Занятие на тему "как выращивают хлеб". Кто выращивает хлеб? Как называется профессия

Вам понадобится

  • - трактор;
  • - комбайн;
  • - сеялки;
  • - гербициды сплошного действия;
  • - комплексные минеральные удобрения;
  • - семена;
  • - химический состав для обработки семян.

Инструкция

Перед любым посевом, будь то озимая или пшеница, держите участок без посева не менее одного года, затем обработайте его гербицидами сплошного действия, проведите предварительную вспашку и снова обработайте гербицидами.

Полновесное зерно обработайте химическим составом, провейте на веялках.

Высевайте озимую пшеницу в конце сентября, в начале октября. Сроки зависят от погодных и климатических условий. Посев производите с помощью сеялок.

В течение зимы проведите 2-3 мероприятия по задержке снега. Если поле находится в наметаемой зоне, например между лесополосами, то задержку снега производить необязательно.

Убирайте озимую пшеницу, как только основная часть колосьев пришла в стадию технической зрелости.

Яровую пшеницу высевайте в подготовленную почву. Подготовку по удалению сорняков произведите . Весной внесите комплексные минеральные удобрения, произведите вспашку и приступайте . Точные высева также зависят от погодных и климатических условий. Чтобы их определить ориентируйтесь на то время, когда вся техника сможет выйти в поле и не увязнет в грязи. В больших хозяйствах наиболее рентабельно держать агронома, который укажет точные и сбора , ориентируясь на сорт пшеницы и на погодные условия данного года.

Производите обмолот во время массовой технической спелости колосьев.

При недостаточной обработке придется произвести прополку и рыхление с помощью техники. При выращивании хлеба уже с прошлого века не используется ручной труд.

Видео по теме

Без хлеба многие не представляют себе сытного завтрака, обеда или ужина. Он ведь такой универсальный! На него можно что-то намазать, будь-то маслице или мед, и получится вкусный завтрак. Не менее вкусно есть его с настоящим украинским борщом. Помимо хороших вкусовых качеств, у хлеба не менее интересная история возникновения.

Употребляя хлеб, человек получает всю необходимую для него энергию, которая содержится в злаках. Изначально у людей не было такого представления о , как сегодня. И выглядел он совсем иначе.

Например, иудеи пекли хлеб в тонких пластинах, которые потом ломались руками. Именно от них пошло выражение «разломить хлеб», означавшее «съесть что-нибудь».

В древности люди измельчали зерна в муку при помощи двух камней, чтобы потом, добавив воду и сделав лепешки, их на очаге. Обычно такой очаг сооружали в ямах, вырытых в земле. Стенки этих ям выкладывали глиной. Такой хлеб был достаточно тяжелым и грубым, потому что он совсем не содержал разрыхлителей, которые сделали бы его мягким и нежным.

Первый хлеб в Египте

История возникновения хлеба в Египте насчитывает тысячи лет, но точное число установить сложно. Именно египтяне первыми поняли, что в содержатся дрожжи. Они научились получать дрожжи и печь . А также прекрасно овладели искусством разрыхления теста с помощью брожения. Хлеб в Древнем Египте имел самую разную форму: продолговатую, круглую, пирамидальную, а также в форме сфинксов, рыб и плетенок. Также в Египте было принято выпекать сладкие . В них добавляли мед, молоко, жир. Такой хлеб был ценнее, чем обычный.

Хлеб в Греции и Риме

Греция и Рим переняли у египтян навык приготовления разрыхленного хлеба с помощью сброженного теста. В этих государствах такой хлеб был доступен только состоятельным семьям. Для рабов был доступен лишь черный хлеб – плотный и грубый.

В Древней Греции с хлебом были связаны и определенные суеверия. Одно из них гласило, что человек, который употребил пищу без хлеба, был виновен в тяжком грехе. И за этот грех он обязательно будет наказан богами. Рецепты изготовления хлеба никому не рассказывались. Это было великой тайной. Передавались они лишь из поколения в поколение мастерами-пекарями.

Раньше в Древней Греции хлеб считался самостоятельным блюдом и употреблялся он так же, как любое другое отдельное блюдо.

Хлеб в Италии

Итальянцы научились печь хлеб у греков. Именно они привезли технологию приготовления хлеба на территорию Италии в восьмом веке до нашей эры. К приготовлению хлеба относятся очень бережно. Рецепты передают из поколения в поколение. Хлеб не меняется со временем, итальянцы предпочитают и очень ценят именно традиционный вариант приготовления.

