Фабрика идей для талантливых людей. Библиотека как фигура общественного доверия: интервью с директором Российской государственной библиотеки для молодежи И.Б

Интервью с экс-директором библиотеки-читальни имени Тургенева Александрой Вахрушевой

Российские библиотеки ждет масштабная реформа, заявил советник президента РФ по культуре Владимир Толстой. В частности, речь идет об оптимизации ряда функций и сокращении персонала. Это отнюдь не единственная новость, которая всколыхнула на прошлой неделе библиотечное сообщество: в пятницу стало известно, что здание библиотеки № 183 имени Данте Алигьери будет передано Следственному комитету. Против этого решения уже идет сбор подписей в Интернете. Одновременно появилась новость об отставке Александры ВАХРУШЕВОЙ - директора библиотеки-читальни имени Тургенева, придумавшей акцию «Библионочь» и проект «Читающая Москва» в московском метро. Ниже текст ее интервью изданию "Новые известия".

Александра Леонидовна, насколько неожиданным для вас стало известие о том, что вы покидаете пост директора?

Не могу сказать, что для меня это решение стало сильно неожиданным. Дело в том, что у меня был трудовой договор сроком на один год. С юридической точки зрения были соблюдены все позиции: меня предупредили за месяц о том, что договор истекает. Это стандартная процедура. Мне предложили остаться в качестве заместителя нового директора и заниматься проектной деятельностью, но сейчас я не считаю возможным принять его.

- Можно сказать, что у вашего увольнения политический акцент?

У департамента культуры было три замечания, касающихся моей работы. Два из которых, наверное, можно сказать, имели такой акцент. Сейчас мне эта ситуация кажется немного абсурдной.

- В чем заключается реформа библиотечного дела, о которой говорил Владимир Толстой?

Реформа предполагает наличие концепции. В данном случае лично я какой-либо концепции не видела. В конце прошлого года на портале «Активный гражданин» был проведен опрос на тему того, что москвичи хотели бы видеть в библиотеках. Все, что сейчас так или иначе появляется в библиотеках нового, включая график работы с 10 утра до 10 вечера, - это своего рода отклик на тот самый опрос. Но я сомневаюсь, что это можно рассматривать как единую реформу. Потому что, например, в библиотеке Тургенева три четверти представленных на портале пожеланий есть.

То же самое можно сказать и о многих других библиотеках. Поэтому у меня появилось сомнение в том, что люди, участвовавшие в этом опросе, часто ходят в библиотеки. В этом опросе скорее было отражено то, что люди гипотетически хотели бы видеть в библиотеке. Мы же говорим о том, что реформа подразумевает какое-то направление, стратегию. Мы уходим от одной библиотечной системы и должны прийти к какой-то другой. К какой - это вопрос.

- А библиотека может выйти на самоокупаемость, как того хочет государство?

На мой взгляд, не может. Библиотеки остаются последними бесплатными учреждениями культуры, в которых есть возможность получить доступ к очень разной информации. И если библиотеки так или иначе станут платными, то это, конечно, значительно сократит число горожан, которые в нее приходят.

Получается, несмотря на обилие доступной информации в Интернете, библиотеки продолжают пользоваться спросом?

В последнее время мы наблюдаем много молодежи, которая приходит в библиотеки, где она имеет возможность получить бесплатно книги, учебники, поработать с какими-то электронными подписками, базами данных. Просто посидеть с друзьями, коллегами, что-то обсудить. И люди этим активно пользуются, потому что библиотека бесплатна и доступна. Потому что вопрос экономики, безусловно, не последний, особенно сейчас. Это касается и пенсионеров, которые не могут покупать книги по тем ценам, которые представлены в магазинах. То же самое можно говорить и про учащуюся молодежь.

- Библиотека должна изобретать новые способы привлечения посетителей или достаточно собрать хороший фонд?

Априори интересны только те библиотеки, которые имеют уникальные фонды. Это касается крупных национальных библиотек, где действительно есть то, что привлекает внимание само по себе. Например, в «Библионочь» экскурсия по 19-ярусному книгохранилищу Российской государственной библиотеки - наверное, одно из самых посещаемых событий в Москве. Библиотека, находящаяся рядом с домом, не имеет таких фондов и никогда иметь их не будет. Для таких библиотек очень важна активная позиция. Например, в Тургеневке мы всегда старались идти от своего фонда. То есть любое событие, которое происходит в библиотеке, всегда связывали с продвижением фонда. Мы постарались открыть редкий тургеневский фонд, при этом максимально приблизив его к современности, чтобы это было понятно молодому человеку.

- Новый график работы - с 10 до 10 - как отразится на посещаемости?

Мы перешли на новый график работы еще в конце августа 2015 года, когда это было предложено в первый раз. Но мы перешли на график с 12 дня до 10 вечера. Для нас это было оправданно, поскольку к нам много приходит посетителей во второй половине дня, в субботу и в воскресенье. А вот вопрос работы с 10 до 10 для нас немного спорный, поскольку в 10 утра у нас такого наплыва, как в 4 дня или 5, 6 вечера и дальше, конечно, нет.

- Могут сократить до 30 процентов библиотекарей. Насколько это число критично?

Для Тургеневки это было бы критично. У нас нет этого избыточного персонала. Особенно если мы работаем все лето в том же графике. Ведь летом происходит снижение посещаемости, многие уезжают. Особенно это касается выходных. При таком сокращении и при таком графике теряется качество услуг. Не все залы смогут быть открыты все время и так далее.

У меня складывалось впечатление, что в библиотеках вообще нет лишнего персонала, наоборот, ощущается нехватка, особенно в небольших библиотеках.

Ситуация, в которой рабочий день удлиняется, а количество сотрудников сокращается, очевидно, вызывает недовольство и так или иначе влияет на качество услуг. Кроме того, сейчас в геометрической прогрессии выросло количество требуемой от персонала библиотек отчетности. Я это называю административным восторгом. Это тоже добавляет отрицательных результатов. Люди, связанные с этой работой, вынуждены чуть ли не весь свой рабочий день тратить на то, чтобы заполнить всевозможные таблицы и отчеты. Наверное, с точки зрения контроля это оправданно. Но с точки зрения людей, которые работают на «земле», такое количество отчетности на любой шаг не вызывает радости и не добавляет мотивации к работе. Поэтому, как мне кажется, на качестве это отражается только со знаком минус. В силу такого небольшого кадрового ресурса это вызывает вопросы, а стоит ли вообще начинать что-либо делать, если предстоит отчитываться за каждый шаг?

Елена Ромашова

В 2014 г. старейшая научная библиотека России – Библиотека Российской академии наук – отметит 300-летний юбилей, а 20 октября 2012 г. исполнилось 70 лет её директору – доктору педагогических наук, профессору Валерию ЛЕОНОВУ . Эти два события послужили поводом обратиться к опыту библиотеки и её руководителя и обсудить с ним все актуальные вопросы библиотечной современности.

- Валерий Павлович, позвольте сразу поздравить Вас с юбилеем. Вы почти четверть века возглавляете одну из крупнейших библиотек России и мира. Чем живёт сегодня БАН?

Спасибо, это правда, и 25 лет – это, если хотите, рекорд. Ни один из директоров Библиотеки Академии наук (за исключением Иоганна Даниеля Шумахера – петровского библиотекаря, который возглавлял библиотеку с 1714 по 1759 гг.) не занимал этот пост в течение такого продолжительного времени. Я иногда даже подшучиваю над собой: можно сказать, что нахожусь на полпути к Шумахеру. Обычно директора занимали эту должность в течение 6–8 лет, вот только ещё Яковкин Иннокентий Иванович – 19 лет, с 1930 по 1949 гг.

Библиотеку, как правило, возглавляли члены Академии – учёные, которые не являлись профессиональными библиотекарями, должность была в известной мере престижной. Я пришёл в БАН в 1987 г., когда мне было 45 лет, библиотекарь по профессии – окончил отделение технических библиотек в Ленинградском институте культуры. Хотя с библиотекой я был знаком с 1965 г.: проходил здесь студенческую, производственную и ознакомительную практику. Должен сказать, что я её очень люблю, мне кажется, что я нашёл своё место. Бывают ведь такие ситуации, когда не ты ищешь профессию, а она ищет тебя. Я мечтал преподавать, работать в вузе. После окончания института учился в аспирантуре, был на стажировке в Штатах, потом заведовал кафедрой, до 1987 г. работал в Институте культуры. БАН в моей биографии – это нечто особенное.

