Как правильно преодолевать водные препятствия. Преодоление водных преград Какие черты надо преодолеть реку

Наличие переправы через водные объекты – основой критерий сложности маршрута для пешего туриста. Кроме того, на маршрутах подобного типа самый высокий процент смертности даже среди опытных туристов. Что уже говорить о неискушенных в этих вопросах людях, которые любят проводить время на природе и путешествовать пешком?.. Для них такое препятствие на пути может стать причиной испорченного отдыха, а при незнании правил переправы через реку – и более печальных последствий…

Известно множество способов переправы через реки, однако некоторые методы, описанные в литературе, как, например, переправа с петлей на шее или бегом вниз по реке, совершенно недопустимы для применения на практике.

Самым распространенным и простым способом переправы через водные препятствия была и остается переправа реки вброд. Первый шаг при такой переправе – найти брод. Брод – это неглубокое место в течении реки, которое можно перейти или проехать на автомобиле. На небольшую глубину равнинной реки указывают отмели, рябь на поверхности воды, расширение реки на прямом ее участке, выступающие камни, островки, а также тропы, что спускаются к реке. Когда найдено подходящее место для брода – с помощью шеста нужно исследовать дно на предмет омутов, глубоких ям, коряг, тины, поскольку их наличие может стать серьезным препятствием при переправе. Исследовать дно нужно шестом длиной не менее 2 м. Передвигаться нужно под углом к течению, опираясь на шест. Шест следует при каждом шаге переставлять впереди себя вверх по течению – напором воды его станет прижимать ко дну. Если же шест окажется вниз по течению – его может снести.

Найти брод в горной реке намного сложнее, поскольку температура воды, крутизна берегов, сила течения и характер дна в таких реках достаточно опасен. При нахождении брода в горной реке следует выбрать самое узкое и неглубокое место в русле реки, с наиболее пологими берегами, при возможности — с максимально низким течением и с отсутствием характерных опасностей (о них мы расскажем дальше в статье). Переходить горную реку следует при глубине не более 1 м и максимальной скорости течения не более 1 мс. Если скорость течения выше указанной – даже глубина в полметра является опасной для переправы. Также не рекомендуется переходить реку вброд при неблагоприятных метеорологических условиях – дождь, снег, град. Это утруднит передвижение и способствует очень быстрому поднятию уровня воды в реке (особенно в горной). Наименьший уровень воды в горных реках наблюдается ранним утром, самый высокий – вечером. Порой уровень воды утром уменьшается настолько, что дно становится видимым.

Горную реку шириной более 50 метров можно переплыть даже при большой скорости течения. Однако стоит избегать такой переправы. Если же вы решились перебраться на другой берег таким экстремальным способом или падение в воду было случайным – нужно знать характерные опасности горной реки, которые стоит учитывать при оценке своих действий в экстренной ситуации. К таким опасностям относятся:

  • завал – дерево или камни, перегородившие дно реки;
  • прижим – особенно прижим с подводным гротом;
  • крутой слив – самым опасным примером может послужить водопад;
  • гряда камней типа «порог»;
  • большие подводные камни, расположенные грядой;
  • воронки;
  • высокая скорость и турбулентность течения, которая может унести человека вниз по течению или помешать после преодоления реки подняться на ноги;
  • низкая температура воды.

Также горную реку можно преодолеть с помощью наземной переправы в виде поваленного дерева. Вы можете отыскать поваленное естественным путем дерево, или же повалить дерево, растущее в непосредственной близости от берега. Желательно выбирать место, где русло достаточно узкое и берега немного выше течения – чтобы вода не затапливала бревно. Бревно можно заменить жердями, досками, другими подручными материалами. К наземной переправе относится и переправа по камням, выступающим из воды. При таком способе переправы следует быть очень осторожным: выбирать сухие, нескользкие и устойчивые камни, заранее продумывать траекторию своего движения.

Переправляться через реку вброд следует только обутым и одетым, но без рюкзака и прочих громоздких вещей. Переправить их на противоположный берег можно следующим образом: найти брод, произвести разведку дна, привязать на берегу веревку, перейти с ее свободным концом на противоположный берег и закрепить ее там. Потом следует вернуться, с помощью карабина или свободного узла привязаться к веревке с целью страховки, и уже с вещами переправиться обратно. Если переправляется группа людей – передвигаться вдоль веревки нужно колонной или попарно, друг за другом, приставным шагом. Во главе колонны должен идти самый сильный и опытный участник группы.

