Тест мюнстерберга на восприятие. Диагностика избирательности внимания ребенка

С какой трудностью сталкиваются дети любого возраста в процессе обучения в школе, а затем и в высших учебных заведениях? Конечно, с необходимостью долго концентрировать своё внимание на не всегда интересных вещах. Чтобы воспитать в ребёнке сосредоточенность, нужно для начала определить, насколько критична ситуация. Для этого можно использовать тест Гюго Мюнстерберга.

Характеристика диагностики: автор и предназначение

Американский психолог немецкого происхождения Гюго Мюнстерберг большую часть жизни исследовал так называемое индустриальное направление психодиагностики, стремясь найти способы увеличения производительности труда. В 1915 году появилась его методика, призванная оценить умение человека концентрировать своё внимание. Тестирование заключалось в том, чтобы предложить испытуемому идентифицировать 25 слов в нескольких строках хаотично записанных букв. Со временем тест был адаптирован последователями Мюнстерберга для людей разного возраста. Изменения коснулись количества слов и времени, отведённого на задание, а принцип остался прежним.

Методика применяется для диагностики внимания детей, достигших возраста 5 лет.

Учёные Института психологии при Академии наук России несколько лет назад проводили исследование внимания детей 5–12 лет и среди прочего предлагали испытуемым тест Мюнстерберга. Результаты показали, что лучшие оценки заработали дети дошкольного возраста и 1–2 классов.

Проведение теста Мюнстерберга на внимание и восприятие

Тест проводится в письменном виде в групповой форме.

Стимульный материал для детей разного возраста отличается, и подготовить его экспериментатор может своими силами. Малыши дошкольного возраста (5–6 лет) не могут долго сосредотачиваться на выполнении одного задания, что обусловлено особенностями развития их психики. К тому же испытуемый должен знать значения тех слов, которые зашифрованы в строчках: например, если для подростка слова «прокурор» и «отчаяние» знакомы, то ребёнок в 1–2 классе вряд ли знает их значение, а следовательно и не определит (не потому, что не сконцентрировался, а просто по незнанию). Для малышей в хаотично расположенных буквах шифруется не 25 слов, а 15, причём состоять они должны из 1–2 слогов. Для ребят постарше - 8–12 лет - количество элементов стандартное (25), но каждый должен быть составлен не более чем из 3 слогов.

Что касается времени, отведённого на работу, то детям 13–15 лет выделяется 2 минуты, 8–12 лет - 3 минуты, 5–7 лет - 5 минут. Алгоритм проведения теста таков:


Файлы: Материал для организации тестирования

Обработка и интерпретация результатов

Для младших школьников

  • 15 штук - отличный результат;
  • 13–14 - хороший показатель концентрации внимания;
  • 10–12 - средний уровень;
  • 7–9 - ниже среднего;
  • 4–6 - плохой;
  • 1–3 - очень плохой.

Если у малыша в итоге выходит от 10 до 14 баллов, то есть степень концентрации в пределах нормы и чуть выше, то таким детям рекомендовано 2–3 раза в неделю выполнять тест Мюнстерберга в качестве тренировки. Разумеется, набор слов нужно предлагать каждый раз разный.

Результат в пределах 1–9 баллов требует системных занятий, направленных на развитие внимания. Для этого можно порекомендовать методику «Перепутанные линии» (подробнее о ней расписано в статье «) или любые другие тесты, связанные с необходимостью концентрироваться.

Для учащихся среднего и старшего звена

Шкала оценки результатов более взрослых испытуемых такова:

  • 25–24 слова - отличный результат;
  • 20–16 - норма;
  • 10–15 - ниже среднего;
  • 1–9 - слабый уровень.

Рекомендации по тренировке внимания при 1–15 правильно найденных словах такие же, как и в случае с аналогичными итогами теста, продемонстрированными младшим школьником. Только стимульный материал полагается брать соответствующий возрасту.

Методика Мюнстерберга, изначально разработанная для взрослых, отлично вписалась в набор базовых тестов для исследования показателей внимания детей. Диагностика также позволяет тренировать это свойство психики. Вот почему тест рекомендуется проводить в школах регулярно (раз в 4–6 месяцев).

Любой человек знает, что сложнее всего во время работы сохранять предельную концентрацию внимания на избранном предмете. Успехов в учебе и карьере достигают лишь те, кто умеет сосредотачиваться на одном деле и не распыляться на посторонние мысли и лишние действия. Ученые и психологи долго изучали вопрос, касающийся человека. Так появилась методика Мюнстерберга, которая помогает человеку тренировать своё внимание, чтобы в дальнейшем достигать больших высот в карьере и учебе.

Гуго Мюнстерберг

Гуго Мюнстерберг - это немецкий психолог, который жил в конце 19-го - начале 20-го века. С юношеских лет он увлекался медициной и хотел стать врачом. Но однажды услышанная лекция немецкого психолога Вундта изменила его жизнь, и он увлекся психологией, а в 1885 году даже защитил диссертацию и получил докторскую степень по этой специальности.

К сожалению, в те годы психология была более теоретической наукой и к практике имела весьма отдаленное отношение. Гуго Мюнстерберг стал одним из первых психологов, кто организовал экспериментально-психологическую лабораторию и пытался придать науке прикладной характер.

