Аполлон бог чего в древней греции. Мифы и Легенды * Аполлон

Аполлон Аполлон

(Apollo, Απόλλων). Божество солнца, сын Зевса и Лето (Латоны), брат-близнец богини Артемиды. Аполлон считался также богом музыки и искусств, богом прорицания и покровителем стад и скота. Он принимает живое участие в основании городов и управлении ими и карает преступников, почему и изображается с луком и стрелами. Знаменитый оракул Аполлона находился в Дельфах. Бог Пан и сатир Марсий состязались с Аполлоном в музыкальном искусстве, но были побеждены им. Как бог солнца - Аполлон часто называется Гелиосом. К римлянам почитание Аполлона перешло от греков, и в Риме ему поклонялись главным образом как божеству, спасающему от мора (Apollo Medicus). Дельфийский оракул Аполлона пользовался известностью во всем древнем мире.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

АПОЛЛОН

(Άπόλλων), в греческой мифологии сын Зевса и Лето, брат Артемиды, олимпийский бог, включивший в свой классический образ архаические и хтонические черты до-греческого и малоазийского развития (отсюда разнообразие его функций - как губительных, так и благодетельных, сочетание в нём мрачных и светлых сторон). Данные греческого языка не позволяют раскрыть этимологию имени А., что свидетельствует о неиндоевропейском происхождении образа. Попытки древних авторов (напр., Платона) разгадать значение имени А. не подлежат научному обсуждению, хотя для них и характерна тенденция соединить в одно нераздельное целое ряд функций A. (Plat. Crat. 404 е- 406 а): стреловержца, губителя, прорицателя, блюстителя гармонии космической и человеческой. Образ А. соединяет воедино небо, землю и преисподнюю.
А. родился на плавучем острове Астерия, принявшем возлюбленную Зевса Лето, которой ревнивая Гера запретила вступать на твёрдую землю. Остров, явивший чудо рождения двух близнецов - А. и Артемиды, стал именоваться после этого Делосом (греч.δηλόω, «являю»), а пальма, под которой разрешилась Лето, стала священной, как и само место рождения A. (Callim. Hymn. IV 55-274; Hymn Нот. I 30-178). А. рано возмужал и ещё совсем юным убил змея Пифона, или Дельфиния, опустошавшего окрестности Дельф. В Дельфах, на месте, где когда-то был оракул Геи и Фемиды, А. основал своё прорицалище. Там же он учредил в свою честь Пифийские игры, получил в Темпейской долине (Фессалия) очищение от убийства Пифона и был прославлен жителями Дельф в пеане (священном гимне) (Hymn. Hom. II 127-366). А. поразил также своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето (Hyg. Fab. 55; Apollod. I 4, 1), киклопов, ковавших молнии Зевсу (Apollod. Ill Ю, 4), а также участвовал в битвах олимпийцев с гигантами (I 6, 2) и титанами (Hyg. Fab. 150). Губительные стрелы А. и Артемиды приносят внезапную смерть старикам (Hom. Od XV 403-411), иногда поражают без всякого повода (III 279 след.; VII 64 след.). В Троянской войне А.-стреловержец помогает троянцам, и его стрелы девять дней несут в лагерь ахейцев чуму (Hom. П. I 43-53), он незримо участвует в убийстве Патрокла Гектаром (XVI 789-795) и Ахилла Парисом (Prod. Chrest., p. 106). Вместе с сестрой он губитель детей Ниобы (Ovid. Met. VI 146-312). В музыкальном состязании А. побеждает сатира Марсия и, разгневанный его дерзостью, сдирает с него кожу (Myth. Vat. I 125; II 115). А. боролся с Гераклом, пытавшимся овладеть дельфийским треножником (Paus. Ill 21,8; VIII 37, 1; X 13, 7).
Наряду с губительными действиями А. присущи и целительные (Eur. Andr. 880); он врач (Aristoph. Av. 584) или Пеон (Eur. Alc. 92; Soph. О. В. 154), Алексикакос («помощник»), защитник от зла и болезней, прекративший чуму во время Пелопоннесской войны (Раus. I 3, 4). В позднее время А. отождествлялся с солнцем (Macrob. Sat. I 17) во всей полноте его целительных и губительных функций. Эпитет А. - Феб (φοίβος) указывает на чистоту, блеск, прорицание (Etym. Magn. v. (φοιάςω; Eur. Нес. 827). Соединение в образе А. рациональной ясности и тёмных стихийных сил подтверждается теснейшими связями А. и Диониса, хотя это божества-антагонисты: один по преимуществу бог светлого начала, другой - бог тёмного и слепого экстаза; но после 7 в. до н. э. образы этих богов стали сближаться в Дельфах, им обоим устраивали оргии на Парнасе (Paus. X 32, 7), сам А. нередко почитался как Дионис (Himer. XXI 8), носил эпитеты Диониса - плющ и Бакхий (Aeschyl. frg. 341), участники празднества в честь А. украшали себя плющом (как на Дионисовых празднествах).
А.-прорицателю приписывается основание святилищ в Малой Азии и Италии - в Кларосе, Дидимах, Коло-фоне. Кумах (Strab. XVI 1, 5; Paus. VII 3,1-3; Verg. Aen. VI 42-101). A. - пророк и оракул, мыслится даже «водителем судьбы» - Мойрагетом (Pans. Х 24,4-5). Он наделил пророческим даром Кассандру, но после того как был ею отвергнут, сделал так, что её пророчества не пользовались доверием у людей (Apollod. Ill 12, 5). Среди детей А. также были: прорицатели Браих, Сибилла (Serv. Verg. Aen. VI 321), Мопс - сын А. и прорицательницы Манто, Идмон - участник похода аргонавтов (Apoll. Rhod. I 139-145; 75 след.).
А. - пастух (Номий) (Theocr. XXV 21) и охранитель стад (Hom. Н. II 763-767; Hymn. Hom. Ill 71). Он - основатель и строитель городов, родоначальник и покровитель племён, «отчий» (Plat. Euthyd. 302 d; Himer. X 4; Macrob. Sat. I 17, 42). Иногда эти функции А. связаны с мифами о служении А. людям, на которое посылает его Зевс, разгневанный независимым нравом А. Так, у схолиаста к тексту Гомера (Hom. Il. I 399 след.) сообщается, что после раскрытия заговора Геры, Посейдона и А. против Зевса (по «Илиаде» вместо А. в нём участвовала Афина) А. и Посейдон в образе смертных служили у троянского царя Лаомедонта и возвели стены Трои, которые затем разрушили, гневаясь на Лаомедонта, не отдавшего им обусловленной платы (Apollod. II 5, 9). Когда сын А. врачеватель Асклепий за попытки воскресить людей был поражён молнией Зевса, А. перебил циклопов и в наказание был послан служить пастухом к царю Ад мету в Фессалию, где приумножил его стада (III 10, 4) и вместе с Гераклом спас от смерти жену царя Алкесту (Eur. Alc. 1-71; 220-225).
А. - музыкант, кифару он получил от Гермеса в обмен на коров (Hymn. Hom. Ill 418-456). Он покровитель певцов и музыкантов, Мусагет - водитель муз (III 450-452) и жестоко наказывает тех, кто пытается состязаться с ним в музыке.
Многообразие функций А. наиболее полно представлено в позднем анонимном гимне A. (Hymn. Orph. Abel. р. 285) и речи неоплатоника Юлиана «К царю Гелиосу». А. вступает в связи с богинями и смертными женщинами, но часто бывает отвергнут. Его отвергли Дафна, превращённая по её просьбе в лавр (Ovid. Met. I 452-567), Кассандра (Serv. Verg. Aen. II 247). Ему были неверны Коронида (Hyg. Fab. 202) и Марпесса (Apollod. I 7, 8). От Кирены он имел сына Аристея, от Корониды - Асклепия, от муз Талии и Урании - корибантов и певцов Лина и Орфея (I 3,2-4). Его любимцами были юноши Гиакинф (Ovid. Met. X 161-219) и Кипарис (X 106-142), рассматриваемые как ипостаси А.
В образе А. отразилось своеобразие греческой мифологии в её историческом развитии. Для архаического А. характерно наличие растительных функций, его близость к земледелию и пастушеству. Он - Дафний, т. е. лавровый, «прорицающий из лавра» (Hymn. Hom. II 215), «любящий лавровое дерево» Дафну. Его эпитет Дримас, «дубовый» (Lycophr. 522); А. связан с кипарисом (Ovid. Met. X 106), пальмой (Callim. Hymn. II 4), маслиной (Paus. VIII 23, 4), плющом (Aeschyl. frg. 341) и др. растениями. Зооморфизм А. проявляется в его связи и даже полном отождествлении с вороном, лебедем, мышью, волком, бараном. В образе ворона А. указал, где надо основать город (Callim. Hymn. II 65-68), он - Кикн («лебедь»), обративший в бегство Геракла (Pind. 01. X 20); он - Сминфей («мышиный») (Hom. П. I 39), но он спаситель от мышей (Strab. XIII 1, 48). А. Карнейский связан с Карном - демоном плодородия (Paus. III 13, 4). Эпитет Ликейский («волчий») указывает на А. как на хранителя от волков (Paus. II 19, 3) и как на волка (X 14, 7). Матриархальные черты А. сказываются в его имени по матери - Летоид; отчества у него нет, но он постоянно носит имя родившей его Лето (Hymn. Hom. Ill 253; Paus. I 44, 10). На более поздней ступени архаики А. - охотник и пастух (Hom. Il. II 763-767; XXI 448-449). Характерная для первобытного мышления взаимопронизанность жизни и смерти не миновала и А.; на этой поздней ступени архаики он - демон смерти, убийства, даже освящённых ритуалом человеческих жертвоприношений, но он и целитель, отвратитель бед: его прозвища - Алексикакос («отвратитель зла»), Апотропей («отвратитель»), Простат («заступник»), Акесий («целитель»). Пеан или Пеон («разрешитель болезней»), Эпикурий («попечитель»).
На стадии олимпийской или героической мифологии в этом мрачном божестве, с его властью над жизнью и смертью, выделяется определённое устойчивое начало, из которого вырастает сильная гармоническая личность великого бога эпохи патриархата. Он помогает людям, научает их мудрости и искусствам, строит им города, охраняет от врагов, вместе с Афиной выступает защитником отцовского права. Зооморфные и растительные его черты становятся лишь рудиментарными атрибутами. Он уже не лавр, но он любит Дафну, ставшую лавровым деревом. Он не кипарис и гиацинт, но любит прекрасных юношей Кипариса и Гиакинфа. Он не мышь или волк, но повелитель мышей и убийца волка. Если когда-то Пифон победил А. и в Дельфах показывали могилу A. (Porphyr. Vit. Pyth. 16), то теперь он - убийца хтонического Пифона. Однако, убив Пифона, этот светоносный бог должен искупить вину перед землёй, породившей Пифона, и получить очищение через нисхождение в иной мир - аид, где он вместе с тем обретает новую силу (Plut. De def. or. 21). Это явный хтонический рудимент в мифологии светоносного А. Некогда демон, близкий Гее (земле), непосредственно от неё получающий мудрость (Eur. Iphig. Т. 1234-1282), теперь он «пророк Зевса» (Aeschyl. Eum. 19), возвещающий и оформляющий в Дельфах волю верховного бога (Soph. О. R. 151). А. прекращает гражданские распри и даёт силу народу (Theogn. 773-782). О помощи А. грекам в войне с персами доверчиво рассказывает Геродот (VIII 36), причём его военная мощь иногда отождествляется с явлениями природы: А.-солнце посылает на врагов стрелы-лучи.
Архаические корни А. связаны также с его догреческим малоазийским происхождением, подтверждающимся тем, что в Троянской войне А. защищает троянцев и особенно почитается в Троаде (Хриса, Килла, Тенедос) и самой Трое (Hom. П. V 446). С эпохи колонизации греками Малой Азии (с 7 в. до н. э.) А. прочно вошёл в олимпийский пантеон богов, при этом восприняв от других богов дар прорицания (от Геи), покровительство музыке (от Гермеса), вдохновенное буйство и экстаз (от Диониса) и др. Уже у Гомера Зевс, Афина и А. фигурируют как нечто единое и целостное в олимпийской мифологии, хотя А. своим появлением на Олимпе внушает ужас олимпийским богам (ср. его епифанию в I Hymn. Hom.). Но внушительность и грозность А. вполне сочетается с изяществом, изысканностью и красотой юного А., как его изображают авторы эллинистического периода (ср. Callim. Hymn. II и Apoll. Rhod. 674-685). Этот классический А. - бог героического времени, которое у греков всегда противопоставлялось предыдущему хтоническому периоду, когда человек был слишком слаб для борьбы с могучими силами природы и не мог ещё быть героем. Два величайших героя Геракл и Тесей были связаны с мифологией А. Если, согласно одним мифам, А. и Геракл сражаются друг с другом за дельфийский треножник (Apollod. II 6, 2; Hyg. Fab. 32), то в других они основывают город (Paus. Ill 21, 8) и даже вместе получают очищение после убийства, находясь в рабском услужении. Под покровительством А. Тесей убивает Минотавра (Plut. Thes. 18) и упорядочивает законы в Афинах, а Орфей усмиряет стихийные силы природы (Apoll. Rhod. I 495-518). На почве мифологии А. возник миф о гипербореях и их стране, где под знаком милости А. процветали мораль и искусства (Pind. Pyth. X 29-47; Himer. XIV 10; Herodot. IV 32-34).
Культ А. был распространён в Греции повсеместно, храмы с оракулами А. существовали на Делосе, в Дидимах, Кларосе, Абах, на Пелопоннесе и в других местах, но главным центром почитания А. был Дельфийский храм с оракулом А., где восседавшая на треножнике жрица А.- пифия давала предсказания. Двусмысленный характер предсказаний, допускавших самое широкое толкование, позволял дельфийской коллегии жрецов воздействовать на всю греческую политику. В Дельфах совершались празднества в честь А. (теофании, теоксении, Пифийские игры; последние были введены в честь победы А. над Пифоном; по своему блеску и популярности они уступали только Олимпийским играм). Все месяцы года, кроме трёх зимних, были посвящены в Дельфах А. Храм А. на Делосе был религиозно-политическим центром Делосского союза греческих полисов, в нём хранилась казна союза в происходили собрания его членов. А. приобрёл значение устроителя-организатора не только в социально-политической жизни Греции, но и в области морали, искусства и религии. В период классики А. понимался прежде всего как бог искусства и художественного вдохновения; подобно Артемиде, Афине Палладе и другим божествам А. эволюционировал в направлении гармонии, упорядоченности и пластического совершенства.
Из греческих колоний в Италии культ А. проник в Рим, где этот бог занял одно из первых мест в религии и мифологии; император Август объявил А. своим патроном и учредил в честь него вековые игры, храм А. близ Палатина был одним из самых богатых в Риме.
Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина», 1953, т. 72, в. 3, с. 163-186; его же, Античная мифология в её историческом развитии, М., 1957, с. 267-590 [исследование всей мифологии А. и образа А. в античной литературе с указанием источников]; Ницше Ф., Рождение трагедии, Полн. собр. соч., [пер. с нем.], т. 1, М., 1912; Kerenyi K„ ApolIon, W., 1937; Miller R. D., The origin and original nature of Apollo, Phil. 1939; Junger F. G., Griechische Götter. Apollon, Pan, Dionysos, Fr./M., 1943; Pteiff K. A.. Apollo. Die Wandlung seines Bildes in der griechischen Kunst, Fr./M., 1943; Amandry P., La mantique apollinlenne a Delphes, P., 1950; Groningen B. A. v., Apollo, Haarlem, 1956.
А. Ф. Лосев.