Если препятствие — неширокая река или ручей — то его можно преодолеть, перепрыгнув через него, опираясь на прочный шест. Рюкзак и прочие вещи предварительно следует перебросить на противоположный берег.

Переправляться по замерзшей реке следует после предварительной разведки прочности льда с помощью шеста. Если переправляется группа людей – нужно при переправе иметь при себе шест длинной 2-2,5 м и держать дистанцию не менее 5 м друг от друга.


Наиболее частый вид переправы через небольшие реки и другие водные препятствия — прохождение реки вброд. Основным условием форсирования реки является выбор места брода. Внешние признаки брода: расширение реки на прямом ее участке, рябь на поверхности воды, плесы, отмели, перекаты, островки, тропы и дороги, спускающиеся к реке.

Исключение составляют равнинные реки. Здесь при выборе брода необходимо установить отсутствие омутов, глубоких ям, ила, тины, коряг, затопление деревьев и других предметов, которые при осуществлении переправы могут вызвать серьезные осложнения.

Значительно труднее по внешним признакам определить место брода на горной реке. В этом случае следует приступить к обследованию общего характера реки. Определить ширину русла, возможную глубину, состояние дна и скорость течения. Затем выбрать место подхода и условное место выхода на противоположный берег. Для обеспечения безопасности наметить места постов перехвата, определить наличие местных переправочных средств, количество специального снаряжения (основные и вспомогательные веревки, карабины и обвязки) для наведения переправы и организации страховки, численный состав группы, ее физическое и психологическое состояние, техническую подготовку. Только после этого определяют тактику преодоления водного препятствия.

Переправа вброд через горные реки со скоростью течения более 3-4 м/сек с каменистым дном возможн а: человеку — при глубине по колено, верховым лошадям — при глубине по брюхо, для телеги в упряжи — не выше оси хода.

Способы переправы реки и водных препятствий вброд.

Непроходимые участки реки характеризуются недоступностью подхода к водной преграде: отвесные или крутые склоны, камнепады, каньоны, множество глубоких проток, сильно заболоченные, вязкие, илистые берега и дно реки, ямы и водовороты. Река имеет большую ширину, глубину и сильное течение. Признаки труднопроходимых водных участков — широкая пойма реки, сильное течение, низкие заболоченные или крутые берега. Неблагоприятные метеорологические условия (дождь, снег) влияют на прохождение водных преград. Проходимые реки имеют небольшую глубину и среднее течение, преодолеваются вброд в одиночку, парами и небольшими группами.

Способы переправы вброд через небольшие реки и другие водные преграды.

После выбора места брода и определения скорости течения приступают к проведению разведки. Она осуществляется одним из участников группы с обязательной страховкой, в качестве которой может быть прочный шест (палка) длиной 2-2,5 метра. Переправляющийся начинает двигаться несколько под углом к течению, опираясь на шест. При очередном передвижении его переставляют сверху по течению (напором воды он будет прижиматься ко дну). Ставить шест вниз по течению и опираться на него — грубая ошибка. В таком положении он не является страхующим средством, его легко может сбросить течением, после чего последует неминуемая потеря равновесия и может произойти падение в воду.

При осуществлении разведки и последующих переходах ниже по течению в 20-30 метрах следует выставлять пост перехвата (на случай сноса течением переходящего). На 100 метров от места переправы вниз по течению русло реки должно быть свободным от выступающих камней, поваленных деревьев и других предметов, которые могут причинить травму упавшему в воду. Первым реку переходит наиболее опытный и физически сильный участник. После того, как он вышел на берег, переходят поочередно все остальные участники. В целях безопасности переход реки вброд рекомендуется осуществлять в одном месте и по одному пути. Самовольный выбор места брода недопустим.

При переходе вброд реки, равнинной или горной, первый переправляющийся должен пройти без , в обуви. Переходящий должен уметь хорошо плавать. Турист, который перешел реку первым, должен быть готовым к оказанию помощи своим товарищам. Если кто-то из участников не очень уверен в преодолении водной преграды, его необходимо подстраховать, выделив ему в помощь более опытного участника. На сложном участке реки помимо шеста переправляющийся пользуется страховочной веревкой. Страховка первого осуществляется основной и вспомогательной веревками, которые со стороны груди пристегиваются карабином к грудной обвязке. При движении страховочные веревки находятся под некоторым углом относительно одна другой — основная сверху по течению, вспомогательная — ниже.

