Конспект индивидуального занятия логопедического комнатные растения. Занятие Комнатные растения (старшая логопедическая группа)

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи и развитию связной речи в старшей группе на примере лексической темы «Комнатные растения »

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные цели :

а) уточнение и расширение представлений о комнатных растениях и уходе за ними;

б) уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Комнатные растения»:

Слов-предметов: растение, кактус, фикус, фиалка, кливия, герань, плющ, горшок, лейка ;

Слов-признаков: комнатный, зелёный, гладкий, колючий, высокий, цветущий, вьющийся ;

Слов-действий: ухаживать, поливать, протирать, опрыскивать

в) совершенствование грамматического строя речи:

Формировать умение образовывать существительные в родительном падеже;

Формировать умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции с предлогами НА, ПОД, ЗА, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД;

Формировать умение согласовывать существительные с числительными два и пять , а так же умение согласовывать существительные с прилагательными в роде .

г) формирование умения составлять предложения по картине и отвечать полным ответом.

Коррекционно-развивающие цели :

Развитие связной речи;

Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса;

Развитие слухового внимания;

Развитие координации движения и речи;

Развитие общей и мелкой моторики;

Развитие логического мышления, памяти, зрительного внимания и восприятия.

Воспитательные цели : воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности, активности, самостоятельности, воспитание у детей любви и заботы к комнатным растениям.

Оборудование: магнитная доска, наглядный материал «Комнатные растения» - кактус, фикус, герань, фиалка, кливия, плющ, разрезные карточки-пазлы с комнатными растениями, живое комнатное растение фиалка, божья коровка, пособие «Посчитай сколько», заготовка для рисования «Кактус без колючек», карточки «Что лишнее», картина «Живой уголок», лейка.

Ход занятия:

    Организационный момент. Сообщение темы занятия.

Логопед зазывает ребят к окну.

Л. – Ребята, здравствуйте! Подойдите все сюда ко мне, встаньте в полукруг. Я сейчас вам загадаю загадку, хотите? Внимательно слушайте:

« На окошке у меня целый зимний сад

Тут и кактус, и герань, все цветы стоят.

Здесь фиалка, кливия

Нежно распускаются,

Подскажите мне ребята,

Как такие растения называются?»

Д. – Комнатные!

Л. – Правильно! А почему такие растения называют комнатными?

Д. – Потому что они растут в комнате.

Л. – Правильно! Молодцы! Тема нашего занятия сегодня «Комнатные растения» и проведу его с вами я, Оксана Николаевна. Садитесь на вои места.

    Уточнение, расширение и активизация словаря. Формирование умения подбирать слова-признаки к словам-предметам.

Игра « Подбери признак к растениям »

Л. – Ребята, посмотрите на доску. Какие растения вы уже знаете?

Д. – кактус, фиалка, герань

Л. – Правильно! А как вы узнали, что это кактус?

Д. – Он колючий.

Л. - Правильно! А фиалка какая?

Д. – Цветущая

Л. – Правильно! А есть ещё комнатные растения фикус, кливия и плющ. Давайте с Вами назовём их признаки.

Фикус (какой?) – высокий, гладкий

Герань (какая?) – мягкая, цветущая

Кактус (какой?) – колючий, зелёный

Кливия (какая?) – высокая, гладкая, цветущая

Фиалка (какая?) – низкая, мягкая, цветущая

Плющ (какой?) – низкий, вьющийся

Л. – Молодцы!

    Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. Уточнение словаря по теме «Комнатные растения».

Пазлы « Комнатные растения »

Л. – А теперь каждый из вас соберёт изображение одного из комнатных растений из частей. Кто первый соберёт, поднимет руку! (Дети собирают разрезные картинки)

Л. – Молодец, ты самый первый! Скажи, какое растение у тебя получилось?

Д. – Фиалка.

