«Элегия» Н. Некрасов

Данное произведение является монологом, в нём отражается много личных слов, которые описывают внутренний мир героя. Поэтому образ лирического героя един с образом самого автора. В стихотворении поэт обращается к самому себе. Но дальше поэтическая исповедь превращается в некое своеобразное завещание, обращённое к друзьям и потомкам.

Элегия состоит из двух взаимосвязанных частей. В первой лирический герой представлен очень подавленным. Он задумывается о прошлом, создаёт тревожные образы – смутные предчувствия, горесть и пытается заглянуть в будущее, но оно для него уныло и мрачно.

Прошедшая юность, осознание своих ошибок и упущенное время, заставляет героя чувствовать грусть, тоску и душевную тяжесть. Но неизвестность будущего, в котором герой видит «труд и горе», также пугает его. Труд – это творчество поэта, горе – его вдохновение и воображение. Мыслить – вот, что важно для него, это стремление к развитию, а значит к совершенству. Но, несмотря на это, автор хочет передать нам, что жизнь прекрасна даже, если приходится сталкиваться с испытаниями и горестями.

Во второй части стихотворения герой испытывает гармонию и наслаждение, творческие порывы, любовь и его не покидает надежда, что он всё ещё может быть счастлив. Поэту хочется жить полной жизнью, ощущать и наслаждаться всем её многообразием.

Стихотворению придают контрастности и яркости эпитеты, которые использовал автор: «угасшее веселье», «безумных лет». На фонетическом уровне стихотворение плавное и сладкозвучное. Также автор использует славянские слова: «сулит», «грядущего». Это придаёт стихотворению изящества и лёгкости. Используется много слов, передающих движение души: «страдать», «мыслить», «жить», «умирать».

Стихи Александра Сергеевича Пушкина оставляют яркий свет в душе, заставляют задуматься и вдохновляют своим искусством, а данное произведение показывает нам хорошим и яркий пример того, что ничто, ни испытания, ни трудности, не должны сломить и повергнуть человека в уныние.

Анализ стихотворения Элегия Пушкина вариант 2

У поэта несколько стихотворений с таким названием. Ведь назвать элегия (лирическое стихотворение), почти как назвать «стихом».

Безумных лет…

Вероятно, самое популярное из этих стихотворений «Безумных лет…». Произведение понятно каждому. Здесь речь о жизни со всеми её волнениями, трудностями. Поэт ощущает как похмелье безумные года юности, а в будущем видит горе и труд. Печальные мысли не излечит время, они будут одолевать всё сильней. Но во второй строфе противопоставление этой печальной картине. Нет, не более радостной фантазией, а просто позитивным настроем. Несмотря на все беды, хочется жить. Хоть не избежать страданий, всё-таки поэт понимает, что не будет полоса вечно черной, появятся и просветы – радости. Для поэта, признается он, счастье во вдохновении и вымысле. И есть всегда возможность любви… Это произведение написано знаменитой Болдинской осенью.

Опять я ваш

Полна противоречивых чувств элегия «Опять я ваш», обращенная к друзьям молодости. Здесь не похмельем, а радостным балом представляется юность. В то время друзья были всего дороже поэту… Но прошли годы, он и друзья его изменились, повзрослели. Поэт тоскует по наивности тех лет, говорит, будто «ненавидит радость», отвергает лиру. Это момент грусти, ведь Пушкину кажется, что его забыла поэтическая муза.

Счастлив, кто…

В элегии «Счастлив, кто…», естественно, превалируют грустные мотивы. Повод для печали в том, что поэт понимает, что молодость ушла. С ней его покинули такие прекрасное чувство как любовь. А счастлив тот, у кого есть надежда. Жизнь кажется Пушкину унылой, её цветок увял. Но и в самых печальных строках поэт находит оттенок радости. Здесь он улыбается хотя бы слезам по былой любви.

Любовь погасла

«Любовь погасла» ещё одна из элегий Александра Сергеевича. Здесь любовь называет он злой страстью, грустным пленом, обманчивой мечтой, отравой и неволею. Пушкин надеется, что она в его сердце навеки погасла. Он гонит от себя крылатого Амура, требует вернуть свой покой… Теперь поэт предпочитая надёжность дружбы. А сам (без влюбленности), оказывается, не может играть на поэтической лире. Без любви человек не чувствует себя молодым, в нём нет вдохновения. Вывод парадоксален: в любви тяжело, но без неё хуже. Лучше мечтать в её оковах о свободе, чем быть свободным без любви.

