Известный русский лингвист генриетта григорьевна граник. Понимание текста на уроках русского языка и литературы

ГРАНИК Генриетта Григорьевна (р. 1928) - российский психолог, специалист в области педагогической психологии, психологии речи. Д-р психологических наук (1981), профессор (1996). Чл.-кор. РАО (1992), д. чл. РАО (1995). За серию учебников по русскому языку и литературе награждена премией им. К.Д. Ушинского (1973) и медалью его имени (1999). Лауреат премии Правительства РФ за серию научных работ и учебных книг по русскому языку и литературе (1997). Закончив фак-т русского языка и литературы Московского Государственного заочного пединститута (1959), преподавала русский язык и литературу в общеобразовательных школах. С 1963 г. работает в ПИРАО, пройдя путь от м.н.с. НИИ ОиПП АПН СССР до гл. н. с. ПИ РАО. В 1965 г. защитила канд. дис.: "Формирование у школьников приемов умственной работы в процессе выработки орфографических навыков", в 1980 - докт. дис.: "Психологическая модель процесса формирования пунктуационных умений". С 1980 г. возглавляет группу: "Проблемы построения школьных учебников". Основные направления научной деятельности Г. связаны с исследованием психологических аспектов развития письменной речи учащихся и формирования психологических приемов понимания учебных и художественных текстов ("И снова…о Пушкине" (совм. с Л.А. Концевой), 1999; "Литература (Учимся понимать художественный текст)" (в соавт.), 1999, 2001; "Драматурги, драматургия, театр" (совм. с Л.А. Концевой), 2002). Раскрытие психологических механизмов формирования грамотного письма, а также приемов понимания и запоминания текстов позволили Г. построить новый школьный курс русской филологии и создать специальную методику обучения. ("Синтаксис и пунктуация русского языка", 1970; "Секреты пунктуации" / совм. с С.М. Бондаренко, 1987, 1988; "Русский язык. Синтаксис и пунктуация" / совм. с С.М. Бондаренко, 2002). Г. заложены основы комплексной научной дисциплины - "школьный учебник", которая является практико-ориентированной и характеризуется обилием междисциплинарных пересечений. Построение школьного учебника требует учета данных различных научных областей: общей и возрастной физиологии, когнитивной науки, психологии личности, психолингвистики, психодидактики, полиграфической науки, частных методик и других, с которыми теория школьного учебника имеет обширные области пересечения исследовательских интересов. Создание учебника предполагает проведение исследований по широкому кругу проблем, среди которых: психологические закономерности усвоения предмета и адекватные им формы репрезентации учебного материала; учет возрастных физиологических особенностей и возможностей школьника на каждом этапе обучения; психологические закономерности внимания и памяти; проблемы понимания; приемы работы с книгой и обучение такой работе; восприятие текстов художественной литературы; разработка принципов и приемов воспитания читателя средствами учебника; методов и средств обогащения культурного фонда учащихся; создание условий для возбуждения и постоянного поддержания познавательного интереса, для повышения активности и самостоятельности школьника в учебном процессе, поиск средств снижения ситуативной тревожности и др. Многоаспектность работы по проектированию школьного учебника предполагает создание специальных научных коллективов, которыми под руководством Г. создана серия экспериментальных учебников не только по синтаксису и пунктуации русского языка, но и по другим школьным дисциплинам (англ. языку, математике и др.). Она автор и ред. серии книг, в том числе для учителей, в которых рассмотрены психолого-педагогические приемы работы учащихся с учебником, освоения содержащегося в нем материала ("О путях повышения эффективности обучения русскому языку в школе" (1970, 1971, 1972), "Учитель, учебник и школьники" / в соавт., 1977; "Психологические проблемы построения школьных учебников" / в соавт., 1979; "Как учить школьника работать с учебником" (в соавт.), 1987; "Когда книга учит" (в соавт.), 1988, 1991, 1995; серии учебных пособий по русскому языку и литературе для начальных, средних и старших классов школы.

Российский психолог, педагог, доктор психологических наук (1981), профессор, действительный член РАО (1995).

Г.Г. Граник родилась в Улан-Удэ в семье служащих (отец, Григорий Григорьевич, был инженером; мать, Этолия Александровна - домохозяйкой). После окончания Великой Отечественной войны Генриетта Григорьевна попала в тяжелую автомобильную катастрофу и долгое время не могла ни учиться, ни работать. После выздоровления в течение трех лет работала старшей пионервожатой в школе № 81 Краснопресненского района Москвы. Эти годы она и до сих пор считает лучшими в своей жизни, а слова ее бывших пионеров: «Рита, ты подарила нам детство», - высшей наградой, которая греет ее всю жизнь.

Окончив Московский государственный заочный пединститут (1959), Г.Г. Граник стала учителем русского языка и литературы, а затем районным методистом. С тех пор свою жизнь она навсегда посвятила проблемам школы и прежде всего проблемам создания учебников. В начале 1960-х гг. Г.Г. Граник была принята на должность младшего научного сотрудника в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР в лабораторию программированного обучения.

