Что такое ШОС: расшифровка. Страны ШОС

Выросшее влияние таких международных организаций как НАТО, ООН, заставляет экономически развитые страны разных частей света консолидироваться для совместного сотрудничества с целью эффективного противодействия выросшим угрозам безопасности и экономическим проблемам. Одним из таких международных объединений стала ШОС. Шанхайская Организация Сотрудничества - молодое международное объединение шести стран Азии, в которое входит, в том числе, и Россия. Это не экономический союз, с единым торговым пространством, и не военный блок, с общими войсками и базами. По своим задачам и целям оно находится где-то в промежутке, охватывая обе составляющие не в глобальном масштабе, сохраняя индивидуальность всех государств.

История ШОС

ШОС первоначально неформально называлась «Шанхайской пятеркой». Девяностые годы были достаточно трудным временем для государств Центральной Азии. Возросла террористическая активность, накопились территориальные претензии на граничащих участках государств, присутствовали проблемы экономических взаимоотношений. В 1996-1997 годах такие государства, как Казахстан, Киргизия, Китай, Россия и Таджикистан, пошли на сближение для попытки избавиться от противоречий. Диалог пошел удачно, и в 2001 году, приобщив к своей совместной деятельности Узбекистан, начала создаваться новая международная организация стран Азии. Так появилась ШОС, или «Шанхайская шестерка».

Три года велась работа по созданию документальной базы и структуры организации. С 2008 по 2012 годы к ШОСу проявили интерес другие страны и не только Азиатского формата. Состав не расширился, но государства получили возможность участвовать в работе ШОС на правах наблюдателей (Афганистан, Индия, Иран, Монголия, Пакистан) или партнеров (Беларусь, Шри-Ланка, Турция). В данный момент организация готовится к первому расширению за счет принятия Пакистана и Индии.

Структура ШОС

  • Вершина иерархии - Совет глав государств. Основная цель съездов, которые совершаются раз в год - задать тон, поставить задачи, обговорить важные вопросы на текущий год.
  • Совет глав правительств. Члены этого органа непосредственно разбирают вопросы сотрудничества в рамках ШОС, обрисовывают цели комитетов и структур, дают им задания, принимают бюджет.
  • Исполнительный орган - Секретариат. Находится в Пекине.
  • Одним из ключевых органов организации является РАТС (Региональная антитеррористическая структура), профильные подразделения которой находятся во всех государствах, а штаб-квартира - в Ташкенте. Эта структура курирует государства-члены в вопросах терроризма, экстремизма и возможного сепаратизма.
  • Совет министров иностранных дел решает вопросы взаимодействия ШОС с другими государственными образованиями.
  • Совет национальных координаторов создает условия работы между структурами в рамках ШОС.

Второстепенными являются комитеты, отвечающие за экономическое и культурное сотрудничество и прочие.

Задачи ШОС

  • Эффективное взаимодействие стран-членов в пресечении и борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Борьба с продажей и изготовлением наркотических веществ, нелегальным оборотом оружия, продажей людей. Именно эта общая беда стала фундаментом для создания организации.
  • Укрепление дружественных отношений в военной сфере, что представляется совместными учениями, обменом опытом, помощью в проведении антитеррористических операциях. Экономическое сотрудничество. Оно не является первой скрипкой отношений в организации, но вопросы товарооборота между государствами, экономическое сотрудничество вне ШОС, поддержка в развитии - немаловажная тема для ряда стран-членов.
  • Взаимодействие в культурном развитии между странами-членами Шанхайской шестерки.
  • Создание прав и свобод и их обеспечение на территориях стран-членов в соответствии с международными обязательствами.
  • Сотрудничество с другими государствами и организациями.
  • Совместный поиск решений при глобальных мировых проблемах.

Краткие итоги

Нельзя сказать, что ШОС является противовесом таким образованиям, как НАТО. Однако созданный военный потенциал стран-членов, которые постоянно совершенствуются и учатся координировать свои действия в борьбе с общим врагом, делает молодую организацию весомым мировым политическим игроком. Несмотря на существующие противоречия, будь то в экономике или в методах борьбы с терроризмом, страны-члены умеют находить точки соприкосновения, успешно справляются со спорными вопросами. Сейчас ШОС укрепила свои позиции на столько, что есть смысл предрекать ее расширение и дальнейшее успешное развитие.

Интеграция (соединение, сближение) - это один из типичных для современного мира процессов. Все государства уже давно осознали, что международная изоляция не приводит ни к чему хорошему. Именно поэтому страны объединяются в различные организации на основе экономического, политического, культурного или военно-стратегического сотрудничества. В этой статье пойдет речь о том, что такое ШОС и БРИКС. Когда возникли эти организации, и какие государства входят в их состав сегодня?

ШОС: расшифровка и общая информация

Это евразийское объединение сформировалось в начале XXI века шестью государствами. Вопрос сокращения количества военных в районах общих границ - вот что стало предпосылкой к образованию ШОС.

Расшифровка названия этой организации простая: Шанхайская Организация Сотрудничества. Почему Шанхайская? Все очень просто. Дело в том, что костяком данного объединения стали пять стран, которые еще в 1997 году вошли в так называемую Шанхайскую пятерку, подписав соответствующее соглашение.

Что такое ШОС? Какие страны в нее входят? И какие цели преследует данное объединение государств? Попробуем в этом разобраться.

Отвечая на вопрос о том, что такое ШОС, следует, прежде всего, отметить, что это отнюдь не военный блок. Хотя обеспечение безопасного и стабильного развития стран-участниц и является основной задачей этой организации. Можно сказать, что ШОС - это нечто среднее между АСЕАН и Борьба с терроризмом, экстремизмом и наркоторговлей также входит в круг интересов данной международной организации. Не обходят стороной члены ШОС и вопросы экономического, культурного, а также научного сотрудничества.

История создания организации

Чтобы дать полноценный ответ на вопрос о том, что такое ШОС, важно изучить историю создания этой организации. А началось все с подписания в 1997 году договора о взаимном военном доверии между пятью странами. Это были Китай, Россия, Казахстан, Таджикистан и Киргизия. Сама же организация (собственно, ШОС) была основана в 2001 году лидерами этих же пяти государств. Кроме того, к ним присоединился и Узбекистан.