Среди античных скульптурных изображений А.: «А. из Беотии» (8 в. до н. э.), «А. Тенейский» (1-я половина 6 в. до н. э.), «А. Птойос» из Фив (6 в. до н. э.), «Аполлон из Вей» (ок. 500 до н. э.). По римским копиям известны «А. Парнопиос» Фидия («А. Кассельский», «А. Тибрский» и др.), статуи Праксителя «А. Сауроктон» (около 20 копий), Леохара («А. Бельведерский»), Канаха («А. из Пьомбино»), статуя сер. 5 в. до н. э. («А. из Помпей»), скульптурная группа «А. Кифаред» Филиска и др. В рельефе западного фронтона храма Зевса в Олимпии (5 в. до н. э.) А. - центральная фигура. Эпизоды мифа об А. нашли отражение в греческой вазописи: сцены битвы за дельфийский треножник, похищения Гермесом стад Адмета, мщения Титию, гибели детей Ниобы. А. часто изображался как предводитель муз.
В изобразительном искусстве средневековья А. предстаёт в книжной миниатюре как языческий бог с атрибутами - луком и стрелами, иногда с лирой (в сценах с музами или грациями) и как олицетворение солнца.
После того как в кон. 15 в. был найден «А. Бельведерский», А. стал восприниматься как воплощение идеала мужской красоты, как олицетворение всего светлого и благородного. Особой популярностью в живописи пользовались сцены «Парнас» (А. Мантенья, Рафаэль, Ф. Приматиччо, Н. Пуссен) и «А. и музы» (Л. Лотто, Джулио Романо, Я. Тинторетто, Н. Пуссен, К. Лоррен, А. Р. Менгс и др.). А. часто изображали правящим солнечной колесницей (фрески Б. Перуцци и Г. Рени, картины Джулио Романе, Доменикино, Дж. Б. Тьеполо и др.) и с Артемидой (А. Дюрер, Л. Кранах Старший и др.). Широкое распространение получили сюжеты, связанные с мифами о Дафне и Марсии, а также сюжеты: «А., стерегущий стада Адмета» (Ф. Бассано, Доменикино, К. Лоррен и др.), «А., Нептун и Лаомедонт строят стены Трои» (Доменикино, С. Роза и др.), «А. убивает Пифона» (Доменикино, П. П. Рубенс, Э. Делакруа). Наиболее значительные произведения европейской пластики 16-17 вв. - «А.» Я. Сансовино и «А. и Дафна» Л. Бернини, нового времени - «А.» О. Родена.
Среди музыкальных произведений на сюжеты мифа - кантата И. С. Баха «Состязание между А. и Паном», зингшпиль В. А. Моцарта «А. и Гиацинт», опера К. В. Глюка «Празднества А.», балет И. Стравинского «А. Мусагет».