В 1963 г. она защитила кандидатскую диссертацию по теме «Формирование у школьников приемов умственной работы в процессе выработки орфографических навыков». Затем занималась и занимается вопросами создания учебников по русскому языку (вначале - проблемно-программированных, а потом - учебников нового типа). В это время проблема школьного учебника как специальная теоретико-экспериментальная проблема в психологической науке хотя и ставилась, но по существу не разрабатывалась.

Вместе с тем, как известно, еще в начале ХХ в. состоялась дискуссия на эту тему: одни из ее участников считали, что учебник должен нести функцию закрепления знаний, полученных учеником в классе, должен стать учебником-справочником, учебником-тренажером; другие полагали необходимым так построить учебник, чтобы он сопровождал весь учебный процесс, выполнял не только обучающую, но и развивающую и воспитывающую функции. Из инструмента передачи информации учебник должен был превратиться в средство организации совместной деятельности учителя и учащихся, а также самих учащихся. Они считали, что такой учебник поможет и учителю, и ученикам. Тогда победили сторонники учебников-справочников, учебников-тренажеров. Такие учебники, не изменяясь по существу, преимущественно используются и сегодня. Даже бесспорные, крупные достижения лингвистов и психодидактов ХХ в. лишь изредка, с большим трудом, пробиваются в так называемые новые поколения учебников.

Почему же в те годы победили сторонники таких учебников? Основных причин две: во-первых, массовой школе срочно требовались учебники, а создание учебников, которые бы обслуживали весь учебный процесс, требовало много времени и специально подготовленных кадров. Во-вторых, наука вплоть до 1960-х гг. делала лишь первые шаги по изучению психологии усвоения такого предмета, как русский язык (см. работы Д.Н. Богоявленского, Л.И. Божович, Л.С. Славиной, А.М. Орловой и других).

Таким образом, не было научного фундамента для построения учебников нового типа, сопровождающих весь ход обучения.

Для создания учебников нового типа в 1965 г. Г.Г. Граник удалось при НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР и Российском педагогическом обществе организовать первый семинар для учителей. Всего в семинаре участвовало свыше 30 человек. Он просуществовал около 11 лет. Создание учебников нового типа опиралось на многочисленные исследования в разных областях науки: общей и педагогической психологии, психодидактики, возрастной физиологии, методики и др. Результаты исследований этих лет отражены в пяти монографических сборниках и в книгах серии «Проблемы школьного учебника».

В 1971 г. авторским коллективом был создан первый экспериментальный учебник нового типа по синтаксису и пунктуации русского языка, награжденный премией им. К.Д. Ушинского. В истории Академии педагогических наук СССР это был первый случай, когда премию получили не только научные сотрудники института, но и учителя-экспериментаторы (из 10 авторов - шестеро были учителями: С.М. Бондаренко, О.З. Кантаровская, Е.Д. Кин, Л.А. Концевая, С.С. Левитина, Е.Л. Соломонова).

В настоящее время как в общей, так и в педагогической психологии накоплен большой материал о процессе усвоения знаний, о причинах возникновения тех или иных нарушений, сбоев в этом процессе, о содержании новообразований, которые происходят в развитии ребенка под влиянием обучения. К числу фундаментальных исследований относится докторская диссертация Г.Г. Граник «Психологическая модель процесса формирования пунктуационных умений» (1985).

Дело в том, что учебник требует целостного подхода к проблеме своего создания. Такое единство основывается на синтезе ряда наук - это общая психология, психодидактика, современная лингвистика, литературоведение, возрастная физиология, логика и методика, обслуживающая разработанную целостную концепцию.

Проблема построения учебников нового типа не могла быть решена без создания целостного курса русской филологии. Объединение русского языка и литературы в единую образовательную область «Русская филология» предполагало изучение соотношения школьных предметов «русский язык» и «литература». А это, в свою очередь, потребовало создания другого семинара, участники которого совместно с сотрудниками группы провели необходимые психологические исследования. В 1999 г. при Московском комитете образования и ПИ РАО была открыта экспериментальная площадка «Разработка курса “Русская филология” - его содержания, средств и методов обучения», руководителем которого является Г.Г. Граник. В течение ряда лет были созданы первые, а затем после массовой экспериментальной проверки вторые варианты учебников нового типа по русскому языку и литературному чтению со всеми методическими пособиями: программой, методическими рекомендациями (сценариями уроков), спутниками учебников (всего 27 книг). Учебно-методический комплект представлен к премии Правительства РФ в области образования (2008).

Г.Г. Граник опубликовано свыше двухсот работ. Основные научные результаты лежат в области исследования психологических механизмов грамотной речи, понимания текста, разработки концептуальных подходов к построению учебников нового типа. Ею создано новое направление в психолого-педагогической науке - «Школьный учебник».

За создание научно-учебно-методического комплекта «Русская филология» Г.Г. Граник удостоена премии Президента РФ в области образования (1997); она награждена золотой медалью Российской академии образования «За достижения в науке» (2007), почетным знаком «ПСИ серебряная» Федерации психологов образования РФ, МГППУ, ПИ РАО (2007).

ГРАНИК Генриетта Григорьевна (р. 1928) - российский психолог, специалист в области педагогической психологии, психологии речи. Д-р психологических наук (1981), профессор (1996). Чл.-кор. РАО (1992), д. чл. РАО (1995). За серию учебников по русскому языку и литературе награждена премией им. К.Д. Ушинского (1973) и медалью его имени (1999). Лауреат премии Правительства РФ...

