Константин хабенский биография национальность. Жены хабенского

Народный артист России Константин Хабенский является сегодня одним из самых востребованных отечественных актеров, лауреатом престижных премий. Его послужной список включает более двадцати ролей в театре и свыше ста - в кино.

Биография

Константин Хабенский родился в Ленинграде. Его отец был инженером-гидрологом, мама -преподавателем математики. В 1981 году вместе с семьей переехал в Нижневартовск, где прожил 4 года. Семья Хабенских вернулась в Ленинград в самом начале перестройки.

По окончании восьмого класса Константин поступил в техникум авиационного приборостроения и автоматики, но после третьего курса забрал документы, осознав, что техническая специальность не для него. Работал полотером, дворником, уличным музыкантом. Потом устроился монтировщиком в театр-студию "Суббота". Именно там он увлекся театром и как только выдавался случай, он выходил на сцену в качестве массовки.

"В актеры я попал только, наверное, из-за какой-то своей упертости. Я работал и сторожем в театре, и монтировщиком - решил попробовать, смогу ли я поступить? И смог. Потом решил попробовать - смогу ли доучиться? Доучился. Но еще будучи монтировщиком, совмещая выходы на сцену и основную работу, вот тогда, наверное, я впервые почувствовал от сцены какой-то кайф", - рассказал Константин Хабенский в интервью программе "Синемания".

В 1990 году Хабенский поступил в Ленинградский Государственный Институт Театра, Музыки и Кинематографии (ЛГИТМиК) в мастерскую Вениамина Фильштинского, который считался самым лучшим среди мастеров актерской школы в стране. За годы учебы сыграл в числе крупных ролей: Ломова в водевиле "Шутки" А. П. Чехова, несколько ролей в постановке "Время Высоцкого", канатоходца Матто в "Дороге" по Федерико Феллини, Чебутыкина в "Трех сестрах". Выпускная работа Хабенского - Эстрагон (Гого) в постановке Юрий Бутусова "В ожидании Годо". Спектакль был показан на фестивале "Золотая Маска" и получил премии сразу в двух номинациях - "Лучшая работа режиссера" и "Приз критики".

Театр

В 1995 году, окончив ЛГИТМиК, Константин устроился в Экспериментальный театр "Перекресток", но прослужил там только год. В это же время Хабенский выступал на сцене Театра имени Ленсовета, где играл заглавную роль в спектакле "Калигула". Среди других работ актера в Ленсовете: Дурачок Карл в "Войцеке", Валентайн в "Поживем - увидим". Одновременно работал на региональном телевидении в качестве ведущего отдела музыкальных и информационных программ.

В 1996 году актер переехал в Москву и стал служить у . В "Сатириконе" Хабенский был занят в основном на вторых ролях. Среди работ того времени - роли в спектаклях "Сирано де Бержерак" и "Трехгрошовая опера".

Театральная жизнь Хабенского продолжилась во МХТ имени Чехова. Его вместе с на прославленную сцену пригласил сам Режиссер специально приезжал в Петербург посмотреть на молодых актеров. В МХТ он сыграл главные роли в "Утиной охоте" и "Белой гвардии". Также занят в спектаклях "Гамлет", "Трехгрошовая опера", "Контрабас".

Кинематограф

На сегодняшний день послужной список киноролей Константина вполне солидный: более ста.

Впервые внимательные кинозрители могли заметить молодого актера Константина Хабенского в 1994 году. Он сыграл первую, небольшую роль в картине "На кого Бог пошлет" .

Вскоре, Хабенский снялся в нескольких кинокартинах. В детективной мелодраме "Наташа", в мелодраме и в драме Потом появился оперативник Игорь Плахов в "Убойной силе". Сериал сделал Хабенского знаменитым. Позже в интервью, актер признавался, что ему "предложили сняться в сериале в период, когда никакой особенной актерской биографии у него не было, потому и нечего было портить". Это быстрый и легкий успех. Но, как часто бывает в подобных случаях, важно не стать заложником одной роли. С Константином Хабенским такого не случилось: его фильмография чрезвычайно разнообразна.

В 2004 году на экранах появился первый российский блокбастер "Ночной дозор", а в 2005 - "Дневной дозор". Артисту доверили образ Антона Городецкого. Этот герой стал одной из самых известных ролей актера.

В этом же году на экраны выходит российский историко-художественный фильм режиссера Андрея Кравчука "Адмирал". Киноповесть рассказывает о жизни полярного исследователя, военного моряка, адмирала, бывшего командующего Черноморским флотом, возглавившего "Белое движение" после революции 1917 года Александра Васильевича Колчака. Колчак в исполнении Хабенского - талантливый и храбрый офицер, умеющий сохранять достоинство и выдержку в любых обстоятельствах.

В 2008-ом кинокарьера Константина выходит на новый уровень: в фильме "Особо опасен" он снимается вместе с голливудскими звездами Морганом Фрименом и Анджелиной Джоли .

А в 2010 году судьба свела его еще с одной мировой знаменитостью . Вместе с ней актер снялся в главной роли в фильме "Выкрутасы" режиссера Левана Габриадзе.

"Географ глобус пропил"

В 2013 году на экраны вышел кинофильм с участием Константина по одноименному роману Алексея Иванова. Его герой - учитель географии Виктор Сергеевич Служкин.

Картина принимала участие в конкурсной программе XXIV Открытого Российского кинофестиваля "Кинотавр" в Сочи и получил Главный приз фестиваля. Фильм также победил в трех номинациях премии "Золотой орел": лучшая режиссура, лучшая мужская роль и лучшая женская роль. Еще получил премию "Ника" за лучший фильм года и еще четыре премии: за лучшую режиссуру, за лучшую мужскую роль, за лучшую женскую роль и за лучшую музыку. Главную мужскую роль, так высоко оцененную критиками, сыграл Константин Хабенский.

"Елки 1914"

Далее актер снялся в новогодней комедии "Елки 1914" с Иваном Ургантом и Сергеем Светлаковым . Продолжение самой популярной российской кинофраншизы.

