Болгарские иконы.

Краткий гид по истории болгарской иконы и ее символике, зашифрованной в бесценном даре творцов.
Временем возникновения иконописи в Болгарии принято считать 865 год, когда христианство было объявлено официальной религией. Однако не исключена вероятность, что иконы появились в стране гораздо раньше, ибо славяно-болгарское государство возникло на землях, издавна населяемых христианами. Первые иконы писали на керамических плитках. В отличие от более поздних образов, лик писали на зеленом фоне, символизирующем победу жизни над смертью. Со временем традиция иконописания изменялась и на смену зеленому фону начали использовать пурпурный или красный цвета. С одной стороны, при использовании этих цветов сохранялся древний смысл красного цвета — плодородие и рождение новой жизни, с другой — красный цвет становился символом царственности. Использовать золотой фон в иконописи стали лишь в конце X века — влиянеие византийской школы иконописи. Самыми почитаемыми в Болгарии иконами являются лики Христоса Пантократора, святого Димитрия и святого Георгия – символы мужества и непреклонной веры.
История иконописи в Болгарии тесно связана с историческими судьбами болгарского народа, с выпавшими на его долю трагическими событиями эпох чужеземного владычества. Житийные эпизоды, нередко имевшие своей основой апокрифические сказания, давали больший простор творческим возможностям живописца, вносившего в изображение этих сцен ряд реалистических деталей или жизненно правдивых ситуаций, бывших лишь элементами в условном языке иконописца. В живописном искусстве Балкан житийная икона воспроизводилась по одним и тем же принципам оформлениям ее различия сводились преимущественно к деталям. Обычно центральное место занимала фигура святого, изображаемого стоящим или сидящим, во весь рост или до пояса. На двух или всех четырех сторонах рамки помещались сцены из его жития. Интересным образцом иконы, написанной с соблюдением перечисленных выше канонов, является икона «Чудо Георгия о змие» с житием, созданная в 1684 году живописцем Иоанном села Чевиндол Великотырновского округа.
О том, что символизирует эта и другие иконы Болгарии SmartTrip попросил рассказать искусствоведов, курирующих крупнейшую экспозицию православного искусства в крипте кафедрального собора Александра Невского в Софии и гида по Болгарии, большого знатока истории и культуры Балкан, Зою Аврамову.

Святой Георгий

Почитание св. Георгия в Болгарии, как святого-покровителя, было известно уже в конце IX века. Чаще всего св. Георгий изображается сидящим на белом коне: болгарский народ оказывал явное предпочтение конным изображениям святых, что имело глубокие предпосылки в его быте. Иконография этого изображения святого имеет долгую историю, но его появление обычно связывается с известным житийным «чудом» - избавлением царской дочери от змея.
Очень часто за спиной сидящего на коне святого помещается отрок с сосудом особой формы, напоминающим турецкий металлический кувшин для умывания и омовения («ибрик»). Это изображение отражает историю Болгарии во время турецкого владычества. Во время турецкого ига болгары были вынуждены отдавать кровную дань – маленьких мальчиков забирали янычарами от семей в самом юном возрасте. Войска янычар были очень грозными – они не знали родовой памяти, и каждая мать в болгарском селении жила с осознанием того, что однажды ее ребенок может прийти в отчий дом и убить свою семью. Кувшин в руках мальчик, по свидетельствам знатоков, является символом трагедии и искалеченных детских душ. Детей для девширме выбирали очень сильных и красивых. Попав в плен, мальчиков насиловали, использовали в качестве подарков от одного господаря другому, полностью уничтожая в их сознании какие бы то ни было человеческие ценности. Поэтому мальчик на коне св. Георгия означает народную благодарность святому, за спасение болгарских детей из турецкого плена.