Краткая биография

ГРАНИК Генриетта Григорьевна (р. 1928) - российский психолог, специалист в области педагогической психологии, психологии речи. Д-р психологических наук (1981), профессор (1996). Чл.-кор. РАО (1992), д. чл. РАО (1995). За серию учебников по русскому языку и литературе награждена премией им. К.Д. Ушинского (1973) и медалью его имени (1999). Лауреат премии Правительства РФ за серию научных работ и учебных книг по русскому языку и литературе (1997). Закончив фак-т русского языка и литературы Московского Государственного заочного пединститута (1959), преподавала русский язык и литературу в общеобразовательных школах. С 1963 г. работает в ПИРАО, пройдя путь от м.н.с. НИИ ОиПП АПН СССР до гл. н. с. ПИ РАО. В 1965 г. защитила канд. дис.: "Формирование у школьников приемов умственной работы в процессе выработки орфографических навыков", в 1980 - докт. дис.: "Психологическая модель процесса формирования пунктуационных умений". С 1980 г. возглавляет группу: "Проблемы построения школьных учебников". Основные направления научной деятельности Г. связаны с исследованием психологических аспектов развития письменной речи учащихся и формирования психологических приемов понимания учебных и художественных текстов ("И снова…о Пушкине" (совм. с Л.А. Концевой), 1999; "Литература (Учимся понимать художественный текст)" (в соавт.), 1999, 2001; "Драматурги, драматургия, театр" (совм. с Л.А. Концевой), 2002). Раскрытие психологических механизмов формирования грамотного письма, а также приемов понимания и запоминания текстов позволили Г. построить новый школьный курс русской филологии и создать специальную методику обучения. ("Синтаксис и пунктуация русского языка", 1970; "Секреты пунктуации" / совм. с С.М. Бондаренко, 1987, 1988; "Русский язык. Синтаксис и пунктуация" / совм. с С.М. Бондаренко, 2002). Г. заложены основы комплексной научной дисциплины - "школьный учебник", которая является практико-ориентированной и характеризуется обилием междисциплинарных пересечений. Построение школьного учебника требует учета данных различных научных областей: общей и возрастной физиологии, когнитивной науки, психологии личности, психолингвистики, психодидактики, полиграфической науки, частных методик и других, с которыми теория школьного учебника имеет обширные области пересечения исследовательских интересов. Создание учебника предполагает проведение исследований по широкому кругу проблем, среди которых: психологические закономерности усвоения предмета и адекватные им формы репрезентации учебного материала; учет возрастных физиологических особенностей и возможностей школьника на каждом этапе обучения; психологические закономерности внимания и памяти; проблемы понимания; приемы работы с книгой и обучение такой работе; восприятие текстов художественной литературы; разработка принципов и приемов воспитания читателя средствами учебника; методов и средств обогащения культурного фонда учащихся; создание условий для возбуждения и постоянного поддержания познавательного интереса, для повышения активности и самостоятельности школьника в учебном процессе, поиск средств снижения ситуативной тревожности и др. Многоаспектность работы по проектированию школьного учебника предполагает создание специальных научных коллективов, которыми под руководством Г. создана серия экспериментальных учебников не только по синтаксису и пунктуации русского языка, но и по другим школьным дисциплинам (англ. языку, математике и др.). Она автор и ред. серии книг, в том числе для учителей, в которых рассмотрены психолого-педагогические приемы работы учащихся с учебником, освоения содержащегося в нем материала ("О путях повышения эффективности обучения русскому языку в школе" (1970, 1971, 1972), "Учитель, учебник и школьники" / в соавт., 1977; "Психологические проблемы построения школьных учебников" / в соавт., 1979; "Как учить школьника работать с учебником" (в соавт.), 1987; "Когда книга учит" (в соавт.), 1988, 1991, 1995; серии учебных пособий по русскому языку и литературе для начальных, средних и старших классов школы.

На нашем книжном сайте Вы можете скачать книги автора Генриетты Григорьевны Граник в самых разных форматах (epub, fb2, pdf, txt и многие другие). А так же читать книги онлайн и бесплатно на любом устройстве – iPad, iPhone, планшете под управлением Android, на любой специализированной читалке. Электронная библиотека КнигоГид предлагает литературу Генриетты Григорьевны Граник в жанрах филология.

Доктор психологических наук, профессор, академик РАО. Более 30 лет руководит исследованием проблем, посвященных совершенствованию школьных учебников, изучению психоло­гических механизмов речи, исследованию механизмов понима­ния художественного текста, созданию нового типа школьных учебников. Автор более 200 печатных работ.

Основные работы: «Психологические проблемы построения школьных учебников». М., !970: совместное С. М. Бондаренко


Классики Мировой Психологии


Классики Мировой Психологии

и Л. А. Концевой «Когда книга учит»-три издания (1988, 1991, 1995); «Дорога к книге».(1996): «Синтаксис и пунктуация рус­ского языка»(совместно с Л. А. Концевой, С. М. Бондаренко, О. 3. Кантровской. С.А. Бакановой, Е.Л. Соломоновой, С.С. Ле­витиной, Е. Д. Кин, 1970); «Русский язык» для 3-4 класса (со­вместно с О. 3. Канторовской, И.П. Токмаковой. 1999, 2000).

