Развитие зрительного восприятия у детей консультация на тему. Упражнения на развитие зрительного восприятия Формирование зрительного восприятия у детей

Татьяна Андрианова
Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста через дидактические игры

Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним человек получает не только через ощущения , но и через восприятие . И ощущения и восприятия – звенья единого процесса чувственного познания. Они неразрывно взаимосвязаны, но имеют и свои отличительные особенности. В результате ощущений человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предмета – о его цвете, температуре, вкусе, звучании и пр. Но в реальной жизни мы видим не просто пятна света или цвет, слышим не просто громкие или тихие звуки, ощущаем запах не сам по себе. Мы видим свет солнца или электрической лампы, слышим мелодии музыкального инструмента или голос человека и пр. Восприятие дает целостные образы предметов или явлений, обладающих рядом свойств. В отличие от ощущения при восприятии человек познает не отдельные свойства предметов и явлений, а предметы и явления окружающего мира в целом. Проанализировав психолого-педагогическую литературу по вопросам восприятия (В. П. Зинченко, А. В. Запорожец и др., я остановилась на следующем определении понятия «восприятие » .

Восприятие – это отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

В зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль , различают зрительные , осязательные, кинестетические, объяснительные и вкусовые восприятия . Мы рассмотрим зрительное восприятие .

Зрительное восприятие – это формирование образов и ситуаций внешнего мира при их непосредственном воздействии на глаз. В современной науке не отождествляют понятия «восприятие » и «сенсорные процессы» , которые не являются изначально восприятием , а становятся им.

Зрительное восприятие рассматривается не только как реакция на стимуляцию, но и как акт извлечения информации о событиях и объектах внешнего мира. Оно имеет огромное познавательное значение для ребёнка, ориентирует и регулирует его поведение.

Обучение и воспитание в детских садах для детей с нарушением зрения направлено на раннюю компенсацию и коррекцию вторичных отклонений в развитии детей , осуществление лечебно-восстановительной работы по исправлению зрения , а также успешную подготовку детей к обучению в школе . Успешность решения всех этих задач зависит от решения их в тесной взаимосвязи. В связи с этим является важным развитие зрения и зрительного восприятия , так как неполноценность первого обуславливает недостаточное развитие второго , поэтому одной из специальных задач коррекционно-воспитательной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения является развитие способов зрительного восприятия , зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций .

Таким образом, проблема исследования и компенсации нарушений зрительного восприятия детей чрезвычайно актуальна и занимает особое место в сфере их медико-психолого-педагогической реабилитации.

Для необходимо использовать все виды детской деятельности : игру, труд, занятия и бытовую деятельность. Это обеспечит детям формирование практических навыков и умений пользоваться неполноценным зрением для удовлетворения различных жизненно важных потребностей. Однако, в практике работы существует мнение, что занятия по обучению способам зрительного обследования следует проводить фронтально в отведённое в режиме дня время. Довольно часто такие упражнения носят малоинтересный и малоподвижный характер, что снижает их эффективность.

Остаётся только выделить наиболее эффективный вид деятельности, с помощью которого можно добиться максимального результата. Наибольший интерес к обучению способам зрительного обследования у детей дошкольного возраста вызывает игровая деятельность, т. к. она является ведущей в дошкольном возрасте .

Объект исследования – процесс , имеющих нарушения зрения .

Предмет исследования – дидактические игры и упражнения как эффективное средство развития зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста , имеющих нарушения зрения .

Гипотеза – дидактические игры развития зрительного восприятия при соблюдении специальных педагогических условий :

– системности проведения коррекционной работы;

– создание интереса к процессу обучения;

– учёт возрастных детей с нарушениями зрения ;

– учёт ;

– подбор специальных дидактических игр и упражнений , а также адаптация игр;

– подбор специальных методов и приёмов, обеспечивающих стимуляцию зрительного восприятия ;

– учёт зрительных нагрузок .

Цель исследования – разработка системы дидактических игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста , имеющих нарушения зрения .

Задачи :

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую, медицинскую и специальную литературу по проблеме исследования.

2. Изучить степень нарушения зрения и зрительные возможности детей .

3. Выявить уровень зрительного восприятия предметов и их изображений у детей .

4. Подобрать дидактические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста , имеющих нарушения зрения .

5. Систематизировать дидактические игры и упражнения .

6. Определить наиболее эффективные специальные методы и приёмы руководства играми в системе коррекционно-воспитательной работы со слабовидящими детьми старшего дошкольного возраста .

7. Проанализировать результаты коррекционной работы.

База исследования - исследование проводилось на базе МБОУ ЦО № 29 г. Тула (Приупская, 5а) .

Апробация исследования - разработанная система дидактических игр и упражнений на развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения была апробирована в подготовительной группе Детского сада № 125 г. Тула.

Проблема исследования и компенсации нарушений зрительного восприятия у детей со зрительным дефектом чрезвычайно актуальна и занимает особое место в сфере их медико-психолого-педагогической реабилитации.

По данным Всемирной организации здравоохранения, в последние десятилетия во всех странах мира качественно и количественно изменился состав контингента детей с нарушениями зрения . В связи с изменением этиологии и клинических форм глазных заболеваний, постоянным совершенствованием лечебно-профилактических мероприятий уменьшилось число тотально слепых. За счет этого увеличилось количество глубоко слабовидящих (острота зрения 0 ,05–0,1) и частично видящих (острота зрения 0 ,01–0,04) . Среди детей , которые относятся к социальной категории слепых, 77% имеют резидуальное (остаточное) зрение . Компенсация нарушений зрительного восприятия у этих детей может облегчить ориентировку в пространстве, учебно-воспитательный процесс , трудовую подготовку и интеграцию в общество зрячих.

Необходимость и возможности компенсации нарушений зрительного восприятия у детей с глубоко поврежденным зрением обоснованы в трудах офтальмологов, нейрофизиологов, психофизиологов, тифлопсихологов и тифлопедагогов. Во многих из этих исследований было установлено отрицательное влияние слепоты и слабовидения на развитие познавательных процессов, что существенно ограничивало естественную социализацию детей .

Опыт исследований детей с нарушениями зрения показал , что у них характеристики состояния зрительной системы и восприятия могут различаться в широких пределах. Это зависит от структуры и тяжести первичного сенсорного дефекта, длительности депривации, состояния центральной нервной системы (ЦНС, соотношения уровней интеллектуального и эмоционального развития , личностных качеств, степени педагогической запущенности.

У большинства детей , направляемых в специальные учреждения, наблюдаются тяжелые органические поражения нейрозрительного аппарата . Наряду с этим врожденное или возникшее на ранних стадиях онтогенеза глубокое нарушение зрения приводит к развитию сенсорно-перцептивной депривации, оказывающей отрицательное влияние на формирование познавательных процессов и личности ребенка. Взаимодействие органического фактора, связанного с первичным соматическим дефектом, и депривационного фактора определяет в каждом конкретном случае сложную клиническую картину заболевания зрительной системы , а также разнообразные отклонения от нормы свойств зрительного восприятия и других психических процессов.

