Методы и способы переработки мусора (ТКО). Переработка ТБО: методы и технологии

Обращение с ТКО - что это такое в квитанции? В этом году начался поэтапный переход к ТКО (услуге по обращению с твердыми коммунальными отходами) от услуги по вывозу твердых бытовых отходов. Из этой статьи вы узнаете тонкости работы с региональными операторами ТКО, когда изменения коснутся вас и появятся ли у вас новые обязанности.

Формально термин «твердые коммунальные отходы» введен еще 1 января 2016 года и пришел на смену ТБО (твердым бытовым отходам), а обращение с ТКО стало одной из коммунальных услуг. Это предусмотрено ч. 4 ст. 154 ЖК РФ. С 1 января 2019 года порядок оплаты за ТКО изменился .

Чтобы начать переход на практике, нужно было сначала создать правовую базу. В 2016–2017 годах была заложена основа:

  • утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами ТКО (постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156);
  • внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354). Эти нововведения предусмотрены постановлением Правительства РФ от 27.02.2017 № 232 (далее - Постановление № 232).

Кто будет оказывать коммунальную услугу по обращению с ТКО

Оказывать данную КУ вы будете вместе с региональным оператором по обращению с ТКО. Вы отвечаете за содержание места накопления отходов (контейнерной площадки), а региональный оператор - за оказание самой КУ начиная от места накопления.

Услуги по вывозу ТБО/ТКО исключаются из работ по содержанию и ремонту общего имущества.

Если МКД не оборудован централизованной системой водоотведения, то вывоз жидких бытовых отходов, как и прежде, - обязанность организации, управляющей МКД (подп. «д» п. 11 Правил содержания общего имущества в МКД, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), п. 26 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества, утв. постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (далее - Минимальный перечень).

Когда заработает новая система коммунальных услуг

Региональный оператор начинает свою работу при выполнении двух условий:

  1. В субъекте РФ утвержден единый тариф на обращение с ТКО.
  2. Орган исполнительной власти субъекта РФ и региональный оператор по обращению с отходами заключили между собой соглашение.

2019

К этому году закончится переход от ТБО к обращению с ТКО.

Эти условия нужно выполнить до 1 января 2019 года. Такие требования установлены ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176‑ФЗ и п. 2 Постановления № 232.

Пока в вашем регионе не выполнены два указанных выше условия, вы продолжаете вывозить ТБО и собирать за это плату по-старому.

Как работать с региональным оператором

Вам нужно будет заключить типовой договор на оказание КУ по обращению с ТКО с региональным оператором. Тогда вы на законных основаниях сможете предоставлять эту коммунальную услугу потребителям. Это предусмотрено п. 148(7) Правил № 354. Типовая форма договора утверждена постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156.

  • Управление ТБО и основные проблемы на пути его оптимизации

Договоры с собственниками помещений на предоставление новой услуги по обращению с ТКО

Оказывать КУ по обращению с отходами до контейнерной площадки и заключать договор с собственниками помещений в МКД будете вы.

Какой договор нужно будет заключить, зависит от способа управления МКД:

  • при управлении УО - договор управления МКД. Заключается между УО и собственниками жилых помещений и машино-мест, лицами, получившими помещения от застройщика, либо застройщиком, товариществом или кооперативом;
  • при управлении ТСЖ, ЖК, ЖСК - договор о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО. Заключается между товариществом или кооперативом и собственниками жилых помещений и машино-мест.

При непосредственном способе управления МКД договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором заключают собственники помещений в МКД.

Такой порядок закреплен п. 148(4) Правил № 354.

Требования к предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО

Главное требование - это периодичность вывоза отходов. Частота зависит от температуры на улице:

  • в холодное время года (при среднесуточной температуре 5 °C и ниже) - не реже одного раза в трое суток;
  • в теплое время года (при среднесуточной температуре выше 5 °C) - не реже одного раза в сутки (ежедневный вывоз ТКО).

Допустимое отклонение сроков - не более:

  • 72 часов (суммарно) в течение одного месяца;
  • 48 часов единовременно при сред-несуточной температуре воздуха 5 °C и ниже;
  • 24 часов единовременно при среднесуточной температуре воздуха выше 5 °C.

К сведению

Региональный оператор должен направить вам предложение о заключении договора в течение месяца со дня получения соответствующего статуса. Вне зависимости от способа управления МКД региональный оператор заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками нежилых помещений (абз. 3 п. 148(1) Правил № 354).

За каждые 24 часа отклонения суммарно в течение расчетного периода, в котором оно произошло, размер платы снижается на 3,3%.

Требования установлены разд. VII приложения 1 к Правилам № 354.

КУ по обращению с твердые коммунальные отходы не предоставляется на общедомовые нужды. Это предусмотрено п. 148(29) Правил № 354.

Плата за ТКО в счете за коммунальные услуги

Когда в вашем регионе начнет действовать новый порядок, вы должны будете исключить плату за вывоз мусора из состава платы за содержание жилого помещения. «Обращение с ТКО» нужно будет указать отдельной строкой в квитанции.

Плата будет рассчитываться исходя из количества постоянно и временно проживающих в помещении потребителей, если в субъекте РФ не принято решение о расчете платы исходя из общей площади жилого помещения.

Размер платы за КУ в квитанции по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителя рассчитывается по формулам 9(1)-9(8) приложения 2 к Правилам № 354 (пп. 148(30), 148(31), 148(38)). Порядок расчета зависит от двух факторов:

  • принимал ли орган власти субъекта РФ решение о расчете платы за обращение с ТКО исходя из общей площади жилого помещения;
  • раздельно или без разделения производится сбор и накопление ТКО в МКД.
  • Об оптимизации управления твердыми бытовыми отходами в системе ЖКХ
  • организация и содержание таких мест, в т. ч. обслуживание и очистка мусоропроводов, мусороприемников, контейнерных площадок;
  • организация сбора отходов I–IV классов опасности (далее - опасные отходы), например отработанных ртутьсодержащих ламп;
  • передача опасных отходов в организации, имеющие лицензии на сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение таких отходов.

Это предусмотрено подп. «д(2)» п. 11 Правил № 491 и п. 26(1) Минимального перечня.

Отходы ТКО - это аббревиатура, которая возникла относительно недавно. Несколько ранее в разговоре, а также в документах такой вид отходов именовался как ТБО (твердые биологические отходы).

Помимо изменения аббревиатуры и перечня отходов ТКО, Федеральным законом были внесены изменения в способы утилизации мусора. Обо всем подробнее расскажем в статье.

Что это такое?

Твердые коммунальные отходы - расшифровка отходов ТКО. Понятие было официально установлено Законом Федерации от 29.12.2014 № 458-ФЗ.

