Методы педагогического исследования. Методы теоретического и эмпирического педагогического исследования

Имеются методы собственно педагогические, общенаучные и методы других наук, используемые педагогикой. В зависимости от уровня исследования, его целей и этапов выделены три группы методов: эмпирические, теоретические и математические.

Эффективность каждого из перечисленных методов исследования зависит от задач педагогического исследования и конкретных ситуаций, в которых они применяются. Любой метод имеет свои достоинства и недостатки. Поэтому в практике педагогического исследования используется не один, а комплекс методов, что гарантирует получение наиболее достоверных результатов.

Эмпирические методы служат сбору данных о состоянии объекта исследования, получению и фиксированию научных фактов. Они же служат изучению и обобщению педагогического опыта, анализу состояния практики воспитания, выявлению проблем. К ним относятся наблюдение, изучение продуктов деятельности, литературы, документов, опросные методы (анкеты, беседа, интервью), социометрия, метод независимых характеристик и др.

Теоретические методы используются в основном в фундаментальных исследованиях и на этапе осмысления, обобщения фактов, служат интерпретации эмпирических данных, для обоснования научных положений и построения теорий. К теоретическим методам относятся анализ и синтез, абстракция и конкретизация, классификация, сравнение, реферирование, мысленный эксперимент, моделирование, мозговая атака, операции с научной терминологией и пр.

Математические методы служат установлению количественных зависимостей между явлениями. К ним относятся регистрация, ранжирование, шкалирование и пр. Педагогика стремится использовать математический язык для описания своих теорий.

Традиционными принято называть методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки. Это методы, которыми пользовались Платон и Квинтилиан, Коменский и Песталоцци; применяются они в науке и поныне. К традиционным методам педагогических исследований относятся: наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение ученического творчества, беседы.

Наблюдение - наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики. Под научным наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Научное наблюдение существенно отличается от обыденного, житейского. Главные отличия следующие: 1. Определяются задачи, выделяются объекты. 2. результаты обязательно фиксируются; 3. Полученные данные обрабатываются.

Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым. Подчеркивая важность метода наблюдения, его доступность и распространенность, необходимо вместе с тем указать и на его недостатки. Так, наблюдение не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений. При использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации. Поэтому наблюдение чаще всего применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами.

Изучение опыта - еще один издавна применяемый метод педагогического исследования. В широком смысле означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. С помощью данного метода анализируются пути решения конкретных проблем, выводятся взвешенные заключения о целесообразности их применения в новых исторических условиях. Поэтому рассматриваемый метод нередко называют еще историческим. Тесно смыкается с другим методом - изучением первоисточников, называемым также архивным. Тщательному научному анализу подвергаются памятники древней письменности, законодательные акты, проекты, циркуляры, отчеты, доклады, постановления, материалы конференций. Изучаются также учебные и воспитательные программы, учебные книги, расписания занятий - словом, все материалы, помогающие понять сущность, истоки и последовательность развития той или иной проблемы.

В современном, несколько суженном смысле под изучением опыта обычно понимают изучение передового опыта творчески работающих педагогических коллективов, отдельных учителей. Можно привести множество примеров передового опыта, которые заставили критически отнестись к господствующим в педагогической науке и практике взглядам и по-новому подойти к решению кажущихся бесспорными вопросов. Достаточно в этой связи вспомнить, как всколыхнули педагогическую мысль и школьную практику оригинальные методические находки донецкого учителя В.Ф.Шаталова. Его система обучения включает сотни педагогических приемов. Многие из которых действовали вопреки методическим рекомендациям и устоявшейся практике. Результаты, достигнутые Шаталовым, подтолкнули педагогов к размышлениям, совершенствованию технологии обучения.

Изучение опыта будет плодотворным только при соблюдении ряда важных требований. Особое внимание обращается на факты, противоречащие господствующим теориям, устоявшимся канонам. Важно также во всех тонкостях раскрыть механизм достижения высоких результатов обучения и воспитания. Чем глубже и разностороннее анализ опыта, тем больше ценных идей извлекают исследователи.

Научно-педагогические исследования не проходят без анализа школьной документации, характеризующей учебно-воспитательный процесс. Источники информации - классные журналы, книги протоколов собраний и заседаний, расписания учебных занятий, правила внутреннего распорядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты, стенограммы уроков и т.п. В этих документах содержится масса объективных данных, помогающих устанавливать причинно-следственные зависимости, взаимосвязи между изучаемыми явлениями. Изучение документации дает, например, ценные статистические данные для установления связи между состоянием здоровья и успеваемостью, тем, как составлено расписание и работоспособностью учеников. Изучение школьной документации обязательно сочетается с другими методами.

Процессы воспитания, обучения носят коллективный (групповой) характер. Наиболее часто применяемые методы их изучения - массовые опросы участников данных процессов, проводимые по определенному плану. Эти вопросы могут быть устными (интервью) или письменными (анкетирование). Широко используются также шкалирование и социометрические методики, сравнительные исследования. Поскольку эти методы были заимствованы педагогикой у социологии их часто называют социологическими.

Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы.

Педагогов же анкетирование привлекает возможностью быстрых массовых опросов учеников (учителей, родителей), дешевизной исследования и возможностью автоматизированной обработки полученных данных.

Широко используется в педагогике и метод изучения групповой дифференциации (социометрический метод), позволяющий анализировать внутриколлективные отношения.

В результате применения данной методики появляется возможность объективно судить о месте, роли, статусе, позиции каждого члена коллектива, выявлять внутриколлективные группировки, их лидеров. Одним из преимуществ данного метода является возможность представить полученные данные в наглядной форме с помощью так называемых матриц и социограмм, а также количественная обработка результатов.

Качественное и количественное в явлениях окружающего мира неразрывно связаны; поэтому качественные и количественные характеристики педагогических явлений надо изучать в единстве.

Необходимо различать два основных направления в использовании количественных методов в педагогике: первое - обработка результатов наблюдений и экспериментов для моделирования, диагностики, прогнозирования, компьютеризации учебно-воспитательного процесса. Методы первой группы хорошо известны и достаточно широко применяются. Особенно широко распространен статистический метод. В его пределах используются следующие конкретные методики:

Регистрация - выявление определенного качества у учащихся данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества.

Ранжирование - расположение собранных данных в определенной последовательности, определение места в этом других изучаемых объектов.

Все более мощным преобразующим средством педагогического исследования становится моделирование. Научная модель - это мысленно представленная или материально реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования и способна замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте. Моделирование - это метод создания и исследования моделей. Главное преимущество моделирования - целостность представленной информации. Моделирование основывается на синтетическом подходе: вычленяет целостные системы и исследует их функционирование.

Подавляющее большинство созданных ныне педагогических моделей относятся к дидактическим моделям.

3.7. Методы педагогического исследования

Методами педагогического исследования называют способы, с помощью которых изучаются педагогические явления и решаются задачи совершенствования и прогресса в области воспитания и обучения. В их число входят как формы логического мышления экспериментатора (общие способы, алгоритмы умственных действий), так и внешние действия и процедуры, обеспечивающие выполнение задач эксперимента.

Почти каждому виду эксперимента соответствует своя группа методов. Так, имеются методы дидактического, воспитательного, частнометодического, управленческого, лабораторного и естественного, ограниченного и массового, качественного и количественного экспериментов и т. д. К методам педагогического эксперимента примыкают (и взаимопроникают) методы психологического, физиологического, медицинского, социологического, экономического и других исследований.

Внутри эксперимента, понимаемого как комплексный метод исследования, используются теоретические методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, аналогия, идеализация, мысленный эксперимент и др.

Группируют методы изучения личности, коллектива (социометрические), окружающей среды.

Наконец, методы педагогического эксперимента дифференцируются по этапам поиска. В этой классификации выделяются методы: 1) педагогического диагностирования; 2) педагогического прогнозирования, в том числе планирования; 3) организации эксперимента, в том числе научной организации труда; 4) формирующего, констатирующего и контролирующего экспериментов, в том числе параллельного и перекрестного; 5) сбора и получения информации, в том числе методы наблюдения, работы с документами, результатами деятельности учащихся; 6) обработки экспериментальных данных, в том числе различные математические методы; 7) внедрения результатов исследований в практику.

Совокупность и последовательность применяемых методов и приемов образует систему методов, или методику эксперимента.

В психологическом исследовании термин «методика» часто применяется в более узком значении «процедуры» – совокупности действий экспериментатора, позволяющей получить ту или иную информацию об объекте. Например, социометрические методики – это система процедур опроса, предназначенных для определения характеристик групп и коллективов.

При проведении педагогического эксперимента следует различать методы обучения и воспитания (как объекты исследования) и методы познания и изучения педагогических процессов и объектов (как средства эксперимента). Они могут быть тесно связаны, переплетены и даже совмещаться. Так, проведение контрольной работы может выполнять функцию контроля (метод контроля знаний) в учебном процессе и одновременно быть методом измерения уровня знаний в эксперименте.

Выбор методов определяется содержанием и характером поставленных целей и задач, методологическими установками и конкретными условиями эксперимента.

Гипотеза проверяется на истинность с помощью специально выбранных (адекватно цели и предмету) методов исследования. Метод исследования – это путь, способ познания объективной реальности.