Святой Димитрий

О широком распространении в Болгарии культа св. Димитрия свидетельствуют разнообразные данные. В основу одного из самых ранних свидетельств легли, по всей вероятности, действительные события. Византийский историк Никита Акоминат рассказывает, что Асень и Петр, болгарские бояре, начали внушать народу, что божиим благоволением болгарам будет дарована свобода и что по этой причине «мученик Христов Димитрий оставил митрополичий город Солунь и тамошний храм и отказался от сожительства с ромеями и перешел на их (болгар) сторону, дабы стать соратником и помощником в их деле». В действительности эта легенда не была создана Асенями, как сообщает историк. Они лишь воспользовались распространившимися после взятия Фессалоник в 1185 году норманнами слухами о том, что покровитель и защитник города - св. Димитрий покинул город. Возможно, что в это же время из Фессалоник была тайно увезена в Северную Болгарию какая-либо чтимая икона св. Димитрия, что дало повод двум тырновским феодалам, братьям Асеню и Петру, обратиться к народу с призывом к свержению византийского ига, ссылаясь при этом на покровительство святого. Восстание против Византии было объявлено в храме св.Димитрия в Тырново, успех его утвердил веру в помощь святого, который был провозглашен покровителем династии Асеней. Очень правдоподобным представляется предположение, что в приведенной выше эпиграмме нашло отражение ликование ромеев при известии, что знаменитая икона св. Димитрия была найдена во дворце самого царя Петра. По велению императора для этой иконы был изготовлен драгоценный оклад, на котором были выгравированы стихи Феодора Вальсамона.
Чаще всего св.Дмитрия изображают в традиционной позе всадника, сидящего на скачущем вправо красном коне (исключением является икона св.Дмитрия 1617 года из Велико-Тырново, где всадник и конь смотрят вправо). Левой рукой святой держит поводья, правой вонзает копье в поверженного на землю
врага. Иконописцы очень выразительно изображают копье, пронзающее шею врага, брызнувшую из нее кровь и позу коня, попирающего копытом поверженное в прах тело.

Архангела Михаила на болгарских иконах чаще всего пишут в полный рост с крыльями за спиной, с едва заметно повернутой в сторону головой. Святой изображен в воинском одеянии – красной тунике, светло-коричневых пластинчатых доспехах с изображением Медузы, темно-зеленом, наброшенном на плечо плаще, с красным свитком в левой руке. В правой он держит поднятый меч — символ достоинства «архистратига Христова воинства».

Иоанн Предтеча изображается в полный рост, со слегка согнутыми в коленях ногами - в типичной для поздних иконописных изображений позе. Правую руку приложил ладонью к груди, в левой держит развернутый свиток со словами: «Покайтес, ибо приблизилось царство небесное» (от Матфея, 3, 2). Той же рукой он поддерживает блюдо-дискос со своей усеченной головой. На нем милоть синего цвета, символизирующая его пустынножительство, и голубая хламида. Крылья коричневого цвета свисают по обе стороны фигуры. Длинные, спутанные волосы и суровое, почти мрачное выражение лица напоминают афонский прототип иконы, с которым ее сближают и крылья, впервые появившиеся в афонской иконографии Иоанна Предтечи. В нижнем правом углу бесплодное дерево с секирой у корня, которая должна его срубить.

Апостолы Павел и Петр

Апостола Петра традиционно изображают с короткой белой бородой и седыми волосами. В левой руке он всегда держит свиток и ключи от райских дверей, а правой поддерживает модель храма. Это положение правой руки находит объяснение в евангельских словах Христа, обращенных к Петру: «Ты - Петр, и на сем камне я создам церковь мою... И дам тебе ключи царства небесного» (от Матфея, 16, 18).
Справа апостол Павел, темноволосый, с бородой, высоким бугристым лбом - признак глубокомыслия, с закрытым евангелием в руках, символизирующим его мудрость и проповедь евангельских истин.

Свиток

Свернутый свиток в левой руке святых символизирует мудрость. Его можно увидеть в руках у младенца Христа на иконе Богоматерь Кехарифомени XVI века из Несебра. На иконе святого Иван Рильского середины XIV века в Рильском монастыре.

