Что значит количество куполов на церквях. Что означают купола православных церквей

Публикации раздела Архитектура

Что означают купола православных церквей

С ранних времен христианская религия была наполнена особыми знаками - они воплотились в архитектуре храмов. Какой смысл вкладывают верующие в форму, цвет и количество куполов православной церкви - разбираемся вместе с порталом «Культура.РФ».

Цвет: от золотого до черного

Золотой. Самый распространенный цвет православных куполов олицетворяет вечность и небесную славу. Храмы с золотыми куполами посвящали Христу и великим церковным праздникам - Рождеству, Сретению, Благовещению. Такие главы венчают московский храм Христа Спасителя и кремлевские соборы - Успенский , Благовещенский , Архангельский .

Сегодня купола не облицовывают золотом, но раньше металл растворяли в ртути, а затем полученную амальгаму наносили на горячий медный лист. Процесс золочения был очень дорогим и трудозатратным. Например, на покрытие купола Исаакиевского собора ушло 100 килограммов золота.

Синий со звездами. Храмы с такими куполами чаще всего посвящены Богородице. Синий цвет символизирует непорочность и чистоту Девы Марии, а звезды отсылают к Вифлеемской звезде, ознаменовавшей Рождество Иисуса Христа. Такими куполами увенчан суздальский собор Рождества Пресвятой Богородицы , построенный еще при Владимире Мономахе. Это был первый каменный храм во Владимиро-Суздальской земле.

Но встречаются и соборы с синими куполами, не связанные с именем Богородицы. Троицкий собор в Петербурге построили в 1838 году для Измайловского полка Императорской гвардии. Его офицеры носили синюю форму, поэтому для куполов выбрали такой цвет.

Зеленый. Этот цвет считается знаком Святого Духа. Чаще всего его можно встретить на церквях, посвященных Святой Троице. Одно из таких строений - церковь Святой Троицы «Кулич и Пасха». Идея придать храму форму традиционных пасхальных блюд принадлежала заказчику строительства - князю Александру Вяземскому. По его просьбе архитектор Николай Львов построил пирамидальную колокольню и церковь-ротонду с низким зеленым куполом.

Подобные купола венчают и церкви, построенные в честь православных святых. Например, церковь Ильи Пророка в Ярославле - один из ключевых памятников местной школы XVII века.

Серебряный. Этот цвет в православии связан с чистотой и святостью. Серебряными куполами увенчаны храмы, посвященные святым, - например, церковь Николы на Липне под Великим Новгородом и Софийский собор в Вологде . Храм в честь святой Софии возвели в 1570 году по указу Ивана Грозного . Царь распорядился построить его по образцу Успенского собора Московского Кремля .

Черный. Купола этого цвета встречаются редко и украшают монастырские храмы. Черные купола венчают соборы Марфо-Мариинской обители в Москве - женского монастыря в стиле модерн, построенного по проекту Алексея Щусева . Средства на его возведение пожертвовала великая княгиня Елизавета Федоровна - вдова московского генерал-губернатора, великого князя Сергея Александровича. Купола, символизирующие монашество, также можно увидеть на соборах Спасо-Преображенского монастыря в Муроме.

Многоцветные купола в православной традиции напоминают верующим о красоте Небесного Иерусалима. Так выглядят главы храма Спас на Крови в Петербурге и собора Василия Блаженного в Москве . Иностранные путешественники восхищались цветными узорами куполов и сравнивали их с чешуей кедровой шишки, ананаса и артишока. Такой вид главы приобрели после пожара 1595 года - тогда храм восстановили и перестроили.

Форма: не только луковицы

Сферический купол в православной традиции символизирует вечность. Возводить храмы с подобными куполами начали римляне: во II веке они научились строить перекрытия большой площади без опор. До наших дней дошел построенный таким образом римский пантеон 128 года н. э. В России сферические купола венчают московский Елоховский собор - место крещения Александра Пушкина .

