Техника скорочтения, упражнения для скорочтения. Как научиться быстро читать

Ваш ребенок медленно читает и плохо усваивает материал? На него постоянно жалуются учителя? Помогут исправить ситуацию и повысить скорочтение упражнения для детей, которые можно разработать самостоятельно либо воспользоваться уже готовыми примерами.

Первый вопрос, с которым сталкиваются родители, решившие привить своему ребенку навык быстрого чтения, - в каком возрасте начинать обучение. Здесь мнения специалистов несколько расходятся. Одни утверждают, что начинать тренировки необходимо с раннего дошкольного возраста. Другие же яростно настаивают, что научить ребенка правильно читать невозможно до 14 лет.

На самом деле практиковать скорочтение в домашних условиях можно примерно в середине этого цикла, когда ребенок уже умеет воспринимать текст «правильно». «Зачем так усложнять?» - спросите вы. Ответ состоит в самой сути скорочтения. Его основа строится на четырех китах, таких как:

  • умение различать буквы, составлять из них слоги и слова;
  • навык правильного восприятия прочитанного;
  • способность опускать лишнее;
  • правильное запоминание и восприятие прочитанного материала.

Читайте также:

  • Кубики Зайцева: методика обучения

А чтобы все четыре компонента гармонично сочетались между собой, ваш ребенок уже должен более-менее работать с текстом. Исходя из этого, логично было бы предположить, что оптимальный возраст для изучения техники составляет от 7 до 10 лет. Конечно, при этом стоит учитывать индивидуальные особенности развития ребенка, его интересы, усидчивость и прочее.

Часто допускаемые ошибки в обучении

Необходимо отметить, что при обучении скорочтению дома многие родители, воодушевившись идеей, допускают элементарные ошибки. А ведь сама техника подразумевает соблюдение определенных правил. Поэтому обратите внимание на следующие аспекты:

  • Ваш ребенок запомнит только лишь внешний вид и название буквы, но никак не ее произношение. Например, если вы скажите что буква «Б» это «БЭ», то так и будет воспринято. В результате вместо слова «баба», он будет читать «БЭЭААБЭЭАА».
  • Сразу учите правильно сочетать несколько букв и образовывать слоги. Недопустимо, чтобы ребенок читал слово, произнося по отдельности каждую букву, например Б-А-Б-А. Правильно будет, если он прочитает так: Баааа-бааа.
  • Старайтесь пресекать все попытки артикуляции или шевеления губами во время чтения текста «про себя». Специалисты считают, что так дети слишком долго задерживаются на одном месте, упуская при этом суть предложения.

И главное в технике скорочтения - желание научиться быстро и качественно воспринимать напечатанный текст. Вы как родитель не должны заставлять ребенка заниматься «из-под палки», лучше пусть ваше чадо читает меньше, но делает это с удовольствием. Педагоги выяснили, что три занятия по 5 минут принесут гораздо больше пользы, нежели упражнения, на выполнение которых ребенок затратит до 20 минут свободного времени.

Тренировка для мозга в примерах

Упражнения скорочтения для детей можно придумать самостоятельно, основываясь на ранее изученных техниках, или же воспользуйтесь специально разработанными примерами педагогов. Важно все время придерживаться выбранной методики, а не менять ее каждый день. Так ваш ребенок лучше освоит пройденный материал. Предлагаем вам несколько удачных примеров для тренировки мозга.

«Найди пару»

Это упражнение можно вводить в обучение начиная с раннего возраста, но при условии, что ребенок уже знаком с буквами, звуками и слогами. Суть задания такова:

  1. Перед малышом разложены небольшие карточки, на которых напечатаны слоги.
  2. Взрослый объясняет ребенку задание: нужно разложить карточки в таком порядке, чтобы в итоге из них получилось коротенькое слово, например, во-да, ма-ма, не-бо.
  3. По мере успешности обучения задание усложняется: добавляются новые карточки и слова, состоящие из трех или более слогов.

Важно, чтобы ваш ребенок уже видел ранее или был знаком с предложенными к составлению словами. Ведь сам принцип упражнения построен на том, чтобы вспомнить, где то или иное сочетание встречалось ранее.

«Минутка чтения»

Это задание станет отличной мотивацией к дальнейшему обучению, а чтобы увидеть результат, нет необходимости ждать недели или месяцы - все успехи будут замены сразу же:

  1. Выберите небольшой отрывок из книги, которую вы не изучали.
  2. Засеките время и предложите ребенку внятно прочитать несколько предложений в течение 1 минуты.
  3. По сигналу таймера чтение останавливается, а конечный результат помечается карандашом.
  4. Затем время вновь засекается, и ребенок начинает читать с начала текста. Наверняка со второй попытки количество прочитанных слов будет немного больше.

И помните: всякий раз, когда ваше чадо достигает успеха, его нужно обязательно похвалить, а иногда можно и поощрить вкусной конфеткой.

«Слова-анаграммы»

Этот вид упражнения стимулирует зрительную память и мышление, учит анализировать правильность составления слова, быстро находить допущенные в тексте ошибки и исправлять их:

  1. Напечатайте на листе бумаги небольшой отрывок из текста, намеренно переставив в словах буквы или пропустив несколько гласных.
  2. Предложите ребенку найти ошибки в словах и исправить их, читая предложение вслух.
  3. При необходимости чтение одного предложения можно повторить несколько раз.

Как вариант, в предложении можно менять местами не сами буквы, а целые слова. Например: «Мама за хлебом Олю в магазин послала», «На торт день рождения вкусный был» или «Переходи дорогу зеленый на свет».

«Зрительный диктант»

В завершение можно провести небольшой визуальный диктант. Вот как это делается:

  1. Вам понадобится лист плотной бумаги и напечатанный в книге текст.
  2. Прикройте тест так, чтобы ребенок видел лишь первое предложение.
  3. Засеките на часах 8-10 секунд, чтобы ваш ребенок прочитал написанное, а затем закройте все буквы чистым листом.
  4. Попросите ребенка дословно написать то, что он перед этим увидел, а потом переходите к новой строчке.

Здесь важно, чтобы обучающийся четко понял суть задания и не спутал диктант с написанием изложения.

Чтение - это важнейший процесс обработки и восприятия графической информации, обучение которому начинается с раннего возраста.

От качества овладения этим навыком во многом определяется дальнейший успех человека в учебе, в творчестве и даже в житейских вопросах. Мы рассмотрим не только то, как научиться быстро читать, но и как улавливать важнейшую информацию в тексте. От последнего напрямую зависит качество и скорость будущей интеллектуальной работы.

Почему так важно уметь быстро читать?

Прежде чем осваивать искусство быстрого и вдумчивого чтения, имеет смысл задуматься о том, а нужно ли вам это?

Если нет, ознакомьтесь со статьей для общего развития и… все равно читайте! Только выбирайте тех авторов, которые вам действительно интересны и поднимают настроение. Обогащение мозга новой информацией - тоже важная задача, поддерживающая интеллект в тонусе.