Спустя четыре года одним из режиссеров фильма вновь выступил Тимур Бекмамбетов . Именно он решил перенести действие на 100 лет назад, события развернутся 24 декабря 1914 года, в канун Рождества по старому стилю.

Следующей заметной работой артиста стал детективный сериал "Метод". Он перевоплотился в следователя Родиона Викторовича Меглина, который вместе с напарницей в исполнении Паулины Андреевой расследует самые запутанные серийные убийства.

В 2017 году Константин Хабенский и Евгений Миронов снялись в ленте "Время первых" о первом выходе человека в космос. Роль летчика-космонавта Павла Беляева сыграл Хабенский, а Леонова - Миронов .

Космонавт Алексей Леонов - главный герой картины - выступил консультантом на съемках.

Затем актер создал образ другого исторического персонажа - Льва Давидовича Троцкого - в многосерийном фильме "Троцкий". История рассказывает о жизни Льва Давидовича на политической арене.

"Селфи"

В 2017-ом на экраны вышел триллер режиссера Николая Хомерики "Селфи" , где персонаж Константина, писатель и телеведущий Владимир Богданов, попадает в странную ситуацию. Неожиданно у Богданова появляется двойник, который отнимает у мужчины работу, жену, любовницу и славу. Причем справляется с обязанностями Владимира гораздо лучше оригинала. И только дочь хочет возвращения отца обратно.

Партнерами артиста по съемочной площадке стали: Юлия Хлынина , Федор Бондарчук , Анна Михалкова , Северия Янушаускайте .

Главную роль Константин Хабенский сыграл в военной драме "Собибор". Его киногерой - офицер Александр Печерский. Военнослужащий попадает в лагерь смерти. За три недели мужчина поднимает людей разных национальностей к восстанию.

Режиссер

В 2018 году состоялся дебют Константина Юрьевича как режиссера. Он выпустил фильм "Собибор". В центре сюжета - реальные события Великой Отечественной войны.

Создатель ленты пригласил к себе в проект таких звезд, как: Кристофера Ламберта , Марию Кожевникову , Михалину Ольшанскую, Гелу Месхи , Дайнюса Казлаускаса и других.

Озвучивание

Помимо работы в кино и театре, артист занимается дубляжом фильмов. Он озвучивал российские и зарубежные фильмы: "Пункт назначения" , "Кукушка" , "Небо. Самолет. Девушка", "Елки" .

Также его голосом заговорили многие киногерои мультфильмов: "Тимон и Пумба", "Мадагаскар", "Сапсан", "Паровозик Тишка", "Маленький принц", "Савва. Сердце воина", "Мой супер папа!", "Урфин Джюс и его деревянные солдаты" .

Личная жизнь

В 2000 году Константин Хабенский женился на журналистке Анастасии Смирновой. В 2007-м она родила Константину сына Ивана Хабенского. Вскоре после рождения ребенка у Анастасии обнаружили опухоль мозга. Год актер боролся за жизнь жены, организуя ей лучшее лечение. Но усилия врачей не смогли спасти молодую женщину. 1 декабря 2008 года Анастасия скончалась. Смерть жены стала для актера настоящим ударом.

Личная жизнь актера после этой трагедии наладилась только в 2013-ом: он женился на коллеге по МХТ актрисе Ольге Литвиновой. В 2016 году у супругов родилась дочь Александра.

Благотворительность

Со времени трагической гибели первой жены важным делом актера, кроме творчества, стала и благотворительность. В 2008-ом году Константин возглавил благотворительный фонд для детей, больных раком. Кроме этого с 2010 года Хабенский последовательно открывает по всей России студии творческого развития. Они уже есть в городах: Воронеж, Казань, Санкт-Петербург, Новосибирск, Уфа, Нижний Тагил, Екатеринбург, Пермь. Раз год Константин проводит сбор всех студий под названием "Оперенье".

Премии и награды

  • Лауреат независимой актерской премии им. В.И. Стржельчика за актерский ансамбль в спектакле "В ожидании Годо" (1999)
  • Премия Гатчинского кинофестиваля "Литература и кино" в номинации "Лучшая мужская роль" за роль Андрея в "Женской собственности" (2000)
  • Приз 11-го фестиваля "Виват кино России!" в номинации "Лучшая мужская роль" за роль Саши Гурьева в фильме "В движении" (2003)
  • Приз фестиваля "Кинотавр" в номинации "Лучшая мужская роль" за роль Эдика в "Бедных родственниках" (2005)
  • Театральная премия "Чайка" в номинации "Злодей" (лучший исполнитель отрицательной роли) за роль Клавдия в спектакле МХТ "Гамлет" (2005)
  • Заслуженный артист России - за заслуги в области искусства (2006)
  • Премия российской кинопрессы "Золотой овен" в номинации "Лучшая мужская роль по результатам народного голосования" за роль Эдика в "Бедных родственниках" (2006)
  • Премия "Золотой орел" в номинации "Лучшая мужская роль второго плана" за роль Грина в "Статском советнике" (2006)
  • Международная премия Станиславского в номинации "Лучший актер" (за роли последних лет) (2007)
  • Приз "MTV Россия" в номинации "Лучшая комедийная роль" за роль Кости Лукашина в фильме "Ирония судьбы. Продолжение" (2008)
  • Приз "Золотой меч" VI-го Международного фестиваля военного кино имени народного артиста СССР Юрия Озерова в номинации "Лучшая мужская роль" за роль Колчака в фильме "Адмиралъ" (2008)
  • Премия "Золотой орел" в номинации "Лучшая мужская роль" за роль А.В. Колчака в фильме "Адмиралъ" (2009)
  • Приз "MTV Россия" в номинации "Лучшая мужская роль" за роль А. В. Колчака в фильме "Адмиралъ" (2009)
  • Народный артист России - за большие заслуги в области искусства (2012)
  • Приз фестиваля "Кинотавр" в номинации "Лучшая мужская роль" за роль Виктора Сергеевича Служкина в фильме "Географ глобус пропил" (2013)
  • XXII кинофестиваль "Виват кино России!" (Санкт-Петербург) - спецприз жюри "За лучшую роль года" в фильме "Географ глобус пропил" (2013)
  • Премия "Золотой орел" в номинации "Лучшая мужская роль" за роль Виктора Сергеевича Служкина в фильме

Актер крайне редко и неохотно дает интервью, но сегодня у него точно есть для этого повод. 3 мая на киноэкраны выходит военная драма «Собибор». В ней Хабенский не только сыграл Александра Печерского – предводителя восстания в лагере смерти в годы Великой Отечественной войны, но и дебютировал как режиссер и сценарист.

