Роль природы в развитии цивилизации. Роль природы в развитии человека с исторической точки зрения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Резко проявившиеся в последние годы отрицательные для природы и самого человека последствия антропогенной деятельности заставляют пристальнее всмотреться в систему экологических взаимоотношений. И особенно важной является проблема взаимоотношений человека и природы, которая в нынешний переломный момент человеческой истории приобрела, к сожалению, трагическое звучание. Среди многочисленных социально значимых проблем, вставших перед народами на пороге третьего тысячелетия, главное место заняла проблема выживания человечества и всего живого на Земле. Все это заставляет задуматься над тем, какими же должны быть отношения человека и природы, как найти гармонию с природой, и почему недостаточно говорить, например, только об их единстве.

И здесь логично обратиться к истории - важному свидетелю и судье сложных природно-человеческих отношений, и с позиции сегодняшнего времени увидеть то позитивное и негативное, что поможет современной цивилизации не разорвать последние нити связующие человека и природу.

История взаимодействия человека и природы - история смены одних взаимоотношений с другими. В первобытном обществе отношения к природе носили черты олицетворения. Позднее отношение к природе характеризовалось такими определениями, как «стихийное», «созерцательное», а в капиталистическом, техногенном обществе - «потребительское», «хищническое».

Осознание того, что же нам может дать природа, зависит от того, как мы воспринимаем природу: как ресурс, как сферу проживания или как ценность. Важно понять сложность процессов взаимодействия человека и окружающей природы, обратить внимание на те последствия (на основе исторического опыта), которые получило человечество, дабы на горьком опыте предыдущих поколений наша цивилизация смогла построить новые отношения.

Ведь только потребность выхода из настоящего кризисного состояния вызывает необходимость становления особой формы единства человека и природы, которая и обеспечила бы это. Таковой и является гармония человека с природой.

Цель реферата: рассмотреть роль природы в становлении и развитии человеческого общества в разные исторические этапы, а также влияние человека на окружающую среду в исторической хронологии.

1. Роль природы в жизни человека и общества

Человек - продукт природы и существует во взаимосвязях со всеми природными объектами, однако для того, чтоб лучше разобраться в вопросе: каково же значение всей окружающей человека природы в его жизни мы прибегнем к тому, что разъединим их. Сразу же после этого нам станет ясно, что человек сам по себе без остальной природы существовать не сможет, т. к. природа - это, прежде всего, среда жизни человека. Это первая и важнейшая роль природы.

Из этой роли вытекает санитарно-гигиеническая и оздоровительная. В природе устроено так, что в случае потери здоровья человек может его восстановить, пользуясь благами природы (растениями, минеральными источниками, воздухом и пр.). Природа, кроме того, имеет всё необходимое для поддержания санитарно - гигиенических условий на должном уровне (вода для мытья жилища и умывания, фитонциды и антибиотики растений - для борьбы с возбудителями заболеваний и т.д.).

Природа имеет также хозяйственное значение. Именно из природы человек черпает все необходимые ресурсы для развития своей хозяйственной деятельности; для наращивания материальных благ. Любые потребляемые человеком продукты в конечном счёте создаются путём использования природных ресурсов. В современных условиях в хозяйственный оборот вовлечена масса различных природных веществ, причём запасы некоторых из них малы, а используются они очень интенсивно (медь, ртуть). В этом и заключается производственное и экономическое значения природы для человека.

Научное значение природы вытекает из того, что она - источник всех знаний. Наблюдая и изучая природу, человек открывает объективные законы, руководствуясь которыми использует в своих целях естественные силы и процессы.

Воспитательное значение природы заключается в том, что общение с ней благотворно влияет на человека в любом возрасте, разносторонне развивает мировоззрение у детей. Особенно важно для воспитания гуманности общение с животными; отношение к ним формирует и отношение к людям.

Эстетическое значение природы огромно. Природа всегда была вдохновителем искусства, занимая, например, центральное место в творчестве художников - пейзажистов и анималистов. Красота природы привлекает людей и благотворно влияет на их настроение.

И, подводя итог всему сказанному выше, следует отметить, что природа постоянно выступает как фактор развития и совершенствования человека.

2. Роль природы в развитии человека с исторической точки зрения

2.1 Периоды взаимодействия природы и человека

В истории взаимодействия человека и природы можно выделить ряд периодов. Биогенный период охватывает эпоху палеолита. Основные виды деятельности первобытного человека - собирательство, охота на крупных животных. Человек в это время вписывался в биогеохимические циклы, поклонялся природе и был ее органической частью. К концу палеолита человек становится видом-монополистом и исчерпывает ресурсы своей среды обитания: истребляет основу своего пищевого рациона - крупных млекопитающих (мамонтов и крупных копытных). Это приводит к первому экологическому и экономическому кризису: человечество утрачивает свое монопольное положение, его численность резко сокращается. Единственное, что могло спасти человечество от полного исчезновения, - это изменение экологической ниши, то есть образа жизни. С эпохи неолита начинается во взаимодействии человечества с природой новый период - аграрный. Эволюция человека не прервалась лишь потому, что он стал создавать искусственные биогеохимические циклы - изобрел земледелие и животноводство, тем самым качественно изменил свою экологическую нишу. Необходимо отметить, что, преодолев экологический кризис путем неолитической революции, человек выделился из остальной природы. Если в палеолите он вписывался в естественный круговорот веществ, то, освоив земледелие и животноводство, полезные ископаемые, он стал активно вмешиваться в этот круговорот, вовлекать в него вещества, накопленные ранее. Именно с аграрного периода в истории начинается техногенная эпоха. Человек активно преобразует биосферу, использует закономерности природы для достижения своих целей. В неолите численность человечества возросла от миллионов к десяткам миллионов. Одновременно возросла численность домашних животных (крупный рогатый скот, лошади, ослы, верблюды) и синантропных видов (домашние мыши, черная и серая крысы, собаки, кошки). Расширяя земледельческие угодья, наши предки сжигали леса. Но из-за примитивности земледелия такие поля быстро становились непродуктивными, и тогда сжигались новые леса. Сокращение лесных площадей приводило к снижению уровня рек и грунтовых вод. Все это влекло за собой изменения в жизни целых сообществ и их разрушение: леса сменялись саваннами, саванны и степи - пустынями. Так, экологическим результатом неолитического животноводства явилось возникновение пустыни Сахары. Исследования археологов показали, что еще 10 тыс. лет назад на территории Сахары была саванна, где жили бегемоты, жирафы, африканские слоны, страусы. Вследствие перевыпаса крупного рогатого скота и овец человек превратил саванну в пустыню. Важно подчеркнуть, что опустынивание огромных территорий в эпоху неолита явилось причиной второго экологического кризиса. Из него человечество выходило двумя путями: - продвижением по мере таяния ледников на север, где освобождались новые территории; - переходом к поливному земледелию в долинах великих южных рек - Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Хуанхе. Именно там возникли древнейшие цивилизации (египетская, шумерская, древнеиндийская, древнекитайская). Аграрный период завершился эпохой Великих географических открытий. Открытие Нового света, островов Тихого океана, проникновение европейцев в Африку, Индию, Китай, Центральную Азию неузнаваемо изменили мир, привели к новому наступлению человечества на дикую природу. Следующий - индустриальный - период охватил время с XVII в. до середины XX в. Численность человечества к концу этого периода сильно возросла, достигнув 5 млрд. Если в начале периода природные экосистемы могли справляться с антропогенными воздействиями, то к середине XX в. в связи с увеличением народонаселения, темпов и масштабов производственной деятельности возможности самовосстановления экосистем оказались исчерпанными. Сложилась ситуация, при которой дальнейшее развитие производства становится невозможным из-за истощения невосполнимых природных ресурсов (запасов руд, горючих ископаемых). Экологические кризисы приобрели планетарные масштабы, так как деятельность человека изменила циклы круговорота веществ. Перед человечеством возник целый ряд глобальных экологических проблем: резкие изменения природной среды, разрушение мест обитания привели к угрозе вымирания 2/3 существующих видов; стремительно сокращается площадь «легких планеты» - уникальных влажных тропических лесов и сибирской тайги; из-за засоления и эрозии теряется плодородие почв; в атмосферу и гидросферу поступает огромное количество отходов производства, накопление которых угрожает жизни большинства видов, в том числе и человека. Однако в настоящее время наметился переход от индустриального к информационно-экологическому, или постиндустриальному периоду во взаимодействии общества и природы, который характеризуется экологическим мышлением, осознанием ограниченности ресурсов и возможностей биосферы в восстановлении экосистем. Стало очевидным, что экологически грамотное и рациональное природопользование - единственно возможный путь выживания человечества.

