Евангельская христианская харизматическая церковь. Обсуждение:Харизматы

Со времени основания Церкви на земле Христом Спасителем, Который Сам есть Основание, появлялись прежде и возникают в наши дни множество различных ересей, противящихся истине Божией, а значит, и Самому Христу.

Но всё новое – это хорошо забытое старое, как и говорит об этом Екклезиаст: «Нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1: 9). В этом смысле харизматическая секта «Новое поколение» и ее заблуждения в вопросах экклезиологии, христологии, ее учение о дарах Святого Духа – далеко не новы. В трудах отцов Церкви – святителей Иринея Лионского, Афанасия Великого, Василия Великого и других – мы находим ответы на еретические заблуждения того времени, которые близки, а порой и точно совпадают с духом заблуждений современных харизматов вообще и в частности с тем, чему учит секта «Новое поколение».

Отцы Церкви, опровергая то или иное заблуждение, брали за основы письма, трактаты, документы еретиков и в своих сочинениях показывали, в чем заключается их заблуждение и как тот или иной вероучительный вопрос понимает Церковь. Последуем и мы в данной работе методологии отцов и учителей Церкви.

Рассмотрим документы внутреннего пользования харизматической секты «Новое поколение». Документы именно внутреннего пользования харизматической секты взяты для аналитического исследования неслучайно, так как именно они служат методическим пособием подготовки лидеров секты и на их основании строятся все еретические заблуждения, передаваемые впоследствии рядовым членам «Нового поколения». Именно из этих документов-пособий впоследствии формируется религиозно-идеологическая система всего движения, которое они называют «церковью».

Исследование документов внутреннего пользования секты «Новое поколение» дает возможность увидеть всю несостоятельность ее учения, лжедогматические его аспекты, что и является целью нашей работы.

Нами будут рассмотрены ложное учение о Церкви, духовных дарах, Предании и даны опровержение и указание на заблуждения, памятуя слова апостола Иакова: «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5: 19–20). Аналитическое исследование построено следующим образом: рассматривается тот или иной текст пособия, на него дается всесторонний ответ, при этом не просто указывается на заблуждение, но и анализируется, в чем оно заключается. Это поможет разобраться в лжеучении секты «Новое поколение» преподавателям сектоведения, миссионерам, катехизаторам, а также человеку, попавшему в секту и желающему присоединиться к Русской Православной Церкви. В этом усматривается практическая значимость данного исследования.

История возникновения секты «Новое поколение»

Секта пятидесятников и ее еретическое учение, которое мы наблюдаем на современном этапе, возникла в начале ХХ века. Но, по мнению исследователей, она «имеет своих предвестников и в XIX веке» . А рассматривая возникновение харизматизма исторически, элементы ложной харизмы в учении о Святом Духе мы встретим уже в Древней Церкви – в таком движении, как монтанизм.

Первоначально группа пятидесятнических сект называлась «Движение Второго Сошествия Святаго Духа, подобно Дню Пятидесятницы» . Один из ее основателей – методистский служитель Чарльз Пархэм, благодаря которому известна точная дата основания пятидесятнического движения: 7 часов вечера в канун 1901 года. Чарльз Пархэм, сравнивая служение апостолов со служением современных проповедников, задался вопросом: «Почему современные проповедники не обладают такими же дарами?» Отвечая на него, он пришел к выводу, что «христиане первого столетия обладали каким-то “секретом силы”, который утратили теперь» . Постепенно вокруг этого проповедника собралась группа «ищущих апостольского христианства». Была основана даже небольшая школа, состоявшая из 30 преподавателей и нескольких учащихся, решивших, что эта тайна кроется в «говорении на языках», которое, как они думали, всегда сопровождало «приятие Святого Духа» в Деяниях апостолов . Придя к такому выводу, последователи Пархэма начали усиленно молиться о «ниспослании им даров Духа Святого» до тех пор, пока «сами не получат “крещения Святого Духа”» . И вот в канун нового 1901 года одна из учащихся, Агнес И. Озмен, предположила, что в эксперименте не хватает возложения рук. После «возложения рук» Пархэма и молитвы она заговорила на «неизвестном языке» . Затем в течение трех дней таким же образом обрели «дары Святого Духа» еще несколько человек. Следует отметить, что сам Пархэм не придумал чего-либо оригинального. Он «позаимствовал» многие положения своего учения от так называемой «Крещенной огнем ассоциации святости», членом которой он являлся с 1899 по 1900 год .

Параллельно появлялись и другие течения пятидесятников. В 1886 году Н.С. Релайгом была основана для темнокожего населения США «Объединенная святая церковь Америки». В 1880 году в городе Андерсон (штат Индиана) Д.С. Варнером была основана «Церковь Бога» . Кроме указанных появлялись и другие общины. Поэтому среди исследователей пятидесятничества нет единого мнения о времени возникновения секты, но большинство сходится в том, что секта была организована на рубеже XIX–XX столетий одновременно в разных городах США, а уже позднее появилась в Европе и России.

Алексей Ледяев – основатель и старший пастор секты «Новое поколение» – родился в 1959 году в баптистской семье в Алма-Ате. Позже, в 1980-е, переехал в Ригу, где присоединился к местной церкви евангельских христиан-баптистов. Через несколько лет пережил «крещение святым духом» (в понимании, характерном для пятидесятников). После этого присоединился к пятидесятнической церкви, которую и возглавил позже – после эмиграции в Швецию ее пастора Николая Шевчука. Начал постепенно вводить в пятидесятническую церковь элементы харизматического богослужения (хлопки в ладоши, танцы, громкие молитвы), что вызвало недовольство консервативных пятидесятнических служителей. По решению совета епископов, Алексей Ледяев был отстранен от служения и вскоре основал новую церковь с теми, кто присоединился к нему (осень 1989 г.).

Его учение близко к учению «Движение веры», так как в первые годы на него имел большое влияние пастор Ульф Экман (Упсала, Швеция) и основанная последним церковная община «Слово жизни». Постепенно «Новое поколение» дистанцировалось от других харизматических движений и провозгласило индивидуальность богословия, после чего РОСХВЕ официально объявил о разрыве связей и отношений с этим проповедником и основанным им церквями.

Ложное понятие о благодати

Церковь уже создана Господом и, по слову Его, неодолима. Так зачем же теперь еще раз создавать ее?

Библейская школа церкви «Новое поколение» в пособии для внутреннего пользования, озаглавленном как «Дары и служение Духа Святого», советует своим пасторам, лидерам и последователям начать создавать церковь. Так, в разделе 1.1. говорится следующее: «Именно Его неожиданное вторжение подтверждает право строить церковь по Его воле» . Далее приводится текст из Евангелия, в котором Господь Иисус Христос говорит: «создам Церковь Мою» – евангельский текст на этом почему-то прерывается, и автор пособия решает сам закончить его, на свое усмотрение: «именно дарами Он ее и строит» . Но в Евангелии Спаситель говорит: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16: 18). Выдергивание текста из контекста не случайно. Ведь если Церковь, по учению апостола Павла, есть «Тело Христово», а по слову Христа – она неодолима, даже если сам ад войдет в нее, то сам собой напрашивается вопрос: зачем строить, когда уже построена? зачем создавать, когда уже создана? И, по определению Создателя, не может быть уничтожена, а, напротив, есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3: 15). Спаситель всегда и везде учил об одной Церкви, одном «овчем дворе» (Ин. 10: 1), об «одном стаде» (Ин. 10: 7–17), об «одной виноградной лозе» (Ин. 15: 1–6). «Один Господь, одна вера, одно крещение», – пишет апостол Павел (Еф. 4: 5).

