Мифы греции краткое содержание. Древние мифы и легенды Греции

Нет ни одного народа, который не имел бы своего представления о мироздании, богах, которые управляют жизнью, а также об их борьбе за власть и влияние. Мифы Древней Греции, краткое содержание которых мы рассмотрим в нашей статье, особенные еще и тем, что много внимания уделяют человеку. Могущественные герои имеют божественное происхождение, но остаются людьми - смертными и уязвимыми, нуждаются в помощи. И ничто человеческое им не чуждо.

Что такое миф?

Прежде чем изучить мифы Древней Греции (краткое содержание - большее нам недоступно в связи с объемами статьи), стоит разобраться, что это такое - «миф». По сути, это рассказ, который отображает представления людей о мире и порядке в нем, а также о роли человека во Вселенной. Если верить античным авторам, то люди были активными участниками, а не просто толпой, которая ожидала милости от бессмертных небожителей. Но обо всем по порядку.

Еще одной особенностью греческих мифов является их высокий уровень упорядоченности и культуры. Кроме того, характер их изменялся в зависимости от региона страны, так как в каждом полисе имели своих, более почитаемых богов и героев, от которых, как верили греки, произошло население. Конечно, со временем предания изменялись, приобретали иной смысл. Но самое главное в них - это содержание, которое рассказывает о жизни общества в первобытной эпохе не только на территории Греции. Исследователи отмечают, что многие рассказы перекликаются с мифами других народов, живших в те времена, что может говорить о том, что они создавались параллельно и несут в себе зерно истины. Мифы Древней Греции, краткое содержание которых мы рассматриваем, - это попытка объяснить окружающий мир и передать потомкам взгляды на мораль и отношения в обществе.

О чем рассказывают древнегреческие легенды?

Мы будем говорить очень кратко о сути старинных преданий, так как к нам дошли многие древние мифы Греции. Краткое содержание их может занять целую книгу. Например, Николай Кун, известнейший исследователь античного наследия, собрал, упорядочил и перевел более двух сотен сказаний. Многие из них поданы в виде циклов. Мы попробуем их разделить на несколько групп. Это:

  • мифы о происхождении мира и богов;
  • рассказы о титанах и битве богов с титанами;
  • мифы о богах, живших на Олимпе;
  • подвиги Геракла;
  • истории о людях и героях (Персей, Тесей, Ясон); цикл о Троянской войне, ее причинах, ходе и окончании, а также о возвращении героев битвы домой (главные персонажи мифов - Парис, Менелай, Елена, Ахилл, Одиссей, Гектор, Агамемнон);
  • мифы об исследовании мира и колонизации (Аргонавты).

Мифы Древней Греции (краткое содержание). Про Зевса Громовержца

Главному богу Олимпа греки уделяли много внимания. Не мудрено, ведь разгневанный Громовержец мог и молнией наказать за неуважительное отношение или наслать другое горе, а еще отвернуться от человека, что было еще хуже. Зевс считался младшим сыном титанов Кроноса и Реи - времени и богини-матери. Рея спасла его от поглощения, поскольку Кронос глотал всех своих детей, опасаясь за свою власть.

Возмужав, он свергает отца-тирана и возвращает к жизни всех своих братьев и сестер, еще и распределяет между ними власть. Сам он отвечал за ветер, облака, гром и молнию, шторм и ураган. Зевс мог успокоить стихию или наслать ее, помогал обиженным и наказывал тех, кто этого заслуживал. Однако он не мог распоряжаться судьбой.

Любовные интриги Зевса также описывают мифы Древней Греции, краткое содержание каковых мы изучаем. Бог испытывал страсть к красивым девушкам и богиням и всячески их соблазнял. От них у него было много детей - богов и богинь, героев, царей. Многих из них не любила Гера, законная супруга Громовержца, часто преследовала их и вредила им.

Вместо эпилога

В пантеоне древних греков было много богов, отвечающих за все отрасли их жизни - земледелие, мореплавание, торговлю, войну, ремесла, потусторонний мир. Однако были и существа, полубоги, которые покровительствовали науке и искусству, следили за справедливостью и нравственностью. Это значит, что и этим аспектам уделялось огромное внимание.

Каждый культурный человек должен знать, о чем рассказывают нам старинные мифы Эллады, поэтому стоит их прочитать хотя бы вкратце. Но чтение их целиком позволяет окунуться в удивительный мир, полный интересного и необычного.

2. Античные мифы о богах и героях.

Олимпийские боги - их образы и функции в эллинской мифологии.

Мифологические герои Древней Эллады

С переходом от матриархата к патриархату развивается и новая ступень мифологии, которую можно назвать героической, олимпийской или классической мифологией. В мифологии этого периода появляются герои, которые расправляются со всеми чудовищами и страшилищами, некогда пугавшими воображение человека, задавленного всемогущей природой.

Вместо мелких божков появляется один главный, верховный бог Зевс. патриархальная община водворяется теперь и на горе Олимп. Зевс, который борется с разного рода чудовищами, заточает их под землю или даже в тартар. За Зевсом идут другие боги и герои. Аполлон убивает пифийского дракона и основывает на его месте святилище. Тот же Аполлон убивает двух чудовищных великанов, сыновей Посейдона, которые выросли так быстро, что, едва возмужав, стали мечтать взобраться на Олимп, овладеть Герой и Артемидой и,вероятно, царством самого Зевса. Персей убивает медузу. Совершает свои 12 подвигов Геракл. Тесей убивает минотавра.