Хотя самые первые предпосылки к интеграции в этом направлении возникли еще в конце 60-х годов. Именно тогда произошел громкий конфликт на острове Даманском между советскими и китайскими пограничниками. После этого инцидента СССР и КНР сели за стол переговоров, чтобы разрешить проблему взаимных территориальных споров.

Страны ШОС провели свою первую встречу в новом составе в июне 2002 года в Северной столице России - городе Санкт-Петербурге. Именно там была подписана Хартия ШОС, которая официально завершила процесс институционального оформления организации.

Состав ШОС и её участники

Международная организация отличается структурой иерархического типа. Она включает в себя несколько органов: Совет глав стран-участниц, Совет руководителей правительств, Совет Министров иностранных дел государств и так далее. Также в составе ШОС постоянно функционирует административный орган - Секретариат. На данный момент его возглавляет - представитель от РФ.

Что такое "страны ШОС"? Другими словами, какие государства являются её членами?

Довольно продолжительное время в состав ШОС входило лишь шесть стран, которые и основали эту организацию в начале третьего тысячелетия. Однако в 2015 году (а именно - 10 июля) у объединения появилось еще два новых члена из Южной Азии.

Таким образом, по состоянию на осень 2015 года, все страны ШОС перечислены ниже:

  • Россия.
  • Казахстан.
  • Узбекистан.
  • Таджикистан.
  • Киргизия.
  • Китай.
  • Индия.
  • Пакистан.

Это страны-участницы ШОС. Кроме того, в структуре данной организации присутствуют так называемые государства-наблюдатели. К ним относятся Беларусь, Афганистан, Иран и Монголия. Еще три страны (Сирия, Бангладеш и Египет) являются кандидатами в государства-наблюдатели ШОС.

Помимо этого, ШОС пытается тесно сотрудничать и с другими международными организациями (ООН, АСЕАН, СНГ и прочими). Их представители регулярно получают официальные приглашения на участие в саммитах ШОС.

Цели организации и аспекты сотрудничества

Государства ШОС сотрудничают в нескольких сферах. Это:

  • военная безопасность;
  • экономика и торговля;
  • наука;
  • культура и гуманитарная сфера.

Каковы основные задачи данного интеграционного объединения? Не секрет, что главной задачей ШОС является укрепление политики добрососедства между её членами, а также совместное противостояние проявлениям международного терроризма и экстремизма. Помимо этого, страны-участницы ищут пути для всестороннего экономического роста в своем регионе.

Место ШОС на политической арене планеты

Разумеется, ключевыми игроками в ШОС выступают Китай, РФ и Индия. На эти страны приходится около 95% всего населения и всего ВВП организации. Нужно отметить, что общий товарооборот между членами ШОС отличается позитивной динамикой (и это в условиях современного и глубокого экономического кризиса).

Многие эксперты отмечают, что организация выступает в роли некого моста, который "втягивает" Китай в политическое поле Средней Азии, сближая его тем самым и с Россией. То же самое можно сказать и об Индии с Пакистаном.

Для держав Центральной участие в программах в рамках ШОС также вполне выгодно. Ведь данный регион находится в окружении двух геополитических гигантов - КНР и РФ. Однако в Шанхайской Организации Сотрудничества все среднеазиатские страны выступают как равноправные члены, которые играют важную роль в решении всех вопросов.

Пока из пяти государств Центральной Азии постоянным членом ШОС не является лишь Туркменистан.

БРИКС: коротко об объединении

БРИКС - это международное объединение, которое включает в себя пять независимых государств. Это Бразилия, Россия, Индия, Китай и Все эти страны отличаются стремительными темпами экономического развития.

Первоначально данное объединение имело аббревиатуру BRIC. Если написать его основателей английскими буквами и в определенном порядке (Brazil, Russia, India, China), то происхождение сокращенного названия группы станет очевидным. Эта аббревиатура просуществовала до 2011 года, когда к организации присоединилась ЮАР (South Africa). И название пополнилось еще одной литерой и стало иметь современный вид: BRICS (BRIC+S).

Некоторые эксперты утверждают, что данное вовсе не случайно возникло на геополитической карте мира. Ведь при определенных обстоятельствах именно эти пять стран могут стать главенствующими экономическими системами на планете уже к середине XXI столетия. Их рынки, благодаря огромным запасам природных и человеческих ресурсов, активно и очень быстро развиваются.

Однако смогут ли эти государства создать мощный политический союз, пока неизвестно. Если же это все-таки случится, то БРИКС может стать влиятельным противовесом США на мировой политической и экономической арене.

Саммиты БРИКС и перспективы расширения

Три члена БРИКС расположены в Евразии, один - в Южной Америке и еще один - в Африке. Все эти государства входят в первую тридцатку мира по объему ВВП. Не исключено, что со временем БРИКС будет расширяться. Так, самыми реальными кандидатами на вступление в объединение эксперты называют Иран, Турцию, а также Индонезию.

Главным инструментом для налаживания политического диалога между странами-членами БРИКС являются его саммиты. Первая полноценная встреча состоялась в Екатеринбурге в 2009 году, вторая - спустя год в городе Бразилиа. На сегодняшний день прошло уже шесть саммитов БРИКС, однако все принятые членами группы решения носят исключительно рекомендательный характер.

В заключение...

В современном мире необратимы. Разные государства объединяются в организации, чтобы сотрудничать в экономическом и культурном плане, вместе противостоять внешним военным угрозам.

В данной статье речь шла о том, что такое ШОС, и что представляет собой группа БРИКС. Первая организация объединила в себе страны Азии, а вторая - пять крупных государств с разных континентов. Но и в том, и в другом объединении активное участие принимают Россия и Китай.

ФГОУ ВПО «КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «Экономической теории»

Доклад на тему:

ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА

Подготовила: ст.гр. 08-РН

Чиликина М.В

Проверила: Сенчукова Л.О.

Калининград 2011-

1. История создания……………………………………………………………………3

2. Структура управления………………………………………………………………6

3.1 Сфера безопасности…………………………………………………………....9

3.2 Экономическая деятельность………………………………………………..10

3.3 Культурная и гуманитарная деятельность………………………………….11

4. Участие Российской Федерации в ШОС…………………………………………13

Список литературы………………………………………………………………...14

    История создания

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. За исключением Узбекистана, остальные страны являлись участницами «Шанхайской пятёрки», основанной в результате подписания в 1996-1997 гг. между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы. После включения Узбекистана в 2001 году, участники переименовали организацию.

