Актер Игорь Старыгин: биография, личная жизнь, интересные факты и фильмография. Игорь старыгин Кто инициатор ваших розыгрышей

Моя мама была на шестом месяце беременности, когда в нее влюбился Игорь Старыгин. Мне еще и года не исполнилось, как родители разошлись и Игорь стал часто бывать у нас в гостях. Я, полуторагодовалая кроха, подходила к будущему отчиму и строго интересовалась: «Гоша, у тебя мама есть?» «Есть…» - отвечал он. - «А что ты тогда к моей ходишь?»

Любовь у мамы с Игорем была невероятная. До сих пор Старыгин во всех своих интервью говорит: «Мика - единственная женщина, которую я любил…»

Они вместе работали в Московском ТЮЗе.

Когда Игорь пришел в театр, за его спиной уже была звездная роль в фильме «Доживем до понедельника». Поклонницы часами дежурили у служебного входа, чтобы взять автограф у своего кумира. Однажды мама с Игорем вышли из театра, и на Старыгина сразу набросилась стая девушек. И Игорь хвастливо заявляет маме: «Захочу - и любая из них будет моя!» Словом, выпендрился. Мама, услышав это, про себя возмутилась: «Ну надо же, какой гад! Разве можно так о женщинах говорить? Попадись он мне, я бы ему сказала!» Подумала и… сама попалась.

Как-то летом они случайно столкнулись у перехода на «Пушкинской». Гоша - совершенно лысый: он тогда снимался в фильме «Обвиняется в убийстве», мама - с огромным животом.

Заговорили и вдруг поняли, что... не могут расстаться. Мама потом рассказывала, что Гоша все время ее просил: «Мика, можно я с тобой погуляю по Тверской?» Так и гуляли: красавец Старыгин и мама с пузом...

У папы тоже начался роман - с актрисой Людмилой Дмитриевой, в результате у меня появилась сестренка, Машенька Ардова. Папа, несмотря на то что с мамой они разошлись, страшно ревновал к Старыгину и возмущенно говорил: «Как Мика может встречаться с этим красавчиком?! Он ведь моложе ее. Это пошло! Тоже мне герой-любовник».

Я, маленькая, ужасно переживала развод родителей. Отгоняла от папы Людочку и, когда он брал меня на свидания, злобно шипела: «Иди отсюда!»

Долго не разговаривала с Гошей Старыгиным, не хотела, чтобы он к нам приходил.

Гошины родственники тоже были против его брака с мамой: женщина на шесть лет старше, да еще с двумя детьми! Мама Игоря все время звонила дедушке и требовала: «Уймите свою невестку или я буду жаловаться в партком вашей писательской организации!» В ответ дед, крепко ругнувшись, каждый раз вешал трубку.

- Как я поняла, поначалу ты встретила отчима в штыки?

Да, но Гоша оказался добрейшим мужиком, и в итоге мы с ним жили душа в душу. Я его называла «мой любимый искусственный папа». Помню, как он водил меня в зоопарк, как заставлял переписывать сочинения, как часами сидел с моими задачками.


Фото: Итар-Тасс

Однажды по большому блату Гоша достал маме французские духи, а я нечаянно пролила весь флакон на подушку. И удивительно - мне за это даже не влетело!

Мама с Гошей прекрасно ладила. Единственное, из-за чего могли поссориться, - это какую пластинку утром поставить: мама обожала Хулио Иглесиаса, а Гоша - Софию Ротару.

Мы продолжали всей семьей ходить через двор к Ардовым на семейные праздники. Так что у меня-то было все нормально: у мамы - Старыгин, у папы - Люда. Ну и что? Главное - опять все вместе!

В нашей семье, как говорится, без бутылки вообще не разберешься! Например, у моего папы, Бориса Ардова, было четыре жены и семь дочек. Папа мечтал о мальчике, поэтому все девочки, пока сидели в животах у своих мам, были «Васями».

13 июня самому красивому из мушкетеров, исполнилось бы 66 лет. Игорь Старыгин сыграл около 60 ролей в театре кино, среди них такие нашумевшие фильмы как «Адъютант его превосходительства», «Доживем до понедельника» и «Государственная граница». Но больше всего он запомнился зрителям в роли романтичного Арамиса из фильма «Д`Артаньян и три мушкетера».

После выхода «Трех мушкетеров» поклонницы буквально осаждали Игоря Старыгина . А вот с личной жизнью актеру поначалу не везло. Первый раз Игорь Владимирович женился еще будучи студентом, на третьем курсе. Брак с одногрупницей продлился не больше года. Со своей второй женой – Микой Ардовой Старыгин познакомился в ТЮЗе. То, что его избранница была замужем и носила второго ребенка, актера ничуть не смутило. От этого брака у Игоря Старыгина родилась дочь Настя. С Микой Игорь Владимирович прожил 12 лет. Именно ей пришлось переживать все тяготы популярности известного актера. Третьей женой Старыгина стала балерина, а четвертой продюсер из Свердловска. Оба брака оказались недолговечны.

Екатерина Табашникова , которая была на 20 лет младше Старыгина, встретила Игоря Владимировича в самый трудный период его жизни.

Мы познакомились по работе, - рассказывает Екатерина Табашникова «Вечерке», - просила дать нашему изданию интервью. Позже, приехала к нему домой взять несколько фото. Признаться, была поражена, как он бедно живет.

В то время Игорь Владимирович, который перенес несколько серьезных операций, практически не снимался. Со слов Екатерины, актер был в жуткой депрессии.

Мы стали встречаться, - продолжает Екатерина, - и зимой 2006 года поженились.

Со слов друзей Старыгина именно Екатерина помогла актеру встряхнуться. Ухаживала за ним как за ребенком, взяла все материальные проблемы на себя.

Постепенно жизнь налаживалась, - говорит Екатерина Табашникова, - Игорю Владимировичу стали предлагать роли в антрепризных спектаклях, набрал студентов на курсы актерского мастерства.

