Иерусалимский патриарх Феофил III (Илия Яннопулос): биография. Низложенный иерусалимский патриарх за заключенными дверями

Святейший и Блаженнейший
Патриарх Феофил III
Πατριάρχης Θεόφιλος Γ΄
c 22 ноября 2005 года
Избрание: 22 августа 2005 года
Интронизация: 22 ноября 2005 года
Церковь: Иерусалимская православная церковь
Предшественник: Ириней I
Архиепископ Фаворский
14 февраля - 22 августа 2005
Церковь: Иерусалимская православная церковь
Имя при рождении: Илия Яннопулос
Оригинал имени
при рождении:
Ηλίας Γιαννόπουλος
Рождение: 4 апреля (1952-04-04 ) (66 лет)
Гаргалиани , ном Мессиния , Греция
Принятие монашества: 28 июня 1970 года
Епископская хиротония: 14 февраля 2005 года
Награды:

С 1986 по 1988 годы являлся председателем по внешним связям Иерусалимского патриархата, а следующие годы был Представителем Иерусалимского патриархата при ряде организаций, в частности, с 2001 по 2003 годы при Московском патриархате , но в Москве, по свидетельству прихожан Иерусалимского подворья в Москве , бывал нечасто. Был старшим хранителем Гроба Господня .

14 февраля 2005 года, всего за полгода до избрания в патриархи, был рукоположен в сан епископа и избран архиепископом Фаворским. В мае того же года его предшественник Патриарх Ириней I , из-за обвинений в причастности к ряду скандальных сделок с недвижимостью, был отстранён от должности сперва Синодом, а потом Всеправославным собором в Фанаре .

22 августа 2005 года был единогласно избран Священным Синодом патриархом Иерусалимским. 22 ноября того же года состоялась его интронизация .

Признанный в качестве главы Иерусалимского патриархата со стороны государства Палестина и Иордания , патриарх в течение 2-х лет не мог получить официального признания от правительства Израиля .

Взгляды и оценка

Награды

  • Орден князя Ярослава Мудрого I степени (Украина , 27 июля 2013 года) - за выдающуюся церковную деятельность, направленную на подъём авторитета православия в мире, и по случаю празднования на Украине 1025-летия крещения Киевской Руси .
  • Большой Командорский Крест ордена Заслуг (Венгрия , 2014 год) .
  • Орден святого равноапостольного великого князя Владимира I степени (РПЦ, 2013 год) .
  • Орден Славы и Чести I степени (РПЦ, 2013 год)
  • Цепь Ордена Орла Грузии и Священного хитона Господа нашего Иисуса Христа (Грузинский царский дом, 2012 год)
  • Орден Святого царя Константина (Сербская Православная Церковь , 2013 год)
  • Орден Святого Иоанна Владимира (Сербская Православная Церковь , 2016 год)

Напишите отзыв о статье "Феофил III (патриарх Иерусалимский)"

Примечания

Ссылки

  • На официальном сайте МП
  • Lenta.ru 24 декабря 2005 г.
  • На официальном сайте ИП
  • // pravoslavie.ru , 18 апреля 2002

Отрывок, характеризующий Феофил III (патриарх Иерусалимский)

Как ветер по листьям пронесся взволнованный шопот: «едут! едут!» Послышались испуганные голоса, и по всем войскам пробежала волна суеты последних приготовлений.
Впереди от Ольмюца показалась подвигавшаяся группа. И в это же время, хотя день был безветренный, легкая струя ветра пробежала по армии и чуть заколебала флюгера пик и распущенные знамена, затрепавшиеся о свои древки. Казалось, сама армия этим легким движением выражала свою радость при приближении государей. Послышался один голос: «Смирно!» Потом, как петухи на заре, повторились голоса в разных концах. И всё затихло.
В мертвой тишине слышался топот только лошадей. То была свита императоров. Государи подъехали к флангу и раздались звуки трубачей первого кавалерийского полка, игравшие генерал марш. Казалось, не трубачи это играли, а сама армия, радуясь приближению государя, естественно издавала эти звуки. Из за этих звуков отчетливо послышался один молодой, ласковый голос императора Александра. Он сказал приветствие, и первый полк гаркнул: Урра! так оглушительно, продолжительно, радостно, что сами люди ужаснулись численности и силе той громады, которую они составляли.
Ростов, стоя в первых рядах Кутузовской армии, к которой к первой подъехал государь, испытывал то же чувство, какое испытывал каждый человек этой армии, – чувство самозабвения, гордого сознания могущества и страстного влечения к тому, кто был причиной этого торжества.
Он чувствовал, что от одного слова этого человека зависело то, чтобы вся громада эта (и он, связанный с ней, – ничтожная песчинка) пошла бы в огонь и в воду, на преступление, на смерть или на величайшее геройство, и потому то он не мог не трепетать и не замирать при виде этого приближающегося слова.
– Урра! Урра! Урра! – гремело со всех сторон, и один полк за другим принимал государя звуками генерал марша; потом Урра!… генерал марш и опять Урра! и Урра!! которые, всё усиливаясь и прибывая, сливались в оглушительный гул.
Пока не подъезжал еще государь, каждый полк в своей безмолвности и неподвижности казался безжизненным телом; только сравнивался с ним государь, полк оживлялся и гремел, присоединяясь к реву всей той линии, которую уже проехал государь. При страшном, оглушительном звуке этих голосов, посреди масс войска, неподвижных, как бы окаменевших в своих четвероугольниках, небрежно, но симметрично и, главное, свободно двигались сотни всадников свиты и впереди их два человека – императоры. На них то безраздельно было сосредоточено сдержанно страстное внимание всей этой массы людей.
Красивый, молодой император Александр, в конно гвардейском мундире, в треугольной шляпе, надетой с поля, своим приятным лицом и звучным, негромким голосом привлекал всю силу внимания.
Ростов стоял недалеко от трубачей и издалека своими зоркими глазами узнал государя и следил за его приближением. Когда государь приблизился на расстояние 20 ти шагов и Николай ясно, до всех подробностей, рассмотрел прекрасное, молодое и счастливое лицо императора, он испытал чувство нежности и восторга, подобного которому он еще не испытывал. Всё – всякая черта, всякое движение – казалось ему прелестно в государе.
Остановившись против Павлоградского полка, государь сказал что то по французски австрийскому императору и улыбнулся.
Увидав эту улыбку, Ростов сам невольно начал улыбаться и почувствовал еще сильнейший прилив любви к своему государю. Ему хотелось выказать чем нибудь свою любовь к государю. Он знал, что это невозможно, и ему хотелось плакать.
Государь вызвал полкового командира и сказал ему несколько слов.
«Боже мой! что бы со мной было, ежели бы ко мне обратился государь! – думал Ростов: – я бы умер от счастия».
Государь обратился и к офицерам:
– Всех, господа (каждое слово слышалось Ростову, как звук с неба), благодарю от всей души.
Как бы счастлив был Ростов, ежели бы мог теперь умереть за своего царя!
– Вы заслужили георгиевские знамена и будете их достойны.
«Только умереть, умереть за него!» думал Ростов.
Государь еще сказал что то, чего не расслышал Ростов, и солдаты, надсаживая свои груди, закричали: Урра! Ростов закричал тоже, пригнувшись к седлу, что было его сил, желая повредить себе этим криком, только чтобы выразить вполне свой восторг к государю.
Государь постоял несколько секунд против гусар, как будто он был в нерешимости.
«Как мог быть в нерешимости государь?» подумал Ростов, а потом даже и эта нерешительность показалась Ростову величественной и обворожительной, как и всё, что делал государь.
Нерешительность государя продолжалась одно мгновение. Нога государя, с узким, острым носком сапога, как носили в то время, дотронулась до паха энглизированной гнедой кобылы, на которой он ехал; рука государя в белой перчатке подобрала поводья, он тронулся, сопутствуемый беспорядочно заколыхавшимся морем адъютантов. Дальше и дальше отъезжал он, останавливаясь у других полков, и, наконец, только белый плюмаж его виднелся Ростову из за свиты, окружавшей императоров.
В числе господ свиты Ростов заметил и Болконского, лениво и распущенно сидящего на лошади. Ростову вспомнилась его вчерашняя ссора с ним и представился вопрос, следует – или не следует вызывать его. «Разумеется, не следует, – подумал теперь Ростов… – И стоит ли думать и говорить про это в такую минуту, как теперь? В минуту такого чувства любви, восторга и самоотвержения, что значат все наши ссоры и обиды!? Я всех люблю, всем прощаю теперь», думал Ростов.
Когда государь объехал почти все полки, войска стали проходить мимо его церемониальным маршем, и Ростов на вновь купленном у Денисова Бедуине проехал в замке своего эскадрона, т. е. один и совершенно на виду перед государем.
Не доезжая государя, Ростов, отличный ездок, два раза всадил шпоры своему Бедуину и довел его счастливо до того бешеного аллюра рыси, которою хаживал разгоряченный Бедуин. Подогнув пенящуюся морду к груди, отделив хвост и как будто летя на воздухе и не касаясь до земли, грациозно и высоко вскидывая и переменяя ноги, Бедуин, тоже чувствовавший на себе взгляд государя, прошел превосходно.
Сам Ростов, завалив назад ноги и подобрав живот и чувствуя себя одним куском с лошадью, с нахмуренным, но блаженным лицом, чортом, как говорил Денисов, проехал мимо государя.
– Молодцы павлоградцы! – проговорил государь.
«Боже мой! Как бы я счастлив был, если бы он велел мне сейчас броситься в огонь», подумал Ростов.
Когда смотр кончился, офицеры, вновь пришедшие и Кутузовские, стали сходиться группами и начали разговоры о наградах, об австрийцах и их мундирах, об их фронте, о Бонапарте и о том, как ему плохо придется теперь, особенно когда подойдет еще корпус Эссена, и Пруссия примет нашу сторону.
Но более всего во всех кружках говорили о государе Александре, передавали каждое его слово, движение и восторгались им.
Все только одного желали: под предводительством государя скорее итти против неприятеля. Под командою самого государя нельзя было не победить кого бы то ни было, так думали после смотра Ростов и большинство офицеров.
Все после смотра были уверены в победе больше, чем бы могли быть после двух выигранных сражений.

