Конспект организованной деятельности по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа на предложенную тему. Обучение детей старшей группы составлению описательных рассказов «Составление описательного рассказа по картине с

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Шарьинский филиал ГОУВПО

Костромской государственный университет им. Некрасова


Контрольная работа

по курсу: Методика развития речи детей дошкольного возраста

на тему: Обучение детей старшей группы составлению описательных рассказов


Выполнила:

студентка 3 курса

специальность: «Педагогика и методика дошкольного образования»

Тончавина Евгения Валерьевна



Введение

1.Сущность, признаки и структура описательных рассказов

2.Особенности описательных рассказов детей старшего дошкольного возраста. Формирование у детей знаний о структурных частях текста

Методика обучения детей описанию игрушек и натуральных предметов

Заключение

Библиографический список


Введение


Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.

Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. Е.И. Тихеева писала: «Прежде всего, и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение».

В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется речь. Однако мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того как ребенок растет, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь ведет к усложнению речевых форм, в которых оно протекает.

Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи.

Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа и т.д. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. В то же время монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора.

Монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Для того, чтобы она была полна и понятна для слушателя, в ней должны использоваться полные, распространенные предложения, наиболее точный словарь. Умение рассказывать играет большую роль в процессе общения. Для ребенка это умение является также средством познания, средством проверки своих знаний, представлений, оценок.

Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), сочинение рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но я хочу остановиться на обучении детей составлению описательных рассказов, поскольку составление описательных рассказов при опоре на восприятие - ценный вид речевой деятельности. Занятия такого типа способствуют повышению эффективности подготовки детей к школьному обучению.


1. Сущность, признаки и структура описательных рассказов


В детском саду придается особое значение формированию навыков рассказывания. Детей обучают связным высказываниям, которые характеризуются самостоятельностью, законченностью, логической связью между своими частями.

В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказом и рассказом (в элементарной форме).

Рассказ - это самостоятельное составленное развернутое изложение какого-либо факта, события. Составление рассказа (по заданию) - более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок должен сам в соответствии с заданной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования. Серьезной задачей являются систематизация материала, изложение его в нужной последовательности, по плану (воспитателя или своему). Необходимо показать ребенку, что его рассказ нужен, поддержать естественную потребность высказаться, желание что-то сообщить слушателям. Важно, чтобы дети чувствовали радость и удовлетворение от своих рассказов, видели их пользу.

Рассказы по форме бывают сюжетные и описательные.

Описание - это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления. Обычно описание носит деловой характер, в нем много точных определений, обстоятельств, но желательно, чтобы присутствовали элементы образности, которая так привлекает детей. Кроме того, описание должно быть лаконичным.

Описательному рассказу присущи своя структура, композиция. В начале его называется предмет (или сообщается краткое содержание картины), затем в соответствии с порядком обследования указываются характерные признаки, назначение и взаимосвязь частей и в заключение говорится о назначении предмета или действия с ним. Естественно, что описание какого-либо трудового или другого процесса опирается на его последовательность (т.е. последовательность выполняемых действий).

Существуют разновидности описательных рассказов: сравнительный и объяснительный рассказы.

В детском саду дошкольников учат составлять описание двух предметов с контрастными признаками, основанное на поэтапном сопоставлении их однозначных признаков (например, сначала по величине, далее по цвету, материалу, деталям, форме). Полезны и объяснительные рассказы с элементами рассуждения, доказательства, сопровождаемые показом называемых действий. Объяснить что-то другому лицу - значит подвести его в определенной последовательности к пониманию главных связей и отношений, характерных для того явления, о котором рассказывается. Например, ребенок может рассказать и объяснить товарищу, как использовать тот или иной предмет, игрушку, как играть в какую-либо игру.


2. Особенности описательных рассказов детей старшего дошкольного возраста. Формирование у детей знаний о структурных частях текста

описательный рассказ речевой дошкольный

Известно, что процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребёнка в условиях речевой деятельности. О.Н. Сомкова, одна из авторов программы "Детство", разработчик раздела "Развитие речи детей", пишет, что исследования последних лет (М.В. Крулехт, Г.И. Вергелес, О.В. Солнцева и др.) свидетельствуют о том, что интенсивность развития ребёнка в деятельности (в данном случае речевой) прямо зависит от степени освоения им позиции субъекта этой деятельности. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе ежедневного общения, но и в процессе специально организованного обучения.