Исходя из содержания этого ФЗ ТКО - это все те отходы, которые формируются и накапливаются в жилых помещениях в результате жизнедеятельности людей, а также товары народного потребления, которые утратили свой срок годности. Также законодательством к твердым отходам коммунального быта был отнесен мусор, который формируется в результате деятельности лиц юридической специфики, индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, можно прийти к выводу, что ТКО - это тот мусор, который образуется в результате деятельности человека, предприятий и организаций.

Разновидности ТКО

Отходы, относящиеся к ТКО, подразделяются на 2 категории:

  • биологические - те, которые еще называют отбросами;
  • небиологические - обычный бытовой мусор.

Следовательно, к твердым коммунальным отходам относится большая часть городского мусора. Биологические ТКО - это пищевые и растительные отходы, кости и т. п. Небиологический мусор - это синтетические отходы (стекло, пластик, целлюлоза, текстиль, полиэтилен и пр.)

Отличия ТКО от ТБО

ТКО - твердые коммунальные отходы. ТБО - твердые биологические отходы. Первое понятие официально, согласно установленному закону, вытеснило второе. Поэтому ТБО осталось только в разговорной речи, в документации оно больше не фигурирует.

Отходы ТКО - это более расширенное понятие, нежели бытовой мусор. Все дело в том, что в ТКО входят не только отходы, которые регулярно выносятся из жилых домов и квартир, но и мусор, который скапливается в офисах и на предприятиях в течение рабочего дня.

ТБО и ТКО несут одинаковый смысл, поэтому нет ничего страшного для обычного человека в том, чтобы перепутать эти 2 понятия. Важное значение эти аббревиатуры имеют для предприятий и организаций, занимающихся сбором и утилизацией мусора возле жилых домов и промышленных зданий. Ведь эти предприятия работают с документацией, в которой фигурирует исключительно сокращение ТКО.

До действий ФЗ № 438 оплата за вывоз мусора складывалась из статуса помещения - жилое или нежилое, а также из количества квадратных метров. После вступления в силу данного закона оплата за услугу вывоза мусора зависит от статуса потребителя - физическое или юридическое лицо.

Дело в том, что обычные жители квартир и домов накапливают и выносят намного меньше мусора, чем такового получается с предприятий, офисов. Разумеется, и оплата первых будет намного меньше, чем вторых.

Таким образом, ТБО и ТКО - практически равнозначные понятия. Только первое осталось разговорным, а второе фигурирует в документах и отчетах.

Какие отходы относятся к ТКО по ФККО?

В Федеральном классификационном каталоге отходам ТКО посвящен целый раздел. В блоке № 7 можно отыскать категории, к которым относится тот или иной вид мусора.

7 (30 000 00 00 0) - номер в каталоге, посвященный твердым коммунальным отходам. Далее приведем "выписку" из ФККО, в которой отражены списки основных видов мусора:

7 31 110 01 72 4 неотсортированные отходы из квартир
7 31 110 02 21 5 крупногабаритные отходы из квартир
7 31 200 01 72 4 мусор и сметенная грязь, собранные с улиц
7 31 200 02 72 5 мусор, собранный после уборки парковых зон
7 31 200 03 72 5 смет и мусор, собранный с общественных клумб и кладбищ
7 31 205 11 72 4 смет, собранный возле бордюров у дорог транспортного движения
7 31 211 01 72 4 отходы с решеток снегозадержания
7 31 211 11 39 4 налет счищения оборудования для снеготаяния с большей долей содержания SiO 2
7 31 300 01 20 5 остатки растений с газонов и цветников
7 31 300 02 20 5 остатки растительной природы после опила деревьев, срезания кустов
7 33 100 01 72 4 сор из офисных помещений, некрупногабаритный
7 22 100 02 72 5 сор из помещений офисного и бытового направления, который практически не опасен
7 33 151 01 72 4 мусор с плавучих транспортных средств, не предназначенных для перевозки людей

Это далеко не полный перечень отходов ТКО из ФККО. Но уже просмотрев небольшую выдержку из каталога, можно увидеть много повторений с незначительными уточнениями. Разницы существенной в этом нет, кроме различий в категориях опасности.

Некоторые виды ТКО относятся и к некоторым другим разделам классификационного каталога: раздел № 4 "Отходы потребления производственные и непроизводственные".

Правила сбора

Отходы ТКО - это мусор, который подлежит определенным правилам обращения. Все эти правила прописаны в официальном документе "Об обращении с ТКО" от 12.11.2016 № 1156.

Обращение с отходами ТКО: сбор, вывоз, утилизация выполняет специально назначенная региональная организация, которая полностью ответственна за проводимые действия.

Места сбора мусора из жилых помещений заявлены в договоре, заключенном с такой региональной организацией. Чаще всего сбор отходов осуществляется:

  • в емкости или пакеты разового пользования, которые предоставляет данная региональная организация;
  • в контейнеры, урны или другие крупные емкости, размещенные на специально предназначенной площадке на улице;
  • в мусороприемные камеры, расположенные в жилых домах.

Это касается некрупных отходов. Крупногабаритные собираются в следующих местах:

  • в специальных бункерах, расположенных на площадках;
  • на специально отведенной территории.

Главным при соблюдении правил обращения является отделение отходов 1 и 2 классов опасности от безопасных.

Способы утилизации

Способов избавления от твердых коммунальных отходов несколько:

Захоронение

Захоронение отходов ТКО - это самый выгодный в плане финансов способ избавление от мусора. Выгодно финансово, но пагубно для окружающей среды, поскольку многие виды ТКО не разлагаются вовсе или на это уйдет несколько десятков, а возможно и сотен лет. К тому же, захоронение требует задействование огромных территорий земли. Для этого отводится специальный полигон для захоронения.

Полигоны обязательно должны располагаться за жилыми зонами, а также вдали от водоохранных, рекреационных, лечебно-профилактических, парковых зон.

Некоторые переработанные и захороненные отходы способны выделять опасный газ, способный нанести вред всему окружающему. Такой свалочный газ также необходимо собирать и утилизировать.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что захоронение имеет лишь одно преимущество перед другими способами утилизации ТКО - дешевизна.

Сжигание

Сжигание отходов ТКО - самый распространенный способ утилизации. После сжигания мусора от него остается лишь зола, которую проще ликвидировать, чем первоначальный вид твердых бытовых отходов.

Недостатком сжигания является то, что в процессе горения в атмосферу выделяется большое количество вредных и даже опасных веществ. Поэтому проводить процесс утилизации огромного количества мусора данным способом под открытым небом запрещено. Для этого используют специальные печи, которые обладают функцией нейтрализации выделяемых газов.