(Источник: «Мифы народов мира».)

Аполлон

(Феб) - златокудрый бог солнца, искусства, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз (Мусагет), покровитель наук и искусств, предсказатель будущего, охранитель стад, дорог, путников и мореходов. Сын Лето и Зевса, брат-близнец Артемиды. Отец Аристея (от нимфы Кирены), Лапифа, Фемонои, Орфея и Лина (от музы Каллиопы), Асклепия (от Корониды), Милета, Яма. Приносил естественную смерть мужчинам. Одновременно был богом - стреловержцем, насылающим смерть и болезни. См. Аполлон .

// Джовани Батиста ТЬЕПОЛО: Апполон и Диана // Одилон РЕДОН: Колесница Аполлона // Одилон РЕДОН: Колесница Аполлона // Джон ЛИЛИ: Песнь Аполлона // Теофиль де ВИО: Аполлон // Джамбаттиста МАРИНО: "Зачем, скажи, о Дафна..." // Джон КИТС: Ода Аполлону // Джон КИТС: Аполлон к грациям // Аполлон Николаевич МАЙКОВ: "Муза, богиня Олимпа, вручила две звучные флейты..." // Жозе Мариа де ЭРЕДИА: Марсий // Н.А. Кун: АПОЛЛОН // Н.А. Кун: РОЖДЕНИЕ АПОЛЛОНА // Н.А. Кун: БОРЬБА АПОЛЛОНА С ПИФОНОМ И ОСНОВАНИЕ ДЕЛЬФИЙСКОГО ОРАКУЛА // Н.А. Кун: ДАФНА // Н.А. Кун: АПОЛЛОН У АДМЕТА // Н.А. Кун: АПОЛЛОН И МУЗЫ // Н.А. Кун: СЫНОВЬЯ АЛОЭЯ // Н.А. Кун: МАРСИЙ // Н.А. Кун: АСКЛЕПИЙ (ЭСКУЛАП) // Н.А. Кун: СОСТЯЗАНИЕ ПАНА С АПОЛЛОНОМ // Н.А. Кун: ГИАЦИНТ

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

АПОЛЛОН

в греческой мифологии сын Зевса и Латоны. Бог солнца и света, гармонии и красоты, покровитель искусств, защитник права и порядка, бог дара предвидения.

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)

Бронза.
Около 475 до н. э.
Париж.
Лувр.

Статуя Вулки с фронтона храма в Вейях.
Около 500 до н. э.
Рим.
Музей виллы Джулия.

Фрагмент росписи краснофигурной амфоры.
Конец VI в. до н. э.
Лондон.
Британский музей.


Аполлон Сауроктон (убивающий ящерицу).
Римская копия.
С греческого оригинала Праксителя (около 340 до н. э.).
Мрамор.
Париж.
Лувр.

Римская копия.
С греческого бронзового оригинала Леохара (350—330 до н. э.).
Мрамор.
Рим.
Ватиканские музеи.

Мрамор.
Около 460 до н. э.
Олимпия.
Музей.

Бронза.
Около 460 до н. э.
Лондон.
Британский, музей.

Картина П. Перуджино.
1480-е годы.
Париж.
Лувр.












Синонимы :

Аполлóн, или Феб, был сыном Зевса и Лето, брат Артемиды. Гомер называет Феба любимым сыном Зевса.

Аполлон необычно для эллинских богов верен семье - матери и сестре. Они выступают на одной стороне в Троянской войне, близнецы убивают детей Ниобы, оскорбившей их мать, расстреливают Тития, пытавшегося овладеть ею. Аполлон, опасаясь, что Артемида не устоит перед красотой Ориона, устраивает его смерть и т.д.

Внешность, характер, атрибуты

Существует устойчивое определение Аполлона как прекраснейшего из богов. Стройный, светлоглазый, со светлыми волосами - эти указания на внешность почерпнуты из эпитетов Аполлона. Две характеристики Феба - длинные волосы и отсутствие бороды.

:: Подробнее

Можно также более подробно представить себе Аполлона. Скажем, один врач по имени Адамантиос в V веке писал: "Жители тех стран, где эллинский тип сохранился чистым, высоки ростом, широкоплечи, с прямым станом и крепкими членами; у них белая кожа, светлые волосы, на щеках небольшой румянец; ноги прямые стройные, с небольшими ступнями, голова круглая, средней величины, крепкая шея. Их волосы с рыжеватым отливом, мягкие и слегка вьющиеся; у них прямоугольные лица с тонкими губами и прямым носом. Их глаза, подернутые влагой, отличаются мягким и проницательным взглядом и сильным блеском; из всех народов у греков самые красивые глаза" (И1)

Нельзя, конечно, утверждать, что Аполлон подобен смертным красотой, но это описание позволяет нам вообразить, из каких представлений о красоте исходили сами греки.

Скульптуры изображают его либо стройным, либо - полнотелым (соответственно, поздние), с пухлыми губами и женскими чертами лица..

Характер Аполлона зависит от того, когда был создан тот или иной миф. Скажем, в мифах более раннего периода Аполлон склонен к опрометчивым поступкам, скор на расправу, в мифах позднего периода - он сама рассудительность, гармония, созидание (вспомним его принципы: "Познай себя", "Ничего сверх меры").

Греки изображали Аполлона либо обнаженным, либо в длинном хитоне. Атрибуты - кифара (или лира), лук и стрелы; еще Аполлон владел золотым мечом.

Атрибутика и эпитеты, культ

Эпитеты: Пеан и Пеон ("Разрешитель болезней"), Мусагет (водитель муз), Мойрагет ("водитель судьбы"), Феб ("Лучезарный" - указывает на чистоту, блеск и прорицания), Сминфей (Мышиный), Алексикакос ("Отвратитель зла"), Апотропей ("Отвратитель"), Простат ("Заступник"), Акесий ("Целитель"), Номий ("Пастух"), Дафний ("Лавровый"), Дримас ("Дубовый"), Ликейский ("Волчий"), Летоид (от имени матери), Эпикурий ("Попечитель")

Связанные с ним растения и животные: лавр, дуб, кипарис, пальма, маслина; волк, ворон, лебедь, ястреб, змея, мышь, баран и кузнечик.

Города: Дельфы, Делос, Тенедос и др. Культ Аполлона был распространен повсеместно. Центром почитания был Дельфийский Храм с оракулом Аполлона. Двусмысленный характер предсказаний, допускавший самое широкое толкование, позволял коллегии дельфийских жрецов влиять на всю греческую политику. Храм Аполлона на о. Делос был религиозно-политическим центром союза греческих полисов; здесь находилась казна союза и происходили собрания его членов.

Празднества и фестивали: Делии, Теофании, Теоксении, Пифийские игры (уступали только Олимпийским играм)

Противоречие функций

Функции Аполлона очень противоречивы. С одной стороны он водитель муз, Мусагет, покровитель искусств, поэзии и музыки.

:: Подробнее: музыка

У Аполлона были сыновья-музыканты. Некоторые говорят, что вместе с Каллиопой он стал отцом Орфея (хотя тут сложно сказать, кто точно был отцом Орфея: на выбор есть еще фракийский царь Эагр), и Орфей, как известно, также играл на кифаре. Другой сын Аполлона, Лин - тоже великий музыкант, безвременно погибший от рук нерадивого ученика Геракла.

Пару раз смертные и более низкие божетсва вызывали его на состязания, в которых Аполлон неизменно брал вверх. В итоге смельчак, осмелившийся выступить против него, получал наказание. Например, с сатира Марсия, игравшего на изобретенной, а потом проклятой Афиной флейте, Аполлон содрал кожу. В другой раз Аполлон состязался против Пана; решение о том, кто победил, принимали трое: 2 признали победу Аполлона, а третий, Мидас, - Пана. Своему оппоненту Аполлон ничего не сделал, зато у незадачливого судьи Мидаса отросли ослиные уши, и он был вынужден прятать их под шапочкой.