Каждую веревку удерживают два туриста и, по мере надобности, выдают. При срыве направляющего основная веревка не выбирается, а лишь удерживается или слегка выдается. Подтягивание упавшего к берегу осуществляется вспомогательной веревкой. После переправы первого туриста основная веревка закрепляется за надежный предмет и натягивается страхующим на уровне груди переправляющихся. Тем самым веревка служит в качестве перил, при помощи которых осуществляется безопасность дальнейшей переправы. Движение производится приставными шагами, при поддерживании руками за натянутые перила, лицом навстречу течению.

При сильном течении на переправе, прежде чем начать движение, турист прикрепляется к перилам (основной веревке) карабином или страховочной петлей, находящейся на его грудной обвязке (со стороны груди). Последний участник отвязывает веревку и прикрепляется к ней. Вспомогательная и основная веревки закрепляются карабином со стороны груди. Опираясь на шест, турист переправляется через реку.

Переправа вброд через сложные реки парами и шеренгой.

Этот способ заключается в следующем; два или три-пять человек, крепко обнявшись за плечи, двигаются несколько против течения. Безопасность такой переправы зависит от согласованности движений переправляющихся. В момент, когда один делает шаг, другой его поддерживает. При очередном движении нужно найти удобное место для ноги, чтобы она не скользила. Движение желательно осуществлять приставными шагами. Для улучшения страховки первый, идущий в шеренге, опирается на шест. При переправе кругом переправляющиеся, крепко обнявшись за плечи, образуют круг и передвигаются вращением против часовой стрелки.

Для перехода реки вброд можно пользоваться и другим способом переправы — колонной, который заключается в следующем. Группа выстраивается на берегу вдоль реки, в затылок друг другу. Впереди встает самый сильный участник с шестом в руках. За ним — второй, не уступающий по силе первому. В середину встают менее сильные и малоопытные члены группы. Туристы обеими руками крепко держат друг друга. Колонна, по команде первого, приставными шагами входит в воду, лицом навстречу течению. Основную силу напора воды принимает на себя первый. Он с силой опирается на шест, выставленный вперед вверх по течению.

Второй в колонне удерживает первого за пояс, придавливая его вниз, не давая возможности потоку опрокинуть ведущего, и т. д. Каждый страхует впереди стоящего. Колонна медленно приставными шагами переходит реку. Командует движением колонны ведущий. При этом способе переправы требуется четкое взаимодействие движений всех членов группы.

При переходе реки вброд необходимо соблюдать следующие основные правила безопасности.

— При выборе места переправы необходимо учитывать подход к реке, состояние русла, глубину и силу течения, время суток и климатические условия, наличие необходимого специального снаряжения, а также необходимо проводить разведку с обязательной страховкой.
— Реку переходить в месте, выбранном разведкой. Самим переправляться в других местах запрещается.
— При переправе с организацией веревочных перил двигаться сбоку перил, ниже по течению, приставными шагами.
— Для самостраховки петли со схватывающими узлами не применять — прикрепляться к веревочным перилам только с помощью карабина, через грудную обвязку или петли от нее.
— При движении шеренгой, кругом, колонной захват друг друга за плечи должен быть прочный.
— Для страховки ниже по течению обязательно выставлять посты перехвата.
— Переправу через реку вброд в любой период года обязательно осуществлять в одежде и обуви.

Туристу-пешеходу предстоит проделывать неоднократно в течение похода или . Переправа - одно из наиболее коварных препятствий, требующее кроме знаний определенной сноровки. Горная река - серьезное водное препятствие.

Преодоление водных препятствий - виды переправ

В населенных районах водные препятствия преодолевают по мостам. В остальных случаях переправы приходится наводить самостоятельно. В зависимости от условий переправляются:
  • вброд,
  • по кладкам,
  • по канату (так называемая навесная переправа).

Место для брода


Мелкую речку можно преодолеть вброд. Место для брода выбирают на наиболее широком и мелком участке реки или там, где она разбивается на рукава - здесь, как правило, течение слабее. Признаком брода может быть тропа или дорога, уходящая в воду и появляющаяся на другом берегу. В зависимости от характера реки и скорости течения переправу организуют в одиночку с опорой на шест (шестом упираться выше по течению) или «стенкой». Для этого участники (3-4 человека) становятся в шеренгу, кладут руки друг другу на плечи и переходят через реку, крепко держась за лямки рюкзаков товарищей.