Л. – Расскажи, фиалка какая? (И т.д. дети рассказывают о своих растениях)

    Совершенствование грамматического строя речи. Формирование умения образовывать существительные в родительном падеже. Формирование отвечать полным ответом. Развитие памяти и внимания.

Игра « Чего не стало? »

Л. – Теперь я хочу проверить насколько хорошо вы запомнили комнатные растения. По моей команде вы будете закрывать глаза, а я –убирать одно растение. Затем вы открываете глаза и рассказываете мне чего не стало.

По команде логопеда дети закрывают глаза. Логопед убирает фиалку.

Л. – Чего не стало?

Д. – фиалки

Л. – отвечаем полным предложением: «Не стало фиалки»

Игра проводится для всех растений.

    Физкультминутка. Развитие общей моторики. Развитие координации движения и речи, слухового внимания.

Логопед предлагает детям пройти на ковёр.

Игра « Комнатные растения »

Л. – Ребята, присядьте на корточки и представьте, что вы все маленькие растения, вы мои комнатные растения. То растение, к которому я подойду и полью из лейки, начинает подниматься, расти и тянуться вверх к солнышку. Нужно встать на носочки, поднять руки вверх и потянуться. Когда я отойду, растение станет постепенно вянуть, опускать листочки. Нужно медленно расслабить и уронить руки, согнуться, опустив голову. (логопед поливает каждое растение и в заключении поливает сразу всех, дети поднимаются)

Л. – А теперь вы будете тянуть свои листики-руки в ту сторону, куда я скажу, но слушайте внимательно, потому что показывать я буду совсем другие действия, вам важно повторить только то движение, которое я назову, а не покажу. (Логопед путает детей, заканчивает физкультминутку)

    Совершенствование грамматического строя речи. Формирование умения правильно употреблять предложно-падежные конструкции с предлогами НА, ПОД, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.

Логопед ставит горшок с фиалкой перед детьми и берёт Божью коровку.

Упражнение « Божья коровка ».

Л. – Ребята, посмотрите кто к нам прилетел, узнали? Кто это?

Д. – Это Божья коровка

Л. – Правильно! Божья коровка прилетела и села НА листок. А теперь где Божья коровка? (Логопед убирает Божью коровку под листок)

Д. – Под листом

Л. – вылетела откуда? – Д. - Из-под листа.

Л. – улетела куда? – Д. – за горшок

Л. – вылетела откуда? – Д. – Из-за горшка.

Л. – Ой, а сейчас куда села Божья коровка? – Д. – на руку (и т.д. Божья коровка летает по детям)

Л. – Молодцы1

    Совершенствование грамматического строя речи. Согласование существительных с числительными два и пять.

Игра « Посчитай сколько? »

Л. – Ребята, Божья коровка улетела, но оставила вам много разных растений, разбирайте.

Логопед раздаёт карточки с картинками двух и пяти растений.

Л. – Расскажите, у кого сколько растений?

Д. – У меня два кактуса и пять фиалок

У меня две фиалки и пять фикусов

У меня две кливии и пять гераней

У меня фикуса и пять кактусов и тд.

    Развитие мелкой моторики, логического мышления, зрительного восприятия.

Игра « Рисуем кактус »

Логопед раздаёт заготовки кактуса без колючек.

Л. – Ребята, какое растение изображено на картинке?

Д. – Это кактус.

Л. – Правильно! А чего не хватает кактусу на картинке?

Д. – колючек

Л. – Давайте вс вместе хором скажем: У кактуса не хватает колючек

Д. – повторяют

Л. – Давайте дорисуем колючки катусу.

Дети дорисовывают кактусу колючки, логопед вывешивает готовые работ на магнитную доску.

Л. – вот какие красивые кактусы у нас получились!

    Развитие логического мышления, зрительного внимания, восприятия. Развитие связной речи.

Логопед выкладывает картинки на магнитную доску.

Игра « Что лишнее? »

Л. – Ребята, а сейчас я хочу проверить, насколько вы внимательны. Рассмотрите предметы на картинке и назовите что лишнее.

