Джанни версаче о семье, моде и самом себе. «Версаче очень любил простую жизнь

2 декабря исполняется 72 года со дня рождения одного из самых известных итальянских дизайнеров Джанни Версаче. Его имя стало синонимом моды восьмидесятых и именно ему мир обязан появлением феномена супермоделей. сайт перечитывает одну из самых известных биографий дизайнера "Миф Versace", написанную журналисткой Мини Кастель, и вспоминает, что Джанни Версаче говорил о семье, модной индустрии и самом себе.

"Я - портной. Когда я приехал из Реджо-ди-Калабрия в Милан, мне пришлось забыть все, чему я научился у матери, потому что здесь все было другим - и окружающая обстановка, и швейные технологии".

"В семидесятые годы я выпустил на волю свой непокорный дух, я пытался найти способ, как соединить между собой совершенно различные формы и материалы так, как этого до сих пор никто никогда не делал. В это время в моей моде впервые появляются контрасты, позднее это станет ключом ко всем моим коллекциям".

"Почему Милан не любит меня? Я столько работаю, я пытаюсь сделать женщин еще более красивыми и женственными, а в прессе никакого энтузиазма".

"Я помню, как в начале моей карьеры я был полон энтузиазма и мне казалось, что возможно все: ломать привычные схемы, использовать разные виды покроя, немыслимые материалы, смешивать все подряд".

"Я решительно на стороне коротких юбок - это молодо, динамично, свободно и современно. Не надо ходить далеко: взгляните, что происходит нынешней зимой. В прошлом сезоне только 30% моих итальянских клиентов (торговцев) приняли мое предложение. Остальные не были столь смелыми, зато теперь они вынуждены укорачивать юбки, ведь этого требуют женщины".

"Мы, итальянцы, народ беспокойный. Мы производим самые прекрасные ткани в мире и не хотим останавливаться на достигнутом".

"Мне нравится быть в контакте с рок-музыкантами, они несут в себе энергию времени, которой заряжают и тебя. Я убежден, что на творчество дизайнера может оказать огромное позитивное влияние наэлектризованность музыки Спрингстина или нежность музыки Стинга".

"Вульгарен? Возможно, я просто смел. А смелые обычно добиваются отличных результатов".

Джанни Версаче и модели за кулисами шоу Versace Couture 1992

О Versace и модной индустрии

"Мне смешно, когда иные модельеры говорят, что модельер - это не портной. Мне кажется, все обстоит как раз наоборот: настоящий художник тот, кто все создает собственными руками".

"Когда пришло время выбирать символ, я вспомнил один античный миф: кто полюбит Медузу, тому уж нет спасения. Так почему бы не допустить, что если Версаче завоюет кого-то, то ему уже не будет пути назад?".

"Почему брюки? Потому что они более современны, они больше подходят к 1980-м годам. Я надеваю их на всех, даже под юбки женских моделей".

"Женщина, которую одеваю я, красива и соблазнительна. Я обожаю женщин. Одежда Армани, наоборот, создает менее яркий тип женщины, несколько приглушенного стиля. То, что обычно называют "шик". Я со своей стороны тут никакого "шика" не вижу".

"Рисуя то или иное платье, никогда не забывайте о том, что его будут носить, его будут надевать, оно должно быть полезным - сочетание пользы и красоты неразделимо".

"Мы все прекрасно понимаем, что ради этого сверкания пайеток приходится жертвовать очень многим".

"Идея создания Atelier Versace родилась из стремления к свободе. Кроме того, меня ведет азарт, желание направить усилия в новое русло. Это будет лаборатория идей, место, открытое также и для новых технологических исследований".

"Хватит называть мою моду сексуальной. Я не отказываюсь от декоративного периода своего творчества, от этапа "необарокко", но я перевернул страницу. Мое творчество истинно итальянское в своей основе, оно произрастает из яркости красок и народного искусства. Но в моде всегда надо идти вперед, надо не бояться экспериментировать".

