Обособленные подразделения организации. Описание обособленного подразделения юридического лица

Материалы к видеосеминару

Многие, стремясь расширить бизнес и увеличить объем продаж, открывают новые магазины и отделения фирм. Фирма, предлагающая услуги или работы через офисы в разных районах, тоже не редкость. Часто в связи с расширением бизнеса учредители юридического лица принимают решение о создании одного или нескольких обособленных подразделений.

Наличие у организации территориально удаленного подразделения порождает целый ряд вопросов:

- Является оно филиалом, представительством или иным обособленным подразделением?

- Чем отличается один вид обособленного подразделения от другого?

- Какие организационные и налоговые действия связаны с открытием разных видов обособленных подразделений?

- Как и куда уплачивать налоги и сдавать отчетность?

- Считается ли обособленным подразделением одно удаленное рабочее место?

Для начала рассмотрим понятие и признаки обособленного подразделения, что поможет отличить филиалы и представительства от иных обособленных подразделений:

В соответствии со ст.11 НК РФ обособленным подразделением организации в целях налогового учета признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

Первым отличительным условием для признания обособленного подразделения в целях налогообложения является территориальная обособленность от создавшей его организации. Указанный признак означает, что оно должно быть расположено на иной, отличной от места нахождения организации территории.

Вторым условием признания обособленного подразделения организации таковым является наличие по месту его нахождения оборудованных стационарных рабочих мест. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (в соответствии с положениями статьи 6.1 НК РФ под месяцем понимается календарный месяц). Поскольку понятие рабочего места не содержится в НК РФ , обратимся к ТК РФ .

В соответствии со статьей 209 ТК РФ под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Между организацией и физическим лицом могут заключаться как трудовые, так и гражданско-правовые договоры, что существенно влияет на установление факта наличия рабочих мест. Поскольку понятие рабочего места является элементом системы трудовых отношений (регулируется ТК РФ), следует признать, что рабочие места в принципе могут возникать только в том случае, если с физическим лицом заключен трудовой договор. Заключение любых иных договоров, в том числе выполнения работ или оказания услуг не может приводить к образованию рабочих мест и, следовательно, к образованию обособленного подразделения.

Учитывая, что обособленным является любое подразделение на отдельной территории со стационарными рабочими местами, то получается, оно начинает существовать, как только готовы стационарные рабочие места. Создание обособленного подразделения как юридический факт можно констатировать, когда последние (то есть стационарные рабочие места) создаются по иному адресу, нежели адрес государственного регистрации (и, следовательно, места нахождения) организации.

Аналогичный вывод можно встретить во множестве решений арбитражных судов. Так, например, в постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.10.2010 N А75-430/2010 сделан вывод, что для квалификации действий организации через обособленное подразделение необходимо установить наличие следующих обстоятельств: территориальную обособленность и факт выполнения трудовых обязанностей работниками организации в месте расположения обособленного подразделения.

Обобщая вышесказанное и исходя из определения, приведенного в статье 11 Налогового кодекса РФ , с учетом требований пункта 4 статьи 83 НК РФ , можно выделить следующие существенные признаки обособленного подразделения:

территориальная обособленность имущества, принадлежащего организации, от самой организации вне зависимости от факта документального оформления создания соответствующего подразделения;

наличие рабочих мест, созданных на срок более одного месяца;

ведение организацией деятельности через соответствующее подразделение.

Теперь необходимо дать понятие филиалов и представительств, которое закреплено в гражданском законодательстве.

Из статьи 55 Гражданского кодекса РФ следует, что представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или часть, в том числе функции представительства.

Представительства и филиал не являются юридическими лицами. Они осуществляют свою деятельность от имени создавшего их юридического лица, которое и несет ответственность за их деятельность. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Данное имущество закрепляется за соответствующим филиалом или представительством, но находится либо в собственности юридического лица, либо принадлежит юридическому лицу на ином правовом основании. В бухгалтерском учете вышеуказанное имущество отражается одновременно и на отдельном балансе филиала или представительства, и на балансе юридического лица. В отличие от этого подразделение организации, являющееся обособленным подразделением в соответствии с НК РФ , может не иметь отдельного баланса.

Руководители филиалов и представительств общества назначаются органом юридического лица, уполномоченным на это в соответствии с его учредительными документами, и действуют на основании его доверенности. Вышеуказанное требование, предъявляемое к подразделениям, являющимся обособленными в соответствии с НК РФ , отсутствует.

На необходимость доверенности указано и в пункте 20 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 года N 6/8 , в котором сказано, что соответствующие полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве), либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель филиала.