Он - отец бога врачевания Асклепия (мать которого - Коронида), и сам связан с врачеванием как тела, подобно сыну, так и духа (как бог искусств).

Но вместе с этим, своими стрелами он несет чуму (вспомним начало Илиады). Между прочим, существуют упомянания того, что Аполлон был не прочь поохотиться вместе с сестрой.

Аполлон бог прорицания и провидения, способен наделять этим даром смертных (Кассандру, например).

Позднее, Аполлон отождествляется с Гелиосом, богом солнца и света (Феб - "лучезарный"). Аполлон пастух и охранитель стад. Основатель и строитель городов, и родоначальник племен.

Детство

Говорят, Лето, мать Аполлона, родила его семимесячным после девяти дней схваток на плавучем острове Астерия (или Делос - "являю"), который после рождения мальчика закрепился на дне, еще рассказывают, что матери при родах помогала Артемида, родившаяся незадолго до этого в Ортигии, однако, вероятнее всего Артемида родилась в то же время, что и ее брат.

Фемида кормила Аполлона нектаром и амброзией, и к концу четвертого дня он потребовал лук и стрелы. Получив оружие, Аполлон отправился на поиски змея Пифона, который по приказу Геры гнался за Лето. Отыскав чудовище на горе Парнас, он стал преследовать его и не остановился даже тогда, когда Пифон попытался скрыться в святилище матери-земли в Дельфах.

Убийство змея в храме было возмутительно. Отец потребовал, чтобы Аполлон получил очищение в Темпейской долине, а также, чтобы учредил Пифийские игры в честь застреленного змея, но Аполлон приказа слушать не стал, хотя и прошел обряд очищения, правда, совсем не там, где велел отец.

О детстве Аполлона есть еще, по крайней мере, две легенды. Но они идут врозь с классическим преставлением о том, что на 7-ой день Аполлон стал способен твердо держать оружие.

Согласно одной из легенд, Аполлон, когда ему было всего 4 года, построил на острове Делос роговой жертвенник, сложив рога только с одного бока коз, застреленных Артемидой.

Другая же легенда повествует о том, что, когда Лето несла близнецов на руках в поисках воды, чтобы напиться, у чистого пруда ей повстречались захмелевшие смертные. Они стали осыпать ее оскорблениями и мутить воду, и в гневе Лето превратила их в лягушек. (И2)

Любовь и дружба

Аполлон, как и другие молодые боги, решил не связывать себя узами брака. Тем не менее у него было много детей, матерями которых были и богини, и смертные. Так, Аполлон тайно возлег на ложе с дочерью Эрехтея Креусой, женой Ксуфа, и впоследствии стал отцом Иона. В другой раз Аполлон возлег с Хионой, которую в тот же день позже посетил Гермес; и так получилось, что отцом одного из детей, Автолика (великий вор), был Гермес, а другого, Филаммона (певец), - Аполлон. Муза Талия родили от него корибантов. А Кирена, знаменитая охотница, стала матерью Аристея. Однако наиболее известны мифы о неудачах Аполлона в любви.

Дафна . "В другой раз он "погнался за горной нимфой Дафной, которая была жрицей Геи-земли и дочерью бога реки Пенея в Фессалии. Однако, когда он настиг ее, она взмолилась о помощи к Гее-земле, и та в мгновение ока перенесла ее на Крит, где Дафна стала известна под именем Пасифаи. На ее месте мать-Земля оставила лавровое дерево, из листьев которого Аполлон в поисках утешений сделал венок. Нужно добавить, что чувство Аполлона к Дафне не было случайным. Он давно любил ее и стал причиной гибели своего соперника Левкиппа, сына Эномая, который, переодевшись девушкой, присоединился к веселой компании Дафны в горах. Аполлон, узнав об этом из гадания, посоветовал горным нимфам искупаться обнаженными и тем самым убедиться, что среди них нет мужчин. Обман Левкиппа был тут же раскрыт, и нимфы разорвали его на куски". [И4]

Кассандра . "Однажды Кассандра уснула в храме, ей явился Аполлон и обещал научить ее искусству ясновидения, если она разделит с ним ложе. Кассандра, приняв от него дар, в остальном отказала. Аполлон уговорил ее на один поцелуй, и, когда она поцеловала его, он плюнул ей в рот и тем самым сделал так, что никто никогда не верил ее пророчествам" [И4]

Марпесса . "Сын Ареса Эвен женился на Алкиппе, и та родила ему дочь Марпессу. Желая сохранить девственность своей дочери, он приглашал всех ее женихов помериться с ним силой в гонках колесниц, причем победителю обещал Марпессу, а проигравшим отрубал голову. Скоро к стенам дома Эвена было прибито множество голов, однако влюбившийся в Марпессу Аполлон выразил свое неудовольствие таким варварским обычаем и сказал, что скоро покончит с ним, вызвав Эвена на состязание. Но сердце Идаса тоже было неравнодушно к Марпессе, и он выпросил у своего отца Посейдона крылатую колесницу. Прежде чем Аполлон успел что-либо предпринять, он отправился в Этолию и увез Марпессу, похитив ее, когда та плясала в хороводе. Эвен бросился в погоню, но не смог догнать Идаса, и им одолела такая кручина, что он сначала перебил всех своих лошадей, а потом бросился в реку Ликорман и утонул, а река с тех пор называется Эвен. Когда Идас достиг Мессении, Аполлон попытался отнять у него Марпессу. Они сошлись в поединке, но их разнял Зевс и распорядился, чтобы Марпесса сама решила, за кого ей лучше выйти замуж. Боясь, что Аполлон бросит ее, когда она состарится, как он бросал многих других своих возлюбленных, Марпесса выбрала себе в мужья Идаса." [И4]

Коронида . Коронида - дочь царя лапифов Флегия. "Ее возлюбленным стал Аполлон, который, отправившись однажды в Дельфы, оставил ее под присмотром белой вороны. Однако в душе Коронида уже давно хранила тайную страсть к Исхию, сыну аркадца Элата, и в отсутствие Аполлона пригласила его разделить с ней ложе, хотя к тому времени она уже зачала от Аполлона. Не успела еще возмущенная ворона отправиться в Дельфы, чтобы сообщить Аполлону о таком скандальном поведении его возлюбленной и получить награду за бдительность, а Аполлон уже знал из гадания, что Коронида ему неверна. Он проклял ворону за то, что та не выклевала глаза Исхию, когда тот приблизился к Корониде; и стала ворона от того проклятия черной, и потомки ее с тех пор рождаются черными. Когда Аполлон пожаловался своей сестре Артемиде на нанесенное ему оскорбление, Артемида, в отместку, выпустила в Корониду целый колчан стрел. Жалость охватила Аполлона при виде трупа Корониды, но оживить ее он уже не мог. Тогда Аполлон обратился к Гермесу, и тот при свете костра изъял еще живое дитя из чрева Корониды. Это был мальчик, которого Аполлон назвал Асклепием и отнес в пещеру кентавра Хирона. Там мальчик научился искусствам медицины и охоты. Что касается Исхия, которого также зовут Хилом, то некоторые говорят, что его Зевс поразил молнией, другие же утверждают, что его убил сам Аполлон" [И4]

Дриопа . "Он также соблазнил нимфу Дриопу, пасшую отцовские стада на склоне горы Эты в обществе своих подруг гамадриад. Аполлон превратился в черепаху, которой все они забавлялись, но как только Дриопа положила ее за пазуху, Аполлон превратился в шипящего змея, испугавшего гамадриад, и познал Дриопу. Она родила ему Амфиса, основавшего город Эта и построившего храм в честь своего отца, в котором Дриопа оставалась жрицей, пока гамадриады не выкрали ее, оставив вместо нее тополь." [И4]

Гиакинф . "В этого спартанского принца влюбился не только певец Фамирид - первый из людей, воспылавший страстью к представителю одного с ним пола, но и сам Аполлон, оказавшийся первым из богов, обуянным такой же страстью. В лице Фамирида Аполлон не встретил серьезного соперника. Подслушав, как тот хвастается, что в песнопениях может превзойти муз, Аполлон не без умысла сообщил им об этом, и музы в тот же час лишили Фамирида зрения, голоса и умения играть на кифаре. Однако влечение к Гиакинфу вдруг почувствовал Зефир, и в нем возникла такая ревность к Аполлону, обучавшему юношу метанию диска, что он перехватил диск в полете и направил его в голову Гиакинфа, отчего тот упал замертво. Из его крови вырос цветок гиацинт, на котором до сих пор различимы его инициалы" [И4]

Кипарис . Сын царя, юноша с острова Кеос. Нечаянно убив на охоте ручного оленя, Кипарис, любимец Аполлона, не смог позабыть горя, и Аполлон превратил его в дерево.