Переход через ручьи и реки

Для переправы через быстротечные ручьи с обрывистыми берегами по канату нужна специальная подготовка и снаряжение. Канат с якорем забрасывают на противоположный берег, так, чтобы якорь надежно зацепился за дерево. Натянув канат, другой конец его завязывают специальным узлом за дерево или камень и начинают переправу.
Ручьи и узкие протоки с быстрым течением и каменистым дном переходят по кладкам, для подстраховки используя перила из натянутой веревки или легкого шеста. Через реки обычно переправляются по бревну. При соответствующей страховке это наиболее быстрый и безопасный способ. Для наведения такой переправы один из туристов, предварительно обвязавшись веревкой, переходит по бревну на противоположный берег реки. Затем веревку натягивают и закрепляют на высоте груди над бревном. Остальные туристы переходят по одному, держась за веревочные перила. Последний из них отвязывает веревку.
Кладка через реку - более надежный способ переправы. Если нет уверенности в безопасности этого способа, следует организовать навесную переправу через водные препятствия, но она гораздо сложнее и требует большого опыта и усилий всей группы.

Чистая, тихо текущая река с прозрачной водой во сне предвещает радость, удовлетворение течением своей жизни.

Шум реки во сне предвещает какой-то скандал, ссору или зло. Иногда такой сон предупреждает об опасности.

Гладкая поверхность реки, отражающая окружающую природу, предвещает грядущие перемены, покой и счастливую, благополучную жизнь.

Если же в вашем сне отражение в воде будет отличаться от того, что должно бы там отражаться, то вас ждут большие разочарования, неудачи и обман близких людей. Неудачи, предрекаемые этим сном, могут неблагоприятно сказаться на вашем будущем.

Кровавую реку видеть во сне - знак большой беды, тяжелой болезни. Упасть в нее во сне - предвестье тяжелой болезни или смерти.

Молочная река во сне предвещает большую радость, прибыль, богатство и удовольствия.

Если вам приснится, что река вышла из берегов и затопила окрестности, то вас ждет большое потрясения и вам понадобится все ваше терпение, чтобы справиться с шоком. Такой сон также может означать большой скандал, который может плохо отразиться на вашем будущем.

Сон, в котором вы увидели, что река уносит вас своим течением, означает, что вам следует контролировать свои чувства и не пытаться сорвать зло на друзьях или близких, так как это может привести к разрыву каких-то отношений. Такой сон также предвещает опасность, болезнь или продолжительный судебный процесс.

Лучше увидеть во сне, что вы смогли выбраться из реки, так как в этом случае сон предсказывает, что вы сможете избежать опасности и благополучно довести начатое дело до конца.

Смотреть на реку с высокого берега во сне означает, что скоро вам предстоит дорога. Чем длиннее будет река, тем длиннее будет и ваша дорога.

Если вам приснится, что река преградила вам путь, то вам нужно приготовиться к преодолению больших трудностей, без чего ваше дело потерпит крах.

Переплыть реку во сне означает исполнение сокровенного желания или достижение большой цели. Такой сон часто предвещает получение большой прибыли.

Если во сне кто-то поможет вам переплыть реку, то вас ждет счастливый случай. Такой сон может предвещать выигрыш или неожиданные деньги.

Переходить реку вброд во сне - знак преодоления препятствий.

Если вам приснится, что в вашем доме течет спокойная река с чистой и прозрачной водой, то вскоре ваш дом посетит богатый гость, который может стать вашим покровителем и помочь вам устроить вашу судьбу.

Если же во сне река будет портить мебель или наносит вред вашим пожиткам, то вам следует опасаться скандалов или ссор в доме, так как это нарушит спокойное течение вашей жизни и повлечет длительный раздор между членами вашей семьи.

Прыгать в реку во сне означает, что вы надеетесь на поправку ваших дел в скором времени. Смотрите толкование: наводнение, тонуть, плыть.

Толкование снов из Семейного сонника

Подпишись на канал Сонник!

Следующий наш урок будет о преодолении водных преград. Это может понадобиться в самый неожиданный момент. Приведу яркий пример из личного опыта.