Картинка №1: зелёное комнатное растение, зелёный крокодил, зелёнка, красная кружка

Д. – лишняя кружка, потому что все предметы зелёные, а она красная.

Картинка №2. Иголка, мяч, кактус, шило

Д. – лишний кактус, потому что все предметы неживые, а он живой.

Л. – Хорошо! А ещё есть второй ответ к этой картинке, что ещё ожжет быть лишним?

Д. – мяч, потому что все предмет колючие, а мяч нет.

Л. – Молодцы!

    Формирование умения составлять предложение по картине на заданную тему. Уточнение и активизация глагольного словаря. Формирование умения отвечать полным ответом. Развитие связной речи.

На магнитной доске вывешена картина «В живом уголке».

Беседа по картине «В живом уголке»

Л. – Ребята, посмотрите на картину. Девочки Катя и Оля трудятся в живом уголке. Они ухаживают за фикусом. Что делает Катя?

Д. – Катя поливает фикус

Л. – Что делает Оля?

Д. – Оля протирает листья.

Логопед вешает вторую картину.

Л. – а эта девочка что делает?

Д. – Девочка опрыскивает цветы.

Л. – Правильно! Растения нужно поливать, протирать и опрыскивать. Зачем ребята нужно ухаживать за растениями?

Д. – За растениями нужно ухаживать, чтобы они не завяли.

11. Заключение.

Л. – Ребята, на этом наше занятие подошло к концу. Вам понравилось занятие?

Л. – какое комнатное растение вам больше всего понравилось?

Д. – Кактус, фиалка, плющ ….

Л. – Спасибо, ребята вам, вы меня очень порадовали своими ответами, жалко, что занятие закончилось так быстро. А чтоб вы запомнили о нашей встрече, я приготовила вам подарочки – это волшебнее комнатные растения. Возьмите карточки к себе домой, загадайте желание и оно сбудется. До свидания!

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ.

Данное занятие посвящено практическому усвоению детьми лексических и грамматических средств языка на примере лексической темы «Комнатные растения». Занятие структурно состояло из 11-ти этапов, каждому из которых соответствовали инструкции.

По лексическому материалу, подобранному с учётом возрастных особенностей, можно определить тему занятия (Комнатные растения).

Началось занятие с организационного момента, цель которого была активизировать внимание детей и подвести их к теме и целям занятия. Дети отгадывали загадку и без труда поняли о чём пойдёт речь на занятии.

На всех этапах занятия активизировалась речевая деятельность детей. Детям предлагались вопросы, побуждающие их использовать в собственной речи операции словообразования.

Наглядный материал соответствовал теме и целям занятия. Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия. На протяжении всего занятия прослеживается работа над мышлением, памятью и вниманием.

Предложенные задания давались в порядке возрастающей сложности.

В ходе проведения занятия были использованы разнообразные игровые приёмы, позволяющий увлечь детей и создавать положительный настрой, предупреждать утомляемость и сохранять интерес к занятию. Особенно детям понравилась игра «Божья коровка». Считаю, что я выполнила все поставленные задачи и цели, детям занятие явно очень понравилось.

Занятие

Тема: Комнатные растения

Цели:

Коррекционно-образовательные:

    учить детей употреблять глаголы в прошед­шем времени;

    учить выделять из текста однокоренные слова.

Коррекционно-развивающие:

    закреплять у детей навык употребления при­тяжательных местоимений;

    активизировать и расширять словарь по теме;

    упражнять в подборе имен прилагательных и глаголов, противоположных по смыслу.

Коррекционно-воспитательная:

    воспитывать у детей интерес к комнатным растениям, трудолюбие и желание помогать взрослым в уходе за ними.

Оборудование: предметные картинки с изображени­ем комнатных растений, сюжетные картинки, на которых изображены различные действия по уходу за комнатными растениями.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: Сядет тот, кто назовет комнатные рас­тения, которые изображены на картинках. (На­званное растение дети уносят с собой.)

