Крузенштерн иван федорович что открыл кратко. Крузенштерн иван федорович - кругосветный мореплаватель

Иван Федорович Крузенштерн - знаменитый , которому было суждено оставить значимый след в и развитии морского дела в . Имя Крузенштерна широко известно, и, слава Богу, что не только по фразе собаки Шарика из мультика про дядю Федора.

Иван Крузенштерн родился в начале ноября 1770 года. Его родители были дворянами. В возрасте 14-ти лет Крузенштерн начал обучение в Морском кадетском корпусе. Первый морской поход гардемарина Крузенштерна состоялся в 1787 году. Ходил Иван Федорович по Балтийскому морю. Спустя год Крузенштерн уже участвовал в первом для себя морском сражении.

В 1793 году Иван Федорович Крузенштерн покидает . В качестве волонтера путь Ивана лежит в Великобританию. Здесь, на службе, ему удается побывать в Тихом, Индийском и Атлантическом океане. Спустя шесть лет, окрепнув и набравшись опыта, Иван Федорович Крузенштерн вернется на Родину.

Русское Адмиралтейство по заслуге высоко оценило знания и навыки «возвращенца». В 1802 году Иван Крузенштерн был назначен командиром первой русской кругосветной экпедиции. Кругосветное плавание под командованием Ивана Крузенштерна началось 7 августа 1803 года. Именно в тот день, в торжественной обстановке, русские парусные суда «надежда» и «Нева» отправились в нелегкое плавание.

Перед членами экспедиции стояли серьезные задачи. Нужно было изучить Тихоокеанское побережье Дальнего Востока. Сделать это было необходимо для того, чтобы наладить сообщение с отдаленными территориями . Еще одной важной задачей экспедиции Крузенштерна была доставка русского посольства в Японию. Путь экспедиции лежал через Атлантику, вокруг Америки. Символичным стало пересечение русской экспедиции экватора, это был большой успех. В Бразилии русские суда встали на стоянку, их ждал ремонт, а команду - отдых. В марте 1804 года русские суда обогнули мс Горн и отправились к северным широтам. В Тихом океане «Надежда» и «Нева» разошлись. Встретились они только у Гавайских островов. От них суда вновь ушли в разные стороны. «Нева» к берегам Аляски, а «Надежда» в Петропавловск-Камчатский, оттуда в Японию. В конце 1806 года корабли вернулись в Кронштадт. Экспедицию Крузенштерна в столице встречали торжественно - здесь были и члены императорской фамилии, и представители Академии Наук.

Первое русское кругосветное путешествие под началом Ивана Федоровича Крузенштерна имело большое значение. Русские суда побывали в самых отдаленных уголках океана, показали себя во всей красе. Где только не говорили о русском флоте и его отважных моряках. Были составлены новые карты, проложены маршруты.

Иван Федорович Крузенштерн внес огромный вклад в мировую науку. Мореплавателя по достоинству оценили потомки, в честь него названы 12 населенных пунктов, один из атоллов Маршалловых островов, тех, что в Охотском море, и одна из гор в Антарктиде.

Хорошо знаешь историю географических открытий?

Проверь себя

Начать тест

Ваш ответ:

Правильный ответ:

Ваш резульат: {{SCORE_CORRECT}} из {{SCORE_TOTAL}}

Ваши ответы

Иван Фёдорович Крузенштерн — биография знаменитого российского адмирала

Крузенштерн родился 8 ноября 1770 года в семье немецкого дворянского рода Крузенштернов (основоположником рода в России стал прадед Ивана, Филипп Крузиус), отец был судьей. Когда исполнилось 12 лет, юный поступил в церковную школу, где проучился два года, а после этого поступил в Морской кадетский корпус. Учёбу он закончил в 1788 году в связи с началом войны России со Швецией.

В жизни Ивана Федоровича присутствует множество интересных фактов, например известно, что он занимался спортом даже у себя на корабле (ежедневно упражнялся с 2-х пудовыми гирями), очень любил животных и один из его любимцев плавал всегда с ним. Это был спаниель, и поговаривают, что перед каждым выходом из порта команда трепала собаку за длинные уши – люди были убеждены, что после этого «обряда» плавание должно пройти успешно. И на самом деле оно так и было. Так же небезызвестный кот Матроскин (из мультфильма «Простоквашино») утверждал, что под командованием Крузенштерна плавала его бабушка, а минутой позже адмирала и вовсе перепутали с Дедом Морозом. А еще адмирал Иван Федорович Крузенштерн — человек и пароход!

Со старту службы на флоте, был предписан на линейный корабль «Мстислав», на котором Крузенштерн в 1788 году дрался в Гогландском сражении , а через год проявил себя в Эландском бою. А ещё через год, в 1790 году, он был повышен в чине до звания лейтенанта за ряд важных побед в морских боях этого года.

А тем временем в мире…

Рождается Иван Федорович Крузенштерн

Патрасское сражение между Российской и Османской империй

Самое интересное для Вас!