Может быть, по прошествии пары-тройки лет вам захочется чего-то достичь. Тогда в вашем распоряжении будут все исходные данные. А именно более или менее тренированный мозг. Доказано, что даже чтение беллетристики заставляет его напрягаться.

Если же вы целеустремленный человек и хотите стать лучшим(ей) в сфере, требующей серьезной интеллектуальной работы, эта статья для вас (в ней будет подробно рассказано, как читать быстро и запоминать).

Читающий человек - какой он?

Мы живем в информационный век, в котором скорость овладения новыми знаниями играет решающую роль. Человек, умеющий быстро воспринять большой объем информации:

  • Уверен в себе.
  • Имеет адекватную самооценку.
  • Добивается многого в жизни.

Как научиться быстро читать?

Сразу же перейдем к правилам, которые применимы на практике. Учимся читать быстро конкретный текст? Тогда поехали:

  • Читайте только полезные книги. Например, если вы хотите стать успешным бизнесменом, изучите автобиографии талантливых предпринимателей. Вам будет полезна история Стива Джобса, рассказывающая о непростой судьбе человека, совершившего прорыв в области информационных технологий (он, кстати, не отличался дисциплиной и был бунтовщиком в молодости. Впрочем, осуществлению его идей это не помешало). Также имеет смысл прочитать Адама Смита, а именно его труд «Исследование о природе и причинах богатства народов». Там детально рассказывается о том, как функционирует капиталистическая система, в чем состоит ее основная проблема и уже предсказаны кризисы перепроизводства.
  • Выбирайте книги, написанные интересным и живым языком.
  • Перед чтением бумажного томика пролистайте его и ознакомьтесь с оглавлением. Таким образом вы будете ориентироваться в основных разделах книги.
  • Прочитайте произведение быстро два раза. Даже если вы не поняли какую-то деталь, не заостряйте на этом внимание: ваша задача - уловить главную мысль.
  • Изучайте книгу в комфортных для вас условиях. Тут имеется в виду тихое место, где вас никто не сможет отвлечь.
  • Не читайте лишних книг: они забивают память ненужной информацией.

Качественное восприятие информации - залог успеха

В этом разделе мы расскажем, как читать быстро и запоминать полезную информацию. То есть как понимать суть изученного материала. Это и есть цель чтения - научиться извлекать важнейшую информацию из текста. Ну а потом применять ее на практике, если получится...

Ученые доказали, что прочитанный текст хорошо запоминается, когда человек следует пяти простым правилам:

  1. Делится прочитанным материалом со знакомыми. Когда человек пересказывает своими словами сюжет книги, вероятность отложения новой информации в памяти приближается к 100 %.
  2. Делает пометки по ходу чтения. Они должны отражать ключевые моменты книги.
  3. Точно знает лучшее время работы своего мозга. Доказано, что большая часть людей хорошо воспринимают информацию утром и днем. У других людей (их меньшинство) все наоборот: они усваивают информацию только вечером или ночью.
  4. Не проговаривает вслух прочитанное - это снижает концентрацию внимания.
  5. Сосредоточен только на чтении книги: ни одно внешнее событие не способно отвлечь его внимание от этого важнейшего дела.

Следуя этим простым правилам, индивид начинает быстрее читать и учится запоминать важную информацию. Просто отлично, если эти пять пунктов войдут в привычку целеустремленного человека.

В следующей главе мы расскажем, как научиться быстро читать вслух.

Нужно ли ораторское искусство сегодня?

О важности красивой и быстрой речи вслух знали еще древние греки. Философы и мыслители, которыми славилась Древняя Греция, отлично владели ораторскими навыками. Именно поэтому их ценные мысли и идеи легко воспринимали простые люди.

Важно ли современному человеку уметь быстро и без запинок читать вслух? Ответ будет определенно положительным.

И это касается не только актеров, филологов и научных работников. Даже обычному экономисту этот навык пригодится в жизни. Хотя бы потому, что по окончании вуза каждый студент защищает диплом перед многочисленной публикой. А в дальнейшей работе умение быстро и красиво говорить может стать решающим навыком: нередко от хорошо произнесенной речи зависит продвижение индивида по карьерной лестнице.

Теперь вы знаете, почему так важен этот навык. Далее мы расскажем, как можно быстро читать вслух.

Учиться этому лучше всего у компетентного преподавателя. Впрочем, самостоятельного образования тоже никто не отменял. Если вы избрали второй путь, вашими помощниками станут:

  • аудио-курсы;
  • орфоэпический словарь (в нем можно отыскать верное ударение для любого сомнительного слова);
  • интересные аудиокниги и телепередачи (желательно выбирать те, в которых участвуют люди с филологическим или актерским образованием);
  • диктофон - очень забавно слушать свою речь в записи и находить ошибки;
  • постоянная практика - именно она определяет дальнейший успех в этом направлении.

Скорочтение - что это?

Итак, что же означает это интересное двухкоренное слово? Скорочтение - это способность человека быстро прочитывать текст и ориентироваться в нем на 100 %. Звучит, конечно, сильно… и не слишком правдоподобно для обыкновенного человека, помнящего, сколько времени уходило в школе на изучение сложного параграфа по истории. Конечно, если индивид оказывался любознательным, он непременно хорошо знал материал. Но на качественное изучение 10-15 страниц текста иногда уходил не один час времени…

Исторические личности, показывающие феноменальные результаты в скорочтении

Мы же попробуем убедить читателя в том, что вдумчиво прочесть книгу за один день вполне реально. Во всяком случае, истории известны личности, способные это сделать. Кто же эти удивительные люди?

  • Ленин - читал со скоростью 2500 слов в минуту! Он был уникальным человеком во всех отношениях; а подобным личностям свойственны выдающиеся интеллектуальные способности.
  • Наполеон.
  • Пушкин.
  • Кеннеди.

Список можно продолжать еще довольно долго... Что же способствует таким феноменальным результатам в скорочтении? Два аспекта - преданность человека идее (это касается политиков. Ленин - самый яркий пример) и природное желание создавать что-то новое (это относится к творческим людям).

Конкретные техники скорочтения

Мы все же пишем статью не про выдающихся людей, а про то, как научиться быстро читать простому человеку. Далее будут представлены научные методики.

  • Сначала книга читается от начала до конца; потом - с конца до начала. Суть метода заключается в постепенном увеличении скорости чтения.
  • Чтение по диагонали. Данный метод заключается в изучении информации наискосок, быстром пролистывании страниц. Эффективен при работе с художественными произведениями. Этот способ особенно любил Ленин.
  • Вождение пальцем снизу строки. Данный метод, известный каждому человеку с детства, является действенным. Проведенные исследования доказывают это.
  • Техника присвоения. Означает определение и запоминание ключевых слов.
  • Техника сопереживания. Заключается в визуализации главного героя или происходящих в книге событий со стороны читателя. Данная техника эффективна при чтении художественной литературы.
  • «Метод штурма». Использовался и используется разведчиками различных стран. Заключается в быстром усвоении определенного объема информации специально обученным человеком.