Поехали мы в лес за ягодой. Недалеко, порядка 5-6 км. от ближайшей деревни. На двух машинах УАЗ-31519 (мой) и УАЗ – 452 (знакомый). В процессе езды по «волчьей дороге» мы переехали ручеек шириной сантиметров 50 и глубиной по щиколотку ребенка. Приехали на место, разбили лагерь, позавтракали, пустились за сбором даров леса. К вечеру вдруг заморосил дождь. Причем и дождем то это назвать было сложно – морось, тяжелый туман. Объявили отбой. Дождь продолжал идти. Утром, возвращаясь назад, мы увидели перед собой…. Да, как вы уже догадались – бурный поток в 4 – 5 метров шириной и около метра глубиной. А дождь все шел. Забегая вперед скажу, что ручей был форсирован обеими машинами в течение нескольких минут без всяких потерь. Но… Мы были подготовлены и имели большой опыт. А какое впечатление сей бурлящий поток произведет на новичка или неопытного джиппера?! Кроме судорожных попыток форсирования мы с большой вероятностью получим утопленный автомобиль. К слову сказать, ни одна наша машина не была оборудована шноркелями и не имела специальной подготовки.

Что ж, картину вы представили. Начинаем форсирование. Первое – это разведка. Желательно иметь для этого высокие сапоги (болотники) или, что вообще идеально – непромокаемый полукомбинезон (так называемая «химзащита»). Почему так серьезно? Да потому, что иногда проходится бродить в вешних, ледяных водах по пояс, чтобы найти некую лазейку для джипа. Если вы возвращаетесь и помните рельеф дна – это одно дело. Когда штурмуете неизвестное место – другое. Берем в руку веревку, которой вас будет страховать ваш товарищ. Если так получилось, что вы один, или у попутчиков нет сил (женщины, дети) – привяжите веревку к автомобилю. Это мера безопасности на случай сильного течения, судорог, ям и т.д. Если течение серьезное – обвяжите себя веревкой. Тщательно прощупываете ногами дно. Камни, галька? Отлично. Осталось лишь выбрать траекторию без валунов, чтобы не повредить подвеску и двигатель. Песок? Хуже, но не так критично – щупаем максимальную твердь. Ил, глина, органический ковер? Это уже много хуже.

Первые два варианта описывать я не буду – понятно и так, без подсказок. Опишу, как действовать в самой сложной обстановке – зыбучем, неустойчивом дне. Цепляем заранее к автомобилю трос, сматываем его и закинув на крышу или капот – закрепляем, в крайнем случае – закидываем через форточку в салон. Отлично, если у вас два троса – можно закрепить их сразу и спереди и сзади! Совсем здорово, если у вас есть лебедка! Определите якорь (валун, дерево, торчащие прочные коряги, столбы и т.д.) и заранее размотайте трос лебедки на длину, достающую до якоря, либо на максимальную длину, если якорь далековато. Смотайте трос и закрепите его в легкодоступном месте. Перед началом движения закрываем все окна и форточки – лишняя вода нам ни к чему. С пола салона убираем все вещи, размещаем их возможно выше. Если есть утеплитель – убираем, или просто плотно сворачиваем.

Если, как в УАЗ-31519, вентилятор имеет ременный привод (крутится от двигателя), то снимаем ремень, либо полностью ослабляем натяжение. Причин несколько. Во-первых, вращающийся вентилятор зальет всё вокруг (читай – двигатель) водой. Во-вторых, попав в воду на высоких оборотах лопасти вентилятора (из-за имеющегося положительного угла атаки и сопротивления воды) могут выгнуться вперед, намотав на себя соты радиатора и сам радиатор. В последнем, я, конечно, утрирую, но, надеюсь, вы поняли всю опасность.

Выгонять или нет ваших пассажиров – решать вам, на свой страх и риск в зависимости от обмундирования, возраста, и степени опасности водной преграды. Перебраться через спокойный ручеек можно и всем вместе… Но вот форсировать ревущий дождевой поток с детьми в салоне очень рискованно. Все зависит от обстановки, принимайте решение сообразно обстоятельствам.
Едем. Первое, что нужно понять и помнить наизусть – едем медленно, но ровно, примерно на одних оборотах. Если у вас УАЗ – закройте жалюзи радиатора.

Категорически нельзя залетать в воду с разгона! Помимо того, что вы можете получить гидроудар в радиатор, автомобиль поведет себя как дырявый поплавок. Джип сначала упрется в воду, потеряв часть скорости. Вывешаются и потеряют сцепление с дорогой задние колеса, машину начнет разворачивать. Вода волной заполнит моторный отсек, залив свечи и вариатор, возможно достав до карбюратора, и, если нет шноркеля, и до воздухозаборника. Затем машина резко всплывет, колеса потеряют грунт и ее унесет на более глубокое место. Там, начав погружаться, машина гарантированно встанет навеки.

Перегазовки недопустимы. Как только перед автомобилем вы увидели волну – регулируйте скорость, постарайтесь догнать ее (или, наоборот, чтобы она догнала вас). Причина этому проста – когда волна идет перед машиной в соответствии с графической синусоидой уровень воды в моторном отсеке – МИНИМАЛЕН!