В.И. Журавлев выделяет два основных принципа выбора методов педагогических исследований: 1) принцип совокупности методов исследования, согласно которому для решения любой научной проблемы используется на один, а несколько методов. При этом сами методы реконструируются ученым в расчете на согласование их с природой исследуемого явления; 2) принцип адекватности метода существу изучаемого предмета и тому конкретному продукту, который должен быть получен.

Методы исследования разделяются на теоретические и эмпирические.

Основные мыслительные операции, применяемые в теоретических методах исследования, – это анализ, синтез, сравнение, ранжирование, обобщение, абстрагирование, конкретизация, систематизация, формализация.

Анализ – это разложение исследуемого целого на составляющие элементы, выделение отдельных признаков и качеств явления. Например, действия учителя на уроке можно расчленить на отдельные компоненты (приемы общения, побуждения, объяснения) и проанализировать их порознь. Анализ осуществляется на разных уровнях: социально-педагогическом, организационно-дидактическом, личностном, деятельностном и др. (в философском, психологическом, педагогическом, дидактическом, методическом аспектах).

Виды анализа: классификационный, структурный (выявляются отношения и взаимосвязи), функциональный (определяются функциональные зависимости), причинный (раскрывается причинная обусловленность явлений).

Синтез – это воссоединение элементов в целостную структуру. Так, наблюдая урок, исследователь выясняет, какие изменения в действиях учащихся происходят при изменении действий учителя.

Анализ и синтез тесно взаимосвязаны, поэтому у исследователя должны быть в равной степени развиты навыки владения ими.

Сравнение состоит в определении сходства или различия между явлениями. При сравнении исследователь должен прежде всего определить его основу – критерий.

Ранжирование – это способ, с помощью которого исключают все второстепенное, существенно не влияющее на исследуемое явление. Ранжирование дает возможность выявить главное и отделить второстепенные факты.

Обобщение. Исследуя явление, необходимо не только выделять главные его особенности, но и обобщать их. Чем большее количество существенных признаков явлений подверглось сравнению, тем доказательнее обобщение.

Абстрагирование. Эта операция позволяет выделить из явления определенную сторону в «чистом виде», т. е. в таком, в каком она в действительности не встречается. Например, при изучении мотивации учения школьников исследователя интересуют их мотивы, потребности, интересы, но другие качества (параметры тела, цвет волос и глаз) не берутся во внимание.

Конкретизация – это нахождение частного, отвечающего общему критерию, подведение под понятие. Конкретизация позволяет лучше понять общее.

Систематизация. Эта операция необходима, чтобы систематизировать и классифицировать явления, т. е. распределять их в смысловые группы по определенным (задаваемым исследователем) основаниям.

Формализация. Истинная наука возможна лишь на основании абстрактного мышления, последовательных рассуждений человека, протекающих в логической и языковой формах в виде понятий, суждений, выводов.

К теоретическим методам относятся метод единства исторического и логического и метод моделирования.

Метод единства исторического и логического. В педагогике очень часто происходят «переоткрытия» (идеи развивающего и проблемного обучения, индивидуального подхода и пр.). Новые идеи трактуются так, будто они возникают независимо от прошлого опыта, поэтому одной из наиболее серьезных и трудных методологических задач повышения теоретического уровня работ по педагогике является установление в них оптимального соотношения исторического и логического начал.

Необходимо обратить внимание на первичность первого и вторичность второго. Историческое – это объективно существующая действительность. Логическое производно от исторического, является мыслительной формой его отражения. Таким образом, под историческим понимают движение (развитие) предмета, под логическим – отражение движения этого предмета в мышлении человека.

Эти начала тесно взаимосвязаны. Исторический метод без логического слеп, а логический без изучения реальной истории объекта беспредметен. При этом абстрактно-теоретический анализ объекта доминирует при логическом способе, а конкретно-исторический – при историческом.

Особенностью логического метода является то, что он позволяет рассматривать явление в высшей его точке, где процесс достигает полной зрелости. Для исследования сложных развивающихся объектов применяется исторический метод. Он используется только там, где так или иначе предметом исследования становится история объекта.

Моделирование. Методом моделирования называется такой общенаучный метод исследования, при котором изучается не сам объект познания, а его изображение в виде так называемой модели, но результат исследования переносится с модели на объект. Изучение того или иного объекта производится с помощью изучения другого объекта, в каком-то отношении подобного первому, с последующим переносом на первый объект результатов изучения второго. Этот второй объект называют моделью первого. В науке различают модель-замещение, модель-представление, модель-интерпретацию, модель-исследование. Моделирование есть процесс построения модели.

Научная модель – это мысленно представленная или материально реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования и способна замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте. Главное преимущество моделирования – целостность представления информации. Сотни лет педагогика развивалась главным образом за счет анализа – расчленения целого на части; синтезом как таковым пренебрегали. Моделирование основывается на синтетическом подходе: вычленяются целостные системы и исследуется их функционирование.

Моделирование успешно применяется для оптимизации структуры учебного материала, улучшения планирования учебного процесса, управления познавательной деятельностью и управления учебно-воспитательным процессом (диагностики, прогнозирования, проектирования).

Моделирование служит следующим целям: а) эвристической – для классификации, обозначения, нахождения новых законов, построения новых теорий и интерпретации полученных данных; б) экспериментальной – для решения проблемы эмпирической проверки (верификации) гипотезы с помощью оперирования теми или иными моделями; в) вычислительной – для решения вычислительных проблем с помощью моделей.

Модель отражает предмет не непосредственно, а через совокупность целенаправленных действий субъекта:

Конструирование модели;

Экспериментальный и (или) теоретический анализ модели;

Сопоставление результатов анализа с характеристиками оригинала;

Обнаружение расхождений между ними;

Корректировку модели;

Интерпретацию полученной информации, объяснение обнаруженных свойств, связей;

Практическую проверку результатов моделирования. Гносеологическая сущность научных моделей заключается в том, что они позволяют системно и наглядно выразить знание о предмете, его функциях, параметрах и пр. Основное назначение модели – объяснить совокупность данных, относящихся к предмету познания.

К эмпирическим методам следует отнести: наблюдение, педагогический эксперимент, методы педагогических измерений, анализ результатов учебной деятельности студентов или школьников, анализ и обобщение передового педагогического опыта и др.

Эмпирические данные в большинстве случаев обрабатываются методами математической статистики, которые по определению не являются собственно методами педагогического исследования.

Метод наблюдения. Научное наблюдение – это специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Отличие научного наблюдения от житейского, обыденного состоит в следующем:

Определяются задачи, выделяются объекты, разрабатывается схема наблюдения;

Результаты обязательно фиксируются;

Полученные данные обрабатываются.

Для повышения эффективности наблюдение должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным, массовым.

Основные требования к наблюдению: целенаправленность, плановость, систематичность, объективность, обязательность фиксации результатов.

Выделяют следующие виды наблюдений:

– непосредственное и опосредованное. Наряду с непосредственным прослеживанием хода наблюдаемых процессов практикуется и опосредованное, когда сам процесс скрыт, а его реальная картина может фиксироваться по каким-либо показателям;

– сплошное и дискретное. Первым охватываются процессы в целостном виде, от начала до конца, вторые представляют собой пунктирное, выборочное фиксирование изучаемых явлений, процессов;

– открытое и конспиративное. Первое означает, что испытуемым известен факт их научной подконтрольности, а деятельность исследователя воспринимается визуально. Конспиративное наблюдение предполагает факт скрытого прослеживания действий испытуемых;

– лонгитюдное (продольное, длительное) и ретроспективное (обращенное к прошлому).

Исследовательское наблюдение организуется с трех позиций: 1) нейтральной, с позиции руководителя педагогического процесса и при включении исследователя в реальную естественную деятельность; 2) исследователь сам ведет урок, сочетая практические цели с исследовательскими задачами; 3) исследователь включается в структуру действия испытуемых в качестве рядового исполнителя всех познавательных операций вместе с учащимися.

Средствами фиксации материалов наблюдения могут быть протокольные, дневниковые записи, видео– и кинорегистрация, фонографические записи и др.

Метод наблюдения при всех его возможностях позволяет обнаруживать лишь внешние проявления педагогических фактов. При использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации.

Опросные методы. Методы исследования педагогических процессов, основанные на получении вербальных (словесных) откликов от его участников на применяемые воздействия, называются опросными. Они осуществляются с помощью: бесед, интервью, анкет, тестов.

Достоинствами опросных методов являются: быстрота получения информации, возможность получения информации в широких пределах заданной тематики, возможность математической обработки полученной информации, сравнительная легкость получения большого количества данных.

Опрос может быть сплошным и выборочным, индивидуальным и групповым, очным и заочным, гласным и анонимным.

Общие требования к опросным методам: 1) соответствие вопросов целям и задачам исследования; 2) адекватное отражение измеряемых характеристик в содержании вопросов; 3) нейтральность и однозначность вопросов, обеспечивающие наибольшую объективность ответов; 4) доступность и понятность вопросов; 5) самостоятельность ответов; 6) доверительная психологическая обстановка при опросе.

В педагогике используются три общеизвестные разновидности опросных методов: беседа, интервьюирование и анкетирование.