Вместе с тем появляются и боги нового типа. Женские божества: Гера становится покровительницей брака и семьи, Деметра - земледелия, Афина - честной, открытой войны(в отличие от Ареса),Афродита - богиня любви и красоты, Гестия - домашнего очага. Артемида приобрела красивый и стройный вид и стала образцом милого и дружелюбного отношения к людям. Возросшее ремесло потребовало для себя тоже бога - Гефеста. Богами специально патриархального уклада жизни стали Афина Паллада и Аполлон, которые славятся красотой и мудростью. А Гермес из прежнего примитивного сущ-ва стал покровителем всякого человеческого предприятия, включая скотоводство, искусство, торговлю. Природа получает теперь умиротворение и поэтизацию. Нимфы рек и озер, океаниды, нимфы морей нереиды, а также нимфы гор, лесов, полей раньше представлялись в диком, ужасном виде. Но теперь значительно возросла власть человека над природой; он умеет более спокойно в ней ориентироваться, находить в ней красоту, использовать для своих надобностей. Теперь власть над морской стихией принадлежит не только грозному Посейдону, но и мирному, мудрому Нерею. Нимфы получили красивый, поэтический вид, ими стали любоваться, воспевать.

Всем теперь правит Зевс и все стихийные силы оказываются в его подчинении, теперь он уже не ужасный гром и ослепительная молния, которых люди только боятся, но теперь к нему можно обратиться за помощью. Характерно окружение на Олимпе. Ника Победа - уже не страшный и непобедимый Демон, но прекрасная крылатая богиня, которая является символом мощи самого же Зевса. Фемида раньше ничем не отличалась от Земли и была страшным законом ее беспорядочных действий. Теперь она богиня права и справедливости. Детьми Зевса и Фемиды являются Оры - веселые, вечно танцующие богини времен года и госуд. распорядка, посыл. осадки. Геба - богиня и символ вечной юности. Мойры - богини времени: Клото – «пряха, прядущая», Лахесис – «дающая жребий» сучила нить, Антропос – «неотвратимость» разрывала нить). Аналоги у римлян: парки Нона, Децима и Морта. Они, страшные и неведомые богини рока и судьбы, трактуются теперь как дочери Зевса и ведут блаженную жизнь на светлом и веселом Олимпе. Аполлон и 9 муз, Афродита и Эрот, хариты - грации. Бог Посейдон и Аполлон строят стены Трои. Дионис - бог виноделия.

Царство Аида. Там протекает все леденящая священная река Стикс, водами которой клянутся сами боги. Там же струятся дающие забвение всего земного воды реки Леты. Носятся и стонут беплодные легкие тени умерших. Пес Кербер сторожит выход. Перевозчик душ Харон. Аид сидит на троне со своей женой Персефоной. Ему служат богини мщения Эринии, они преследуют преступников. Судьи умерших - Минос и Радамант. Гипнос погружает свмертных в сон: не могут противиться ему ни смертные, ни боги. Боги сновидений. Над всеми привидениями властвует богиня Геката.

Звери приручаются человеком, отголосок чего мы получает хотя бы в мифе о Геракле и усмирении им диких коней Диомеда).Орфей укрощал пением бури, грозы и диких зверей, что тоже было символом власти чел. интеллекта и чел. торжества над силами природы.

В лице Геракла героическая эпоха достигает наивысшего расцвета. Геракл, сын Зевса и смертной женщины Алкмены, не только истребитель разного рода чудовищ: Немейского льва, Лернейской гидры, керинейской лани, Эримантского вепря и Стимфалийских птиц, он не только победитель природы о мифе об авгиевых конюшнях и победитель матриархата в мифе о поясе, добытом у амазонки Ипполиты. Если он своей победой над марафонским быком, конями Диомеда и стадами Гериона еще сравним с другими героями, то есть два его подвига, которыми он превзошел всех героев древности: на крайнем западе Г. дошел до сада Гесперид и овладел их яблоками, а в глубине земли добрался до самого Цербера и вывел его на пов-сть.

Подобного рода мифы могли появиться только в эпоху сознательной и мощной борьбы человека за свое счастье. Не удивительно, что такой герой был взят Зевсом на небо и там вступил в брак с Гебой, богиней вечной юности.

Многие мифы говорят о победе человека над природой. Когда Эдип разгадал загадку Сфинкса, Сфинкс бросился со скалы, когда Одиссей (или Орфей) не поддался завораживающему пению сирен и невредимо проплыл мимо них, сирены в тот же момент погибли, когда аргонавты благополучно проплыли среди Симплегад - скал, которые до тех пор непрестанно сходились и расходились, то эти скалы остановились навсегда. Когда те же аргонавты проплыли мимо знаменитых яблок Гесперид, то охранявшие их Геспериды рассыпались в пыль и только в дальнейшем приняли свой прежний вид.

МИФЫ О БОГАХ И ГЕРОЯХ. ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ

Основным материалом для поэтической обработки в древнегреческой литературе были мифы о богах и героях, зародившиеся в доклассовый период, но продолжавшие развиваться и позже. Мифологическими сюжетами, мотивами и отдельными образами, взятыми из мифологии, полны были у греков эпос, лирика и драма. Можно сказать, что мифы были сокровищницей, ставшей достоянием всего греческого народа. Глубокое проникновение мифов в сознание народных масс создавало условия непосредственного художественного восприятия выросших из них литературных произведений. Равным образом это относится и к древнегреческому изобразительному искусству - к скульптуре и к вазовой живописи.

Без учета неразрывной связи с мифологией нельзя понять сущности древнегреческой поэзии, принципов ее развития, характера восприятия ее самими греками, нельзя правильно воспринять ее и сейчас. Поэтому основой для правильного изучения ее должно служить известное высказывание К. Маркса ("К критике политической экономии"):