– Как вы решились взять на себя столь непростую режиссерскую миссию? В какой момент поняли, что вам мало быть актером?

– Не возникало такой мысли, что мне мало быть актером. Просто от продюсеров фильма, помимо предложения сыграть Александра Печерского, поступило еще и предложение встать за штурвал большого корабля под названием «Собибор» и сочинить свою историю. Я подумал и согласился. Видимо, к тому моменту (а это случилось около двух лет назад) накопилось достаточно знаний о кино во всех его аспектах – в операторском, режиссерском, актерском, – и можно было с этим багажом приступить к созданию картины.

– Насколько сложно было совмещать актерскую и режиссерскую работу? Кто-то вам помогал?

– Нет. Как говорится, помоги себе сам: спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Конечно, было сложно, потому что практики режиссерской никакой. Но спасал дублер, который ходил вместо меня по площадке. К нему, помимо костюма, была прикреплена рация, я в эту рацию говорил свои реплики, свои тексты, парт­неры подхватывали диалог. Старался корректировать все и с точки зрения мизансцен, и с точки зрения содержания, а дальше сам входил в кадр, играл сцену и потом отсматривал материал. Это то, что касается так называемого момента раздвоения.

Заключенные готовятся к восстанию (кадр из фильма «Собибор»)

– Вы ведь участвовали и в создании сценария?

– Да, других вариантов не было. К тому моменту, как мне предложили участие в фильме, сценарий и идея давно уже ходили по кинокругам, и к ним подключались разные сценаристы. Существовало, по-моему, около четырех-пяти вариантов сценария. И когда я начал съемки, у меня был целый букет разных направлений и вариантов. Стал сочинять свой вариант, отталкиваясь или не отталкиваясь, принимая или не принимая какие-то направления в других версиях.

Истинная предыстория «Собибора» открылась не так давно, потому что этот лагерь по уничтожению еврейского населения был засекречен. Находился он на территории Польши и действовал около полутора лет. В 1943 году там восстали заключенные, перебили большую часть охранников и комендатуры лагеря и бежали. Это единственный известный в истории массовый побег из концлагеря. Бежало 400 человек, не все смогли спастись, и лишь только 50 из них дожили до Победы.

– Откуда вы черпали информацию и общались ли с родственниками людей, выживших в том кошмаре?

– С родственниками я общался уже после съемок. Иногда чересчур точное знание материала мешает. Это же не документальное кино, а художественное, основанное на реальных событиях, датах и месте действия. А как все происходило на самом деле… Это всегда очень субъективно – даже у очевидцев и современников тех событий бывают разные воспоминания. Иногда они точны по деталькам, но тем не менее субъективны. Поэтому мне были интересны вот эти самые детальки, но не все остальное… Фильм – скорее мои размышления, мои чувства и моя интуиция по поводу того, что же там могло произойти. Более того, скажу: это даже наиболее мягкая версия, хотя она получилась достаточно эмоциональной.

– Вы сами разгадали, в чем секрет вашего героя Александра Печерского, как ему удалось совершить этот подвиг?

– Я не разгадал, честно вам скажу, и разгадать это невозможно. Для меня огромная фантастическая загадка, как в тех условиях, в том вавилонском многоязычии (а в фильме мы сохранили многоязычие всех национальностей, чьи представители попали в Собибор) так сошлись звезды, энергетика Печерского, его магнетизм, его сумасшедшее желание вытащить заключенных, что он сумел это осуществить. Видимо, люди были уже настолько доведены и прижаты к той черте, из-за которой не возвращаются, что были готовы совершить такое дерзкое восстание голыми руками, зубами, всем чем угодно ради спасения своей жизни.


– Вы готовы повторить подобный режиссерский опыт?

– Давайте закончим эту историю, выпустим кино на экраны и в жизнь. Мне кажется, получилась человеческая история, не совсем простая для восприятия, но довольно эмоциональная, не оставляющая зрителя равнодушным. Получилась не при помощи компьютерных эффектов, а лишь благодаря актерским работам.

– Вы как-то говорили, что боитесь: вдруг, став руководителем, превратитесь в тирана. Как режиссеру пришлось проявить тиранию?

– Ну конечно. Тирания бывает разная. Мне кажется, я жесткий руководитель с точки зрения организации процесса, создания творческой атмосферы, а все остальное… Не считаю, что я умнее и лучше других. Но у меня есть какой-то вектор фантазии, которой делюсь с коллегами. И если мой вектор с их настроением совпадает, это радостно, если нет, у меня хватает терпения услышать и понять наш электорат, для того чтобы прийти к единому мнению.

– А головы летали?

– Нет, не летали. Сроки кинопроизводства достаточно сжатые, и заниматься еще секир-башка не было времени. Да и желания, как, в принципе, и необходимости. Наверное, у меня непростой характер. Но я могу абсолютно спокойно признать свою неправоту, попросить прощения.

– Попробовав себя в режисссуре, можете сказать, кто для вас является учителем в этой области?

– Нет одного, единого учителя. Стану называть, кого-то забуду, и кто-то скажет: «Ах, вот так ты добро помнишь…» Начну с того, что мой первый учитель – мастер питерской мастерской Вениамин Михайлович Фильштинский. Именно он дал в руки профессию, основу. А основа заключается в подходе к роли. Он меня научил, как начинать и с чего начинать фантазию в поисках персонажа. Дальше уже была «школа» кинопутешествий, знакомств и понимания кино с точки зрения режиссеров, операторов, актеров, художников, каскадеров, костюмеров, гримеров. Было достаточно много людей, которые сидят глубоко во мне и которых я могу назвать учителями.