Быстрое чтение для детей

Интеллект следует развивать смолоду, то есть во время активного роста человека. В этот период мозг ребенка готов к усвоению новой информации на 100 %. А в дальнейшей жизни все приобретенные в школе навыки (в том числе и умение быстро читать) будут играть уже сформировавшемуся человеку на руку.

В предыдущих разделах мы рассмотрели, как научиться быстро читать взрослым людям. Далее мы расскажем о методиках скорочтения для детей. А именно о том, как очень быстро читать.

Сначала поговорим о не очень приятном (но довольно распространенном в наше время аспекте) - о причинах медленного чтения в детском возрасте. Потом - о том, как научить школьника быстро читать.

Причины медленного чтения

  • Низкий словарный запас. Пополняется в ходе чтения новых книг, познания нового и общения с людьми.
  • Слабая концентрация внимания на тексте.
  • Слабый артикуляционный аппарат. Данная проблема устраняется специальными упражнениями, представленными в детских пособиях.
  • Нетренированная память. Развивается постоянным чтением интересных текстов и выполнением смысловых упражнений к ним.
  • Слишком сложное содержание книги. Не каждый школьник способен воспринять запутанный сюжет литературного произведения. Тут важным аспектом является знание родителя особенностей своего чада. Тогда проблемы с подбором книги для ребенка не возникнет.
  • Возвращение к одному и тому же слову или словосочетанию (как правило, сложному). Ребенок не понимает его смысла и поэтому перечитывает вновь. Разумеется, это снижает скорость чтения. Отлично, если ребенок не стесняется спросить значение непонятного слова. А родитель, в свою очередь, способен сыграть роль толкового словаря - то есть на пальцах объяснить, что означает то или иное слово либо фразеологизм.

Как повысить скорость чтения ребенка (или как научить читать быстро) будет рассказано далее.

Для этого родителю потребуются:

  • Интересный и небольшой по объему текст. Желательно, чтобы он подходил по возрасту ребенку.
  • Таймер.

Засекаете время до начала чтения (например, 1 минуту). По истечении указанного времени останавливаете свое увлеченное чадо и пересчитываете все прочитанные слова.

Далее повторяете эту операцию по второму кругу и так далее. Если все идет правильно, то с каждым новым разом прочитанный отрывок текста будет становиться больше. Это говорит о том, что скорость чтения ребенка растет.

Данный раздел отвечает на вопрос о том, как научиться очень быстро читать.

Как приучить ребенка осмысливать информацию?

Как было сказано ранее, в чтении важна не только скорость, но и качество восприятия новой информации. Отлично, если привычку осмысленного чтения человек приобретает с детства.

Методики осмысленного чтения для детей

  • Выделение основной информации. После прочтения определенного отрывка текста попросите ребенка рассказать в двух словах, в чем смысл прочитанного. Если возникнут трудности, повторите упражнение снова.
  • Ролевое чтение. Подойдут тексты, в которых присутствуют диалоги между двумя персонажами. Предложите ребенку читать прямую речь того героя, который ему больше всего понравился. Вы озвучивайте реплики его оппонента.
  • Чтение веселых скороговорок. Можно вспомнить те, которые вы читали в детстве. Самое главное, чтобы они были интересны для ребенка. Например: «Шла Саша по шоссе и сосала сушки». Данная техника также отвечает на вопрос, как научиться быстро читать вслух.
  • «Таблица Шульте». Представляет из себя расчерченный квадрат, рассчитанный на 25-30 ячеек. В каждую клетку записывается цифра от 1 до 30. Ребенка просят молча находить числа в процессе возрастания. Данное упражнение улучшает объем оперативного зрения.
  • Регулярность занятий. Один из важнейших пунктов. Каким бы простым или сложным методикам быстрого чтения не обучался ребенок, толк будет только от регулярных занятий.
  • Не забыть похвалить ребенка. По окончании занятия нужно сказать малышу, что он делает успехи, а все приобретенные навыки будут очень помогать ему в дальнейшей жизни.

Одним из важнейших школьных навыков является быстрое чтение. Как быстро читать и понимать суть изученного материала, мы рассмотрели выше.

Нередко у младших школьников учеба идет ни шатко ни валко, поскольку они очень медленно читают. Низкая скорость получения информации влияет на скорость выполнения всей работы в целом. В итоге ребенок подолгу сидит над учебником, а успеваемость находится на отметке «удовлетворительно».

Как научить ребенка быстро читать и в то же время осознавать прочитанное (подробнее в статье: )? Можно ли добиться того, что чтение станет познавательным процессом, дающим массу новой информации и не станет «тупым» считыванием букв и слогов? Мы расскажем, как обучить школьника скорочтению и не потерять при этом истинный смысл занятия. Читаем быстро, но качественно и вдумчиво.

С чего начинать обучение скорочтению?

Говоря о классическом приеме скорочтения, подчеркнем, что основа в нем – это полный отказ от внутреннего проговаривания. Такая методика не годится для младших школьников. Начинать ее следует не раньше 10-12 лет. До этого возраста дети лучше усваивают информацию, которая считывается на той же скорости, что при говорении.

Родители и педагоги все же могут почерпнуть для себя ряд полезных принципов и приемов, которые входят в эту методику. Детский мозг в возрасте 5-7 лет имеет все возможности для полноценного раскрытия и совершенствования - об этом говорят многие педагоги маститых школ: Зайцева, Монтессори и Глена Домана. Все эти школы начинают обучать детей чтению именно в этом возрасте (около 6 лет), лишь одна известная всему миру Вальдорфская школа начинает процесс немного позже.

Об одном факте мнение сходится у всех учителей: обучение чтению – процесс добровольный. Нельзя заставлять ребенка читать против его воли. Помочь малышу найти в себе внутренние силы для освоения нового навыка родители могут путем использования игр.

Готовим к чтению дошколят

Сегодня на прилавках магазинов существует огромный ассортимент пособий для обучения чтению. Мамы и папы, разумеется, начинают этот процесс с изучения букв, для чего покупаются азбуки в самых разных видах: говорящие книжки и плакаты, кубики, паззлы и многое другое.


На помощь самым младшим деткам приходит азбука

Цель у всех родителей чрезвычайно важная, но при этом следует помнить, что нужно учить сразу так, чтобы потом не пришлось переучивать. Часто, сами того не ведая, взрослые учат не теми методами, что в итоге рождает в голове у ребенка путаницу, которая ведет к ошибкам.

Наиболее распространенные ошибки родителей

  • Произнесение букв, а не звуков. Ошибочно называть алфавитные варианты букв: ПЭ, ЭР, КА. Для правильного обучения требуется их краткое произнесение: П, Р, К. Неправильное начало приведет к тому, что позднее при словосложении у ребенка возникнет проблема в формировании слогов. Так, например, он не сможет идентифицировать слово: ПЭАПЭА. Таким образом, кроха не может увидеть чудо чтения и понимания, а значит, и сам процесс станет для него абсолютно неинтересным.
  • Ошибочное научение соединению букв в слоги и чтение слов. Будет неверным следующий подход:
    • говорим: П и А будет ПА;
    • чтение по буквам: Б, А, Б, А;
    • анализ слова только взглядом и воспроизведение его без учета текста.