Неожиданное вторжение Святого Духа, по мнению автора пособия, дает право на строительство церкви . Странное рассуждение. Если обратиться к Священному Писанию, то мы видим как раз обратное. Бог не вторгается в жизнь человека, а постепенно приготавливает его к встрече с Собой. Даже когда в истории человечества развращение достигало апогея, например во времена жизни допотопных людей, Ной строит ковчег (символ Церкви), приготовляя 120 лет человечество проповедью о погибели и возможности спасения. Ветхозаветный Закон, назначение которого – быть «детоводителем ко Христу» (Гал. 3: 24), на протяжении тысячелетий готовил людей к принятию Мессии. И Сам Христос пришел в мир Младенцем. Все это сложно назвать «неожиданным вторжением». Даже когда Христос говорил о кончине этого мира, Он всё же указывал и на признаки Своего Пришествия. Не вторгается Спаситель и не нарушает свободу воли человека, которой Он наделил его при творении. Христос обещает в мир послать «Духа Утешителя» (Ин. 14: 26), Который не ворвется, а «наставит вас на всякую истину» (Ин. 16: 13). «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3: 20). Не ломится в дверь, а именно стучится, смиренно ожидая, когда Ему отворят двери, которые Он же создал.

Далее автор пособия пишет: «Характеристика действия даров ДС – это непредсказуемость» . Вряд ли можно согласиться с этим заявлением. Господь Иисус Христос после Своего славного Воскресения в течение 40 дней являлся апостолам, наставляя их и приготовляя к приятию Святого Духа. И не сказал: «Ждите непредсказуемости – и получите дар Святого Духа», а наоборот: «И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Деян. 1: 4–5). Где в этих словах непредсказуемость? Скорее невнимательность исследователя текстов Библии приводит к таким скоропостижным выводам. Подобная спешка может стоить Вечности. Спаситель учил: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную» (Ин. 5: 39). Да и сам автор пособия в дальнейшем призывает к этому: «необходимо наполнять себя словом Божиим… читать Библию» . Если так, то непонятно, как можно не видеть очевидных текстов, тем более таких, которые относятся к основанию Церкви и ее устройству. К вопросу о Церкви и причине слепоты в исследовании Библии мы еще вернемся.

Получается, что «дар Духа» – умение манипулировать людьми. Тогда от Бога ли он?

В следующих разделах пособия (2, 3, 4) говорится тезисами, смысл которых достаточно сумбурный и противоречивый. Например, в разделе под названием «Именно дары Духа Святого определяют (квалифицируют) наше призвание и точные координаты в Теле Христовом» написано следующее: «Твой дар, то есть то, что ты можешь делать хорошо…». С этим можно согласиться. Но дальше: «…он будет возвышать тебя над другими» . И вот в какой форме это возвышение предполагается реализовывать: «Дантист может сказать человеку: “Открой рот”, – и тот послушается» . Отсюда вытекает вывод: это что, дар манипулировать людьми? В таком случае от Бога ли он? И заканчивается этот тезис в совершенном противоречии вышесказанному цитатой из апостола Павла: «почитайте один другого выше себя» (Флп. 2: 3) . Как это возможно: возвышаясь над другими, при этом заставив всех открыть рты, почитать в то же время других выше себя? Хотелось бы спросить у автора, читал ли он сам то, что написал?

Далее автор пособия возвращается к вопросу о Церкви. «Церковь, – по его мнению, – это уникальная комбинация активных различных Божиих даров, а не скопление народа» . Чтобы дать подобное определение Церкви, надо обладать каким-то, по-видимому, «необыкновенным даром». Возможно, именно на таких принципах и понятиях предполагается строительство «новой церкви». Но та Церковь, начало которой положил Христос и основанием которой Он Сам и является, состояла как раз из апостолов и народа. Они собраны Самим Христом, просвещенные светом Его в Крещении и запечатленные Духом Святым. «Все же верующие были вместе… Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами» (Деян. 2: 44; 11: 26). Церковь состоит из верующих людей – христиан, а не из «активных уникальных комбинаций». Автор пособия, возможно, переусердствовал в чтении известного произведения или просмотре фильма про «великого комбинатора» – главного персонажа романа «12 стульев» И. Ильфа и Е. Петрова. Хорошо еще, что до «Великого инквизитора» не добрался. Хотя этим духом уже веет, что следует из следующего тезиса: «Благодаря дарам Духа Святого мы возьмем эту землю для Бога»; «…Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир» .

В этой иерархии «мудрости» политика и деньги стоят на первом месте. Есть о чем задуматься

Интересно, как этот захват и переворот будут выглядеть? Может быть, как в Киеве, где сторонники харизматического движения вышли на улицы под флагами «оранжевой революции»? Кто знает. Однако в разделе «Естественная платформа для проявления дара слова мудрости» говорится: «Мудрость – это творческая созидательная сила в политике, в бизнесе, в церкви, в семье… Мы возьмем эту землю для Бога» . В этой иерархии «мудрости» политика и деньги стоят на первом месте. Есть о чем задуматься. А «брать землю для Бога»… Да ведь она и так принадлежит Ему – по праву Творца: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1: 1).

И с прочтением 3 Цар. 17 – снова сложности. Пророку Илии приписываются слова, которых он не говорил: «Вдова из Сарепты была в долгах. Пророк спросил: “У тебя что есть?” То есть нужна точка опоры. “Масло в кувшине”, – отвечала вдова. “Тогда с этого и начнем”, – сказал пророк» . Автор ссылается на книгу К. Хейгина, который писал о естественной платформе для сверхъестественных даров. Зачем, создавая платформу для даров, передергивать и искажать тексты Писания? Говорить о большой правде, начиная с маленькой лжи? Естественная точка опоры – масло в кувшине! При таком либеральном, мягко говоря, подходе к текстам Божественного Откровения как бы не поскользнуться на этой «естественной точке опоры» и не потерпеть кораблекрушение в вере!

Когда речь заходит о вере, автор пособия цитирует многие тексты Библии и комментирует их не так своевольно. Но как понять выражение: «Дар веры – это когда Бог поднимает уровень твоей веры на уровень Своей Веры» ? Какой уровень у Бога, и в какой вере нуждается Бог?! Он – Бог – самодостаточен и не нуждается ни в каком движении и восхождении. «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11: 1). В какой уверенности нуждается Бог, и чего Он не видит? Странная какая-то вера. Бог – вездесущ, всеведущ и всезнающ. В вере нуждается человек. «Вера соединяет человека с Богом, преодолевая то разделение, которое было вызвано грехом. После грехопадения человеку приходится руководствоваться в своей жизни “верою, а не ви дением” (2 Кор. 5: 7), так как “ви дение” для грешника оказывается затемненным – “теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно” (1 Кор. 13: 12)» .

Созерцание «лицом к лицу» (1 Кор. 12: 13) в этой жизни недоступно в той полноте, в какой оно откроется верующим в эсхатологической перспективе.

Если кто-то скажет, что Бог верит в человека, то пусть подтвердит слова свои Священным Писанием. Нет таких слов в Библии: «Человек, Я верю в тебя». Так в кого же верит Бог, и где этот уровень, до которого советуют подняться? Если у Бога есть Свой уровень веры, значит, Он еще чего-то не достиг или что-то не знает о Самом Себе. Нелепое заблуждение! Так недалеко и до гуманизма – религии человекобожия, когда Бог сводится до уровня человека путем приписывания ему человеческих качеств, а потом и вовсе отрицается. Да, «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3: 16), но Он был подобен нам «во всем, кроме греха» (Евр. 4: 15), а вера и дана как дар преодоления греха, но греха в Нем не было. Какой уровень веры у Бога? И какой грех с помощью Своей веры Он должен преодолеть?