Грусть, которая выражена в этих разнообразных элегиях Пушкина, очень светлое чувство, вдохновляющее. Не нужно стремиться к постоянной радости, ведь грусть возвышает, позволяет осмыслить… и оттеняет счастье.

Анализ стихотворения Элегия по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Тютчева Ещё томлюсь тоской желаний

    Глубокое лирическое произведение Ф. И. Тютчева «Ещё томлюсь тоской желаний…» посвящено Элеоноре Петерсон, первой жене поэта. Они встретились во времена его молодости.

    Произведение представляет собой признание крестьянского поэта самому себе и окружающим, ответ на один из ключевых вопросов, которые ставила в то время жизнь – вопрос об индустриализации.

Некрасов переживал за судьбу России и всей своей поэзией призывал к работе по преобразованию её в могучую и счастливую страну.

Стихотворение «Элегия», посвященное судьбе родины и роли поэта в обществе, написано Некрасовым 15-17 августа 1874 года. Сразу в печать произведение отдано не было. Некрасов решил выждать некоторое время, не торопиться с опубликованием столь острого в политическом плане стихотворения – он опасался новой цензурной бури. Стихи были отправлены 29 августа 1874 года супругу сестры поэта А.Н.Еракову. В сопроводительной записке Некрасов отмечал, что за последний период творчества — это «самые мои задушевные и любимые» стихи.

Импульсом к написанию стихотворения «Элегия» послужила лекция либерального историка русской литературы Ореста Миллера, в которой он утверждал, что Некрасов продолжает писать уже на разработанную тему «страдания народа». Поэт оппонирует, высказывает своё мнение, убеждает, что эта тема не стареет.

Композиционно стихотворение «Элегия» делится на четыре крупные строфы по 14, 10, 12, 14 строк соответственно. Стихотворению свойственна общая высокая тональность. Сквозные темы стихотворения – судьба народа в пореформенную эпоху и миссия поэта в обществе.

Стихотворение «Элегия» — один из лучших образцов гражданской лирики поэта.

Проблематика стихотворения
Ключевая проблема, поднятая в «Элегии» — социально-исторического плана — результаты крестьянской реформы. Проблемные вопросы о положении народа в стихотворении сочетаются с вопросом о роли поэта в обществе.

В начале стихотворения оценивается актуальность темы «страдания народа». Лирический герой вводит нас в курс дела – «мода» говорит о том, что эта тема стара, и поэзия не должна отзываться на неё. Но лирический герой с этим не согласен. Он придерживается мнения, что для поэта нет дела важнее и существеннее, чем «толпе напоминать, что бедствует народ… к народу возбуждать вниманье сильных мира…»

Во второй строфе стихотворения лирический герой рассуждает о своей гражданской миссии, о долге и ответственности перед народом, о Музе, о судьбах людей. Фраза, с которой начинается вторая строфа «Элегии», стала лейтмотивом всего некрасовского творчества:

«Я лиру посвятил народу своему»…

Заканчивается вторая строфа тем, что поэт пытается найти ответ на вопрос: осчастливила ли реформа крестьян? Оковы крепостного права пали, «но счастлив ли народ»?

Эта важная тема получила развитие в третьей строфе стихотворения: «Сносней ли стала ты, крестьянская страда?»

Начинается третья строфа с мирных картин крестьянской жизни. Над золотой жатвой поют песни жницы, шагает старик, бежит довольное дитя, исправно работают серпы и косы. С какой любовью рассказывает Некрасов о простых крестьянских буднях. Высоко ценил поэт русский народ, желал ему безграничного счастья, думал о нём, переживал за него:

«Ответа я ищу на тайные вопросы,
Кипящие в уме…»

На какие вопросы искал ответы Н.А.Некрасов? Изменилась ли жизнь крестьян в лучшую сторону после подписания царем Манифеста об отмене крепостного права?

«Свобода, наконец, внесла ли перемену?»

В третьей строфе ответа на этот вопрос нет.

Заключительная строфа «Элегии» начинается со слов: «Уж вечер настает…». Эти слова как будто бы возвращают нас в прошлое. Они напоминают нам элегию Жуковского «Вечер» (1806 г.), в которой есть такие слова: «Уж вечер… облаков померкнули края…»

Интонация в начале заключительной строфы раздумчивая. Темы раздумий – природа, творческое вдохновение. Вторая половина строфы более решительна. Громкой песне поэта вторят долы, нивы, горы, откликается лес. Но тот, от кого ждет поэт ответа, молчит. Зов, мольбы поэта пока не услышаны.