Шлемовидный купол отсылает к словам апостола Павла: «Облекитесь во всеоружие Божие…и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» . Такие купола типичны для русской домонгольской архитектуры: ими украшены, например, Успенский собор во Владимире и церковь Петра и Павла в Смоленске .

Купол-луковица в православной архитектуре - воплощение молитвы, стремления к небесам. По мнению исследователя Евгения Трубецкого, такой купол на основании барабана напоминает пламя свечи. Луковицеобразные главы характерны для русской архитектуры XVI–XVII веков. Примеры храмов с подобными куполами - это церковь Рождества Иоанна Предтечи в Угличе и церкви Ростовского кремля .

Шатер вместо традиционного купола трактуется в христианстве как образ Богородицы или Свет небесный. Шатровые храмы были распространены в XVI веке, хотя подобные церкви строились и раньше. Возводили их обычно из дерева: повторить конструкцию шатра в камне было очень сложно. Самый знаменитый образец шатровой архитектуры - церковь Вознесения в Коломенском . Ее построили по указу князя Василия III в честь рождения долгожданного наследника престола, будущего царя Ивана IV Грозного.

Количество: от одного до тридцати трех

Один купол напоминает верующим о единстве Бога. Одноглавые храмы были особенно популярны в домонгольское время. Самые известные из них - церковь Покрова на Нерли и Дмитриевский собор во Владимире . Оба храма построены в XII веке - они пережили разорительные монголо-татарские нашествия и сохранились до наших дней.

Два купола встречаются нечасто и знаменуют собой божественную и человеческую природу Иисуса Христа. В Москве двумя куполами увенчана церковь Космы и Дамиана в Старых Панех . Это одна из старейших столичных церквей: ее деревянную предшественницу построили еще в 1468 году.

Три купола ассоциируются со Святой Троицей. Три главы венчают Георгиевский собор Юрьева монастыря - старейшей обители Великого Новгорода. Собор возвели в 1130 году по указу князя Мстислава Владимировича. В летописи сохранилось имя зодчего - Петр. Предполагают, что он также построил Николо-Дворищенский собор и церковь Благовещения на Городище

Пять куполов - символ Иисуса Христа и четырех евангелистов: Иоанна, Марка, Луки и Матфея. Пятиглавые храмы встречаются в России чаще других. Самые известные из них - Успенский собор во Владимире и построенный по его образу Успенский собор Московского Кремля.

Семь куполов знаменуют для православных семь церковных таинств, семь Вселенских соборов (собраний, на которых были приняты основные христианские догмы) и семь главных православных добродетелей. Семиглавые соборы встречаются не так часто, как трех- или пятиглавые. К ним относятся Вознесенский храм в Новочеркасске - главный собор Донского казачества - и Крестовоздвиженский собор

СИМВОЛИКА КУПОЛОВ В ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМАХ

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ КУПОЛОВ

Купол (итал. Cupola - купола, свод, от лат. cupula, уменьшительное от cupa - бочка) - пространственная, несущая конструкция покрытия, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой.

Главное в храме - купола. К ним особое внимание и отношение. Купол может быть разной формы, цвета, и имеет разное количество глав. Все характеристики имеют свое символическое значение.

История куполов началась еще в доисторические времена. Купола стали строить во время римской архитектурной революции, когда их стали использовать при строительстве храмов и больших общественных сооружений. Считается, что самый древний купол, из ныне существующих, расположен в римском Пантеоне, возведенном примерно в 128 году нашей эры. Позже традиция куполостроения была перенята византийской религиозной и культовой архитектурой.

Русское искусство, начиная с Х в. и вплоть до конца ХVII столетия неразрывно связано с Церковью и христианской верой. Первым городом на Руси, принявшим крещение, стал Киев. Богослужение в великом православном храме Византии - храме Святой Софии города Константинополя повлияло на послов князя Киевского Владимира. «Не знаем, на небе ли были мы или на земле, ибо нет на земле такого вида и такой красоты… » Именно это переживание красоты как святости было положено в основу нового искусства на русской земле. Византийскими мастерами было возведено много храмов в традициях византийского зодчества.