Учим читать правильно

Следует учить малыша тянуть первый звук до начала произнесения второго - к примеру, МММО-РРРЕ, ЛЛЛУУУК, ВВВО-ДДДА. Обучив ребенка таким образом, вы увидите положительные сдвиги в обучении намного быстрее.


Навык чтения тесно связан с правильным произношением звуков

Очень часто нарушения чтения и письма берут свою основу в произносительной базе ребенка. Малыш неправильно произносит звуки, что влияет в дальнейшем на чтение. Советуем начинать посещать логопеда начиная с возраста 5 лет и не дожидаться, когда речь установится самостоятельно.

Занятия в первом классе

Известный профессор И.П. Федоренко разработал собственную методику обучения чтению, главный принцип которой заключается в том, что важно не сколько времени вы тратите на книгу, а то, как часто и регулярно вы занимаетесь.

Научиться что-то делать на уровне автоматизма можно даже без изнурительных долгих занятий. Все упражнения должны быть кратковременными, но проводиться с регулярной частотой.

Многие родители, сами того не желая, ставят палки в колеса стремлению ребенка научиться читать. Во многих семьях ситуация складывается однотипно: «Садись за стол, вот тебе книга, прочти первую сказку и пока не закончишь, не выходи из-за стола.» Скорость чтения у малыша, учащегося в первом классе, очень низкая и поэтому на прочтение одного короткого рассказа ему потребуется не меньше часа. За это время он очень устанет от умственного тяжелого труда. Родители таким подходом убивают в ребенке желание к чтению. Более щадящий и эффективный способ проработки одного и того же текста – это порционная работа над ним, по 5-10 минут. Затем эти попытки в течение дня повторяются еще раза два.


Дети, которых заставляют читать, обычно полностью теряют интерес к литературе

Когда ребенок садится за книгу без удовольствия, важно применять в таком случае щадящий режим чтения. При таком способе между прочитыванием одной-двух строчек малыш получает небольшой перерыв.

Для сравнения можно себе представить просмотр слайдов из диафильма. На первом кадре ребенок читает 2 строчки, затем изучает картинку и отдыхает. Затем переключаем на следующий слайд и повторяем работу.

Большой педагогический опыт позволил учителям применять различные эффективные методики по обучению чтению, которые можно использовать и дома. Ниже приведем примеры некоторых из них.

Упражнения

Слоговая таблица скоростного чтения

В данном наборе содержится перечень слогов, которые повторяются многократно за один сеанс прочтения. Такой способ отработки слогов тренирует артикуляционный аппарат. Сначала дети прочитывают одну строку таблицы медленно (хором), затем в чуть более быстром темпе, а в последний раз – как скороговорку. В течение одного урока отрабатывается от одной до трех строк.


Использование слоговых табличек помогает ребенку скорее запомнить сочетания звуков

Изучая такие слоговые таблицы, дети начинают понимать, по какому принципу они строятся, им проще сориентироваться и найти требуемый слог. Со временем детки понимают, как быстро находить слог на пересечении вертикальной и горизонтальной линий. Сочетание гласных и согласных становится для них понятным с точки зрения звукобуквенной системы, в дальнейшем становится проще воспринимать слова как единое целое.

Открытые слоги нужно читать как по горизонтали, так и по вертикали (подробнее в статье: ). Принцип чтения в таблице двоякий. Горизонтальные строчки отображают один и тот же согласный звук с различными вариациями гласных. Читается согласный протяжно с плавным переходом в гласный звук. В вертикальных строчках гласный остается одним и тем же, а согласные звуки меняются.

Хоровое произнесение текста

Тренируют артикуляционный аппарат в начале урока, а в середине снимают чрезмерное утомление. На листе, который выдается каждому ученику, предлагается ряд скороговорок. Первоклассники могут выбрать для отработки понравившуюся или относящуюся к теме урока скороговорку. Произнесение скороговорок шепотом также является отличной тренировкой для артикуляционного аппарата.


Выполнение упражнений на артикуляцию повышает чистоту речи и помогает скорочтению

Комплексная программа для чтения

  • многократное повторение написанного;
  • чтение в быстром ритме скороговорки;
  • продолжение чтения незнакомого текста с выражением.

Совместное выполнение всех пунктов программы, произнесение не очень громким голосом. Темп у каждого свой. Схема проведения следующая:

Прочитанное и осознанное содержание первой части сказки/рассказа продолжается хоровым чтением вполголоса следующей части. Задание длится 1 минуту, после чего каждый школьник делает отметку, до какого места он дочитал. Затем задание повторяется с тем же отрывком, новое слово также отмечается и результаты сравниваются. В большинстве случаев второй раз показывает, что количество прочитанных слов стало больше. Увеличение этого количества создает положительный настрой у детей и им хочется добиваться все новых успехов. Советуем изменить темп чтения и прочесть как скороговорку, что будет развивать артикуляционный аппарат.

Третья часть упражнения заключается в следующем: знакомый текст читается в медленном темпе с выражением. Когда дети доходят до незнакомой части, темп чтения увеличивается. Прочитать будет нужно одну или две строчки. С течением времени количество строк нужно увеличивать. Вы заметите, что через несколько недель систематических занятий у ребенка будет отмечаться явный прогресс.


В обучении очень важна последовательность и легкость упражнений для ребенка

Варианты упражнений

  1. Задание «Бросок-засечка». При выполнении упражнения ладони учащихся находятся на коленях. Начинается оно словами учителя: «Бросок!» Услышав эту команду, дети начинают читать текст из книги. Затем учитель говорит: «Засечка!» Это время для отдыха. Дети закрывают глаза, руки же все время остаются на коленях. Услышав вновь команду «Бросок», учащиеся ищут строчку, на которой они остановились и продолжают чтение. Продолжительность упражнения – около 5 минут. Благодаря такой тренировке дети учатся зрительному ориентированию по тексту.
  2. Задание «Буксир». Целью данного упражнения является управление способностью менять темп чтения. Первоклассники читают текст вместе с учителем. Учитель подбирает удобный для учащихся темп, а школьники должны стараться не отставать. Затем учитель переходит в чтение «про себя», что также повторяют дети. Спустя небольшой промежуток времени учитель снова начинает чтение вслух, а дети, при правильном улавливании темпа, должны читать вместе с ним одно и то же. Повысить уровень чтения можно, делая данное упражнение в парах. Лучше читающий ученик читает «про себя» и одновременно водит пальцем по строчкам. Сосед читает вслух, ориентируясь на палец партнера. Задача второго ученика успевать за чтением более сильного партнера, что должно в перспективе увеличить скорость чтения.
  3. Найти половинку. Задачей школьников будет поиск в таблице второй половины слова:

Программа для детей старше 8 лет

  1. Поиск слов в тексте. За отведенное время ученики должны найти слова, начинающиеся на определенную букву. Более сложный вариант при обучении технике скоростного чтения – поиск определенной строки в тексте. Такое занятие помогает усовершенствовать зрительный поиск по вертикали. Учитель начинает читать строчку, а дети должны найти ее в тексте и прочитать продолжение.
  2. Вставка пропущенных букв. В предлагаемом тексте отсутствуют некоторые буквы. Как много? Зависит от уровня готовности детей. Вместо букв могут быть точки или пробелы. Такое упражнение помогает ускорить чтение, а также помочь объединять буквы в слова. Ребенок соотносит начальные и конечные буквы, анализирует их и составляет целое слово. Дети учатся прочитывать текст немного вперед, чтобы верно подобрать нужное слово, а этот навык обычно формируется уже у хорошо читающих детей. Более простой вариант упражнения для детей старше 8-летнего возраста представляет собой текст с пропущенными окончаниями. К примеру: Вече… наступ… в город…. Мы двигал… по тропин… между гаража… и замети… маленьк… котен… и т.д.
  3. Игра «Прятки». Учитель начинает произвольно читать какую-то строчку из текста. Школьники должны быстро сориентироваться, найти это место и продолжить совместное чтение.
  4. Упражнение «Слово с ошибкой». Читая, учитель делает ошибку в слове. Детям всегда интересно поправлять неточности, ведь так их авторитет возрастает, равно как и уверенность в своих силах.
  5. Самостоятельные замеры скорости чтения. Дети в среднем должны читать около 120 слов в минуту и даже больше. Достигать этой цели будет легче и интереснее, если они начнут вести самостоятельные замеры своей скорости чтения раз в неделю. Ребенок сам подсчитывает число прочитанных слов и заносит результаты в табличку. Такое задание актуально в 3-4 классе и позволяет улучшить технику чтения. Вы можете найти другие примеры упражнений и видеозанятий по скорочтению в сети Интернет.

Скорость чтения является важным показателем прогресса и должна регулярно отслеживаться

Стимулируем результатами

Оценка положительной динамики очень важна. Ребенок получит хороший стимул к дальнейшей работе, если будет видеть, что уже добился некоторых успехов. Над рабочим местом можно повесить таблицу или график, который бы отображал прогресс в обучении скорочтению и улучшение самой техники чтения.

Особенно важно подтянуть чтение к концу третьего класса. В этом возрасте ребенок должен прочитывать минимум 120 слов в минуту. Скорочтение для детей – отличный вариант, чтобы научить ребенка ускорить темп чтения и в то же время понимать прочитанное, читая «про себя».

(8 оценили на 4,75 из 5 )

Скорочтение имеет много преимуществ. Вот почему многие люди тратят немало денег, записываясь на курсы скорочтения, в надежде научится этому навыку. Скорочтение требует много практики и методика в основном состоит из скимминга, который работает со скоростью 700 слов в минуту, тогда как средняя скорость чтения составляет около 200-250 слов в минуту.

Скорочтение – это не просто быстрое чтение. Прочитанная информация должна правильно пониматься и сохраняться в памяти. Не нужно говорить, что сегодня мы живем в век информационной перегрузки. Технологии меняются каждый день и для многих необходимо быть в курсе последних новостей и тенденций, и вопрос как научиться быстро читать актуален. Куда бы мы ни посмотрели, повсюду много информации – по телевизору, в Интернете, на журнальных стойках, книжных полках, в брошюрах о продуктах, в самолетах и поездах и так далее. В школах объем информации, которую ученикам необходимо изучить и сохранить в памяти, увеличивается с каждым годом. Обучаясь в колледже, студент вынужден тратить до 4 часов и более каждый день только на чтение.

Скорочтение позволяет оставаться знающим в конкурентных областях, а бонусом являются дополнительные преимущества, оказывающие влияние на различные аспекты нашей жизни:

  1. Тренировка памяти: Мозг похож на мышцу и если мы тренируем его постоянно, он становится сильнее и работает эффективнее. Скорочтение в определенном смысле бросает вызов нашему мозгу, чтобы он работал на более высоком уровне. Тренируя его, чтобы быстрее воспринимать и понимать информацию, совершенствуются и другие области, а именно наша память, которая действует как стабилизирующая мышца и срабатывающая при скорочтении.
  2. Акцентирование внимания: Большинство людей способно прочитывать около 200-250 слов в минуту, что является средней скоростью чтения, но это не так быстро, чтобы освоить всю информацию, предлагаемую в школе, на работе и вообще в жизни. Некоторые люди могут прочитать до 300-400 слов в минуту, хотя и этого недостаточно в современном высококонкурентном и насыщенном информацией мире. Есть две основные причины, почему существует разрыв: традиционный стиль чтения, возможно, не очень эффективен и недостаток внимания. Если мы не сосредоточены на том, что читаем, наш ум занять другими мыслями, тогда как скорочтение помогает акцентировать внимание.
  3. Совершенствование логики: Чтение – упражнение для мозга. Тренируя его при скорочтении, он становится более эффективным в сортировке информации и связи её с другими сохраненными в памяти частями. Чем больше улучшается скорость чтения, тем быстрее происходит этот процесс и автоматически совершенствуется логика, поскольку мы привыкаем скорее реагировать на то, что раньше занимало бы больше времени.
  4. Активная медитация: Чтение в целом расслабляет, помогает уменьшить стресс, избавляет наш разум от забот и других мыслей. Научившись читать быстрее, мы больше поглощены материалом: это заставляет сосредоточиться только на прочитанном тексте, то, что называют активной медитацией. Медитативное состояние, достигаемое в результате деятельности, снимает напряжение и повышает эмоциональное благополучие.

Каждая книга или статья, будь то художественная литература, или научная литература, помогает изменять наше осознание, и мы начинаем видеть большие глубины в нашей жизни, что в свою очередь усиливает уверенность в себе.

Обучение быстрому чтению может научить перестать произносит слова в уме во время чтения (то, что называется субвокализация, когда мы слышим собственный голос в уме), улучшит понимание и сосредоточенность на том, что мы читаем.

Скорочтение — что это такое?

Скорочтение – возможность увеличить скорость чтения с помощью определенных методов и инструментов. Методы скорочтения включают фрагментирование и минимизацию субвокализации. Многие доступные программы обучения скорочтению – книги, видео, программное обеспечение, семинары.

Скорочтение включает две основные техники:

  • скимминг;
  • сканирование.

Скимминг – инструмент, который лучше работает с фактическим материалом (нехудожественной литературой), относится к поиску общих идей. Он представляет визуальный поиск предложений на странице, чтобы найти подсказки к основной идее, это может означать чтение начала и конца текста для сводной информации, а затем, при необходимости, первого предложения каждого абзаца, чтобы быстро определить, стоит ли искать еще больше деталей, как это определено вопросами или целью чтения.

Многие люди думают, что скимминг – случайный процесс, когда глаза направлены куда-то, без определенности. Но для эффективного просмотра должна быть структура, важнее то, что прочитываешь, чем то, что пропускаешь.

Сканирование – процесс, направленный на поиск информации, используя при этом карту ума, сформированной из скимминга (упорядочивая информацию визуально иерархическим образом, который демонстрирует взаимосвязь информации для лучшей возможности поиска). Сканирование включает основной пункт, заголовки, факты или важные фрагменты информации.

