Беззеркальные камеры: новый виток эволюции в фотографии. Лучшие беззеркальные камеры: сильные конкуренты зеркальных моделей


Рассмотрим ТОП-3 лучших беззеркальных фотоаппаратов 2017 года дабы понять, насколько новая технология продвинулась вперёд, есть ли смысл переплачивать за сложную начинку, а может доверить всё лучшее в жизни старой-доброй проверенное зеркалке, не заморачиваясь на модный тренд.

Беззеркальный фотоаппарат Sony Alpha A7 II

Это второе поколение топовой серии A7 от компании Sony. Устройство практически не изменилось внешне, но получило в нагрузку встроенный стабилизатор изображения, чего так не хватало младшему собрату. Последний, напомним, был выпущен ради эксперимента, так сказать, прощупать рынок, однако получил популярность среди простых смертных, которым девайс дал возможность почувствовать себя настоящими фотографами.

  1. Внешний вид и управление. Как и прежде второе поколение A7-серии позиционируется производителем как замена полнокадровыми зеркалками начального уровня, что она и делает с успехом, но обо всём по порядку. Несмотря на то, что конструкция фотоаппарата практически не претерпела изменений, вес устройства увеличился. Теперь при габаритах: 126,9х95,7х59,7 мм этот параметр равен 559 г. При этом улучшилась эргономика. Так, ручка для хвата более плотно лежит в руке, кнопка для съёмки и передний селекторный диск опустились ниже, поэтому управлять девайсом стало удобней, ровно, как и фотографировать на ходу. Помимо этого, появилась четвёртая программируемая кнопка, на которую можно установить стабилизацию изображения. Правда, не обошлось и без огрехов. Никуда не делась маленькая и ненужная клавиша для записи видео, селекторный диск практически не выступает из корпуса и управлять им неудобно, зато оных здесь целых три, поэтому при определённой сноровки получается вполне дружелюбное управление.
  2. Экран и видоискатель. Аппарат получил 3-дюймовый LCD-дисплей с наклонной конструкцией и разрешением 1 228 800 точек. Интерфейс остался прежним, то есть выполнен в чёрных, белых и жёлтых тонах с горизонтальной навигацией и быстрым меню, где все элементы управления сосредоточены в нижней части экрана в едином блоке. Никуда не делся режим Live View, позволяющий наложить на изображение сетку, гистограмму и виртуальный горизонт. Полудюймовый электронный видоискатель получил довольно высокое разрешение - 2 400 000 точек. Он стопроцентно покрывает кадр и по сути дублирует основной экран. Переключаться между ними можно с помощью датчика глаза, интегрированного в окуляр. Датчик очень чувствительный, поэтому с непривычки можно случайно переключится с основного экрана на видоискатель простым движением пальца. Причём первый получил более широкие углы обзора, повышенную яркость, не дающую дисплею выцветать на солнце, а вот сенсорное управление так и не реализовано.
  3. Функциональность. Начинка не изменилась. Здесь используется 24,3-мегапиксельный полнокадровый сенсор вкупе с процессором BIONZ X. Скорость серийной съёмки увеличилась до 20 кадров секунду, устройство стало быстрее включаться - за полторы секунды. Автофокус без неприятного ёрзанья и при определении расстояния до объекта даёт хорошую прибавку в скорости, но системе свойственно промахиваться. Ручная фокусировка не совсем ручная, так как предполагает помощь зуммированием картинки, но это скорее плюс, чем минус. Из прочих особенностей - пятиосевая стабилизация без стабилизации, чтобы, так сказать, почувствовать себя настоящим фотографом с закосом под старую мануальную оптику. Спорное, конечно, решение, так как для профессионала её недостаточно, а начинающему фотографу будет непросто приспособиться. Затвор получился громким, а значит, на улице незаметным остаться не получится. Режимы съёмки тривиальные: P/A/S/M, iAuto, панорама, видео, сюжет и две пользовательских настройки. Отдельно стоит отметить режим iAuto+, активирующий многокадровую композицию для устранения размытия и шумов при плохом освещении. При этом встроенной вспышки нет, то есть использовать можно только внешнее решение, приобретаемое отдельно. Скорость синхронизации с ним на уровне 1/250 секунды. Порадовали программные возможности Alpha A7 II. С помощью них можно склеивать панорамы на ходу, устранять дефекты кожи, обрезать портрет и т. д. Получается своеобразный Photoshop в пределах камеры.
  4. Специалисты утверждают, что родной объектив у камеры посредственный, так как предполагает пластиковую оптику, однако «для всех» его достаточно. Качество сборки на высоком уровне и работать с ним приятно. Автоматический режим настроен более чем корректно и выставляет баланс белого и экспозицию правильно. При серийной съёмке с искусственным освещением не избежать артефактов, но тогда в свои права вступает ручной режим. К тому же есть шумоподавление. Макросъёмка и портретный режим выше всяких похвал. Цветопередача немного блеклая, но передаёт цвета естественно без фанатизма зеркалки. На выходе получаете - JPEG- или RAW-формат с разрешением 7952x5304 пикселей, что немного, но выше, чем у собрата.
  5. Видео. Беззеркалка умеет снимать Full-HD-видео с FPS до 60 кадров в секунду и прогрессивной развёрткой (битрейт на уровне 28 Мбит/с). Заявлена поддержка форматов AVCHD, который выступает основным, MP4 и XAVC S. Таким образом, качество видео граничит с профессиональным, а вот поддержки 4К нет, что удручает, так как многие сейчас переходят именно на этот высокочёткий формат.
  6. Интерфейсы. Из физических интерфейсов - USB/AV и HDMI, из беспроводных - Wi-Fi и NFC. Камера умеет управляться и синхронизироваться со смартфоном, передавать фото на компьютер и поддерживает удалённую печать. Есть выход на наушники и вход для внешнего микрофона. Не обошлось и без встроенного стереомикрофона.
  7. Автономность. За этот параметр отвечает литий-ионный аккумулятор ёмкостью 1050 мАч. Заряда примерно хватает на 400 снимков, что немного, особенно по сравнению с полнокадровыми зеркальными конкурентами, где электроника съедает меньше энергии.
  8. Дополнительно. Обновлённая линейка фирменных объективов значительно расширена по сравнению с первым поколением Alpha A7.
Цена Sony Alpha A7 II в России - 100 000 руб. Видеообзор представлен ниже:

Беззеркальный фотоаппарат Fujifilm X-T20 Kit


Камера, как и вышеописанный конкурент, является улучшенной версией флагманской Fujifilm X-T2 в более лёгком корпусе. При этом все важные характеристики остались на месте, тогда как второстепенные исчезли. Получился сбалансированный аппарат по более демократичной цене.
  1. Внешний вид и управление. Внешне устройство напоминает предыдущую модель, но теперь к названию можно смело добавить приставку «лайт». При габаритах в 118,4х82,8х41,4 мм девайс весит 383 г против 507 грамм у X-T2. Это достигнуто благодаря использованию магниевого сплава и более компактной компоновкой начинки. Из нововведений - видеорежим теперь находится на селекторном диске, а диск коррекции экспозиции пополнился символом «С», позволяющим активировать экспокоррекцию на пять ступеней выше или ниже при шаге 1/3. Также на корпусе появилась качелька, которая включает автоматический режим Advanced SR Auto и позволяет выбрать его настройки. Эргономика традиционно на высоте, грани устройства немного скошены и позволяют держать аппарат крепко. Рабочая плоскость покрыта шершавой накладкой, позволяющей удержать девайс даже в потных руках. Управлять диафрагмой можно кольцом на оптике или использовать программируемый диск. При этом в отличие от собрата здесь нет джойстика для управления точками фокусировки, что компенсирует сенсорный основной экран, ранее не присутствующий на старших моделях. Также исчезла настраиваемая кнопка, которая могла служить для активации видеозаписи. Теперь это прерогатива быстрого меню. Интерфейс программного обеспечения практически остался прежним и позволяет использовать до 16 функций. Помимо этого, на экран можно вывести сетку, виртуальный горизонт и гистограмму. Главное меню не совсем удобное, например, настройка и включение беспроводной сети почему-то находятся в разных подразделах. Интересно реализовано управление автофокусировкой. Так, если клавиши спуска нажата наполовину, то она ведётся непрерывно. Также есть позиционирование по глазам, причём по правому или левому глазу отдельно.
  2. Экран и видоискатель. Новинка получила наклонный сенсорный дисплей с диагональю, равной трём дюймам. Фокусировка регулируется тапом и перемещением точки в нужную область. Отзывчивость сенсора на высоте, но между тем не приемлет случайных прикосновений. Дисплей можно деактивировать в настройках, то есть автоматического переключения на видоискатель - нет. Последний с разрешением 2,36 млн точек, он поддерживает 0,62-кратное зуммирование, задержка отображения картинки не более 0,005 секунд. Вкупе это увеличивает резкость, есть встроенная вспышка, которая на автомате регулирует свою интенсивность в зависимости от степени освещённости.
  3. Функциональность. Новинка получила APS-C-матрицу с разрешением 1,04 млн пикселей и встроенным в объектив стабилизатором изображения Автофокусировка благодаря новому зонально-фазовому алгоритму происходит на 0,06 секунды. Предусмотрено пять наборов настроек: универсальный, слежение за объектом, изменением скорости и за ближайшим предметом, есть и спортивный режим. Скорость серийной съёмки на уровне 5 кадров с секунду, срабатывание затвора с 0,05-секундной задержкой. В целом неплохо для безеркалки, но хочется лучшего. В качестве процессора используется X-Processor Pro, способный обрабатывать 24,3 мегапикселя матрицы. Она обладает функцией расширенного диапазона, что у предыдущей модели было опцией, а здесь стандартно. Вместе с камерой предлагается один объектив с 35-миллиметровым фокусным расстоянием. Претензий к качеству никаких, к тому же он лёгкий и ориентирован как на ближнюю съёмку, так и на портреты. Беспрецедентного зуммирования он не обещает.
  4. Качество съёмки и тестирование. Теперь устройство поддерживает 4K-видео, а вот разрешение снимка осталось прежним - 6000х4000 пикселей. Традиционно для беззеркальных камер приоритет выставлен на автоматический режим и здесь он реализован отлично. Из особенностей стоит отметить мультиэкспозицию, а также три варианта протяжки и два вида брекетинга. Таким образом, качественные снимки получаются при любом освещении, а вот панораму и макро лучше делать в ручном режиме. Также обычным пользователям понравятся профессиональные эффекты, под которые выделены два деления на селекторе.
  5. Интерфейсы. Набор интерфейсов стандартный - HDMI, USB, 2,5-миллиметровый разъём для внешнего микрофона или пульта ДУ. Делить фото и управлять камерой с помощью смартфона можно посредством Wi-Fi.
  6. Автономность. Батарея рассчитана на 500 снимков, чему способствует ёмкость на 1200 мАч. Она полностью идентична источнику энергии младшего собрата.
  7. Дополнительно. Из прочих особенностей стоит отметить режим имитации плёнки, то есть искусственное добавление нескольких видов зернистости как на ретро-фото и негативах.
Цена Fujifilm X-T20 Kit в России - 65 000 руб. Больше подробной информации о гаджете, смотрите ниже:

Беззеркальный фотоаппарат Panasonic LUMIX DMC-G7KS


Качественная беззеркальная камера не обязательно должна дорого стоить и это лишний раз доказывает LUMIX DMC-G7KS, сочетающий в себе сбалансированные характеристики, эргономичный корпус и неплохую оптику.
  1. Внешний вид и управление. Камера сразу привлекает взгляд своим массивным корпусов, однако такой форм-фактор не случаен. Конечно, это не экшн-решение, но держится аппарат в руке уверенно не без помощи выступа-ручки довольно крупных размеров. Качество сборки отличное, элементы управления на своих местах, есть диск выбора режима протяжки, а также подъёмная вспышка, поддерживающая его горячую замену. Габариты девайса: 124,9х86,2х77,4 мм, вес - 410 г в полном снаряжении.
  2. Экран и видоискатель. В качестве дисплея используется 3-дюймовая ЖК-матрица с большими углами обзора. При этом сенсор не боится сильных надавливаний. Цветопередача сочная, но правильная, яркость умеренная, однако экран не выцветает на солнце. Дисплей можно вращать в двух плоскостях, что удобно для съёмки верхнего или нижнего ракурса, а также селфи профессионального уровня. Отдельного внимания заслуживает графический интерфейс, разобраться с которым сможет даже неопытный пользователь. Компоновка элементов настроек интуитивно понятна, есть подсказки, поэтому мануал потребуется в крайнем случае. Кроме того, предусмотрен цветной OLED-видоискатель с разрешением 2360 тыс. точек, позавидовать которому может любая зеркальная камера. Цветопередача в нём естественная, углы обзоры стопроцентные. На видоискатель можно дублировать меню и прочую дополнительную информацию. Из особенностей - интегрированный датчик приближения, автоматически выключающий основной экран.
  3. Функциональность. Устройство получило 16-мегапиксельную Live-MOS-матрицу, работающую под управлением процессора Venus Engine 9. Предусмотрен 49-зонный автофокус без фазовых элементов, но позиционирование объекта происходит мгновенно, правда, на больших расстояниях объект может прыгать. Скорость серийной съёмки на уровне 6 кадров в секунду, причём даже при слабом освещении картинка на смазывается. Это тот случай, когда ручной режим лучше, чем автоматический, так как последний уж сильно свойский и минимально использует потенциал камеры. Сменный объектив большинству пользователей менять не придётся, так как он имеет универсальное фокусное расстояние, оптимальное для макро и пейзажей. Реально оно варьируется от 14 до 42 мм, что соответствует 25–700 «магазинным» миллиметрам.
  4. Качество съёмки и тестирование. Электронный затвор срабатывает буквально за 1/16000 с, позволяя запечатлеть хоть полёт шмеля. Есть поддержка не только 4K-фото, но и видео. Последнее получается с разрешением 3840х2160 точек и FPS на уровне 60 кадров в секунду (битрейт 100 Мбит/с). Максимальное разрешение фото - 4592x3448 точек. Фото получаются резкими с насыщенными цветами, даже можно сказать с очень насыщенными, но эту «проблему» можно решить в настройках, выбрав соответствующий режим. Интеллектуального управления вспышкой не предусмотрено, но со своей прямой задачей она справляется отлично, жаль горячей замены нет.
  5. Интерфейсы. Набор интерфейсов включает HDMI, USB/TV-выход, внешний микрофон. Есть возможность подключения проводного пульта ДУ, но лучше использовать Wi-Fi и смартфон. Да, поддержка беспроводной сети также присутствует. Коннектится камера мгновенно, проблем с совместимостью нет. Мобильное приложение реализовано как для iOS, так и Android.
  6. Автономность. Предусмотрен аккумулятор на 8,7 Втч, которого хватит на 360 снимков или на 200 фото, десять минут 4K-видео, две минуты HD-видео и с десяток двухсекундных серий в режиме высокого разрешения. Не самый лучший, но хороший результат для беззеркальной камеры.
  7. Дополнительно. Главная особенность модели - это честные 4K как в случае с фото, так и видео. Никаких тебе имитаций, цифровых декодеров и за вполне разумные деньги.
Цена Fujifilm X-T20 Kit в России - 52 000 руб.

Представленные в нашем обзоре ТОП-3 лучших беззеркальных фотоаппаратов 2017 года доказывают, что могут соответствовать качеству зеркальных конкурентов, при этот от пользователя не требуется быть профессиональным фотографом, так как чтобы им стать достаточно один раз всё настроить, переключить режим и нажать одну кнопку. Конечно, шедевра для выставки не получится, хотя и это не исключено, зато на выходе получите актуальные 4K и массу позитивных эмоций. Печалит одно - цена, но зачем переплачивать за то, что не нужно. Например, Sony Alpha A7 II - это уже полупрофессиональное решение для людей, стремящихся в фотокультуру, да и сам бренд немало повлиял на ценник. Fujifilm X-T20 Kit - «золотая середина» с множеством настроек, заявкой на профессиональные снимки со сменой объективы и замороченным управлением, которое компенсирует автоматический режим.