В старшей группе речь детей должна быть более разнообразной, четкой, последовательной, чем в средней. Однако, практика показывает, что часто рассказы детей старшей группы не всегда интересны по содержанию, могут быть не последовательно и не логично изложены, однообразны. Часто они состоят из простых назывных предложений. Наблюдается повторность, однообразие в подборе характеристик описываемых предметов и объектов, преобладание личных местоимений, вместо называния предметов. Дети не всегда правильно используют имеющийся у них словарный запас. Особенно это относится к употреблению союзов, предлогов, неправильного сочетания слов в предложении, неправильного порядка слов в предложении. Например, описывая ель, ребенок говорит: «Сначала у ней ствол толстый и коричневый, а потом все тоньше и зеленый » - вместо «Внизу ствол у ели толстый и коричневый, выше он становится тоньше, а на самом верху - тонкий и зеленый».

Дети неоправданно широко употребляют определения: «большой» и «маленький», нередко дают лишь приблизительную характеристику цвета, формы, мало используют слова типа «разноцветный», «одноцветный», «пестрый». («Кошечка белая, немножко коричневая. Хвостик у нее белый. Еще желтое есть»).

Указанные особенности речи детей не являются признаком функционального несовершенства. Развитый аппарат речи, имеющийся чувственный и речевой опыт дают возможность совершенствовать все стороны речи. Качество связной речи детей зависит от системы обучения их родному языку и в первую очередь от создания разнообразной и широкой речевой практики. Организация широкой речевой практики является необходимым условием для успешного решения задачи самостоятельного творческого использования слов. В связи с этим для развития связной речи ребенку необходимо предлагать материал, требующий анализа, обобщения, систематизации. Тогда от односложных высказываний ситуативного характера он перейдет к сложным формам контекстного речевого общения.


3. Методика обучения детей описанию игрушек и натуральных предметов


Методы и приемы, подбираемые воспитателем для обучения детей составлению описательных рассказов должны обеспечить сознательное и глубокое усвоение нарабатываемых детьми навыков. Главным направлением в методике работы по развитию речи и составлению описательных рассказов является постоянное и разнообразное сочетание в сознании ребенка слова и образа. Поэтому, прежде всего выделяются методы и приемы, которые связаны с расширением чувственного познания ребенка. На этой основе дети учатся самостоятельно описывать предмет или явление, у них развивается умение пользоваться более точными определениями предмета. Педагог должен стремиться, чтобы ребенок точно передавал результаты своих наблюдений.

В обучении рассказыванию применяются специфичные приемы, назначение которых - получить от ребенка связное высказывание, монолог (а не ответ словом, жестом, фразой). На первоначальном этапе занятия употребляются приемы, с помощью которых детям показывают примерный результат предстоящей им речевой деятельности (что от них требуется) и пути достижения этого результата (как это делается).

Приемы обучения рассказыванию: образец рассказа, частичный образец рассказа, дублер рассказа, разбор образца рассказа, предоставление плана рассказа, коллективный разбор плана рассказа, коллективное составление рассказа, составление рассказа по частям, окончание рассказа, начатого воспитателем, подсказ вариантов, привлечение детей к исправлению ошибок рассказывающего ребенка, подсказ словом или предложением, оценка рассказа.

Рассмотрим подробнее вышеуказанные приемы.

Образец рассказа - это краткое, живое описание какого-либо предмета или события, доступное детям для заимствования по содержанию и форме.

В данном случае следует отличать познавательный рассказ воспитателя, предназначенный для слушания детьми, для расширения их кругозора, от рассказа-образца - дидактического приема, который предназначен для подражания.

Образец рассказа более других приемов облегчает процесс обучения, так как ребенку показывают результат, которого он должен достичь. Кроме того, образец определяет примерное содержание будущих рассказов детей, их объем и последовательность изложения, облегчает подбор словаря.

Применяется образец на первых ступенях обучения, а также в случаях постановки нового задания, чтобы помочь детям, не умеющим рассказывать.

Образец рассказа могут повторить 1-2 ребенка, рассказывающие плохо (это очень их простимулирует - ведь именно им доверили рассказать первыми!), при этом прямое подражание играет положительную роль, вызывая речевую активность. Однако не следует стремиться к дословному повторению образца, наоборот, следует поощрять элементы самостоятельности.

Как прямой обучающий прием образец рассказа используется чаще всего в начале занятия.

Разновидность этого приема - частичный образец. Он употребляется в процессе закрепления умения рассказывать, если детям трудно дается выполнение какого-либо задания, например, придумывание начала повествования об объекте или игрушке.

Весь рассказ целиком или его часть воспитатель может повторить по мере потребности и по ходу занятия (или привлечь к этому другого ребенка), можно включить его в оценку ответов детей (этот прием, применяемый в игровой форме в средней группе - например, от имени описываемого детьми медвежонка, который хвалит детей за правильное описание его характерных визуальных качеств, срабатывает и с детьми старшей группы - в чем я убедилась неоднократно на собственном опыте).