ФОРМА КУПОЛА

Известно, что купола, а точнее, главы над храмами бывают шлемовидными, луковичными, грушевидными и конусовидными.

Шлемовидными покрытиями чаще всего называют специфическую форму купольных покрытий, близкую к форме древнерусского шлема. Шлемовидная форма - символ воинства, духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.

Византийская империя подарила Руси умение строить храмы. Но молодая христианская Русь отнюдь не чувствовала себя робкой ученицей. Русское зодчество, созданное русскими мастерами, привносило в строительную практику собственные находки, оригинальные идеи и стало новым воплощением христианского искусства. Проанализировав рисунки храмов, можно заметить, что меняется и форма купола. Уже в Х11 в. купола напоминают воинский шлем.

Купол-луковица имеет выпуклую форму, плавно заостряющуюся на вершине, похожую на луковицу. Чаще всего такие купола применяются в России, Турции, Индии и на среднем Востоке. Форма луковицы - символ пламени свечи, победы светлых сил. Православный храм, символизирующий землю, с куполом- символом неба, осмысляется как модель мироздания, которое, согласно религиозным воззрениям, творения Боже. К небу, Богу верующие устремляет свои мысли. Поэтому «луковичная» форма купола выбрана не случайно. Она напоминает заостряющееся кверху пламя, горящую свечу, которую зажигают во время обращенной к Богу молитвы. Такая форма купола символизирует духовный подъём и стремление к совершенству. Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы — свет миру". В учебном пособии А. В. Бородина «Основы православной культуры» написано, что главки храмов имеют форму свечи или шлема. Это тоже не случайно, такая форма как бы соединяет значения: горение православных сердец и воинская защита

"Наша отечественная луковица воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которое наш земной мир становится причастным к потустороннему богатству. Это завершение русского храма - как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся".

Е.Н. Трубецкой

Именно эту идею пламенности, горения подчеркивает столь распространенное в России золочение куполов.

Овальные купола являются частью архитектуры барокко. Первый овальный купол барокко был построен Джакомо да Виньола для церкви Сант андреа-ин-Виа-Фламида в 1553 году. Самый большой овальный купол был построен в Викофорте архитектором Франческо Галло.

Купола-зонтики разделены на сегменты ребрами, расходящимися от центра к основанию купола.

Горизонтальные сечения полигональных куполов представляют собой многоугольники. Одним из самых известных примеров таких куполов является восьмиугольный купол собора Санта-Мария-дель-фьоре во Флоренции, возведенный Филиппо Брунеллески.

Шатер. Шатром в архитектуре называется завершение башен, храмов в виде четырехгранной или восьмигранной пирамиды. Новая страница в истории средневековой русской архитектуры Освобождение от ордынского ига стимулировало новый подъем в архитектуре. К этому времени сложился еще один национальный тип храма. Характерная для Византии купольная система преобразовалась в остроконечный верх башни. В этом чувствуется несомненное влияние оборонного зодчества, характерный пример которого дает Псков с его мощными башнями, лишенными каких-либо украшений и служившими защитой от нападений врагов. При особо очевидной мощи стен, кладки, узких бойниц, окон, гармоничность форм подчеркивает их стройность и изящество. Геометрическая форма восьмигранного шатра, в плане образующая подобие восьмиконечной Вифлеемской звезды, позволяет истолковывать такие храмы как образ Богоматери, Которой символически соответствуют числа 8 и 9. НО шатровые покрытия запрещаются, но эта форма сохранилась в строительстве колоколен. И это не случайно. Шатер на колокольне сохраняется как символ благовеста и, разумеется, Благовещения Пресвятой Богородицы. Сооружались также колокольни ярусной конструкции (колокольня московского Новодевичьего монастыря).