Таким образом, самым оптимальным вариантом для всех станет Panasonic LUMIX DMC-G7KS, который полностью оправдывает свою стоимость и позволяет просто делать качественные снимки без заморочек и тонкостей «бородатого» фотографа.

Полнокадровые беззеркальные камеры Sony пользуются большой популярностью. Многие фанаты этой системы говорят о безоговорочной победе данного формата над зеркальными камерами, но не всё так безоблачно. Sony продвигает свои камеры базируясь на нескольких утверждениях. Рассмотрим их по порядку.

Утверждение № 1: Компактность

Прежде всего, мы слышим, что полнокадровые беззеркалки более компактные, чем зеркальные камеры с датчиком такого же формата.

Давайте рассмотрим это утверждение. При помощи сайта camerasize.com можно сравнить размеры камер и объективов.

Рассмотрим Sony a7RII, Canon 5DS и Sony A99. Каждая камера с объективом 24-70 F/2.8, который выпускается именно для данного типа камер. Как вы можете видеть, общая длина одинакова. Sony не удалось преодолеть законы физики. Если вы уменьшаете камеру, придётся добавить длину объективу.

Таким образом, у вас есть выбор: либо купить один большой корпус и много маленьких линз, или одну небольшую камеру и большое количество больших линз. Многие фотографы носят большое количество оптики с собой. Таким образом сумарный объём оборудования беззеркальной камеры оказывается больше, чем при использовании зеркальной камеры. Также с большими объективами не самый лучший баланс при использовании беззеркальной камеры.

Иногда полнокадровые Sony с объективами даже больше, чем зеркалки с такой же оптикой.

Здесь показан Sony a7RII с новым 85mm F/1.4 GM по сравнению с Sony A99 с Sony-Zeiss 85mm F/1.4.

Также можем сравнить эту камеру с зеркальной Canon:

Здесь a7RII с 85mm F/1.4 больше, чем Canon 5DsR с 85mm F/1.2, несмотря на то, что оптика Canon более светосильная.

Затем, когда вы сравните беззеркальную полнокадровую камеру Leica SL с DSLR, отсутствие преимущества размера становится еще более разительным:

Слева направо: Leica SL с 50mm F/1.4 Summicron, Sigma 50mm F/1.4 ART с Canon 5DsR, Canon 50mm F/1.4 с 5DsR, и A99 с 50mm F/1.4.

Единственный раз, когда беззеркальная камера выигрывает – это сравнение с объективом-блинчиком:

Здесь a7RII и A99 показаны с объективом 20mm F/2.0.

Интересно то, что объектив Zeiss Batis 85mm F/1.8 дает такую же глубину резкости, как APS-C Fuji XF 56 мм F/1.2. При этом для камер Sony не найти подобной оптики с диафрагмой F/1.2. Зачем нужен полный кадр, если вы не можете получить меньшую ГРИП, чем на APS-C камере.

Единственная причина для ограничения диафрагмы в пределах F/1.8 – это создание более компактных объективов. Если бы они делали F/1.2, то оптика для полнокадровых Sony была бы ещё больше. Но посмотрите на это:

Здесь показаны Sony a7RII с Zeiss 85mm F/1.8 Batis, Nikon D810 с 85mm F/1.8 и Fuji X-Pro2 с 56mm F/1.2. У всех наборов одинаковый угол обзора благодаря кроп-фактору на Fuji. При максимальной диафрагме все эти системы создают одинаковую глубину резко изображаемого пространства наряду с одинаковым фокусным расстоянием.

Если компактность действительно играет роль, то выбор падает на Fuji 56mm F/1.2.

Чтобы действительно получить компактность, придется опуститься до меньшего формата. Беззеркальные APS-C на самом деле являются более компактными, чем зеркалки с APS-C сенсором:

Здесь Fuji X-Pro2 показан с объективом 56mm F/1.2 и Pentax K-3 с объективом 55мм F/1.4. Несмотря на то, что объектив Fujifilm более светосильный, система в целом является более компактной.

В этом и заключается проблема: преимущество размера беззеркальных APS-C не может масштабироваться до полного кадра, если учитывать размер оптики. Корпус камеры может быть меньше, но вы не можете снимать без объектива. Именно поэтому с объективом 50 мм F/1.8, нет никакой выгоды в размере:

Здесь a7RII показан с новым 50mm F/1.8 и 5DsR с 50mm F/1.8. Если вы носите несколько объективов, то в случае с беззеркальной камерой почувствуете недостаток в размере оптики.

Утверждение № 2: Вес

Следующее утверждение в пользу полнокадровых беззеркалок заключается в том, что камера весит меньше зеркалки. Также говорится о меньшей высоте и ширине камеры. Тем не менее, это верное утверждение лишь отчасти, потому что Sony устанавливает в свои камеры такие маленькие батареи, что приходится носить с собой несколько запасных аккумуляторов. Это сведёт к минимуму различие в размере общего полезного груза, который нужно с собой носить.

Здесь мы видим, вид сзади Canon 5DS R, Sony a7RII и Leica SL.

Утверждение № 3: Стабилизации изображения в корпусе

Полнокадровые зеркалки Sony имеют встроенную стабилизацию на основе сдвига датчика (IBIS).

Sony имели 2-осевой IBIS (Steady Shot) в зеркалках с 2003 года. Сейчас система развилась до пяти осей и перекочевала в беззеркальные камеры. Pentax тоже имеет 5-осевой IBIS в камере K-1. Получается, что встроенная стабилизация не является особенностью беззеркальных камер. Она может использоваться в любой конструкции. Всё зависит от системы, которую разрабатывает производитель.