FperopH(Gregory) Ричард

Род. в 1923 Лондон. Англия

Выдающийся английский психолог, профессор нейропсихо­логии и заведующий лабораторией мозга и ощущений Брис­тольского университета, занимавшийся проблемами ис­кусственного интеллекта, психологии восприятия, сравнитель­ной и экспериментальной психологии, философии психологии, психофизиологии.

После службы в ВВС Великобритании во время Второй ми­ровой войны, изучал философию и экспериментальную психо­логию в Кембридже. Занимался психологическими проблема­ми аварий на подводных лодках, читал лекции в Кембридже и работал там в Специальной сенсорной лаборатории. Он участво­вал во множестве проектов, связанных с восстановлением зрения у людей, слепых с рождения (совместно с Джин Уоллер), ког­нитивным исследованием иллюзий и др. Он занимался также психологическими проблемами посадки на Луну и стыковки в космосе по заказу ВВС США и NASA. Помимо этого, он скон­струировал ряд приборов: камеру-телескоп, сканирующий мик­роскоп и трехмерное чертежное устройство. В 1967 году Гре­гори основал кафедру искусственного интеллекга и восприя­тия в Эдинбургском университете. Там он создал одного из пер­вых интеллектуальных роботов Фредди, способного распозна­вать объекты и манипулировать ими. Он является основателем и научным руководителем Бристольского исследовательского центра науки и технологии. По его мнению восприятие склады­вается из ощущений, подвержено значительному нисходящему


когнитивному влиянию и является творческим процессом. Его идеи являются развитием гипотезы Гсльмгольца (1866) о влия­нии бессознательного на перцепцию. Грегори является авто­ром множества книг и научных статей.



Основные работы: «The Intelligent Eye»(1970); «Illusion in Nature and Art», (ed. with Sir E. Gombrich, J973); «Concepts and Mechanisms of Perception»(1974. ed.); «Mind in. Science» (1981)

Гроф (Grof) Станислав

Род. 01.07.1931 Прага

Выдающийся чешско-американский психолог, один из осно­вателей и виднейших представителей трансперсональной пси­хологии. С 1956 по 1967 г. С. Гроф - практикующий психиатр-клиницист. Занимался Психоанализом. Лауреат премии Кюффне-ра - национальной Чехословацкой награды, ежегодно вручае­мой за наиболее выдающийся вклад в области психиатрии (1959). С 1961 года он возглавлял в Чехословакии исследования применения ЛСД и других психоделиков для лечения психи­ческих расстройств.

В 1967 году, как стипендиат Фонда поддержки психиатри­ческих исследований (США), два года работал в Университете Джона Хопкинса. Затем продолжил свои эксперименты в Мэ-рилендском центре психиатрических исследований. С! 973 по 1987 год С. Гроф жил и работал в институте Эсален (Биг-Сур, Калифорния). В этот период вместе с женой Кристиной он раз­работал технику холотропного дыхания. Гроф - один из основа­телей Международной Трансперсональной Ассоциации (ITA), долгое время был ее президентом. В 1993 г. он награжден по­четной премией Ассоциации трансперсональной психологии за выдающийся вклад в ее развитие. В настоящее время С. Гроф -профессор факультета психологии Калифорнийского институ­та интегральных исследований. Кроме того, он проводит обу­чающие семинары для профессионалов («Трансперсональные тренинги Грофа»), а также выступает с лекциями и семинарами


Классики Мировой Психологии


Классики Мировой Психологии

Основные работы: «За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии» (1994); «Области бессознатель­ного: данные исследований ЛСД» (1994); «Путешествие в по­исках себя: измерения сознания и новые перспективы психоте­рапии и внутреннего исследования» (1995); «Человек перед лицом смерти» (вместе с Джоан Хэлифакс, 1996); «Холотроп-ное сознание» (1996); «Космическая игра: исследование рубе­жей сознания» (1997); «LSD Psychotherapy» (1980); S. Grof,. «Beyond Death: Gates of Consciousness» (with C. Grof. 1980); «Ancient Wisdom and Modem Science»(1984); «Human Survival and Consciousness Evolution»(1988); S. Grof, (ed.) «Spiritual Emergency: When Personal Transformation Becomes a Crisis»(C. Grofed. 1989); «Books of the Dead: Manuals for Living and Dying» (1994); «Transpersonal Vision. Sound True publ» (1998).



Гурджиев Георгий Иванович

01/13.01.1877 - 29.10.1949

Мистик, духовный учитель, теософ. Странствовал по терри­тории Ирака, Ирана, Египта, Сирии, Афганистана, Турции, где учился в духовных школах и монастырях.

В Тифлисе открыл Институт гармонического развития чело­века; его деятельность была возобновлена с 1922 г. в окрестно­стях Парижа. Разрабатывал систему самосовершенствования человека, называвшуюся им «хайда-йога», «эзотерическое хри­стианство», «4-Й путь».

Основные работы: «All and everything» N.Y., 1950; «Views from the real world», 1973; «Вестник грядущего добра», СПб., 1993; «Беседы Вельзевула со своим внуком», Минск, 1999.