Автору пособия почему-то не нравится слово «религия». «Однообразие – это религиозность» . Возможно, что незнание значения слова «религия» приводит к такому выводу. В жизни христианина почаще бы такого постоянного религиозного «однообразия». Религия – слово латинского происхождения: religio – и означает: «совестливость, благочестие», «соединять, связывать». Если связать свою жизнь с Богом, то такое однообразие – счастье. Оно приводит к многообразию религиозного опыта. В Библии оно называется хождением пред Богом и подражанием жизни праведников, преображает в образ Второго Адама, вселяя дерзновение веры воскликнуть с апостолом Павлом: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2: 20). Если религиозность в этом смысле – однообразие, то поиск разнообразия вне религии – это, по сути дела, готовность колебаться между верой и неверием, праведностью и грехом, светом и тьмой. Христианин не ищет разнообразных переживаний вне религии, вне Бога. И всё, что получает ценного, получает от Него с благодарностью. По истолкованию святых отцов, даже грядущая будущность не есть повтор, однообразие, но, напротив, бесконечное многообразие в Боге и с Богом. Тот, кто в религии, в связи с Богом не нашел того блага, что он искал, по сути отрекся от Бога, ибо благом для себя он почитает что-либо находящееся вне Бога. Верующий всё, что он имеет (как духовное, так и материальное), принимает как из рук Бога и за всё благодарит, видя в этом Его Промысл.

В самом первом разделе пособия, который можно назвать введением, потому как основная часть посвящена соответствующей заголовку теме «Дары и служение Духа Святого», написано: «Плоды первичны, дары вторичны» . И еще: «Когда я знаю, что мне будет награда за мой труд, у меня есть стимул трудиться. Когда нет стимула, тогда будет как в религии или как в советское время».

Здесь совсем всё перепутано. Сначала дар, потом плоды. Бог дает дар жизни человеку, дар веры, знания, мудрости… Дух первичен, форма вторична. Так вот, плоды – это плоды даров Духа Святого. Вспомним притчу о талантах, о том, как Христос, предупреждая о лжепророках, говорил: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7: 16) – какого они духа. По плодам познается дар: от Бога он или нет. Плод – это действие, которое воплощается в результате того, какого духа стяжал человек.

Это психология наемника. А наемник всегда возвышается над Господом с претензией: «Бог мне должен!»

А о стимуле трудиться за дары, за награду можно сказать, что такое состояние в Евангелии называется «наемничеством», и быть наемником хуже, чем быть рабом и другом. У наемника Бог всегда ходит в должниках; человек с такой психологией возвышается над Богом с претензией: «Ведь Он мне должен». Забыты слова Евангелия, где сказано, что «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17: 10).

Все попытки создать какую-то другую церковь есть не что иное, как утопическая идея, противоречащая словам Боговдохновенного Писания: «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3: 11).

Нельзя сказать однозначно, что всё в пособии плохо. Есть и правильные советы, и точные библейские цитаты, но, когда отрываются от Церкви, понимание Священного Писания и, соответственно, его толкование становятся произвольными, что и приводит к заблуждениям.

Можно совершенно согласиться с автором, что «любое наше… вмешательство в планы Божии заканчивается уродством» . Да, попытки понять Библию вне Церкви приводят к заблуждениям. Вне Церковного Предания правильное понимание и восприятие Священного Писания невозможно. Владимир Лосский, говоря о Предании, утверждал: «Если Писание и все то, что может быть сказано написанными или иными символами, суть различные способы выражать Истину, то Священное Предание – единственный способ воспринимать Истину: “никто не может назвать (познать) Иисуса Господом, как только Духом Святым” (1 Кор. 12: 3)… Итак, мы можем дать точное определение Преданию, сказав, что оно есть жизнь Духа Святого в Церкви, жизнь, сообщающая каждому верующему способность слышать, принимать, познавать Истину в присущем Ей Свете, а не в естественном свете человеческого разума» .

Заблуждения в вопросе исцеления и чудес

Следующий раздел пособия – о даре исцеления. Тут утверждается: «Исцеление – это неотъемлемая часть евангелизма» . Прочтя данный раздел, можно сделать вывод, что после Крестной смерти Христа болезнь человека – просто недоразумение. «Исцеление – это часть нашей проповеди» . Исцелять должны все – это как «доказательство» собратьев. Поэтому каждый христианин может и даже обязан дерзновенно просить исцеления у Бога, возлагая на болящего руки. Обычай возлагать руки на голову человека с молитвой о сошествии Святого Духа преподносится здесь в качестве нормативного. «Возложение рук – это не вопрос нашего героизма, а вопрос любви» . Благословения с возложением рук в православной традиции осуществляют лишь архиереи и священники. Здесь возложение рук, как видим, не просто рекомендуется, а настоятельно требуется от каждого последователя этого неопятидесятнического движения. А право такого самочинного решения дает им ими же придуманная идея о всеобщем священстве.

По мнению автора пособия, «дар чудотворения необходим», «дар чудотворения раздвигает диапазон служения», рекомендуется постоянно искать чудес, думать о них, восторгаться. «Мы должны рассуждать о чудесах Божиих, восхищаться ими, чтобы они стали частью нашего сознания» . «Чудо – это катализатор веры» .

Очень опасно утверждать свою веру на факте чуда. Ведь чудеса бывают и ложные. Не всё, что с неба, – от Бога

Отсюда очевидно следующее: если нет чуда, утратится вера. Человек, строящий свою веру на желании видеть и ощущать чудеса и знамения, потерпит разочарование, если не получит очередного чуда, ведь затем последует уныние и «кораблекрушение в вере» (1 Тим. 1: 19).

Люди во времена земной жизни Христа часто требовали от Него знамений и чудес. Спаситель сетовал: «Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес» (Ин. 4: 48). Настолько сознание людей было приучено к исканию чудес и рассудок помутился до такой степени, что им лишь бы только насладиться восторгом очередного чуда. Висевшему на Кресте Спасителю говорили: «Пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем» (Мк. 15: 32).

Не творил Христос чудо ради чуда. И апостолы не гонялись за ними. Так, апостол Павел в Первом послании к Коринфянам пишет: «Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого» (1 Кор. 1: 22–23). Очень опасно утверждать свою веру на факте чуда. Ведь чудеса бывают и ложные. Не всё, что с неба, – от Бога. И Господь наш Иисус Христос, и апостолы предупреждали о лжепророках и ложных знамениях: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24: 24).

(Продолжение следует.)

Церкви Реформации Постреформационные движения «Великое пробуждение » Протестантизм по странам Протестантский фундаментализм

Харизматические движения (англ. Charismatic movement от греч. χάρισμα «дар <благодати>; дарование») - движение внутри христианства , появившееся в двадцатом веке в основном среди протестантских общин, но также получило распространение среди католиков , провозглашающее, что в его деятельности в соответствии с Писанием (1Кор. ) проявляются дары Святого Духа - исцеление , пророчество , различение духов, чудотворение, иные языки . Во многом учение и богослужебная практика пересекается с пятидесятничеством , но существуют и определённые .

Описание

Термин «харизматическое движение » описывает происходящее в настоящее время международное и межденоминационное христианское движение, в котором индивидуальные, исторически сложившиеся христианские общины принимают верования и практики, сходные с пятидесятническими, а именно «крещение Духом Святым ».

Изначально целью харизматического движения было не основание новых харизматических общин, а распространение харизматического опыта во всех уже существующих христианских церквях различных деноминаций. Позднее данный процесс изменился, и харизматическое движение в большинстве случаев стало распространяться через основание новых независимых общин.

Харизматические церкви утверждают о своей приверженности Апостольскому и Никео-Цареградскому Символу веры (см. Особенности вероисповедания).

В России сами «харизматы» обычно называют себя христианами веры евангельской (пятидесятники). В некоторых регионах для того, чтобы не путать пятидесятников (ХВЕ) и «харизматов», последние называют себя христианами евангельской веры (ХЕВ).

Течения

Харизматическое движение представляет собой совокупность религиозных союзов и независимых религиозных организаций, имеющих, в основном, схожие богословие и форму проведения богослужений .