Библиотека сегодня живёт достаточно сложной жизнью поскольку мы – учреждение Российской академии наук, федерального подчинения, но помимо этого являемся научно-исследовательским институтом РАН. Сейчас в БАН работают около 650 сотрудников, из них 56 человек имеют учёные степени и звания. Мы выполняем комплекс научных исследований в области описания рукописей, библиотековедения, библиографоведения, книговедения. Это – огромное хозяйство, 21 млн единиц хранения: 12 млн – в центральной библиотеке и 9 млн рассредоточены в институтах РАН в Петербурге.

Библиотекам всегда не хватало помещений, финансов и штатов, это общая болезнь всех крупных библиотечных учреждений, а мы – самая крупная в мире государственная академическая библиотека, это накладывает на нас определённые обязательства.

Я, как и мои коллеги, честно говоря, испытываю дефицит интереса к библиотеке со стороны власти. Ещё в VI в. жил библиотекарь китайского императора по имени Ню Хун, который очень точно определил беды, грозящие библиотекам. На первом месте – гонения властей. Развитие возможно только в том случае, если лидеры заинтересованы, чтобы библиотеки развивались. Библиотека как человек: она проходит этапы детства, юности, становления, при смене власти интерес к ней может пропадать, и это синусоида.

Я очень надеюсь, что мы закончим строительство нового здания – десять лет мы «пробивали» разрешение на стройку в центре города, и она близится к завершению. Я надеюсь, что в будущем году уже начнём перебазировать часть бронированного фонда, а это 1 млн 800 тыс. единиц хранения – издания академической типографии, неприкосновенная часть, мемориальная, которая выдаётся только по специальному разрешению. Мы сможем, наконец, разместить фонд в надлежащих условиях и обеспечить его сохранность.

Сейчас мы поменяли 460 окон в библиотеке, заменили котельную с углём на газовую, крышу всю починили, сделали капитальный ремонт главного читального зала, и я «бьюсь» за то, чтобы отремонтировать фасад.

- Расскажите, пожалуйста, поподробнее о текущих проектах БАН.

Мы с 1958 г. выпускаем ежегодник «Библиография изданий РАН», где, по сути, собираем все публикации академических исследователей. Делаем уникальный проект «История Петербурга – Петрограда – Ленинграда». Издали четыре тома факсимильных изданий «Санкт-Петербургских Ведомостей», где отражены события 1812 г. (до 1814 г.), выходит и указатель к этой газете. Ведь в XVIII в. мы были и государственной, и публичной, и научной, и академической библиотекой, c 1747 г. получали обязательный экземпляр академической типографии, с 1783 г. – всех изданий, выходящих на территории Российской империи. В БАН собран уникальный фонд, и мы раскрываем наши коллекции – святое дело для нас: издали «Альдины в Библиотеке АН»; каталог книг из наших фондов, изданных Почаевской типографией на Украине, факсимильную работу Flora Japonica Франца фон Зибольда. Каталог выставки «Звучат лишь письмена» сделали вместе с Эрмитажем: описали книги из собрания академика Николая Петровича Лихачёва, которые вошли в наш фонд.

Занимаемся и современными проблемами. Например, высочайшей квалификации сотрудников требует справочно-библиографическое обслуживание. Несмотря на все достижения электронной техники, человеческий фактор в удовлетворении сложных запросов читателей остаётся основным. Уникальной стала работа библиографов БАН по реконструкции биографий, в которых утрачены точные сведения. Этот опыт лёг в основу кандидатской диссертации Н.В. Бекжановой. Только что вышел удивительный научный труд: «Участники Великой отечественной войны на страницах библиографических и биобиблиографических словарей и справочников» (в 2-х частях), в котором отражено более 100 тыс. имён.

Есть и современные работы по фонду академических изданий, у нас специальный отдел занимается анализом этих работ. Мы состоим в Научном совете по изучению истории книжной культуры, который возглавляет член-корреспондент РАН Владимир Иванович Васильев, и вместе проводим такого рода исследования. Это всё работа, которую можем делать только мы и больше никакая другая библиотека. Я бы мог достаточно долго говорить...

- Может быть, ещё пару слов о международных проектах?

У нас около полутора тысяч партнёров за рубежом, с которыми мы сотрудничаем в области международного книгообмена, проводим совместные научные исследования, конференции. С некоторыми работаем с XVIII в., например, с 1751 г. – с Библиотекой Ватикана. БАН ведь создавалась изначально как библиотека международная: первые учёные, которые сюда приезжали, были иностранцами, они привозили с собой книги и участвовали в комплектовании библиотеки. И это была элитарная библиотека, научная лаборатория, если хотите, созданная за 10 лет до основания самой Академии. Мы очень дорожим этими фондами, активно их используем. Например, постоянно участвуем в ежегодных чтениях, посвящённых европейскому и российскому наследию Петра, даём свои материалы.

Или вот ещё совместный проект: издание «Американцы – члены Императорской академии наук», где представлена информация о трудах выдающихся учёных США, их переписке и т.д. Дело в том, что Бенджамин Франклин стал первым почётным членом Императорской академии наук в Петербурге, а Екатерина Дашкова – почётным членом американского философского общества в США.

В рамках международной Ассоциации академий наук (МААН) мы работаем с Арменией, Азербайджаном. Особенно много интересных проектов с Белоруссией и Украиной, потому что у нас очень большой Славянский фонд, который в своё время, после 1931 г., был закрыт, а в 1994 г. мы его снова открыли для читателей.

- Кто сегодня Ваш читатель, каков его портрет? Меняется ли у современного научного сообщества потребность в услугах библиотеки?

Контингент читателей у нас достаточно постоянный. Ежегодно проходит перерегистрация и сейчас численность наших читателей – в пределах 35 тыс. Было больше, потом стало меньше, сейчас количество вновь начинает расти. Как правило, около 80% – «неакадемические» читатели. Мы записываем в БАН людей, имеющих высшее образование, а также – я уже сделал это правилом – даём возможность студентам старших курсов работать над курсовыми и дипломами. Это очень важно. Кстати, проводим чтения вместе с СПбГУ, особенно по литературе Славянского фонда. У нас очень хорошие контакты с техникумом библиотечных и информационных технологий, в меньшей степени сейчас – с петербургским Университетом культуры и искусств. Студенты в библиотеке проходят практику, некоторые затем приходят на работу. Как правило, читатель, если говорить о «неакадемических» – из Большого университета, всех крупных вузов города и научных учреждений. Академические читатели – это кандидаты и доктора наук, академики. Раньше была традиция: приходил академик в библиотеку, директор шёл вниз, встречал и приветствовал его. Сейчас таких случаев мало, к сожалению. Это та реальность, с которой надо мириться, но ещё раз подчеркну, что библиотека стремится привлекать читателей, особенно молодых.

В целом, наше ежедневное посещение, если брать центральную библиотеку и сетевые, выходит на уровень 900–1000 человек. Для академической библиотеки, может быть, это и неплохо, но было же и по-другому. Я помню, когда ещё был студентом, мы стояли в очередях, чтобы попасть в библиотеку. Для нас это было большое преимущество – стать читателем БАН.

- В последнее время специалисты широко обсуждают вопросы оцифровки и предоставления удалённого доступа к фондам, создания национальных электронных ресурсов. Однако БАН как будто держится в стороне. Почему?

Я скажу откровенно: складывается такая ситуация, что, участвуя в подобных проектах, библиотека значительно больше отдаёт, чем получает обратно. Нам за сотрудничество дают технику, оборудование, потому что нет денег, но при этом говорят уже целенаправленно: мы хотим оцифровать вот это, это и это. Мы участвуем, я не противник, но опять-таки – библиотека должна участвовать равноправно. Была, например, попытка сотрудничества c другой известной библиотекой мира. Нам говорят: давайте мы переведём часть ваших фондов на микрофильмы, у вас будет одна копия и у нас одна. И присылают список рукописей. Казалось бы – хорошая идея, и если бы я не был библиотекарем, я бы не засомневался. Сказал коллегам: составьте список из такого же количества рукописей, копии которых мы хотим из той библиотеки. Всё, никакой встречи на границах не произошло. Где-то мы находим понимание, но выставлять всё на продажу, как в фильме А. Вайды в своё время было, мы не хотим. Понимаете, мы живём в стране, которая страдает «голландской болезнью» (это экономический термин): ресурсное «проклятье», обеспеченность ресурсами не даёт нам так развиваться, как это происходит в других странах.