Какую цель преследовал автор при написании стихотворения «Элегия»?
«Элегия» представляла собой обращенный к юношеству завуалированный призыв бороться за подлинное освобождение крестьянства. Если обратиться к черновому варианту стихотворения, то в нём можно найти такие слова:

«О, русский юноша! Есть темы выше моды:
Не старят их века!..»

При более глубоком анализе «Элегии» становится ясно, что Некрасов опирался в этом стихотворении на принципы вольнолюбивой лирики Пушкина — «Деревня», «Эхо», «Памятник». «Влачатся», «тощие», «покорствуя бичам» — идет перекличка с пушкинской «Деревней».

Оба поэта шли в поэзии своими путями, но заслуги обоих перед Отечеством и русской литературой бесценны.

Главная мысль стихотворения «Элегия» — долгожданная крестьянская реформа не принесла счастья крестьянам. Нужно идти дальше.

Характерная особенность произведения – это пример элегии нового типа, элегии социальной.

Вчитываясь в произведение, можно заметить, что в стихотворении Некрасов ведёт речь не о бедствии одного народа, а о бедствии народов (во множественном числе):

«…пока народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам,..»

Это же подчеркивается и в законченных в том же 1874 году и других произведениях Некрасова — «Страшный год» и «Смолкли честные, доблестно павшие…»

Стихотворный размер стихотворения «Элегия» — шестистопный ямб с использованием пиррихиев (пропусков ударений). В стихотворении применена смежная схема рифмовки (аабб) с использованием как женской рифмы (строки аа), так и мужской (строки бб).

Средства художественной выразительности

Эпитеты — «изменчивая мода», «божий мир», «довольное дитя», «тайные вопросы», «рабству долгому», «живое воплощенье», «дальних гор»

Метафоры — «красный день», «жатвой золотою», «прохладной полутьме»

Обращения — «Не верьте, юноши!»

Олицетворение — «И лес откликнулся…»

Использована архаическая форма глагола – «стáреет»

Сравнение — «Как тощие стада по скошенным лугам…»

Риторический вопрос — «Чему достойнее служить могла бы лира?»

Фразеологизм – «сильных мира»

Восклицания — «Увы!», «Но каждый в бой иди!»

Чем запомнилось стихотворение Некрасова «Элегия»?
Необычным сочетанием формы поэтического произведения и его содержания. Казалось бы, элегия, — жанр довольно-таки сентиментальный. Но Некрасов подошел к вопросу новаторски — он создает социальную элегию. Это, несомненно, обогатило поэзию.

Стихотворение «Элегия» мне запомнилось тем, что в очередной раз Некрасов проявляет неравнодушие, как поэт, остро реагирует на окружающую действительность, ратует за лучшую долю для своего народа.

1. Вступление
2. История создания стихотворения «Элегия»
3. Что послужило импульсом к написанию стихотворения?
4. Композиция
5. Темы, поднятые в стихотворении, к какому типу лирики принадлежит?
6. Проблематика
7. Краткое содержание
8. Главная мысль стихотворения «Элегия»
9. Характерная особенность стихотворения
10. Стихотворный размер
11. Средства художественной выразительности
12. Чем запомнилось стихотворение?

Элегия (1874)

Стихотворение Н. А. Некрасов посвятил своему другу А. Н. Еракову. Поэт послал ему «Элегию» в день именин вместе с письмом: «Посылаю тебе сти­хи. Так как это самые задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу».

Поводом же к написанию этого произведения стало выступление историка литературы О. Ф. Миллера, в котором он утверждал, что поэт стал повторяться и что «непосредственное описание страданий народи Некрасовым исчерпано».

Жанр произведения указан в его названии - эле­гия. В переводе с древнегреческого языка элегия - жалоба; она передаёт грустные переживания, как правило, любовные. К этому жанру обращались многие поэты-романтики: Баратынский, Жуковский, Батюшков. Некрасов изменил традицию - написал грустные размышления о судьбе русского народа после реформы 1861 года, отменившей крепостное право. Композиционно стихотворение делится на три части. Первая часть - зачин, в котором поэт обращается к юношеству и определяет тему своего произведения. Вторая часть - развитие темы; ав­тор формулирует своё представление о назначении поэта. Третья часть - концовка; поэт размышляет о судьбе русского народа. Начинается и заканчивается стихотворение одним и тем же мотивом - автор го­ворит о народных страданиях, а значит, композицию стихотворения можно назвать кольцевой.