Отличие филиалов и представительств друг от друга заключается в круге выполняемых ими задач. Филиал осуществляет функции юридического лица, под которыми следует понимать виды производственной и иной деятельности юридического лица, которыми оно вправе заниматься в соответствии с законом и своими учредительными документами. Задачи представительства носят ограниченный характер. Они состоят в представительстве и защите интересов юридического лица, т.е. в функциях, осуществляемых в рамках института представительства в силу полномочия, основанного на доверенности.

Следовательно, к представительствам относятся обособленные подразделения, выступающие в интересах организации и защищающие их, а к филиалам - исполняющие все или часть ее функций, включая представительские ( , и "). И те и другие структурные единицы нужно указывать в учредительных документах.

При сопоставлении понятия "обособленное подразделение организации", приведенного в статье 11 НК РФ , и понятия "филиал", раскрытого в статье 55 ГК РФ , видно, что понятие "обособленное подразделение организации" является более широким и включает любые виды подразделений организаций, в том числе филиалы. Следовательно, при решении вопроса о наличии у организации филиала (представительства) необходимо учитывать как общие признаки, установленные в

Отечественное законодательство допускает открытие российскими юридическими лицами обособленных подразделений, то есть филиалов и представительств. Процедура их открытия и требования, предъявляемые к ним, детально описаны в отечественных нормативных актах. Различные обособленные подразделения довольно широко применяются в хозяйственной деятельности. Важно отметить, что обособленное подразделение - это территориально удаленное от головной организации подразделение, при функционировании которого имеются некоторые особенности.

Общие положения об обособленных подразделениях

Действующие гражданские акты нормотворчества РФ и ГК РФ прямо предусматривают существование организаций в качестве субъектов правоотношений. Указанные лица создаются для достижения определенных целей, имеют правоспособность и имущество, а также могут быть стороной в судебном процессе (ст. 48 ГК РФ). Все юридические лица должны быть зарегистрированы, и сведения о них должны отражаться в ЕГРЮЛ.

Юридические лица обладают возможностью создавать обособленные подразделения (ст. 55 ГК РФ). Отечественное законодательство среди обособленных подразделений выделяет представительство и филиал. Надо учитывать, что обособленные подразделения не являются юридическими лицами, а потому лишены правоспособности, присущей организациям.

Информация о каждом филиале и представительстве должна быть указана в ЕГРЮЛ.

Среди прочих прав особое место занимает право каждого юридического лица создавать свои обособленные подразделения. Так, обособленным подразделением организации признается структура, располагающаяся по иному адресу, нежели первоначальная организация. Такая структура не отвечает признакам юридического лица (ст. 55 ГК РФ).

У них нет своих учредительных документов, и они работают на основании положения головной организации. Руководителю филиала или представительства главной организацией выдается доверенность.

Важно отметить, что ГК РФ, равно как и НК РФ, допускает создание обособленных подразделений как в одном муниципальном образовании, так и в разных населенных пунктах. При этом обособленное подразделение может находиться в том же городе, что и первоначальная организация, а также в городе, в котором находятся другие обособленные подразделения. Данный вывод подтверждается позицией Минфина РФ, изложенной в письме Министерства от 02.09.2011 № 03-02-07/1-314 .

Законодательство РФ запрещает только создание обособленных подразделений по тому же адресу, что и у основной организации. Основным признаком обособленности подразделения является его адрес. Следовательно, по одному адресу может быть создано только одно обособленное подразделение организации, а создание двух обособленных подразделений по одному адресу невозможно, т.к. оба эти подразделения фактически будут являться одним.

В качестве заключения следует отметить, что в настоящее время нет необходимости указывать все обособленные подразделения в учредительных документах организации. Сведения об открытии филиалов или представительств отражаются в государственном реестре. О создании стационарных рабочих мест надо уведомить налоговиков в течение месяца (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Важно помнить, что нет запрета на создание обособленного подразделения в одном субъекте с основной организацией или в разных субъектах.

Осваивая новые рыночные ниши, компаниям, зачастую, приходится обеспечивать свое присутствие на «чужих» территориях. Поскольку обособленные подразделения во многих случаях влияют на исчисление и уплату налогов, у бухгалтеров нередко возникает вопрос: а что, собственно, считать обособленным подразделением? О признаках обособленных подразделений, а также о том, кого, когда и как нужно уведомить об их создании, рассказано в данной статье.

Обособленное подразделение в законодательстве РФ. Кодекс кодексу рознь

Налог, который перечисляется в бюджеты субъектов РФ . Уплата авансовых платежей налога на прибыль производится и по месту нахождения организации, и по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, которая приходится на эти обособленные подразделения. Порядок распределения прибыли (определения доли) указан в п. 2 ст. 288 НК РФ.

Декларацию по налогу на прибыль нужно представлять по каждому обособленному подразделению. Если подразделения находятся в одном регионе, организация может представлять декларации только в адрес одного из них. Чтобы воспользоваться этим правом, необходимо уведомить все налоговые инспекции, где числятся обособленные подразделения. Сделать это нужно до начала нового налогового периода.