В настоящее время в России недостаточно реализуются возможности предупреждения зрительной депривации в раннем онтогенезе и в дошкольном возрасте . Это обусловлено отсутствием методик, аппаратуры, специалистов и центров визуальной реабилитации для детей раннего возраста . В результате в специальные школы приходят дети с грубыми нарушениями зрительного восприятия и вторичными отклонениями в психическом развитии . В связи с этим имеется необходимость проведения специальной коррекционной работы, направленной на преодоление последствий депривации в дошкольных учреждений для детей с нарушениями зрения . Для научно обоснованного определения задач, содержания, объема и методов коррекционной работы требуются сведения о психологических особенностях восприятия при глубоких нарушениях зрения .

Наблюдая развитие восприятия у детей дошкольного возраста , ученые выявляют еще более четко, чем у детей раннего возраста , сложность этой формы чувственного познания действительности.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок учится различать разновидности этих свойств, обнаруживать их сочетание в целостных предметах, учится и словесному описанию, использованию свойств предметов в разных видах деятельности. В это время знания о предметах и их свойствах организуются в систему, которая управляет познавательной активностью ребёнка в разных сферах окружающей действительности : искусстве, природе, общении с людьми. Он осваивает приёмы восприятия более сложных явлений.

Итак, основными особенностями зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения являются : замедленность восприятия , меньшая дифференцированность, суженный объём воспринимаемого материала , слабое различение выражения лиц людей, изображённых на картинке, значительные трудности при понимании сюжетных картин и пейзажей, слабое различение цветов и их оттенков, инактивность и константность восприятия .

С помощью глаз человек воспринимает освещённость (светлоту, цвет, величину, форму, определяет движение и направление предметов при движении, ориентируется в пространстве.

Восприятие формы предметов .

Основным признаком предмета, его сенсорным содержанием является форма. Многочисленные исследования отечественных учёных по вопросам восприятия позволяют сделать заключение, что большинство из них выделяют форму предмета как наиболее информативный признак.

Физиологические исследования по восприятию предметов детьми свидетельствуют , что воспринимаемый предмет состоит из признаков неодинаковой физиологической силы. Секрет физиологического механизма восприятия состоит в индукционном торможении слабого компонента со стороны сильного. Форма относится к числу физиологически сильных компонентов предметного раздражителя, она тесно связана с содержанием. В форме дети ищут свойства, качества, характеризующие предмет. Форма предмета расчленяется на геометрические фигуры : круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник и др. Геометрическими параметрами формы являются : размеры, углы между линейными и плоскостными элементами, прямолинейность и кривизна границ формы. Всё это характеризует динамичность, статичность и мерность формы. Визуальное восприятие элементов и геометрических параметров формирует соответствующий образ о предметах. По своему содержанию изучение формы предметов связано с ориентировочными, поисковыми, перцептивно-опознавательными и логическими операциями различного характера. Зрительная система должна быть способна выделять не только границу между объектом и фоном, но и научиться следовать по ней. Это осуществляется посредством глаз, которые как бы вторично выделяют контур и являются необходимым условием создания образа формы предмета. На зрительное восприятие формы предмета влияют : величина предмета, расстояние до глаз, освещённость, контраст между яркостью объекта и фона и т. п.

Познание формы предполагает активизацию смыслового восприятия , формирование представлений и развитие мышления . (Ермаков В. П., Якунин Г. А. стр. 65) .

Восприятие величины предметов .

Важным условием для восприятия величины предметов является возможность одновременного обозрения их . Способность охватить взором предмет зависит от поля зрения ребёнка . Размера предмета и расстояния, с которого он рассматривается, от уровня развития двигательных функций глаза. Для этого необходимо создавать условия, которые позволяли бы детям целенаправленно наблюдать предметы, процессы и явления окружающей действительности. Важную роль играет применение специальных упражнений, направленных на развитие восприятия размеров , величинных отношений, оценки расстояний, направлений и др.

Восприятие цвета и контраста .

Важными информативными признаками в предметах и изображениях являются цвет и контрастность. Цвет фиксируется визуально и долгое время остаётся в сознании ребёнка. На этапе обнаружения объекта цвет является сигнальным средством, привлекающим внимание ребёнка. Даже обычное цветовое пятно стимулирует зрительную реакцию . На последующих этапах восприятия цвет служит средством выделения цветности и объёмности предмета, связи с окружающим миром.

Цвет, как объективное свойство форы обладает большой эмоциональной выразительностью. Прежде всего, все оттенки спектра эмоционально связываются с чувственным восприятием температуры тел . Так, красные, оранжевые, жёлтые цвета ассоциируются с теплом; зелёные, голубые, синие, фиолетовые-с холодом. Кроме передачи ощущения тепла и холода, цвет активно влияет на настроение ребёнка. Например, красный цвет возбуждает и мобилизует, а зелёный и голубой успокаивают.

Наличие цветового зрения играет большую роль в опознании предметов и изображений, позволяет лучше различать детали объектов и воспринимать большое количество информативных признаков.

Подбор иллюстраций с помощью тонально-контрастных шкал, правильное использование в изображениях красного, жёлтого, зелёного и синего цветов, применение много красочных средств наглядности способствуют более правильному опознанию изобразительных элементов, выделению в них информативных признаков, присущих предметам и явлениям окружающей действительности.

Восприятие движения .

Восприятие движения – это отражение изменения положения, которые объекты занимают в пространстве. При обнаружении объекта на периферии поля зрения имеет место рефлекторный поворот глаз, в результате чего изображение объекта перемещается в центральное поля зрения , где и осуществляется различение и опознание объекта. Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестетический анализаторы. Параметрами движения объекта являются скорость, ускорение и направление. Ребёнок получает сведения о перемещении объектов в пространстве двумя различными путями :

1. непосредственно воспринимая акт перемещения ;

2. на основе умозаключения о движении объекта.

С помощью зрения информация о движении объектов получается двумя способами : при фиксированном взоре и с помощью прослеживающих движений глаз.

Итак, перейдем к дидактическим играм . Познание дошкольниками окружающего мира предполагает активную непроизвольную деятельность, в процессе которой ребенок усваивает представления об окружающем мире.

Организация сенсорного опыта слабовидящих детей , как мы уже писали, осуществляется в различных видах деятельностей : игре, труде, на занятиях и в повседневной жизни. Общаясь с предметным миром в процессе этих видов деятельностей, ребенок накапливает сенсорный опыт и учится использовать его.

Одним из эффективных средств сенсорного воспитания слабовидящих детей дошкольного возраста является дидактическая игра , так как основным ее элементом является обучающая задача, представленная разнообразным содержанием (предметный мир с его характерными признаками и свойствами, люди, их труд, быт и др.).

Дидактические игры любимы детьми дошкольного возраста из-за наличия в них игрового действия, которое увлекает и занимает детей , стимулирует их активность, вызывает у них чувство удовлетворения и удовольствия, формирует познавательный интерес. Благодаря занимательности игровых действий дидактические игры могут активно способствовать овладению знаниями, навыками и умениями, так как в увлекательной форме усиливаются потенциальные познавательные возможности слабовидящего ребенка.