Тетраморф

Одним из ярчайших примеров изображения тетраморфа — четырех символов евангелистов с является икона Чудо Христа в Латоме. Христос изображен восседающим на двух золотых дугах семицветной радуги, переданной оттенками серого и синего цвета, в окружении человека – Матфея, символизирующего человеческое воплощение Христа; Марка в образе льва, означающего господство Христа и его воскресение из мертвых; Луки под ликом вола – крестная жертва Христа и его священническое достоинство, а также Иоанна в виде орла, как вознесение Господне над Церковью.

Звезды

Золотыми звездами, как символом непорочности, украшали одеяние Богоматери: на плече и две на голове. Их можно увидеть на Богоматери в иконе Деисус 1495 года из Банковского монастыря, иконе Богоматерь Одигитрии 1518 года и многих других.

Цветы

В начале XVIII века в болгарской иконописи чувствуется влияние образцов итальянской живописи как в выборе типа, так и в моделировке лиц. Изображения вазы с цветами в нижнем левом углу, ручная кадильница, орнамент одежды и другие детали, однако, говорят о влиянии Востока, благодаря чему икона представляет собой интересный образец взаимодействия влияний Востока и Запада в балканском искусстве. Богоматерь изображена до колен, в три четверти оборота к младенцу Христу, который представлен в рост, в роскошном золотом далматине, с короной на голове. В правой руке у него держава, в левой скипетр - эмблемы царской власти. Он стоит на расцветшем цветке розы, лежащей на шестиугольной подставке, в форме и орнаментировке которой ощущается отголосок искусства исламского Востока. Богоматерь одета в расшитый золотом и цветами золотистый мафорий, схваченный на груди аграфом в виде цветка. Из-под мафория виднеется тонкий белый плат, встречающийся на изображениях итальянских мадонн периода треченто. На голове золотая корона. С появлением на иконах символа власти – короны, изменяется и обращение к Богоматери в молитвах с «госпожи жизни» на «царицу небесную».
Изображение на иконе двух символов, в данном случае короны и розы (символ Афродиты, красоты и вечности, пришедший в иконопись из язычества) по верованиям болгар удваивают чудотворные свойства иконы.

Скорпион

Скорпион в традициях христианской иконописи олицетворят зло и является символом духовного искушения. Редчайшим примером изображения членистоногого является икона «Житие Дмитрия Солуньского», конец XVII - начало XVIII века из церкови св. Димитрия,село Бобошево. Он изображен сидящим на высоком троне и попирающим ногами скорпиона. Слева над ним ангел, протягивающий ему венец мученической славы.
В боковых клеймах помещены изображения св. Димитрия и св.Георгия на конях, под ними расположено по 5 сцен из жития Димитрия Солуньского.
Справа: св. Димитрий исповедует свое христианство перед царем Максимилианом;
— заключение св. Димитрия в темницу;
— Димитрий побеждает зло, олицетворяемое скорпионом,
— Димитрий вновь призван на суд Максимилиана;
— Димитрий воскрешает умершего.
Слева: христианин Нестор посещает св. Димитрия в темнице;
— борьба Лия с Нестором и смерть Лия;
— Максимилиан узнает, что Димитрий благословил Нестора на борьбу с Лием;
— воины входят в темницу и находят Димитрия молящимся;
— усекновение главы св. Димитрия.

Где посмотреть иконы: наиболее известные шедевры в оригинале можно увидеть в крипте кафедрального собора Александра Невского в Софии, а также в Преображенском монастыре, Рильской святой обители, в соборах Арбанаси, Сливена и Трявны.
Хотите научиться читать послания из глубины веков зашифрованные в камне? Воспользуйтесь нашим гидом о наиболее популярных символах и знаках в романской архитектуре и барокко, которые встречаются в убранстве церквей и дворцов не только Италии, но даже Франции и Германии.