Энергия юного специалиста не могла не привлечь первых лиц молодой и развивающейся американской науки. Мюнстербергу было сделано весьма выгодное предложение, и он перебрался в США, получив должность в Гарварде и приняв под своё руководство новую психологическую лабораторию. Вскоре в издании стали появляться первые научные труда Мюнстерберга.

Методика, позволяющая улучшить концентрационные была открыта ученым в 1915 г. Именно в эти годы он всерьез занялся индустриальной психологией.

Методика Мюнстерберга: суть и практическое значение

Как уже упоминалось выше, Мюнстерберг всерьез занимался вопросами повышения производительности труда человека.

Ученый одним из первых увидел прямую связь между тем, насколько человек умеет концентрировать своё внимание и его успехами в профессиональной сфере деятельности. Найти эффективный способ повысить концентрационные способности человека - вот что было целью Мюнстерберга.

Методика, которую он разработал, настолько проста, что ее можно применять даже относительно детей, с раннего возраста развивая их способность удерживать внимание на одном предмете. Причем речь идет не только о концентрации в идеальных условиях, когда ничто не мешает человеку думать о поставленной задаче, а о способности удерживать внимание на одном предмете в обстоятельствах, когда есть множество тому помех.

Тест Мюнстерберга

Один из тестов Мюнстерберга направлен не только на но и на его диагностику одновременно.

Человеку выдают листок бумаги, на котором напечатан большой абзац из набора букв. Буквы, на первый взгляд, никак не связаны между собой. Каждая строчка выглядит примерно так: «уполдтдождьмиоаидаыьлжмалдм». Но в этом наборе букв скрываются слова, которые человек должен отыскать в течение отведенного ему времени. Как правило, на выполнение задания дается 2-3 минуты.

Затем происходит оценка результатов теста Мюнстерберга. Методика обработки результатов выглядит примерно следующим образом.

  1. Подсчитывается соотношение зашифрованных слов и тех, которые человек пропустил.
  2. Если количество найденных слов ниже среднего результата, то испытуемому дается рекомендация, согласно которой ему нужно делать больше упражнений на внимание и тренировать это свойство своей психики.
  3. Если количество найденных слов соответствует среднему результату, то человеку дается рекомендация, согласно которой время от времени в форме игры ему стоит повторять подобные упражнения.
  4. Если количество найденных слов равно количеству зашифрованных, то участника теста можно только поздравить, поскольку у него замечательно отточен навык внимания.

Насколько актуальна проблема концентрации внимания?

Методика Мюнстерберга используется для исследования профессиональной пригодности человека во многих сферах деятельности. Правда, она применяется в разных вариациях.

  1. Космонавты перед полетом в космос проходят специальный тренинг, в который включены упражнения на концентрацию внимания. Например, им предлагают наблюдать за секундной стрелкой в течение пяти минут. На первый взгляд, кажется, что это легко сделать, но многие проваливают испытание и вынуждены повторять его вновь и вновь.
  2. Автомобилисты часто попадают в аварии из-за того, что не обладают высокой способностью к концентрации внимания и не успевают вовремя отреагировать на преграды. Крупные и яркие придорожные знаки устанавливаются для того, чтобы привлечь внимание автомобилиста и напомнить ему об ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих.
  3. Актерская профессия полностью выстроена на умении концентрироваться. Большие объемы текста, предлагаемые обстоятельства, картины видения - все это актер должен держать в голове и в момент спектакля думать только об этом.

Что получают люди, умеющие концентрироваться на цели

Людей, которые обладают высокими концентрационными способностями, сразу заметно. Они хорошо делают своё дело вплоть до мелочей, потому что умеют откинуть все лишнее за пределы своего внимания и какое-то время посвятить только делу, которым занимаются.

В бизнесе умение концентрироваться тождественно целеустремленности человека, а также умению отделять главное и второстепенное. В обучении степень сосредоточенности полностью определяет объемы информации, которые может усвоить человек. В общении, концентрация полностью определяет способность человека не только высказывать свои мысли, но и воспринимать аргументы своего собеседника. Очень интересная взаимосвязь существует между темпераментом человека и его умением концентрироваться. Например, подмечено, что холерики (в силу своего подвижного темперамента) умеют сосредотачиваться на каком-то деле непродолжительное время. Они склонны перепрыгивать от одной темы разговора к другой, от одного занятия к другому.

Собственно, этим вопросам и были посвящены исследования Мюнстерберга. Методика на развитие внимания способна даже в каком-то смысле открыть в человеке гения.

Концентрация внимания и гениальность

Известно, что все гениальные люди отличались умением концентрироваться в высокой степени. Даже во сне они продолжали решать поставленные задачи (например, Менделеев). Методика Мюнстерберга позволяет повышать степень своей концентрации - значит, в каком-то смысле способствует человека. Ни для кого не секрет, что каждый талантлив в какой-либо области, но добьется ли он успеха, зависит полностью от его умения сосредоточиться на цели.

Таким образом, сложно переоценить ту пользу, которую скрывает в себе методика Мюнстерберга предельно просты, но если освоить их и выполнять регулярно, а затем применять своё умение концентрироваться в работе, то каждый человек однажды рискует проснуться гением.