Как отмечалось выше, детям нужно показать не только результат предстоящей им речевой деятельности, но и средства его достижения. Поэтому, как правило, образец употребляется в совокупности с другими приемами, которые его поясняют, не допускают механического копирования и ведут к самостоятельной творческой работе мысли, что необходимо в процессе работы с детьми старшей группы. Так, можно предложить второй вариант рассказа - дублер образца, при сопоставлении которого с первым ярче выявятся общие закономерности построения повествования. Например, педагог последовательно описывает две разные игрушки и поясняет обязательные элементы этих описаний.

Педагоги старшей группы нашего детского сада используют такой прием, но несколько в ином ракурсе: дети самостоятельно последовательно описывают 2 различные игрушки (например, 2 игрушечных кошечек), что служит альтернативным образцом составления описательного рассказа для других детей; далее другие дети составляют рассказы о других игрушечных кошечках (детям на выбор предоставляются несколько игрушек) - а, поскольку кошечки имеют внешние отличия, рассказ не бывает однотипным, сухим, неэмоциональным, наоборот, дети творчески подходят к составлению рассказа).

Осознанному отбору речевых форм способствует такой прием, как разбор образца рассказа, который подводит к вычленению плана высказывания.

План рассказа - это 3-4 основных вопроса (пункта), определяющих содержание и последовательность изложения. Обычно после одного-двух занятий с образцом рассказа план становится самостоятельным, ведущим приемом обучения.

Поскольку дети старшей группы имеют (или должны уже получить в процессе обучения в течение учебного года) некий опыт в составлении описательных рассказов, можно план - в виде свободных поясняющих указаний предоставлять детям до образца рассказа (в этом случае дети более сознательно воспринимают правила построения высказывания), но употребление этого приема зависит от уровня подготовленности детей.

С планом воспитатель знакомит детей после сообщения общей темы рассказов, а также их характера. Для того чтобы разнообразить детские рассказы, педагогу надо заранее подготовить дополнительные пункты плана. Смена вопросов в процессе одного занятия активизирует детей, их внимание, кроме того, это средство индивидуализации заданий.

В старшей группе следует указывать детям на неполноту или непоследовательность рассказа (если это имеет место), привлекать их к дополнению ответов друг друга.

При этом педагог не только сам отмечает отступление от плана, но и привлекает детей к контролю за рассказами детей (О чем нужно сейчас рассказать? Что лучше рассказать сначала, чтобы всем было понятно?). В старшей и подготовительной группах полезно использовать прием воспроизведения плана детьми (привлекать детей к этому действию следует исходя из их индивидуальных возможностей). Педагог, не употребляя слово «план», предлагает всем про себя повторить, о чем и как они сейчас будут рассказывать, и вызывает одного-двух детей для ответа вслух). План следует сообщать четко, отделяя смысловыми паузами один пункт от другого, подчеркивая ударениями опорные слова в фразах. Таким образом, план - это распространенный и важный прием, с помощью которого ребенок учится описывать предметы, объекты, делать это не сумбурно.

Коллективное составление рассказа - это своеобразный прием, используемы в основном на самых первых ступенях обучения творческому рассказыванию. Преимущество этого приема в том, что в работе активно участвуют все дети. В процессе совместной деятельности дети получают наглядное представление о том, что значит придумывать рассказ, постепенно формируется их воображение. Но у этого приема есть и недостаток: дети упражняются в придумывании фраз, подборе слов - а речевая активность ограничена, т.к. они мало упражняются в монологической речи.

На некоторых занятиях применяется прием составления рассказа по частям, он облегчает задачу рассказчиков, так как уменьшается объем заданий. Благодаря ему занятие становится более разнообразным, интересным, а содержание рассказов становится глубже и полнее; кроме того удается спросить большее количество детей.

Вопросы в обучении рассказыванию играют второстепенную роль. Их задают обычно после того, как рассказ составлен, для уточнения его или дополнения. В процессе же рассказывания лучше использовать подсказ слова или предложения, исправление ошибки, что менее нарушит связность рассказа, чем вопрос.

Оценка также является обучающим приемом. Она применяется для того, чтобы дети подражали тому, что похвалил воспитатель, избегали того, что он осудил.

Таковы общие приемы обучения составления рассказов.

Рассказывание по восприятию имеет большое влияние на развитие ребенка, в том числе и на сенсорное. Только на основе ощущений и восприятий развиваются такие сложные психические процессы, как мышление, воображение. Психологами доказано, что при назывании вслух воспринимаемых предметов они различаются, осмысливаются быстрее, запоминаются более прочно. Ребенок, называя определенные свойства предмета, ярче их выделяет, т.е. упражняет свои ощущения и восприятия.