Беседа – это метод получения информации на основе словесного общения экспериментатора с испытуемым в форме свободного диалога на определенную тему. Беседа требует особого мастерства: гибкости и чуткости, умения слушать и одновременно вести разговор по заданному руслу, разбираться в эмоциональных состояниях собеседника, реагируя на их изменения.

Интервью отличается от беседы тем, что экспериментатор только задает вопросы, а испытуемый только отвечает на них.

Большое значение в ходе беседы или интервью принадлежит умению фиксировать информацию. Нужно стремиться к подробной (даже дословной) фиксации ответов (с помощью сокращений, стенографии); однако использование микрофона нежелательно, ибо это обстоятельство очень сковывает опрашиваемых.

Опросные методы изучения педагогических проблем сравнительно просты по организации и универсальны как средство получения данных широкого тематического спектра.

Анкетирование – это метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Этот метод более продуктивен, документален, гибок по возможностям получения и обработки информации. Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные вопросы. Выделяют следующие виды анкетирования:

контактное (осуществляется при раздаче, заполнении и сборе заполненных анкет исследователем при непосредственном его общении с испытуемыми);

заочное (организуется посредством корреспондентских связей. Анкеты с инструкциями рассылаются по почте, возвращаются таким же способом в адрес исследовательской организации);

прессовое (реализуется через анкету, размещенную в газете. После заполнения таких анкет читателями редакция оперирует полученными данными в соответствии с целями научного или практического замысла опроса).

Типы анкет: открытая (содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов на выбор испытуемого), закрытого типа (построена так, что на каждый вопрос даются готовые для выбора анкетируемым ответы), смешанная (содержит элементы той и другой. Часть ответов предлагается на выбор и в то же время оставляются свободные строки с предложением сформулировать ответ, выводящий за пределы предложенных вопросов), анонимная, полная и урезанная, пропедевтическая и контрольная, полярная с балльной оценкой.

Педагогический эксперимент. Эксперимент (от лат. expe-rimentum – проба, опыт, испытание) – это исследование каких-либо явлений путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении. Педагогический эксперимент – это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях.

В качестве общего методологического инструмента педагогу-экспериментатору можно рекомендовать метод моделирования (подробно о нем см. выше).

Виды педагогического экспериментирования. Каждый конкретный эксперимент охватывает определенную часть учебно-воспитательного процесса, внося в него ряд педагогических воздействий, исследовательских процедур и организационных особенностей. Своеобразие сочетания этих признаков (компонентов) определяет вид эксперимента.

Область педагогических явлений, подвергаемая экспериментальным воздействиям, предоставляет исследователю ряд специфических возможностей и ограничений. В зависимости от исследуемых сторон педагогического процесса выделяют следующие виды эксперимента: а) дидактический (содержание, методы, средства обучения); б) воспитательный (идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, атеистическое, экологическое воспитание); в) частнометодический (усвоение ЗУН по предмету); г) управленческий (демократизация, оптимизация, организация учебно-воспитательного процесса); д) комплексный.

Педагогический эксперимент бывает в той или иной мере связан со смежными научными областями и в этих случаях называется психолого-педагогическим, социально-педагогическим, медико-педагогическим, педагогическим экономическим и т. п.

Масштабность (объемность) эксперимента определяется в первую очередь количеством участвующих в нем объектов. Различают: а) индивидуальный эксперимент (исследуются единичные объекты); б) групповой эксперимент, в котором участвуют группы школ, классов, учителей, учащихся; ограниченный (выборочный); в) массовый.

Массовый эксперимент по сравнению с экспериментом ограниченным имеет ряд преимуществ: он позволяет решать более трудные задачи, собирать более богатый материал и делать более обоснованные выводы.

Педагогические эксперименты могут различаться:

По охвату той или иной части образовательного процесса (внутрипредметный, межпредметный, внутришкольный (общешкольный), межшкольный, региональный – районный, городской и т. д.);

По длительности (кратковременные – в пределах одной ситуации, урока; средней длительности – обычно в пределах одной темы, четверти, полугодия, учебного года; длительные – долговременные, лонгитюдные, охватывающие годы и десятки лет при наблюдении за отдаленными результатами воспитания);

По цели (констатирующие – изучаются существующие педагогические явления, например наличный уровень ЗУН; проверочные, уточняющие, или пилотажные, – проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы; созидательные, обучающие, преобразующие, формирующие, в процессе которых конструируются новые педагогические явления, вводится новой фактор или условие, которые согласно гипотезе должны повысить эффективность учебного процесса; контролирующие – проводятся через какой-то промежуток времени после обучающих с целью выявления их результатов);

По содержанию (сравнительный: в одном классе ведется обучение на основе одних методов или на одном содержании учебного материала, а в других – на основе иных, возможно вновь разрабатываемых, методов; вариативный – варьируются новые экспериментально проверяемые условия или методики, например к одному вновь вводимому условию через некоторое время добавляется второе, третье и т. д.);

По месту проведения (естественный – научно организованный опыт проверки выдвинутой гипотезы без нарушения учебно-воспитательного процесса и лабораторный, который переносится в специально оборудованное помещение, специально созданные исследовательские условия);

По характеру проведения (параллельный и перекрестный).

Тестирование. Тест (от англ. te-t – проба, испытание, исследование) представляет собой совокупность вопросов и заданий, предъявляемых испытуемому с целью измерения (диагностирования) его личностных характеристик. Оценка теста производится по числу правильных ответов в порядковой (или интервальной) шкале.

Тестовая методика позволяет получать более объективные и точные данные по сравнению с анкетным опросом, облегчает математическую обработку результатов. Однако тестирование уступает другим методикам по глубине качественного анализа, лишает испытуемых разнообразия возможностей самовыражения.

В зарубежной психологии и педагогике тестирование применяется весьма широко; в нашей стране развитие тестоло-гических исследований до последнего времени было заторможено: официально тесты использовались только для целей профотбора, психопатологической диагностики, изучения физиологических возможностей человека в различных видах спорта и некоторых других областях. В настоящее время тесто-логические исследования начинают применяться в школах для проверки знаний, умений и навыков учащихся.

Контролирующая программа, заложенная в тесте, может иметь глобальный, общегосударственный статус (стандартизированный тест) или местный, локальный, самодеятельный (нестандартизированный тест). Стандартизация теста предполагает создание единообразных содержания, процедуры проведения и оценки выполнения тестовых заданий. Такой тест строится на серьезной научно-методической основе и подвергается проверке на большом количестве испытуемых. После этого он принимается в качестве интервальной шкалы оценки того или иного качества (и называется стандартизированным).

В практике массового педагогического экспериментирования применяются адаптированные тесты (видоизменение стандартизированных) и тесты, самостоятельно разрабатываемые учителями и методистами. Поэтому результаты их применения имеют ограниченную надежность.

Виды тестов. В зависимости от сферы, которая подлежит диагностике, различают тесты специальных способностей, интересов, установок, ценностей; тесты, диагностирующие межличностные отношения; тесты для выявления успеваемости учащихся, определения профессиональной предрасположенности. В психологии используются тесты достижений, интеллекта, креативности (способностей), проективные, личностные и др.

Выделяют два вида тестов: тесты скорости (время ограничено) и тесты мощности (времени достаточно).

По направленности выделяют тесты интеллектуальные, диагностические, классифицирования, аналитические.

Распространенный за рубежом тест количественного определения уровня умственного развития детей содержит определенное количество вопросов и заданий. С помощью таблиц, заранее отработанных на большом кoнтингeнте испытуемых, количество правильных ответов и решений переводится в соответствующий показатель. По мнению большинства психологов, коэффициент интеллекта оценивает главным образом наличный уровень знаний, степень приобщенности личности к культуре, а не общую характеристику качеств интеллекта.

Количественные методы. Качество – это совокупность свойств, указывающих, что представляет собой предмет, чем он является; традиционно качество раскрывается с помощью описания признаков. Количество определяет размеры, отождествляется с мерой, числом. Качественное и количественное неразрывно связаны, поэтому их следует изучать в единстве.

Если в точных науках измерение сводится к сравнению данной величины с однородной ей величиной, принятой за единицу (эталон), то для психолого-педагогических параметров таких эталонов не имеется. Более того, большинство из этих параметров (признаки, качества, свойства, факторы) являются скрытыми (латентными), об их проявлениях можно судить лишь косвенно, т. е. весьма приближенно. Например, данные тестирования творческой способности (сумма правильных решений) не могут полностью совпадать с количественной величиной, для измерения которой предназначен тест.

Педагогическим измерением называют операцию присвоения объектам и их свойствам цифровых показателей в соответствии с определенными правилами. В педагогическом эксперименте применяются четыре основных способа измерения, которые называются измерительными шкалами (номинальная, порядковая, интервальная и шкала отношений). Шкалирование представляет собой присвоение исследуемым характеристикам цифровых значений (баллов).

Номинальная шкала (шкала наименований) делит все объекты на группы по какому-либо признаку (различию). Для дальнейшей обработки информации каждому признаку присваивается цифровой код. Никакого количественного соотношения между объектами в номинальной шкале нет.

Примеры

А. Учащиеся класса делятся на две категории и обозначаются: девочки – 01, мальчики – 02.