Но были и другие примеры, научившие меня истине: не создавай себе кумира! Познакомившись с иными очень известными людьми я был расстроен тем, что они не остались для меня навсегда просто любимыми киногероями, как Чарли Чаплин, например. Увы, после общения с ними в жизни у меня появилось чудовищное разочарование и в профессии, и в людях. Поэтому мне кажется, не совсем правильно кого-то называть конкретно: «учителей» было много, и я у всех чему-то учился.

– А в школе у вас были любимые педагоги?

– Из учителей первой почему-то вспомнилась педагог английского языка. Я сейчас не назову ее имя и фамилию, но визуально она осталась в памяти. Она пыталась заниматься с нами самодеятельным театром. Как-то я играл в джинсах и длинном свитере кусок из «Гамлета» – не помню какой, но на английском языке. Хоть и учил английский, но ничего не понимал, что тогда говорил. Зато передо мной стоял образ Владимира Семеновича Высоцкого, и я пытался хотя бы визуально ему соответствовать. Поэтому и был найден растянутый свитер.

– Вы слыли любимым учеником, учительской гордостью?

– Нет, с чего бы? Никогда не был любимчиком… Знаете, всегда с интересом наблюдал за людьми, которые эпатажно, вызывающе вели себя в школе, на студенческой скамье, на все имели свое мнение. И у них я тоже учился. Сам я не такой.

– Каким должен быть человек, чтобы войти в ваш близкий круг?

– Друзья должны радоваться успехам и с не меньшим рвением сопереживать отрицательным событиям в твоей жизни. Чтобы стать моим другом, нужно быть просто нормальным человеком. Ну, не притворяться, по крайней мере.

– С однокурсниками Михаилом Пореченковым и Михаилом Трухиным вы дружите три десятилетия.

– И мы не притворяемся, мы иногда, может, даже чересчур откровенны. Радуемся друг за друга, говорим колкие слова, шутим друг над другом, мы просто радуемся общению.

– А какой из родительских советов вам запомнился и, может быть, стал вашим жизненным принципом?

– Понимать, что движет поступками тех или иных людей. Всегда нужно пытаться понять. А понять – значит простить. Наверное, это самое главное, чему меня научили. Все остальное уже вторично: совершать ошибки, исправлять их самому и так далее.

– Каждому родителю важно, чтобы его ребенок вырос хорошим человеком, добрым, воспитанным…

– Естественно.

– Вы чему хотели бы научить детей, какой свой опыт передать?

– Я еще не дошел до момента, когда пора передавать опыт. Могу высказывать какие-то свои соображения. В тех же студиях делюсь своими фантазиями на ту или иную тему. Иногда мы серьезно задумываемся, входя в коридорчики этих фантазий вместе с ребятами, иногда нет. Но мне кажется, в этом контрастном душе и замешано формирование личности человека.

– Знаю, что Евгений Миронов на съемках фильма «Время первых» убедил вас заниматься спортом…

– Убедил в том, что спорт необходим. И это меня тогда спасло. Я Жене поверил, и он оказался прав. Теперь я постоянно думаю о том, что важно уделять время спорту. Я не так часто нахожусь в спортивном зале, но бываю там. У меня есть абонемент, да.

– Вам свойственна ностальгия? Сохраняете, например, старые фото?

– Нет, ностальгия – это не про меня. Хотя что-то, что дорого моей памяти, я сохраняю и не разбрасываюсь теми вещами, которые идут от сердца. Храню для того момента, наверное, когда впаду в истерию маразма и воспоминаний о том, что сделано в жизни. Вот тогда вернусь к коробкам с афишами, сувенирами, фотографиями, буду их пересматривать и думать, что я не зря прожил жизнь.

– Из собственных работ чем особенно дорожите?

– Наверное, тем, что сделал своими руками. Я люблю что-то делать и мастерить из дерева. Не всегда это получается… Но когда получается, это моя гордость! Все остальное – либо эфемерные воспоминания, относящиеся к театру, или воспоминания вроде: «Ох, здесь неплохо, а вот это вообще хороший фильм» и так далее. Но это ко мне не имеет отношения. Те фильмы, которые ушли в большое плавание, к артисту уже не имеют отношения, потому что они были тогда. А сейчас дорого то, что в работе, то, чем живешь, с чем встаешь каждое утро и ложишься каждый вечер.

– Вы верите в судьбу? Вот у вас в фильме есть фраза: «Бог нас спасет, только не надо мешать ему»…

– Да, мы ее придумали, и я ею очень горжусь. Это фраза, которая подстегивает Александра Печерского к действию. Ее эффект противоположен содержанию самой фразы. Девушка Люка, которая вместе с Печерским прибыла в Собибор из другого концлагеря, где его поймали при побеге, пытается заставить Печерского забыть эту неудачу. Потому что из-за него многие люди погибли. Было такое правило в лагерях – расстреливали каждого пятого или каждого десятого за любую попытку к побегу любого из заключенных. И Люка пытается сделать так, чтобы хотя бы последние часы жизни Печерский прожил спокойно. Она призывает его к смирению, что вызывает обратную реакцию.

– А вы сами как относитесь к понятию «судьба»?

– С уважением.

– Друзья, семья – вот мои проверенные источники. У меня нет времени и желания сидеть в аккаунтах, поскольку это совершенно другая форма общения. Понимаю, что она зачастую быстра и эффективна, но я пещерный человек: я за тактильный, энергетический образ общения. Мне необходим рядом человек, с которым я беседую.