2. Объявление темы.

Логопед: Сегодня мы поговорим о комнатных растениях и о том, как нужно за ними ухаживать.

3. Вводная беседа.

Цветы

Цветы бывают разных цветов и форм: голубые, желтые, красные, похожие на колокольчики и звездочки... Они растут в дикой природе и в саду. Садовые цветы - это нередко очень красивые род­ственники диких цветов. Весной и летом на поля­нах полным-полно цветов. Бабочки и другие насе­комые «посещают» цветы, потому что им нравится яркая окраска лепестков и их запах. Некоторые цветы являются редкими и растут лишь в опреде­ленных местах. Такие цветы рвать нельзя!

А еще цветы можно выращивать дома, на подо­коннике. Они хорошо растут, если им достаточно света, их поливают и ухаживают за ними. И даже зимой они будут покрыты листьями. У комнатных растений обычно красивые листья или цветы.

4. Развитие лексико-грамматических категорий.

Логопед: У каждого из вас есть картинка с изо­бражением комнатного растения. Сейчас мы рас­скажем, чье это теперь растение.

Игра «Ванин или Катин?». Образование притя­жательных прилагательных.

У Вани кактус. Чей это кактус? (Это Ванин кактус.)

У Коли толстянка. Чья это толстянка? (Это Колина толстянка.) И т.д.

Логопед: Чтобы комнатные растения хорошо рос­ли, за ними нужно ухаживать. Посмотрите на кар­тинки. Я назову действия, которые выполняют с цветами, а вы представьте, что это случилось вчера.

Игра «А вчера?». Образование формы прошед­шего времени глаголов. Проводится по картин­кам с изображением данных действий.

Оля поливает кактус. А вчера? (Оля поливала кактус.)

Ваня и Лида протирают листья у сансивьеры.

Света пересаживает фикус.

Ира рыхлит землю вокруг фиалки.

Анжела опрыскивает ли­стья у бегонии.

Денис подкармливает толстянку.

Дети ухаживают за цветами.

Логопед: Мы с вами уже говорили о том, что такое слова-родственники. Сейчас я прочитаю не­большой рассказ, а вы должны найти в нем слова-родственники к слову цветы.

Скоро наступит весна. На лугу, в поле и на клум­бах расцветут разноцветные цветы. Весной насту­пит время для посадки и пересадки комнатных растений. Цветоводы посадят семена в разноцвет­ные горшки и будут ждать появления цветов. Вско­ре цветы наберут силу, начнут расцветать один за другим и радовать глаз своим цветением. Один цве­точек отцветает, а другой ярким цветом зацветает.

Физкультминутка.

На солнечном окошке

«Солнце» над головой.

Фиалка расцвела -

«Цветочек».

Лиловые цветочки

Тихонько подняла.

Взмахи рук снизу вверх.

Средь листьев она прячется,

Не любит лезть вперед,

Закрывают лицо руками.

Но всякий к ней наклонится

Наклоняются, не касаясь руками пола.

И бережно возьмет.

По Е. Серовой

Тихонько встают.

Логопед: Посмотрите внимательно на цветок и назовите его части.

Игра «Назови части». Пополнение словаря по теме «Цветы».

Стебель, лист, цветок, черенок, корни. (Несколько детей повторяют названия частей цветка.)

Логопед: Мы назвали по одной части у цветка, а сейчас назовем их много.

Игра «Один - много». Образование формы мно­жественного числа существительных.

Один стебелек, а много... (Стебельков.)

Один лист, а много... (Листьев.)

Один цветок, а много... (Цветков.)

Один черенок, а много... (Черенков.)

Один корень, а много... (Корней.)

Игра «Скажи наоборот». Подбор антонимов.

Колючий лист - гладкий лист.

Влажная земля - сухая земля.

Теплая вода - холодная вода.

Толстый лист - тоненький лист.

Большой цветок - маленький цветок.

Расцвел цветок - отцвел цветок.

