Сказать «нет» или дать обетЧто такое «обет трезвости»? Что такое «обет трезвости».

Полный отказ от спиртных напитков необязателен для православного человека. Но поскольку алкоголизм стал серьезной социальной проблемой, во многих православных общинах возрождаются традиции обетов трезвости.

Как личный выбор полное воздержание от алкоголя не противоречит нашей вере, а для людей, имеющих алкогольную зависимость, это, по мнению наркологов, единственная возможность вернуться к нормальной жизни, сохранить семью и работу. А поскольку алкоголизм, и в советское время бывший серьезной социальной проблемой, в последние десятилетия стал национальным бедствием, ежегодно уносящим сотни тысяч жизней, число сторонников такого выбора в православной среде постоянно увеличивается.

История обетов


Судя по всему, традиции принятия обетов трезвости нет ни в одной другой Поместной Церкви. Практика обетов в России возникла стихийно в 1858-1861 гг. Началось все с протеста против откупной системы. В тридцати четырех губерниях крестьяне и городские жители в знак протеста перестали пить водку, закрывали кабаки, а иногда и громили их. И некоторые из протестовавших приходили в храмы и говорили священнику, что хотят дать обет Богу в течение определенного времени всем миром не пить водки, целовали крест, а священник удостоверял, что такие-то прихожане дали обет трезвости.

Правительство отнеслось к этой практике негативно и даже просило Священный Синод выяснить, не было ли случаев принуждения к обетам со стороны священников. В ответ на это Синод в августе 1859 года издал постановление, в котором указал, что считает необходимой обязанностью священника «живым примером собственной жизни и частым проповедованием в церкви Божией о пользе воздержания содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях благой решимости воздерживаться от употребления вина». Но в 1862 году была отменена откупная система, и постепенно сошло на нет стихийное трезвенное движение.

Второй этап этого движения начался с деятельности педагога Сергея Александровича Рачинского (1833-1902). Профессор Московского университета, заведовавший кафедрой физиологии растений, в 1872 г. он вернулся в родное село Татево Смоленской губернии, где построил сельскую школу с общежитием для крестьянских детей. Современники называли Рачинского апостолом трезвости. В 1882 г. он утвердил общество трезвости в узком кругу своих учеников, и в июле все члены общества дали в церкви обет трезвости. Но история имела продолжение, о котором мало кто знает. О принятии обета сообщили епископу Смоленскому Нестору (Метаниеву), и он выразил Рачинскому свое неудовольствие, сославшись на отсутствие таких обетов в церковном уставе. Рачинский обратился к своему давнему другу, обер-прокурору Синода Константину Победоносцеву, с просьбой разрешить эту проблему. По инициативе Победоносцева Синод выработал официальную форму принятия обета, принял постановление, узаконившее ее, и издал брошюру «Чин обета трезвости».

Обет трезвости и дух Евангелия


Наверное, ни одного священника, практикующего в своей общине обеты трезвости, нельзя обвинить этим в нарушении церковного устава. Но все же указ Синода – не решение Вселенского и даже Поместного Собора. В Синодальный период в церковной истории было много спорного. Сам факт, что чин обета узаконен по воле обер-прокурора, которого об этом попросил друг (великий педагог и благочестивый христианин, но не безусловный церковный авторитет), скорее вызовет недоумение и уж точно не может быть веским аргументом в пользу обета. Неудивительно, что об этой истории почти нигде не пишут. Но в дореволюционных обществах трезвости, которые все, кто изучал историю социальной деятельности Церкви, считают одним из лучших церковных социальных проектов, этот обет получил широкое распространение. Благословляли давать обеты трезвости святой праведный Иоанн Кронштадтский и многие другие замечательные пастыри. То есть это канонически небезупречное решение принесло добрые плоды.

Современные противники обетов вспоминают слова Спасителя из Нагорной проповеди: «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5, 37). Так можно усомниться и в каноничности монашеских обетов или присяги, которую приносят диаконы, священники и епископы при хиротонии. Но в предыдущих трех стихах есть уточнение, как именно не надо клясться: «А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным» (Мф. 5, 34-36). По мнению многих уважаемых современных богословов, в традиции обетов, в том числе и обетов трезвости, нет ничего, противоречащего духу Евангелия. «Понятие обета было в ветхозаветные времена и никогда не отменялось в новозаветные», – говорит заведующий кафедрой догматического богословия ПСТ ГУ протоиерей Борис Левшенко.

Смысл и польза обета


«Я убежден, что когда в трезвую жизнь входит религиозная составляющая, трезвость становится более устойчивой, долговременной и, главное, радостной», - утверждает клирик Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбурга, духовник общества «Трезвение» священник Игорь Бачинин. Отец Игорь убежден, что подлинную радость приносит человеку трезвость, избранная не только ради себя и близких, но и ради Бога. Сам он, крещенный в детстве, сознательно пришел в Церковь в начале девяностых. В мае 1995 года было создано Екатеринбургское первое православное общество «Трезвение», в работе которого Игорь принял активное участие. В 2002 году он принял сан и вскоре после рукоположения стал духовником общества. Первые обеты в обществе давали 18 мая 1998 года, в праздник иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Игорь хотел принять обет, но духовник «Трезвения» не благословил его. «Зачем, когда ты и так трезво живешь?», – удивился он. Тогда православные трезвенники Екатеринбурга делали первые шаги, опыта не было, и священники, работавшие в обществе, считали, что давать обет имеет смысл только зависимым людям. Но ровно через год, 18 мая 1999 года, Игорь Бачинин дал обет трезвости до конца жизни.

«Огромную радость испытал тогда от осознания ответственности перед Богом», – вспоминает отец Игорь. Сегодня в «Трезвении» обеты трезвости дают не только зависимые люди, но и их родственники, и просто сочувствующие, и, что особенно радует отца Игоря, многие подростки, никогда не пробовавшие алкоголь. Это, считает священник, поможет им удержаться от незнакомого греха, что легче, чем бороться со своей страстью. Зависимых же людей он благословляет на обеты не сразу. «Я предлагаю им сначала пожить трезво для себя. Если не получается, беседуем, пытаемся понять, почему не получилось. А если получилось, человек регулярно исповедуется и причащается, можно говорить о следующем шаге – обете Богу», – делится опытом отец Игорь.

По статистике последних лет обеты трезвости в «Трезвении» дают в среднем двести человек в год. Большая часть давших обет их выдерживает. «Если человек нарушил обет, моя пастырская задача – разобраться в причинах. Конечно, он глубоко переживает, но кто был искушен, может потом искушаемым помочь. Как правило, люди после падения глубже раскрываются, еще серьезнее настраиваются на трезвую жизнь и возвращаются к обету».

Зависимые люди начинают с небольших сроков – от нескольких месяцев до года, потом либо дают на тот же срок, либо его немножко увеличивают, но были единичные случаи, когда после нескольких лет трезвости они давали обет на всю жизнь. По словам отца Игоря, процент ремиссии и ее качество выше у тех, кто давал обеты.

То же самое говорит сопредседатель Всероссийского Александро-Невского общества трезвости, доктор медицинских наук, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в деревни Юкки Ленинградской области, диакон Григорий Григорьев. С 1988 года в обществе лечились около 125 тысяч человек. Всем им сразу предлагали сходить в храм, но никого не принуждали. Примерно 40 процентов идут на исповедь, некоторые из них потом воцерковляются. Отец Григорий утверждает, что качество ремиссии у тех, кто воцерковился, выше, чем у тех, кто захотел получить только медицинскую помощь. А из воцерковившихся качество ремиссии выше у тех, кто дал обет. Правда, в Александро-Невском обществе обеты дают только те, у кого нет зависимости от алкоголя. Обещания не пить, данные Богу зависимыми людьми, отец Григорий называет зароками. Это, по его мнению, более грамотное определение. Обет – обещание сделать доброе дело, а обещание не совершать дурных поступков – зарок. Что касается практики обетов (зароков), то если в «Трезвении» и большинстве других православных общин трезвости зависимых людей к ним готовят, в Александро-Невском обществе многие дают зароки на первой же исповеди. Отец Григорий убежден в эффективности такого подхода: «Я всех, кто чувствует свою немощь, нужду в помощи Божьей, призываю давать зарок. Именно нужду, а не веру («Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9, 24)). Это первое покаянное состояние, самое сильное. Потом мы с ними работаем, а с результатом приходит и вера.