Взаимоотношения с отцом

Независимый Аполлон, вероятно, был одним из любимых сыновей Зевса, но было время, когда Громовержец едва не сослал сына навечно в Тартар. Известны два случая, когда Аполлон шел против отца.

Как известно, Зевс был капризен, неверен, высокомерен, - словом, у его многочисленного семейства были причины недолюбливать царя богов. Как-то раз Зевс стал так невыносим, что Гера, Посейдон и Аполлон (по Гомеру - вместо Аполлона в заговоре участвовала Афина) вместе с другими богами, кроме Гестии, вступили в заговор и, когда Зевс спал, привязали его сотней узлов к трону, а сами, удалившись пировать, стали решать, кому быть преемником Зевса. В это время Фетида (та самая, которой в будущем было суждено стать матерью Ахилла) призвала на помощь сторукого Бриарея, и тот освободил Зевса. Конечно, междоусобица на Олимпе была предотвращена, но ряд профилактических мер Зевс незамедлительно провел. Геру, главу заговора, Зевс распял, приковав ее руки к небу, а к ногам привязав наковальни. Гера так жалобно кричала, что в конце концов Зевс все же смилостивился и обещал отпустить жену, если все боги дадут клятву никогда не оспаривать его власти. После надлежащей церемонии, он действительно отпустил Геру, но на этом "репрессии" не закончились: Посейдон и Аполлон были сосланы рабами к царю Трои Лаомедонту, которому боги отстроили городские стены (некоторые утверждают, что целый город). Вообще говоря, Лаомедонт обещал богам в награду богатые дары, так что у них был стимул и стены строить, и стада пасти, но после окончания работ Лаомедонт прогнал богов, обещав отрезать наглецам уши, если они не уберутся восвояси. Справедливо вознегодовавшие боги не оставили этого дела: Посейдон натравил на город морское чудовище, а Аполлон наслал мор.

В другой раз в отместку за то, что Зевс убил его сына Асклепия, Аполлон заявился в кузницу, где киклопы ковали молнии Зевсу, и ослепил их (или убил).

Гнев громовержца был настолько велик, что он едва не сослал сына в Тартар, однако Лето вовремя вмешалась, и Зевс смягчил наказание. Теперь Аполлон должен был прослужить год у царя города Фер Адмета. Послушавшись совета матери, Аполлон не только снес наказание, но и во многом помог Адмету.

:: Подробнее: Адмет

Находясь во служении у Адмета, Аполлон пас скот, который под божественным присмотром множился и хорошел. Помимо этого, Аполлон принял не последнее участие в том, чтобы Адмет женился на прекрасной Алкестиде, а когда счастливый жених позабыл принести соответствующие жертвы Артемиде, Аполлон заступился за царя перед сестрой.

После завершения наказания, Аполлон упросил мойр продлить жизнь Адмета, если в его предсмертный час кто-нибудь согласится умереть ради него, однако даже престарелым родителям хотелось еще задержаться на этом свете, и только молодая жена решила пожертвовать жизнью ради мужа. Тем не менее, благодаря вмешательству Геракла, все закончилось благополучно.

Аполлон и смертные

Известно невероятное множество мифов о взаимоотношениях Аполлона и смертных героев. Например, Геракл вступал в бой с Аполлоном... впрочем, герой боролся едва ли не со всеми олимпийцами. Самое известное вмешательство Аполлона в дела людей - Троянская война (см. "Троянский цикл"). Также, согласно, одним легендам именно Аполлон застрелил Алоадов Отта и Эфиальта, когда один пожелал стать мужем Геры, другой - Артемиды, хотя существует более сложный вариант (см. "Арес").

Выше я уже отметила, как Аполлон поступал со смертными, если те стояли у него на пути, особенно в делах любви. Парочка примеров.

Титий . Титий, сын Зевса, пытался овладеть Лето, на крики матери прибежали Аполлон и Артемида, которые застрелили насильника.

Ниоба . Эта царица себе на беду возмутилась тому, что Лето, родившей всего-то двоих, воздают почести, а ей, матери 7 сыновей и 7 дочерей, - почти, что и нет. Лето оскорбилась и пожаловалась своим детям. Пострадали в конечном итоге дети Ниобы - все были застрелены. Хотя справедливости ради, нужно сказать, что если бы они взмолились к Артемиде и Аполлону, то боги, возможно, пощадили бы их, ведь не даром Артемида пожалела об убийстве мл. дочери Ниобы, когда та взмолилась ей (но было уже поздно). От горя мать не находила себе места и боги превратили ее в камень.

:: Подробнее: Орион

Орион - самый прекрасный из когда-либо живущих мужчин, был сыном Посейдона и Эвраилы. Однажды он, посетив остров Хиос, влюбился в дочь Энопиона Меропу. Энопион обещал отдать ему дочь в жены, если охотник уничтожит всех хищных зверей на острове. Когда условие было выполнено, Энопион напоил Ориона и выколол ему глаза. Оракул объявил, что зрение к Ориону вернется только тогда, когда он придет на восток и обратит свои глазницы на восходе к Гелиосу.

Когда Орион достиг дальнего берега Океана, в него влюбилась Эос, а ее брат Гелиос вернул охотнику зрение.

"Посетив в сопровождении Эос остров Делос, Орион решил вернуться, чтобы отомстить Энопиону, которого он, однако, на Хиосе найти не смог, потому что тот скрывался в подземном чертоге, построенном для него Гефестом. Отправившись через море на остров Крит, куда, по мнению Ориона, мог сбежать Энопион в надежде найти защиту у своего деда Миноса, он встретился с Артемидой, которая, так же как и он сам, страстно любила охоту. Ей быстро удалось уговорить Ориона отказаться от планов мести и вместо этого отправиться с ней на охоту.

К этому времени Аполлон уже узнал, что Орион не отказал Эос и разделил с ней ложе на священном острове Делос; от этого бесстыдства Рассвет залился румянцем, да так и остался пунцовым. Более того, Орион хвалился, что освободит всю землю от диких зверей и чудовищ. Боясь, что его сестра Артемида не устоит, как и Эос, перед красотой Ориона, Аполлон отправился к матери-земле и, не без умысла повторив похвальбу Ориона, сделал так, что та натравила на него чудовищного скорпиона. Орион встретил скорпиона стрелами, но, видя, что они не причиняют ему вреда, бросился на него с мечом. Однако вскоре он понял, что никаким оружием смертный не сможет одолеть скорпиона, нырнул в море и поплыл в сторону Делоса, где, как он надеялся, Эос сможет его спасти. Аполлон тем временем позвал Артемиду и спросил: "Видишь, далеко в море, ближе к Ортигии, плывет что-то черное? Это голова злодея, который только что совратил Опис, одну из твоих гиперборейских жриц. Его зовут Кандаон. Прошу тебя, пронзи его стрелой!" Надо сказать, что Кандаоном звали в Беотии Ориона, но Артемида этого не знала. Она тщательно прицелилась, выстрелила и поплыла, чтобы поглядеть на свою жертву. Каково же было ее горе, когда она увидела, что поразила в голову Ориона. Тогда она упросила сына Аполлона Асклепия, чтобы тот оживил Ориона. Но не успел Асклепий выполнить ее просьбу, как перун Зевса поразил его самого. Тогда Артемида поместила образ Ориона среди звезд, где его вечно преследовал Скорпион. Дух Ориона к тому времени уже отлетел к Асфоделевым лугам." [И4]

Геракл . Аполлон вступал в поединок с Гераклом, когда тот пытался завладеть дельфийским треножником. Зевс прервал бой, ударив между сыновьями молнией.

Когда Геракл одержал победу во всех видах соревнований на Олимпийских играх, каждый из богов-олимпийцев преподнес герою дар; Аполлон подарил лук, хотя Геракл предпочитал пользоваться своим. Существует также версия, согласно которой, Олимпийские игры были учреждены Зевсом; на первых играх Аполлон победил Гермеса в беге, а Ареса в борьбе.

Троянская война . Аполлон принял сторону троянцев. Принято считать, что именно он незримо участвовал в убийстве Патрокла Гектором и Ахилла Парисом.

Дети

Конечно всех детей я не смогу перечислить, многих я уже назвала раньше.

Кикн . Сын Аполлона и Фирии (или Гирии), красавец-охотник, живший в окрестностях Калидона. Многие юноши искали с ним дружбы, но Кикн отталкивал всех своейнадменностью и дурным нравом. Когда от него отказался последний друг, он вместе с матерью бросился в озеро (Канопское озеро), и Аполлон превратил обоих в лебедей.

Имя (плюс функции)

Данные здесь Платоном толкования имени "Аполлон" с научной точки зрения не выдерживают никакой критики, но они хорошо отражают основные функции Аполлона. (А. Тахо-Годи) (Это и след - И3)

Сократ : Имя... оставаясь единым, как нельзя лучше соответствует четырем способностям этого бога, так что затрагивает и каким-то образом выражает из все: (способность к музыке, к пророчеству, к врачеванию и стрельбе из лука...

