Если человек умирает то куда душа. Что происходит с душой человека после смерти по дням? Какие чувства испытывает человек при смерти

На протяжении всей человеческой истории каждого интересовал вопрос о том, что будет после смерти. Что же ждет нас после того, как наше сердце остановится? Это вопрос, на который недавно ученые получили ответ.

Конечно, предположения были всегда, но теперь стало окончательно ясно, что люди после смерти могут слышать и понимать, что происходит вокруг них. Конечно, с паранормальными явлениями это не имеет ничего общего, ведь человек, по сути, живет еще некоторое время. Это стало медицинским фактом.

Сердце и мозг

Важно понимать, что абсолютно любая смерть наступает при одном из двух или при наличии сразу двух условий: либо сердце перестает работать, либо мозг. Если перестает работать мозг в результате серьезных повреждений, то смерть наступает сразу же после отключения «центрального процессора» человека. Если же жизнь прерывается вследствие каких-то повреждений, из-за которых останавливается сердце, то тут все намного сложнее.

В Нью-Йоркском университете эксперты-ученые определили, что человек после смерти может чувствовать запахи, слышать речь людей и даже видеть мир своими глазами. Это во много объясняет феномен, связанный с видением мира в ходе клинической смерти. Невероятно много было случаев за всю историю медицины, когда человек рассказывал о своих ощущениях во время пребывания в этом пограничном состоянии между жизнью и смертью. После смерти бывает такое же, говорят ученые.

Сердце и мозг — это два органа человека, которые работают на протяжении всей жизни. Они связаны, но ощущения доступны после смерти именно благодаря мозгу, который еще некоторое время передает информацию от нервных окончаний к сознанию.

Мнение экстрасенсов

Специалисты по биоэнергетике и экстрасенсы еще очень давно начали предполагать, что человек не умирает мгновенно, как только его мозг или сердце остановили работу. Нет, все гораздо сложнее. Это и подтвердили научные изыскания.

Мир потусторонний, по мнению экстрасенсов, зависит от мира настоящего и видимого. Когда человек умирает, говорят, что он видит все свои прошлые жизни, а также всю текущую жизнь сразу. Он переживает все заново за бесконечно малую долю секунды, превращаясь в ничто, а потом заново возрождаясь. Конечно, если бы люди могли умирать и сразу возвращаться, то вопросов бы не было, однако даже эксперты в области эзотерики не могут на 100 процентов быть уверенным ив своих заявлениях.

Человек не чувствует боли после смерти , не чувствует радости или горя. Он просто остается жить в потустороннем мире или переходит на иной уровень. Никто не знает, идет ли душа в другое тело, в тело животного или человека. Быть может, она просто испаряется. Может быть, она живет вечно в лучшем месте. Этого никто не знает, поэтому так много религий в мире. Каждый должен слушать свое сердце, которое подсказывает ему верный ответ. Главное — это не спорить, потому что никто не может знать наверняка, что творится с душой после смерти.

Душа как нечто физическое

Душу человека нельзя потрогать, но возможно, что ее наличие ученым, как ни странно, удалось доказать. Дело в том, что при смерти человек теряет по какой-то причине 21 грамм своего веса. Всегда. При любых обстоятельствах.

Никто этот феномен так и не смог объяснить. Люди считают, что это и есть вес нашей души. Это может говорить о том, что человек видит мир после смерти, как доказали ученые, лишь потому, что мозг умирает не сразу. Это не имеет особого значения, потому что душа уходит от тела, мы остаемся неразумными. Возможно, это и есть причина того, что мы не можем двигать глазами или говорить после остановки сердца.

Смерть и жизнь взаимосвязаны, не бывает смерти без жизни. Относиться к миру потустороннему нужно проще. Лучше не стараться понимать его чрезмерно сильно, потому что на сто процентов быть точными не получится ни у кого из ученых. Душа дает нам характер , темперамент, возможность мыслить, любить и ненавидеть. Это и есть наше богатство, которое принадлежит лишь нам. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

07.11.2017 15:47

Люди издревле задавались вопросом о том, что ждет их после завершения земного пути. Известная ясновидящая...


В первых девяти главах этой книги мы попытались изложить некоторые основные аспекты православного христианского взгляда на жизнь после смерти, противопоставляя их широко распространенному современному взгляду, а также появившимся на Западе взглядам, которые в некоторых отношениях отошли от древнего христианского учения. На Западе подлинное христианское учение об Ангелах, воздушном царстве падших духов, о природе общения людей с духами, о небе и аде было потеряно или искажено, в результате чего имеющие место в настощее время "посмертные" опыты получают совершенно неверное толкование. Единственным удовлетворительным ответом на эту ложную интерпретацию является православное христианское учение.

Настоящая книга имеет слишком ограниченный объем, чтобы изложить полностью православное учение о потустороннем мире и посмертной жизни; наша задача была куда более узкой – изложить это учение в той мере, в какой было бы достаточно, чтобы ответить на вопросы, поднимаемые современными "посмертными" опытами, и указать читателю на те православные тексты, где содержится это учение. В заключении мы здесь специально даем краткое изложение православного учения о судьбе души после смерти. Это изложение состоит из статьи, написанной одним из последних выдающихся богословов нашего времени, архиепископом Иоанном (Максимовичем) за год до его смерти. Его слова напечатаны более узким столбцом, а объяснения к его тексту, комментарии и сравнения напечатаны как обычно.

Архиепископ Иоанн (Максимович)

"Жизнь после смерти"

Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века.

(Никейский символ веры)

Безграничным и безуспешным было бы наше горе по умирающим близким, если бы Господь не дал нам вечную жизнь. Жизнь наша была бы бесцельна, если бы она оканчивалась смертью. Какая польза была бы тогда от добродетели и добрых дел? Тогда были бы правы говорящие: "Будем есть и пить, ибо завтра умрем". Но человек создан для бессмертия, и Христос Своим воскресением открыл врата Царства Небесного, вечного блаженства для тех, кто верил в Него и жил праведно. Наша земная жизнь – это приготовление к будущей жизни, а это приготовление завершается смертью. Человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. IX, 27). Тогда человек оставляет все свои земные попечения; тело его распадается, чтобы вновь восстать при Общем Воскресении.

Но душа его продолжает жить, не прекращая своего существования ни на одно мгновение. Многими явлениями мертвых нам дано было знать частично, что случается с душой, когда она покидает тело. Когда прекращается видение телесными очами, начинается видение духовное.

Обращаясь в письме к своей умирающей сестре, епископ Феофан Затворник пишет: "Ведь ты не умрешь. Тело твое умрет, а ты перейдешь в другой мир, живая, себя помнящая и весь окружающий мир узнающая" ("Душеполезное чтение", август 1894).