Обет трезвости для наркоманов


Сам отец Григорий начал выпивать еще в старших классах, а на подводных лодках, где служил военным врачом, всерьез пристрастился к алкоголю, но в 24 года решительно завязал. Было это в 1980 году. Только через два года он крестился, в 1988 году организовал Александро-Невское общество, где в 1990 году дал зарок трезвости на всю жизнь. Убежденный в эффективности зароков, он никого к ним не принуждает. Но когда он работал с героиновыми наркоманами, брал на лечение только тех, кто соглашался дать зарок трезвости. «Для наркоманов это обязательно, потому что пока они принимают наркотики, пьют мало, а когда перестают принимать, начинают увеличивать дозы алкоголя и в итоге возвращаются и к наркотикам».

Руководитель координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Каменский и Алапаевский Мефодий (Кондратьев) также практикует обеты трезвости при работе с наркоманами. «Любой наркоман – потенциальный алкоголик. Ему ни в коем случае нельзя пить. И мы в процессе реабилитации им это объясняем. Когда до них доходит, предлагаем дать обет трезвости. В рамках профилактики сопутствующего потенциального заболевания», - объясняет он. Отец Мефодий считает обеты трезвости именно профилактической мерой, которая не подходит для алкоголиков: «Система обетов изначально распространилась как первичная или хотя бы вторичная профилактика, но не третичная, как сегодня. В деревне или поселке пьяниц было немного (чаще один-два человека), и тогда остальное население, чтобы предотвратить алкоголизацию, принимало обет. Принимали его люди мало пьющие или немножко злоупотребляющие, но не спившиеся. И эти люди определяли жизнь в данной местности. Если же в сегодняшней спившейся и гибнущей деревне один непьющий даст обет трезвости, будет профанация. А сами алкоголики вряд ли готовы выдержать обет. Они тяжело больны и нуждаются в серьезном и длительном лечении. Кому-то, возможно, этот обет поможет удержаться от срыва, но в целом это не панацея. Обет – хорошая профилактическая мера для лечения общества (предотвращения его алкоголизации), но не алкоголиков. Если в какой-то церковной общине люди немножко злоупотребляют, могут дать обет. Алкоголика же надо лечить».

Зачем давать обет, если нет зависимости?


Многие не понимают, какой смысл принимать обет трезвости людям, не имеющим зависимости. Владыка Мефодий и отец Игорь Бачинин уже ответили на этот вопрос. Отец Григорий Григорьев напоминает слова апостола Павла: «Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает». (Рим. 14, 19-20). Он не отрицает, что православная вера допускает умеренное употребление алкоголя, но это употребление, по его глубокому убеждению, может стать большим соблазном для зависимых людей, сидящих с нами за одним столом. И особенно если эти сотрапезники – наши близкие (а у кого в России нет зависимых родственников?), лучше, по мнению отца Григория, подать им пример воздержания. Во многом именно по этой причине заместитель председателя Всероссийского Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» диакон Иоанн Клименко в июне 2006 года отказался от алкоголя. Он любил выпить иногда бокал хорошего вина, но ни разу в жизни не напился, и в его семье никто не имел проблем с алкоголем. Но его брат, строивший храм в Якутии, там женился на якутке, у них родилась дочь. Известно, что у северных народов другой генотип, алкоголь противопоказан им даже в минимальных дозах – они сразу спиваются. Отец Иоанн, кандидат химических наук, прекрасно понимал, что в смысле алкогольной зависимости его племянница с рождения в группе риска.

Три раза он давал обет трезвости на год, а в 2009 году дал на всю жизнь. «Отказаться от вина как от удовольствия мне было нетрудно. Но в нашем обществе трезвость не понимают. Приходишь на праздник, тебе наливают, а когда отказываешься, недоумевают, спрашивают, не сектант ли ты. После того, как дал обет Богу, проще стало объяснить людям свою позицию, не осуждая при этом других», – говорит отец Иоанн.

От редакции:

В православных обществах трезвости, действующих при приходах Тобольской митрополии, также практикуется принятие обетов трезвости. Дающий обет испрашивает у Бога помощи и обязуется воздерживаться от употребления алкоголя, табака и прочих наркотических средств; не употребляя самому, не предлагать этого и другим; воздерживаться от сквернословия и участия в азартных и прочих предосудительных играх. Чаще всего обет трезвости дается на ограниченный срок – от нескольких месяцев, до нескольких лет

На вопросы телезрителей отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря. Передача из Москвы.

- Что такое зависимость?

Зависимость нужно рассматривать как особую духовную проблему, потому что она ставит человека в состояние униженности: человек, который по своей природе должен быть свободным, становится зависимым от греха. Под зависимостями мы понимаем зависимость от плохих привычек, плохих действий, плохих поступков. В нашей жизни почти каждый человек сталкивается с этим. Самая распространенная проблема - зависимость от алкоголя. Сегодня в мире и России эта проблема на первом плане. Опыт первой пробы алкоголя наблюдается сейчас в очень небольшом возрасте: есть официальная статистика, что дети с 7 лет приобщаются к алкоголю - к пиву, к различным слабоалкогольным напиткам. Это статистика последних пяти лет. К сожалению, она не распространяется в средствах массовой информации, потому что государство является главным монополистом в продаже алкоголя. Очень большие акцизные сборы, большие бюджетные пополнения в нашей стране формируются за счет продажи алкоголя. Если делаются деньги на своих же проблемах, то такое государство становится шатким, не фундаментальным, потому что если человек с раннего возраста приобщается к алкоголю, значит, к зрелому возрасту уже формируется алкоголик. Человек, зависящий от алкоголя, по большому счету - инвалид. Если мы можем помочь человеку с первой и второй стадией алкоголизма, то уже сформировавшиеся третья и четвертая стадии алкоголизма довольно проблематичны, чтобы человека можно было избавить от алкогольной зависимости.
Сейчас много зависимостей, связанных с наркоманией. Много людей, которые употребляют, казалось бы, безобидные вещества - курительные смеси (спайсы), но люди умирают от этого.

Вопрос телезрительницы из Рыльска: «Я бы хотела дать обет трезвости. Как это можно сделать? Есть ли в храмах для этого определенные дни?»

В Церкви есть определенное чинопоследование, чтобы люди, которые желают дать обет трезвости, могли сделать такой акт доброй воли. Вы можете обратиться в свой храм и поговорить со священником. Священник проведет этот чин, и Вы сможете дать обет трезвости перед крестом и Евангелием, перед чудотворной иконой и закрепить обет своей подписью. Один экземпляр остается в храме у священника, второй у Вас, чтобы это было напоминанием, что Вы сделали акт доброй воли, отказались от алкоголя. Здесь необходима будет молитвенная поддержка Вашего духовника, Вашего священника. Вы сами должны молиться, приобщаться Святых Христовых Таин, исповедоваться и вести духовный образ жизни.

- Есть такое понятие: «умеренно пьющий человек». Это тоже алкогольная зависимость?

Конечно. Это первая или вторая стадия алкогольной зависимости, как бы прискорбно и печально это ни звучало. Человек, который не может свою жизнь украсить духовными моментами: богослужением, чтением духовной литературы, прогулкой по парку (по городу), не может себя развлечь другими не греховными способами, но который притрагивается к крепким спиртным напиткам, является зависимым. Таких людей понять можно: они испытывают очень большое внешнее давление, напряжение, а человек знает, что водка и другие крепкие спиртные напитки - это довольно доступные антидепрессанты. Беда в том, что в них кроется большая проблема: они вызывают привыкание, разлагают человеческую личность и человеческий организм, усиливают депрессию. Они не избавляют человека от депрессии, а вгоняют в нее еще глубже. Человек влипает в это болото так, что выбраться из него становится очень трудно.