Болгарская икона имеет тысячелетнюю историю. В хранилищах храма "Александр Невский" в Софии можно проследить развитие в течении веков искусства иконописи, типичную для православных стран. Иконы можно встретить во всех музеях и церквях.

Икону рисуют на плоских досках липового или кипарисового дерева, покрытых клеем и гипсом, иногда сверху наносится слой аледастра. Раньше художники использовали в качестве красок порошки на натуральной основе, растворенные в воде или в яичном желтке, фиксировали их защитным лаком из льняного масла и смолы. Некоторые иконы частично покрыты ризами (слоем рельефного металла), подчеркивающими лица и руки изображенных святых.

Икона не имеет декоративных функций, не имеет характер стенописи, миниатюры или иллюстрации. Наоборот, это объект культа. Она создана чтобы убеждать в присутствии Всевышнего, к ней обращены молитвы христиан. Через икону создается своеобразный способ общения человека с Богом. Чаще всего на иконах встречаются изображения Христа, Святой Девы с младенцем, других святых, а также разнообразные библейские сюжеты.

Каждая церковь имеет икону с образом того святого, в честь которого она названа. Она может находиться на иконостасе - перегородкой между передним пространством храма и алтаря.

Самые старые болгарские иконы написаны на керамических плитах. Такими являются иконы из монастырей, находящихся около Преслава возрастом эпохи Второго болгарского царства. Велико Тырново наследило это искусство и достигло апогея болгарской иконописи. Строгие лица святых, рисуемые сначала плоскими скупыми мазками приобретают в XIII веке мягкие формы и объем, созданные светотенями, а в XIV веке на иконах уже изображены сюжеты и они украшены драгоценностями.

Османское нашествие временно воспрепятствовало творение религиозных произведений.

В XV и XVI веке ощущается влияние западного искусства, а точнее баррока. Канноны красоты меняются. Бледные, аскетические, сухие изображения уступают место живым лицам в светлых и ярких тонах, нарисованных до мельчайших подробностей. Появляются различные школы. Самоковская школа с величественным стилем письма, Тревненская школа характерна яркими живыми красками и Банская, где в икону вплетаются пейзаж и природа.

В XIX веке рисуют иконы мастерски, умело написанные, но неодухотворенные.

С развитием техники иконы начинают производить серийно при помощи шаблонов.

Болгарская икона - свидетель превратностей истории маленького, но жизненного балканского народа.

Успехи искусства иконописи, усовершенствовавшиеся в течение десяти веков, сегодня, высоко оценены. Выставки болгарских икон вызвали живой интерес в Париже, Лондоне, Москве и Токио.

Теперь занимая заслуженное место в музеях и национальных галереях, иконы помогают нам вникнуть в мир скромности и тишины, далекий от мирской суеты. Они доказывают святую принадлежность болгар к культуре и ортодоксальному искусству.

Туристический путеводитель

В прошлом году я была в Несебре. Если вы побываете там и вас интересуют иконы, обратите внимание на одного торговца.
Его зовут Димитрий, он продает в самом конце Митрополичьей улицы. У него своеобразные иконы, что-то в них есть настоящее, а не просто туристский сувенир. Лики суровые, вокруг нимбы из золоченой жести. Обратите внимание на голубой фон, для русских икон это не характерно. Особенно хороша Богоматерь. Я привезла домой ее и Рильского. Удачи.
21.04.10 ольга

Болгарская икона имеет тысячелетнюю историю. В хранилищах храма "Александр Невский" в Софии можно проследить развитие искусства иконописи в Болгарии в течение веков, типичной для православных стран. Иконы можно встретить во всех музеях и церквях Болгарии.

Иконы в Болгарии пишут на плоских досках липового или кипарисового дерева. Доски покрывают клеем и гипсом, иногда сверху наносится слой алебастра. Раньше художники использовали в качестве красок порошки на натуральной основе, растворенные в воде или в яичном желтке, фиксировали их защитным лаком из льняного масла и смолы. Некоторые иконы частично покрыты ризами (слоем рельефного металла), подчеркивающими лица и руки, изображенных святых.