На другой день после смотра Борис, одевшись в лучший мундир и напутствуемый пожеланиями успеха от своего товарища Берга, поехал в Ольмюц к Болконскому, желая воспользоваться его лаской и устроить себе наилучшее положение, в особенности положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно заманчивым в армии. «Хорошо Ростову, которому отец присылает по 10 ти тысяч, рассуждать о том, как он никому не хочет кланяться и ни к кому не пойдет в лакеи; но мне, ничего не имеющему, кроме своей головы, надо сделать свою карьеру и не упускать случаев, а пользоваться ими».

10 лет назад был интронизирован патриарх Ириней. Ныне 140-й преемник брата Христа ожидает смерти в иерусалимском заточении

«С оставившие заговор и созвавшие незаконный собор выбрали рукоположенного Нами Архиепископа Фаворского Феофила, который, зная о своём антиканоническом положении и будучи неблагодарным по отношению к Нам, начиная с 2008 года держит Нас в изоляции в Нашем доме с запертыми внешними воротами расположенного вокруг дома двора, запрещает всякое общение с приходящими к Нам Нашими духовными чадами и святогробскими отцами, которые остались верными Нашей Мерности, их пожизненному Патриарху, и делает этой с единственной целью - явственной из того, что Нас лишили даже лекарств и врачебного обслуживания - в надежде на «естественную» Нашу смерть…» - рука седобородого чернеца время от времени отрывалась от бумаги, чтобы прижаться к сердцу. Липкий пот катился градом по измождённому лицу - сентябрьские вечера в Иерусалиме не приносят прохладу.
Старец привычно писал в третьем лице, от имени «Нашей Мерности», как он привык за годы своего патриаршества. Он бросал гневные упреки в адрес Феофила, которого все поместные патриархаты признали главой Иерусалимской православной церкви (ИПЦ). Колыбель христианства, мать христианских Церквей, хранительница священных для христиан сокровищ Святой Земли в третьем тысячелетии оказалась в руках «заговорщиков». Как такое могло произойти?..
Это послание датировано 15 сентября 2010-го, в девятую годовщину интронизации. А пятью годами ранее Синод лишил сана бывшего Патриарха Иринея I: «…Архиерейский суд постановил извергнуть бывшего Патриарха Иерусалимского из патриаршего и епископского сана и низвести его в достоинство монаха». (Ириней отказался присутствовать на заседании архиерейского суда.) «Заговорщики» заявляли: «Данное решение явилось вынужденной канонической мерой против антиканонических и антицерковных действий бывшего Патриарха, поставивших Церковь на грань раскола». Несколькими днями раньше Ириней объявил, что снимает со своих постов тех членов Синода, которые организовали его отстранение от власти, но интрига уже затянулась тугой петлёй.
…Владыка Ириней (в миру Мануил Скопелитис, 1939 г. р.) был избран патриархом Иерусалимским в августе 2001 года. В марте 2005-го некоторые СМИ впервые обвинили его в финансовых махинациях с церковной недвижимостью в Старом городе Иерусалима. Затем злопыхатели пустили слух, будто он когда-то пообещал за своё избрание $400 тысяч международному авантюристу Апостолосу Вавилису.
6 мая 2005 года Синод ИПЦ двумя третями голосов объявил о недоверии патриарху Иринею. Говорили о его причастности к сделке со сдачей в аренду земельного участка в Старом городе около Яффских ворот, заключённой с еврейской организацией «Атерет коаним». Ириней отрицал, что являлся инициатором сделки, заявляя, что за нею стоит финансовый менеджер Патриархии Николас Пападимас, который в то время уже ударился в бега. Патриарх отказался подчиниться Синоду, сославшись на церковные каноны, которые недвусмысленно определяют пожизненный статус предстоятеля Церкви. Но созванный в Стамбуле Всеправославный Собор подтвердил отрешение Синода.
Спустя всего лишь месяц Палестинская национальная администрация опубликовала в газете «Аль-Кудс» доклад, в котором утверждается, что Ириней «не принимал участия в сделке ни на одной из её стадий и не получал каких-либо денег», а сама сделка является незаконной, потому что не была закреплена решением Синода.
Анонимный источник в руководстве Палестинской автономии заявил агентству Associated Press, что низложенный патриарх «не был вовлечен в сделку по продаже еврейским инвесторам арабского участка земли в Иерусалиме, который палестинцы рассматривают как столицу своего будущего государства». Сам патриарх, низведенный в простые монахи, заявил, что является невинной жертвой «мятежников» в собственном Патриархате, возглавляемых нынешним Местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Корнилием, которого Ириней назвал «человеком с сущностью Люцифера».
Но вскоре Авда Каввас, председатель комиссии палестинского парламента, специально созданной для расследования дела Иринея, обвинил министра палестинского кабинета Самира Халайла в чрезмерной задержке официальной ратификации ранее принятого решения правительства автономии о признании Иринея низложенным. А Синод поспешил заявить, что низложение «не зависит от результатов расследования его причастности к земельным сделкам». Иринею вменялось «поведение в целом, разрушившее доверие и нормальное функционирование Священного Синода, а вовсе не те или иные сделки с недвижимостью». Патриарха обвинили в создании «паутины лжи и церковных недоразумений, разрушении всей церковной системы, безответственном обращении с имуществом Патриархата».
Но еще три года, до 2008-го, израильские полицейские дежурили в помещениях Иерусалимского Патриархата, охраняя бывшего патриарха Иринея. (Патриаршая резиденция находится в Иерусалиме, главными святынями Иерусалимской Церкви являются Голгофа и Гроб Господень в храме Воскресения Христова.)