После смерти душа жива, и чувства ее обострены, а не ослаблены. Св. Амвросий Медиоланский учит: "Поскольку душа продолжает жить после смерти, остается добро, которое не теряется со смертью, но возрастает. Душа не удерживается никакими препятствиями, ставимыми смертью, но более деятельна, потому что действует в своей собственной сфере без всякой связи с телом, которое ей, скорее, бремя, чем польза" (св. Амвросий "Смерть как благо").

Преп. авва Дорофей суммирует учение ранних отцов по этому вопросу: "Ибо души помнят все, что было здесь, как говорят отцы, и слова, и дела, и мысли, и ничего из этого не могут забыть тогда. А сказано в псалме: В той день погибнут вся помышления его (Пс. 145, 4); это говорится о помышлениях века сего, т. е. о строении, имуществе, родителях, детях и всяком деянии и поучении. Все сие о том, как душа выходит из тела, погибает... А что она сделала относительно добродетели или страсти, все то помнит и ничего из этого для нее не погибает... И ничего, как я сказал, не забывает душа из того, что сделала в этом мире, но все помнит по выходе из тела, и притом лучше и яснее, как освободившаяся от земного сего тела" (авва Дорофей. Поучение 12).

Великий подвижник V века преп. Иоанн Кассиан ясно формулирует активное состояние души после смерти в ответе еретикам, верившим в то, что душа после смерти бессознательна: "Души после разлучения с телом бывают не праздны, не остаются без всякого чувства; это доказывает евангельская притча о богатом и Лазаре (Лук. XVI, 19-31)... Души умерших не только не лишаются своих чувств, но не теряют и расположений своих, т. е. надежды и страха, радости и скорби, и нечто из того, чего ожидают себе на всеобщем суде, они начинают уже предвкушать... они еще живее становятся и ревностнее прилепляются к прославлению Бога. И действительно, если, рассмотрев свидетельства Священного Писания о природе самой души по мере нашего смысла, несколько порассудим, то не будет ли, не говорю, крайней глупостию, но безумием – хоть слегка подозревать, что драгоценнейшая часть человека (т. е. душа), в которой, по блаженному апостолу, заключается образ Божий и подобие (1 Кор. XI, 7; Кол. III, 10), по отложении этой дебелости телесной, в которой она находится в настоящей жизни, будто становится бесчувственною – та, которая содержит в себе всякую силу разума, своим причастием даже немое и бесчувственное вещество плоти делает чувствительным? Отсюда следует, и свойство самого разума требует того, чтобы дух по сложении этой плотской дебелости, которая ныне ослабляется, свои разумные силы привел в лучшее состояние, восстановил их более чистыми и более тонкими, а не лишился их".

Современные "посмертные" опыты сделали людей потрясающе осведомленными о сознательности души после смерти, о большей остроте и быстроте ее умственных способностей. Но самой по себе этой осведомленности недостаточно, чтобы защитить находящегося в таком состоянии от проявлений внетелесной сферы; следует владеть ВСЕМ христианским учением по этому вопросу.

Начало духовного видения

Часто это духовное видение начинается у умирающих еще до смерти, и все еще видя окружающих и даже беседуя с ними, они видят то, чего не видят другие.

Этот опыт умирающих наблюдался в течение веков, и сегодня подобные случаи с умирающими – не новость. Однако, здесь следует повторить сказанное выше – в гл. 1, ч. 2: только в благодатных посещениях праведных, когда появляются святые и Ангелы, мы можем быть уверены, что это явились действительно существа из другого мира. В обычных же случаях, когда умирающий начинает видеть почивших друзей и родственников, это может быть лишь естественное знакомство с невидимым миром, в который он должен войти; подлинная же природа образов почивших, появляющихся в этот момент, известна, возможно, одному лишь Богу, – и нам нет нужды вникать в это.

Ясно, что Бог дает этот опыт как наиболее очевидный способ сообщить умирающему, что потусторонний мир не есть совсем незнакомое место, что жизнь там также характеризуется любовью, которую человек питает к своим близким. Преосвященный Феофан трогательно излагает эту мысль в словах, обращенных к умирающей сестре: "Там встретят тебя батюшка и матушка, братья и сестры. Поклонись им и наши передай приветы, – и проси попещись о нас. Тебя окружают твои дети с своими радостными приветами. Там лучше тебе будет, чем здесь".

Встреча с духами

Но по выходе из тела душа оказывается среди других духов, добрых и злых. Обычно она тянется к тем, которые ближе ей по духу, и, если находясь в теле, она была под влиянием некоторых из них, то она останется зависимой от них и по выходе из тела, какими бы отвратительными они ни оказались при встрече.

Здесь нам снова серьезно напоминают, что потусторонний мир, хотя и не будет совершенно чужим для нас, но не окажется просто приятной встречей с любимыми "на курорте" счастья, а будет духовным столкновением, которое испытывает расположение нашей души во время жизни – склонялась ли она больше к Ангелам и святым через добродетельную жизнь и повиновением заповедям Божиим или же, путем нерадения и неверия, сделала себя более годной для общества падших духов. Преосвященный Феофан Затворник хорошо сказал (см. выше конец гл. VI), что даже испытание на воздушных мытарствах может оказаться, скорее, испытанием искушениями, чем обвинением.

Хотя сам факт суда в загробной жизни стоит вне всякого сомнения – как Частного Суда сразу по смерти, так и Страшного Суда в конце света, – внешний приговор Божий будет только ответом на внутрреннее расположение, которое душа создала в себе по отношению к Богу и духовным существам.

Первые два дня после смерти

В течение первых двух дней душа наслаждается относительной свободой и может посещать на земле те места, которые ей дороги, но на третий день она перемещается в иные сферы.

Здесь архиепископ Иоанн просто повторяет учение, известное Церкви с IV века. Предание сообщает, что Ангел, сопровождавший в пустыне преп. Макария Александрийского, сказал, объясняя церковное поминовение умерших на третий день по смерти: "Когда в третий день бывает в церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, каковую чувствует от разлучения с телом, получает потому, что славословие и приношение в церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где она хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда возле дома, в котором разлучалась с телом, иногда возле гроба, в который положено тело; и таким образом проводит два дня, как птица, ища гнезда себе. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий день же Тот, Кто воскрес из мертвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих" ("Слова св. Макария Александрийского о исходе душ праведных и грешных", "Христ. чтение", август 1831).

В православном чине погребения усопших преп. Иоанн Дамаскин ярко описывает состояние души, расставшейся с телом, но все еще находящейся на земле, бессильной общаться с любимыми, которых она может видеть: "Увы мне, яковый подвиг имать душа, разлучающаяся от телесе! Увы, тогда колико слезит, и несть помилуяй ю! ко Ангелам очи возводящи, бездельно молится: к человекам руце простирающи, не имать помогающаго. Тем же, возлюблении мои братие, помысливше нашу краткую жизнь, преставленному упокоения от Христа просим, и душам нашим велию милость" (Последование погребения мирских человек, стихира самогласна, глас 2).

