Чем смысл рассказанной три пальмы. Анализ стихотворения М.Ю

Стихотворение большое, за "все" не ручаюсь.
Эпитеты: в пустынных степях, гордые пальмы, почва бесплодная, струя холодная, святой приговор, в дали голубой, песок золотой, смуглые ручки, черные очи, веселый стан, мохнатой главою, нежданных гостей, малые дети, коршун хохлатый.
Олицетворение - все стихотворение построено на приеме олицетворения: пальмы "ропщут на бога", приветствуют гостей, потом "разрублены были тела их потом" - это тоже про живых говорится.
Сравнение: "прыгал, как барс, пораженный стрелой"
Антитеза - цветущий оазис в начале стихотворение - голая пустыня в конце.
Написано амфибрахием, с парными рифмами.

Стихотворение «Три пальмы». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Три пальмы» было написано М.Ю. Лермон­товым в 1839 году. В том же году оно было опубликовано в жур­нале «Отечественные записки». Тематически произведение свя­зано с такими стихотворениями, как «Песнь араба над моги­лою коня» В.А. Жуковского, «Подражания Корану» А.С. Пуш­кина. Однако произведение Лермонтова в определенной степени полемично по отношению к творениям его предше­ственников. Мы можем отнести стихотворение к философской лирике, с элементами пейзажа. Стиль его - романтический, жанр обо­значен самим автором в подзаголовке - «восточное сказание». Исследователи отмечали также черты жанра баллады в этом про­изведении - драматизм сюжета при общем лаконизме стиля, небольшой объем стихотворения, наличие пейзажа в зачине и в концовке, лиризм и музыкальность произведения, наличие тра­гически неразрешимого. Композиционно мы можем выделить в стихотворении три части. Первая часть - это зачин, описание чудного оазиса в пустыне: «три гордые пальмы» с роскошными, сочными листь­ями, студеный ручей. Вторая часть включает в себя завязку, раз­витие сюжета, кульминацию и развязку. «Гордые пальмы» не­довольны своей участью, они стали роптать на Бога и собствен­ную судьбу: «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать? Без пользы в пустыне росли и цвели мы, Колеблемы вихрем и зноем палимы, Ничей благосклонный не радуя взор?.. Не прав твой, о небо, святой приговор!» Однако роптать на судьбу, по мысли поэта, нельзя. Пальмы получили то, чего так жаждала их душа: к ним пришел «веселый» караван. Природа предстает здесь доброй и гостеприимной по отношению к людям: Приветствуют пальмы нежданных гостей, И щедро поит их студеный ручей. Люди же оказываются жестоки и бессердечны по отношению к «питомцам столетий». Не замечая красоты мощных, сильных деревьев, они демонстрируют свое утилитарное, прагматичное отношение к природе: Но только что сумрак на землю упал, По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий! Одежду их сорвали малые дети, Изрублены были тела их потом, И медленно жгли их до утра огнем. Поэт здесь воспринимает природу как живое существо. Кар­тина гибели пальм страшна, ужасна. Мир природы и мир циви­лизации трагически противопоставлены у Лермонтова. Третья часть стихотворения резко контрастирует с первой: И ныне все дико и пусто кругом - Не шепчутся листья с гремучим ключом: Напрасно пророка о тени он просит - Его лишь песок раскаленный заносит Да коршун хохлатый, степной нелюдим, Добычу терзает и щиплет над ним. В финале стихотворения мы вновь возвращаемся в то место, где росли «три гордые пальмы», где бьет тот же студеный родник. Таким образом, мы имеем кольцевую композицию, первая и тре­тья части в которой антитетичны. Стихотворение имеет разнообразные трактовки в литерату­роведении. Общепринятым является анализ произведения как аллегорической философской притчи, смыслом которой явля­ется расплата человека за ропот на Бога, на собственную судьбу. Цена этой гордыни, по мысли Лермонтова, - собственная душа. Другая трактовка связывает образ трех прекрасных пальм с мотивом загубленной красоты. Та же тематика присутствует у М.Ю. Лермонтова в стихотворении «Спор», в балладе «Морская царевна». По мысли поэта, красота в «Трех пальмах» погублена именно потому, что стремилась соединиться с пользой. Однако это в принципе невозможно, недостижимо. Также исследователи отмечали религиозно-христианскую символику данного стихотворения. Так, безмятежный, идилли­ческий пейзаж в начале стихотворения напоминает нам о рай­ском саде Эдеме (согласно легенде, он находился на месте ара­вийской пустыни). Ропот пальм на собственную участь - не что иное, как грех. Расплата за грех - хаос, внесенный в мир покоя и гармонии. Соприкосновение трех прекрасных пальм с людьми - это проникновение нечистой силы, бесов во внут­ренний мир человека, который заканчивается гибелью его души. Стихотворение написано четырехстопным амфибрахием. Поэт использует различные средства художественной вырази­тельности: эпитеты («три гордые пальмы», «роскошные лис­тья», «звучный ручей»), олицетворение («Приветствуют паль­мы нежданных гостей»), анафору и сравнение («И конь на дыбы подымался порой, И прыгал, как барс, пораженный стрелой, И белой одежды красивые складки По плечам фариса вились в бес­порядке»). Стихотворение «Три пальмы» вызвало восхищенную оценку В.Г. Белинского. Эти стихи, по замечанию критика, «дышат зной­ною природою Востока, переносят нас на песчаные пустыни Аравии, на ее цветущие оазисы… Пластицизм и реальность об­разов, выпуклость форм и яркий блеск восточных красок - сли­вают в этой пьесе поэзию с живописью: это картина Брюллова, смотря на которую хочешь еще и осязать ее».