Купол-блюдце ниже, чем другие виды куполов. Такой купол, оказывается, снаружи не виден, а внутри создает ощущение увеличенного пространства. Эти купола использовались при возведении византийский церквей и османских мечетей.

КОЛИЧЕСТВО КУПОЛОВ

По церковной символике, купол указывает христианам необходимость стремления от земного к небесному. Православные храмы строятся с нечетным числом куполов. Количество глав храма раскрывает в числовой символике иерархию устроения небесной церкви. Разное количество куполов, или глав, у храмового здания обусловливается тем, кому они посвящены.

Одноглавый храм купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения. Одноглавые храмы строились чаще всего в домонгольскую эпоху и являлись символом Единого Бога и совершенства творения (церковь Покрова на Нерли, церковь Святого Духа в Троице-Сергиевской Лавре, Дмитриевский собор во Владимире, Казанская церковь). Иногда к ним пристраивались колокольни или приделы и два купола, тогда символизировали два естества Господа Иисуса Христа — Божественное и человеческое (Церковь Иоанна Лествичника в Московском Кремле).

Двуглавый храм два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую).

Трехглавый храм три купола символизируют Пресвятую Троицу, не всегда могут быть Троицкими (например, Георгиевский собор Юрьевского монастыря в Великом

Четырехглавый храм. четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.

Пятиглавый храм пять куполов, один из которых возвышается над остальными, символизируют Христа, как Главу Церкви, и четырех евангелистов. Большое распространение на Руси получили пятикупольные храмы, причем строительство их велось как в древности, так и в наши дни. Один из куполов, как правило, возвышается над остальными, что символизирует собой Иисуса Христа и четырех евангелистов. Иногда изначально пятиглавый собор после перестройки мог превратиться в шестиглавый (Софийский собор в Новгороде), впрочем, как и появиться из трехглавого ранее собора. Причинами таких перестроек становились, как правило, обветшание и пожар. Пятикупольные храмы строятся и в последнее время, таким, например, стал храм Христа Спасителя, недавно возрожденный в Москве.

Семиглавый храм семь куполов символизируют семь Таинств церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.

Девятиглавый храм девять куполов связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.

Тринадцатиглавый храм

тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев (Откр. 11, 15—18) или обозначать похвалу Пресвятой Богородице, в зависимости от посвящения храма.

Тридцать три главы — число земных лет Спасителя.

Количество глав храмов связано с посвящением главного престола храма, а также часто и с количеством престолов, соединенных в одном объеме.

ЦВЕТ КУПОЛА

Цвет купола также важен в символике храма.

Золото - символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.

Золочение куполов — чисто православная традиция, которая не встречается у других конфессий. В этой кажущейся расточительности есть своя нерушимая логика. Для православного человека золото в первую очередь является символом вечности, нетления, царственности и небесной славы. Недаром одним из даров, принесенных волхвами младенцу Иисусу, было именно золото. Золотом на Руси покрывали главы главных храмов, а также храмов, посвященных Спасителю.

Использование в отделке церквей золотой фольги началось во времена Византийской империи, которая не жалела драгоценного металла для благолепия храмов. Впоследствии традиция украшения была перенята и крестившейся Русью. Церковь Покрова Богородицы на реке Нерль стала одной из первых, чей купол по приказу святого князя Андрея Боголюбского был покрыт сусальным золотом.

Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.

Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа.

Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами

В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества.

Православный храм без купола или главки как будто ненастоящий. Бывают, конечно, временные храмы или приспособленные для богослужений различные помещения и без куполов, но, согласись, нет в таких стенах ни должной красоты, ни величия. И все же, красота – не главное. Купола символизируют горний мир, Царство Небесное, куда устремлены взгляды верующих.

