Социальная организация. Социальная система управления и ее свойства

Понимая общество как объединение субъектов социального действия, в рамках которого происходит более-менее постоянное и устойчивое взаимовлияние и взаимодействие, общество представляется нам уже как некая система . Под системой понимают совокупность взаимодействующих элементов, в рамках которой изменение одного элемента влечет за собой изменение других, а система в целом приобретает новое (системное) качество, несводимое к сумме свойств ее элементов. Известны механические, физические, химические, биологические и социальные системы. Основными признаками любой системы являются: целостность, структурность, иерархичность, взаимозависимость элементов.

Общество представляет собой сверхсложную систему. На уровне общества индивидуальные действия, связи и отношения приобретают новое качество – системное, которое уже не позволяет рассматривать общество как простую сумму элементов. Этого системного качества нет ни у одного из включенных в общество элементов в отдельности.

Социальная система – это совокупность социальных явлений и процессов, которые находятся в отношениях и связи между собой и образуют некоторый социальный объект.

Общество (социум) как социальная система имеет следующие характеристики:

1) общество – открытая система

2) это самоорганизующаяся система

3) это кумулятивная система (т.е. система «с памятью», в роли которой выступает культура)

4) это информационная система

Системный подход к анализу общества дополняется детерминистским : общество как целостная система состоит из подсистем – демографической, экологической, экономической, политической и пр. Каждую из этих подсистем можно рассматривать отдельно как самостоятельную систему. Взаимоотношения этих подсистем определяются причинно-следственными связями. Эти подсистемы образуют иерархическую структуру, т.е. находятся в отношении подчитенности (можно говорить об экологическом, технологическом, демографическом, экономическом и пр. детерминизме).

Детерминистский подход к обществу дополняется функциональным . Основные принципы функционального подхода, сформулированные Г.Спенсером:

Ø общество – целостный, единый организм, состоящий из множества частей (экономической, политической, религиозной, военной);

Ø каждая часть может существовать только в рамках целостности, где она выполняет строго определенные функции;

Ø функции означают удовлетворение какой-либо общественной потребности, все вместе они направлены на поддержание устойчивости общества;

Ø чем больше отличаются функции, тем труднее другим частям восполнить нарушение функции какой-либо одной части;


Ø социальная система сохраняет стабильность во многом благодаря элементам социального контроля: управлению, органам порядка, религиозным институтам и моральным нормам и ценностям. Главное условие сохранения целостности – согласие большинства общества с принятой системой ценностей.

Р.Мертон сформулировал ряд дополнительных принципов функционализма:

Ø как один элемент может иметь различные функции, так и одна и та же функция может выполняться различными элементами;

Ø одни и те же элементы могут быть функциональными по отношению к одним системам и дисфункциональными по отношению к другим;

Ø различаются явные и латентные (скрытые) функции. Явная функция – это то следствие, которое вызвано намеренно и признано таковым. Латентная функция – это то следствие, вызвать которое не входило в намерение действующего лица.

Дополнение в понимании функционального подхода внес и Т.Парсонс: любая общественная система выполняет 4 основных функции (которые обеспечиваются основными подсистемами): функция адаптации (экономическая подсистема), целедостижения (политическая), интеграции (правовые институты и обычаи), воспроизводства структуры (система верований, мораль, агенты социализации).


Как уже отмечалось, общество, как система, имеет свою структуру (состоит из взаимосвязанных подсистем), благодаря которой оно и отличается от хаотичного скопления людей. Составными элементами общества (как социальной системы) являются люди, социальные связи, взаимодействия и отношения, социальные группы и общности, социальные институты и организации, социальные нормы и ценности. Каждый из этих составных элементов в свою очередь может быть рассмотрен как самостоятельная система. Совокупность связей и отношений между названными социальными системами обозначают как систему систем (или социетальную систему ). Системный подход к обществу предполагает изучение его в трех взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных ракурсах – структурном, функциональном и динамическом, что позволяет объяснить: как устроено общество (какова его структура); как оно функционирует в целом и как функционаруют (какие функции выполняют) его подсистемы; как общество развивается.

№ 5 - 2007 г. 22.00.00 социологические науки УДК 37.01:316.37

ТРАКТОВКИ ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

Г.Г. Куликова НФ РГТЭУ (г. Новосибирск)

Социальные ценности - важнейший компонент социальной системы, содержание которой обусловлено уровнем развитости всех сфер общественной жизни, особенно, культуры. Эти ориентации проявляют мировоззрение и нравственные принципы личности, отражают ее субъективную общественную позицию. Они - продукт социализации личности, ее предшествующего опыта. Они же - главные регуляторы социального поведения людей, а значит - общественных процессов. Поэтому они заслуживают наибольшего внимания социологов.

Вся система личностных ценностей служит человеку масштабом самооценки и оценки поведения всех других людей. Поэтому изучение ценностей общества и индивидов было и остается важной задачей наук об обществе и человеке.

Ключевые слова: смысложизненная, универсальная, партикулярная ценности

До недавних пор духовность личности исследовалась отечественными педагогами и социологами в идеологическом и мировоззренческом аспектах, в контексте выяснения соответствия духовных качеств принципам марксистско-ленинской идеологии и научного атеизма. Сейчас наблюдается рост интереса к изучению духовности в ином ключе - ценностном (социо-аксиологическом).