Игровое действие дидактической игры служит не только усилению активности ребенка, оно является средством коррекции зрительного восприятия и компенсации зрительной недостаточности за счет развития сохранных анализаторов и формирования сенсорных взаимосвязей.

Дидактические игры могут способствовать совершенствованию сенсорного опыта слабовидящих по усвоению сенсорных эталонов, их дифференциации, классификации, а затем использование знаний при практической ориентировке.

Следует выделить возможность дидактической игры констатировать , чем ребенок владеет, для того, чтобы целесообразно организовать коррекционно-компенсаторную работу по сенсорному воспитанию слабовидящего ребенка.

В процессе использования дидактических игр можно оценить эффективность средств обучения, сенсорного воспитания и повысить оптимальность воздействия на развитие сенсорных функций .

Увлечение ребенка игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому восприятию , анализу, запоминанию и т. д.

Организация и проведение исследования.

С целью выявления эффективности использования дидактических игр и упражнений в развитии зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушением зрения , была запланирована и проведена специальная работа.

На первом этапе исследования (ноябрь 2017 г.) я изучила и проанализировала специальную литературу, проанализировала итоги тифлопедагогического обследования, проведенные в начале учебного года (это обследование цвета, форма, величины) .

На втором этапе (декабрь 2017 г. – апрель 2018 г., создала соответствующую развивающую предметно-пространственную среду, разработала и внедрила систему дидактических игр и упражнений по развитию зрительного восприятия . Так же следует отметить, что раздаточный материал делался с учетом зрительных нагрузок и рекомендаций медсестры-ортоптистки.

На третьем этапе (май 2018 г., провела повторную диагностику уровня развития зрительного восприятия с целью выявления эффективности работы.

При проведении занятий следует помнить, что не допускается зрительное переутомление , поэтому длительность каждого занятия не должна превышать 20 минут.

Исследование проводилось в подготовительной группе.

Уровень развития зрительного восприятия у детей следующий :

Восприятие цвета . Уровень выше нормы-10% (1 чел.) Уровень норма -60% (6 чел.) Уровень ниже нормы – 30% (3 чел)

Восприятие формы . Уровень выше нормы - Уровень норма -30% (3 чел.) Уровень ниже нормы -70% (7 чел) .

Восприятие величины . Уровень выше нормы - Уровень норма -60% (6 чел.) Уровень ниже нормы – 40% (4 чел.)

Восприятие , . Уровень выше нормы-10% (1чел.) Уровень норма -50% (5 чел.) Уровень ниже нормы - 40% (4 чел.)

Из результатов видно, что т. к. группа подготовительная, дети данной возрастной категории имеют достаточно хороший уровень развития зрительного восприятия . Исходя из этого, можно сделать вывод, что у некоторых детей (из-за сложного зрительного диагноза ) зрительное восприятие в начале эксперимента не совсем чёткое, требует дальнейшего развития . Было выявлено, что дети путают величины, путаются в некоторых цветах, формах и т. д.

Мной была разработана и внедрена система дидактических игр и упражнений по формированию зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения .

Все дидактические игры и упражнения проводились с использованием специального дидактического материала : трафареты, изображения предметов с оконтуриванием, силуэтные и контурные изображения. Дидактический материал подбирался таким образом, чтобы изображения на картинках отражали реальный предмет, а не сказочный. Детям с низкой остротой зрения предлагались картинки более крупных размеров, с усиленным контуром, что соответствует зрительной нагрузке , рекомендованной врачом-офтальмологом. Силуэтные изображения предлагались на контрастном фоне. Цветные изображения предметов подбирались с яркими, контрастными цветами для лучшего зрительного восприятия . Часто при проведении дидактических упражнений использовался фломастер, т. к. он оставляет более чёткий след, чем карандаш, что также благоприятно для зрительного восприятия .

В мае 2018г. мной была повторно проведена диагностика у данной возрастной категории . Представленные ниже данные позволяют судить об эффективности проведенной коррекционно-развивающей работы .

Уровень развития зрительного восприятия у детей (в конце учебного года) :

Восприятие цвета . Уровень выше нормы-20% (2 чел.) Уровень норма -60% (6 чел.) Уровень ниже нормы – 20% (2 чел)

Восприятие формы . Уровень выше нормы - Уровень норма -70% (7 чел.) Уровень ниже нормы -30% (3 чел) .

Восприятие величины . Уровень выше нормы - Уровень норма -80% (8 чел.) Уровень ниже нормы – 20% (2 чел.)

Восприятие , воспроизведение сложной формы . Уровень выше нормы-20% (2чел.) Уровень норма -60% (6 чел.) Уровень ниже нормы - 20% (2 чел.)

В заключении хотелось бы отметить, что развитие зрительного восприятия можно осуществлять с помощью различных средств обучения : наблюдений на прогулке, трудовой деятельности, в бытовой деятельности, на занятиях и т. д.

Результаты проведенной работы показали, что дидактические игры и упражнения являются наиболее эффективным средством, с помощью которых дошкольники с нарушениями зрения учатся познавать окружающий мир. Это очень важно для адаптации детей в обществе зрячих людей.

В ходе проведенной работы нашло подтверждение предположение о том, что дидактические игры и упражнения могут стать эффективным средством развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста , имеющих зрительные нарушения , при соблюдении специальных педагогических условий :

Системности проведения коррекционной работы;

Создание интереса к процессу обучения;

Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей с нарушениями зрения ;

Учёт зрительных нагрузок ;

Учёт зрительных возможностей детей с нарушениями зрения ;

Поэтапности обучения;

Подбор специальных методов и приёмов, обеспечивающих стимуляцию зрительного восприятия .

Таким образом, можно говорить о необходимости использования дидактических игр и упражнений как средства развития зрительного восприятия , как средства интеграции к самостоятельному познанию окружающего мира детей с нарушением зрения . Можно рекомендовать шире использовать дидактические игры и упражнения в системе коррекционной работы по развитию зрительного восприятия с детьми , имеющими различные нарушения зрения .

Зрительное восприятие - это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей, действующих на глаз. Чем совершеннее зрительное восприятие, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, а значит, тем полнее, точнее и дифференцированнее они отражают раздражители. Основной объем информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению.

Зрительное восприятие - комплексный процесс, включающий различные структурные компоненты: произвольность, целенаправленность, зрительно-моторные координации, навыки зрительного обследования, аналитико-синтетическую деятельность зрительного анализатора, объем, константность восприятия.

Зрительные образы, как и любые психические образы, многомерны и сложны, они включают три уровня отражения: сенсорно-перцептивный, уровень представлений и вербально-логический уровень. Как показывают исследования, формирование любого уровня зрительного отражения у детей с интеллектуальной недостаточностью нарушено (Э. С. Бейн, К. И. Вересотская и др.). Кратко характеризуя основные нарушения, отметим, что зрительные образы у таких детей обедненные, часто деформированные и неустойчивые. Дети с интеллектуальной недостаточностью с трудом выделяют в объекте составляющие его части, пропорции, своеобразие строения, могут упустить важные детали (например: ручные часы - без винтика); не всегда точно распознают цвет и цветовые оттенки. В процессе узнавания объектов и явлений, знакомых по прошлому опыту, у них проявляется обобщенное узнавание, отождествление предметов, имеющих некоторое сходство, искаженность и неадекватность представлений об окружающей действительности. У детей с интеллектуальной недостаточностью зрительные представления значительно отличаются от реальных предметов. Множество неточностей проявляется при восприятии в измененных условиях (новый ракурс предмета) и воспроизведении нескольких сходных объектов. Представления, возникшие у таких детей без регулирующего участия педагога, бедны, нечетки, фрагментарны, ошибочны. Исследования показывают, что страдает и описание рассматриваемых объектов, так как оно не формируется без специального обучения.