Производители оптики, такие как Sigma и Tamron не хотят тратить деньги на разработку объективов, поддерживающих IBIS. Дело в том, что датчик движется вверх и вниз, а также в стороны при стабилизации. Поэтому объектив должен обеспечивать больший круг изображения, чтобы матрица не выходила за его пределы. Это может повлиять на качество и стоимость оптики. Такая система должна разрабатываться изначально с определёнными целями. Кроме этого, такой подход повлияет на размер объектива. Вот и одна из причин, почему оптика для камер Sony такая большая.

Кроме того, Zeiss утверждали, что короткое расстояние между байонетом и матрицей не позволяет реализовать качественное изображение в широкоугольной оптике. При коротком расстоянии лучи света падают на матрицу под очень большим углом, что приводит к появлению артефактов и искажений.

Утверждение № 4: Адаптация неродных объективов

Также важным преимуществом беззеркальных камер Sony является то, что они позволяют использовать оптику от других производителей с использованием адаптеров. Kimio Maki из Sony сказал следующее в интервью:

Ожидаете ли вы, что кто-то, кто имеет коллекцию телефото объективов Canon потенциально может использовать их, чтобы снимать спортивные состязания с a7R II?

Я надеюсь, что наши родные линзы лучше! Но это будет происходить. Я вижу людей, использующих камеры a7-серии от Sony со сторонними объективами все время… Это происходит потому что у людей уже есть эти линзы. Это работает, но наши родные линзы гораздо лучше…

Адаптеры конечно делают хорошую работу, но они неудобны в использовании и часто не предоставляют полный функционал.

Некоторые адаптеры уменьшают пропускание света примерно на 1/2 стопа. Теряется преимущество родной функциональности автоматической фокусировки. Всегда гораздо лучше использовать родные линзы.

Утверждение № 5: Предпросмотр реальной экспозиции

Следующее утверждение заключается в том, что в электронном видоискателе всегда можно увидеть реальную яркость снимка. Конечно, это хорошая функция, но новый патент Canon предлагает совмещение электронного и оптического видоискателя. В скором времени такая же особенность появится на зеркалках.

Выводы

Беззеркальные камеры не имеют существенных преимуществ над Зеркалками. В каждой системе можно найти свои плюсы и минусы. Если вы используете одну камеру и всего пару объективов, несомненно в случае с Sony вы получите выигрыш в размере и весе, но при работе с большим количеством оптики этот плюс плавно перетекает в минус.

Большинство утверждений Sony о преимуществах их камер переоценены. Это маркетинговый ход. Нас заставляют смотреть на мелкие детали, такие как компактные камеры и встроенная стабилизация и вес, но не показывают картину в целом, что с оптикой их камеры не компактнее устройств от других производителей.

Много говорится о скорости автофокусировки. Несомненно, Sony разработали уникальную и качественную систему автофокуса, которая может работать даже с оптикой от других производителей через адаптеры. Это хорошо для того, чтобы заманить пользователей других систем и заставить приобрести их компактные полнокадровые камеры. Но у каждого производителя зеркалок есть камеры, автофокус которых работает не хуже, чем в Sony с родными объективами. Так что это преимущество только лишь в в том, что можно использовать различные объективы.

Раньше на массовых мероприятиях среди толпы выделялись профессиональные фотографы, гордо носящие большие зеркальные фотоаппараты, плюс несколько объективов в кофре. Технологический скачок привел к тому, что функции тяжелых моделей успешно выполняют маленькие беззеркалки. Чем же они отличаются и почему их так хвалят?

Переворот в мире фотографирования начался с того, что в 2009 г. компания Olympus запустила свою первую беззеркальную камеру, Pen E-P1. Это был сигнал к переменам.

Беззеркалка, или системная камера, в первую очередь привлекает внимание маленьким весом. Производители добились этого, убрав из конструкции систему зеркал, которая была тяжелой и занимала много места. В беззеркалку встроены большие сенсоры и универсальный разъем для любых объективов от зеркальных фотоаппаратов.

В конструкции системной камеры нет оптического видоискателя. Для того, чтобы кадрировать картинку используется специальный дисплей на задней панели. У самых дешевых беззеркалок нет видоискателя вообще, они просто кадрируют изображение на ЖК экране, как смартфон или мыльница. Начиная со среднего класса, у моделей появляется электронный видоискатель.

В чем выигрывают беззеркалки?

Беззеркалки называют системными камерами именно за системность, т.е. за возможность дополнить базовую комплектацию микрофонами, вспышками, объективами, видоискателями, светом.

Беззеркальные фотоаппараты обладают рядом преимуществ по сравнению со своими конкурентами:

  • помещаются даже в карман. Незаменимы на прогулках и в путешествиях;
  • имеют все режимы съемки, необходимые профессионалу. Макро, пейзажная съемка, портрет с функцией размывания второго плана и т.д. Беззеркалки удовлетворят даже спортивных репортеров, т.к. имеют режим покадровой съемки с 8-15 кадрами в сек.;
  • перед тем, как нажать кнопку, вы увидите, как будет выглядеть готовая фотография.
  • демократические цены моделей среднего класса от 50 т.р. с родным объективом. При желании, профессиональную оптику можно докупать.

К недостаткам можно отнести:

  • повышенное энергопотребление;
  • достаточное сложное многоуровневое меню. На маленьком корпусе не уместились некоторые кнопки, и их перенесли в меню камеры, что увеличивает время подготовки к фотографированию объектов в разных условиях.

