Тёплый фронт. Что такое теплый фронт и как он образуется Что приносит теплый атмосферный фронт

Нижняя часть атмосферы Земли, тропосфера, находится в постоянном движении, смещаясь над поверхностью планеты и перемешиваясь. Отдельные ее участки обладают различной температурой. При встрече таких атмосферных зон и возникают атмосферные фронты, которые представляют собой пограничные зоны между воздушными массами разной температуры.

Образование атмосферного фронта

Циркуляция тропосферных потоков приводит к тому, что теплые и холодные воздушные течения встречаются. В месте их встречи из-за разницы температур происходит активная конденсация водяных паров, что приводит к образованию мощных облаков, а впоследствии - сильным осадкам.

Граница атмосферных фронтов редко бывает ровной, она всегда извилиста и неоднородна, вследствие текучести воздушных масс. Более теплые атмосферные течения натекают на холодные воздушные массы и поднимаются вверх, более холодные - вытесняют теплый воздух, заставляя его подниматься выше.

Рис. 1. Приближение атмосферного фронта.

Теплый воздух по массе легче холодного и всегда поднимается вверх, холодный - наоборот, скапливается у поверхности.

Активные фронты двигаются со средней скоростью в 30-35 км. в час, однако они могут и временно прекращать свое движение. По сравнению с объемом воздушных масс граница их соприкосновения, которую и называют атмосферным фронтом - очень невелика. Ширина его может достигать сотни километров. В длину - в зависимости от величины сталкивающихся воздушных течений, фронт может иметь тысячи км.

Признаки атмосферного фронта

В зависимости от того, какое атмосферное течение движется более активно, различают теплые и холодные фронты.

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

Рис. 2. Синоптическая карта атмосферных фронтов.

Признаками приближающегося теплого фронта являются:

  • перемещение теплых воздушных масс в сторону более холодных;
  • образование перистых или слоистых облаков;
  • постепенное изменение погоды;
  • моросящие или обложные дожди;
  • повышение температуры после прохождения фронта.

О приближении холодного фронта свидетельствуют:

  • перемещение холодного воздуха в сторону теплых областей атмосферы;
  • образование большого количества кучевых облаков;
  • быстрые изменения погоды;
  • ливневые и грозовые дожди;
  • последующее понижение температуры.

Холодный воздух движется быстрее теплого, поэтому низкотемпературные фронты более активны.

Погода и атмосферный фронт

В областях прохождения атмосферных фронтов погода изменяется.

Рис. 3. Столкновение теплого и холодного воздушных течений.

Изменения ее зависят от:

  • температур встретившихся воздушных масс . Чем больше разница температур - тем сильнее будут ветра, интенсивнее осадки, мощнее облачность. И наоборот, если разница температур воздушных течений невелика, то атмосферный фронт будет слабовыраженным и его прохождение над поверхностью Земли не принесет особых погодных изменений;
  • активности воздушных течений . В зависимости от их давления, атмосферные потоки могут обладать различной скоростью передвижения, от чего будет зависеть скорость изменения погоды;
  • формы фронта . Более простые линейные формы поверхности фронта более предсказуемы. При образовании атмосферных волн или замыкании отдельных выдающихся языков воздушных масс образуются вихри - циклоны и антициклоны.

После прохождения теплого фронта устанавливается погода с более высокой температурой. После прохождения холодного - наступает похолодание.

Что мы узнали?

Атмосферные фронты - это пограничные области между воздушными массами, обладающими разной температурой. Чем больше разница температур - тем более интенсивным будет изменение погоды при прохождении фронта. Приближение теплого или холодного фронта можно отличить по форме облаков и типу осадков.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 204.

Погода холодной ВМ

Погода теплой ВМ

Теплая ВМ, перемещаясь в холодный район, становится устойчивой (охлаждаясь от холодной подстилающей поверхности). Температура воздуха, понижаясь, может достичь уровня конденсации с образованием дымки, тумана, низких слоистых облаков с осадками виде мороси или мелких снежинок.

Условия полета в теплой ВМ зимой:

Слабое и умеренное обледенение в облаках при отрицательных температурах;

Безоблачное небо, хорошая видимость на Н = 500-1000 м;

Слабая болтанка на Н = 500-1000 м.

В теплое время года условия для полетов благоприятные за исключением районов с отдельными очагами гроз.