Точность и действенность зрительного восприятия, сохранение зрительного образа в памяти определяют в конечном счете эффективность формирования навыков письма и чтения. Нарушения зрительного восприятия ведут к трудностям выделения фигур, букв, цифр, их величины, соотношения частей, четкого дифференцирования различия и сходства близких по конфигурации или зеркальных элементов и др. При этом следует отметить, что несформированность зрительного восприятия зачастую заключается в том, что это дефицит не отдельно взятой зрительной или моторной функции, а дефицит интегративного взаимодействия этих функций.

Недостаточное развитие у младших школьников зрительного восприятия ведет за собой отставание в формировании пространственного ориентирования. В зрительно-пространственном восприятии большую роль играет глазодвигательная система - быстрота, точность глазодвигательных реакций, способность к конвергенции взора обоих глаз, бинокулярное зрение. Глазодвигательная система участвует в анализе и оценке последующих изменений таких пространственных свойств, как положение объектов в поле зрения, величина и удаленность объектов, их движения, различные соотношения между объектами. Дефицит зрительно-пространственного восприятия детей с интеллектуальной недостаточностью объясняется также неполноценностью взаимодействия различных функций зрения: его остроты, перцептивного поля, глазомера.

Однако практика показывает, что при целенаправленной и систематической работе недостаточность зрительного и зрительно-пространственного восприятия можно значительно уменьшить. Эта работа подчинена решению следующих задач:
- формирование адекватных зрительных образов предметов, объектов и явлений окружающей действительности, их положения в пространстве;
- расширение объема, точности и полноты зрительных восприятий и зрительной памяти;
- формирование умений наблюдать за объектом (в том числе за движущимся), зрительно обследовать его;
- совершенствование зрительно-двигательной координации;
- формирование навыков вербального описания зрительно воспринимаемых предметов и объектов, их свойств, явлений действительности.

Индивидуальные особенности развития зрительного восприятия и зрительной памяти во многом определяют характер коррекционной работы с детьми. Наиболее доступными для восприятия учащихся являются реальные предметы и их изображения, более сложными - схематические изображения, знаки и символы. В последнюю очередь используются материалы с наложенным, «зашумленным», недорисованным изображением.

Отметим, что полноценное зрительное восприятие у детей складывается в процессе обучения и многократного закрепления полученных навыков и усвоенных способов в различных ситуациях и на разных объектах. Вот почему многочисленные примеры дидактических упражнений и игр (см. ниже) следует использовать в разных вариантах (возможно даже созданных самим педагогом).

Рассмотрим варианты заданий для развития зрительного восприятия, основанные на принципах постепенного усложнения:
- обследование отдельных объемных предметов с постепенно усложняющимся строением;
- сравнение натуральных объемных предметов и объектов (2-4), отличающихся ярко выраженными признаками (цветом, формой, величиной, количеством деталей, расположением отдельных частей и др.), в дальнейшем сравнение их изображений;
- узнавание реалистических изображений в разных ракурсах;
- обследование отдельных плоскостных предметов по контуру с постепенно усложняющимся строением, с разборными деталями (частями);
- сравнение контурных изображений предметов и объектов (2-4), отличающихся ярко выраженными признаками (цветом, формой, величиной, количеством деталей, расположением отдельных частей и др.);
- сравнение натуральных сходных предметов и объектов (2-4), различающихся незначительными признаками (строением, количеством деталей, оттенками одного цвета, размером, расположением отдельных частей и др.), в дальнейшем сравнение их изображений;
- сравнение контурных изображений предметов и объектов (2-4), различающихся незначительными признаками (цветом, формой, величиной, количеством деталей, расположением отдельных частей и др.);
- узнавание предмета по его части;
- рассматривание сюжетных картинок, выделение сюжетных линий (в качестве усложнения возможно использование нелепиц);
- рассматривание двух сюжетных картинок, отличающихся незначительными элементами.

Усложнение заданий может идти за счет использования наложенных, «зашумленных» перечеркнутых, недорисованных контурных изображений, увеличения количества воспринимаемых реальных предметов (объектов) и их изображений для запоминания (от 2-3 до 6-7), применения графических и абстрактных изображений (в том числе букв, цифр и их элементов).

Начинать работу следует с формирования умения целенаправленно рассматривать, т. е. зрительно обследовать. Под руководством педагога дети вычленяют основные элементы, детали объекта, определяют их соотношение, положение в пространстве, замечают изменения в самом объекте или его расположении. При этом подчеркнем, что рассматривание или узнавание предметов и их изображений детьми с интеллектуальной недостаточностью требует более длительного времени, так как это связано с характерной для них замедленностью процессов анализа и синтеза.

Развитию зрительного анализа и синтеза, произвольного зрительного внимания и запоминания способствуют следующие упражнения:
- определение изменений в ряду предметов;
- нахождение «выпавшей», «лишней» игрушки, картинки;
- нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок;
- нахождение нереальных элементов нелепых картинок;
- запоминание 4-6 предметов, игрушек, картинок, геометрических фигур, букв, цифр и воспроизведение их в исходной последовательности.

Особое внимание уделяется согласованию исследующих движений рук и глаз ребенка, прослеживанию взглядом действий руки, а в дальнейшем и движущихся объектов в пространстве. Зрительно-моторная координация эффективно развивается при выполнении различных двигательных упражнений: ходьба и бег по разметкам, катание на велосипеде, самокате по дорожкам и ограниченным площадкам; метание в цель различными предметами в играх «Летающие тарелки», «Летающие колпачки», «Дартс», «Кольцеброс», «Попади в цель».

Возможно использование специальных упражнений, связанных с обводкой по трафарету, силуэтным и контурным изображениям. Например:
- Обвести по контуру столько квадратиков, сколько слышится звуков.
- Обвести на верхней полоске 7 кружочков, а на нижней полоске - на 2 треугольника больше.
- Второй, четвертый и шестой квадратики на верхней строчке закрасить красным цветом, а третий, пятый и седьмой на нижней строчке заштриховать.
- В разных местах листа обвести по внешнему или внутреннему контуру трафареты игрушек, а затем соединить их дорожками.

Наблюдения за движущимися объектами в пространстве целесообразно начинать с определения изменения положения отдельных двигающихся частей у игрушек, например у куклы (ручки, ножки), машины (кузов, дверцы), домика (окна, дверь) и др. Используются объемные, плоскостные, разъемные, сборные игрушки и предметы, имеющие одну (или несколько) подвижно закрепленных частей. В процессе оперирования с ними ребенок постепенно усваивает зрительные образы движения и позы, которые в дальнейшем закрепляются в процессе самостоятельно выполненных движений и действий по показу взрослого, по памяти, по образцу-схеме, по словесной инструкции.