Лирический герой стихотворения считает, что для поэта нет предмета достойнее и значительнее, чем «Толпе напоминать, что бедствует народ / В то время, как она ликует и поёт, / К народу возбуж­дать вниманье сильных мира…». Эти строки звучат взволнованно и даже торжественно.

Поэт определяет тему своего творчества в целом и этого произведения в частности - «страдания на­рода». Есть в «Элегии» строки, которые явно пере­кликаются со стихотворением Пушкина «Деревня».

Некрасов:

…Увы! пока народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам,

Как тощие стада по скошенным лугам, Оплакивать их рок, служить им будет Муза,

И в мире нет прочней, прекраснее союза!..

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, Здесь рабство тощее влачится по браздам…

Этой реминисценцией Некрасов хочет обратить внимание читателя на то, что со времён Пушкина в жизни народа ничего не изменилось, хотя уже 13 лет прошло после отмены крепостного права.

Как и полагается в элегии, в «Элегии» Некрасова тоже есть описательная часть. Поэт рисует картину жизни послереформенной русской деревни. Он вос­хищается и природой, и трудом крестьян. Но закан­чивается строфа риторическими вопросами:

Сносней ли стала ты, крестьянская страда?

И рабству долгому пришедшая на смену Свобода, наконец, внесла ли перемену В народные судьбы? в напевы сельских дев?

Иль так же горестен нестройный их напев…

Но размышления эти слышит лишь окружающий его пейзаж: «И песнь моя громка!.. / Ей вторят долы, нивы, / И эхо дальних гор ей шлёт свои отзывы, / И лес откликнулся… Природа внемлет мне…». А как же народ, о чьей судьбе так беспокоится поэт? «Увы! не внемлет он - и не даёт ответа…».

Автор использует умолчание не только после ри­торических вопросов и восклицаний, но и в конце стихотворения. Народ не слышит его вопросов. Поэта поражает долготерпение крестьян. Они так привык­ли быть зависимыми, что продолжают по привычке нести трудовую повинность. Освобождение от кре­постного права не принесло ожидаемых перемен в судьбе русского народа. В этом и заключается идея «Элегии» Некрасова.

Оглядывая свой жизненный путь, лирический герой восклицает: «Я лиру посвятил народу свое­му…» - эта строчка стала лейтмотивом, девизом, сущностью всего творчества Некрасова.

Поэт использует самые разнообразные средства художественной выразительности. В стихотворении много ярких эпитетов (сладкие слёзы; красный день; золотая жатва; довольное дитя, тайные вопросы), использовано олицетворение (и лес откликнулся), метафора (служить им будет Муза), сравнение (как тощие стада по скошенным лугам), анафора (И эхо дальних гор… И лес откликнулся).

«Элегия» Николай Некрасов

Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая «страдания народа»
И что поэзия забыть ее должна.
Не верьте, юноши! не стареет она.
О, если бы ее могли состарить годы!
Процвел бы божий мир!… Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза!…
Толпе напоминать, что бедствует народ,
В то время, как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира —
Чему достойнее служить могла бы лира?…

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен…
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…
Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленье…
«Довольно ликовать в наивном увлеченье,-
Шепнула Муза мне.- Пора идти вперед:
Народ освобожден, но счастлив ли народ?..

Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою,
Старик ли медленный шагает за сохою,
Бежит ли по лугу, играя и свистя,
С отцовским завтраком довольное дитя,
Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы —
Ответа я ищу на тайные вопросы,
Кипящие в уме: «В последние года
Сносней ли стала ты, крестьянская страда?
И рабству долгому пришедшая на смену
Свобода наконец внесла ли перемену
В народные судьбы? в напевы сельских дев?
Иль так же горестен нестройный их напев?..»

