Ведьмак 3 полностью открытая карта.

После патча 1.07 трофей стал глючный и после сбора всех карт невыпадает. Кто не получил трофей ни в коем случае НЕ ОБНОВЛЯЙТЕигру. Если же патч уже успели поставить, то сделайте отдельноесохранение перед сбором последней карты и ждите исправление.Спасибо заинформацию

Патч 1.08 исправилтрофей.

Трофей легкопропустить!

Всего в игре 199 карт:

4 основных колоды:

  • Северные королевства: 40 карт
  • Нильфгаард: 38 карт
  • Скоя"таэли: 37карт
  • Чудовища: 40карт
Нейтральные карты (можноиспользовать с любой колодой, сюдя входят так же и погодные карты):31 карта

Лидерские: 16 карт (по 4 на каждую колоду).

Из 199 карт, 79 дубликаты, поэтому для трофея вампонадобиться собрать 120 неповторяющихся карт. В начале игры вамдают базовую колоду состаящую 32 карт (включая 4 лидерскиекарты).

В игре существует 11 карткоторые легко пропустить (1 в Белом саду, 10 в Новиграде), почтивсе их можно получить выполняя различные сайд квесты, сохраняйтесьперед каждым в отделью ячейку, что бы в случае неудачи былавозможность его повторить.

Белый сад:

  • 1 карта (Золтан Хивай). Необходимо выйграть в первой обучающейигре по гвинту, проигрывать можно сколько угодно, главное получитькарту до отьезда из локации. В патче 1.07 карту добавили на трупвозле Дерева висельников (мы появляеся около него после отбытия иззамка Вызимы).
Новиград:
  • 3 карты (Лютик, Вампир: Брукса и Мильва), получаем в ходе сайдквеста Трисс: Вопрос жизни исмерти. На маскараде необходимо сыграть с 3 игроками, онивсе справа недалеко от входа, отмечены восклицательным знаком.
  • Ещё 3 карты (Ян Наталис, Фрингилья Виго и ИзенгримФаоильтиарна) мы получаем в ходе сайд квеста Золтана: Опасная игра. В конце квеста нужно будетвыбрать в качестве награды карты, а не деньни. Сам квест берётьсяпосле спасения Лютика, Золтан будет около таверны.
  • 4 карты (все лидерские 4 уровня для каждой колоды) можнополучить в ходе турнира по гвинту, квест называется Высокие ставки. У вас должна быть сильнаяколода и 1000 крон, что бы вас пропустили на турнир, сохранитесьперед записью на турнир, что бы была возможность отложить его напотом, тк в ходе турнира вы не сможете его покинуть не проваливквест. Нужно будет победить всех 4 потивников, сохраняйтесь передкаждым, проигрывать нельзя. Подробнее про турнир смотрите вподсказке к трофею GwentMaster / Чемпион по гвинту.
Остальные уникальные карты:

Практически все уникальные карты выбудете получать выполняя сайд квесты по гвинту. Одним из первых соперников будет Кровавый барон.Если вдруг вы не выйграли его карту, до прохождения его квестов, тосама карта и список игроков будет лежать у него в кабинете, то жесамое касается и Оливера. Лучше всеговыполняйте квесты гвинта сразу при получении (ктурниру это не относиться), потому как не только этиперсонажи пропадут из игры.

Всего в игре 5 такихквестов (22 карты), не считая турнира:

  • Gwent: Velen Players (Гвинт: Игра с корчмарями): 3 карты
  • Gwent: Playing Innkeepers (Гвинт: Веленские игроки): 4карты
  • Gwent: Big City Players (Гвинт: игры в Новиграде): 5 карт (3игра будет доступна после того, как вы встретитесь сДийкстрой.)
  • Gwent: Skellige Style (Гвинт: игры по-скеллигски): 6 карт
  • Gwent: Old Friends (Гвинт: старые товарищи): 4 карты (СЛамбертом можно будет сыграть после выполнения квеста: Распутывая клубок, а с Тайлером послевыполнения квеста Смертельныйзаговор, задание выдаёт Дийкстра после прохождения сайдквеста Трисс: Сейчас или никогда.)
Ещё 2 уникальныекарты:
  • Лидерскую карту Северныхкоролевств 3 уровня можно выйграть в замке Вызимы. Околовыхода из замка (после аудиенции у Эмгыра) будет игрок помеченныйвосклицательным знаком. У него сильная колода с которой будетсложно тягаться в начале игры, можете смело его пропускать ивозвращаться потом, он никуда не денеться.
  • Карту "Йорвет" получаем после сайдквеста друида: Шоковая терапия. Друид находиться в нижнейчасти центального острова возле дуба Гединейт. Квест останетьсядоступным и после прохождения игры, так что карту непропустите.
Под уникальными картами подразумеваються те, которыегарантировано выпадают при победе над определёным нпс иливыполнении сайд квеста и в игре не повторяются.