"Относительно искусства известно, что определенные периоды его расцвета не находятся ни в каком соответствии с общим развитием общества, а следовательно, также и развитием материальной основы последнего, составляющей как бы скелет его организации. Например, греки в сравнении с современными народами или так же Шекспир. Относительно некоторых форм искусства, напр. эпоса, даже признано, что они в своей классической форме, составляющей эпоху в мировой истории, никогда не могут быть созданы, как только началось художественное производство как таковое; что, таким образом, в области самого искусства известные формы, имеющие крупное значение, возможны только на сравнительно низкой ступени художественного развития. Если это имеет место в области искусства в отношениях между различными его видами, то еще менее поразительно, что это обстоятельство имеет место в отношении всей области искусства к общему социальному развитию. Трудность заключается только в общей формулировке этих противоречий. Стоит лишь выделить каждое из них, и они уже объяснены. Возьмем, напр., отношение греческого искусства и затем Шекспира к современности. Известно, что греческая мифология составляла не только арсенал греческого искусства, но и его почву. Разве тот взгляд на природу и на общественные отношения, который лежит в основе греческой фантазии, а потому и греческого [искусства], возможен при наличии сельфакторов, железных дорог, локомотивов и электрического телеграфа? Куда уж Вулкану против Roberts & Co., Юпитеру против громоотвода и Гермесу против Crédit mobilier! Всякая мифология преодолевает, подчиняет и формирует силы природы в воображении и при помощи воображения; она исчезает, следовательно, с действительным господством над этими силами природы. Что сталось бы с богинею Фамою при наличности Printinghousesquare? Предпосылкою греческого искусства является греческая мифология, т. е. природа и общественные формы,· уже переработанные бессознательно-художественным образом в народной фантазии. Это его материал. Но не любая мифология, т. е. не любая бессознательно-художественная переработка природы (здесь под последнею понимается все предметное, следовательно, включая общество). Египетская мифология никогда не могла бы быть почвой или материнским лоном греческого искусства. Но во всяком случае, именно мифология. Следовательно, отнюдь не такое развитие общества, которое исключает всякое мифологическое отношение к природе, всякое мифологизирование природы, которое, стало быть, требует от художника не зависимой от мифологии фантазии.

С другой стороны, возможен ли Ахиллес в эпоху пороха и свинца? Или вообще Илиада наряду с печатным станком и типографской машиной? И разве не исчезают неизбежно сказания, песни и музы, а тем самым и необходимые предпосылки эпической поэзии, с появлением печатного станка?

Однако трудность заключается не в том, чтобы понять, что греческое искусство и эпос связаны известными формами общественного развития. Трудность состоит в понимании того, что они еще продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном смысле сохраняют значение нормы и недосягаемого образца.

Мужчина не может снова превратиться в ребенка, или он становится ребячливым. Но разве не радует его наивность ребенка и разве сам он не должен стремиться к тому, чтобы на высшей ступени воспроизводить свою истинную сущность? Разве в детской натуре в каждую эпоху не оживает ее собственный характер в его безыскусственной правде? И почему детство человеческого общества там, где оно развилось всего прекраснее, не должно обладать для нас вечной прелестью, как никогда не повторяющаяся ступень? Бывают невоспитанные дети и старчески умные дети. Многие из древних народов принадлежат к этой категории. Нормальными детьми были греки. Обаяние, которым обладает для нас их искусство, не стоит в противоречии с той неразвитой общественной ступенью, на которой оно выросло. Наоборот, оно является ее результатом и неразрывно связано с тем, что незрелые общественные отношения, при которых оно возникло, и только и могло возникнуть, никогда не могут повториться снова".

О роли мифов говорит и А. М. Горький:

"Чем древнее сказка и миф, тем с большей силой звучит в нем победное торжество людей над силами природы и совершенно отсутствуют драмы социального характера, распри человеческих единиц... Мифы, в которых безнадежное, пессимистическое отношение к жизни и вражда людей, - эти мифы явились с Востока, где возникли первые деспотии и первые мистические религии, где, как в Индия, организовалось резкое деление на касты, где созданы наиболее страшные образы богов. Средиземноморское человечество родило человекоподобных веселых богов Олимпа, и весьма заметно, что сырьем для фабрикации богов этих служили талантливые кузнецы, гончары, певцы и музыканты, ткачихи, стряпухи и вообще - реальные люди. Богиня Деметра покидает Олимп и богов для того, чтобы жить среди людей...

Миф и сказка воплощают и отражают трудовое, материалистическое мышление, которое послужило основой философии Демокрита, затем было обработано Лукрецием Каром в знаменитую поэму "О природе о вещей".

По линии интересов и целей литературы, - а также и всех иных искусств, - миф и сказка говорят нам о праве и полезности преувеличивать созданное реальное в целях достижения идеального, желаемого, а также говорят о положительном - и актуальном значении гипотезы в науке и в литературном творчестве..."

О мифологических корнях поэтического творчества А. М. Горький говорил и ранее, на первом съезде советских писателей:

"Миф - это вымысел. Вымыслить - значит извлечь из суммы реального данного основной его смысл и воплотить его в образ, - так мы получили реализм. Но если к смыслу извлечений из реально данного добавить - домыслить, по логике гипотезы, - желаемое, возможно и этим еще дополнить образ, - получим тот романтизм, который лежит в основе мифа и высоко полезен там, что способствует возбуждению революционного отношения к действительности, отношения, практически изменяющего мир".

Замечание А. М. Горького о появлении мифов с Востока правильно сопровождается его указанием, что в приложении к средиземноморским народам это утверждение должно быть подвергнуто сильному ограничению. Во второй половине XIX века такая зависимость грзчезкой мифологии от Востока очень преувеличивалась. Памятником этого увлечения отыскиванием восточных элементов в каждом почти мифе древних греков является книга О. Группе "Греческие мифы и культы в их связях с восточными религиями" (1887). В настоящее время большинство ученых отказалось от такой переоценки роли Востока. В современной буржуазной науке господствует так называемая "антропологическая школа", основателем которой считается Тейлор, а виднейшими ее представителями в наши дни - Фрезер и Ленг. Подходя более правильно, чем в XIX веке, к специфическим особенностям человеческого мышления в доклассовом обществе, когда зарождались мифы, отрицая решающую роль "миграции" мифов от одного народа к другому, эта школа в своих многочисленных исследованиях этнографического материала самых различных народов вскрыла явления табу, фетишизма, тотемизма и анимизма, установила большую консервативность устного предания и сохранение в нем пережитков социального быта далеких времен. Все это имеет огромное значение и для изучения древнегреческой мифологии, которую раньше рассматривали вне связи с генетическими проблемами, с социальными условиями, в которых жил первобытный человек. Представители "антропологической школы" пытаются вскрыть причины возникновения сходных мифов у разных народов; но быть последовательными до конца они не могут, так как находятся во власти идеалистических взглядов на развитие общества вообще, на происхождение форм идеологии, и в частности на происхождение религии и мифа. Высказывания А. М. Горького, приведенные выше, содержат программу исследования мифов, и в частности греческой мифологии, с точки зрения последовательного материализма.