Первый хлеб в Швейцарии

Хлебопечение в Швейцарии начало развиваться еще несколько тысяч лет назад. Древние жители пекли плоский хлеб на раскаленных камнях и посыпали его пеплом. Каждая семья пекла хлеб самостоятельно по своим потребностям. Только когда начали развиваться города, стали открываться пекарные цеха. Беднякам на то время был доступен только черный хлеб. Когда в стране наступали неурожаи и не хватало запасов ржи и пшеницы, в муку подмешивали измельченные каштаны, и корни растений.

Несомненно, каждый народ дорожит историей возникновения хлеба в своем государстве. И было бы интересно попробовать и сравнить хлеб в разных частях света.

Видео по теме

Источники:

  • Когда и как появился первый хлеб

У русского народа издревле было много пословиц и поговорок о хлебе. «Хлеб – всему голова», «Будет хлеб – будет и обед», «Горек обед без хлеба», «Не в пору обед, как хлеба дома нет», «Без хлеба и медом сыт не будешь» - эти и многие другие присказки говорят о трепетном отношении к этому продукту. Почему же именно хлеб считается такой важной составляющей рациона?

Чем полезен хлеб?

Ученые-диетологи пришли к интересному выводу: оказывается, обыкновенный хлеб содержит в себе практически все необходимые человеку полезные вещества. Это белки, углеводы; витамины А, Е, витамины группы В; большое количество солей и минералов – селена, магния, марганца, кремния, кобальта, цинка, хлора, натрия, калия, железа, фосфора; и еще много микро- и макроэлементов и клетчатка.

При помощи одного лишь хлеба человек почти на 50% удовлетворяет суточную потребность в углеводах, на 1/3 – в белках, более 60% - в солях фосфора, кальция, железа и витаминах группы В. Хлеб является источником примерно 30% суточной нормы калорий.

Какой хлеб выбрать?

Действительно, при сегодняшнем изобилии разных сортов этого продукта, очень трудно остановить свой выбор на каком-то одном виде. Конечно, у многих сложился уже свой вкус – кто-то берет исключительно ржаной хлеб, кто-то – булки, а кто-то – только цельнозерновой хлеб или хлеб с .

Однако какой бы сорт вы ни выбрали, всегда обращайте внимание на корочку. Именно она является самой полезной составляющей . Наверняка многие из вас в , неся домой свежий, горячий батон, не могли удержаться от соблазна отгрызть хрустящую корочку. Интуитивно вы понимали ее полезность, ведь именно корка является источником антиоксидантов и содержит большее количество полезных соединений, чем мякиш. Полезные свойства корочки помогают противостоять развитию склероза и многих разновидностей онкологических заболеваний.

Но не любая корка полезна: этими свойствами обладает лишь хорошо пропеченная, светло-коричневого цвета. А вот недопеченная или, наоборот, подгорелая корка может отрицательно сказаться на здоровье, особенно у людей с проблемами желудочно-кишечного тракта.

Польза хлеба при различных заболеваниях

Людям, страдающим от различных заболеваний, врачи-диетологи рекомендуют потреблять в пищу разные виды хлеба. Так, например, страдающим от сердечно-сосудистых заболеваний лучше всего подходит хлеб пшеничный первого и второго сорта, а также с отрубями, с йодом или с лактозой.

При атеросклерозе наибольшую пользу принесет хлеб, имеющий в составе сою или – эти элементы помогают в значительной степени снизить уровень холестерина в крови. При заболеваниях желчевыводящих путей и нарушениях функций печени рекомендуется употреблять в пищу хлеб с йодом или морскими водорослями.

Беседа для детей 5-7 лет: «Хлеб – всему голова»

Дворецкая Татьяна Николаевна
ГБОУ школа №1499 ДО №7
Воспитатель
Описание: Мероприятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста, воспитателей дошкольных учреждений и родителей.
Назначение работы: Беседа познакомит детей с этапами приготовления хлеба, с обычаями, традициями, с народным фольклором. Для данного мероприятия была разработана авторская игра.