Изучение избирательности внимания традиционно проводится с помощью методики Г. Мюнстерберга. Этот тест был разработан в начале XX века для диагностики профессиональной пригодности работников в сферах с повышенной нервно-психической нагрузкой. Современный вариант методики, в отличие от классического, универсален, прост в проведении и обработке результатов. Благодаря этим преимуществам, тест нашёл применение в области образования, где используется для решения разнообразных задач: от диагностики готовности к школьному обучению до профессиональной ориентации учащихся.

Характеристика теста Г. Мюнстерберга

Наше внимание - наш самый ценный ресурс. То, на что мы обращаем внимание, умножается в наших жизнях.

Павел Дуров

Тест Мюнстерберга - классическая методика, которая носит имя одного из основоположников прикладной психологии, неутомимого экспериментатора и выдающегося учёного, посвятившего свою жизнь поиску возможностей практического использования психологических знаний в различных сферах человеческой деятельности: юриспруденции, образовании, психотерапии, искусстве, военном деле, торговле, рекламе.

Будучи руководителем лаборатории прикладной психологии Гарвардского университета, Г. Мюнстерберг занимался исследованиями в области психологии трудовых процессов, его интересовал широкий круг проблем: профессиональный отбор, управление персоналом и его мотивация, повышение производительности труда. Учёный предположил, а затем и экспериментально доказал, что одним из показателей успешности в профессии у работников, чей труд сопряжён со значительными нервно-психическим нагрузками, является высокий уровень избирательности внимания.

Изначально тест был предназначен для диагностики избирательности внимания вагоновожатых. Стремясь вызвать у испытуемых переживание ситуации управления трамваем на оживлённой улице, учёный собрал настоящую лабораторную установку. На специальных картах обозначались цифрами опасные для столкновения объекты: люди, конные экипажи, автомобили. Быстро двигаясь взглядом по карте, испытуемый должен был постоянно оценивать изменения дорожной ситуации, учитывать не только расстояние, но и скорость передвижения этих объектов.

Современный вариант методики Г. Мюнстерберга, используемый для диагностики избирательности внимания детей, мало напоминает сложный тест, который учёный использовал в своих исследованиях около ста лет назад. Он представляет собой массив букв, сгруппированных в строки без пробелов, среди которых испытуемому предлагается найти и выделить слова, потратив на выполнение задания как можно меньше времени. Несмотря на свою кажущуюся простоту, тест эффективно решает задачу создания модели деятельности, успешность которой зависит от сосредоточенности испытуемого на определённых, осознаваемых им объектах в присутствии помех.

При изучении личности ребёнка тест Г. Мюнстерберга применяется как самостоятельно, так и в сочетании с другими диагностическими методиками. Как правило, школьные психологи используют его для решения следующих задач: определения степени готовности ребёнка к школьному обучению, мониторинга развития познавательных процессов на этапе перехода из младшего школьного звена в среднее (из среднего в старшее), изучения причин трудностей в обучении, профессиональной ориентации учащихся и др.

Процедура проведения тестирования

Как и во всяком исследовании, успех теста в большой мере зависит от правильной организации. Следует учесть ряд моментов, которые являются специфическими для разных возрастных групп.

Организационные моменты

При тестировании детей 6–7 лет предпочтительнее проводить индивидуальное исследование. Психолог должен не только выдать бланк, доступно пояснить инструкцию и зафиксировать время выполнения теста, но и понаблюдать за поведением ребёнка, послушать, какими комментариями тот сопровождает выполнение задания. Кроме этого, большинству малышей трудно сосредоточиться на выполнении задания, находясь в группе. Они отвлекаются, мешают друг другу и как следствие показывают более низкий результат.

Необходимые условия успешного исследования, конечно же, хорошее освещение и тишина.

Из оборудования потребуется:

  • секундомер,
  • стимульный материал (специальный бланк с буквенным текстом),
  • ручка или карандаш.

Детям школьного возраста дают инструкцию: «Перед вами текст, состоящий из последовательности букв, между которыми есть слова. Быстро просмотрите его, найдите эти слова и подчеркните их с начала до конца. Задание нужно выполнить точно. Закончив выполнение, поднимите руку. Я сообщу вам время, которое вы затратили на выполнение задания, запишите его в нижней части бланка».

Исследование может быть индивидуальным или групповым. При проведении группового тестирования удобнее ограничивать время выполнения задания, чтобы дети начинали и заканчивали работу одновременно. Для дошкольников и младших школьников лимит времени на выполнение теста составляет 5 минут, для учащихся средних и старших классов - 2 минуты.

Бланки тестов по методике Г. Мюнстенберга

Стимульный материал для проведения диагностики в каждой из возрастных групп представлен двумя вариантами. Они содержат случайную последовательность букв в виде нескольких строк без пробелов и 25 слов, размещённых между буквами. В тесте для младших детей «спрятано» 10–12 слов, для старших - 25.

Стимульный материал для дошкольников и младших школьников и ключи к нему

Для тестирования младшей возрастной группы используют два варианта текста:

Ключевые слова к бланку 1: кот, мяч, рак, мыло, шуба, ум, мама, буран, палка, метла, уж, автобус.

Ключевые слова к бланку 2: лиса, уж, лев, слон, барсук, мышь, бык, кит, утка, тигр.

Прежде чем начать тестирование дошкольника, попросите его прочитать вслух пару абзацев из детской книжки. Так вы убедитесь, что ребёнок достаточно владеет навыками чтения, чтобы выполнить задание.