Оцифровкой мы и сами занимаемся, у нас есть грант Всемирного банка реконструкции и развития. Сейчас делаем оцифровку изданий, полученных во время Великой отечественной войны. В условиях блокады библиотека получала книги по Дороге жизни, хотя и не регулярно. Хочу вспомнить любопытный факт из биографии библиотеки. 1943 г., Пулковские высоты, медсанбат, врачи Насонов и Александров во время затишья идут на выставку новых поступлений в БАН: она работала! Приходят и видят шведский журнал Acta zoologica. Открывают и видят свою статью, которую послали в 1940 г.! Они попросили этот журнал на передовую.

Мы уже пять лет участвуем в программе «Научное наследие РАН» по созданию цифровых копий, у нас свой большой центр сканирования, и, соответственно, подготовлены кадры. Более 2 млн единиц насчитывает электронный каталог, можно посмотреть на сайте, заказать копию. К сожалению, как и всюду в библиотеках, небольшие возможности для того, чтобы быть обеспеченными современной техникой и сократить информационный интервал от времени поступления издания в БАН до отражения в каталоге. Это большая проблема.

- Библиотечное и издательское сообщества серьёзно разошлись во мнениях по поводу проекта поправок к IV части ГК РФ. Ваше отношение к этому вопросу?

Сдержанное. Я не знаю, как сейчас можно урегулировать вопрос об авторском праве, поскольку все рекомендации идут от людей некомпетентных. Нас не спрашивают, а просто дают некий документ: потом можете пошуметь, покричать. Вот другой пример: сейчас прислали проект Федерального закона о библиотечном деле, БАН не попала в число библиотек, получающих обязательный экземпляр... Как такое может быть? У нас многие законы и процедуры их прохождения, к сожалению, очень несовершенны.

- Насколько активно развиваются платные услуги в Вашей библиотеке?

Конечно, у нас существуют платные услуги, особенно, когда дело касается ретроспективного поиска, работы с удалёнными базами данных. У нас есть доступ к 8 тыс. зарубежных баз данных. И мы сейчас предоставляем возможность некоторым институтам пользоваться ими на рабочих местах. Мне самому легче иногда получить копию из США или Европы, чем из каких-то регионов России. Ксерокопирование – платное, как и всюду, но не скажу, что мы на этом наживаемся. Вообще, что такое платные услуги для библиотеки? Это мизер. Всё, что касается традиционных услуг – бесплатно. Я стремлюсь сохранить библиотеку в лучших традициях. Приложить усилия, добиться финансирования – это моя задача, но главное – должна быть команда: люди, которым ты доверяешь, и которые доверяют тебе.

- А по каким принципам Вы подбираете кадры и сплачиваете коллектив? Удаётся ли привлекать и удерживать молодёжь?

В прошлом году я был избран на пятый срок до 2016 г., многие здесь со мной работают по 20 лет и больше. Директор, два заместителя и учёный секретарь утверждаются президиумом Академии наук путём тайного голосования. Это хорошая система; консервативная, но хорошая, позволяет избежать оплошностей. Я доволен своей дирекцией, своими заместителями, хозяйственной службой, которая обеспечивает уже 25 тыс. квадратных метров. В библиотеке царь и бог – заведующий отделом, как в вузе – заведующий кафедрой. Он командует, моё дело – оценить расстановку. А сформировать среднее звено управления труднее всего, поэтому подбор кадров идёт очень тщательно. Вообще, самое дорогое – это люди, с которыми ты каждый день трудишься и делаешь общее дело.

Мне нравится, что сейчас на работу в библиотеку снова приходят молодые люди. Я с каждым беседую: приходит, например, парень в отдел автоматизации, раньше мне надо было суметь его удержать, он мог найти работу на 500 долларов в месяц, а библиотека не могла предложить ему такие деньги. Сейчас ситуация с финансированием улучшилась, но не настолько, к сожалению, как хотелось бы. И когда я спрашиваю у будущего сотрудника, почему он выбрал библиотеку, некоторые ответы меня просто заставляют удивляться: «БАН – это бренд». Человек хочет работать в учреждении, которое имеет хорошие традиции, чтобы в меру сил затем их пытаться развивать и преумножать. Это дорогого стоит.

- В одной из своих книг Вы писали о том, что информационное общество – это зрелость человечества. Российские условия вносят специфику? Какой Вы видите модель развития библиотек?

Попытаюсь ответить, только хочу чётко провести границу. Если Вы спросите, что такое библиотека будущего, я скажу: не знаю. И Вы не знаете, и никто не знает. А вот будущее библиотеки – это чрезвычайно важная тема. Надо сегодня посмотреть на историю библиотеки, увидеть, что остаётся, сохраняется, а что отпадает; нужны контакты с психологией, социологией, философией, историей. Каждый читает книгу по-разному: историк, библиотекарь, физик, представитель гуманитарных наук. Нужно учитывать менталитет страны, нации: мы привыкли держать книгу в руках. Менталитет нации, особенно в области гуманитарных и общественных наук, предполагает твёрдую копию. Отрыв от материального носителя губителен.

Я сторонник равноправных отношений, и библиотеки всегда были учреждениями толерантными. Возникает вопрос: а что будет после информационного общества – или это тупик? Учёные считают, и я разделяю эту точку зрения, что будет интеллектуальное общество. Если дать некий пример: это Академия наук, клуб интеллектуалов. Поэтому все разговоры сейчас о том, что всю науку надо передать в вузы, закрыть Академию, идут от непонимания, разрыва связей исторической преемственности. С моей точки зрения, интеллектуальное общество – это будет долговременная структура, в которой обязательно найдётся достойное место для библиотечных и архивных учреждений.

С другой стороны, меня угнетают разговоры о том, что книга умрёт. Мы создаём миф и живём в рамках этого мифа: электроника всё может. Но в Интернете доступно только 20% мирового фонда! Причём там легко заблудиться, нет навигаторов.

- Под этот миф ведь подстраивается и профессиональное образование?

Я считаю, что современный специалист должен быть, так сказать, комплексным – он должен владеть «классическими» знаниями и информационными технологиями. Беда в том, что не готовят сейчас в вузах таких специалистов. Когда я был студентом, у нас были практические занятия, мы знакомились с источниками, держали их в руках, вырабатывали навыки. А сейчас ведь этого нет: только умение пользоваться Интернетом.

Я этого не понимаю по одной простой причине: опыт показывает, что всегда побеждало сосуществование – если мы перейдём целиком на цифровую форму, то оторвём книгу от её носителя и потеряем возможность изучать ту основу, на которой она была создана.

- Через два года будет большой юбилей – БАН исполнится 300 лет. Как планируете праздновать?

Точно ещё не знаю. Во-первых, у нас большие издательские проекты. Во-вторых, мы хотим достроить новое здание, и оно будет достроено: это моя профессиональная мечта – открыть и показать это здание. Хочу, чтобы правительство к нам относилось с бол ьш им уважением, интересом, а не только требовало отчёты. Я рассчитываю, что мы всё-таки найдём деньги для ремонта фасада библиотеки. Надеюсь, что у нас будет больше читателей, больше молодёжи. Очень хочу видеть сочетание традиционной и нетрадиционной формы книги. Хочу видеть своих коллег здоровыми и счастливыми.

К юбилею я подготовил книгу, она называется «Библиотека Академии наук: опыт биографии». Я попытался «разговорить» библиотеку, заставить её рассказать о себе: о своей жизни, о том, какие были поворотные события, какие – трагические и катастрофические. Далась книга мне непросто, работал пять лет; надеюсь, в начале будущего года она появится в издательстве «Наука».

Передо мной лежит знаменитая книга «Пять законов библиотечного дела» Ш.Р. Ранганатана, вышедшая в 1931 г. Пятый закон гласит: «библиотека – растущий организм», нельзя прервать её развитие. Я думаю, что библиотеки будут существовать всегда, потому что книга впаяна в нашу психику, книга у нас внутри. М.К. Мамардашвили в своё время говорил: я знаю, что существует книга, в которой описана моя жизнь, вся, от начала до конца, но вероятность, что я с ней встречусь, ничтожно мала. Мы всю жизнь пишем книгу: каждый – свою.

- А есть ли в Вашей личной библиотечной истории страницы, которые Вы хотели бы переписать?