Общая территория входящих в ШОС стран составляет 30 млн км², то есть 60 % территории Евразии. Её совокупный демографический потенциал - четвёртая часть населения планеты (общая численность населения стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества: 1 млрд. 455 млн. человек), а экономический потенциал включает самую мощную после США китайскую экономику.

Одна из особенностей ШОС заключается в том, что она в статусном отношении не является ни военным блоком, как НАТО, ни открытым регулярным совещанием по безопасности, как АРФ АСЕАН, занимая промежуточную позицию. Главными задачами организации являются укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия.

Предпосылки к созданию Шанхайской организации сотрудничества были заложены ещё в 60-е гг. XX века, когда СССР и КНР приступили к решению пограничных вопросов. После распада Советского Союза появились новые участники переговоров в лице России и новообразованных государств Центральной Азии. После того, как Китаю удалось цивилизованно решить все территориальные вопросы с соседними государствами СНГ - Россией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном - перед партнёрами открылись перспективы для дальнейшего развития плодотворного регионального сотрудничества. Для России и Китая это была привлекательная возможность объединить под своей эгидой усилия и потенциалы центральноазиатских государств для сдерживания возможной экспансии других мировых центров силы и влияния в Центральной Азии.

На основе сложившегося благоприятного политического климата, а также по причине возрастающей опасности превращения региона в район перманентной нестабильности из-за резкой активизации международного терроризма в 1996 году была образована «Шанхайская пятёрка». Последующие ежегодные саммиты участников «Шанхайской пятёрки» проходили в Москве в 1997 году, Алма-Ате (Казахстан) в 1998 году, в Бишкеке (Киргизстан) в 1999 году и в Душанбе (Таджикистан) в 2000 году. Ко времени проведения бишкекского саммита для всех участников «Шанхайской пятёрки» стала очевидной необходимость в развертывании взаимодействия по широкому спектру направлений, что потребовало создания постоянных механизмов сотрудничества в форме встреч министров и экспертных групп. Фактически начала складываться архитектура новой международной организации. Возник институт национальных координаторов, назначаемых каждой страной.

В 2001 году очередная встреча вновь была проведена в Шанхае (Китай). Тогда пять стран-участниц приняли в состав организации Узбекистан (что было зафиксировано в совместном заявлении глав государств и повлекло переименование организации в Шанхайскую организацию сотрудничества, или «Шанхайскую шестёрку»).

Первыми документами, принятыми ШОС, стали Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества, Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом и Совместное заявление о подключении Узбекистана к механизму «Шанхайской пятёрки».

Встреча глав государств в июне 2002 года в Санкт-Петербурге продолжила институциональное оформление ШОС: Декларация о создании Организации получила практическое воплощение в подписании двух новых важных актов - Декларации глав государств - членов ШОС, названной министром иностранных дел России итоговым политическим документом, и Хартии ШОС - базового уставного документа.

По итогам московского саммита (28-29 мая 2003 года) были созданы Секретариат ШОС со штаб-квартирой в Пекине и Региональная антитеррористическая структура (РАТС) (соглашение о её создании было подписано годом раньше в Санкт-Петербурге.) Среди 30 подписанных тогда документов были и положения, определяющие функционирование органов организации - положения о Совете глав государств, Совете глав правительств и Совете глав МИД.

В связи с тем, что по итогам московского саммита организационный период ШОС завершился, с 1 января 2004 года она начала функционировать как полноценная международная структура, обладающая собственными рабочими механизмами, персоналом и бюджетом.

По итогам ташкентского саммита (июнь 2004 года) были подписаны следующие документы: Ташкентская декларация по итогам заседания, Конвенция о привилегиях и иммунитетах ШОС, а также ряд других документов. Состав организации расширился за счёт приёма в качестве наблюдателя нового члена - Монголии.

Встреча глав - государств ШОС, проведённая в 2005 году, вызвала неподдельный интерес у политических обозревателей, поскольку помимо нового пакета договоров и конвенций участники подписали Декларацию глав - государств членов Шанхайской организации сотрудничества, которая зафиксировала общие подходы, направленные на дальнейшую консолидацию усилий и укрепление координации.

Главными итоговыми документами бишкекского саммита (август 2007 года) стали Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов Шанхайской организации сотрудничества и Бишкекская декларация глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. В работе форума приняли участие также президенты двух стран-наблюдателей при ШОС - Президент Монголии Намбарын Энхбаяр и Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад. Еще два государства-наблюдателя Организации были представлены Министром иностранных дел Пакистана Хуршидом Касури и Министром нефти и природного газа Индии Мурли Деором.

В 2009 году на встрече в Екатеринбурге главы государств - участниц ШОС приняли решение о представлении статуса партнера по диалогу ШОС Демократической Социалистической Республике Шри-Ланка и Республике Беларусь.

28 апреля 2010 года был подписан Меморандум о предоставлении Республике Беларусь статуса партнера по диалогу ШОС, официально оформивший этот статус для Беларуси.

2. Структура управления организации

Для выполнения целей и задач Хартии ШОС в рамках организации были учреждены следующие органы:

    Совет глав государств (СГГ);

    Совет глав правительств (СГП);

    Совет министров иностранных дел (СМИД);

    Совещания руководителей министерств и ведомств;

    Совет национальных координаторов (СНК);

    Региональная антитеррористическая структура (РАТС);

Секретариат - постоянно действующий административный орган, возглавляемый Генеральным секретарём (с 2010 г. - представитель Киргиизии М.С. Иманалиев).

Совет глав государств (СГГ) является высшим органом ШОС. Он определяет приоритеты и основные направления деятельности Организации, решает принципиальные вопросы ее внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и международными организациями, а также рассматривает наиболее актуальные международные проблемы. Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательство на заседании СГГ осуществляет глава государства - организатора очередного заседания. Место проведения встречи определяется, как правило, по алфавитному порядку (русскому) списка государств - членов ШОС. Совет может принять решение и о создании других органов ШОС, которое оформляется в виде дополнительных протоколов к Хартии.

Совет глав правительств (СГП) принимает бюджет ШОС, который формируется на основе принципа долевого участия, рассматривает и решает основные вопросы, относящиеся к конкретным, в особенности экономическим, сферам развития взаимодействия в рамках Организации. Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательство на заседании Совета осуществляет глава правительства государства, на территории которого проводится заседание.