При движении в более теплый район холодная ВМ нагревается снизу и становится неустойчивой ВМ. Мощные восходящие движения воздуха способствуют образованию кучево-дождевой облачности с ливневыми осадкаи, грозами.

Атмосферный фронт – это раздел между двумя воздушными массами, отличающимися одна от другой физическими свойствами (температура, давление, плотность, влажность, облачность, осадки, направление и скорость ветра). Фронты располагаются по двум направлениям – по горизонту и по вертикали

Граница между воздушными массами по горизонту – называется линией фронта, граница между воздушными массами по вертикали – наз. фронтальной зоной. Фронтальная зона всегда наклонена в сторону холодного воздуха. В зависимости от того, какая ВМ приходит – теплая или холодная различают теплый ТФ и холодный ХФ фронты.

Характерной особенностью фронтов является наличие наиболее опасных (сложных) метеорологических условий для полета. Фронтальные облачные системы отличаются значительной вертикальной и горизонтальной протяженностью. На фронтах в теплое время года наблюдаются грозы, болтанка, обледенение, в холодное время – туманы, снегопад, низкая облачность.

Теплый фронт – это фронт, который движется в сторону холодного воздуха, за которым приходит потепление.


С фронтом связана мощная облачная система, состоящая из перисто-слоистых, высокослоистых, слоисто-дождевых облаков, образующихся вследствие подъема теплого воздуха по клину холодного. СМУ на ТФ: низкая облачность (50-200м), перед фронтом туманы, плохая видимость в зоне осадков, обледенение в облаках и осадках, гололед на земле.

Условия полета через ТФ определяются высотой нижней и верхней границы облаков, степенью устойчивости ВМ, распределением температуры в облачном слое, влагосодержанием, рельефом местности, временем года, суток.

1. По возможности меньше находиться в зоне отрицательных температур;

2. Пересекать фронт перпендикулярно его расположению;


3. Выбирать профиль полета в зоне положительных температур, т.е. ниже изотермы 0°, а если во всей зоне температуры отрицательные, полет выполнять там, где температура ниже -10°.При полете от 0° до -10° наблюдается самое интенсивное обледенение.

При встрече с опасными МУ (гроза, град, сильное обледенение, сильная болтанка) необходимо вернуться на аэродром вылета или произвести посадку на запасном аэродроме.

-Холодный фронт – это участок главного фронта,перемещающийся сторону высоких температур, за которым приходит похолодание. Различают два типа холодных фронтов:

-Холодный фронт первого рода (ХФ-1р) – это фронт, перемещающийся со скоростью 20 – 30 км/ч. Холодный воздух, подтекая клином под теплый, вытесняет его вверх, образуя перед фронтом кучево-дождевую облачность, ливневые осадки, грозы. Часть ТВ натекает на клин ХВ, образуя за фронтом слоисто образную облачность, обложные осадки. Перед фронтом сильная болтанка, за фронтом плохая видимость. Условия полета через ХФ -1р аналогичны условиям пересечения ТФ.


При пересечении ХФ -1р можно встретить слабую и умеренную болтанку, где теплый воздух вытесняется холодным. Полет на малых высотах может быть затруднен низкой облачностью и плохой видимостью в зоне осадков.

Холодный фронт второго рода (ХФ – 2р) – это фронт, быстро движущийся со скоростью = 30 – 70 км/ч. Холодный воздух быстро подтекает под теплый, вытесняя его вертикально вверх, образуя перед фронтом развитую по вертикали кучево-дождевую облачность, ливневые осадки, грозы, шквалы. Пересекать ХФ – 2го рода запрещается из- за сильной болтанки, шквала грозовой деятельности, сильного развития облачности по вертикали – 10 – 12 км. Ширина фронта у земли составляет от десятков до сотен км. После прохождения фронта давление растет.

Под влиянием нисходящих потоков в полосе фронта после его прохождения наступает прояснение. В дальнейшем ХВ, попадая на теплую подстилающую поверхность, становится неустойчивым, образуя кучевые, мощно кучевые, кучево-дождевые облака с ливнями, грозами, шквалами, сильной болтанкой, сдвигом ветра, образуются вторичные фронты.