В письме к мужу упоминавшейся выше своей умирающей сестры св. Феофан пишет: "Ведь сестра-то сама не умрет; тело умирает, а лице умирающего остается. Переходит только в другие порядки жизни. В теле, лежащем под святыми и потом выносимом, ее нет, и в могилу ее не прячут. Она в другом месте. Так же жива, как теперь. В первые часы и дни она будет около вас. – И только не проговорит, – да увидеть ее нельзя, а то тут... Поимейте сие в мысли. Мы, остающиеся, плачем об отшедших, а им сразу легче: то состояние отрадное. Те, кои обмирали и потом вводимы были в тело, находили его очень неудобным жильем. То же будет чувствовать и сестра. Ей там лучше, а мы убиваемся, будто с нею беда какая случилась. Она смотрит и, верно, дивится тому ("Душеполезное чтение", август 1894).

Следует иметь в виду, что это описание первых двух дней после смерти дает общее правило, которое ни в коем случае не охватывает всех ситуаций. Действительно, большинство процитированных в этой книге отрывков из православной литературы не подходит под это правило, – и по вполне очевидному соображению: святые, которые совсем не привязывались к мирским вещам, жили в непрестанном ожидании перехода в иной мир, не влекутся даже и к местам, где они творили добрые дела, но сразу же начинают свое восхождение на небо. Другие же, подобно К. Икскулю, начинают свое восхождение ранее двух дней по особому соизволению Божия Провидения. С другой стороны, все современные "посмертные" опыты, как бы они не были фрагментарны, не подходят под это правило: внетелесное состояние есть лишь начало первого периода бесплотного странствия души к местам ее земных привязанностей, но никто из этих людей не пробыл в состоянии смерти достаточно долго, чтобы даже встретить двух Ангелов, которые должны сопровождать их.

Некоторые критики православного учения о посмертной жизни находят, что подобные отклонения от общего правила "посмертного" опыта являются доказательствами противоречий в православном учении, но такие критики понимают все слишком буквально. Описание первых двух дней (а также и последующих) ни в коем случае не является какой-то догмой; это просто модель, которая лишь формулирует самый общий порядок "посмертного" опыта души. Многие случаи как в православной литературе, так и в рассказах о современных опытах, где мертвые мгновенно являлись живым в первый день или два после смерти (иногда во сне), служат примерами истинности того, что душа действительно остается вблизи земли на некоторое короткое время. (Подлинные явления мертвых после этого краткого периода свободы души куда более редки и всегда бывают по Божьему Произволению с какой-то особой целью, а не по чьей-то собственной воле. Но к третьему дню, а часто и раньше, этот период подходит к концу.)

Мытарства

В это время (на третий день) душа проходит через легионы злых духов, которые преграждают ей путь и обвиняют в различных грехах, в которые сами же они ее и вовлекли. Согласно различным откровениям, существует двадцать таких препятствий, так называемых "мытарств", на каждом из которых истязуется тот или иной грех; пройдя одно мытарство, душа приходит на следующее. И только успешно пройдя все их, может душа продолжить свой путь, не будучи немедленно ввергнутой в геенну. Как ужасны эти бесы и мытарства, можно видеть из того факта, что Сама Матерь Божия, когда Архангел Гавриил сообщил Ей о приближении смерти, молила Сына Своего избавить душу Ее от этих бесов, и в ответ на Ее молитвы Сам Господь Иисус Христос явился с Небес принять душу Пречистой Своей Матери и отвести Ее на Небеса. (Это зримо изображено на традиционной православной иконе Успения.) Воистину ужасен третий день для души усопшего, и по этой причине ей особенно нужны молитвы.

В шестой главе приведен ряд святоотеческих и агиографических текстов о мытарствах, и нет нужды добавлять здесь еще что-либо. Однако и здесь мы можем отметить, что описания мытарств соответствуют модели истязаний, которым подвергается душа после смерти, а индивидуальный опыт может значительно отличаться. Малозначительные подробности типа числа мытарств, конечно, второстепенны в сравнении с главным фактом, что душа действительно вскоре после смерти подвергается суду (Частный Суд), где подводится итог той "невидимой брани", которую она вела (или не вела) на земле против падших духов.

Продолжая письмо мужу умирающей сестры, епископ Феофан Затворник пишет: "У отшедших скоро начинается подвиг перехода через мытарства. Там нужна ей помощь! – Станьте тогда в этой мысли, и вы услышите вопль ее к вам: "Помогите!" – Вот на что вам надлежит устремить все внимание и всю любовь к ней. Я думаю – самое действительно засвидетельствование любви будет – если с минуты отхода души, вы, оставя хлопоты о теле другим, сами отстранитесь и, уединясь, где можно, погрузитесь в молитву о ней в новом ее состоянии, о ее неожиданных нуждах. Начав так, будьте в непрестанном вопле к Богу – ей о помощи, в продолжении шести недель – да и далее. В сказании Феодоры – мешец, из которого Ангелы брали, чтобы отделываться от мытарей, – это были молитвы ее старца. То же будет и ваши молитвы... Не забудьте так сделать... Се и любовь!"

Критики православного учения часто неправильно понимают тот "мешок золота", из которого на мытарствах Ангелы "платили за долги" блаженной Феодоры; иногда его ошибочно сравнивают с латинским понятием "сверхдолжных заслуг" святых. И здесь также такие критики слишком буквально читают православные тексты. Здесь имеется в виду не что иное, как молитвы об усопших Церкви, в частности, молитвы святого и духовного отца. Форма, в которой это описывается, – вряд ли есть даже необходимость говорить об этом – метафорическая.

Православная Церковь считает учение о мытарствах таким важным, что упоминает о них во многих богослужениях (см. некоторые цитаты в главе о мытарствах). В частности, Церковь особо излагает это учение всем своим умирающим чадам. В "Каноне на исход души", читаемом священником у одра умирающего члена Церкви, есть следующие тропари:

"Воздушнаго князя насильника, мучителя, страшных путей стоятеля и напраснаго сих словоиспытателя, сподоби мя прейти невозбранно отходяща от земли" (песнь 4).

"Святых Ангел священным и честным рукам преложи мя, Владычице, яко да тех крилы покрывся, не вижу бесчестнаго и смраднаго и мрачнаго бесов образа" (песнь 6).

"Рождшая Господа Вседержителя, горьких мытарств начальника миродержца отжени далече от мене, внегда скончатися хощу, да Тя во веки славлю, Святая Богородице" (песнь 8).