«Святогробское братство»
«Асийские Иудеи, увидев его в храме, возмутили весь народ и наложили на него руки, крича: мужи Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и Еллинов ввёл в храм и осквернил святое место сие... Весь город пришёл в движение, и сделалось стечение народа; и, схватив Павла, повлекли его вон из храма, и тотчас заперты были двери». Так написано в библейской книге «Деяния апостолов» об аресте и заточении великого апостола народов, непревзойденного проповедника и богослова - «сосуда избрания». Две тысячи лет назад апостол Павел в полной мере испытал человеческую несправедливость, интриги коррумпированных чиновников и ненависть религиозных фанатиков. Клеветой ненавистники апостола возмутили толпу, которая едва не растерзала Павла. И только вмешательство римского тысяченачальника предотвратило немедленную расправу христианского подвижника.
Впоследствии некоторые богословы возлагали ответственность за судьбу Павла на Иерусалимскую Церковь, с апостолом Иаковом (умер в 62 г.) во главе. Иаков - брат Господень - был сыном праведного Иосифа Обручника (мужа Девы Марии) от первой жены. Как повествует Священное Писание, Христос особенно возлюбил святого Иакова. Воскреснув из мертвых, Христос явился особо брату Своему по плоти. Святой Иаков председательствовал на Первом Апостольском соборе в Иерусалиме. По свидетельству древних писателей, ближайшие к Христу апостолы избрали Святого Иакова первым епископом и предстоятелем Иерусалимской Церкви. В Библии Иерусалимская Церковь больше не упоминается. Мы ничего не знаем о её общении с апостолом Павлом после заключения в узы. Сделали ли что-нибудь её руководители для облегчения его положения?
За два тысячелетия в череде преемников святого апостола Иакова сменился сто сорок один патриарх, владыка Ириней был (и есть?) 140-й. Библейская история вновь завязалась в узел людских противоречий и недомыслий, которые может разрешить лишь Божественный промысел. Одно очевидно: мы являемся свидетелями разворачивающейся драмы великого масштаба, за которой стоит и Святая Земля, и судьба европейской цивилизации.
…«Святая Земля есть колыбель всего христианства, место святое и одинаково дорогое решительно для всех православных, к какому бы народу они ни принадлежали; её значение не местное, но общехристианское и в особенности общеправославное, чем православный Иерусалимский Патриархат резко выделяется из других православных патриархатов. Обязанность поддерживать Святой Гроб и все другие святые места лежит не на греках только или православных туземцах Палестины, а решительно на всех православных народностях безо всяких исключений; греки же являются только представителями и, так сказать, уполномоченными их при Святом Гробе», - писал профессор Николай Фёдорович Каптерев (1847 - 1917), церковный историк и общественный деятель («Богословский вестник», 1897).
Вот уже несколько веков высшее духовенство и монашество Иерусалимского Патриархата представляют исключительно этнические греки. При этом паства православного Патриархата состоит в основном из арабов-палестинцев (как из числа граждан Израиля, так и Палестинской автономии — около 15% всех арабов-палестинцев являются православными христианами). Иерусалимский Патриархат - богатейший в мире собственник недвижимости, ему принадлежат около 18 процентов «золотых» земель Иерусалима. Даже земля под зданием израильского кнессета является его собственностью.
В средние века Иерусалимская патриархия была крайне бедна. Но когда власть перешла в руки патриархов-греков, появилась и драгоценная церковная утварь, и деньги для перестройки ветхих зданий. Греки принялись скупать грузинские и сербские монастыри на Святой Земле, свои владения они расширяли преимущественно за счёт других православных Церквей.
«Так ловкие и практичные греки сумели с течением времени не только окончательно закрепить за собой Иерусалимский патриарший престол, все архиерейские кафедры Патриархата и заполнить собой Святогробское братство, но и завладеть теми Святыми Местами и монастырями, которыми ранее владели арабы, грузины и сербы, и так, что с течением времени греки оказались единственными обладателями и распорядителями всех святых мест и учреждений, какими только владели ранее православные», - писал профессор профессор Николай Каптерев.
Греки не только взяли в своё владение многие святые места, но всегда готовы были бороться буквально не на жизнь, а на смерть «за каждую пядь земли, за каждый вершок той или другой священной постройки, за каждый её камень». Во время этой борьбы страсти иногда разгорались до того, что самой жизни энергичных патриархов угрожала серьёзная опасность.
Когда патриарх Феофан (1608 — 1644) по решению иерусалимского судьи отнял у Ватикана Святую Пещеру и Голгофу, католики подкупили иерусалимского пашу, который заключил Феофана в городскую тюрьму. Паша просил кадия (судью) вынести Феофану смертный приговор. К счастью, евнух, получивший от правителя поручение убить патриарха, ранее был христианином и потому, получив от Феофана сто золотых, отпустил его с миром, и патриарх бежал в Константинополь.
У патриарха Паисия (1645 — 1660) была митра, привезённая им из Москвы и украшенная драгоценными камнями. Враги донесли турецкому правителю, будто Паисий сделал корону для московского царя. Тогда правитель бросил патриарха в тюремную яму, предназначенную для убийц.
«Понятно отсюда, как тяжело и трудно было подчас иерусалимским патриархам правильно и с пользой вести сложные и запутанные дела патриархии, когда даже их ближайшие лица - члены Святогробского братства - иногда открыто противодействовали им в их благой деятельности, порицали и хулили их по своему невежеству, зависти и дерзости, вносили смуту и беспорядки во всю жизнь патриархии», - отмечал русский церковный историк.