К преимуществам данного метода ликвидации ТКО можно отнести небольшие финансовые затраты, а также то, что после сжигания от мусора не остается ничего, кроме золы, которую легко ликвидировать. Если рационально подойти к процессу сжигания отходов, то выделяемое тепло можно задействовать для получения отопления и/ или электроэнергии.

Разработан один из методов безопасного сжигания мусора - пиролиз. Его суть заключается в термической ликвидации отходов, но без присутствия воздуха. Таким образов в процессе не формируется и не выделяется никаких вредных газов и дымов.

Компостирование

Компостирование применимо только для отходов растительного или пищевого вида, поскольку компостирование - это ничто иное, как разложение. Собранные воедино органические отходы подвергаются воздействию микроорганизмов, которые своей деятельностью превращают отходы в компост.

Компост считается самым лучшим видом удобрений, поскольку состоит исключительно из органического сырья. Такой вид удобрений широко применим в сельском хозяйстве.

Для компостирования ТКО выделяется удаленный от жилых зон участок земли, где много влаги и тени, а также есть возможность отведения лишнего количества влаги.

Если судить о преимуществах этого метода, то их несколько:

  • безопасность для окружающей среды;
  • дешевизна;
  • получение полезного для сельского хозяйства удобрения;
  • улучшение состояния земли, на которой осуществляется процесс компостирования.

Недостатков немного:

  • выделения большой площади земли;
  • выделяемый в процессе перегнивания неприятный запах.

При помощи компостирования удается безопасно утилизировать 35 % от всего количества ТКО. Но, чтобы данный процесс утилизации проходил беспрепятственно, требуется отсортировывать органические отходы от синтетических. Для этого в некоторых дворах устанавливают отдельные контейнеры для пластика, стекла и т. п. В странах Европы это практикуется уже давно.

В России активно действует система сбора отработанных батареек, старых лампочек, отслуживших ртутных градусников.

Переработка вторсырья

Некоторые отходы ТКО способны обрести "вторую жизнь". Для этого применяется такой метод утилизации, как переработка вторсырья. Такой способ позволяет не только в несколько раз снизить количество отходов, но и существенно сэкономить природные ресурсы.

Вторичной переработке подлежат следующие виды мусора:

  • черные и цветные металлы, которые отправляют под пресс, а затем на переплавку;
  • древесина, которая помогает сократить вырубку деревьев;
  • пластмасса, однако вторичная переработка этого материала намного затратнее, чем ее первичное производство;
  • стекло, которое в качестве вторсырья идет на использование в строительстве;
  • нефтепродукция (масла, асфальт);
  • макулатура, которая идет на изготовление новой бумаги;
  • использованная электроника.

Класс опасности

Подавляющее число отходов, относящихся к ТКО, имеют 4 и 5 класс опасности. К 5 классу относят самый безопасный для окружающей среды мусор, к 4 - малоопасные.

При утилизации 5 класса отбросов не требуется никаких официальных подтверждений и составления паспорта на мусор. К такому виду отходов ТКО относят спилы и срубы деревьев, кустовые ветки, листья, мусор, собранный с парковых, аллейных зон. Все это можно вывозить и ликвидировать без лицензий и прочих документов.

Аббревиатура ТБО расшифровывается как «твердые бытовые отходы». Иначе говоря, ТБО – это вещи, лишившиеся своих потребительских свойств: макулатура, разбитое стекло, остатки пищи и т. д. Их можно условно разделить на биологические и небиологические. Все это образуется в квартирах ежедневно и составляет основную долю всех городских твердых отходов.

До декабря 2014 года аббревиатура ТБО присутствовала в официальных документах, но с федеральным законом № 458 ее заменили на ТКО. Поэтому разницы между ТБО и ТКО нет.

Сделаны эти поправки были для того, чтобы нормализовать ситуацию с загрязнением окружающей среды. Твердые отходы, годами гниющие на свалках, привели к серьезному ухудшению экологической обстановки во многих крупных городах. Изменения в законодательстве направлены на борьбу с загрязнением и увеличением перерабатываемого мусора.

Расшифровка ТКО и ТБО

Согласно принятому в декабре 2014 года закону, ТКО – это отходы, появляющиеся в жилых помещениях и являющиеся результатом человеческой деятельности, или вещи, которые не могут выполнять свои функции. Отходы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей тоже относятся к этой категории, и именно этот пункт делает понятие «твердые коммунальные отходы» шире чем «твердые бытовые отходы».

Для обычных граждан разница между этими аббревиатурами не принципиальна, она важна для организаций, занимающихся сбором и вывозом мусора, так как понятие «ТБО» теперь перешло разговорную речь и не может использоваться в официальной документации.

Замена ТБО на ТКО потребовалась для разъяснения ситуации, связанной с вывозом твердых отходов. Если для утилизации ТБО были важны статус (жилое или нежилое) и площадь помещения, то стоимость коммунальных услуг за сбор коммунальных отходов зависит от нормативов, установленных на потребителя в зависимости от его статуса. Теперь жители многоквартирных зданий будут платить за уборку мусора меньше, чем предприятия.

Способы утилизации ТКО

Есть несколько вариантов избавиться от ТКО:

  • захоронение;
  • сжигание;
  • компостирование;
  • переработка.

Захоронение ТКО

На первый взгляд, захоронение твердых отходов на полигонах является самым дешевым способом, но на практике это не совсем так.

Полигоны для твердого мусора должны располагаться вдалеке от жилых, рекреационных, водоохранных районов, нельзя, чтобы рядом со свалками были больницы и парки. Они занимают огромные территории, и если в будущем потребуется их использование, придется потратить много денег и времени, чтобы на них можно было заниматься сельским хозяйством и стоить жилые здания.

Свалки наносят огромный вред почве и воздуху, загрязняют грунтовые воды. Кроме того, в процессе разложения отходов выделяется газ, который может загореться. Чтобы избежать пожара, его необходимо собрать и утилизировать.

К тому же, захоронение радиоактивных и токсичных твердых отходов запрещено, и для них нужен другой метод утилизации.

Сжигание ТКО

Самым распространенным способом утилизации ТКО является сжигание. В отличие от захоронения, требующего много пространства, после сжигания от твердых коммунальных отходов остается только зола.

Еще одним преимуществом этого метода является его дешевизна. Кроме того, побочным эффектом от сжигания является выделение тепла, которое можно использовать для отопления и иных целей.

Как и в случае с захоронением, главным недостатком сжигания является вред, наносимый окружающей среде. При горении твердые отходы выделяют токсичные вещества, загрязняющие воздух и воду. Но современные мусоросжигатели оснащены системой очистки и не вредят природе.

К сжиганию относится и пиролиз – разложение твердых коммунальных отходов под воздействие высокой температуры в безвоздушной среде. Этот метод тоже безопасен для природы.