Мягкая земля - твердая земля.

Толстый стебелек - тонкий стебелек.

5. Итог занятия.

Логопед: Как назвать одним словом: сансивьера, фиалка, фикус, толстянка, кактус? Что нужно де­лать для того, чтобы комнатные растения хорошо росли? (Рыхлить, поливать, пересаживать...)

Что это: стебель, лист, цветок, черенок, корни.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующей направленности №16 «Золотой ключик»

Конспект занятия по развитию речи на тему:

«Комнатные растения» в подготовительной логопедической

группе №5 «Букваренок»

Учительлогопед:

ГорбатенкоМ.Н.

г. Урай 2015

Тема: «Комнатные растения»

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные цели:

Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Комнатные растения » ( растение, горшок, стебель, лист, полив, лейка, кактус, алое, колеус, очищать, герань, ухаживать, опрыскивать, зеленый) . Отгадывание загадок.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики, творческого воображения. Развитие речевого слуха. Совершенствование синтаксического строя речи (сложноподчиненные предложения со словами потому что).

Коррекционно-воспитательные цели:

Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, любви и бережного отношения к комнатным растениям.

Оборудование.

Мольберт, предметные картинки по теме, резиновый мяч среднего размера, контейнер с карандашами, штриховка «кактус».

Ход занятия:

Этапы занятия

1.Организационный момент.

Логопед: Доброе утро! Здравствуйте!

Загадка. Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут.

Правильно вы отгадали, это комнатные растения .

Логопед. Ребята, для чего нам нужны комнатные растения?

2. Объявление темы

3. Беседа о комнатных растениях и уходе за ними.

Вносится посылка и конверт от дедушки Ежа. Ёж просит нас отгадать загадки, поможем ему. (Развитие речевого слуха, мышления, памяти).

Комнатное растение, Пахнет стебель и цветочки,

Называем мы в народе Опушённые листочки

"крапивка". Ты пораньше утром встань

(Колеус) И полей свою (герань)

Круглый шарик Зелёное, колючее

Словно ёжик, Сто лет ему дремучему,

Но без мордочки и ножек. Как только насморк

На моём растёт окне, Вас застал врасплох,

Очень нравится он мне. (Кактус). Бежите Вы к нему. (Алое)

Логопед: - я хочу вас попросить, что бы вы выбрали себе комнатное растение и рассказали о нем. Где он растет? Из каких частей оно состоит? Как нужно за ним ухаживать?
Опишите, какие у него стебли, листья, цветы.

1Ребенок - Это герань - комнатное растение. Герань растет как кустик. У герани прочный стебель, круглые листья, и цветы голубого цвета. Нуждается в поливе и рыхлении почвы. Хорошо растет на солнечном месте.

2 Ребенок - Это алое . У него крепкие стебли и треугольные блестящие листья, светло-зеленого цвета. Любит регулярный полив и солнечное место.

3 Ребенок - Фикус - комнатное растение. Растет как дерево. У него коричневый стебель и овальные темно-зеленные листья. Нуждается в регулярном поливе. Листья фикуса нужно протирать, убирать пыль.

4 Ребенок - Это кактус – комнатное растение. У кактуса один стебель, зеленного цвета, покрытый колючками, листьев нет.

5 Ребенок - Это фиалка - комнатное растение. У нее круглые мягкие листочки и красивые белые цветы.

4. Физ. минутка.

Логопед: У меня есть бегония

Ребенок: у меня нет бегонии.

Логопед: У меня есть кактус.

Ребенок: у меня нет кактуса.

Логопед: У меня есть фикус.

Ребенок: у меня нет фикуса.

Логопед: У меня есть герань.

Ребенок: у меня нет герани.

5. Игра «Что лишнее? »

Я хочу проверить, умеете ли вы внимательно слушать. Я буду произносить ряд слов, а вы будете определять, какое слово лишнее и почему.

1. Гортензия, стебель, фиалка, фикус. Что лишнее?