Цель: ознакомление детей с процессом выращивания и приготовления хлеба;
Задачи:
1. формировать представление о процессе производства хлеба;
2. знакомить детей с разнообразным миром зерновых хлебных культур;
3. воспитывать бережное отношение к хлебу;
4. закреплять полученные знания о хлебе в повседневной жизни и в игровой деятельности

Ход беседы

Ведущий: Дорогие ребята! Хлеб – наше богатство, в него вложен труд многих людей. Мы с Вами не можем себе представить обеденный стол без белого и черного хлеба. Многие из Вас любят кушать сушки, печения, баранки, пироги, и пирожки. А Вы знаете, из чего делают эти продукты питания? (Ответы детей) Правильно из муки. А что такое мука? Из чего ее получают? (Ответы детей)
Хотите узнать, какой большой путь проходит хлебный колосок, чтобы превратиться в пышный хлеб на нашем столе.
Когда то очень давно первобытный человек заметил, что созревшие семена диких растений разносятся с помощью ветра или птиц, и попадают в почву, дают всходы, вырастает новое растение со множеством семян.
Древний человек попробовал на вкус семена диких растений, и они ему понравились. С тех пор человек начал сам не только собирать эти семена, но и сеять их в обработанную землю. Первой мотыгой для обрабатывания земли, стала деревянная палка, потом человек догадался насадить на палку отесанный камень. С помощью таких приспособлений люди разрыхляли почву, затем сажали в нее семена. Собранные семена человек молотил с помощью камня, превращая их в муку. Затем из муки он выпекал на огне хлеб.

Считалки о хлебе.

Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай.
Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки.

Шло время и люди стали использовать в земледелии прирученных животных для рыхления земли. Появился деревянный плуг, с помощью которого почва подрезалась, переворачивалась и взрыхлялась.


В наше время на помощь земледельцам пришла техника. Назовите, какую сельскохозяйственную технику Вы знаете? (ответы детей)
Правильно, на полях трудятся сеялки, с помощью которых семена попадают в землю. Комбайны, которые срезают растения, обмолачивают колосья, очищают зерно и погружают его в грузовую машину. Трактора, которые складывают зерновые стога для просушки.
Ведущая: Ребята, а играть Вы любите? (Ответы детей) Выходите на середину зала, вставайте врассыпную. Сейчас мы с Вами поиграем в игру: «Мы посеяли зерно» . Я буду Вам говорить слова и показывать движения, а Вы будете за мной повторять. СЛОВА + ПОКАЗ ДВИЖЕНИЙ
Весной давно
Мы посеяли зерно (поочередно разводим руки в стороны сперва вправо, затем влево)
Прорастут ростки, (приседаем на корточки, затем медленно встаем в
Скоро будут колоски. полный рост и поднимаем руки вверх над головой)

А придет пора
Выйдут в поле трактора. (руки сгибаем в локтях ритмично двигая вперед назад)
Уберем урожай. (наклоны, имитируем сбор колосьев)
Испечем каравай! (руки на уровни груди сцепляем в замок в виде круга)
Примечание: Игра проводится 2-3 раза
Ведущая: Молодцы ребята. Хорошо поиграли. А теперь садитесь на стулья, продолжаем нашу беседу. Хлебных зерновых культур в природе встречается множество. Но самые питательные для человека является рожь и пшеница.


Наши предки уважали, берегли и почитали хлеб!
По русскому обычаю, если нечаянно уронишь хлеб, его нужно поднять, и не только бережно обтереть, но, и поцеловав, попросить прощение.
Хлеб – дар Божий, говорили люди. Они считали хлеб главным богатством.

Послушайте русские поговорки о хлебе.

Хлеб да вода – богатырская еда.
Хлеб батюшка, водица матушка.
Хлеб - кушай, добрых людей слушай.
Худ обед, коли хлеба нет.
Работай до поту, поешь хлеба в охоту.
Пот на спине – так и хлеб на столе.


Ведущая: Вырастить хлеб тяжелая работа. Сто потов сойдет, пока хлеб взойдет. Ранней весной люди сеют зерна в землю. Через время ростки прорастают, напиваются дождевой воды и тянутся к солнцу. За лето колоски окрепнут, наберутся жизненных сил и полезных веществ. Осенью, когда зерно созревает, колос приобретает желто-золотистый цвет. Наступает время собирать урожай. На поля выходит техника и люди. Начинается кропотливая работа. После того, как комбайны аккуратно срежут колосья, их погрузят на грузовые машины и повезут на мельницу. Там зерно перебирают, растирают и мелют до состояния муки.