"Модельеры в большинстве своем живут в башне из слоновой кости. Я же, наоборот, со своего наблюдательного пункта внимательно слежу за тем, что делается в мире. Я пытаюсь вжиться в роль современной женщины. Я работаю и постоянно нахожусь в потоке, который то поднимает, то опускает меня".

"Мода выживет, только если она будет стремиться за пределы реальности. Из всех моих платьев лучше всего продается самое необычное, то, про которое говорили, что его нельзя носить".

"Я много раз рассказывал о далеких эпизодах своего детства, которые сегодня могут показаться придуманными, вымышленными, нереальными. Помню необыкновенно элегантное черное бархатное платье, моя мать примеряла его на одну из своих клиенток, синьору Ипполито. Каждое движение матери и сейчас у меня перед глазами. Я вижу, как женщина меняется под ее руками словно по волшебству".

Джанни Версаче в детстве

"Он был моей жертвой, - рассказывал Джанни о брате Санто. - Я вертел им как хотел, забирал его карманные деньги, я ведь знал, что папа даст ему еще".

"После смерти матери отец выглядел потерянным, покинутым, постаревшим на сто лет. Мы долго не могли наладить отношения. Наше примирение произошло в церкви. Мы стояли обнявшись и молчали. У всех на глазах были слезы. Вернулась наша прошлая жизнь, вернулась мама, вернулся Юг, его солнце и его боль. Потом мы двинулись домой. Это был день, наполненный нежностью".

"Мне повезло, у меня замечательная семья. Бывает, мы отчаянно спорим, но это всегда в интересах дела, которое мы делаем. И мы очень любим собираться все вместе. Что бы там ни было".

Семья Версаче, 1976

Знаменитый модельер был застрелен 15 июля 1997 года на пороге собственной роскошной виллы в Майами. Убийцей стал Эндрю Кьюненен, который перед тем как застрелиться оставил странную записку

Прошло 20 лет, а все обстоятельства «преступления века» так и не прояснены и многие по-прежнему не верят официальной версии мести гомосексуалиста за разрушенную жизнь.

Окровавленное тело Джанни Версаче обнаружил всего через несколько минут после роковых выстрелов его любовник, а по совместительству повар и эконом Антонио Д’Амико . Прославленный дизайнер получил две пули в голову и был мертв. Убийцу полиция вычислила за считанные часы, но ловила еще неделю. Взять живым не смогла - он застрелился. Копы нашли записку: «Я убил Версаче как знамя гомосексуализма». Но Эндрю Кьюненен не гомофоб, он сам был геем.

Пока полиция и агенты ФБР сбивались с ног, убийца никуда не уезжал, а скрывался в том же Майами в плавучей гостинице, принадлежащей владельцу популярной сауны для гомосексуалистов. Как такое оказалось возможным, если преступник был объявлен в федеральный розыск, остается загадкой.

А перед этим Эндрю ухитрился незаметно для копов следить за модельером на одной из самых оживленных улиц Майами - Оушен-драйв, где находится дом Джанни Casa Casuarina. И как он смог после первых четырех убийств затаиться в Майами на целых два месяца? И кто помог серийному маньяку проехать сотни миль по дорогам нескольких штатов на заметном красном фургоне, избежав полицейских патрулей, так и осталось неизвестным.

Другая загадка этой истории - почему все восемь камер наружного видеонаблюдения вокруг виллы Версаче в то утро были выключены и охрана впервые отсутствовала. Между тем официантка Стефани Вановер из соседнего News Cafe, куда модельер каждое утро заходил выпить кофе и прочесть газету, сообщила репортерам «Time»: за несколько дней до гибели Джанни ей рассказал, что за ним следят.

В сериале «Американская история преступлений» (сверху плакат с изображением главных персонажей) великого модельера сыграл Эдгар РАМИРЕС, а его бойфренда - певец Рики МАРТИН

А охотились за Кьюнененом и копы, и ФБР. Первые два убийства, можно сказать, остались почти незамеченными. Жертвами стали друг детства и архитектор-гомосексуалист. Но когда Эндрю расправился с мультимиллионером из Чикаго, он был сразу включен в список самых разыскиваемых преступников США. Однако это не помешало злодею колесить из города в город, убить на кладбище смотрителя и на его фургоне-шевроле добраться из Нью-Джерси до Майами.