2.2 Отношение человека к природе в разные этапы его развития

Природа - это, прежде всего универсум, который охватывает все сущее, в том числе наши познания и практическую деятельность, всю Вселенную, и в этом смысле она близка к понятию материи, можно сказать, что природа - это материя, взятая во всем многообразии ее форм. В этом плане мы лишь частичка этого универсума, хотя и уникальная по своим возможностям.

История человеческого общества в определенном смысле являет собой картину его изменяющегося взаимодействия с природой. В системе античного мышления природа понималась, как подвижное, изменяющееся целое, и в этом смысле человек не столько противопоставлялся природе, сколько воспринимался как одна из его частей. У античных философов, как мы знаем, понятием космоса по существу охватывалась вся доступная человеческому понятию природа. При этом космос противопоставлялся хаосу - он трактовался как нечто не только всеобъемлющее, но и организованное, закономерное и совершенное. Идеалом считалась жизнь в согласии с природой.

Совершенно другое понимание природы сложилось в средневековой христианской культуре. Здесь, окружающая человека природа рассматривалась как нечто сотворенное богом и более низкое, чем сам человек, поскольку только он в процессе творения был наделен Божьим началом - душой. Более того, природа нередко понималась как источник зла, который нужно преодолеть или подчинить, а жизнь человека при этом выступала как творение Божественного начала - души с греховным природным началом - телом. И это служило оправданием для негативного отношения к природе и даже обоснованием применяемого к ней насилия. Подобная система взглядов не могла стимулировать интерес к научному познанию природы.

В эпоху Возрождения отношение к природе меняется. Человек открывает для себя красоту и великолепие окружающей природы, начинает видеть в ней источник радости, наслаждения, в противовес мрачному аскетизму средневековья. Природа начинает пониматься как убежище, противостоящее развращенной и порочной человеческой цивилизации. Жан-Жак Руссо прямо утверждал, что переход человека от природного естественного начала к социальному является источником всех наших несчастий.

Зависимость человека от природы, от естественной среды обитания, существовала на всех этапах человеческой истории. Она, однако не оставалась постоянной, а изменялась диалектически противоречивым образом. Во взаимодействии с природой человек постепенно, в процессе труда и общения формировался как социальное существо. Этот процесс имеет своим исходным пунктом выделение человека из животного царства. В силу вступает и социальный отбор: выживали и оказывались перспективными те древнейшие общности людей, которые в своей жизнедеятельности подчинялись определенным социально-значимым требованиям сплоченности, взаимопомощи, заботе о судьбе потомства, что формировало зачатки нравственных норм. Социально значимое закреплялось и естественным отбором и передачей опыта. Образно говоря, человек в своем развитии постепенно становился на рельсы социальных законов, сходя с колеи биологических закономерностей. В преобразовании в человеческое общество большую роль играли социальные закономерности на фоне активного действия биологических. Это осуществлялось в процессе труда, навыки к которому постоянно совершенствовались, передаваясь от поколения к поколению, и образуя, тем самым, вещественно фиксированную “культурную” традицию. Процесс труда начинается с изготовления орудий, а их изготовление и употребление может происходить только в коллективе. Лишь коллектив придает жизненный смысл и могучую силу орудиям. Именно в коллективе предтрудовая деятельность наших предков могла превратиться в труд, являющийся выражением социальной деятельности и формированием зачатков производственных отношений.

2.3 Нарушение природного баланса человеком в разные формационные периоды

В процессе эволюции экосистемы подвергаются различным изменениям, которые, в конечном счете, приводят к состоянию относительного (динамического) равновесия. Природные системы стремятся сохранить стабильное равновесие под влиянием целого ряда внутренних компенсационных механизмов саморегуляции. Саморегуляция, или гомеостаз, характеризует способность экосистем противостоять изменениям ее абиотических и биотических компонентов и сохранять в течение значительного времени свойственную ей равновесность продуцирования и разложения органического вещества. Любое антропогенное воздействие, губительно влияющее на какую-либо популяцию, в конечном итоге приводит эту популяцию к гибели. Например, перенасыщение почвы минеральными удобрениями приводит к гибели дождевых червей или вынуждает их покинуть данное поле.

Всякое давление на экосистему, вызывающее стрессовое состояние, вызывает появление компенсаторных процессов. Природная система активно противостоит факторам техногенеза. Например, сооружение ирригационной сети в долинах пустынных рек Казахстана сопровождается постепенным заиливанием каналов, что может со временем привести к прекращению функционированию мелиоративной системы. Однако это противостояние имеет свои пределы.

Устойчивость экосистем резко нарушается в результате различного рода критических (кризисных) ситуаций, спровоцированных обычно влиянием внешних антропогенных факторов. Например, нарушение устойчивости экосистемы Аральского моря под влиянием уменьшения речного стока и связанного с этим снижением уровня водоема привело к формированию на осушившемся дне моря качественно иной геосистемы - солончаковой неопустыни. Впервые критическое состояние Аральского моря было отмечено еще в 1961г., когда началось бесповоротное изменение структуры природой системы этого замкнутого водоема.

Нарушение экологического равновесия, как уже отмечалось, главным образом обусловлено антропогенными факторами, воздействие которых может носить форму прямого кратковременного воздействия (например, залповый выброс промышленных стоков в речную систему) или пролонгированного воздействия (например, постоянный смыв химических удобрений в речную артерию).

Биосфера в целом является идеально отлаженной системой самоочищения и самовосстановления природной среды. Для снижения загрязнения окружающей среды отходами производства необходимо смоделировать и заимствовать у природы эти механизмы. Понятие, близкое по содержанию и функционированию биосферы и самоочищению среды, дает нам представление о замкнутом производственном цикле - повторное использование материальных ресурсов в производстве (например, оборотное водоснабжение). В процессе замкнутого производственного цикла обеспечивается экологически доброкачественное состояние природной среды.

Экологические проблемы стали возникать с первых дней существования человечества. Но только в последние два столетия, особенно начиная с 50-х годов 20 столетия, экологические проблемы стали угрожать существованию биосферы. Экологические проблемы обусловлены, прежде всего, загрязнением окружающей среды, воздушного бассейна и Мирового океана, истощением природных ресурсов. Экологическая проблема, включающая вопросы охраны окружающей среды и рационального природопользования, является глобальной проблемой, затрагивающей интересы всего шестимиллиардного населения нашей планеты, интересы всех без исключения государств, интересы каждого человека. Поэтому любые экономические и политические решения, которые нарушают научно-обоснованные медицинские, экологические или иные требования к окружающей среде, являются в принципе неприемлемыми.

Все организмы выделяют в окружающую среду продукты распада, образующиеся в процессе их жизнедеятельности. Это СО2, экскременты, непереваренные остатки пищи и др. Продукты распада делают среду менее благоприятной для тех живых организмов, которые их образуют. Но в сбалансированной экосистеме выделения одного организма служат пищей другому, поэтому продукты распада в среде не накапливаются. Загрязнение среды возникает в тех случаях, когда выделения не уничтожаются с той же скоростью, с которой они образуются. Загрязнение - это превышение естественного уровня различных веществ в среде и привнесение в среду новых, не характерных для нее веществ.

Вследствие нерационального природопользования в настоящее время отмечается снижение продуктивности природных экосистем, истощение минерально-сырьевых ресурсов, прогрессирующее загрязнение среды.

Однако не следует думать, что подобная ситуация существовала на протяжении всей истории развития человечества и природы Земли в целом. В историческом плане можно выделить несколько периодов взаимоотношений человеческого общества с природой. Они чётко отличаются характером этих отношений и объёмом нанесённого окружающей среде вреда.

Первый, древний, период включает палеолит, мезолит и неолит. В палеолите жили сборщики и первые охотники. В мезолите к ним добавляются рыбаки. В это же время появляются более совершенные орудия труда и приспособления для охоты из костей, камня, рога, дерева (лодки, крючки, топоры, сети, глиняная посуда). Для неолита характерно появления земледелия, скотоводства, бурения, шлифования первых домов, святилищ.

Первый период характеризуется накоплением знаний о природе, приспособлением человека к природе и значительным влиянием человека на природу. Основным источником энергии в этот период была мышечная энергия человека. Уничтожение большого количества крупных животных - основного источника питания древнего человека - привело к возникновению первого глобального экологического кризиса во всех регионах расселения людей.

Второй период - рабовладельческий строй и феодализм. В этот период интенсивно развивается земледелие, скотоводство, возникают ремёсла, расширяется строительство поселений, городов, крепостей. Своей деятельностью человек начинает наносить ощутимые удары по природе. Особенно это стало хорошо заметно после возникновения и развития химии и получения первых кислот, пороха, красок, медного купороса. Численность населения в ХV - XVII вв. уже превышала 500 млн. Этот период можно назвать периодом активного использования человеком природных ресурсов, взаимодействия с природой.