Ни одной страницы. Здесь я могу только повторить то, что написал Пушкин: «…и с отвращением читая жизнь мою, я трепещу и проклинаю, и горько жалуюсь, и горько слёзы лью, но строк печальных не смываю» . Ведь в жизни почти каждого человека есть события поворотные и события-катастрофы. О поворотных событиях мы можем забыть, но катастрофы постоянно с нами, когда бы они ни произошли. Пожар в БАН – это катастрофа, ожог, и он будет со мной всегда. Я сделал всё так, как сделал. И благодарен всем за то, что мне самому было позволено увидеть себя другим.

- Что Вас поддерживало в подобные тяжёлые моменты?

Во-первых, семья. Во-вторых, мои коллеги. Когда я пришёл в БАН, с самого начала пытался найти опору в коллективе и сумел почувствовать единую среду. В-третьих, конечно, верные друзья.

- Наш последний традиционный вопрос: что Вы читаете для души, как формируете свою домашнюю библиотеку?

Есть один писатель, который со мной постоянно – А.С. Пушкин. Есть и произведение – «Евгений Онегин», которое я когда-то знал наизусть почти целиком. Если говорить о современной литературе, то «лета к суровой прозе клонят»: меня интересует биографическая, мемуарная литература. Люблю справочную литературу, библиографическую. Я очень разборчив в чтении, потому что мало времени. А моя личная библиотека постоянно меняется, наверняка тысячи три книг я уже передал в БАН, например, большую коллекцию литературы русского зарубежья.

- Спасибо Вам большое за интервью и с юбилеем!

Беседовала Виктория Мещерякова

Как давно вы посвящали свое время чтению – вчера, неделю, месяц назад?.. Что из прочитанного произвело на вас наибольшее впечатление?.. Когда вы последний раз были в библиотеке?..

Мы неслучайно предлагаем читателю эти вопросы. Наша цель – заставить задуматься о месте и роли чтения в нашей жизни. И надеемся, что интервью с Наталией Сермановой, директором Объединения библиотек города Череповца, будет полезным в этих размышлениях.

Наталия Юрьевна, череповецкая Центральная городская библиотека им. В. В. Верещагина – одна из старейших в Вологодской области. Расскажите о ее истории.

В 1872 году городской голова Иван Андреевич Милютин добился открытия библиотеки в Череповце, несмотря на то что тогда библиотеки существовали только в губернских городах. Открылась она на общественные средства в помещении Городской думы.

В XIX веке в Череповце – купеческом, по сути дела, городе – публика была довольно просвещенная. Об этом говорят книги того времени, имеющиеся в наших фондах. Вот первое прижизненное французское издание книги Виктора Гюго «Рейн» 1858 года – и тогда же эта книга появилась в Череповце. То есть люди следили за новинками европейской литературы, выписывали их по почте и читали на языке оригинала!

В советский период в городе одно время работало несколько отдельных библиотек, а в 1967 году была проведена их централизация. Центральная библиотека разместилась в специально построенном для нее здании, тогда же ей присвоено имя Василия Верещагина – в связи со 125-летием со дня рождения художника, уроженца Череповца.

Сегодня в Объединение библиотек входят Центральная библиотека и 14 филиалов. У нас 140 тысяч читателей, книговыдача – больше миллиона изданий в год.

Замечаете ли вы, как библиотекарь, снижение интереса к чтению?

К чтению сейчас относятся очень рационально, и нельзя сказать, что люди перестали читать совсем. Мы проводили исследование среди череповчан до 35 лет: 80 % опрошенных читают специальную и художественную литературу в электронном виде. Интернет, конечно, дает массу возможностей: через блог на сайте библиотеки мы сами активно общаемся со своими читателями. Но Интернет – это в первую очередь инструмент быстрого поиска информации, и боюсь, что пресыщение этой информацией не оставляет места для вдумчивого чтения.

Дети еще более активно осваивают виртуальную среду, и этот процесс уже не остановить. Но не думаю, что это однозначно хорошо: они теперь воспринимают книгу только как источник сведений. Не размышляют над прочитанным, не чувствуют красоту слова – просто «потребляют информацию». Происходит отрыв обучения от эмоционального и духовного развития.


Вы отслеживаете читательский спрос – как он изменяется?

Меньше, чем раньше, спрашивают учебную литературу. Среди наиболее востребованных изданий можно назвать книги из серий «Интеллектуальный бестселлер», «Лекарство от скуки», «Биографии великих стран», «Метро», «Сталкер». Читают популярную классику, современные детективы, фантастику, издания прикладного характера – по психологии, кулинарии, рукоделию.

Мы стараемся формировать читательский спрос, акцентируя внимание на качественной художественной литературе. Еще за год до того как по всей стране начала активно обсуждаться идея списка из 100 книг, которые должен прочитать каждый, у нас стартовал подобный опрос читателей. На сайте библиотеки выставлен рейтинг по материалам первых ста ответов. Интересно, что наряду со «случайными» книгами в нем есть, например, «Война и мир».

Как читают школьники?

Много читают маленькие. Сегодня большой выбор качественных детских изданий. Неплохо читали бы подростки, но хорошей познавательной литературы для этого возраста выпускается мало. Из художественных книг предпочитают фантастические серии, «Гарри Поттера» зачитали «до дыр». Ну и «чтиво» спрашивают постоянно – журналы с комиксами, например. Советская литература для юношества у них не особенно популярна: непонятны бытовые подробности и исторические реалии.

А подростков среди наших читателей много! Они в 14 лет получают паспорт, считают себя взрослыми, и самостоятельный поход в библиотеку – один из способов социализации. Сейчас мы думаем над тем, как организовать для них особую среду, где они чувствовали бы себя естественно.

Какие мероприятия библиотеки направлены на продвижение чтения?

В январе прошлого года у нас прошли первые библиотечные «Сумерки» – вечерняя игра-праздник по мотивам популярной фантастической серии, с темнотой и привидениями. И читатели потребовали продолжения! Следующие «Сумерки» мы проводили в мае и посвятили их Н. В. Гоголю – это была «Майская ночь». Участникам предлагалась игра-квест по творчеству писателя. В феврале нынешнего года вечерний праздник был посвящен истории библиотеки. Четвертые «Сумерки» совпали с Днями славянской письменности и культуры, поэтому назывались «Славянская слобода».

В этом году проходит акция «12 месяцев для чтения»: каждый месяц связан с какой-либо литературной темой. Январь, например, традиционно отдается лучшим книгам предыдущего года, март – месяц поэзии.

Для детей летом во всех филиалах реализуются игровые программы летнего чтения. В течение нескольких дней ребенок приходит в библиотеку, читает, выполняет разные задания, набирает баллы и в итоге получает приз. Мы понимаем, что привычка к чтению закладывается в семье, поэтому родители – наши главные помощники. В течение года по субботам в филиалах проходят вечера семейного чтения, в Центральной библиотеке – занятия «Родительской академии».

Я считаю, что библиотечная среда не должна быть статичной, нужно приспосабливать ее к потребностям читателей. Мы переделали бывший читальный зал в зал интеллектуальной литературы: открыли доступ к стеллажам и переставили журналы по отраслям знаний к книгам.

На сайте библиотеки проходят викторины под названием «Литературный поединок»: каверзные вопросы читателям «задают» писатели-классики. Эта игра довольно популярна: за три месяца на сайте зарегистрировались 1000 пользователей. Ежемесячно обновляется раздел «Что читаешь, Череповец?» – обзор новых поступлений.

Эффективной формой продвижения чтения я считаю появление аудиокниг, мы их комплектуем специально. Дети, даже если читать не любят, охотно слушают. А читать по школьной программе им все равно надо. Если они вместо попсы послушают хороший художественный текст в хорошем исполнении – это прекрасно. Потом, глядишь, и за книжку возьмутся. И пожилые читатели с удовольствием берут аудиокниги.

Второй год мы практикуем проведение публичных лекций, проходящих по типу передачи на телеканале «Культура». В качестве лекторов выступают преподаватели кафедры литературы Череповецкого университета.

При библиотеке работает несколько клубов – расскажите о них.

Да, клубы обогащают нашу библиотечную жизнь. Старейший из них – клуб «Верные друзья», объединяющий читателей «со стажем», – недавно отметил 25-летие.

Четвертый год существует Клуб любителей изобразительного искусства, возглавляет его член Союза художников России Виталий Смирнов. Ежемесячно в фойе на первом этаже Центральной библиотеки открывается новая экспозиция участников клуба, проходит лекторий с приглашением искусствоведов. Сначала художники делали это сами для себя, потом решили пригласить студентов худграфа, потом – преподавателей рисования. Теперь им в зале на 60 человек не хватает места.