Схема пиролиза ТКО

Компостирование – это разложение коммунальных отходов микроорганизмами. Утилизировать таким способом можно только органические виды мусора. В результате такой переработки получается компост – натуральное удобрение, которое в дальнейшем используется в сельском хозяйстве.

Этот способ является простым и дешевым, но для его реализации необходима сортировка мусора. Единственным недостатком является неприятный запах, выделяемый в результате гниения.

Переработка ТКО

К ТКО относится большое количество мусора, который можно использовать вторично:

  • чермет и цветмет отправляется на литейные заводы для последующей переплавки;
  • пластик , если он не сильно загрязнен, а к полученному после переработки материалу нет жестких требований;
  • стекло , которое после переработки можно использовать в строительстве;
  • макулатура , из которой делают бумагу;
  • дерево , которое в дальнейшем может пригодиться в строительстве;
  • бытовая электроника , из электронных плат которой отсортированный металл отправляется на переработку;
  • нефтепродукты : асфальт или битум.

Для каждого вида отходов существует своя технология переработки. Использование вторсырья в производстве позволяет сэкономить природные ресурсы.

Классификация ТКО и их переработка, выражена в процентах

Варианты экономии на мусоре

Изменения в закон были внесены, чтобы урегулировать систему вывоза и переработки мусора. Раньше отходы либо вывозили и скидывали на полигон, не разбираясь, есть ли там сырье, пригодное для переработки, либо забирали только то, что относится к ТБО, а остальное скидывали на ближайшую свалку.

Теперь управляющая компания обязана следить за накоплением отходов и чистотой контейнеров, снижать стоимость услуг по обращению ТКО за переработанный твердый мусор.

Существуют способы снизить плату за этот вид коммунальных услуг:

  • Стоимость услуг зависит от количества людей, постоянно проживающих в квартире. При отъезде в отпуск или командировку на срок более 5 суток стоит подать заявление на перерасчет.
  • Если предоставляемые оператором услуги низкого качества (несвоевременный вывоз коммунальных отходов и т. п.), следует написать претензию. В таком случае оператор обязан заплатить штраф, а жильцы могут добиться снижения оплаты.
  • При разделении твердых отходов плата рассчитывается исходя из объема, а не нормативов на каждого жильца. К тому же, конечный счет за услуги снижается за счет мусора, переданного на переработку.

В настоящее время существует ряд способов хранения и переработки коммунальных отходов, а именно: предварительная сортировка, санитарная земляная засыпка, сжигание, биотермическое компостирование, низкотемпературный пиролиз, высокотемпературный пиролиз.

Предварительная сортировка.

Этот технологический процесс предусматривает разделение коммунальных отходов на фракции на мусороперерабатывающих заводах вручную или с помощью автоматизированных конвейеров. Сюда входит процесс уменьшения размеров мусорных компонентов путем их измельчения и просеивания, а также извлечение более или менее крупных металлических предметов, например консервных банок. Отбор их как наиболее ценного вторичного сырья предшествует дальнейшей утилизации коммунальных отходов (например, сжиганию). Поскольку сортировка коммунальных отходов - одна из составных частей утилизации коммунальных отходов, то имеются специальные заводы для решения этой задачи, т. е. выделения из коммунальных отходов фракций различных веществ: металлов, пластмасс, стекла, костей, бумаги и других материалов с целью дальнейшей их раздельной переработки.

Санитарная земляная засыпка.

Такой технологический подход к обезвреживанию коммунальных отходов связан с получением биогаза и последующим использованием его в качестве топлива. С этой целью коммунальные отходы засыпают по определенной технологии слоем грунта толщиной 0,6-0,8 м в уплотненном виде. Биогазовые полигоны снабжены вентиляционными трубами, газодувками и емкостями для сбора биогаза. Наличие в толщах мусора на свалках пористости и органических компонентов создаст предпосылки для активного развития микробиологических процессов. Толщу свалки условно можно разделить на несколько зон (аэробную, переходную и анаэробную), различающихся характером микробиологических процессов. В самом верхнем слое, аэробном (до 1-1,5 м), коммунальные отходы благодаря микробному окислению постепенно минерализуется до двуокиси углерода, воды, нитратов, сульфатов и ряда других простых соединений. В переходной зоне происходит восстановление нитратов и нитритов до газообразного азота и его оксидов, т. е. процесс денитрификации. Наибольший объем занимает нижняя анаэробная зона, в которой интенсивные микробиологические процессы протекают при малом (ниже 2%) содержании кислорода. В этих условиях образуются самые различные газы и летучие органические вещества. Однако центральным процессом этой зоны является образование метана. Постоянно поддерживающаяся здесь температура (30-40° С) становится оптимальной для развития метанообразующих бактерий. Таким образом, свалки представляют собой наиболее крупные системы по производству биогаза из всех современных. Можно предположить, что и в перспективе роль мусорных свалок заметно не уменьшится, поэтому извлечение биогаза из них с целью его полезного использования будет оставаться актуальным. Однако возможно и существенное сокращение мусорных свалок за счет максимально возможного вторичного использования коммунальных отходов путем селективного сбора составляющих его компонентов - макулатуры, стекла, металлов и т. д.