Новый для нас подход стар и традиционен для западной социологии, как теоретической, так и эмпирической. Э. Дюркгейм, Г. Заммель, М. Вебер, В. Парето, У. Томас, Ф. Знанецкий, Т.

Парсонс, Р. Мертон, Т. Лукман, П. Бурдье и многие их последователи при всем отличие от концепций решали, по сути дела, общую задачу - выявить роль социальных (в том числе духовных) ценностей в жизни индивидов, социальных групп и общества. Благодаря их трудам нам ныне известны следующие истины.

Социальные ценности - важнейший компонент социальной системы, содержание которой обусловлено уровнем развитости всех сфер общественной жизни, особенно, культуры.

Социальной ценностью может стать любой материальный или идеальный объект (как реально существующий, так и воображаемый), если:

1. обладание им проблематично (ценность любого объекта возрастает по мере уменьшения возможностей его получения);

2. на этом объекте фокусируются желания многих людей и их групп;

3. этот объект оценивается в качестве необходимого условия жизнедеятельности жаждущих его.

Чем сложнее устроено общество, тем больше набор социальных ценностей. Но в любом обществе социальные ценности составляют систему, т.е. взаимодействуют между собой. Эти взаимодействия осуществляются по трем основным моделям:

Гармоничной (когда все ценности, или большая их часть, взаимоукрепляют друг друга);

Антагонистичной (когда одни ценности взаимоисключают другие);

Нейтральной (когда составляющие систему ценностей структуры индеферентны по отношению друг к другу).

В любой системе общественных ценностей выделяется три уровня. Первый - высшие ценности, близкие к социальному идеалу, а потому вызывающие наибольшее восхищение, но которое, как правило, не дополняется реальным служением им подавляющего большинства людей. Второй -ценности, признаваемые нормой для большинства людей и их групп. Третий - ценности меньшинства, осуждаемые большинством, имеющие, по мнению последнего, аморальный или правонарушительный оттенок.

Социальные ценности - сложный, многообразный феномен, нуждающийся в типологизации по многим основаниям. Различают ценности:

Духовные и материальные;

Экономические, политические, правовые, религиозные и идеологические, моральные, эстетические, экологические;

Ретроспективные, актуальные и перспективные;

Всего человечества, конкретного общества, народа, нации, класса, политической партии, массового движения, трудового коллектива, семьи, индивида.

В системе ценностей личности чаще всего выделяют подсистемы: смысложизненную, универсальную и партикулярную. Смысложизненными называют такие ценности личности, которые стали целями ее жизни, определили средства их достижения, а потому играют функцию главнейших регуляторов ее социального поведения. Они образуют высший уровень в иерархии ценностей личности, детерминируют ее восприятие и оценку собственной жизни, принятие жизненно важных решений в любых ситуациях. Их, как следует из диспозиционной теории саморегуляции поведения личности, разработанной В.А. Ядовым, нельзя путать с установками людей на конкретные социальные объекты и конкретные ситуации, определяющими их отдельные поступки . Смысложизненные ориентации связаны с целостностью образа жизни человека, означают его предрасположенность к определенному поведению в любых жизненных условиях

Эти ориентации проявляют мировоззрение и нравственные принципы личности, отражают ее субъективную общественную позицию. Они - продукт социализации личности, ее предшествующего опыта. Они же - главные регуляторы социального поведения людей, а значит -общественных процессов. Поэтому они заслуживают наибольшего внимания социологов.

К универсальным принято относить:

1. витальные ценности людей, связанные с сохранением и продлением жизни, здоровьем, личной безопасностью, собственностью, благосостоянием, семьей, детьми, трудом, родом занятий, качеством продуктов и т.п.);

2. ценности личностного развития (образование, равенство стартовых возможностей, творчество, самореализация, утверждение собственного достоинства, сохранение и развитие индивидуальности);

3. коллективистские ценности (взаимопомощь, солидарность, дружба, организованность, дисциплинированность, чувство защищенности);

4. ценности межличностного общения (любовь, верность, порядочность, толерантность, корректность, честность, доброжелательность, бескорыстие);

5. ценности общественного признания (социальный статус, почет, награды, льготы,

привилегии);

6. демократические ценности (свобода слова, собраний, совести, плюрализм мнений, гарантии социального равенства, соблюдение иных политических прав человека).

Под партикулярными подразумеваются ценности:

1. религиозные;

2. традиционные (любовь к семье и малой Родине, привязанность к друзьям и коллективу, уважение к обычаям, обрядам, а также лидерам, традиционно считающимся заслуживающими признательности);

3. ценности нового времени, которые по сложившейся в социологии традиции часто называют урбанистическими (личный успех, предприимчивость, социальная мобильность, свобода выбора места жительства, стиля и образа жизни).

Все эти подсистемы и структуры ценностей личности, дополняя друг друга и взаимодействуя между собой, либо стимулируют ее социально значимые поступки, либо тормозят их совершению. Вся система личностных ценностей служит человеку масштабом самооценки и оценки поведения всех других людей. Поэтому изучение ценностей общества и индивидов было и остается важной задачей наук об обществе и человеке.

Западная социология доказала, что система социальных ценностей должна выявляться эмпирическим путем. Она предложила разнообразные методики такого выявления (начиная от традиционного анкетирования и кончая методами групповых дискуссий), разработала специальную совокупность индикаторов и индексов, позволяющих устанавливать типы и разновидности социальных ценностей, а также типологических групп, схожих или отличных по существенным признакам ценностных ориентаций людей.