Краеведческий клуб появился благодаря нашим ежегодным краеведческим конференциям – Чечулинским чтениям. Названы они в честь череповчанина Николая Дмитриевича Чечулина – историка, искусствоведа, библиотекаря, который всю жизнь прослужил в Российской национальной библиотеке. Руководит клубом Леонид Вересов, преподаватель ЧГУ.

При отделе иностранной литературы работает Клуб любителей английского языка.

Как вы сотрудничаете со СМИ?

Очень успешно! И газеты, и интернет-издания, и радио – все много и охотно освещают наши мероприятия, литературные юбилеи, новинки.

А выставка церковных книг в зале – результат сотрудничества с храмами города?

Год назад у нас начал работать «Православный университет» – совместный проект Центральной городской библиотеки, Архиерейского Воскресенского подворья и храма Рождества Христова. В рамках проекта проходит цикл лекций, работают тематические выставки редких церковных книг и пункт выдачи православной литературы из фондов библиотеки храма Рождества Христова.

На одном из занятий «Православного университета» был момент, который меня как библиотекаря просто поразил. В канун Великого поста беседу проводил настоятель храма Рождества Христова протоиерей Георгий Трубицын. Обсуждали, в чем смысл ограничений, которые накладывают на себя верующие в это время. А он сказал, что главный смысл поста в том, чтобы задуматься о душе и о жизни. Для этого нужно отключить компьютер и телевизор – и взять в руки хорошую книгу.

Светлана Гришина

Плюсануть

Издание: Библиотечное дело. — 2016. — №13 (271). — С.2-6.

В преддверии юбилея ответственный редактор журнала С. МАТЛИНА взяла интервью у директора РГБМ Ирины Борисовны МИХНОВОЙ. Интервью с человеком, известным как профессионал высокой пробы, одновременно идеолог библиотечного дела и его блестящий организатор, превратилось в разговор о принципиальных и зачастую дискуссионных вопросах, о судьбе библиотеки-юбиляра, которая стала судьбой её сегодняшнего руководителя. Поскольку многие события из истории РГБМ проходили на глазах интервьюера — коллеги и свидетеля её инновационных изменений, возникла идея прокомментировать ряд ответов Ирины Борисовны.

Что означает для Вас юбилей? (Вопрос банальный, но неизбежный.) Да ещё такой круглый юбилей — 50 лет — этапный, крутой, как выразились бы ваши молодые посетители.

— Конечно, это и подведение итогов работы за последние 10 лет, когда мы приступили к модернизации, и, в определённой мере, к возрождению библиотеки. Поскольку сама я, считайте, не пришла, а скорее вернулась в эту библиотеку спустя 13 лет после ухода из неё в «свободное плавание». Это был тот период в жизни, когда со своей командой я создавала «Библиомаркет». А впервые я появилась в этой библиотеке в качестве литературного редактора 20 января 1980 года. И в первый же день провинилась: ушла с работы на час раньше, решив, что весь объём выполнила, и могу быть свободна. Как выяснилось позже, на 17 часов была назначена церемония моего официального представления на дирекции, о чём я не знала. Позже был выговор, но спустя пять месяцев «под меня» был создан редакционно-издательский отдел, который я возглавляла в течение 8 лет, пока после защиты диссертации не перешла в отдел социологии.

Комментарий редактора. В те годы Ирина Борисовна мне запомнилась прежде как редактор и издатель многочисленной печатной продукции тогдашней ГРЮБ. Она принимала участие в обсуждениях трудов, тесно взаимодействуя с исследователями и методистами библиотеки, и, по сути, её подразделение не просто выпускало в печать издания библиотеки, но генерировало различные идеи, стимулировало научный поиск сотрудников. Вот откуда чёткое представление Михновой о работе публичной библиотеки, её важнейших направлениях и аспектах. И понимание того, какие трудности и риски стоят за деятельностью библиотеки, работающей с молодёжью.

Риски? В отношении молодёжных и юношеских библиотек всегда присутствовал один большой риск, с которым им пришлось непосредственно столкнуться в предыдущие два десятилетия. Один из них — невнимание к молодёжи со стороны государства и общества. Если данные структуры не будут серьёзно относиться к нуждам, потребностям, ожиданиям этой части населения, то библиотека, для которой молодёжь — целевой потребитель, снова выпадет из сферы внимания тех, кто поддерживает её финансово и морально.

Другая версия возможного риска связана уже с самой библиотекой: если она резко отстанет от развивающихся (часто непонятным и непредсказуемым образом) потребностей и представлений молодых людей. Это может коснуться разных сфер нашей профессиональной деятельности: организации пространства, технологий, ресурсов. Специалисты библиотеки могут перестать быть интересны молодым как консультанты, собеседники, участники процесса сотворчества. А конкурентный рынок в сфере дополнительного, неформального образования, социализации и профессионализации, организации интеллектуального досуга молодёжи сегодня просто необозрим, выходит за границы времени, и пространства.

Всё остальное — в наших руках и наших головах.

Недавно одна из коллег в частной беседе спросила меня, что означает на практике понятие «авторская библиотека», которое и я сама и другие исследователи публичной библиотеки(ПБ) используем в своих работах. Обычно упоминают лидерские качества руководителя коллектива, чёткую концепцию, лежащую в основе деятельности институции, её творческий характер, участие всего коллектива в такого рода творчестве и др. Признаюсь, в качестве примера такой библиотеки я в первую очередь назвала Вашу. Какие из этих факторов — или, возможно, иные, — на Ваш взгляд определяют деятельность РГБМ?

— Вы назвали составляющие любой эффективно работающей библиотеки. Что касается авторской библиотеки, то, во-первых, в нашем случае стоит, в первую очередь, говорить о коллективном авторстве. Внедрение любой идеи опирается на правильное понимание и готовность её внедрить, развить всем коллективом. Мы много раз сталкивались с ситуациями, когда некто умный и креативный, сидящий наверху, предлагает, или, скажем так, спускает, и даже навязывает сотрудникам библиотеки действительно интересную, нестандартную идею. Но люди, которые должны её подхватить и реализовать в соответствии с его видением, либо вообще не готовы к этому, либо имеют свои не менее интересные идеи. Нередко их просто не выслушивают. Либо они проявляют готовность послушно реализовать спущенную сверху идею — но таким образом, что лучше бы и вовсе не начинали... Почему такие вещи происходят? Потому что, как сказал герой популярного фильма, «нельзя осчастливить человека помимо его воли». Людей нужно сначала долго готовить, к адекватному пониманию нестандартной идеи, добиваться ситуации, когда они уверены в позитивных (и для библиотеки, и для каждого из них) результатах.

Что касается собственно идей, то тут уместно задаться вопросом: чем отличается новаторство от передового опыта? Новатор должен всегда быть на два-три шага впереди общего движения. Как только за ним начинают идти другие, то обязательно кто-то будет внедрять этот опыт лучше остальных. Тогда начинается разговор об уже освоенном передовом опыте, которым специалисты обмениваются друг с другом. А удел настоящего новатора — снова бежать впереди.

В нашем случае (и в этом, на мой взгляд, суть «авторской библиотеки») мы придумываем, внедряем нечто, чего до нас не было — во всяком случае, в нашей библиотечной сфере. Может быть, здесь ярчайший случай — виртуальная справка. Само понятие появилось вместе с открытием на сайте ЦБС «Киевская» в августе 2000 года справочной службы «Виртуальная справка». Когда спустя несколько лет мы захотели запатентовать её, было поздно: понятие стало нарицательным, «ушло в народ».

Или идея чёткого зонирования библиотечного пространства на «тихое» (для делового чтения») и «шумное» (для досугового чтения). Вспоминаю, как она пришла в голову. Сделав первую перепланировку и перегруппировку залов обслуживания, мы через некоторое время стали ощущать: что-то идёт не так, возникает некий хаос. Тогда на нынешней «шумной» стороне оказался один из отраслевых залов — зал гуманитарной литературы (сочетавший деловое и свободное чтение). И по возвращении из зарубежной командировки, «вдруг» пришло осознание необходимости рассечь пространство библиотеки на две половины: налево — залы для тех, кто готовится к занятиям, направо — залы для досуга, общения. Пришлось форсировать перегруппировку фондов, не затронув процесс обслуживания.