Уж вечер настает. Волнуемый мечтами,
По нивам, по лугам, уставленным стогами,
Задумчиво брожу в прохладной полутьме,
И песнь сама собой слагается в уме,
Недавних, тайных дум живое воплощенье:
На сельские труды зову благословенье,
Народному врагу проклятия сулю,
А другу у небес могущества молю,
И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,
И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы,
И лес откликнулся… Природа внемлет мне,
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта,
Увы! не внемлет он — и не дает ответа…

Анализ стихотворения Некрасова «Элегия»

Николая Некрасова, который посвятил большинство своих произведений народу, описывая его тяжелую долю, нередко называли «мужицким поэтом» и критиковали за то, что он слишком много внимания уделяет быту и жизни крестьян. После отмены крепостного права в 1861 году нападки на поэта со стороны литературных критиков и чиновников усилились, так как он по-прежнему продолжал адресовать свои произведения низшим слоям общества, считая, что их жизнь нисколько не улучшилась.

Наконец, в 1874 году, желая ответить своим оппонентам на незаслуженные упреки и оскорбления, Николай Некрасов написал стихотворение «Элегия», из названия которого можно сделать вывод, что на сей раз речь пойдет о чем-то благородной и изящном. В этом заключалась ирония поэта, который вновь посвятил стихи тяжкой доле своего народа и попытался найти ответ на вопрос, действительно ли крестьянам стало жить лучше после отмены крепостного права?

Стихотворение начинается с обращения к неизвестным оппонентам поэта, которых он убеждает в том, что «тема старая «страдания народа»» все еще актуальна хотя бы потому, что крестьяне, получив свободу, все так же бедствуют . И поэт считает своим долгом обращать внимание «сильных мира» на проблемы обычных людей, считая, что в этом и заключается его предназначение. «Я лиру посвятил народу своему», — отмечает Некрасов, и в этих словах нет ни грамма пафоса. Ведь поэт на собственном опыте узнал, каково это – жить в нищете и порой даже не иметь крыши над головой. Поэтому Некрасов отмечает, что он «сердцем спокоен» и нисколько не сожалеет о том, что героями его произведений являются не взбалмошные светские девицы, чиновники и аристократы, а крестьяне.

Некрасов отмечает, что ему посчастливилось видеть «красный день», когда произошла отмена крепостного права, что вызвало у поэта «сладкие слезы». Однако радость его была недолгой, так как, по уверению автора, муза-вдохновительница приказала идти ему вперед. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?», — вопрошает поэт.

Ответ на этот вопрос он пытается найти в повседневной жизни крестьян, которые все так же вынуждены гнуть спину на поле, чтобы прокормить себя и свою семью. Наблюдая за тем, как споро кипит работа во время жатвы, как стройно и слаженно поют женщины, орудуя серпом, а счастливые дети бегут в поле, чтобы передать отцу завтрак, Некрасов отмечает, что подобная картина навевает умиротворение и спокойствие. Однако поэт понимает, что за кажущимся внешним благополучием по-прежнему скрываются проблемы , ведь лишь единицы из этих тружеников села могут рассчитывать на лучшую долю, получение образования и возможность узнать, что жить можно совсем по-другому, зарабатывая не тяжким физическим трудом, а интеллектом.

Поэтому, завершая свою «Элегию», автор отмечает, что он не знает ответа на вопрос, лучше ли теперь живется крестьянам . И даже герои его многочисленных произведений не в состоянии объективно сказать, действительно ли они стали счастливыми. На одной чаще весов – свобода, на другой – голод и нищета, ведь теперь они сами несут ответственность за собственную жизнь и очень часто даже не представляют, как ею распорядиться. При этом Некрасов прекрасно осознает, что естественный процесс миграции вчерашних крепостных уже начался, и этим пользуются их вчерашние хозяева, которые за копейки покупают дармовую рабочую силу, которая не умеет отстаивать свои права в силу безграмотности и впитанного с молоком матери преклонения перед господами. В итоги тысячи вчерашних крестьян обрекают себя и свои семьи на голодную смерть, даже не подозревая о том, что на их труде по-прежнему наживаются те, кто сумел извлечь свою выгоду из отмены крепостного права.

Н. Некрасов - один из самых известных борцов за свободу народа. Его произведения, посвященные низшим слоям общества, часто критиковали современники. «Элегия» стала ответом на несправедливую критику. Изучают ее в 9 классе. Предлагаем ознакомится с кратким анализом «Элегия» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1874 г., когда поэт уже успел понаблюдать за изменениями, к которым привела отмена крепостного права.

Тема стихотворения – жизнь народа по время крепостного права и после него; роль поэта в судьбе народа.