2. Цветок, стебель, бегония, листья .

3. Герань, гортензия, горшок, фикус.

Логопед: комнатные растения приносят радость человеку, но и требуют от него заботливого внимания.

6. Упражнение «Закончи предложение».

Ребята, давайте поиграем в игру. Я начинаю предложение, а вы сочиняете вторую часть, и начинаете свой ответ со слов «для того чтобы».

Комнатные растения нужно поливать…..

Комнатные растения нужно поливать для того, чтобы они не завяли .

Листья на комнатных растениях нужно протирать…

Листья на комнатных растениях нужно протирать для того, чтобы они могли дышать.

Комнатным растениям нужен солнечный свет….

Комнатным растениям нужен солнечный свет для того, чтобы они могли хорошо дышать.

Комнатные растения нужны человеку…..

Комнатные растения нужны человеку для того, чтобы украшать дом.

Для чего ещё комнатные растения нужны человеку?

Комнатные растения нужны человеку для того, чтобы очищать воздух.

Молодцы!

7. Штриховка “Кактус”

Посмотрите на свои рисунки.

Что на них изображено?

Заштрихуйте свои кактусы по образцу.

Чего не хватает вашим кактусам, чтобы они стали как настоящие?

(колючек ). Нарисуйте их.

8. Итог занятия.

О чём мы с вами сегодня говорили?

Какое комнатное растение вам понравилось?

Вам понравилось, как вы работали? (хлопаем в ладоши).

А работа кого из детей вам сегодня понравилась?

Какое задание вам понравилось больше всего?

Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали.

Логопед: В мире цветов так тепло и прохладно, Целый букет ароматов и звуков… Каждый цветок – он по-своему нарядный… В форме изысканных праздничных кубков.

1. Закрепление, расширение представлений о комнатных растениях, их внешний вид, особенности ухода за ними. Расширение и активизация словаря по теме.

Слова-предметы: растение, кактус, бегония, фиалка, хлорофитум, пеларгония (герань), аспарагус, алоэ, корень, стебель, листья, колючки, цветок.

Слова-признаки предметов: комнатные, толстые, гладкие, пушистые, круглые, вытянутые,
колючие, красивые, душистые, сочные, яркие, зеленый, белый, красный, голубой, розовый.

Слова-действия предметов: ухаживать, поливать, рыхлить, пересаживать, подкармливать,
протирать, опрыскивать, любоваться.

2. Подумай и объясни, почему эти растения называются комнатными? Наблюдение за комнатными растениями, за их цветением, участие в уходе за растениями дома.


3. Вспомни, как надо ухаживать за комнатными растениями и закончи предложения.

Чтобы цветы не сохли, их надо _______________.

Пыльные листья надо __________________.

Чтобы комнатные цветы цвели, их надо _______________ .

4. Заучивание стихотворения «Фиалка»

5. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными.
Один мак; моя ромашка; много васильков и т.д.

6. Образование множественного числа существительных. Кактус - кактусы. И т.д.

7. Составление рассказа-описания о фиалке по данному плану. Развитие связной речи.
Это фиалка. Она красивая. У нее зеленые листья и розовые цветы. Она растет в коричневом горшочке. Ее нужно поливать, подкармливать.



8. Игра «Цветок и божья коровка». Совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов). Выделяйте голосом предлоги.

9. Игра «Назови ласково».

Логопедическое занятие. Тема «Комнатные цветы»

Подготовительная к школе группа

Цель . Развитие речи.

Коррекционно-о бразовательные задачи. Уточнение и расширение представлений о комнатных растениях и уходе за ними. Активизация и актуали­зация словаря по теме «Комнатные растения». Совершенствова­ние навыка звукового анализа и синтеза. Совершенствование на­выка чтения слогов и слов . Профилактика нарушений письменной речи. Совершенствование грамматического строя речи. Совер­шенствование навыков звукового анализа слов (выделение со­гласного на фоне слова). Совершенствование навыков звукобуквенного анализа.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, фо­нематических представлений (выделение различных знакомых звуков; подбор слов на заданный звук), зрительного и внимания и восприятия, мышле­ния, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно -воспитательные задачи. Формирование взаимопо­нимания, доброжелательности, самостоятельности, инициатив­ности, ответственности. Воспитание любви и бережного отноше­ния к природе.