Удивительно, но в течение двух дней после убийства на этом автомобиле, припаркованном неподалеку от виллы Версаче, не обнаружили отпечатков пальцев Кьюненена. Как вдруг - о чудо! - их нашли на самом видном месте - на капоте. В той же машине долго не могли увидеть и окровавленную одежду Эндрю. Когда потребовались доказательства его причастности, она сразу нашлась то ли в багажнике, то ли под днищем.


После четырёх убийств Эндрю КЬЮНЕНЕН был объявлен ФБР в федеральный розыск

Полиция считала, что Кьюненен благодаря убийству Версаче мечтал обрести всемирную славу. Тогда почему он не стал ждать суда, а покончил с собой? И отчего не слышал выстрела самоубийцы никто из полицейских, осаждавших плавучий отель 14 часов? И почему, черт побери, тело убийцы нашли замороженным?!

Проститутка высшего класса

В кровавое трехмесячное путешествие по США Кьюненен отправился в конце апреля 1997 года. Из пяти погибших от его рук четверо оказались богатыми геями. Лишь смотритель кладбища выпадал из обоймы - пал от рук Эндрю из-за машины. Поэтому сразу была выдвинута версия: Кьюненен выбирал жертв из своей среды. Может, мстил богачам за неудавшуюся жизнь? Но лузером его назвать язык не поворачивается. Вы в состоянии, как он, потратить за пару дней на шмотки $46 тысяч? Эндрю был прекрасно образован, владел семью языками, от богатых клиентов ни в чем не знал отказа. Курил самые дорогие сигары, имел сотни флаконов парфюма и носил белье от… Версаче. Видимо, не зря модельер говаривал: «Я шью одежду для шлюх». Мать гордилась сыном: «Эндрю был проституткой высшего класса!»


Виллу на тусовочной Оушен-драйв в Майами Джанни ВЕРСАЧЕ купил за $6 миллионов...

А если кто-то из партнеров «душки» заразил его СПИДом? Версию мести озвучил агент ФБР Роберт К. Ресслер . Владелец крупного сыскного агентства Фрэнк Монт считает иначе: Кьюненена просто использовали в своих целях заправилы теневого бизнеса. По его мнению, Эндрю специально наврали о страшном диагнозе и пустили по ложному следу. Цель была убрать Версаче. Незадолго до гибели великий модельер объявил, что в конце лета устроит пресс-конференцию, где расскажет, кто пытается использовать его бизнес в незаконных целях. К Монту модельер обратился с просьбой провести очень важное расследование. После этого участь строптивца была решена.

...а на реконструкцию и роскошную обстановку потратил $32 миллиона

Через Дом моды Версаче, уверен Монт, мафия отмывала грязные деньги. Только легальный оборот более 300 бутиков достигал $2 миллиардов в год. Кричащую роскошь нарядов кутюрье обожали и новые русские. А еще рынок был наводнен колоссальным количеством подделок. От их продажи в карман крестных отцов текли потоки денег. Джанни занимался лишь творчеством, устраивал пресс-конференции, а финансами рулили его брат Санто и сестра Донателла. На неблаговидные делишки они закрывали глаза. Монту удалось найти доказательства связи мафии с итальянскими домами моды.

Не все было в порядке в империи Версаче и с уплатой налогов. Понятно, кто был заинтересован в устранении болтливого свидетеля. Хотели избавиться от соперника и конкуренты - Версаче заявил, что скоро начнет выпуск недорогих, доступных для массового потребителя моделей.

Собранная информация позволила Монту сделать вывод: это было заказное убийство. И подозревает детектив многих, в том числе ближайших родственников Версаче. Такие случаи в империях красоты уже происходили. В 1995 году модельера Маурицио Гуччи убили в Милане по заказу жены - она не была согласна с политикой фирмы, которую проводил муж. А чем Версаче лучше Гуччи?