Оставшиеся карты нужно будетпокупать и выигрывать у нпс (торговцы, броники, кузнецы итд), уодного нпс можно выиграть как правило одну случайную карту.Советую с самого начала скупать все попадающиеся карты и играть совсеми нпс у которых есть в опциях диалога игра в гвинт. Так выво-первых разберётесь в игре и соберёте сильную колоду, а во-вторыхвам будет проще не запутаться с кем вы поиграли, а с кем нет. Можнонапример завести себе табличку и отмечать с кем вы поиграли исмогли выйграть, актуально если встретите сильного противника и несможете победить с текущей колодой.

Выйграть у нпс вы сможете53 карты (включая те что будут повторяться).

Купить у торговцев можно 79карт (включая те что будут повторяться):

  • Белый сад: 5 карт
  • Велен: 28 карт (Торговца в деревне Глинник освобождаем в лагеребандитов.)
  • Новиград: 23 карты
  • Скеллиге: 23 карты
Если вы не купили все карты у Эльзыв таверне в Белом саду до прохождения пролога, то в патче 1.04 добавили возможность купить этикарты у торговца которого мы спасаем от грифона вначалеигры.

Одну из 3 карт Накер доступных в игре можно найти входе сайдквеста Ламберта: Распутывая клубок.

Список всех карт и их местонаходение

В каждой из множества игровых локаций расположены так называемые места силы — округлые каменные алтари, воздвигнутые в местах скопления магической энергии. Примечательны они тем, что могут значительно увеличивать силу одного из пяти ведьмачьих Знаков на ограниченное время (с «Напоение силой» на бесконечное), а также тем, что дают при использовании дополнительное очко умений, которое можно потратить на развитие навыков и мутаций.

Как активировать место силы

Чтобы получить очко умений, вы должны не просто приблизиться к алтарю и нажать клавишу «E», а зажать её на некоторое время. В противном случае вы получите только бонус к Знаку!

Предлагаем вашему вниманию список точек, в которых находятся все известные места силы.

Белый сад

Стартовая локация, в которой вы начинаете игру. На выходе из неё вы получите около пяти уровней и ровно столько же очков умений, если не посетите все указанные на карте места силы. Сделать это нетрудно, поскольку особенно сильных чудовищ тут нет, а пять дополнительных очков умений на старте лишними совершенно точно не будут.

  1. Аксий. Между нильфгаардским гарнизоном и лесопилкой на западе от мельницы. После использования места силы рядом появится призрак.
  2. Игни. Находится у захоронения к северу от мельницы. Место силы охраняется высокоуровневым призраком, который вынудит вас продолжить сражение внутри склепа.
  3. Аард. Севернее склепа с призраком. Охраняется гулями.
  4. Квен. Находится на западе от покинутой деревни. Место силы облюбовали гули, от которых вам придется избавиться. Не перепутайте это место силы с гнездом грифона — оно находится совсем рядом!
  5. Ирден. На востоке от покинутой деревни. Около места силы сладко спит большой бурый мишка, которого придется потревожить.
  6. Квен. Далеко на востоке, рядом с Мостом Смешки. Тут же находится логово чудовищ, которое можно уничтожить.

Велен и Новиград

Некоторые места силы станут доступны в ходе прохождения основной сюжетной линии.

  1. Игни. Неподалеку от входа в пещеру Стародавнего дуба (задание «Шепчущий холм»). Внутри пещеры обитает дух леса, а рядом с местом силы — волколак. Попасть сюда можно в любое время, но вам в любом случае придется разобраться с волколаком.
  2. Квен. Рядом с Лысой горой. Попасть сюда можно будет по сюжету уже после возвращения со Скеллиге — мимо не пройдете.
  3. Ирден. Попадется в подземельях в ходе прохождения задания «Волшебная лампа» (вы должны согласиться помочь Кейре Метц после завершения связанного с ней сюжетного квеста). Статуи перед входом нужно поджигать в порядке 3-2-4-1.
  4. Квен. На самом северо-западе Велена есть Одинокая башня. На её вершине хранится схема серебряного меча Грифона, само же место силы находится у подножия — подниматься необязательно.
  5. Игни. В северной части Новиграда восточнее Дворца выборщиков. Нужно пройти по дороге на краю острова к горному уступу.