Несмотря на обилие эмпирических исследований ценностей людей, проведенных в США и странах Европы, невыясненным остался главный вопрос - что такое духовность личности? Какие феномены сознания объемлются этим понятием? Насколько полно и системно изучение духовности личности путем анализа ее смысложизненных ценностей? Являются ли духовными ценности личности, ориентирующие ее на повышение материального благосостояния в ущерб морально-нравственному и/или интеллектуальному развитию? Что является источником смысложизненных ценностей? Каков механизм их формирования?

На эти вопросы традиционная западная социология либо вообще не ответила, либо дала взаимоисключающие ответы. Позитивисты представляли духовность в роли служанки, обслуживающей утилитарные стремления людей к получению разнообразных благ. Справедливо критикуя их, М. Вебер говорил о религии как первооснове духовности личности, первоисточнике всех социальных ценностей, в том числе и, прежде всего, смысложизненных. По данным его исследований, только религиозная (faith) вера личности делает ее действия осмысленными и социальными. В. Парето, ставивших духовность личности выше всех прочих ее структур, усматривал ее первоисточник в belif-вере, идеологии, прежде всего. Т. Парсонс считал фундаментом духовности морально-нравственные принципы.

Интересные, но не полные ответы на вышеназванные вопросы дали взаимодополняющие друг друга социологические течения ХХ века - феноменологическая и экзистенциальная социология, символический интеранционизм, социология знания и этнометодология. Все они исходят из того, что мир, в котором живут люди, есть, по сути дела, мир, который живет внутри их. Воспринимаемая человеком окружающая его действительность (в том числе социальная) находится не вне его, а в его сознании. То, что человек не осознает, для него несущественно. Реально для него то, что он признает реальным. Такая постановка не есть отрицание объективного мира или уход в лабиринты солипсизма. Она означает стремление понять, чем для человека является окружающий его мир, при каких обстоятельствах и почему люди считают что-то реальным, какие смыслы личность придает миру, в котором она живет.

В рамках характеризуемых направлений социологии особое внимание уделяется тому факту, что обычный человек осознает социальную действительность не ради процесса познания, а ради понимания самого себя, своего места и роли в окружающем мире, возможностей и ограничений своей жизнедеятельности.

В итоге такого познания формируется самость (self) личности, система ее осознанных позиций, внутренняя самоиндефикация, глубинная самоопределенность, подлинное самосознание, квинтэссенция человеческой субъектности. Всеми этими (и другими) терминами разные представители характеризуемых подходов обозначают духовность личности.

Важно заметить, что духовность личности осмысливается при этом как:

Противоречивое единство объективного и субъективного, социального и индивидуального, рационально-осознанного и неосознанного;

<центр жизненного мира человека> (А. Щюц), определяющий выбор варианта решения им любого жизненно важного вопроса;

Самоосознание, находящееся в постоянном изменении под воздействием осознаваемой части социального мира;

Нерасчлененная целостность, сплав faith-веры и belif-веры, нравственности и идеологии личности, ее общих мировоззренческих позиций и оценок частных явлений окружающего мира.

Следует обратить внимание и на то, что трактовки духовности человека современной западной социологией кое в чем существенном стали сближаться с теми, которые давно высказаны русскими социологами - Н.А. Бердяевым, С.Н. Булгаковым, А.И. Введенским, И.А. Ильиным, М.М. Кареевым, Н.О. Лосским, В.И. Несмеловым, В.В. Розановым, Е.Н. Трубецким, Н.Ф. Федоровым, П.А. Флоренским, С.Л. Франклом и другими. Под духовностью человека они понимали сугубо внутреннюю, опытно-мистическую жизнь верующего человека, регулирующую его совесть, нравственность, идеологию, мировоззрение, практическое поведение. Будучи православными христианами и объективными исследователями социальных отношений, они прекрасно видели то, что до сих пор не могут узреть вульгарные атеисты - социальную полезность и необходимость развития духовности россиян на принципах Православия. Это нужно не для создания рая на Земле, а для недопущения на ней ада.

Подлинно духовная жизнь, по мнению М.М. Кареева, состоит "в непрестанном богообщении".

Она предполагает смирение гордыни, "самоуничижение", "готовность претерпеть все состояния лежащего во зле мира", отказ от славы и материального благополучия, "коих нельзя достичь, не поступаясь собственной совестью", не нарушая правил честности. . Вторя ему, В.И. Несмелов писал, что образ Божий присутствует в сознании каждого индивида, но не каждый из них возвышается до понимания того, что "без реального существования Бога никакое сознание не было бы возможно" .

"Только в мистической и оккультной философии, которой философы официальные и общественные все еще не хотят знать, - писал И.А. Бердяев, - раскрылось истинное учение о человеке как микрокосме: Только мистики хорошо понимали, что все происходящее в человеке имеет мировое значение и отпечатлевается на космосе: Мистика всегда была противоположна тому психологизму, который видит в человеке замкнутое индивидуальное существо, дробную часть мира. Человек не дробная часть вселенной, не осколок ее, а целая малая вселенная, включающая в себя все качества вселенной большой" .

В современной отечественной педагогике и социологии присутствуют и развиваются идеи, порожденные как западной педагогикой и социологией (классической и новыми ее течениями), так и русской духовной традицией. При этом прозападные идеи встречаются гораздо чаще, особенно, в эмпирических исследованиях последнего десятилетия.