В 1793 году Крузенштерн вместе со своим будущим напарником по кругосветному путешествию Юрием Лисянским был отправлен в Англию, где и пробыл 6 лет. На службе у английского Короля он успел повоевать с французами, побывать у берегов обеих Американских континентов и в Африке. Во время этих дальних плаваний он тщательно изучал маршруты, искал выход российских кораблей в ост-индские воды и присматривался к морским путям для торговли с Китаем.

По прибытию к себе на родину, в 1799 году, Крузенштерн явился в Петербург к Александру I и попросил разрешение на проведение экспедиции, для более детального изучения маршрутов, которые были пройдены на английских кораблях. Но государь отказал в спонсорстве данного мероприятия, затянув первое русское кругосветное путешествие на 3 года. Но в 1802 году Российско-Американская компания (РАК) выступила с похожими предложениями, и император утвердил компанию, во главе которой поставил Ивана Федоровича Крузенштерна, и таким образом он стал капитаном первой русской кругосветной экспедиции .

7 августа 1803 года два шлюпа «Надежда» (командир корабля Иван Крузенштерн) и «Нева» (командир корабля Юрий Лисянский) под аплодисменты толпы провожающих отплыли с Кронштадта. После возвращения в 1806 году Иван Федорович в подробностях описал ход экспедиции и представил уникальные карты. К слову говоря, современный парусный фрегат Надежда назван в честь вышеупомянутого шлюпа. В 1811 году он был назначен инспектором Морского кадетского корпуса, а через 16 лет стал его директором. Но в этом временном промежутке Крузенштерном был создан так называемый «Атлас Южного моря», который включал в себя множество гидрографических записей. Морской кадетский корпус, за время правления Ивана Федоровича, получил невероятное количество новой литературы, был значительно расширен музей и введен ряд новых и актуальных дисциплин. Умер он 12 августа 1846 году, похоронен в Таллинне (Домской собор). А спустя 27 лет, в 1873 году, в Петербурге напротив Морского кадетского корпуса Ивану Федоровичу Крузенштерну был установлен памятник.

Четырёхмачтовый учебный парусник Крузенштерн

Известный четырехмачтовый барк Крузенштерн на данный момент является учебным парусным судном, назван в честь знаменитого мореплавателя Ивана Крузенштерна. Базируется в Калининграде. Срок службы барка на данный момент насчитывает уже свыше 85 лет.

«Крузенштерн» спущен на воду 1926 года в немецком городе Бремен. Заказчиком была компания Фердинанда Лайеша, ей требовались новые корабли для Капгорновской линии. Первое имя барку придумала дочка судовладельца, которая назвала его «Padua». В те времена существовала традиция, что названия кораблей, построенных для компании Лайеша, придумывали женщины из семьи судостроителя, и эти имена обязательно должны были начинаться на «P».

В первое плавание «Падуа» отправилась под командованием Карла Шуберга. Барк мог нагрузить на себя груз весом до 4100 тонн, при этом максимальная скорость достигала 14 узлов. Парусное вооружение состояло из 31 паруса, общая площадь которых равнялась 3500 квадратных метров. Полное водоизмещение парусника 6000 тонн. В первые 15 лет своего существования барк совершил 17 рейсов, большая часть из которых была трансокеанской.

Самое интересное для Вас!

Корабль стал достоянием СССР после окончания Второй мировой войны. В 1946 году между странами-победителями были поделены морские трофеи Германии, в следствии чего на корабле было поднято военно-морское знамя Союза. И сразу после этого судно получило новое имя «Крузенштерн». А в начале 1959 года барку «Крузенштерну» пришлось пережить капитальный ремонт на одной из российских верфей.

За время пребывания под знаменем СССР барк выполнил ряд успешных исследований в районе Атлантического океана, при этом выполняя ещё одну полезную задачу, заключающуюся в обучении молодых моряков. С 1972 по 1983 года на «Крузенштерне» регулярно менялись капитаны, которых в общей сложности насчитывалось 7 человек. В 1983 году командование Балтийского флота передало барк компании «Эстрыбпром», которая занималась рыбным промыслом, таким образом центром дислокации корабля стал порт Таллина. И только в первой половине 1991 года барк «Крузенштерн» был передан инженерному морскому училищу города Калининграда.

В наше время барк используется в учебных целях. Он часто принимает участия в различных регатах, так в 1992 году «Крузенштерн» стал чемпионом по прохождению пути от Бостона до Ливерпуля, реализовав при этом отличный скоростной потенциал – максимальная скорость доходила до 17,8 узлов.

Барк Крузенштерн: длительная навигация 2014

Легендарный барк Крузенштерн никогда не стоит у причала долго. Уже которое десятилетие подряд он выполняет трудную работу, выполняя роль площадки для обучения будущих моряков.

В этом году парусник совершил 3 больших рейса, отправившись из Калининграда еще 25 декабря 2013, и вернувшись в порт только сейчас, 3 октября 2014. Парусный барк «Крузенштерн» провел в морской экспедиции целых 283 дня. За это время он успешно прошел 22 тысячи 652 морские мили, посетив порты Германии, Франции, Марокко, Италии, Болгарии, Греции, Испании, Бельгии. В общей сложности корабль посетил два десятка портов в 15 государствах.