На этих ступенях серийный убийца застрелил знаменитого кутюрье

Все обвинения родня Джанни категорически отрицает. Но можно ли им верить? Донателла и Санто уже врали во время дачи свидетельских показаний. Оба утверждали, что Джанни не был знаком со своим убийцей. Между тем в протокол допросов занесены слова нескольких человек, которые присутствовали в 1990 году при встрече Кьюненена и модельера в клубе Colossas в Сан-Франциско.

Мы знакомы? - спросил Джанни у Эндрю. - Озеро Комо, нет? (Там у модельера была одна из вилл, где он проводил время с Элтоном Джоном , Мадонной , Джорджем Майклом .)

Рад новой встрече с вами, господин Версаче, - ответил Кьюненен.

А было еще одно свидание - уже интимное, на вилле модельера в Майами за год до убийства. Последняя их встреча стала роковой.

…Поразительно, но в вечер после убийства во всех заведениях у Casa Casuarina как ни в чем не бывало звучали музыка и смех.

Имей в виду

  • Версаче был похоронен в саду его виллы «Фонтанелла» на озере Комо. После продажи поместья ресторатору Аркадию Новикову прах модельера перенесли в Милан.
Завистники обвиняли его в излишней откровенности платьев, которые он как будто бы шил для девиц легкого поведения. Но дамы того времени как раз за это и любили его. Экстравагантность моделей Версаче ловила восхищенные взгляды тысяч женщин, которым приходилось надевать на показы кутюрье солнечные очки, дабы не ослепнуть от блеска каждой новой коллекции. Возможно, любовь поклонников и убила его...

Его смерть остается загадкой для историков до сих пор. А вот, что уж доподлинно известно, так это то, что он был величайшим кутюрье своего времени и создал империю, успешно конкурирующую с десятками мировых домов моды до сих пор.

«Думаю, что своим мастерством и профессионализмом я обязан матери».

Джанни родился в далеком 1946 году в одной из костюмерных маленького провинциального итальянского городка Реджо-ди-Калабрия. «Вокруг меня были платья, платья, платья» , - говорил он, вспоминая о первых детских годах, проведенных рядом с матерью, профессиональной портнихой. Отношения, однако, между ними складывались не самым лучшим образом. «Франческа вообще была к нему безразлична, отдавая предпочтение Санто, второму сыну», - вспоминают соседи семьи Версаче. Джанни досталась незавидная роль маленького изгоя: среди множества людей он рос абсолютно одиноким, дико страдая от отчужденности единственной близкой ему женщины. Но именно поэтому, обделенный материнской нежностью, маленький Джанни не отходил от нее ни на шаг (приходя со школы, мальчик все свободное время проводил в ателье), следил за каждым ее шагом и мечтал оказаться на месте любой из закройщиц…

«На них она хотя бы смотрела , - вспоминал он, - я не был ее любимчиком. Скорее подушечкой, в которую она частенько втыкала иголки-упреки» . Версаче выбирал самое, на его взгляд, лучшее место в семейном ателье и часами мог оставаться недвижим, наблюдая за работой, которая кипела вокруг него. Однажды вернувшись в магазин после уроков, он увидел, как мать снимала мерки с клиентки — прекрасной молодой женщины в кружевном нижнем белье. Франческа уже второй час оборачивала ее тело в черный бархат, подкалывала булавками складки, тщательнейшим образом учитывая каждую мелочь… Ребенок стоял чуть поодаль, перед его восхищенным взором полуобнаженное тело незнакомки облачалось в изумительный наряд, умело подчеркивающий природные достоинства и сглаживающий недостатки. Этот момент он запомнил на всю жизнь: «Эскизы были для меня как шпаргалка - так, для памяти. Благодаря матери я понял, насколько важно работать непосредственно с телом, чтобы видеть и чувствовать, как ложится ткань, как она взаимодействует с линиями женского тела».

Каждый божий день Франческа и Джанни просыпались около семи тридцати утра, завтракали и отправлялись на работу. Утренняя дорога пролегала мимо небольшого борделя, который находился по соседству с их ателье. Зрелище для восприимчивой детской психики, надо сказать, малоприятное! А потому, подходя к вертепу разврата, мать внушительным для женщины кулаком прямо давала понять - не смотреть в сторону дома «взрослых наслаждений». И мальчик покорно отворачивался.