Гуссерль (Husserl) Эдмунд

08.04.1859 Просниц. Моравия - 27.04.1938 Фрейбург

Выдающийся немецкий философ, основоположник феноме­нологии. Изучал математику в Берлине и затем психологию у Брентано в Вене и у Карла Штумпфа в Галле. В 1887 г. становит­ся приват-доцентом в Берлине. В 1900 г. назначается профессо­ром философии в Геттинген, а затем в 1916 г. профессором во Фрейбург, где преподавал до 1929 г. и жил до конца своей жизни, страдая от ограничений, связанных с его еврейским происхожде­нием. Одним из его студентов был Мартин Хайдеггер.

Гуссерль занимался обоснованием человеческого знания, на­зывая это «архимедовой точкой». Он развил «чистую феноменоло­гию» - процедуру, основывающуюся на исследовании содержания собственного сознания субъекта. Рассматривая сознание как сово­купность сущностей, Гуссерль понимает его как поток, как неру­шимую целостность. Сознание выступает в виде потока пережи­ваний, элементы которого - феномены. Поэтому учение о структу­ре потока переживаний называется феноменологией. Феномены как элементы потока сознания, потока переживаний представля­ют собой в свою очередь определенную целостность, которая об­ладает самостоятельной и сложной структурой. Понять феномен как целостность можно только посредством интуиции. Это можно достигнуть, если его не описывать извне, а «пережить», т. е. непос­редственно войти в поток сознания. При этом происходит интуи­тивное, непосредственное, чисто умозрительное усмотрение сущ­ности. Феноменологический метод состоит в том, чтобы слиться с потоком сознания непосредственным образом. Важным для фе­номенологии Гуссерля является понятие интенциональности, ко­торое характеризует психические феномены. Это понятие было сформулировано Брентано, заимствовавшего его у средневековых схоластов. По мысли Гуссерля, сознание характеризуется направ­ленностью на предмет. Главное в интенциональности - момент соотнесенности сознания к объекту. Интенциональность всегда


Классики Мировой Психологии

присутствует в акте сознания, переживания, независимо от того, «существует ли объект, выдуман ли он или абсурден».

Гуссерль рассматривает понятие интенциональности в раз­личных аспектах. Он выделяет предметный аспект сознания, который называет ноэма (Noema). Этот предметный аспект со­знания не равен самому предмету сознания. «Дерево моего со­знания» не равнозначно самому дереву как реальному предме­ту. Восприятие отдельного предмета состоит из серии воспри­ятий, которые соединяются в единство активной синтезирую­щей деятельностью самого сознания, которое и обеспечивает целостное восприятие предмета». В интенциональном анализе, кроме предметных аспектов, присутствует еще и сам акт созна­ния в той или иной форме, который называется ноэсис (Noesis) - как способ данности интенционального предмета сознания. Единство ноэмы и ноэсиса определяется синтезирующей дея­тельностью сознания, при которой целостность предмета обес­печивается целостностью сознания.

Последняя книга Гуссерля - «Кризис европейских наук и транс­цендентальная феноменология», опубликована полностью толь­ко в 1956 г., хотя основа ее была заложена еще в 1935 г. Он счи­тал, что современная наука находится в кризисе, так как оставля­ет в стороне вопросы о смысле и бессмысленности человеческо­го существования. Позитивизм, по мнению Гуссерля, привел к ошибочному ограничению идеи науки и самой философии, Боль­шие надежды для преодоления кризиса он возлагал на «новую» философию, от которой будет зависеть состояние европейской духовности. Гуссерль ставит вопрос о связи философии и наук с фундаментальными сферами человеческого практического опы­та. Он ввел понятие «жизненного мира», под которым понимал сферу известного всем, непосредственного, очевидного. Гуссерль считал его основой всякого объективного познания, своего рода горизонтом, предпосылкой всякой действительной и возможной практики. Философия Гуссерля явилась основой для развития гуманистической и экзистенциальной психологии.


Декарт (Descartes) Рене "
(латинизированное -Картезий;,
- w Cartesius)

щнн -j 31.03.1596 Лаэ.Турень. Франция

11.02.1650 Стокгольм

* Выдающийся французский философ, математик, физик, фи­зиолог и психолог. С 1629 в Нидерландах Заложил основы ана­литической геометрии, дал понятия переменной величины и функции, ввел многие алгебраические обозначения. Сформу­лировал закон сохранения количества движения, дал понятие импульса силы. Автор теории, объясняющей образование и дви­жение небесных тел вихревым движением частиц материи (вих­ри Декарта). Ввел представление о рефлексе (дуга Декарта). В основе философии Декарта - дуализм души и тела, «мысля­щей» и «протяженной» субстанции Материю отождествлял с протяжением (или пространством), движение сводил к пере­мещению тел. Общая причина движения, по Декарту, -- Бог, который сотворил материю, движение и покой. Человек - связь безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей. Безусловное основоположение всего зна­ния, по Декарту, - непосредственная достоверность сознания («мыслю, следовательно, существую»). Существование Бога рассматривал как источник объективной значимости человечес­кого мышления. В учении о познании Декарт - родоначальник рационализма и сторонник учения о врожденных идеях.