Формированию умения прослеживать взглядом движущиеся объекты и одновременно оценивать их положение в пространстве способствуют настольные игры «Хоккей», «Баскетбол», «Футбол», «Бильярд», «Городские дороги» и др.

Подчеркнем, что навыком наблюдения за несколькими движущимися объектами дети с интеллектуальной недостаточностью овладевают благодаря многократному выполнению специально подобранных упражнений. Сначала организуется наблюдение за двумя объектами (где мышка, куда убежал зайка? в какую сторону поехала грузовая машина, а в какую пожарная? И т. д.), постепенно количество объектов возрастает и более разнообразным становится направление их движения.

Самым сложным для зрительного восприятия детей является определение расстояния, протяженности до объекта, объемности, глубины пространства, выделение соотношения и перемещения различных деталей (предметов) на воспринимаемом пространстве, изменение их положения. Важно научить детей соизмерять объекты в пространстве, определять собственное местонахождение, моделировать различные пространственные ситуации. С этой целью используются упражнения для развития глазомера:

- Определить, сколько шагов до парты, до куклы, до перекрестка (на улице) и т. д.; кто дальше сидит: Коля или Марина; кто выше: Саша или Толя и т. д.
- Подобрать на глаз предметы, находящиеся между собой в таком же соотношении по величине, как в образце (две матрешки контрастного размера).
- Показать соотношение двух предметов по высоте с помощью столбиков (полосок) и т. д.
- Разделить круг, квадрат, прямоугольник на 2, 4, 3 равные части.
- Разрезать ленточку на равные части.

По мере овладения детьми способами измерения расстояния с помощью метра можно усложнить задания, предлагая определить на глаз расстояние в сантиметрах, метрах. Также возможно использование упражнений и игр на ориентировку в пространстве (см. ниже).

Педагогу-психологу следует помнить, что оптимальное сочетание объема словесной и наглядной информации, многократно выполняемые упражнения по каждой из перечисленных выше позиций стимулируют и совершенствуют зрительное восприятие детей. При этом вербализация производимых действий способствует закреплению полученных представлений.

Работа по активизации зрительных функций должна строиться с учетом требований гигиены и профилактики нарушений зрения. Причины снижения остроты зрения различны, но основная из них - перенапряжение глаз во время занятий. Специалисты считают, что даже детям с нормальным зрением необходимо регулярно выполнять комплекс упражнений для снятия зрительного напряжения и предоставления возможности отдыха для глаз.

Острота зрения во многом зависит от систематичности тренировки, поэтому такие упражнения должны быть обязательными на всех коррекционных занятиях. Приведем примеры.

Педагог читает стихотворение, а дети выполняют упражнения.
Буратино потянулся (дети встают на носочки, поднимают руки и смотрят на кончики пальцев), вправо, влево повернулся, вниз, вверх посмотрел (не поворачивая головы, смотрят вправо, влево, вниз, вверх) и на место тихо сел.

Во время зрительной гимнастики на занятиях дети подходят к окну, смотрят вдаль, отмечают близкие и далекие, высокие и низкие, толстые и тонкие, широкие и узкие объекты и предметы, фиксируют взглядом названный цвет в течение определенного времени (5-10 с) и др.

Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия

«Что изменилось?»
Ребенку предлагают рассмотреть несколько карточек с буквами (словами, цифрами, геометрическими фигурами и т. д.) и отвернуться (выйти из комнаты). Педагог убирает (добавляет или меняет местами) карточки. Ребенок определяет, что изменилось.

«Найди ошибку»
Ребенку предлагают карточку с неправильными написаниями:
слов - одна буква написана зеркально (пропущена, вставлена лишняя);
примеров - сделана ошибка на вычисление, цифра написана зеркально и др.;
предложений - пропущено или вставлено неподходящее по смыслу слово (сходное по написанию и т. д.).
Ребенок объясняет, как исправить эту ошибку.

«Найди отличия»
Детям предлагают рассмотреть парные картинки с признаками различий (карточки букв и цифр с различным написанием, различным изображением одних и тем же геометрических фигур и т. д.) и найти эти признаки различия, сходства.

«Знаковая таблица»
Детям предлагают на цветной таблице показать числа определенного цвета в порядке возрастания (убывания) за определенное время.

«Наложенные изображения»
Ребенку предъявляют 3-5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.

«Спрятанные изображения»
Предъявляют фигуры, состоящие из элементов букв, геометрических фигур. Требуется найти все спрятанные изображения.

«„Зашумленные“ изображения»
Предъявляют контурные изображения предметов, геометрических фигур, цифр, букв, которые зашумлены, т. е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать и назвать.

«Парные изображения»
Предъявляют два предметных изображения, внешне очень похожие друг на друга, но имеющие до 5-7 мелких отличий. Требуется найти эти отличия.
Варианты:
- используются парные игрушки;
- предъявляют предмет и его изображение.

«Незаконченные изображения»
Предъявляют изображения с недорисованными элементами, например птица без клюва, рыба без хвоста, цветок без лепестков, платье без рукава, стул без ножки и т. д. Нужно назвать недостающие детали (или дорисовать).
Варианты:
- предъявляют изображения, на которых нарисована лишь часть предмета (или его характерная деталь), требуется восстановить все изображение.

«Точечные изображения»
Предъявляют изображения предметов, геометрических фигур, буквы, цифры, выполненные в виде точек. Необходимо назвать их.

«Перевернутые изображения»
Предъявляют схематические изображения предметов, букв, цифр, повернутые на 180°. Требуется назвать их.

«Разрезанные изображения»
Предъявляют части 2-3 изображений (например, овощей разного цвета или разной величины и т. д.). Требуется собрать из этих частей целые изображения.
Варианты:
- предлагают картинки с изображениями различных предметов, разрезанные по-разному (по вертикали, горизонтали, диагонали на 4, 6, 7 частей, изогнутыми линиями).

«Запомни и нарисуй»
Ребенку предлагают запомнить ряд из 4-6 предметов, а затем схематично нарисовать их.

«Буковки»
Предлагают несколько рядов произвольно расположенных букв алфавита. Необходимо найти и обвести карандашом (или подчеркнуть):
- все буквы И;
- все гласные;
- одним цветом все буквы Б, а другим цветом все буквы П.

«Найди букву»
В тексте ребенку предлагают одной чертой подчеркнуть букву А, двумя - все буквы Н, под буквой О поставить точку.

«Где зажегся фонарик?»
Педагог в разных местах комнаты зажигает фонарик, ребенок должен определить его местоположение.
Варианты:
- сосчитать, сколько раз зажегся фонарик.

«Сложи узор»
Сложить такой же узор, какой предложен педагогом, а также составить самые различные узоры из кубиков Коса, Никитина.