Б. Группы нарушителей дисциплины и их обозначение (кодирование): на уроке – 1, на улице – 2, дома – 3.

Порядковая шкала предназначена для измерения (обозначения) степени различия какого-либо признака или свойства у разных объектов. Самым ярким примером порядковой шкалы является пятибалльная система оценки ЗУН учащихся. Для нее разработаны критерии и методы измерения. Значительно труднее применять порядковую шкалу для количественных оценок других качеств личности (в воспитательном процессе). Здесь имеется несколько разновидностей порядкового шкалирования: а) ранжирование (в ряд); б) группировка (ранжирование по группам); в) парное сравнение; г) метод рейтинга; д) метод полярных профилей.

При ранжировании изучаемые объекты упорядочиваются (располагаются в ряд) по степени выраженности какого-либо качества. Первое место в этом ряду занимает объект с наиболее высоким уровнем данного качества, которому присваивается наивысший балл (числовое значение выбирается произвольно). Затем каждому объекту ранжированного ряда присваиваются более низкие оценки, соответствующие занимаемым местам.

При использовании метода рейтинга объект оценивается путем усреднения оценочных суждений группы компетентных экспертов. Имея общие критерии оценки (в порядковой шкале, в баллах), эксперты независимо друг от друга (в устной или письменной форме) выносят свои суждения. Усредненный результат экспертной оценки – рейтинг – достаточно объективен.

Метод полярных профилей предполагает применение для оценки условной шкалы, крайними точными значениями которой являются противоположные значения признака (например, добрый – злой, теплый – холодный и т. п.). Промежуток между полюсами делится на произвольное количество частей (баллов).

Пример

Оценка степени доверия кандидату на выборную должность дается в полярной шкале: (доверяю полностью) 10 – 9 – 8 – 7 – 6 – 5 – 4 – 3 – 2 – 1 (совсем не доверяю).

Интервальная шкала, или интервальное измерение, – это присвоение объектам цифровых показателей. Интервальная шкала предусматривает определенные расстояния между отдельными (двумя любыми) числами на шкале. Нулевая точка шкалы выбирается произвольно. Примеры интервальных шкал: температурные, шкалы стандартизированного тестирования интеллекта.

Шкала отношений отличается от интервальной шкалы тем, что ее нулевая точка не произвольна, а указывает на полное отсутствие измеряемого свойства. Сюда относятся и все количественные данные, получаемые при пересчете объектов какого-либо множества (количество учащихся, число уроков и т. п.).

Социометрические измерения (методики) предназначены для изучения межличностных отношений в группах и коллективах. В них используются все вышеперечисленные приемы номинального и порядкового шкалирования, и на их основе путем математической обработки определяются характеристики групп и коллективов учащихся.

С помощью социометрических методов можно определить:

1) социометрический индекс личности в коллективе (S = R + / N – 1, где S– величина индекса; R + – количество положительных выборов; N – 1– число партнеров в коллективе минус один;

2) место личности в коллективе, лидеров и так называемых «отвергнутых»;

3) взаимное расположение испытуемых друг к другу и др.

Традиционные педагогические методы достались современной педагогике по наследству от ученых, стоявших у истоков педагогической науки – Платона и Квинтилиана, Коменс-кого и Песталоцци и др. Эти методы, описанные ниже, применяются и поныне.

Изучение опыта в широком смысле означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах.

В рамках архивного метода тщательному научному анализу подвергаются материалы, помогающие понять сущность, истоки и последовательность развития той или иной проблемы (памятники древней письменности, законодательные акты, проекты, отчеты, доклады, учебные и воспитательные программы, уставы, учебные книги, расписания занятий).

Целью изучения школьной документации является установление причинно-следственных зависимостей, взаимосвязи изучаемых явлений, получение ценных статистических данных. Источниками информации служат классные журналы, книги протоколов собраний и заседаний, расписания учебных занятий, правила внутреннего распорядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты, программы уроков и т. п.

Анализ ученического творчества, в частности домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов, продуктов художественного и технического творчества практикуется при изучении индивидуальных особенностей учащихся, их интересов, наклонностей, отношения к делу и своим обязанностям, уровня развития старательности, прилежания и т. д. Этот метод требует тщательного планирования, корректного использования, умелого сочетания с наблюдением и беседами.

Педагогика использует также ряд инструментальных методов физиологии и медицины. Применяются и различные комбинации методов.

В процессе педагогического исследования, организованного с целью получения новых фактов, используют систему методов научно-педагогического исследования.

Метод (греч. Methodos - способ познания) научно-педагогического исследования - путь изучения и освоения сложных психолого-педагогических процессов формирования личности, установления объективных закономерностей обучения и воспитания.

Методы педагогического исследования разделяют на три группы: методы эмпирического исследования, методы теоретического исследования и методы количественного обработки результатов.

Эмпирические методы педагогического исследования

Эта группа методов направлена на познание действительности. К ней относятся педагогическое наблюдение, опрос (беседа, интервью, анкетирование), анализ содержания педагогической документации и результатов деятельности, рейтинг, тестирование, экспертная оценка, педагогический эксперимент.

Педагогическое наблюдение. Это специально организованное, целенаправленное восприятие педагогического процесса в обычных условиях. Объектом наблюдения являются действия и поступки студентов и преподавателей. Наблюдение позволяет изучать чувства, волевые, нравственные качества человека. Оно результативное, если внешний характер поведения и внутренний мир человека соотносятся на основе научных знаний. Например, изучение частоты обращения студента к определенным источникам информации (кино, радио, телевидения, художественной литературы, профессиональной литературы, лекции) привело исследователей к выводу, что только специализация целей и "полифункционализм", то есть удовлетворения ряда потребностей посредством обращения к одному источнику, усиливают эффект воздействия источника информации на личность.

Наблюдение должно иметь цель, план, проводиться систематически, в различных условиях деятельности. Оно, в отличие от эксперимента, предполагает невмешательство, поэтому является трудоемким, длительным и результативным. Наблюдатель видит явления в естественных условиях, что позволяет точнее их воспринять и охарактеризовать. При изучении некоторых вопросов метод наблюдения оказывается единственно возможным, например изучения внимания на занятиях, переживаний студентов, получивших на экзамене неудовлетворительную оценку, и др.

Педагогическое наблюдение следует проводить при соблюдении определенных правил, требований и последовательности:

Определение задач и целей;

Выбор объекта, предмета и педагогической ситуации;

Выбор способа наблюдения, наименее влияет на исследуемый объект и обеспечивает сбор необходимой информации

Выбор способов регистрации того, что наблюдается (как вести записи);

Обработка и интерпретация полученной информации (каков результат) (А. Цокур).

Учитывая статус исследователя наблюдения классифицируют на включено (исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение) и невключенное (сбоку) по способу проведения - на открытое и скрытое (инкогнито) по продолжительности его проведения - на кратковременное (проводится в течение непродолжительного времени), непрерывное (предполагает постоянное, детальное изучение педагогического процесса для получения целостного представления о нем) и дискретное (с перерывами и регулярными повторами через определенный промежуток времени).

В педагогике распространен метод самонаблюдения, который позволяет проникнуть во внутренние сферы жизнедеятельности личности. Его применение требует соответствующей инструкции. Результаты самонаблюдения, имеющих субъективную окраску, всегда сравнивают с более объективными данными педагогического наблюдения, а также с опытными материалами, добытыми другими научными методами (опрос, эксперимент и т.д.).

Как и каждый метод научного исследования, наблюдения имеет свои особенности. Положительным является то, что оно дает фактический материал о естественном ходе педагогических процессов. Однако этот метод характеризуется определенным субъективизмом интерпретации полученной информации, а также доступностью только выборочной проверки. Для проверки правильности сделанных выводов по наблюдению применяют следующие приемы:

Проведение нескольких наблюдений с сопоставлением добытых данных;

Сравнение результатов наблюдения с мыслями практиков;

Дискуссионное обсуждение результатов наблюдения;

Строгую фиксацию процесса исследования.

Опрос. К этой группе методов относятся беседа, интервью, анкетирование. Для них характерна общий признак: с их помощью исследователь узнает о суждения, мотивы действий, потребности, интересы, позиции, взгляды, вкусы респондентов.

В процессе беседы опрашиваемый и исследователь являются участниками диалога, в котором происходит обмен мнениями. Беседу проводят в произвольной форме. Исследователь определяет лишь общую тему, основные этапы и пределы ее обсуждения, определяет стержневые вопросы и выдвигает предположение о возможных результатов опроса.

В отличие от беседы интервью является системой заранее подготовленных вопросов, которые исследователь ставит опрашиваемому, воздерживаясь от собственных комментариев, не влияя на мнение своего собеседника. По количеству участников выделяют индивидуальное (один человек) и групповое (несколько человек) интервью. По форме интервью бывает стандартным (происходит по строго разработанному текстом), творческим (предусматривает определенную свободу вопросов и ответов на них), глубоким (граничит с личностно-доверчивой беседой).