По методологическому основанию и теоретической новизне выводов проведенные российскими

социологами в 90-х годах эмпирические исследования духовности социальных групп можно разделить на три типа. Большая их часть базируется на традиционной для западной социологии методологии, описанной в начале данного параграфа.

Исследований, реализующих феноменологический, экзистенциальный и этнометодологический подходы к изучению духовности личности и социальных групп значительно меньше. Но еще меньше таких научных поисков, которые основаны на вышеохарактеризованных идеях русских философов и социологов, на учете специфики российских условий и ментальности россиян, потребности адаптации к этой специфике современных западных методологий и методик.

Традиционные парадигмы западной социологии позволяют фиксировать лишь некоторые грани духовности личности, не ориентируют на познание духовности как целостного качества личности. Нужна новая парадигма, "основанная на синтезе восточных и западных представлений, на единстве строгого рационального познания и полета свободной фантазии, интуиции. Для полного, исчерпывающего объяснения человека нам следует принять такой парадокс (который был принят в физике в отношении материи), а именно: ... человек одновременно и материальный объект (биомашина), и неограниченное поле сознания: Такой подход позволяет не только объяснить многие "таинственные" случаи, но и выявить новые, неизвестные ранее закономерности в развитии человека, в его взаимосвязи с Космосом. Однако, социология до сих пор остается вне новой научной картины мира..." .

Признав целесообразность изучения духовности личности и социальных групп путем анализа смыслов их жизни, проанализировав различные значения понятия "смысл жизни", имеющиеся в западных и отечественных науках об обществе и человеке, автор заключил, что "смысл жизни в общем виде можно определить как доминирующую направленность группового или индивидуального сознания, которая непосредственно проявляется в социальной деятельности личности или общественной группы и имеет социальную ценность.

В функциональном аспекте смысл жизни представляет собой высшую интегративную основу личности, ее системообразующий фактор, проявляющийся в различных элементах ее духовного мира и деятельности. В антологическом плане он существует в различных формах: как феномен объективной действительности, и в качестве средства межличностного взаимодействия, и в виде элементов субъективной реальности" .

"Как элемент субъективной реальности смысл жизни представляет собой сложное духовное образование, возникшее в процессе целеполагания: нижний "этаж" смысла жизни личности - ее цели, верхний - личностные смыслы этих целей. Соответственно этому выделяются социальный и индивидуальный компоненты смысла жизни личности. Первый - это значение жизни личности для прогрессивного развития общества. Второй характеризует значение жизни для самой личности .

Смысл жизни "выступает: интегральным показателем системы ценностных ориентаций личности, наиболее ярким выражением ее направленности. Социология изучает, с одной стороны то, как понимают свой смысл жизни представители различных классов и социальных групп общества, с другой - в чем заключается объективный смысл их жизнедеятельности, и с третьей - какие требования предъявляет общество к смыслу жизни его членов" .

<На наш взгляд, "в чистом виде" могут быть выделены, по крайней мере:

1. Социально-альтруистический смысл жизни - бескорыстная забота об общем благе и связанная с ней готовность поступиться во имя блага общества и других людей собственными интересами:

2. Социально-творческий человек видит смысл жизни в создании духовных и материальных ценностей и надеется жить в результатах этой деятельности.

3. Социально-демографический смысл жизни заключается в рождении и воспитании детей и внуков, и, соответственно, надежде "продолжить жизнь" в своих непосредственных потомках:

4. Группа концепций смысла жизни, способствующих прогрессивному развитию индивида (а тем самым и общества), включает различные варианты игровой деятельности (игрой авторы называют широкий круг деятельности, противопоставленной обычной утилитарной работе и приносящей удовольствие - В.С.).

5. Престижный - характеризует совокупность различных способов повышения своего статуса, своей значимости в глазах окружающих: от профессиональной карьеры до погони за богатством:

6. Лидерский - стремление к лидерству, власти над окружающими в любой форме и на любом уровне:

7. Гедонистический - присущ людям, стремящимся к разного рода наслаждениям, отношение которых к жизни можно выразить принципом "после нас хоть потоп":

8. Конформистский - стремление "жить как все", ничем не выделяясь:

9. Теологический или религиозный - служение Богу в той или иной форме:" .

Смысложизненные ориентации студентов связанны с их:

"представлениями о социальной справедливости", которые "составляют "нервную систему" социума, неосторожное прикосновение к которой может дать рецидив массовой конфликтности, вакханалию погромов, социальной нетерпимости";

Региональной дифференциацией ("Сибирякам присущи более чем другим, вера в Бога, ориентация на жизнь ради людей и духовное развитие, нравственное самосовершенствование";

Половой принадлежностью;

Приверженностью разным политическим идеалам социально-этическим системам религиозным конфессиям и мировоззренческим конструктам .

Подведем итог.

В социологической и педагогической литературе (как отечественной, так и зарубежной) нет однозначности трактовок духовности личности. Понятие "духовность" и производные от нее термины применяются, как минимум, в следующих значениях:

В качестве аналога философской категории "идеальное";

Для обозначения образованности, эстетической развитости, философской грамотности и других характеристик культуры человека;

При характеристике сущности и проявлений религиозно-мистической деятельности (отсюда происходят термины "духовник" и "духовенство");

Для фиксации содержания сознания личности и социумов, социально-значимых итогов мыслительной деятельности людей, их смыслополагания;

В роли обобщенного наименования всех феноменов индивидуального, группового и общественного сознания, в том числе и прежде всего - смысложизненных ценностей;

В случае необходимости различать структуры личности в том контексте, который был представлен в первом параграфе.