Стимульный материал для учеников средней и старшей школы и ключи к нему

Предлагаем вашему вниманию варианты текстов для старшей возрастной группы исследуемых:

Ключевые слова к бланку № 3: солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория, хоккей, троица, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, конкурс, личность, комедия, отчаяние, лаборатория, основание, кентавр, психиатрия.

Ключевые слова к бланку № 4: зеркало, номер, телефон, план, студент, клиника, стадия, футбол, суждение, лаборатория, внимание, мысль, радость, поэтесса, грусть, депутат, оператор, концерт, индивид, водолаз, трагедия, воодушевление, факультет, вершина, хирургия.

Наличие двух вариантов стимульного материала удобно при обследовании группы детей, так как ассоциируется у них с контрольной работой «по вариантам» и настраивает на соблюдение дисциплины.

Наличие двух вариантов поможет школьникам сосредоточиться на тестировании

В некоторых случаях бывает необходимо провести повторное тестирование через определённый промежуток времени. Например, после серии занятий по развитию внимания или в начале (конце) учебного года. Многократное тестирование с помощью одного и того же стимульного материала ставит под сомнение результат процедуры, так как на его выполнение оказывает значительное влияние упражняемость.

Обработка и интерпретация результатов

Существует два варианта подсчёта результатов в зависимости от особенностей проведения теста (на время или нет).

Вариант для методики без ограничения по времени

Вне зависимости от возраста испытуемого, при определении уровня избирательности внимания учитывается время (в секундах), затраченное им на выполнение задания, и количество допущенных ошибок (пропуск слова, подчёркнута только часть слова или лишние буквы).

Оценка результата производится с помощью специальной шкалы перевода затраченного времени в баллы. От количества полученных баллов «за время» необходимо отнять количество допущенных ошибок (1 ошибка = 1 балл). Полученное значение и будет окончательным результатом.

Пример: время, затраченное на выполнение задания –115 с., что соответствует 14 баллам. Испытуемый допустил 1 ошибку - 1 балл. 14–1=13 - средний уровень избирательности внимания

Таблица: соотношение времени выполнения задания и уровня избирательности внимания

Время, с Балл Уровень избирательности внимания
250 и более 0 I низкий
240–249 1 I низкий
230–239 2 I низкий
220–229 3 I низкий
210–119 4 I низкий
200–209 5 I низкий
190–199 6 I низкий
180–189 7 II средний
170–179 8 II средний
160–169 9 II средний
150–159 10 II средний
140–149 11 II средний
130–139 12 II средний
120–129 13 II средний
110–119 14 III высокий
100–109 15 III высокий
90–99 16 III высокий
80–89 17 III высокий
70–79 18 III высокий
60–69 19 III высокий
Менее 60 20 IV очень высокий

Вариант для методики с ограничением по времени

При определении уровня избирательности внимания испытуемого учитывается количество правильно подчёркнутых слов. Нормативы для дошкольного и младшего школьного возраста:

  • 9–10 слов - высокий уровень;
  • 7–8 - выше среднего уровня;
  • 5–6 - средний уровень;
  • 3–4 - ниже среднего уровня;
  • 0–2 - низкий уровень.

Нормативы для учащихся среднего звена и старшеклассников:

  • 24–25 слов - высокий уровень;
  • 21–23 - выше среднего уровня;
  • 16–20 - средний уровень;
  • 10–15 - ниже среднего уровня;
  • 0–9 - низкий уровень.

Важным моментом является правильная интерпретация полученных результатов. К примеру, низкий уровень избирательности внимания может объясняться не только недостаточным развитием этого свойства у испытуемого, возможно, что у ребёнка близорукость, он болен или устал, чем-то сильно обеспокоен, не хочет тестироваться и т. д. Иногда дети пропускают незнакомые им слова (например, если русский язык для них не является родным), или те, что связаны у них с сильными эмоциями («любовь», «экзамен»). Сделать окончательный вывод помогут наблюдение и беседа с ребёнком .

Для испытуемых со средним уровнем избирательности внимания и выше достаточно периодически, в рамках учебных занятий или самостоятельно, выполнять «задания на внимание», соответствующие их возрасту по сложности.

У испытуемых с уровнем избирательности внимания ниже среднего, как правило, встречаются следующие трудности в обучении:

  • пропуск букв в письменных работах;
  • орфографические ошибки;
  • невнимательность;
  • рассеянность на уроках.

У таких детей часто бывает «грязь» в тетради, они испытывают проблемы с заучиванием таблицы умножения, забывают дома учебные принадлежностей. Ребёнку с низким уровнем внимания трудно списывать с доски без ошибок, он постоянное переспрашивает учителя, опаздывает на уроки.

Случается, такие дети отвлекаются на посторонние дела на уроке (играют, едят, шалят). Этой категории детей требуется организованная коррекционная работа, выполнение специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания.

Наибольшее опасение вызывают испытуемые, у которых уровень избирательности внимания «ниже среднего» выявлен при диагностике готовности к школьному обучению или в начальной школе. Это дети с неблагоприятным прогнозом в отношении школьной успеваемости, они постоянно должны находиться в зоне повышенного внимания учителя, воспитателя и психолога.