Когда Джанни исполнилось 9 лет, директор школы большим росчерком пера в дневнике вызвал Франческу по поводу возмутительнейшего поведения Джанни: «Вам стоит больше времени уделять воспитанию своего сына. У вас растет настоящий сексуальный маньяк!». И в качестве «вещественных доказательств» предъявил отобранные у Джанни рисунки. Это были эскизы. Нарисованные еще робкой, совсем неумелой рукой - пышнотелые силуэты Джины Лоллобриджиды и Софи Лорен в милейших вечерних нарядах, сотворенных мальчиком специально для их соблазнительных форм.

Но вопреки беспокойству директора школы Джанни вовсе не интересовался сексуальными тайнами взрослого мира. Он воспринимал женские силуэты как моделей, которых ему хотелось «обнять» сказочными нарядами.

«Невероятно, как один телефонный звонок, один визит, могут изменить жизнь».

Шло время. Джанни продолжал рисовать… Поступил на факультет архитектуры. Скорее всего, он закончил бы свою жизнь в какой-нибудь уютной каморке, проектируя очередную итальянскую забегаловку. Но вмешалась Франческа. Впервые и столь кардинально! Она заставила сына стать ее полноправным помощником в ателье. Сын не сказал ни слова. В 18 лет бросил учебу и с головой окунулся в создание одежды.

Активно работая «в четыре руки» с матерью, он не забывал быть в курсе модных веяний, посещая показы в Париже, Лондоне, Флоренции, Риме. И не уставал творить, что в скором времени принесло плоды: о виртуозном таланте молодого Версаче прослышал некий состоятельный миланский бизнесмен. Погожим днем 1970 года он появился в ателье, с порога предложив Джанни поработать. Портной, ни минуты не колеблясь, купил билет и в тот же вечер вылетел в Милан. «Едва оказавшись в Милане , - вспоминает Версаче, - я понял, что мне представился шанс проявить себя. И я стал работать».

Он спешил жить. Версаче отчетливо понимал, что выход у него один-единственный: брать себя за шиворот и вкалывать. Вкалывать в Милане, где возможностей проявить себя было, скажем так, немало: он представлял себе картину собственной будущей империи - неограниченная власть и авторитет, деньги и влиятельность.

Энцо Никозиа, владелец «Florentine Flowers» из Лукки, вызвал Джанни как «скорую помощь» для создания своей новой коллекции. Покупатель становился все более требовательным. Его отныне интересовало громкое имя, мощный бренд создателя - как гарантия качества. Этаким своеобразным знаком качества и стал молодой итальянец. О его «пробе пера» ходили слухи! Одна из первых коллекций была сметена за считаные дни. Версаче превратился в «странствующего кутюрье». Фабрики буквально разрывали его на части, заваливая выгодными предложениями. Проводя бессонные ночи перед эскизами, Джанни все чаще и чаще приходилось бороться с мечтами о собственной независимости. О собственном успешном бизнесе. Однако финансовая сторона дел обстояла не столь безукоризненно, как творческая.

Однажды с дружественным визитом от Франчески на пороге его скромного жилища появился брат. Они сидели в небольшой гостиной и, попивая легкие напитки, сплетничали об удачных и не очень делах друг друга. Санто делился своими впечатляющими успехами финансиста, Джанни - мыслями о возможной и столь желаемой профессиональной независимости. Прикончив очередной бокал мартини с соком, Санто достал из внутреннего кармана спортивного пиджака блокнот для записей и принялся что-то воодушевленно писать. Не отрываясь от бумаги, он что-то подсчитывал и пересчитывал с дотошностью, унаследованной от матери. Утром брат уехал. Но прошло около трех месяцев, и Санто вернулся. С деньгами. В 1976 году он окончательно переехал в Милан, и братья создали марку «Gianni Versace», подключив к делу и сестру Донателлу.

«Gianni Versace» в Милане.