НДФЛ и обособленные подразделения

Организации - налоговые агенты обязаны перечислять налог на доходы физических лиц в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (). НДФЛ по обособленному подразделению определяется исходя из размера подлежащего налогообложению дохода, который начисляется и выплачивается работникам этого подразделения.

Если обособленное подразделение не выделено на отдельный баланс, перечислить НДФЛ в бюджет должна головная организация по месту учета подразделения (письмо Минфина РФ от 29.03.2010 № 03-04-06/54).

Отчетность по НДФЛ за работников обособленного подразделения нужно представлять по месту его нахождения (письма Минфина РФ от 07.08.2012№ 03-04-06/3-222, от 16.12.2011 № 03-04-06/3-348). Сведения о начисленных и удержанных суммах по нужно представить не позднее 1 апреля ().

Страховые взносы в Пенсионный фонд и ФСС РФ

Обособленные подразделения самостоятельно уплачивают страховые взносы и представляют расчеты по страховым взносам в ФСС и ПФР, если одновременно выполняются следующие условия:

  • подразделения находятся на территории РФ; подразделения имеют отдельный баланс;
  • у подразделений есть свой расчетный счет; подразделения начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Если хотя бы одно условие не выполняется, обязанность по уплате взносов и представлению отчетности переходит на головную организацию (письма ФСС РФ от 05.05.2010 № 02-03-09/08-894п, Минздравсоцразвития России от 09.03.2010 № 492-19).

Регистрировать обособленное подразделение в фондах также нужно только при выполнении четырех перечисленных условий (п. 12 Постановления Правления ПФ РФ от 13.10.2008 № 296П, п. 1 Постановления ФСС РФ от 23.03.2004 № 27).

Налог на имущество обособленных подразделений

Порядок уплаты налога на имущество обособленными подразделениями закреплен в . Обособленные подразделения учитывают движимое имущество и платят соответствующий налог, если имеют отдельный баланс.

Если подразделение не выделено на самостоятельный баланс, налог по движимому имуществу платит головная организация (письмо Минфина РФ от 20.01.12 № 03-01-11/1-19).

Налоговая база по недвижимому имуществу определяется по месту его фактического нахождения (). Соответственно обособленное подразделение должно уплатить налог на имущество, если недвижимость находится на его территории (вне зависимости от отдельного баланса).

Декларация по налогу на имущество и расчеты по авансовым платежам представляются в ИФНС по месту уплаты налога ().

Транспортный налог обособленного подразделения

Уплачивается по месту нахождения транспортных средств (п. 1 ), которое определяется в соответствии с пп. 2 п. 5
А есть ли у вас ОП? Когда оно считается созданным? На эти вопросы мы ответим в нашей статье.


  • Налоговые органы располагают информацией о каждом налогоплательщике. Естественно, что разглашение этой информации может нанести налогоплательщику вред...

  • Приведен примерный текст порядка приема и выдачи наличных денег уполномоченным представителям обособленных подразделений.
  • В гражданском законодательстве к обособленным подразделениям причисляют представительства и филиалы (ст. 55 ГК РФ). При этом первые представляют интересы юридического лица и осуществляют их защиту. А вот филиалы осуществляют функции (или их часть) юридического лица, в том числе функции представительства. Причем ни те ни другие фактически не являются юридическими лицами. Вместе с тем они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных положений. Имейте в виду, что представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

    Если же рассматривать налоговое законодательство, то обособленное подразделение организации - это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (п. 2 ст. 11 НК РФ). При этом признание обособленного подразделения организации производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных документах организации. В свою очередь рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

    Как видите, в Налоговом кодексе содержатся два необходимых критерия, отличающих обособленное подразделение организации:

    • территориальная обособленность;
    • наличие стационарных рабочих мест.

    Стационарные рабочие места

    Если организация не создает оборудованные рабочие места для своих сотрудников или продолжительность работ в одном населенном пункте длится не более одного месяца, то деятельность компании не ведет к созданию обособленных подразделений.

    Финансисты в письме от 11.12.2007 г. № 03-02-07/1-478 сказали, что под оборудованием стационарного рабочего места подразумевают создание условий для исполнения трудовых обязанностей, а также само исполнение таких обязанностей. В данном случае чиновники сослались на арбитраж. В другом разъяснении чиновников говорится, что сроки командировок конкретных работников, отправленных для проведения электромонтажных работ, не изменяют время осуществления деятельности общества в регионе, где находится соответствующий объект (письмо Минфина от 04.05.2007 г. № 03-02-07/1-216).