Так умирающий православный христианин приготовляется словами Церкви к предстоящим испытаниям.

Сорок дней

Затем, успешно пройдя через мытарства и поклонившись Богу, душа на протяжении еще 37 дней посещает небесные обители и адские бездны, еще не зная, где она останется, и только на сороковой день назначается ей место до воскресения мертвых.

Конечно, нет ничего странного в том, что, пройдя мытарства и покончив навсегда с земным, душа должна познакомиться с настоящим потусторонним миром, в одной части которого она будет пребывать вечно. Согласно откровению Ангела преп. Макарию Александрийскому, особое церковное поминовение усопших на девятый день после смерти (помимо общего символизма девяти чинов ангельских) связано с тем, что до сего времени душе показывали красоты рая и только после этого, в течение остальной части сорокадневного периода ей показывают мучения и ужасы ада, прежде чем на сороковой день ей будет назначено место, где она будет ожидать воскресения мертвых и Страшного Суда. И здесь также эти числа дают общее правило или модель послесмертной реальности и, несомненно, не все умершие завершают свой путь согласно этому правилу. Мы знаем, что Феодора действительно завершила свое посещение ада именно на сороковой – по земным меркам времени – день.

Состояние души до Страшного Суда

Некоторые души спустя сорок дней оказываются в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие – в страхе вечных мучений, которые полностью начнутся после Страшного Суда. До этого все же возможны изменения в состоянии душ, особенно благодаря принесению за них Бескровной Жертвы (поминовение на Литургии) и других молитв.

Учение Церкви о состоянии душ на Небе и в аду до Страшного Суда более подробно изложено в словах св. Марка Эфесского.

Польза молитвы, как общественной, так и частной, о душах, находящихся в аду, описана в житиях святых подвижников и в святоотеческих писаниях.

В житии мученицы Перпетуи (III век), например, судьба ее брата была открыта ей в образе наполненного водой водоема, который был расположен так высоко, что он не мог дотянуться до него из того грязного, невыносимо жаркого места, куда он был заключен. Благодаря ее усердной молитве на протяжении целого дня и ночи, он смог дотянуться до водоема, и она увидела его в светлом месте. Из этого она поняла, что он избавлен от наказания ("Жития святых", 1 февраля).

Подобных случаев много в житиях православных святых и подвижников. Если кто-то склонен к излишнему буквализму в отношении этих видений, то следует, наверное, сказать, что конечно, формы, которые принимают эти видения (обычно во сне), – не обязательно "фотографии" того, в каком положении находится душа в ином мире, но, скорее, образы, передающие духовную правду об улучшении состояния души по молитвам оставшихся на земле.

Молитва об усопших

Как важно поминовение на Литургии, можно видеть из следующих случаев. Еще до прославления святого Феодосия Черниговского (1896), иеромонах (знаменитый старец Алексий из Голосеевского скита Киево-Печерской Лавры, умерший в 1916 г.), переоблачавший мощи, устал, сидя у мощей, задремал и увидел перед собой Святого, который сказал ему: "Спасибо тебе за труд для меня. Прошу также тебя, когда будешь служить Литургию, упомянуть моих родителей"; и он дал их имена (иерей Никита и Мария). До видения эти имена были неизвестны. Спустя несколько лет после канонизации в монастыре, где св. Феодосий был игуменом, был найден его собственный помянник, который подтвердил эти имена, подтвердил истинность видения. "Как можешь ты, святителю, просить моих молитв, когда сам ты стоишь перед Небесным Престолом и подаешь людям Божию благодать?" – спросил иеромонах. – "Да, это верно, – ответил св. Феодосий, – но приношение на Литургии сильнее моих молитв".

Поэтому панихида и домашняя молитва об усопших полезны, как и добрые дела, творимые в их воспоминание милостыня или пожертвование на Церковь. Но особенно полезно им поминовение на Божественной Литургии. Было много явлений мертвых и других событий, подтверждающих, как полезно поминовение усопших. Многие, умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение. В Церкви постоянно возносятся молитвы об упокоении усопших, а в коленопреклоненной молитве на вечерне в день Сошествия Святого Духа имеется особое прошение "о иже в аде держимых".

Св. Григорий Великий, отвечая в своих "Собеседованиях" на вопрос, "есть ли нечто такое, что могло бы быть полезно душам после смерти", учит: "Святое жертвоприношение Христа, нашей спасительной Жертвы, доставляет большую пользу душам даже после смерти при условии, что грехи их могут быть прощены в будущей жизни. Поэтому души усопших иногда просят, чтобы о них была отслужена Литургия... Естественно, надежнее самим при жизни делать то, что, как мы надеемся, другие будут делать о нас после смерти. Лучше совершить исход свободным, чем искать свободы, оказавшись в цепях. Поэтому мы должны от всего сердца презирать этот мир, как если бы его слава уже прошла, и ежедневно приносить Богу жертву наших слез, когда мы приносим в жертву Его священную Плоть и Кровь. Только эта жертва имеет силу спасать душу от вечной смерти, ибо она таинственно представляет нам смерть Единородного Сына" (IV; 57, 60).

Св. Григорий приводит несколько примеров явления умерших живым с просьбой отслужить Литургию об их упокоении или благодарящих за это; однажды также один пленный, которого жена считала умершим и по ком она в определенные дни заказывала Литургию, вернулся из плена и рассказал ей, как его в некоторые дни освобождали от цепей – именно в те дни, когда за него совершалась Литургия (IV; 57, 59).

Протестанты обычно считают, что церковные молитвы за усопших несовместимы с необходимостью обрести спасение в первую очередь в этой жизни: "Если ты можешь быть спасен Церковью после смерти, тогда зачем утруждать себя борьбой или искать веру в этой жизни? Будем есть, пить и веселиться"... Конечно, никто из придерживающихся таких взглядов никогда не достигал спасения по церковным молитвам, и очевидно, что такой аргумент является весьма поверхностным и даже лицемерным. Молитва Церкви не может спасти того, кто не хочет спасения или кто никогда сам при жизни не приложил для этого никаких усилий. В известном смысле можно сказать, что молитва Церкви или отдельных христиан об усопшем есть еще один результат жизни этого человека: о нем бы не молились, если бы за свою жизнь он не сделал ничего такого, что могло бы вдохновить такую молитву после его смерти.

Св. Марк Эфесский также обсуждает вопрос о церковной молитве за умерших и облегчении, которое она им доставляет, приводя в качестве примера молитву св. Григория Двоеслова о римском императоре Траяне – молитву, вдохновленную добрым делом этого языческого императора.

Что мы можем сделать для умерших?

Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на Литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: "Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих".

Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на Литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним.