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

Читайте также

«не восприняли» Оськины слушатели?
Укажите в предложенном отрывке и другие средства художественной выразительности.

Успех был сокрушительный. Артисты едва не задохнулись в материнских объятиях зрителей. После спектакля Оська читал описание украинской ночи из «Сорочинской ярмарки».
Зал уселся и затих.
‒ «Знаете ли вы украинскую ночь?» ‒ с чувством начал Оська.
‒ Нет, нет!!! ‒ закричал зал. ‒ Не знаем! Просим! Просим!
‒ «Нет, вы не знаете украинской ночи!» ‒ продолжал немного смущенный Оська.
‒ Ясно, не знаем, ‒ согласились матери. ‒ Откуда нам знать? Какое наше воспитание было!
Потом ребята водили матерей и показывали свои плакаты, рисунки, журналы, доску газетных вырезок.
Начались игры и танцы. Матери сперва жались к стене, смущались, но Динка и Зорька вытащили их на середину комнаты. Я грянул «Барыню» в четыре руки, считая пару Оськиных, и комната завертелась, как огромный волчок. У нас дома бывали елки и «вечера рождения», но никогда не было так весело и хорошо. (Л. Кассиль).

ТРИ ПАЛЬМЫ

(Восточное сказание)

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.

И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.

И стали три пальмы на бога роптать:
"На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!"

И только замолкли - в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонком раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Мотаясь, висели меж твердых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой подымали,
И черные очи оттуда сверкали...
И, стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.

И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, пораженный стрелой;
И белой одежды красивые складки
По плечам фариса вились в беспорядке;
И с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копье на скаку.

Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
В тени их веселый раскинулся стан.
Кувшины звуча налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро их поит студеный ручей.

Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли до утра их огнем.

Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальный на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.