    Достаточно показательным является пример с предприятиями, оказывающими охранные услуги. В этом случае для решения вопроса о наличии либо отсутствии обособленного подразделения финансисты советуют учитывать содержание договора на оказание таких услуг, фактический характер отношений между частным охранным предприятием и его заказчиком и другие обстоятельства осуществления предприятием деятельности (письмо Минфина от 04.05.2007 г. № 03-02-07/1-214). При этом ранее чиновники считали, что если по месту оказания услуг созданы посты охраны, обладающие признаками, установленными статьей 11 Налогового кодекса, то общество обязано встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе по каждому месту их нахождения (письма Минфина от 18.01.2002 г. № 04-01-10/1-5 и УМНС по г. Москве от 29.01.2003 г. № 11-14/5523).

    По нашему мнению, организация, которая командирует своих сотрудников для выполнения работ, в принципе не оборудует стационарные рабочие места. Дело в том, что рабочее место - это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ). Вместе с тем на сотрудников, находящихся в командировке, распространяется режим рабочего времени и времени отдыха тех предприятий, в которые они командированы (п. 8 Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 г. № 62 «О служебных командировках в пределах СССР»). Получается, что компания, которая посылает своих работников в командировку, не в состоянии контролировать рабочие места, оборудованные контрагентом. Создание же рабочего места возможно только тогда, когда организация имеет соответствующие права (право собственности или право пользования) на объект. Причем договор аренды не является доказательством, безусловно подтверждающим факт создания стационарных рабочих мест (постановление ФАС Северо- Западного округа от 15.10.2007 г. № А56-40913/2006).

    Территориальная обособленность

    Еще в 2004 году финансисты ответили на вопрос, что является территориальной обособленностью. Итак, территориально обособленным следует считать подразделение, расположенное на отдельной территории, отличной от той, на которой находится сама организация. Речь идет об ином адресе, не указанном в учредительных документах как место нахождения самого налогоплательщика (письма Минфина от 22.12.2004 г. № 03-03-01-04/1/184 и от 22.09.2004 г. № 03-03-01-04/1/55). В свою очередь в письме Минфина от 21.04.2008 г. № 03-02-07/2-73 уточняется, что подразделение является территориально-обособленным от головной организации в том случае, если оно расположено на территории, где налоговый учет и налоговый контроль осуществляет иная инспекция, нежели та, в которой организация состоит на учете в качестве налогоплательщика.

    Напоминаем, что согласно пункту 9 статьи 83 Налогового кодекса в случае возникновения у организаций затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных компанией данных принимает ИФНС (письмо Минфина от 10.07.2008 г. № 03-02-07/1-271).

    Регистрация в налоговой инспекции

    Организация обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (п. 1 ст. 83 НК РФ). Тем не менее из данного правила есть исключение. Здесь речь идет о ситуации, когда указанная фирма уже состоит на учете в налоговом органе, на территории муниципального образования которого создано данное обособленное подразделение (п. 4 ст. 83 НК РФ).

    Заявление о постановке на учет надо подать в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту его нахождения (п. 4 ст. 83 НК РФ). В данном случае следует воспользоваться формой № 1-2-Учет «Заявление о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения на территории Российской Федерации», утвержденной приказом ФНС России от 01.12.2006 г. № САЭ-3-09/826@ (далее - Приказ № САЭ-3-09/826@). Причем налоговики наконец-то согласились принимать заявления, подписанные уполномоченными представителями организаций. Правда, в этом случае придется приложить копию надлежащим образом оформленной доверенности, согласно которой данное лицо действует от имени организации (письмо ФНС России от 20.11.2007 г. № СК-6-09/902@). Одновременно с заявлением организация представляет копии (заверенные в установленном порядке) свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения и документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (п. 1 ст. 84 НК РФ).

    В свою очередь налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения в течение пяти дней со дня представления всех документов (п. 2 ст. 84 НК РФ). Результатом будет являться уведомление - форма № 1-3-Учет «Уведомление о постановке на учет российской организации в налоговом органе на территории Российской Федерации», утвержденное приказом от 01.12.2006 г. № САЭ-3-09/826@.

    Имейте в виду, что организации обязаны в месячный срок письменно сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). В данном случае речь идет о форме № С-09-3 «Сообщение о создании (закрытии) на территории Российской Федерации обособленного подразделения», утвержденной приказом ФНС РФ от 17.01.2008 г. № MM-3-09/11@ «Об утверждении форм сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации». Причем данное правило касается тех компаний, которые уже состояли на учете в налоговом органе, на территории муниципального образования которого было создано обособленное подразделение (письма Минфина от 11.06.2008 г. № 03-01-15/7-227, от 07.03.2008 г. № 03-02-07/1-90, от 06.03.2008 г. № 03-02-07/1-84). Таким образом, постановка на учет организации по месту нахождения такого обособленного подразделения будет осуществляться налоговой инспекцией на основании сообщения о его создании, направленного организацией в инспекцию по месту своего нахождения (письма Минфина от 24.05.2007 г. № 03-02-07/1-253, от 18.04.2007 г. № 03-02-07/1-187).