Со слов Екатерины, Игорь Старыгин очень любил гулять по Ордынке: «Я из Замоскворечья никуда не уеду, здесь я и умру».

Вместе мы с ним гуляли редко, - говорит Екатерина. – Нам не нравилось, что поклонники бесцеремонно нарушали наше уединение. Ходили иногда помолчать вместе, уток покормить.

В 2009 году актер перенес один за другим два инсульта. От второго она так и не оправился…

Мне очень тяжело вспоминать, - грустно говорит Екатерина, - это невосполнимая утрата. Я до сих пор ношу его и свое обручальное кольцо…

Сейчас Екатерина Табашникова делает все, чтобы ее знаменитого мужа, великолепного красавца Арамиса не забыли.

Я создала в фейсбуке страницу посвященную Игорю Старыгину , - говорит Екатерина. – Там я выкладываю ссылки на публикации про Игоря Владимировича, его фотографии, видео и отвечаю на вопросы поклонников. Публикую ссылки на заметки про Игоря Старыгина . Хочу издать книгу воспоминаний, но, к сожалению, пока не нашлось заинтересованного в этом издательства.

«Главный совет отца – не пользоваться своей известной фамилией»

Дочь Настю Игорь Старыгин боготворил, и очень переживал, что любимица растет не с ним.

Виделись, мы, увы, не очень часто, - рассказывает Анастасия Старыгина , - ходили вместе на премьеры в театры, гуляли по набережной и Красной площади.

Отец и дочь любили поговорить за чаем. Со слов Насти, Игорь Владимирович никогда не читал ей нотаций.

Главным отцовским советом было «не пользоваться» нашей фамилией, пока я сама чего-то не добьюсь, - говорит Настя.

Сейчас Анастасия работает агентом у своей сестры Анны Ардовой (падчерицы Старыгина).

Когда папа умер, - продолжает Настя, - Катя отдала нам с Аней серебряные браслеты отца. Свой я укоротила и всегда ношу на левой руке, ближе к сердцу. Память о папе всегда в моем сердце.

Досье «ВМ»

СТАРЫГИН Игорь Владимирович. Родился 13 июня 1946 г. в Москве. В 1968 г. окончил ГИТИС. С 1968 по 1974 гг. – актер Московского ТЮЗа. С 1974 по 1983 гг. – актер Театра им. Моссовета. С 1983 по 1996 гг. – актер Театра-студии «У Никитских ворот» п/р М. Розовского. С 1996 по 2000 гг. – актер МХАТа им. М. Горького. Заслуженный артист России (1992 г.) Ушел из жизни 8 ноября 2009 г.

Игорь Владимирович Старыгин. Родился 13 июня 1946 года в Москве - умер 8 ноября 2009 года в Москве. Советский и российский актёр театра и кино. Заслуженный артист России (1992).

Отец - гражданский лётчик.

Мать - кассир в театре.

Его бабушка и дедушка были родом из деревни Введеновка Ряжского уезда Рязанской губернии, а мама родилась в Ряжске.

По словам актёра, он хотел стать разведчиком, чтобы быть похожим на своего деда, сотрудника НКВД. "В доме его все побаивались, а я мечтал быть на него похожим... Я знал, где дома лежит дедов пистолет, и тайно играл с ним. Любил детективы. Всерьёз готовился к поступлению в службу безопасности, выспрашивал обо всем деда", - говорил он.

В школьные годы стал посещал театральную студию, хотя сцена и не сразу его увлекла: "Не могу сказать, что это мне было совсем уж неинтересно. Может быть не сам процесс лицедейства, изображения из себя кого-то на сцене, а в большей мере процесс подготовки меня все-таки привлекал. Девочки шили костюмы, мы с пацанами мастерили декорации - работать руками у меня получалось исправно, в общем, у нас была приятная, как сейчас говорят, тусовка".

После школы хотел подавать документы на юридический факультет МГУ, но набор начинался только в июле. Узнав от друзей, что в театральные вузы набор стартовал уже в мае, Игорь решил вместе со многими другими попробовать свои силы. И пошел сдавать экзамены в Государственный институт театрального искусства. Он стал единственным из своих знакомых, кто прошел все отборочные туры в театральный институт. И в 1964 году он поступил ГИТИС на курс Василия Александровича Орлова.

ГИТИС окончил в 1968 году, дипломный спектакль - «Ревизор» (роль - Хлестаков).

В том же 1968-м году поступил в Московский ТЮЗ, где служил до 1974 года.

В 1974-1983 годах работал в театре им. Моссовета.

С 1983 по 1996-й - актёр театра-студии «У Никитских ворот» под руководством Марка Розовского.

В 1996-2000 годах - актёр Московского художественного академического театра им. М. Горького.

В кино дебютировал в 1967 году еще во время учёбы в вузе в фильме «Возмездие» (лента была забракована цензурой и не вышла на экран).

В 1968-м на экраны вышел фильм Станислава Ростоцкого «Доживём до понедельника» , в котором Игорь Старыгин сыграл роль Кости Батищева. Эта работа сразу прославила его.

Игорь Старыгин в фильме "Доживём до понедельника"

Далее сыграл заметные роли (хотя и второплановые) в детективной драме Бориса Волчека «Обвиняются в убийстве», популярном приключенческом телефильме «Адъютант его превосходительства», воплотил образ Норбера де ля Моля в драме «Красное и черное», Яниса Ауриня в боевике «Красные дипкурьеры».

Игорь Старыгин в фильме "Адъютант его превосходительства"

Но самая большая слава пришла к нему с выходом фильма режиссера «Д’Артаньян и три мушкетёра» , в которой он исполнил роль Арамиса.

После этой роли Игорь Старыгин как и остальные участники картины проснулись знаменитым. Фильм вызвал бум мушкетерства во всем СССР: дети стали массово записываться на фехтование и изображать любимых героев в дворовых играх.