Эту важнейшую для православной архитектуры деталь русские зодчие позаимствовали у византийских мастеров. Вспомним огромный купол над собором Святой Софии в Константинополе. Он был «придуман» еще в VI веке и произвел настоящую революцию в архитектуре – казалось, купол венчает храм без всяких подпорок, он как бы парит в воздухе. К слову сказать, такой тип купола называется парусным.

Купол всегда завершается главкой, где устанавливается крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Но ты, конечно, знаешь, что две абсолютно одинаковые церкви найти невозможно. Где-то храм накрывает один большой свод, а гдето три, пять или семь луковок устремляются ввысь. Почему?

Конечно, неспроста. Две главки означают два естества в Иисусе Христе – божественное и человеческое. Три главы символизируют Святую Троицу, пять глав – Иисуса Христа и четырех Евангелистов, семь глав – семь Вселенских Соборов, девять глав – девять чинов ангельских, а тринадцать – Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Морской собор святителя Николая чудотворца в Кронштадте

Цветовая гамма куполов тоже бывает разная. Золотой цвет – это символ небесной славы. Такие купола бывают у главных храмов, посвященных Спасителю и двунадесятым праздникам. Синие со звездами ты увидишь на церквях, посвященных Богородице, так как звезда напоминает нам о рождении Христа от Девы Марии. А на Троицких храмах, как правило, купола зеленого цвета, поскольку это цвет Святого Духа. Зеленые (а иногда серебристые) купола бывают и на церквях в честь различных святых. В монастырях можно увидеть храмы с черными куполами. Объясняется это просто: черный цвет – это символ монашества.

А что ты скажешь о разноцветных луковках Покровского храма (Василия Блаженного) на Красной площади? Они призваны напоминать нам о красоте и радости Небесного Иерусалима, которой удостоятся праведные христиане.

Купол — что означает количество куполов и их цвета?

Купол (итал. cupola - купол, свод, от лат. cupula , уменьшительное от cupa - бочка) - пространственное покрытие зданий и сооружений, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой (эллипса, параболы и т. п.). Традиция сооружать над основным зданием храма один или несколько куполов пришла к нам из Византии. Купол является символом небесного (сфера) и вечного (круг). Внешний храма нередко отражает его посвящение — Господу, Богородице, какому-либо святому или празднику. Так, например:

  • Белый — храм, освященный в честь Преображения или Вознесения Господня
  • Голубой — в честь Пресвятой Богородицы
  • Красный — посвященный мученику (мученикам)
  • Зелёный — преподобному
  • Жёлтый — святителю

Однако, надо заметить, что всё это не догма, а лишь традиция, не везде и не всегда соблюдаемая.

Золотые купола символизируют Божественную славу. Поэтому златоглавыми чаще всего устраивают храмы, посвященные Господским праздникам.

Голубой или синий цвет купола символически изображают небесную чистоту и непорочность. Эти купола венчают храмы, посвященные Божией Матери.

Купола храмов, посвященные Пресвятой Живоначальной Троице, имеют, как правило, зеленый цвет. Храмы, освященные в честь святых, также имеют зеленые купола.

Надо помнить, что речь идет о традиции, а не правилах. Реально покрытие купола часто зависит от материальных возможностей прихода.

Количество куполов на храмах также символично:

  • 1 — символизирует Единого Бога
  • 3 — Святую Троицу
  • 5 — Спаситель и четыре евангелиста
  • 7 — семь таинств Церкви
  • 9 — по числу ангельских чинов
  • 13 — Спаситель и двенадцать апостолов
  • 33 — по числу лет земной жизни Спасителя.

Форма купола тоже имеет символический смысл.

  • Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.
  • Форма луковицы - символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: «Вы — свет миру».
  • Замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме Василия Блаженного говорит о красоте Небесного Иерусалима.

Цвет купола также важен в символике храма:

  • Золото - символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.
  • Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.
  • Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый - цвет Святого Духа.
  • Храмы, посвященные святым, часто увенчаны зелеными или серебряными куполами.
  • В монастырях встречаются черные купола — это цвет монашества.