Совет министров иностранных дел (СМИД) рассматривает и решает вопросы текущей деятельности Организации, включая подготовку заседания СГГ, предпринимает меры по реализации решений Организации и проведению консультаций в рамках ШОС по международным проблемам. Председательство в Совете осуществляет министр иностранных дел государства-члена Организации, на территории которого проводится очередное заседание СГГ. Председатель СМИД при осуществлении внешних контактов представляет Организацию в соответствии с Положением о порядке работы Совета.

Совещания руководителей министерств и/или ведомств проводятся для рассмотрения конкретных вопросов развития взаимодействия в соответствующих областях в рамках ШОС. К настоящему времени сформировался механизм проведения совещаний генеральных прокуроров, министров обороны, министров экономики и торговли, министров коммуникаций, министров культуры, а также совещаний руководителей правоохранительных органов и ведомств по экстренному оказанию помощи пострадавшим от бедствий. Председательство осуществляет руководитель соответствующего министерства и/или ведомства государства-организатора совещания. Место и время проведения совещания согласуются предварительно.

Секретариат является постоянно действующим административным органом ШОС. На него возложены: организационно-техническое обеспечение мероприятий, проводимых в рамках ШОС, участие в разработке и реализации документов всех органов в рамках Организации, подготовка предложений по ежегодному бюджету. Секретариат возглавляет Генеральный секретарь, который утверждается СГГ. Генеральный секретарь назначается из числа граждан государств-членов ШОС на основе ротации, в порядке русского алфавита названий государств-членов сроком на три года без права продления на следующий срок. До 2006 года должность Генерального секретаря отсутствовала, вместо неё существовал институт исполнительного секретаря, который формально мог действовать только от имени Секретариата ШОС. Cуществует мнение в необходимости реструктуризации Секретариата ШОС в более независимый исполнительный орган, в связи с отсутствием у него на данный момент достаточного объема прав и финансирования. В то время, как в ООН, НАТО, ОДКБ и других организациях исполнительные органы относительно независимы и в связи с этим способны сами разрабатывать повестку дня своих организаций, выходить с инициативами и даже способствовать принятию своих инициативных предложений руководством государств-членов, Секретариат ШОС реально не ведет оргработу, которой, по сути, занимается Совет национальных координаторов. В результате любой вопрос сотрудники Секретариата должны согласовывать с национальным координатором направившей его страны, а тот – с национальными координаторами других стран. Это не способствует созданию в Секретариате институциональной этики. Получается, что, по сути, Секретариат ШОС представляет собой не независимый орган международной организации, а коллектив, состоящий из национальных представителей.

Совет национальных координаторов (СНК) осуществляет координацию и управление текущей деятельностью Организации, проводит необходимую подготовку заседаний СГГ, СГП и СМИД. СНК собирается на заседания не реже трех раз в год. Председательство в СНК осуществляет национальный координатор государства-члена Организации, на территории которого будет проводиться очередное заседание СГГ. Председатель СНК по поручению председателя СМИД может представлять Организацию при осуществлении внешних контактов.

Региональная антитеррористическая структура (РАТС) - постоянно действующий орган ШОС со штаб-квартирой в Ташкенте, предназначенный для содействия координации и взаимодействию компетентных органов сторон в борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Он имеет статус юридического лица и право заключать договоры, приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им, открывать и вести банковские счета, возбуждать иски в судах и участвовать в судебных разбирательствах. Эти права от имени РАТС осуществляются директором Исполнительного комитета РАТС. Главные функции этого органа заключаются в координации усилий всех государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом - разработка предложений по борьбе с терроризмом, сбор и анализ информации, формирование банка данных о лицах и организациях, оказывающих поддержку преступникам, содействие в подготовке и проведении оперативно-розыскных и иных мероприятий по борьбе с названными явлениями, поддержание контактов с международными организациями РАТС состоит из Совета и Исполнительного комитета (постоянно действующий орган). Совет, в состав которого входят руководители компетентных органов стран Организации, представляет собой руководящий орган, принимающий решения. Председатель Исполком РАТС назначается Советом глав государств.

Решения в органах ШОС принимаются путем консенсуса. Порядок работы всех органов Шанхайской организации сотрудничества был окончательно разработан и принят в 2003 году, на московском саммите. Основные структуры организации приступили к работе с января 2004 года, после чего данное объединение функционирует в качестве полноценной международной организации.

3.1 Сфера безопасности

Деятельность ШОС первоначально лежала в сфере взаимных внутрирегиональных действий по пресечению террористических актов, а также сепаратизма и экстремизма в Средней Азии. По мнению министра иностранных дел Китая Тана Цзясюаня, она стала первой международной организацией, сделавшей идею борьбы с терроризмом стержнем своей деятельности. Уже среди первых документов, подписанных участниками установочного саммита ШОС в Шанхае (2001 год) была Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, которая впервые на международном уровне закрепляла определение сепаратизма и экстремизма как насильственных, преследуемых в уголовном порядке деяний. С того времени страны - участницы отводят первоочередное место вопросам урегулирования внутренних конфликтов, достижения консенсуса в противодействии экстремизму и наркомафии, свидетельством чего вначале стало создание Региональной антитеррористической структуры, а затем и подписание Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.

7 июня 2002 года в Санкт-Петербурге на состоявшейся встрече глав государств-участников Шанхайской организации сотрудничества было подписано Соглашение о Региональной антитеррористической структуре. Основные задачи и функции Исполнительного Комитета РАТС ШОС определены по трём приоритетным направлениям:

    координационно-оперативное направление (координация и взаимодействие компетентных органов стран - участниц в борьбе с терроризмом, экстремизмом, проведении антитеррористических учений и пр.);

    международно-правовое направление (участие в подготовке международных документов по вопросам борьбы с терроризмом, в том числе в рамках ООН, содействие Совету Безопасности ООН и пр.);

    информационно-аналитическое направление (формирование и пополнение банка данных РАТС, сбор и анализ информации по вопросам борьбы с терроризмом и др.).

По свидетельству исполнительного директора этой организации В. Касымова только за период между двумя саммитами ШОС (5 июля 2005 года - 15 июня 2006 года) в результате деятельности РАТС на территории ШОС было предотвращено более 450 терактов, 15 главарей террористических организаций были задержаны или уничтожены спецслужбами стран Организации, ещё 400 находятся в розыске.