Чтобы сканирование было успешным, мы должны понимать, как структурирован материал и что мы читаем, чтобы мочь найти конкретную информацию, которая нам необходима.

Скорочтение – навык, отточенный практикой. В практике скорочтения это делается через несколько процессов чтения: предварительный просмотр, обзор, чтение, просмотр и повторение; посредством путем упражнений чтения и отзыва (записи краткого резюме или ментального очертания).

Секрет великих людей

Правильный подход помогает повысить скорость чтения, с которой человек полностью понимает прочитанное. Школьная учительница и исследователь Эвелин Вуд была первой, кто начал обучать методу повышения скорости чтения, сначала в университете Юты. В 1959 году методика о том, как можно быстро научиться читать, была представлена в Вашингтоне. «Динамичное чтение» включает обучение чтению сразу нескольких слов и пониманию их с первого взгляда, а также развитие способности читать слова не только по горизонтали, но и по вертикали.

Вуд была достаточно минута, чтобы прочитать 2700 слов, разделяя характерные черты прочитанного на странице; не слева направо, не отдельных слов, а читая группы слов или полных мыслей, избегая непроизвольного перечитывания материала. Разрабатывая программы, она, в конечном итоге, установила методологию использования пальца или указателя, чтобы помогать отслеживать строки текста, исключив при этом вокализацию. Среди тех, кто изучал навыки скорочтения Вуд, был американский президент Джон Ф. Кеннеди, заядлый читатель. Впоследствии многие сотрудники Белого дома в администрациях Кеннеди, Форда, Картера взяли курс на программу скорочтения Эвелин Вуд.

Метод скорочтения, обнаруженный Эвелин Вуд, известен как мета-ориентирование (мета-гид). Техника включает использование визуального руководства или указателя, чтобы усилить фокусировку и помочь движению глаз. Он эффективно направляет наши глаза на место, где мы находимся в тексте, и помогает увеличить скорость чтения. Самым простым указателем является палец, с помощью которого можно проследить слова, что мы прочитываем. Утверждается, что мета- ориентирование уменьшает субвокализацию, тем самым ускоряя чтение. Формами мета-гидов могут быть ручка, карандаш или лист бумаги, который направляет зрение, охватывает слова, которые уже прочитаны, чтобы уменьшить отвлечение внимания и исключить перечитывание.

Самым быстрым читателем в мире был признан Говард Стивен Берг, благодаря передовым методам ускоренного обучения, как научиться читать быстро и правильно, которые он разработал, превращающие информационную перегрузку в информационные активы. Он был занесен в Книгу рекордов Гиннеса 1990 года благодаря тому, что читает со скоростью 25 000 слов в минуту и пишет более 100 слов в минуту.

Считается, что те, кто способен прочитать 10000 слов в минуту, сохраняя при этом понимание и запоминание, относятся к категории аутистов, как Ким Пик – ученый-аутист, вдохновивший на создание персонажа Дастина Хоффмана в фильме «Человек дождя».

Методом для понимания прочитанного является процесс SQRRR или SQ3R, введенный американским ученым в области образования Фрэнсисом П. Робинсоном в книге «Эффективное исследование» 1946 года. Пять этапов: просмотр (survey), вопрос (question), чтение (read), повторение (recite) и обзор (review). Он предлагает эффективный и активный подход к чтению учебного материала. Был создан для студентов и во всем мире используется учащимися, чтобы лучше понять и запоминать, что они читают.

Что тормозит чтение?

Типы чтения сильно влияют на скорость чтения. Большинство людей, научившись читать слово за словом ещё в детстве, никогда не задумывались о совершенствовании этого метода. Но для некоторых из нас чтение является неизбежной частью жизни, и научиться скорочтению означает помощь во многом, главное легко справляться с заданиями. Конечно, важно делать это правильно.

Во время чтения большинство людей смотрят на слово или группу слов и проговаривают прочитанное в уме, перед тем, как перейти к следующему слову, пока не приходят к концу предложения или абзаца.

Важно сказать о фиксации, которая сама по себе не является привычкой, а тем, что наши глаза делают естественно. Но когда это сделано неправильно, фиксация приводит к неэффективному прочитыванию. Звучит несколько странно, но прежде надо понять, что такое фиксация.

Прежде чем какие-то образы появляются в уме, глаза перестают двигаться. Фиксация – в основном означает эту способность глаз. Размер того, на что мы смотрим, не имеет значения, как неважно и то, насколько близко или далеко оно находится. Если бы не было этой возможности, все, на что мы смотрели бы, казалось одним большим пятном.

Тот же принцип применим к словам, которые мы читаем. Чтобы глаза видели слова, которые мы стараемся прочитать, они должны часто останавливаться на словах в каждом предложении. Фиксации, которые также называются остановками для глаз, происходят бесчисленное количество раз в день. И большую часть времени мы даже не понимаем, что это происходит. Вместе с фиксациями работают и другие вещи, которые известны как саккады. Это быстрые прерывистые движения глаз, когда они останавливаются, а затем меняют фокус при «прыжке» с одной точки на другую. Когда глаза останавливаются или фиксируются на слове, короткая пауза дает мозгу возможность понять слова.

При фонетическом прочитывании наши глаза останавливаются или сосредоточиваются почти на каждом прочитанном слове, после чего требуется время, чтобы расшифровать каждое, прежде чем перейти к следующему.

Мысленное проговаривание

Ментальное чтение или тихая речь (субвокализация) – проговаривание в уме каждого слова. Самая медленная форма чтения. Но субвокализация – естественный процесс при чтении, который помогает уму получать доступ к значениям, чтобы понимать и запоминать прочитанное, что потенциально снижает когнитивную нагрузку. Мысленное проговаривание характеризуется незначительными движениями гортани и других мышц, участвующих в артикуляции речи.

Те, кто двигает губами во время чтения, делают то, что называется «озвучиванием» слов, когда они их прочитывают. Есть и более утонченные читатели с субвокализацией, они «слышат» слова в уме во время чтения. То, что они слышат, похоже на шепот, который продолжается, пока глаза продолжают читать.

Причина, по которой люди мысленно проговаривают прочитанное, возвращает в детский возраст, в те дни, когда они только учились читать в начальной школе, фонетически, разделяя слово на слог.

Процесс произнесения или прослушивания слов во время прочтения – хороший способ убедить себя в том, что мы озвучиваем правильно. Но субвокализация работает хорошо для малыша, который учится читать, не для взрослого человека, ему нет необходимости задействовать мозг, глаза, уши и рот для чтения. Глаза и мозг вполне способны читать и понимать все сами по себе.

Регрессия, перечитывание, возвращение к тому, что уже прочитано – все это означает одно и то же. Регрессия – процесс движения назад, хотя иногда его сложно избежать, когда чтение носит академический или технический характер. Но чаще всего люди, когда читают, регрессируют по привычке. Такой тип регрессивного чтения называется неосознанной регрессией и обычно происходит потому, что наш мозг неправильно воспринял информацию с первого раза по какой-то причине.