Названные значения при всем их отличии друг от друга роднятся тем, что духовность личности связывается с ее сознанием, выступает оценочной характеристикой сознания. В отличие от психологии, изучающей сознание как высший уровень психики, как механизм взаимодействия восприятия, памяти, рефлексии, интенциональности и других модусов мышления, педагогику и социологию сознание интересует как со-мыслия. Грамматическая приставка "со:" - не простое дополнение к "знанию". Она задает перспективу анализа со-знания как социального явления в контексте со-бытия людей, их со-мыслия (отсюда вытекает понятие "смысл"), со-творчества, сотрудничества, со-деятельности, со-единения их разнообразных сил.

Именно такое изучение со-знания, а, следовательно, и духовности личности, как свидетельствует история педагогики и социологии, становится все более перспективным. Оно в наибольшей мере

соответствует традициям русской социальной педагогики.

Список литературы

1. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества / Н.А. Бердяев // М., 1989. - 607 с.

2. Григорьев С.И. В поисках смысла жизни и справедливости: студенчество России на пороге XXI века / С.И. Григорьев, В.Г. Немировский // Барнаул-Красноярск, 1995.

3. Ядов В.А. Диспозиционная концепция личности / В.А. Ядов // Социальная психология. - Л., 1979. - С. 46-52.

4. Ядов В.А. Идеология, как форма духовной деятельности общества / В.А. Ядов // Ленинград, 1961. - 123 с.

Специфика социальных систем. Общество как система. Уровни системного анализа общества.

Специфика социальных систем.

Социальная система - структурный элемент социальной реальности, определенное целостное образование, основными элементами которого являются люди, их связи и взаимодействия.

Возможны два подхода к определению социальной системы.

При одном из них социальная система рассматривается как упорядоченность и целостность множества индивидов и групп индивидов. При таком подходе взаимодействие превращается в прилагательное, что явно не учитывает специфику социальных систем и роль в них общественных отношений.

Но возможен и другой подход, при котором за исходную точку принимается рассмотрение социального в качестве одной из основных форм движения материи. В таком случае социальная форма движения материи предстает перед нами как глобальная социальная система. Каковы же в таком случае характерные черты социальной системы?

Во-первых, из этого определения следует, что существует значительное многообразие социальных систем, ибо индивид включен в различные общественные группы, большие и малые (планетарное сообщество людей, общество в пределах данной страны, класс, нация, семья и т. д.). Коль скоро это так, то общество в целом как система приобретает сверхсложный и иерархический характер.

Во-вторых, из этого определения следует, что поскольку в лице социальных систем мы имеем целостность, то главное в системах - это их интегративное качество, не свойственное образующим их частям и компонентам, но присущее системе в целом. Благодаря этому качеству обеспечивается относительно самостоятельное, обособленное существование и функционирование системы.

В-третьих, из этого определения следует, что человек является универсальным компонентом социальных систем, он непременно включен в каждую из них, начиная с общества в целом и кончая семьей.

В-четвертых, из этого определения следует, что социальные системы относятся к разряду самоуправляемых. Эта черта характеризует только высокоорганизованные целостные системы, как природные и естественноисторические (биологические и социальные), так и искусственные (автоматизированные машины). Роль этой подсистемы чрезвычайно важна - именно она обеспечивает интеграцию всех компонентов системы, их согласованное действие.

Общество как система.

Общество неоднородно и имеет своё внутреннее строение и состав, включающие большое число разнопорядковых и разнохарактерных социальных явлений и процессов.

Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы, общности, социальные нормы и ценности и другие. Каждый из них находится в более или менее тесной взаимосвязи с другими, занимает специфическое место и играет своеобразную роль в обществе. Задача социологии в связи с этим состоит прежде всего в том, чтобы определить структуру общества, дать научную классификацию важнейших её элементов, выяснить их взаимосвязь и взаимодействие, место и роль в обществе как социальной системе.

Некоторые наиболее существенные для социологического анализа системные признаки общества: целостность (это внутреннее качество совпадает с общественным производством); устойчивость (относительно постоянное воспроизводство ритма и режима социальных взаимодействий); динамизм (смена поколений, изменение общественного субстрата, преемственность, замедление, ускорение); открытость (социальная система сохраняет себя благодаря обмену веществ с природой, он же возможен лишь при условии равновесия с окружением и получением достаточного количества вещества и энергии из внешней среды); саморазвитие (его источник находится внутри общества, это производство, распределение, потребление, базирующиеся на интересах и стимулах социальных общностей); пространственно-временные формы и способы социального бытия (массы людей пространственно соединены совместной деятельностью, целями, потребностями, нормами жизни; но бег времени неумолим, поколения меняются, и каждое новое застаёт уже сложившиеся формы жизни, воспроизводит и меняет их).

Таким образом, под обществом как социальной системой понимается большая упорядоченная совокупность социальных явлений и процессов, более или менее тесно взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое.

Уровни системного анализа общества.

Системный анализ общества дифференцируется на ряд относительно автономных уровней, дополняющих, но не заменяющих друг друга.