За время походов судно успело побывать в олимпийском Сочи, а также приняло участие в военно-морском параде на честь Дня Победы, проводившемся в Севастополе.

В ходе навигации 2014 года на «Крузенштерне» имели возможность пройти обучение более 360 курсантов различных российских и зарубежных учебных заведений.

Первый рейс: Калининград-Сочи (25.12.2013-25.02.2014)

Подготовка к навигации этого года началась необычно – с обширной школьной экскурсии. 24 декабря 2013, за день до отплытия, барк посетили калининградские шестиклассники, которым была дана возможность изучить этот гордый корабль вдоль и поперек. Ну а уже 25 декабря, после торжественного построения у 24-го причала Калининградского морского рыбного порта, парусник отправился в путь.

Маршрут первого рейса – Калининград-Сочи. В конечном порту «Крузенштерн» должен был стоять во время проведения Олимпийских и Параолимпийских игр. Ну а первым портом, в который зашел корабль в эту навигацию, стал немецкий Бремерхафен, где курсанты с экипажем (без малого 200 человек) встретили Новый год.

Следующая остановка была уже в теплом Марокко – в порту города Танжер. Здесь курсанты смогли немного отдохнуть и изучить новую для себя культуру через экскурсии по местному рынку, мечетям и музеям. Перед Сочи корабль ждали еще 2 стоянки – в итальянском Бари и греческих Патрах, после чего он взял курс на российские, сочинские берега.

В Сочи «Крузенштерн» ошвартовался строго по графику – утром 6 февраля. Здесь корабль простоял до 25 февраля, выполняя почетную миссию достопримечательности, а 50 из 113 курсантов, прошедших специальную подготовку и получивших соответствующие сертификаты, работали волонтерами на Олимпиаде.

С завершением Олимпийских игр главная миссия «Крузенштерна» этого года была завершена, и он приступил к выполнению других задач.

Второй рейс: Сочи-Сочи (26.02.2014-17.05.2014)

Второй рейс проходил между портами Черного и Средиземного морей, и был еще больше насыщен различными мероприятиями.

Из Сочи барк в этот раз отправился в марокканский Агадир, далее посетил французский Сэт и прибыл в болгарскую Варну. Там «Крузенштерн» присутствовал на церемонии открытия регаты SCF Black Sea Tall Ships Regatta 2014, впервые проводившейся в Черном море. Кроме того, барк и сам стал участником Черноморской регаты STI, которую впервые принимали и российские порты Новороссийск и Сочи. Помимо «Крузенштерна» Россию на ней представляли Владивостокский парусник Надежда и учебные суда класса «А» — парусник Мир , а так же всемирно известный парусник Седов . Всего в гонке приняли участие 50 гонщиков из двух десятков стран. Колоритными участниками были пакистанское и нидерландское суда.

В перерыве между этапами регаты, «Крузенштерн» принял участие в важнейшем мероприятии данного рейса – праздничном военно-морском параде в Севастополе в честь Дня Победы, после чего, 17 мая, снова вернулся в Сочи.

Третий рейс: Сочи-Калининград (18.05.2014-3.10.2014)

Последний в текущем году третий рейс – это возвращение их Сочи домой. За этот переход Крузенштерн, как и его экипаж с новыми курсантами, прошел и через общие радости, и через тревоги, что сделало поход еще более ценным для приобретения важного морского опыта молодежью.

Из Сочи парусник отправился 18 мая во Францию, посетив Канны и Гавр. Уже в июле корабль швартовался в немецких портах Бремерхафен и Киль. Следующим портом посещения стал голландский Харлинген, после которого «Крузенштерн» отправился в норвежские города Фредрик-Штадт и Берген.

А вот дальше, в результате неприятного инцидента, парусник резко стал повышенным объектом внимания СМИ– после посещения датского порта Эсберг, при выходе из него, парусный великан случайно потопил буксир Diver Master, что в последствии, якобы, вылилось в отказ Крузенштерна от участия в английской регате . Это рейдовое судно должно было помогать российскому четырехмачтовику покинуть акваторию Эсберга, но команда буксира не сумела вовремя отдать концы, из-за чего «Крузенштерн» завалил его на левый борт и затянул под воду. Команда, к счастью, не пострадала, а администрация порта к россиянам претензий не предъявила, так что «Крузенштерн» продолжил плавание в немецкий Росток.

Из Германии наш парусник перебрался в польский порт Гдыня, а дальше сделал еще один переход в британский Фалмут. Именно во время стоянки в этом городе, 29 августа, курсанты «Крузенштерна» отмечали День тельняшки. С самого утра по судовой трансляции объявили необычную форму одежды – парадные брюки и тельняшка. В этот день все на корабле были одеты именно так, так же была торжественная церемония, концерт и лекции, касающиеся истории и значения тельняшки на российском флоте.

Уже 16 сентября «Крузенштерн» вошел в пролив Ла-Манш, направляясь в бельгийский порт Зеебрюгге. Именно в этот день экипаж получил неожиданное развлечение – был объявлен пельменный аврал. Это старая традиция данного корабля, по которой один день каждого осеннего рейса весь экипаж посвящает лепке пельменей. В забаве приняли участие 172 человека, которые в две смены умудрились слепить целых 9097 штук. Правда, сделать запас не удалось, поскольку большая часть приготовленного была съедена в этот же вечер.