- Если человек нарушает данный обет трезвости, что делать?

Да, очень часто такое происходит, и человек чувствует себя виноватым. Он, бывает, отходит на какое-то время и от Церкви - на месяц или год. Но каждый человек имеет душу, а душа по своей природе и сущности христианка, и человек не может жить без Бога. Какие-то житейские обстоятельства, проблемы, возникающие в жизни, приводят его снова в храм. Когда начинаешь с кем-то разговаривать, то узнаешь, что он был в поселении, в монастыре, нес какие-то послушания, избавлялся от своей привычки к алкоголю или наркотическим веществам и имел прогресс на определенное время. Но случаются обстоятельства, которые заставляют человека опять употребить алкоголь или наркотик и приводят его в состояние падшего. Такого человека приходится опять поднимать и начинать все снова. Здесь ничего нового не придумаешь. Наша задача как пастырей сводится к тому, чтобы правильно подходить к проблеме. Люди должны знать, что если пастырь по своей натуре строгий, то это очень хороший духовный врач, потому что если пастырь будет потакать, то человек просто утонет в грехах. Задача пастырей таких людей выявлять, заставлять их духовно понимать и осознавать суть проблемы, которая у них есть, и помогать им участвовать в духовном оздоровлении своей личности.

Какие еще есть зависимости? Есть ли зависимости, свойственные определенному возрасту, - например, у подростков?

У подростков очень много зависимостей: и алкогольная, и наркотическая. Сейчас есть малолетние наркоманы, которые употребляют курительные смеси. Табакокурение - тоже своеобразная наркомания. Я уже рассказывал в одной из передач о грехе курения и о том, почему у человека вырабатывается никотиновая зависимость. Подростки очень зависимы от различных компьютерных приложений и устройств. Они подвержены лудомании, игромании. Имея такие устройства, как миникомпьютеры, телефоны, они находятся в другом мире - мире этого виртуального, компьютерного обмана. Какие проблемы из-за этого могут возникать? Прежде всего, это ссоры и непонимание в семье. Подросток не социализируется в семье, у него нет контакта со своими сверстниками, у него нет духовного контакта с родителями, он часто бывает агрессивным. Описаны даже случаи, когда бабушка или родители пытались отстранить ребенка от игры и ребенок применил к ним силу, а есть даже случаи убийства, когда ребенок совершает это в отношении своих родственников.

- Игру ребенок ставит выше отношений с людьми?

Конечно. А все начинается с малого: социальные сети, компьютерные приложения. Все это делает людей духовными зомби, люди становятся неадекватными. Когда им начинаешь говорить, чтобы они повысили свой культурный или духовный уровень, то получаешь лишь негативный ответ. Проблема серьезная, и прежде всего духовная.

- Вопрос телезрителя из Самары: «Мы говорим о трезвости, а завтра на литии будем говорить: «Умножи вино и елей и в мире сем, и в храме сем». Как это соотнести? У меня это не складывается. При посте мы тоже разрешаем вино и елей».

Очень интересный и правильный вопрос. Звонивший телезритель упомянул литию, и мне порою кажется, что люди плохо понимают славянские термины, которые произносит священник. Здесь человек приводит цитату из молитвы на освящение хлебов, где действительно есть такие слова: «Освяти, Господи, хлебы сея, пшеницу, вино и елей». Это составляющие христианского постного стола. Здесь нужно указать, что вино в Церкви имеет евхаристическую причину употребления во исполнение слов Христа Спасителя. Но у иудеев было противопоказано пить опьяняющие напитки, и вино, которое употреблял Христос, разбавлялось три-четыре раза водой. Это был, прежде всего, минеральный, витаминный, услаждающий веселящий напиток, но не опьяняющий. Мы знаем, что Христос был во всем человек, кроме греха. Пьянство - это грех. Неужели мы можем допустить, что Христос нарушал заповедь Божию, нарушал постановление Священного Писания и пребывал в пьяном состоянии?

Первые христиане питались тем, что давала земля. В Палестине выращивали хлеб, виноградники. Было и скотоводство для того, чтобы собрать шерсть, сделать одежду, а в особые дни совершить пасху, заколоть агнца (во времена Ветхого Завета). В течение года они употребляли легкую пищу, рыбу, а мясо было как лекарство для того, чтобы восстановить человеческие силы. Мы знаем, что виноград выращивается на земле. Когда собирали обильные плоды, сохранить виноград было невозможно, потому что он прокисал. Человечество научилось изготавливать особый продукт, который сохранялся определенным образом, в определенном месте. Люди заметили свойства этого продукта и стали его употреблять. Но если употреблять концентрированным, то он опьяняет, а Бог не хочет, чтобы человек себя опьянял, изменял свое сознание. Опытным путем было выявлено, что вино не опьяняет, если его развести водой. В древней иудейской традиции, которая перешла уже в монастырские традиции, вино имеет в своем составе 3-4 градуса алкоголя. Если обычное сладкое вино, которое имеет до 19 градусов, четырехкратно развести водой, примерно получится такой напиток. Поэтому Церковь благословляет использование вина в нуждах трапезы, прежде всего трапезы Господней, во исполнение Завета Господа нашего Иисуса Христа. Но мы должны помнить о том, что нужно воздерживаться от пьянства, от различных алкогольных веществ, которые могут изменять сознание.

- Вопрос телезрительницы из Мытищ: «Моя 13-летняя дочь страдает компьютерной зависимостью. Если мы убираем компьютер, то с ее стороны идет агрессия, истерика. Уроки делать не хочет. Посоветуйте, как быть».

Проблема очень распространенная. Необходимо компьютер убрать на один месяц как минимум. Действительно возможна агрессия, поэтому дочери может понадобиться превентивная помощь детского психолога. Если ребенок бездуховен, не ходит в храм Божий, то мама столкнется с определенной проблемой. В данном случае получается, что уровень виртуальной социализации у ребенка очень высок. Нужно выяснить, с кем ребенок общается, какими приложениями он интересуется, какие фильмы смотрит. В результате много может открыться нового, некрасивого и даже греховного. Поэтому не удивляйтесь, если Вы столкнетесь с подобным.

Почему убрать компьютер минимум на один месяц? Замечено, что если человек не соприкасается с раздражителем, то сначала возникнет пик агрессии, но через неделю снизится. Большую ошибку делают те родители, которые дарят ребенку компьютер, дают ему деньги на Интернет - и ребенок находится в этом зависимом виртуальном мире, где он может найти себе компанию, причем совсем не по возрасту. Эта проблема глубокая, я ее изучаю, и хотелось бы обратить внимание, что родители очень часто теряют своих детей именно в 13 - 14 лет. Потом удивляются, что у них вырастают дети с проблемами, с определенными извращениями. Впоследствии они приходят в Церковь и спрашивают, что делать. Конечно, компьютер нужен - как средство для того, чтобы что-то напечатать, для того, чтобы воспользоваться им как новым средством информационных технологий, но нужна определенная культура. Как мы видим, этой культуры у ребенка нет; родители не умеют воспитывать. Если воспитывать не умеете, то сейчас оградите. А уровень кортизола, который выделится у ребенка в ответ на то, что Вы убрали компьютер, снизится через неделю. За это время можете посоветоваться с детским психологом, если ходите в храм, то со священником. И конечно же, нужно молиться. Необходим родительский контроль.

На мой взгляд, должна быть еще весомая альтернатива компьютеру. Нужно понять, что ребенок находит в виртуале. Если общение, а другого источника, кроме компьютера, у него нет, то ему нужно предоставить альтернативу в жизни - расширить круг его общения, свозить куда-то, сменить окружающую обстановку. Возможно, ребенку не хватает чувства самостоятельности и свободы, поэтому он эту свободу и самостоятельность находит в том, что управляет компьютерными героями на экране и в этом находит удовлетворение. Надо понять суть, чего не хватает ребенку, и предоставить ему это в реальной жизни.