И ныне все дико и пусто кругом -
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит -
Его лишь песок раскаленный заносит
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним

дайте пожалуйста ответ на один из вопросов:

1. Существуют разные мнения об идее этого стихотворения.Одни исследователи считают,что три пальмы,недовольны жизнью сами накликали на себя беду и погибли,не зная каким может быть человек.
Иначе писал об этом критик и публицист Н.Г. Чернышевский,полагая,что смерть пальм была лучшею, прекраснейшую минутой всей их жизни. Они умерли для спасения людей от холода ихищных зверей.
Какое из этих мнений разделяешь ты? Почему? Может быть, у тебя иной взгляд на главную мысль стихотворения? Поделись своими соображениями.

2.Исследователи творчества М.Ю. Лермонтова называют стихотворение Три пальмы балладой. Как думаешь ты? Обоснуй своё мнение

Помогите пожалуйста!!!

Стихотворение Лермонтова Три пальмы наполнено философскими размышлениями, где писатель пытается рассуждать о смысле жизни и бренности человеческого бытия. Давайте сделаем анализ стихотворения Три пальмы, которое изучают в 6 классе.

Жанр и композиция стихотворения

По жанровой направленности Три пальмы можно отнести к балладе с восточными мотивами. Стихотворение переносит читателей в оазис Аравийской пустыни, где и происходят главные события.

Говоря о композиции и структуре лирической баллады, это произведение с четким сюжетом, где автор использует такие художественные приемы, как эпитеты, метафоры и олицетворение. На всем протяжении повествования, прослеживается кольцевая композиция. В начале работы представлена жизнь в райском уголке оазиса, где редкому путнику открывается райский уголок, живительная влага и зелень пальм. В конце произведения, описывая все тот же оазис, автор изображает смерть, пепел, тоску, боль и печаль.

Три пальмы: анализ кратко

Анализируя стихотворение Три Пальмы по плану, мы не видим в нем главных лирических героев. В их роли выступает природа, а именно, три пальмы, что росли в пустыне. Эти деревья оживают и начинают рассуждать, словно человек. Пальмы красивы и полны энергии из-за питательного живительного источника, который протекает рядом. Три пальмы свежи, но при этом они не чувствуют удовлетворения от жизни, как из-за гордыни не замечают, что благодаря им пустыня оживает. Вопреки всему, пальмам кажется, что они бесполезны, поэтому и решают обратиться к Богу. Они просят послать им путников и их желание тут же было исполнено. Увидев караван три пальмы очень обрадовались. Однако их радость была недолгой. Люди, испив воды, начали терзать деревья, ведь им был нужен огонь, чтобы согреваться ночью. В итоге, райский уголок превращается в выжженную пустыню. Только пепел оставили после себя люди, где тонкая струйка ручья теперь борется за жизнь под лучами палящего солнца. Но без защиты зеленой растительности ручью остается жить недолго.

Таким образом, раскрывая сюжетную линию, писатель затрагивает религиозную тематику. Автор хочет показать насколько губительно противоречить своей судьбе. К тому же, анализируя стихотворение Три пальмы, мы видим что хочет раскрыть тему отношений человека и природы, затрагивая вопросы бытия и смысла существования. Писатель показывает людям насколько фатальными бывают сиюминутные желания. Он хочет донести, что важно думать не только о настоящем, но и о будущем. Важно думать о том, что останется после нас потомкам. Ведь подобная бессердечность рушит гармонию мира, уничтожая природу. Поэтому и призывает поэт задуматься над своими поступками, и поменять отношение к природе, начав мирное сосуществование.

  1. Исследователи определяют жанр стихотворе-ния «Три пальмы» как балладу. Согласны ли вы с та-ким определением жанра? Какие признаки баллады вы в нем обнаруживаете?
  2. В стихотворении «Три пальмы», на-званном Лермонтовым в подзаголовке «Восточное сказание», проявляются чер-ты балладного жанра. Это суровая муже-ственность сюжета, его острая конфликт-ность, лаконизм и емкость повествования, лирическая насыщенность, четкость ком-позиционных форм, ритмическая органи-зация стиха. Лермонтов в позднем своем творчестве создает балладу-аллегорию, позволяющую поставить значимые фило-софские и общественно-исторические про-блемы. Все эти признаки имеются в сти-хотворении «Три пальмы».