    Имейте в виду, что в случае изменения места нахождения обособленного подразделения организация обязана осуществить процедуру закрытия и открытия обособленного подразделения. Чиновники объясняют это тем, что законодательством не установлен порядок учета в налоговых органах обособленных подразделений организаций в связи с изменением мест их нахождения (письмо Минфина РФ от 14.07.2008 г. № 03-02-07/1-278).

    Регистрация в фондах

    Пенсионный фонд

    Регистрации в качестве страхователя подлежат обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (п. 6 Порядка регистрации в территориальных органах Пенсионного фонда РФ страхователей, производящих выплаты физическим лицам, утвержденного постановлением Правления ПФР от 19.07.2004 г. № 97п, далее - Порядок регистрации в ПФ).

    Для этого компании надо обратиться в территориальный орган ПФР по месту нахождения обособленного подразделения. Регистрация осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков и представляемых налоговыми органами в орган страховщика (управление ПФР) по месту нахождения обособленного подразделения не позднее 5 дней со дня получения указанных сведений. Далее организации направляется соответствующее извещение в 2 экземплярах, один из которых в 10-дневный срок подлежит представлению в территориальный орган ПФР по месту нахождения предприятия (п. 11 Порядка регистрации в ПФР).

    Фонд социального страхования

    Регистрации в качестве страхователей подлежат юридические лица по месту нахождения их обособленных подразделений, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (подп. 1 п. 1 Порядка регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в исполнительных органах ФСС России, утвержденного постановлением ФСС от 23.03.2004 г. № 27, далее - Порядок регистрации в ФСС).

    В данном случае регистрация проходит в региональном отделении Фонда (филиале регионального отделения Фонда) по месту нахождения обособленного подразделения (п. 3 Порядка регистрации в ФСС). Основанием является заявление о регистрации в качестве страхователя, представляемое в 30-дневный срок со дня создания обособленного подразделения (ст. 6 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»). Форму заявления можно посмотреть в Приложении № 1 к Порядку регистрации в ФСС.

    Также для регистрации понадобятся копии следующих документов (п. 9 Порядка регистрации в ФСС):

    • свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
    • свидетельство о постановке юридического лица на учет в налоговой инспекции;
    • уведомление о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения;
    • документы, подтверждающие создание обособленного подразделения (устав юридического лица, содержащий сведения о данном подразделении; положение об обособленном подразделении; доверенности, выданные организацией руководителю обособленного подразделения);
    • извещение о регистрации в качестве страхователя юридического лица, выданного региональным отделением Фонда по месту его нахождения;
    • информационное письмо службы государственной статистики, содержащее сведения о видах экономической деятельности, осуществляемой юридическим лицом по месту нахождения обособленного подразделения.

    Если на момент подачи заявления о регистрации у обособленного подразделения уже открыты банковские счета, то придется еще представить справку из кредитной организации об указанном счете (п. 11 Порядка регистрации ФСС).

    При регистрации в региональных отделениях Фонда филиал в двухдневный срок направляет документы, представленные страхователем в региональное отделение Фонда. В свою очередь структурное подразделение регионального отделения Фонда в течение не более пяти рабочих дней со дня получения документов осуществляет регистрацию юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения (п. 14 Порядка регистрации ФСС). Страхователю направляется соответствующее извещение о регистрации и уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

    Фонд обязательного медицинского страхования

    Организация обязана также зарегистрироваться в качестве страхователя в территориальном фонде по месту нахождения каждого обособленного подразделения (п. 5 Правил регистрации страхователей в территориальном фонде обязательного медицинского страхования при обязательном медицинском страховании, утвержденных постановлением Правительства от 15.09.2005 г. № 570, далее - Правила регистрации в ТФОМС).

    Основанием для регистрации является заявление, составленное по форме, указанной в приложении № 1 к Правилам регистрации в ТФОМС. Данное заявление представляется в территориальный фонд в 30-дневный срок с момента создания обособленного подразделения.

    Также для регистрации одновременно с заявлением подают копии (засвидетельствованные в нотариальном порядке) следующих документов:

    • документы, подтверждающие создание обособленного подразделения (учредительные документы, в которых содержатся сведения о создании обособленного подразделения, или распоряжение (приказ) о создании обособленного подразделения и положение об обособленном подразделении);
    • документы, подтверждающие исполнение организацией обязанности по уплате налога, зачисляемого в фонды обязательного медицинского страхования;
    • свидетельство о регистрации организации в качестве страхователя в территориальном фонде по месту ее нахождения.