«Шкафчик»
Материал: склеенный из спичечных коробков шкафчик с выдвигающимися ящичками.
На глазах у ребенка в один из ящичков прячут маленькую игрушку. Через 15-20 мин ребенку предлагают ее найти.
Варианты:
- прятать одновременно 2-3 игрушки;
- найти по вербальной инструкции спрятанную в ящичек игрушку.

Разделы: Коррекционная педагогика

"Учения о нарушениях чтения и письма и письма существуют уже более 100 лет.
Однако и до настоящего времени вопросы диагностики
и коррекции этих нарушений являются актуальными и сложными"
Р.И. Лалаева.

Исследователи утверждают, что 90% информации воспринимается человеком визуально. Если сравнить два из возможных способа познания мира: с помощью осязания или зрения, то оказывается, что последнее располагает аппаратом, который приспособлен к тому, чтобы сразу воспринимать простые и хорошо знакомые из предыдущего опыта предметы и явления. При восприятии же сложных, малознакомых предметов или целостных ситуаций процесс предварительной зрительной ориентировки в объекте все более приближается к тому последовательному и поэлементному опознанию, который характерен для осязания (А.Р. Лурия, 1975).

Для ребёнка, поступающего в первый класс и сталкивающегося с огромным количеством новых, незнакомых объектов, высокая степень развития зрительного восприятия, зрительной памяти и способности к анализу и синтезу визуальной информации, безусловно, важна и необходима. Однако это свойственно далеко не всем первоклассникам. Отсутствие планомерности восприятия, неумение подчинить его поставленной задаче, а также неумение выделить существенное, низкий уровень осмысления наглядно воспринимаемого материала характерно для 40-80% детей. Следствием этого в первом классе прослеживается забывание начертания редко встречающихся букв, замена их между собой или замена близких по оптическим характеристикам букв, что в значительной мере затрудняет процесс начального обучения и требует соответствующей помощи. Недоразвитие процесса зрительного восприятия приводит к нарушению процессов чтения и письма. У детей наблюдается оптическая дислексия и дисграфия. В течении нескольких лет я занималась вопросом коррекции нарушения процессов чтения и письма у школьников. Я обратила внимание на то, что причины возникновения этих трудностей надо искать в дошкольном детстве. У детей имевших речевые нарушения чаще всего наблюдается оптическая дисграфия и дислексия. Как указывает в своей в книге " Развитие и коррекция навыков чтения" Л.Н. Лисенкова, трудности в формировании навыка чтения могут быть вызваны:

Нарушением пространственных представлений;

Нарушением зрительно-моторной координации;

Нарушением зрительного, слухового восприятия;

Нарушением произвольного внимания;

Нарушением памяти и т.д.

Нарушения чтения и письма у детей с относительно сохранным интеллектом (не имеющим умственной отсталости) часто сочетаются с недоразвитием симультанных (одновременных) и сукцессивных (последовательных) процессов, а также с недостаточностью таких психических функций, как внимание и память (А.Н. Корнев)

Зрительные функции, обеспечивающие операции чтения, формируются у ребенка постепенно в дошкольном периоде, но этот процесс носит спонтанный, неорганизованный характер. Ребенок учится видеть так же, как учится ходить и говорить. По мере обогащения перцептивного опыта ребенок вырабатывает индивидуальные способы анализа зрительной информации, которые и составляют основу установления связей между реальными предметами, их изображениями и символами. В дошкольном периоде возможные индивидуальные различия в стратегиях и уровнях сформированности зрительного восприятия не заметны для окружающих в повседневной жизни ребенка. Среди наиболее типичных характеристик зрительного восприятия детей дошкольного возраста является его малая дифференцированность . Дети неточно и ошибочно дифференцируют сходные объекты: иногда не различают изображения сходных предметов и сами сходные предметы, смешиваются сходные по начертанию буквы и слова и т.д., что связано с возрастной слабостью аналитической функции восприятия.Детям этого возраста свойственно отсутствие целенаправленного анализа при восприятии. Часто они выделяют несущественные детали, на которые взрослый не всегда обратит внимание, а существенное при этом не воспринимается. Ярко выраженная эмоциональность восприятия - следующая характеристика визуального восприятия информации детьми этого возраста. Поэтому детьми, в первую очередь, воспринимаются те объекты или их свойства, которые вызывают непосредственную эмоциональную реакцию. Ярко-красочное живое не только эмоционально воспринимается, но и лучше запоминается, чем например, символическое и схематическое изображение. В процессе преддошкольного и начального образования происходит постепенная перестройка визуального восприятия информации, оно поднимается на более высокую ступень развития и принимает характер целенаправленной деятельности, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения. Но для этого взрослым необходимо специально организовывать восприятие детей окружающей действительности, развивать у них умение не просто смотреть, но и умение всматриваться и выделять существенное. Целенаправленная работа даст положительные результаты и приведёт к развитию высокого уровня зрительного восприятия к концу дошкольного возраста.

Когда я стала работать в детском саду, то решила целенаправленно изучить и подтвердить свои предположения об уровне развития зрительного восприятия дошкольников. Методика Марьяны Безруких помогла мне объективно оценить уровень развития зрительного восприятия детей старшей возрастной группы на начало и на конец учебного года.Эта методика представляет собой переработанную тестовую методику М.Frostig.(см. Приложение 1).

Результаты диагностики по методике М. Безруких (начало уч. года)

У троих детей из пяти испытуемых уровень зрительного восприятия оказался ниже возрастной нормы. Что подтвердило мои предположения о том, что у детей с речевыми нарушениями часто встречается и нарушение зрительного восприятия.

Уже ранее я изучила методическую литературу по этой проблеме (И.Н. Шевлякова "Посмотри на мир внимательно"; Е.В. Шмидт "Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса), внимания у старших дошкольников при овладении чтением"). Поэтому сразу приступила к работе по развитию зрительного восприятия детей старшей возрастной группы. Я предполагала повысить уровень зрительного восприятия к концу учебного года примерно на 20 %. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра. Через игру дети познают мир. На это я и опиралась в подборе упражнений для развития зрительного восприятия. В целях постепенного овладения детьми техникой визуального восприятия, рациональными приёмами запоминания и логической обработки наглядно-представляемой информации, использовались игровые задания и упражнения, как на занятиях, так и внеучебное время. На первых порах использовались реальные предметы, и лишь убедившись в том, что им доступно лёгкое узнавание, запоминание и правильный анализ использовались цветные реалистические изображения предметов, а потом чёрно-белые и сюжетные картинки, иллюстрации, выполненные в разной художественной манере, схематические изображения, чертежи, зашумованные предметы, изонрафы.. Связано это с тем, что восприятие изображения представляет собой психологически гораздо более сложный процесс, поскольку не просто повторяет собой реальный объект, а передаёт его на плоскости с помощью особых приёмов и средств.

Для развития зрительного гнозиса детям были предложены игры и задания развивающего характера.

I. Игры на развитие умения следить глазами.

Цель: Формирование стратегий сканирования изображений, развитие точных прослеживающих движений глаз, глазомера, зрительно-моторная координация.

  • "Лабиринты"

II. Игры на развитие умения смотреть и видеть.

Цель: Развитие зрительно-пространственного восприятия и узнавания, пространственных представлений, образного мышления.