  3. Какова основная мысль этого произведения? В каких еще поэтических текстах Лермонтова она звучит?
  4. Для внутреннего мира Лермонтова ха-рактерно ощущение грядущей человече-ской катастрофы. В балладе «Три паль-
    мы» мы находим ситуации, сходные с те-ми, что возникают в «Демоне», <<Мцыри» и «Герое нашего времени». Душа, откры-тая миру, встречает на своем пути озлоб-ление, обман, неблагодарность. Так и три пальмы, казалось бы, дождавшиеся осу-ществления своей мечты, гибнут жерт-вой человеческой жестокости. Основную мысль баллады можно определить так: пальмы — символ юных существ, полных жизненных сил и благих порывов, жаж-дущих послужить людям, принести поль-зу человечеству. Кажущееся осуществле-ние мечты делает конечный исход еще бо-лее трагичным — неожиданная гибель, смерть вместо благодарности за содеянное добро, за бескорыстную самоотдачу. Так в аллегорической форме выражено близкое поэту ощущение социально-нравственной катастрофы. Текстуальная близость этого стихотворения обнаруживается с «И скуч-но и грустно…».

    Образ пустыни у Лермонтова возникает в стихотворениях «Пророк», «Выхожу один я на дорогу», в поэме «Демон» и име-ет символический социально-философс-кий смысл. Материал с сайта

  5. Обратите внимание на такую особенность произведения, как кольцевая композиция. В чем со-циально-философский смысл такого композицион-ного приема?
  6. С помощью кольцевой композиции, в основе которой лежит прием антитезы, Лермонтов показывает трагизм человека в катастрофической ситуации. Радую-щий глаз пейзаж, нарисованный в первой строфе (три гордые пальмы, родник с хо-лодной водой, зеленые листы — и эта роскошь в аравийской пустыне!), резко контрастирует с удручающей картиной опустошения. Резко на спад идет на-строение поэта, удрученное чувство оста-ется у читателя. Социально-философский смысл такого композиционного обрамле-ния — скорбь о том, что человек стал ви-новником катастрофы, которая опреде-ленно может погубить и его.

Стихотворение «Три пальмы», полное философских размышлений о смысле человеческой жизни и бренности всего живого, было написано Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1838 году. Данное поэтическое произведение имеет вид восточной притчи, имеющей глубокий философский смысл, здесь нет главных лирических героев, под талантливой рукой мастера поэтического слова оживает сама природа, которая обладает чувствами и размышляет как настоящий человек. Лермонтов, очень любивший природу и трепетно относившийся к её красоте и величию, в данном произведении хотел достучаться до людских сердец, показать им ценность окружающего нас природного мира, призвать всех ценить его блага, быть добрее и отзывчивее к братьям нашим меньшим.

Главная тема стихотворения

Стихотворное повествование начинается с описания растущих в пустынном оазисе Древней Аравии представительниц местной флоры — трех пальм-сестриц. Они растут там очень давно и благодаря протекающему между ними освежающему, холодному ручейку, который поддерживает жизнь во всем оазисе, полны сил и жизненной энергии, но они бесконечно несчастны, потому что считают себя абсолютно бесполезными и одинокими. В порыве отчаяния и желания быть кому-то полезными, пальмы просят у Бога помощи в осуществлении их предназначения на этой земле. В тот же день в оазис приходит торговый караван, пальмы приветливо махают людям своими широкими, изумрудными листьями и радуются тому, что их мольбы были услышаны. Но заканчивается все очень печально: купцы, набрав воды из ручья и срубив пальмы на дрова для костра, оставляют после себя полный разгром. Оазис из цветущего райского уголочка превращается в выжженную пустыню с тонкой ленточкой еще живого ручейка, постепенно высыхающего под жарким солнцем без защиты зеленой растительности.