В нем прекрасная гармония, как это и подобает имени бога музыки. Прежде всего, ведь обряды очищения и очистительные жертвы, как это принято и у врачей, и у прорицателей, равно как окуривание целебными и разными волшебными снадобьями при прорицаниях, а, кроме того, омовения и окропления в том и в другом случае, - все это, вероятно, имеет одну цель: чтобы человек стал чист и телом, и душой...

Разве нельзя сказать, что это очищающий бог как бы выполаскивает душу человека и вызволяет его из плена всякого рода зол... Так вот от этого выполаскивания и вызволения, исцеляющего от всех такого рода бед, правильно было бы назвать его "Выполон", а по его пророческому искусству, за неложность и подлинность его прорицаний, правильнее было бы называть его так, как зовут его фессалийцы: ведь все фесскалийцы называют этого бога "Аплун". А т.к. он властен постоянно посылать стрелы, то по отношению к его искусству стрелкa следовало бы его называть "вечно посылающим стрелы" (нагреческом это созвучно Аполлону). Что же касается музыки, то нужно иметь вид, что альфа [в начале имени] может часто значить то же, что "с", "со-", как например в слове "спутник" или "соложница"; так и здесь, она может означать совместное вращение в небе того, что мы называем небесными полюсами, а в песенной гармонии - созвучием. Все это, по словам тонких знатоков астрономии и музыки, вращается вместе в некоей гармонии, а бог этот надзирает за гармонией, осуществляя всеобщее вращение и у богов, и у людей. И как в словах "спутник" и "супруга" мы присоединяли альфу в значении "вместе", также мы зовем и этого бога Аполлоном вместо "Однополон", прибавляя к тому же и вторую ламбду, ибо иначе имя будет звучать в точности как тягостное слово "губитель"...

Символ

Имя Аполлона связано с рационализмом, мотивацией, ограничением.

Рим

Культ Аполлона получил распространение в Риме в V в. до н.э. Источник - разумеется, Греция, также Аполлону поклонялись этрусски, которые называли его Аплу (Apulu). Расцвет культа относится ко времени правления Августа, считавшего Аполлона своим покровителем. Поначалу, Аполлон считался только богом-врачевателем, но позднее он полностью принимает свои "греческие" функции. Строительство храма Аполлона в Риме - 432 г. до н.э. Этот храм, взлиз Палатина, был один из самых богатых в Риме.

Римская мифология

Римский божественный пантеон чрезвычайно интересен. Культура Древнего Рима основывалась на мифологии и традициях вероисповедания народов древней империи. Основу своего пантеона римляне заимствовали у древних греков, которые имели всеобщую культурную гегемонию времен зарождения Рима. Развив свою мифологию, принимая новых богов от завоеванных народов, римляне создали свою особую культуру, которая сочетала в себе черты всех подчиненных народов. Римское право, ставшее основой для современной юриспруденции, также создавалось под влиянием римской мифологии.

Аполлон, как полагают, властвовал над чумой, светом, заживлением, колонистами, медициной, стрельбой из лука, поэзией, пророчеством, танцем, интеллектом, шаманами, и был защитником стад и скоплений. У Аполлона были известные оракулы на Острове Крит и другие известные в Кларус (Clarus) и Браншидаи (Branchidae). Аполлон известен как лидер муз и режиссер их хора. Его атрибуты включают: лебеди, волки, дельфины, арки, лавр, кифара (или лира) и плектр. Жертвенная тренога - другой атрибут, представляющий его пророческие полномочия. Игры в Пифоне проводились в его честь каждые четыре года в Дельфи (Delphi). Одами называли гимны, спетые Аполлону.

Самые обычные признаки Аполлона были лирой и луком; тренога была посвящена ему как богу пророчества. Лебедь и кузнечик символизируют музыку и песню; ястреб, ворона, ворон и змея символизируют его функции как бога пророчества. Главные фестивали, проводимые в честь Аполлона, были Карнея (Carneia), Дафнефория (Daphnephoria), Делия, Гиясинтия (Hyacinthia), Пианерсия (Pyanepsia), Пития (Pythia) и Таргелия (Thargelia).

Среди римлян веру в Аполлона было принято от греков. Есть традиция, что с Дельфийским оракулом уже консультировались во время господства Супербуса Таркиниус, и в 430 году до нашей эры, храм был посвящен Аполлону по случаю мора, и во время Второй Пунической войны (в 212 г. до н.э.), Луди Аполлинарис (Ludi Apollinares) были установлены в его честь.

Также был установлен новый храм на холме Палантин и там проводились светские игры. Как бог колонизации, Аполлон имел особую власть в колониях, особенно во время пика колонизации, в 750-550 гг. до н.э. Вместе с Афиной, Аполлон (под именем Февос) был спорно назначен как талисман 2004 Летних Олимпийских Игр в Афинах. Вера в Аполлона возродилось с возвышением Гелленимоса (Hellenismos), и современным языческим движением.

Когда Гера обнаружила, что Лето была беременна и что муж Геры, Зевс, был отцом, она запретила Лето рожать на "суше", или материке, или на любом острове в море. В своем блуждании Лето нашла недавно созданный плавучий остров Тилос, который не был ни материком, ни реальным островом, и родила там. Остров был окружен лебедями. Впоследствии, Зевс обеспечил Тилос основание в океане.

Этот остров позже стал священным островом Аполлона. Альтернативно, Гера похитила Илитию, богиню рождаемости, чтобы препятствовать тому, чтобы Лето родила. Любым путем, Артемида родилась сначала, а затем помогла с рождением Аполлона. Другая версия заявляет, что Артемида родилась перед Аполлоном, на острове Ортигия (Ortygia), и что она помогла Лето пересечь море к Тилосу на следующий день, чтобы родить Аполлона. Аполлон родился в 7-ой день месяца Thargelion согласно делийской традиции или месяца Bysios согласно дельфийской традиции.

В своей юности, Аполлон убил порочного дракона Питона, который жил в Делфи около Кастальской Весны, согласно некоторым, потому что Питон попытался изнасиловать Лето, в то время как она была беременна Аполлоном и Артемидой.

Аполлон был запрещен на Олимпе в течение девяти лет. В это время он служил пастухом для Короля Адметуса Ферае (Admetus Pherae) в Фессалии.

Источником вдохновения была нимфой, которую любил Аполлон – это Касталия. Она сбежала из него и нырнула в поток в Делфи. Вода из этого источника была священной; она использовалось, чтобы убрать храмы Дельфян и вдохновить поэтов.

Греческая мифология

Аполлон, в греческой мифологии сын Зевса и титаниды Лето, брат-близнец девственной богини охоты Артемиды. Он занимал одно из главных мест в греческой и римской традициях и считался богом-стреловержцем, прорицателем, светоносным покровителем искусств.

Аполлон родился на плавучем острове Астерия, приютившем возлюбленную Зевса Лето, которой ревнивая Гера запретила ступать на твердую землю. Будучи еще ребенком, он убил гигантского змея Пифона, опустошавшего окрестности Дельф, который был отпрыском матери-земли Геи и через трещину в скале передавал свои предсказания. Убив чудовищного Пифона, Аполлон основал на месте древнего прорицалища храм и учредил Пифийские игры.

Известно, что Зевс, разгневанный независимым нравом Аполлона, дважды заставлял его прислуживать людям. За убийство Пифона бог был послан служить пастухом к царю Адмету в Фессалию, где вместе с Гераклом спас от неминуемой смерти супругу царя Алкесту.

Второй раз Аполлон и Посейдон, как участники заговора против Зевса, в образе смертных служили у троянского царя Лаомедонта. Согласно мифу, именно они возвели стены Трои, а затем разрушили их, гневаясь на Лаомедонта, который не отдал им договоренной платы. Возможно поэтому в Троянской войне бог-стреловержец помогал троянцам, и его стрелы девять дней несли чуму в лагерь ахейцев. Аполлон, имевший связи со многими богинями и смертными женщинами, часто бывал отвергнут. Его отвергли Дафна, превращенная по ее просьбе в благородным лавр (с тех пор голову бога украшает лавровый венок), и Кассандра.

Аполлон был прекрасным музыкантом; кифару он получил от Гермеса в обмен на своих же коров. Бог являлся покровителем певцов, был предводителем муз и жестоко наказывал тех, кто пытался соперничать с ним. Однажды Аполлон победил в музыкальном состязании сатира Марсия. Но после состязания Аполлон, взбешенный злословием и дерзостью Марсия, живьем содрал с несчастного кожу. Он поразил своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето, и циклопов, ковавших молнии для Зевса; участвовал он и в битвах олимпийцев с гигантами и титанами. Культ Аполлона был широко распространен в Греции, а главным центром его почитания считался Дельфийский храм с оракулом. В древности в Дельфах проводились пышные празднества и состязания, немногим уступавшие славным Олимпийским играм.