После пельменей и посещения Зеебрюгге, парусник взял курс на последний перед возвращением домой порт – польский порт Щецин, в который корабль зашел 26 сентября. Здесь моряки поучаствовали в церемонии торжественного возложения венков к мемориалу «Тем, кто не вернулся с моря». После кратковременного отдыха, 28 сентября «Крузенштерн» покинул Щецин.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

zkzakhar

Иван Фёдорович Крузенштерн (1770 - 1846),

русский мореплаватель, адмирал, руководитель первого русского кругосветного путешествия.


Иван Фёдорович Крузенштерн - военный моряк по образованию. С целью совершенствования в морском деле был послан российским правительством на английский флот. Суда, на крторых служил Крузенштерн ходили к берегам Канады, в Вест- Индию, Южную Америку, Индию, Китай.

В 1802 году Иван Фёдорович Крузенштерн разработал и предложил русскому правительству проект кругосветного плавания. Проект был принят, а Крузенштерн назначен начальником экспедиции.
В состав ее входило два судна — «Надежда» (командир Крузенштерн) и «Нева» (командир Ю. Ф. Лисянский).
Экспедиция должна была установить связь с русскими колониями в Северной Америке и с Камчаткой, доставить русское посольство в Японию, провести научные исследования.
Корабли отплыли из Кронштадта в августе 1803 году. Посетив Маркизские и Гавайские острова, они разошлись: «Надежда» под руководством Крузенштерна направилась в Петропавловск-Камчатский, а «Нева» — на Аляску.
В августе 1804 года «Надежда» отправилась в Японию и доставила туда русское посольство. Однако переговоры с японским правительством потерпели неудачу.
Простояв семь месяцев в Нагасаки, корабль двинулся в направлении Камчатки. Крузенштерн произвел гидрографические исследования в Японском море, заснял часть Курильских островов, Сахалина.
Из Петропавловска-Камчатского посольство направилось по суше в Петербург, а Крузенштерн на «Надежде» снова поплыл к Сахалину с целью изучения его восточных берегов.
В сентябре 1805 «Надежда» отправилась в обратный путь. В китайском порту Гуанчжоу к кораблю снова присоединилась «Нева».

Обойдя Африку с юга, в июне 1806 года они прибыли в Кронштадт. Экспедиция нанесла на карту многочисленные острова в Тихом океане, уточнила карты морских течений, провела астрономические наблюдения и собрала ценные материалы по фауне, флоре, этнографии посещенных островов.

Свое плавание Крузенштерн описал в книге «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 гг. на кораблях «Надежда» и «Нева»».

По возвращении Крузенштерн служил директором в Морском кадетском корпусе. Опубликовал Атлас Южного моря.

Адмирал Крузенштерн вышел в отставку в 1842 году вернулся на родину, в Эстонию.

Похоронен Иван Фёдорович Крузенштерн в столице Эстонии городе Таллине в Соборной лютеранской церкви.

Его именем назван ряд островов, проливов, мысов в Тихом океане, гора на Новой Земле.
В 1869 году, к столетию со дня его рождения, на берегу Невы, напротив здания Морского корпуса, И.Ф.Крузенштерну был поставлен памятник. Скульптуру создавал И. Н. Шредер.

Российский учебный парусник «Крузенштерн», названный именем замечательного мореплавателя, в кругосветном плавании (2005 год), посвященном 200-летию исторического плавания Крузенштерна.

24 августа исполняется 170 лет со дня смерти российского мореплавателя Ивана Фёдоровича Крузенштерна. Иван Фёдорович Крузенштерн (имя при рождении - Адам Иоганн фон Крузенштерн) родился 19 ноября 1770 года, умер 24 августа 1846 года. Это прославленный российский мореплаватель, адмирал. Крузенштерн стал руководителем первой русской кругосветной экспедиции, он впервые нанес на карту большую часть побережья острова Сахалин, стал одним из учредителей Русского географического общества. Сегодня его имя носит пролив в северной части Курильских островов, проход между островом Цусима и островами Ики и Окиносима в Корейском проливе, гора на Новой Земле, острова в Беринговом проливе и архипелаге Туамоту.

Без сомнения, Иван Фёдорович Крузенштерн был уникальной исторической личностью, являлся одним из основоположников российской океанологии. Он оказал существенное влияние как на историю российских морских экспедиций, так и в целом на мореплавание. Его краткая биография есть сегодня во всех учебниках, ее проходят во всех специальных учебных заведениях России. Сегодня это имя, которое знакомо каждому без исключения образованному человеку в нашей стране. Оно неразрывно связано с русской географией и океанологией.


Иван Фёдорович Крузенштерн происходит из остзейских дворян. Он потомок обрусевшего дворянского рода Крузенштернов, праправнук родоначальника в России Филиппа Крузиуса фон Крузенштерна, сын судьи Иоганна Фридриха фон Крузенштерна (1724-1791) и Христины Фредерики, урожденной фон Толь (1730-1804). После пяти дочерей в их семье появился на свет Карл Фридрих (1769-1847), и, наконец, сам Адам Иоганн, который стал уже седьмым ребенком в семье.