Основные сочинения. «Геометрия» (1637); «Рассуждение о методе...» (1637); «Начала философии» (1644). п. /мы,;;!, i ws

ifqi" 1 ,йнь-

?tv «j с i is ; i i> ^ " " " lyfUttM


Классики Мировой Психологии


Классики Мирово^Психологии

Деннетт (Dennett) Даниель

Род. 28.03.1942 Бостон. США

Известный американский философ, занимающийся пробле­мой природы сознания. Получил философское образование в университетах Гарварда и Оксфорда (Англия). Возглавляет Центр Когнитивных исследований в Университете Тафта, в Медфорде, штаг Массачусетс. Хотя Деннетт получил класси­ческое философское образование, он очень хорошо разбирает­ся в проблемах искусственного интеллекта, нейробиологии, и когнитивной психологии. Его неортодоксальный подход, отра­жающий скептическое отношение к традиционным методам в философии, создали ему среди коллег славу радикала. В 1996 году Деннетт с другими учеными был привлечен к проекту Мае сачу сете ко го Технологического Института по созданию интеллектуального, и возможно даже обладающего сознанием, робота, названного Винтиком. Он автор множества книг по тео­рии сознания.

Основные работы: «Content and Consciousness» (1969); Consciousness Explained (1991); «Darwin"s Dangerous Idea»(1995); «Kinds of Minds» (1996).

Де Ренци (De Renzi) Эннио

Род. в 1924. Кремона. Италия.

Выдающийся итальянский психолог, один из ведущих ней-ропсихологов мира. Окончил медицинский факультет универ­ситета Павии.(доктор медицины, 1950). Профессор Триестско-го, Миланского, Моденского университетов. Почетный профес­сор Эдинбургского университета. Президент Европейского об­щества мозга и поведения (1969-1971). Академик Европейской академии. Редактор журнала «Cortex». Занимался исследовани­ями ассиметрии мозга, пространственных и вербальных нару­шений, апраксии, сенсорной депривации, топографической ам­незии и окуломоторных нарушений. Его книга «Disoders of Space 94


Exploration and Cognition» (1982), посвященная перцептивным и визуально-моторным нарушениям, остается лучшей из всех написанных на эту тему в современной научной литературе

Деркач Анатолий Алексеевич

Доктор психологических наук, профессор, действительный член АПСН, член- корреспондент РАС. Специалист в области создания имиджа политического лидера и профессиональной подготовки управленческих кадров. Автор более 200 научных работ. Основные работы: «Социально-психологические аспек­ты деятельности кадров»(1988); «Этнопсихология» (1992).

Дессуар (Dessoir) Макс

08.02.1867 Берлин - 19.08.1947 Кенигштейн Немецкий психолог. В 1897 -1934 годах - профессор в Бер­лине, в 1947 - во Франкфурте. Занимался исследованием и кри­тикой парапсихологических явлений, пытался дать определе­ние сущности эстетических переживаний и создать новую сис­тему искусствоведения. В 1906 году основал «Журнал Эстети­ки и Общего Искусствознания».

Основные работы: «Das Doppel-Ich» (1890); «Geschichte der neueren deutschen Psychologie» (1894); «Aesthetik und allemeine Kunsr\vissenschaft»(1906); «Von Jenseits der Seele» (1923); «Von Dieseit der Seele» (1923); «Okktiltismus in Urkunden» (1925); «Buch der Erinerungen» (1946); «Das Ich, der Traum, der Tod»(1947); «Psychologische Briefe» (1948).


Классики Мировой Психологии


Джексон (Jackson)

Дональд де Авила

02.01.1920 Окленд. Калифорния - 1968 Пало Альто

Американский психиатр и психоаналитик. Психоаналитичес­кое образование получил у Фриды Фромм-Рейхманн, большое влияние на него оказал Г.С. Салливен. В начале своей деятель­ности занимался проблемами психосоматической медицины. В 1959 г. организовал в Институте ментальных исследований г. Пало Альто, Калифорния, группу по изучению проблем семьи, в которую входили Дж. Викланд, Дж. Хейли, позже В. Сатир. Предложил теорию гомеостаза семьи (1956), в соответствии с которой семейные отношения понимаются как находящиеся в динамическом равновесии (в семье с психическими больными такое равновесие достигается благодаря психотическим симп­томам). Совместно с Г. Бейтсоном выдвинул гипотезу «двой­ной связи» (double bind) о роли несовпадения вербальных тре­бований и эмоционального контекста в этиологии шизофрении. Рассматривал взаимоотношения психотерапевта и пациента как борьбу за власть.