«Апостолос» криминала
По многовековой традиции, избранного Собором и Синодом кандидата на патриаршем престоле утверждают светские власти Иордании, Израиля и Палестины. С точки зрения Израиля, патриарх Ириней был самым нежелательным кандидатом на опустевший в 2000 году Иерусалимский престол.
В августе 2001 года правительство Иордании признало нового патриарха Иерусалимского, но израильское правительство сделало это только в январе 2004-го. Кабинет министров Израиля подозревал Иринея в проарабских настроениях, в слишком тесной дружбе с палестинским лидером Ясиром Арафатом и допускал возможность передачи церковной собственности в руки Организации освобождения Палестины. Действительно, новый Патриарх всегда заявлял о своей поддержке палестинской борьбы за независимость, дружил с Арафатом и осуждал как теракты палестинцев, так и действия израильской армии на палестинских территориях. С началом иракской кампании подчиненные ему клирики Вифлеемской базилики призвали паству не пускать в храм Буша, Блэра и Рамсфелда. Поэтому Иордания и Палестина утвердили его кандидатуру сразу, Израиль — только после многомесячного сопротивления.
Слухи о сделке с земельными участками, принадлежащими Иерусалимскому Патриархату, мгновенно перевернули отношение палестинцев к Иринею. Они усмотрели в этом потворство «экспансионистским устремлениям» Израиля. Дело в том, что участки расположены в той части Иерусалима, на которую претендуют и израильтяне, и палестинцы. И арабская улица, по сути, довершила дело потасовками и демонстрациями у патриаршей резиденции. Патриарх Ириней получил удар с той стороны, с какой менее всего мог его ожидать
Такую же роль «информационного фона» сыграл в этом скандале известный международный авантюрист. В Греции публичный ажиотаж вокруг фигуры Апостолоса Вавилиса окрестили «вавилонским столпотворением» по созвучию с его фамилией. В апреле 2005-го он был арестован в итальянском городе Болонья как главный фигурант дела о коррупции в Греческой Православной Церкви. По данным полиции, Вавилис являлся международным авантюристом, который разыскивался Интерполом по обвинению в торговле наркотиками.
Вавилису приписывались связи с коррумпированными иерархами Церкви и политиками, мафией, спецслужбами различных стран. С его именем связывались аферы с поставками оружия, организацией финансовых пирамид, а также сомнительные коммерческие предприятия во многих странах.
На короткое время фигура Вавилиса оказалась и в центре коррупционного скандала вокруг Иринея. СМИ утверждали, что в 2001 году Вавилис был послан из Греции в Израиль с тайной миссией по избранию Иерусалимского патриарха. Сам Вавилис в интервью, данном в бегах, утверждал, что за избрание Иринея он должен был получить 400 тысяч долларов, но так и не увидел этих денег.
Вавилиса вскоре экстрадировали в Грецию, и сейчас он спокойно размышляет в тюрьме о прошлом, уже не вспоминая о секретной «миссии». Тем временем в Иерусалимской Церкви назревает другой коррупционный скандал. Летом 2011-го израильская газета «Макор Ришон» опубликовала сенсационное журналистское расследование, в котором утверждалось, что нынешний глава ИПЦ Феофил III якобы предлагал многомиллионную взятку чиновнику правительства Израиля за официальное признание его патриархом.
Как пишет газета, в марте 2007 года был подготовлен тайный договор между патриархом Феофилом и Земельным фондом Израиля («Керен каемет ле-Исраэль»). По этому договору, патриархия должна выплатить Земельному фонду 13 миллионов долларов в том случае, если правительство Израиля признает нового патриарха. Этот пункт был исполнен: 16 декабря 2007 года, спустя больше двух лет после низвержения Иринея, израильские власти признали избрание Феофила патриархом Иерусалима. Однако, указывает газета, Феофил отказался платить…
Русскоязычный израильский ресурс IzRus так прокомментировал «сделку»: «Если же членам правительства было известно о вышеупомянутом соглашении между Феофилом III и Земельным фондом, то напрашивается другой вопрос: каким образом члены правительства могли принять объективное и взвешенное решение о назначении нового человека на должность, после того как стало известно, что он заплатил за это решение 13 миллионов долларов?»
- Мы будем требовать от Феофила, чтобы он соблюдал закон, прекратил передавать землю израильтянам и вернул обратно земли, проданные предыдущими патриархами, - заявил генеральный секретарь Совета православных организаций Палестины Элиас Саид.
Представители православной общины Палестины обвиняли Патриархат в «иудаизации» палестинских земель «за тридцать сребреников» и требовали от него прекратить выполнять «функции агентства недвижимости».
- В течение последних 62 лет Иерусалимский Патриархат постоянно продавал и передавал Израилю земли в аренду. Даже израильский парламент (Кнессет) и резиденция президента Израиля построены на территории Иерусалимской Православной Церкви, - отметил заместитель министра туризма Палестины Марван Тубаси.

«Помните мои узы»
«Насильственное Наше удаление с престола Иерусалимского Патриархата после Пасхи 2005 года произошло вследствие угроз и агрессии со стороны составивших заговор клириков, явившихся орудием беспрецедентного в церковной истории неприкрытого дипломатического греческого политического вмешательства, давления и руководства к тому, что и совершилось». Слышно, как скрипит перо в руках седобородого чернеца с измождённым лицом. Скандалы последних новостей ему не ведомы, яростный шум уличных пикетов не доносятся сюда, в сердце Старого Иерусалима. В комнатке на втором этаже нет ни света, ни телефона. На окнах решётки. Пищу раз в день приносит старый араб и привязывает пакет к концу спущенной вниз бельевой верёвки. Вода лишь та, что по трубам идёт в санузел.
140-й патриарх вспоминает, как в самый разгар земельного скандала говорил митрополит Тимофей, один из претендентов на патриаршество: «Патриархи уходят в отставку добровольно. Никто не может сместить или отозвать Патриарха, тем более те, кто находятся вне Церкви».
На Пасху старый араб кричал в ужасе, что якобы Благодатный Огонь не сошёл к патриарху Феофилу. В глухих церковных уголках поползли смутные слухи о том, что огонь не сходит к людям в пасхальное празднество. Лето принесло другое страшное известие: Греция на грани разорения, в Европе кризис, Америка бомбит Ближний Восток. Всё ближе Господень День: «Отеческое Наше сердце не выносит более вида Тела Церкви Христовой, кровоточащего по вине преступников и отступников…»
Апостол Павел писал: «Помните мои узы». Тайна христианского учения открылась ему в страдании за Христа. Он и раньше знал, что идёт в своём служении путём Христовым. Страдая за Христа, он радовался страданию: ему казалось, что он в прошлом недостаточно пострадал.
…Заточение Иринея будто окружено облаком недомолвок, невнятных намёков и странных пророчеств. Его лицо едва проглядывается сквозь редкие разрывы. Никак не удаётся прояснить, как человек (монах тоже человек!), живущий в центре Иерусалима, оказался недоступным никому из помнящих и любящих его.
- Бывший патриарх находится, по сути, в самозаточении в одном из церковных зданий в Иерусалиме, - утверждает секретарь ОВЦС Московского Патриархата протоиерей Игорь Якимчук. - Ириней был извержен из сана за совокупность нарушений. Его поддерживают только маргинальные группы.
Предположим. Но почему и кем наглухо закрыт вход в его келью?!
Известно, что представители Свято-гробского братства согласились передать ключи от Тронного зала Патриархии начальнику иерусалимской полиции в обмен на обещание Иринея не созывать Синод в новом составе. А что было потом?
События, предшествующие заточению патриарха Иринея, обросли множеством слухов. Его сторонники говорили, что он стремился вернуть в монашескую жизнь строгий устав Святогробского братства. Предполагали, что патриарх мешал принятию экуменических решений на Всеправославных Соборах.
Представители греческого правительства неоднократно призывали самого Иринея взять на себя политическую ответственность за происходящий скандал. Негативно отнеслись к действиям Иринея и власти Палестинской автономии. Правительство Иордании направило Иринею письмо, в котором потребовало от него возвратить дипломатический паспорт. Израиль дистанцировался от скандала.
Но в России помнят, что первый патриарх из греков, Герман (1537 — 1579), завязал прямые отношения с царем Иваном Грозным. В середине XIX века на Святой Земле была основана Русская духовная миссия. Позже, в 1882 году, было образовано Православное палестинское общество, переименованное в 1889 году в Императорское православное палестинское общество. Их трудами на Святой Земле было построено множество храмов, школ, больниц...
Сейчас один учёный клирик Русской Православной Церкви обвиняет Иерусалим-
ский Патриархат, например, в связях с большой политикой: «А именно с очередным натиском международного сообщества на Восток, с приближением предвыборной кампании в России и стремлением Запада через унижение Русской Православной Церкви в очередной раз дестабилизировать ситуацию внутри России».
Православный мир, по его мнению, выглядит сейчас весьма разобщённым «на уровне согласования действий между различными Патриархатами и Церквами». Вспоминаются горькие слова древнего палестинского старца: «Чада, ереси и расколы возникают только от того, что мы очень не любим друг друга».
…Апостол Павел находился под домашним арестом и пользовался относительной свободой, хотя был прикован цепью к солдату. Эта цепь тянулась от руки солдата к руке узника. Солдаты часто менялись, и подвижник имел все основания сказать: «Узы мои о Христе сделались известными целой претории и всем прочим». Согбенный чернец Ириней пишет: «Мученичество нашей совести - знак откровения всем и каждому…»