Найти православный храм в любом городе легко по форме купола и его окраске. Интересно, что барабаны бывают световые и декоративные, а купола, расположенные на декоративном основании, называют главками.

Купола и их количество

Главой церкви принято называть покрытие купола, расположенного на так званом барабане. Количество глав над храмом также не является случайным числом.

33-купольный храм в честь Преображения Господня в Усть-Медведицком монастыре, Волгоградская область

Количество, символика и цвета куполов - посвящение храма Богу, Святой Троице, Богоматери или кому-то из святых или мучеников.

  • один купол - символ Единого Всевышнего Творца;
  • три - Святая Троица;
  • пять глав символизируют Спасителя и приближенных к Нему апостолов;
  • семь куполов над храмом - символ семи церковных Таинств;
  • девять чинов Ангелов - семь глав;
  • Иисус и 12 апостолов - прообраз тринадцатиглавого храма.
На заметку! Количество глав может доходить до 33 - число земных лет Иисуса.

Специфическая форма куполов православных храмов

У историков нет единого мнения по поводу появления на Руси храмов с верхом сферической формы и вытянутой верхушкой. Килевидный верх напоминает древнерусский шлем и подобен постройкам византийских архитекторов.

На исторических рисунках видно, что церковные постройки в домонгольской Руси были покрыты посводными куполами, которые были заимствованы с Византии. Такие главы встречались в Киеве, Чернигове, Смоленске.

Шлемовидная форма купола напоминала о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла

Шлемовидными главами церквей в XIV-XVI веках был богат Владимиро-суздальский край, затем они стали появляться в княжествах Москвы и Твери, а затем и по всей Руси.

С середины XVI века русские храмы стали покрываться луковичными главами. Простому христианину, не обладающему глубокими архитектурными знаниями, трудно с первого взгляда увидеть разницу между этими верхами.

Луковичные главы отличаются от шлемовидных только соотношением диаметров купола и барабана.

У первых диаметры барабанов меньше диаметра купола, а у шлемовидных - наоборот. Высота луковичного верха равняется его диаметру, а у глав, подобных шлему, ширина больше высоты.

Позаимствованная с Византии сфероподобная форма покрытия храмов со временем вытягивалась, преобразуясь в подобие шлема - символ защиты и луковичные купола, напоминающие форму огня или свечи.

Луковичные главы храма - символ пламени свечи

Как по цвету купола определить его посвящение

Православные зодчие сходятся на том, что сфера главы храма - прообраз небес, поэтому важна не только форма верха, но и его цвет:

  • Золотом, символом славы Господней, покрываются главы церквей, посвященных Иисусу и 12 великим православным праздникам. Такое покрытие в храме Христа Спасителя. Три дара принесли мудрецы в подарок новорожденному Иисус, ладан, миро и золото, символ вечности, царствования и славы.
  • Серебряные купола означают, что это постройка имеет покровителя в виде святого, белыми покрытиями славятся постройки в честь Преображения Господнего и Его Вознесения.
  • Синие покрытия с желтыми звездами напоминают о рождении Иисуса в рождественскую ночь, храмы Пресвятой Богородицы легко узнаваемые по голубому цвету куполов, символу чистоты и непорочного зачатия.
  • Цвет вечной жизни зеленый - посвящение Духу Святому, Святой Троице.
  • Редко можно встретить церкви с красным покрытием, символом крови и мученичества, святой мученик - хранитель такой церкви.
  • Яркая окраска и замысловатые формы, украшающие храм Василия Блаженного, символизируют Небесный Иерусалим.
  • В монастырях принято главы окрашивать в черный цвет, примером может служить Покровский монастырь, хранитель мощей Святой Матронушки Московской.
Важно! Все цвета являются условными, храмы, купола которых не имеют цветного покрытия, а изготовлены из дерева, наполнены тем же Божьим присутствием, что и церкви с великолепными главами.

Символика православных накупольных крестов

Любовь