Следует отметить, что в первые два периода одним из важнейших факторов воздействия человека на природу был огонь - использование искусственных пожаров для охоты на диких животных, расширения пастбищ и пр. Выжигание растительности на значительных территориях привело к возникновению первых локальных и региональных кризисов - значительные территории Ближнего Востока, Северной и Центральной Африки превратились в каменистые и песчаные пустыни.

Третий период (XVIII в. - первая половина XX в.) - время бурного развития физики, техники, изобретён паровой двигатель, электрический мотор, получена атомная энергия, стремительно растёт численность населения (около 3,5 млрд.). Это период развития локальных и региональных кризисов, противостояния природы и человеческого общества, страшных по своим экологическим последствиям мировых войн, хищнической эксплуатации всех природных ресурсов. Основными принципами развития общества в этот период были борьба с природой, её подчинение, господство над ней и уверенность в том, что природные ресурсы неисчерпаемы.

Четвёртый период (последние 40 - 50 лет) характеризуется развитием второго глобального экологического кризиса, возникновением и усилением парникового эффекта, появлением озоновых дыр и кислотных дождей, супериндустриализацией, супермилитаризацией, суперхимизацией, супериспользыванием и суперзагрязнением всех геосфер. Численность людей в 1995 г. достигла более 5,6 млрд. человек. Особенностями этого периода является также возникновение и расширение общественного природоохранного движения во всех странах, активное международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Так как экологический кризис экосферы планеты в этот период развивался неодинаково, то в зависимости от размеров антропогенного воздействия этот период можно разбить на три этапа.

Первый этап (1945 - 1970 гг.) характеризуется наращиванием гонки вооружений всеми развитыми странами мира, хищническим уничтожением природных ресурсов во всём мире, развитием кризисных экологических ситуаций в Северной Америке, Европе, отдельных регионах бывшего СССР.

Второй этап (1970 - 1980 гг.) отмечен бурным развитием экологического кризиса в мире (Япония, бывший СССР, Южная Америка, Азия, Африка), интенсивный рост степени загрязнения вод Мирового океана и космического пространства. Это период очень мощной химизации, максимального мирового производства пластмасс, развития глобального милитаризма, реальной угрозы глобальной катастрофы (вследствие ядерной войны) и возникновения мощного международного государственного (правительственного) и общественного движения за спасение жизни на планете.

Третий этап (с 1980 г. по настоящее время) характеризуется сменой отношения человека на планете к природе, всесторонним развитием экологического образования во всех странах, широким общественным движением за охрану окружающей среды, появлением и развитием альтернативных источников энергии, развитием дехимизации и ресурсосберегающих технологий, принятием новых национальных и международных законодательных актов, направленных на охрану природы. На этом этапе также началась демилитаризация во многих развитых странах.

Большую роль в разрешении проблем, связанных с устранением или смягчением негативных последствий антропогенного воздействия, призвано сыграть учение о взаимоотношении человека и природы. Его задачи: изучение воздействия человека на природу и среды на человека и общество; конструирование идеальной схемы гармоничного развития биогеоценотического покрова; конструирование идеальной схемы гармоничного развития природы и экономики единых географических систем; разработка генеральной схемы оптимального развития экономики региона, сопровождающегося оптимизацией биогеоценотического покрова.

К сожалению, контроль и сознательная регуляция людьми изменений природной среды в целом пока налажены недостаточно, и это становится опасным для сохранения системы "общество - природа". Антропогенное изменение природы происходит далеко не всегда в благоприятном для людей направлении. Специалисты подсчитали предельные значения по многим параметрам возможных изменений природной среды, и величины эти оказались весьма скромными. По некоторым из них (запасы пресной воды, количество кислорода в атмосфере, температурный режим, режим влажности) люди вплотную подошли к предельным значениям. Планета, казавшаяся до недавнего времени такой большой и неисчерпаемой, вдруг обнаружила свои конечные возможности.

Все более отчетливо проявляется необходимость для современного общества согласовывать темпы и характер своего развития с возможностями биосферы, в которую общество структурно включено как часть в целое. Очевидно, что противоречие между бесконечными в принципе возможностями развития общественного производства и ограниченными компенсаторными возможностями биосферы стало основным противоречием для развития системы "общество--природа". Судьбы дальнейшего развития общества в значительной степени зависят от того, насколько успешно будут найдены пути и средства оптимального разрешения указанного противоречия.

3. Современное осознание проблем взаимоотношений человека и природы

3.1 Ошибочные тенденции в природопользовании

Жизнь показала, что в вопросе природопользования у нас долгое время бытовали некоторые ошибочные тенденции, среди которых можно назвать:

а) стремление заставить природу развиваться вопреки её законам. Это так называемый экологический волюнтаризм. Примерами этого явления можно назвать факты уничтожения воробьев в Китае; попытки повернуть реки вспять в Советском Союзе и др.

б) игнорирование всеобщей связи и взаимообусловленности предметов и явлений в природе. Экологическая близорукость человека просматривается во многих его поступках. Стремясь получить какую-то выгоду для себя, человек строил на реках крупнейшие искусственные озера - водохранилища. Однако, если сравнить ущерб, причиненный этими действиями, то он перекрывает все выгоды, ради которых это предпринималось. Или еще пример, изобретение и применение для борьбы с сельскохозяйственными и бытовыми вредителями сильного химического яда - ДДТ. Оказалось, что вредители очень быстро к нему привыкли, и новые поколения вредителей спокойно себя чувствовали рядом с ядом. Зато в результате его применения ядохимикат попал во все элементы биосферы (воду, почву, воздух, животных и даже в человека). Даже там, где ДДТ никогда не применялся, в результате миграции в биосфере он был обнаружен, например, в многолетних отложениях льда в Антарктиде, в мясе пингвинов, в молоке кормящих матерей и т.д.

в) представления о неисчерпаемости природных ресурсов. Это наивное заблуждение о бесконечности и бездонности ресурсов природы привело к тому, что сегодня в некоторых странах начинают развиваться энергетические кризисы; в ряде стран в настоящее время вынуждены прибегнуть к эксплуатации малопродуктивных месторождений отдельных полезных ископаемых из-за того, что они находятся на исходе. Другой пример: вся растительность США сегодня не покрывает расходов потребления кислорода промышленность, и в связи с этим Америка в плане потребления кислорода находится на иждивении у других государств. Кроме того, необдуманное уничтожение отдельных видов животных и растений привело к их исчезновению с лица Земли. На сегодня около 1 тыс. видов животных и 20 тыс. видов растений находятся на грани вымирания.

Перечень подобных «достижений» человека, его побед над природой, можно было бы продолжать еще долго. Да, природа может долго терпеть действия человека, однако это «терпение природы» не беспредельно.

3.2 Интенсификация загрязнения окружающей среды

природопользование окружающий среда загрязнение

Интенсификация загрязнения окружающей среды приводит к появлению глобальных экологических проблем, к которым относятся:

Парниковый эффект - эффект разогрева приземного слоя воздуха, вызванный тем, что атмосфера поглощает длинноволновое (тепловое) излучение земной поверхности, в которое превращается большая часть световой энергии Солнца, достигшей Земли. Усиливается повышением концентрации в атмосфере парниковых газов - диоксида углерода, метана, оксидов азота и паров воды, что ведет к потеплению климата.

Опустынивание - появление под влиянием хозяйственной деятельности человека ландшафтов, близких к пустынным, с редким растительным покровом; деградация, снижение биологической продуктивности экосистем. Опустыниваение наблюдается в 100 странах мира. Ежегодно из-за этого теряется 6 млн гектаров сельскохозяйственных угодий. При сохранении нынешних темпов за 30 лет это явление охватит территорию, равную по площади Саудовской Аравии.

Кислотные дожди - выпадение осадков, в которых содержатся серные и азотные кислоты.

Сокращение биологического разнообразия - разнообразия форм и процессов в органическом мире, проявляющееся на молекулярно-генетическом, популяционном и биоценозном уровнях организации живого. Биологическое разнообразие обеспечивает непрерывность жизни во времени и поддерживает функциональную структуру биосферы и составляющих ее экосистем.

Разрушение озонового слоя - слоя атмосферы (стратосферы) с повышенным содержанием озона (О3), расположенного на высоте 18-23 км, который защищает живые организмы от жестких ультрафиолетовых лучей.

Можно выделить четыре главных направления воздействия человека на биосферу:

1. Изменения структуры земной поверхности: распашка целинных земель, вырубка лесов, осушение болот, создание искусственных водоёмов и другие изменения поверхностных вод и т.д.

2. Изменения состава биосферы, круговорота и баланса входящих в неё веществ - добыча ископаемых, создание отвалов выработанных пород, выбросы различных веществ в атмосферу и гидросферу, изменения влагооборота.

3. Изменение энергетического и, в частности, теплового баланса отдельных регионов и планеты в целом.