При необходимости, к коррекционной работе привлекают и других специалистов (логопеда, психотерапевта). Целесообразно провести разъяснительную работу с родителями ребёнка, порекомендовать упражнения, направленные на развитие внимания, для занятий в домашних условиях.

Тренировка избирательности внимания на основе теста Мюнстерберга

На основе стимульного материала теста Г.Мюнстерберга разработано большое количество упражнений для тренировки избирательности внимания.

Цепочки букв для тренировки избирательного внимания

Рассмотрим некоторые примеры заданий для детей 6–7 лет, при подготовке которых были использованы словарные слова, русские народные пословицы и загадки. Рекомендованные игры будут полезными и при использовании в кругу семьи.

Варианты:

  1. Найдите среди букв спрятанные слова, подчеркните их, составьте с ними предложение: ГРАДУГАТУМНЕБОЯЧЖУТУЧАШХТЮЫКЦДОЖДЬСП (радуга, небо, туча, дождь).
  2. Найдите среди букв спрятанные слова и исправьте в них ошибки: СЧЬМАЛОКОФХЗКАРЗИНАУЫЙЭКОПИТАНЬБОСАМАЛЁТ (молоко, корзина, капитан, самолёт).
  3. Найдите среди букв спрятанные словарные слова и подчеркните их. Какое из слов лишнее? ЗЕКАРАНДАШБРЙКАПУСТАМТМОРКОВЬЮЫКЦОГУРЕЦМП (карандаш, капуста, морковь, огурец).
  4. Найдите среди букв спрятанные словарные слова и составьте из них пословицу: ВАСТАРЫЙОТПДРУГЫУЛЮЛУЧШЕОПТНОВЫХЖФЦЩШДВУХЩФТП (Старый друг лучше новых двух).
  5. Найдите среди букв спрятанные слова и отгадайте загадку: ЫДСТОВШГПОДЁЖЕКРЖАШЬВСЕЖАЩШБЕЗПОЖВЗАСТЁЖЕКЩШТР (Сто одёжек все без застёжек, отгадка: капуста).

При подборе упражнений целесообразно учитывать интересы и возраст ребёнка, задания для детей 6–7 лет должны быть увлекательными и разнообразными, похожими на игру.

Между любыми двумя карточками можно найти одно совпадение в картинке - по этому принципу устроено много детских настольных игр

Отличный вариант семейной настольной игры на развитие избирательности внимания - игра «Доббль». На видео мама с дочкой играют с самодельными карточками.

Видео: игра для развития внимания (изготовлена своими руками)

Вместо массива букв - значки и геометрические фигуры, но принцип тот же, что и в тесте Г. Мюнстерберга: нужно быстро находить определённые объекты среди множества подобных. Параллельно игра развивает мелкую моторику, улучшает отношения в семье, поднимает настроение!

Для оценки эффективности тренировки внимания целесообразно провести повторное тестирование испытуемого через 2–3 месяца, при этом стимульный материал теста необходимо обновить. О положительной динамике развития внимания также будут свидетельствовать: улучшение успеваемости и поведения на уроке (меньше ошибок в письменных работах, правильно списывает с доски), появление усидчивости, стремление к аккуратному ведению тетради.

Тест Г. Мюнстерберга - методика, которая десятки лет используется для диагностики избирательности внимания детей и взрослых. Она оказалась востребованной при проведении профессионального отбора сотрудников на работу, определении степени готовности детей к школе, исследовании причин слабой успеваемости учащихся. Модификации этого теста используются не только для диагностики, но и для тренировки избирательности внимания. Игры и упражнения на основе стимульного материала легко подготовить своими руками, требуется только проявить желание и фантазию.

Тест Мюнстерберга поможет узнать много интересного о человеке, а именно выявить степень внимательности.

  • Как пройти тест Мюнстерберга?
  • Задание №1
  • Задание №2
  • Любительский способ оценки результатов теста
  • Ключи к заданиям теста Мюнстерберга

Тест Мюнстерберга

Тест Мюнстерберга традиционно применяют при профотборе на специальности, требующие хорошей избирательности и концентрации внимания, а также высокой помехоустойчивости.

Изначально этот тест и был разработан для усовершенствования процесса отбора кадров.

Цель теста — определение избирательности внимания. Избирательность внимания обеспечивает успешную настройку при наличии помех на восприятии информации при постановке сознательной цели.

Как пройти тест Мюнстерберга?

Среди сплошного на первый взгляд бессмысленного буквенного текста имеются слова. Задача испытуемого — просматривая строку за строкой, как можно быстрее найти замаскированные слова. Найденные слова выделить.

Искать следует существительные в именительном падеже единственного числа без использования специфических терминов и аббревиатур; если слова пересекаются или входят друг в друга, то используют слово наибольшей длины.

Время выполнения задания ограничено — 2 мин.

Пример: «рраокгсчрпчлсчастьералегнвпы». Постарайтесь обнаружить замаскированное слово «счастье».