Вторичные фронты – это фронты,которые образуется внутри одной ВМ и разделяет области с более теплым и более холодным воздухом. Условия полета в них такие же, как и на основных фронтах, но метеоявления выражены слабее, чем на основных фронтах, но и здесь можно встретить низкую облачность, плохую видимость за счет выпадающих осадков (зимой – метелей). С вторичными фронтами связаны грозы, ливневые осадки, шквалы, сдвиг ветра.

Стационарные фронты – это фронты, которые некоторое время остаются неподвижными, расположены параллельно изобарам. Облачная система похожа на облачность ТФ, но с малой горизонтальной и вертикальной протяженностью. В зоне фронта могут возникать туманы, гололед, обледенение.

Верхние фронты – это состояние, когда поверхность фронта не достигает поверхности земли. Это случается, если на пути фронта встречается сильно охлажденный слой воздуха или в приземном слое фронт размывается, а сложные погодные условия (струя, турбулентность) еще сохраняются на высотах.

Фронты окклюзии образуются в результате смыкания холодного и теплого фронтов. При смыкании фронтов смыкаются их облачные системы. Процесс смыкания ТФ и ХФ начинается в центре циклона, где ХФ, перемещаясь с большей скоростью, настигает ТФ, постепенно распространяясь на периферию циклона. В образовании фронта участвуют три ВМ: - две холодные и одна теплая. Если за ХФ воздух менее холодный, чем перед ТФ, то при смыкании фронтов образуется сложный фронт, называемый ТЕПЛЫМ ФРОНТОМ ОККЛЮЗИИ .

Если воздушная масса за фронтом холоднее передней, то тыловая часть воздуха будет подтекать под переднюю, более теплую. Такой сложный фронт называется ХОЛОДНЫМ ФРОНТОМ ОККЛЮЗИИ.


Условия погоды на фронтах окклюзии зависят от тех же факторов, что и на основных фронтах:- степени устойчивости ВМ, влагосодержания, высоты нижней и верхней границы облаков, рельефа местности, времени года, суток. При этом условия погоды холодной окклюзии в теплое время года сходны с условиями погоды ХФ, а условия погоды теплой окклюзии в холодное время сходны с погодой ТФ. При благоприятных условиях фронты окклюзии могут переходить в основные фронты – теплая окклюзия в ТФ, холодная окклюзия в холодный фронт. Перемещаются фронты вместе с циклоном, поворачиваясь против часовой стрелки.

Сейчас, когда средства массовой информации вышли на новый уровень, и каждый человек имеет доступ к огромному количеству сведений о погоде на нашей планете, я часто слышу или читаю о надвигающихся атмосферных фронтах. Расскажу, что они значат для человека, и чего от них ждать.

Понятие воздушной массы

Для начала следует понять состав атмосферы. Она состоит из воздушных масс, которые представляют собой объемы воздуха различных размеров. Они однородны по своим физическим свойствам, полученным от места формирования. Проще говоря, воздушная масса – это примерно однородная масса воздуха.


Фронт

Итак, если существует множество различных воздушных масс, то они должны соприкасаться и как-то взаимодействовать друг с другом. Поверхность их раздела с различными характеристиками именуется атмосферным фронтом.
Фронты бывают трех типов:

  • холодный;
  • теплый;
  • фронт окклюзии.

Первый тип возникает в условиях, когда холодная воздушная масса вытесняет теплую, проникает под неё и поднимает теплый воздух кверху.
Второй тип образуется при отступлении холодной массы перед теплой, который скользит по её поверхности с большой скоростью.
Фронт окклюзии появляется в зоне контакта первых двух видов.


Влияние на погоду

Холодный фронт влечет создание кучево-дождевых облаков, приносящих активные осадки ливневого характера. Атмосферное давление и температура воздуха значительно понижаются. Может начаться штормовой ветер. Все это создает значительную опасность для аэронавигации.
Теплый фронт стимулирует повышение влажности воздуха. Возникают слоисто-дождевые облака, приходят обильные затяжные осадки (дождь летом, а зимой – снег).

Атмосферные фронты возникают и исчезают одновременно с изменениями, происходящими в барических полях, то есть, в давлении воздуха.


Очень важно следить за прогнозами погоды, потому что это помогает избежать непредвиденных и неприятных ситуаций. Знания об атмосферных фронтах позволят лучше понимать прогнозы метеорологов и подготовиться к грядущим погодным условиям.