4. Изменения, вносимые в биоту - совокупность живых организмов; истребление некоторых организмов, создание новых пород животных и растений, перемещение организмов (акклиматизация) в новые места.

Все эти изменения, происходящие в природе под влияние деятельности человека, осуществляются чаще всего по причине действия следующих антропогенных факторов: НТР, демографический “взрыв”, накапливающийся характер некоторых процессов.

Человек сокращает территории, занимаемые естественными экосистемами. 9-12 % поверхности суши распахано, 22-25 % составляют полностью или частично окультуренные пастбища. 458 экваторов - такова протяженность дорог на планете; 24 км на каждые 100 кв. км - такова густота дорог. Современное человечество расходует потенциальную энергию биосферы почти в 10 раз быстрее, чем происходит её накопление деятельностью организмов, связывающих энергию на Земле.

3.3 Гармонизация отношений природы и человека. Ноосфера

Ухудшение экологического положения стало особенно заметно с 60-х годов 20-го века. Именно тогда в печать начали широко проникать сообщения о последствиях применения пестицидов, резком увеличении выделяемых в атмосферу и гидросферу не усваиваемых природой антропогенных отходов, о дефиците материальных и энергетических ресурсов. Под угрозой находятся практически все естественные оболочки (сферы) нашей планеты, многие фундаментальные равновесия в биосфере Земли и даже за ее пределами. Подрыв этих равновесий чреват необратимыми и пагубными для жизни на планете последствиями.

Во избежание этих последствий, В.И. Вернадский предлагает идею о роли разумной человеческой деятельности в природе. Сейчас при разработке теории взаимодействия общества и природы невозможно обойтись без плодотворной прогностической идеи Вернадского о становлении ноосферы как процесса сознательного гуманистического преобразования человеком условий своего естественного природного окружения. В условиях обострения глобальных проблем современности, и особенно, экологической ситуации, многие исследователи -- представители естественных и гуманитарных наук -- для осмысления этих сложных процессов обращаются к наследию Вернадского, пытаясь найти у основоположника материалистической концепции ноосферы ответы на проблемы о месте человека в природе и биосфере, о будущем биосферы и взаимодействия общества и природы о судьбах мировой цивилизации и человечества в целом.

В основании концепции ноосферы Вернадским положены идеи об объективном процессе преобразования человеком природы "в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого", ибо ноосфера понималась им как окружающая человека среда, природное явление, новое состояние биосферы, а созидание ее - как контролируемый и регулируемый процесс обмена веществом и энергией общества с природой, то есть как разумное согласованное с данными науки преобразование природы.

Ноосфера, согласно Вернадскому - это преобразованная в интересах человека природа, равновесное состояние которой поддерживается целенаправленной деятельностью обобществившегося человечества. Очеловеченная природа появляется вместе с человеком, когда он был еще не в состоянии регулировать протекание глобальных процессов природы. Ноосфера же - сознательно создаваемое человеком состояние природной среды. Она включает постоянное проявление естественных процессов природы, но это управляемая человеком природная среда его существования. Поскольку такое состояние еще не достигнуто, то преждевременно современный этап изменения биосферы называть ноосферой.

Действительно, современное человечество еще не преодолело опасности возникновения разрушительных войн, расхищения ресурсов биосферы, загрязнения природной среды, и т.п. Однако современное состояние взаимодействия общества с природой не может быть причиной сомнений в возможности создания ноосферы.

Концепция ноосферы обедняется и тогда, когда ее становление связывается только с фактом превращения человека в геологическую силу способную принципиально изменить естественную миграцию химических элементов на планете. Этого, если следовать Вернадскому, не достаточно для становления ноосферы. "Геохимическая активность человека проявляется не прямо и не непосредственно, то есть не как чисто биологический процесс, но неизбежно опосредована складывающимися между людьми сложными социальными отношениями". Чтобы материально техническая деятельность по изменению природной среды не приняла угрожающую форму экологического кризиса, она необходимо должна сопровождаться коренными социальными изменениями. Без таких социальных изменений не может быть осуществлен рациональный обмен веществ с природой в интересах всех людей. Ноосфера не совместима с антропогенной деградацией природной среды. Поэтому "одним из первых признаков создания ноосферы будет ликвидация опасности глобального экологического кризиса".

Другая крайность - попытка связать ноосферу с сугубо социальными переменами. При этом из поля зрения выпадают научные и материально технические факторы обеспечения изменения способа воздействия общества на природу, позволяющие управлять необходимым для поддержания биогенных констант процессом биогеохимической миграции вещества и энергии.

Гуманист Вернадский видел, что для осуществления перехода биосферы в ноосферу созданы реальные объективные предпосылки: произошла величайшая научная революция, открывшая путь для безграничного увеличения материальных и духовных сил человечества, начался процесс экономического и социального объединения человечества в единую мировую ассоциацию. Эти предпосылки должны стать той стихийно создававшейся на протяжении многих тысяч лет основой, на достижениях которой человек только теперь может сознательно воплощать в жизнь свою идею о преобразовании биосферы в ноосферу, подчинить своей воле и разуму процессы миграции вещества и энергии и общественных трансформаций для обеспечения своего беспредельного прогрессивного развития.

Заключение

Взаимодействие человечества и природы - это сложный процесс, в котором стороны должны стремиться к взаимовыгодному сотрудничеству. Между природным и общественным нет пропасти - общество остается частью более обширного целого - природы.

Современное общество еще не преодолело опасности возникновения разрушительных войн, расхищения ресурсов биосферы, загрязнения природной среды.

Экологические задачи - как позитивные (прогноз и управление погодой, экономия ресурсов и т.д.), так и негативные (очистка и восстановление воздуха, воды, почвы и т.д.) - требуют предельно высокого, т.е. планетарного обобществления труда. Международная кооперация усилий в самых различных областях науки и техники становится жизненной потребностью.

Мы вступили в такую эпоху своей истории, когда один человек может оказаться источником бедствий для всего остального человечества - в руках одного человека могут оказаться сосредоточены невообразимые мощности, неосторожное, а тем более преступное использование которых, может нанести человечеству непоправимый вред.

В настоящее время глобальность экологических проблем требует от человека иного способа мышления, новой формы его самосознания - экологического сознания. Это прежде всего означает, что человечество должно осознать себя как единое целое в своем отношении к природе.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Роль природы в жизни человека и общества. Ошибочные тенденции в природопользовании. Антропогенные факторы изменения природы. Законы экологии Б. Коммонера. Глобальные модели-прогнозы развития природы и общества. Концепция экологического императива.

    реферат , добавлен 19.05.2010

    Состояние окружающей среды и сложившаяся экологическая ситуация в мире. Идеи этико-эстетического подхода в заповедном деле. Взаимодействие человеческого общества и мира дикой природы: от дикости (первобытности) к цивилизации. Концепция дикой природы.

    реферат , добавлен 27.06.2013

    Охрана окружающей среды. Общества по охране окружающей среды, движения и дружины по охране природы. Заповедники. Заказники и памятники природы. Меры по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха. Рациональное использование водных ресурсов.

    реферат , добавлен 24.08.2008

    Проблема взаимодействия природы и общества на современном этапе. Национальные концепции развития по обеспечению благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала. Экономическое значение ассимиляционного потенциала окружающей среды.

    контрольная работа , добавлен 15.08.2009

    Экологические последствия воздействия человека на живую природу. Влияние природы на живые организмы. Сущность антропогенного загрязнения, парникового эффекта и воздействие на почвы и биосферу сельскохозяйственного производства. Охрана окружающей среды.

    презентация , добавлен 03.05.2014

    Сложность процессов взаимодействия человека и окружающей природы. Потребность выхода из настоящего кризисного состояния вызывает необходимость становления особой формы единства. Процесс взаимодействия природы и человека, как гармоничного союза.

    реферат , добавлен 18.07.2008

    Роль природы в жизни человеческого общества, источники и последствия негативного воздействия на нее, анализ практических примеров. Современные этапы воздействия человека на природу. Охрана окружающей среды и задачи восстановления природных ресурсов.

    презентация , добавлен 15.11.2016

    Понятие охраны природы. Ответственность за нарушение законодательства об охране природы. Влияние выхлопных газов на здоровье человека. Пути снижения выбросов и токсичности. Природоохранное законодательство Республики Узбекистан. Объекты охраны природы.

    творческая работа , добавлен 09.04.2012

    Труд как способ взаимодействия человека и природы. Способность организмов к саморегуляции обменных процессов. Ступени развития труда как нарастание опосредованности во взаимодействии общества и природы. Ограниченность естественных возможностей биосферы.

    реферат , добавлен 23.02.2011

    Экологические проблемы современности и их глобальное значение. Роль общественных организаций в охране окружающей среды. Проблемы отходов, сокращение генофонда биосферы. Факторы, влияющие на загрязнение окружающей среды. Деятельность ООН в охране природы.