"Мы жили жизнью мушкетёров и в кадре, и вне кадра. Иногда даже путали, где мы: на съёмках или в номере гостиницы", - говорил актер. Роль стала не только главной в карьере Старыгина, но еще и самой близкой для него: он фактически сыграл сам себя. Утонченный и часто замкнутый Игорь Старыгин идеально воплотил образ романтического Арамиса.

Его партнерами были , и - все четверо они стали очень хорошими друзьями.

Игорь Старыгин в фильме "Д’Артаньян и три мушкетёра"

После фильма «Д’Артаньян и три мушкетёра» Игорю Старыгину стали поступать многочисленные предложения на работы в других картинах.

Наиболее заметной работой того периода стал фильм «Государственная граница» , где он сыграл интеллигентного царского офицера Владимира Дановича. Кстати, картина могла и не увидеть экран, если бы не знакомство режиссера с дочерью Брежнева, которая и помогла провести картину через цензуру.

Игорь Старыгин в фильме "Государственная граница"

В 1992 году Игорь Старыгин вновь воплотил образ Арамиса в продолжении знаменитого романа Дюма «Мушкетёры двадцать лет спустя». А спустя еще год - в фильме «Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя». Но нового всплеска популярности это не принесло, и картины прошли довольно незаметно. Затем был фильм «Возвращение мушкетёров, или Сокровища кардинала Мазарини».

"После развала советского кино у него появилась неуверенность в себе: в кино он не работал, зарплаты в театре хватало только на то, чтобы поесть и заплатить за квартиру. Каждый выкручивался как мог, а Старыгин не был готов к такой - самостоятельной - жизни, неудивительно, что у него появлялись комплексы. Когда он снова начал сниматься, стал более уверен в себе, но, к сожалению, это произошло слишком поздно. Но и в это время Игорь не играл по правилам шоу-бизнеса: он по-прежнему не ходил на тусовки, не выпячивал и не продавал себя, говорил: «Тем, кто меня помнит, лишние напоминания не нужны». Он был очень гордым", - вспоминала четвертая жена Старыгина Екатерина Табашникова.

В начале 2000-х актер начал вновь принимать участие в съемках, преимущественно в сериалах. Он снялся в «Кодексе чести», «Козленке в молоке» и «Даша Васильева – 2: Любительница частного сыска».

Смерть Игоря Старыгина

Последней театральной работой Старыгина стал спектакль «Безымянная звезда», в котором он играл учителя музыки Удрю. Игорю Владимировичу всегда хотелось уйти от амплуа героя и красавчика и сыграть комическую роль, этот образ ему такую возможность дал, поэтому он его обожал. Из-за этого он не стал восстанавливаться после первого инсульта - он у него случился 1 мая 2009 года. Месяц пролежав в больнице, он сразу вышел на работу - его ждали на репетициях. Возможно, если бы актер тогда не торопился, а подлечился в санатории, он прожил бы дольше. Он успел сыграть всего пять спектаклей.

20 сентября 2009 года случился второй инсульт. Его забрали в реанимацию. "Когда на следующий день я приехала в клинику, заведующая отделением показала мне результаты обследования: тромб намертво закупорил артерию, из-за чего все правое полушарие мозга погибло, к тому же опять активизировался очаг воспаления в легких", - рассказывала вдова актера.

13 июня 2011 года в Аллее актёров на Троекуровском кладбище Москвы состоялось открытие памятника, приуроченное к 65-летию со дня рождения актёра. Монумент был установлен при участии Благотворительного фонда имени Михаила Ульянова «Народный артист СССР», координировавшего работу по сбору средств на его воздвижение.

Игорь Старыгин. Пять новелл о любви

Рост Игоря Старыгина: 185 сантиметров.

Личная жизнь Игоря Старыгина:

Первая жена - , актриса, его однокурсница по ГИТИСу. В то же время бывшая одноклассница актера Юлия Аэрова утверждала, что именно она была первой женой Старыгина.

Людмила Исакова - первая жена Игоря Старыгина

Вторая жена - Мира Валерьяновна Ардова (Мика Киселёва), актриса, его коллега по ТЮЗу. В этом браке в 1978 году родилась дочь Анастасия, её сын - внук Старыгина - Арсений Зайцев.

Также в семье воспитывалась , ныне известная актриса.

Миру Ардову актер увел у знаменитого актера и драматурга Бориса Ардова, причем, в тот момент она была беременной.

С Ардовой он прожил вместе почти 12 лет и впоследствии называл Миру своей самой большой любовью.

Мира Ардова - вторая жена Игоря Старыгина

Третья жена - Татьяна Сухачева. Этот брак оставил у него неприятные воспоминания. Последняя жена актера рассказывала, что Сухачева прописалась в квартире Старыгина в Бахрушинском переулке, которую ему дал театр, сделала там ремонт, а потом выселила оттуда мужа. Он категорически отказывался покидать Замоскворечье, с которым была связана вся его жизнь, и Сухачевой пришлось купить ему квартиру на «Новокузнецкой».

Затем у него (согласно рассказу четвертой жены) была еще какая-то женщина из театра, "которая приходила якобы для того, чтобы помогать Старыгину по хозяйству, на самом же деле выпивала вместе с ним, а когда он попал в больницу, то и вовсе сбежала".

В середине 1990-х жил гражданским браком с Ниной Выдриной, которая ухаживала за актером после нескольких сложнейших операций.

Четвертая жена - Екатерина Игоревна Табашникова (Старыгина), фотожурналист, редактор фотоотдела газеты «Собеседник» до 2013 года. Она прожила с актером около 9 лет. А поженились они в 2006 году.

О начале их отношений в 2000 году Екатерина рассказывала: "Это произошло на творческом вечере Ефима Шифрина в Театре эстрады... С Игорем Владимировичем мы столкнулись в антракте в курилке, и у меня сжалось сердце - он очень плохо выглядел: похудевший, постаревший, со шрамами на шее - как я потом узнала, он перенес несколько операций на сосудах - Старыгин много лет страдал от атеросклероза, опасной болезни, которая практически никак не проявляется, но со временем приводит к инфарктам и инсультам. В тот день мне захотелось как-то его поддержать, и я предложила сделать интервью - давно не видела в прессе материалов о Старыгине. Он согласился, благодаря чему мы встретились в третий раз - в студии, где проводили съемку для этой публикации. В перерывах я как могла его раз­влекала: рассказывала что-то веселое, заваривала чай, поправляла рубашку. Впоследствии он сказал, что был уверен: я влюбилась в него по уши. На самом деле, как мне кажется, я тогда не столько любила его, сколько ему сочувствовала".