Наблюдать за изменениями погоды очень увлекательно. Солнце сменяется дождем, дождь - снегом, и над всем этим разнообразием веют порывистые ветра. В детстве это вызывает восхищение и удивление, у людей постарше - желание понять механизм процесса. Давайте попробуем понять, что формирует погоду и как с этим связаны атмосферные фронты.

Граница воздушных масс

В привычном восприятии "фронт" - термин военный. Это грань, на которой происходит столкновение вражеских сил. А понятие атмосферные фронты - это границы соприкосновения двух воздушных масс, которые формируются над огромными площадями поверхности Земли.

По воле природы человек получил возможность жить, эволюционировать и заселять все большие территории. Тропосфера - нижняя часть атмосферы Земли - обеспечивает нас кислородом и находится в непрерывном движении. Вся она состоит из отдельных воздушных масс, объединенных общим возникновением и похожими показателями. Среди основных показателей этих масс определяют объем, температуру, давление и влажность. Во время движения различные массы могут сближаться и сталкиваться. Однако они никогда не теряют своих границ и не смешиваются между собой. - это участки, где соприкосаються и происходят резкие погодные скачки.

Немного истории

Понятия «атмосферный фронт» и «фронтальная поверхность» возникли не сами по себе. Их ввел в метеорологию норвежский ученый Я. Бьеркнес. Произошло это в 1918 году. Бьеркнес доказал, что атмосферные фронты - это основные звенья в высоких и средних слоях. Однако до исследований норвежца, еще в 1863 году, адмирал Фицрой предположил, что яростные атмосферные процессы начинаются в местах встреч масс воздуха, идущих с разных сторон света. Но в тот момент научное сообщество не обратило внимания на эти наблюдения.

Бергенская школа, представителем которой был Бьеркнес, не только проводила собственные наблюдения, но и свела воедино все знания и предположения, высказанные более ранними наблюдателями и учеными, и изложила их в виде последовательной научной системы.

По определению, наклонную поверхность, представляющую собой область перехода между разными воздушными потоками, называют фронтальной поверхностью. А вот атмосферные фронты - это отображение фронтальных поверхностей на метеорологическую карту. Обычно переходная область атмосферного фронта завязывается у поверхности Земли и поднимается вверх до тех высот, на которых размываются различия между воздушными массами. Чаще всего порог этой высоты составляет от 9 до 12 км.

Теплый фронт

Атмосферные фронты бывают разные. Они зависят от направленности передвижения теплых и холодных массивов. Выделяют три типа фронтов: холодный, теплый и окклюзий, образованный в месте смыкания различных фронтов. Рассмотрим подробнее, что представляют собой теплые и холодные атмосферные фронты.

Теплый фронт - такое движение воздушных масс, при котором холодный воздух уступает место теплому. То есть воздух более высокой температуры, продвигаясь, располагается на территории, где господствовали холодные воздушные массы. Кроме этого, он поднимается ввысь вдоль переходной зоны. При этом температура воздуха постепенно снижается, из-за чего происходит конденсация находящегося в нем водяного пара. Так образовываются облака.

Основные признаки, по которым можно определить теплый атмосферный фронт:

  • резко падает атмосферное давление;
  • возрастает ;
  • повышается температура воздуха;
  • появляются перистые, затем перисто-слоистые, а после - высоко-слоистые облака;
  • ветер немного поворачивает влево и становится более сильным;
  • облака становятся слоисто-дождевыми;
  • выпадают осадки различной интенсивности.

Обычно после прекращения осадков теплеет, но это длится недолго, поскольку холодный фронт движется очень быстро и нагоняет теплый атмосферный фронт.

Холодный фронт

Наблюдается такая особенность: теплый фронт всегда наклонен в сторону движения, а холодный - в противоположную. Когда происходит движение фронтов, холодный воздух вклинивается в теплый, выталкивая его вверх. Холодные атмосферные фронты ведут к снижению температуры и похолоданию на значительной территории. По мере остывания поднявшихся теплых воздушных масс влага конденсируется в облачность.