Здесь и сейчас. Абсолютная экстравагантность». журнал «Harper’s Bazaar», 1977 г. Эра Версаче началась в июле 1977 года. Модельер прекрасно умел улавливать настроение времени - его роскошный стиль как нельзя лучше соответствовал звездным восьмидесятым. Мастер провоцировал публику, у него все было «слишком» - слишком смело или слишком ярко. Он предлагал одежду, филигранно подчеркивающую естественные формы красивого тела. Балансируя на грани кича, Джанни Версаче сумел адаптировать экстремальный молодежный стиль для любящей роскошь состоятельной и капризной клиентуры. Сдержанные лондонцы долгое время не принимали дизайнера, считая его вульгарным - чересчур короткие и узкие юбки, чересчур глубокие вырезы, чересчур высокие каблуки. Армани, обвинивший Джанни в стремлении превратить высокую моду в порнографическое шоу, был, к слову, не так уж и далек от истины - Версаче сам не раз признавал, что источником вдохновения ему зачастую служили детские воспоминания о девицах легкого поведения родного городка! Дебют женской коллекции состоялся в марте 1978 года. Это был абсолютный успех. А за кулисами между богинями-манекенщицами метался сам кутюрье - поправлял «оперение», нежно обнимал, прижимал к груди, благословляя воплями исступленного восторга: «Bella! Bellissima! Piu bella». Так все начиналось… Версаче выводил на подиум 16 лучших манекенщиц, платил им по 10 тысяч долларов в день. Роскошь его моделей действовала магически. Для своего Дома моды Джанни Версаче выбрал фирменным знаком голову Медузы, изображение которой украшает все модели марки «Versace» с 1978 года. Объясняя свое решение, он говорил: «Этот выбор был сделан абсолютно сознательно. Медуза символизирует красоту и роковые чары античной древнегреческой классики - как в искусстве, так и в философии. Она - синтез красоты и простоты, которая в прямом смысле парализует и даже гипнотизирует». Он одевал принцессу Диану, эксцентричную Мадонну, Элтона Джона, Стинга, Элизабет Херли, Джона Бон Джови. Создавал костюмы к балетам Мориса Бежара. Когда за дело брался сам Джанни, устоять было вообще невозможно! Особенно в деле с китайским фарфором. Запуская линию посуды, Версаче отослал несколько ящиков, заполненных фарфором, самому Сильвестру Сталлоне. Набил его комнаты подушками и мебельными тканями, сундуками разнообразной одежды на тысячи и тысячи долларов.

То же самое повторил и с Клаудией Шиффер. «За столь щедрое внимание к собственным персонам первый и вторая с удовольствием и абсолютно бесплатно согласились позировать обнаженными для журналов, прикрывшись исключительно квадратными блюдами от «Versace» , - вспоминала бывшая подруга Сталлоне Джанис Дикинсон. Отныне повзрослевший мальчик-изгой, ставший великим диктатором мировой моды, мог позволить себе все! Он скупал многоэтажные дома и огромные виллы. Издавал книги, путешествовал, опустошая антикварные магазины... Но, к сожалению, так продолжалось не долго.«Мы попробовали оказать ему первую помощь, но сразу поняли, что уже слишком поздно» .

В то роковое утро 15 июля 1997 года Джанни Версаче находился на своей вилле в Майами-Бич и вышел на улицу, чтобы купить свежих журналов. Только здесь он позволял себе эту непозволительную роскошь - ходить по улицам одному, без охраны. Около девяти часов, когда Версаче подошел к воротам своего роскошного трехэтажного дома, прозвучали выстрелы, унесшие его жизнь. Владелец соседнего магазина, торгующего роликовыми коньками, рассказывал: «Мы услышали два выстрела. Я увидел бегущих людей. Джанни лежал на ступеньках. Он был ранен в голову». Прохожие видели бегущего от дома Версаче молодого человека, одетого в белую майку и серые шорты. Эту одежду вскоре нашли на парковке недалеко от места преступления. Убийца переоделся и, видимо, взял такси, чтобы скрыться. Вскоре полиция выяснила, что это был 27-летний Эндрю Кунанан. Следователи не захотели сказать, какую связь Кунанан имел с Версаче, однако по одной из версий Эндрю был безответно влюблен в кутюрье. Общенациональный розыск убийцы был завершен восемью днями позже, когда Кунанан смертельно ранил себя на прогулочном судне буквально в четырех километрах от места трагедии. По иронии судьбы на Эндрю было нижнее белье от «Versace»... В настоящее время Дом моды «Versace» остается одним из самых успешных в своей сфере. Полный контроль над ним, как с творческой стороны, так и с финансовой, взвалила на свои хрупкие плечи сестра бывшего хозяина Донателла Версаче. Среди друзей-клиентов этого Дома - только самые успешные и богатые люди: Мадонна, Виктория и Дэвид Бэкхемы, Гвинет Пелтроу и многие-многие другие. Донателла достойно сменила на посту своего гениального брата Джанни, загадочная смерть которого никого не оставила равнодушным.