3.2 Экономическая деятельность

Несмотря на то, что ШОС изначально создавалась с целью совместной защиты границ соседних государств, практически сразу её деятельность получила и экономическую направленность. Через несколько месяцев после начала работы ШОС на своей первой встрече в Алма-Ате премьер-министры государств-членов Шанхайской организации сотрудничества обсудили вопросы регионального торгово-экономического сотрудничества, развития ШОС и другие проблемы, подписали Меморандум между правительствами государств-участников ШОС об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества и запуске процесса по созданию благоприятных условий в области торговли и инвестиций.

В мае следующего года в Шанхае прошло первое заседание министров экономики и торговли государств-членов ШОС. Стороны официально запустили механизм проведения встреч министров экономики и торговли и создания благоприятных условий в области торговли и инвестиций. По итогам совещания был подписан протокол к Меморандуму между правительствами государств-участников ШОС об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества и запуске процесса по созданию благоприятных условий в области торговли и инвестиций и совместное заявление по итогам первой встречи министров, отвечающих за внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность.

В сентябре 2003 года главы правительств стран - членов ШОС подписали Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества на 20 лет. В качестве долгосрочной цели предусматривается создание зоны свободной торговли в ШОС, а в краткосрочной перспективе - увеличение потока товаров в регионе. Сотрудничество должно охватывать области энергетики, транспорта, сельского хозяйства, телекоммуникаций, защиты окружающей среды и др. План действий по развитию сотрудничества был подписан год спустя, в сентябре 2004 года.

Особое место в экономических отношениях стран ШОС занимает Китай. Он с каждым годом всё серьёзнее влияет на экономическую ситуацию в регионе, стимулирует сотрудничество стран ШОС в этой сфере, настаивая на создании свободной торговой зоны, а вместе с тем и создании инфраструктуры для торговли и инвестиций. Втягивая экономики стран центрально-азиатского региона (ЦАР) в орбиту своих экономических интересов, КНР рассматривает их в первую очередь как надёжные рынки сбыта своих товаров. Именно с точки зрения расширения торгового сотрудничества Китай активно поддерживает вступление стран Шанхайской организации сотрудничества во Всемирную торговую организацию.

По завершении саммита в Екатеринбурге, а также проходившей на следующей день встрече глав государств группы БРИК, 17 июня 2009 года Россия и Китай заключили беспрецедентное соглашение в энергетике на сто миллиардов долларов. О самой крупной в истории двусторонних отношений России и Китая сделке объявил президент России Дмитрий Медведев после переговоров с лидером КНР Ху Цзиньтао. Первые лица договорились разработать механизм взаиморасчетов в рублях и юанях. Пока все сделки между Россией и Китаем оцениваются в долларах. Но если будет реализована инициатива КНР и РФ, - она может повлиять не только на российско-китайские отношения, но и на всю мировую торговлю. Москва и Пекин намерены заменить доллар юанем и рублем.

3.3 Культурная и гуманитарная деятельность

В Декларации о создании ШОС страны - участницы заявили и о необходимости развивать и культурное сотрудничество.

Впервые министры культуры стран-участниц встретились в Пекине 12 апреля 2002 года. Правительства государств активно поддержали проведение Дней культуры, участие художественных коллективов и деятелей искусств. С того времени гуманитарное сотрудничество постепенно интенсифицируется: проводятся совместные мероприятия, приуроченные к знаменательным историческим датам стран, входящих в ШОС, практикуются обмен студентами и профессорско-преподавательским составом, предпринимаются попытки создать совместные учебные центры. В 2008 году был сформирован Университет ШОС как единое сетевое образовательное пространство, базирующееся на университетах, ведущих исследования в направлениях регионоведение, IT-технологии, нанотехнологии, энергетика, экология - к 2010 году это 53 университета из 5-ти стран ШОС.

Развиваются связи и в сфере искусства. Начиная с 2005 года ежегодно регулярно проводятся выставки детских рисунков «Дети рисуют сказки». Идея инициаторов проекта, заключавшаяся в том, чтобы через народные сказки стимулировать интерес детей к культуре соседних стран, а также национальному достоянию, была активно поддержана Секретариатом ШОС, который обратился к представителям Казахстана, Киргизии, Китая, России, Таджикистана и Узбекистана с предложением организовать совместную выставку детского рисунка. Предложение получило широкий отклик, и в июне 2009 года вернисаж детских рисунков, представленных всеми странами - участницами ШОС, был проведён в двадцать первый раз.

Как и другие сферы взаимодействия, гуманитарное сотрудничество в рамках ШОС имеет широкие перспективы.

Критика Шанхайской организации сотрудничества во многом касается несостоятельности её деятельности, в частности в борьбе с терроризмом и защите региональной безопасности. Некоторые зарубежные аналитики (например, Мэтью Оресман (англ. Matthew Oresman) из американского Центра стратегических и международных исследований, предполагают, что ШОС является не более, чем дискуссионным клубом, претендующим на нечто большее. Такого же мнения придерживается начальник Института военной истории МО РФ А. А. Кольтюков, утверждающий, что «анализ достигнутых этой Организацией результатов позволяет охарактеризовать её как политический клуб, в котором двустороннее сотрудничество всё ещё превалирует над решением общерегиональных и мировых проблем. … реального сотрудничества в этих сферах противодействие угрозам терроризма, сепаратизма и борьба с наркоторговлей на региональном уровне не наблюдается».

4. Участие Российской Федерации в ШОС

В условиях формирования новой системы международных отношений выстраивание коллективной системы региональной безопасности является весьма актуальной задачей. Рассматривая различные аспекты обеспечения региональной безопасности Центральной Азии, особое внимание необходимо уделить внешнеполитическому измерению, играющему важную роль в безопасном развитии государств с учетом современной усиливающейся взаимозависимости в глобализирующемся пространстве международных отношений.

По итогам 10-летнего существования ШОС, можно утверждать, что Организация выдержала тест времени. В настоящее время внутри Шанхайской организации сотрудничества нет таких центробежных сил, которые, допустим, наблюдаются в СНГ. Можно сказать больше, - на постсоветском пространстве ШОС явилась наиболее мощной и перспективной организацией международного сотрудничества. Серьёзным вызовом ШОС в эти годы явились российско-грузинский конфликт августа 2008 года и массовые беспорядки в Киргизии летом 2010 года.