Рейтинг топовых производителей из лучших беззеркальных системных камер 2016

  1. Olimpus предлагает широкую спектр беззеркалок с матрицей Micro Four Thirds, обеспечивающей отличное качество изображения. Самые популярные камеры: OM-D E-M10 и OM-D E-M1. Первая из них – участница многих выставок награждена дипломами на оптимальное соотношение качества и стоимости. Ее преимущества: классический дизайн, скорость съемки, наличие ручного и полуавтоматического управления. Модель OM-D E-M1 – создана для съемки профессиональных репортажей.
  2. Аппараты японской корпорации Fujifilm обладают особенной матрицей собственной разработки и подходящей к ней оптикой. Фотографии, снятые на камеры от знаменитого производителя отличаются резкостью всех, даже самых мелких, деталей. Fujifilm X-M1 и Fujifilm X-T1 – сильные конкуренты зеркалок. Первая модель относится к среднему классу, вторая – к преимум сегменту. Обе камеры упакованы в стильные, крепкие корпуса, не боящиеся морозов и влаги, и имеют возможность подключения к Wi-Fi.
  3. Корпорации Sony вышла на рынок беззеркалок с двумя системными камерами. Sony A6000 и Sony A7. Эргономичная модель А6000 пользуется вниманием благодаря уникальной автофокусировке 4D. Удивляет высокое разрешение картинки и возможность «прокачивать» камеру загруженными через Wi-Fi приложениями. Sony A7 камера с полнокадровой матрицей, позволяющая снимать максимально быстро. Имеет функцию высококачественной видеозаписи и беспроводной передачи данных.

Olimpus — один из самых популярных производителей системных фотокамер

Обзор цен на беззеркальные фотоаппараты

С ростом доллара и спроса на системные камеры, они потихоньку поднимаются в цене.

Совет. Судя по экспертному анализу рынка, стоимость, в зависимости от модели, повышается на 5-10% в год. Поэтому специалисты не рекомендуют откладывать запланированную покупку.

Средняя стоимость аппаратов от Olimpus – от 27-28 тыс.р.

Fujifilm предлагает модели от 32 тыс.р.

Sony – от 50 тыс.р., а Panasonic – от 53 т.р.

Если выбирать камеры по их техническим характеристикам, таким, как размер матрицы, светосила, зум, выдержка и т.д, то без профессиональной подсказки не обойтись. Лучшим вариантом будет сначала определится, для чего именно вам нужна камера, а потом выбирать беззеркалку по возможности обеспечить эти нужды:

  1. Студийная съемка.
  2. Видео-ролики для размещения в сети.
  3. Творческая фотография. Интересный сюжеты для СМИ, интернет ресурсов, баннеров и т.д.
  4. Фотографии для семейного архива, включающие отчеты по путешествиям, праздникам, походам и т.д.

Средняя стоимость беззеркальных фотокамер Sony — около 50 тыс.руб.

С таким подходом удастся выбрать именно то, что нужно вам, не переплачивая, к примеру, за высококачественное видео или наличие Wi-Fi.

Если для пленочной камеры главным было качество оптики и затвора, а уже выбором пленки, способов проявки и печати можно было значительно варьировать качество кадров, то у цифровой камеры первое - это матрица: ее, увы, поменять не выйдет.

Немного вспомним физику: при работе на максимальном разрешении каждый физический пиксель соответствует одному пикселю изображения. Чем больше реальные размеры этого пикселя, тем лучше у него будет соотношение сигнал/шум, меньше на качество изображения будут влиять соседние пиксели матрицы и даже ее шлейф (какие-то помехи, особенно в пластиковом корпусе, он всегда будет собирать).

Итак, чем матрица больше, а пикселей на ней меньше - тем лучше. Но тут уже вступает в силу необходимость иметь достаточное их количество, особенно, если Вы планируете печатать снимки в большом формате или публиковать фото в высоком разрешении. Что же касается размера матрицы, то «точкой отсчета» является фуллфрейм, иначе говоря - матрица размеров обычного кадра малоформатной фотопленки, 24*36 мм. Все меньшие матрицы описываются кроп-фактором, соотношением размера к фуллфрейму - то есть, если у ФФ-матрицы кроп-фактор равен 1, то матрица с кроп-фактором 1,5 будет именно в полтора раза меньше. С развитием современных технологий более чем приличное качество обеспечивают матрицы APS-C с кропом 1,5-1,6, Four Thirds (обычно используемые Olympus) и даже дюймовые с кропом 2,7. Меньшие же размеры уже потребуют внимания, особенно столь часто используемые в недорогих компактах 1/2,3” (кроп 6).

Некоторым аналогом фотопленки в цифровой фотографии является формат RAW - по сути в файл при этом сохраняются необработанные данные с матрицы, открывающие широкие возможности редактирования исходника. Съемка в JPEG проще, особенно начинающим фотографам, но часто фото либо пережимается с неизбежной потерей качества, либо «замыливается» программным антишумом, маскирующим низкое качество матрицы.

На этой странице вы найдете лучшие беззеркальные камеры, которые оборачиваются сегодня на рынке, начиная от вариантов моделей начального уровня с заманчивыми плюсами от традиционных зеркалок. С технической точки зрения все компактные мыльницы можно отнести к беззеркальным камерам, но на этой странице, мы рассмотрим модели с большим датчиком, которые по функциональности, качеству и контролю могут соперничать с зеркалками.