Основные признаки, по которым можно определить холодный фронт:

  • перед фронтом давление падает, за линией атмосферного фронта резко повышается;
  • образовываются кучевые облака;
  • появляется порывистый ветер, с резкой сменой направления по часовой стрелке;
  • начинается проливной дождь с грозой или градом, продолжительность осадков около двух часов;
  • резко падает температура, иногда на 10°С сразу;
  • за атмосферным фронтом наблюдаются многочисленные прояснения.

Для путешественников пройти через холодный фронт - испытание не из легких. Иногда приходится преодолевать вихри и шквалы в условиях плохой видимости.

Фронт окклюзий

Уже говорилось, что атмосферные фронты бывают разные, если с теплыми и холодными более-менее все понятно, то фронт окклюзий вызывает массу вопросов. Формирование подобных эффектов происходит в местах смыкания холодного и теплого фронтов. Более теплый воздух при этом вытесняется вверх. Основное действие происходит в циклонах в момент, когда более стремительный холодный фронт нагоняет теплый. В результате происходит движение атмосферных фронтов и столкновение трех воздушных масс, двух холодных и одной теплой.

Основные признаки, по которым можно определить фронт окклюзий:

  • облака и осадки обложного типа;
  • резкие смены без сильного изменения скорости;
  • плавное изменение давления;
  • отсутствие резких перепадов температур;
  • циклоны.

Фронт окклюзий зависит от температуры холодных воздушных масс перед ним и за его линией. Различают холодный и теплый фронты окклюзий. Самые сложные условия наблюдаются в момент непосредственного смыкания фронтов. По мере вытеснения теплого воздуха фронт размывается, улучшаются.

Циклон и антициклон

Поскольку в описании фронта окклюзий было употреблено понятие "циклон", то надо рассказать, что же это за явление.

Вследствие неравномерного распределения воздуха в поверхностных слоях образуются зоны высокого и низкого давления. Зоны высокого давления характеризуются избыточным количеством воздуха, низкого - недостаточным его количеством. В результате перетока воздуха между зонами (из избыточной в недостаточную) образуется ветер. Циклон - участок низкого давления, который затягивает, как в воронку, недостающий воздух и облака из зон, где они в избытке.

Антициклон - участок с повышенным давлением, который вытесняет избыток воздуха в зоны низкого давления. Основная характеристика - ясная погода, поскольку облака из этой зоны также вытесняются.

Географическое разделение атмосферных фронтов

В зависимости от климатических зон, над которыми формируются атмосферные фронты, их разделяют по географическому признаку на:

  1. Арктический, отделяющий холодные арктические воздушные массы от умеренных.
  2. Полярный, располагающийся между умеренной и тропической массами.
  3. Тропический (пассатный), разграничивающий тропическую и экваториальную зоны.

Влияние подстилающей поверхности

На физические свойства воздушных масс влияет радиация и вид Земли. Поскольку характер такой поверхности может быть различным, то и трение об нее происходит неравномерно. Сложный географический рельеф может деформировать линию атмосферного фронта и изменить его эффекты. Например, известны случаи разрушения атмосферных фронтов при переваливании через горные хребты.

Воздушные массы и атмосферные фронты приносят синоптикам множество сюрпризов. Сопоставляя и изучая направления движения масс и капризы циклонов (антициклонов), они составляют графики и прогнозы, которыми люди ежедневно пользуются, даже не задумываясь над тем, насколько большой труд за этим стоит.

В предыдущей статье мы рассмотрели причины появления ветра, которыми являются циклоны и антициклоны и их взаимодействие. Безусловно, яхтсмена в первую очередь интересуют циклоны, несущие с собой плохую погоду с сильными ветрами, которых он хотел бы избежать, или, по крайней мере знать, с какими условиями придется столкнуться, чтобы подготовиться к ним. Обычно, циклон несет с собой атмосферные фронты – теплый и холодный, каждый из которых обладает определенными свойствами, и которые мы изучим в этой статье.
Атмосферным фронтом называют границу раздела между двумя воздушными массами разной плотности. Поскольку температура является главным регулятором плотности воздуха, то фронт обычно разделяет воздушные массы с разной температурой. Наряду с этими характеристиками, прохождение фронтов обуславливает изменение давления, направления и силы ветра, влажности, облачности. Существует несколько типов атмосферных фронтов: теплый фронт, холодный фронт, фронт окклюзии и стационарный фронт. Обычно, фронт называют соответственно температуре воздушной массы, идущей вслед за ним. Фронт, за которым находится теплый воздух (или теплый сектор циклона), называют теплый фронт, и наоборот, если за фронтом приходит холодный воздух – это холодный фронт. Прежде, чем рассмотреть особенности каждого из них, давайте рассмотрим структуру циклона с фронтами в целом.