Икона - это объект культа. Икона создана, чтобы убеждать в присутствии Всевышнего, к ней обращены молитвы христиан. Через икону создается своеобразный способ общения человека с Богом. Чаще всего на иконах встречаются изображения Христа, Святой Девы с младенцем, других святых, а также разнообразные библейские сюжеты. Каждая церковь имеет икону с образом того святого, в честь которого она названа.

Самые старые болгарские иконы написаны на керамических плитах. Такими являются иконы из монастырей эпохи Второго болгарского царства, находящихся около Преслава. В XIII веке строгие лица святых, рисуемые сначала плоскими скупыми мазками, приобретают мягкие формы и объем. Османское нашествие в Болгарии препятствовало творению христианских религиозных произведений.

В XV и XVI веке в болгарской иконописи ощущается влияние западного искусства, а точнее барокко. Каноны красоты меняются. Бледные, аскетические, сухие изображения уступают место живым лицам в светлых и ярких тонах, нарисованным до мельчайших подробностей. Появляются различные иконописные школы Болгарии: Самоковская, Тревненская школа и Байская.

Болгарские иконы XIX века написаны мастерски, умело, но они - неодухотворенные. С развитием техники иконописи в Болгарии иконы начинают производить серийно при помощи шаблонов.

Пакетные туры в Болгарию

Мы стремимся сделать путешествия в Болгарию максимально доступными! С нашим сервисом вы можете не копить деньги на летний отпуск, а путешествовать 3-4 раза в год. У вас в руках - все инструменты для поиска самых горящих туров, которые раньше были доступны только самым крутым турагентам. Благодаря нашему умному поиску вы можете экономить на туристических поездках и турах до 70%!

Болгарская икона имеет тысячелетнюю историю. В хранилищах храма “Александр Невский” в Софии можно проследить развитие в течении веков искусства иконописи, типичную для православных стран. Иконы можно встретить во всех музеях и церквях

Икону рисуют на плоских досках липового или кипарисового дерева, покрытых клеем и гипсом, иногда сверху наносится слой алебастра. Раньше художники использовали в качестве красок порошки на натуральной основе, растворенные в воде или в яичном желтке, фиксировали их защитным лаком из льняного масла и смолы. Некоторые иконы частично покрыты ризами (слоем рельефного металла), подчеркивающими лица и руки, изображенных святых.

Икона не имеет декоративных функций, не имеет характер стенописи, миниатюры или иллюстрации. Наоборот, это объект культа. Она создана чтобы убеждать в присутствии Всевышнего, к ней обращены молитвы христиан. Через икону создается свое- образный способ общения человека с Богом. Чаще всего на иконах встречаются изображения Христа, Святой Девы с младенцем, других святых, а также разнообразные библейские сюжеты.

Каждая церковь имеет икону с образом того святого, в честь которого она названа. Она может находиться на иконостасе - перегородке между перед- ним пространством храма и алтаря.

Самые старые болгарские иконы написаны на керамических плитах. Такими являются иконы из монастырей, находящихся около Преслава возрастом эпохи Второго болгарского царства. Велико Тырново унаследовало это искусство и достигло апогея болгарской иконописи. Строгие лица святых, рисуемые сначала плоскими скупыми мазками приобретают в XIII веке мягкие формы и объем, созданные светотенями, а в XIV веке на иконах уже изображены сюжеты и они ук- рашены драгоценностями.

Османское нашествие временно воспрепятствовало творение религиозных произведений.

В XV и XVI веке ощущается влияние западного искусства, а точнее барокко. Канцоны красоты меняются. Бледные, аскетические, сухие изображения уступают место живым лицам в светлых и ярких тонах, нарисованных до мельчайших подробностей. Появляются различные школы. Самоковская школа с величественным стилем письма, Тревненская школа характерна яркими живыми красками и Байская, где в икону вплетаются пейзаж и природа.