Смотрите фильм "Джанни Версаче. Дизайнер для мафии":


Джанни Версаче родился в декабре 1946 года в Реджио ди Калабрии, Италия. Кроме него в семье было ещё двое детей. Его отец, Антонио, работал продавцом бытовой техники, затем экономистом, консультировал многие аристократические семьи Италии. А мать, Франческа, держала свою мастерскую по пошиву одежды. Джанни с детства был рядом с матерью, играл с лоскутками тканей, а когда немного повзрослел, стал шить кукол, в 9 лет он сошьёт первое своё платье, вечернее, подбитое бархатом.



В мастерской одежды своей матери Джанни работал до 25 лет. «Всему, что я знаю о моде, я научился у своей матери» - спустя многие годы говорил он. Но отношения с матерью не всегда были гладкими, ещё в детстве она выделяла его старшего брата, а не Джанни. «Не знаю, может быть, в этом и есть смысл моей жизни и моего творчества - добиться ее внимания!» - говорил Джанни уже будучи известным модельером. Но и главным учителем портного искусства для него всегда оставалась именно его мать.



Создание знаменитого бренда Versace.


В 25 лет Джанни переезжает в Милан. Он начинает сотрудничать с магазином Santa Margherita, для которого шьёт свои модели. Затем он работал на известные итальянские Дома моды Genny, Callaghan и Complice. А в 1978 году создаёт свой собственный дом моды – Versace , который начался с бутика на Via Spiga в Милане. Для своего Дома моды фирменным знаком, определённым символом, Джанни Версаче избирает голову Медузы, ведь она «синтез красоты и простоты, которая в прямом смысле парализует и даже гипнотизирует». Именно голова Медузы с 1978 года изображена на всём, что было создано Versace.



А создано им было не мало. Кроме выпуска одежды он также занимался производством театрального реквизита, аксессуаров, духов, часов, фарфора. Им создавались и целые интерьеры от Версаче.



Джанни Версаче не раз был удостоен престижной премии в области дизайна «Золотой напёрсток». Свой первый «Золотой напёрсток» он получил в 1982 году, когда вывел на подиум моделей, одетых в алюминиевые платья (одежду из алюминиевой сетки).


Дом Versace создаёт невероятные и прекрасные наряды для женщин. В платьях от Versace в 1990-е годы на публике не раз появлялась принцесса Диана.


А ещё именно Джанни Версаче одним из первых стал выделять своих , именно благодаря нему появляется понятие супермодель. Именно он стал платить отдельным участницам своих показов двойные и тройные гонорары, заключать с ними долгосрочные контракты.


Но в личной жизни пути Джанни Версаче и женщин расходились. Версаче никогда не скрывал того факта, что он является геем. Его спутником жизни стал модельер Антонио д’Амико, с которым они совместно прожили 11 лет.


Жизнь этого, теперь уже вне сомнений, великого кутюрье двадцатого века прервалась неожиданно и нелепо. Но при этом оставив немало поводов для слухов и загадок. В июле 1997 года Джанни Версаче вышел из своей виллы в Майами, чтобы купить журналы. Его застрелил Эндрю Кьюненен, а затем покончил жизнь самоубийством. Скорее всего, это был просто псих - одиночка. Но многие вспоминали и слухи о том, что якобы Дом Versace был создан на деньги мафии.