Константин Хабенский

Образование: ЛГИТМиК (мастерская В. М. Фильштинского)

Семья: сын – Иван (10 лет), дочь – Александра (1,5 года), жена – Ольга Литвинова, актриса МХТ им. Чехова

Карьера: снялся более чем в 100 проектах, среди которых: «Убойная сила», «В движении», «Свои», «Адмиралъ», «Географ глобус пропил», «Метод». В 2008 году основал благотворительный фонд, который помогает детям с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями мозга. Народный артист России, актер МХТ им. Чехова


Лика Брагина, ООО «ТН-СТОЛИЦА» (специально для «ЗН»),

Фото Андрея Салова

О личной жизни Константина Хабенского его поклонники могут узнать только благодаря информации инсайдеров из близкого окружения.

Сам актёр избегает вопросов, которые не имеют отношения к его профессии.

Первая жена Хабенского - Анастасия Смирнова

В 1999 году ещё малоизвестный Костя Хабенский, которого не узнавали на улицах и не просили автограф на каждом шагу, зашёл вместе с другом в небольшое питерское кафе. За одним из столиков сидела компания девушек, среди которых Константин заметил симпатичную брюнетку.

Молодые люди встретились взглядами, и через некоторое время Хабенский решился пригласить понравившуюся девушку на премьеру своего спектакля.

Анастасия Смирнова, будущая жена артиста, работала журналисткой на одной из питерских радиостанций, и вначале несколько скептически отнеслась к новому знакомому: в то время Хабенский снимался в «Убойной силе», - девушка была невысокого мнения о подобных сериалах. Однако уже во время первой беседы Анастасия поняла, что это не простое знакомство. Примерно те же ощущения были и у Константина. Это была любовь с первого взгляда.

Вскоре Константин и Анастасия решили, что будут жить вместе, а спустя два года после знакомства поженились, причём в ЗАГС они отправились в свитерах и джинсах, решив не устраивать пышной свадьбы.

Близкие считали их идеальной парой - настолько гармоничными были отношения в молодой семье. Анастасия и Константин прекрасно друг друга дополняли, актёр старался брать жену во все свои поездки.

Творческая карьера Хабенского стремительно развивалась. В 2004 году актёр сыграл главную роль Антона Городецкого в картине Тимура Бекмамбетова «Ночной дозор». Фильм, снятый в жанре городского фэнтези, имел неимоверный успех в прокате, а сам Хабенский, что называется, проснулся знаменитым. Через год появился «Дневной дозор», который закрепил успех блокбастера.

Находящемуся на пике популярности Константину Хабенскому начали приписывать бесконечные романы, объясняя ситуацию тем, что, якобы у актёра и его супруги не получается завести ребёнка. В начале 2007 года стало известно, что Анастасия беременна. Актёр не скрывал радостную новость, а все сплетни сами собой прекратились.

Когда приблизилось время родов, Анастасия попала в автомобильную аварию. Несмотря на то что авария не была серьёзной, уже впоследствии медики посчитали, что в результате ДТП у женщины случился микроинсульт, который привел к опухоли мозга. Тяжелое заболевание у Анастасии Хабенской врачи обнаружили на последних месяцах беременности.

Ни сама Анастасия, ни её родные не подозревали о раке. Своё неважное самочувствие беременная женщина связывала с естественными изменениями в организме. После того как врачи поставили диагноз, жена Хабенского отказалась от лечения: сильнодействующие препараты могли сказаться на развитии еще не родившегося малыша.

Мальчик, которого назвали Ваней, родился в результате кесарева сечения. После рождения сына Анастасии стало хуже, и её перевели в реанимацию роддома, а затем в институт им. Н. Н. Бурденко, где женщине удалили опухоль и провели курс химиотерапии.

После операции Константин и Анастасия обвенчались прямо в больничной палате, куда женщину перевели из реанимации. Спустя два месяца опухоль вновь начала прогрессировать.

Пытаясь спасти любимую женщину, актёр отправился вместе с ней в одну из самых лучших клиник Лос-Анджелеса. В этой больнице проходили реабилитацию многие звёзды Голливуда. Полгода врачи пытались спасти Анастасию, применяя к ней все существующие методики лечения. Константин разрывался между Лос-Анджелесом и Москвой. В это время актёр берётся за все проекты, которые ему предлагают, чтобы заработать деньги на спасение жены. В эти дни актёр снимался в картине «Адмиралъ», но никто из зрителей, пришедших на премьеру картины, не знал, какая трагедия происходит в судьбе актёра, так талантливо сыгравшего адмирала Колчака…

Смерть Анастасии 1 декабря 2008 года стала для актёра настоящим ударом. Жена Хабенского умерла на руках своей матери, которая не отходила от её постели.

Жизнь после смерти жены: Помощь больным детям

В память об умершей жене Константин создал благотворительный фонд для детей, больных онкологическими заболеваниями. С 2008 года Фонд Хабенского смог помочь сотням детей, страдающим той же болезнью, которая семь лет назад отняла у артиста любимую женщину.

Константин Хабенский принимает активное участие в работе организации, постоянно приезжает на встречи с маленькими пациентами, а также организует благотворительные детские спектакли по всей стране.

Сын актёра Иван уже подрос, и вместе с отцом с удовольствием участвует в его благотворительных проектах.

Вторая жена Хабенского - Ольга Литвинова

Популярность актера рождала множество слухов о его личной жизни. Поговаривали, что после смерти Анастасии у актера появилась новая любовь. Репортёры сообщали о его свадьбе в Америке, затем рассказывали о романе с бывшей солисткой группы «Лицей» Леной Перовой.

Никаких комментариев и опровержений от актёра не поступало, он игнорировал любую информацию о своей личной жизни, появившуюся в масс-медиа. Однако осенью 2013 года стало известно, что актёр снова женился. В ЗАГС Хабенский отправился со своей коллегой по театру Ольгой Литвиновой.

О том, что у Константина и Ольги роман, впервые появились разговоры несколько лет назад. Пару стали часто замечать вместе вне работы: то на премьере фильма, то на катке…

Подруга Ольги Литвиновой сообщила журналистам, что у супругов взаимопонимание и любовь:

«Костя и Оля начинали встречаться, потом на время расставались, ссорились. Видимо, притирались друг к другу. Но сейчас они просто как одно целое. У них любовь и полное взаимопонимание. Мы давно ждали, что они поженятся. Но Костя все тянул с предложением руки и сердца, возможно, боялся. Все-таки старая боль остается в душе»

Имя этого актера сегодня на слуху. Артист органично смотрится и в комедийном жанре, и в военных фильмах, мелодрамах, приключениях. Фильмы Константина Хабенского вызывают неизменный интерес, театральные спектакли тоже имеют широкую аудиторию. Доказательством тому служит полученное в 2012 году звание Народного артиста России.