Однако, организация с ними справилась. На данный момент, всё говорит о том, что хорошие российско-китайские отношения в Центральной Азии сохранятся. Они являются фактором стабильности, фактором сдерживания угроз безопасности в регионе. И хотя между государствами ШОС есть некоторые противоречия и трения, внешне ШОС выглядит достаточно монолитной структурой: есть нечто, что объединяет эти государства, даже несмотря на то, что страны-члены ШОС во многом различаются по основным показателям. На Китай и Россию приходится 98% населения и 97% суммарного ВВП интеграционного объединения, однако, несмотря на мировой финансовый кризис конца 2000-х, взаимный товарооборот стран-членов ШОС характеризуется высокой динамикой роста. Положительный внешнеторговый баланс из стран ШОС имеют Китай (196 млрд. долл.), Россия (134,3 млрд. долл.), Казахстан (14,8 млрд. долл.) и Узбекистан (2,4 млрд. долл.). И пусть относительное влияние России в ШОС меньше, чем в СНГ, ШОС играет важную для России роль по подключению Китая к многостороннему сотрудничеству в Центральной Азии, а в перспективе и других крупных стран региона, таких как Индия, Иран, Пакистан и Монголия.

Для государств Центральной Азии, где одностороннее влияние России или Китая воспринимается с некоторым опасением, их совместное присутствие в рамках ШОС, где равноправными членами являются сами центральноазиатские государства, а все вопросы решаются консенсусом, является наиболее эффективным механизмом взаимодействия.

Список использованной литературы

    ru.wikipedia.org

    Шанхайская организация сотрудничества: к новым рубежам развития

/ Сост.: А.Ф. Клименко. - 1-ое. - М.: Ин-т Дальн. Вост., 2008. - 400 с.

    Взаимодействие России с Китаем и другими партнерами по Шанхайской организации сотрудничества / Болятко Анатолий Викторович. - 1-ое. - М.: Ин-т Дальн. Вост. РАН, 2008. - 180 с

    Комиссина И. Н.; Куртов А. А.. Шанхайская организация сотрудничества

// Кокарев К. А. Россия в Азии: проблемы взаимодействия: сборник статей. - М.: Изд-во Российского института стратегических исследований, 2006. - С. 251

Шанхайской организации сотрудничества , Шанхайская ...

  • Шанхайская организация сотрудничества , современное состояние

    Реферат >> Экономика

    ... Шанхайской организации сотрудничества (2002), Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества (2003), Декларация пятилетия Шанхайской организации сотрудничества (2006) и др. Шанхайская организация сотрудничества ...

  • Центральная Азия и Шанхайская организация сотрудничества современные тенденции и перспективы

    Реферат >> История

    Друг от друга. Центральная Азия и Шанхайская организация сотрудничества В Центральноазиатском регионе остро стоят военно... всего через структуры инициированной им Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в которую входят 4 государства ЦА...

  • Организация работы отдела по связям с общественностью на примере ОАО Синарский трубный завод

    Дипломная работа >> Маркетинг

    И поддержанию общения, взаимопонимания, расположения и сотрудничества между организацией и ее общественностью. Они включают в себя... путеШОСтвие» был посвящен саммиту представителей Шанхайской Организации Сотрудничества , который состоится на Среднем Урале...

  • — постоянно действующая межправительственная международная организация, основанная лидерами Казахстана, Китая, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. 9 июня 2017 года лидеры государств — членов ШОС о приеме Индии и Пакистана в организацию.

    В июне 2002 года на Санкт-Петербургском саммите глав государств ШОС, была подписана Хартия Шанхайской организации сотрудничества, вступившая в силу 19 сентября 2003 года. Это базовый уставный документ, фиксирующий цели и принципы Организации, ее структуру и основные направления деятельности.

    Важным шагом в укреплении правовой базы объединения стало подписание в Бишкеке (Киргизия) в августе 2007 года Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.

    В 2006 году организация анонсировала планы борьбы с международной наркомафией как финансовой опорой терроризма в мире, в 2008 году — активное участие в нормализации обстановки в Афганистане.

    Параллельно деятельность ШОС получила и широкую экономическую направленность. В сентябре 2003 года главы правительств стран-членов ШОС подписали Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества, рассчитанную на 20 лет. В качестве долгосрочной цели предусматривается создание зоны свободной торговли на пространстве ШОС, а в краткосрочной перспективе — активизация процесса создания благоприятных условий в области торговли и инвестиций.

    Высшим органом для принятия решений в ШОС является Совет глав государств-членов (СГГ). Он определяет приоритеты и вырабатывает основные направления деятельности Организации, решает принципиальные вопросы ее внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и международными организациями, а также рассматривает наиболее актуальные международные проблемы.

    Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательствует на заседании Совета глав государств глава государства-организатора очередного заседания. Место проведения очередного заседания Совета определяется, как правило, в порядке русского алфавита названий государств-членов ШОС.

    Совет глав правительств (СГП) принимает бюджет Организации, рассматривает и решает основные вопросы, относящиеся к конкретным, в особенности экономическим сферам развития взаимодействия в рамках Организации.

    Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательствует на заседании Совета глава правительства (премьер-министр) государства, на территории которого проводится заседание. Место проведения очередного заседания Совета определяется по предварительной договоренности глав правительств (премьер-министров) государств-членов.

    Помимо заседаний СГГ и СГП, действует также механизм встреч на уровне руководителей парламентов, секретарей советов безопасности, министров иностранных дел, обороны, чрезвычайных ситуаций, экономики, транспорта, культуры, образования, здравоохранения, руководителей правоохранительных ведомств, верховных и арбитражных судов, генеральных прокуроров. Механизмом координации в рамках ШОС служит Совет национальных координаторов государств-членов ШОС (СНК).

    В рамках Шанхайской организации сотрудничества также действуют две неправительственные структуры: Деловой совет ШОС и Межбанковское объединение ШОС.

    Мировая история знает много примеров, когда страны создавали специальные межгосударственные структуры в целях решения насущных проблем. Причин для стремления к объединению усилий было много. Чаще всего союзы создавались на фоне тревожной международной обстановки. Иногда к этому побуждала грандиозность стоящих перед странами задач. Однако всегда необходимым условием являлась общность интересов, схожесть взглядов на текущее состояние и развитие геополитической ситуации. Именно этот принцип стал базисом для объединения стран участников ШОС, создавших в 2001 г. новую организацию.

    Западные политики оценивали перспективы союза между столь разными государствами весьма скептически. Однако он уже успел доказать свою актуальность и состоятельность.

    Что такое ШОС?