О, родные и близкие покойных! Делайте для них то, что нужно и что в ваших силах, используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся, в память своих умерших близких, на Церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе. Тот же путь лежит и перед вами, и как нам тогда захочется, чтобы нас поминали в молитве! Будем же и сами милостивы к усопшим.

Как только кто умер, немедленно зовите священника или сообщите ему, чтобы он мог прочитать "Молитвы на исход души", которые положено читать над всеми православными христианами после их смерти. Постарайтесь, по мере возможности, чтобы отпевание было в церкви и чтобы над усопшим до отпевания читалась Псалтирь. Отпевание не должно быть тщательно обставленным, но совершенно необходимо, чтобы оно было полным, без сокращения; думайте тогда не о своем удобстве, но об умершем, с которым вы навеки расстаетесь. Если в церкви одновременно несколько покойников, не отказывайтесь, если вам предложат, чтобы отпевание было общим для всех. Лучше, чтобы отпевание было отслужено одновременно о двух или более усопших, когда молитва собравшихся близких будет более горячей, чем чтобы последовательно было отслужено несколько отпеваний и службы, из-за отсутствия времени и сил, были сокращены, потому что каждое слово молитвы об усопших подобно капле воды для жаждущего. Сразу же позаботьтесь о сорокоусте, т. е. ежедневном поминовении на Литургии в течение сорока дней. Обычно в церквах, где служба совершается ежедневно, усопшие, которых так отпевали, поминаются сорок дней и более. Но если отпевание было в храме, где нет ежедневных служб, сами родственники должны позаботиться и заказать сорокоуст там, где есть ежедневная служба. Хорошо также послать пожертвование в память усопшего монастырям, а также в Иерусалим, где в святых местах возносится непрестанная молитва. Но сорокадневное поминование должно начаться сразу же по смерти, когда душе особенно нужна молитвенная помощь, и поэтому поминовение следует начать в ближайшем месте, где есть ежедневная служба.

Позаботимся же об ушедших в иной мир до нас, чтобы сделать для них все, что мы можем, помня, что блажени милостивии, яко тии помиловани будут (Мф. V, 7).

Воскресение тела

Однажды весь этот тленный мир придет к концу и наступит вечное Царство Небесное, где души искупленных, воссоединенные со своими воскресшими телами, бессмертные и нетленные, будут навеки пребывать со Христом. Тогда частичная радость и слава, которую даже ныне знают души на Небе, сменится полнотой радости нового творения, для которой был создан человек; но те, кто не принял спасения, принесенного на землю Христом, будут мучиться вечно – вместе с их воскресшими телами – в аду. В заключительной главе "Точного изложения православной веры" преп. Иоанн Дамаскин хорошо описывает это конечное состояние души после смерти:

"Верим же и в воскресение мертвых. Ибо оно истинно будет, будет воскресение мертвых. Но, говоря о воскресении, мы представляем себе воскресение тел. Ибо воскресение есть вторичное воздвижение упавшего; души же, будучи бессмертными, каким образом воскреснут? Ибо, если смерть определяют как отделение души от тела, то воскресение есть, конечно, вторичное соединение души и тела, и вторичное воздвижение разрешившегося и умершего живого существа. Итак, само тело, истлевающее и разрешающееся, оно само воскреснет нетленным. Ибо Тот, Кто в начале произвел его из праха земли, может снова воскресить его, после того, как оно опять, по изречению Творца, разрешилось и возвратилось назад в землю, из которого было взято...

Конечно, если только одна душа упражнялась в подвигах добродетели, то одна только она и будет увенчена. И если одна только она постоянно пребывала в удовольствиях, то по справедливости одна только она была бы и наказана. Но так как ни к добродетели, ни к пороку душа не стремилась отдельно от тела, то по справедливости то и другое вместе получат и воздаяние...

Итак, мы воскреснем, так как души опять соединятся с телами, делающимися бессмертными и совлекающими с себя тление, и явимся к страшному судейскому Христову седалищу; и диавол, и демоны его, и человек его, т. е. антихрист, и нечестивые люди, и грешники будут преданы в огнь вечный, не вещественный, каков огонь, находящийся у нас, но такой, о каком может знать Бог. А сотворшая благая, как солнце, воссияют вместе с Ангелами в жизни вечной, вместе с Господом нашим Иисусом Христом, всегда смотря на Него и будучи видимы Им, и наслаждаясь непрерывным проистекающим от Него веселием, прославляя Его со Отцем и Святым Духом в бесконечные веки веков. Аминь" (стр. 267-272).



Таинство смерти человечество пытается разгадать уже много тысячелетий. Но до конца понять суть этого процесса и то, куда устремляется наша душа после смерти, не смог никто. В течение жизни мы воздвигаем перед собой задачи, мечты, стараемся получить от них максимум положительных эмоций, счастья. Но придет час, и нам надо будет оставить этот мир, погрузиться в неизведанную бездну иного существования.

О том, что делает душа после смерти, люди интересовались еще в глубокой древности. Многие, пережившие клиническую смерть, говорят о том, что попадали в известный многим тоннель и видели яркий свет. Что после смерти происходит с человеком и его душой? Может ли он наблюдать за живыми людьми? Эти и многие вопросы не могут не волновать. Самым интересным является то, что существует немало различных теорий о том, что после смерти происходит с человеком. Попробуем в них разобраться и ответить на вопросы, волнующие многих людей.

Душа человека после смерти продолжает жить. Она является духовным началом человека. Упоминание об этом можно встретить в Бытие (2 глава), а звучит оно примерно следующим образом: «Бог создал человека из земного праха и в лицо его подул дыханием жизни. Теперь человек стал живой душой». Священное писание «говорит» нам о том, что человек двусоставен. Если тело способно умереть, то душа живет вечно. Она – живая сущность, наделенная способностью мыслить, помнить, чувствовать. Иными словами, душа человека после смерти продолжает жить. Она все понимает, чувствует и — самое главное – помнит.

Для того чтобы убедиться в том, что душа действительно способна чувствовать и понимать, необходимо лишь вспомнить случаи, когда тело человека на некоторое время умирало, а душа все видела и понимала. Подобные истории можно прочитать в самых различных источниках, например, К. Икскуль в своей книге «Невероятное для многих, но истинное происшествие» описывает, что происходит после смерти с человеком и его душой. Все, что написано в книге, является личным опытом автора, который заболел тяжелой болезнью и испытал на себе клиническую смерть. Практически все, что можно прочитать на эту тему в различных источниках, очень схоже между собой.

Люди, которые испытали на себе клиническую смерть характеризуют её белым окутывающим туманом. Внизу виднеется тело самого человека, рядом — его близкие и врачи. Интересно, что душа, отделившаяся от тела, может перемещаться в пространстве и все понимает. Некоторые утверждают, что после того, как тело перестает подавать какие-либо признаки жизни, душа проходит по длинному тоннелю, в конце которого горит яркий белый цвет. Затем, как правило, в течение некоторого времени душа снова возвращается в тело, и сердце начинает биться. А если человек умирает? Что тогда происходит с ним? Что делает душа человека после смерти?