Суть сводится к тому, что ребенок бездуховен, и родители, по всей видимости, тоже бездуховны. Необходима культура. Человек по своей сути стремится к более сильным раздражителям, которые могут быть как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». Раздражители со знаком «плюс» могут принести выделение эндорфинов: посмотрел какой-то фильм, находится в каком-то приложении - это вызывает состояние покоя, удовлетворенности, вот чем заманивают эти приложения. Кажется такому человеку, что он развивается в этом мире, а посмотреть его уровень развития, провести примитивные тесты, окажется, что историю он не знает, правил русского языка не знает. По большому счету, он знает только, как тыкать на кнопочки. Допустим, в 12-14 лет я мог что-то выпилить, мог сделать самолет, ходил в авиакружок. В храм Божий ходил регулярно. Посещал кружки, секции, занимался саморазвитием. Я что-то умел делать, и мне это до сих пор помогает.
- Что ему предложить?

Предложить разговор с глазу на глаз со своим родителем, со священником, обратить внимание на духовное состояние. Если этого не будет сделано, то ничего не получится.

- А если разговор не увенчается успехом?

Здесь надо постараться сделать так, чтобы разговор увенчался успехом. Для этого есть специалисты: и детские психологи, и священники, которые занимаются детскими проблемами, и педагоги. Бывает так, что родители заводят собачек, рыбок, попугаев и читают большое количество литературы о том, как правильно разводить попугаев. Но среди этих книг нет книги о том, как правильно воспитать ребенка. В определенные возрастные периоды ребенок требует определенного к себе внимания и определенной педагогики. Если ребенок уходит в виртуальный мир, значит, никакой педагогики со стороны родителей не было. Если родители не будут обращать внимание на духовное состояние своего ребенка, потеряют его.

- Самим родителям нужно учиться. Может быть, ребенку не хватает любви…

Любовь - это, прежде всего, жертва. У нас привыкли понимать под любовью сюсюканье, различные эмоции, душевные переживания. Но душевные вещи непостоянны, они всегда требуют подкрепления.Человек может получать душевное подкрепление только когда у него все в порядке с духом,а если он не получает духовной подпитки от Таинств Церкви, от молитвы, то откуда он возьмет душевное подкрепление? Он будет искать его сначала в замкнутом мире, к примеру в театре, потом ему это надоест. А что потом? Потом - пустота. И при любой житейской проблеме такие люди заканчивают либо алкоголем, либо наркотиком, либо самоубийством.

- Получается, изначальная причина зависимости - это духовная пустота?

Да. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» очень хорошо сказано, что причиной бегства людей в иллюзорное царство удовольствий является духовная пустота. Если мы хотим видеть в человеке определенные христианские ценности, то их сначала нужно в него заложить.

Вопрос телезрительницы: «Мой муж зависим от алкоголя, еще и курит. Я созависима. Раньше он еще страдал игровой зависимостью . Сейчас от этого избавился. Подскажите, как избавляться от зависимостей: по отдельности - сначала от одной, потом от другой, или это нужно делать одновременно? Мы с мужем в браке венчаны, причащаемся, исповедуемся, но эти страсти не отпускают».

Распространенная проблема. Люди думают, что если брак венчанный, то и проблем не должно быть. Венчание - это когда Церковь Божия молится за семейную жизнь, чтобы Господь посылал семье благость, мир, долготерпение, любовь, как говорит об этом апостол Павел. Но если люди, которые живут в венчанном браке, не хотят жить так, как говорит апостол, то очень много от этого бывает проблем, в первую очередь духовных.

Если человек зависимый, то почему он так быстро причащается? На него должна накладываться определенная епитимья, подход должен быть с пастырской педагогикой, потому что человек совершает грех, и он должен этот грех осознать. Видимо, пастырь, который допускает людей к Причастию, не знает, что алкогольная зависимость протекает с интервалами: есть интервалы, когда человек находится в запое, и есть интервалы, когда бывают ремиссии, иногда длительные. Священник должен наложить епитимью, чтобы человек понял свой грех, он может месяц или три месяца побыть под епитимьей. Таких нужно отстранить от Чаши Христовой, потому что люди думают обычно так: согрешил, приду на исповедь, помнусь, батюшка накроет мне голову, что-то пошепчет, окрестит голову - и греха нет. Есть грех. Что такое покаяние? Покаяние - это исправление себя, на себя нужно посмотреть со стороны, осознать свой грех и почувствовать зловоние этого греха. А в данном случае такого не происходит.

Прежде всего здесь необходимо даже самому потребовать для себя епитимьи: каждый день в течение определенного времени совершать молитвенное правило - Каноны Иисусу Сладчайшему, Пресвятой Богородице, Ангелу-Хранителю и Канон дня - это обязательно на период епитимьи. Также обязательны молитвы утренние и вечерние. Должно быть обязательное посещение богослужений. Весь алкоголь, который есть дома (каким бы дорогим он ни был), вылить, выбросить все настойки, которые на спирту. Необходимо изменить образ жизни: обычно такие люди любят ходить к друзьям, разделить трапезу. Друзья должны быть трезвенники, если друзья заставляют выпить, это не друзья. Нужно устроить себе дома жизнь как в колонии. Женщина говорит, что она созависима. В созависимости виноват сам человек. Такие женщины обычно боятся противоречить своему мужу. Прежде всего нужно создать в себе духовный стержень - не бояться сказать правду. К примеру: «С сегодняшнего дня, с этого момента мы перестаем жить этой греховной жизнью, меняем все на корню. Все, что напоминает об алкоголе и курении, выкидываем и начинаем новый этап жизни».

В Ваших словах очень хорошая нота решимости. Потому что все метания, нерешенные моменты тянут человека обратно. Такая решимость, твердость - это и есть выход. Обет трезвости, о котором мы говорили, еще один стимул для этого.

Вопрос телезрительницы из Смоленска: «Девочке 16 лет. Как ей объяснить, что она должна исповедоваться и причащаться? С двух лет мы ее причащали, и раньше она ходила в храм, исповедовалась, но последнее время это стало проблемой. Возможно, это из-за компьютерной зависимости, которая была. Как ей помочь?»

Прежде всего, мать должна помогать духовно своей материнской молитвой, потому что материнская молитва со дна моря достанет. Нужно посмотреть и на свою духовную жизнь, потому что авторитетом для девочки в этом возрасте бывает мать. Если мать сама безответственная, то придется ей взяться за себя и начать жить в христианском, духовном, православном русле. Соответственно, и ребенка призывать делать то же самое. 16 лет - это возраст гормонов: девочка видит вокруг много красивых мальчиков, красивых машин, столько всего, что можно быстро получить, если сделать определенные грехи. Дети сейчас научены на фильмах, Интернет-ресурсах и знают об этом. Поэтому Вам необходимо изменить свою духовную жизнь. Ввести домашнее молитвенное правило, на котором должны присутствовать и дочь, и муж, и Вы. Расписать для себя день - как Вы должны жить. Нужно посмотреть, с кем дочь общается. До совершеннолетия мать должна следить за ребенком: это ее прямая обязанность - и социальная, и христианская. Когда ребенок вырастет, пусть идет на свои хлеба вольные. Но дочь будет христианкой только тогда, когда Вы сегодня, сейчас измените свою жизнь. Иначе ничего не получится. Духовные вопросы, духовные проблемы решаются только духовными методами.

Есть люди напряженных профессий, например врачи. Часто врачи выпивают, курят - этим снимают стресс. Это зависимость или нет?

Конечно, зависимость. Какое отношение к вам эти врачи имеют?

- Просто я вижу, что человек курит, следовательно, он соблазняет тех, кто рядом.