Поскольку дети учатся описывать предметы и объекты, которые они знают, видели, педагоги должны использовать эти рассказы в воспитательных целях. Необходимо, чтобы ребенок отражал реальные стороны предмета и правильно определял его назначение; в то же время нужно учить детей обращению с предметами (предлагать показать, как нужно держать ложку, как завязывать кукле шарф и т.д.).

Описание игрушек.

Занятиям по описанию игрушек должны предшествовать занятия по их рассматриванию, на которых дети учатся выделять детали и качества игрушек, овладевают соответствующим словарем. Некоторые особенности имеют эти занятия в средней группе на 1 этапе обучения. Желательно предъявить детям игрушки образные, с яркой индивидуальностью, чтобы ребенок имел возможность уловить «состояние» героя (кукла радуется, утенок смешно, медвежонок грустный) или демонстрировать их в движении. Иногда бывает целесообразно внести игрушки в групповую комнату минут за 5 до занятия, предложить детям рассмотреть их, потрогать, а в момент рассказа на занятии уже на давать в руки, так как на первых порах это может помешать ребенку сосредоточиться на построении высказывания. Можно обыграть появление знакомой игрушки, а затем этот персонаж обращается к детям с вопросами и просьбами что-то рассказать дополнительно (Расскажи о моей кофточке, о моем хвостике).Ведущие приемы обучения - образец описания, который дает воспитатель, план рассказа, подсказ, дополнения детей.

В старших группах такие занятия проводят реже, а игрушки подбирают более сложные. Хорошо, если описание такой игрушки требует определения пространственного положения ее частей, а также их материала и формы (игрушечные часы, телефон, плита, автобус). На одном и том же занятии задания следует дифференцировать: дети с более высоким уровнем развития могут описывать не одну игрушку, а статичную композицию из 2-3 предметов, указывая их расположение на столе, составлять описательный рассказ пары игрушек, сравнивая их по элементам. В большинстве же случаев игрушки вносят на занятие закрытыми и предъявляют детям по одной.

На первом занятии воспитатель дает образец и план рассказа (Какая это вещь? Какие у нее есть части? Для чего они нужны? Покажи и объясни, как используют эту вещь.). Ребенок, подойдя к игрушке, берет ее в руки, рассматривает, ощупывает и начинает рассказывать, демонстрируя объект описания всем присутствующим. Если рассказ не получается, можно предложить эту же игрушку для описания другим детям, чтобы наглядно показать, как нужно выполнять задание.

Воспитатель продумываете, кого вызвать для описания следующей игрушки, учитывая трудность задания и интересы детей. Иногда для оживления занятия он предлагает детям самим выбрать игрушку для описания, вызывает рассказывать по желанию.

Повысить интерес к рассказыванию помогают такие приемы: ребенку предлагают поставить рядом любые 2-3 игрушки и рассказать о них самому или вызвать для рассказа любого из детей.

После занятий с общим наглядным материалом можно провести 1-2 с индивидуальным раздаточным материалом. Допустимо подбирать разнородные игрушки, но они должны быть примерно одинаковой сложности, некрупные (это упростит их хранение и раздачу). Все объяснения, указания воспитатель дает детям в начале занятия, до того, как игрушки будут розданы; к раздаче и сбору можно привлекать дежурных. В процессе занятия предлагаются дополнительные задания, например для классификации предметов по цвету, назначению и т.д. Эти занятия подготавливают детей к дидактическим играм различных видов.

Описание натуральных предметов.

Большое воспитательно-образовательное значение имеют занятия, на которых предлагаются натуральные предметы, знакомые детям из жизненной практики, окружающие их, используемые в обиходе. Это могут быть объекты природы (овощи, листья, комнатные растения), орудия труда и т.д. Поскольку таким занятиям предшествовала работа с демонстрационными и раздаточными игрушками, эффективнее сразу использовать комплекты предметов по числу детей в группе для раздачи всем. Старший воспитатель должен постепенно накапливать подобные наборы, руководствуясь программой по ознакомлению с окружающим. Например, для старшей группы - умывальные, почтовые принадлежности (гашеные конверты, открытки, марки), швейные принадлежности (клубки и катушки ниток, наборы пуговиц, лоскутков, ножницы и т.п.), для подготовительной группы - школьно-письменные принадлежности, а также комплекты разнородных предметов (ключи, футляры, записные книжки, фонарики и т.д.).

Рассказывая, ребенок тут же поясняет назначение предмета и правила его использования, демонстрирует действия с ним (движения щетки при чистке зубов, закрепление конца нитки на катушке и т.д.). Поскольку в каждом комплекте имеются аналогичные предметы, отличающиеся несущественными признаками, дети могут составлять о них сравнительные рассказы. Занятия разнообразятся придумыванием загадок, чтением художественных текстов о предметах.