Ещё пример. Идея объединить абонемент и читальный зал — естественна и привычна для западных библиотек. Мы впервые реализовали её, когда по заданию управления культуры Западного округа создавали в центральной библиотеке ЦБС «Киевская» зал деловой информации. Можно было бы сказать, что наша команда просто воспользовалась зарубежным опытом, или опытом продвинутых отечественных ПБ. Но это не так. Мы совершили этот «переворот» 23 года назад, когда практически никто из коллег не выезжал за рубеж. В нашем случае в основе этой идеи лежал чисто прагматический подход: как при наличии двух не слишком связанных между собой подразделений обслуживания-абонемента и читального зала создать третий, совокупные возможности которого превышают эффекты отдельно функционирующих отделов. Ответ был таков: только объединив первые два в универсальный зал.

Комментарий редактора. Сегодня этот «переворот» кажется вполне привычным, разумным решением и завоевал множество сторонников. Но ведь ещё несколько лет назад он казался многим воистину революционным шагом: Михнова со товарищи покусились на святое — разрушили традиционную систему обслуживания. Практики возмущались: а если из объединённого универсального зала начнут красть книги, а если читатели не примут такое нововведение, а если... Этих самых «если»-доводов против, выдвинули немало. Но дело было сделано, и позитивные эффекты оказались очевидными...

Как повлияло на создание современной модели РГБМ её предыдущая деятельность? В какой степени можно говорить о преемственности в её полувековой судьбе?

— Предыдущая деятельность? Безусловно, нам было, от чего отталкиваться. В первые два десятилетия после своего создания ГРЮБ оставалась абсолютно новаторской библиотекой. Отсюда ушли в практику придуманные и опробованные сотрудниками различные идеи. Назову библиотечную версию профориентации; такие направления, как экологическое, патриотическое и интернациональное воспитание; поддержка научно-технического творчества молодёжи; психологическая служба; методики работы с учебными заведениями; проблема «возвращённой литературы». Здесь функционировала блестящая, не хуже, чем в Ленинской библиотеке, социологическая школа. Отдел искусств был вторым по популярности в Москве после специализированной Библиотеки консерватории. Между прочим, в разработанном ГРЮБ читательском формуляре была анкета, отразившая вопросы, связанные с личностными интересами человека, что сегодня особенно актуально. Именно на информации об этих интересах строилась индивидуальная работа. А какие сильные профессионалы, известные всей стране, работали в нашей библиотеке! Я в 1980-е годы застала большинство из них. Некоторые и сегодня здесь работают. Нам достались от ГРЮБ уникальные многотысячные специализированные коллекции: диафильмов, слайдов, экслибрисов, почтовых марок, винила и нот, редких книг. Сейчас всё это активно используется.

Комментарий редактора. Известна поговорка: «От осины не родятся апельсины». Создать с чистого листа или из стандартно работающей ПБ такую уникальную институцию, какой является сегодняшняя РГБМ, невозможно. О замечательных традициях библиотеки для молодёжи свидетельствуют опубликованные в этом номере воспоминания коллег. Носителями этих традиций, как справедливо замечает И.Б. Михнова, являются, в первую очередь, талантливые люди, и уже во вторую очередь, материальные ресурсы — уникальные по своим содержательным характеристикам фонды, справочно-информационный аппарат, и, скорей всего, сама инновационная — творческая атмосфера, которая, к счастью, как и много лет назад, витает в стенах библиотеки. В совокупности все эти факторы скорей всего и определяют высокий рейтинг РГБМ у посетителей.

И всё-таки что более всего привлекает молодёжь в библиотеке?

— Если попытаться одним словом определить характер библиотеки, в которую сегодня захочет пойти молодой человек, то этим словом будет «дружелюбие». Современная библиотека должна стать дружелюбной и дружественной (что не одно и то же) к пользователям. Наше кредо: когда на улице холод и дождь, когда занятия в институте или школе уже закончились, а идти домой не в радость, когда хочется пообщаться с друзьями, интересно провести свободное время, человек из всех возможных вариантов привлекательных мест выбирает библиотеку.

Почему молодёжь тратит своё ограниченное свободное время на пребывание в ней? Проанализировав комментарии, которыми молодые люди сопровождают свои селфи в интерьерах РГБМ (а их более полутора тысяч только в «Инстаграмме»), мы обобщили их, используя лексику молодёжи. Привожу ответы: «здесь можно собрать себя в кучку и готовиться к занятиям, просто читать в уютном месте, поспорить-пообщаться и послушать умных людей, почитать, поиграть. и вообще развлечься, побыть в компании с хорошими людьми в хорошем месте, сделать много элегантных селфи в достойных интерьерах, провести время в ожидании друга или просто убить время». И как резюме: «Закончить день в библиотеке. Кстати, отличное место! Провести здесь день — да запросто!»

Замечено: половина посетителей читает традиционные, то есть бумажные, книги. Из них одни готовятся к занятиям, другие читают для души — примерно, 50 на 50. В одиночку, вдвоём, в маленькой компании. По многу часов. На мероприятия, коих в год здесь бывает до 900, приходит, в среднем, 20-30 человек. Практически все мероприятия проводятся в рамках упоминаемых выше клубов по интересам (их около 20). Это как раз тот самый случай, когда «можно поспорить-пообщаться и послушать умных людей». Подавляющее большинство клубов созданы и функционируют за счёт инициативной молодёжи. Молодые профессионалы сами предлагают себя в качестве лекторов, преподавателей, сами придумывают

программы занятий и собирают аудиторию. Поэтому, если какой-то клуб «не пошёл» в народ, на его месте появляется новый. Место одного лектора, преподавателя занимает другой претендент. Дважды в библиотеке проводились конкурсы молодёжных проектов «Фабрика идей». Мы получили 70 предложений, из которых 10 утвердили на реализацию. И это не какие-то разовые мероприятия, а годичные циклы или новые самоорганизующиеся клубы. А если одни молодые, умные люди сами придумывают темы своих занятий-выступлений, то понятно, что другие молодым и умным это интересно.

Комментарий редактора. Одно из отличий РГБМ как библиотеки нового типа — ориентация на самые разнообразные ожидания публики, учёт множества возможных мотиваций разных категорий и групп. Такой подход позволяет рассматривать её как фигуру общественного доверия. Тем более что общественное доверие по утверждениям современных учёных в настоящее время становится важной экономической категорией, от которой зависит эффективность развития различных социальных институтов. ПБ находится в одном смысловом ряду с этими институтами.

Коль скоро зашла речь об удовлетворении интересов различных категорий, нельзя не спросить о такой группе пользователей РГБМ, как люди с ограниченными возможностями. Тем более что в Вашей библиотеке я нередко вижу людей в инвалидных креслах, постоянно замечаю особенности организации пространства, которое насыщено технологиями, специально для них предназначенными.

— РГБМ твёрдо стоит на позиции: не выделять людей с физическими ограничениями в особую группу, но учитывать эти особенности иначе. Путём обеспечения доступности физического пространства; создания комфортной психологической атмосферы; предоставления услуг в соответствии с их потребностями и предпочтениями; создания условий для их участия во всех мероприятиях библиотеки и доступа ко всем услугам библиотеки; предоставления возможности для раскрытия их творческих, организационных, волонтерских способностей и навыков.

Понятия «доступная среда» и «равные возможности», с нашей точки зрения, близки, но не равнозначны. Первое означает, что молодёжь с разного рода ограничениями здоровья вправе ожидать готовности российских библиотек принять их как равноправных потребителей библиотечно-информационных услуг. А для этого мы стремились исключить основные виды барьеров: физические (ступени, пороги, узкие проходы, недоступные туалеты и т. д.), информационные (нечитаемый шрифт, отсутствие информации о доступных путях передвижения и т. д.), организационные (неудобные регламенты работы с инвалидами, необученный персонал и т. д.), этические и коммуникационные (стереотипы в понимании как ограничений, так и реальных возможностей людей с инвалидностью, незнание этикета и т. д.).

Принцип равных возможностей — более высокого уровня. Он предполагает, что молодые люди с инвалидностью приходят (приезжают) в библиотеку, где создана для них доступная среда, — тогда, когда у них есть соответствующее настроение, необходимость и возможность подготовиться к занятиям, поучиться на курсах; когда их заинтересовало в библиотечной афише какое-то мероприятие или они договорились здесь встретиться и пообщаться. Здесь просто должно быть хорошо любому и каждому. А библиотека выполняет при этом роль социального куратора.