Губительные стрелы Аполлона и Артемиды приносят внезапную смерть старикам, иногда поражают без всякого повода. В Троянской войне Аполлон-стреловержец помогает троянцам, и его стрелы девять дней несут в лагерь ахейцев чуму, он незримо участвует в убийстве Патрокла Гектором и Ахилла Парисом. Вместе с сестрой он губит детей Ниобы. В музыкальном состязании Аполлон побеждает сатира Марсия и, разгневанный его дерзостью, сдирает с него кожу.

Более поздняя мифологическая традиция приписывает Аполлону качества божественного целителя, охранителя стад, основателя и строителя городов, провидца будущего. В классическом олимпийском пантеоне Аполлон - покровитель певцов и музыкантов, предводитель муз. Его образ становится все более светлым и ярким, а имя постоянно сопровождается эпитетом Феб (греч. phoibos, чистота, блеск).

Аполлон вступает в связи с богинями и смертными женщинами, но часто бывает ими отвергнут. Любовь Аполлона не приняли Дафна, Кассандра, ему были неверны Коронида и Марпесса. От Кирены он имел сына Аристея, от Корониды - Асклепия, от муз Талии и Урании - корибантов и певца Лина (по одному из вариантов мифа и Орфея). Его любимцами были юноши Гиакинт и Кипарис (иногда рассматриваемые как ипостаси Аполлона).

Сложный и противоречивый образ Аполлона объясняется тем, что Аполлон первоначально был божеством догреческим, вероятно, малоазийским. Его глубокая архаичность проявляется в тесной связи и даже отождествлении с растительным и животным миром. Постоянные эпитеты (эпиклессы) Аполлона - лавр, кипарис, волк, лебедь, ворон, мышь. Но значение архаического Аполлона отступает на второй план по сравнению с его значением, как солнечного бога. Культ Аполлон в классической античной мифологии поглощает культ Гелиоса и даже теснит культ Зевса.

Аполлон (Феб), сын Зевса, бог света и солнца, охранитель жизни и порядка

Аполлон (Феб), греч. - сын Зевса и титаниды Лето, бог света и солнца, охранитель жизни и порядка, грозный стреловержец и непогрешимый прорицатель.

Аполлон родился на острове Делос, куда бежала его мать, спасаясь от Пифона, страшного змея с головой дракона, преследовавшего ее по приказу Геры, ревнивой жены Зевса. Тогда Делос был плавучим островом, носившимся по бурным волнам, но у Лето не было другого выбора, так как по воле Геры она не могла найти прибежища на твердой земле. Но как только Лето вступила на Делос, случилось чудо: из морской пучины поднялись вдруг две скалы, преградившие дальнейший путь и острову, и Пирону. На горе Кинф Лето родила двойню: дочь Артемиду и сына Аполлона.


Когда Аполлон вырос, он взлетел в небо со своим привычным оружием - золотой китарой и серебряным луком - и направился в страну, где жил Пифон, чтобы отомстить за преследование своей матери. Он нашел его в глубоком ущелье под горой Парнас, засыпал его дождем стрел и после короткой схватки убил. Тело Пифона Аполлон зарыл в землю и, чтобы после него не осталось даже памяти, переменил прежнее имя страны - Пифо - на Дельфы. На месте своей победы Аполлон заложил святилище с оракулом, чтобы возвещать в нем волю Зевса.

Хотя Пифон был отвратительным чудовищем, происхождение у него было как-никак божественное, поэтому Аполлон должен был очиститься от его убийства, иначе он не мог бы приступить к своим божественным функциям. Поэтому по решению Зевса он отправился в Фессалию и там прослужил восемь лет простым пастухом у . После очищения от пролитой крови он вернулся в Дельфы, но не остался там навсегда. С приближением зимы он унесся на своей колеснице, запряженной белоснежными лебедями, в страну гипербореев, где царит вечная весна. С тех пор Аполлон неизменно проводил весну и лето в Дельфах, а осень и зиму - в краю блаженных гипербореев или же навещал богов на высоком Олимпе.


Появление Аполлон на Олимпе всегда приносило с собой радость и хорошее настроение. Его сопровождали музы - богини искусства, признававшие его своим предводителем (Мусагетом). Никто из богов не мог превзойти его в игре на кифаре (лире); при звуках его пения утихал даже бог войны Арес. Он был любимцем Зевса (так же, как и его сестра Артемида), и это нередко вызывало ревность остальных богов. Люди почитали его по многим причинам. Ведь он был богом света и солнца, без которых невозможна жизнь, а также творцом гармонии и красоты, без которых жизнь немногого стоит. Он хранил людей в войнах и в опасностях, исцелял их от болезней, заботился о миропорядке, установленном Зевсом, любил и вознаграждал добро и наказывал зло. Золотые стрелы его лука никогда не знали промаха, равно как и карающие стрелы, несущие с собой моровую болезнь. Непогрешимы были его прорицания. Правда, они никогда не исходили от него самого, он лишь сообщал людям волю Зевса посредством прорицательниц: дельфийской Пифии, Сивилл и других оракулов. (Если пророчества не сбывались, а такое тоже бывало, то виноваты в этом были, конечно же, люди, неправильно истолковавшие их.)


В мире богов и героев Аполлон играл важную роль и сам стал героем многочисленных мифов. Известен, например, рассказ о его музыкальном состязании с сатиром Марсием, который поплатился за поражение буквально собственной шкурой (см. также статьи «Пан», «Мидас», «Гиакинф», «Ниоба» и др.). В троянской войне Аполлон сражался на стороне защитников Трои.

Как и у всех богов, у Аполлон было немало возлюбленных. И все же, несмотря на свое происхождение и красоту, он не всегда пользовался успехом у женщин. Его первая любовь, нимфа Дафна, предпочла превратиться в лавровое дерево прямо у него на глазах, чтобы спастись от него; и даже две смертные женщины, Кассандра и Марпесса, отвергли его домогания. Из его потомков более всего прославились Орфей, Асклепий и Аристей; согласно некоторым мифам, его сыновьями были также Лин и Гименей.


Аполлон был одним из древнейших греческих богов; скорее всего, его культ пришел в Грецию из Малой Азии; некоторые мифы прямо называют местом его рождения рощу Ортигию вблизи Эфеса. По мнению чешского востоковеда Б. Грозного, его малоазиатским предшественником был хеттский бог дверей (ворот) Апулюн. Первоначально Аполлон был богом - хранителем стад, затем городов греческих колонистов и в конце концов стал богом света и солнца (а его сестра Артемида - богиней охоты, природы и луны) и к тому же имел целый ряд других функций. Некоторые из них были довольно далеки от его первоначального назначения. Например, так как Аполлон якобы приплыл с Крита в Дельфы на дельфине, он стал покровителем морских путешествий. В поэзии его называют Луконосцем, Сребролуким, Ясновидящим, Дальновержцем, Светлородным или чаще всего Блистающим (Фебом). Римляне восприняли его культ без изменений, и, как кажется, еще раньше его переняли от греков этруски. В честь Аполлона в Дельфах весной и осенью устраивались празднества, а каждые четыре года - Пифийские игры (с 582 до н. э., на них состязались не только спортсмены, но и поэты и музыканты; по своему значению Пифийские игры уступали только Олимпийским). Подобные торжества, хотя и отличавшиеся программой, проходили также на Делосе, в Милете и других местах. В Риме игры, посвященные Аполлон, праздновались с 212 г. до н. э. В память о своей победе при Акции в 31 г. до н. э. Август основал Акцийские игры, посвященные Аполлону.


С именем Аполлона связаны славнейшие памятники античной архитектуры и скульптуры. Старейший храм Аполлона в Греции, частично сохранившийся до сих пор, находится в Коринфе (сер. 6 в. до н. э.). И сегодня можно видеть 7 монолитных дорийских колонн этого храма из первоначальных 38. Архитектором храма Аполлон в Бассах в Аркадии, который сохранился лучше всего, был соавтор афинского Парфенона Иктин. Из остальных храмов, посвященных Аполлону и имевших, как правило, оракулов, прежде всего надо назвать Дельфийский. Первое здание (7 в. до н. э.) сгорело, второе (кон. 6 в. до н. э.) ­- было разрушено землетрясением; до наших дней дошли немногочисленные и все же величественные остатки третьего сооружения (около 330 до н. э.). Его превосходит своими масштабами храм в Дидимах под Милетом, сооруженный в 6 в. до н. э. и разрушенный в 494 г. до н. э. персами, а затем восстановленный. Важную роль играл храм Аполлона на Делосе, в котором в 478-454 гг. хранилась общая казна греческих государств, объединившихся в так называемый Делосский союз (амфиктионию). Великолепные храмы были посвящены Аполлону в Сиракузах и Селинунте на Сицилии (6 и 5 вв. до н. э.), в малоазиатской Алабанде и Гиераполе, в Кларосе близ Колофона, в Роде, в Кумах под Неаполем и других местах; в Аргосе у Аполлона был общий храм с Афиной. В Риме для него был уже в конце 5 в. до н. э. построен храм за Карментскими воротами, еще один велел возвести на Палатине Август после 31 г. до н. э.