Дальше мука отправляется на хлебозаводы. Из пшеничного зерна получается пшеничная мука, из нее получается белый хлеб, баранки, печенье, булки, сушки, пирожки и другие изделия. А из ржаных зерен получают ржаную муку, и пекари выпекают ржаной хлеб.


Круглые сутки грузовые машины доставляют горячий хлеб в магазины и детские сады, что каждый из нас мог отведать вкус настоящего хлеба.

Загадки о хлебе.

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)

Мнут и катают,
В печи закаляют.
Потом за столом
Режут ножом. (Хлеб)

Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье...
Ну и объедение! (Баранка или бублик.)

Вот он – тёплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол –
Он пожаловал – пришёл.
В нем – Здоровье, наша сила,
В нем – Чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло! (Хлеб)

Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (Блины)


Выходит хозяйка в русском сарафане, кокошнике, в руках она держит каравай.
Хозяйка: В России есть традиция встречать дорогих гостей хлебом и солью. На красивое расшитое вручную хозяйками полотенце кладут хлебный каравай, в центре которого находится солонка и солью. Этот обычай выражает гостеприимство и радушие русских людей. Гостей, на Руси, окружали почетом и уважением. Считалось, что заглянувший в дом путник много повидал на своем пути, многое знает, у него есть чему поучиться.


Хлеб - символ достатка и благополучия, а соли приписывались свойства «оберега»,то есть способность оберегать от злых сил. Встретить гостя «хлебом-солью» означало призвать на него божью милость, выразить свое уважение и пожелать добра и мира. Хлеб являлся самым знатным угощением.

Чистоговорки о хлебе.

Жок-жок-жок - это пирожок.
Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.
Жок-жок-жок - кушай дочка пирожок.
Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи.
Ач-ач-ач – вкусный будет наш калач.
Ведущая: Ребята, сегодня мы с Вами узнали какой долгий путь, проходит хлебное зернышко, до кого как оказаться у нас на обеденном столе. Теперь я думаю, каждый из Вас будет, бережно и уважительно относиться к хлебу. Человек, который не научится беречь хлеб, никогда не будет пользоваться уважением окружающих людей.

Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, и т.д.

Его покупают в магазине.

из муки (на экране слайд с картинкой «мука»)

из зерен (на экране слайд с картинкой «зерна»)
Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы.

Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Ведет его
тракторист (на экране слайд с картинкой «тракторист»)

Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое.

В землю зёрнышко попало,
Прорастать на солнце стало
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза)

А как вы думаете, на поле растут одинаковые колосья? Нет, они все разные: один высокий, а другой...

Один большой, а другой... и т.д. (толстый, длинный, полный, прямой).

Это большое поле, а маленькое - полюшко.

Это колос, а это маленький...(колосок)

Это пшеница, а это....(пшеничка)

Это кукуруза, а это....(кукурузка)

Это зерно, а это....(зернышко)

Это стебель, а это....(стебелек)

Из пшеницы пекут хлеб, значит, хлеб какой? (Пшеничный.)

Из ржи пекут лепешки, значит, лепешка какая? (Ржаная.)

Из кукурузы делают масло, значит, масло какое? (Кукурузное.)

Из ячменя готовят кашу, значит, каша какая? (Ячменная.)

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место,

Пеку, пеку каравай,

Переваливай, валяй.

Хлеб какой: вкусный, аппетитный, лакомый, сладкий, соленый, кислый, пахучий, ароматный, душистый, ржаной, пшеничный, сытный, черный, белый, теплый, холодный, свежий, старый, твердый, мягкий, черствый, добрый, небывалый, отличный, нужный, чужой, свой, хороший, плохой, великолепный, вкуснейший, сырой, подгорелый, столичный, бородинский (и другие названия).

Пироги какие: вкусные, жареные, печеные, подгоревшие, румяные, пшеничные, брусничные, горячие, теплые, черствые, свежие, маленькие, большие, мягкие, слоеные, и т.д.

Задание 1 . Посуда для сахара – сахарница, для конфет – конфетница, а для хлеба? Как называется посуда для хлеба? (хлебница).

Задание 2. Прибор, который режет овощи, называется «овощерезка», а как называется прибор, который режет хлеб? («хлеборезка»).

Задание 3. Завод, где делают хлеб называется – как ты думаешь, как?

Если ребенок затрудняется ответить, подскажите ему: «Завод, где выпускают продукты из рыбы, называется «рыбозавод». Как же может называть завод, где делают хлеб? Попробуй догадаться».

