Проклятье дома Винчестеров: история Сары и ее мужа, написанная кровью. Ловушка для духов, или Маленькая хозяйка Большого дома Винчестеров (30 фото) Дом винчестеров в сан хосе

Сара Винчестер, известная в городских легендах как Скорбящая Вдова , была истинным воплощением независимой, решительной и мужественной женщины. После смерти своего мужа, сына изобретателя знаменитой винтовки Винчестер, Сара отправилась к медиуму, который «пообщался с духом её покойного мужа». Дух усопшего сообщил, что все беды Сары (смерть единственной дочери вскоре после рождения, ранняя смерть Уильяма) связаны с тем, что на семье лежит проклятие погибших от винтовки, созданной его отцом. Дабы не навлекать на себя проблемы, женщина должна построить особый дом, в котором духи не смогут навредить ей. И Сара с завидным рвением принялась за дело. Она беспрестанно строила, достраивала и перестраивала свой изначально маленький фермерский домик


flickr.com/Mike Shelby/CC

Сегодня вы можете сами осмотреть результаты её труда, 110 из 160 комнат величественного особняка Сары, известного во всем мире как Дом Винчестеров (Winchester Mystery House), и увидеть диковинные элементы здания, которые и дали особняку название: окно, встроенное в пол; лестницы, ведущие к потолкам; цифра 13, которая, кажется, подстерегает вас на каждом углу, узоры-паутины и многое другое. Winchester Mystery House, первоначально именуемый Llanada Villa, славится своими многочисленными дизайнерскими причудами, инновациями (на тот момент, опережавшими время) и паранормальными явлениями.

Впервые обновлённый за последние 20 лет тур в Дом Винчестеров откроет гостям двери в те части дома, куда раньше не ступала нога туриста .


flickr.com/harshlight/СС

Доступная только в течение ограниченного времени, эта совершенно новая экскурсия под названием Explore More Tour впервые сопровождается экскурсом в историю жизни самой Сары Винчестер и её невероятного дома.

Своё путешествие по особняку гости начнут с самой нижней части величественной усадьбы, дойдут до его крыш, заглядывая в одинокие коридоры, темные уголки и леденящие душу чердаки.

Из соображений безопасности дети младше 10 лет не допускаются на экскурсию Explore More Tour.

Билет для детей 10-12 лет обойдётся в 20 долларов, а взрослый - 47 долларов .

Адрес
Дом-музей Винчестера
525 S Winchester Blvd
Сан-Хосе, Калифорния, 95128

В загадочный дом Винчестеров я ехал с ощущением, что меня кто-то разыгрывает, причём довольно нагло: входной билет стоил чуть больше 30 долларов. И это за то, чтобы увидеть прибежище призраков в самом сердце Силиконовой долины , т. е. в трёх минутах от штаб-квартир знаменитых Cisco и Adobe. Ведь уже XXI век на дворе, однако суеверие - штука, конечно, сильная.

Никто не утверждает, что у Сары, владелицы дома Винчестеров, «все были дома». Но, т. к. на конец XIX века её доход составлял приблизительно 1000 долларов в день, который при этом не облагался налогом вплоть до 1913 года, тогда Сару называли не сумасшедшей, а эксцентричной. И сегодня мы видим результат её помешательства в виде дома Винчестеров в американском городе Сан-Хосе , который, между прочим, находится в списке исторических памятников Соединённых Штатов, что многие считают вполне закономерным: Америка почитает своих героев, что бы они ни учудили.

Но обо всём по порядку. Сара Локвуд Парди росла вполне симпатичной миниатюрной девушкой, которая посещала лучшие частные школы, знала четыре языка, играла на скрипке и пианино. И в 1862 году она вышла замуж за Уильяма Винчестера - сына знаменитого Оливера Винчестера, производителя многозарядного ружья. Такое ружьё и раньше существовало, но Оливер решил поставить это дело на конвейер. К слову, ружьё понравилось многим, благодаря чему, собственно, и был покорён Дикий Запад. В общем, семье Винчестеров удалось быстро разбогатеть.

А затем в жизни Сары началась череда трагедий . Сперва умирает её дочь, не дожив и до двухнедельного возраста. Только женщина начала приходить в себя, как спустя несколько лет её муж, заболев туберкулёзом, также уходит в мир иной. 27-летняя Сара Винчестер становится наследницей огромного состояния, оценивавшегося в 20 млн. долларов. Вот тут и начинается история загадочного дома Винчестеров.