Джеймс (James) Уильям

11.01.1842 Нью-Йорк - 16.08.1910Чокоруа. Нью-Хэмпшир

Выдающийся американский философ и психолог, один из основателей прагматизма и функциональной психологии. По­лучил медицинское и естественнонаучное образование в Гар­вардском университете и в Германии. Профессор философа (1885-1889) и психологии (1889-1907) в Гарвардском уни­верситете. Организовал (совместно с Г. Мгонстербергом) nef вую в США лабораторию прикладной психологии (Гарварде кий университет, 1892). Первоначально психологические взгля ды Джеймса развивались в русле «психологии сознания» В. 96


Вундта. Однако уже в своей первой крупной работе («Принци­пы психологии», 1890) он выступил против атомизма класси­ческой ассоциативной психологии и развил представление о сознании как о «потоке» непрерывно сменяющих друг друга целостных индивидуальных психических состояний, из кото­рого человек вычленяет отдельные «группы чувственных эле­ментов», составляющих затем его «реальный мир». Джеймс рассматривал сознание с точки зрения его «функциональной» ценности для жизни человека, как одно из орудий биологичес­кого приспособления индивида. В связи с этим он отводил важ­ную роль инстинктам и эмоциям, индивидуальным физиологи­ческим особенностям человека. Развитая в одной из глав «Пси­хологии», теория личности оказала решающее влияние на фор­мирование американской персонологии. Многие темы, намечен­ные здесь Джеймсом, были подхвачены научной психологией личности и в настоящее время интенсивно разрабатываются в рамках исследований «образа самого себя», «самооценки», «са­мосознания». Другие же стали исходными точками в разработ­ке таких аспектов личности, которые раскрываются со стороны ее собственного сознания. Эмоциональная жизнь личности, ее смысловые образования, ее жизненные проблемы, перспекти­вы и прочее стали важными проблемами психологических ис­следований личности. Джеймс включает в личность, наряду с «чистым Я», также «эмпирическое Я», которое составляет не только то, что человек считает самим собой, но также и все то, что он может считает своим: свой дом, близких, свои дела репу­тацию и т. п. По отношению ко всему этому человек испытыва­ет те же чувства, что и по отношению к самому себе, потеря доброго имени переживается как утрата части собственного Я. Самая логика обсуждаемых Джеймсом вопросов заставляла его выходить за пределы индивидуального сознания человека. По­нятно, однако, что в рамках традиционной психологии созна­ния поднимавшиеся Джеймсом проблемы не могли получить адекватного решения. Широкое распространение получила выд-


Классики Мировой Психологии


Классики Мировой Психологии

винутая им в 1884 г. теория эмоций. Ряд интересных работ Джей­мса посвящен научно-психологическому анализу религии.

Сочинения: «Научные основы психологии», СПб., 1902; «Прагматизм», Изд. 2-е. СПб., 19)0; «Многообразие религиоз­ного опыта», М., 1910; «Существует ли сознание?»-В кн.: «Но­вые идеи в философии», вып. 4., СПб., 1913.

Джонс (Jones) Эрнст

1879 Гоуертон. Гламорганшир. Уэльс- 1958 Лондон

Известный британский психоаналитик. После получения медицинской степени (1903), Джонс работал в Королевском Медицинском Колледже в Лондоне (1904). Его интерес посте­пенно переместился от терапии к неврологии, психиатрии, и, в конечном счете, психоанализу. Вместе с Карлом Юнгом орга­низовал первый Психоаналитический конгресс в Зальцбурге (1908), где он познакомился с Фрейдом. В этом же году он уехал в Канаду, где в течение четырех лет работал в Торонтском Цен­тральном Госпитале и экспериментировал с психоаналитичес­кими методами. Джонс применял психоаналитические принци­пы к антропологии, фольклору, искусству, и литературе. В сво­ем известном эссе (1910) он интерпретировал характер Гамлета в терминах Эдипова комплекса. Позже эта работа была расши­рена, дополнена и издана в виде книги «Hamlet and Oedipus» (1949). Джонс сыграл большую роль в создании Американской Психоаналитической Ассоциации (1911). После своего возвра­щения в Лондон в 1913 году он основал институт и клинику также как и Международный Журнал Психоанализа, который он редактировал до 1939. В значительной степени благодаря его усилиям, Британская Медицинская Ассоциация признала пси­хоанализ в 1929. Когда Гитлер пришел к власти, Джонс помог многим немецким аналитикам эммигрировать в Англию и дру­гие страны, Джонс сыграл решающую роль в предоставлении возможности уехать в Лондон больному Фрейду и его семье. Он автор более 300 статей, монографий по символизму, форми-98


рованию характера и обсессивному неврозу. Мировую извест­ность получила его книга: «The Life and Works of Sigmund Freud» 1-3 vol. (1953-57).

Донцов Александр Иванович

Доктор психологических наук, профессор, академик РАО. Занимается проблемами социальных конфликтов. Имеет более 90 научных работ.

Основные работы: « Проблемы групповой сплоченности» (1984); «Концепции социальных представлений в современной французской психологии» (в созвт., 1987).

9 ноября 2018 года Генриетте Григорьевне Граник исполнилось 90 лет. В день славного юбилея «Гильдия словесников» - ассоциация, объединяющая всех, кто знает цену точному и образному слову, кто творчески работает с ним, - поздравляет замечательного психолога и филолога, проложившего дорогу сотням тысяч словесников к Слову, Грамотности, Книге, с Днем рождения!

Кто такая Генриетта Григорьевна Граник?