С 12 лет Крузенштерн три года учился в городской школе при Домском соборе в Ревеле (современный Таллинн), а затем продолжил обучение в Морском кадетском корпусе в Кронштадте. В 1787 году он был произведен в гардемарины. Необходимо отметить, что с самого детства будущий мореплаватель и адмирал мечтал обойти морем весь земной шар. Это тот редкий случай, когда детская мечта действительно осуществилась, хотя реализовать ее удалось далеко не сразу.

В 1788 году в связи с началом войны со Швецией он был досрочно выпущен из Морского кадетского корпуса и произведен в мичманы, получив назначение на 74-пушечный корабль «Мстислав». 6 июля 1788 года в Финском заливе, на удалении в 50 километров к западу от острова Гогланд, произошла встреча двух эскадр - российской и шведской. Эскадры построились в линию - одна напротив другой. При этом движение кораблей было серьезно затруднено из-за отсутствия ветра. Фактически российские и шведские корабли прицельно расстреливали друг друга на протяжении нескольких часов.

Русская эскадра потеряла в этом бою более 300 человек убитыми и более 600 ранеными. Больше всех в бою пострадал 74-пушечный корабль «Мстислав». Данное судно почти потеряло управление, корабль был сильно поврежден огнем шведских пушек, однако оставался в строю до момента завершения сражения. Обе стороны присваивали победу в Гогландском сражении себе, хотя их потери были примерно сопоставимы. У шведов в плен сдался 60-пушечный корабль «Принц Густав», в российской эскадре флаг вынужден был спустить 74-пушечный «Владислав», команда которого потеряла 260 человек. Если же говорить о стратегическом итоге, тот тут победа была за русскими. Шведский флот вынужден был отступить и укрыться в крепости Свеаборг. Шведские планы ведения войны были расстроены уже в первом морском сражении.

В преследовании шведского флота и блокаде Свеаборга, которая продолжалась до поздней осени, принял участие и серьезно поврежденный «Мстислав». На корабле были убиты или ранены практически все офицеры, поэтому мичмана Крузенштерна назначали помощником командира «Мстислава». Отличившись в Гогландском сражении, уже в 1789 году Крузенштерн принял участие и в Эландском. Среди немногочисленных потерь российской эскадры в этом бою наиболее тяжелой была гибель командира 74-пушечного «Мстислава» - Григория Ивановича Муловского, который готовился к совершению первого в истории России кругосветного путешествия, впоследствии его суждено было совершить именно Крузенштерну, который служил на том же корабле. В 1790 году Иван Крузенштерн участвовал в морских боях при Ревеле, Красной Горке, а также Выборгской бухте. После этих сражений он в возрасте 19 лет был произведен в лейтенанты.

В 1793 году Иван Фёдорович Крузенштерн в числе 12 российских офицеров-отличников был направлен в Англию с целью усовершенствования морского дела и навыков. На тот момент Англия прочно удерживала звание величайшей морской державы. С англичанами Крузенштерн ходил к берегам Северной Америки, где участвовал в боях с французами. Во время этого путешествия с британцами он посетил Барбадос, Бермудские острова и Суринам. Для исследования ост-индских вод и открытия торговых маршрутов в Ост-Индию для России, Крузенштерн посетил Бенгальский залив. Заинтересованный русской меховой торговлей с соседним Китаем, которая велась из Охотска сухопутным маршрутом на Кяхту, Иван Фёдорович решил, что, если бы торговля велась непосредственно по морю, это было бы гораздо более выгодно. Также он планировал установить прямые отношения метрополии с русскими владениями, расположенными в Америке, чтобы получить возможность снабжать их всеми необходимыми припасами. В 1799 году в Петербурге Иван Крузенштерн представил свое видение, однако его проект был отвергнут. В то же время в 1802 году с аналогичным предложением выступило уже главное управление Русско-Американской компании, это предложение было удовлетворено российским императором Александром I. Для его исполнения снарядили первую российскую кругосветную экспедицию. Именно так и сбылась еще детская мечта Крузенштерна.

Всего в состав первой русской кругосветной экспедиции, которая навсегда вошла в историю нашей страны, вошли два корабля: «Надежда» и «Нева». «Надеждой» командовал лично Крузенштерн, «Невой» - еще один знаменитый русский моряк капитан-лейтенант Лисянский. Кругосветное плавание началось 7 августа 1803 года с отплытия кораблей из Кронштадта. Их путь пролегал через Атлантику, 3 марта 1804 года они обогнули мыс Горн. Из русских и соседних с ними земель на севере Тихого океана участники данной экспедиции обратили особое внимание на Сахалин, Камчатку и Курильские острова. Завершилось кругосветное плавание в Кронштадте 19 августа 1806 года.

Во время проведения экспедиции Крузенштерн провел большой объем различных исследований, результаты которых можно обобщить следующим образом:

Были существенно исправлены географические карты; проводились глубоководные исследования Мирового океана (определение удельного веса и солености воды, измерение температуры на разных глубинах, определение скорости течений и т.п.);

На карту было нанесено западное побережье Японии, восточный берег и южная часть Сахалина, исследована часть Курильских островов;

Установлен новый путь к русским владениям, расположенным на Камчатке и в Аляске.

