее помощью пытался объяснить механизмы, которые должны обеспечить сохранение и стабильность общества.

    “Главная проблема, по его мнению, состоит в том, что распределение прибавочного продукта покоится на привилегированном усвоении общественно производимого богатства господствующими слоями общества. При этом неравное распределение должно иметь «узаконенный» вид и фиксироваться в системе правовых норм. Как только вера в легитимность существующего порядка по каким-либо причинам снижается, освобождается сила, латентно скрытая в системе институтов, которая может привести к резким социальным разногласиям, конфликтам, кризису. Чтобы избежать такого развития событий, необходимо установить порядок, который должен быть основан на соответствующем распределении власти” Политическая энциклопедия. В 2 т. Т2/Нац. Обществ. - науч-фонд; Рук. проекта Г.Ю. Семигин; науч.-ред.совет: пред. Совета Г.Ю. Семигин. - М.: Мысль, 1999, С. 575.. негосударственный общественный движение организация

    В 80-е годы Хабермас Юрген развил идеи об инструментальном и коммуникативном действии в двухтомнике «Теория коммуникативного действия». “Под коммуникативном действием Хабермас понимает такое воздействие индивидов, которое упорядочивается согласно нормам, принимаемым за обязательные. Если инструментальное действие ориентировано на успех, то коммуникативное - на взаимопонимание действующих индивидов, их консенсус. Оно предполагает координацию усилий”Политическая энциклопедия. В 2 т. Т2/Нац. Обществ. - науч-фонд; Рук. проекта Г.Ю. Семигин; науч.-ред.совет: пред. Совета Г.Ю. Семигин. - М.: Мысль, 1999, С. 575.

    Так же по его идеям, коммуникативное действие, является средством социального взаимодействия и служит формированию солидарности. На всем протяжении теоретической деятельности Хабермаса, все подобные темы пересекались между собой и становились частями создаваемой им и постоянно совершенствуемой широкомасштабной теории коммуникативного действия.

    В целом, понятие «общественно-политические движения» охватывает различные объединения граждан, ассоциации, союзы, фронты, которые не входят непосредственно в государственные и партийные структуры, но являются в той или иной мере субъектами политической жизни, сочетая в разной степени функции сотрудничества, оппонирования и критики, оппозиции и борьбы по отношению к государственным институтам и политическим партиям. Это понятие охватывает широкий спектр объединении - от оказывающих непосредственное влияние на принятие политических решений, отличающихся высоким уровнем организованности, структурированности, до сугубо политических, не имеющих четкого организованного ядра. Это многообразие составляет определенную трудность при типологизации движений, анализе причин их возникновения, идейно-политической позиции, социальной базы, взаимоотношений со властью. Вместе с тем можно выделить наиболее общие признаки общественно-политических движений, отличающие их от партий.

    Идейно-политическая ориентация движений гораздо шире и расплывчивее, а цели намного уже и конкретнее, чем у партий. Это позволяет участвовать в движении людям с разными политическими взглядами, но поддерживающими конкретную политическую цель, ради решения которой создается и действует движение. Это обусловливает способность движений приобретать большой размах.

    У движений, как правило, отсутствует единая программа, устав. Они отличаются непостоянством числом участников. Движения обычно не имеют сильного центра, единой структуры, дисциплины. Ядром движений могут быть как самостоятельные инициативные группы, так и комитеты или комиссии, созданные партиями. Они опираются на неорганизованные массы, могут также поддерживаться различными общественными организациями и автономными ассоциациями некоторых партий. В целом же основой движений являются солидарность и добровольность их участников.

    Общественно-политические движения стремятся воздействовать на власть, но сами, как правило, не добиваются власти.

    Существуют множество типов общественно-политических движений:

    • - с точки зрения отношения к существующему строю движения бывают консервативными, реформаторскими и революционными;
    • - по идеологической основе - либерально-демократические, консервативные, социалистические;
    • - по национальному признаку - национально-освободительные, за самоопределение нации, культурно-национальную автономию и др.;
    • - по демографическому признаку - молодежные, студенческие и др.;
    • - по масштабам - международные, региональные, в стране, штате, республике;
    • - по методам и способам действия - легальные нелегальные, формальные, неформальные, ориентирующиеся на мирные или насильственные действия.

    Общественно-политические движения выполняют важные функции:

    • - конденсируют интересы, настроения широких разнородных слоев населения:
    • - выдвигают цели, разрабатывают способы их достижения;
    • - создают крупную политическую силу, сосредоточенную на решении конкретной политической задачи;
    • - руководят массовыми выступлениями, организуют ненасильственные, а иногда и насильственные выступления.

    Вторая половина и особенно конец XX века характеризуются ростом и усилием роли общественно-политических движений, что говорит о вовлечении огромного числа людей в политику.

    Существуют различные варианты взаимоотношений общественно-политических движений с партиями.

    Независимые общественно-политические движения не вступают в какие - либо отношения с партиями. Это происходит в том случае, когда участники движений, имея определенный политический интерес, вместе с тем не удовлетворены деятельностью партий. Многие участники движений вообще не хотят связывать себя с партийностью.

    Создание некоторых движений инициируется партией или блоком партий с целью вовлечь в борьбу за выдвинутую политическую задачу широкие массы беспартийных.

    Партии могут брать под контроль, руководитель движениями (например, за стихийными массовыми выступлениями протеста, социальной средой которых являются наименее социально защищенные слои, могут стоять партии, придерживающиеся стратегии дестабилизации общественной системы).

    Бывшие