Сейчас врачи не курят в больницах, законодательно запрещено. Тем не менее это, конечно, зависимость. И бездуховность. Мы, христиане, люди духовные, должны знать, что находимся в мире зла. Сейчас это происходит по всему православному свету, «в монастырях - как в миру, а в миру - как в аду». Вместе с тем очень многое зависит от самого человека. Вам я советую не смотреть на эти грехи, а если увидели, то перекреститься и помолиться за человека, чтобы Господь вразумил его. Те люди, которые пытаются снять депрессии таким образом, должны знать, что алкоголь разрушает нервные клетки, нервную систему, вызывает нервные болезни. Курение тоже вызывает очень много заболеваний. Формулы или лекарства для всех не существует. Человек должен обретать пути своего спасения очень часто сам. Ему дают направление, вектор движения, и человек должен выбирать: идти ему по этому направлению, следовать этому вектору или нет.

Пусть Божие благословение, Покров Царицы Небесной и молитвенное предстательство святителя Николая Чудотворца пребывает со всеми вами.

Ведущий: Денис Береснев
Расшифровка: Нина Кирсанова

Основным и наиболее действенным способом достижения результатов в борьбе со страстью пьянства Православная церковь считает обет трезвости.

Человек в храме в присутствии священника и прихожан перед образом Божией Матери, крестом и Евангелием дает обещание абсолютного воздержния от употребления алкоголя на определенный период времени. Обещание Богу жить трезво - это выражение нашего богопочтения. И Господь, видя такое радение человека о богоугодной жизни, обязательно ему помогает. Не может не помочь, ибо сказано: «…не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез.33:11).

После молебна каждому выдается обетная грамота и святой образ, перед которым давался обет трезвости, которые хранятся дома на видном месте. С грамотой человек, давший обет, хранит и молитвенное обещание, которое он читает за утренним и вечерним правилом, напоминая себе о данном Богу слове.

Обет трезвости дается для того, чтобы оградить слабую волю человека, создать условия для утверждения в добродетели воздержания, привлечь благословение Божие и сугубую благодать, освящающую в трудных подвигах воздержания.

Существует благочестивая традиция, что обет трезвости дают не только страждущие, но и люди, которые сами не страдают от недуга винопития. Они дают обет трезвости ради своих ближних.

В Евангелие сказано: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14:21). Чтобы избавиться от пьянства, человек должен утвердиться в добродетели воздержания, и пример такого воздержания являют ему близкие. Они дают обет трезвости не ради себя, а ради того, чтобы Господь, видя их усердие в воздержании и стремлении жить трезвой жизнью, помог и их близким.

Обет трезвости предполагает решительное изменение всей жизни человека. Ему необходимо расстаться со своим эгоизмом, научиться преодолевать негативные черты своего характера, такие, как сквернословие, раздражительность, конфликтность, зависть, жадность, лень; приложить все усилия к действенному покаянию, только в этом случае действие благодати в его душе принесет ожидаемый плод.


Из опыта личной трезвости:

Трезвость, освященная обетом.

Решение дать обет трезвости пришло не сразу. Уже 5 лет я ходила на акафисты общества "Трезвения". В общество пришла вместе с мужем, чтобы помочь ему избавиться от алкогольной зависимости, поэтому рассуждала так: "Зачем я буду давать какие-то обещания? Я и так могу не пить". Удовольствие от вина я не испытывала никогда. Но дать обещание Богу не пить совсем я боялась, как и многие, например, из-за традиции выпивать бокал шампанского под Новый год.

То, что дать обещание Богу не пить самому и не склонять к этому других - шаг очень серьезный и ответственный, было явлено нашей семье, когда чин обета трезвости проходил первый раз в день праздника иконы Божьей Матери "Неупиваемая чаша". Мой муж не собирался давать обет, но на беседу к священнику сходил. Батюшка его благословил, но Господь не допустил его к принятию обета: утром моего мужа увезли в больницу с почечной коликой.

А вскоре представился случай осознать необходимость принятия обета самой. Как-то я была в гостях далеко от дома. Во время трапезы на столе оказалась очень красивая необычная бутылка с дорогим вином. И я решила, что мне нигде и никогда такого вина больше не попробовать. И попробовала. И тут пришло осознание моего лукавства, что дома, где меня все знают, я не пью, а здесь, где никто не видит, я легко поддалась на соблазн. Больше я не сомневалась, что обет трезвости мне необходим. 18 мая 2002 года мы вместе с мужем дали обет на один год, а в 2003 году опять вместе на три года.

Мне было страшно потерять свободу, но именно после того, как дала обет, я ее как раз приобрела. Меня не мучают сомнения, когда пить вино, а когда не пить, домашние застолья у нас всегда без спиртного. И нет при этом никакого смущения, взаймы на алкоголь не даешь, и слово твое при этом твердое, так как Господь помогает. Священник Игорь Бачинин нам постоянно напоминает: "Не с пьянством надо бороться, а трезвость надо утверждать". Стержневым способом в православном опыте утверждения трезвости является - принятие обета трезвости.

В современной жизни нам нужно много сил, чтобы привести своих близких к трезвой жизни. Очень важно осознать, что надо просить сил у Бога, давать обет трезвости ради своих близких, чтобы своим примером, новым образом жизни, твердым словом вести их к трезвению.
Я благодарю Бога за то, что Он дал мне возможность сознательно прийти к обету трезвости и позволяет помогать людям, живущим рядом.

С любовью, раба Божия Фотиния.

Полный отказ от спиртных напитков необязателен для православного человека, но как личный выбор он не противоречит нашей вере, а для людей, имеющих алкогольную зависимость, это, по мнению наркологов, единственная возможность вернуться к нормальной жизни, сохранить семью и работу. А поскольку алкоголизм, и в советское время бывший серьезной социальной проблемой, в последние десятилетия стал национальным бедствием, ежегодно уносящим сотни тысяч жизней, число сторонников такого выбора в православной среде постоянно увеличивается. Но и они по-разному относятся к традиции обетов трезвости, сложившейся в России в конце XIX века и с 1990-х годов возрождающейся во многих православных общинах.


История обетов

Судя по всему, такой традиции нет ни в одной другой Поместной Церкви. О том, как она сложилась в России, рассказал заместитель директора центра непрерывного образования во имя преподобного Серафима Саровского, кандидат педагогических наук Георгий Гусев (истории трезвенного движения в Русской Православной Церкви посвящена его диссертация «Обучение и воспитание трезвости в православном образовании»): «Практика обетов возникла стихийно в 1858-1861 гг. Началось все с протеста против откупной системы. (Откуп - система сбора налогов с населения, при которой государство передает право этого сбора частным лицам (откупщикам). Откупщики уплачивают государству определенную сумму от сборов. В России особенно были развиты таможенные, соляные и винные откупы. - Прим. ред.) В тридцати четырех губерниях крестьяне и городские жители в знак протеста перестали пить водку, закрывали кабаки, а иногда и громили их. И некоторые из протестовавших приходили в храмы и говорили священнику, что хотят дать обет Богу в течение определенного времени всем миром не пить водки, целовали крест, а священник удостоверял, что такие-то прихожане дали обет трезвости. Правительство отнеслось к этой практике негативно и даже просило Священный Синод выяснить, не было ли случаев принуждения к обетам со стороны священников. В ответ на это Синод в августе 1859 года издал постановление, в котором указал, что считает необходимой обязанностью священника «живым примером собственной жизни и частым проповедованием в церкви Божией о пользе воздержания содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях благой решимости воздерживаться от употребления вина». Но в 1862 году была отменена откупная система, и постепенно сошло на нет трезвенное движение».