Придя на приём к известному ясновидящему, Сара узнаёт, что на её семье лежит страшное проклятие - им мстят духи всех тех, кто был убит из «винчестеров». Женщина решает уехать на тихоокеанское побережье, покупает дом и начинает его бесконечную перестройку. Сара Винчестер верила в то, что стоит ей прекратить строительство дома, как духи тут же убьют и её.

В общем, дом Винчестеров, который в настоящее время ежегодно посещают тысячи туристов, рос самым непредсказуемым образом. У Сары не было ни архитектора, ни чертежей, а лишь куча денег и рабочих: комната пристраивалась к другой комнате, образовывалось новое крыло, над которым строился следующий этаж, и так далее. Судя по тому, сколько в доме Винчестеров лестниц, которые ведут в потолок, дверей, упирающихся в стену, и окон в полу, Сара пыталась таким образом запутать духов , чтобы они, наконец, оставили её в покое.

Конечно, все предположения по поводу того, что дом Винчестеров в Сан-Хосе строился под руководством духов, по большей части легенды. Ведь сама Сара никаких объяснений после себя не оставила, и, когда был вскрыт сейф после её кончины в 1922 году, в нём нашли лишь завещание, газетные вырезки и локоны её покойных дочери и мужа.

С числом 13 у Сары были особые отношения. Перед домом Винчестеров стояло 13 пальм (сейчас осталось только 9), все 40 лестниц, за исключением одной, состоят из 13 ступенек, во многих окнах по 13 рам, сточных отверстий на кухнях также 13, на вешалке 13 крючков.

Хотя сам я не особо суеверен, но фокусы с моей камерой в доме Винчестеров всё же происходили . Сделав несколько снимков разных частей дома, а затем просматривая их на дисплее, заметил, что многие получились цветными негативами. Попробовав переснять, я получил тот же результат. Внутри дома было то же самое. Может, как раз так и бывает, когда в кадре оказывается привидение?

Как утверждал управляющий, в доме Винчестеров часто слышны шаги, мерцает свет, двери хлопают, поворачиваются ручки, а вода из кранов сама начинает течь. Гид тоже вставил свои пять копеек: нередко в конце дня появляется призрак плотника и дух самой Сары Винчестер, но уже ночью.

Вот такую незабываемую экскурсию в таинственный дом Винчестеров в Сан-Хосе я совершил. Несмотря на внешнюю привлекательность, внутри этого дома было действительно жутковато , и это днём! Представляю, какие будут ощущения, если побродить по нему в ночь пятницы 13-го.

Представить себе и поверить, что в самом центре Кремниевой долины, по адресу 525 South Winchester Blvd. в San Jose, в нескольких милях от офисов всемирно известных IT-компаний, я найду вот такой вот невероятно загадочный дом, известный как Мистический дом Сары Винчестер, по которому до сих пор, как говорят, бродят призраки - я не могла совершенно! Но это так. Такой дом есть. И это, пожалуй, самое яркое, неожиданное и запоминающееся зрелище за все время моего путешествия в Калифорнию в этом году.

Входные билеты, даже по американским меркам, стоили совсем не дешево - 30 долларов, и вначале я была настроена довольно скептически и не очень себе представляла, за что взимается такая высокая плата. Тем более, что экскурсия занимает всего лишь 65 минут. (Можно брать больше чем одну, но время мое было ограничено). Потом уже, после прогулки по дому и саду, я поняла, что столько новых впечатлений, эмоций и столько интересной информации, почерпнутой у экскурсовода, оправдывали каждый потраченный доллар. Более того, я бы вернулась туда еще раз. Мысли об этом доме и ее хозяйке не отпускают меня до сих пор.

Итак, обо всем по порядку.

Сара Локвуд Парди росла вполне симпатичной девушкой, которая посещала лучшие частные школы, знала четыре языка, играла на скрипке и пианино. И в 1862 году она вышла замуж за Уильяма Винчестера — сына знаменитого Оливера Винчестера, производителя многозарядного ружья. Такое ружьё и раньше существовало, но Оливер решил поставить это дело на конвейер. К слову, ружьё понравилось многим, благодаря чему, собственно, и был покорён Дикий Запад.


Семья стремительно богатела на военных заказах, молодожены жили в любви и достатке. Миниатюрная, как куколка, не дотягивающая ростом и до полутора метров, но тем не менее прелестная миссис Винчестер была душой общества в Нью-Хевене, штат Коннектикут. Но через четыре года после свадьбы в семье случилось несчастье — вскоре после рождения умерла дочь Энни.