Фильмография Игоря Старыгина:

1967 - Возмездие - Рыбочкин, адъютант
1968 - - Костя Батищев, ученик
1969 - У Лукоморья (короткометражный) - Юра Бориковский, курсант мореходного училища
1969 - Адъютант его превосходительства - Микки
1969 - Обвиняются в убийстве - Анатолий Васин
1969 - Старый дом - Волконский
1970 - О друзьях-товарищах - студент юридического факультета
1971 - Двадцать лет спустя (телеспектакль) - виконт де Бражелон
1972 - Прерванная мелодия - Сергей
1973 - Города и годы - Андрей Старцов
1973 - Земля Санникова - молодой онкилон (в титрах не указан)
1975 - Под крышами Монмартра - Марсель, композитор
1976 - Как важно быть серьёзным (телеспектакль) - Альджернон Монкриф
1976 - Повесть о неизвестном актёре - Вадим Горяев
1976 - Красное и чёрное - Норбер Де Ля Моль
1977 - Красные дипкурьеры - Янис Ауринь (озвучивал Ивар Калныньш)
1978 - Д’Артаньян и три мушкетёра - Арамис (озвучивал Игорь Ясулович)
1979 - Впервые замужем - Валерий Перевозчиков
1980 - Государственная граница. Фильм 1-й: Мы наш, мы новый... - Владимир Алексеевич Данович
1980 - Государственная граница. Фильм 2-й: Мирное лето 21-го года - Владимир Алексеевич Данович
1983 - Лунная радуга - Полинг
1984 - Семь стихий - Глеб
1984 - Блистающий мир - Галль, поклонник Руны
1984 - Прежде, чем расстаться - Андрей
1985 - Змеелов - Ленчик, порученец Митрича
1985 - Слушать в отсеках - капитан 2 ранга Сергей Золотницкий
1986 - 55 градусов ниже нуля - Георгий, муж Лены Кузнецовой
1988 - Дорога в ад - Серж
1992 - Мушкетёры двадцать лет спустя - Арамис (озвучивал Игорь Ясулович)
1992 - Выстрел в гробу - Макс
1993 - Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя - Арамис (Озвучивал Игорь Ясулович)
2000 - 24 часа - адвокат Косарев
2001 - Конференция маньяков - косильщик
2002 - Кодекс чести (первая часть) - банкир Мамаев
2003 - Козлёнок в молоке - Одуев
2004 - Потерявшие солнце - Олег Каретников, коллекционер
2004 - Даша Васильева. Любительница частного сыска (второй сезон) - Макс Полянский
2005 - Даша Васильева. Любительница частного сыска (четвёртый сезон) - Макс Полянский
2005 - Наследницы - 2 - Никита, бывший муж Саши Иваницкой
2007 - Возвращение мушкетёров, или Сокровища кардинала Мазарини - Арамис

Озвучивание Игоря Старыгина:

«Три мушкетера» Александра Дюма - Арамис (аудиокнига)
«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова - Грушницкий (аудиокнига)
«Иван-Царевич и Серый волк» русская народная сказка (из аудиокниги Золотые русские сказки)


13 июня самому красивому из мушкетеров, исполнилось бы 66 лет. Игорь Старыгин сыграл около 60 ролей в театре кино, среди них такие нашумевшие фильмы как «Адъютант его превосходительства», «Доживем до понедельника» и «Государственная граница». Но больше всего он запомнился зрителям в роли романтичного Арамиса из фильма «Д`Артаньян и три мушкетера».

После выхода «Трех мушкетеров» поклонницы буквально осаждали Игоря Старыгина . А вот с личной жизнью актеру поначалу не везло. Первый раз Игорь Владимирович женился еще будучи студентом, на третьем курсе. Брак с одногрупницей продлился не больше года. Со своей второй женой – Микой Ардовой Старыгин познакомился в ТЮЗе. То, что его избранница была замужем и носила второго ребенка, актера ничуть не смутило. От этого брака у Игоря Старыгина родилась дочь Настя. С Микой Игорь Владимирович прожил 12 лет. Именно ей пришлось переживать все тяготы популярности известного актера. Третьей женой Старыгина стала балерина, а четвертой продюсер из Свердловска. Оба брака оказались недолговечны.

Екатерина Табашникова , которая была на 20 лет младше Старыгина, встретила Игоря Владимировича в самый трудный период его жизни.

Мы познакомились по работе, - рассказывает Екатерина Табашникова «Вечерке», - просила дать нашему изданию интервью. Позже, приехала к нему домой взять несколько фото. Признаться, была поражена, как он бедно живет.

В то время Игорь Владимирович, который перенес несколько серьезных операций, практически не снимался. Со слов Екатерины, актер был в жуткой депрессии.

Мы стали встречаться, - продолжает Екатерина, - и зимой 2006 года поженились.

Со слов друзей Старыгина именно Екатерина помогла актеру встряхнуться. Ухаживала за ним как за ребенком, взяла все материальные проблемы на себя.

Постепенно жизнь налаживалась, - говорит Екатерина Табашникова, - Игорю Владимировичу стали предлагать роли в антрепризных спектаклях, набрал студентов на курсы актерского мастерства.

Со слов Екатерины, Игорь Старыгин очень любил гулять по Ордынке: «Я из Замоскворечья никуда не уеду, здесь я и умру».

Вместе мы с ним гуляли редко, - говорит Екатерина. – Нам не нравилось, что поклонники бесцеремонно нарушали наше уединение. Ходили иногда помолчать вместе, уток покормить.