По словам Гусева, второй этап этого движения начался с деятельности педагога Сергея Александровича Рачинского (1833-1902). Профессор Московского университета, заведовавший кафедрой физиологии растений, в 1872 году он вернулся в родное село Татево Смоленской губернии, где построил сельскую школу с общежитием для крестьянских детей. Современники называли Рачинского апостолом трезвости. В 1882 году он утвердил общество трезвости в узком кругу своих учеников, и в июле все члены общества дали в церкви обет трезвости. Об этом много написано в материалах современных трезвеннических движений, некоторые из этих материалов были опубликованы и на нашем сайте. Но история имела продолжение, о котором мало кто знает. О принятии обета сообщили епископу Смоленскому Нестору (Метаниеву), и он выразил Рачинскому свое неудовольствие, сославшись на отсутствие таких обетов в церковном уставе. Рачинский обратился к своему давнему другу, обер-прокурору Синода Константину Победоносцеву, с просьбой разрешить эту проблему. По инициативе Победоносцева Синод выработал официальную форму принятия обета, принял постановление, узаконившее ее, и издал брошюру «Чин обета трезвости». Сегодня она переиздана, священники, так или иначе связанные с обществами трезвости, о ней знают, и сегодня обеты в обществах дают именно по этому чину. «Таким образом, вопрос решается однозначно, - убежден Гусев. - Есть указ Священного Синода, узаконивший чин обета трезвости. Никто его не отменял. Как можно быть против действующего церковного постановления?»


Обет трезвости и дух Евангелия

Наверное, действительно, ни одного священника, практикующего в своей общине обеты трезвости, нельзя обвинить в нарушении церковного устава. Но все же указ Синода - не решение Вселенского и даже Поместного Собора. В Синодальный период в церковной истории было много спорного. Сам факт, что чин обета узаконен по воле обер-прокурора, которого об этом попросил друг (великий педагог и благочестивый христианин, но не безусловный церковный авторитет), скорее вызовет недоумение и уж точно не может быть веским аргументом в пользу обета. Неудивительно, что об этой истории почти нигде не пишут. Но в дореволюционных обществах трезвости, которые все, кто изучал историю социальной деятельности Церкви, считают одним из лучших церковных социальных проектов, этот обет получил широкое распространение. Благословляли давать обеты трезвости святой праведный Иоанн Кронштадтский и многие другие замечательные пастыри. То есть это канонически небезупречное решение принесло добрые плоды.

Современные противники обетов вспоминают слова Спасителя из Нагорной проповеди: «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф., 5, 37). Так можно усомниться и в каноничности монашеских обетов или присяги, которую приносят диаконы, священники и епископы при хиротонии. Но в предыдущих трех стихах есть уточнение, как именно не надо клясться: «А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным» (Мф., 5, 34-36). По мнению многих уважаемых современных богословов, в традиции обетов, в том числе и обетов трезвости, нет ничего, противоречащего духу Евангелия. «По существу это включение в таинство покаяния еще одного момента, - считает профессор Московской Духовной академии Алексей Осипов. - Смысл покаяния в том, что человек решил никогда больше не повторять своих грехов, в которых исповедовался. Только такое покаяние принимается Богом. Бог не на слова смотрит, а на нашу решимость порвать с грехом. И мы на исповеди обещаем это в присутствии священника, перед Крестом и Евангелием. Фактически даем обет. А во время принятия обета трезвости делается акцент на одной страсти, которая особенно мучает человека. Это особое повторение покаяния, касающееся только одного греха. И оно имеет большое психологическое значение». «Понятие обета было в ветхозаветные времена и никогда не отменялось в новозаветные», - говорит заведующий кафедрой догматического богословия ПСТГУ протоиерей Борис Левшенко. Но когда у него просят благословение на обет трезвости, он никого не благословляет. «Это очень серьезная ответственность перед Богом. Страшно нарушить обет, данный на Кресте и Евангелии. А обет трезвости многим пьющим людям оказывается не по силам. Пусть лучше человек просто попробует не пить или найдет врача, который поможет ему справиться с зависимостью», - советует отец Борис. Похожего мнения придерживается профессор Осипов: «Принципиальных возражений против обета трезвости у меня нет, но надо быть очень осторожным с людьми, которые хотят его принять, ни в коем случае не настаивать. Было много случаев, когда принимали, а потом срывались, а это для человека еще одна сильная травма».


Почему рискованно давать обет?

Именно поэтому в реабилитационном благотворительном фонде «Зебра» обеты трезвости не практикуются. «Одно дело - обеты монахов и священников. Они долго готовятся к этому шагу, получают благословение духовников, потом - правящих архиереев, - напоминает директор фонда «Зебра» Екатерина Савина. - Чтобы принять обет, человек должен быть к этому духовно готов. Мы же каемся на исповеди, просим Бога помочь нам избавиться от конкретного греха, и далеко не всегда сразу получается. Повторяем тот же грех, вновь исповедуем его, и только после длительной внутренней работы удается ослабить страсть, а иногда и избавиться от нее. Алкоголизм - болезнь, требующая долгого лечения, не только медикаментозного. И я сомневаюсь, что люди, страдающие этой болезнью, только начинающие воцерковляться, готовы выдержать обет. У кого-то получается, но не у всех. К нам не раз приходили те, кто срывался. После срыва все чувствовали огромную вину перед Богом, а поскольку не имели духовного опыта борьбы с грехом, у многих в итоге осложнялись отношения с Церковью, и нам приходилось эти отношения восстанавливать. Наверное, в общине, по благословению опытного духовника, хорошо знающего человека, понимающего его духовное состояние, обет трезвости возможен, и то у меня серьезные колебания в связи с тем, что алкоголизм - болезнь».

По той же причине с недоверием относится к обету трезвости настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы деревни Ерино Подольского района Московской области священник Андрей Дерягин (при храме уже больше десяти лет собираются группы помощи зависимым христианского общественного благотворительного фонда «Старый Свет»): «Для борьбы с грехом есть таинство покаяния. Мне непонятно, зачем что-то к нему добавлять, выделять естественное желание человека избавиться от пьянства в отдельный обряд. Психотерапевтический смысл в этом, наверное, есть, а при алкогольной зависимости необходима серьезная психотерапевтическая работа. Но тогда получается, что в основе обета трезвости лежит психотерапия, а срывы имеют духовные последствия. Люди, давшие обет трезвости и нарушившие его, ощущают, что они предали Христа. По опыту знаю, как трудно бывает их вывести из глубокого отчаяния, вернуть в нормальное русло реабилитации. Задача Церкви - не лечение алкоголиков, а спасение грешников. А для лечения алкоголиков существуют наркология и психотерапия».

Председатель правления Христианского благотворительного фонда «Старый Свет» и директор программ профилактики и реабилитации алкоголизма и наркомании, психолог Евгений Проценко рассказал, что знает два случая, когда переживания из-за нарушенного обета трезвости привели к попыткам самоубийства, причем при одной из них человек действительно свел счеты с жизнью. Проценко почти уверен, что это не единственные случаи. Часто в своей практике он сталкивался с менее трагическими, но тоже очень негативными последствиями. Кроме того, обет трезвости, по мнению Проценко, не мотивирует человека на дальнейшую работу над собой, а без этой работы преодоление пагубной страсти невозможно. Поэтому он категорически против обетов.

Священник Андрей Дерягин и Екатерина Савина также считают, что многие сегодня принимают обет трезвости в надежде на чудо, которое должно произойти без каких-либо усилий с их стороны. Оба сходятся во мнении, что в Домах трудолюбия, созданных святым праведным Иоанном Кронштадтским, эти обеты были эффективны именно благодаря личности Иоанна Кронштадского - великого молитвенника. Но не все, на что дерзали святые, может стать общепринятой церковной практикой. «Сегодня это больше напоминает магическую процедуру, - говорит Савина. - Для многих, кто хочет принять обеты, эта акция ничем не отличается от кодирования - одномоментное действие, которое сразу освободит их от всех проблем. И они именно этого хотят. Но мы настраиваем их не на разовую акцию, а объясняем, что борьба с грехом - длительный процесс, совершаемый в лоне Церкви. Вот пусть и борются, а мы по мере сил поможем».