Известно, что приходя в РГБМ для знакомства с её работой, практики в первую очередь расспрашивают её сотрудников об использовании новых технологий, многие из которых, увы, недоступны коллегам в небольших учреждениях. При этом случается, что, восхищаясь техническими новинками, профессионалы противопоставляют использование этих замечательных новшеств традиционной работе по организации чтения. «Зато мы делаем акцент, — утверждают они, — на продвижение книги, и считаем это приоритетным направлением деятельности». Какова Ваша позиция в этом споре?

— Сегодня, говоря о чтении, чаще всего мы слышим слово «мероприятия». В Год литературы их прошло в стране, наверное, сотни тысяч. Если бы они были действительно результативны, то проблема чтения молодёжи сегодня бы уже не стояла. Мы же предлагаем использовать применительно к чтению молодых пользователей понятие комфортной библиотечной среды, которая побуждает их к чтению, необходимому для самообразования, самопознания, саморазвития и самоидентификации. Высокотехнологичная и ресурсоёмкая среда библиотеки объективно способствует также повышению медиа-информационной грамотности молодых пользователей.

Сегодня библиотека абсолютно проигрывает всем общественным пространствам, в которых предпочитают проводить своё свободное время молодые люди, поэтому именно пространства библиотек, не соответствующие эстетическим представлениям и вкусам молодёжи, являются самым слабым местом в работе ПБ. Убеждена: молодёжь готова находиться в библиотеке продолжительное время и читать там книги, если пространство «временного обитания» будет отвечать её представлениям о комфортности, соответствовать эстетическим и психологическим ожиданиям.

Примерно в конце 1980-х годов библиотекари стали понимать, что руководство чтением молодёжи — это не ограничение доступа к тому, что, дескать, рано или вредно читать, а предоставление свободы выбора своей книги и одновременно формирование литературного вкуса, культуры чтения.

Зачастую взрослые бывают весьма категоричны в своём воспитательном порыве. Не только пытаются жёстко управлять читательскими предпочтениями молодых людей, но стараются завлечь или даже принудить их посещать мероприятия, которые, с нашей точки зрения, полезны для их духовно-нравственного здоровья. Между тем, сегодня молодые люди стремятся и ищут возможности выступать перед своими сверстниками и готовы слушать этих сверстников. Они собираются в кафе и антикафе, в квартирах и в парках, чтобы обсуждать книги и делать собственные выводы.

В РГБМ подавляющее большинство мероприятий предложено и реализовано самой молодёжью (и исключительно на волонтёрских началах). Темы их очень разумны и интересны. Придя в библиотеку, посетители первым делом пишут свои рекомендации и читательские оценки на флип-чартах, стоящих в вестибюле.

По нашим наблюдениям, сегодня молодёжь испытывает потребность в большей самостоятельности в выборе книг для чтения и признания за ней права на собственные суждения. Они готовы выслушать наши суждения, но как равные от равных. И стоит поддерживать и культивировать в них это стремление к самовыражению и самореализации посредством чтения книг и общения на основе прочитанного.

Действительно, свобода выбора и свобода творчества — две главные составляющие того феномена, который называется свободным доступом к библиотечным ресурсам и который, как показывают исследования РГБМ, составляет изюминку молодёжной библиотеки, стимулирует многообразие поведенческих моделей её посетителей. С какими из них Вам приходится иметь дело, как Вы дифференцируете свою разнообразную аудиторию, на кого ориентируетесь, какие приоритетные группы выделяете?

— Как правило, сотрудники ПБ работают не с интеллектуальной элитой, которая трудно поддаётся внешнему управлению, а с молодёжью, имеющей достаточно низкий уровень общекультурных предпочтений. Недаром органы управления культурой перед нами постоянно ставят перед нами задачу бороться с недостатками и негативными явлениями в молодёжной среде, отвлекать молодых людей от улицы. Мы же предлагаем ориентироваться на молодёжь с высоким уровнем интеллектуальных, общекультурных предпочтений. С такой молодёжью работать сложно и страшновато. Многие темы, которые их действительно интересуют и которые они предлагают к обсуждению, нам, библиотекарям, даже в голову не пришли бы. Вот некоторые из прошедших в РГБМ мероприятий: «Идеальный Платон и его идеи» (пересказы философии в режиме сторителлинга); «Как человек стал править миром» (прослушивание и обсуждение TED-х лекции на английском языке); «История хип-хоп культуры: от истоков локальной субкультуры до мировой индустрии», «Игровые персонажи, боги и демоны: метафизическое измерение видеоигр». Молодые люди предпочитают ориентироваться не на взрослых, а на сверстников, на ценности, бытующие в их средах. А задают тон всегда лидеры молодёжных сред. Поэтому, на наш взгляд, библиотекарям стоит, прежде всего, подготовить себя (возможно, подучившись и приглушив в себе ментора-«воспитателя») к разговору на равных именно с молодёжной интеллектуальной элитой. Убеждена: если в библиотеке создана атмосфера высокой культуры, остальные посетителя окажутся втянутыми в неё.

В 2018 году в Подмосковье на базе двух областных библиотек открылась . Среди основных направлений ее деятельности – создание и реализация новых библиотечных проектов для стимулирования интереса к чтению у детей и взрослых, а также организация единого библиотечного пространства Московской области. О том, как работает первая Московская губернская библиотека, какие электронные ресурсы доступны читателям и какие интересные проекты планируется запустить до конца 2018 года, порталу сайт рассказала директор Московской губернской универсальной библиотеки Елена Замышляйченко.

- Елена Романовна, какие изменения произошли с областными библиотеками Подмосковья в 2018 году?

В Московской области было две областные библиотеки: детская и научная. Теперь на их базе открылась единая Московская губернская универсальная библиотека. Располагается она в трех зданиях: в Королеве находится отдел обслуживания населения, в Пушкине – региональный центр доступа к информационным ресурсам и отдел краеведения, а детское отделение функционирует в Мамонтовке, это также в Пушкине.

- Какой функционал возложен на Московскую губернскую универсальную библиотеку?

Прежде всего мы занимаемся методическим сопровождением , а также краеведением, хранением редких книг книжного фонда России, обеспечением населения региона редкими эксклюзивными изданиями, которых нет в муниципальных библиотеках Московской области (дорогие, редкие, малотиражные и т. д.), а также созданием сводного электронного каталога всех библиотек региона.

- Где уже введена Единая информационная система учета библиотечных фондов?

Все 1 036 библиотек Московской области, включая сельские, заведены в Единый библиотечный портал Московской области. До конца 2018 года планируется завершить создание электронного каталога губернской библиотеки, который будет включать 23 миллиона книг. Сейчас программа по его формированию реализована на 70%.

- Как идет работа по внедрению электронных читательских билетов?

Через библиотечный портал Московской области реализован единый , который сейчас функционирует во всех 68 центральных библиотеках региона. Единый электронный читательский билет создает ряд функциональных преимуществ и новых возможностей как для библиотек, так и для читателей. Например, мы ежедневно видим онлайн-статистику посещений и записи в библиотеку. Все библиотеки Московской области будут подключены к данной системе в течение двух-трех лет.

Какие электронные ресурсы доступны для читателей в Московской области? Какие планируют запустить в 2018 году?

В настоящее время жители Подмосковья могут бесплатно воспользоваться электронными ресурсами Национальной электронной библиотеки (НЭБ) и Президентской библиотеки. Фонды НЭБ пополняются ежедневно. Общее количество электронных документов в Национальной электронной библиотеке – 4 367 460, причем 3 725 437 из них находятся в свободном доступе. А вот 607 891 издание защищено авторским правом, и познакомиться с ними можно только в читальном зале библиотеки, где установлена специальная программа по доступу к НЭБ. К НЭБ на сегодняшний день подключены практически все центральные библиотеки Подмосковья за небольшим исключением (Озеры, Серебряные Пруды, Фрязино и Молодежный). Но и они к концу лета будут иметь доступ к Национальной электронной библиотеке.

Президентская библиотека находится в Санкт-Петербурге, и доступ к ее ресурсам обеспечивается посредством центров удаленного доступа. Для этого в Московской области открыто 150 электронных читальных залов. К концу года их количество возрастет до 200.

Сейчас в Президентской библиотеке доступны 596,03 тысячи полнотекстовых исторических документов и 61 миллион сканов. Президентская библиотека проводит ежегодную Олимпиаду для школьников «Россия в электронном мире», и ее заключительный этап для старшеклассников Центрального федерального округа проходит на площадке регионального центра в Пушкине.

- Как идет процесс оцифровки литературы?