HTML-код для вставки на сайт или в блог:

Жгучий коктейль из земельных, финансовых интересов и национализма стал причиной серьезного кризиса в Иерусалимском Патриархате, хранителе наиболее значимых православных святынь на Святой Земле.

В эксклюзивном интервью газете «Афинские новости» Патриарх Иерусалимский Феофил III заявил, что за решением аннулировать его признание, принятым правительством Иордании 12 мая этого года (правда, еще не утвержденным королем Абдаллой), стоят частные финансовые интересы. Этот шаг был сделан незадолго до того, как 21 мая этого года Верховный суд Израиля готовился рассмотреть петицию Патриарха о признании его государством Израиль.

Патриарх Феофил III утверждает, что назвавшие себя «представителями 70-и арабских православных общин», требующие отменить его признание Иорданией, в действительности представляют собой небольшую группу деятелей, большей частью из Назарета, преследующих свои собственные интересы. От одного из епископов газете «Афинские новости» известно, что эти же люди в течение многих лет требуют от Иерусалимского Патриархата предоставления им прав на часть церковных землевладений.

По заявлению ежедневной газеты «То Вима» от 15 мая этого года, племянник короля Абдаллы принц Гази ибн Мухаммад оказывал давление на Патриарха Феофила III в надежде получить права на значительный участок земли на берегу реки Иордан, где паломники совершают омовение, для его коммерческой эксплуатации. Подтверждая это, церковные источники сообщили «Афинским новостям», что принц также стремился добиться возведения в епископский сан архимандрита Христофора, араба по национальности.

Патриарх Феофил III отказался обсуждать поведение принца, но твердо заявил, что будет противиться любым попыткам со стороны министерств иностранных дел как Иордании, так и Греции давлением добиться поставления во епископы тех или иных лиц в надежде тем самым разрешить кризисную ситуацию.

Правительство Иордании и отступники обвиняют Патриарха в том, что он не сдержал обещаний, которые были им даны перед патриаршими выборами 2005 года, последовавшими после лишения сана патриарха Иринея, его предшественника, обвиненного в незаконной продаже части земель Восточного Иерусалима, являющихся греческой собственностью, Израильскому государству. Тогда шла речь о поставлении еще одного епископа из арабов, введении второго арабского клирика в Священный Синод и восстановлении особого Совета из клириков и мирян, дающего арабской пастве значительные права в управлении церковной собственностью (инициатива, которой особенно противится Израиль).

Патриарх напомнил, что им был рукоположен во епископы Феодосий (Аттала Анна), известный националист, теперь поддерживающий отмену признания Иорданией Патриарха Феофила III; второй же арабский епископ, ныне преставившийся, пока не замещен. Патриарх также заявил, что в его планы входит назначение второго арабского представителя в Священный Синод, но не под внешним давлением.

Патриарх заявил, что притязания на коммерческую эксплуатацию земель Иерусалимского Патриархата на берегу Иордана «имеет самую прямую и тесную связь» с попыткой правительства аннулировать его признание. «Вопрос не в том, что эти земли представляют некую материальную ценность. Собственность Патриархата неразрывно связана со святынями, и поэтому мы никогда не использовали и не будем использовать ее в коммерческих целях».

Говоря о попытках добиться заключения земельной сделки под угрозой аннулирования его признания, Патриарх отметил, что в свое время такое же давление на него пытался оказывать Израиль; теперь же эту израильскую модель отношений пытается применить Иордания.

«Патриархат подвергался давлению со стороны Израиля в связи с признанием меня патриархом. Мы всегда ясно давали понять израильским властям, что не поступимся интересами Патриархата, – сказал предстоятель Иерусалимской Церкви. – Патриархат должен почитаться как священный институт – духовный и религиозный. Нельзя обращаться с ним как с агентством недвижимости. Я подчеркиваю еще раз: я не бизнесмен, и если кого-то это не устраивает – это их проблема».

«К несчастью, теперь, когда власти Израиля стали уважительно относиться к Патриархату, возникли осложнения в отношениях с арабской стороной, на поддержку которой мы всегда опирались», – сказал Патриарх.

Патриарх Феофил III «не сомневается» в том, что Верховный суд Израиля примет наконец решение о его признании, при этом он не стал подробно объяснять причины своей убежденности в этом, будучи уверенным, что необходимое взаимопонимание между Православной Церковью и государством Израиль будет достигнуто.

Патриарх считает, что он пользуется полной поддержкой арабской паствы, которой Церковь оказывает весьма ощутимую социальную поддержку. «Паства чувствует нашу любовь. У меня нет проблем в отношениях с ней, потому что верующие знают меня лучше, чем я сам. Патриархат проявляет заботу об этих людях. С тех пор как я был избран патриархом, я много своих сил отдал и Иордании. Мы посетили множество общин, некоторые из которых не видели патриарха по 30 или даже 50 лет. В иорданском городе Зарка мы построили школу. Были восстановлены игуменские здания, а до этого здешний игумен был вынужден проживать в гостинице. Восстановлены и другие строения. На все это были потрачены значительные средства, хотя Патриархат и испытывал серьезные финансовые трудности из-за того, что Израиль тянул с утверждением меня как патриарха . В Фесе (Иордания) мы построили игуменский корпус и реорганизовали общину», – рассказал он.

По утверждению Феофила III, критикующие его православные из арабов – это защищающее свои интересы меньшинство, движимое поиском своей финансовой выгоды. «Это люди из Назарета, которые в свое время выступали против Иринея, а сейчас вдруг встали на его защиту. Они хотят отмены решения суда по вопросу церковной собственности, вынесенного в пользу Патриархата: речь идет о 100 акрах земли в Каср эль-Мутране в Назарете, на которые местная община хочет получить права».

Патриарх Феофил напомнил, что в тот день, когда иорданское правительство приняло решение аннулировать его признание патриархом, более 200 православных арабов собрались в Фесе и выступили с требованием отмены данного решения. «Слухи о том, что арабские общины могут продемонстрировать согласие с этим решением и отказать мне в приеме, просто ложь и злословие», – заявил он. Он напомнил о своих недавних визитах в арабские православные общины – Кану, Акру, Сачнин, Наблус и Рафидию, где ему был оказан «радушный прием».