Сжигание. Это широко распространенный способ уничтожения коммунальных отходов, который широко применяется с конца XIX в. Сложность непосредственной утилизации коммунальных отходов обусловлена, с одной стороны, их исключительной многокомпонентностью, с другой - повышенными санитарными требованиями к процессу их переработки. В связи с этим сжигание до сих пор остается наиболее распространенным способом первичной обработки коммунальных отходов. Сжигание коммунальных отходов, помимо снижения объема и массы, позволяет получать дополнительные энергетические ресурсы, которые могут быть использованы для централизованного отопления и производства электроэнергии. К числу недостатков этого способа относится выделение в атмосферу вредных веществ, а также уничтожение ценных органических и других компонентов, содержащихся в составе коммунальных отходов. Сжигание можно разделить на два вида: непосредственное сжигание, при котором получается только тепло и энергия, и пиролиз, при котором образуется жидкое и газообразное топливо. В настоящее время уровень сжигания коммунальных отходов в отдельных странах различен. Так, из общих объемов коммунальных отходов доля сжигания колеблется в таких странах, как Австрия, Италия, Франция, Германия, от 20 до 40%; Бельгия, Швеция - 48-50%; Япония - 70%; Дания, Швейцария 80%; Англия и США - 10%. В России сжиганию подвергаются пока лишь около 2% коммунальных отходов, а в Москве - около 10%. Для повышения экологической безопасности необходимым условием при сжигании коммунальных отходов является соблюдение ряда принципов. К основным из них относятся температура сжигания, которая зависит от вида сжигаемых веществ; продолжительность высокотемпературного сжигания, зависящая также от вида сжигаемых отходов; создание турбулентных воздушных потоков для полноты сжигания отходов. Различие отходов по источникам образования и физико-химическим свойствам предопределяет многообразие технических средств и оборудования для сжигания. В последние годы ведутся исследования по совершенствованию процессов сжигания, что связано с изменением состава коммунальных отходов, ужесточением экологических норм. К модернизированным способам сжигания отходов можно отнести замену воздуха, подаваемого к месту сжигания отходов для ускорения процесса, на кислород. Это позволяет снизить объем горючих отходов, изменить их состав, получить стеклообразный шлак и полностью исключить фильтрационную пыль, подлежащую подземному складированию. Сюда же относится и способ сжигания мусора в псевдосжиженном слое. При этом достигается высокая полнота сгорания при минимуме вредных веществ. По зарубежным данным, сжигание мусора целесообразно применять в городах с населением не менее 15 тыс. жителей при производительности печи около 100 т/сут. Из каждой тонны отходов можно выработать около 300-400 кВт-ч электроэнергии. В настоящее время топливо из коммунальных отходов получают в измельченном состоянии, в виде гранул и брикетов. Предпочтение отдается гранулированному топливу, так как сжигание измельченного топлива сопровождается большим пылевыносом, а использование брикетов создает трудности при загрузке в печь и поддержании устойчивого горения. Кроме того, при сжигании гранулированного топлива намного выше КПД котла. Мусоросжигание обеспечивает минимальное содержание в шлаке и золе разлагающихся веществ, однако оно является источником выбросов в атмосферу. Мусоросжигательными заводами (МСЗ) выбрасываются в газообразном виде хлористый и фтористый водород, сернистый газ, а также твердые частицы различных металлов: свинца, цинка, железа, марганца, сурьмы, кобальта, меди, никеля, серебра, кадмия, хрома, олова, ртути и др. Установлено, что содержание кадмия, свинца, цинка и олова в копоти и пыли, выделяющихся при сжигании коммунальных горючих отходов, изменяется пропорционально содержанию в отходах пластмассовых отходов. Выбросы ртути обусловлены присутствием в отходах термометров, сухих гальванических элементов и люминесцентных ламп. Наибольшее количество кадмия содержится в синтетических материалах, а также в стекле, коже, резине. Исследованиями США выявлено, что при прямом сжигании коммунальных отходов большая часть сурьмы, кобальта, ртути, никеля и некоторых других металлов поступает в отходящие газы из негорючих компонентов, т. е. удаление негорючей фракции из коммунальных отходов понижает концентрацию в атмосфере этих металлов. Источниками загрязнения атмосферы кадмием, хромом, свинцом, марганцем, оловом, цинком являются в равной степени как горючая, так и негорючая фракции коммунальных отходов. Существенное уменьшение загрязнения атмосферного воздуха кадмием и медью возможно за счет отделения из горючей фракции полимерных материалов.

Таким образом, можно констатировать, что главным направлением в сокращении выделения вредных веществ в окружающую среду является сортировка или раздельный сбор коммунальных отходов. В последнее время все более распространяется метод совместного сжигания коммунальных отходов. Этим достигается отсутствие неприятного запаха, использование тепла от сжигания отходов для сушки осадков сточных вод. Надо отметить, что технология сжигания коммунальных отходов развивалась в период, когда не были еще ужесточены нормы выброса газовой составляющей. Однако сейчас стоимость газоочистки на мусоросжигательных заводах резко возросла. Все мусоросжигательные предприятия являются убыточными. В этой связи разрабатываются такие способы переработки сжигания коммунальных отходов, которые позволили бы утилизировать и вторично использовать ценные компоненты, содержащиеся в них.

Биотермическое компостирование. Этот способ утилизации сжигания коммунальных отходов основан на естественных, но ускоренных реакциях трансформации мусора при доступе кислорода в виде горячего воздуха при температуре порядка 60°С. Биомасса сжигания коммунальных отходов в результате данных реакций в биотермической установке (барабане) превращается в компост. Однако для реализации этой технологической схемы исходные отходы должны быть очищены от крупногабаритных предметов, а также металлов, стекла, керамики, пластмассы, резины. Полученная фракция сжигания коммунальных отходов загружается в биотермические барабаны, где выдерживается в течение 2 сут. с целью получения товарного продукта. После этого компостируемые отходы вновь очищаются от черных и цветных металлов, до измельчается и затем складируется для дальнейшего использования в качестве компоста в сельском хозяйстве или биотоплива в топливной энергетике. Биотермическое компостирование обычно проводится на заводах по механической переработке сжигания коммунальных отходов и является составной частью технологической цепи этих заводов. Однако современные технологии компостирования не дают возможности освободиться от солей тяжелых металлов, поэтому компост из сжигания коммунальных отходов фактически малопригоден для использования в сельском хозяйстве. Кроме того, большинство таких заводов убыточны. Поэтому предпринимаются разработки концепций получения синтетического газообразного и жидкого топлива для автотранспорта из продуктов компостирования, выделенных на мусороперерабатывающих заводах. Например, предполагается реализовать получаемый компост в качестве полуфабриката для дальнейшей его переработки в газ.

Способ утилизации сжигания коммунальных отходов пиролизом известен достаточно мало, особенно в нашей стране, из-за своей дороговизны. Он может стать дешевым и не отравляющим окружающую среду приемом обеззараживания отходов. Технология пиролиза заключается в необратимом химическом изменении мусора под действием температуры без доступа кислорода. По степени температурного воздействия на вещество сжигания коммунальных отходов пиролиз как процесс условно разделяется на низкотемпературный (до 900°С) и высокотемпературный (свыше 900° С).

Низкотемпературный пиролиз - это процесс, при котором размельченный материал сжигания коммунальных отходов подвергается термическому разложению. При этом процесс пиролиза сжигания коммунальных отходов имеет несколько вариантов: пиролиз органической части отходов под действием температуры в отсутствии воздуха; пиролиз в присутствии воздуха, обеспечивающего неполное сгорание отходов при температуре 760°С; пиролиз с использованием кислорода вместо воздуха для получения более высокой теплоты сгорания газа; пиролиз без разделения отходов на органическую и неорганическую фракции при температуре 850°С и др. Повышение температуры приводит к увеличению выхода газа и уменьшению выхода жидких и твердых продуктов. Преимущество пиролиза по сравнению с непосредственным сжиганием отходов заключается, прежде всего, в его эффективности с точки зрения предотвращения загрязнения окружающей среды. С помощью пиролиза можно перерабатывать составляющие отходов, неподдающиеся утилизации, такие как автопокрышки, пластмассы, отработанные масла, отстойные вещества. После пиролиза не остается биологически активных веществ, поэтому подземное складирование пиролизных отходов не наносит вреда природной среде. Образующийся пепел имеет высокую плотность, что резко уменьшает объем отходов, подвергающийся подземному складированию. При пиролизе не происходит восстановления (выплавки) тяжелых металлов. К преимуществам пиролиза относятся и легкость хранения и транспортировки получаемых продуктов, а, также то, что оборудование имеет небольшую мощность. В целом процесс требует меньших капитальных вложений. Установки или заводы по переработке коммунальных отходов способом пиролиза функционируют в Дании, США, ФРГ, Японии и других странах. Активизация научных исследований и практических разработок в этой области началась в 70-х годах ХХ столетия, в период "нефтяного бума". С этого времени получение из пластмассовых, резиновых и прочих горючих отходов энергии и тепла путем пиролиза стало рассматриваться как один из источников выработки энергетических ресурсов. Особенно большое значение придают этому процессу в Японии.