На рисунке G450a представлен циклон с фронтами и направления ветров в нем.

Рис. G450a Типичный циклон с фронтами

Следующая иллюстрация G450b показывает распределение облачности на фронтах.

Рис. G450b

Выпадение осадков и при прохождении фронтов показано на рисунке G450c

Рис. G450с

Приведенные выше рисунки наглядно демонстрируют, с какими разными условиями мы сталкиваемся при прохождении фронтов. Сравнительная характеристика фронтов приведена в таблице 1.

Фронт

Теплый

Холодный

Фронт окклюзии

Стационарный

Погода

Непрерывный дождь, затем туман

Проливной дождь, ливни

Дождь, затем шквалы

Периодический дождь, затем прояснение

Основные облака

Слоистые

Кучево-дождевые

Слоистые, затем дождевые

Низко-слоистые, затем дождевые

Изменение температуры

Медленно растет

Резко падает при прохождении фронта

Поднимается или падает

Медленно растет

Скорость ветра

10 -15 узлов

15 -30 узлов

10 -15 узлов

Тихий или штиль

Обозначение фронта на метео картах

Таблица 1.

Рассмотрим ближе каждый из атмосферных фронтов

Теплый фронт

Любой фронт (кроме окклюдированного), движущийся таким образом, что холодный воздух замещается теплым при прохождении фронта, называется теплый фронт. (См. рис. G207a)

Рис. G207a

Теплый фронт приходит следующим образом. После первого появления перистых облаков, небо постепенно понижается, наполняясь перисто-слоистыми облаками. 22-градусное гало вокруг солнца или луны информирует нас о наличии ледяных кристаллов в этих облаках, которое мы могли бы и не заметить, не будь этого гало. Непрерывный, мелкий дождь начинается где-то на середине пути между первым появлением перистых облаков и прохождением самого фронта. Давление постепенно падает, а ветер усиливается и при прохождении фронта, достигает наибольшей силы и резко поворачивает по часовой стрелке. Подробнее ознакомьтесь с характеристиками теплого фронта в таблице 2.

Перед фронтом

При проходе фронта

За фронтом

Погода

Продолжительный дождь или снег

Дождь заканчивается

Морось или легкий дождь

Облачность

Последовательно Ci, Cs, As, Ns

Низкие слоисто-дождевые

Слоистые или слоисто-кучевые

Ветер

Постоянно усиливается и поворачивает против часовой стрелки

Резко поворачивает по часовой стрелке

Постоянное направление и сила

Давление

Постоянно падает

Наименьшее значение

Небольшие изменения

Температура

Стабильная или слегка растет

Повышается

Не меняется или слегка растет

Видимость

Плохая из-за тумана

Хорошая или плохая при тумане или мороси

Таблица 2. Теплый фронт

Холодный фронт

Любой фронт (кроме окклюдированного), движущийся таким образом, что теплый воздух замещается холодным при его прохождении, называется теплый фронт. (См. рис. G207b)

Рис. G207b

При своем приближении холодный фронт выглядит как стена темных кучево-дождевых грозовых облаков. При прохождении фронта ожидается проливной дождь с грозой, возможно град. Ветер порывистый и резко сменяет направление по часовой стрелке. Затем небо проясняется.
Подробности смотрите в таблице 3.

Перед фронтом

При проходе фронта

За фронтом

Погода

Возможен дождь или гроза

Проливной дождь с грозой. Возможно град

Ливень, переходящий в слабый дождь и прояснение

Облачность

Ac, As и Ns, сменяемые кучево-дождевыми

Грозовые кучево-дождевые

Быстро поднимающиеся As, Ac, прояснение

Ветер

Усиливается и становится шквалистым

Резко поворачивает по часовой стрелке, оченьшквалистый

Порывистый, меняет направление по часовой стрелке

Давление

Резко повышается

Медленно поднимается

Температура

Может немного упасть

Резко падает

Медленно падает немного

Видимость

Резко уменьшается

В основном хорошая

Таблица 3. Холодный фронт

Теплый сектор
Участок теплого воздуха в циклоне, ограниченный теплым и холодным фронтом, называется теплый сектор. Характеризуется более или менее прямыми изобарами. (См. рис. G207e)


Рис. G207e

Погода в теплом секторе характеризуется сильными ветрами постоянной силы и направления. На небе - кучевые и слоисто-кучевые облака, периодически идут ливни.