При этом, подходя с такой точки зрения к изучению древнегреческих мифов и их роли в развитии древнегреческой литературы, надо иметь в виду, что очерченная выше роль их строго ограничена хронологически, именно периодами - "архаическим" (до VII века до н. э.) и так называемым "классическим" (VII-IV века). Для ученой мифологической поэзии эллинистической эпохи, предтечею которой является Антимах Колофонский (конец V века до н. э.), а крупнейшими поэтами - Каллимах, Аполлоний Родосский, Эвфорион и их многочисленные римские подражатели (Катулл, Проперций, Овидий и др.), мифология была уже только рационалистически используемым "арсеналом", но никак не "почвой". Попытки же мифографов возродить мифологию как систему мышления были обречены на неудачу. Маркс говорит по этому поводу: "... как раз в ту эпоху, когда приближалась гибель античного мира, возникла "александрийская школа", которая всячески силилась доказать "вечную истину" греческой мифологии и ее полное соответствие "результатам научного исследования". Это направление, к которому принадлежал еще император Юлиан, полагало, что оно заставит, исчезнуть вторгающийся новый дух времени, если оно закроет глаза, чтобы его не видеть".

Это изжитие мифологией самой себя наступило конечно, не сразу. Уже в V веке до н. э. у трагических и комических поэтов, у Анаксагора и софистов, мощной струей пробивается рационализм, грозящий упразднить мифологию. Последняя, однако, исчезла не сразу.

"Богам Греции, - говорит Маркс, - однажды уже трагически раненым на смерть в "Прикованном Прометее" Эсхила, пришлось еще раз комически умереть в "Разговорах" Лукиана".

Боги Древней Греции и Рима


Википедия

Олимпийские боги (олимпийцы) в древнегреческой мифологии — боги третьего поколения (после изначальных богов и титанов — богов первого и второго поколений), высшие существа, обитавшие на горе Олимп.

Традиционно в число олимпийских входило двенадцать богов. Списки олимпийцев не всегда совпадают.

В число олимпийцев входили дети Кроноса и Реи:

* Зевс — верховный бог, бог молнии и грозы.
* Гера — покровительница брака.
* Деметра — богиня плодородия и земледелия.
* Гестия — богиня домашнего очага
* Посейдон — бог морской стихии.
* Аид — бог, владыка царства мёртвых.

А также их потомки:

* Гефест - бог огня и кузнечного ремесла.
* Гермес - бог торговли, хитрости, скорости и воровства.
* Арес - бог войны.
* Афродита - богиня красоты и любви.
* Афина - богиня справедливой войны.
* Аполлон - охранитель стад, света, наук и искусств. Также бог - врачеватель и покровитель оракулов.
* Артемида - богиня охоты, плодородия, покровительница всего живого на Земле.
* Дионис - бог виноделия, производительных сил природы.

Римские варианты

В число олимпийцев входили дети Сатурна и Кибелы:

* Юпитер,
* Юнона,
* Церера,
* Веста,
* Нептун,
* Плутон

А также их потомки:

* Вулкан,
* Меркурий,
* Марс,
* Венера,
* Минерва,
* Феб,
* Диана,
* Бахус

Источники

Древнейшее состояние греческой мифологии известно из табличек Эгейской культуры, записанных Линейным письмом Б. Для этого периода характерна немногочисленность богов, многие из них именуются иносказательно, у ряда имён имеются женские аналоги (например, di-wi-o-jo — Diwijos, Зевс и женский аналог di-wi-o-ja). Уже в крито-микенский период известны Зевс, Афина, Дионис и ряд других, хотя их иерархия могла отличаться от позднейшей.

Мифология «тёмных веков» (между упадком крито-микенской цивилизации и возникновением античной греческой цивилизации) известна только по позднейшим источникам.

Различные сюжеты древнегреческих мифов постоянно фигурируют в произведениях древнегреческих писателей; накануне эпохи эллинизма возникает традиция создавать на их основе собственные аллегорические мифы. В греческой драматургии обыгрываются и развиваются многие мифологические сюжеты. Крупнейшими источниками являются:

* «Илиада» и «Одиссея» Гомера
* «Теогония» Гесиода
* «Библиотека» Псевдо-Аполлодора
* «Мифы» Гая Юлия Гигина
* «Метаморфозы» Овидия
* «Деяния Диониса» - Нонна

Некоторые древнегреческие авторы пытались объяснить мифы с рационалистических позиций. Эвгемер писал о богах как о людях, чьи поступки были обожествлены. Палефат в сочинении «О невероятном», анализируя события, описанные в мифах, предполагал их результатами недопонимания или досочинения деталей.

Происхождение

Древнейшие боги греческого пантеона тесно связаны с общеиндоевропейской системой религиозных верований, имеются параллели и в именах — так, индийский Варуна соответствует греческому Урану, и т. д.

Дальнейшее развитие мифологии шло по нескольким направлениям:

* присоединение к греческому пантеону некоторых божеств соседних или завоёванных народов
* обожествление некоторых героев; героические мифы начинают тесно сливаться с мифологией

Известный румыно-американский исследователь истории религии Мирча Элиаде дает следующую периодизацию древнегреческой религии:

* 30 — 15 вв. до н. э. — крито-минойская религия.
* 15 — 11 вв. до н. э. — архаическая древнегреческая религия.
* 11 — 6 вв. до н. э. — олимпийская религия.
* 6 — 4 вв. до н. э. — философско-орфическая религия (Орфей, Пифагор, Платон).
* 3 — 1 вв. до н. э. — религия эллинистической эпохи.