Высокотемпературный пиролиз. Этот способ утилизации коммунальных отходов, по существу, есть не что иное, как газификация коммунальных отходов. Технологическая схема этого способа предполагает получение из биологической составляющей (биомассы) отходов вторичного синтез-газа с целью использования его для получения пара, горячей воды, электроэнергии. Составной частью процесса высокотемпературного пиролиза являются твердые продукты в виде шлака, т. е. непиролизуемые остатки. Технологическая цепь этого способа утилизации состоит из четырех последовательных этапов: отбор из коммунальных отходов крупногабаритных предметов, цветных и черных металлов с помощью электромагнита и путем индукционного сепарирования; переработка подготовленных отходов в газофикаторе для получения синтез-газа и побочных химических соединений - хлора, азота, фтора, а также шкала при расплавлении металлов, стекла, керамики; очистка синтез-газа с целью повышения его экологических свойств и энергоемкости, охлаждение и поступление его в скруббер для очистки щелочным раствором от загрязняющих веществ соединений хлора, фтора, серы, цианидов; сжигание очищенного синтез-газа в котлах-утилизаторах для получения пара, горячей воды или электроэнергии. Научно-производственной фирмой "Термоэкология" акционерного общества "ВНИИЭТО" (г. Москва) предложена комбинированная технология переработки шлаковых и зольных отвалов ТЭЦ с добавлением части коммунальных отходов. Этот метод высокотемпературного пиролиза переработки отходов основан на комбинации процессов в цепи: сушка-пиролиз-сжигание электрошлаковая обработка. В качестве основного агрегата предполагается использовать рудно-термическую электропечь в герметичном варианте, в которой будут расплавляться подаваемые шлак и зола, выжигаться из них углеродные остатки, а металлические включения осаживаться. Электропечь должна иметь раздельный выпуск металла, который в дальнейшем перерабатывается, и шлака, из которого предполагается изготовлять строительные блоки или гранулировать с последующим использованием в строительной индустрии. Параллельно в электропечь будут подаваться коммунальных отходов, где они газифицируются под действием высокой температуры расплавленного шлака. Количество воздуха, подаваемого в расплавленный шлак, должно быть достаточным для окисления углеродного сырья и коммунальных отходов. Технологическая схема этого производства не предъявляет жестких требований к влажности исходного сырья - коммунальных отходов в процессе предварительной подготовки, морфологическому и химическому составам и агрегатному состоянию. Конструкция аппаратуры и технологическое обеспечение позволяет получить вторичную энергию в виде горячей воды или перегретого водяного пара с подачей их потребителю, а также вторичной продукции в виде керамической плитки или гранулированного шлака и металла. По существу, это и есть вариант комплексной переработки коммунальных отходов, их полной экологически чистой утилизации с получением полезных продуктов и тепловой энергии из "бросового" сырья - коммунальных отходов.

Высокотемпературный пиролиз является одним из самых перспективных направлений переработки коммунальных отходов с точки зрения как экологической безопасности, так и получения вторичных полезных продуктов синтез-газа, шлака, металлов и других материалов, которые могут найти широкое применение в народном хозяйстве. Высокотемпературная газификация дает возможность экономически выгодно, экологически чисто и технически относительно просто перерабатывать коммунальных отходов без их предварительной подготовки, т. е. сортировки, сушки и т. д.

Традиционные свалки не переработанных коммунальных отходов не только портят ландшафт, но и представляют потенциальную угрозу здоровью людей. Загрязнение происходит не только в непосредственной близости от свалок, в случае заражения грунтовых вод загрязненной может оказаться огромная территория. переработка коммунальный отходы

Основная задача, стоящая перед системами переработки коммунальных отходов - это наиболее полно утилизировать отходы, образующиеся на некоторой территории. При подборе технологий для реализуемых проектов нужно руководствоваться двумя важными требованиями: обеспечить минимум или полное отсутствие выбросов и произвести максимум ценных конечных продуктов, для реализации их на рынке. Наиболее полно эти задачи могут быть достигнуты при использовании систем автоматической сортировки и разделенной переработки различных видов отходов при помощи современных технологий.

Переработка горючих отходов.

Предлагаемая технология газификации позволяет перерабатывать горючие отходы в закрытом реакторе с получением горючего газа. Могут быть переработаны отходы следующих типов:

  • - горючая фракция коммунальных отходов, выделенная при сортировке;
  • - твердые промышленные отходы - нетоксичные твердые отходы, произведенные промышленными, торговыми и другими центрами, например: пластик, картон, бумага и т. д.;
  • - твердые горючие продукты переработки автомобилей: большинство автомобильных пластиков, резина, пеноматериалы, ткань, дерево и т. д.;
  • - сточные воды после осушения (наиболее эффективная переработка сточных вод достигается при использовании биотермической технологии);
  • - сухая биомасса, такая как отходы деревообработки, опилки, кора и т. д.

Процесс газификации является модульной технологией. Ценным продуктом переработки является горючий газ, производимый в объеме от 85 до 100 м3 в минуту (для модуля переработки 3.000 кг/ч), с приблизительной энергетической ценностью от 950 до 2.895 кКал/м3 в зависимости от исходного сырья. Газ может быть использован для производства тепло-/электроэнергии для сопутствующих производств или на продажу. Модуль газификации не производит выбросов в атмосферу и не имеет трубы: продуктом технологии является горючий газ, направляемый на производство энергии, и, таким образом, выбросы образуются только на выходе двигателей, бойлеров или газовых турбин, перерабатывающих горючий газ. Основное оборудование монтируется на рамах с общими внешними размерами 10 х 13 х 5 м. Технология проста в управлении и эксплуатации и может быть использована в рамках комплексных схем переработки отходов.

Переработка гниющих отходов.