Сара едва не сошла с ума от горя, и только через десять лет, как говорят, пришла в себя. Других детей у четы Винчестер не было.
В 1881 году Вильям Винчестер умер от туберкулеза, оставив Сару вдовой с наследством в 20 миллионов долларов и ежедневным доходом в тысячу долларов (по нынешним временам это более 10 000 долларов в день). За это время она также потеряла также мать и отца и находилась в полном отчаянии. Миссис Винчестер была безутешна. Пытаясь понять, за что ее так жестоко наказывает судьба, она съездила в Бостон к медиуму.

Медиум за скромную плату пообщался с духом Вильяма Винчестера. Дух велел передать Саре, что на семье лежит проклятие убиенных, тех, кто погиб от высококачественной продукции фирмы Винчестер. Он сказал также, что для спасения собственной жизни Сара должна двигаться на запад, к закату, и в том месте, которое ей будет указано, остановиться и начать строить дом. Не построить - а именно строить. Строительство не должно прекращаться; если стук молотков затихнет, миссис Винчестер умрет.

Вдохновленная этим пророчеством, собрав пожитки, и навсегда распрощавшись с прежней жизнью, вдова направилась на запад. В 1884 году она добралась до Сан-Хосе, где, по ее уверениям, дух мужа велел ей остановиться. Она купила дом и принялась за его перестройку и расширение. Этим Сара Винчестер маниакально занималась 38 лет подряд, не прибегая к услугам профессиональных архитекторов.


Строительство дома велось 22 плотниками 24 часа в сутки, без перерывов на выходные и праздничные дни. Миссис Винчестер, пугая местных жителей своим странным образом жизни и непонятной страстью к конструированию, внушала уважение и вносила стабильность в их жизни.

У Сары не было ни архитектора, ни чертежей, а лишь куча денег и рабочих: комната пристраивалась к другой комнате, образовывалось новое крыло, над которым строился следующий этаж, и так далее.

Внутренняя отделка:

Тыквы, гирлянды и осенние букеты - это временные украшения дома к предстоящему в конце октября празднику Хэллоуин, который, кстати, как нельзя лучше гармонирует с этим домом))


В доме сохранилось не очень много оригинальной мебели. Большинство было распродано на аукционе после смерти Сары Винчестер в 1922 году. Та мебель, которую можно увидеть во время экскурсии, это, в основном, мебель той же эпохи, максимально похожая на оригиналы. Изначально оригинальной мебели было огромное количество — потребовалось 8 грузовых машин, которые в течение 6 недель целыми днями вывозили всю мебель. Большинство этой мебели получила в наследство ее племянница. Оставшиеся сбережения вдова завещала другим своим родственникам, любимым служащим, а также несколько миллионов долларов туберкулезной клинике в Коннектикуте на исследование и лечение болезни, от которой умер ее супруг. Эта клиника существует и по сей день.

Судя по тому, сколько в доме Винчестеров лестниц, которые ведут в потолок, дверей, упирающихся в стену, окон в полу, хаотического нагромождения уровней и длинных лабиринтов коридоров, Сара пыталась таким образом запутать духов, чтобы они, наконец, оставили её в покое.

Окно в полу:

Лестница, упирающаяся в потолок

За открытой дверью глухая стена:

Все эти предположения сейчас составляют часть экскурсоводческого фольклора, потому что никаких объяснений Сара после себя не оставила.

Но мистики действительно в доме много. Все лестницы, кроме одной, составлены из 13 ступеней. Во многих комнатах по 13 окон. Роскошные витражи со стеклом от Тиффани состоят из 13 сегментов…Каждая штора прицеплена к прутьям карниза 13-ю кольцами. Тринадцать элементов можно насчитать в доме повсюду - в ковриках, люстрах, даже в отверстиях сливной канализации.


Образ Сары Винчестер в местном обществе был противоречив и неоднозначен. С одной стороны, она была довольно щедра. Вместо обычной ставки полтора доллара в день, она платила рабочим и строителям 3 доллара. Особо отличившийся персонал мог жить и питаться при доме, а семейным парам хозяйка могла даже построить поблизости дом. Различные благотворительные организации периодически получали солидные пожертвования из анонимного источника. Соседским детям иногда позволялось играть в саду у дома и даже поесть мороженое.

Но, с другой стороны, Сара Винчестер носила траур до конца своих дней, скрывая под черной вуалью даже свое лицо. Сотрудники, впавшие в немилость за малейшую оплошность (например, увидевшие ее лицо), мгновенно изгонялись из дома. Она могла в один день попросить маляра покрасить стены комнаты в красный цвет, а на следующий день приказать прекрасить их в белый.

Хозяйка, боясь преследований нечистой силы, каждую ночь спала на новом месте. В доме было множество спален:


К 1906 году дом вырос до шести с лишним этажей (точно определить его высоту затруднительно из-за нагромождения всяких настроек).