Родился Константин Хабенский в Ленинграде 11 января 1972 года. Отец мальчика был инженером, мама работала преподавателем математики. В Ленинграде Костя ходил в ясли и в садик, а первые четыре класса школы закончил в приполярном городе Нижневартовске, куда переехали родители.


В родной Ленинград семья Хабенских вернулась в 1985 году. Здесь жизнь Константина Хабенского стала яркой и интересной. Драмкружками энергичный ребенок не увлекался, но любил с друзьями-неформалами «зависать» в переходах и, обрывая струны гитары, петь песни Юрия Шевчука и Константина Кинчева.

Окончив 8 классов и находясь под контролем родителей, юноша поступает в авиационный техникум приборостроения и автоматики. Но по окончании трех курсов парень понимает, что в технической стороне он ничего не понимает, поэтому нужно искать другое направление.


Неожиданно в конце 80-х в Ленинграде формируется экспериментальный театр с молодежной передачей «Зебра». Как рассказал артист, сюда и попали Костя со своей компанией. Работая монтировщиком, начинающий актер стал выходить на сцену в массовках. Вспоминая первый опыт, актер рассказывал, как у него дрожали руки и ноги, но потом увлекся, увидев, что это нравится зрителям. Тогда и пришло решение – поступать в театральный.

Студенческие годы стали у актера насыщенными и плодотворными. Здесь же на одном курсе появляются и лучшие друзья: Михаил Пореченков, Андрей Зибров и Михаил Трухин. Мальчики росли вместе и вместе взрослели, отрабатывая сценическое мастерство в институтских спектаклях.

Фильмы и театр

По окончании академии питерские театры давали молодым актерам второстепенные роли. Театральная биография Константина Хабенского начиналась с экспериментального театра «Перекресток», где актер прослужил год. В то же время парень появился на телевидении, работая ведущим. Потом случились поиски и в московском «Сатириконе» им. Аркадия Райкина, в котором актер появился в 1996-ом. Здесь зачастую артист играл на втором плане. Одной из первых «больших» ролей Хабенского стала роль «В ожидании Годо» Юрия Бутусова.


Константин Хабенский в театре

Появлялся актер и в театре имени Ленсовета. Чуть позже талантливого актера позвал сам Олег Табаков на главную роль в спектакле «Утиная охота». На подмостках МХТ Хабенский играл редко, но метко, и после «Утиной охоты» актер получил главные роли в «Белой гвардии» и «Трехгрошовой опере».

В этом театре Хабенский сыграл свои лучшие роли. Выделяется игра артиста в постановках «Гамлет» и «Контрабас».


Кинематографическая биография Константина Хабенского открылась в 1994 году эпизодической ролью в комедии «На кого Бог пошлет». Затем, после 3-летнего перерыва, актер чаще появляется на экране в кинолентах «Наташа», «Хрусталёв, машину!», «Поклонник» и других. Получил первую награду актер уже в 2000-ом. Это была номинация «Лучшая мужская роль» за образ Юрия Сапожникова в драме «Дом для богатых».

Одновременно с этим артист снялся в сериале «Убойная сила». Позднее актер рассказывал, как очень неожиданно для себя самого получил роль Игоря Плахова в этом сериале. Хабенский приехал на пробы уставший после съемок, поэтому, не имея сил разговаривать с режиссером, стоял и просто улыбался. Постановщик, взглянув на актера, неожиданно без проб принял Константина на главную роль. Эта кинолента прославила артиста.

С 2002 года в творческой биографии Хабенского начался марафон потрясающих фильмов: «В движении», «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Адмиралъ», «Ирония Судьбы», «Статский советник», «Бедные родственники». Актера щедро осыпали званиями и наградами – «Лучшая мужская роль в кино», «Лучший актёр», «Золотой меч». Уже в 2006-ом актер получил звание Заслуженного артиста России за заслуги в области искусства.

Не только российские режиссеры оценили актерские способности в фильмах Константина Хабенского: знаменитый Голливуд регулярно делал предложения о съемках. Это работы в боевике Тимура Бекмамбетова «Особо опасен» с Морганом Фрименом и Анджелиной Джоли, детективном триллере «Шпион, выйди вон!», где Константину досталась роль советского дипломата, а на первом плане играли Гари Олдман и Бенедикт Камбербэтч.

В боевике «Война миров Z» актер встретился на съемочной площадке с Брэдом Питтом. Сам Хабенский с любопытством относится к голливудским проектам, утверждая, что это прекрасный шанс познакомиться с интересными людьми.

Вместе с Миллой Йовович и Иваном Ургантом Хабенский снялся у режиссера Левана Габриадзе в комедии «Выкрутасы». Интересно, что первые буквы фамилий актеров образуют нецензурное слово. Из-за этого некоторые кинотеатры отказались показывать фильм.

С Михаилом Пореченковым Константин снялся в многосерийном мистическом фильме «Небесный суд». Два героя – два друга, сотрудники Небесного Суда, решающие, куда отправится душа человека после смерти. И работа постоянно ставит товарищей по разные стороны баррикад.

Затем Константин предстал перед зрителями в образе знаменитого эстрадного певца Петра Лещенко в телесериале «Пётр Лещенко. Всё, что было…». Песни артиста в многосерийной ленте исполнил сам Хабенский. В итоге с экрана прозвучали любимые композиции слушателей «Ах, эти черные глаза», «Моя Марусечка», «Чубчик кучерявый», «У самовара» и другие.