На других занятиях, а также на прогулках дети могут познакомиться с составлением рассказов-этюдов. Это небольшие образные описания особенно выразительных объектов и явлений природы, произведений прикладного искусства (свежий распустившийся цветок, вид вечерней опушки леса, кружевная салфеточка на темном фоне и т.п.).

Умение описывать предметы закрепляется и в другой деятельности - на занятиях по конструированию ребенок рассказывает о свое постройке, в ролевой игре в космонавтов сообщает «по радио», что он видит внизу на земле.


Заключение


Таким образом, в старшей группе дети учатся описывать игрушки, предметы, проявляя все большую активность. Педагог должен профессионально и умело руководить этим процессом.

Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием на занятиях более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методических методов, приёмов, средств, которые могут способствовать появлению интереса у воспитанников к данному виду речевой деятельности.

Очень важно обеспечить на занятиях атмосферу непринужденного общения, создать условия для обогащения речи детей различными формами высказываний, сделать обучение интересным, удовлетворив любознательность старших дошкольников, их все более возрастающую потребность в умственной деятельности.

Как уже говорилось выше, некоторые педагоги считают, что дети не любят занятия по составлению описательных рассказов по игрушкам и натуральным предметам, другие наоборот указывают на то, что интерес детей к такого рода занятиям очень велик. Я считаю, что, кроме того, что педагог должен знать и уметь применять методику обучения детей составлению описательных рассказов, он должен убедить детей в важности описания конкретно взятого объекта, выдвинуть такой мотив, чтобы каждый ребенок поверил в это, сделать учебный процесс более интересным и увлекательным.


Библиографический список


1.Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1984. ? 223 с.

2.Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду: Пособие для воспитателей дет. сада. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.

.Бородич А.М. Методика развития речи детей: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1981. - 255 с.

.Богуш А.М. Речевая подготовка детей к школе. ? К.: Рад. школа, 1984. - 176 с.

.Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. ? М.: Просвещение, 1966.

.Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада.

.Воспитание детей в старшей группе детского сада: пособие для воспитателя дет. сада. / В.В. Гербова, Р.А. Иванкова, Р.Г. Казакова и др.; сост. Г.М. Лямина. - М.: Просвещение, 1984. - 288 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Тема занятия : Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине «Ежи».

Цель : учить детей составлять рассказ по картине; включить в рассказ описание внешнего вида персонажей, поведения, чувств; закрепить образование существительных с суффиксами -онок, -ёнок.

Ход занятия

Ребята, отгадайте загадку:

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки - ни одной. (еж)

Воспитатель предлагает детям для рассматривания картину «Ежи».

Кто нарисован на этой картине?

Посмотрите внимательно, они все одинаковые?

Что делает ежиха? Ежата?

Что едят ежи?

Зачем ему нужны иголки?

Какая мама-ежиха? (Большая, крупная, смелая, сильная, осторожная.)

Какие ежата? (Маленькие, забавные, трусливые, хорошие.)

Что мама делает? (Заботится о своих детях, кормит их, учит добывать в лесу корм.)

Где живут ежи? (В лесу.)

Посмотрите внимательно на лес. Кто догадался, какое время года изображено? Опишите лес.

На картине изображена целая ежиная семья в осеннем лесу.

Как вы думаете, это дружная семья?

Как вы догадались? (Все вместе, взрослые заботятся о детях, дети учатся повадкам у взрослых.)

Воспитатель дает задание придумать рассказ по картине «Ежи», использовав в нем слова, которые говорили все вместе. Дети вспоминают слова: ежи, ежиха, ежата, осенний лес, заботятся друг о друге, колючие, большая, маленькие, пугливые. Дети рассказывают, воспитатель помогает детям оценить рассказы.

Чей рассказ вам понравился?

Какие слова в рассказе понравились?

Как можно еще начать рассказ?

Как можно закончить рассказ по-другому?

Ребята, вам нравятся ежиха и ежата, изображенные на картине? (Да, нравятся.)

Как вы думаете, ежам понравится, если ребята заберут их из леса домой?

Почему же им не понравится? Ведь мы будем за ними хорошо ухаживать, вкусно кормить, дома тепло, светло, врагов нет - волка, лисы, медведя. (Ответы детей).

Правильно, ребята. Каждому животному лучше всего там, где оно родилось, где оно живет. Животных нельзя забирать из привычного для них места обитания.

- Послушайте стихотворение «Ежинка» В. Осеевой.

В глубокой прохладной ложбинке,

Где летняя травка свежа,

Привольно живется Ежинке,

Единственной внучке Ежа.