Но случилось землетрясение, и три верхних этажа обвалились. А поскольку Сара каждую ночь спала на новом месте, то после землетрясения слуги, не знавшие, где она находилась в этот раз, не сразу нашли ее под завалами. Сара истолковала случившееся как вторжение духов в переднюю часть дома. 30 неотделанных комнат были заперты и заколочены, строительство продолжилось. Неудачные фрагменты разрушались, на их месте строились новые.

Угадать, в какой из спален изволит почивать миссис Винчестер не могли не только злые духи, охотившиеся за её жизнью, но и слуги. Для них была приобретена специальная система вызова прислуги. Независимо от того, в каком помещении дома находилась хозяйка, кнопки звонков всегда были доступны ей, а слуги могли увидеть на специальной карте, где именно в момент вызова находится хозяйка (загорались лампочки на схеме дома).

В доме многое расчитано исходя из размеров хозяйки дома. Уровни раковин, унитазов, душа словно расчитаны на ребенка. Сара Винчестер была миниатюрной дамой, маленькой и худенькой, к тому же она страдала артритом и с трудом могла поднимать ноги при ходьбе. Поэтому ступеньки в доме очень невысокие, лестничные проходы очень узкие, а потолки на лестницах очень низкие. Это надо иметь в виду, чтобы не ударяться головой и не спотыкаться.

В доме есть комната, где вдова «общалась» с духами умерших от винтовок. Духи давали ей советы по строительству дома, здесь она чертила по ночам свои бесконечные сумасшедшие чертежи, а на утро следующего дня передавала их строителям для воплощения в жизнь. Из этой же комнаты она «шпионила» за своими сотрудниками, обедающими в соседней кухне. Она подслушивала их разговоры и принимала решение, кому можно доверять, а кто ее обсуждал и осуждал. Она платила очень хорошие деньги и ожидала в ответ исключительную преданность.

Витражи в Доме Винчестеров - особая тема. По эскизам Сары они изготавливались в Австрии и устанавливались мастерами Тифани. Рисунки витражей восхитительны!
Я готова была рассматривать каждый витраж гораздо дольше, чем позволяли рамки экскурсии.

В одной из самых ценных комнат дома (на начало 20 века оцененной в 25 тысяч долларов) сейчас хранятся некоторые оставшиеся строительные материалы, рулоны дорогих обоев, витражи, среди которых есть одно драгоценное окно, выполненное на заказ компанией Тиффани. На окне видно изображение паутины — одного из самых любимых узоров Сары Винчестер. Это окно она проектировала самостоятельно, как и практически все в доме. Окно украшено 13 драгоценными камнями.

(Это окно расположено по центру, оно полукруглое сверху. Качество снимка плохое: в комнате полумрак, вспышкой пользоваться нелья, да что там вспышкой... поскольку дом находится в частном владении, внутри него фотографировать нельзя ничего вообще!... Но мне уж очень хотелось сохранить для себя эту красоту и я незаметно сделала небольшое количество фотографий, хотя хотелось сделать их в разы больше! К тому же, я посмотрела, что мои фотографии на интернете не уникальны - подобные снимки внутреннего убранства давно лежат в общественном доступе. А потому и я, наступив на горло собственному чувству стыда от неуважения чужих правил, все же решила выложить и свои фотографии...)

Несмотря на то, что дизайном хозяйка дома занималась самостоятельно, чаще всего строительство обходилось без грубых ошибок. И все же однажды Сара допустила ужасно обидную и непростительную ошибку! Эта история меня особенно расстроила. Ошибка заключалась в том, что одно невероятно красивое цветное витражное окно, изготовленное на заказ компанией Тиффани за полторы тысячи долларов, по задумке Сары должно было отражать солнечный свет и играть всеми цветами радуги, заливая светом внутреннее пространство. Но установлено оно было в северной части дома, а потом еще и было загорожено с наружной стороны новыми пристройками, так что вся его ценность просто потерялась. Очень жаль!

Вот это окно:

В свой дом хозяйка никогда не звала гостей - они бы не поняли всех ее странностей. Как-то аудиенции у миссис Винчестер просил не кто-нибудь, а президент Рузвельт. Он ехал в Канзас и, по дороге решил своими глазами взглянуть на удивительный дом Винчестеров. Он выслал посыльного с уведомительным письмом и просьбой аудиенции. Ему в этом было отказано. (Не знаю, насколько эта история правдива, хотя в разных источниках нахожу упоминание о ней)

В отличие от дома внутри, территорию вокруг него, сам дом снаружи и чудесный сад можно было фотографировать без зазрения совести. Что я и делала с большим удовольствием!