Высоко оценен критиками и зрителями фильм «Географ глобус пропил», за который Константин Хабенский получил премию за лучшую мужскую роль, как и игравшая с ним Елена Лядова за женскую. Этой же премией наградили актера за роль в фильме «Коллектор». Интересно, что это была главная и единственная роль в фильме. Присутствие остальных персонажей ощутимо только по телефонным разговорам.

В сериале «Метод» Хабенский исполнил роль гениального следователя Родиона Меглина. Герой Константина привык работать один, но неожиданно к нему на стажировку присылают выпускницу юрфака Есению Стеклову (Паулина Андреева). Эта работа станет тяжелым испытанием для обоих.

Продюсерами многосерийного фильма выступили Александр Цекало и Константин Эрнст. В 2017 году Цекало сообщил, что «Метод» выкупили для трансляции за рубежом.

Помимо актерской карьеры, Константин Хабенский выступил ведущим интересного проекта под названием «Вечера науки с Константином Хабенским». В этой программе артист рассказывает зрителям о загадках Вселенной и последних новостях из мира науки.

Сегодня Хабенский — один из самых востребованных актеров современности. Многие режиссеры мечтают увидеть в своих картинах именно Константина. Однако актер подходит к выбору ролей очень щепетильно.

Благотворительность

В связи с событиями в личной жизни Константин Хабенский в 2008 году открыл благотворительный фонд. Средства отсюда идут на лечение детей с заболеваниями головного мозга. По словам актера, это прекрасный способ бескорыстной помощи людям. Нужно отметить, что артист не только номинально возглавляет этот фонд, но еще и активно участвует в сборах, поставив мюзикл «Поколение Маугли».


Роли в музыкальном спектакле достались детям, а средства пошли на лечение детей с онкологическими заболеваниями. Премия «Импульс добра» в 2016 году подтвердила важность проделываемой Хабенским работой.

С 2010 года актер стал открывать студии творческого развития по России. Такие студии есть в Воронеже, Казани, Санкт-Петербурге, Нижнем Тагиле и других городах.

Личная жизнь

Личная жизнь Константина Хабенского тщательно скрывается от вездесущих журналистов. Но в 1999 году, по счастливому стечению обстоятельств, Константин знакомится в кафе с журналисткой Анастасией Смирновой. Роман не оказался стремительным: переписка, звонки и редкие встречи. И только в 2001-ом влюбленные сыграли свадьбу.


Жена Константина Хабенского являлась образцом женщины, посвятившей себя любимому мужу. В 2007 году у Хабенских рождается сын Иван, и с ним приходит тяжелая новость о смертельной болезни Анастасии. Российским и американским врачам не удалось справиться с раком головного мозга супруги Хабенского. 1 декабря 2008 года Анастасия умерла в Лос-Анджелесе, в доме своей мамы.

Сегодня старший ребенок Константина живет с бабушкой по материнской линии в Барселоне. Ваня увлекается фехтованием, играет на гитаре и любит футбол. Он хорошо рисует и одно время мечтал стать художником. Хабенский постоянно на связи с сыном. Тот периодически прилетает с бабушкой в Москву к отцу.


Потеря супруги стала сильнейшим ударом для знаменитого актера. Как говорилось выше, после этого Константин Хабенский основал благотворительный фонд для детей, больных раком.

Спустя 5 лет после смерти жены коллеги актера заметили роман между актером и партнершей Константина по МХТ Ольгой Литвиновой. Летом 2013 года 31-летняя актриса Ольга Литвинова и Хабенский, не устраивая громкой свадьбы, тайно расписались.

3 июня 2016 года личная жизнь Константина Хабенского круто изменилась — на свет появилась дочь, которую назвали Александрой.


Поклонники знаменитого артиста организовали фан-страницу актера в сети «Инстаграм». Туда выкладываются фото и видео с участием Хабенского, найденные на просторах Интернета.

Константин Хабенский сейчас

В 2017 году Константин Хабенский и Евгений Миронов снялись в фильме «Время первых» о первом выходе человека в космос. Космонавт Алексей Леонов – главный герой ленты – выступил консультантом на съемках картины. Роль Леонова исполнил Миронов, а Хабенский сыграл другого знаменитого летчика-космонавта Павла Беляева. Критики высоко оценили ленту, а вот в прокате она выступила неудачно.

Затем Хабенский перевоплотился в другого исторического персонажа – Льва Давидовича Троцкого – в многосерийном фильме «Троцкий». Сюжет сериала рассказывает о жизни деятеля и роли Льва Давидовича на политической арене.

В феврале 2018 года на экраны вышел триллер режиссера Николая Хомерики «Селфи», где герой Константина, писатель и телеведущий Владимир Богданов, попадает в странную ситуацию. Неожиданно у Богданова появляется двойник, который отнимает у мужчины работу, жену, любовницу и славу. Причем справляется с обязанностями Владимира гораздо лучше оригинала. И только дочь хочет возвращения отца обратно.

В производственной стадии находится телесериал «Говорит Москва», где артисту досталась роль диктора Юрия Левитана.

Но самым важным событием 2018 года можно считать предстоящий выход военного фильма «Собибор». Это дебютный проект Константина Хабенского как режиссера. В картине речь пойдет о реальных событиях Великой Отечественной войны.

Главный герой – офицер Александр Печерский, роль которого исполнил сам Хабенский – попадает в лагерь смерти. За три недели мужчина поднимает людей разных национальностей и из разных стран к восстанию. Это единственный в истории Второй мировой войны удачно свершившийся побег из нацистского лагеря.

Константин пригласил к себе в картину и молодых, и давно состоявшихся звезд: Кристофера Ламберта, Марию Кожевникову, Михалину Ольшанскую, Гелу Месхи и других.

В одном интервью Хабенский сказал о работе с Ламбертом, что режиссеру было приятно сотрудничать с Кристофером. Константин считает голливудского актера выдающейся личностью в кинематографе.

Известный российский артист театра и кино родился в Ленинграде (Санкт-Петербург) 11 января 1972 года. Семья его принадлежала городской интеллигенции: мать преподавала математику, а отец работал инженером.