Откуда к нам домой хлеб пришел? (Из магазина.)

В магазин, откуда попал? (Из пекарни.)

Что делают в пекарне? (Пекут хлеб.)

Из чего пекут хлеб? (Из муки.)

Из чего мука? (Из зерна.)

Откуда зерно? (Из колоса.)

Откуда колос? (Вырос в поле.)

1. ПАХОТА

Воспоминанья о былом
Мы ворошим теперь все реже
И за обеденным столом
Не делим хлеб, а просто режем,
Притом, забыв про нож неострый,
Ворчим, что хлеб немного черствый,
А сами, может, в этот час
Черствей его во много раз.
Представить жизнь современного человека, который может приготовить себе множество различных блюд, без хлеба невозможно. Хлеб – всему голова. А как же обходились без хлеба наши предки? И когда они научились его печь?
Уже в каменном веке люди подметили, что зерна некоторых растений очень сытные, к тому же они в отличие от плодов и грибов долго не портятся. Эти растения – дикие злаки: рожь, пшеница, ячмень.
Племена первобытных собирателей селились неподалеку от полей диких злаков. Каменными серпами они срезали зрелые колосья. Постепенно люди изобретали различные инструменты, с помощью которых обрабатывали землю, убирали зерно, мололи муку.
Подготовка земли под посев – работа тяжелая. На большей части Руси в давние времена росли могучие, непролазные леса. Крестьянам приходилось выкорчевывать деревья, освобождать почву от корней. Даже равнинные территории вблизи рек обрабатывать для сева было непросто.«Земля слежалась: никогда не ворочанная, она мертва, потому что в нее нет доступа воздуху, а без воздуха не могут жить растения… всем воздух нужен для дыхания. Чтобы дать земле жизнь, надо ее выворотить наружу, надо открыть в нее доступ воздуху, то есть разбить, размельчить» (С. В. Максимов). Чтобы земля «ожила», надо было ее вспахать, и не раз: сначала осенью, потом весной перед севом. Пахали в те давние времена сохой или косулей. Эти простые инструменты, которые каждый крестьянин мог смастерить сам.
Позднее появился плуг, хотя он не полностью заменил соху. Чем пахать, решал крестьянин. Это зависело от почвы. Плуг чаще использовали на тяжелых плодородных почвах. В отличие от сохи плуг не только подрезал пласт земли, но и переворачивал его.
После того как поле вспахано, надо его «причесать». Делали это при помощи вот какого орудия: «Сито вито о четыре угла, пять пятков, пятьдесят прутков, двадцать пять стрел». Это борона. Иногда в качестве бороны использовали еловое бревно с большим количеством длинных сучков. «Модернизированная» борона – это решетка из четырех брусьев, к которым крепились деревянные или железные зубья.
При бороновании все комья разбивались, а камушки удалялись. Земля становилась рыхлой, готовой для сева.
ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Баба-яга, вилами нога: весь мир кормит, сама голодна. (Соха)
Ходит в поле из края в край, режет черный каравай. (Плуг)
* * *
Посеешь в пору – соберешь зерна гору.
Лучше голодай, а добрым семенем засевай.
Клади навоз густо, в амбаре не будет пусто.
Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а тот, кто с сохой ходит.
Некогда лежать, когда пришла пора жать.
Ломота в спине, да зато хлеб на столе.