Как ни странен дом изнутри, снаружи он прекрасен!



Сара Винчестер умерла в сентябре 1922 года, в возрасте 85 лет по естественным причинам. На следующий день после ее смерти, впервые за 38 лет, остановилось строительство дома.

На момент смерти вдовы Винчестера в доме было 160 комнат, 2000 дверей, 10000 окон, 47 лестниц, 47 каминов, 13 ванных комнат, 6 кухонь и 1 душ.

В сейфе наследницы оружейной империи не оказалось денег. Там лежали только пряди волос, мужских и младенческих, и свидетельства о смерти мужа и дочери, а также завещание из 13 пунктов, подписанное 13 раз.

Парк вокруг дома тоже великолепен и совершенно не производит мрачного или угнетающего впечатления

Похоронена Сара Винчестер в Коннектикуте рядом со своим супругом и дочерью.


Поговаривают, что до сих пор в доме Винчестеров часто слышны шаги, мерцает свет, двери хлопают, поворачиваются ручки, а вода из кранов сама начинает течь.
А еще говорят, что нередко в конце дня появляется призрак плотника и дух самой Сары Винчестер, но уже ночью.

Но мне кажется, что он совсем не страшный, этот призрак... Просто не хочет он расставаться с творением всей своей жизни... И я его понимаю... сочувствую ему...и даже успела его полюбить, как и саму Сару, ее дом и потрясающую историю ее жизни...........


Дом Винчестеров - дом № 525 на Винчестер-бульваре в городе Сан-Хосе - место, которое хотят посетить многие туристы гостящие в Калифорнии. Строение насчитывает 160 комнат, 40 лестниц, 2000 дверей, 10000 окон, 6 кухонь, 47 каминов. В 1884 году дом был приобретён Сарой Винчестер, вдовой Уильяма Винчестера, сына Оливера Винчестера, изобретателя легендарной винтовки.

Женщина по имени Сара Винчестер потеряла свою дочь практически сразу после её рождения. Чуть позже она потеряла своего любимого мужа. После смерти супруга Сара была на приёме у медиума в Бостоне, который с помощью спиритического сеанса смог установить связь с духом её покойного возлюбленного. Дух усопшего сообщил, что все трагические событии Сары связаны с местью погибших от винтовки, созданной его отцом.

Чтобы избежать дальнейших проблем, вдова должна строить особый дом, в котором духи не смогут навредить ей. Прекращение ремонта грозило ей смертью. Следуя совету медиума, Сара и приобрела старинный особняк на западном побережье Калифорнии.

Строительство было начато без отлагательств. Сара лично составляла все планы ремонтных и реставрационных работ. Реализацией её странных задумок занималась профессиональная команда строителей. С каждым разом появлялись новые помещения, потайные ходы, окошки в соседние комнаты и лестницы, зачастую ведущие в потолок.

Главной идеей женщины было запутать призраков, желающих мести. За 38 лет строительства особняк стал напоминать лабиринт. В свой дом хозяйка никогда не звала гостей - они бы не выдержали таких ужасов. Чего только стоят настоящие окна, сделанные в полу...

Вначале дом имел 6 этажей, но после землетрясения 1906 года половина этажей рухнула. С тех пор и по сей день у дома всего 3 этажа. Перед вами редкое фото шестиэтажного варианта постройки.

Сара Винчестер умерла в сентябре 1922 года, в возрасте 85 лет. В сейфе хозяйки не нашли никаких денег, только 2 пряди волос - её покойных мужа и дочери. Всё состояние было вложено в необычный дом.

После её смерти в доме стали происходить необъяснимые явления: сами по себе хлопали двери, перемещались вещи, погасал свет. Специалисты по паранормальным явлениям, считают что некоторые рассерженные призраки в долгих поисках Сары стали вечными пленниками особняка-лабиринта. Вдобавок, духи разозлены тем, что так и не смогли совершить месть и вдова Винчестер умерла естественной смертью. По слухам, мистические аномалии происходят в доме и в наши дни.

Видео – зловещий дом Винчестеров

Возможно вам будет интересно.

Сан-Хосе, штат Калифорния, 1906 год. Строится дом. Ночью в спальне мальчик слышит звуки колокола. Он выходит из спальни. Просыпается спавшая в той же кровати его мать Мэрион Мэрриотт. Она берет лампу, идет на поиски сына, зовет его: Генри! Мэрион обнаруживает Генри. Мальчик стоит с мешком на голове. Мать подходит к нему, снимает с головы мешок. У мальчика закатившиеся глаза, видны только белки. Генри произносит сиплым шепотом: он явится за нами. В доме слышатся звуки шагов.