Иван Фёдорович не только открыл и нанес на карты многие острова, описал часть северо-западного побережья Тихого океана и составил его первый атлас, но и стал одним из основоположников проведения океанологических исследований. Кругосветная экспедиция под его началом собрала богатые этнографические, ботанические, зоологические коллекции, а также провела большое количество астрономических наблюдений. В своих записках о кругосветном путешествии Крузенштерн рассказал много нового и любопытного о том, что увидел в плавании, особенно о нраве и быте дикарей. Для своего времени составленный им атлас Тихого океана был великолепен, он изобиловал планами, картами и рисунками. Лисянский, который управлял вторым кораблем экспедиции - «Невой», иногда шел отдельно от «Надежды». В его книге о том же кругосветном путешествии было подробное описание берегов Кодиака и Ситки.

По словам современников Ивана Фёдоровича, он довольно сильно выделялся в своем окружении. Крузенштерн отличался атлетическим сложением, а своей богатырской грудью и плечевым поясом превосходил всех участников кругосветной экспедиции. Интересно, что во время плавания, он, невзирая на недоумение коллег, возил с собой гири, и каждый день занимался с ними. Любимым упражнением мореплавателя был швунг жимовой. С двухпудовыми (32 кг) гирями Крузенштерн упражнялся каждый день, уделяя этим занятиям примерно 30-40 минут.

В 1811 году Иван Крузенштерн был определен инспектором классов Морского кадетского корпуса. В 1814 году, он разработал подробную инструкцию для проведения кругосветной экспедиции 1815 -1818 годов под началом Коцебу, одного из младших офицеров первого российского кругосветного плавания. Также Крузенштерн посетил Англию, для того чтобы заказать необходимые для экспедиции инструменты. Вернувшись назад в Россию, он получил бессрочный отпуск, посвятив его созданию «Атласа Южного моря». Его труд, который был издан на русском и немецком языках, вскоре был переведен на французский язык, а затем на все без исключения европейские языки. Эта работа Крузенштерна была удостоена полной Демидовской премии.

Любопытной деталью является то, что в начале Отечественной войны 1812 года Крузенштерн, будучи человеком небогатым, пожертвовал народному ополчению треть своего состояния. По тем временам это была большая сумма - тысяча рублей. В том же 1812 году Крузенштерн опубликовал трехтомник собственного сочинения «Путешествие вокруг света…», а в 1813 году его избрали членом многих научных обществ и академий по всему миру, в том числе в Англии, Германии, Дании и Франции.

В 1827 году Иван Фёдорович Крузенштерн был назначен директором Морского кадетского корпуса и стал членом адмиралтейств-совета. На посту директора этого учебного заведения, которое он сам когда-то успешно закончил, он провел долгих 16 лет. Его деятельность в это время ознаменовалась введением в учебные курсы Морского корпуса новых предметов, обогащением библиотеки и музея учебного заведения многочисленными учебными пособиями. Также именно в этот период были созданы и утверждены Высшие Офицерские классы, которые позднее преобразуют в Военно-Морскую академию. При Иване Фёдоровиче в Морском кадетском корпусе были полностью отменены телесные наказания воспитанников.

В 1842 году в звании адмирала Иван Крузенштерн подал в отставку. Оставив службу, он уехал в свое именье, но и здесь прославленный мореплаватель продолжал работать. В 1845 году совместно с такими российскими учеными, как: Ф. П. Врангель, Ф. П. Литке и К. М. Бэр Крузенштерн принял непосредственное участие в создании Русского географического общества. Спустя некоторое время, данное общество стало одним из крупнейших центров географических наук не только в Российской империи, но и во всем мире.

Иван Фёдорович Крузенштерн ушел из жизни 24 августа 1846 года в своем имении Асе в возрасте 75 лет. Мореплаватель был похоронен в Ревеле в Вышгородской (Домской) церкви. Но дело его продолжил сын, Павел Иванович, а затем и внук, Павел Павлович. Оба они стали известными путешественниками, которые исследовали северо-восточные берега Азии, Каролинские и иные острова Печерского края и обский Север.

По материалам из открытых источников

Иван Крузенштерн (1770 г. - 1846 г.) — русский мореплаватель, адмирал. Руководил первой русской кругосветной экспедицией. Впервые нанес на карту большую часть побережья о. Сахалин. Один из учредителей Русского географического общества. Его имя носят пролив в северной части Курильских островов, проход между о. Цусима и оcтровами Ики и Окиносима в Корейском проливе, острова в Беринговом проливе и архипелаге Туамоту, гора на Новой Земле.

Для первой половины XIX в. характерна активизация русских исследований в самых различных регионах планеты. Важные географические открытия были сделаны не только в сфере непосредственных интересов России — на Камчатке, Аляске, Дальнем Востоке, — но и в Тихом океане. Только с 1803 по 1826 г. Россия организовала 23 кругосветных путешествия.