В 2009 году актер перенес один за другим два инсульта. От второго она так и не оправился…

Мне очень тяжело вспоминать, - грустно говорит Екатерина, - это невосполнимая утрата. Я до сих пор ношу его и свое обручальное кольцо…

Сейчас Екатерина Табашникова делает все, чтобы ее знаменитого мужа, великолепного красавца Арамиса не забыли.

Я создала в фейсбуке страницу посвященную Игорю Старыгину , - говорит Екатерина. – Там я выкладываю ссылки на публикации про Игоря Владимировича, его фотографии, видео и отвечаю на вопросы поклонников. Публикую ссылки на заметки про Игоря Старыгина . Хочу издать книгу воспоминаний, но, к сожалению, пока не нашлось заинтересованного в этом издательства.

«Главный совет отца – не пользоваться своей известной фамилией»

Дочь Настю Игорь Старыгин боготворил, и очень переживал, что любимица растет не с ним.

Виделись, мы, увы, не очень часто, - рассказывает Анастасия Старыгина , - ходили вместе на премьеры в театры, гуляли по набережной и Красной площади.

Отец и дочь любили поговорить за чаем. Со слов Насти, Игорь Владимирович никогда не читал ей нотаций.

Главным отцовским советом было «не пользоваться» нашей фамилией, пока я сама чего-то не добьюсь, - говорит Настя.

Сейчас Анастасия работает агентом у своей сестры Анны Ардовой (падчерицы Старыгина).

Когда папа умер, - продолжает Настя, - Катя отдала нам с Аней серебряные браслеты отца. Свой я укоротила и всегда ношу на левой руке, ближе к сердцу. Память о папе всегда в моем сердце.

Досье «ВМ»

СТАРЫГИН Игорь Владимирович. Родился 13 июня 1946 г. в Москве. В 1968 г. окончил ГИТИС. С 1968 по 1974 гг. – актер Московского ТЮЗа. С 1974 по 1983 гг. – актер Театра им. Моссовета. С 1983 по 1996 гг. – актер Театра-студии «У Никитских ворот» п/р М. Розовского. С 1996 по 2000 гг. – актер МХАТа им. М. Горького. Заслуженный артист России (1992 г.) Ушел из жизни 8 ноября 2009 г.

Ровно год назад не стало всенародно любимого Арамиса.

Игоря Старыгина нельзя однозначно назвать актером одной роли. Ведь у него были и Костя Батищев из «Доживем до понедельника», и Микки из «Адъютанта его превосходительства», и Владимир Данович из «Государственной границы», и Андрей Старцев в «Городах и годах», и Норбер де Ла Моль из «Красного и черного»... Но роль Арамиса в кинокарьере Старыгина оказалась самой яркой и заметной. Сейчас кажется, что артист с его не по-советски дворянской внешностью и изысканными манерами был просто рожден для нее. Он сам понимал это, хоть и жаловался, что всегда будет заложником мушкетерского образа. «Для многих зрителей я останусь Арамисом», — часто сетовал в интервью Игорь Владимирович. Слова оказались пророческими — картина «Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини» стала последней для Старыгина. А вот судьбу своего героя он повторил с точностью до наоборот: Арамис был единственным, кого Александр Дюма оставил в живых в заключительном романе трилогии «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя». В жизни именно Арамис ушел первым. После инсульта он впал в кому, а через полтора месяца умер в реанимации элитной московской клиники.

ГЕОРГИЙ ЮНГВАЛЬД-ХИЛЬКЕВИЧ: «У ИГОРЯ БЫЛ КОМПЛЕКС ПО ПОВОДУ ТОГО, ЧТО СВОЮ ПЕРВУЮ И ПОСЛЕДНЮЮ ЗНАМЕНИТУЮ РОЛЬ ОН СЫГРАЛ БОЛЕЕ 30 ЛЕТ НАЗАД»

Спустя 30 лет после премьеры фильма «Д"Артаньян и три мушкетера» режиссер снова собрал своих любимых артистов, чтобы снять третью и, как оказалось, последнюю картину. Вместе мы мушкетеров больше не увидим - ни в новом кино, ни в жизни.

Георгий Эмильевич, сейчас можно с уверенностью сказать, что главной ролью Игоря Старыгина был Арамис, а подарили ее актеру вы.

А он в последнее время часто говорил, что ненавидит этот фильм: дескать, он сломал ему жизнь. Жаловался, что, по сути, не сыграл ничего, кроме «Мушкетеров». Игоря в последнее время никто не приглашал сниматься, и у него был серьезный актерский комплекс по поводу того, что свою первую и последнюю знаменитую роль он сыграл больше 30 лет назад. Это его мучило. Он жаждал работать, но ни новых предложений, ни здоровья для их осуществления у него не было.

Поэтому не могу сказать, что Старыгин с радостью согласился сниматься в «Возвращении мушкетеров», у него к этой картине было двойственное отношение. С одной стороны, это была работа, давно забытые большие деньги и невероятный, не поддающийся описанию взрыв народной любви и популярности. С другой - во всех интервью Игорь говорил, что не знает, какой в результате получится фильм, - в этом смысле у него есть определенные сомнения. Но это было некое кокетство, присущее всей актерской компании. Все они в какой-то степени надували щеки, за исключением Вали Смирнитского и Вени Смехова, но последнего почти все время не было в стране, он приезжал на съемки и снова уезжал.

- Игорь Владимирович затаил на вас обиду еще и за то, что его озвучивал другой актер?

Арамис говорит голосом Игоря Ясуловича во всех девяти сериях о мушкетерах, но почему-то именно в «Возвращении» Старыгин захотел озвучивать себя сам. Мы ему объясняли, что это невозможно сделать юридически: у Ясуловича есть такое же авторское право, как и у всех остальных. И Игорь мне этого не простил.

Но все равно я его люблю. Бывает же, что в одной семье родители и дети или братья с сестрами ссорятся насмерть, но от этого не перестают быть родными людьми. Так и здесь: несмотря на напряженность, которая время от времени возникала в наших отношениях, они все равно мои любимые дети, и я слежу за событиями в жизни каждого из них.