Сан-Франциско, штат Калифорния. Доктор Эрик Прайс в компании полураздетой девицы употребляет алкоголь и лауданум. В полубредовом состоянии Прайс видит, как на панно с изображением оленей, висящем на стене, выступает кровь. Он задается вопросом, что и чем управляет, разум телом или тело разумом? Наш разум способен на самые необычные вещи, мы думаем, что перед нами реальность –а на самом деле это иллюзия. Он показывает шлюхе фокус с купюрой, которая остается в горизонтальном положении, опираясь краешком на палец руки Прайса. Так что страх – только у тебя в голове.

Раздается стук в дверь. Прайс открывает, на пороге стоит человек. Это Артур Гейтс, юрисконсульт компании «Винчестер», производящей огнестрельное оружие. Прайс выпроваживает девицу, запускает в дом юриста. Я хочу предложить вам работу. Прайс наливает себе виски: я в отпуске. Речь идет о Саре Винчестер. Ее муж Вильям умер 25 лет тому назад, оставив вдове приличное состояние. Ей принадлежит 51 % акций компании. Сара потеряла и свою дочь Энни. Вдова купила дом из восьми комнат. С тех пор она непрерывно достраивает его. Поэтому сегодня дом превратился в огромное семиэтажное здание. Его планировка не поддается никакой логике, внутри него огромный лабиринт из отдельных помещений и коридоров. Психическое состояние Сары Винчестер вызывает опасения. Нам нужен профессионал, который составил бы заключение: способна ли Сара участвовать в делах управления компанией? Вы понимаете, что дистанционно такое заключение составить невозможно? Сара Винчестер удостоила вас редкой чести, она приглашает вас к себе в гости. Нет, это слишком хлопотно. Вам не нужный деньги? У вас нет долгов, ваш дом не заложен? Сколько вы хотите? Триста долларов. Мы дадим вам шестьсот за проведение экспертизы.

По пути к дому Сары Винчестер Прайс листает каталог компании. Он видит там не только образцы огнестрельного оружия, но и роликовые коньки. Подъехав к дому Сары, Прайс видит, что там действительно идут работы по возведению новых пристроек к зданию.

Прайса встречает Мэрион. Это племянница Сары Винчестер, которая живет в ее доме с сыном. Мэрион сообщает Прайсу, что все гости в доме Сары должны подчиняться установленному хозяйкой распорядку. Сара неодобрительно относится к тому, что алкоголь употребляется раньше ужина. А обоняние у нее ничуть не хуже, чем у меня. Прайс вселяется в предоставленную ему комнату. Он принимает дозу лауданума, рассматривает свое лицо в зеркале. Зеркало самопроизвольно поворачивается на подставке, Прайс возвращает его в прежнее положение. Внезапно он видит за повернувшемуся к нему под прямым углом зеркалом лицо мертвой женщины. Прайс приписывает видение влиянию опиатов. Лакей приглашает Прайса на ужин.

Прайс, Мэрион и Генри сидя за столом ожидают хозяйку. Прайс интересуется у мальчика, рад ли он пребыванию в доме бабушки? Мы здесь потому, что отца не стало. А я об этом ничуть не жалею! Прайс говорит, что тоже пережил потерю близкого человека, а потому может помочь Мэрион и Генри. Женщина советует доктору: напишите в своем заключении, что Сара здорова, и уезжайте отсюда.

Появляется Сара. Прайс спрашивает, действительно ли Винчестер – лучшая винтовка на рынке огнестрельного оружия? В чем – лучшая? В точности и дальности стрельбы, в убойной силе. То есть в возможности беспорядочных убийств, – уточняет Сара. Но ведь вы производите и роликовые коньки, они не так опасны для людей. Да, и акционеры компании этим недовольны.

Вечером Прайс снова принимает лауданум. Ему кажется, что рядом с ним его покойная жена Руби. Ты называешь это бредовым расстройством? Звучит выстрел. Прайс встает с постели. Из переговорного устройства, расположенного на стене его комнаты, раздаются странные звуки. Они доносятся из отверстия, подписанное «Зимний сад». Прайс выходит из комнаты. Он заглядывает в комнату Сары, видит, как она достает стеклянный ларец из сейфа. Сара чувствует, что за ней кто-то наблюдает. Прайс пытается скрыться, он заскакивает в помещение, дверь которого выходит в коридор. Сара стоит под дверью, затем уходит. Внезапно Прайс видит призрака, он в панике выскакивает за дверь. Снова приписывает видение действию лауданума: вот как ты себе мозг отравил!

Генри слышит звуки под кроватью. Он заглядывает туда, внезапно мимо него проносится ботинок на ролике.