Наиболее абстрактный уровень его рассмотрения - философский анализ всеобщих, инвариантных свойств общественной организации, выражающих ее родовую, исторически константную сущность (наличие которой позволяет нам называть и племя дикарей, и современные технократические страны одним и тем же словом - «общество»). Необходимо иметь в виду, что речь здесь идет о важнейшем уровне познания социального. Было бы серьезной ошибкой, если бы наука, признав реальное существование конкретных человеческих обществ, сделала вывод о том, что «общество вообще», лишенное осязаемого телесного бытия, представляет собой фикцию, бессодержательную игру человеческого ума.

Анализ общества как целостной системы не ограничивается предельно абстрактным уровнем рассмотрения универсальных свойств «общества вообще». Наряду и в связи с ним предметом системного рассмотрения общества являются куда более конкретные объекты. Прежде всего речь идет о тех конкретных социальных организмах - странах и народах, которые представляют собой реальное воплощение общества в человеческой истории, соединяют родовые признаки социальности с механизмами ее постоянного воспроизводства во времени и пространстве.

Для науки равно необходимым является как системный взгляд на «общество вообще», дающий правильную методологическую ориентацию ученым, так и системный анализ конкретных социальных организмов, позволяющий понять специфику их функционирования и развития.

Важно понимать, однако, что эти два уровня анализа не исчерпывают собой задач полнообъемного изучения общества в реальной исторической динамике его существования. В действительности между уровнем предельных социально-философских абстракций и анализом конкретных социальных организмов с необходимостью выстраиваются теории среднего ранга обобщения, которые призваны изучать не «общество вообще» и не конкретные страны и народы, а особые типы общественной организации, обнаружимые в реальной человеческой истории. Речь идет о логических моделях, в которых фиксируются не всеобщие и не единичные, а особенные свойства общественного устройства, присущие группам родственных в социокультурном отношении обществ.

Система - упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство . Такое определение присуще всем системам.

Определение системы предполагает:

  • виденье элементов, компонентов системы в целом
  • понимание связей между элементами системы
  • взаимодействие элементов системы между собой
  • обособленность системы от среды
  • взаимодействие системы со средой
  • появление в результате выше обозначенных явлений новых явлений, состояний и процессов

Понятие социальной системы одно из основных понятий социологии, а также социологии управления.

Социальная система - целостное образование, основными элементами которого являются люди, их взаимосвязи и взаимодействие.

Социальная система - объединения людей, совместно реализующих некоторую целевую программу и действующих на основе определенных норм, правил, процедур.

Основные характеристики (признаки) социальной системы:

  1. иерархия статусов ее элементов
  2. наличие в системе механизма самоуправления (субъект управления)
  3. различная степень самосознания объектов и субъектов управления
  4. наличие различных целостных ориентаций ее элементов
  5. наличие формальных и неформальных межличностных и межгруповых отношений

Свойства социальной системы:

  1. Целостность . Система – совокупность элементов, в ней представлены связи между ними, которые упорядочены и организованы. Целостность характеризуется силой сцепления или силой связи между элементами системы и между субъектом и объектом управления. Целостность сохраняется, пока сила связи внутри системы превышает силу связи этих же элементов с элементами других систем (текучесть кадров);
  2. Структурность – внутреннее строение чего-либо, расположение элементов. Структура сохраняет основные свойства системы при разных внутренних и внешних изменениях. Социальная структура включает в себя деление по социально-демографическим (пол, возраст, образование, семейное положение, национальность, общий стаж работы, уровень дохода); и квалификационным (профессия, квалификация: занимаемая должность, стаж работы на этой должности, уровень специального образования). Структура с одной стороны показывает расчленение системы, а с другой взаимосвязь и функциональную зависимость между ее элементами (компонентами), что и определяет свойство системы в целом;
  3. Иерархичность – принцип структурной организации сложных, многоуровневых систем, обеспечивающий упорядоченность взаимодействия между уровнями системы. Необходимость иерархического построения систем обусловлена тем, что процесс управления связан с получением, переработкой и использованием больших массивов информации. Происходит перераспределение информационных потоков как бы по этапам и функциональным службам управленческой структуры (пирамиды). В социальных системах иерархия – это система должностей, званий, чинов, расположенных в порядке подчинения от низших к высшим и соблюдение субординации между ними. Строгой системой субординации характеризуются бюрократические организации с тесно организованной структурой. Иерархичность построения системы управления определяет следующие задачи:
    • четко определять иерархию цели в концепции и практики управления (дерево целей);
    • отслеживать и постоянно корректировать меру централизации и децентрализации, т.е. меру зависимости и автономности между уровнями управления;
    • прорабатывать организационно-правовые нормы, рассредоточение центров принятие решений, уровней ответственности и власти;
    • создавать условия и нарабатывать процедуры развития самоуправления и навыков самоорганизации;
    • выявлять и учитывать в процессе управления иерархию потребностей и мотивов сотрудников разных структурных звеньев;
    • анализировать иерархию ценностей разделяемых различными группами персонала для разработки и реализации программы организационная культура;
    • учитывать в практике управления иерархическую весомость, т.е. значимость отдельных групп и личностей в структуре неформальных отношений.
  4. Энтропийность – мера неопределенности в поведении и состоянии системы, а также мера необратимости реальных процессов в ней; степень неупорядоченности системы – низкий уровень ее организованности. Такое состояние, прежде всего, связано с дефицитом организующей информации, с несимметричностью информационного обмена между субъектом и объектом управления. Информация выполняет важнейшую социальную функцию. Она определяет поведение людей вообще, и организационное поведение в частности. Хорошо налаженный информационный обмен уменьшает энтропийность (неопределенность) поведение индивидов и системы в целом. В социологии и психологии управления отклоняющееся поведение называют девиантным. Оно нарушает организационный порядок, что может привести к разрушению системы. Это реально существующая в каждой системе тенденция и поэтому нужны управленческие действия для ее локализации. Для этого используются 4 вида воздействия:
    • прямой внешний контроль с применением необходимых санкций;
    • внутренний контроль (самоконтроль) – культивирование норм и ценностей соответствующих данной организационной культуре;
    • косвенный контроль, связанный с идентификацией человека с референтными группами, личностями;
    • расширение возможностей для удовлетворения жизненно важных потребностей в рамках конкретных систем.
  5. Самоуправление – общее состояние систем зависит от качества управления и (или) способности к самоорганизации. Любая социальная система для своего выживания, функционирования и развития самоорганизуется и самоуправляется. Эти свойства реализуются под влиянием объективных и субъективных факторов. К объективным относятся:
    • значимые потребности общества, отраслей народного хозяйства, различного масштаба поселений, трудовых организаций и отдельного человека;
    • указы, приказы, законы, уставы;
    • политический строй;
    • уровень развития производительных сил;
    • пространство и время как объективно действующие;
    • социальные роли, как модели ожидаемого поведения;
    • принципы управления;
    • традиции, ценности, нормы и другие культурные универсалии.