Радуюсь, когда у них все хорошо, вместе с ними переживаю их трудности. И такой ранний уход Игоря для меня страшная трагедия.

- Как получилось, что во время съемок первого фильма именно его вы выбрали на роль Арамиса?

Когда я начинал работать над картиной, у меня был Портос - я всегда знал, что это роль для Вали Смирнитского, хотя он тогда был худощавым, стройным, синеглазым, красивым молодым человеком. Казалось бы, ничего общего с Портосом. К тому же Валя приехал ко мне на пробы в гипсе (он сломал ногу), и ему подкладывали специальные подушки и толщинки, чтобы хоть как-то приблизить к герою. Еще у меня были король с королевой - и все!

Арамиса я вообще долго не мог найти, хотя перепробовал огромное количество актеров. А вот д"Артаньяна - Сашу Абдулова - нашел сразу. Но Ксения Борисовна Маринина, режиссер знаменитой телепрограммы «Кинопанорама», сказала мне: «Я, наверное, сейчас сильно подгажу Абдулову, но хочу познакомить вас с Мишей Боярским».

Во время встречи я увидел, что ко мне подходит... настоящий, живой д"Артаньян. Миша был именно таким, каким я представлял героя в своих мечтах. И уже Боярский потом спросил меня: «Ты не смотрел «Государственную границу»? Сейчас по телевизору показывают». А у меня и времени-то не было телевизор смотреть. Но Миша заметил, что там играет актер, который прекрасно подошел бы на роль Арамиса. Так я увидел Игоря - изящного, утонченного, с голубыми глазами и тонкими пальцами аристократа - и сразу же утвердил его.

- И даже костюмы начали шить, не дожидаясь мнения худсовета?

Да, по меркам киностудии «Мосфильм» - там хранились данные на всех актеров. К началу съемок у Старыгина были готовы все комплекты костюмов.

- А если бы его не утвердили?

Если бы мне не разрешили взять хотя бы кого-нибудь из этой четверки, я бы просто не стал снимать картину. Мне в жизни частенько приходилось идти на компромиссы, но я разрешал кинематографическому начальству отыгрываться только на мне, вырезая дорогие мне куски из уже смонтированных лент, иначе в советское время было невозможно. А вот актеров никогда в жертву не приносил, за что меня просто ненавидели в Госкино.

На телевидении было немного легче, там ко мне очень хорошо относилась заместитель Лапина Стелла Ивановна Жданова - умнейшая и красивейшая женщина. Посмотрев рабочий материал первой картины о мушкетерах, она сказала: «Не мешайте ему, пусть работает! Мы еще этим фильмом будем гордиться». Поэтому все, что я снял, осталось в картине, из «Д"Артаньяна и трех мушкетеров» не вырезали ни единого кадра.

- Во время съемок «Возвращения» Игорь Владимирович уже неважно себя чувствовал?

Игорь чувствовал себя хуже всех - он быстро уставал, с трудом передвигался - у него была нарушена координация движений. Он был единственным, кто в этот раз не скакал на лошади, - мы снимали его крупный план, а на общем за него это делал дублер.

Из-за тромбоза, которым страдал Старыгин, ему пришлось перенести много операций - как минимум, раз в год он обязательно ложился в больницу и был буквально весь изрезан. В последний съемочный день в экспедиции он потерял сознание, пришлось вызвать «скорую».

- А как насчет алкоголя?

Выпивал немного, но уже не так, как все они на первых «Мушкетерах».

- В этом смысле о съемках той картины до сих пор ходят легенды...

Тут, скажу я вам, больше вымысла, чем правды. Ребята слишком много и тяжело работали - мы же снимали за 20 дней серию, и на то, чтобы напиваться, у них не было ни времени, ни сил. К тому же все они летали туда-сюда: приезжали, снимались в своих сценах и уезжали. В редкие выходные дни они выпивали и даже буянили, но этого было не так уж много. А на площадке так и вовсе один раз - во время съемок финальной сцены, в сценарии она называлась «Крепость Сен-Жермен».

Вот там вино, которое они пьют в кадре, было настоящим, и к концу съемки мушкетеры просто лыка не вязали. Но я им не препятствовал, потому что понимал: съемки картины подошли к концу и они просто прощаются друг с другом. Да и знаете, чем хороша пьянка? Она оставляет приятные воспоминания - о каких-то невероятных поступках, шутках, смешных действиях. Это, пожалуй, единственное, о чем можно говорить спустя годы. О съемках вспоминать скучно, о женщинах - нескромно и неловко.

После смерти Старыгина много говорили о мистике, связанной с «Возвращением мушкетеров», - дескать, вам не стоило их убивать.

Мистика действительно была, но связана она совсем с другим. Продюсер фильма Олег Чамин, когда давал мне сумасшедшие деньги на этот проект, сказал: «Не думай о возврате. Мне не нужны деньги, мне нужен этот фильм. Я хочу, чтобы он был снят, пока все живы и здоровы». И он оказался прав: этот фильм уже не снимет никто, потому что нет Игоря...

МИХАИЛ БОЯРСКИЙ: «ОН БЫЛ САМЫМ ТИХИМ ИЗ НАС, А ВСЕ СВОИ ЛЮБОВНЫЕ ПОБЕДЫ ДЕРЖАЛ В СЕКРЕТЕ»

Знаменитый девиз «Один за всех и все за одного!» актеры, игравшие мушкетеров, перенесли из картины в жизнь. Все 30 с лишним лет, прошедшие после съемок, они дружили и по первому зову приходили друг другу на помощь.

- Михаил Сергеевич, как случилось, что «мушкетеры» подружились на всю жизнь?