Композиция – Стихотворение делится на несколько смысловых частей: рассказ о народах, влачащихся в нищете и о их союзе с музой, рассказ лирического героя о своем служении народу, размышления о жизни народа после отмены крепостного права.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный анапест, рифмовка параллельная ААВВ.

Метафоры «говорит изменчивая мода», «процвел бы божий мир», «оплакивать их рок, служить им будет муза», «шепнула Муза мне», «жатва золотая», «вопросы, кипящие в уме», «прохладная полутьма».

Эпитеты «наивное увлечение», «старик медленный», «тайные вопросы», «крестьянская страда» .

Сравнения - «влачатся в нищете…, как тощие стада» .

История создания

Н. Некрасов с юных лет выступал за свободу народа. Эта проблема стала ведущей в его творчестве. Немногие современники поэта понимали и принимали его идеи. Чаще всего в адрес его стихотворений звучала резкая критика. Поэта это не останавливало, лишь подогревало его бунтарские настроения.

В 1861 г. Крепостное право отменили, но это не принесло народу ожидаемых свободы и счастья. Н. Некрасов продолжал посвящать строки низшим слоям общества и снова находились ярые критики его творчества. В 1874 году поэт написал анализируемое стихотворение. Так он ответил критикам и в художественной форме аргументировал свою общественную позицию.

Тема

В стихотворении поднимается актуальные для времени и литературы Некрасова проблемы - жизнь народа по время крепостного права и после него; роль поэта в судьбе народа. Тема раскрывается сквозь призму восприятия лирического героя, который сливается в единое целое с автором.

В первых строках лирический герой рассказывает об отношении его современников к «страданию народа». Здесь он говорит не только от своего имени, поэтому рассказ ведется от первого лица множественного числа. Они считают, что эта тема устарела и поэты не должны тратить на нее время. Лирический герой не пытается угнаться за модой. Он смотрит в глаза реальности, где видит, что народ требует помощи поэтов и Музы. Муза, по мнению Некрасова - союзница народа. Она умеет не только оплакивать народ, но и бороться за его судьбу, взывая внимание «сильных мира» к простым людям. Уже первая строфа подсказывает читателю, что под образом лирического героя подразумевается поэт.

Постепенно лирический герой переходит к рассказу от своего имени. Он признается, что посвятил свое творчество народу, поэтому его сердце спокойно. Ему посчастливилось наблюдать за освобождением народа, о радость длилась недолго. Герой скоро заметил, что свобода только формальная, она не изменила жизнь крестьян к лучшему. Он сомневается в том что видит, поэтому задается вопросом: « Свобода наконец внесла ли перемену в народную судьбу?»

Раздумья над «новой жизнью» народа стают источником для новых стихов о судьбе народа. В них лирический герой пытается найти ответ, но, увы, попытки тщетны.

В «Элегии» реализуется идея о необходимости борьбы за свободу, важную роль в которой играет поэтическое искусство. Также поэт утверждает, что нельзя доверять формальному освобождению, ведь оно не всегда означает наступление счастья и конец борьбы.

Композиция

Произведение делится на несколько смысловых частей: рассказ о народах, влачащихся в нищете и о их союзе с музой, рассказ лирического героя о своем служении народу, размышления о жизни народа после отмены крепостного права. Формальная организация стихотворения соответствует содержанию: текст поделен на четыре строфы с разным количеством стихов (от 10 до 14).

Жанр

Жанр произведения - гражданская лирика, так как автор рассказывает о жизни народа. Стихотворный размер - четырехстопный анапест. Н. Некрасов использует параллельную рифмовку ААВВ.

Средства выразительности

Для полного раскрытия темы и донесения до читателя идеи автор использует средства выразительности. Они же помогают передать внутреннее состояние лирического героя. Преобладают в стихотворении метафоры : «говорит изменчивая мода», «процвел бы божий мир», «оплакивать их рок, служить им будет муза», «шепнула Муза мне», «жатва золотая», «вопросы, кипящие в уме», «прохладная полутьма» . Дополняется монолог эпитетами - «наивное увлечение», «старик медленный», «тайные вопросы», «крестьянская страда» и сравнением - «влачатся в нищете…, как тощие стада» . Передать смешанные чувства лирического «Я» позволяет оксюморон «слезы сладкие» . В наборе художественных средств воплотились как традиционные ассоциации, так и индивидуально-авторские.

Измена мужа