    "Новая бухгалтерия", 2005, N 5

    Создавая обособленное подразделение, организация должна выполнить ряд требований по постановке на налоговый учет. О том, в какие сроки это нужно сделать, какие потребуются документы, как снять с учета подразделение, вы узнаете из этой статьи.

    Мы привыкли воспринимать обособленное подразделение как отдельную структуру, созданную организацией в процессе осуществления своей деятельности. Но при этом важно иметь в виду, что определение обособленного подразделения, которое содержится в Налоговом кодексе РФ, значительно шире гражданско-правового определения обособленного подразделения и в большинстве случаев организации необходимо зарегистрировать в налоговом органе создаваемое обособленное подразделение.

    Условия создания обособленных подразделений организации

    Согласно ст. 11 НК РФ под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Обособленное подразделение организации признается таковым независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми оно наделяется.

    С точки зрения Налогового кодекса РФ обособленное подразделение организации характеризуется следующими признаками:

    • территориальная обособленность;
    • наличие оборудованных стационарных рабочих мест;
    • осуществление деятельности организации через обособленное подразделение.

    Рассмотрим подробнее эти признаки.

    Территориальная обособленность

    В связи с тем что критерий территориальной обособленности Налоговым кодексом РФ не установлен, необходимо руководствоваться разъяснениями финансовых и налоговых органов.

    По мнению Минфина России, изложенному в Письме от 22.12.2004 N 03-03-01-04/1/184, территориально обособленным подразделением организации следует считать подразделение, расположенное на отдельной территории, отличной от территории, на которой находится сама организация, т.е. по иному адресу, не указанному в учредительных документах как место нахождения самого налогоплательщика. Аналогичное мнение высказывается представителями налоговых органов.

    Если организация состоит на учете в налоговом органе по месту своего нахождения и имеет обособленные подразделения на подведомственных другим налоговым органам территориях, то она обязана в установленном порядке встать на учет по месту нахождения каждого из таких обособленных подразделений в этих налоговых органах (см. Письмо Минфина России от 16.02.2005 N 03-06-05-04/35).

    Если обособленное подразделение относится к ведению того же налогового органа, что и головная организация, то организация не обязана вставать на учет в том же самом налоговом органе в связи с созданием этого обособленного подразделения (п. 39 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

    Оборудованные стационарные рабочие места

    Основным признаком, характеризующим обособленное подразделение организации, является наличие в нем оборудованных стационарных рабочих мест.

    Налоговый кодекс РФ не разъясняет, что следует понимать под рабочим местом. Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, термины и понятия гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

    В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" рабочее место - это место, на котором работник должен находиться или на которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и прямо или косвенно находящееся под контролем работодателя.

    Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (ст. 11 НК РФ), но Налоговым кодексом РФ не урегулирован вопрос о том, что считается оборудованием рабочего места.

    Судебные органы считают, что под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание условий для исполнения трудовых обязанностей, а также само исполнение работниками таких обязанностей (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 07.10.2002 N А26-3503/02-02-07/160, Уральского округа от 09.01.2003 N Ф09-2799/02-АК).

    Еще один спорный вопрос - образуется ли обособленное подразделение организации при наличии у нее вне места нахождения только одного стационарного рабочего места или таких рабочих мест должно быть два и более.

    Ранее судебными органами высказывалось мнение, согласно которому при наличии одного рабочего места обособленное подразделение не образуется (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 03.10.2001 N КА-А40/5441-01).

    Однако позднее позиция арбитражных судов в этом вопросе изменилась. Так, например, в Постановлении ФАС Московского округа от 23.01.2003 N КА-А41/9052-02 указывается, что постановка на учет обособленного подразделения обязательна и в том случае, если в нем создано одно рабочее место. Эту позицию занял и ФАС Центрального округа (см. Постановление от 26.07.2004 N А62-1493/04). ФАС Северо-Западного округа также исходил из того, что создание одного рабочего места является основанием для постановки обособленного подразделения на учет (см. Постановление от 27.05.2002 N А26-6342/01-02-12/178).

    Такая же точка зрения изложена в Письме МНС России от 29.04.2004 N 09-3-02/1912 "О признании одного рабочего места обособленным подразделением".

    По мнению МНС России, такой критерий обособленного подразделения, как оборудование стационарных рабочих мест, указанный в ст. 11 НК РФ, вобрал в себя и понятие одного оборудованного стационарного рабочего места. Кроме того, полагает министерство, так как в ст. 11 НК РФ понятие "рабочее место" употребляется и в единственном числе, это было бы неправильным по смысловой нагрузке, если законодатель не считал бы обособленным подразделением организации подразделение, состоящее из одного рабочего места.