Оборудование. Наборное полотно, альбом «Живая природа. В мире растений», предметные картинки по теме «Комнатные растения», тетради для занятий, контейнер с карандашами, горшок с геранью карточка с ребусом, фломастер. Магнитная доска, комплект фломастеров к ней, предметные картинки с изображениями комнатных растений, алгоритм рассказа о комнатном растении, контурные картинки с изображениями комнатных растений.

Предварительная работа. Беседа о комнатных растениях, спо­собах их размножения, уходе за ними на занятии по ознакомле­нию с окружающим. Экскурсия по детскому саду в целях наблюдений различных растений. Рас­сматривание изображений комнатных растений в альбоме «Живая природа. В мире расте­ний», расширение словаря по теме. Создание выставки «мой любимый домашний цветок»

Ход занятия

    Организационный момент (дети стоят в кругу)

Игра с мячом, предаем друг другу.

Логопед. Вспомните экскурсии в уто­лок природы нашей детского сада, в зимний сад детского сада и подбе­рите названия комнатных растений, начинающиеся со звука [К|.

К актус, к олеус, к амнеломка, к ливия.

Логопед. Посмотрите на картину «Уголок природы». Кого вы видите на ней?

Дети: Мы видим воспитателя и детей.

Логопед. Куда они пришли? Что они делают?

Дети: Они пришли в уголок природы и ухаживают за комнатными растениями.

Логопед. Что делает воспитатель?

Дети: Воспитатель показывает мальчику, как надо рыхлить землю в горшках с цветами маленькими грабельками.

Логопед. Что делают мальчики на заднем плане?

Дети: Мальчики поливают растения из маленьких леечек.

Логопед. Что делают девочки?

Дети: Девочки рассматривают бальзамин и гортен­зию и сравнивают цветы и листья этих растений.

Логопед. Какие растения у ребят в уголке природы? По­чему?

Дети: Растения в уголке природы красивые, потому что ребята правильно за ними ухаживают. Они любят свой уголок природы.

2 . Игра «Что лишнее?» (Развитие зрительного и слухового внимания, вос­приятия, мышления, связной речи.)

Рассматривание альбома «Живая природа. В мире растений».

Логопед. Рассмотрите и назовите комнатные растения.

Дети. Герань, фикус, сансивьера, фиалка (сенполия), кактус, бегония, камнеломка, тра­десканция.

Логопед. Подумайте, какое из растений лишнее и почему.

Дети: Лишний кактус, потому что это единственное колючее растение.

Логопед: А по звучанию? (проговариваем несколько раз, пока дети не услышат)

Дети: Лишние фикус, фиалка и кактус, потому что в его названии нет буквы Н, а во всех остальных названиях она есть.

3 Артикуляционная гимнастика общая.

«Чашечка» (правильная форма языка для произношения звуков Ш, Ж).

Мы чаек горячий

Будем пить на даче

Чашечку мы держим

Крепче, крепче, крепче

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости, распластать язык, пошлепав по нему верхней губой со звуком «пя-пя-пя»), приподнять все края языка вверх. Удерживать 5-10 секунд.

Внимание: Следить, чтобы язык был широким, без выраженного кончика языка, все края языка равномерно подняты.

«Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ).

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

А потом тяни вперед,

Как у слоненка хоботок.

Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.

«Маляр » (отрабатывать движения языка вверх и его подвижность).

Язык – как кисточка моя,

И ею нёбо крашу я.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

Внимание: Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, но не высовывался изо рта.

4 Разгадывание ребуса

Логопед помещает на магнитную доску картонку с ребусом, готовит фломастер.