Весь библиотечный массив Московского областного регионального центра Президентской библиотеки в Пушкине полностью оцифрован. Большая база оцифрованных документов из разных регионов нашей страны поступает в единую базу данных и становится доступной в свободном и закрытом режимах (только через читальные залы в региональных центрах). В электронном читальном зале можно прослушивать аудиозаписи и просматривать видеоматериалы, пользоваться электронной библиотекой «ЛитРес», электронной базой данных системы «КонсультантПлюс» и «КонсультантПлюс. Регион».

Рукописи и архивы после оцифровки направляются на хранение в специальные фонды.

- Что является главным библиотечным проектом 2018 года?

- Какие лекции и встречи со специалистами планируется провести до конца года?

Огромное количество мероприятий проводится для молодежи: игровые клубы, лекции, онлайн-интервью. Ежемесячно проходят книжные выставки с тематическими подборками уникальных старинных изданий, например, книг с экслибрисами дома Романовых.

Сейчас работаем над организацией совместного цикла лекций с открытой онлайн-трансляцией на тему современной поэзии. К участию будут привлечены профессиональные поэты из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов страны, пройдет цикл встреч с писателями, лауреатами национальных литературных премий.

- Планируется ли проводить онлайн-вебинары в 2018 году?

На 21 августа запланирован тематический информационно-методический вебинар «Наследие С.М. Прокудина-Горского» к 155-летию со дня рождения известного деятеля фотографии. 31 августа – 7 сентября пройдут Форум знаний в Президентской библиотеке, приуроченный к 100-летнему юбилею Конституции РСФСР 1918 года и 25-летию Конституции РФ, а также методический семинар «Использование ресурсов Президентской библиотеки в школьном образовании». На 4 сентября запланировано мероприятие, посвященное Дню военно-морских знаний. Кроме того, в сентябре ожидается цикл видеолекториев «Знание о России», а также встреча с режиссером Алексеем Германом-младшим, приуроченная к 100-летию Института кино и телевидения.

В октябре планируется провести видеолекторий к 200-летию памятника Минину и Пожарскому на Красной площади и лекцию М.В. Сеславинского. В ноябре видеолекторий будет посвящен гимназическому образованию в России и 200-летию Тургенева, а в декабре – 100-летию Солженицына.

Недавно, в конце июля, мы провели бесплатные курсы компьютерной грамотности и виртуальную интерактивную выставку к 125-летию со дня рождения Маяковского.

- Какие мероприятия с иностранным участием планируются до конца года?

Последние два года библиотеки Московской области активно развивают международные проекты. У нас заключен договор о сотрудничестве с Китайской народной республикой, и в сентябре приезжает большая делегация на Международную книжную ярмарку, которая пройдет на ВДНХ. В рамках этой поездки планируется встреча в Губернской библиотеке, где речь пойдет о современной отечественной и китайской детской литературе. Также в октябре планируется проведение Дня китайской литературы, где китайская группа примет участие в областном фестивале «Книга строит мосты».

Еще один интересный международный проект − «Ветка сакуры», который реализуется совместно с посольством Японии и их фондом культуры. 20 июля открылась масштабная выставка работ японского фотографа Миёси Кадзуёси в Ивантеевке, до этого она размещалась в Видном, далее будет проходить по всей Московской области.

Также реализуется проект «Под белыми крыльями» совместно с посольством Белоруссии, в рамках которого действует международная премия имени Бианки.

- Какие книги из фонда Губернской библиотеки наиболее востребованы? Расскажите подробнее о его новинках.

Фонды нашей библиотеки, как я уже сказала, комплектуются эксклюзивной литературой, которой по разным причинам нет в муниципальных библиотеках. По статистике, постоянным спросом пользуется справочная литература для учебы студентов и научных работ аспирантов, словари (в библиотеке одна из самых богатых коллекций словарей). Мы изучаем как новинки издательств, так и мнение профессиональных литераторов и аудитории по поводу новых книг и авторов, и своевременно пополняем свои фонды. При этом мы стараемся приобретать издания наилучшего качества и оформления, которые приятно держать в руках. В магазинах такие издания доступны далеко не всем.

- Люди с какими профессиональными навыками работают сегодня в библиотеке?

В нашем коллективе есть люди разного возраста с различными профессиональными навыками. Безусловно, его основу составляют профессиональные библиотекари с профильным образованием и многолетним опытом работы в этой сфере, которые поддерживают традиции собирания и каталогизации книг, выдачи их населению. Среди них есть такие, кто с нами уже более 25 лет.

В нашей библиотеке работают и те, кто еще только получает высшее образование, но уже набирается опыта, чтобы в дальнейшем продолжить работать в библиотечной сфере. Более того, часть сотрудников (от 20 до 50 лет) – наши бывшие читатели, по сути волонтеры, в какой-то момент начавшие помогать библиотеке и сегодня ставшие нашими полноценными коллегами. Среди них люди самых разных профессий. Очевидно, что для эффективной работы библиотеки в современных условиях нужны сотрудники с различными профессиональными навыками: психологи, педагоги, искусствоведы, маркетологи, менеджеры, экономисты и др.

- Какая работа ведется по созданию доступной среды для инвалидов?

У нас есть специальный фонд, где хранятся книги со шрифтом Брайля, аудиокниги, кассеты для тифломагнитофонов, флеш-карты для тифлофлешплееров. Он обновляется ежеквартально, на это каждый год выделяются средства. Разумеется, для сотрудников подмосковных библиотек проводятся специальные курсы повышения квалификации и семинары по взаимодействию с пользователями с ограниченными возможностями. Общее количество наших читателей с разными категориями инвалидности составляет в среднем чуть более 1 тысячи человек.

Специально для людей из малообеспеченных и незащищенных групп населения создан межбиблиотечный краеведческий проект «Библиотур» – это ежемесячные краеведческие экскурсии, полноценные однодневные путешествия, специально организованные с учетом возможностей аудитории. За период работы проекта состоялось более 50 поездок. Общее количество участников – почти 5 тысяч человек, из которых более 65% – инвалиды, в том числе колясочники.

Что касается организации пространства доступной среды, то здание Московского областного регионального центра доступно для всех групп населения. Ежемесячно здесь обслуживаются около 10 человек с ограниченными возможностями, некоторые из них – постоянные посетители библиотеки. В библиотечном здании в Королеве сейчас идет капитальный ремонт, будут предусмотрены все элементы доступной среды для людей с ограниченными возможностями.

Еще мы реализуем проект «Детство – это краски радуг», в рамках которого ведется работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

- Какова аудитория библиотек Московской области?

Согласно статистике, в целом библиотеки Подмосковья за неделю 23 801 посетитель, новых посетителей с начала года насчитывается 5 049.

Что касается возрастных категорий, то до 14 лет насчитывается 5 145 посетителей в неделю, от 15 до 24 лет – 3 501 посетитель, от 25 до 35 лет – 1 771 посетитель, от 36 до 46 лет – 3 013 посетителей, от 47 до 60 лет – 3 187 посетителей, от 61 до 81 года – 4 328 посетителей, от 81 до 100 лет – 407 посетителей. А также два посетителя в неделю возрастом от 101 года.

Для примера, статистика посещаемости центральной библиотеки Бронниц за неделю – 390 человек, среди них больше всего детей до 14 лет – 97 человек. Центральную библиотеку в Балашихе за такое же время посетило 595 человек, и больше всего посетителей среднего возраста 36–46 лет – 137 человек. Центральную библиотеку в Долгопрудном посетил 481 человек, больше всего молодежи 15–24 лет – 152 человека. И, например, в Звенигороде – 189 посетителей за неделю, больше всего пожилых – 35 человек в возрасте 61–80 лет.

- Как сегодня работают библиомобили Подмосковья? По каким муниципалитетам они развозят книги?

Библиомобиль нового поколения оснащен всеми необходимыми новейшими техническими средствами и ресурсами, выполняющими функции современной библиотеки и мультимедийного центра.

Библиомобили крайне востребованы в отдаленных населенных пунктах Подмосковья, там они становятся единственной формой библиотечного обслуживания и культурного досуга.

С 2013 года в Московской области работают 11 библиомобилей: в Воскресенском, Дмитровском, Лотошинском, Пушкинском, Раменском муниципальных районах, городских округах Егорьевск, Зарайск, Ликино-Дулево, Серебряные Пруды, Чехов и в городском поселении Волоколамск.

В настоящее время КИБО обслуживают 188 сельских населенных пунктов, не имеющих стационарных библиотек.

- Сколько выездов совершили библиомобили за последнее время?

Алиса Ирисова



Психология