«Любой алкоголик готов на многие религиозные обряды, но часто за этим стоит не вера, а желание убежать от решения своих душевных проблем, которые всегда лежат в основе алкоголизма и наркомании, - объясняет отец Андрей Дерягин. - Если ко мне приходит зависимый человек и хочет что-то пообещать Богу, я как пастырь стараюсь удержать его от этого шага. Потрудись, говорю, сперва, и Господь, видя твою решимость, тебе поможет».

Надо отметить, что фонды «Зебра и К» и «Старый Свет» в первую очередь ориентированы на программу «12 шагов», которая не предусматривает никаких обещаний надолго вперед. Наоборот, в группах анонимных алкоголиков есть поговорка: «Я трезвый только сегодня». Цель у них такая же, как у всех алкоголиков, осознавших свою зависимость и решивших с ней бороться - навсегда отказаться от спиртного, но методы достижения этой цели другие. Естественно, в группах анонимных алкоголиков принятие каких-либо обетов невозможно, и неудивительно, что священники и миряне, помогающие зависимым людям по программе «12 шагов», относятся к традиции обетов трезвости с недоверием. Одним из первых в Русской Православной Церкви продвигал эту программу насельник Свято-Данилова монастыря игумен Иона (Займовский) , занимающийся проблемой химических зависимостей более десяти лет. Он допускает, что обет трезвости может помочь бытовому пьянице, но не алкоголику, который с большой вероятностью его нарушит. «Это все равно, что сказать раковому больному или диабетику: не болей. Не предлагается лечение, а выдвигается жесткое требование, с которым человек соглашается от отчаяния, но часто не понимает серьезность обещания», - считает отец Иона.


Врачи не против

Долгое время большинство организаторов и активистов православных обществ трезвости были убежденными противниками программы «12 шагов», между ними и ее сторонниками шли жаркие споры. Последнее время страсти поутихли, все больше людей, занимающихся помощью зависимым, сходятся во мнении, что право на существование имеют разные методики и внеконфессиональная программа «12 шагов» не противоречит христианским принципам. Но остались и такие принципиальные разногласия, как отношение к алкоголизму. Обет, данный в отчаянии больным человеком, может оказаться для него непосильным крестом - это, как видите, один из основных аргументов противников обетов. Но во многих православных обществах трезвости алкоголизм принципиально отказываются считать болезнью, настаивают, что это только страсть. Хотя в 1956 году Американская медицинская ассоциация официально признала алкоголизм болезнью, споры об этом не утихают до сих пор, в том числе и среди врачей. Вряд ли в обозримом будущем оппонентам удастся переубедить друг друга и прийти к согласию. Наверное, это и не главное. Лишь бы все, кто занимается помощью зависимым людям, не забывали первую заповедь врача: не навреди! Один из ведущих российских наркологов, директор центра реабилитации Национального научного центра Минздравсоцразвития Тарас Дудко не против обетов трезвости, но, как и многие, считает, что далеко не все способны выдержать данный обет. Среди его пациентов были те, кто дал и нарушил, после чего люди переставали верить в себя, у них вырабатывались комплексы. По мнению Дудко, на священнике, благословляющем обет, лежит большая ответственность. Он должен хорошо знать человека, которого благословляет, быть уверенным, что тот выдержит. Категорически нельзя давать такие обеты при различных обострениях, в абстинентном состоянии. (Абстинентное состояние (синдром отмены) - группа симптомов различного сочетания и степени тяжести, возникающих при полном прекращении приема алкоголя или наркотиков или снижении их дозы после неоднократного, обычно длительного употребления данного вещества. Характеризуется достаточно выраженной депрессией, смещением ценностных ориентировок до такой степени, что желание опохмелиться выходит на первое место в жизни, вытесняя все другие мотивации. - ред). Профессор Дудко не рекомендует давать обет на большой срок: «Пусть человек лучше всего на полгода даст, но потом запомнит, что у него хватило воли выдержать. Тогда он поверит в себя. Серьезно надо подходить к этому, готовить человека. Если же все подряд будут давать зароки, это приведет к дискредитации метода. Играют в идеи миллионы, а жить идеей очень сложно».

Из слов уважаемого нарколога можно сделать вывод, что сама по себе практика обетов трезвости не нарушает первую врачебную заповедь, следовательно, с точки зрения психотерапии нельзя считать ее недопустимой. А уважаемые богословы объяснили, что она не противоречит духу Евангелия. Настало время выслушать тех, кто практикует эти обеты.


Смысл и польза обета

«Я убежден, что когда в трезвую жизнь входит религиозная составляющая, трезвость становится более устойчивой, долговременной и, главное, радостной», - утверждает клирик Ново-Тихвинского женского монастыря города Екатеринбурга, духовник общества «Трезвение» священник Игорь Бачинин. В 1988 году ему, тогда молодому инженеру завода, предложили поучаствовать в работе заводского общества трезвости, организованного в рамках горбачевской антиалкогольной кампании. Проблем с алкоголем Игорь Бачинин никогда не имел, но видел, как спиваются люди, и незадолго до этого принципиально перестал употреблять спиртное даже в умеренных дозах. В общественную работу включился с энтузиазмом. Со многими членами того общества дружит до сих пор. Кто-то воцерковился, кто-то так и не крестился, но почти все сохраняют трезвость. Тем не менее отец Игорь убежден, что подлинную радость приносит человеку трезвость, избранная не только ради себя и близких, но и ради Бога. Сам он, крещенный в детстве, сознательно пришел в Церковь в начале девяностых. В мае 1995 года было создано Екатеринбургское первое православное общество «Трезвение», в работе которого Игорь принял активное участие. В 2002 году он принял сан и вскоре после рукоположения стал духовником общества. Первые обеты в обществе давали 18 мая 1998 года, в праздник иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Игорь хотел принять обет, но духовник «Трезвения» не благословил его. «Зачем, когда ты и так трезво живешь?», - удивился он. Тогда православные трезвенники Екатеринбурга делали первые шаги, опыта не было, и священники, работавшие в обществе, считали, что давать обет имеет смысл только зависимым людям. Но ровно через год, 18 мая 1999 года, Игорь Бачинин дал обет трезвости до конца жизни. «Огромную радость испытал тогда от осознания ответственности перед Богом», - вспоминает отец Игорь. Сегодня в «Трезвении» обеты трезвости дают не только зависимые люди, но и их родственники, и просто сочувствующие, и, что особенно радует отца Игоря, многие подростки, никогда не пробовавшие алкоголь. Это, считает священник, поможет им удержаться от незнакомого греха, что легче, чем бороться со своей страстью. Зависимых же людей он благословляет на обеты не сразу. «Я предлагаю им сначала пожить трезво для себя. Если не получается, беседуем, пытаемся понять, почему не получилось. А если получилось, человек регулярно исповедуется и причащается, можно говорить о следующем шаге - обете Богу», - делится опытом отец Игорь. По статистике последних лет обеты трезвости в «Трезвении» дают в среднем двести человек в год. Примерно 91 процент их выдерживает. «Если человек нарушил обет, моя пастырская задача - разобраться в причинах. Конечно, он глубоко переживает, но кто был искушен, может потом искушаемым помочь. Как правило, люди после падения глубже раскрываются, еще серьезнее настраиваются на трезвую жизнь и возвращаются к обету».

Зависимые люди начинают с небольших сроков - от нескольких месяцев до года, потом либо дают на тот же срок, либо его немножко увеличивают, но были единичные случаи, когда после нескольких лет трезвости они давали обет на всю жизнь. По словам отца Игоря, процент ремиссии и ее качество выше у тех, кто давал обеты.