Определенная ситуация предполагает использование соответствующей разновидности интервью:

а) диагностическое интервью (способ получения информации о свойствах личности, который помогает проникнуть в его внутренний мир и понять проблемы);

б) клиническое интервью (терапевтическая беседа с целью оказания психолого-педагогической помощи). При этом исследователя интересует не только непосредственное содержание ответов респондента (факты, взгляды, чувства, ассоциации и т.п.), но и его поведение (тон, жесты, движения и др.);

в) Фокусированные интервью (кратковременная беседа, которая предусматривает получение информации о конкретной проблеме, процесс, явление, реакцию респондента на заданное действие)

г) панельное интервью (многократное интервью одних и тех же респондентов из одних и тех же вопросов через определенные промежутки времени).

В проведении интервью исследователю следует избегать типичных ошибок:

Ситуативных (неправильно выбрано место и время разговора; опрашиваемые не предупредили, он спешит, не может сосредоточиться)

Социологических (возраст интервьюера не устраивает опрошенных; в разговоре исследователь допускает речевых погрешностей, не обладает техникой опрос)

Психологических (интервьюер предвзято относится к опрашиваемого, оценивает результаты по стереотипу, даже нейтральные ответы воспринимает тенденциозно). Чтобы преодолеть психологическую настороженность к проведению опроса привлекают одного из его участников. После предварительного инструктажа он выступает в роли интервьюера.

Анкетирование проводится в форме письменного опроса. По количеству охвата опрошенных выделяют полное и выборочное анкетирование; по характеру общения - личное и заочное; по форме осуществления - групповое и индивидуальное; по способу вручения анкет - почтовое и раздаточную.

Структура анкеты, как правило, состоит из трех частей: вводной, основной, демографической. В вводной части указывают научное учреждение, проводит исследования, цель анкетирования, гарантии анонимности ответов, правила заполнения анкет. Основная часть состоит из вопросов, которые дают информацию об определенных фактах, событиях, мотивы, мысли, оценочные суждения респондентов в области исследуемой проблемы. Демографическая часть содержит паспортные характеристики опрашиваемых: возраст, степень образования, квалификации и т.

Анкеты делятся на открытые (произвольные ответы на вопросы), закрытые (возможен выбор ответов ограничивается заранее подготовленными вариантами), полуоткрытые (кроме предложенной ответы, можно высказать собственное мнение), полярные (предусматривают одну из полярных ответов: "да" - "нет", "хорошо" - "плохо"). Для получения более точных данных пользуются анкетам закрытого типа. Особенность их в том, что ответы легче сопоставить и статистически обработать.

С целью изучения вкусов, интересов и предпочтений респондентов применяют звуковую анкету, то есть демонстрации отдельных фрагментов, представляющих слушателям образцы музыкальных произведений.

Анкетный метод должен соответствовать следующим требованиям:

Апробация ("пилотаж") анкеты с целью проверки и оценки ее обоснованности, поиска оптимального варианта и объема вопросов;

Разъяснение целей и значение исследования;

Обеспечение анонимности ответов;

Отсутствие двусмысленных вопросов, постановка их цепным (каждое последующее вопрос развивает, конкретизирует предварительное) и перекрестным (с помощью ответа на один вопрос проверяют достоверность ответа на другой вопрос) способами, создает у опрашиваемых благоприятную психологическую установку и влияет на искренность ответов;

Построение анкеты по принципу от простых вопросов к более сложным.

Как показывает опыт, респонденты дают содержательные и полные ответы, когда в анкету включена небольшое количество вопросов (не более 7-10). Перегрузка ее большим перечнем вопросов затрудняет создание в опрашиваемого необходимой психологической установки, увеличивает вероятность формальных ответов.

Преимущество анкетирования заключается в том, что оно является сравнительно экономичным методом сбора данных, позволяет их анализировать и обрабатывать с помощью статистики. Особенно эффективен он при массовых опросах.

Анализ содержания педагогической документации и результатов деятельности. К педагогическим документам относятся рукописи, печатные издания, стерео- и видеозаписи. их разделяют на две группы. Первая группа охватывает документы, которые были подготовлены без участия исследователя (протоколы ученых советов, конференций, экзаменов и т.п.). К ней относятся также отчеты, дневники преподавателей и студентов, записи академконцертов, сценарии воспитательных мероприятий. Вторая группа охватывает документы, подготовленные по поручению исследователя: творческие работы, рефераты, зафиксированные взгляды преподавателя на педагогические проблемы и тому подобное.

Документы, как правило, только освещают определенное педагогическое явление без его характеристики и оценки. Однако такое объективное знание важно для понимания контекста зафиксированной ситуации и необходимо первоначальным материалом.

Выделяют еще официальные документы , к которым относятся государственные постановления по вопросам культуры и образования, архивные материалы, письма на радио и телевидение, в газетно-журнальную периодику и тому подобное. Они дают исследователю социологическую информацию, необходимую для обоснования и констатации многих педагогических проблем.

Анализ документов может быть качественным (предусматривает описание документов, их классификацию и интерпретацию) и количественным (определяется понятием "контент-анализ", или "количественная семантика"; с его помощью можно установить частоту использования определенных сроков, выступлений отдельных персоналий, высказанных идей и т.д.) .

Методы анализа результатов деятельности называют проективными. их применяют для изучения результатов творческих задач: конструктивных (нарисовать картинку, написать рассказ на тему, объяснить нечеткие рисунки) дополнительных (придумать окончание истории, мелодии и т.д.); экспрессивных (инсценировать песню, придумать сюжет игры) ролевых (участие в игровых ситуациях, драматизациях, театрализованных постановках).

Рейтинг. Суть его заключается в оценке отдельных сторон педагогической деятельности судьями (экспертами). Перед экспертами ставят определенные требования: компетентность (знание сущности проблемы), креативность (способность творчески решать задачи), положительное отношение к экспертизе, отсутствие склонности к конформизму (наличие собственного мнения, способность отстаивать ее), научная объективность, аналитичность и конструктивность мышления, самокритичность.

Тестирование . Это система психолого-педагогических задач, направленных на исследование отдельных черт и качеств человека. Существует несколько классификаций тестов:

По природе оценивания качеств: тесты успеваемости, тесты способностей и индивидуальные тесты;

По форме подачи задач: вербальные (построенные на основе задач, выраженных в словесной форме) и невербальные (в форме различных наглядных и слуховых образов)

По функциональному признаку (назначение тестов по предмету исследования): тесты интеллекта (методики психологической диагностики, которые используют для определения умственного потенциала индивида) тесты креативности (изучение и оценка творческих способностей личности) тесты достижений (установление степени конкретных знаний, навыков, умений личности) тесты личностные (исследование качеств личности и ее характеристик: предпочтений, ценностей, отношение, эмоциональных, мотивационных и межличностных свойств, типичных форм поведения) проективные тесты (выявление определенных психических свойств личности). Они предусматривают стимулы, реагируя на которые, человек обнаруживает характерные свои качества. Для этого исследуемой лице предлагают истолковать события, восстановить целое деталями, придать смысл неоформленном материала, создать рассказ по рисунку с неопределенным содержанием.

Тесты применяют для определения уровня знаний или умений, полученных индивидом в определенной области учебной или профессиональной деятельности. Непременными требованиями к тестированию являются:

Обязательный для всех комплекс испытательных задач;

Четкая стандартизация внешних условий, в которых осуществляется тестирование;

Наличие стандартной системы оценивания и интерпретации результатов;

Использование при оценке средних показателей результатов тестирования.

Вопросы и ответы к тестам должны быть лаконичными, четкими и точными.

В процессе тестирования испытуемый должен зафиксировать свои ответы в форме, облегчает подсчет полученных данных, составление таблиц, оценка результатов опроса. В зависимости от вида теста используют различные средства фиксации ответов: тестовые карточки, бланки, в которых ответ фиксируют записью нужного номера, знаками "плюс" или "минус", соответствующей цифрой и тому подобное; карточки с тестами, в которых надо восполнить пробелы, внести дополнения; карточки, которые заполняются с помощью технических средств.

Экспертная оценка. С ее помощью исследуют педагогические проблемы, которые не поддаются формализации. Этот метод сочетает опосредованное наблюдение и опрос с привлечением к оценке явлений компетентных специалистов.

Разновидностью экспертизы метод педагогического консилиума - коллективное оценки данных личности и прогнозирования дальнейшего развития.

Педагогический эксперимент. Этот вид педагогического исследования осуществляют с помощью методов эмпирического познания. Основная цель эксперимента заключается в проверке теоретических положений, подтверждении рабочей гипотезы и всестороннем изучении темы исследования. Поэтому его считают одним из способов получения нового педагогического знания.

Педагогический эксперимент определяют как опыт или изучение явления в специально созданных условиях, что позволяет следить за его ходом, управлять им, воспроизводить каждый раз при повторении этих условий. Существенным признаком эксперимента является активное вмешательство исследователя в деятельность объекта педагогического поиска.

Важнейшими условиями эффективности эксперимента являются:

1) тщательный предварительный теоретический анализ явления, его истории, изучение массовой практики для максимального сужения поля эксперимента и его задач;

2) конкретизация гипотезы с точки зрения ее новизны, необычности, противоречивости по сравнению с обычными установками, взглядами;

3) четкое формулирование задач эксперимента, разработка признаков и критериев, по которым будут оценивать результаты, явления, средства и тому подобное;

4) корректное определение минимальной необходимой, но достаточного количества экспериментальных объектов с учетом целей и задач эксперимента, а также минимальной необходимой продолжительности его проведения;

5) умение организовать в процессе эксперимента непрерывное циркуляции информации между исследователем и объектом экспериментирования, что предотвращает прожектерству и односторонности практических рекомендаций, затруднению в использовании выводов. Исследователь получает возможность не ограничиваться только сообщением о средствах и методах, результаты их применения, но и вскрыть возможные трудности при психолого-педагогических действий, неожиданные факты, важные аспекты, нюансы, детали, динамику исследуемых явлений;

6) доведение доступности сделанных выводов и рекомендаций, их преимущества перед традиционными, привычными решениями (И. Пидласий).