В XIX веке рисуют иконы мастерски, умело написанные, но неодухотворенные.

С развитием техники иконы начинают производить серийно при помощи шаблонов.

Болгарская икона - свидетель превратностей истории маленького, но жизненного балканского народа.

Успехи искусства иконописи, усовершенствовавшиеся в течение десяти веков, сегодня, высоко оценены. Выставки болгарских икон вызвали живой интерес в Париже, Лондоне, Москве и Токио.

Теперь занимая заслуженное место в музеях и национальных галлереях, иконы помогают нам вникнуть в мир скромности и тишины, далекий от мирской суеты. Они доказывают святую принадлежность болгара к культуре и ортодоксальному искусству.

Болгары, как известно, православные. Впервые в болгарской церкви я побывала в Поморье — точнее, в монастыре. Было около шести вечера. Храмы, конечно, не такие красивые, как у нас. Вообще, южный стиль архитектуры не отличается особым разнообразием. Самая нарядная деталь — красная черепица, ею по всей Болгарии кроют крыши у половины зданий — и особняки, и храмы, и четырехэтажные «хрущовки», и даже гаражи.

Сначала было боязно — впервые в чужой стране, чужие порядки. Вдруг что-нибудь сделаю не так. Тем более, мужской монастырь. Но все прошло нормально. Я вошла внутрь. Некоторые посетители вообще расхаживали в шортах, женщины без платков. Внутри монастыря — источник Св. Георгия. Вода включается электрическим выключателем.

Территория монастыря не такая ухоженная, как у нас. Несколько плодовых деревьев, небольшие клумбы с неприхотливыми цветами, на заднем плане маленькие хозпостройки и инвентарь — в частности, бочки в рост человека. Храмы в Болгарии незаметные, невысокие. (Во времена турецкого владычества купол церкви вообще не должен был возвышаться над головой сидящего всадника.) Золоченых куполов в основном нет. Интерьер храмов похож на наш, но обычно беднее. Зато, как правило, беспрепятственно разрешают фотографировать на территории и в храмах.

Что поразило, так это подсвечники! Наряду с привычными нам бронзовыми подсвечниками есть и просто как бы глубокие корытца (тазики) с мелкой щебенкой. Щебенка сантиметра на четыре залита водой, иногда там ставят растения. Прямо аквариум какой-то.

Кропило у нас обычно кисточкой, а там для него используют какое-то растение.

Храмы, повторюсь, небогатые. По-моему, беднее, чем у нас самые бедные приходы. Часто росписи и иконы не реставрируется только из-за нехватки денег. Экскурсовод рассказывала, что за квадратный метр новой росписи художники берут 700 левов (на 2008 — 350 евро), а реставрация еще дороже. Так вот, таких денег у храмов и монастырей просто нет. Монастыри вообще малолюдные. В самом большом и знаменитом монастыре Св. Иоанна Рыльского 9 монахов, а в остальных еще меньше. В Арбанасском женском монастыре — 4 монахини, причем три довольно преклонного возраста.

Болгарская иконопись по манере несколько суровая. Краски яркие. В иконах мучеников заметен акцент именно на аспекте телесных страданий. Св. Иоанн Креститель и на некоторых наших иконах держит на блюде свою отсеченную главу. Так же в Болгарии изображают и других святых — Св. Варвару, Св. Екатерину, а Св. Параскева-Пятница (по-болгарски Петка) держит в руках блюдо с глазами (т.к. была ослеплена мучителями). Любимые святые в Болгарии — Св.Св. Кирилл и Мефодий, Св. Николай, Св. Георгий Великомученик, конечно же, Св. Иоанн Рыльский, Св. Муч. Мина, Св. Параскева, Св. Муч. Марина (почему-то держит за шкирку какого-то темно-зеленого беса). Несколько раз встречала в храмах образ Прп. Сергия Радонежского и Серафима Саровского, было очень радостно. Если «Параскева» — это по-гречески «Пятница» (по-болгарски «Петка»), то есть у болгар еще и Св. Неделя (Воскресенье).