В. А. Мухин

Микология, или наука о грибах, - область биологии с большой историей и одновременно очень молодая наука. Это объясняется тем, что лишь в конце ХХ века, в связи с коренным пересмотром существовавших взглядов на природу грибов, микология, которая до этого рассматривалась лишь как раздел ботаники, получила статус отдельной области биологии. В настоящее время она включает целый комплекс научных направлений: систематика грибов, микогеография, физиология и биохимия грибов, палеомикология, экология грибов, почвенная микология, гидромикология и т.д. Однако практически все они находятся в стадии научного и организационного становления, и во многом именно по этой причине проблемы микологии остаются малоизвестными даже для профессиональных биологов.

Современные представления о природе грибов

Что же такое грибы в нашем современном понимании? Прежде всего, это одна из древнейших групп эукариотических организмов1 , появившихся, вероятно, 900 млн лет назад, а примерно 300 млн лет назад уже существовали все основные группы современных грибов (Alexopoulos et al., 1996). В настоящее время описано около 70 тыс. видов грибов (Dictionary ... 1996). Однако, по мнению Хуксворта (Hawksworth, 1991), это не более чем 5% от числа существующих грибов, оцениваемых им в 1,5 млн видов. Большинство микологов определяют потенциальное биологическое разнообразие грибов в биосфере в 0,5-1,0 млн видов (Alexopoulos et al., 1996; Dictionary ... 1996). Высокое биологическое разнообразие свидетельствует, что грибы - это процветающая в эволюционном плане группа организмов.

Вместе с тем на сегодняшний день нет единого мнения по вопросу, какие организмы следует относить к грибам? Имеется лишь общее осознание того, что грибы в их традиционном понимании представляют собой филогенетически неоднородную группу. В современной микологии их определяют как эукариотические, спорообразующие, бесхлорофильные организмы с абсорптивным питанием, размножающиеся половым и бесполым способами, имеющие нитчатые, разветвленные талломы, из клеток с жесткими оболочками. Однако признаки, заложенные в приведенное определение, не дают четких критериев, позволяющих уверенно отделить грибы от грибоподобных организмов. Поэтому существует и такое своеобразное определение грибов - это организмы, изучением которых занимаются микологи (Alexopoulos et al., 1996).

Молекулярно-генетические исследования по изучению ДНК грибов и животных показали, что они максимально близки друг к другу - являются сестринскими (Alexopoulos et al., 1996). Отсюда следует парадоксальный, на первый взгляд, вывод - грибы, наряду с животными, являются нашими ближайшими родственниками. Для грибов характерно и наличие признаков, сближающих их с растениями - жесткие клеточные оболочки, размножение и расселение спорами, прикрепленный образ жизни. Поэтому существовавшие ранее представления о принадлежности грибов к растительному царству - рассматривались как группа низших растений - были не совсем лишены оснований. В современной же биологической систематике грибы выделены в одно из царств высших эукариотических организмов - царство Fungi.

Роль грибов в природных процессах

"Одна из главных особенностей жизни - круговорот органических веществ, основанный на постоянном взаимодействии противоположных процессов синтеза и деструкции" (Камшилов, 1979, с. 33). В этой фразе в предельно концентрированном виде обозначено значение процессов биологического разложения органических веществ, в ходе которых происходит регенерация биогенных веществ. Все имеющиеся данные однозначно свидетельствуют, что в процессах биодеструкции ведущая роль принадлежит грибам, в особенности базидиальным - отдел Basidiomycota (Частухин, Николаевская, 1969).

Экологическая уникальность грибов особенно видна в случае процессов биологического разложения древесины, являющейся основным и специфическим компонентом биомассы лесов, которые с полным основанием можно назвать деревянными экосистемами (Мухин, 1993). В лесных экосистемах древесина является основным хранилищем углерода и зольных элементов, накапливаемых лесными экосистемами, и это рассматривается как приспособление к автономизации их биологического круговорота (Пономарева, 1976).

Из всего многообразия организмов, существующих в современной биосфере, только грибы обладают необходимыми и самодостаточными ферментными системами, позволяющими им осуществлять полную биохимическую конверсию соединений древесины (Мухин, 1993). Поэтому можно без какого-либо преувеличения сказать, что именно взаимосвязанная деятельность растений и дереворазрушающих грибов лежит в основе биологического круговорота лесных экосистем, играющих исключительную роль в биосфере.

Несмотря на уникальное значение дереворазрушающих грибов, их изучение ведется только в нескольких научных центрах России небольшими коллективами. В Екатеринбурге исследования проводятся кафедрой ботаники Уральского госуниверситета совместно с Институтом экологии растений и животных УрО РАН, а в последние годы и с микологами Австрии, Дании, Польши, Швеции, Финляндии. Тематика этих работ достаточно обширная: структура биологического разнообразия грибов, происхождение и эволюция микобиоты Евразии, функциональная экология грибов (Мухин, 1993, 1998; Mukhin et al., 1998; Mukhin, Knudsen, 1998; Kotiranta, Mukhin, 1998).

Крайне важной экологической группой являются и грибы, вступающие в симбиоз либо с водорослями и фотосинтезирующими цианобактериями с образованием лишайников, либо с сосудистыми растениями. В последнем случае между корневыми системами растений и грибами возникают прямые и устойчивые физиологические связи, и такая форма симбиозов получила название "микоризы". Некоторые гипотезы связывают выход растений на сушу именно с симбиогенетическими процессами грибов и водорослей (Jeffrey, 1962; Atsatt, 1988, 1989). Даже если эти предположения и не изменят своего фактического подтверждения, то это ни в коем случае не поколеблет того факта, что наземные растения с момента своего появления являются микотрофными (Каратыгин, 1993). К микотрофным относится подавляющая часть современных растений. Например, по оценкам И. А. Селиванова (1981) почти 80 % высших растений России симбиозируют с грибами.

Более всего распространены эндомикоризы (гифы грибов проникают в клетки корня), которые образуют 225 тыс. видов растений, а в качестве грибов-симбионтов выступают чуть больше 100 видов грибов отдела Zygomycota. Другая форма микориз - эктомикоризы (гифы грибов располагаются поверхностно и проникают только в межклетники корней) - зарегистрирована приблизительно для 5 тыс. видов растений умеренных и гипоарктических широт и 5 тыс. видов грибов, относящихся в основном к отделу Basidiomycota. Эндомикоризы обнаружены у самых первых наземных растений, а эктомикоризы появились позже - одновременно с появлением голосеменных (Каратыгин, 1993).

Микоризные грибы получают от растений углеводы, а растения за счет мицелия грибов увеличивают поглощающую поверхность корневых систем, что облегчает им поддержание водно-минерального баланса. Считается, что благодаря микоризным грибам растения получают возможность использовать недоступные им ресурсы минерального питания. В частности, микоризы - это один из основных каналов, по которым происходит включение фосфора из геологического круговорота в биологический. Это свидетельствует, что наземные растения не являются полностью автономными в своем минеральном питании.

Другая функция микориз - защита корневых систем от фитопатогенных организмов, а также регуляция процессов роста и развития растений (Селиванов, 1981). В самое последнее время экспериментально было показано (Marcel et al., 1998), что чем выше биологическое разнообразие микоризных грибов, тем выше видовое разнообразие, продуктивность и стабильность фитоценозов и экосистем в целом.

Многообразие и значимость функций микоризных симбиозов выводит вопросы их изучения в число наиболее актуальных. Поэтому кафедрой ботаники Уральского госуниверситета совместно с Институтом экологии растений и животных УрО РАН выполнен цикл работ по оценке устойчивости микориз хвойных к загрязнению окружающей среды тяжелыми металлами и сернистым ангидридом. Полученные результаты позволили поставить под сомнение распространенное среди специалистов мнение о низкой устойчивости микоризных симбиозов к аэротехногенным загрязнениям (Веселкин, 1996, 1997, 1998; Вурдова, 1998).

He подлежит сомнению и большое экологическое значение лишайниковых симбиозов. В высокогорных и высокоширотных экосистемах они являются одними из эдификаторных организмов и имеют большое значение для экономики этих районов. Просто невозможно себе представить, например, устойчивое развитие оленеводства - базовой отрасли экономики многих коренных народов Севера - без лишайниковых пастбищ. Однако современные тенденции во взаимоотношениях человека и природы ведут к тому, что лишайники стремительно исчезают из экосистем, подверженных антропогенным воздействиям. Поэтому одной из актуальных проблем является изучение адаптивных возможностей лишайников по отношению к данному классу экологических факторов. Исследования, проведенные на кафедре ботаники УрГУ, позволили выяснить, что лишайники, пластичные в морфологическом и анатомическом отношении, а также обладающие устойчивыми системами размножения, преадаптированы к урбанизированным условиям (Пауков, 1995, 1997, 1998, 1998а, 1998б). Кроме того, одним из важных итогов исследований стала лихеноиндикационная карта, отражающая состояние воздушного бассейна Екатеринбурга.