По условиям проведения эксперименты классифицируют на природные и лабораторные. Естественный эксперимент проводят в привычной обстановке учебно-воспитательного процесса, которую исследователь не может принципиально менять привлечением нового фактора педагогического воздействия. Это ограничивает возможности экспериментального поиска. Однако результаты являются готовыми для непосредственного внедрения в педагогический процесс. Лабораторный эксперимент осуществляют путем изоляции явления, чтобы как можно полнее исследовать действие активного фактора педагогического воздействия. Искусственность лабораторного эксперимента, условия его проведения не позволяют переносить полученные результаты в учебно-воспитательный процесс без дополнительной их проверки в естественных условиях.

Учитывая цель выделяют констатувальни, поисковые и формовочные эксперименты. Констатувальний эксперимент направлен на изучение педагогического явления в условиях действия существующих факторов, то есть тех, которые были определены к эксперименту и не изменялись. Поисковый эксперимент - это особый вид эксперимента, во время которого у исследователя знает факторов, влияющих на педагогический процесс, и проводит разведку для получения первичной информации. В педагогике к такому эксперименту прибегают редко. Формовочный эксперимент имеет целью доказать, благодаря каким факторам можно достичь необходимых результатов учебно-воспитательного процесса.

Все виды педагогического эксперимента будут результативными, если их спланировано в соответствии с требованиями достоверности, надежности, репрезентативности полученных данных. К тому же проводить их необходимо поэтапно. Ученые (В. Алфимов, В. Зверев, А. Капто, И. Поташник) выделяют следующие этапы педагогического эксперимента:

1. Диагностический. Это анализ педагогического процесса по ракурса исследуемой проблемы, выявление и формулировка противоречий, требующих немедленного устранения с помощью новых методик, технологий, структур, нового функционального механизма, то есть этап выявления проблемы и обоснование ее актуальности.

2. Прогностический. На этом этапе определяют цель, ее декомпозиции среди задач эксперимента; выстраивают модели новой технологии (методика, структура, система мер и т.д.); формулируют гипотезу, прогнозируют ожидаемые положительные результаты, а также возможные убытки, потери, негативные последствия и т.д., определяют компенсационные механизмы (мероприятия, резервы и т.д.). Иначе говоря, это этап разработки развернутой программы эксперимента.

3. Организационный. Этот этап предусматривает составление программы эксперимента, обеспечение условий для ее реализации, подготовку материальной базы эксперимента, распределение управленческих функций в опытно-экспериментальной работе, организацию специальной подготовки кадров, участвующих в экспериментальной работе, создание методического обеспечения их деятельности и тому подобное.

4. Практический. Заключается он в совершении исходящих диагностических срезов, констатируют состояние исследуемого явления; реализации новой технологии (методики, системы мер и т.п.); отслеживании специфики исследуемого процесса; измерении промежуточных (текущих) результатов; корректировке испытываемой образовательной технологии; осуществлении контрольных диагностических срезов.

5. Обобщающий. Ориентирован он на обработку полученных эмпирических данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями и задачами, анализ всех результатов, корректировка гипотезы, модели новой технологии в соответствии с конечных результатов, оформление и описание процесса и результатов эксперимента.

6. Внедренческий. Этот этап заключается в распространении и внедрении в работу различных педагогических коллективов новой образовательной технологии или методики как управляемого процесса.

Методы теоретического характера опосредованно и непосредственно выходят на анализ реальных педагогических процессов, имея в виду выявление их причин, источников развития, системы условий, обеспечивающих их эффективное функционирование.

К ним, прежде всего, относятся моделирование, построение идеализированных объектов (идеализация). В предыдущем разделе в связи с логикой педагогического исследования упоминались модели - теоретическая и нормативная. Ввиду исключительной важностиметода моделирования, который фактически, в явном, а чаще - в неявном виде применяется в любой исследовательской работе, остановимся на нем подробнее.

Моделирование - это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. Второй из объектов называют моделью первого. В наиболее общем виде модель определяют как систему элементов, воспроизводящую некоторые стороны, связи, функции объекта исследования. В основе моделирования лежит определенное соответствие (но не тождество!) между исследуемым объектом (оригиналом) и его моделью. Например, модель фюзеляжа самолета может использоваться для изучения потоков воздуха, обтекающих реальный самолет в настоящем полете.

На этом примере можно показать главные характеристики моделирования. Объект-оригинал, то есть реальный самолет, разумеется, не нужно, да и невозможно строить только для определения лучшей формы фюзеляжа. Создается минимальное по размерам его подобие, оснащается электронными датчиками и помещается в аэродинамическую трубу. Это и есть модель самолета, воспроизводящая объект-оригинал - настоящий самолет - лишь по контуру, по внешним очертаниям. Разумеется, нет необходимости в это крошечное подобие самолета встраивать пассажирские кресла, двигатели и т.п. Модель похожа на моделируемый объект, но не тождественна ему, поскольку отражает только то его свойство или свойства, которые мы сами выбираем. Она похожа на ракету-носитель: ее используют как познавательное средство для решения определенной исследовательской задачи, а потом с ней можно расстаться.

Наши примеры относятся к моделям материальным (или вещественным, физическим). Но есть еще модели мысленные, которые называют идеализированными. В таком наименовании отображен способ их конструирования. Идеализированная модель - средство познания, существующее столь же давно, сколь и сама наука. В сущности, любое теоретическое представление, сложившееся в результате наблюдений и экспериментов, может выступать как модель, однако при том условии, что такое представление не изолировано от процесса научного познания, а включено в этот процесс, служит средством познания. Теоретическое представление выступает как модель при сопоставлении с объектом-оригиналом. В этом мысленная модель ничем не отличается от модели материальной. В нашем примере мы взяли самолет только в одном отношении, отвлекаясь от многих жизненно важных для реального самолета «подробностей», таких, как, допустим, двигатели. Так же и теория отражает объект действительности в определенном отношении, выделяет что-то одно, отвлекаясь от другого. Из многих свойств объектов (ими могут быть стакан чая, крыша, нагретая солнцем, человеческое тело) она выделяет только одно - теплоту или молекулярную структуру. Именно идеализированная модель позволила Ньютону усмотреть родство между падением яблока и движением небесных светил.

Теоретическая модель (модельное представление), как и материальная, подобна действительности лишь в определенном отношении. Она не может быть пассивным, «прикрепленным» к своему объекту, его зеркальным отпечатком. Теоретическое представление становится моделью именно вследствие того, что отношение адекватности заменяется отношением подобия: благодаря относительной самостоятельности представления человек может соотносить его с предметами, чьим непосредственным образом оно не является.

Можно утверждать, что эта процедура научного познания является для педагогики особенно трудной и в то же время насущно необходимой. Течение педагогического процесса определяется сложными, множественными и разнонаправленными факторами, что затрудняет обнаружение в нем закономерных связей. И как раз практическая невозможность создания условий, в которых школьник, класс или школа в целом не испытывали бы влияния множества факторов, которые не могут быть учтены, свидетельствует о необходимости построения теоретических моделей, дающих мысленное, «идеальное» представление об изучаемых объектах. Особенно это важно в экспериментальном исследовании, где сочетаются несколько методов.

Проведение педагогического исследования на должном научно-теоретическом уровне невозможно без построения теоретических моделей-представлений.

Мысленное конструирование «чистого» образа (идеализированной модели) школьника или класса, не испытывающего никаких других влияний, кроме допущенных или введенных самим исследователем, позволило бы, сопоставляя такой образ с действительностью, выявлять и в дальнейшем исследовать те самые факторы, от которых в данном случае отвлекся ученый.

«Идеальный» в этом смысле ученик предстает только с одной стороны, выступает лишь в одном отношении: не как реальный, живой человек, ребенок, а лишь как весьма «тощая» абстракция, которую только в таком нарочито обедненном виде и можно «вписать» в систему теоретического отражения обучения. В этой системе ученик будет определен в качестве идеализированной модели реального ученика лишь с одной стороны: как объект преподавания и субъект учения. Зато он по определению учится «идеально», усваивает ровно столько материала, сколько положено, не больше и не меньше. Он не ест, не спит, а только учится. Разумеется, при сопоставлении этого неживого образа с настоящим учеником обнаруживаются расхождения между идеальным и реальным положением дел. Следующей задачей становится исследование причин расхождения и, если понадобится, способов их преодоления. Возможно, учебник оказался слишком сложным, поэтому реальный ученик не может усвоить этот материал. Причиной может оказаться неэффективная организация процесса обучения. Значит, нужно заняться разработкой другого содержания и форм организации процесса обучения. Моделирование, таким образом, позволяет выявить то самое несоответствие результатов целям, о котором говорилось во 2-й главе этой книги как об одном из факторов, обусловливающих обновление цикла связи науки и практики (см. 2.3). После этого искусственная конструкция «идеализированный ученик» будет отброшена подобно ракете-носителю, выполнившей свое предназначение.