Среди представителей харизматического движения «Движение веры» (лидеры: Кеннет Хейгин , Орал Робертс , Кеннет и Глория Коупленд, Джерри Савелл, Джесси Дуплантис, Крефло Доллар , Кейт Батлер, Бенни Хинн , Джойс Майер); Католическое харизматическое движение ; движение, южнокорейская «Церковь Полного Евангелия Ёыйдо » (Ассамблеи Бога); «Движение обновление» («торонтское» благословение) . Существуют также и многие другие представители харизматического движения.

Особенности вероисповедания

Трудно выделить все особенности вероучения Харизматического движения ввиду того, что оно делится на множество течений. Однако подавляющее большинство организаций харизматического движения согласны с утверждениями Апостольского Символа веры . Большинство являются тринитариями .

Основным отличием харизматического течения является вера в Дары Духа Святого, через которые Бог может являть себя в любом верующем:

Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.

Также они разделяют большинство догматов протестантизма - об «оправдании верой» и «только Писание» (лат. Sola Scriptura ).

Глоссолалия

Практика глоссолалии является общей как для харизматического движения, так и для пятидесятников . Её суть заключается в убеждении в том, что каждый верующий человек, переживший «Крещение Святым Духом », может получить сверхъестественный дар от Бога говорить (или молиться) на человеческих (таких как, например, английский, немецкий, итальянский и пр.), а также на ангельских языках. Крещение Духом Святым, по мнению харизматов, пятидесятников и других членов пятидесятнического движения, сопровождается знамением говорения на иных языках. Это основано, например, на этих местах из Библии:

Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками

Итак языки суть знамение…

Эта вера строится на некоторых местах из Нового Завета , а именно из книги Деяний и 1-го Послания апостола Павла Коринфянам. Так, например во 2-й главе Деяний описывается, как Дух Святой сошёл на Апостолов в День Пятидесятницы:

И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать

Термин «харизматический» был введён американским лютеранским священником Харальдом Бредезеном в 1962 г. , чтобы описать то, что происходило в протестантских деноминациях.

Дальнейшее распространение харизматического движения:

  • 1961 год - лютеранский пастор Ларри Кристенсон пережил момент возникновения харизматии в своей общине в Сан-Педро.
  • 1962 год - англиканец Михаэл Харпер из Лондона испытывал аналогичное харизматическое переживание и основал общину «Источник веры», которая сыграла значительную роль в распространении харизматического движения в Англии . В 1964 г. Давид де Плесси принял приглашение Ватикана участвовать во Втором Ватиканском соборе.
  • 1965 год - в Германии состоялось экуменическое совещание по харизматическому созиданию церкви.
  • 1966 год - харизматическое движение зародилось и в среде католической церкви в группе студентов-католиков из Дуквенского университета.
  • 1967 год - харизматическое движение было занесено в католический Университет Нотр-Дам в г. Саусбенде (штат Индиана), оттуда движение очень быстро распространилось по всем штатам и Канаде.
  • 1969 год - прошла Первая встреча членов движения харизматического обновления в католической церкви, а в 1970 году прошла Вторая встреча, в - Третья встреча.
  • 1974 год - в Иерусалиме состоялась международная конференция по теме «Святой Дух». Участие в основном приняли члены пятидесятнических церквей и харизматических церковных групп.
  • 1973 год - прошёл Первый международный конгресс католическо-харизматического движения, 1975 г. - Второй международный конгресс, 1978 г. - Третий международный конгресс.
  • 1981 год - на Берлинском олимпийском стадионе прошло мероприятия под названием «Олимпия-81». Инициатором его был Ф. Шпитцер, получивший видение о переполненном людьми стадионе.

На сегодняшний день самые большие харизматические общины в Европе находятся в Швеции , Норвегии , Финляндии и Италии . В Латинской Америке в Бразилии имеется пять харизматических деноминаций, каждая из которых включает в себя более 2 миллионов человек, в Мексике пятимиллионная организация «LIGHT OF THE WORLD» является самым крупным в мире испаноговорящим обществом. В Африке харизматическое движение более всего распространено к югу от Сахары, в так называемой Тропической Африке . Харизматическое движение также широко распространено в США.

В России

Первые общины харизматического движения стали появляться параллельно тому, как начиналась перестройка в Советском Союзе . Огромную роль в этом сыграл Ульф Экман («Слово жизни» из г. Уппсала , Швеция) и его помощник Карл-Густав Северин.

На сегодняшний день в России образовалось множество независимых общин харизматического движения , часть из них входят в разные харизматические объединения, сохраняя однако при этом свою автономность, другие - остаются вне них .

Современность

В настоящий момент ситуация достаточно сложна. Несмотря на строго консервативную точку зрения целого ряда лидеров в регионах, наличие церквей с «новыми формами служения» по всей России не было чем-то необычным для Российской Церкви ХВЕ, хотя с начала 1990-х гг. этот общероссийский союз считался традиционно пятидесятническим. Противоречия в среде харизматов и пятидесятников возникают, главным образом, из-за разнящихся взглядов на вопросы миссионерства и проведения служений. Так, харизматы признают и используют новые формы в богослужении и в миссионерской работе, а консерваторы отвергают идеи новых теологических доктрин (где, к примеру, делается акцент на процветании и здоровье), а также слишком эмоциональные, по их мнению, формы служения. Представители консервативного пятидесятнического движения чётко разделяют пятидесятников и харизматов. Отличие этих двух течений епископ нижегородского объединения ХВЕП Дулесин видит не во внешнем стиле служения, а в разном подходе к учению. Харизматов Дулесин считает представителями либерального развития христианской церкви, а пятидесятников видит фундаменталистами, не отходящими от чистоты учения. Харизматы, по его мнению, больше всего заботятся о правах личности гражданина, о том, «…как приспособиться к мирской жизни…», а также допускают возникновение новых учений, таких как учение о богатстве и здоровье.

Различия между пятидесятниками и харизматами

Основные различия харизматической теологии с традиционной пятидесятнической - это понимание причин «рождения свыше », которое, в традиционном понимании, происходит через просвещение, осознание и полное обращение (покаяние), а не через чувственное принятие решения (поверхностное покаяние под воздействием нахлынувших чувств). Также разница состоит в придании акцента в ходе собраний общины действиям, направленным на возможные проявления действия Бога в каждом прихожанине , при этом, как правило, разница состоит в размерах аудитории, которая у традиционных пятидесятников меньше . Согласно доктринам пятидесятнических церквей, в традиционных общинах являются невозможными практики, которые допустимы в харизматических группах:

Харизматы, в целом, выступают за внешние нововведения в ход богослужения в церкви, придающие ему «современный» вид и звучание, что, зачастую, категорически осуждается пятидесятниками . Существенная разница касается самой формы проведения богослужений. Харизматические собрания, как правило, достаточно ярко эмоционально окрашены, в ходе литургической части нередко используется ритмичная музыка, популярная в среде молодёжи (диско , рок и т. п.), в то время, как у пятидесятников богослужения проходят значительно спокойнее. Также различно понимаются вопросы благочестия (отношение к материальным средствам, внешний вид и поведение христианина, семейные отношения и субординация). Некоторые моменты харизматического богословия (например «евангелие процветания »), совершенно неприемлемы с точки зрения консервативных пятидесятников.

Религиоведы по-разному оценивают различия между пятидесятниками и харизматами. Часть религиоведов склонна считать, что это принципиально разные направления в христианстве, другие же относят эти движения в одно целое.

Современное положение в обществе

Сегодня харизматические церкви пытаются играть довольно активную роль в современном обществе, стремясь оказать на него влияние.