Из античных скульптурных изображений Аполлона наиболее известны «Аполлон Бельведерский» («образец мужской красоты») - римская копия греческой бронзовой скульптуры Леохара (2-я пол. 4 в. до н. э.), «Аполлон Мусагет» - римская копия оригинала Скопаса (сер. 4 в. до н. э.), «Аполлон Сауроктон» (убивающий ящерицу) - копия работы Праксителя (2-я пол. 4 в. до н. э.) и «Аполлон Кифаред» («Аполлон с кифарой») - римская копия греческого оригинала (3 в. до н. э.). Все эти статуи находятся в Ватиканских музеях, античные копии этих и других статуй имеются в Национальных музеях в Риме и в Неаполе, а также в парижском Лувре. К числу лучших изображений Аполлон,а сохранившихся в греческом оригинале, относится «Аполлон» с западного фронтона храма Зевса в Олимпии (460-450 до н. э., Олимпия, музей) и мраморный «Аполлон» - копия статуи Каламиса (ок. 450 до н. э.), найденная в театре Диониса под Акрополем (Афины, Национальный археологический музей). Примерно того же возраста и этрусские статуи Аполлона, например, «Аполлон» с фронтона храма в Вейях (кон. 6 в. до н. э., Музей виллы Джулия). До недавних пор именем Аполлона называли архаические статуи молодых мужчин в застывшей позе (куросы) - по большей части ошибочно. Что же касается изображений Аполлона на рельефах, вазах и пр., то их не в состоянии охватить даже самый подробный каталог.

Скульпторы и художники нового времени изображали Аполлона не менее часто, чем античные. Из скульптур назовем бронзового «Аполлона» Джамболоньи (1573-1575, Флоренция, Палаццо Веккьо), «Аполлон и Дафна» Л. Бернини (1624, Рим, Галерея Боргезе), «Аполлон и нимфы» Ф. Жирардона (1666, Версаль, Дворцовый парк), «Аполлон с Пифоном» О. Родена (1900, Париж, Музей Родена). В живописи — « Аполлон и Диана» Л. Кранаха Старшего (нач. 16 в., Мюнхен, пинакотека), «Аполлон и музы» Тинторетто (ок. 1580, Венецианская Академия), «Аполлон и Дафна» П. Веронезе (2-я пол. 16 в., Нью-Йорк, Метрополитен-музей) и одноименная картина Н. Пуссена (1664, Париж, Лувр).

В пражских музеях, дворцах и других архитектурных памятниках нередки изображения Аполлона, особенно на фресках. Старейшее из них - рельеф Аполлона М. дель Пьомбо и Кампионе (1555-1560 гг.) в пражском бельведере (летнем дворце) «Звезда».

Из поэтических произведений первое место, по крайней мере по времени, занимает «Гимн Аполлону», приписываемый Гомеру (возможно, 7 в. до н. э.). Одноименный гимн написал в 3 в. до н. э. Каллимах. У Пушкина в стихотворении «Поэт» (1827): «Пока не требует поэта / К священной жертве Аполлон…» — подразумевается поэзия.

Нельзя не упомянуть и музыкальные произведения, посвященные Кифареду и Мусагету: два «Гимна Аполлону» 1 или 2 в. н. э., мелодия которых была записана первыми известными нам значками, которые можно условно назвать нотами. А если говорить о современности, то в нашем веке И. Стравинским был написан балет «Аполлон Мусагет» (1928).

Именем «Аполлон» древние греки назвали несколько своих городов, один из них расположен в нынешней Албании и сегодня называется Пояни, другой находится в Болгарии и называется Созополь.

В наши дни имя «Аполлон» возродилось в другом, отнюдь не мифическом контексте. Так называлась американская космическая программа, в ходе выполнения которой 21 июля 1969 г. человек впервые ступил на поверхность Луны.


Аполлон – любимый сын Зевса. Он – озаряющая и животворящая сила неба. Считался вторым по значимости олимпийцем и самым непредсказуемым богом. Мать его – Лето, а также сестра-близнец Артемида. Одни называют его безжалостным губителем, ведь он насылает болезни на людей, которые ведут неправильный образ жизни. Другие же наоборот, почитают его, как целителя, который умеет предсказывать будущее. Воины уважали его искусную стрельбу, поражающую точно в цель.

Кроме этого, златокудрого олимпийца почитают богом солнца и покровителем муз, искусств, гармонии, сияния, порядка. Всех, кто запятнал себя пролитой кровью, он очищал. Со временем, когда стали развиваться понятие нравственности и морали, древнегреческой религией стала восхваляться чистота сердца и помыслов, Аполлон взял на себя еще и миссию хранителя нравственности.

Наподобие его победы над Пифоном, темным существом, человек также должен противостоять силам мрака и своей темной стороне, бороться с чувственными страстями, тем самым стремясь к совершенству и исцеляя свою душу. Так этот бог стал считаться еще целителем тела и души.

Основные качества Аполлона

Он был достаточно эгоистичен – любовь и заботу принимал, как данность. Важным атрибутом бога солнца считается лира. Его музыка также является отражением его сущности – чиста, спокойна и гармонична. Здесь уже нет места мистики, темперамента и буйства Диониса. Его музыка способна поднимать человека до высот духа, при этом исключая все низменные инстинкты. Выраженной чертой Аполлона является приверженность закону и порядку. Он свято верит, что соблюдение законов и неизбежность наказания сделают мир более гармоничным. На сегодня, именно по этой причине, он считается покровителем всех юристов.

Художники изображают его с красивым телом, однако без ярко выраженных мужских черт. Они больше т.к. он утончённая натура – воинственность, бойцовские качества не являются его стихией, хоть и не чужды. Особенности утонченности натуры можно видеть и в скульптурах, когда отражаются жесты, мимика с некоторой мягкостью, словно отражая тягу к возвышенному.

Светлые и темные стороны Аполлона

При упоминании темной стороны, все почему-то сразу думают о Дионисе. Однако полярность и наличие разных сторон, разных проявлений присуща всем богам Олимпа. Не является исключением и наш красавчик, несмотря на всю его лучезарность и сияние. Именно поэтому во время развития древнегреческой культуры Аполлон предстает во всех мифах в обличии самых многообразных явлений человеческой жизни, всего спектра проявлений человеческого существа.

Главными его заповедями были: «Познай себя!», «Главное в жизни конец», «Ручайся только за себя» и «Знай меру» . Основные символы, по которым можно было узнать этого бога Олимпа – это лира, лук, лавр. При этом никто не отрицал наличие его темной стороны. Он может быть при всей своей лучезарности быть жестоким, мстительным, злопамятным и безжалостным, ведь без этих качеств никак не могло быть наведения тех же порядков. Мстительность этого олимпийца берет свое начало с самого зачатия, когда мать Лето, любовница Зевса нигде не могла найти покоя на протяжении всей беременности.

А постаралась мстительная Гера, жена Зевса, желающая жизнь всех любовниц Зевса невыносимой. Повзрослев, герой только и мечтал отомстить Гере. Из-за отсутствия отца на протяжении детства и периода взросления, Аполлону в будущем очень сложно было строить отношения с женщинами. Повезло с Коронидой, однако ненадолго. Он убивает ее, узнав об измене. В подобных интригах, жажде мести и проходит вся молодость юноши.

Почему Аполлону приписывают дар пророчества?

Хоть имя этого Бога и связано с даром пророчества, однако он сам этим даром не обладал. В свое время он захватил древний храм в Дельфах, где в эпоху матриархата правили женщины. Настоятельницей в этом храме была Пифия. Аполлон ее убил, а жриц взял под свое подчинение. Таким образом, он начинает новый виток истории Дельфийского оракула.

Жрицы проводили ритуал, после чего могли впадать в транс, это свойство им было присуще, благодаря сильной связи с солнцем. Все их трансовые видения записывал жрец-оракул. Именно он и передавал пророческие послания богам и людям. Все удивлялись, с какой точностью оракулам удавалось предсказывать исход грядущих политических событий.

Аполлон в итоге приобрел значение устроителя или организатора в социально-политической жизни Греции. Он стал ярким символом в области морали, искусства, развлечений и религии. В период классики Аполлон виделся прежде всего, как бог искусства и художественного творчества.

Любовь