Мы обсудим, системные камеры, как со сменным, так и с фиксированным объективом. Но, опять-таки, всех их объединяет наличие крупного датчика, качественной оптики, большое количество контроля, достойная функциональность и, конечно же, отсутствие зеркала. Многие эксперты убеждены в том, что за этими камерами будущее фотографии, так что если вы задумались о приобретении беззеркалки, то это перспективное направление.

В этом списке мы не рассматриваем цифровые камеры Sony с полупрозрачным зеркалом (SLT), так как по определению они не входят в нашу категорию, но мы уделим им внимание в других обзорах.

Olympus E-PM1

Olympus E-PM1 – это одним из самых доступных системных фотоаппаратов на сегодняшний день. С его выпуском компания расширила диапазон моделей рассчитанных на тех потребителей, кто перерос мыльницу или ищет более портативную альтернативу бюджетной зеркалки. Этот фотоаппарат меньше, легче и гораздо доступнее по своей стоимости, чем более сложные модели E-PL3 и E-P3. Но не позволяйте цене и позиции в диапазоне ввести вас в заблуждение. E-PM1 оснащен тем же 12-мегапиксельным сенсором, как и более дорогие камеры PEN. Также в нем предусмотрен полноразмерный горячий башмак для аксессуаров и, как и все модели Olympus, он может похвастаться встроенной стабилизацией, которая работает с любым используемым объективом. Слияние большого ручного управления и возможность использования режима авто, в зависимости от ваших предпочтений – это все есть в E-PM2 по сбалансированной цене. К тому же, это один из самых доступных способов насладиться обширным каталогом объективов Micro Four Thirds.

Плюсы : Встроенная стабилизация, видеозапись 1080i, горячий башмак, доступная цена, широкий ассортимент совместимых объективов.
Минусы : Вспышка поставляется, но нет встроенной. Отсутствует сенсорный экран.
В общем : Доступный системный фотоаппарат, который не идет на компромисс.

Nikon J1

Panasonic GX1

GX1 Panasonic – 16-мегапиксельный компактный системный фотоаппарат стандарта Micro Four Thirds. Это вполне карманная камера без встроенного видоискателя, но в отличие от последних моделей GF, она направлена непосредственно на энтузиастов. Таким образом, у нее есть сенсорный экран, возможности для удобного сцепления, а также множество элементов для управления настройками. К тому же ее оснастили всплывающий вспышкой и стандартным креплением горячий башмак, который вы можете использовать для установки внешней вспышки или дополнительного электронного видоискателя, если у вас возникнет в нем потребность. Как и на всех других современных моделях Micro Four Thirds, на GX1 используется контрастный автофокус без определения фазы, но он срабатывает очень быстро. Поклонники HDR с радостью обнаружат, что камера способна на семь кадров брекетинга. С другой стороны здесь нет разъема для внешнего микрофона, экран фиксированный, и в отличие от моделей Olympus PEN и OMD, в ней нет встроенной стабилизации изображения. Но в целом качество снимков и видео 1080i унаследованы от G3, что свидетельствует о высоком, удовлетворяющем пользователей уровне. Эта модель отличный выбор для рабочего отпуска из-за ее компактных размеров, широкого контроля и совместимости с большим каталогом объективов Micro Four Thirds.

Плюсы : Быстрая фокусировка, сенсорный экран, широкий каталог объективов.
Минусы : Экран не наклонный, нет микрофонного разъема и видео 1080p, а также не предусмотрена встроенная стабилизация.
В общем : Отлично подходит для энтузиастов, которые хотят получить много контроля в небольшом пакете.

{module Яндекс директ (7)}

Sony RX100

Olympus E-PL5

Canon EOS M

Sony NEX 5R

Камера NEX-5R находится в середине диапазона компактных беззеркальных фотоаппаратов компании Sony. В ней использован датчик характерного для зеркалок размера, который упакован в гораздо более компактный корпус. Как и все модели NEX, камера 5R оснащена сенсором APS-C, который пользуется популярностью в большинстве бюджетных зеркалок среднего класса. Датчик 5R имеет резолюцию 16 мегапикселей, а видео может записываться в формате 1080p. Компания Sony добавила 3-дюймовому сенсорному экрану этой модели возможность наклоняться вертикально для легкого составления композиции при необычных ракурсах. Как и большинство камер Sony, NEX-5R также может похвастаться широким спектром инновационных режимов съемки, которые могут совмещать несколько изображений для уменьшения шума или для создания захватывающих панорамных снимков. В камере предусмотрено руководство для ручной фокусировки при видеозаписи. Частота кадров при серийной съемке составляет 10 кадров в секунду. В качестве новшества в 5R по сравнению с его предшественником предусмотрен Wi-Fi модуль, который позволяет загружать изображения из фотоаппарата непосредственно в социальные сети, а также можно дистанционно управлять камерой с помощью смартфона. Еще отметим, что гибридный автофокус работает быстро и точно. Если вы можете обойтись без Wi-Fi и усовершенствований автофокусировки, то обратите внимание на то, что предлагает предшественник этой модели NEX 5N.

Плюсы : Крупный APS-C датчик, наклонный сенсорный экран; видеозапись 1080p; Wi-Fi; гибридный автофус.
Минусы : Отсутствует горячий башмак для дополнительных аксессуаров.
В общем : Один из самых многофункциональных и лучших беззеркальных фотоаппаратов.