    О назначении и принципах устройства ООН, НАТО, ОСЕАН знают все. Что же скрывается за буквами ШОС? Расшифровка аббревиатуры проста. Она содержит сокращение, образованное от имени города, в котором были подписаны основополагающие документы и общее описание объединения. Полное официальное название структуры - Шанхайская организация сотрудничества.

    Изначально альянс создавался для совместной борьбы с международным терроризмом и консолидированного противостояния потенциальным военным угрозам. Постепенно круг обсуждаемых тем расширился. Сегодня это удобная площадка для рассмотрения на высшем уровне любых насущных вопросов. Здесь вырабатываются эффективные ответы на глобальные политические вызовы, принимаются решения об углублении экономического, культурного сотрудничества между странами-участницами. При этом ШОС, в отличие от многих региональных альянсов, не является военным союзом.

    Предпосылки создания

    Появление объединения подобного Шанхайской организации сотрудничества следует считать исторической неизбежностью. После распада СССР в Центральной Азии появилось несколько новых независимых государств. Часть бывших советских республик, по традиции, тяготела к России. Некоторые страны предпочли ориентироваться на Запад или восточного гегемона - КНР. Подобная ситуация чревата конфликтами, возникновение которых становится лишь вопросом времени, учитывая наличие застарелых территориальных претензий друг к другу у ряда соседних государств.

    Проявляя политическую дальновидность, лидеры России, Китая, среднеазиатских республик еще с конца прошлого века начали активно сотрудничать в сфере обеспечения общей безопасности. Итогом объединенных усилий стало создание "Шанхайской пятерки" в 1996 г. Учредителями межгосударственной структуры были Казахстан, РФ, КНР, Таджикистан, Киргизия. Чуть позже к ним присоединился Узбекистан. Члены объединения проводили ежегодные саммиты, налаживали сотрудничество на разных уровнях.

    Учреждение

    Официальной датой основания ШОС считается 15 июня 2001 г. В этот день высшие руководители стран-участниц, собравшиеся на саммит в Шанхае, подписали базовые документы организации. Ими стали Декларация о создании и Конвенция по борьбе с сепаратизмом, экстремизмом, терроризмом. Через год, уже в Санкт-Петербурге, была принята Хартия - Устав организации. После этого о том, что такое ШОС, узнал весь мир.

    Несколько лет ушло на формирование управленческих структур. Были определены основные направления деятельности объединения, способы наполнения бюджета, разработан механизм приема новых членов. Становление организационных институтов завершилось к 2004 г.

    Декларируемые цели

    Организация создана для решения конкретных задач. Главными целями ШОС, зафиксированными в базовых документах, являются:

    • Укрепление добрососедских отношений между участниками объединения.
    • Выработка эффективных мер, способных свести к минимуму угрозы со стороны экстремистских, сепаратистских, террористических организаций.
    • Противодействие деятельности транснациональных преступных синдикатов, наркокартелей, пресечение нелегальной миграции.
    • Объединение усилий, направленных на повышение общей безопасности, предотвращение новых и скорейшее урегулирование текущих вооруженных конфликтов. Установление справедливого миропорядка, при котором политический и экономический суверенитет гарантируется каждому государству.
    • Развитие взаимодействия по всем направлениям - от углубления экономических связей до культурного обмена.
    • Создание условий, максимально благоприятных для экономического развития региона и каждой отдельной страны ШОС.
    • Обеспечение основополагающих прав и свобод гражданам государств, входящих в организацию, исходя из действующего законодательства и национальных традиций.
    • Развитие отношений со странами или альянсами, проявляющими интерес к сотрудничеству с ШОС.
    • Выработку механизмов интеграции в глобальную экономику без утраты товарно-денежного суверенитета.

    Создание ШОС, по мнению ее учредителей, поможет странам, объединившим возможности, дать достойный ответ на любые вызовы.

    Особенности структуры

    Для облегчения управления весьма громоздкой наднациональной организацией создан довольно эффективный механизм. Каждый его элемент наделен определенными полномочиями. Структура выглядит следующим образом:

    Орган Представительство Функционал
    СГГ - Совет глав государств Высшие должностные лица государств Определяет целеполагание ШОС. Решает наиболее важные вопросы, касающиеся устройства организации, сотрудничества с внешними альянсами, отдельными государствами. Может изменить статус страны-члена, упразднить либо трансформировать любое структурное подразделение.
    СГП - Совет руководителей правительств Премьер-министры Рассматривает конкретные вопросы по налаживанию и углублению экономического сотрудничества. Принимает бюджет организации.
    СМИД - Совет глав внешнеполитических ведомств Министры иностранных дел Занимается подготовкой к встрече в рамках саммитов первых лиц государств. Осуществляет контроль над реализацией ключевых политических решений ШОС. Проводит консультации по важным международным проблемам.
    Совещания профильных министров Руководители ведомств и министерств по направлениям Решает узкоспециализированные вопросы правового, военного, экономического характера. Регулярно проводятся встречи министров торговли, обороны, культуры, коммуникаций. На совещания собираются главы прокуратур, силовых ведомств.
    Секретариат Представители стран участников ШОС Занимается всеми вопросами, касающимися обеспечения текущей деятельности объединения - от выработки повестки дня саммитов до исполнения бюджета. Руководит структурой Генеральный секретарь, выбираемый по ротационному принципу.
    СНК - Совет координаторов, представляющих страны Уполномоченные представители от каждого члена организации Координирует и направляет работу секретариата, участвует в решении текущих проблем. Занимается подготовкой к проведению СМИД, СГП, СГГ.
    РАТС - аналог регионального антитеррористического центра Руководители национальных структур, специализирующихся на борьбе с терроризмом Обладает статусом юридического лица, имеет штаб-квартиру в Ташкенте. Собирает и обрабатывает информацию о действиях группировок террористов, экстремистов. Разрабатывает методы борьбы с радикальными организациями, формирует предложения для утверждения высшими органами ШОС. Глава РАТС назначается на заседании СГГ.
    МБО - Объединение по межбанковскому сотрудничеству Представители крупнейших банков - по одному от каждой страны Создана для реализации совместных кредитно-финансовых проектов. Действует с 2005 г.

    Руководящим органом ШОС является СГГ. Его директивы обязаны выполнять все структуры, стоящие ниже в иерархии. Решения на Совете глав государств и совещаниях других подразделений принимаются консолидировано. Для того чтобы они были парафированы, необходимо достижение консенсуса. Определяющим может стать мнение любого члена организации.