Традиционно широко распространена благотворительность , принимается посильное участие в социальных проектах по месту нахождения той или иной харизматической общины. В различных населённых пунктах представлена сеть пятидесятническо-харизматических организаций, бесплатно помогающих наркоманам и алкоголикам избавиться от своей зависимости. Вместе с тем, деятельность таких организаций подвергается мониторингу правоохранительных органов, что зачастую вызывает недоумение пациентов и их родственников. Как отметил один из участников такого проекта,

«…Когда мою 17-летнюю дочь пьяной подбирали на улицах, а потом меня штрафовали за это на 500 рублей, в милиции и прокуратуре по этому поводу никто не переживал. А теперь, когда появилась надежда, что мой теперь уже совершеннолетний ребёнок не умрет где-нибудь под забором, у меня требуют объяснений…»

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Анализ неопятидесятничества в книге "Братство безгрешных" [ править код ]

Видео с молитвой на "ином языке" - (глоссолалия харизматов): Просьба добавить в статью.

Я добавлять не буду. Возможно, имеет смысл добавление в статью глоссолалия . не все харизматы таковы, как на видео. - Zac Allan Слова / Дела 20:44, 12 ноября 2007 (UTC) Ну, ты добавь и напили, что это мол не "все" хваризматы. Что это, мол, только некоторые такие. Остальные молятся так же, но без таких эмоций. Хотя, это брехня. Любая харизматическая секта, если впадает в экстаз, то ровно так же, как показано на видео. И ты впадал в эдакое "снисхождение "духа", уверен, не раз. А как тебе вот это видео , когда харизматы впали в полнейшее исступление? Вот это, конечно, может бывало и не у всех харизматов. Приведенное же выше видео, - практически у всех. --Enigmation 09:27, 16 ноября 2007 (UTC) Zac, не кажется ли вам, что последняя реплика - грубое нарушение правила о недопустимости личных оскорблений , да и, думаю, других правил? -Garik 11 09:52, 16 ноября 2007 (UTC) Может, не я, а Enigmation, а, Garik? ;-) - Zac Allan Слова / Дела 11:57, 16 ноября 2007 (UTC)

  • Конечно, я имел в виду именно реплику Enigmation"а: внезапный переход на "ты", пренебрежительные слова типа "брехня", "секта", иронично-саркастичный переход на личность, никак не связанный с темой статьи, и общий тон...-Garik 11 20:56, 16 ноября 2007 (UTC)
Что именно, Гарик, ты считаешь оскорблением? "Экстаз" или "снисхождение духа"? А как это еще можно назвать? Или "снисхождение благодати" это уже для вас оскорбление? Для человека со стороны то, что происходит на ваших собраниях - именно экстаз, а глоссолалия - мантры... --Enigmation 15:06, 16 ноября 2007 (UTC) NS знаешь, Энигмэйшн, все, что происходит в православной церкви - для человека со стороны - мистерии Изиды, а сами священники - просто жрецы Гермеса. Однако же... :-) - Zac Allan Слова / Дела 16:18, 16 ноября 2007 (UTC) Такое, пожалуй, может почудиться Вам только после того, как западные бизнес-проповедники промоют мозг во время глоссалолических припадков (кто оскорбился на эти слова - см. видео --Enigmation 09:50, 19 ноября 2007 (UTC) уберите ссылку на грамоту РПЦ, это не соответствует действительности, до того как не представите данные, что это грамота существует и именно РПЦ вручило ее харизматам, информации этой в Википедии делать нечего (Lenin.live 10:19, 19 ноября 2007 (UTC)) Они не уберут:) И не потому что оно есть (его нет, можешь быть уверен), это такой ход. Харизматы всегда и везде пытаются сказать, что всячески дружат с православными. Сам я это лично слышал не раз и не десять, а все сто. И, конечно же, каждый раз это оказывалось полнейшей неправдой. Сегодня, зная Православие изнутри, я тебе с уверенностью могу сказать, что никогда Прав-е и ни при каких условиях не будут участвовать с Хар-ми в общих программах, "днях Библии" или в "совместных молитвах". Т.к. для Православия Харизматы являются псевдохристианским культом. Да, даже если бы и не являлись "псевдохристианами", православные никогда бы не молились с ними вместе. Т.к. в православии запрещено молиться с теми, кто для них является еретиками. --Enigmation 11:03, 20 ноября 2007 (UTC) Ну что же, тогда все вопли о энциклопедичности и обьективности господина Зака Алана не более чем обычное лицемерие. Lenin.live 08:49, 22 ноября 2007 (UTC)

Просьба к харизматам! [ править код ]

Сами Вы себя харизматами не называете. Этот термин дан Вам сектоведами и религиоведами, ваше официальное название "ХВЕ", вот и создавайте свой раздел и там пишите, что хотите. "Харизматы" же термин из сектоведения, потому просьба не флудить в данном разделе. --Enigmation 05:22, 8 ноября 2007 (UTC)

Если будет необходимо, можно сделать отсылку со странички "Харизматы" на страничку о "ХВЕ". Хоть какой-то компромис. Все лучше, чем вы постоянно делаете откаты на непонятные эзотерические измышлизмы. --Enigmation 12:01, 8 ноября 2007 (UTC)

Ответ г-ну Энигмэйшену 1. Мы себя называем харизматами. Есть московская харизматическая церковь "Роса". Более того, есть ассоциация "Харизма", есть газета "Харизма-Новости" и т.д. Если вы не владеете предметом обсуждения - не надо выдавать "измышлизмы", как вы же сами выразились.

Повторюсь: этот термин придумали себе не сами харизматики, а, как Вы и сами пишите в Вашей же версии статьи в Википедии о харизматах: "термин зародился..." где угодно, только не среди самих харизматиков. --Enigmation 06:11, 9 ноября 2007 (UTC)

2. Насчет создания раздела - Христиане Веры Евангельской - это скорее пятидесятники, нежели харизматы. Опять-таки, «учите матчасть», прежде чем нажать разговор.

О-о-о, уважаемый, Вы даже не догадываетесь как много я знаю о харизматах и их организациях. Долгие годы пребывания в этой секте (как в НП Лелдяева, в РОСХВЕ Ряховского и ХВЕП Окары) позволили мне судить о ней гораздо более глубже, чем даже ненавидимый Вами сектовед А.Л. Дворкин, который, кстати, возглавляет Российскую Ассоциацию Центров Изучения Религий и Сект . Так вот, возвращаясь к теме о ХВЕ - практически все харизматики называют себя именно так. Взять хотя бы союз С. В. Ряховского. --Enigmation 06:11, 9 ноября 2007 (UTC)

Мне вот интересно, как это вы умудрились пребывать на обеих сторонах военной черты? Я совершенно не приемлю сравнения Сергея Васильевича с психически неуравновешенным совершенно неадекватным Ледяевым. А как вы смогли при этом еще и к г-нц Окаре примкнуть? Сие невозможно дважды - все трое взаимоисключаются, так что вы тут что-то мутновато неясно выразились... конкретизируете высказывание? - Zac Allan Слова / Дела 20:52, 10 ноября 2007 (UTC) 3. Термин «харизмат» - не произведение вашего апостола духовного разврата г-на Дворкина, а термин, используемый организациями от Кестонского института и до государственных структур власти.

А кто сказал, что его продумал А. Дворкин? Этот термин используется не только в России даже. А, например, и в Европе. --Enigmation 06:11, 9 ноября 2007 (UTC)

Именно, используемый вполне серьезными структурами термин, подчеркивающий разницу между ХВЕ и харизматами. - Zac Allan Слова / Дела 20:52, 10 ноября 2007 (UTC) 4. Вы, вероятно, перепутали Википедию с форумом? Термин «флудить» относится именно к форумам - может, вам скорее туда? Пообщайтесь здесь подольше, посмотрите историю переписок, межконфессиональных общений в Википедии - например,

Нет, я сознательно написал именно "флудить" т.к. бессмысленная и проповедническая (а часто и фанатическая) информация, которой Вы пытаетесь "зафлудить" Википедию - не соответствует действительности. --Enigmation 06:11, 9 ноября 2007 (UTC)

"Мы свидетельствуем о крайней опасности неопятидесятнических деструктивных сект, использующих в своей деятельности методы, противоречащие принципам свободы личности. Контроль сознания членов секты (в том числе, с использованием методов эриксонианского гипноза), введение молящихся в трансовое состояние, зачастую заканчивающееся массовой истерией, использование обмана, в частности, конфессиональной анонимности и псевдонимности, так называемое учение о теократии, утверждающее неограниченную власть пастора – вот только некоторые аспекты деятельности неопятидесятников, которые ставят их организации в один ряд с наиболее опасными деструктивными сектами".