Часто, кстати, не разрешают прикладываться к иконам именно из соображений сохранности. В бедных храмах доводилось видеть объявление что-то вроде «не целуйте образа — сходит краска ("червило")». Образа ветхие, а денег, похоже, не хватает не то что на реставрацию — на защитный киот.

Очень почитается Образ Пр. Богоматери Троеручицы, причем изображение тоже не совсем обычное. Как все помнят, третья рука была сделана из серебра и привешена в благодарность исцеленным Иоанном Дамаскином к иконе. Когда-то это третья рука изображается как серебряная, когда-то как обычная. А на болгарской иконе серебром покрыты все три руки.
А в женском монастыре в Арбанаси тоже есть чудотворная икона, называемая Троеручицей. Но по иконографии это — Богоматерь с Младенцем на престоле (Пантанасса). С правой стороны иконы сделаны две серебряные привески в форме правых рук, причем они намного крупнее рук Богоматери. Руки Богоматери при этом практически закрыты. Выглядит довольно необычно. Но как я не раз убеждалась, что художественные достоинства того или иного образа в общепринятом смысле не имеют ровным счетом никакого значения. Икона эта весьма почитаема в Болгарии. В начале июля эту икону и еще две из других мест Болгарии свозят вместе, и патриарх служит молебен о здоровье всех болгарских детей. Мы прикладывались, и действительно, как-бы какое-то неосязаемое тепло исходит от этой иконы. И через некоторое время становится так радостно. А одна из женщин из нашей группы долго стояла возле этой иконы на коленях, с просветленными слезами на глазах. Благодать!

А на богослужении мы побывали в храме Св. Параскевы в Равде . Сам храм нашли чудом — он стоит в глубине двора, за зданием школы. Шли-шли вдоль бесконечных рядов сувениров и увидели у уголке старенький плакат вязью «Храм Св. Параскевы». Сразу не попали, потому что он был закрыт. Но на заднем крыльце школы сидела стайка старшеклассников, они подсказали нам, что храм будет открыт завтра, в 10 утра. На следующее утро мы пришли в храм. Служба уже началась. Интерьер храма такой же, как у всех православных храмах. Сам храм конца XIX века, реставрирован, кажется, в 90-х годах прошлого века. Пол немного неровный — это соединенные цементом плоские камни, накрыт старенькими ковриками. В Болгарии по традиции тоже желательно, конечно, стоять, но для тех, кто этого делать не может, много стульев. У нас обычно лавки расставлены по стенам, а у них стоят рядами, как у католиков.


Православные храм Св. Параскевы Пятницы в Равде, Болгария. Фото автора

Народу в храме было немного — а ведь была воскресная служба, да к тому же и Петров день (болгарская церковь живет по юлианскому календарю). Кроме нас на службе присутствовали: пожилая супружеская пара (как выяснилось потом, католики из Польши), женщина из Софии и еще два—три человека. Помимо этого в храм несколько раз заходили люди поставить свечи и положить приношения на канун. Захожане, одним словом.