Патриарх обратился ко всем правительствам с призывом уважать независимость Иерусалимского Патриархата. «Мы заявили генеральному секретарю греческого МИДа, встреча с которым состоялась за день до принятия Иорданией своего решения, что вне зависимости от обстоятельств мы не поддадимся никакому давлению, с какой бы стороны оно ни исходило. В любом случае никто не может диктовать нам, кого поставлять в тот или иной сан, определять на то или иное место. К сожалению, по этому вопросу мы имеем разные мнения», – добавил Патриарх, имея в виду послание Министерства иностранных дел Греции, в котором говорится о необходимости принятия Патриархом некоторых мер.

«Мы категорически отвергаем внешний инструктаж администрации Патриархата. Никто не может нам навязывать определенных лиц для рукоположения в епископы. Это должно быть понятно всем и каждому», – заявил он, подразумевая священника, которого принц Иордании хотел бы видеть епископом.

«До сих пор не прекращаются попытки вторгнутся во внутренние дела Патриархата, что совершенно неприемлемо. Это проявление неуважения к священному институту Патриархата и его независимости. Это вопиющее нарушение свободы Церкви. Частные лица, защищающие личные и иные интересы, не могут диктовать Патриархату, что делать», – подчеркнул он.

Отвечая на вопрос о рукоположении второго арабского епископа, патриарх Феофил сказал: «Мы исходим не из национальных или этнических критериев. Что значит арабский или неарабский? Мы уже рукоположили епископа из арабов. В то время среди епископов был и еще один, араб по национальности, но он позже преставился. Конечно же, мы изберем и еще одного архимандрита из арабов в Священный Синод. Но протежирование кого-либо для нас неприемлемо. Мы не можем подчинять церковные структуры служению чьим-то целям».

«В свое время подобные заслуживающие порицания действия предпринимало израильское правительство, и вот теперь точно так же действуют другие… Разве они не признают наше служение? Разве они не видят, что мы подвергались давлению со стороны Израиля и до сих пор не поддались? Выдвигаются бесстыдные и безосновательные претензии… Это спланированная кампания, не лично против меня, но против Патриархата», – заявил Патриарх.

Патриарх Феофил III отметил, что у него прекрасные отношения с королем Абдаллой, «который уважает Патриархат», и сказал, что приглашен посетить Международный экономический форум в Иордании. Патриарх указал и на то, что к вопросу независимости Иерусалимской Церкви проявили интерес и американские дипломаты.

«Мы абсолютно и полностью доверяем королю, имеющему первое и последнее слово в решении любых дел, и всегда заявляли, что Иордания была примером уважения независимости Церкви для всех общин. Эти действия исходят от других кругов», – такими словами завершил свое интервью Патриарх Иерусалимский Феофил III.

По израильским законам, патриарх не имеет доступа к банковским счетам Иерусалимской Церкви, пока не будет признан государством.

Джордж Гилсон

«Athens new», May 18, 2007
Перевел с англ. Василий Томачинский

предостережение патриарху Кириллу о крайней нежелательности визита последнего на Святую землю

ибо Путин откроет хасидский музей в День народного единства: http://rublev-museum.livejournal.com/329355.html

интересно, открыли или нет?!

Оригинал взят у expertmus в Что ищет патриарх Кирилл в земле обетованной?

Патриарх Русской Православной Церкви Кирилл (Гундяев) прибудет в пятницу, 9 ноября 2012 г., с «мирным» визитом в Израиль и Палестинскую автономию. Это первый официальный визит патриарха на Святую землю после его избрания в 2009 г. В министерстве иностранных дел Израиля этот визит называют самым важным с религиозной точки зрения после визита Папы Римского Бенедикта XVI.

В рамках визита патриарх Кирилл посетит святые места в Израиле, Палестинской автономии и в Иордании, встретится с президентом Израиля Шимоном Пересом, который к тому моменту вернется из Москвы, и с председателем ПНА Махмудом Аббасом.

Визит, который продлится до 14 ноября, был согласован с Иерусалимским Патриархатом, переживающим далеко не лучшие времена. Однако до последнего дня визит патриарха Кирилла держался в тайне то ли из суеверия, то ли по закоренелой привычке времен СССР, и о нем стало известно лишь накануне, в то время как зарубежные СМИ уже вовсю обсуждали все перипетии посещения Израиля главой РПЦ. Как сообщил 7 ноября ИТАР-ТАСС заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов, «этот визит в ряду посещения поместных православных Церквей отличается особенным характером паломничества, прикосновения к истокам христианской веры», тем более что новый патриарх Московский и всея Руси посещает Церковь, которую «все православные христиане называют матерью всех Церквей». По его словам, «патриарх Кирилл вместе с Патриархом Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофилом III совершит ночную литургию у Гроба Господня, будет читать Святое Евангелие в местах, где происходили описанные в этой священной книге события, вместе с паломниками из разных стран Руси пройдет Крестным путем Спасителя». Предстоятель РПЦ МП посетит, кроме того, храмы и монастыри Русской духовной миссии в Иерусалиме, основанной на Святой Земле более полутора веков назад. В русском Горненском монастыре он возглавит Великое освящение храма, заложенного еще до революции, но завершенного лишь в последние годы. В Израиле патриарх Кирилл посетит также «Яд ва-Шем» - мемориал, увековечивающий память о евреях - жертвах нацизма

Напомним, что избранный в 2009 г. патриарх Кирилл уже совершил в соответствии с русским диптихом поместных Церквей 3 визита - в Турцию (Константинопольский Патриархат, 2009), Египет (Александрийская Церковь, 10 - 12 апреля 2010) и Сирию и Ливан (Антиохийский Патриархат , 12-15 ноября 2011). По итогам патриаршего визита в начале июля 2009 г. в Турцию ближайший помощник патриарха Кирилла митрополит Иларион (Алфеев) , которого прочат в его преемники, подчеркнул на пресс-конференции, что новоизбранный предстоятель РПЦ начал с «первого по чести» Константинопольского патриарха, согласно порядку диптиха . По вековой традиции, новопоставленный патриарх наносит визиты предстоятелям всех поместных православных Церквей в порядке диптиха - списка Церквей «по старшинству», причем в разных Церквах диптихи не совпадают. Только первые пять мест (Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим, Москва) споров не вызывают. В русском диптихе на шестом месте Грузинская Церковь, на седьмом - Сербская, далее - Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чешская и Словацкая, Американская Церкви.

В январе 2010 г. глава ОВЦС в эфире радиостанции "Эхо Москвы" анонсировал визит патриарха Кирилла в Грузию, подтвердив приверженность принципу диптиха, о чем сообщило ИТАР-ТАСС: «Патриарх Московский поедет в Грузию после того, как посетит патриарха Иерусалимского . Дата пока неизвестна, но Патриарх будет объезжать поместные Церкви в соответствии с диптихом, то есть с официальным порядком Церквей . Грузинская Церковь в нашем диптихе - на шестом месте». 2 марта 2011 г. по официальному сообщению пресс-службы Московской Патриархии патриарх Кирилл на встрече с послом Израиля в России Дорит Голендер заявил, что «согласно традиции , после избрания на Патриарший престол он посещает Поместные Православные Церкви в соответствии с порядком, закрепленным в диптихах Предстоятелей. Так, после визита в Антиохийский Патриархат предполагается посещение Иерусалимской Церкви ». Следовательно, еще весной 2011 г. Московский Патриархат вел переговоры с официальными лицами Израиля о подготовке официального визита патриарха Кирилла, но внезапно обстоятельства поменялись.