А подписались под этим документов вот каких 603 участников конференции, вот одни их них:

Томас Гандоу – уполномоченный по проблемам сект Берлинско-Брандербургской лютеранской Церкви.

Жиль Боттин генеральный секретарь Межминестерской комиссии при премьер-министре Французской республики.

Антье Блюменталь – эксперт по культам и сектам CDU/CSU-Bundestagsfraktion (Германия).

Фридрих Грисс – вице-президент Европейской федерации центров по сбору информации и изучению сект (FECRIS, Австрия).

Жак Ришар – почетный президент FECRIS.

Джеральд Армстронг – писатель, эксперт по секте сайентологии.

Джозеф Сизар – американский публицист.

Если нужно, могу привести так же ЕВРОПЕЙСКИЕ конференции против тоталитарных сект, которые так же предупреждают мир об опасности Харизматов?

--Enigmation 06:11, 9 ноября 2007 (UTC)

Спасибо. То, что лютеране также заявили, что никто, кроме них, не является протестантом (они там еще и гомиков в сан возводят) не явилось сюрпризом, это информация позапрошлого, кажется, года. Само собой, верный хозяину Мухтар, откуда-то критик сайентологистов... с миру по нитке, и немного напоминает шоу "Пусть говорят" - такие же "авторитеты". Как я и говорил, просьба оформить все это в отдельную статью под названием Критика харизматического движения в России . Только так, я считаю, можно решить проблему. Да и, в конце концов, не стоит приводить рацирсовский пахнущий документ в качестве убедительного источника. Президент там - кто…? А дворкиных я могу сам найти хоть в республике Чад, хоть в Зимбабве. Это порода неистребимая - как и все пороки человечества. - Zac Allan Слова / Дела 17:41, 9 ноября 2007 (UTC) У меня к вас встресное предложение. Согласно наименованию статьи, не занимайтесь вредительством Википедии, а лучше напишите статью Критика харизматического движения в России : где уж и к Дворкину можно проаппеллировать, и куда хотите. Я обещаю вам не заниматься вредительством в таковой статье

Сами признались, что тут занимаетесь вредительством? :) --Enigmation 06:11, 9 ноября 2007 (UTC)

Никак нет. Обезопасил себя от ваших иезуитских нападок. - Zac Allan Слова / Дела 17:41, 9 ноября 2007 (UTC)

Хотя право что-то подправить (впрочем, без нанесения вреда смыслу слова) я оставляю за собой, равно как это остается моим неотъемлимым правом во всей Википедии. Также и вас я прошу не обзываться сектантами (кроме бурных диких начала 90-х никто и никогда нас так не называет. Тогда и вас тоже можно назвать сектой - вы же отделились в управлении от Иерусалимской церкви? Вы же «вовлекаете» людей в «свои ритуалы», промывае... простите, проповедуете им Слово Божье оттталкиваясь от СОБСТВЕННОЙ трактовки Библии?), не затирать обращения к различным книгам (указанные две книги - это, кстати, внутренняя критика харизматического движения своими же, насколько я знаю) и т.д. Прошу вас уважать мнение коллеги по Википедии и впредь не нарушать права и основы Википедии. Спасибо! P.S. Ничего личного. - Zac Allan Слова / Дела 13:20, 8 ноября 2007 (UTC)

Спасибо за предложение, но я считаю, что Ваша информация, которую Вы путаетесь выдать за истинную - ложная и ничем не подтвержденная, а это противоречит правилам Википедии. Спасибо за внимание. Надеюсь править обсуждение Вы не станете.

--Enigmation 06:11, 9 ноября 2007 (UTC)

Также и ваша - информация, подтвержаемая лишь вашими источниками - источниками, которые ЗАВЕДОМО дискриминируют харизматическое движение по отношению к другим участникам христианского сообщества. Источники, связанные с дворкиным, рацирсом, и иными медведами «сектоведами» я совершенно не признаю за достоверные, как лишенные непредвзятости. Европейские турне Дворкина просьба также не привлекать в качестве аргументов. А кстати, править обсуждение я не буду, пока только вы себе позволяете вклиниваться в фразу, высказанную мной выше, безо всякого стыда. Перебивать стыдно. - Zac Allan Слова / Дела 20:58, 10 ноября 2007 (UTC)

Внесена критика на Харизматов [ править код ]

КСТАТИ, ЭТО НЕ ПРАВДА В статье говорится "Примером может послужить отмеченное почетной грамотой Русской православной церкви участие харизматов во всероссийской антинаркотической акции «Поезд в будущее». 1) Нет подтверждения никакого об их участии в этой акции. 2) Русская Православная Церковь считает харизматов опасной тоталитарной сектой, и никаких грамов вручать не станет. Это легко проверяется через и-нет. Потому удалил.--Enigmation 05:41, 9 августа 2007 (UTC)

КСТАТИ, ЭТО ПРАВДА . - 1. А вам надо документальное подтверждение фактов, настолько широко известных, что всем остальным это не надо? А грамота от православных экзархов, от того же уважаемого митрополита Смоленского Кирилла (если не ошибаюсь) - вам не подтверждение? Если не хватает, узнайте, через кого музыкальная группа «Дружки» и, как сказано , «...сотрудники некоммерческого реабилитационного центра из Санкт-Петербурга...». - Zac Allan Слова / Дела 14:47, 6 ноября 2007 (UTC)

КСТАТИ, ЭТО НЕ ПРАВДА . - 2. Ваша ссылка - ссылка не на официальный православный источник. Окститесь! --Enigmation 10:00, 7 ноября 2007 (UTC). Требую официальную ссылку!

То есть, вы считаете, что, если источник не православного исповедания. то он недостаточно авторитетен для Википедии? Я постараюсь отыскать источник в ближайшее время. - Zac Allan Слова / Дела 20:44, 10 ноября 2007 (UTC)

Что значит все знают? Я вот например не знаю, и гугл православных сайтов по такому запросу не дает. Так что либо давайте ссылку на оф. православные сайты либо признавайтесь, что вы господин соврамши. Вы знаете, я не поленюсь и обращусь за комментариями на Ваше сообщение в ОВЦС (Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата). Умные люди там сидят. Кстати, почему бы возмущенному Ряховскому не пойти туда же? Или ОВЦС находиться вне всякой досягаемости? Или епископ Марк и протоирей Всеволод для него слишком сложные собеседники? --Lenin.live 07:12, 7 ноября 2007 (UTC)

Вполне очень досягаемо. Давайте,мне будет реально интересно, и я тоже (причем искренне) заинтересован в результате. Если вы располагаете возможностью обращения в правление митр. Кирилла - сделайте это, пожалуйста. Пока могу дать вам ссылку на независимый журнал (Организация Объединенных Наций. Управление по наркотикам и преступности) , там есть достаточно четкие слова об участии официальных лиц - "...Возглавил оргкомитет полномочный представитель Президента в Центральном Федеральном Округе Г.С. Полтавченко. Сопредседателями выступили Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, мэр г. Москвы Ю.М.Лужков, директор ФСКН России генерал полиции В.В. Черкесов...." Я своими глазами видел эту грамоту, просто тогда (полтора года назад) я не обратил внимания на неё. Постараюсь сделать публикацию. - Zac Allan Слова / Дела 13:34, 8 ноября 2007 (UTC) Прочитал журнал, не нашел ни единого упоминания о награждении харизматов грамотой РПЦ, приведите пожайлуста точные ссылки. Lenin.live Очень вас прошу - сделайте мою работу за меня, как вы и хотели. Обратитесь в ОВЦС МП, пожалуйста. ИЛи дайте мне ссылку или любой другой контакт. как туда обатиться. - Zac Allan Слова / Дела 20:46, 10 ноября 2007 (UTC) Дело в том, чтобы обратиться за разьяснениями необходимо вопрос сформулировать, а как я могу это сделать, если у меня источников кроме ваших слов нет никаких. В статье ведь ничего про это не сказано. До тех пор пока этот вопрос не выяснен требую убрать эту информацию.Lenin.live