Регрессия на сознательном уровне означает, мы знаем, что не поняли, что читаем или упустили что-то действительное важное в прочитанном. Поэтому мы вынуждены возвращаться к прочитанному в поисках пропущенного смысла.

Иногда регрессия вызвана субвокализацией. Когда мы мысленно проговариваем слова, наши глаза и органы артикуляции не всегда прогрессируют с одинаковой скоростью, то есть глаза «бегут» впереди гортани.

Для некоторых людей необходимость перечитывать ничем не отличается от необходимости по несколько раз проверять, выключили ли они духовку. В этой ситуации регресс представляет форму компульсивного поведения.

Периферическое зрение – способность, которая включает восприятие того, что происходит по обе стороны от нас, выше или ниже, за пределами вашего макулярного зрения. Чтобы улучшить этот аспект нашего зрения можно смотреть на оживленную сцену (возможно, на экране телевизора или компьютера) с головой, повернутой в одну сторону (практикуя поворот слева и справа).

В контексте скорочтения – принятие более одного слова за раз, прочитывание при одном взгляде группы из 4-16 смежных слов. Периферийное зрение позволяет читать с меньшим количеством глазных фиксаций, потому что кругозор расширяется, мы можем видеть, читать и обрабатывать больше слов одновременно. Вместо того чтобы читать слово в слово, мы может перепрыгнуть вперед на несколько слов и читать группами. На примере это выглядит так: мы должны сосредоточиться на слове или словах в центре предложения и полагаться на периферийное зрение для восприятия слов, расположенных с обеих сторон страницы.

Можно ли освоить быстрое чтение в домашних условиях?

Ключом к обучению любого навыка является практика. Чтобы преуспеть в скорочтении, необходимо постоянно практиковаться. Как научиться скорочтению в домашних условиях? Начинайте с простого текста или знакомой информации. К текстам, которые помогают в отработке навыка, относятся юридические отчеты, технические документы, электронные письма.

Как научиться скорочтению самостоятельно?

Чтобы научиться скорочтению, важно применять структурированные навыки и известные методы. Перед тем как начать скорочтение, было бы неплохо измерить текущую скорость чтения, чтобы можно затем отметить прогресс.

Упражнения для развития навыка быстрочтения

При скорочтении читатели используют методы, включающие поиск ключевых слов, которые содержат суть написанного.

Простой метод, который использует каждый малыш, что учиться читать, отлично подходит и для взрослых, чтобы улучшить скорость чтения. Однако хитрость заключается не только в том, чтобы указать, но и сделать это быстро. Палец действует как «ищейка» для глаз, это не только помогает оставаться сосредоточенным, но и задает темп чтению. С каждым разом старайтесь увеличивать скорость чтения.

Устраняем артикуляцию

Каждый малыш, когда учится читать в пять лет, шепчет слова или произносит их тихо. На следующем уровне, когда ему уже, возможно, семь, несмотря на то, что он читает про себя, все ещё шевелит губами (как будто произносит вслух каждое слово). Взрослыми мы проговариваем слова в уме, но субвокализация не позволяет нам читать быстрее. Но чтобы освоить быстрое чтение как научиться заглушать этот голос внутри? Помогает прослушивание музыки во время чтения. Это влияет на понимание и вскоре можно заметить, что усиливается концентрация. Как ни парадоксально, музыка, которая раньше мешала, поможет сосредоточиться и быстрее научиться скорочтению.

Способ «зеленой точки»

Практика созерцания «зеленой точки» предлагает многие положительные эффекты: стабильность внимание, усиливается зрительское восприятие, расширяется поле зрения, улучшается концентрация внимания, помогая сосредоточиться на главном. Упражнение, благодаря которому тренируется внимание и периферическое зрение, основывается на аутогенном погружении и требует особого настроя, так же, как и времени для его освоения.

Учимся догадываться

Ключевые слова могут быть разбросаны по всему абзацу, поэтому они создают шаблон разброса, который передает смысл текста читателю. Размах глаз в среднем охватывает 3-5 слов, как по горизонтали, так и по вертикали. Как только глаз видит слово, мозг начинает процесс понимания. Наш мозг обладает способностью заполнять детали, и это то, чему может научать скорочтение – выделять важные части, позволять уму заполнять пробелы для полного понимания.

Тренируем тарабарщину

Тарабарщина основана на чтении палиндромических словосочетаний и фраз; по степени сложности – от буквенных к словесным. Затем можно приступать к чтению справа налево с использованием специальных книг, которые можно найти в электронных библиотеках.

Чтение верх ногами

Особенностью опыта чтения перевернутого текста является то, что изменяются или приобретаются факторы, относящиеся к восприятию. Перед тренировкой перевернутое чтение характеризуется длительным временем прочитывания и малой скоростью слов в минуту, при этом движения глаз демонстрируют большую фиксацию и регрессивные саккады. Но обучение частично или полностью изменяет эти эффекты, при этом лучшие результаты, как правило, достигаются при чтении вслух.

Способ «тик-так»

Сначала просмотрите текст и найдите важные моменты. Уловите заголовки и подзаголовки; прочитайте первый и последний абзацы нескольких глав; привыкнете к стилю писателя. Научитесь определять основные идеи после скорочтения, пропуская несущественную информацию.

Невозможно запомнить все, даже если в совершенстве научишься скорочтению, поэтому научитесь извлекать то, что соответствует вашим потребностям.

Чтение по диагонали

Зигзагообразная техника скорочтения представляет сканирование текста, то есть не видеть каждое слово, а бегло просматривать текст и выбирать основные идеи. Пальцем или ручкой скользим по тексту по диагонали, слева направо, пересекая два-три предложения, затем «сползаем» к следующим двум-трем предложениям, справа налево. Метод не рекомендуется для материалов, требующих очень внимательного прочтения.

Слово как картинка

Фоточтение – это продвинутый уровень в эволюции скорочтения, представляющий целую систему. Идея заключается в том, чтобы поставить себя в измененное состояние, используя принципы, подобные медитации (успокоить разум, сконцентрироваться, изменить зрительный фокус), когда мы можем воспринимать информацию, лишь просматривая страницу в течение 1-2 секунд, не минут.

Интересные упражнения для развития техники

Незнание значения слова замедляет чтение. Чем шире наш словарный запас, тем меньше времени нам нужно на то, чтобы остановиться и посмотреть значения неизвестных слов. Поэтому в свободное время, неплохо изучать новые и незнакомые слова, что повысить не только навыки скорочтения, но и общий интеллект.

При прочитывании каждой страницы или нескольких абзацев делайте короткую паузу, в течение которой вспомните все, что прочитали. Напишите на полях несколько ключевых слов – то поможет с пониманием материала.

Со скольки лет можно учить детей скорочтению?