В этих играх формируется навык зрительного анализа и синтеза, развивается произвольное внимание и память, формируется представление о сенсорных эталонах.

  1. Назвать предмет по их контурам.
  2. Назвать недорисованные предметы.
  3. Назвать перечёркнутые, заштрихованнные, спрятанные изображения. ("Кто больше увидит")
  4. Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга ("Изографы")
  5. Определить, что неправильно нарисовал художник.
  6. Распределить предметы по величине (учитывая реальные размеры).
  7. Распределить изображения предметов по величине, учитывая их реальные размеры.
  8. Подбор картинок к определённому цветовому фону.
  9. Игра "Геометрическое лото".
  10. Подбор одинаковых полосок. Детям предлагаются разноцветные полоски, состоящие из двух частей (с белой полоской внизу). дефектолог показывает одну из полосок. Дети находят аналогичную полоску.
  11. Подбор парных карточек с геометрическими фигурами.
  12. Игра "Собери картинку"
  13. Игра "Логическое лото".
  14. Соотнесение предметов по цвету и форме.
  15. Нахождение фигур, состоящих из треугольников и стрелок среди других.
  16. Срисовывание изображений, состоящих из фигур и стрелок.
  17. Дорисовывание незаконченных контуров кругов, треугольников.
  18. Дорисовывание симметричных изображений.
  19. Составление разрезанных на части картинок (на 2,3,4,5,6,7,8).
  20. Игра "Открывание окошек в домике".
  21. Дополнение рисунка. Предлагается нарисовать домик, справа и сверху от домика- солнце, слева от домика - забор, справа внизу нарисовать озеро, справа от забора цветы.
  22. Выполнение тестов Равена. Детям предлагаются матрицы Равенна с вырезанными частями и несколько вставок (детский вариант). Детям предлагается найти нужную вставку.
  23. Конструирование фигур из спичек и палочек.
  24. Игры "Танаграмм", "Коломбово яйцо", "Волшебный круг"
  25. Конструирование из кубиков Коса, Б. Никитина. Каждый кубик разделён по диагонали и раскрашен разным цветом. Предлагается составить различные узоры.
  26. Анализ нелепых рисунков.

В подготовительной группе проводится работа по формированию буквенного гнозиса.

Упражнения вызвали живейший интерес детей. А использования яркого наглядного материала, поощрение ещё больше облегчило процесс обучения.

В конце учебного года для проверки результативности обучения была проведена повторная диагностика

Результаты диагностики (по методике М. Безруких)

Ф.И. ребёнка Начало года Конец года
Коэффициент восприятия Процент восприятия Коэффициент восприятия Процент восприятия
Влада 45 50% 53 80%
Юля 56 90% 58 92%
Виталий. 44 50% 57 90%
Дарья 42 45% 53 80%
Кирилл. 50 75% 53 80%

Полученные положительные результаты говорят о том, что необходимо продолжать работу по развитию зрительного восприятия, усложняя материал, используя упражнения, соответствующие уровню развития зрительного восприятия, возрасту ребёнка и с учётом зоны ближайшего развития. В перспективе у меня целенаправленная работа по зрительному восприятию букв. Разработка системы по предупреждению оптической дисграфии.

Планомерное использование специальных упражнений приведёт к развитию достаточно высокого уровня зрительного восприятия к концу дошкольного возраста. Это в дальнейшем облегчит детям процесс усвоения навыков чтения и письма.

Эти же упражнения можно использовать с целью коррекции зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста.

"Восприятие-отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их отличительных признаков".

Восприятие осуществляется посредством действия, связано с обследованием воспринимаемого объекта, с построением его образа.

Восприятие - очень сложный, системный, многоуровневый процесс, выполняющий отражательную, регулятивную функции в поведении ребенка. Восприятие рассматривается и как процесс формирования субъективного образа предмета или явления, непосредственно воздействующего на органы чувств, и как сам этот образ, и как система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на анализаторы человека (А.Г. Рузская, 2001).

Сенсорное развитие - это развитие у ребёнка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

Зрительное восприятие играет огромную роль в психическом развитии ребенка, в формировании представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

Зрительное восприятие - это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей, действующих на глаз. Чем совершеннее зрительное восприятие, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, а значит, тем полнее, точнее и дифференцированнее они отражают раздражители. Основной объем информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению.

Зрительное восприятие - комплексный процесс, включающий различные структурные компоненты: произвольность, целенаправленность, зрительно-моторные координации, навыки зрительного обследования, аналитико-синтетическую деятельность зрительного анализатора, объем, константность восприятия.

Избирательность восприятия проявляется в преимущественном выделении определенных объектов и явлений среди их многообразия. Избирательность связана с направленностью личности, зависит от мотивации, установок, интересов, эмоционально-волевой сферы и внимания ребенка.

Формирование предметности восприятия осуществляется в процессе предметно-практической деятельности ребенка. Когда ребенок ощупывает рукой и осматривает объект, совершая при этом движения глаз, происходит формирование предметности восприятия на основе тактильно-моторного и зрительного взаимодействия.

Итак, восприятие - ведущий познавательный процесс дошкольного возраста, который выполняет объединяющую функцию:

во-первых, восприятие объединяет свойства предметов в целостный образ предмета;

во-вторых, оно объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации;

в-третьих, восприятие объединяет весь полученный опыт об окружающем мире в форме представлений и образов предметов и формирует целостную картину мира .

Сущность процесса восприятия заключается в том, что оно обеспечивает получение и первичную переработку информации из внешнего мира: узнавание и различение отдельных свойств предметов, самих предметов, их особенностей и назначения. Восприятие помогает отличить один предмет от других, выделить какие-то предметы или явления из ряда других похожих или не похожих на него .

Ребёнок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т.п.

Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире, важно воспринимать не только каждый отдельный предмет (стол, цветок, радугу), но и ситуацию, комплекс каких-то предметов в целом (игровую комнату, картину, звучащую мелодию). Объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ помогает восприятие - процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие даже какого-нибудь простого предмета очень сложный процесс, который включает работу сенсорных (чувствительных), двигательных и речевых механизмов.

Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребёнка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию, т.е. сформировать у него перцептивные действия .

Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины, прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, т.е. при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной, перцептивной ориентировкой.

Развитие восприятия идёт путём формирования перцептивных действий - т.е. структурных единиц процесса восприятия у человека. Перцептивное действие обеспечивает сознательное выделение каких-либо свойств и преобразование сенсорной информации, приводящее к созданию образа, адекватному предметному миру. Перцептивное действие тесно связано с предметным действием .

Развитие перцептивных действий сопровождается значительным сокращением моторных компонентов, в результате чего процесс восприятия внешне приобретает форму одномоментного акта "усмотрения".

В развитии восприятия перцептивные действия являются действиями обследования и сопоставления объектов с общественно выработанными мерками - сенсорными эталонами .

Человечество выделило определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Бесконечное их разнообразие было сведено к немногим основным разновидностям. Овладевая такого рода системой, ребёнок получает как бы набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребёнку оптимально воспринимать окружающую действительность.