Первым из русских мореплавателей, совершивших кругосветное путешествие, стал Иван (Адам) Федорович Крузенштерн, оставивший глубокий след в истории географических открытий. Он родился 8 ноября 1770 г. в Эстляндской (Эстонской) губернии близ Ревеля (совр. Таллинн) в родовом имении. Его отец, Иоганн Фридрих, и мать, Кристина Фредерика, были небогатыми дворянами. По совету одного из друзей, когда Ивану исполнилось 15 лет, родители отдали его в Морской корпус в Кронштадте. Кадетам приходилось довольно туго: жили впроголодь, здания корпуса плохо отапливались, в спальнях были выбиты окна, дрова приходилось таскать с соседних складов. Через много лет Иван Федорович, мечтавший видеть своих сыновей моряками, все же не решился отдать их в Морской корпус, и они стали учениками знаменитого Царскосельского лицея.

В связи с началом русско-шведской войны выпуск кадетов состоялся раньше срока. В 1788 г. Крузенштерн был отправлен на корабль «Мстислав», однако полагавшегося в таких случаях чина мичмана ему, как и остальным выпускникам, не дали. В его документах значилась запись: «за мичмана». Чин, впрочем, он вскоре получил: юноша участвовал в четырех сражениях и за проявленную доблесть уже в 1790 г. стал лейтенантом.

Смелого, энергичного и решительного офицера заметили. После окончания военных действий его отправили для продолжения обучения в Англию. Плавая на английских кораблях, Крузенштерн побывал в Америке, Африке, на Бермудских островах, в Индии и Китае. Именно в это время у него созрела идея о необходимости осуществления русскими кругосветных плаваний для исследований и разведки торговых путей для России. Вернувшись в 1800 г. в Россию, произведенный в капитан-лейтенанты Крузенштерн подал правительству записки: «О возвышении российского флота посредством дальнего плавания до уровня лучших иностранных флотов» и «О развитии колониальной торговли и выгоднейшем снабжении российско-американских колоний всем для них необходимым». Обе записки остались без ответа, но после дворцового переворота, при Александре I, во главе морского ведомства встал Н. С. Мордвинов, который совместно с министром коммерции Н. П. Румянцевым добился от императора разрешения на экспедицию для организации морской торговли с Китаем и Японией. Командовать экспедицией было поручено Крузенштерну.

Корабли для экспедиции, закупленные в Англии, назвали «Нева» и «Надежда». Там же приобрели лучшие по тому времени инструменты и прибору для мореплавания. Крузенштерн шел на «Надежде», а капитаном «Невы» назначили его лучшего друга и боевого товарища Ю. Ф. Лисянского. Общее количество экипажей составляло 129 человек. Команда состояла из русских, только ученые, ехавшие с экспедицией, были иностранцами. На борту «Надежды» находился также русский посол Н. П. Резанов, плывший со своей свитой в Японию.

26 июня 1803 г. корабли вышли из Кронштадта и направились к берегам Бразилии. Это был первый переход русских кораблей в южное полушарие. В качестве противоцинготного средства на о. Тенерифе закупили большой запас лучшего вина, каждому матросу полагалась бутылка в день. Крузенштерн лично осматривал матросов. К счастью, благодаря стараниям командора в этом переходе цинги удалось избежать.

После месяца ремонта на бразильском острове Св. Екатерины экспедиция двинулась к мысу Горн. Здесь во время тумана корабли потеряли друг друга. Крузенштерн зашел на Маркизские острова, а Лисянский подошел к о. Пасхи и исправил ошибку Кука в определении его географических координат. Встретились путешественники у о. Нукагива (Маркизские о-ва).

Дальше экспедиция направилась к Южным Сандвичевым островам, а там опять разделилась. Крузенштерн без остановок двинулся к Камчатке, а Лисянский зашел на Сандвичевы острова для пополнения продовольствия и оттуда отправился к Алеутским островам.

Из Петропавловска-на-Камчатке Крузенштерн пошел в Нагасаки. Во время этого перехода корабль попал в страшный тайфун и едва не потерял мачты. В Нагасаки пришлось простоять целых 6 месяцев. Японцы не хотели принимать Резанова; так ничего и не добившись, посольство вынуждено было вернуться на Камчатку. Японские власти не разрешили даже произвести закупку продовольствия. Правда, император снабдил экспедицию необходимыми продуктами на два месяца.

На обратном пути мореплаватели нанесли на карту западное побережье острова Хондо (Ниппон), о-ва Хонсю и Хоккайдо, а также южную часть Сахалина. В Курильской цепи они обнаружили несколько неизвестных ранее островов, очень низких и потому опасных для мореплавания. Крузенштерн назвал их Каменными Ловушками. Высадив посольство, Крузенштерн продолжил плавание. Он обследовал восточное и северное побережья Сахалина до устья Амура, а оттуда направился в Макао (Аомынь) для встречи с Лисянским. Приняв на борт большой груз китайских товаров, экспедиция 9 февраля 1806 г. двинулась в обратный путь, на родину.

15 апреля в пасмурную погоду корабли вновь разлучились. Крузенштерн предпринял попытки найти «Неву», но успеха не достиг. Не было Лисянского и на условленном месте встречи на о. Св. Елены.