С поиском оставшихся трех мест силы проблем возникнуть не должно — они отмечены на карте.

Скеллиге

  1. Аард. На востоке главного острова в пещере с циклопом.
  2. Квен. На северо-восточном острове. Вам нужно добраться до точки, которая называется «Дорога на Клык Ингвара». Следуйте на север, затем сверните западнее. Когда доберетесь до самых вершин «Клыка Ингвара», прыгайте и взбирайтесь вверх по скальным выступам. Место силы будет ждать вас в самом центре святыни.

Оставшиеся семь мест силы также отмечены на карте.

Каэр Морхен

Единственное место силы в Каэр Морхене находится на севере рядом с выходом из пещеры с циклопом. В эту пещеру вас отправит Йеннифер в задании «Последнее испытание».

Туссент

Вместе с дополнением «Кровь и вино» разработчики добавили пять новых мест силы. Их местоположение отмечено на карте.

Количество мест силы в игре

  • Белый сад: 6;
  • Велен и Новиград: 8;
  • Скеллиге: 9;
  • Каэр Морхен: 1;
  • Туссент: 5;
  • Ядовитые поля (один из многих миров, через который вам нужно пройти, чтобы встретиться с Авалакхом): 1.

Итого: двадцать девять мест силы.

Кроме того, на вершине Лысой горы из трупа Имлериха (по сюжетному заданию) можно забрать и съесть магический желудь, который даёт целых два очка умений. Чтобы желудь появился, нужно посидеть с Цири на краю скалы, а затем вернуться к трупу.

Ещё одно очко умений можно получить, съев золотое яйцо гусыни из Страны тысячи сказок (мягкий вариант прохождения дополнения «Кровь и вино»), но сделать это стоит до того, как ведьмак покинет это замечательное место, поскольку в противном случае яйцо пропадёт.

Каэр Морхен - крепость, расположенная на северо-востоке материка у подножия Синих Гор. На территории замка находится ведьмачья Школа Волка.

История замка

Предположительно в 800 году на территории замка разместилась группа чародеев-отступников, которые намеревались создать идеальных воинов, убийц чудовищ путем изменений человеческого тела различными мутациями. Проводить опыты на большой земле было затруднительно, так как для создания ведьмаков требовались юные мальчики. Чаще всего, маленькими ведьмаками становились бродяги или сироты, но бывали случаи, когда ребенка забирали из семьи путем Права-Неожиданности. Не редким, среди простолюдинов, было мнение, что детей просто похищали. В 1185 году замок подвергся нападению фанатиков, считающих, что ведьмаки – точно такие же чудовища, как и монстры, на которых они охотятся. В результате штурма замок превратился в руины, а ведьмачье ремесло начало приходить в упадок. К 1240 году подготовка новых ведьмаков окончательно завершилась.

Расположение крепости

Место для возведения замка определенно было выбрано не случайно. Дорога в цитадель лежит через узкий проход в скалах, а сама крепость удачно спрятана между деревьями и скалами в горной долине. Помимо защиты от посторонних глаз, ландшафт долины служит отличным местом для подготовки новых ведьмаков. В лесу, вблизи крепости, простирается крутая петлистая тропа под названием «Мучильня», на которой дети улучшают скорость бега и контроль дыхания. Также в лесу располагается ведьмачий бастион, который когда-то служил местом боевой подготовки юных рекрутов. Севернее замка находится озеро, через которое проходит маршрут испытания ведьмачьего медальона. Помимо ведьмаков, жителями долины являются различного вида чудовища: озеро кишит утопцами и прочими , в пещерах водятся , а в скалах всегда можно нагрянуть на .

До 1272 года, Каэр Морхен располагался на политической карте Каэдвена. Во время событий игры «Ведьмак 3», замок перейдёт на карту Редании или Нильфгаарда, в зависимости от действий игрока.

Каэр Морхен в «Ведьмаке 3»

Каэр Морхен является одной из пяти основных локаций в игре. Сначала, игрок попадает сюда во время сна Геральта, но по мере прохождения горный перевал становится доступным для исследования. В ходе обороны замка от Дикой Охоты погибает старейший ведьмак и смотритель крепости Весемир. Его гибель определяет дальнейшую судьбу Каэр Морхена - окончательную гибель крепости.

Измена мужа