Думаю, всему виной ностальгия по юности, когда все мы мечтали стать мушкетерами. А тут нам, как по волшебству, представилась возможность в них поиграть, правда, в более серьезном, взрослом возрасте. И, общаясь во время съемок, мы нашли друг в друге черты, которые нам безумно нравились и которых каждому из нас не хватало. Интеллект и благородство Веньки Смехова, кажущаяся свирепость и внутренняя мягкость Вали Смирнитского, тонкость и аристократизм Игоря. Не знаю, как они воспринимали меня, но все мы, включая Владимира Яковлевича Балона, игравшего злейшего врага мушкетеров де Жюссака, были неразлучны, как пять пальцев на руке.

- Что из того времени вам вспоминается чаще всего?

Воспоминания - странная вещь. Почему-то чаще приходят на ум не какие-то конкретные события, а детали: во что мы тогда были одеты, как везде вместе ходили, что ели, как ездили верхом, как подшучивали друг над другом. И от всего этого возникает ощущение радостного, счастливого времяпрепровождения.

Больше всего мы тогда были похожи на лихую шайку разбойников из мультфильма «Бременские музыканты» - «Не желаем жить, эх, по-другому!». Мы были веселыми, иногда подвыпившими, разухабистыми, но, в общем, добрыми, смешными и безобидными. И по-другому жить действительно не желали.

- Кто инициатор ваших розыгрышей?

Кто угодно, только не Игорь, он был самым тихим из нас. Принимал участие во всех наших проказах, но при этом находился будто немного в стороне. Поэтому наш смех и безобидные издевательства чаще всего были направлены на него.

В каждой компании есть человек, на которого сыплются все шишки. Да Игорь и сам к этому располагал - был настоящим Епиходовым. Например, если у него на костюме было 80 пуговиц, он умудрялся застегнуть их так, что одна оказывалась лишней. Он сначала злился, звал костюмеров: «Где они - почему не помогают?!». В результате так и играл, потому что надо было все расстегивать и застегивать по новой, и не факт, что на этот раз он сделал бы все правильно. Иногда мы и сами его разыгрывали. Например, могли за час до начала съемок дать ему текст для заучивания, страницы на три, который сами же и сочинили.

- Жестоко!

Игорь так пугался, что его бросало в жар: «Как?! Я же не успею выучить!». Для нас в этой ситуации главным было сохранить серьезное выражение лица. «А что ты раньше думал, милый мой? Теперь сиди и учи». И только когда видели, что он окончательно подавлен и расстроен, раскалывались: «Ну ладно, мы пошутили. Пойди выпей 50 граммов и успокойся». Игорь поначалу страшно злился, но потом отходил и сам смеялся вместе со всеми. Мне кажется, он и сам получал удовольствие от этих розыгрышей и даже ждал их.

- У женщин он пользовался успехом?

Да, но еще задолго до «Мушкетеров» - после таких картин, как «Доживем до понедельника» и «Адъютант его превосходительства». Была в нем порода, красота, благородство, изящество. Старыгин не был спортивным, как сейчас модно, тем не менее мужественности у него не отнять.

Он играл белогвардейского офицера в спектакле «Сорок первый», вот это была на 100 процентов его роль, настоящий дворянин - белая кость, голубая кровь. Присутствовала в нем даже какая-то аристократическая надменность. Хотя мы знали, что это обманчивое впечатление: на самом деле Старыгин был мягким, трогательным и беззащитным. А все свои любовные победы он, как и настоящий Арамис, всегда держал в секрете. Игорь еще тот тихарила!

- В последнее время вы часто виделись?

Наверное, не так часто, как хотелось бы. Старались встречаться на всех днях рождения друг друга (одним из последних был 70-летний юбилей Балона), на кинофестивалях - в частности, на питерском «Виват, кино России!», Игорь часто на него приезжал. В остальное же время все мы где-то мотаемся: Веня часто работает за рубежом, Валя на гастролях, я - петербуржец, поэтому в Москве наездами... Вдоволь мы пообщались только на съемках последних «Мушкетеров».

Из-за желания побыть вместе мы и согласились сниматься в этой картине с заведомо несовершенным сценарием. А теперь, после ухода Игоря, вместе уже никогда не соберемся. Поэтому в начале сентября я не поехал во Францию на открытие памятника мушкетерам, который подарил Гаскони Зураб Церетели. Хотя Смехов и Смирнитский ездили.

- Вам приятно, что на родине д"Артаньяна стоит памятник с вашими лицами?

Эту скульптурную композицию я не видел, но такой подход мне кажется весьма странным. Ведь речь идет не о реальных людях, а о литературных героях. Зачем навязывать французам наше видение этих персонажей, да еще с лицами российских актеров? Это равносильно тому, что жители какой-нибудь африканской страны прислали бы нам памятник Евгению Онегину или Пьеру Безухову, исполненный в соответствии со своими представлениями об этих героях, включая черты лица и цвет кожи. Тем более что у французов уже есть памятник д"Артаньяну.

- Когда вы видели Старыгина в последний раз?

За несколько дней до смерти, в больнице. После того как 20 сентября прошлого года у него случился инсульт, я все время созванивался с ребятами и его супругой. Звонил в больницу, спрашивал, могу ли его навестить. Врачи долго совещались: принесет мой приход пользу или, наоборот, станет стрессом, но потом все-таки пустили.

Не уверен, что Игорь меня узнал, - он находился в коме. Но я говорил с ним, пытался наладить контакт жестами, называл какие-то буквы и пытался по дрожанию ресниц понять, слышит ли он меня. И, в конце концов, попросил: «Игорь, если ты меня слышишь, дай знать». И тут случилось то, о чем я до сих пор не могу говорить без волнения: он пожал мне руку, и я увидел, как по его щеке катится слеза...

ВЛАДИМИР БАЛОН: «С САМОГО НАЧАЛА ВРАЧ НАМ СКАЗАЛА: «ДАЖЕ ЕСЛИ ОН ВЫЖИВЕТ, БУДЕТ ОВОЩЕМ»

Мало кто знает, что главным заводилой и автором мушкетерских проделок и затей был «командир гвардейцев кардинала» господин де Жюссак, он же - актер и чемпион мира по фехтованию, постановщик трюков Владимир Балон.