Первые несколько дней после смерти

Интересно, что происходит после смерти с душой человека в первые несколько дней, ведь этот период является для нее временем свободы и наслаждения ею. Именно в первые три дня душа может свободно перемещаться по земле. Как правило, она находится в это время возле своих родных людей. Она даже пытается с ними говорить, но получается это с трудом, ведь человек не способен видеть и слышать духов. В редких случаях, когда связь между людьми и умершими очень велика, они чувствуют присутствие родной души рядом, но не могут этого объяснить. По этой причине погребение христианина совершается именно спустя 3 дня после смерти. Кроме того, именно этот период необходим душе для того, чтобы осознать, где она теперь находится. Ей приходится нелегко, она, возможно, не успела с кем-либо попрощаться или что-либо кому-то сказать. Чаще всего человек не готов к смерти, и эти три дня нужны ему, чтобы понять суть происходящего и попрощаться.

Однако в каждом правиле бывают исключения. Например, К. Икскуль начал свое путешествие в другой мир в первый день, поскольку так велел ему Господь. Большинство святых и мучеников были готовы к смерти, и для того, чтобы перейти в другой мир, им понадобилось всего лишь несколько часов, ведь это и была их основная цель. Каждый случай совершенно разный, а сведения поступают лишь от тех людей, которые испытали «посмертный опыт» на себе. Если же говорить не о клинической смерти, то здесь все может быть совершенно по-другому. Доказательством того, что в первые три дня душа человека находится на земле, служит и то, что именно в этот период времени родственники и друзья усопших чувствуют их присутствие рядом.

Что происходит через 9, 40 дней и полгода после смерти

В первые дни после кончины дух человека находится в том месте, где он жил. По церковным канонам, душа после смерти готовится к Божьему суду 40 дней.

Первые три дня она путешествует по местам своей земной жизни, а с третьего по девятый она направляется к вратам Рая, где ей открываются особенная атмосфера и счастливое существование этого места.
С девятого по сороковой дни душа посещает страшное жилище Тьмы, где ей предстоит увидеть мучения грешников.
По истечении 40 дней она должна повиноваться решению Всевышнего о дальнейшей ее участи. Повлиять на течение событий душе не дано, но улучшить ее удел могут молитвы близких родственников.

Родственникам нужно постараться не устраивать громких рыданий или истерик и принять все как данность. Душа все слышит, и такая реакция может доставить ей сильные муки. Родственникам необходимо произносить священные молитвы, чтобы успокоить ее, указать верный путь.

Через полгода и год после кончины дух умершего приходит к своим родственникам в последний раз, чтобы проститься.

Душа самоубиенного после смерти

Считается, что человек не имеет права лишать себя жизни, так как она дана ему Всевышним, и только он может ее забрать. В минуты страшного отчаяния, боли, страданий человек решает покончить с жизнью не самостоятельно – в этом ему содействует Сатана.

После кончины дух самоубиенного устремляется к Вратам Рая, но вход туда для него закрыт. При его возвращении на землю он начинает длительный и мучительный поиск своего тела, но также не может найти его. Страшные мытарства души длятся очень долго, пока не приходит срок естественной смерти. Только тогда Господь решает, куда отправится измученная душа самоубийцы.

В древние времена людей, покончивших с собой, было запрещено хоронить на кладбище. Их могилы находились на краю дорог, в густом лесу или болотистой местности. Все предметы, при помощи которых человек совершал самоубийство, тщательно уничтожались, а дерево, где произвелось повешение, срубалось и сжигалось.

Переселение душ после смерти

Сторонники теории о переселении душ уверенно утверждают, что душа после смерти обретает новую оболочку, другое тело. Восточные практики заверяют, что трансформирование может происходить до 50 раз. О фактах из своей прошлой жизни человек узнает только в состоянии глубокого транса или при обнаружении у него некоторых заболеваний нервной системы.

Наиболее известным лицом в изучении реинкарнации является психиатр из США Ян Стивенсон. По его теории, неопровержимыми доказательствами переселения души выступают:

Уникальная способность говорить на странных языках.
Наличие шрамов или родимых пятен у живого и умершего человека в идентичных местах.
Точные исторические повествования.
Практически все люди, пережившие реинкарнацию, имеют какие-либо врожденные дефекты. Например, человек, имеющий непонятный нарост на затылке, во время транса вспомнил, что в прошлой жизни его зарубили. Стивенсон начал расследование и нашел семью, где смерть одного из ее членов произошла именно таким способом. Форма раны умершего, словно зеркальное отражение, была точной копией этого нароста.

Подробности о фактах из прошлой жизни поможет вспомнить гипноз. Ученые, проводившие исследования в этой сфере, опросили в состоянии глубокого гипноза несколько сотен человек. Почти 35% из них рассказывали о событиях, которые никогда не происходили с ними в реальной жизни. Некоторые люди начинали говорить на неизвестных языках, с выраженным акцентом или на древнем диалекте.

Однако не все исследования научно доказаны и вызывают множество размышлений и споров. Некоторые скептики уверены, что человек во время гипноза может просто фантазировать или идти на поводу у гипнотизера. Также известно, что невероятные моменты из прошлого могут озвучивать люди после клинической смерти или пациенты с тяжелыми заболеваниями психики.

Как выглядит душа после смерти человека

Каким внешним видом обладает душа человека после смерти? Тут, в земной жизни, мы видим себя в определенной форме и это может нравиться нам или нет. А какой вид у нас в Тонком мире после смерти?

Когда душа покидает тело ее внешний вид, не остается постоянным, а изменяется. И эти изменения зависят от уровня развития души. Сразу после смерти душа сохраняет человеческую форму, в которой находилась в физическом мире. Некоторое время, как правило до года, она сохраняет прежние внешние призраки.

Если душа имеет уровень развития низкий, но достаточный, чтобы продолжать ее развитие, то после года нахождения в ином мире она начинает изменяться внешне.

Низкая душа не способна к осмыслению Тонкого мира и работе в нем и потому засыпает. Аналогично, к примеру, в нашем мире на зиму засыпает медведь, не способный к активному проявлению себя в лесных условиях в зимнее время. А другие животные могут хорошо существовать и в холодное время года.

То есть деятельность души на Тонком плане зависит от степени ее развития и способности активно участвовать в его жизни. Такая душа может заниматься очисткой пространства от ненужных элементов, выполнять какие-то примитивные работы. Потому низкие души в отношении их внешнего вида возможно разделить на два типа.