Органическая фракция коммунальных отходов, полученная в результате сортировки, а также отходы ферм и очистных сооружений могут быть подвергнуты анаэробной переработке с получением метана и компоста, пригодного для сельскохозяйственных и садоводческих работ.

Переработка органики происходит в реакторах, где бактерии, производящие метан, перерабатывают органическую субстанцию в биогаз и гумус. Субстанция выдерживается в реакторе при определенной температуре 15-20 дней. Завод обычно состоит из двух или более параллельных линий. Биореакторы стационарны и расположены вертикально. Размер одного реактора может достигать 5000 куб. м. Это примерно соответствует отходам, производимым населением в 200 000 человек. Для переработки большего объема отходов требуется два или более параллельных реактора. При необходимости, по окончании анаэробной переработки субстанция пастеризуется и после этого полностью осушается в твердую массу, составляющую 35-45% от первоначального объема. На следующей стадии масса может быть подвергнута постаэрации и просеиванию для улучшения показателей хранения, эстетического вида и удобства использования.

Конечный продукт, гумус, полностью переработан, стабилизирован и пригоден для ландшафтных работ, садоводства и сельского хозяйства. Метан может быть использован для производства тепло/электроэнергии.

Переработка использованных шин.

Для переработки шин используется технология низкотемпературного пиролиза с получением электроэнергии, сорбента для очистки воды или высококачественной сажи, пригодной для производства автопокрышек.

В последнее время экологическое сообщество буквально лихорадит от одновременного принятия нескольких серьезных нормативно-правовых актов, перестраивающих всю систему экологического контроля и надзора в России. Так, накануне Нового года мы получили неожиданный законодательный «подарок» — Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 458-ФЗ). Этот документ кардинально меняет систему обращения с отходами, затрагивая фундаментальные понятия и принципы экологического права.

Мы не будем подробно останавливаться на всех изменениях, предусмотренных Федеральным законом № 458-ФЗ . Отметим только, что они коснулись практически всех аспектов обращения с отходами: были затронуты вопросы права собственности на отходы, порядка лицензирования деятельности по обращению с отходами , профессиональной подготовки лиц, допущенных к обращению с отходами, и многое другое. Кроме того, изменениям была подвергнута и терминология, применяемая в области обращения с отходами.

Нововведения коснулись и наиболее часто образуемых отходов — твердых бытовых. Так, в ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) появился новый термин для данной категории отходов:

Извлечение

Статья 1. Основные понятия
[…]
твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;
[…]

Кроме того, в указанную статью были введены новые термины, касающиеся обращения с ТКО:

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

Статья 1. Основные понятия
[…]
норматив накопления твердых коммунальных отходов — среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени;
[…]
оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;
региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами […] — оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора ;
[…]
баланс количественных характеристик образования, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации — соотношение количества образовавшихся твердых коммунальных отходов и количественных характеристик их утилизации, обезвреживания, захоронения, передачи в другие субъекты Российской Федерации (поступления из других субъектов Российской Федерации) для последующих утилизации, обезвреживания, захоронения;
[…]

Таким образом, привычный для нас термин «твердые бытовые отходы (ТБО)» был заменен на «твердые коммунальные отходы (ТКО)» . На наш взгляд, новый термин в большей степени отвечает сложившейся экологической практике. Кроме того, в сферу обращения с отходами были введены совершенно новые понятия оператора по обращению с ТКО и регионального оператора по обращению с ТКО , под которыми понимаются организации коммунального комплекса.

В соответствии с Федеральным законом № 458-ФЗ с 1 января 2016 г. Федеральный закон № 89-ФЗ будет дополнен ст. 13.2, которая содержит требования к разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами, в т.ч. с ТКО . Такая программа должна будет включать значения целевых показателей в области обращения с отходами (в т.ч. с ТКО), достижение которых обеспечивается в результате реализации программы, перечень мероприятий по обращению с отходами (в т.ч. с ТКО) с указанием ожидаемых результатов, а также информацию о финансировании данных мероприятий. Указанные мероприятия должны быть направлены на стимулирование строительства объектов обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов (в т.ч. ТКО); софинансирование строительства объектов по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов от использования товаров; стимулирование утилизации отходов, выявление мест несанкционированного размещения отходов и т.д. Перечень мероприятий будет учитываться при формировании мероприятий соответствующих государственных программ и подлежать согласованию с территориальными органами уполномоченного федерального органа исполнительной власти (т.е. с Росприронадзором). Региональная программа будет обязательна к опубликованию в сети Интернет.

С 1 января 2016 г. Федеральный закон № 89-ФЗ будет также дополнен ст. 13.3, согласно которой в целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации будет утверждаться территориальная схема в области обращения с отходами, в т.ч. с ТКО . Данная схема должна будет разрабатываться в соответствии с документами территориального планирования и включать данные о нахождении источников образования отходов, о количестве образующихся отходов, о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, о нахождении мест сбора и накопления отходов, о месте нахождения объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов (в т.ч. ТКО) на территории субъекта Российской Федерации и т.д. Схема также будет подлежать согласованию с Росприроднадзором и размещаться в открытом доступе в сети Интернет.

С 1 января 2016 г. Федеральный закон № 89-ФЗ будет дополнен целой главой — гл. V.1 «Регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (ст. 24.6-24.13).

В соответствии со ст. 24.6 сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации будут осуществляться региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, при этом должны будут соблюдаться правила обращения с ТКО, утвержденные Правительством Российской Федерации. Обращение с ТКО, которые являются отходами от использования товаров, будет осуществляться с учетом особенностей, установленных в ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ . Статус регионального оператора будет присваиваться юридическому лицу на основании конкурсного отбора, проводимого уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на срок не менее 10 лет. Основания для лишения юридического лица статуса регионального оператора будут определены в правилах обращения с ТКО.

Согласно ст. 24.7 собственник ТКО будет заключать с региональным оператором публичный договор в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (договор можно будет дополнить по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями). Региональный оператор будет не вправе отказать собственнику в заключении договора, если отходы собственника образуются и места их сбора находятся в зоне деятельности оператора (кстати, региональный оператор будет вправе осуществлять деятельность на территории иного субъекта Российской Федерации в соответствии с правилами обращения с ТКО и с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации). Это положение не может не радовать, ведь получается, что собственники объектов размещения ТКО — региональные операторы — будут иметь не только права, но и обязанности.

Например, автор статьи, работая одно время экологом на крупном предприятии, сбилась с ног в поисках компаний, готовых принять некоторые специфические виды отходов. Причем в лицензиях компаний эти отходы были указаны, однако по разным причинам (чаще всего это было отсутствие выгоды и желания «возиться» с такими отходами) нам отказывали.