То же самое говорит сопредседатель Всероссийского Александро-Невского общества трезвости, доктор медицинских наук, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в деревни Юкки Ленинградской области, диакон Григорий Григорьев. С 1988 года в обществе лечились около 125 тысяч человек. Всем им сразу предлагали сходить в храм, но никого не принуждали. Примерно 40 процентов идут на исповедь, некоторые из них потом воцерковляются. Отец Григорий утверждает, что качество ремиссии у тех, кто воцерковился, выше, чем у тех, кто захотел получить только медицинскую помощь. А из воцерковившихся качество ремиссии выше у тех, кто дал обет. Правда, в Александро-Невском обществе обеты дают только те, у кого нет зависимости от алкоголя. Обещания не пить, данные Богу зависимыми людьми, отец Григорий называет зароками. Это, по его мнению, более грамотное определение. Обет - обещание сделать доброе дело, а обещание не совершать дурных поступков - зарок. Но это отдельная тема. Что касается практики обетов (зароков), то если в «Трезвении» и большинстве других православных общин трезвости зависимых людей к ним готовят, в Александро-Невском обществе многие дают зароки на первой же исповеди. Отец Григорий убежден в эффективности такого подхода: «Я всех, кто чувствует свою немощь, нужду в помощи Божьей, призываю давать зарок. Именно нужду, а не веру («Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк., 9, 24)). Это первое покаянное состояние, самое сильное. Потом мы с ними работаем, а с результатом приходит и вера. А иначе они могут больше не прийти к нам. Бывает, что кто-то не выдерживает, срывается. Если человек повторяет исповеданный грех, он приходит на исповедь и снова просит у Бога прощения. Так же и при нарушении зарока. Конечно, лучше не нарушать, относиться к данному Богу обещанию серьезно, но если уж так получилось, не нужно мистифицировать ситуацию - молния по голове не ударит, Господь Бог - любящий Отец. Нарушая зарок, человек отказывается от Божьей благодати, и к нему подступают представители темного мира. Но практика показывает, что от такой встречи иногда укрепляется вера. К душевным же травмам приводят не нарушения зароков, а запои и алкогольные психозы».

Зароки в Александро-Невском обществе дают во время литургии - после исповеди человек прочитывает перед Крестом и Евангелием текст по бумаге, подписывает ее и оставляет священнику. После литургии служится молебен. Тем, кто чувствует, что не в силах выдержать зарок, дают возможность его снять. Это лучше, чем нарушить. Так как не все, кому помогают в обществе, воцерковляются, есть форма зарока для невоцерковленных - они дают его лечащему врачу.


Обет трезвости для наркоманов

Сам отец Григорий начал выпивать еще в старших классах, а на подводных лодках, где служил военным врачом, всерьез пристрастился к алкоголю, но в 24 года решительно завязал. Было это в 1980 году. Только через два года он крестился, в 1988 году организовал Александро-Невское общество, где в 1990 году дал зарок трезвости на всю жизнь. Убежденный в эффективности зароков, он никого к ним не принуждает. Но когда он работал с героиновыми наркоманами, брал на лечение только тех, кто соглашался дать зарок трезвости. «Для наркоманов это обязательно, потому что пока они принимают наркотики, пьют мало, а когда перестают принимать, начинают увеличивать дозы алкоголя и в итоге возвращаются и к наркотикам». По результатам этой помощи героиновым наркоманам (были пролечены тысячи людей, годовая ремиссия - 33 %) в 2004 году Григорий Григорьев защитил докторскую диссертацию «Кризисно-реабилитационная помощь при наркоманиях на основе стрессовой (духовно-ориентированной на православной основе) психотерапии» во Всероссийском центре экстренной радиационной медицины МЧС.

Руководитель координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служения РПЦ игумен Мефодий (Кондратьев) также практикует обеты трезвости при работе с наркоманами. «Любой наркоман - потенциальный алкоголик. Ему ни в коем случае нельзя пить. И мы в процессе реабилитации им это объясняем. Когда до них доходит, предлагаем дать обет трезвости. В рамках профилактики сопутствующего потенциального заболевания», - объясняет он. Отец Мефодий считает обеты трезвости именно профилактической мерой, которая не подходит для алкоголиков: «Система обетов изначально распространилась как первичная или хотя бы вторичная профилактика, но не третичная, как сегодня. В деревне или поселке пьяниц было немного (чаще один-два человека), и тогда остальное население, чтобы предотвратить алкоголизацию, принимало обет. Принимали его люди мало пьющие или немножко злоупотребляющие, но не спившиеся. И эти люди определяли жизнь в данной местности. Если же в сегодняшней спившейся и гибнущей деревне один непьющий даст обет трезвости, будет профанация. А сами алкоголики вряд ли готовы выдержать обет. Они тяжело больны и нуждаются в серьезном и длительном лечении. Кому-то, возможно, этот обет поможет удержаться от срыва, но в целом это не панацея. Обет - хорошая профилактическая мера для лечения общества (предотвращения его алкоголизации), но не алкоголиков. Если в какой-то церковной общине люди немножко злоупотребляют, могут дать обет. Алкоголика же надо лечить».


Зачем давать обет, если нет зависимости?

Многие не понимают, какой смысл принимать обет трезвости людям, не имеющим зависимости. Отец Мефодий и отец Игорь Бачинин уже ответили на этот вопрос. Отец Григорий Григорьев напоминает слова апостола Павла: «Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает». (Рим., 14, 19-20). Он не отрицает, что православная вера допускает умеренное употребление алкоголя, но это употребление, по его глубокому убеждению, может стать большим соблазном для зависимых людей, сидящих с нами за одним столом. И особенно если эти сотрапезники - наши близкие (а у кого в России нет зависимых родственников?), лучше, по мнению отца Григория, подать им пример воздержания. Во многом именно по этой причине заместитель председателя Всероссийского Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» Иван Клименко в июне 2006 года отказался от алкоголя. Он любил выпить иногда бокал хорошего вина, но ни разу в жизни не напился, и в его семье никто не имел проблем с алкоголем. Но его брат, строивший храм в Якутии, там женился на якутке, у них родилась дочь. Известно, что у северных народов другой генотип, алкоголь противопоказан им даже в минимальных дозах - они сразу спиваются. Клименко, кандидат химических наук, прекрасно понимал, что в смысле алкогольной зависимости его племянница с рождения в группе риска. Три раза он давал обет трезвости на год, а в 2009 году дал на всю жизнь. «Отказаться от вина как от удовольствия мне было нетрудно. Но в нашем обществе трезвость не понимают. Приходишь на праздник, тебе наливают, а когда отказываешься, недоумевают, спрашивают, не сектант ли ты. После того, как дал обет Богу, проще стало объяснить людям свою позицию, не осуждая при этом других», - говорит Клименко.

Главный режиссер театра русской драмы «Камерная сцена» Михаил Щепенко уверен, что без обета он не смог бы в гостях отказаться от хорошего вина. А отказались они с женой, режиссером и директором театра Тамарой Басниной, чтобы подать пример трезвости труппе, в которой, как это часто бывает в актерской среде, многие страдали алкоголизмом. После знакомства с протоиереем Алексием Бабуриным, психиатром, настоятелем храма святителя Николая в селе Ромашково Московской области, труппа стала посещать окормляемую им православную общину трезвости при Никольском храме. В итоге большинство актеров дали обет трезвости. 12 лет назад дали его на всю жизнь и Щепенко с женой, хотя они никогда не злоупотребляли Подробнее об этом можно прочитать в статье Алексея Реутского «Театр без похмелья» («Нескучный сад», № 5, 2008) .

Но и независимый человек, давший обет трезвости, может оказаться перед непростым выбором. «Что делать, если ему, как это часто бывает, придется употреблять вино по медицинским показаниям», - спрашивает отец Борис Левшенко. Действительно, часто врачи рекомендуют пожилым людям для профилактики различных заболеваний пить в малых дозах красное сухое вино. Такой же совет дает апостол Павел Тимофею: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим., 5, 23). Будет ли считаться употребление вина по назначению врача нарушением обета трезвости или это так же допустимо, как послабление в посте для болящих?

И у сторонников, и у противников обетов трезвости есть свои аргументы. Наверное, в обозримом будущем споры об этих обетах не прекратятся. «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор., 11, 19).

Измена мужа