Та душа, которая засыпает, как правило теряет человеческий вид довольно быстро, потому что еще ни к чему не приспособлена, и тем более не способна поддерживать свой внешний вид в желаемом виде.

Та же низкая душа, которая имела уже несколько воплощений и приобрела зачатки первичных человеческих качеств, способна удерживать форму в виде тела человека до полугода-года, а потом, забывая о своей прежней внешности, начинает подстраиваться под что угодно.

Низкие души не обладают еще какими-то устойчивыми качествами, знаниями, потому их представление о себе и окружающем мире может часто изменяться. Так как у душ развито подражание, то поначалу они будут формировать себя под то, что видят рядом, или то, что сохранилось в их памяти из прошлых жизней.

Молодая душа не обладает постоянным понятием, потому ее форма может принимать самые различные внешние признаки: душа спустя несколько лет пребывания на Тонком плане может походить на осьминога, каракатицу, овал, шар, любую фигуру и т. п. Она способна подстроиться под то, что видит. Так что внешний вид у молодых душ, не попавших в спячку, может изменяться постоянно в течении всего их пребывания на Тонком плане.

Все низкие души изолированы от средних и высоких. Все они находятся в определенных искусственных мирах на своих Уровнях. И душам одного Уровня не могут перемешаться в нижние или вышележащие планы, точней, это у них не выйдет чисто по физическим законам. Потому как каждая душа может располагаться лишь в соответствующем ей слое по энергетическому потенциалу.

Душа среднего развития уже способна удерживать общую форму тела человека в течении всего своего нахождения в Тонком мире. Но внешне она быстро меняется и не походит на того человека, физическое тело которого оставила. Внешний вид у них также постоянно претерпевает изменения, как, впрочем, и тело человека при земной жизни.

Высокая душа аналогично сохраняет внешние черты человеческого тела, но изменяется в чертах и деталях, как изменяется любой человек в физическом мире. На внешность оказывают влияние те энергии, которые набирает матрица души. Чем выше ее энергии, тем гармоничней и красивей становится душа по своей внешней форме.

С того момента, как сердце останавливается, тела становятся на удивление деятельными. И пусть покойники не смогут рассказать, что такое разложение и как проходит весь этот процесс, зато это могут сделать биологи.

Жизнь после смерти

Ирония в том, что для того, чтобы гнить, наше тело должно кишеть жизнью.

1.Остановка сердца

Сердце останавливается и кровь густеет. Тот самый момент, который врачи называют «время смерти». Как только это произойдёт, все остальные части тела начинают умирать с разной скоростью.

2. Двуцветная раскраска

Кровь, которую «мотор» перестал разгонять по сосудам, скапливается в венах и артериях. Поскольку она больше не течёт, тело приобретает сложный окрас. Его нижняя часть становится фиолетово-синей, как сочный фингал после славной потасовки. Виноваты законы физики: жидкость оседает в нижней части тела из-за воздействия гравитации. Вся остальная кожа, расположенная вверху, будет иметь мертвенно-бледный цвет, поскольку кровь скопилась в другом месте. Система кровообращения больше не работает, эритроциты теряют гемоглобин, отвечающий за красный цвет и постепенно идёт обесцвечивание, придающее бледный окрас тканям.

3. Смертельный холод

Аlgor mortis - латинское обозначение «смертельного холода». Тела теряют свои прижизненные 36,6°C и медленно адаптируются к комнатной температуре. Скорость остывания составляет около 0,8°C в час.

Global Look Press/ZUMAPRESS.com/Danilo Balducci

4. Трупное окоченение

Затвердевание и тугоподвижность мышц конечностей происходит через несколько часов после смерти, когда всё тело начинает застывать из-за снижения уровня АТФ (аденозинтрифосфат). Трупное окоченение начинается с век и мышц шеи. Сам процесс окоченения не бесконечен - он прекращается в последующем, когда стартует ферментативное разложение мышечной ткани.

5. Хаотичные движения

Да, кровь слилась и застыла, но тела всё ещё способны подёргиваться и сгибаться на протяжении нескольких часов после смерти. Мышечная ткань сокращается, когда человек умирает, и в зависимости от того, сколько и каких именно мышц сократилось во время агонии, может даже показаться, что тело умершего движется.

6. Молодеющее лицо

Поскольку мышцы в конечном итоге перестают сокращаться, морщины исчезают. Смерть немного похожа на ботокс. Беда лишь в том, что ты уже мертв и не можешь порадоваться этому обстоятельству.

7. Кишечник опорожняется

Хотя трупное окоченение заставляет тело застыть, не все органы делают это. Наш сфинктер в момент смерти наконец-то обретает свободу, избавляясь от тотального контроля. Когда мозг перестает регулировать непроизвольные функции, сфинктер начинает делать то, что хочет: он открывается, и все «остатки» выходят из организма.

Global Look Press/imago stock&people/Eibner-Pressefoto

8. Трупы лихо пахнут

Трупы, как известно, вонючи. Гнилостные запахи - результат выплеска энзимов, которые грибки и бактерии, заточенные под процессы разложения, воспринимают как сигнал к атаке. В тканях трупа - масса всего, что позволяет им активно размножаться. «Пиршество» бактерий и грибков сопровождается генерацией гнилостных газов с соответствующими запахами.

9. Нашествие животных

Буквально на пятки бактериям и грибкам наступают мясные мухи. Они спешат отложить в умершее тело свои яйца, которые затем превращаются в личинок. Личинки бодро вгрызаются в мёртвую плоть. Позже к ним присоединяются клещи, муравьи, пауки, а затем более крупные падальщики.

10. Прощальные звуки

Дикий трэш всех врачей и медсестер! Тела будут испускать газы, скрипеть и стонать! Всё это - результат сочетания трупного окоченения и бурной деятельности кишок, продолжающих выделять газ.

11. Кишечник переваривается

Кишки наполнены разнообразными бактериями, которым после смерти не надо далеко ходить - моментально они набрасываются на кишечник. Избавившись от контроля иммунной системы, бактерии устраивают разгульное пиршество.

12. Глаза вылазят из орбит

По мере того, как органы разлагаются, а кишечник производит газы, эти газы заставляют глаза выпирать из орбит, а языки - набухать и вываливаться из ртов.

«Юниверсал Пикчерс Рус»

13. Раздутая кожа

Газы стремятся вверх, постепенно отделяя кожу от костей и мышц.

14. Гниение

Вслед за «сползшей вниз» кровью, все клетки организма под воздействием гравитации стремятся вниз. Ткани тела уже утратили свою плотность из-за разложившихся протеинов. Как только гниение достигает апофеоза, трупы становятся «слащавыми» и губчатыми. В конце концов остаются лишь кости.