Позже выяснилось, что капитан «Невы» решил идти в Кронштадт без остановок во имя славы русских мореплавателей. Он благополучно совершил этот переход, который до него ни одному из подобных кораблей не удавался. А задержавшаяся из-за поисков и захода на о. Св. Елены «Надежда» достигла Кронштадта на две недели позже, 19 августа 1806 г. Во время стоянки в Копенгагене русский корабль посетил датский принц, пожелавший встретиться с русскими моряками и послушать их рассказы.

Первое русское кругосветное плавание имело большое научное и практическое значение и привлекло к себе внимание всего мира. Русские мореплаватели исправили во многих пунктах английские карты, считавшиеся тогда самыми точными. Крузенштерн и Лисянский открыли много новых островов и исключили не существующие, но отмеченные на картах. Они провели наблюдения над температурой глубинных слоев моря и течениями. Собрали богатые коллекции. Впервые в истории были проведены профессиональные метеорологические исследования, сохранившие свое научное значение по сей день*. Во время всего плавания изучались течения, их направления и сила, были осуществлены и этнографические наблюдения, особенно ценные в отношении нукагивов, камчадалов и айнов. Эти материалы считаются классическими. Кроме того, экспедиция впервые прошла морским путем из европейской части России до Камчатки и Аляски, в связи с чем была выгравирована специальная медаль.

Эти труды получили заслуженное признание. Руководитель экспедиции получил чин капитана 2-го ранга, был избран членом Академии наук и Адмиралтейского департамента.

После возвращения прославленный мореплаватель долгое время работал над теоретическими вопросами морского дела и гидрографическими промерами. Крузенштерн пытался определить роль и место географии в системе наук, интересовался ее связью с физикой, химией, философией и историей, стремился определить влияние экономики и коммерции на географические исследования и географические открытия. С мнением капитана считался и состоял с ним в переписке непререкаемый авторитет в области географических исследований англичанин Джон Барроу. Он, в частности, выяснял у русского коллеги, что тот думает по поводу северо-западного прохода.

Переписывался мореплаватель также с Гумбольдтом, картографом Эспинозой и другими известными учеными того времени.

Война 1812 г. в очередной*раз показала патриотизм Крузенштерна: треть своего состояния пожертвовал он на народное ополчение. В это тяжелое время ученый-мореплаватель превратился в дипломата, входил в состав миссии в Лондоне, но и здесь не прекращал интересоваться новшествами в области судостроения, достижениями флота Великобритании, осматривал важнейшие порты и доки.

Вопросы организации русского мореплавания продолжали интересовать Крузенштерна. В 1815 г., после окончания наполеоновских войн, он принимал участие в организации экспедиции О. Коцебу на поиски северо-западного прохода.

Позже ученый сделал много и для организации других плаваний, в первую очередь для экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева, завершившихся открытием Антарктиды.

Однако напряженные научные занятия сильно сказались на здоровье мореплавателя. Из-за болезни глаз ему пришлось подать прошение о бессрочном отпуске для поправления здоровья. Впрочем, не это было основной причиной: новый морской министр маркиз Траверсе, человек бесталанный и самолюбивый, не жаловал фаворита министра коммерции Румянцева и всячески противостоял его предложениям об улучшении флота и деятельности в области географических изысканий.

В своем имении Крузенштерн продолжил научные занятия. Он закончил работу над книгой о кругосветном путешествии, представил несколько записок Адмиралтейству, в т.ч. о необходимости составления «всеобщего морского атласа». Однако его идеи были оставлены без внимания. Только после того как Траверсе сменил адмирал А.В. Моллер, понимавший значение такого издания, проект был принят. Александр I согласился выдать на издание книги мореплавателя и атласа 2500 руб. После выхода атласа Крузенштерна и в России, и в Европе стали считать первым гидрографом Тихого океана. Сам же атлас вышел далеко за рамки гидрографии: вместе с материалами кругосветной экспедиции он в большой степени способствовал дальнейшему развитию наук о Земле.

С 1827 г. знаменитый ученый-мореплаватель, к тому времени произведенный в вице-адмиралы, был директором Морского корпуса и, таким образом, получил возможность исправить те неполадки, которые мучили его в юности. Одновременно он работал во многих научных учреждениях. При деятельном участии адмирала в России было организовано Географическое общество, ставшее одним из самых мощных и авторитетных в мире.

Умер Крузенштерн 24 августа 1846 г. в своем имении Асе и был похоронен в Ревеле в Вышгородской (Домской) церкви. Его дело продолжили сын, Павел Иванович, и внук, Павел Павлович. Оба стали известными путешественниками, исследовавшими северо-восточные берега Азии, Каролинские и другие острова Печерского края и обский Север.

Крузенштерн оставил после себя ряд серьезных научных работ, в т.ч. уже известный читателю «Атлас Южного моря» с объяснительным текстом. А кругосветное путешествие было описано им в сочинении «Путешествие вокруг света в 1803— 1806 гг. на кораблях «Надежда» и «Нева». В сокращенном варианте книга была переиздана в 1950 г.

Http://www.seapeace.ru/seafarers/rucaptains/282.html

Измена жены