Общее представление о том, что должно быть сделано, чтобы изменить педагогическую действительность так, чтобы она оказалась максимально приближенной к теоретически обоснованному, а значит - к мысленно конкретному представлению о ней, содержится в модели должного, нормативной модели. Такая модель, как и модель теоретическая, является идеализированной и обобщенной. Она не составляет непосредственного проекта, «сценария» педагогической деятельности, а выступает как прообраз таких проектов, дает ответ на вопрос: что должно быть сделано для достижения лучших результатов?

Наконец, это общее представление находит свою конкретизацию в проекте педагогической деятельности. Как уже говорилось, проект содержит конкретные нормы такой деятельности, адресованные практике.

Таким образом, моделирование выступает как общий метод познания на всех этапах педагогического исследования.

Здесь были описаны не все возможные методы. На самом деле число их велико и, в принципе, может возрастать за счет общенаучных методов, потребность в использовании которых заранее нельзя предусмотреть. Выбор и набор методов исследования должны определяться не формальным стремлением «придать научность» получаемым результатам и не их количеством - чем больше, тем лучше, а спецификой темы и задач данного исследования, его логикой и объективной необходимостью. Для правильного выбора нужно знать общие и частные возможности метода, его место в системе исследовательских процедур в соответствии с особенностями изучаемого материала и уровнем изучения педагогической действительности.

Любое исследование начинается с формулировки проблемы. Сама проблема может возникнуть в ходе практической деятельности исследователя или его теоретических изысканий, но независимо от характера возникновения проблемы ее анализ, четкое определение и обоснование осуществляются, прежде всего, с помощью теоретических методов исследования.

Метод сравнительно-исторического анализа предполагает знакомство исследователя с состоянием вопроса в литературе, историческом наследии, научных монографиях и публикациях. Исследователь изучает историю развития вопроса, сравнивает и анализирует различные подходы к проблеме, делает выводы и обобщения. Анализирует все используемые в исследовании научные понятия, определяя свое отношение к раскрытию их сущности.

Метод моделирования - наглядно-образная характеристика изучаемых процессов и явлении с помощью схем, чертежей, кратких словесных характеристик, описаний. В отдельных случаях моделирование позволяет описать педагогические явления с помощью матриц, символов, математических формул. Модель не отражает полностью изучаемое явление, а является его идеализацией, определенным упрощением. В моделях значителен элемент условности и творческого домысливания исследователем. Однако это не снижает научной ценности моделирования, так как оно позволяет отвлечься от несущественных, второстепенных составляющих изучаемого явления, выделить основные, системообразующие и системоопределяющие связи и факторы.

Причинно-следственный анализ. Причиной называется то явление, которое вызывает или изменяет другое явление. Явление, вызываемое или изменяемое причиной, называется следствием. Причинность - это такая связь явлений, при которой явление-причина всегда порождает явление-следствие. Причина и следствие, как правило, имеют сложные взаимосвязи. Следствие не только порождается причиной, но и само в свою очередь влияет на причину, что значительно осложняет процесс установления факта причинности. Выявление, анализ и объяснение этих связей и позволит исследователю глубже проникнуть в суть изучаемого явления, сделать правильные выводы.

Метод контент-анализа - метод, позволяющий получить объективную информацию о состоянии вопроса на основе анализа определенных смысловых единиц содержания и формы информации. При изучении документов необходимо определить их сравнительную ценность для исследования, достоверность и адекватность проблеме, знать методы, которыми были получены фиксированные в документах данные.

Эмпирические методы исследования

Педагогические наблюдения - непосредственное, целенаправленное восприятие педагогического процесса в естественных условиях. Начиная наблюдение, исследователь должен знать, что и с какой целью наблюдать, как долго, какой ожидается результат. Приступать к наблюдению можно лишь при наличии необходимых знаний, умений в изучаемой сфере и методике проведения наблюдений. Наблюдение эффективно при продуманном и четком плане. Исследователю необходимо уметь правильно вести наблюдение, объективно выбирать факты, фиксировать результаты, выявлять причинно-следственные связи в наблюдаемых явлениях, делать правильные выводы и обобщения.

Собираемые в ходе наблюдения факты можно записывать, вести дневник, оформлять в виде протоколов, стенографировать, записывать па видеопленку, магнитофон; фотографировать, производить киносъемку.

Наблюдения по связи с объектом изучения могут быть непосредственными и опосредованными, открытыми и закрытыми, по признаку времени - непрерывные, дискретные (прерывистые), монографические (очень длительные и обстоятельные). Эффективным является так называемое включенное наблюдение, когда исследователь активно участвует в жизни и деятельности исследуемых (например, исследуя детей в условиях учебно-воспитательного процесса, наблюдатель становится их учителем или классным руководителем). При включенном наблюдении складываются естественные отношения, в возникающих явлениях нет налета искусственности.

В последнее время широко используется метод скрытого наблюдения проведение наблюдения в специально предназначенных классах через зеркально отражающую стену или с помощью замкнутой телеустановки. Скрытое наблюдение позволяет изучать поведение исследуемых в естественных условиях. Организация скрытого наблюдения требует от исследователя соблюдения такта.

В отдельных случаях может использоваться метод самонаблюдения.

Условия проведения наблюдений: целенаправленность, систематичность, длительность, разносторонность, объективность, массовость, соблюдение такта.

Метод наблюдения позволяет изучать исследуемые явления и процессы в естественных условиях, в чем их ценность. Однако наблюдение требует длительного времени, не всегда изучаемое явление может быть доступно наблюдению, одни исследователь наблюдением не может охватить большое количество объектов, при наблюдении в фиксации фактов и их интерпретации имеет место субъективный подход исследователя, наблюдаются только внешние проявления изучаемого.

Этапы наблюдения: определение задач и цели; выбор объекта, предмета и ситуации; выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор информации; выбор способов регистрации наблюдаемого; обработка и интерпретация информации.

Опросы: беседы, анкетирование, интервью. Беседа - диалог исследователя с испытуемым по заранее составленной программе. Беседа, проводимая но специально составленным вопросникам, позволяет выяснить многие аспекты изучаемых явлений, оценки и позиции исследуемых, их чувства и переживания, мотивы тех или иных поступков и др. Эффективность беседы зависит от умения исследователя установить дружеские отношения в ходе беседы, вызвать собеседника на откровенность. Беседа позволяет корректно направлять разговор в нужное русло, варьировать вопросы для лучшего и однозначного понимания их собеседником. Ответы испытуемого дополняются личными впечатлениями от общения с ним. Беседу необходимо фиксировать, но лучше или на диктофон, убранный из поля зрения (опрашиваемый знает, что идет запись), или сразу после беседы по памяти.

Беседа - сложный метод, которым умеют пользоваться далеко не все исследователи. В беседе исследуемый может скрыть свои истинные мысли и переживания, ввести исследователя в заблуждение.

Интервью - разновидность беседы, но оно больше ориентировано на выяснение оценок и позиций опрашиваемого. Интервью, как правило, проводится по заранее подготовленным вопросам, с одной стороны, и подготовленным ответам, с другой стороны, что делает их искренность и точность достаточно относительной.

В ходе бесед и интервью может использоваться и так называемая проективная методика, сущность которой заключается в том, что опрашиваемого мысленно ставят на место другого человека в специально спроектированной воображаемой ситуации: "Как бы вы поступили, если бы..."

Получение информации о типичности того или иного явления в большой группе исследуемых, выявление отношения, запросов, пожеланий возможно с помощью анкетирования. При анкетировании необходимо знать и соблюдать следующие требования:

  • тщательный подбор точных и корректных вопросов, наиболее полно отражающих изучаемое явление и дающих надежную информацию;
  • использование прямых и косвенных вопросов, позволяющих уточнить ответы, определить их правдивость;
  • однозначность задаваемых вопросов и отсутствие подсказки в их формулировке;
  • использование открытых (когда опрашиваемый может высказать свое собственное мнение), закрытых анкет (с ограниченным вариантом ответов), смешанных;
  • проверка подготовленной анкеты на небольшом количестве испытуемых и внесение необходимых коррективов.

Интересны полярные анкеты с балловой оценкой. Такие анкеты используют для самооценки и оценки других. Например, надо оцепить всех членов группы по ряду нравственных показателей: справедливый 5 4 3 2 1 несправедливый, добрый 5 4 3 2 1 недобрый.

В последнее время, изучая отношения в коллективе, педагоги часто используют метод социометрических анкет (социометрии): "С кем бы ты хотел быть в одной группе (в первую очередь, вторую и т.д.)?" и т.п.

Полученные результаты анкетных опросов, бесед и интервью обрабатываются специальными статистическими или машинными методами. Методы опроса позволяют собрать разнообразную, интересующую исследователя информацию. С помощью анкет можно охватить очень большие массивы опрашиваемых, грамотно составленные закрытые анкеты обрабатываются с помощью электронных счетных машин. Однако в любом опроснике всегда есть элемент неискренности, а нередко и ложности даваемых ответов, не для всех возрастов и не во всех ситуациях возможно проведение анкетирования.