Поздним вечером 24 апреля 2012 г. митрополит Иларион (Алфеев) выступил на правах главы ОВЦС РПЦ с сенсационным комментарием для СМИ, что порядок т.н. «мирных визитов» патриарха Кирилла в прочие поместные Церкви изменен . Вместо Израиля, куда он должен был ехать после посещения Сирии и Ливана, патриарх Кирилл решил посетить в апреле 2012 г. Болгарию, в июне - Кипр, в августе - Польшу, и только в ноябре - Иерусалим. Объясняя нарушение порядка диптиха, глава ОВЦС РПЦ заявил, что «диптих не есть некий принцип , которым нужно руководствоваться во что бы то ни стало», поэтому отныне патриарх Кирилл «принял решение осуществлять поездки по мере того, как поступают приглашения от ряда Поместных Церквей, которые были направлены еще несколько лет назад ». Заметим, что раз патриарх Кирилл был избран только в 2009 г., то эти приглашения не могли поступить ранее этого срока, т.е. три года назад :-)

Как ни странно, ни патриархийные, ни околоцерковные СМИ никак не прокомментировали такое нарушение патриархом Кириллом традиции «мирных визитов», но нетрудно догадаться, чем оно вызвано. Дело в том, что в апреле 2012 г. стало известно об официальном визите в Израиль вновь избранного президента России Владимира Путина, который должен был пригласить, согласно достигнутой договоренности, в Москву президента Израиля Шимона Переса с ответным визитом в ноябре 2012 г. Как ни отрицает везде и всюду РПЦ свою тесную «смычку» с органами государственной власти в России, но по «странному совпадению» те или иные международные проекты Московской патриархии полностью совпадают по графику с протокольными мероприятиями российских госструктур. Проводит Путин какой-нибудь саммит глав государств, тут как тут и патриарх Кирилл со своим «саммитом» религиозных лидеров:-)

Во время встречи Путина и Переса в Иерусалиме в июне этого года, российская сторона сделала официальное приглашение президенту Израиля посетить с ответным визитом Москву 4 ноября 2012 г. , в День народного единства, когда президенты России и Израиля должны были открыть крупнейший в мире Еврейский музей и Центр толерантности. Но более месяца назад было сообщено , что открытие этого музея, который станет «самым высокотехнологичным на всем постсоветском пространстве», с участием Путина и Переса было перенесено на 8 ноября. Правда, пресс-служба Кремля лишь в четверг, 1 ноября, подтвердила, что встреча президента России Владимира Путина и президента Израиля Шимона Переса состоится в Кремле 8 ноября. Причем, по сведениям журналистов "Гаарец" , Путин, отменивший почти все официальные мероприятия, назначенные на последние недели, отказался отменять встречу с Пересом, правда, проведет он ее «сидя, из-за проблем со здоровьем ». По этой же причине российский президент не примет участия в церемонии открытия Еврейского музея. Таким образом Путин решил сделать «симметричный ответ» на июньский приём в Иерусалиме, где глава правительства Израиля Биньямин Нетаниягу принимал его «сидя, из-за сломанной ноги»:-)

Сроки визита патриарха Кирилла на Святую Землю, в том числе и в Иерусалим, обсуждались 20.09.2012 г. в ходе встречи главы ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева) и главы Управления Московского Патриархата по зарубежным учреждениям архиепископа Марка (Головкова) с мэром Иерусалима Ниром Баркатом. После этой встречи патриаршая пресс-служба сообщила, что патриарх Кирилл посетит Иерусалим в ноябре 2012 г. … по приглашению мэра Иерусалима Барката . Об этом РИА Новости сообщили в пресс-службе Российского еврейского конгресса, президент которого Юрий Каннер также принял участие во встрече.

Нужно заметить, что ни одно из информ-агентств не упомянуло о том, что как раз накануне визита патриарха Кирилла в Иерусалим странным образом пришлось обострение ситуации вокруг Храма Гроба Господня в Иерусалиме ! Эта главная святыня христианского мира, где по преданию был распят и погребен Иисус Христос, оказалась в списке самых тяжелых должников иерусалимской водной компании «ха-Гихон», задолжав за воду 9 млн. шекелей (примерно 2,4 млн долларов). По сообщению Zman.com со ссылкой на газету Jerusalem Post, за неуплату долгов водная компания через службу судебных исполнителей наложила арест на банковский счет Иерусалимского Патриархата, владеющего в Святой Земле обширной и необыкновенно дорогой собственностью. Компания «ха-Гихон» заявила, что Управление водных ресурсов запрещает водным корпорациям освобождать кого бы то ни было от платежей за воду, и «ха-Гихон» уже несколько лет ведет с Иерусалимским Патриархатом переговоры о погашении долгов. В пресс-релизе «ха-Гихон» подчеркивается, что компания по закону имеет право вообще отключить воду христианскому храму, но до сих пор воздерживалась от такого шага, «учитывая деликатность ситуации» . Вместе с тем, компания не решилась обращаться в суд с требованием перекрыть воду должнику (как это делается с обычными потребителями), так как это привело бы к закрытию храма .

3.11.2012 г. представитель Иерусалимской Патриархии архиепископ Исхисиус сообщил корр. ИТАР-ТАСС , что Храм Гроба Господня в Иерусалиме может быть закрыт из-за долгов. По его словам, «патриарх отправил письма лидерам России, США, Израиля, Кипра и Греции. Пусть весь мир узнает, что происходит с самым святым местом на земле, куда приезжают паломники и туристы, тратя миллионы, которые идут Израилю». «Представители израильской компании игнорируют нас, и мы закроем храм - мы же не можем существовать без денег», - сказал он. Другой представитель Иерусалимского Патриархата архиепископ севастийский Феодосий сообщил, что «мы планируем, если этот кризис продолжится, принять различные действия, вплоть до закрытия церкви ».

Между тем, в российских СМИ, в т.ч. православных, была развязана самая настоящая истерия с вбросом дезинформации, что Храм Гроба Господня планируют закрыть … израильские власти, а не сам Иерусалимский Патриархат: http://www.pravoslavie.ru/news/57185.htm В ответ на этот демарш в компании «ха-Гихон» обвинили именно Иерусалимский Патриархат в намеренном раздувании скандала .


Надо сказать, что другой Иерусалимский патриарх Ириней высказал официальное предостережение патриарху Кириллу о крайней нежелательности визита последнего на Святую землю. Как подчеркнуто в его заявлении, «епископ Феофил, выдающий себя за Первосвятителя Иерусалимского - не Патриарх, а заговорщик и самозванец. Поэтому встреча патриарха Кирилла с еп. Феофилом в качестве "Патриарха" внесет смуту и смущение в среду верующих, вверенного Богом Блаженнейшему Иринею, Патриархата».

К этому официальному обращению патриарха Иринея присоединились и православные арабы, которые с любовью и почтением относятся к законному Патриарху, а «самозванца и революционера еп. Феофила» не признают.

Напомним, что в марте 2005 г. разразился скандал, в ходе которого ряд израильских и греческих СМИ обвинили Иерусалимского патриарха Иринея в незаконной сделке с церковной недвижимостью. Журналисты утверждали, что некие махинаторы, с ведома патриарха, продали ряду еврейских бизнесменов («Атерет коаним») церковную землю у Яффских ворот Иерусалима. Несмотря на отсутствие каких-либо доказательств незаконных действий в отношении указанной недвижимости был созван в экстренном порядке Всеправославный Собор, в котором принял участие нынешний патриарх Кирилл, будучи тогда главой ОВЦС, и вопреки всем церковным канонам меньшинством голосов было принято решение о низложении 140-го патриарха Иерусалимского Иринея. С того момента и вплоть до сего дня Патриарх фактически находится в заточении в собственном доме.