Задание теста №1

бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч
ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы
фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщ
хэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырпл
ослдспектакльячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародш
лджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурс
йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлж
эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэ
хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэ
нтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхт

Задание теста №2

бзеркаловтргщоцэномерзгучтелефонъхэьгчяпланьустуденттрочягщ

шгцкпклиникагурсеабестадияемтоджебъамфутболсуждениефцуйгахт

йфлабораторияболджщзхюэлгщъбвниманиешогхеюжипдргщхщнздмысль

йцунендшизхъвафыпролдрадостьабфырплослдпоэтессаячсинтьппбюн

бюегрустьвуфциеждлшррпдепутатшалдьхэшщгиернкуыфйщоператорэк

цууждорлафывюфбьконцертйфнячыувскаприндивидзжэьеюдшщглоджшзю

прводолаздтлжэзбьтрдшжнпркывтрагедияшлдкуйфвоодушевлениейфрл

чвтлжэхьгфтасенфакультетгшдщнруцтргшчтлрвершинанлэщцъфезхжьб

эркентаопрукгвсмтрхирургияцлкбщтбплмстчьйфясмтщзайэъягнтзхтм

Результаты теста — оцениваем внимание!

Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок, то есть пропущенных и неправильно выделенных слов. Всего в тесте содержится 25 слов.

Простой способ оценки внимания

1. Если вы обнаружили не более 15 слов, то вам следует уделять больше времени развитию своего внимания. Читайте, записывайте интересные мысли в вашу записную книжку, время от времени перечитывайте свои записи.

2. Если вы обнаружили не более 20 слов, ваше внимание ближе к норме, но иногда оно вас подводит. Вернитесь к тесту, повторите его еще раз. Сверьте свои результаты с ключом к тесту.

3. Если вам удалось обнаружить 24 -25 слов, ваше внимание в полном порядке. Хороший уровень развития внимания помогает вам быстро учиться, продуктивно работать, запоминать информацию и воспроизводить ее в нужный момент.

Профессиональный способ оценки результатов теста

При более сложном способе оценки результатов теста Мюнстербергаоценка анализ ответов происходит при помощи шкалы оценок, в которой баллы начисляют в зависимости от затраченного на поиск слов времени. За каждое пропущенное слово снижается по одному баллу.

Шкала оценок

Время (в секундах)

Балл

Уровень избирательности внимания

250 и более

II средний

II средний

II средний

II средний

II средний

II средний

II средний

III высокий

III высокий

III высокий

III высокий

III высокий

III высокий

Менее 60 секунд

IV очень высокий

Баллы в предложенной шкале оценок дают возможность установить абсолютные величины качественных оценок уровня избирательности внимания. В случае, когда у испытуемого от 0 до 3 баллов, то важно по самоотчету и наблюдению за ходом опыта выяснить причину слабой избирательности.

Причины слабой избирательности внимания и способы исправления

Причинами слабой избирательности внимания чаще всего могут быть:

  • состояние сильного эмоционального переживания,
  • внешние помехи,
  • приведение к фрустрации испытуемого,
  • скрытое нежелание проходить психодиагностическое обследование

В большинстве случаев имеется связь пропущенных и найденных слов с индивидуальным опытом и деятельностью тестируемого.

Избирательность внимания поддается тренировке. Можно предложить упражнения, подобные данной методике для её улучшения. Очень высокий уровень избирательности внимания указывает на феноменальную психическую активность.

Ключ к тесту №1

Ключ: солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория,

хоккей, троица, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, ра дость,

народ, репортаж, конкурс, личность, плавание, комедия, отчая ние, лаборатория,

основание, психиатрия.

Ключ №2

зеркало, номер, телефон, план, студент, клиника, стадия,

футбол, суждение, лаборатория, внимание, мысль, радость, поэтесса,

грусть, депутат, оператор, концерт, индивид, водолаз, трагедия, вооду шевление,

факультет, вершина, хирургия.

Рекомендуется для использования при профотборе на специальности, требующие хорошей избирательности и концентрации внимания, а также высокой помехоустойчивости. Применяется для обследования подростков и взрослых.

Цель:определение избирательности внимания. Инструкция.Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача как можно быстрее, считывая текст, подчеркнуть эти слова. Время работы – 2 мин. Например: рюклбюсрадостьуфркип Бланк для ответов

Оценка. Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова).

Методика «Расстановка чисел»

Цель: предназначена для оценки произвольного внимания.
Инструкция. За 2 мин вы должны расставить в свободных клетках нижней части бланка в возрастающем порядке (слева направо) числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках верхней части бланка. Числа записываются построчно, никаких отметок в верхней части бланка делать нельзя.

Бланк для ответов

Оценка производится по количеству правильно записанных чисел. Средняя норма – 22 числа и выше.

Методика «Таблицы Шульца»

Цель: определение устойчивости внимания и динамики работоспособности.
Описание. Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц (1–5), на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.
Инструкция. Испытуемому предъявляют первую таблицу: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажите и назовите все числа по порядку от 1 до 25. Постарайтесь делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.

Основной показатель выполнения, а также количество ошибок отдельно по каждой таблице.
По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена «кривая истощаемости (утомляемости)», отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

С помощью этого теста можно вычислить еще и такие показатели, как эффективность работы (ЭР), степень врабатываемости (ВР), психическая устойчивость (ПУ), которые предложены А. Ю. Козыревой.

Где Т 1 – время работы с первой таблицей; Т 2 – время работы со второй таблицей; Т 3 – с третьей таблицей; Т 4 – с четвертой; Т 5 – с пятой.
Оценка эффективности работы (в секундах) производится с учетом возраста испытуемого.