Логопед. Давайте отгадаем ребус.

Логопед. Как вы разгадаете первую часть ребуса?

Дети. В слове МАК надо букву М заменить на букву К. Полу­чится часть слова КАК

Логопед. Давайте запишем эту часть слова

Логопед. Как разгадать вторую часть ребуса?

Д е т и. Из слова ТУЧА надо убрать две последних буквы. Оста­нется ТУ.

Один из детей пишет часть слова на доске.

Д е т и. И теперь надо добавить букву С. Один из детей дописывает букву.

Дети. Кактус.

5. Подвижная игра «Комнатные растения». (Развитие общей мо­торики, регуляция мышечного тонуса).

Предложить детям пройти на ковер и встать свободно.

Показать упражнения для регуляции мышечного тону­са и провести с детьми игру.

Логопед. Давайте вспомним игру, в которую мы уже играли в прошлом году. Присядьте на корточки и представьте, что вы ма­ленькие растения.

То растение, к которому я подойду и «полью» из лейки, начнет подниматься, расти, тянуться вверх к солнышку. Нуж­но встать на носочки, поднять руки вверх и потянуться.

Когда я отой­ду, растение станет постепенно вянуть, опускать листочки.

Нужно медленно расслабить и уронить руки, согнуться, опустив голову.

6. Развитие навыка звукового анализа слов

Дети садятся за столы и логопед, раздает им тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Откройте тетради там, где лежит закладка.

Посмотрите на верхнюю часть левой странички. Выполните звуковой анализ слова ФИКУС и раскрасить кружки в схеме, а потом раскрасить цветок

Дети самостоятельно выполняют задание и комментируют его выполнение по просьбе логопеда. Можно задать детям не­сколько вопросов в ходе выполнения задания:

    Почему ты раскрашиваешь первый кружок синим карандашом? (Он обозначает твердый согласный звук [Ф].

    Почему в твоей схеме три синих кружка? (В этом слове три согласных твердых звука: [Ф], |К], |С].

    Сколько в слове гласных звуков? (два)

Молодцы, справились с заданием.

7. Пальчиковая гимнастика

«Цветы» выполняется стоя

Наши красные цветочки

Распускают лепесточки. потом раскрываются в виде чаши, перед лицо)

Ветерок немножко дышит, кисти движутся по кругу

Лепестки колышет. кисти рук наклоняются влево и вправо

Наши красные цветочки прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки

Закрывают лепесточки, показать пальчиками, как лепестки закрываются

Они тихо засыпают,

И головкою кивают.

8. Д.И. «Придумай название из одного слога, двух слогов.…»

Сначала сядут те дети, которые вспомнят назва­ния растений, состоящие из двух слогов. Прохлопайте задание.

Дети : Ге-рань, фи-кус,

Логопед. Теперь сядут те дети, которые вспомнят названия растений из 3 слогов.

Дети: Баль-за-мин, кли-ви-я, фи-ал-ка, гор-тен- зия.

9. Игра «Что лишнее?» (Развитие речевого слуха.)

Предложить детям сесть правильно и быть вниматель­ными.

Логопед. А сейчас я хочу проверить, умеете ли вы внима­тельно слушать. Я буду произносить ряд слов, а вы будете опреде­лять, какое слово лишнее и почему.

    гортензия, стебель, колеус, фикус, бальзамин. Что лишнее?

Дети. Лишнее слово стебель . Это часть растения. А все ос­тальные слова - названия комнатных растений.

    ухаживать, поливать, пересаживать, высушивать , рыхлить, опрыскивать;

    сочный, зеленый, гладкий, приземистый, опушенный, ко­лючий;

    комнатные, домашние, луковичные , лесные, садовые, клумбовые;

    . Итог . Молодцы, ребята, много интересного мы сегодня узнали про цветы, звуки, буквы . разгадали такие сложные шифровки . Что вам сегодня запомнилось? А что не понравилось или было очень сложно?

Измена мужа