Весь день она тихо играет,

Шуршит прошлогодним листом,

Еловые шишки бросает

И дремлет в тени под кустом.

Однажды надвинулась тучка,

Стал ветер деревья качать,

И Ежик любимую внучку

Заботливо вышел встречать.

И вдруг, запыхавшись, зайчишка

Бежит, перепуган до слез.

Скорее! Какой-то мальчишка

Ежинку в корзине унес!

Мелькали березы и елки,

Зеленый кустарник и рожь,

Подняв, как оружье, иголки,

Бежал, ощетинившись, Еж!

В прохладной пыли на дороге

Он след мальчугана искал.

Он по лесу бегал в тревоге

И внучку по имени звал!

Стемнело... И дождик закапал,

Живого следа не найдешь.

Упал под сосной и заплакал

Измученный дедушка Еж!

А дедова внучка сидела

За шкафом, свернувшись клубком.

Она и взглянуть не хотела

На блюдце с парным молоком!

И утром к зеленой ложбинке

Из города дети пришли

И дедову внучку Ежинку

В корзинке назад принесли.

Пустили на мягкую травку.

Дорогу домой ты найдешь?

Найдет! - закричал из канавки

После того, как дети прослушают стихотворение, воспитатель предлагает им придумать диалог дедушки Ежа и Ежинки при встрече в зеленой ложбинке после разлуки.

Занятие по развитию речи в старшей группе.

Составление рассказов по сюжетным картинкам.

Приоритетные задачи: развитие звуковой культуры речи;

обогащение словаря ребенка.

Программное содержание:

1. Учить детей последовательно, логично, выразительно передавать сюжет картинок, объединяя их единым содержанием.

2.Формировать навыки совместной деятельности, составляя коллективные рассказы.

3.Воспитывать желание внимательно слушать выступление своих товарищей, дополняя при необходимости ответы.

Д/Игра «Подбери предметы с нужным звуком»
Закреплять навыки правильного произношения глухих и звонких согласных Ш-Ж.

Д/Игра «Предумай слово»
Закреплять умение подбирать однокоренные слова, нужные прилагательные.
Материал: настенные и настольные картины одного содержания. Плоскостные фигурки в названии которых слышатся звуки Ш-Ж. Фигурки зверей: лиса, медведь, заяц, ёж.
Мелкие игрушки для поощрения детей.
Активизация словоря: дремучий, непроходимый, тёмный.
Ход занятия.
Воспитатель читает загадку:

«Лежалал между елками подушечка с иголками.

Тихонечко лежала, потом вдруг убежала» /Ёж/

-Ёжик к нам пришел не случайно, он нам принёс интересные картинки, про своих друзей - лесных ежей.
Воспитатель вывешивает картинки.
-Какое время года изображено на картинках?
-А почему вы думаете, что лето? лес зеленый, на поляне цветы, в лесу выросли грибы.

Пришла в лес девочка. Какое имя ей дадим? /Таня/
-Как вы думаете, зачем она пришла в лес? /Погулять, отдохнуть, собрать грибы. /
-Какой лес окружал Таню? /Густой, непроходимый, хвойный, тенистый./
-Присела Таня отдохнуть, раздвинула руками травинки и кого она увидела? /Семейство ежей./

Какими они были? /Трудолюбивые, колючие, дружные, заботливые, добрые./

Чем же они были заняты? /Собирали грибы, делали заготовки к земе, накалывали грибы на колючки./
-Почему вы думаете, что ежы – добрые? /Они показали Тане, где много грибов./
-Осталась ли Таня довольной прогулкой в лес? /Да. Она познакомилась с ежами. Ежи помогли ей найти грибы./

А сейчас нужно придумать рассказ по этим картинкам, припоминая то, о чём мы только что говорили. О чём нужно в первую очередь рассказать? /Кто пришел в лес и зачем/

О чём следует сказать особенно подробно? «Что приключилось с Таней в лесу»
-Чем закончить рассказ? «Довольна ли Таня прогулкой»
Спросить 6-8 детей пересказать свои рассказы. Воспитатель предлагает детям физкультминутку: -А сейчас вспомним стихотворение Александровой стих-е «Ёж».