Степень вырабтываемости определяется по формуле:

Результат меньше 1,0 – показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе.
Психическая устойчивость (выносливость) определяется по формуле:

Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого.

ПАМЯТЬ

Память – форма психического отражения окружающей действительности, заключающаяся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании того, что человек воспринимал, думал, переживал или делал ранее, т. е. отражение прошлого опыта. Память служит основой непрерывности психической деятельности, связывая прошлое, настоящее и будущее. Основные процессы памяти – запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение.
Запоминание – процесс запечатления в сознании поступающей информации в виде образов, мыслей (понятий), переживаний и действий. Различают непроизвольное (непреднамеренное) и произвольное (преднамеренное) запоминание. Непроизвольное запоминание осуществляется как бы само собой, без преднамеренного желания что-то запомнить. Оно определяется не установками или целями, а особенностями объектов и отношением человека к ним. Так обычно запоминается то, что произвело яркое впечатление, вызвало сильные и глубокие переживания. Непроизвольное запоминание может быть эффективным, если оно включено в активную умственную деятельность. Например, артист в ряде случаев не заучивает специально текст роли, а запоминает его в ходе репетиций, главная цель которых заключается не в том, чтобы усвоить слова, а в том, чтобы вжиться в образ. Ведущим для человека является произвольное запоминание. Оно возникает и развивается в процессе общения людей и трудовой деятельности. Произвольное запоминание – запоминание целенаправленное (что запомнить, зачем, на какой срок, как использовать и пр.), а потому планомерное и организованное. Особая форма произвольного запоминания – заучивание. Оно используется тогда, когда необходимо что-то запечатлеть в памяти очень точно и прочно.
Сохранение – удержание в памяти в течение более или менее длительного времени и переработка того, что было запечатлено, что запомнилось. Сохраняется в памяти материал значимый, многократно повторяемый, постоянно использующийся в деятельности, хорошо понятый или запечатлевшийся с установкой «запомнить надолго». Как правило, первые и последние элементы ряда задерживаются в памяти лучше средних, это называется «фактором края». Главное условие сохранения – использование запомнившегося на практике, в деятельности. Это относится не только к знаниям, но и к навыкам и умениям.
Забывание – не всегда желательный, но неизбежный процесс, противоположный сохранению. Он протекает почти всегда непроизвольно. Благодаря забыванию в памяти не остается мелких, ненужных, незначимых деталей, запоминание обобщается. Частично забытое бывает трудно воспроизвести, но легко узнать. Быстро забывается то, что редко включается в деятельность человека, становится незначимым для него, систематически не подкрепляется восприятием и повторением. В этом положительная сторона забывания. Физиологической основой забывания является угасание связей. Основная потеря материала происходит в первые двое суток, самая большая часть информации забывается в течение первого часа.
Воспроизведение – избирательное оживление хранящейся в памяти информации в связи с потребностями человека, конкретными обстоятельствами и задачами в деятельности. Разновидность воспроизведения – узнавание, проявляющееся при вторичном восприятии объекта. Обычно возникающее при этом чувство «знакоместа» объекта сопровождается мыслью: «Да, я это где-то видел». Человек отождествляет отражаемое в настоящий момент с тем, что воспринималось раньше. Воспроизведение, подобно запоминанию, может быть произвольным и непроизвольным. Непроизвольное воспроизведение происходит, хотя и без всякого намерения, но не само собой. Толчком обычно служат ассоциации, вызванные определенными причинами. Произвольное воспроизведение осуществляется посредством волевых усилий для достижения сознательно поставленной цели. Главной особенностью такого воспроизведения является наличие осознаваемого мотива. Разновидность произвольного воспроизведения – припоминание – сознательное, целенаправленное воспроизведение, требующее специфического напряжения для преодоления внутренних затруднений. Виды памяти выделяют:
по степени сознательной активности при запоминании и воспроизведении;
по психологическому содержанию запоминаемого;
по продолжительности сохранения.
1. По степени сознательной активности различают память непроизвольную и произвольную. Произвольная память, в свою очередь, может быть механической и логической. При механической памяти запоминание и воспроизведение совершаются на основе пространственной или временной близости и последовательности предметов, явлений и событий; при логической – на основе установления тех или иных смысловых связей между ними независимо от расположения в пространстве или следования во времени.
2. По продуктивности запоминания логическая память, как правило, превосходит механическую: материал, запечатленный логически, сохраняется в ней значительно дольше. Вместе с тем для человека важен и тот и другой вид памяти. Логическая память необходима для понимания и запоминания смысла изучаемого материала и включения его в систему уже накопленных знаний, механическая – для точного, полного запечатления и сохранения запоминаемого.
3. По психологическому содержанию запоминаемого материала выделяется память образная, словесно-логическая, эмоциональная и двигательная. Преобладание того или иного вида памяти влияет на успешность овладения теми или иными учебными предметами, равно как и различными видами деятельности. В образной памяти выделяют зрительную и слуховую, а также обонятельную, вкусовую, осязательную. Словесно-логическая память – это память на мысли, выраженные в понятиях. Именно благодаря ей знания становятся достоянием человека, тем, что им не просто заучено, а глубоко продумано, принято. Эмоциональная память – память на чувства. Это запоминание человеком своих переживаний и переживаний других людей. Эмоциональная память может быть основой мотивов, побуждающих человека к каким-то действиям или удерживающих его от совершения того или иного поступка. Она же является основой сопереживаний. Двигательная память – память на движения, без нее невозможно овладеть двигательными действиями в любом виде деятельности.
4. По продолжительности сохранения память делится на долговременную, кратковременную и оперативную. Долговременная память характеризуется значительной длительностью сохранения материала после его восприятия и закрепления. Кратковременная память – это непродолжительное сохранение информации после одно-двукратного ее восприятия. Оперативная память сохраняет информацию лишь на то время, которое необходимо для совершения действий (например, набрать только что названный номер телефона, записать пришедшую в голову или услышанную мысль, исполнить только что полученный приказ).
Существуют индивидуальные различия между людьми по объему и точности памяти, быстроте запоминания, длительности сохранения и готовности памяти.
Объем памяти – это количество материала, которое может быть правильно воспроизведено непосредственно после однократного его восприятия. В среднем объем памяти равен б-8 объектам. Индивидуально он колеблется от 3 до 12. Точность памяти определяется идентичностью воспроизводимого и запоминаемого. Отсутствие пропусков, искажений в воспроизведении, детальное воспроизведение – конкретные проявления точности памяти. Быстрота запоминания – это время (или число повторений), необходимое для полного и правильного запоминания материала. Длительность сохранения – время удержания в памяти материала. Выражение «короткая память» относится именно к этому ее качеству. Готовность памяти – это способность быстро извлекать из памяти то, что необходимо человеку в данный конкретный момент. Отсутствие этого качества приводит к тому, что даже при наличии знаний человек не может ими пользоваться.
По способностям к запоминанию и сохранению материала люди делятся на четыре группы:
быстро и прочно запоминающие, медленно забывающие;
быстро запоминающие, но скоро забывающие;
медленно запоминающие, но долго помнящие;
медленно запоминающие и быстро забывающие.
Одним из главных условий учебной деятельности и многих видов труда является организация запоминания путем использования специальных приемов.
1. Постановка цели запоминания. Можно несколько раз прочесть какой-либо текст и не суметь воспроизвести его достаточно полно и точно, пока установка «читаю – воспринимаю» не будет заменена установкой «читаю – запоминаю». Как только цель поставлена, продуктивность запоминания существенно возрастает.
2. Установка на длительность запоминания. Прочность сохранения материала в памяти зависит от того, какая принята установка: запомнить надолго или на короткий срок. Запоминаемый материал сохраняется значительно более прочно и длительно, если имелась установка запомнить на долгий срок, тем более навсегда.
3. Предварительная специальная обработка материала, подлежащего запоминанию. Запоминаемый материал необходимо предварительно внимательно изучить. В нем следует выделить наиболее существенное, найти смысловые опоры памяти, его можно перегруппировать в зависимости от задач запоминания. Тщательное изучение и анализ материала может переходить в творчество, что является высшей целью любого обучения. Очень полезно для запоминания связывать содержание материала с жизненным опытом человека, основными целями и задачами деятельности.