Роль грибов в развитии цивилизации

Возникновение первых цивилизаций связывают с переходом к земледелию и скотоводству. Это произошло около 10 тыс. лет назад (Ebeling, 1976) и коренным образом изменило взаимоотношения человека с природой. Однако становление ранних цивилизаций было связано и с возникновением хлебопечения, виноделия, где, как известно, используются дрожжевые грибы. Конечно, не может быть речи об осознанном одомашнивании дрожжевых грибов в те давние времена. Собственно дрожжи были открыты только в 1680 году А. Левенгуком, а связь между ними и брожением установлена еще позже - во второй половине XIX века Л. Пастером (Стейниер и др., 1979). Тем не менее раннее одомашнивание грибов остается историческим фактом и, скорее всего, этот процесс происходил независимо в разных центрах цивилизации. В пользу этого свидетельствует, на наш взгляд, тот факт, что в странах Юго-Восточной Азии культивируемые дрожжи относятся к зигомицетным, а в Европе - к аскомицетным грибам.

Ученые уже давно обратили внимание на то, что все древние цивилизации возникли в особых климатических условиях: их зона охватывала территории с тропическим, субтропическим и отчасти умеренным климатом. Это означает, что среднегодовая температура в таких районах была достаточно высока -- около +20 °С. Самые большие ее колебания были в некоторых районах Китая, где зимой мог выпадать снег. Лишь несколько тысячелетий спустя зона цивилизаций стала распространяться к северу, где природа более сурова.

Но можно ли сделать вывод, что для возникновения цивилизаций обязательно нужны благоприятные природные условия? Конечно, в глубокой древности, обладая еще несовершенными орудиями труда, люди в очень сильной степени зависели от окружающей их среды, и, если она создавала слишком большие препятствия, это замедляло развитие. Но образование цивилизаций не проходило в идеальных условиях. Наоборот, оно сопровождалось суровыми испытаниями, изменением привычного образа жизни. Чтобы дать достойный ответ на вызов, который бросила им природа, людям нужно было искать новые решения, совершенствовать природу и самих себя.

Многие цивилизации Старого Света родились в долинах рек. Реки (Тигр и Евфрат, Нил, Инд, Янцзы и другие) играли такую огромную роль в их жизни, что эти цивилизации нередко называют речными. И действительно, плодородная почва в их дельтах способствовала развитию земледелия. Реки связывали воедино разные районы страны и создавали возможности для торговли внутри нее и с соседями. Но использовать все эти преимущества было отнюдь не просто. Низовья рек обычно заболачивались, а чуть подальше земля уже высыхала от зноя, превращаясь в полупустыню. Кроме того, русло рек часто менялось, а разливы легко уничтожали поля и посевы. Требовался труд многих поколений, чтобы осушить болота, провести каналы для равномерного снабжения водой всей страны, уметь противостоять наводнениям. Однако эти усилия дали свои плоды: урожайность повысилась так резко, что ученые называют переход к ирригационному земледелию «аграрной революцией».

Теория «вызова и ответа» была сформулирована известным английским историком А. Тойнби (1889-- 1975): естественная среда самим фактом своего существования посылает вызов людям, которые должны создавать искусственную среду, борясь с природой и приспосабливаясь к ней.

«Реки -- это великие воспитатели человечества». (Л. И. Мечников, русский историк, XIX в.).

Конечно, не все древние цивилизации были речными, но каждая из них сталкивалась с трудностями, зависевшими от особенностей ландшафта и климата.

«Вызов побуждает к росту... слишком хорошие условия, как правило, поощряют возврат к природе, прекращение всякого роста». (А. Тойнби).

Так, в особой географической ситуации развивались Финикия, Греция и Рим -- приморские цивилизации. Земледелие здесь не требовало (в отличие от многих цивилизаций Востока) ирригации, зато полуостровное положение было еще одним вызовом природы. И ответом на него явилось зарождение навигации, которая сыграла важнейшую роль в жизни этих морских держав.

Итак, при всем многообразии природных условий, в которых существовали цивилизации древности, цивилизационный процесс везде шел в неразрывной связи с освоением и преобразованием естественной среды.

Цивилизации древнего мира имеют целый ряд общих черт. Этот этап развития человечества, как мы увидим дальше, существенно отличается от последующих эпох. Однако уже тогда выделяются два больших региона -- Восток и Запад, в которых начинают складываться цивилизационные особенности, определившие их различную судьбу и в древности, и в эпоху средневековья, и в новое время. Поэтому мы будем рассматривать отдельно цивилизации Древнего Востока и средиземноморские цивилизации, на развалинах которых родилась Европа.

Человеческое общество своему развитию полностью и целиком обязано природе и ее ресурсам. Все этапы истории развития общества – это история взаимодействия природы и общества.

Взаимодействие общества и природы аккумулировано в трудовой деятельности человека. Труд в самом широком смысле и есть «процесс обмена веществ между обществом и природой». Этапы развертывания взаимоотношений общества и природы в целом определяются переворотами в производстве, производительных силах общества. Производительные силы включают предмет труда, средства труда, субъект труда (человека, наделенного определенными знаниями и трудовыми навыками).

Можно выделить три революционных переворота в производительных силах:

Так называемая неолитическая революция, связанная с переходом от «присваивающей» экономики к производящей, с возникновением земледелия и скотоводства.

Промышленная революция - переход от ручного ремесленного труда к машинному производству.

Научно-техническая революция, начавшаяся в середине XX века, которая должна в перспективе исключить рутинный «нечеловеческий» труд из жизни общества.

Первый этап начинается с появления человека разумного. В этот период человек воздействует на природу только самим фактом своего существования, он живет охотой, рыболовством, собирательством. Этот период «присваивающей» экономики, хотя человек уже производит крайне примитивные орудия труда. Природа практически определяла все особенности жизни примитивного человеческого сообщества, естественная детерминация была преобладающей. От природных условий зависели и характер занятий членов общины, и темпы роста количества членов общины, и необходимость миграции, перекочевывания на новое место. Различие «стартовых» условий для разных народов на ранних стадиях человеческой истории обусловило многообразие исторического процесса, различия в судьбах народов, своеобразие традиций, обычаев разных стран.

Второй этап во взаимодействии природы и общества начинается еще в первобытную эпоху и продолжается до возникновения буржуазных отношений. Исходный пункт нового этапа - возникновение земледелия и скотоводства. Осуществляется переход от присваивающей к производящей экономике. Человек начинает активно вмешиваться в природу, планировать результаты своей деятельности. Вырубаются леса, строятся ирригационные системы. Вместе с тем трудовая деятельность еще зависима от погодных условий, почвы, рельефа местности.

Влияние природы на человека, таким образом, уже опосредствуется общественными структурами, средствами производства. Человек уже начинает оказывать разрушительное воздействие на природу - он оставлял за собой вытоптанные пастбища, выжженные леса, перенося свою деятельность на другие территории. Засоление почв в долине Тигра и Евфрата было результатом ирригационных работ. В свою очередь, ухудшение качества почвы привело к упадку народы, населявшие эти территории. Однако влияние человека на природу на ранних стадиях носило еще локальный характер, не было глобальным.


Уже на втором этапе взаимодействия общества и природы в этом процессе складываются противоречивые тенденции, которые выразились в возникновении двух типов обществ - традиционных и техногенных.

Для традиционных обществ характерны медленные изменения производственной сферы, воспроизводящий (а не инновационный) тип производства, устойчивость традиций, привычек, образа жизни, незыблемость социальной структуры. К этому типу обществ относятся Древний Египет, Индия, мусульманский Восток. Духовные ориентиры предполагают родственность природного и социального, невмешательство в природные процессы.

Техногенный тип общества достигает расцвета на третьем этапе взаимодействия природы и общества, который начинается с промышленной революции XVIII века в Англии. Техногенная цивилизация базируется на принципе активного отношения человека к миру. Внешний мир, природа рассматривается лишь как арена деятельности человека, не имеющая самостоятельной ценности. В свою очередь, природа понимается как бездонная кладовая, чудесным образом созданная для человека, доступная его пониманию. Деятельность человека обеспечивает и обладание продуктами его труда - преобразованными элементами природы, и право распоряжаться ими по своему усмотрению. Человек становится господином природы, и власть его в перспективе должна расширяться. Жажда новизны, постоянное нарушение равновесия между обществом и природой, «улучшение», «расширение», «углубление», «ускорение» воздействия на окружающую среду, понимание покорения природы как прогресса также характерно для техногенной цивилизации.

Новый, четвертый этап взаимоотношений общества и природы, начавшийся в XX веке, знаменует попытку преодолеть противопоставление человека и общества природе, создать новую, невиданную доселе гармонию между ними, согласовать «стратегию природы» и «стратегию человека».