В своем произведении Лермонтов хотел показать людям, что их жестокость, бессердечность и вечная забота о собственной выгоде, губительны для матушки-природы, которая безвозмездно отдает своим детям лучшие дары, получая взамен лишь хаос и разрушение. Идя на поводу своих сиюминутных желаний, человек, не задумываясь о будущем для себя и своих потомков, уничтожает хрупкую и нежную планету под названием Земля, которая на самом деле является его родным домом. Животные и растения не могут защищаться от губительного воздействия человека и безропотно все сносят, вот только последствия могут быть самыми и ужасными для самого же человека, еще не осознающего всю масштабность причиненного им зла, которое может стать самой настоящей местью поруганной матери-природы. Автор призывает людей задуматься над своим поведением и кардинально поменять свое отношение к окружающей природе, бережно пользоваться её дарами, жить с ней в мире, согласии и гармонии.

Помимо отношений человека и природы в данном произведении сокрыт глубокий философский смысл, здесь автором затрагиваются очень серьезные вопросы, которые тревожат человечество на протяжении всего его существования: Для чего мы созданы? В чем предназначение каждого человека? Нужно ли в жизни, подобно трем пальмам из стихотворения, отдавать всего себя и свой талант другим людям, которые могут вами просто воспользоваться, растоптать вашу душу, а затем просто выкинуть за ненадобностью?

Также стихотворение «Три пальмы» имеет и религиозную направленность. Лермонтов был убежден, что каждый человек наделен судьбой, предначертанной им свыше, и поэтому что-либо выпрашивать у Создателя либо противиться Его воле, чревато фатальными последствиями, которые принесут человеку только боль и разочарование. Пальмы (кстати, три - мистическое число) - прототипы людей, объятых грехом гордыни, думающих, что они могут сами вершить свою судьбу, которые, ставя перед собой какую-то цель, пытаются всеми способами её достичь. Однако очень часто бывает, что в итоге получив желаемое, люди не ощущают ни радости, ни счастья, и полученный результат совершенно не оправдывает возложенные на него ожидания.

В процессе написания стихотворения автор и сам раскаивается в своих грехах, переосмысливает свои поступки и предостерегает людей, стремящихся получить то, что им судьбой не предназначено, от катастрофических ошибок, в будущем оборачивающихся для них болью и страданием. В своем произведении автор призывает людей не противиться воле Бога, не вмешиваться в ход событий, предначертанных им свыше.

Структурный анализ стихотворения

Жанр стихотворения «Три пальмы» - лирическая баллада с четко прослеживаемой сюжетной линией, написанная с использованием четырехстопного амфибрахия, придающего повествованию особенной восточной напевности. Здесь применяются такие литературные приемы художественной выразительности как метафора («пылающая грудь»), эпитеты («гордые пальмы», «роскошные листья»), олицетворение («пальмы приветствуют», «листья шепчут», стволы деревьев - «тела», листья это «одежда», пальмы «пали без жизни»).

Наблюдается хорошо различимая кольцевая композиция, построенная на основе антитезы. Стихотворение начинается и заканчивается описанием одного и того же оазиса, только это две противоположные картины: в начале это райский уголок, наполненный зеленью пальм, живительной влагой небольшого ручейка, голубыми небесами, золотым песком, в конце краски сгущаются и темнеют, меняются звуки, картина рая сменяется изображением места, наполненного пеплом, болью и печалью. Использованный для повествования жанр восточной притчи, придает произведению статус народной мудрости, а гениальный поэтический талант Михаила Лермонтова доносит до читателей серьезные философские размышления о смысле жизни и взаимоотношениях человека и окружающего мира, великолепно описав и оживив для нас чудесную и экзотическую природу Востока.