    Следовательно, создание одного рабочего места организацией вне места ее нахождения является основанием для постановки на учет в налоговом органе организации по месту нахождения ее обособленного подразделения.

    Постановка на учет обособленного подразделения организации

    В течение одного месяца после создания обособленного подразделения организация обязана сообщить о его создании в налоговый орган по месту своего нахождения, а также встать на учет по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения (ст. 23, п. п. 1, 4 ст. 83 НК РФ).

    Дата создания обособленного подразделения

    Момент, когда обособленное подразделение считается созданным, в Налоговом кодексе РФ не определен.

    По мнению налоговых органов, дату создания обособленного подразделения следует определять по наиболее раннему по дате документу, зафиксировавшему наличие всех признаков обособленного подразделения, установленных ст. 11 НК РФ (см. статью "О постановке организации на налоговый учет по месту нахождения обособленных подразделений", журнал "Налоговый вестник", 2004, N 9).

    Так, датой создания обособленного подразделения будет считаться дата решения общего собрания акционеров об открытии филиала в другом городе.

    Некоторыми судебными органами высказывается точка зрения, согласно которой датой создания обособленного подразделения в форме филиала является дата внесения изменений в учредительные документы организации (см. Постановление ФАС Центрального округа от 19.08.2004 N А35-7602/03-С4).

    Однако в большинстве случаев позиция судебных органов заключается в том, что моментом создания обособленного подразделения следует считать момент оборудования организацией территориально обособленного стационарного места для осуществления деятельности через свое обособленное подразделение (см. Постановления ФАС Дальневосточного округа от 14.01.2005 N Ф03-А04/04-2/3923, Московского округа от 09.09.2004 N КА-А40/7836-04, Волго-Вятского округа от 19.08.2004 N А29-8668/2003а, Западно-Сибирского округа от 28.05.2003 N Ф04/2319-394/А70-2003).

    Созданием обособленного подразделения является, например, заключение договора аренды нежилого помещения, используемого в производственной деятельности этого подразделения.

    Документы, представляемые при постановке на учет

    Рекомендуемая форма сообщения о создании обособленного подразделения, расположенного на территории РФ, утверждена Приказом МНС России от 02.04.2004 N САЭ-3-09/255@ "Об утверждении рекомендуемых форм сообщений, используемых при учете сведений о юридических и физических лицах".

    Как следует из названия этой формы, она носит рекомендательный характер, т.е. организация вправе подать сообщение и в произвольной форме, но сделать это нужно обязательно. Срок подачи сообщения о создании обособленного подразделения организации - 1 месяц с момента его создания (ст. 23 НК РФ).

    Форма заявления о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения его обособленного подразделения на территории РФ (далее - заявление) и порядок его заполнения содержатся в Приказе МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178 "Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц".

    Срок подачи заявления - 1 месяц с момента создания обособленного подразделения (п. 4 ст. 83 НК РФ).

    Заявление заполняется организацией в одном экземпляре и представляется в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения одновременно с копией свидетельства о постановке организации на учет в налоговом органе и копиями документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (при их наличии).

    Таким образом, организация может быть поставлена на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения и при отсутствии документов, подтверждающих создание обособленного подразделения.

    К документам, подтверждающим создание обособленного подразделения организации, относятся: положение о филиале (представительстве), приказ о создании филиала (представительства), доверенность, выданная руководителю филиала (представительства), и др. Если обособленное подразделение не оформлено как филиал или представительство, то его создание подтверждается наличием соответствующих документов (положение, приказ, доверенности на право ведения дел, иные документы финансово-хозяйственной деятельности).

    Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения в течение пяти дней со дня представления всех необходимых документов.

    При этом новый ИНН не присваивается. Код причины постановки на учет (КПП) присваивается организации в налоговом органе как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения каждого ее обособленного подразделения.

    При постановке на учет обособленного подразделения организации выдается уведомление по форме N 09-1-3, утвержденной Приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178.

    Постановка на налоговый учет и снятие с учета производятся бесплатно (п. 6 ст. 84 НК РФ).

    Ответственность за непредставление сообщения о создании подразделения и нарушение сроков постановки на учет

    За непредставление сообщения о создании обособленного подразделения в срок, установленный ст. 23 НК РФ, организация может быть привлечена к ответственности в виде наложения штрафа в размере 50 руб. на основании ст. 126 НК РФ.

    Одновременно должностное лицо организации, ответственное за представление в установленный ст. 23 НК РФ срок сообщения о создании обособленного подразделения, может быть привлечено к административному штрафу на основании ст. 15.6 КоАП РФ в сумме от 3 до 5 минимальных размеров оплаты труда.