Так же внес историю харизматов. То что было до этого было совершенно не информативно и пространно. Ссылки на историю так же имеются.--Enigmation 06:04, 9 августа 2007 (UTC)

Внесенная вами информация не сооветствует действительности. Все источники от г-на Дворкина и его зондеркомманды не являются энциклопедичыми, так как заведомо лишены непредвзятости. Вам бы это давно пора понять и прекратить попытки инсинуаций. - Zac Allan Слова / Дела 14:46, 6 ноября 2007 (UTC)

Поясните, где Вы там ссылок на Дворкина увидели много? --Enigmation 06:17, 9 ноября 2007 (UTC)

Удалил вставку с цитатами из Библии, в которой харизматы обосновывают "дар иных языков". Это лишь частное мнение и к энциклопедичности не имеет никакого отношения. Особенно, если учитывать информацию психологов и психиатров о пагубности глоссолалии.--Enigmation 09:15, 17 сентября 2007 (UTC)

Есть критическая ТЗ - должно быть и библейское обоснование явления с ТЗ его приверженцев. Как раз это и есть суть НТЗ. Для сравнения - посмотрите сколько стихов из Библии указано в англ. Википедии в статье Glossolalia . Garik 11 07:55, 17 сентября 2007 (UTC) Откатил правки этого ультраправославного. - Zac Allan Слова / Дела 14:46, 6 ноября 2007 (UTC)

Еще раз повторяю, ваши религиозно-библейские изыскания - не имеют отношения к энциклопедичности. Больше всего критики в современном религиозном постхристианском мире относится именно к харизматам. Я видел видео, где харизматы читают свои мантры, падают на "богослужениях" в припадке, кричат как сумасшедшие и читают "проповеди" о том, что нужно больше нести пожертвований. Если вы продолжите ваши изыскания, я буду вынужден выложить ссылки на это видео.--Enigmation 06:17, 9 ноября 2007 (UTC)

Мдаа... И вы искренне считаете, что порубанная вами вот таким образом статья - это то, что должно быть в энциклопедии? Где хоть намек на нейтральность? Garik 11 06:37, 19 сентября 2007 (UTC)

Добавлено три видео с примером "глоссолалии", "молитвы в духе" и результатом возложения рук на верующих и "низведения на них духа".--Enigmation 13:21, 6 ноября 2007 (UTC)

1. а почему вы считаете, что эти видео что-то доказывают? Почему люди, изоюраденные там, кажутся вам ненормальными? Может, это, все-таки, их личное дело, а они у вас все-таки забыли спросить? А, гражданин судия мира сего? - Zac Allan Слова / Дела 14:46, 6 ноября 2007 (UTC) 2. Еще раз все ваши сектантские поползновения удалены. Слишком много преступлений у вашей секты. И ЕЩЕ ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ. Сами Вы себя харизматами не называете. Этот термин дан Вам сектоведами, ваше официальное название "ХВЕ", вот и создавайте свой раздел и там пишите, что хотите. "Харизматы" же термин из сектоведения, потому и получайте всю правду. --Enigmation 09:57, 7 ноября 2007 (UTC)

Для раскрытия темы данной статьи вики (перенесено со страницы /temp) [ править код ]

  1. - Предлагаю разграничить понятия термин и религиозная формация . Данные понятия,как ни странно, в реальности достаточно далеки друг от друга. Говорю, как пятидесятник.
  1. - Предлагаю участнику Мартыну Лютому самостоятельно принять участие в развитии данной статьи. Предложение обусловлено моимпредположением, что данный участник в достаточной мере знаком с критикой пятидесятнического движения и с его различиями с баптизмом и лютеранством, как с самыми известными протестантскими конфессиями.

Не уверен в собственной объективности в некоторых моментах статьи. Так что давай(-те) сделаем эту статью вместе!

  1. - Предлагаю не сносить и не копировать чужие статьи, а из собственного опыта написать текст. Учитывать реалии современной ситуации в обществе, прессинг на пятидесятников со стороны титульной конфессии и т.д.
  1. - Полемику по вопросам диалога конфессий вынести в отдельную статью, например, полемика протестантизма и православия , или полемика православия и пятидесятничества . Не уподобляться скандальным телешоу,где никто никого не слушает, кстати, а обстоятельно раскрывать все pro e contra, все orbi et urbi.
  1. - Помните о позитивизме и недопустимости оскорблений, как прямых, так и завуалированных.

Вариант статьи ждет своего часа. Интересно, долго ли.

НА ПОДСТРАНИЦЕ TEMP мной достаточно давно была написана статья.
Интересно, почему ее игнорируют все, кому не лень?
И могу ли я ее самостоятельно повесить на главную?
Слова / Дела 16:15, 2 июля 2007 (UTC)

НТЗ и откаты [ править код ]

  • Я привел некоторые спорные места к НТЗ и убрал некоторую излишнюю информацию, не подходящую к формату энциклопедии. Просьба не убирать критическую информацию, и информацию которая характеризует харизматов с положительной стороны. И та и другая информация имеет одинаковое право на существование. Цель энциклопедии - привести различные взгляды, а не только лишь положительные или отрицательные. --Igrek 12:44, 11 ноября 2007 (UTC)
  • Убедительная просьба к участникам Enigmation и Zac Allan прекратить откаты и обговорить спорные вопросы на странице обсуждения. В случае продолжения войны откатов статья может быть заблокирована. Просьба не употреблять таких аргументов как "Удалены сектантские поползновения)", это может быть расценено другими участниками как оскорбление, не говоря о том, что подобные комментарии ничего не говорят о сущности замечаний к тексту статьи. Все правки должны быть в рамках правил Википедии, убедительная просьба соблюдать ВП:НТЗ и ВП:НО . --Igrek 07:14, 12 ноября 2007 (UTC)

​Бывший редактор журнала Charisma Дж. Ли Греди (J. Lee Grady) в своей статье предлагает рассмотреть 9 харизматических привычек, от которых им нужно избавиться.

Он пишет: "На протяжении четырех десятилетий харизматы внедрили некоторые традиции, которые не только выставляют на посмешище все харизматические церкви, но и препятствуют тому, чтобы люди внимали Слову Божьему. Думаю, наша духовная незрелость позволила нам вести себя подобным образом".

Не со всем, что пишет прозревший харизматический лидер можно согласиться, но-таки полезно прочитать его понимание ситуации в харизматических церквах. Ведь он видит ситуацию изнутри. Оказывается, что многое, происходящее там есть действительно имитация и подделка под якобы действие Духа Святого. Мне, как баптисту, может быть и не следовало повторять публикацию данного материала. Похвально, что харизматы сами себя критикуют. Но дело в том, что ведь есть среди баптистов люди, которые симпатизируют некоторым из ниже перечисленных явлений. Пусть же прочитают и поймут, что сами харизматы хотят от этого избавляться. Итак, девять привычек, от которых нужно избавиться харизматам:


1. Не толкайте людей.

Иногда, когда Дух Святой прикасается к нам, мы можем почувствовать, как наше тело слабеет, и мы просто не можем стоять. Но бывает так, что мы слабеем не от Духа Святого, а от того, что проповедник ударяет нас, или толкает нас. Поступая так, он показывает, что надеется на свою силу, как бы пытается продемонстрировать ее, выдавая ее за “удар” Духа Святого.