    К числу постоянно действующих органов относятся Секретариат и РАТС. Члены СНК встречаются ежегодно более трех раз. Совещания профильных министров назначаются по мере необходимости. СМИД и СГП проводятся одновременно с СГГ. Председательствуют на мероприятиях представители страны-организатора ежегодной встречи. Механизм выбора места для проведения саммита прост. Его хозяевами поочередно становятся все государства-участники объединения. Ротация происходит в алфавитном порядке.

    Постоянные члены

    Тенденция к постепенному расширению прослеживалась с момента образования организации. Сначала, правда, увеличивалось лишь количество государств, относящихся к категории наблюдателей. Однако в 2017 г. объединение обрело двух новых членов. К РФ, Китаю, Таджикистану, Узбекистану, Киргизии, Казахстану присоединились Индия и Пакистан.

    Статус постоянного члена дает право пользоваться правами и привилегиями, предусмотренными уставом политико-экономического союза. Среди них стоит отметить доступ к кредитно-финансовым ресурсам по решению Межбанковского объединения.

    Государства-партнеры и наблюдатели

    Стран, желающих влиться в ШОС, всегда было много. Достаточно сказать, что еще в 2004 г. подобное стремление выразила Монголия. Однако учредители сдерживают процесс расширения. На это есть веские причины.

    Между некоторыми азиатскими странами, претендующими на членство, существуют застарелые противоречия, сформировавшиеся столетия назад. Консолидированное решение в таких условиях принять трудно. Кроме того, большое количество второстепенных партнеров снизит внешнеполитический вес союза. Из общего ряда выделяется Беларусь. Горячему желанию А. Лукашенко ввести государство в перспективный союз воспрепятствовала сама природа. Слишком уж далеко от Азии расположена страна, обретшая независимость после распада великой империи.

    Государствами наблюдателями ШОС, наряду с Монголией, Беларусью являются Иран и Афганистан. Клуб официальных претендентов на данный статус составляют Катар, Мальдивы, Израиль, Вьетнам, Ирак. На рассмотрении находятся заявки от Сирии, Бангладеш, Египта, Бахрейна, Украины. К категории партнеров по диалогу относятся Азербайджан, Шри-Ланка, Армения, Турция, Камбоджа, Непал.

    Интерес к сотрудничеству с Шанхайской организацией проявили авторитетные международные объединения. Соответствующие соглашения ратифицированы с ЕАЭС, ОДКБ, СНГ, ООН, АСЕАН.

    Объединяющие факторы

    На момент создания организации главным побудительным мотивом для вступления в ее ряды являлась нарастающая угроза со стороны мирового терроризма. Для стран Юго-Восточной или Центральной Азии «Аль-Каида», «Братья мусульмане», ИГИЛ были не просто словами, а реальной опасностью. Военно-дипломатические успехи России на Сирийском фронте, сделавшие полный разгром Исламского государства, неизбежным, косвенным образом помогли стабилизировать ситуацию в бывших среднеазиатских республиках СССР.

    Однако новая угроза оказалась еще страшнее. Заокеанский гегемон сбросил маску и показал настоящее лицо. Полное пренебрежение международными договорами, тяга к перманентной экспансии с неограниченным применением силы, демонстрируемые США, заставили вспомнить о мрачной эпохе конкисты. Для большинства азиатских стран спасением теперь может стать лишь союз с могущественными Китаем и Россией.

    Не стоит забывать и о том, что экономическое состояние многих государств региона не вызывает оптимизма. Инвестиции из Индии, РФ, Поднебесной некоторым странам участникам ШОС жизненно необходимы.

    Внутренние противоречия

    Между членами любой крупной международной организации существуют скрытые, а иногда - явные противоречия. Шанхайская восьмерка также не стала исключением. Иллюстрацией этому станет ответ на вопрос - кто лидер в ШОС?

    Прозападные политологи безоговорочно отдают главенство в объединении КНР, с ее огромной экономикой. Однако Россия открыто претендует на роль политического локомотива альянса. Главное противоречие между мировыми державами-союзниками проявляется в целеполагании. Пекин рассматривает организацию как инструмент, облегчающий экспансию китайских товаров на новые рынки. Москва считает главной военно-политическую часть соглашения. При этом обе империи втайне остерегаются друг друга.

    Кроме того, нельзя сравнивать геополитические интересы Индии и Казахстана, к примеру. Эти страны невозможно сопоставить по численности населения, территории, объему ВВП. Соответственно различаются и цели, которых они хотят достигнуть как члены организации.

    Для небольших государств континента вхождение в альянс с участием крупнейших азиатских держав является единственным способом сохранить полноценный суверенитет. Китай и Россия как два противовеса поддерживают систему в стабильном состоянии. Они не потерпят чрезмерной американской или европейской экспансии в регион, не допустят нарушения взаимного баланса.

    Достаточно вспомнить как состав организации расширился до 8 членов. На предложение Пекина о приеме в союз давнего протеже - Пакистана, Москва отреагировала мгновенно. Одновременно ряды объединения пополнила Индия.

    Перспективы развития

    Современный мир стремительно меняется. Мировой гегемон последних десятилетий переживает сложные времена. США, как и любая империя, входящая в эпоху заката, постепенно утрачивает влияние. При этом иллюзия всемогущества, сформировавшаяся за период безраздельного господства, сохраняется. На этом фоне все громче начинают заявлять о себе новые центры силы.

    Продолжая поступательное развитие, ШОС способен превратиться из регионального объединения во влиятельнейшую структуру мирового масштаба. Кстати, больше всего этому способствует Вашингтон. Непредсказуемая внешняя политика супердержавы вынуждает азиатские государства проявлять беспокойство о собственном суверенитете. Поэтому можно с уверенностью прогнозировать, что количество стран-претендентов на членство в организации будет только возрастать.

    Завершая расшифровку ШОС, как термина и явления международной политики, нельзя не привести несколько любопытных фактов. Они свидетельствуют о глобальности и потенциальном могуществе организации:

    • Она объединяет государства, занимающие более 60% площади Евразии. Здесь сосредоточена почти половина жителей Земли.
    • По данным на конец 2017 г., страны-участники ШОС производили 30,26 % мирового ВВП.
    • Четыре постоянных члена организации являются ядерными державами.

    Есть еще одна особенность, отличающая ШОС от других региональных объединений. Среди официальных языков организации нет английского. Этим статусом обладают русский и китайский.

    Измена мужа