Субъективные факторы:

  • цели, идеи, их организационный потенциал;
  • общность интересов;
  • доверие между людьми (руководитель и исполнитель);
  • личность руководителя, его организационные способности и лидерские качества;
  • инициативность, предприимчивость индивидов или групп людей;
  • профессионализм организационно-управленческой деятельности.

Совокупность этих факторов воспроизводит сеть функциональных связей и обеспечивает порядок в системе.

  1. Адаптивность. Каждая система зависит от окружающей среды и ее изменений, поэтому в процессе управления необходимо обеспечивать внешнюю адаптацию системы путем внутренней интеграции ее элементов, адекватной внешней среде. Внутренняя перестройка должна быть эластичной, мягкой… В связи с этим интересна концепция структурно-функционального анализа Парсенса. Его ключевая идея категория равновесия он понимает особое состояние во взаимодействии системы с внешней средой. Это равновесное состояние обеспечивается следующими факторами:
    • способность системы адаптироваться к внешней среде и ее изменениям;
    • целеполагание – выработка цели и мобилизации ресурсов для их достижения;
    • внутренняя интеграция – поддержание внутреннего организационного единства и упорядоченности, ограничения возможных отклонений в организационном поведении;
    • поддержание ценностных образцов, воспроизводство значимых для индивидов систем ценностей, норм, правил, традиций и других культурных компонентов системы;

На равновесное состояние системы по-разному влияют социально-демографические и профессионально-квалификационные группы. Степень влияния каждой группы зависит от того, насколько ее представители признают цели, нормы системы и реализуют их своем поведении. При недостаточном уровне самоуправления возникает необходимость управленческого воздействия властных структур системы.

  1. Саморазвитие – наличие в системе движущих сил, понимающих необходимость развития и способных делать этот процесс управляемым. Важны аспекты:
    • есть ли у элементов системы потребность в саморазвитии, насколько она осмыслена и как объективируется;
    • насколько индивиды как элементы системы осознают взаимосвязь собственного развития с развитием системы;
    • осознание субъектом управления этой системы первого и второго аспектов, а главное осознание своей роли «генератора идей» развития системы и организатора процесса материализации этих идей.

Факторы, которые препятствуют саморазвитию системы:

  • отсутствие лидеров и творческих личностей;
  • частая смена управляющих;
  • нестабильность стратегии управления;
  • бездельность руководства, аппарата управления на всех уровнях;
  • отсутствие внимания к потребностям сотрудников;
  • низкий профессионализм сотрудников и руководителей;
  • бюрократизация – избыточная зависимость структурных компонентов системы, особенно по вертикали.
  • Масштабность определяет структуру социальной системы. Структура общество сложнее и многограннее, чем структура трудовой организации.

Социальная структура российского общества

Несмотря на то, что общество является сложной социальной системой, оно состоит из относительно самостоятельных частей. Такие понятия как «социальная структура» и «социальная система» имеют между собой тесную связь.

Социальная система представлена социальными явлениями и процессами. Между собой они имеют связи и образуют целостный социальный объект. Являясь частью социальной системы, социальная структура объединяет социальный состав и социальные связи.

Элементы социального состава образуют социальную структуру. Набор связей этих элементов образуют второй её компонент. Социальная структура представляет собой устойчивую связь элементов в социальной системе и означает деление общества на группы.

Эти группы по их социальному положению и по отношению к способу производства различны. Классы, группы, например, этнические, профессиональные, социально-территориальные общности – город, село, являются основными элементами социальной структуры. Эти элементы имеют свои подсистемы и связи.

В структуре отражены особенности социальных отношений классов и групп. Эти отношения определяются их местом и ролью.