Прайс идет к зимнему саду, двери туда заколочены. Он заглядывает в окно, испытывает чувство дежавю, видит, как внутри мелькает какая-то тень.

Генри с мешком на голове проходит мимо работающего на лесах плотника и падает вниз. Прайс ловит мальчика. Он снимает с головы Генри мешок, снова закатившиеся глаза. Мальчик говорит чужим голосом: я тебя вижу. Прибегает Мэрион, благодарит Прайса за спасение сына.

На следующий день Сара встречается с Прайсом, тоже благодарит его за благородный поступок. Он раньше ходил во сне? Нет, но он видел, как умер его отец.

Сара интересуется у Прайса: вы злоупотребляете препаратами? Жена считала вас хорошим терапевтом? Прайс отказывается говорить о своей личной жизни. Давайте говорить о вас. Хорошо, я скажу вам вещь, в которую трудно поверить. Но это на самом деле так. Я проклята. Как это? Я получаю прибыль от смерти. Меня преследуют тени. Прайс заводит разговор о том, что разум управляет телом, он может выдать иллюзию за реальность. Он показывает Саре фокус с банкнотой. Но Сара тут же разоблачает обман. Вы верите в призраков? Нет. Почему вы держите меня за дуру? Это мой дом, поэтому ваши препараты будут изъяты. Нам нужно экспертное заключение, а для этого требуется ясная голова.

Прайсу запрещено покидать свою комнату, у его дверей постоянно дежурит слуга Сары. Прайс обнаруживает, что его препараты исчезли. Он садится за составление экспертного заключения, в котором пишет о том, что при ясности ума Сара проявляет некоторую агрессивность и говорит, что видит тени. У нее зрительные галлюцинации. Сара рассказывала Прайсу, что она чувствует энергию призраков. Их привели сюда незавершенные дела.

В полночь звонит колокол. Прайс спрашивает у слуги: почему звонит колокол? Потому что полночь. Прайс выбирается из своей комнаты через окно, бродит по дому. Он видит, как Сара, пребывая в трансе, чертит планы новых помещений своего дома. Внезапно перед Прайсом возникает лицо призрака. Прайс прячется в своей комнате. Он приходит к выводу, что лауданум еще не вышел из его организма, у него начинается ломка.

На следующий день Сара интересуется у Прайса: каково это – умирать? Вы ведь отошли в мир иной на три минуты, вас застрелили. Это больно. Потом темнота. Но когда я пришел в себя – снова возникла боль. Он показывает Саре пулю с гравировкой. Вы восстановили пулю, которая вас застрелила! Зачем? Это воспоминания о прошлом, связь со смертью. А за что держитесь вы? Сара говорит о спиритизме. А вы ночью выходили из комнаты? Да. Это хорошо, что вы признались. Зачем вы постоянно строите свой дом? Меня направляют духи. В полночь они встают, вступают со мной в контакт и пытаются воссоздать комнаты, в которых они погибли. Это им нужно для того, чтобы снова войти в наш мир. Но прошлой ночью нашей семье угрожал очень могущественный призрак. Вы видите кого-нибудь в этой комнате? Никого, только вас. Ваша голова еще затуманена, чтобы она прояснилась, потребуется время. А что будет, когда помещение будет достроено? Тогда голос призрака крепнет, мы с ним общаемся, я избавляю его от горя и гнева, он меня благодарит и уходит с миром. Но некоторых приходится запирать. Для этого комнату такого призрака запирают на доску, в которую вбивают тринадцать гвоздей. А неисправимые призраки охотятся за невинными, так, как это сейчас делают с Генри. И мы можем встать между ними. Прайс говорит, что не верит в призраков. Вам нужно отпустить свое прошлое. Ладно, не верите – напишите свое заключение, там расскажите, что вы думаете о Саре Винчестер.

Прайс беседует с дворецким Августином: вы видели призраков? Нет. Я слышал много историй, но все это россказни.

Прайс интересуется у руководителя стройки Джона Хэнсена: не кажется ли ему странным поведение Сары? Нет. Мы благодарны ей за то, что она обеспечивает нас работой. Прайс просит показать ему зимний сад. Нет, туда нельзя, он опечатан.

Прайс беседует с Мэрион. Она интересуется: вы думаете, Сара сумасшедшая? Я не стал бы так резко выражаться, но при правильном лечении любому человеку можно помочь. Как умер ваш муж? Он умер из-за демонов, он любил выпить больше, чем жену и сына. Без него нам лучше. Но то, что происходит сейчас с Генри, меня пугает. Вы способны его защитить. Нет, я не боец, а вот тетя – да. А вы способны пожертвовать собой ради близкого человека? Да. Что вы сделали для этого? Я погиб.