Sony NEX 6

Sony NEX 6 разместилась между NEX 5R и топовой моделью NEX 7 и во многом она представляет собой нечто среднее между этими двумя моделями. Как и все камеры серии NEX, она укомплектована APS-C сенсором, но, чтобы не наступать на пятки флагману, Sony оснастила NEX 6 тем же 16-мегапиксельным сенсором, что и 5R, позволив NEX 7 господствовать с 24 мегапикселями. Внешне NEX 6 очень напоминает NEX 7 с его наклонным экраном, высоким разрешением OLED видоискателя и всплывающей вспышкой. Хотя в качестве материала корпуса для нее не используют магниевый сплав, и микрофонный разъем здесь не предусмотрен. Камера позволяет вам переключаться между режимами PASM и автоматическим режимом простым поворотом диска. Как и на модели NEX 7 здесь есть стандартный горячий башмак, с которым легко подсоединять внешние аксессуары. Еще, как и NEX 7, она также имеет встроенный Wi-Fi, который может передавать изображения на смартфон или прямо в соцсети. К сожалению, в 5R не хватает сенсорного экрана. Но, тем не менее, для многих модель NEX 6 будет в большей степени привлекательна, чем NEX 7, особенно в комплекте с новым 16-50мм трансфокаторным объективом. Так что задумайтесь, действительно ли вам так необходимо 24 мегапикселя и корпус из магниевого сплава, а не из пластика с 16 МП.

Плюсы : OLED видоискатель, регулируемый угол наклона экрана, стандартный горячий башмак, Wi-Fi, гибридный автофокус.
Минусы : Недостает 24 мегапикселей, микрофонного разъема и прочного корпуса NEX 7, а также сенсорного экрана от 5R.
В общем : Если вы счастливы с 16 мегапикселями и пластиковой оболочкой, то, скорее всего, вам и не надо ничего более, чем NEX 6.

Вы можете подробнее ознакомиться с этой камерой .

Sony NEX 7

NEX-7 – это флагманский системный компактный фотоаппарат Sony. Как и все камеры NEX, он использует датчик размером APS-C, но, в отличие от предыдущих моделей, с 24 МП. Это первая модель NEX со встроенным электронным видоискателем, который, кстати, является одним из лучших. А также предусмотрена всплывающая вспышка, горячий башмак и микрофон. Кроме того, вы получите скорость серийной съемки 10 кадров в секунду, видеозапись 1080p при 50/60P и экран с регулируемым углом наклона. И все это упаковано в корпус, который еще компактнее, чем традиционные зеркальные фотаппараты. Можно констатировать, что NEX 7 одна из лучших беззеркалок на сегодняшний день, хотя ее стоит сравнить с Olympus E-M5 и Panasonic GH3, которые в настоящее время имеют гораздо более широкий выбор родных объективов и защиту от атмосферных воздействий, к которым E-M5 также добавляет встроенную стабилизацию изображения. Если наличие 24 мегапикселей и микрофонного разъема для вас не принципиально, то вы можете рассмотреть новую модель Sony NEX-6, к которой добавили Wi-Fi, режимный диск и стандартный горячий башмак.

Плюсы : Отличный электронный видоискатель. Большой выбор режимов видео. Режимный диск.
Минусы : Нет погодного уплотнителя. Базовый брекетинг.
В общем : Один из лучших системных фотоаппаратов верхнего уровня.

Вы можете подробнее ознакомиться с этой камерой .

{module Яндекс директ (9)}

Olympus OMD EM5

OMD E-M5 – это первая беззеркальная компактная камера Olympus со встроенным электронным видоискателем и погодным уплотнителем. Она выполнена в стиле серии OM, которая была чрезвычайно популярна в семидесятые годы своими 35-мм зеркальными камерами. Но внутри у E-M5 вполне современное содержимое на основе стандарта Micro Four Thirds. В ней использован 16-мегапиксельный сенсор. И камера предлагает съемку с частотой 9 кадров в секунду, видеозапись 1080p, наклонный 3-дюймовый сенсорный экран OLED, встроенным 5-осевой стабилизатор изображения, который работает с любым объективом. А еще Olympus претендует на самый быстрый в мире автофокус. Кто-то посчитает недочетом отсутствие встроенной вспышки и микрофонного разъема, но в целом это одна из самых приятных компактных системных камер. Вы можете сравнить ее с Sony NEX-7 и Panasonic GH3.

Плюсы : Погодный уплотнитель, большой видоискатель и экран, встроенный 5-осевый стабилизатор, широкий каталог объективов.
Минусы : Нет встроенной вспышки и микрофонного разъема; экран наклоняется, но не переворачивается.
В общем : Действительно удовлетворяет потребности взыскательных владельцев беззеркалок.

Вы можете подробнее ознакомиться с этой камерой .


Fujifilm XPro1

Fujifilm X-Pro1 – беззеркальная камера нацеленная на продвинутых энтузиастов. Это дизайн в стиле ретро с инновационным гибридным видоискателем и 16-мегапиксельным X-Trans датчиком APS-C размера. Но она не использует традиционный фильтр цветов Байера. Компания FujiFilm применяет собственную уникальную систему цветовых фильтров, которая обеспечивает более точные результаты. Также в наличии традиционные аналоговые элементы управления. К тому же вместо одного, камера предлагает выбор из трех зумов. Автофокус и видеорежимы ничем не примечательны и есть ограниченное число родных объективов, что делает E-M5 или NEX-7 более гибкими в этом плане, но качество, стиль и степень контроля с X-Pro1 непременно порадуют фотографов. И хотя она дороже, чем большинство беззеркалок, эта камера гораздо дешевле, чем Leica M9. И если вы цените качество изображения и объективы XPro-1, но можете обойтись без гибридного видоискателя, то рассмотрите новую, более компактную и доступную модель X-E1.

Любовь