Российская социальная структура общества состоит из пяти основных слоев:

  1. Правящая элита и крупные бизнесмены относятся к высшему слою. Их финансовая независимость обеспечена. Представителями «верхушки» является малая часть граждан России;
  2. Зарождающаяся прослойка находится между элитой и средним классом. К ним относятся мелкие и средние предприниматели, менеджеры и собственники, сюда же относится и мелкая буржуазия.
  3. Самым большим слоем в социальной структуре России является очень разношерстный базовый слой. В результате, их сложно между собой объединить. Базовый слой представлен интеллигенцией, высококвалифицированными рабочими, крестьянами. Среди них есть люди, имеющие высшее образование и профессионалы без образования, но с огромным опытом работы. Объединяет их стремление сохранить свои позиции.
  4. В социальной структуре имеет место и низший очень пестрый слой – это рабочие с низкой квалификацией, беженцы и переселенцы. Их доходы на уровне прожиточного минимума. Как показывает статистика базовый, и низший слой являются основной частью российского общества и представляют так называемый «народ».
  5. Есть в социальной структуре общества представители так называемого «социального дна». Данную категорию граждан ряд исследователей не включает в общую схему, но они тоже часть российского общества – это наркоманы, проститутки, бомжи, алкоголики, сутенеры, представители криминальной среды. Это «дно» изолировано от остальных классов. Оказавшегося в подобной среде человека порой изменить невозможно. «Социальное дно » существует во всех странах мира и имеет схожие взгляды на жизнь.

Таким образом, социальная структура является своеобразным каркасом всей системы общественных отношений, организующих общественную жизнь. Многообразие социальных слоев общества изучает теория социальной стратификации.

Понятие «социальная система»

Определение 1

Под социальной системой понимается способ организации жизни какого-либо коллектива на базе их социальных ролей. Она появляется как объединение частей системы в целое при помощи норм и ценностей.

Её можно представить как иерархическую структуру уровней: биосфера, этносфера, социосфера, психосфера, антропосфера. Поведение индивида, как члена какой-либо группы, описывается на каждом уровне этой иерархической пирамиды.

Американский социолог Т. Парсонс в своей работе «Социальная система» разработал её проблемы, рассматривая общество в целом.

Самосохранение является механизмом социальной системы, которая стремится к поддержанию равновесия, а значит, появляется проблема социального контроля. Контроль определяется как процесс, который оказывает противодействие социальным отклонениям системы.

Вместе с процессами социализации контроль обеспечивает интеграцию индивидов в общество. Происходит это через усвоение личностью норм, ценностей, культурного наследия, т.е. через интериоризацию.

Общество развивается, условия социума постоянно меняются, поэтому личность должна уметь адаптироваться к новым условиям.

Интериоризация состоит из трех этапов:

  1. индивидуализация, что по теории Л. Выготского является ближайшей зоной развития ребенка;
  2. интимизация, когда происходит смена «Мы» на «Я», т.е. идет осознание себя;
  3. кристаллизация личности – это этап отдачи переработанного знания, опыта, информации.

Процесс социализации и формы социального контроля не могут обойтись без определяющей роли культуры. Она является отражателем характера взаимодействий индивидов и групп.

Замечание 1

Социальная система, таким образом, это есть не что иное, как продукт и особый вид взаимодействия людей, их чувств, эмоций, настроений. Социальные системы являются структурными элементами социальной реальности.

Социальная система и её структура

Система представляет собой явление или процесс, который состоит из совокупности элементов. Элементы образуют единое целое и находятся во взаимодействии друг с другом и способны изменять свою структуру.

Для любой системы характерным чертами является целостность и интеграция. Целостность обозначает объективную форму существования явления. Интеграция фиксирует процесс и механизм объединения его частей.

Суммы входящих частей будут меньше целого, это означает, что каждое целое имеет новые качества механически не сводимые к сумме его элементов. Обозначаются эти новые качества как системные и интегральные.

Среди элементов социальной системы могут быть идеальные и случайные.

Основой социальной системы является та или иная общность людей, а люди – это элементы социальной системы. Деятельность людей не изолирована, а происходит в процессе взаимодействия с другими людьми. В результате этого взаимодействия на индивида оказывается систематическое воздействие, точно так же, как и он воздействует на других людей и на социальную среду.

Таким образом, общность людей становится социальной системой и обладает качествами, которых нет в отдельности ни у одного включенного в неё элемента.

Индивиды с определенными социальными позициями и определенными социальными функциями в соответствии с нормами и ценностями данной социальной системы, образуют её структуру.

Замечание 2

«Социальная структура» не имеет общепринятого определения. В разных работах это понятие определяется как «организация отношений», «образец поведения», «отношение между группами и индивидами» и др., что совершенно не противоречит, а дополняет друг друга и дает интегральное представление о свойствах и элементах социальной структуры.

Социальная структура имеет свои виды:

  • идеальная, связывающая воедино воображения, убеждения, верования;
  • нормативная, включающая социальные роли, ценности, нормы;
  • организационная, определяющая взаимосвязи позиций или статусов;
  • случайная, в составе которой находятся элементы, имеющиеся в данный момент в наличии и включенные в её функционирование.

Как единое целое рассматривается организационная и нормативная структуры, а их элементы как стратегические.

Идеальная и случайная структуры вместе с их элементами могут вызвать как позитивные, так и негативные отклонения в поведении социальной структуры как единого целого. Следствием будет рассогласование во взаимодействии различных структур и дисфункциональное расстройство этой системы.

Структура социальной системы обладает собственной детерминированностью. Закономерности развития и функционирования социальной системы могут иметь позитивные или негативные для данного общества социально значимые последствия.

Измена мужа