    При нарушении срока подачи заявления налоговый орган может наложить на организацию штраф в размере 5000 или 10 000 руб. (если просрочка более 90 дней) на основании ст. 116 НК РФ. За это же нарушение руководитель фирмы может быть оштрафован на сумму от 500 до 1000 руб. (п. 1 ст. 15.3 КоАП РФ).

    Если созданным, но не поставленным на учет обособленным подразделением организации велась деятельность, приносящая доходы, то организация может быть привлечена к ответственности по ст. 117 НК РФ, которой предусмотрено взыскание 10% полученных доходов, но не менее 20 000 руб., а при ведении такой деятельности более трех месяцев - в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней. Руководитель организации может быть оштрафован на сумму от 2000 до 3000 руб. (п. 1 ст. 15.3 КоАП РФ).

    Постановка обособленного подразделения на учет во внебюджетных фондах

    Для обособленных подразделений организации, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и осуществляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, предусмотрена постановка на учет в территориальных отделениях Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования.

    Соответствующие положения содержатся в Федеральном законе от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актах данных внебюджетных фондов.

    Для постановки на учет в Пенсионном фонде РФ организации необходимо обратиться в соответствующий его территориальный орган. Никаких письменных заявлений подавать не нужно. Территориальный орган делает запрос в налоговый орган, в котором организация зарегистрировала свое обособленное подразделение, и, получив сведения, регистрирует организацию в срок не позднее пяти дней.

    После регистрации территориальный орган ПФР направляет организации извещение в двух экземплярах. Один из них необходимо в 10-дневный срок передать в территориальный орган ПФР, в котором стоит на учете сама организация (см. разд. II Порядка регистрации в территориальных органах Пенсионного фонда РФ страхователей, производящих выплаты физическим лицам, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 19.07.2004 N 97п).

    Чтобы зарегистрироваться в территориальном отделении Фонда социального страхования РФ, организации необходимо подать заявление по установленной форме. Срок подачи заявления - не позднее 30 дней со дня создания обособленного подразделения.

    Одновременно с заявлением представляются заверенные в установленном порядке копии свидетельства о государственной регистрации организации; свидетельства о постановке организации на учет в налоговом органе; уведомления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения; документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (положения об обособленном подразделении, доверенности, выданной организацией руководителю обособленного подразделения); извещения о регистрации в качестве страхователя юридического лица, выданного региональным отделением Фонда по месту его нахождения. Если обособленное подразделение имеет открытый банковский счет, также представляется справка из банка об этом счете.

    Регистрация производится в течение пяти рабочих дней со дня получения документов. При регистрации организации по месту нахождения обособленного подразделения присваивается расширенный регистрационный номер, дополненный кодом обособленного подразделения, и код подчиненности.

    Извещение о регистрации организации по месту нахождения обособленного подразделения оформляется в трех экземплярах. Один экземпляр направляется организации, второй - в филиал регионального отделения ФСС РФ, осуществляющий взаимодействие с организацией-страхователем, третий - в региональное отделение ФСС РФ по месту регистрации организации (см. разд. II Порядка регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в исполнительных органах Фонда социального страхования РФ, утвержденного Постановлением ФСС РФ от 23.03.2004 N 27).

    Для постановки на учет в территориальном отделении Фонда обязательного медицинского страхования РФ организация подает также заявление. Срок его представления - не позднее 30 дней со дня создания обособленного подразделения (ст. 9.1 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации").

    Порядок регистрации организаций-страхователей в территориальном фонде обязательного медицинского страхования и форма свидетельства о регистрации страхователя устанавливаются Правительством РФ. До настоящего времени такой порядок не установлен.

    Ликвидация обособленного подразделения организации

    При ликвидации обособленного подразделения организация обязана сообщить об этом в налоговый орган по месту своего нахождения (п. 2 ст. 23 НК РФ). Форма сообщения не установлена, поэтому оно подается в произвольной форме.

    По месту нахождения обособленного подразделения организация должна подать заявление о снятии его с учета (п. 5 ст. 84 НК РФ). Форма заявления о снятии с учета организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения и порядок его заполнения утверждены Приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178. Заявление о снятии с учета подается в одном экземпляре.

    Снятие обособленного подразделения с учета осуществляется налоговым органом в течение 14 дней со дня подачи организацией заявления.

    При ликвидации обособленного подразделения организации не предусмотрено обязательное проведение выездной налоговой проверки. По общему правилу такая проверка проводится при ликвидации организации (ст. 89 НК РФ). В частных разъяснениях налоговые органы высказывают мнение о том, что выездная налоговая проверка ликвидируемого обособленного подразделения может проводиться, но в пределах 14-дневного срока, установленного для снятия подразделения с учета.

    С.Рогоцкая

    АКДИ "Экономика и жизнь"

    Судебная хроника
    На круги своя
    Измена мужа