Гонит осень в небе тучки
Пляшут листья во дворе
/Дети танцуют под музыку Чайковского/

Гриб, надетый на ключки,
Тащит ёж к своей норе.
/ Дети садятся /

Воспитатель предлагает детям картинки, в названии которых слышится звук Ш-Ж: жаба, ёжик, ужик, жук, чиж; петушок, лошадь, мышь, мишка, кошка.
-У нас много зверюшек, птиц, насекомых в названии которых слышится звук Ш и звук Ж. Нужно их разобрать: со звуком Ш поставить на верхнюю полоску, а со звуком Ж на нижнюю полоску. Воспитатель с детьми проверяют, правильно ли разобрали картинки. Дети называют предметы на картинках, четко выделяя нужный звук.
Воспитатель обращает внимание на фланелеграф.
-В лесу много разных зверюшек. Я вам называю короткое слово животного, а вы придумываете, как это слово можно изменить. Кто придумает слово, тот получит от ежика грибок. Слушайте, думайте, придумывайте. Шла я по лесу, встретила зайца, как можно изменить слово «заяц»? «Зайченок, зайчиха, зайчище, зайчата»
-Как можно описать зайца, какой он? «длинноухий, трусливый, быстроногий, черноглазый, косоглазый»
Воспитатель предлагает такую же работу проделать со словами – медведь, лиса, еж.
В конце занятия отметить активность детей, количество полученных грибков, решение поставленных задач.

Чапурина Ксения Владимировна
Занятие по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа на заданную тему»

Задачи :

связная речь : учить составлять короткий рассказ на заданную тему ;

словарь и грамматика : закрепить умение образовывать названия детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа; активизировать в речи сложноподчиненные предложения;

Звуковая культура речи : учить подбирать слова, сходные по звучанию.

Материалы :

Сюжетные картинки с изображениями детенышей разных животных (по количеству детей) : лисят, щенков, крокодильчиков, обезьянок, детенышей жирафа и др. ;

Скворечник.

Ход занятия

Воспитатель (читает детям стихотворение И. Токмаковой)

Где спит рыбка?

Ночью темень. Ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведет к норе,

След собачий - к конуре,

Белкин след ведет к дуплу,

Мышкин - к дырочке в полу.

Жаль, что в речке на воде

Нет следов твоих нигде.

Только темень, только тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Воспитатель : Где спит рыбка?

Дети. В воде.

Воспитатель. А в конуре кто спит?

Дети. Собака.

Воспитатель. Собака с малышами. щенками. В конуре собака со щенками, в дупле - белка с бель. чатами, в норе. лиса с лисятами, а в дырочке под полом. мышка с мышатами.

Если дети затрудняются в подборе наименований, воспитатель подсказывает начало слова.

В разных домах живут животные со своими детенышами. Сейчас мы поиграем в игру «Чей домик?» . Я назову разные, знакомые вам дома животных, а вы скажете, какие детеныши в них живут, чей это домик.

Чей дом - конура?

Конура - дом щенков, а нора. лисят.

Дупло - дом. бельчат.

Конюшня - дом. жеребят.

Коровник - дом. телят.

Скворечник - дом. скворчат.

Как вы догадались, что скворечник - дом скворчат?

Дети отвечают.

Скворечник - домик, который люди строят для скворцов поэтому он и называется : скворечник.

В скворечнике любят селиться не только скворцы, но и многие другие птицы - синички, воробьи, а бывает, что в забытом скворечнике и белка устроит себе дом или кладовую.

Очень гостеприимный скворечник! Вот такой же гостеприимный домик есть и у нас, вот он. (Показывает картинку со скворечником или макет.) Помогите детенышам попасть в свои домики. (Раздает картинки с изображением одного или нескольких детенышей - по одной каждому ребенку.)

У детей, речь которых развита хуже , можно спросить : «Тебе обезьянку или олененка? Тебе ласточку или снегиренка?»

Проводится физкультминутка.

Утром бабочка проснулась

Потянулась, улыбнулась

Раз- росой она умылась,

Два- изящно покружилась

Три- присела

На четыре- улетела.

Рассмотрите картинки . Можете тихонечко рассказать друг другу , что на них изображено.

Домик пускает к себе всех : и зверят, и птенцов. Только нужна правильно и вежливо попросить об этом : если вы ошибетесь и неправильно назовете своего детеныша или попросите невежливо, двери не откроются и малыш не сможет попасть в домик.

Воспитатель проносит по рядам скворечник, давая детям возможность выполнить игровое задание , правильно попросить : «Домик, домик, пусти, пожалуйста, наших скворчат, наших бельчат, моего снегиренка» и т. п.

Все малыши собрались в домике. Догадайтесь, о ком из них эта загадка.

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

(Белка.)

Дети отгадывают, почему вы думаете, что это белка?

Дети отвечают.

А вот еще загадка.

Зимой спит - летом ульи ворошит.

(Медведь.)

Дети отгадывают.

Как вы догадались, что это медведь?

Дети отвечают,

Слушайте еще :

Кто на елке, на суку,

Счет ведет : «Ку-ку. ку-ку» ?

(Кукушка.)

Дети отгадывают.