Метод рейтинга и самооценки . Метод рейтинга - метод оценки тех или иных сторон деятельности компетентными (знающими) судьями (экспертами). К отбору экспертов предъявляют определенные требования: они должны быть компетентными, способными решать творческие задачи, положительно относиться к экспертизе, быть справедливыми, объективными, самокритичными. Для рейтинга могут использоваться полярные анкеты.

Полезно для объективно получаемой информации использовать методы самооценки по определенной программе, составленной исследователем.

В ходе анализа полученной информации можно применять и метод ранговых оценок, когда выявленные причины располагаются в порядке возрастания или убывания степени их проявления или те или иные признаки (явления) располагаются в зависимости от их значимости с позиции того, кто осуществляет оценку. Например, расположить по степени значимости для испытуемых предложенные мотивы учения.

Метод обобщения независимых характеристик повышает объективность выводов. Суть метода сводится к обработке исследователем информации, поступившей из разных источников. Например, изучая личность школьника, исследователь получает информацию о нем от учителя, воспитателя группы продленного дня, классного руководителя, родителей, сверстников, руководителя кружка и т.д.

Метод педагогического консилиума (разработан Ю. К. Бабанским) предполагает коллективное обсуждение результатов изучения воспитанников по определенной программе и единым признакам, коллективное оценивание тех или иных сторон личности, выявление причин возможных отклонений в сформированности тех или иных черт личности, коллективную выработку средств преодоления обнаруживаемых недостатков.

Изучение и анализ документации, продуктов деятельности позволяет собрать конкретный материал об изучаемых процессах и явлениях. Так, изучение ученических тетрадей может дать не только интересный материал об уровне знаний и умений учащихся по предмету, но и о работе учителя. Изучение ученических работ (рисунков, сочинений, дневников и т.д.) помогает выявить различные интересы учащихся, определить особенности их мышления, представлений, суждений и оценок, уровень сформированности учебных умений.

Педагогическое тестирование - целенаправленное обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее с помощью специально разработанных задач (заданий, опросников) объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.

Большинство применяемых педагогических тестов достаточно просты, доступны, возможно автоматизированное предъявление и обработка результатов (с помощью компьютера, простейших технических устройств). В педагогических целях чаще всего используются тесты успеваемости, тесты элементарных умений, тесты диагностики уровня обученности и воспитанности. Чаще всего используют тесты, содержащие вопросы и несколько (не менее четырех) вариантов ответа. Широкое применение в педагогической практике и педагогических исследованиях получили психологические тесты. При использовании таких тестов надо соблюдать такт, не разглашать полученные результаты, не делать их предметом обсуждения, соблюдать конфиденциальность и анонимность при обработке и анализе полученных результатов. Целый ряд специальных психологических тестов (ММР1, Векслера, цветовые пятна Роршаха и др.), используемых в работе профессиональных психологов самостоятельно или без предварительной и тщательной консультации, лучше не использовать: они нередко трудо- и времяемки при проведении и требуют специальных знаний и умений для обработки полученных результатов. При необходимости их использования в своей исследовательской работе целесообразнее обращаться за помощью к квалифицированным психологам.

Изучение и обобщение педагогического опыта дает ценный материал исследователю. Нередко учитель в своем творческом поиске находит интересные решения сложных проблем (поиск В. Ф. Шаталова, С. Н. Лысенковой и др.). Объектом изучения может быть массовый опыт - для выявления ведущих тенденций; отрицательный опыт - для выявления характерных недостатков и ошибок; передовой опыт - для выявления и обобщения инновационного поиска учителей.

Выделяют два вида педагогического передового опыта: педагогическое мастерство и новаторство.

Мастерство - умелое, рациональное и комплексное использование педагогом рекомендаций науки. Изучение, как это делает учитель - мастер вносит ясное понимание о разработке технологии внедрения науки в практику. Педагогическое новаторство - педагогический опыт, содержащий инновационные подходы в организации педагогической деятельности.

Критерии инновационного опыта:

  • новизна: от внесения новых положений в науку до эффективного применения уже известных положений и рационализации отдельных сторон педагогической деятельности;
  • результативность и эффективность: высокий уровень обученности, воспитанности и развития воспитанников;
  • соответствие требованиям педагогики, методик и психологии. Высокие результаты могут быть получены за счет использования неприемлемых методов обучения, воспитания и стимулирования, тогда опыт не имеет положительной ценности;
  • стабильность и повторяемость результатов в течение длительного периода времени использования этого опыта;
  • воспроизводимость опыта: возможность повторения опыта другими педагогами с таким же результатом;
  • оптимальность опыта в целостном педагогическом процессе: достижение высоких результатов при минимальной затрате сил и времени как учителя, так и учащихся, без необходимости отказываться от решения каких-то других не менее важных педагогических задач (В. И. Загвязинский).

Изучение и обобщение опыта осуществляется в следующей последовательности:

  • описание опыта на основе наблюдения, бесед, опросов, изучения документов;
  • классификация наблюдаемых явлений, их истолкование, подведение под известные определения и правила;
  • установление причинно-следственных связей и механизма взаимодействия различных сторон учебно-воспитательного процесса, их оценка: уяснение способов и средств деятельности педагога и воспитанников, приводящих к высокому результату.

Даже самый хороший педагогический опыт не может быть слепо скопирован, так как он во многом определяется личностью педагога, чей опыт изучается, во-вторых, требует глубокого научного анализа и осмысления.

В исследовании педагогических явлений есть такое понятие, как опытная работа - один из методологов педагогики. М. Н. Скаткин считал, что опытная работа становится самостоятельным методом исследования, семи она:

  • поставлена на основе добытых наукой данных в соответствии с теоретически обоснованной гипотезой;
  • преобразует действительность, создает новые явления;
  • сопровождается глубоким анализом и выводами. Опытная работа используется в период пробного применения гипотезы до организации эксперимента и после эксперимента для проверки на практике полученных выводов и рекомендаций.

Опытная работа - это широко поставленная проверка результатов внедрения чего-то нового, экспериментального в массовую практику по заранее разработанной программе. Многолетнюю опытную проверку проходили экспериментальные программы обучения в начальной школе, разработанные под руководством Л. В. Занкова и В. В. Давыдова. Опытную проверку проходят новые учебники и учебные пособия, прежде чем стать массовыми. Опытная работа дает только общие представления об эффективности или нецелесообразности применения того или иного средства, той или иной системы работы, что оказалось существенным в применении изучаемой системы, при каких условиях она эффективна. Что явилось причиной, а что следствием, можно выяснить только с помощью специально организованного педагогического эксперимента.

Педагогический эксперимент. Наблюдение в естественно протекающем педагогическом процессе не всегда бывает результативным, кроме того, возникает необходимость проверить те или иные предположения, возникшие у исследователя, выявить не случайные, а закономерные связи, проверить предлагаемую методику, содержание работы. С целью решения этих задач организуется педагогический эксперимент, сущность которого заключается в том, что исследователь создает планомерно организуемые ситуации. Эксперимент - активное вмешательство в предмет исследования с заранее заданными исследовательскими целями; научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. Эксперимент позволяет искусственно выделять изучаемое явление из ряда других, целенаправленно изменять условия протекания явления или процесса, повторять отдельные изучаемые явления в подобных или измененных условиях.

Выделяют этапы экспериментального исследования. Констатирующий этап исследования, когда изучаются существующие педагогические явления, уточняющий, когда проверяется гипотеза, преобразующий (созидательный, формирующий), когда на основе констатации и теоретического осмысления выявляются и вводятся новые педагогические явления и проверяется их истинность. Эксперимент может быть длительным и кратковременным. Наиболее объективную оценку достоверности разработанной исследователем модели дает опытная проверка выводов исследования в условиях массовой школы.

Эксперимент может быть естественным и лабораторным. Естественный эксперимент, эксперимент, протекающий в естественных или близких к ним условиях, когда участники эксперимента не знают о включенности в него. Сам исследователь может выступать в роли учителя (воспитателя), или все наблюдение за его ходом ведется скрыто, и учитель знает о нем, а дети - нет.

Лабораторный эксперимент - эксперимент, проводимый в специально оборудованной лаборатории {классе, аудитории и т.п.). Могут использоваться специальные лабораторные методы и средства исследования (компьютерное тестирование в начале и по ходу эксперимента, постоянный наблюдатель, находящийся в классе и др.).

При проведении педагогического эксперимента, как правило, организуются как минимум две группы испытуемых: контрольная и экспериментальная. Сравнение результатов эксперимента в экспериментальной группе с контрольной при равенстве общих условий осуществляемой педагогической деятельности и позволяет делать вывод об эффективности или неэффективности проводимого эксперимента.

Сильной стороной педагогического эксперимента является то, что изучаемые явления искусственно организуются, корректируются в процессе их реализации и отрабатываются определенные подходы к их пониманию и осуществлению. Это требует значительно меньше затрат времени, чем при наблюдении, делает полученные результаты доказательными и воспроизводимыми. Недостатком эксперимента является то, что люди, знающие, что они являются участниками эксперимента (будь то учитель или воспитанник), ведут себя не всегда так, как бы они вели себя в обычных условиях, что может исказить реальную картину изучаемого педагогического феномена.

Измена жены