- Владимир Яковлевич, вы ведь знали Игоря Старыгина до съемок в картине «Д"Артаньян и три мушкетера»?

С Игорем я познакомился на три-четыре года раньше, чем с Мишей и Веней. Валю Смирнитского тоже знал до этого, но вместе мы с ним не снимались, зато часто встречались в ресторане ВТО в то веселое, но уже далекое молодое время. А с Игорем мы подружились на картине Александра Зархи «Города и годы», где Старыгину нужно было драться и прыгать на ходу с поезда, - эти трюки ставил ему я. Он потом всю жизнь с гордостью вспоминал, как мы с ним работали и как я приводил его в пример профессиональным каскадерам.

Для многих зрителей будет открытием, что господин де Жюссак, злейший враг мушкетеров, в жизни стал их лучшим другом.

Всех нас часто спрашивают: как получилось, что мы подружились? Думаю, это какое-то счастливое стечение обстоятельств и звезд на небе, что именно эти актеры собрались и так, в «десятку», сыграли свои роли. Пожалуй, это единственный пример подобной картины.

В тех же «Гардемаринах», в которых снимались мы с Мишей Боярским, такой дружбы не получилось, мы по-настоящему сблизились только с Димой Харатьяном, но он вообще очень хороший, добрый человек. Другой пример - «Неуловимые мстители»: по сюжету главные герои были друзьями до гроба, а в жизни ничего подобного не произошло. Более того, как ни старались молодые ребята, в «Возвращении мушкетеров» играющие наших детей, подружиться с нами (как они называли нас в шутку - папами), у них ничего не вышло. Хотя и Ира Пегова, и Антон Макарский работали просто замечательно.

А мы дружим все 30 с лишним лет, прошедшие со времени съемок. Эта дружба не пришла к нам сразу, сначала были товарищеские отношения, которые крепли год от года. На второй картине мы уже работали с радостью, а к «Возвращению мушкетеров» вообще пришли под девизом: «Мы обязательно встретимся!».

Мы всегда были в курсе жизненных обстоятельств друг друга, старались помогать чем могли. С Мишей, как минимум, пять раз в день созваниваемся. Мы с ним дышим одним воздухом - у нас общие интересы, проблемы, споры.

У Игоря был другой характер, взгляд на жизнь и манера общения, но мы с ним тоже очень часто встречались. Раз в неделю, в крайнем случае - в две у нас были прекрасные посиделки. Старыгин всегда встречал нас у распахнутой двери и шутливо приветствовал.

- О чем вы говорили?

Обо всем - о футболе, о новостях, о себе... И всегда за этой кажущейся легкостью и бездумностью стояло беспокойство и желание понять, все ли ладно у каждого из нас. Ни на секунду не повисало молчание, когда становится понятно, что больше не о чем разговаривать. Болтали, хохотали, подкалывали друг друга, играли в буриме, каламбурили.

Доходило до того, что мы даже пели под караоке, старые дураки! Любимая песня Игоря - «Когда весна придет, не знаю» из кинофильма «Весна на Заречной улице». Это было его соло! Он отдавался исполнению полностью и каждый раз пел по-разному: иногда весело и смешно, а иногда - с грустью по чему-то давно ушедшему. Но чаще у нас все-таки было весело.

- Старыгин был самым скромным из вас?

Игорь никогда не актерствовал в жизни, не тянул одеяло на себя, не выпячивался, не рассказывал о своем творчестве. Но если кто-то из нас якобы невзначай об этом заговаривал, всегда испытывал удовольствие. Стоило упомянуть о ТЮЗе или Театре Моссовета, где он работал, тут же вдохновлялся и вспоминал какие-то истории, с уважением рассказывал о корифеях - Завадском, Марецкой, Раневской, Плятте.

Старыгин никогда не сплетничал. Если при нем начинали говорить о ком-то плохо, тут же уходил от темы или превращал все в шутку. И это не выглядело наигранно или неискренне, потому что Игорь действительно был абсолютно лишен актерской зависти.

- Правда, что вы были в гостях у Игоря Владимировича накануне его инсульта?

Да, и, вернувшись домой поздно вечером, можно сказать, за несколько часов до трагедии, я позвонил ему - хотелось еще раз сказать, как хорошо мы посидели. Утром перезвонил снова. Будто какая-то неведомая сила заставила меня это сделать.

Трубку взяла его жена Катя, которая рассказала, что утром Игорь проснулся со словами: «Какой хороший вчера был вечер!» - и сел в свое любимое кресло пить кофе. Потом Катя сказала мне: «Сейчас я передам ему трубку», пошла к нему в комнату, и я услышал крик: «Игорь, что с тобой?!». Я в свою очередь заорал: «Срочно вызывай «скорую»!». Это было 20 сентября прошлого года.

- Была надежда на то, что он выздоровеет?

Когда стало известно, что у него инсульт, наша жизнь превратилась в ожидание и привыкание к неизбежности. Мы все хорошо понимали, что такое инсульт: даже если случится чудо и он выкарабкается, жить полноценной жизнью и работать уже не сможет никогда. С самого начала врач сказала нам: «Даже если он выживет, будет овощем». Лично я считаю, что лучше покинуть этот мир, чем так жить. Особенно тому, кто считает себя мужчиной.

- Вы видели его в то время?

К нему в палату не пускали никого, даже жену. Потом, видимо, понимая, что дело идет к концу, врач сказала, что может провести только одного из нас. Мы выбрали Мишу. Он всегда первым прилетал, если что-то случалось с каждым из нас. И, пользуясь своей популярностью, проникал в любую палату, в том числе в реанимационную.

Об Игоре можно говорить много и долго... Обидно, что он ушел именно тогда, когда после картины «Возвращение мушкетеров» у него открылось второе творческое дыхание. До этого Старыгин несколько лет сидел без работы, а тут принял участие сразу в двух антрепризах. Буквально за два месяца до инсульта состоялась премьера одной из них, я видел два первых спектакля, он замечательно играл и прекрасно себя чувствовал.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Измена жены