2. Падение из вежливости.

Некоторые люди во время молитвы падают на пол, потому что они полагают, что в этом есть духовная сила. Но в Писании не говорится, что для того, чтобы получить помазание Божье или исцеление, вам для этого нужно упасть. Все это вы получаете по вере.

3. Нескончаемая песня.

От того, что мы будем на протяжении 159 раз повторять припев или куплет какой-то песни, Бог не станет более пристально прислушиваться к нашим молитвам. Это ничего не меняет, Он слышит нас и с первого раза.

4. Любительские флаги.

В 80-х годах в церквях появились флаги и баннеры, которые, несомненно, привлекали внимание во время поклонения. Но откуда возникла идея, что нужно размахивать ими во время прославления перед лицом наших братьев и сестре?

5. Не затягивайте время ваших приношений в церкви.

6. Заканчивайте проповедь вовремя.

Я не против длинной проповеди, или того, что иногда вы можете проповедовать чуть больше положенного времени. И не стоит, говорить перед аудиторией, что вы уже заканчиваете, когда вы знаете, что у вас еще 30 минут, на протяжении которых, вы будете продолжать проповедовать.

7. Непристойные танцы в церкви

Я не вижу проблемы, чтобы танцевать в церкви, таким образом прославлять Бога. Но, я против того, когда мы позволяем многим не профессиональным, а любительски танцевальным группам, танцевать перед церковной аудиторией в облегающих костюмах.

8. Слишком громко

Когда ранняя церковь молилась, здание сотрясались. Сегодня, наши здания сотрясаются от объема наших звуковых систем. Иногда приходится ставить затычки в уши во время прославления. “Харизматично” на означает громко, наша духовность не измеряется в децибелах”.

9. Запуск Глоссолалии

Говорение на иных языках один из самых замечательных даров, которые Бог дал христианам. Но, некоторые считают, что повторение определенных фраз или слов, может помочь им в проявлении этого дара. Перестаньте манипулировать Духом Святым.

Харизматическое движение (англ. Charismatic movement - от греч. χαρισμα ; дар (благодати), дарование; также называемое Неопятидесятничеством ) - движение внутри христианства, в основном среди протестантских общин, но также получило распространение среди католиков и незначительно среди православных . Во многом учение и богослужебная практика пересекается с пятидесятничеством , но существуют и значительные различия. В русском языке существует также термин неопятидесятники , который обычно применяется по отношению к харизматическому движению представителями сектологии, которые, по большей части, являются представителями православной Церкви. Сами харизматы относятся негативно к употреблению этого термина применительно к своим общинам. В зарубежном религиоведении данный термин не применяется.

В России обычно сами представители харизматического движения называют себя Христианами Веры Евангельской (пятидесятники), против чего, в свою очередь, выступают представители классических пятидесятников . В некоторых регионах для того что бы не путать пятидесятников и харизматов - харизматы называют себя Христианами Евангельской Веры (ХЕВ).

Течения

Харизматическое движение не представляет собой одной деноминации или одного объединенного вероучения. Оно делится на несколько направлений, которые зачастую имеют больше различия в богословии, в то время как форма проведения богослужений практически не отличается.

Среди основных движений можно выделить (в мировом масштабе): «Движение веры» (лидеры: Кеннет Хейгин , Кеннет и Глория Коупленд, Джерри Савелл, Джесси Дуплантис, Крефло Доллар, Кейт Батлер); Католическое харизматическое движение; движение «Виноградник»; Движение Обновление («торонтовское» благословение) и независимые харизматические Церкви. Этим список не ограничивается, в действительности их намного больше.

Особенности вероисповедания

Трудно выделить все особенности вероучения Харизматического движения ввиду того, что оно делится на множество течений. Однако подавляющее большинство Харизматических Церквей согласны с утверждениями Апостольского символа веры . Большинство являются тринитариями .

Также они разделяют большинство догматов протестантизма об «оправдании верой» и «только Писание».

Глоссолалия

Практика глоссолалии является общей для харизматического движения, как и для пятидесятников . Её суть заключается в убеждении харизматов в том, что каждый верующий человек, переживший «Крещение Святым Духом» может получить сверхъестественный дар от Бога говорить (или молиться) на языках, которых он никогда не понимал, или тех, которые понимал. Например, на английском, немецком, итальянском и других. А также на ангельских языках. Крещение Духом Святым по мнению харизматов, пятидесятников и других членов пятидесятнического движения сопровождается знамением говорения на иных языках. Это основано, например, на этих местах Библии:

Эта вера строится на некоторых местах из Нового Завета , а именно из книги Деяний и 1-го Послания апостола Павла Коринфянам. Так, например во 2-й главе Деяний описывается, как Дух Святой сошёл на Апостолов в День Пятидесятницы:

Будущее теологии пятидесятничества (некоторые версии развития)

По версиям многих теологов, развитие современного пятидесятничества, скорее всего, придет к данным вариантам:

  • акцент на личностное развитие верующего
  • акцент на харизматические дары
  • акцент на особенности Движения веры

Основные различия между пятидесятниками и харизматами

Основные различия харизматической теологии с традиционной пятидесятнической лежат в плоскости придания акцента в ходе собраний общины действиям, направленным на возможные проявления действия Бога в каждом прихожанине .

Современное положение в обществе

Сегодня харизматические церкви играют довольно активную роль в современном обществе, стремясь оказать на него оздоравливающее влияние.

Традиционно широко распространена благотворительность , принимается посильное участие в социальных проектах по месту нахождения той или иной харизматической общины. В различных населенных пунктах представлена сеть пятидесятническо-харизматических организаций, бесплатно помогающих наркоманам и алкоголикам избавиться от своей зависимости. Вместе с тем, деятельность таких организаций подвергается мониторингу правоохранительных органов, что, зачастую, вызывает недоумение пациентов и их родственников . Как отметил один из интервьюируемых (кем?) участников такого проекта,

«…Когда мою 17-летнюю дочь пьяной подбирали на улицах, а потом меня штрафовали за это на 500 рублей, в милиции и прокуратуре по этому поводу никто не переживал. А теперь, когда появилась надежда, что мой теперь уже совершеннолетний ребенок не умрет где-нибудь под забором, у меня требуют объяснений…» (источник?)

Так, одним из подобных реабилитационных центров является реабилитационный центр «Новая жизнь», г. Кингисепп , Ленинградской области. На примере этого центра видно, что, в отличие от коммерческих центров, христианские центры реабилитации помогают любому обратившемуся . Выходцы из центра в Кингисеппе создали 17 новых центров по стране. Всего в России евангельскими христианами организовано около 300 таких центров . Также, к примеру, согласно статье на сайте «Русский Архипелаг» , нижегородская поместная Церковь «Лоза», относящаяся к харизматической «ветви» пятидесятничества, оказывает помощь детским приютам, интернатам, помогает фонду гематологии, проводит детские лагеря для всех желающих. Периодически пятидесятники встречают сопротивление в своей социальной деятельности со стороны государственных и муниципальных чиновников и православных, но преодолевают все препятствия «с „харизматической“ агрессивностью и бескомпромиссностью» .

Примечания

См. также

Статьи

Внешние ссылки

  • «Харизма» - все о харизматическом движении . Постоянно пополняющаяся подборка материалов о пятидесятническо-харизматическом движении. Духовность, практика харизматического движения. Пятидесятники. Харизматические лидеры. Дары Святого Духа. Глоссолалия. Движение Обновления в Святом Духе. Альфа-курс. Католики, православные, протестанты о харизматах. Статьи, мультимедиаматериалы, форум, юмор.
  • Христианская Харизматическая церковь "Высшее Призвание" Россия, г. Уссурийск
Измена жены