Сара спускается с верхнего этажа по пандусу. Раздаются выстрелы. Это Генри стреляет из винтовки в Сару, та прячется от него. В винтовке заканчиваются патроны, Прайс пытается удержать мальчика, который не своим голосом кричит Саре: сдохни! Прайс настаивает на том, чтобы мальчика отправили в больницу. Сара возражает, Мэрион поддерживает Прайса, который заказывает транспорт для доставки Генри в больницу.

Прайс встречает молодого человека, которого он принимал за одного из слуг. Тот спрашивает, чем он может помочь. Собрать чемоданы. Молодой человек говорит, что видел в доме тени преступников, в забитых помещениях раздаются какие-то звуки. Прайс видит призрака. Он приходит к Саре и сообщает: среди вашего персонала есть человек, который не в себе. Сара показывает ему газету двадцатилетней давности. Там написано о бойне, которую в офисе компании «Винчестер» устроил капрал Бенджамен Блок. Его братья были убиты на войне из винтовок, изготовленных компанией. На фотографии старой газеты Прайс видит лицо молодого человека, с которым он только что беседовал. Блок был убит в демонстрационной комнате офиса, где в витринах стендах хранились образцы оружия. Последнее помещение, пристроенное к дому Сары, в точности воспроизводит ту самую комнату. Сара говорит: теперь вы должны мне поверить. Она громко обращается к капралу Блоку, просит прощение за то, что были убиты его братья, просит покинуть ее дом, оставить в покое ее родственников.

Стены дома начинают трястись, падает посуда, Джона Хэнсена выносит из комнаты, гвозди из заколоченных дверей выскакивают.

Прайс уверяет себя, что страхи только в его голове. Раздается звонок, сверху к ногам Прайса падает ключ от зимнего сада. Вооружившись топором, Прайс идет в зимний сад. Там он видит качающееся кресло качалку. Появляется призрак Руби. Она просит мужа рассказать историю про фермера и его мула, который упал в колодец. Прайс рассказывает о том, как мулу помогло то, что должно был его погубить. Мне надо было тебя лечить. Нет, тебе нужно было мне поверить. Руби достает ружье, наводит его себе в подбородок, Прайс бросается к ней, Руби стреляет в мужа, тот падает навзничь. Руби стреляет в себя. Можешь идти дальше, оставь свое чувство вины, – говорит она Прайсу. Он встает. Его окружают призраки. Прайс выходит из зимнего сада. Он видит призрак черного раба, который рассыпает по полу гвозди. Прайс собирает их, идет дальше. Он рубит топором потолок, через образовавшуюся дыру проникает в копию демонстрационной комнаты. Там на кресле сидит Сара, ее голова покрыта черной вуалью. Она просит Прайса запечатать двери комнаты, Бен не должен отсюда выйти. Прайс говорит, что теперь он верит Саре, он видит призраков. Вы были мертвы три минуты, вас застрелили из винчестера, потому вы связаны с этим домом.

По дому мечется Мэрион, она ищет Генри, находит мальчика, тот не в себе. Мэрион просит его вернуться к ней.

Сара говорит, что спасти Мэрион и Генри можно только остановив Бена. Она начинает говорить с Беном. Тот вселяется в ее тело, Сара борется с призраком. Ей удается овладеть своим телом. Он чего-то боится, чего-то находящегося в этой комнате. Бен снова появляется, Прайс стреляет в него. Нет, он боится не ружья. Прайс вдруг понимает, что Бена может остановить только пуля с гравировкой, которая была извлечена из его тела.

Бен начинает буйствовать, стены трясутся, стекла витрин бьются, ружья повисают в воздухе, летают разные предметы. Прайс стреляет в Бена, тот падает. Сара говорит, что Бен обрел покой. Прочим призракам она велит вернуться в свои комнаты. Те выполняют приказание, Прайс забивает каждую дверь, всаживая туда по тринадцать гвоздей.

Сара и Прайс выходят на улицу, встречают там Мэрион и Генри, обнимаются с ними. Прайс пишет в заключении, что Сара абсолютно здорова психически и физически, она может продолжать работу по управлению компанией.

Прайс тепло прощается с Сарой. Из доски, которой заколочена одна из дверей в доме Сары, самопроизвольно вылезает гвоздь.

Финальные титры сообщают зрителям, что в 1906 году в Сан-Франциско произошло сильнейшее землетрясение, во время которого погибло очень много людей. Сара Винчестер до конца жизни продолжала достраивать свой дом, который и сегодня считается самым населенным призраками зданием в Америке.

Ссоры