2. СЕВ

На Руси год начинался весной. От сева во многом зависела жизнь крестьянина. Урожайный год – это безбедная, сытая жизнь. В неурожайные годы приходилось голодать.
Крестьяне бережно хранили семена для будущего сева в сухом прохладном месте, чтобы они не проросли раньше времени. Не раз проверяли, хороши ли семена. Зернышки клали в воду – если они не всплывали, а опускались на дно, значит, хорошие. Зерна должны быть также не лежалыми, то есть храниться не больше одной зимы, чтобы им хватило сил справиться с сорняками.
В те времена не было никаких прогнозов погоды, поэтому крестьяне полагались на себя и народные приметы. Наблюдали за природными явлениями, чтобы вовремя начать сев.
Утверждали, что если повнимательнее прислушаться, то можно услышать, как лягушка будто выговаривает: пора сеять. Если первая вода во время речных разливов велика – яровой посев ранний, а нет – поздний.
День сева – один из самых ответственных, но и самых торжественных дней в земледельческом году. Потому и выходил первый сеятель босым (ногам должно уже было быть тепло) в поле в белой или красной (праздничной) рубашке, на груди у него висело лукошко с семенами. Разбрасывал семена равномерно, с «тайной неслышной молитвой». После сева зерна нужно было заборонить.
В давние времена крестьяне отдавали предпочтение ржи: она надежнее, устойчива к холодам и перемене погоды. Пшеничный хлеб вкуснее, но хлопот с этим злаком больше. Пшеница капризна, теплолюбива, может не уродиться. Да и от земли пшеница все «силы» забирает. Два года подряд пшеницей одно и то же поле засеивать нельзя.
Крестьяне сажали зерновые культуры не только весной, но и осенью. До наступления сильных холодов сеяли озимые зерновые. Эти растения успевали до зимы дать росток и появиться на поверхности. А когда вокруг желтела листва, то и озимые ростки начинали блекнуть и опадать. Если же долго стояли теплые осенние деньки, то крестьяне специально выпускали на озимое поле скот. Животные съедали ростки, и тогда растение более активно укоренялось. Теперь крестьяне надеялись на снежную зиму. Снег – это шуба для растений. На поля клали ветви деревьев, различные предметы, чтобы снег «цеплялся» за них и оставался на полях.
ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ
Две недели зеленится,
Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливает,
Две недели подсыхает. (Рожь)
* * *
В поле едет на спине,
По полю – на ногах. (Борона)
* * *
Хлеб – батюшка, водица – матушка.
Хлеб на столе, так и стол – престол; а хлеба ни куска – и престол доска.
Появились комары – пришла пора сеять рожь.
Лягушка квачет – овес скачет.


3. ХЛЕБ РАСТЕТ

С того момента как зернышко попало в землю, оно стремится выбраться наружу.
«Земля озимь кормит, небо дождем поит, солнышко теплом греет, а лето – знай, хлеб растит». Солнышко светит, согревает землю и дает зернышку тепло. В тепле зернышко начинает прорастать. Но не только тепло нужно зернышку, ему еще необходимо «попить и поесть». Накормить зернышко может мать-сыра-земля. В ней находятся все необходимые питательные элементы для роста зерновых. Чтобы зерна росли быстрее, урожай был больше, землю удобряли. Удобрения в те времена были натуральные. Землю удобряли навозом, который скапливался за год от содержания скота.
Мочи, мочи, дождь,
На нашу рожь;
На бабушкину пшеницу,
На дедушкин ячмень
Поливай весь день.
Так закликали дождик. Без дождя хлеб никак не вырастет. Но и дождика должно быть в меру. Если дождь шел слишком часто и мешал созреванию урожая, то дети произносили другую закличку:
Радуга-дуга,
Перебей дождя,
Подай солнышка.
Солнышко дает растениям не только тепло, но и свет. Первые листочки прорастают вертикально вверх, а вот последующие растут в противоположном направлении и потом дают корешки, и из одного зернышка получается целый кустик.
В старину июнь еще называли хлеборост. Крестьяне даже сосчитали, сколько нужно теплых, светлых дней, чтобы злаки поспели: «Затем в 137 теплых дней поспевает озимая рожь и на стольких же градусах тепла вызревает озимая пшеница, но дозревает медленнее, не раньше 149 дней».
«Синец да звонец, и хлебу конец». Кто же это такие – злобные «синец да звонец» и чем вооружены, как они могут погубить хлеб? Это растения, которые появляются на хлебном поле самостоятельно, хотя их никто там и не сажал и начинают отбирать у зерновых питательные вещества – сорняки.
Без помощи крестьян зерновым не обойтись. Крестьяне «вооружались» различными приспособлениями и боролись с сорняками – «осокой, разными мятами, метлами или метелками и травой костра». Трудиться приходилось много, но победить сорняки не всегда удавалось. Например, если пырей появляется в поле, то вывести его уже очень трудно. Нужно собрать все кусочки корней пырея, иначе из небольшой частички может вырасти новый пырей.
Большой вред зерновым полям наносили мыши-полевки, устраивали во ржи зерна, подъедали корни. Настоящее бедствие для злаков представляла саранча, стаи которой могли совсем ничего не оставить от растений. С насекомыми крестьянам помогали сражаться птички – воробьи и особенно коростели.
ЗАГАДКА
Один льет,
Другой пьет,
Третий зеленеет
Да растет. (Дождь, земля, хлеб)

Измена мужа