Зевс, согласно легенде, родился на Крите, а Минос, по которому названа крито-минойская цивилизация, считался его сыном. Однако, та мифология, которую мы знаем, и которую потом переняли римляне, органически связана с греческой народностью. О возникновении этой народности можно говорить с приходом первой волны ахейских племен в начале II тыс. до н. э. В 1850 году до н. э. уже были построены Афины, названные по имени богини Афины. Если принять эти соображения, то религия древних греков возникла где-то в районе 2000 года до н. э.

Религиозные представления древних греков

Основная статья: Древнегреческая религия

Олимп (Майков Николай Аполлонович)

Религиозные представления и религиозный быт древних греков находились в тесной связи со всей их исторической жизнью. Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма, объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере; конкретные представления, вообще говоря, преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты). В том или другом культе, у различных писателей или художников с тем или иным божеством соединяются разные общие или мифологические (и мифографические) представления.
Мы знаем разные сочетания, иерархии генеалогии божественных существ — «Олимп», различные системы «двенадцатибожия» (например, в Афинах — Зевс, Гера, Посейдон, Аид, Деметра, Аполлон, Артемида, Гефест, Афина, Арес, Афродита, Гермес). Подобные соединения объясняются не из творческого только момента, но и из условий исторической жизни эллинов; в греческом политеизме можно проследить и позднейшие наслоения (восточные элементы; обоготворение — даже при жизни). В общерелигиозном сознании эллинов не существовало, по-видимому, какой-либо определённой общепризнанной догматики. Разнообразие религиозных представлений находило себе выражение и в разнообразии культов, внешняя обстановка которых теперь всё более уясняется благодаря археологическим раскопкам и находкам. Мы узнаём, какие где почитались боги или герои, и где какой почитался преимущественно (например, Зевс — в Додоне и Олимпии, Аполлон — в Дельфах и на Делосе, Афина — в Афинах, Гера на Самосе, Асклепий — в Эпидавре); знаем чтимые всеми (или многими) эллинами святыни вроде дельфийского или додонского оракула или святыни делосской; знаем крупные и мелкие амфиктионии (культовые сообщества).
Можно различить культы государственные и частные. Всепоглощающее значение государства сказалось и в религиозной сфере. Античный мир, вообще говоря, не знал ни внутренней церкви как царства не от мира сего, ни церкви как государства в государстве: «церковь» и «государство» были в нём понятиями, поглощающими или обусловливающими друг друга, и, например, жрец был тот же государственный магистрат.
Это правило не везде, однако, могло быть проведено с безусловной последовательностью; практика вызывала частные отклонения, создавала те или иные комбинации. Если известное божество считалось главным божеством известного государства, то государство признавало иногда (как в Афинах) вместе с тем и некоторые другие культы; наряду с этими общегосударственными культами существовали и отдельные культы государственных делений (например, афинских демов), и культы частноправового значения (например, домашние или семейные), а также культы частных обществ или лиц.
Поскольку преобладал государственный принцип (восторжествовавший не везде одновременно и равномерно), всякий гражданин был обязан кроме своих частноправовых божеств почитать богов своей «гражданской общины» (изменения принесла эллинистическая эпоха, вообще способствовавшая процессу нивелирования). Это почитание выражалось чисто внешним образом — посильным участием в известных обрядах и празднествах, совершаемых от имени государства (или государственного деления), — участием, к которому приглашалось в иных случаях и негражданское население общины; и гражданам, и не гражданам предоставлялось, как кто мог, хотел и умел, искать удовлетворения своим религиозным потребностям. Надо думать, что и вообще почитание богов было внешним; внутреннее религиозное сознание было наивным, и в народной массе суеверие не уменьшалось, а росло (особенно в более позднее время, когда оно нашло себе пищу, шедшую с Востока); зато в образованном обществе рано началось просветительное движение, сначала робкое, потом все более энергичное, одним концом своим (отрицательным) задевшее и массу; религиозность мало слабела в общем (а иногда даже — хотя и болезненно — возвышалась), но религия, то есть старые представления и культы, постепенно — особенно по мере распространения христианства — теряла и свой смысл, и своё содержание. Приблизительно такова, в общем, внутренняя и внешняя история греческой религии за время, доступное более глубокому изучению.
В туманной области первоначальной, исконной греческой религии научная работа наметила лишь некоторые общие моменты, хотя они и ставятся обыкновенно с излишней резкостью и крайностью. Уже древняя философия завещала троякое аллегорическое объяснение мифов: психологическое (или этическое), историко-политическое (не совсем верно называемое евгемерическим) и физикальное; возникновение же религии она объясняла из индивидуального момента. Сюда примкнула и узкотеологическая точка зрения, и в сущности на этом же основании была построена «Символика» Крейцера («Symbolik und Mythologie der alt. Volker, bes. der Griechen», нем. Kreuzer, 1836), как и многие другие системы и теории, игнорировавшие момент эволюции.
Постепенно, однако, приходили к сознанию, что древнегреческая религия имела своё сложное историческое происхождение, что смысл мифов следует искать не позади их, а в них самих. Первоначально древнегреческую религию рассматривали только в ней самой, опасаясь заходить по ту сторону Гомера и вообще за пределы чисто эллинской культуры (этого принципа доселе держится «кенигсбергская» школа): отсюда локалистическое толкование мифов — с физикальной (например, Форкхаммера, Peter Wilhelm Forchhammer) или только с исторической точки зрения (например, Карла Мюллера, нем. К. О. Muller).
Одни обратили главное внимание на идеальное содержание греческой мифологии, сводя его к явлениям местной природы, другие — на реальное, усматривая в сложности древнегреческого политеизма следы местных (племенных и т. п.) особенностей. Со временем пришлось так или иначе признать и исконное значение восточных элементов в греческой религии. Сравнительное языкознание вызвало «сравнительную индоевропейскую мифологию». Это доселе преобладающее в науке направление было плодотворно уже в том отношении, что ясно показало необходимость сравнительного изучения древнегреческой религии и сопоставило обширный материал для этого изучения; но — не говоря уже о крайней прямолинейности методических приёмов и крайней поспешности суждений — оно занималось не столько исследованием греческой религии при помощи сравнительного метода, сколько изысканием её основных моментов, восходящих к поре общеарийского единства (причём лингвистическое понятие индоевропейских народов слишком уж резко отождествлялось с этническим). Что касается до основного содержания мифов («болезни языка», по К. Мюллеру), то оно слишком исключительно сводилось к явлениям природы — преимущественно к солнцу, или луне, или к грозам.
Более молодая школа сравнительной мифологии считает небесные божества результатом дальнейшего, искусственного развития первоначальной «народной» мифологии, знавшей лишь демонов (фольклоризм, анимизм).
В греческой мифологии нельзя не признать и более поздние наслоения, особенно во всей внешней форме мифов (как они дошли до нас), хотя их не всегда можно определить исторически, как не всегда можно выделить чисто религиозную часть мифов. Под этой оболочкой кроются и общеарийские элементы, но их часто столько же трудно выделить от специально греческих, как и вообще определить начало чисто греческой культуры. Не менее трудно сколько-нибудь точно выяснить основное содержание разных эллинских мифов, несомненно крайне сложное. Природа с её свойствами и явлениями играла тут большую роль, но, может быть, преимущественно служебную; наряду с этими естественноисторическими моментами следует признавать и моменты историко-этические (так как боги вообще жили не иначе и не лучше, чем люди).
Не без влияния осталось местное и культурное расчленение эллинского мира; несомненно также присутствие восточных элементов в греческой религии. Слишком сложной и слишком трудной задачей было бы объяснить исторически, хоть в самых общих чертах, как постепенно уживались между собой все эти моменты; но кое-каких знаний и в этой области можно достигнуть, исходя особенно из переживаний, сохранившихся и во внутреннем содержании, и во внешней обстановке культов, и считаясь притом по возможности со всей древнейшей исторической жизнью эллинов (путь в этом направлении указал особенно Куртинс в своих «Studien z. Gesch. d. griech. Olymps», в «Sitzb. d. Berl. Akad.», нем. E. Curtins, 1890). Знаменательно, например, отношение в греческой религии великих богов к божествам мелким, народным, и надземного мира богов к подземному; характеристично почитание усопших, выразившееся и в культе героев; любопытно мистическое содержание греческой религии.
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Списки богов, мифологических существ и героев