Остановки НЕДОПУСТИМЫ. Особенно, если дно песчаное или илистое! Причина проста – стоячий автомобиль быстро замывается течением в песок, проваливаясь все ниже.

Если вдруг вы чувствуете, что машина вот-вот застрянет и глубина становится значительно больше расчетной, не паникуйте. Очень быстро включите задний ход и начните двигаться назад по вашей траектории. Внимание! НЕ допускайте ПРОБУКСОВКИ при трогании!

При этом учитывайте такую вещь, о которой говорят в народе: У страха глаза велики! А именно – при движении вперед, вы собираете перед собой воду и волна, естественно идущая перед вами, визуально поднимает уровень воды!

Следующая опасность. При сильном течении автомобиль может развернуть или потащить боком. Будьте к этому готовы! В этом случае нужно немедленно открыть все двери настежь. Салон заполнится водой и машина заякорится на месте. Если двигатель не заглох – осторожно продолжайте движение. Салон, конечно, вымокнет, но это меньшее из зол. Ведь «автоплывуны» в большинстве случаев водяной поток просто ПЕРЕВОРАЧИВАЕТ.

При погружении в воду приготовьтесь к внезапному выбросу облака пара! Не пугайтесь, это нормально.

Если внезапно заглох двигатель и вы понимаете, что он заглох по вашей вине (например, из-за небрежного манипулирования органами управления), пробуйте тут же завести его. Если двигатель «схватил» - увеличивайте обороты плавно и тут же продолжайте движение. Если двигатель не завелся с двух попыток – дальше не продолжайте – вам не повезло. Извлекать машину придется с чьей-то помощью!

На берегу вы можете попробовать реанимировать двигатель. На бензиновом – откидываем крышку вариатора, просушиваем. Выкручиваем все свечи, прогоняем двигатель стартером, чтобы выгнать воду из цилиндров. Внимание! Не забудьте закоротить на массу высоковольтные провода, иначе есть риск спалить электрооборудование. Сниманием фильтр грубой очистки (как правило, расположен недалеко от бака), смотрим на наличие воды. Все протираем, сушим, вворачиваем и пробуем завести. В большинстве случаев двигатель заводится без особых проблем.

С дизелем все немного сложнее. Если коленвал вращается с трудом – вероятно мы получили гидроудар в цилиндрах и погнули шатуны. Тут уже нужен буксир или эвакуатор и предстоит очень серьезный ремонт.

По статистике матерых офф-роадеров, в подавляющем большинстве машины не могут преодолеть брод и наглухо вязнут не из-за технических проблем или сложного рельефа дня, а из-за элементарных ошибок экипажа.

В заключение несколько советов на всякий случай. Если вы понимаете, что преодоление бродов может быть не редким явлением, нужно элементарно оборудовать свой автомобиль. Несмотря на грозность мероприятия, она несложна и по деньгам недорога. Необходимые мероприятия:
- Устанавливаем шноркель (выведенный воздухозаборник).
- Дополнительно изолируем проводку. Изолента не пойдет, желательно затягивать в специальную мастику. Гидроизоляция проводов не является критической, особенно, если проводка целая и не старая (без поперечных микротрещин).
- Выводим под капот трубки вентиляции мостов, КПП, «раздатки» (и других узлов, имеющих сапуны – в зависимости от марки авто). Может быть для вас это будет открытием, но КПП или задний мост имеют так называемые «сапуны» - механическое перепускное приспособление для связи внутреннего объема с атмосферой. Цель сапунов – сброс или добор внутреннего давления, для того, чтобы не выдавило сальники и прокладки. При работе узла, масло в нем нагревается и расширяется. Если, допустим КПП сделать абсолютно герметичной, расширяющееся масло будет искать выход. А выход в самом слабом месте, коими и являются уплотнители. Происходит и обратный процесс – при погружении в воду, масло резко охлаждается и в агрегате создается отрицательное давление. Сапун «засасывает» воздух, чтобы сравнять давление. А при погружении в воду – вода и будет «засосана». Объяснять вам о последствиях нахождения воды внутри агрегата я не буду, это понятно любому здравому человеку.

Вышеперечисленным темам я посвящу отдельную статью с иллюстрациями на примере УАЗа. Конструирование на других автомобилях принципиально похоже.
Желаю удачи и удачных штурмов водяных преград!

Измена жены