15. Кости идут последними

Спустя десятилетия после того, как бактерии, грибы и другие организмы покончили с плотью, белок в костях разрушается, оставляя после себя гидроксиапатит - костный минерал. Но и он со временем обращается в пыль.

Покойники всё слышат

Всё, что происходит с нами за чертой, отделяющей жизнь от смерти, было, есть и ещё долгое время будет оставаться загадкой. Отсюда - множество фантазий, порой довольно страшных. Особенно, если они отчасти реалистичны.

Рожающая покойница - один из таких ужасов. Некоторое количество столетий назад, когда смертность в Европе была запредельно высокой, велико было и число женщин, умерших беременными. Все те же газы, что описаны выше, приводили к изгнанию уже нежизнеспособного плода из тела. Всё это - казуистика, но те немногие случаи, что происходили, документально подтверждены, пишет портал Bigpicture.

«UPI»

Присевший в гробу родственник - явление вполне вероятное, но, мягко говоря, волнующее. Люди в минувшие века чувствовали при этом примерно то же, что и мы сегодня. Именно страх стать свидетелем чего-то подобного в сочетании с надеждой на то, что покойник вдруг, может быть, оживёт, привел в своё время к появлению «домов мёртвых». Когда близкие сомневались, что человек умер, они оставляли его в комнате такого дома, привязав к пальцу верёвку, рассказывает Naked-Science. Другой конец верёвки вёл к колокольчику, размещённому в соседней комнате. Если покойник «оживал», колокольчик звенел, и страж, несущий службу в кресле рядом с колокольчиком, незамедлительно устремлялся к покойнику. Чаще всего тревога была ложной - причиной звона становилось вызванное газами движение костей или внезапное расслабление мышц. Умерший же покидал «дом мёртвых» тогда, когда сомневаться в процессах гниения уже не приходилось.

Развитие медицины, как ни странно, сумятицу вокруг процессов смерти лишь усугубляет. Так, медики установили, что некоторые части тела продолжают жить после смерти довольно долго, пишет InoSMI. К таким «долгожителям» относятся сердечные клапаны: в них есть клетки соединительной ткани, сохраняющие «хорошую форму» некоторое время после смерти. Таким образом, сердечные клапаны покойника можно использовать для трансплантации в течение 36 часов с момента остановки сердца.

В два раза дольше живёт роговица. Её пригодность длится трое суток после того, как ты умер. Оъясняется это тем, что роговица непосредственно контактирует с воздухом и получает из него кислород.

Этим же можно объяснить и «долгий жизненный путь» слухового нерва. Покойник, как уверяют медики, утрачивает слух последним из всех своих пяти чувств. Ещё трое суток умершие всё слышат - отсюда знаменитое: «О покойнике - всё или ничего, кроме правды».

Увы, она приходит часто совершенно внезапно. Если тяжелобольной человек знает о своём диагнозе и когда придёт его кончина, то обычный человек не всегда это предчувствует, хотя и есть некоторые признаки того, что скоро он окажется . Чувствует ли человек приближение своей смерти, даже если он и не болен опасным заболеванием? В некоторых ситуациях – да. И, хотя эти признаки не абсолютные, даже наличие одного из них способно показать то, что человеку грозит гибель.

В первую очередь, у человека может появится предчувствие, что дни его сочтены. Это может быть выражено большим беспокойством, страхом, иногда странным и непонятным чувством тревоги и тоски просто так, без видимых причин. Это один из признаков смерти, однако тоже не абсолютный. Депрессия и подобное состояние может предшествовать переменам и тому, что человек сходит с ума или просто может сильно заболеть психически. У каждого из нас могут быть периоды бодрствования и депрессии, когда всё валится из рук и ничего не получается. Поэтому, даже если кто-то, особенно мнительный и тревожный человек вам говорит, что ему недолго жить осталось, не всегда стоит этому верить. Скорее всего, это просто будет результат паники и тревожности.

Чувствует ли человек приближение своей смерти? На самом деле, это происходит не всегда. Всё зависит от его духовного состояния и взглядов на жизнь. Очень часто перед своей кончиной человек выполняет какую-то кармическую задачу, нередко опасаясь не успеть что-то сделать, исполнить. Одним сопутствует большая удача, везение во всём или что-то роковое, что может вызывать ужас у окружающих. Например, послушная и добрая девушка может поменяться на глазах, связаться с дурной компанией или вести себя так, что её даже близкие узнавать не будут. При этом её поведение может стать не просто вызывающим, а слишком смелым и провокационным, и родители начинают не на шутку опасаться за её жизнь. И это связано не с тем, что подумают о ней окружающие, а с какой-то неосознанной тревогой и боязнью. Довольно часто им приходится видеть странные сновидения, нередко повторяющиеся сюжеты смерти с одними и теми же картинами. При этом сам человек приближение своей смерти чувствует далеко не всегда. Чаще всего радикально меняется его поведение. Развязный гуляка вдруг становится задумчивым и спокойным, может даже попроситься в храм на службу, чтобы батюшка его исповедовал и причастил. Человек спокойный и тихий, напротив, может стать очень развязным и вести себя так, что попадёт в беду.

Очень часто признаки приближения смерти видит не сам человек, а его близкие. Вот, что может предшествовать его гибели:

Внезапное изменение поведения. Человек становится или очень спокойным и даже философски настроенным, или, напротив, лихо-развязным, что раньше ему совершенно было не свойственно;

Часто просит внезапно раздать своё имение, пишет завещания или просится в храм исповедоваться и принять причастие, хотя раньше это делал крайне редко или не делал вовсе;

Перед смертью у человека исчезает аура, но увидеть это может только экстрасенс;

Близкие начинают видеть символические сновидения, которые могут быть странными. Например, человек начинает ходить по минному или электрическому полю, летать, а тем, кто собирается за ним последовать отвечает, что «тебе сюда нельзя», уезжает на поезде, улетает на самолёте, садится в ржавый лифт, за ним закрываются двери. Иногда девушка начинает собираться замуж во сне и уезжает от родителей навсегда. При этом, если смерть, действительно, близка, то вы можете увидеть во сне гроб, услышать имя покойного человека или увидеть плачь его близких.

Есть и другие признаки приближения смерти. Это сновидения самого сновидца, в которых его зовёт покойник. И, хотя не у всех такой сон вызывает смерть физическую, некоторые люди просто чувствуют её приближение, почему они в этом уверены. И нередко такие предчувствия оправданы.

Всем ли дано такое предчувствие

Нет, не всем. Одни могут даже назвать дату своей кончины, другие не подозревают ничего даже до самого момента гибели. Поэтому однозначно ответить, чувствует ли человек приближение своей смерти или нет, невозможно. Обычно это может определить не сам человек, а его близкие и то не всегда. Подсказкой станут определённого рода сновидения и признаки, которые были описаны выше.

Измена жены