Списки богов и генеалогия отличаются у разных античных авторов. Представленные ниже списки компилятивны.

Первое поколение богов

Сначала существовал Хаос. Боги, появившиеся из Хаоса — Гея (Земля), Никта/Нюкта (Ночь), Тартар (Бездна), Эреб (Мрак), Эрос (Любовь); боги, появившиеся от Геи — Уран (Небо) и Понт (внутреннее Море).

Второе поколение богов

Дети Геи (отцы — Уран, Понт и Тартар) — Кето (владычица морских чудовищ), Нерей (спокойное море), Тавмант (морские чудеса), Форкий (страж моря), Эврибия (морская сила), титаны и титаниды. Дети Никты и Эреба — Гемера (День), Гипнос (Сон), Керы (Несчастья), Мойры (Судьба), Мом (Злословие и Глупость), Немезида (Возмездие), Танатос (Смерть), Эрида (Раздор), Эринии (Мщение), Эфир (Воздух); Ата (Обман).

Титаны

Титаны: Океан, Гиперион, Иапет, Кей, Криос, Кронос.
Титаниды: Тефида, Мнемозина, Рея, Тейя, Феба, Фемида.

Младшее поколение титанов (Дети титанов)

* Астерия
* Лето
* Астрей
* Перс
* Паллант
* Гелиос (персонификация солнца)
* Селена (персонификация луны)
* Эос (персонификация утренней зари)
* Атлант
* Менетий
* Прометей
* Эпиметей

Олимпийцы

Совет богов (Рубенс)

Состав пантеона менялся на протяжении веков, поэтому богов больше, чем 12.

* Аид — главный бог. Брат Зевса, рим. Плутон, Гадес, Орк, Дит. Владыка подземного царства мёртвых. Атрибуты: трёхглавый пёс Цербер (Кербер), вилы (двузубец). Жена — Персефона (Прозерпина).
* Аполлон — греч. Феб. Бог солнца, света и правды, покровитель искусств, наук и врачевания, бог — прорицатель. Атрибуты: лавровый венок, лук со стрелами.
* Арес — рим. Марс. Бог кровожадной, несправедливой войны. Атрибуты: шлем, меч, щит. Любовник или муж Афродиты.
* Артемида — рим. Диана. Богиня луны и охоты, покровительница рожениц. Богиня-девственница. Атрибуты: колчан со стрелами, лань.
* Афина — греч. Паллада; рим. Минерва. Богиня мудрости, справедливой войны, покровительница городов Афины, ремесел, наук. Атрибуты: сова, змея. Одета как воин. На груди эмблема в виде головы Медузы Горгоны. Родилась из головы Зевса. Богиня-девственница.
* Афродита — рим. Киприда; рим. Венера. Богиня любви и красоты. Атрибуты: пояс, яблоко, зеркало, голубь, роза.
* Гера — рим. Юнона. Покровительница семьи и брака, супруга Зевса. Атрибуты: полотно ткани, диадема, шар.
* Гермес — рим. Меркурий. бог торговли, красноречия, проводник душ умерших в царство мертвых, посланник Зевса, покровитель купцов, ремесленников, пастухов, путешественников и воров. Атрибуты: крылатые сандалии, шлем-невидимка с крылышками, кадуцей (посох в виде двух переплетенных змей).
* Гестия — рим. Веста. богиня домашнего очага. Атрибуты: факел. Богиня — девственница.
* Гефест — рим. Вулкан. бог кузнечного дела, покровитель всех ремесленников и огня. Хром. Жена — Афродита. Атрибуты: клещи, кузнечные меха, пилос (шапочка мастерового).
* Деметра — рим. Церера. богиня земледелия и плодородия. Атрибуты: посох в виде стебля.
* Дионис — греч. Вакх; рим. Бахус. бог виноградарства и виноделия, земледелия. Покровитель театра. Атрибуты: венок из виноградной лозы, чаша с вином.
* Зевс — главный бог. Рим. Юпитер. бог неба и грома, глава древнегреческого Пантеона. Атрибуты: однозубец, орел, молния.
* Посейдон — главный бог. Рим. Нептун. владыка морей. Атрибуты: трезубец, дельфин, колесница, жена — Амфитрита.