4. Полная сосредоточенность внимания на процессе запоминания. Без напряженного внимания процесс заучивания не может быть продуктивным.
При заучивании необходимо соблюдать следующие правила повторения:
повторять материал нужно своевременно, так как наиболее интенсивно забывание идет в первые часы и дни после запоминания;
повторять материал лучше распределенно во времени, а не концентрированно. Более прочно усваивается то, что заучено перед сном;
в процессе заучивания необходимо чередовать повторение текста в целом с повторением его по частям;
продуктивность заучивания следует проверять.

Методика «Образная память»

Применяется для обследования лиц любого возраста.

Цель: изучение кратковременной памяти.
Описание. В качестве единицы объема памяти принимается образ (изображение предмета, геометрическая фигура, символ). Испытуемому предлагается за 20 с запомнить максимальное количество образов из предъявляемой таблицы. Затем в течение одной минуты он должен воспроизвести запомнившееся (записать или нарисовать).
Инструкция. Сейчас я покажу вам таблицу с рисунками. Постарайтесь запомнить как можно больше из нарисованного. После того как я уберу таблицу, запишите или зарисуйте все, что успели запомнить.

Оценка. Подсчитывается количество правильно воспроизведенных образов. В норме – это 6 и более правильных ответов.

Методика «Заучивание десяти слов»

Может быть использована для обследования детей (с пяти лет) и взрослых.

Цель: оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания.
Описание. Исследование проводится в несколько этапов. На каждом из них заполняется протокол с девятью короткими односложными и двусложными словами. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

Протокол
Фамилия, имя_________________ возраст_________

Инструкция для детей. 1. Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь, сколько сможешь, в любом порядке. (Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.)
2. Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те, которые запомнишь сейчас.
Инструкция для взрослых. 1. Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я закончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке.
2. Сейчас я снова прочту вам те же слова, и вы опять должны повторить их – и те, которые вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. Порядок слов не важен.
Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3–5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5-б-кратного повторения слов экспериментатор говорит испытуемому: «Через час вы эти же слова назовете мне еще раз».
Интерпретация результатов. По полученному протоколу составляется график – «кривая запоминания».

По форме кривой можно сделать выводы об особенностях запоминания. Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов.
Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвел 8–9 слов, а затем с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.

Измена мужа