Почему вы думаете, что это кукушка?

Дети отвечают.

Смотрите на эту картинку. Кто на ней изображен? Дети. Зайчонок.

Воспитатель. Я буду вас спрашивать, а вы отвечайте так, чтобы получилось складно. Зайчик, зайчик, где ты был? Д е т и. За капустой я ходил. Воспитатель. Зайчик, зайчик, где гулял? Дети. За морковкой поскакал, на полянке танцевал и т. п. Воспитатель. А сейчас придумайте короткий рассказ про зайчика , который на «полянке танцевал» .

Дети придумывают и рассказывают .

Воспитатель. Молодцы ребята! Мне очень понравились ваши рассказы ,на этом наше занятие окончено . До свидания!

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Придумывание сказки на заданную тему» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Белоснежка» Конспект непосредственно-образовательной.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа на заданную тему» Тема: «Составление рассказа на заданную тему».Задачи: Образовательные: 1. Учить составлять короткий рассказ на заданную тему. 2. Закрепить.

Одготовил: Воспитатель Ершова Н. Ф. МДОУ Детский сад № 150 Ярославль 2017 Конспект ООД по развитию речи во 2-й младшей группе Тема: Составление.

Конспект занятия по развитию речи, по составление описательного рассказа «Зима» в старшей группе Занятие по развитию речи в старшей группе на тему: СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА «ЗИМА». Цель: - учить детей составлять небольшой.

Задачи: 1. Образовательные: Уточнить и закрепить знания о профессии повара. Учить составлять небольшой связный рассказ с опорой на наглядность.

Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Составление рассказа по репродукции картины И. Левитана «Золотая осень» Тема: Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Левитана «Золотая осень». Цель: закрепить представление.

План - конспект НООД для детей старшей группы по теме

«Составление рассказа-описания «Кукла»

Цели и задачи:

    Учить составлять описательный рассказ.

    Различать существительные единственного и множественного числа.

    Употреблять уменьшительно - ласкательные суффиксы.

    Развивать память, внимание, связную речь.

Ход занятия:

1.Сюрпризный момент.

Педагог спрашивает у детей: «Вы хотите узнать, кто придёт к нам сегодня в гости? Тогда угадайте сами». Ответы детей.

Игра «Да-нет» (ТРИЗ)

Предполагаемые вопросы детей:

Это природный мир? (Нет)

Это рукотворный мир? (Да)

Это одежда? (Нет)

Это Электроприборы? (Нет)

………………………..

Это игрушки? (Да)

В них играют мальчики?

……. и т.д.

Воспитатель показывает детям куклу и говорит, что сегодня в гости к ним пришла кукла Маша. Она идёт в гости к своей подруге на День рождения. Педагог обращает внимание на то, что Маша очень нарядно одета.

2.Составление описательного рассказа о кукле с использованием мнемотаблиц (лицо девочки, знак вопроса, различные материалы, силуэт человека, части гардероба, кукла в коляске, кукла на боку лежит на полке)

Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают.

Кто это?

Как ее зовут?

Из чего она сделана?

Показать части тела куклы.

Что на ней надето?

Что с ней делают?

Как нужно обращаться с куклой?

3. Составление описательного рассказа по цепочке (воспитатель может помогать вопросами).

Пример рассказа: «Это кукла. Ее зовут Маша. Она сделана из пластмассы. Она пластмассовая. У куклы есть голова, шея, руки, туловище, ноги. Кукла нарядная. На ней красное платьице и белые туфельки. Кукла Маша – игрушка. С ней играют. С куклой нужно обращаться аккуратно».

4. Составление описательного рассказа 2-3 детьми.

3.Физминутка.

Игра с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и говорит слово в единственном числе, тот отвечает во множественном (глаз – глаза, голова – головы, шея – шеи, ухо – уши, локоть – локти и т.д).

9.Игра «Закончи предложение».

У малыша ушко, а у взрослого…….

У взрослого рука, а у малыша - ………..

У малыша ноготок, а у взрослого - ……..

У взрослого рот, а у малыша - …….

10. Отгадывание загадок.

Двое идут, двое несут, третий говорит. Что это? (ноги, руки, голова).

Один говорит, двое глядят, двое слушают Что это? (рот, глаза, уши).

Итог

Воспитатель говорит о том, что Маше пора на День рождения, она очень рада, что так хорошо с вами поиграла, повеселилась, вы ей очень понравились, и обязательно придёт к вам ещё в гости. Прощается с детьми и уходит (педагог убирает куклу).

Задаёт детям вопросы:

Вам понравилась Маша?

Почему? (дети описывают куклу).

Как мы с не играли? Во что? ..............

Что больше всего понравилось?

Измена мужа