« Три пальмы » — это поэтическая притча, в которой заложен глубокий философский смысл. Сюжет, к которому обратился автор, продолжает тему, звучащую в « Демоне », « Мцыри » , «Герое нашего времени». Душа, доверчиво открытая миру, встречает на своём пути обман и неблагодарность. Три пальмы, дождавшиеся осуществления своей мечты, гибнут от человеческой жестокости. у стихотворения кольцевая композиция. В основе лежит приём антитезы (противопоставления). Радующий глаз пейзаж, нарисованный в первой строфе (журчащая вода, прохлада посреди раскаленных песков), резко контрастирует с удручающей картиной полного опустошения в конце. Пальмы счастливо и безмятежно жили на берегу ручья, но со временем им стало казаться, что такая жизнь слишком однообразна и скучна. Возможно, им представлялось, что где-то там, в большом мире, пальмы живут совсем иначе … Ярко и интересно. Им захотелось новых впечатлений, красок, звуков.

Захотелось обрести смысл жизни, спасать усталых странников от зноя и жажды. Но горизонт пуст, пустыня безмолвствует, только жара и песок вокруг. И тогда пальмы задумались: «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать? .. » Роптать на Бога большой грех. Но Господь милостиво исполняет их желание — к оазису приближается богатый караван. Наконец-то пальмы принесут пользу людям! Под тенью широких листьев так приятно отдыхать … Вода в ручье такая вкусная … Но люди безжалостно срубили деревья, уничтожили оазис только ради того, чтобы провести ночь у костра. Стоит заметить, что опытные путешественники так варварски себя не ведут. Погибнуть в пустыне от жажды очень легко, а вода встречается так редко. Бедуины берегут оазисы и колодцы. Караванные пути проложены через бескрайнюю пустыню от одного источника воды к другому, и горе путнику, который не сможет вовремя наполнить свою флягу … Эти же люди поступили так, как поступают маленькие дети. Не думая о последствиях, сожгли всё, что могло гореть. Конечно, ведь в пустыне жарко только днём. А ночью становится очень холодно. Утром люди ушли, оставив на месте своего ночлега лишь пепел да пыль …

Красивая легенда полна прозрачных аллегорий. Караванщики — это люди, не умеющие ценить того, что дарит им природа. Они готовы уничтожить хрупкую планету, на которой живут, во имя своей выгоды или сиюминутной прихоти. Гордые пальмы — это тоже люди. Автор использует в описании такие слова, которые употребляют, только когда говорят о людях: пальмы пали без жизни, с них сорвали одежду, изрублены их тела.

Философский смысл стихотворения « Три пальмы » носит религиозный характер и основан на библейском представлении об устройстве мироздания. Поэт убеждён, что у Бога можно вымолить всё. Вот только будет ли счастлив человек, когда получит то, что хотел? Ведь если жизнь идёт своим чередом так, как ей предначертано свыше, то для этого есть основания. А для тех, кто желания ставит выше своих возможностей, жизнь может закончиться трагически. Может быть, пальмы были слишком горды и не сумели понять, что их главным предназначением было сохранить источник жизни в пустыне? Так и человеку не дано постичь все высшие законы.

Выразительные средства языка помогли автору передать эту историю в романтическом стиле. Поэт использует красочные эпитеты (гордые пальмы; пылающая грудь; упругие корни; студёная влага; роскошные листья; звучный ручей; золотой песок; чёрные очи; гремучий ключ; хохлатый коршун), и сравнения (караван, как в море челнок; люди — малые дети; пальмы — питомцы столетий).

Лермонтов отбирает точную лексику для изображения самых различных впечатлений и настроений. Вот какими словами он создаёт, например, ощущение хаоса, беспорядка и суеты: «Звонков раздавались нес тройные звуки » ; « пестрели коврами покрытые вьюки»; «с криком и свистом несясь по песку»; «подходит, шумя, караван». Произведение имеет богатый интонационный рисунок: в нём много пауз, восклицаний, вопросов и многоточий.

Психология