На основании ст. 24.8 к регулируемым видам деятельности в области обращения с ТКО будут относиться:

Обработка ТКО;

Обезвреживание ТКО;

Захоронение ТКО;

Оказание услуги по обращению с ТКО региональным оператором.

Все перечисленные виды деятельности будут осуществляться по ценам, определенным соглашением сторон и не превышающим предельные тарифы , которые будут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов, для каждой организации, осуществляющей указанные виды деятельности, и для каждого из перечисленных видов деятельности. Регулированию будут подлежать единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, а также тарифы на обработку, обезвреживание и захоронение ТКО.

К СВЕДЕНИЮ

При установлении единого тарифа на услугу регионального оператора не будут учитываться его затраты на обработку, утилизацию ТКО.

Согласно ст. 24.9 регулирование тарифов будет производиться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления. Единый тариф на услугу по обращению с ТКО будет устанавливаться в отношении региональных операторов, иные подлежащие регулированию тарифы — в отношении операторов по обращению с ТКО. Тарифы будут рассчитываться исходя из основ ценообразования, установленных Правительством Российской Федерации. Методы регулирования тарифов и критерии их применения будут определяться Правительством Российской Федерации. В случае изменения тарифов по инициативе государства (например, в связи с изменениями в законодательстве) будет предусмотрен порядок компенсации недополученной выгоды для операторов ТКО. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО, будет проводит мониторинг тарифов.

В соответствии со ст. 24.10 для расчета объема и (или) массы ТКО при заключении договоров с операторами ТКО необходимо будет руководствоваться правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО , утвержденными Правительством Российской Федерации. В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) массы ТКО планируется определять исходя из нормативов накопления ТКО , установленных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органами местного самоуправления. Порядок определения нормативов накопления ТКО будет установлен Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 24.11 вся информация, касающаяся регулируемых видов деятельности по обращению с ТКО (в т.ч. информация о тарифах и параметрах тарифного регулирования), будет общедоступной и должна будет публиковаться в сети Интернет.

На основании ст. 24.12 правомерность и обоснованность установления и изменения тарифов будут проверяться на федеральном и региональном уровнях, при этом предполагается проведение плановых и внеплановых проверок (например, по обращениям граждан).

Кроме того, согласно ст. 24.13 теперь для строительства, реконструкции и (или) модернизации объектов, используемых для обращения с ТКО, необходимо будет составлять на основании территориальной схемы в области обращения с отходами инвестиционную программу , которая должна будет содержать плановые и фактические значения показателей эффективности объектов обращения с ТКО, перечень мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации, объем финансовых потребностей, график реализации программы и предварительный расчет тарифов в области обращения с ТКО. Порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ будет установлен Правительством Российской Федерации.

Таким образом, до конца 2015 г. Правительству Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предстоит много «бумажной» работы, ведь они должны разработать и утвердить массу подзаконных актов в сфере обращения с ТКО до вступления в силу гл. V.1 Федерального закона № 89-ФЗ, т.е. до 1 января 2016 г.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

С 1 января 2016 г. ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ будет дополнена пп. 4 и 5, в соответствии с которыми внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) при размещении отходов (за исключением ТКО ) будет осуществляться индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы, в то время как плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО будут являться операторы по обращению с ТКО , региональные операторы , осуществляющие деятельность по их размещению.
Кроме того, согласно п. 9, которым также будет дополнена с 1 января 2016 г. ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ, расходы на плату за НВОС при размещении ТКО будут учитываться при установлении тарифов для оператора по обращению с ТКО, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с ТКО.

Отметим еще один важный момент: с 1 января 2019 г. ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ будет дополнена пп. 6 и 7, на основании которых при размещении отходов на объектах размещения отходов, не оказывающих НВОС, плата за НВОС взиматься не будет, однако следует учесть, что исключение НВОС (за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды) необходимо будет подтвердить результатами мониторинга состояния окружающей среды.

Как мы видим, изменения, предусмотренные Федеральным законом № 458-ФЗ, существенно ограничивают права органов местного самоуправления в области обращения с отходами. Если сейчас они могут сами организовывать сбор, вывоз, утилизацию, переработку отходов, то начиная с 1 января 2016 г. они смогут только принимать участие во всех операциях по обращению с отходами, причем поселковые органы самоуправления смогут участвовать только в сборе и транспортировке ТКО, районные — в обработке, утилизации, обезвреживании и захоронении ТКО, а городские — во всех перечисленных операциях в пределах городских округов.

На наш взгляд, все это только к лучшему. В ходе своей трудовой деятельности автор неоднократно работала с поселковыми администрациями по вопросу заключения договоров с лицензированными полигонами и может с уверенностью констатировать, что на местах царят хаос и полное непонимание системы экологического контроля и надзора в общем и безопасного обращения с отходами в частности.

Например, однажды разработчику проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, потребовавшему от сельской школы договор с полигоном, была предъявлена вместо него справка с печатью местной администрации о том, что данной школе разрешено вывозить ТБО в ближайший овраг за селом!

Значительное продвижение на пути к достижению безопасного обращения с отходами может произойти при соблюдении природопользователями следующей нормы Федерального закона № 89-ФЗ, которая вступит в силу с 1 января 2017 г.:

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

Статья 12. Требования к объектам размещения отходов
(в редакции, которая вступит в силу с 01.01.2017)
[…]
8. Захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.
[…]

Благодаря изменениям, предусмотренным Федеральным законом № 458-ФЗ, еще один пробел в законодательстве, о котором уже говорилось не раз, был закрыт. Так, с 1 января 2016 г. ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ будет дополнена п. 10 следующего содержания: «Запрещается применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров». Данному вопросу была посвящена одна из статей автора, опубликованная ранее в «Справочнике эколога» . Дело в том, что многие недобросовестные природопользователи в настоящее время пытаются «размещать» свои бытовые и строительные отходы, заполняя пустоты от выработки полезных ископаемых или траншеи, ямы, карьеры, выдавая этот процесс за рекультивацию земель. Причем имеют место случаи согласования (!) проектов подобной рекультивации. За последние пару лет было выпущено несколько разъяснительных писем Росприроднадзора, разъясняющих данную ситуацию. И вот теперь, к счастью, рассматриваемая норма будет закреплена законодательно, что исключит любые разночтения.

Мы кратко рассмотрели нововведения в области обращения с ТБО (теперь уже ТКО), которые ожидают нас в связи с принятием Федерального закона № 458-ФЗ. Советуем нашим читателям более подробно изучить данный документ, особенно сроки вступления в силу отдельных его положений. Как он будет работать на деле, покажет время. Будем надеяться, что принятие указанного нормативно-правового акта не станет причиной очередного витка бюрократизации системы экологического контроля, а приведет в действительному улучшению экологической обстановки в нашей стране.

Измена жены