Из служащих в храме была лишь свечница и «хор» из одной-единственной женщины. Нам очень понравился батюшка — отец Димитрий. Это энергичный молодой священник с живыми черными глазами. Из-под подрясника виднелись сандалии на босу ногу. С каким энтузиазмом он выполнял свой пастырский долг! Воистину «где поставлен, там и служи». Приходилось ему быть и за священника, и за дьякона и за чтеца. Сам по ходу службы раздувал кадило, размахивая им такими лихими кругообразными движениями, что в памяти поневоле возникали ассоциации с восточными боевиками, и бойцами с нунчаками. А как он пел! Служба звучит непривычно: сначала нам даже показалось, что на болгарском, а это такой церковнославянский. Но все понятно, тем более, когда богослужебный текст хоть сколько-нибудь знаком. Распев отличается от привычной нашему уху, но тоже в своем роде звучит очень красиво и трогательно. (Нечто похожее можно услышать в фильме Копполы «Дракула» — в сцене венчания Джонатана и Мины, а дело там происходит в православной Румынии). По окончании службы батюшка поздравил всех с праздником и сказал проповедь. А потом подошел к народу и с каждым поговорил — кто откуда приехал, для всех у него нашлись теплые слова. Жительницу Софии поспрашивал о столице, католикам из Вроцлава рассказал, как его знакомый священник туда ездил. И с нами долго поговорил: спросил, сколько в Москве храмов, потом немного рассказал о своем храме и храмах Несебра. Было очень приятно! Мы подарили ему иконку Оптинских старцев, он очень обрадовался. (Кстати, в нескольких храмах мы видели изречение Прп. Амвросия «Говорящим в храмах посылаются скорби»). С большой теплотой будем мы вспоминать маленький храм и о. Димитрия. Набравшись смелости, попросили разрешения пофотографировать в храме на память. Он нам легко разрешил, и отошел разговаривать с другими людьми. Сделав несколько снимков, я была остановлена укоризненным взглядом подошедшей свечницы. Между нами состоялся тихий диалог, частично с помощью мимики и жестов — я пыталась объяснить, что сам батюшка дал разрешение, а бабушка давала понять, что не худо бы было и у нее спроситься. По рукам, конечно, никто не бил, но снимать как-то расхотелось. Да уж, суровые храмовые бабушки — они везде одинаковы.

Еще одна необычная традиция — на канун почему-то клали только коробки шоколадных конфет. Еще несколько начатых коробок лежали там же, и проходящие люди иногда брали оттуда подтаявшую конфетку и съедали — без особого удовольствия, а скорее отдавая дань традиции.

Еще мы отметили, как народ украшает храмы. На Украине и юге России, например, приносят вышитые полотенца, у нас это, наверное, цветы, а там для украшения приносят ручные кружева. Такое трогательное стремление украсить храм! А вот в одном храме увидели — так просто не поверили своим глазам. Прямо под иконами натянута бечевка и на ней привешены разные вещи — скорее всего, по обету, для нуждающихся. Там висели салфеточки, платочки и… несколько нераспечатанных пар мужских носков. Да … везде свои особенности.

Возможно, я ошибаюсь, но, похоже, что русские сейчас более религиозны, чем болгары. Очень грустно, конечно, когда мало народу в храме. А ведь во всех храмах у них обязательно установлены кондиционеры (причем «промышленные» — размером со шкаф). Стулья стоят — не можешь стоять — сиди. Служба покороче чем, у нас — и все равно как-то у многих людей не находится время для храма. Еще было несколько неожиданно видеть простоволосых женщин в храме. Ящик с платками лежит на входе в каждый храм, но их предпочитают игнорировать. Часто без платка бывают и те женщины, которые убираются в храме и продают свечи.

Зато многие, наверное, наслышаны о такой местной традиции. На улице вывешиваются «възпоминание» — листки с портретом умерших людей и несколькими добрыми словами о них. Периодичность таких некрологов не совсем понятна — часто встречаются тексты что-то вроде «4 апреля 2008 исполнилось (се навершат) 2 года 3 месяца со дня смерти Ангела Дмитрова Стасова … Почивай в мир». Иногда рядом висят несколько некрологов по одному и тому же человеку с пометками «от друзей», «от родителей».


Болгарские поминальные листки. Фото автора

Эти некрологи висят повсюду — на столбах, на воротах дома, очень много их у храмов. Так вот, гуляешь и вдруг взгляд падает на портрет в траурной рамке, который как бы говорит «Остановись на секунду, задумайся о вечном». В маленьких городах таких некрологов больше (в Старом Несебре на каждом доме их по несколько штук), в крупных гораздо меньше.

Измена жены