Согласно официальной справке, Г.Г. Граник - доктор психологических наук, профессор, академик РАО, дважды лауреат премии Правительства Российской Федерации, заведующая группой психологических основ построения школьных учебников Психологического института РАО. Родилась в г. Улан-Удэ в семье служащих. После окончания Великой Отечественной войны в течение трех лет работала старшей пионервожатой в школе № 81 Краснопресненского района г. Москвы. Окончив Московский государственный заочный пединститут (1959), стала учителем русского языка и литературы, а затем районным методистом. В 1963 году Г.Г. Граник пришла в Институт общей и педагогической психологии АПН РСФСР (ныне Психологический институт РАО), в лабораторию программированного обучения, где в течение ряда лет занималась психологическими основами создания проблемно-программированных учебников по русскому языку. В 1965 г. Г.Г. Граник защитила кандидатскую диссертацию по педагогической психологии «Формирование у школьников приемов умственной работы в процессе выработки орфографических навыков», в 1980 г. - докторскую на тему «Психологическая модель процесса формирования пунктуационных умений».

Жизнь юбиляра оказалась навсегда связана со школой, с проблемами создания школьного учебника. Под научным руководством Риты Григорьевны и при ее непосредственном участии создано 45 учебников и 10 учебных книг по русскому языку (самые известные: «Секреты пунктуации» (1987), «Секреты орфографии» (1991), «Речь, язык и секреты пунктуации» (1995), «Знаки препинания» (1998), «Русский язык. Синтаксис и пунктуация» (2002)); 12 учебных книг по литературе и литературному чтению («Путешествие в Страну Книги». В 4-х книгах» (1998, 2007, 2018), «И… снова о Пушкине» (1999), «Драматурги, драматургия, театр» (2001), «Литература. Учимся понимать художественный текст: Задачник-практикум. 8-11 классы» (1999, 2001), «Русская литература: от былин до Крылова» (2007), «Я - другой. М.Ю. Лермонтов» (2011), «Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Читаем, размышляем» (2016), «А.С. Пушкин, его друзья и современники» (2018).

Г.Г. Граник удалось сделать так, чтобы обучение русскому языку стало не только результативным, но и «понимающим», сверхинтересным. Ее учебники дети читают как «Графа Монте-Кристо» (в этом и состоял первоначальный замысел). С единственным отличием - «Графа…» современные дети не читают, а учебники русского языка Г.Г. Граник читают, изучают, называют любимыми школьными учебниками.

В личности Риты Григорьевны счастливо соединились ученый-теоретик, основоположник научной школы психологических проблем школьного учебника, и ученый-практик. Ею разработаны не только теоретические основы учебника нового типа (отражены в многочисленных коллективных монографиях, в том числе в последней «Как учить русскому языку и литературе современных школьников? Школьный учебник сегодня» (М.-СПб.: Нестор-История, 2018), но и созданы сами учебники (главный итог 55-летней деятельности юбиляра - УМК «Русский язык. 1-9 классы. Под общ. ред. Г.Г. Граник»).

Понимая, что учить по-новому нужно не только учащихся, но и учителей, Рита Григорьевна с самого начала стала писать книги и для педагогов-практиков. Она - автор и научный редактор серии книг, в которых рассмотрены психолого-педагогические приемы работы учащихся с учебником, с учебной и художественной книгой («Учитель, учебник и школьники» (1977), «Как учить школьника работать с учебником» (1987), «Когда книга учит» (1988, 1991), «Как учить работать с книгой» (1995, 2007), «Дорога к книге» (1996) и др.).

В общей сложности Г.Г. Граник опубликовано свыше 300 работ, среди них тридцать (не считая учебников) умных и очень нужных школе книг, многочисленные публикации по педагогической психологии, психодидактике школьного учебника, психологическим проблемам обучения русскому языку и литературе, вопросам чтения и понимания текста…

Мы желаем Рите Григорьевне здоровья, сил, благополучия, дальнейших творческих успехов и взлетов!

Поздравления от Ирины Николаевны Евлампиевой

Генриетта Григорьевна Граник. Мы никогда не встречались. Мы встречаемся постоянно, начиная с 1979 года, с первой педагогической практики, когда я с ужасом поняла перед уроком, что на третьем курсе филфака я не понимаю, о чем говорить с детьми на уроке, как работать, чтобы они поняли очевидное для меня. Мне, как и многим тогда, помогла книжка «Секреты орфографии». В книжке открывались секреты не только истории слова, его строения, но и секреты психологии, методики. Совершилось открытие того, что кажущееся мне, по студенческой самоуверенности, очевидным, совсем не очевидно. Именно с тех пор я стала постепенно понимать, что секрет успешного урока в совместном поиске.

Я давно работаю в школе. Когда появилась возможность выбора учебника, я сразу в это поиск включилась. Каждый из авторов школьных учебников проявляется в них по-разному: кто-то любит русский язык как науку о языке и увлеченно рассказывает об той науке, кто-то заботится о бедном ребенке и «не загружая» его лишней теорией, обращается к практической грамотности, кто-то уважает личность ребенка и дает возможность выбора образовательной траектории. В учебниках Генриетты Григорьевны Граник есть не только всё выше перечисленное в системе, но дана возможность познания себя, изучение возможностей мозга, памяти.

Очень хочется поздравить Генриетту Григорьевну с днем рождения и пожелать ей здоровья и творческого поиска, а всем нам возвращения её прекрасного учебника из электронного подполья на школьные парты.

Любовь