Колоссальные возможности открываются в деле совершенствования отношений общества и природы, в возникающем на наших глазах так называемом «информационном обществе». Например, разрушается казавшаяся столь прочной связь между местом жительства и местом работы человека. Электронные средства коммуникации позволяют работнику избавиться от ежедневных поездок на работу, а работодателю избавиться от затрат на коллективную организацию труда. Существенно новые возможности открываются и для создания новых стратегий образования. Город, источник загрязнений окружающей среды, может вообще исчезнуть. В XX веке намечается переход от физических моделей мира к биологическим. Мир - организм, а не механизм. Для «биологически сформированного сознания» мир предстает как информационно ориентированный, целостный, способный к адаптации. Биотехнологии делают возможным избавление человека от болезней, обеспечивают защиту растений, становятся основой «зеленой» революции, в результате которой, возможно, будет решена проблема продовольствия. Вместе с тем успехи биологии порождают проблемы, перед которыми в растерянности останавливается человек, привыкший мыслить образами техногенного общества. Как определить границы естественного и искусственного в организме, границы живого и неживого, каковы границы вмешательства человека в наследственность и т.п.

Необходимость изменения принципов взаимоотношений общества и природы высказана В.И. Вернадским в его учении о ноосфере.

Глава 7. Цивилизация и природа

История развития цивилизации

Мы привыкли к разделению искусственного и естественного. Например, камень, лежащий на дороге, - это естественное; одежда, которую носит человек, - это искусственное. Человек живет в двух мирах – в мире природы (естественного), и мире цивилизации (искусственное). Эти два мира кажутся очень разными и непохожими друг на друга, но так ли они различны? Ведь одежда делается из природных материалов, и цивилизация в конечном итоге невозможна без природы как по своему происхождению, так и в своем текущем существовании. Цивилизация и природа – это не два противоположные друг другу мира, это скорее один и тот же мир, выражающий себя в двух частях – цивилизации и природе. Они сложно взаимодействуют и влияют друг на друга, но ни одна из этих частей сегодня не может проигнорировать другую.

История цивилизации – это казалось бы история все большего выделения человека из природы. Вначале человек был практически одним из видов животных, и его существование мало чем отличалось от жизни других животных. Затем человек стал использовать орудия для охоты, орудия для земледелия, начал приручать животных, и так стала возникать дистанция между естественной жизнью животного и жизнью человека. Пытаясь избежать неблагоприятных условий климата, человек начал строить жилища. Стараясь обезопасить себя от голода, человек стал возделывать поля и разводить скот. Он сжигал леса, на их месте создавал пастбища и пашни, отводил реки. Так все больше человек начинал менять природу по своему усмотрению, создавая вокруг себя свой собственный мир, «вторую природу» - цивилизацию. Сегодня дело дошло до того, что городской житель может за всю свою жизнь не увидеть «первой» природы, родиться, вырасти и умереть в искусственном мире города. Таким образом, в человеке все время действует какая-то выталкивающая сила, которая все больше гонит его из естественной природы и заставляет создавать свой собственный мир, мир цивилизации. Именно эта сила выделила человека из животного мира, подняла его над природой и сегодня грозит совсем оторвать его от естественной среды обитания. Но было бы неправдой свести все развитие цивилизации только к действию этой выталкивающей силы. Все более выделяясь из природы, человек еще не улетел в космос и не вознесся на небо, он продолжает жить на своей родной планете и все более распространяет на ней сферу своего влияния. Выделяясь из природы, человек все больше распространяет себя на природу – в человеке действует не только выталкивание из природного мира, в нем столь же активно проявляет себя сила погружения в природу. Именно цивилизация дает человеку возможность не только изолироваться от животного, растительного и минерального царств, но и все более глубоко проникнуть в них, познать их законы, расширить поверхность соприкосновения этих царств с человеком. Мы знаем о природе сегодня гораздо больше, чем наши предки, - и это тоже связано с развитием цивилизации. Человек не просто все больше отрывается от природы, он делает это, чтобы все лучше проникнуть в нее и понять ее. Человек призван продолжить природу в формах цивилизации. Для этого ему нужно сначала выделиться из природы, чтобы затем вновь слиться с нею, взаимоподнимая себя и природу на уровень какого-то более мудрого и нравственного состояния цивилизации-природы. С этой точки зрения развитие отношений между природой и цивилизацией прошло пока этап, в котором преобладало разделение, преобладало утверждение цивилизации на своей собственной почве. Ребенок должен перестать держаться за маму, если он хочет научиться ходить, чтобы затем вновь придти к ней, прочно держась на двух ногах. Предшествующая история – это первые самостоятельные шаги цивилизации, когда она постепенно все больше отрывалась от матери-природы и училась ходить на своих собственных ногах. В последнее время в людях нарастает новое отношение к природе, они начинают свое великое возвращение к ней. Это выражается и в озабоченности экологическим кризисом, и в смягчении нравов по отношению к животным, и в рождении синтеза между естественными и гуманитарными науками. Все эти признаки в конце концов говорят о том, что цивилизация подходит к концу своего агрессивного противостояния с природой. Люди должны обрести новую мудрость и понять свою ответственность за тех, кого они приручили (А. де сент Экзюпери).

История цивилизации содержит в себе великую тайну. Если мы посмотрим на историю, мы увидим, как возникали в ней огромные цивилизации. Когда-то великим могуществом обладали цивилизации Вавилона и Египта, Греции и Рима, цивилизации народов Латинской Америки. Каждая из этих цивилизаций когда-то рождалась, достигала своего расцвета и рано или поздно начинала угасать, все более теряя силы и постепенно разлагаясь. Почему некогда могучие цивилизации пришли в упадок? Ученые-историки до сих пор спорят об этом и не могут найти окончательный ответ на этот вопрос. Например, могучая Римская империя, завоевавшая огромные территории, содержащая на своем вооружении великую армию, обладающая неисчерпаемыми по тем временам экономическими ресурсами, к началу нашего тясячелетия и в первые века после рождества Христова начинает все более терять какие-то внутренние силы и постепенно приходит в упадок. Известный русский историк Лев Николаевич Гумилев считал, что каждый народ обладает запасом некоторой внутренней энергии, которую он называл «пассионарностью». До тех пор пока запас пассионарности не исчерпан, будет происходить рост и развитие народа. Как только этот запас подходит к концу, народ сходит с исторической сцены, в людях развивается апатия и скептицизм, они не могут воодушевиться какой-то великой идеей и перестают стремиться к чему-то масштабному. Дух истории покидает этот народ, и он либо рассеивается, либо начинает играть второстепенную роль в истории, теряя свое былое величие. Когда из римской империи стал уходить заряд пассионарности, в Риме распространились нравственное падение, апатия, тяга к роскоши и чувственным удовольствиям, пришли императоры-изверги, такие как Калигула и Нерон. Чтобы обеспечивать боеспособность армии, римлянам приходилось все чаще привлекать на военные посты варваров, так как сами римляне уже теряли стойкость и твердость характера. Так из великого Рима уходила сила, и империя все быстрее двигалась к своему концу.

Близка к этой точке зрения и философия истории немецкого философа и историка Оствальда Шпенглера. Шпенглер считал, что история человечества – это история Культур. Каждая Культура – это большой исторический организм, включающий в себя один или несколько народов, объединенных единой исторической судьбой, общим мировоззрением, религией, экономикой. Каждая Культура проходит в истории свой жизненный цикл – от рождения до смерти, и средняя продолжительность жизни культуры составляет примерно 1000 лет. В мировой истории Шпенглер выделяет 8 Культур: 1)египетская, 2)индийская, 3)вавилонская, 4)китайская, 5)»аполлоновская» (греко-римская), 6)»магическая» (византийско-арабская), 7)»фаустовская» (западно-европейская), 8)культура народов майа. В своем развитии каждая Культура проходит стадии развития: 1)стадию зарождающейся культуры, 2)стадию ранней культуры, 3)стадию метафизико-религиозной высокой культуры, когда все формы Культуры достигают своего максимального развития, не теряя органического синтеза между собой, 4)стадию «цивилизации» – стадию старости и смерти культуры. Основными признаками стадии «цивилизации» Шпенглер считал: 1)развитие массовой культуры, 2)распространение прагматизма, потеря высшего смысла жизни, 3)вырождение творчества в спорт, 4)гипертрофия политики, 5)преобладание экстенсивного (количественного) над интенсивным (качественным), 6)распространение в сознании скептицизма и релятивизма. Проделав анализ западно-европейской культуры, Шпенглер сделал вывод о том, что она прошла стадию своего расцвета и вступила в стадию «цивилизации» - стадию старости и смерти. Отсюда название главной работы О.Шпенглера – «Закат Европы».