Похоронен Джанни Версаче на берегу озера Комо (северная Италия), где при жизни он так любил проводить время со своими друзьями – Элтоном Джоном, Джорджем Майклом, Мадонной.



Младшая сестра Версаче - Донателла.


Донателла Версаче родилась 2 мая 1956 года. Она младше своего брата на 10 лет. К тому времени, когда Джанни Версаче стал знаменит, Донателла окончила университет и начала работать у брата. Джанни неоднократно называл её своей Музой. Работал с ними и старший брат, который занимался финансами фирмы. Донателла же занималась пиаром. Именно ей принадлежала идея наряду с моделями, также . Благодаря Донателле в показах Версаче не раз участвовали Элтон Джон, Элизабет Хёрли, Кэтрин Зета-Джонс.




Занималась Донателла и дизайном – сначала аксессуаров, затем детской линии Versace Young. А после длительное время являлась дизайнером линии Versus, линии молодёжной одежды.


После смерти Версаче именно Донателла возглавила созданный им Дом моды. И через год вышла их новая коллекция, дизайнером которой выступала именно она. Первоначально коллекция была принята прохладно. Но Донателла не сдавалась, и вскоре её ждал успех. Она не стремилась повторять брата, но при этом всегда сохраняла дух Дома моды Versace. И сегодня Донателла является признанным и уважаемым в мире моды дизайнером.

Джанни Версаче родился 2 декабря 1946 года в городе Реджо-ди-Калабрия, Италия. Талант модельера достался от матери, которая работала профессиональной портнихой. В ее ателье мальчик проводил все свободное время. Забившись в какой-нибудь уголок, заворожено наблюдал, как ткань превращается в великолепные наряды. Мать редко обращала на него внимание, так как не был ее любимчиком. Но, когда однажды увидела его наброски, ее мнение о сыне сильно переменилось. С тех пор Джанни стал работать вместе с матерью.

В 1971 году Джанни переехал в Милан, где стал работать дизайнером сразу на несколько марок: Genny, Callaghan и Istante. Слава о таланте Версаче бежала далеко впереди него. Вскоре его засыпали выгодными предложениями. Модельер работал то с одним модным домом, то с другим, но всегда мечтал о собственном бренде. С организацией бизнеса ему помог его брат финансист Санто. И вскоре голова медузы стала символом нового модного дома.

Дело в том, что Джанни интересовался античной мифологией, а Горгону посчитал символом завораживающей, безусловной красоты. Данная эмблема стала очень узнаваема во всем мире.

Первая самостоятельная презентация коллекции женской одежды под брендом «Gianni Versace» прошла, причем с огромным успехом, в 1978 году в Милане. В 1980-е годы активно создавал одежду под своим брендом, параллельно работая и для других фирм.

В начале 1990-х годов Версаче стал уже всемирно известным дизайнером, а наряды, созданные им, стали символом роскоши и сексуальности. Как и ко всему гениальному, отношение к стилю Версаче противоречиво. Одни считали его роскошным, другие вульгарным. Армани возмущался тем, что Версаче превращает подиум в сцену для дешевого эротического шоу.

Уж в чем Армани точно ошибался, так это в цене. Для своих показов Версаче приглашал только самых лучших манекенщиц и платил им по 10 тысяч долларов в день. Роскошь во всем стало его девизом. Среди его клиентов были самые яркие звезды: Мадонна, Стинг, Элтон Джон, Элизабет Херли и Джон Бон Джови. Также же создавал костюмы для балетов Мориса Бежара.

Помимо одежды Версаче создавал парфюм, фарфоровую и стеклянную посуду и мебель, которую нельзя спутать ни с какими другими брендами.

Джанни Версаче 15 июля 1997 года застрелен в Майами-Бич. Его смерть окутана тайной до сих пор, хотя убийцу нашли сразу же. Им был Эндрю Кунанан, жиголо, зарабатывавший связями с богатыми мужчинами. Но мотив преступления так и остался неизвестным для публики.

Измена мужа