Фронт окклюзии
Фронт, состоящий из двух фронтов и сформированный таким образом, что холодный фронт перекрывает теплый или стационарный фронт, называют фронтом окклюзии. Это обычный процесс в последней стадии развития циклона, когда холодный фронт догоняет теплый. Существует три основных типа фронтов окклюзии, обусловленных относительной прохладностью воздушной массы, идущей вслед за первоначальным холодным фронтом к воздуху впереди теплого фронта. Это фронты холодной, теплой и нейтральной окклюзии. (См. рис. G207c)


Рис. G207c. Окклюдированные фронты разных типов

Погодные условия при прохождении таких фронтов также неблагоприятны для яхтсменов – они сопровождаются дождями с грозами и градом, сильными и порывистыми ветрами с резкой сменой направлений и временами - плохой видимостью.

Стационарный фронт
Фронт, который неподвижен или почти неподвижен, называют стационарный фронт. Обычно фронты, движущиеся со скоростью менее 5 узлов, рассматривают как стационарные. (См. рис.G207d)

Рис. G207d. Стационарный фронт

Погодные условия стационарного фронта не могут быть описаны, как принадлежащие именно этому фронту по той причине, что как теплый, так и холодный фронт могут остановиться в своем движении и превратиться в стационарный фронт. В этом случае он имеет погоду того фронта, из которого он сформировался. На некоторой стадии существования, стационарный фронт будет иметь погодные условия фронта окклюзии. Как только он остается стационарным на долгий период времени, существует большая вероятность приобретения свойств теплого фронта.

В средних широтах северного полушария циклоны обычно движутся в восточном и северо-восточном направлении, а их фронты находятся в южной части циклона. Если яхтсмену случиться оказаться в этой части циклона, он - на «опасной стороне» циклона и должен быть готовым встретить весьма тяжелые погодные условия. Левая же сторона циклона более безопасна для навигации. Даже циклоны без фронтов, имеют значительно более сильные ветра на своей опасной стороне. Поэтому будет интересным рассмотреть прохождение циклона и фронтов над наблюдателем, находящимся на опасной стороне циклона. Механизм этого явления подробно рассмотрен нами в статье «В шторме. Опасные для навигации районы циклонического шторма».
На рисунке G136a представлено изменение давления вдоль пути яхты, проходящей через фронты циклона.

Рис. G136a

При приближении теплого фронта, атмосферное давление понижается и стабилизируется за фронтом, в теплом секторе. Обычно имеется резкий изгиб в изобарах на линиях фронтов, отражающий различие в структуре воздушных масс. При подходе холодного фронта, давление обычно постоянно или немного понижается с тем, чтобы при прохождении холодного фронта, начался его рост.

Рисунок G136b демонстрирует изменение силы ветра, измеренное на борту яхты, при проходе через фронты:

Рис. G136b

Скорость ветра постепенно возрастает с приближением теплого фронта и затем стабилизируется в теплом секторе. После прохождения холодного фронта сила ветра уменьшается. Наибольшей силы он достигает при прохождении фронтов. В обоих случаях при пересечении фронтов, ветер становится порывистым и шквальным.

Изменение направления ветра при пересечении яхтой фронтов отражено на рисунке G136с:

Рис. G136с

Ветер медленно поворачивает против часовой стрелки при подходе теплого фронта. Непосредственно на фронте он резко меняет направление по часовой стрелке, в соответствии с резким изгибом изобар. Такое изменение направления происходит на всех фронтах. В теплом секторе направление ветра стабильно. На холодном фронте изменение направления ветра может быть больше, чем на теплом. Затем ветер плавно идет по часовой стрелке в хвосте циклона.

Теперь, вооруженные знаниями о природе циклонов и фронтов, мы можем с большой долей вероятности предсказать, с какими условиями мы можем столкнуться в циклоне с фронтами.

Из “Weather trainer” by David Burch
Перевод: С.Свистула

Посетите и оьсудите статью

Ссоры