6 мая 2005 г. Синод ИПЦ двумя третями голосов объявил о недоверии патриарху Иринею. Патриарх категорически отрицал, что являлся инициатором сделки, заявляя, что за нею стоит финансовый менеджер патриархии Николас Пападимас, который в то время уже ударился в бега. Патриарх отказался подчиниться Синоду, сославшись на церковные каноны, которые недвусмысленно определяют пожизненный статус предстоятеля Церкви. Вскоре после скандального низложения патриарха Иринея Палестинская национальная администрация опубликовала в газете «Аль-Кудс» доклад, в котором утверждается, что Ириней «не принимал участия в сделке ни на одной из её стадий и не получал каких-либо денег», а сама сделка является незаконной, потому что не была закреплена решением Синода. Летом 2011 г. израильская газета «Макор Ришон» опубликовала сенсационное журналистское расследование, в котором утверждалось, что нынешний глава ИПЦ Феофил III предлагал многомиллионную взятку чиновнику правительства Израиля за официальное признание его Патриархом. Помимо этого, Сделка была. По крайней мере, в районном суде Восточного Иерусалима выяснилось в ходе расследованияаферы Бенно Зусмана (МИД Израиля), что одна из этих сделок по продаже 1500 кв. м лучшей земли в Иерусалиме была подписана Патриархом Феофилом III и его финансовым представителем в марте 2011 г.! Стоимость сделки, секретные переговоры по которой продолжались несколько месяцев, оценивается в 12,5 млн. фунтов.

В мае 2012 г. года израильская газета «Маарив» сообщила, что, хотя Иерусалимский Патриархат прекратил продавать свою земельную собственность, он продолжает сдавать ее в аренду. Соглашения между Патриархатом и арендаторами дают последним полное право сдавать землю в аренду и продавать с 2051 г., когда закончится срок аренды. Как сообщают источники в СМИ, многие основные правительственные здания, такие, как Кнессет, резиденция израильского президента и его офис, Главный Раввинат и сотни построек для израильских поселенцев построены на землях, арендованных у Патриархата. Сюда же относятся общественные парки в центре Иерусалима.

Накануне визита патриарха Кирилла в Израиль разразился еще один скандал вокруг изъятие части земли у Горненского женского монастыря, который глава РПЦ также запланировал посетить. Иерусалимская мэрия одобрила конфискацию участка под строительство трамвайной линии, которая должна соединить жилые кварталы Иерусалима с крупнейшим медицинским центром Израиля - больницей Адасса, сообщает сайт Русской духовной миссии в Иерусалиме . Закон в Израиле позволяет изымать до 40% частной территории для государственных нужд. Отчуждению подлежат 10 тыс.кв. метров монастырской земли.

Несколько лет назад по монастырским землям уже проложили трассу в сторону больницы. Компенсации за это выплачены не были, а дорога фактически разрезала территорию монастыря пополам. По плану израильского министерства транспорта трамвайные пути пройдут в 10 м от храма Всех святых в земле Российской просиявших и келий монахинь. Начальник Русской духовной миссии архимандрит Исидор уверен, что для строительства новой трассы к больнице есть и другие пути, например, через поселок Ор, которому, в отличии от насельниц монастыря, общественный транспорт нужен. Однако, власти Израиля, по словам архимандрита, обсуждать это не хотят, заявив, что решение уже принято и другие варианты не рассматриваются.

Для справки : В 1871 г. глава Русской духовной миссии, ученый-византист, архимандрит Антонин (Капустин) выкупил плантацию оливковых деревьев в селении Эйн-Карем близ Иерусалима. Участок был куплен за 55 тысяч франков, причем для сбора этой суммы в России был создан специальный комитет. На купленном участке была организована женская община, которая через три года получила свой устав и была утверждена в качестве женского монастыря.

В 1911 г. началось строительство собора, который предполагалось освятить в честь Святой Троицы. Оно прекратилось в связи с началом Первой Мировой войны. Строительство было возобновлено в 2003 г. и завершено в 2007 г. к 160-летию обители. 28 октября 2007 г. храм был освящён малым чином в честь Всех святых в земле Российской просиявших.

Как сообщалось, патриарх Кирилл должен совершить Великое освящение этого храма, но в нынешних неразрешимых обстоятельствах всё это выглядит великим провалом «миссии» …

Храм Гроба Господня пригрозил закрыть Иерусалимский Патриархат, а вовсе не Израиль:http ://rublev -museum .livejournal .com /368833.html

Скандал в Софии в ходе визита патриарха Кирилла: http://echo.msk.ru/blog/expertmus/883523-echo/

У патриарха Кирилла появились проблемы не только дома, но и на международной арене: http ://www .echo .msk .ru /blog /expertmus /882198-echo /

Путин откроет хасидский музей в День народного единства: http://rublev-museum.livejournal.com/329355.html

Блог экспертов Музея имени Андрея Рублева, 2012

141-й Патриарх Иерусалимский с 22 августа 2005, предстоятель Иерусалимской Православной Церкви

Биография

С 1964 года - в Иерусалиме, в Святогробском братстве. Учился в патриаршей школе в Иерусалиме. 28 июня 1970 пострижен в монахи патриархом Иерусалимским Венедиктом I.

В 1975-1978 учился на богословском факультете Афинского университета, возведён в сан архимандрита. В 1981-1986 учился в Даремском университете (Англия). В 1986-1988 ведал внешними связями Иерусалимского Патриархата. Затем архимандрит Феофил представлял патриарха при ряде организаций, в частности, при Московской патриархии (2001-2003), но в Москве, по свидетельству прихожан Иерусалимского подворья в Москве, бывал нечасто. Был старшим хранителем Гроба Господня.

В епископы рукоположён всего за полгода до избрания в патриархи, 14 февраля 2005. Назначен архиепископом Фаворским. В мае того же года его предшественник Патриарх Ириней I , замешанный в ряде скандальных сделок с недвижимостью, был отрешён от должности сперва Синодом, а потом Всеправославным собором в Фанаре.

22 августа 2005 года был единогласно избран Священным Синодом и интронизован 22 ноября того же года. В течение 2-х лет не мог получить официального признания от правительства Израиля.

Израильская полиция в настоящий момент расследует дело по обвинению Патриарха Иерусалимского и всея Палестины Феофила III в покупке признания своего титула за 13 млн долларов с помощью бывшего министра по делам пенсионеров Израиля Рафи Эйтана.

Взгляды и оценка

Некоторыми представителями Московского Патриархата, в частности диаконом Андреем Кураевым , совершившими паломничество в Иерусалим в начале апреля 2008 года по линии Фонда св. апостола Андрея Первозванного, высказывания Патриарха Феофила о исторических притязаниях России на Палестину и негативной роли архимандрита Порфирия Успенского (основателя Русской духовной миссии в Святой земле) были расценены как «русофобские».

Архиепископ Марк (Арндт) в июле 2008 года дал высказал следующую оценку: «Все прежние Иерусалимские Патриархи интересовались Россией, даже в какой-то мере говорили по-русски, любили русский народ и его благочестие, были благодарны за огромный вклад Русской Церкви в укрепление православия на Ближнем Востоке, ценили присутствие русских монашествующих в Святой Земле… Нынешняя политика для меня непонятна. Она резко отличается от политики всех предшественников нынешнего Патриарха Иеруcалимcкого.»

Измена жены