Как быстро научиться читать ребенку? Возможно, осторожный родитель решит, что быстрочтение является вторичным по отношению к обучению основам чтения. Но проблема и заключается в том, что большинство детей никогда не выходят за рамки базовых навыков чтения, тому чему учит школа, не дом, и рано привыкают к таким факторам как субвокализация и регрессия, эволюционируя с ними во взрослую жизнь. Вот почему важно с самого начала учить правильным навыкам чтения, предложить детям инструменты и ноу-хау для скорочтения без ущерба для понимания.

В каком возрасте начинать обучать ребенка скорочтению? Ответ зависит от того каков умственный возраст ребенка (не хронологический), но, как правило, рекомендуют следующее. Как только дети овладеют базовыми навыками чтения (т. е. научились читать материалы, соответствующие возрасту), им будет полезно выучить различные навыки чтения/мышления: причинно-следственная связь, умозаключение, правильный посыл или мораль текста, построение словарного запаса, работа с незнакомым словарным запасом и как научиться быстро читать вслух, и различным подходам к чтению. Хорошо, если ребенок научился читать ради удовольствия, даже один, потому что это помогает собирать информацию о том, как работает язык, и получать самостоятельный опыт для навыков скорочтения.

Как научиться скорочтению самостоятельно и преуспеть:

При обычном чтении в среднем темпе понимание текста составляет почти 100%. Несмотря на то, что скорость чтения в два или даже три раза выше средней скорости, иногда утверждается, что понимание текста поставлено под угрозу. Но это может быть правдой в некоторой степени, как правило, с людьми, которые только изучают методы скорочтения. Требуется время и практика! Для простого текста возможно хорошее понимание, но когда речь идет о сложном тексте или незнакомых идеях и концепциях… вычислительные возможности мозга ограничены, и он может не справиться со всей информацией, которая ему брошена.

Вконтакте

В век современных технологий и вечной спешке, не хочется терять ни минутки, ни секунды своего личного времени. Вот взрослые и стараются везде все успеть, и приучают к такому ритму и своих детей. Последним новшеством нашего мира стало скорочтение. Да, это нечто похожее на занятия по технике чтения в младших классах, но и не совсем то. Это другое понятие, помогающее детям и взрослым быстро читать и одновременно воспринимать прочитанное.

Что такое скорочтение

Что же из себя представляет процесс быстрого чтения или скорочтения? В младших классах дети читают еще не очень хорошо, сбивчиво, медленно. Некоторым, конечно, это умение дается легче, и они быстро приспосабливаются, увлекаются и им просто осваивать любую информацию, которую нужно прочесть. Но обыкновенно каждый родитель рано или поздно задумывается над тем, как обучить читать ребенка быстрее, как развить в нем такие способности? И для того, чтобы помочь родителям в этом нелегком деле, сегодня мы обсудим полезные рекомендации, познакомимся с историей этого умения, обсудим его плюсы и минусы в детской жизни и дадим конкретные упражнения и методики скорочтения.

Хорошо и быстро читающие дети обыкновенно имеют развитую память, у них грамотно построенная речь, и они могут понятно и правильно построить пересказ прочитанного. Кстати, пользу от скорочтения выявили и педагоги, проводившие практические исследования в младших и старших классах. Они отметили, что старшеклассникам, умеющим в детстве быстро читать и прочитанное, учеба давалась значительно легче, а успеваемость у них была в разы выше.

Кое-что из истории скорочтения

Самые первые мысли и идеи о том, что технику чтения можно совершенствовать, начали появляться еще в начале прошлого века. Это произошло с развитием нашего мира, с увеличивающимся потоком информации, который человечеству нужно было осваивать и распространять. Первые серьезные разработки и пособия стали появляться как в России, так и за границей. Однако слишком известными и широко применяемыми они не становились.

Все стало стремительно изменяться в середине прошлого столетия. В конце 1945 года Эвелин Вуд, учащаяся на специальность педагога, отправила большую по размеру статью известному профессору Лису. Он в свою очередь очень быстро прислал ответную рецензию. Эвелин очень удивилась, ведь по размеру статья, действительно, была огромной, а здесь такой быстрый и, главное, достойный грамотный ответ. Несомненно, статья был прочитана от и до, и проработана. Удивившаяся девушка стала наблюдать за подобными «быстрыми чтецами», и занятие ее увлекло на несколько лет. За этот период она видела более пятидесяти человек, которые точно также, как и профессор, быстро изучали любой печатный материал, и изумительно быстро отвечали на него. За время своих наблюдений, Эвелин отмечала особенности поведения этих людей, и особенности самой подмеченной тактики, вот лишь некоторые из них:

  • У всех «быстро читающих» глаза по книжной странице двигались вертикально, а не горизонтально. И вниз. А не слева направо, как при обыкновенном чтении;
  • Читаются сразу или несколько слов или даже фраз;
  • Прочитанный текст практические не повторяется. То есть читается один раз.

Навыками скорочтения обладали такие известные люди, как Иосиф Виссарионович Сталин, Александр Сергеевич Пушкин, Наполеон Бонапарт, Джон Кеннеди, Адольф Гитлер, Карл Маркс.

Нужно ли учиться скорочтению и для чего?

В век информационных технологий вся подача и изучение информации очень поменялось. Что и говорить, насколько все стало не просто, если малыши сдают свои первые экзамены уже в первом классе?!

В современном мире не достаточно один раз за всю жизнь отучиться в университете и защитить диплом. Необходимо постоянно обновлять свои знания, если хочешь работать по своей специальности. Для чего еще нужно скорочтение? Как запоминать больше сегодняшним детям, на чьи головы свалилось это безумное количество разнообразной информации?

Вот как раз это умение и поможет решить проблемы восприятия и обработки знаний. Если вы и ваш ребенок освоите умение быстро читать, то вы сможете заметить, насколько легче вам стало разбираться с новыми фактами, техникой, у вас появятся новые увлечения, о которых вы также будете черпать знания в книгах, в Сети… Возможности безграничны!

Для того, чтобы освоить быстрое чтение, нужно как минимум:

  • избавиться от внутренней артикуляции (проговаривании слов)
  • использовать широкий угол зрения (охватывать бОльшую часть страницы)
  • ставить четкую задачу чтения, т.е. понимать и осознавать что и зачем вы читаете

Еще одна причина учиться быстрому чтению – побороть внутреннюю зажатость и стеснительность. Ведь читая и знакомясь все с большим количеством информации, ребенок осваивает больше знаний, он становится более общительным, точнее проще раскрывается для этого общения. У него в голове очень много уже «готовых, освоенных» фраз, которые он может применять по своему желанию в обычной жизни.

Для концентрации внимания и развития мышления невероятно полезно разгадывать . И польза их очевидна не только для детей, но и для взрослых тоже.

Какой бы вы не выбрали метод, какое бы упражнения вам бы ни понравилось – главное в занятиях, это регулярность. Самой желаемой целью и мотивацией для вас должен быть тот факт, что вы и ваш ребенок сможете обрабатывать информацию любого характера за более короткий срок.

И не забывайте хвалить ребенка при любых успехах!

Видео ниже подытожит сказанное выше. Предложенные здесь лайфхаки доступны каждому желающему:

С теплом,

Психология