Боги и божества водной стихии

* Амфитрита — богиня моря, супруга Посейдона
* Посейдон — бог моря
* Тритоны — свита Посейдона и Амфитриты
* Тритон — водный бог, вестник глубин, старший сын и полководец Посейдона
* Протей — водный бог, вестник глубин, сын Посейдона
* Рода — богиня воды, дочь Посейдона
* Лимнады — нимфы озёр и болот
* Наяды — нимфы родников, источников и рек
* Нереиды — морские нимфы, сестры Амфитриаты
* Океан — персонификация мифологической мировой реки, омывающей Ойкумену
* Речные боги — боги рек, сыновья Океана и Тефиды
* Тефида — титанида, жена Океана, мать океанид и рек
* Океаниды — дочери Океана
* Понт — бог внутреннего моря и воды (сын Земли и Неба, либо сын Земли без отца)
* Эврибия — воплощение морской стихии
* Тавмант — подводный великан, бог морских чудес
* Нерей — божество мирного моря
* Форкис — страж бурного моря
* Кето — богиня морской пучины и морских чудовищ, обитающих в глубинах морей

Боги и божества воздушной стихии

* Уран — олицетворение Неба
* Эфир — воплощение атмосферы; бог-олицетворение воздуха и света
* Зевс — бог-повелитель небес, бог грома

Основная статья: Ветры в древнегреческой мифологии

* Эол — полубог, повелитель ветров
* Борей — олицетворение северного бурного ветра
* Зефир — западный сильный ветер, считался также вестником богов, (у римлян стал олицетворять ласкающий, лёгкий ветер)
* Нот — южный ветер
* Эвр — восточный ветер
* Аура — персонификация лёгкого ветра, воздуха
* Небула — нимфа облаков

Боги смерти и подземного мира

* Аид — бог подземного царства мёртвых
* Персефона — супруга Аида, богиня плодородия и царства мёртвых, дочь Деметры
* Минос — судья царства умерших
* Радамант — судья царства умерших
* Геката — богиня мрака, ночных видений, чародейств, всех чудовищ и привидений
* Керы — демоны-женщины смерти
* Танатос — воплощение Смерти
* Гипнос — бог забвения и сна, брат-близнец Танатоса
* Онир — божество вещих и лживых сновидений
* Эринии — богини мести
* Мелиноя — богиня искупительных пожертвований для умерших людей, богиня преображения и перевоплощения; повелительница темноты и привидений, которые, при смерти, находясь в состоянии жуткого гнева или ужаса, не смогли попасть в царство Аида, и обречены вечно скитаться по миру, среди смертных (дочь Аида и Персефоны)

Музы

* Каллиопа — муза эпической поэзии
* Клио — муза истории в древнегреческой мифологии
* Эрато — муза любовной поэзии
* Эвтерпа — муза лирической поэзии и музыки
* Мельпомена — муза трагедии
* Полигимния — муза торжественных гимнов
* Терпсихора — муза танца
* Талия — муза комедии и лёгкой поэзии
* Урания — муза астрономии

Киклопы

(часто «циклопы» — в латинской транскрипции)

* Арг — «молния»
* Бронт — «гром»
* Стероп — «блеск»

Гекатонхейры

* Бриарей — сила
* Гиес — пашня
* Котт — гнев

Гиганты

(некоторые из примерно 150)

* Агрий
* Алкионей
* Гратион
* Клитий
* Мимант
* Паллант
* Полибот
* Порфирион
* Тоон
* Эврит
* Энкелад
* Эфиальт

Другие боги

* Ника — богиня победы
* Селена — богиня луны
* Эрос — бог любви
* Гименей — бог брака
* Ирида — богиня радуги
* Ата — богиня заблуждения, помрачения ума
* Апата — богиня обмана
* Адрастея — богиня справедливости
* Фобос — божество страха, сын Ареса
* Деймос — бог ужаса, родной брат Фобоса
* Энио — богиня яростной и неистовой войны
* Асклепий — бог врачевания
* Морфей — бог сновидений (поэтическое божество, сын Гипноса)
* Гимерот — бог плотской любви и любовного наслаждения
* Ананке — божество-воплощение неотвратимости, необходимости
* Алоэй — древнее божество обмолоченного зерна

Неперсонифицированные боги

Неперсонифицированные боги — боги-«множества» по М. Гаспарову.

* Сатиры
* Нимфы
* Оры — три богини времён года и природного порядка

Герои, мифы и легенды о них. Поэтому важно знать их краткое содержание. Легенды и мифы Древней Греции, вся греческая культура, особенного позднего времени, когда была развита и философия, и демократия, оказала сильнейшее влияние на формирование всей европейской цивилизации в целом. Мифология складывалась на протяжении долгого времени. Сказания, легенды становились известными, потому что по тропам и дорогам Эллады странствовали декламаторы. Они несли более или менее длинные истории о героическом прошлом. Некоторые давали лишь краткое содержание.

Легенды и мифы Древней Греции постепенно становились знакомыми и любимыми, а то, что создал Гомер, было принято знать образованному человеку наизусть и уметь цитировать с любого места. Греческие ученые, стремившиеся все упорядочить, начали работать над классификацией мифов, и превратили разрозненные истории в стройный ряд.

Главные греческие боги

Самые первые мифы посвящены борьбе различных богов между собой. Часть из них не имела человеческих черт - это порождения богини Геи-Земли и Урана-Неба - двенадцать титанов и еще шесть чудовищ, которые ужаснули отца, и он их поверг в бездну - Тартар. Но Гея уговорила оставшихся титанов свергнуть отца.