Детство и юность

Из родного Ленинграда Хабенские вынуждены были временно переехать в далекий приполярный Нижневартовск, где Костя пошел в школу и закончил первые четыре класса.

В 1985 году все вместе вернулись в столь любимый город на Неве, и у Кости началась совершенно новая, яркая и насыщенная жизнь. В то время он не интересовался театром, предпочитая все свое свободное время проводить с приятелями-неформалами, играя на гитаре и распевая в переходах популярные рок-композиции.

После окончания 8 класса Костя по наставлению родителей поступил в авиационный техникум . Там он смог продержаться всего три курса: за несколько лет учебы он окончательно понял, что не обладает ни малейшими способностями к техническим наукам.

К этому времени в Ленинграде сформировался экспериментальный молодежный театр «Зебра». Костя с приятелями подрабатывал там монтажником , и имел возможность наблюдать за репетициями талантливых ребят. Их игра настолько увлекла юного Хабенского, что он обратился с просьбой выступать на сцене в массовках, и руководство театра согласилось.

Уже после первых своих выступлений Костя понял, что его призвание – быть актером, и решил поступать в театральный вуз .

Константин Хабенский всегда с большой теплотой вспоминал свои студенческие годы, ведь они были наполнены многочисленными репетициями, смелыми экспериментами, игрой в институтских постановках.

Но главное, за годы учебы актер смог приобрести настоящих друзей: , Андрея Зиброва и Мишу Пореченкова.

Театральный опыт

Поначалу Хабенскому доставались лишь незначительные роли в постановках. Он работал в театрах «Перекресток», «Сатирикон», театре им. Ленсовета.

Свои первые серьезные работы Константин получил благодаря Олегу Табакову, который разглядел в молодом актере большой талант.

Табаков предложил Хабенскому главную роль в своей постановке «Утиная охота». Актер смог настолько хорошо себя показать, что в дальнейшем получал, пусть и не часто, но только самые значимые роли в интереснейших спектаклях: «Белая гвардия», «Трехгрошовая опера», «Контрабас», «Гамлет».

Фильмография

Своей первый опыт в кино Хабенский получил в 1994 году, снявшись в незначительном эпизоде в комедийной ленте «На кого Бог пошлет».

Затем последовал трехлетний перерыв, после которого актер все чаще стал появляться на экранах. За прекрасно раскрытый образ Юры Сапожникова в драматической ленте

«Дом для богатых» Хабенский получил свою первую кинонаграду.

Однако всенародная любовь и популярность пришла к актеру после выхода в прокат телесериала «Убойная сила». Далее последовала череда невероятно успешных картин, в которых Константину доставались запоминающиеся, знаковые роли: «Ночной дозор», «В движении», «Адмиралъ», «Статский советник», «Ирония судьбы».

В кинематографической копилке Хабенского появилось немало наград, а в 2006 году он получил звание Заслуженного артиста России.

Актерский талант Константина был высоко оценен не только на родине, но и далеко за ее пределами. Так, актер сыграл в популярных голливудских фил ьмах «Особо опасен», «Шпион, выйди вон!», «Война миров Z» . Ему удалось получить колоссальный опыт, поскольку он работал на одной съемочной площадке с таким мэтрами современного кино как Гэри Олдман, Морган Фриман, Брэд Питт.

Интересные заметки:

Из последних работ Хабенского особенно высокие оценки кинокритиков получили киноленты «Географ глобус пропил» и «Коллектор ». Популярность получили также сериалы «Метод» и «Троцкий», в которых актер исполнил главные роли.

В настоящее время Константин Хабенский по праву считается одним из лучших и востребованных актеров отечественного кинематографа. Его появление в картине уже обрекает ее на большой успех у зрителей, однако актер с большой тщательностью относится к выбору ролей и соглашается только в том случае, если предстоящая работа его всерьез заинтересовала.

Личная жизнь

Российский актер никогда не любил распространяться о своей личной жизни, и всячески пытался скрыть ее подробности от вездесущих журналистов. Впрочем, основные ее моменты все же стали известны СМИ. Так, со своей первой супругой, журналисткой , Константин познакомился в кафе. Их роман сложно было назвать бурным и страстным, однако он завершился свадьбой в 2001 году.

Семейная жизнь Константина оказалась очень счастливой, особенно когда в 2007 году у пары родился долгожданный сын Ваня . Все планы на светлое будущее разрушила страшная новость – у Анастасии обнаружили неизлечимое раковое заболевание мозга.

Мировые светила не смогли победить рак, настойчиво атаковавший мозг несчастной женщины. Анастасия умерла в декабре 2008 года в Лос-Анджелесе, где проходила очередное безрезультатное лечение.

Потеря любимой супруги оказалась сильнейшим ударом для Константина, который до последнего боролся за ее жизнь. В память о Насте актер основал благотворительный фонд, помогающий детям с таким же заболеванием – раком головного мозга.

В течение последующих лет Хабенский приноравливался к новой для него жизни, и только сын Ваня помог ему пережить этот страшный период отчаяния и безысходности.

Лишь в 2013 году Константин вновь обрел счастье в личной жизни, которое стало возможным благодаря актрисе Ольге Литвиновой .

Не привлекая к себе внимание общественности, влюбленные тайно расписались, а спустя три года стали счастливыми родителями девочки, которую назвали Александрой.

Благотворительная деятельность

После пережитой трагедии в личной жизни в 2008 году Константин основал благотворительный фонд, оказывающий помощь детям с онкологическими и другими заболеваниями головного мозга. Актер не только возглавил свое детище, но и постоянно принимал личное участие во всевозможных акциях и сборах.

Чтобы приободрить малышей, страдающих серьезной и, порой, неизлечимой болезнью, актер поставил мюзикл «Поколение Маугли», в котором все роли достались детям. Средства, собранные с премьеры музыкальной постановки, были также отданы на благотворительные цели.

Начиная с 2010 года Хабенский начал активно открывать по всей России детские студии творческого развития, в которых дети под чутким руководством опытных преподавателей могут раскрывать все грани своих талантов.

Измена мужа