Сенсорные эталоны - это системы геометрических форм, шкала величин, меры веса, звуковысотный ряд, спектр цветов, система фонем родного языка и т.д. Все эти эталоны должны быть усвоены ребёнком .

Система эталонов включает в себя: основные цвета спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый и черный), пять фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и овал), три разновидности величины (большой, средний и маленький).

Восприятие опирается не только на ощущения, которые каждое мгновение позволяют чувствовать окружающий мир, но и на предыдущий опыт растущего человека.

Таким образом, развитие у ребёнка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира ведёт за собой сенсорное развитие, которое предполагает усвоение детьми сенсорных эталонов. Овладев такого рода системой, ребёнок получает набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение.

Специальные коррекционные занятия тифлопедагога по развитию зрительного восприятия проводятся по методикам, разработанным С. В. Сташевским; Л. И. Плаксиной; Л. П. Григорьевой, М. Э. Бернадской, И. В. Блинниковой, О. Г. Солнцевой; Л. В. Рудаковой.

Курс специальных коррекционных занятий тифлопедагога по развитию зрительного восприятия состоит из нескольких этапов. На каждом этапе обучения решаются свои задачи, детям предлагаются задания определенного уровня сложности. Так, на начальном этапе тифлопедагог учит детей фиксировать взор на игрушке или предмете, выделять их, узнавать среди других; прослеживать взором за их движением; выделять основные зрительно воспринимаемые признаки (такие, как цвет, форма, величина). Постепенно с развитием зрительных возможностей детей усложняются задачи, которые ставит перед ними тифлопедагог. Занятия тифлопедагога по развитию зрительного восприятия у дошкольников с косоглазием и амблиопией теснейшим образом взаимосвязаны с лечебно-восстановительным процессом. Так, на каждом этапе лечения ребенка (плеоптическом, ортоптическом, стереоскопическом) на коррекционных занятиях используется соответствующий дидактический материал, проводятся специальные игры и упражнения, способствующие закреплению результатов аппаратного лечения зрения.

В период плеоптического лечения тифлопедагог включает в занятия игры и упражнения, способствующие активизации деятельности амблиопичного глаза. Та, предлагает детям задания, в которых учит их выделять с помощью зрения цвет, форму, величину предметов и изображений; задания, связанные с обводкой по контуру через кальку, упражнения с мелкой мозаикой, конструктором и т. п.

В период ортоптического лечения с детьми проводят специальные упражнения по подготовке к лечению на синоптофоре, упражнения, закрепляющие результаты лечения на этом аппарате. С этой целью детей учат, например, накладывать одно изображение на другое, подбирать цветное изображение к контурному или силуэтному, точно совмещать их.

На этапе стереоскопического лечения тифлопедагог проводит с детьми игры и упражнения на зрительное соизмерение величины предметов, определение их удаленности, расстояния между ними и т. п. Например, такие игры, как «Распредели игрушки по величине», «Разложи по величине геометрические фигуры», «Прокати мяч в воротики», «Набрось кольцо», «Поймай рыбку», «Попади в мишень», «Загони шарик в ячейку» и т. д.

Со слепыми дошкольниками, имеющими остаточное зрение (0,01 – 0,04) тифлопедагог проводит индивидуальные занятия по развитию остаточного зрения. Комплекс упражнений для занятий с этими детьми подбирается для каждого ребенка с учетом рекомендаций врача-офтальмолога. Дети выполняют упражнения, развивающие умение сосредотачивать зрительное внимание на заданном объекте, формирующие навыки нахождения их в поле восприятия и узнавания. Проводят также игры и упражнения, в которых повышается световая и цветовая чувствительность глаз, точность узнавания игрушек и предметов.

Большое внимание на занятиях тифлопедагога по развитию зрительного восприятия уделяется формированию у детей понимания роли зрения в жизнедеятельности человека. Это связывается с конкретными ситуациями из жизни. Так, например, тифлопедагог предлагает детям рассмотреть игрушку, собрать пирамидку или построить домик из кубиков (сначала с помощью зрения, а затем – с закрытыми глазами), посмотреть вокруг себя, рассмотреть другого ребенка, найти дорогу из группы на участок детского сада и т. д. Тифлопедагог объясняет детям, что именно глаза помогают им увидеть и узнать все окружающее, правильно выполнить задание с игрушкой, выбрать направление, в котором надо идти. Постепенно дети начинают понимать, что такое «зрение» и осознавать его роль в их жизни.

Необходимо также дать детям представление об их собственных зрительных возможностях (как они видят без очков и в очках). Например, тифлопедагог предлагает ребенку рассмотреть игрушку, посмотреть в окно и т. д. сначала без очков, а затем в очках. Внимание ребенка обращается на то, что он увидел в первом и во втором случаях, ему предлагают рассказать об этом. Тифлопедагог помогает ребенку осознать то, что без очков он не может увидеть целый ряд признаков предметов, некоторые детали, особенности строения предметов и т. д. Детей подводят к пониманию необходимости ношения очков и лечения на аппаратах.

На занятиях по развитию зрительного восприятия тифлопедагог знакомит детей с основными правилами охраны зрения (например, соблюдение правильной позы при выполнении графических упражнений, рассматривания картинок; умение правильно пользоваться дополнительным освещением и т. д.).

Важнейшая задача – обучение детей приемам правильного использования своего зрения и оказания ему помощи. Так, тифлопедагог, учит детей быть внимательными при зрительном рассмотрении игрушек, предметов и изображений; формирует алгоритм зрительного восприятия (учит рассматривать их в определенной последовательности, по плану); внимательно слушать словесные описания тифлопедагога и сопоставлять с ними зрительно воспринимаемые объекты, вырабатывает у детей согласованные движения глаз и руки (умение сопровождать движения глаз движениями руки). Детям дают также представление о том, что зрительную информацию об окружающем мире необходимо дополнить той, которую можно получить с помощью слуха, осязания, двигательно-тактильной чувствительностью и т. д.

Необходимо отменить роль словесной регуляции тифлопедагогом зрительного восприятия детей. Он направляет рассматривание детьми игрушки или предмета по определенному плану, последовательно корригирует и активизирует его. С этой целью тифлопедагог задает детям вопросы, использует словесные инструкции: «Как называется эта игрушка (предмет)?», «Какого цвета игрушка?», «Рассмотри игрушку внимательно», «Обведи взором контур игрушки», «Найди глазами части этой игрушки; назови их», «Какой формы игрушка?» и т. д.

Непременное условие успешности работы тифлопедагога по развитию зрительного восприятия – активное включение в процесс зрительного обследования речи самих детей (обучение их словесному описанию своих зрительных впечатлений). Это необходимо для осмысления детьми информации, получаемой с помощью зрения, анализа ее и осознанного использования в различных видах самостоятельной деятельности.

Таким образом, на специальных коррекционных занятиях по развитию зрительного восприятия у детей формирует умение рационально пользоваться нарушением зрением; получать с его помощью информацию об окружающем; зрительное восприятие сопровождать восприятием других модальностей; развивают мыслительную деятельность и познавательную активность. Это позволяет детям получать адекватные представления об окружающем их мире.

Измена мужа