Это сделал коварный Кронос - Время. Но, женившись на своей сестре, он боялся рождавшихся детей и глотал их сразу после рождения: Гестию, Деметру, Посейдона, Геру, Аида. Родив последнего ребенка - Зевса, жена обманула Кроноса, и он не смог проглотить младенца. А Зевс был надежно спрятан на Крите. Это только краткое содержание. Легенды и мифы Древней Греции страшно описывают происходящие события.

Война Зевса за власть

Зевс вырос, возмужал и заставил Кроноса возвратить на белый свет своих проглоченных сестер и братьев. Он призвал их на борьбу с жестоким отцом. Кроме того, в борьбе приняли участие и часть титанов, великаны и циклопы. Десять лет длилась борьба. Огонь бушевал, моря кипели, от дыма ничего не было видно. Но победа досталась Зевсу. Врагов свергли в Тартар и заключили под стражу.

Боги на Олимпе

Зевс, которому циклопы сковали молнии, стал верховным богом, Посейдону подчинялись все воды на земле, Аиду - подземное царство мертвых. Это было уже третье поколение богов, от которых произошли все остальные боги и герои, о которых начнут рассказывать истории и сказания.

Древнейшие относят к циклу о Дионисе, и виноделия, плодородия, покровителя ночных мистерий, которые проводились в самых мрачных местах. Мистерии были страшными и таинственными. Так стала намечаться борьба темных богов со светлыми. Реальных войн не было, но стали постепенно уступать место светлому богу солнца Фебу с его рациональным началом, с его культом разума, науки и искусства.

А иррациональное, экстатическое, чувственное отступило. Но это две стороны одного явления. И одно было невозможно без другого. Богиня Гера, жена Зевса, покровительствовала семье.

Арес - войне, Афина - мудрости, Артемида - луне и охоте, Деметра - земледелию, Гермес - торговле, Афродита - любви и красоте.

Гефест - ремесленникам. Их взаимоотношения между собой и людьми составляют сказания эллинов. Их полностью изучали в дореволюционных гимназиях России. Только сейчас, когда людей касаются по большей части земные заботы, они при необходимости обращают внимание ни их краткое содержание. Легенды и мифы Древней Греции все дальше уходят в прошлое.

Кому покровительствовали боги

Они не очень благоволи людям. Часто завидовали им или вожделели к женщинам, ревновали, бывали жадными до похвал и почестей. То есть они были очень похожи на смертных, если брать их описание. Сказания (краткое содержание), легенды и мифы Древней Греции (Кун) весьма противоречиво описывают своих богов. «Ничего так не радует богов, как крах человеческих надежд», - считал Еврипид. И ему вторил Софокл: «Боги всего охотнее помогают человеку, когда он идет навстречу своей гибели».

Зевсу подчинялись все боги, но для людей он имел значение как гарант справедливости. Именно когда судья судил неправедно, человек обращался за помощью к Зевсу. В делах войны главенствовал только Марс. Мудрая Афина покровительствовала Аттике.

Посейдону все моряки, уходя в море, приносили жертвы. В Дельфах можно было просить милости у Феба и Артемиды.

Мифы о героях

Один из любимых мифов был о Тесее, сыне царя Афин Эгея. Он родился и воспитывался в царской семье в Трезене. Когда он вырос и смог достать меч своего отца, то отправился на встречу с ним. По пути он уничтожил разбойника Прокруста, не дававшего пройти людям по своей территории. Попав к отцу, он узнал, что Афины платят дань девушками и юношами Криту. Вместе с очередной партией рабов, под траурными парусами, он отправился на остров к чтобы убить чудовищного Минотавра.

Царевна Ариадна помогла Тесею пройти лабиринт, в котором находился Минотавр. Тесей сразился с чудищем и уничтожил его.

Греки радостно, освободившись навсегда от дани, возвращались на родину. Но они забыли сменить черные паруса. Эгей, не сводивший глаз с моря, увидел, что сын погиб, и от непереносимого горя бросился в пучины вод, над которыми стоял его дворец. Афиняне ликовали, что они навсегда освободились от дани, но и плакали, узнав о трагической кончине Эгея. Миф о Тесее длинный и красочный. Это его краткое содержание. Легенды и мифы Древней Греции (Кун) дадут о нем исчерпывающее описание.

Эпос - вторая часть книги Николая Альбертовича Куна

Легенды об аргонавтах, о путешествиях Одиссея, о мести Ореста за смерть отца и злоключениях Эдипа в Фиванском цикле составляют вторую половину книги, которую написал Кун, «Легенды и мифы Древней Греции». Краткое содержание по главам указано выше.

Возвращаясь из Трои на родную Итаку, Одиссей провел много долгих лет в опасных скитаниях. Трудно давалась ему дорога домой по бурному морю.

Бог Посейдон не мог простить Одиссею то, что, спасая свою жизнь и жизнь своих друзей, он ослепил Циклопа, и насылал неслыханные бури. По дороге они гибли от сирен, увлекавших своими неземными голосами и сладкозвучным пением.

Все его спутники погибли в путешествиях по морям. Всех уничтожила злая судьба. В заточении у нимфы Калипсо Одиссей томился многие годы. Он умолял отпустить его домой, но отказывала прекрасная нимфа. Только просьбы богини Афины смягчили сердце Зевса, он сжалился над Одиссеем и вернул его к семье.

Легенды троянского цикла и о походах Одиссея создал в своих поэмах Гомер - «Илиада» и «Одиссея», мифы о походе за золотым руном к берегам понта Эвсинского описаны в поэме Апполония Родосского. Софокл написал трагедию «Эдип-царь», трагедию об Аресте - драматург Эсхил. Их дает краткое содержание «Легенды и мифы древней Греции» (Николай Кун).

Мифы и легенды о богах, титанах, многочисленных героях тревожат воображение художников слова, кисти и кинематографии наших дней. Стоя в музее около картины, написанной на мифологическую тему, или слыша имя прекрасной Елены, хорошо бы хоть немного представлять себе, что стоит за этим именем (огромная война), и знать детали сюжета, изображенного на полотне. Этому могут помочь «Легенды и мифы Древней Греции». Краткое содержание книги раскроет смысл увиденного и услышанного.

Измена жены