Наконец, сходные взгляды на историю мы находим и в русской философии – в работах В.С.Соловьева, Л.П.Карсавина, С.Л.Франка, В.Ф.Эрна и др. Например, Владимир Францевич Эрн считал, что в истории чередуются периоды медленного количественного роста и резких качественных скачков. Такой характер исторического развития связан с тем, что в истории есть как бы два уровня – уровень высших исторических первообразов (исторических замыслов) и уровень их реализации в нашем чувственном мире. Двигают историю некоторые «жизненные силы», источником которых является высший уровень истории. Например, В.Ф.Эрн пишет: «И в жизни природы, и в истории мы знаем слишком много случаев, когда нарастание сил происходит только до определенного пункта, а затем силы идут на убыль. В Греции нарастали жизненные силы до 4 века до н.э., а потом началось всестороннее разложение; то же самое в более грандиозных формах прошло в Риме. Рим и внутренно и внешне возрастал приблизительно до 3 века, а затем началось разложение и упадок до полной дряхлости и старческого бессилия. Пришли варвары и заложили жизненные основы для нового нарастания исторических сил - общеевропейского» (В.Ф.Эрн «Идея катастрофического прогресса»//Литературная учеба,2/91. – с.133-141, с.134). От чего же зависит наличие или отсутствие «жизненных сил» в истории? История, согласно Эрну, - это выражение Высшего Начала в формах общественной жизни. Высшее Начало - это та цель, к которой движется история, которая наполняет историю смыслом и позволяет говорить о развитии в истории. Выражаясь в истории, Высшее Начало должно выразить себя в конкретных формах. Каждая такая форма конечна, и она не может вместить в себя всей бесконечной полноты Высшего Начала, но только какую-то ее «порцию». Вот эта «порция» и расходует себя в жизни конкретных исторических форм – Культур и цивилизаций. Когда «порция» Высшего Начала будет израсходована в рамках той или иной цивилизации, эта цивилизация угасает в истории и скачком уступает место новой цивилизации, несущей новую «порцию» «жизненных сил». Но эта смена цивилизаций происходит не автоматически, она может и не удаться, и тогда может придти конец Истории в целом.

Сегодня мы находимся на пороге очередной смерти старых исторических форм. Умирает великая цивилизация Анализа, главным принципом построения которой был принцип разделения истории на враждующие народы и культуры. «Жизненные силы» эпохи Анализа подходят к концу. Дальнейшее продолжение цивилизации возможно только на путях Синтеза и объединения ранее враждебных народов и культур. Сможет ли человечество впустить в себя новую «порцию» Высшего Начала, открыть для себя новые горизонты развития – это современная форма гамлетовского вопроса «быть или не быть» для всех нас сегодня...

^ Знание и познание Природы

В течение всей предшествующей истории выталкивание человека из природы выглядело гораздо более практично, чем его включение в нее. Пока это включение выражалось либо чисто пространственно – в освоении новых природных пространств, либо преимущественно умозрительно – в форме все более глубокого познания природных процессов. Тем не менее, опыт познания природы – это уникальный опыт гармонии цивилизации и природы, пускай и на почве чисто интеллектуальной. Нельзя познать природу, если сознание ученого не настроено в резонанс с природными процессами и их законами. Природа позволяет познать себя лишь тому, кто сроднился с нею, кто ощущает токи ее бытия, и слил себя с нею. Когда Ньютон создавал великую теорию всемирного тяготения, он мог это делать только потому, что в момент творчества сам становился бесконечным пространством и временем, ощущал силу тяготения всех материальных тел друг к другу как силу Божественной любви. Когда Дарвин создавал теорию естественного отбора, он мог это делать только потому, что сам ощущал себя в этот момент в самом центре таинства биологической эволюции, в борьбе и стремлениях миллиардов живых существ. Природа может открыть свои тайны лишь тому, кому она доверяет, в ком она не чувствует чуждого себе начала. Главным условием всякого научного открытия является испытание трепета перед величием природы, преклонение перед ее совершенством и гармонией. Только этот трепет и позволял ученым всех времен и народов делать великие открытия, глубоко проникать в тайны природы. Но затем эта цепочка природного благочестия нарушалась, как только дело доходило до практического воплощения открытых знаний. Достижения науки использовались для покорения и насилия над природой. Тем не менее, до какого-то времени нельзя было обойтись без этого, и природа даже в ущерб себе позволяла цивилизации развивать и усиливать свою независимость. Выражением этой глубокой мудрости природы является развитие научного познания. Все более отрываясь от гармонии с природой на первых порах, научное познание все более начинает великое сближение природы и цивилизации в последнее время. Как говорил Ф.Бэкон, только малое знание удаляет человека от Бога, большое знание вновь сближает человека с Творцом. Не просто накопление знаний, но именно качественное развитие их, процесс познания, все более сегодня становится залогом нашего восстановления гармонии с природой. Развитие познания – это частный случай исторического развития, в котором также можно выделить периоды количественного роста и качественных скачков. Развивается только та область знания, в которой возникают качественные преобразования, в которой продолжает выражать себя Высшая Истина «порциями» своих приращений в новых научных открытиях и теориях. Простое количественное накопление знаний, в котором не происходит качественных преобразований, не может считаться развитием. В.Ф.Эрн писал: «Прежде всего что такое прогресс знаний? Конечно, не простое накопление их, не количественное только увеличение. Астрология существовала тысячи лет, в течение которых астрологические «знания», конечно, увеличивались и росли, почему же никто не станет утверждать, что в астрологии с халдейского периода до средних веков совершался прогресс? Конечно, потому, что простое количественное нарастание не есть качественное повышение. Качественное же повышение знаний бывает только тогда, когда в них нарастает познание» (В.Ф.Эрн «Идея катастрофического прогресса»//Литературная учеба,2/91. – с.133-141, с.135).

^ 21 век – точка бифуркации

В развитии всякой сложной системы рано или поздно наступают такие моменты, когда система достигает точки выбора стратегий своего дальнейшего развития, и от сделанного выбора в этой точке бифуркации (раздвоения) зависит во многом все дальнейшее развитие системы. 21 век – одна из важнейших точек бифуркации в развитии человеческой цивилизации. В этом веке людям нужно будет окончательно определиться в своем будущем отношениии к природе и выбрать на многие века вперед свою дальнейшую судьбу. Цивилизация уже так сильна, что ей невозможно будет так же относиться к природе, как это было раньше – природа просто погибнет. С другой стороны, изменение отношения к природе нельзя добиться простым решением даже мирового правительства. Для этого нужно изменить тип человека, его мироощущение, и создать новые формы жизни человека в природе. Сможет ли цивилизация решить эту задачу, хватит ли у людей сил и способностей, гибкости и мудрости для выхода на новые уровни своего бытия в мире? Здесь нет готовых ответов и рецептов, более того – решение во многом будет зависеть от того, на что люди смогут решиться и насколько глубоко они осознают происходящие изменения.

Общая проблема дальнейших форм взаимоотношения цивилизации и природы включает в себя множество частных проблем. Это: 1)экологический кризис, необходимость создания нового типа глобального производства, согласование техногенных и биосферных потоков вещества и энергии, 2)демографические проблемы, связанные с продолжающимся ростом народонаселения, 3)проблемы возникновения постиндустриального (информационного) типа общества, связанного с развитием мировых коммуникационных сетей, компьютеризацией и возникновением феномена «мировой деревни», 4)сближение различных культур, формирование единой общепланетарной общности людей и нового синтетического мировоззрения, 5)сближение естественнонаучного и гуманитарного знания, и т.д.

Все эти и множество подобных им проблем в конечном итоге ставят перед человеческой цивилизацией одну задачу практического развития более согласованных с природой форм жизни. Превращаясь в геологическую силу, цивилизация уже не может слишком противоречить целостным законам биосферы без угрозы для ее существования (В.И.Вернадский).

^ Ценности жизни

Современная цивилизация испытывает так много проблем, что часто говорят о ее кризисе. Основа этого кризиса – старая система ценностей, которая была пригодна для эпохи преимущественного выделения цивилизации из природы и перестает работать для новой эпохи преимущественного согласования цивилизации и природы.

Анализируя кризис современной цивилизации, известный немецкий философ Эдмунд Гуссерль пришел к выводу, что главной причиной этого кризиса является слишком большой отрыв современной культуры от мира обыденной жизни. Современная культура так специализирована, что для того чтобы добиться чего-то в жизни, человеку приходится слишком много энергии своего духа направлять в узком и специальном направлении (наука, искусство, политика, религия). Это приводит к возникновению абстракного сознания у человека, оторванного от ценностей обычной человеческой жизни. Нужно, полагал Гуссерль, вернуться к очевидности обыденной жизни. Человек живет во многих мирах опыта. Все эти миры могут быть разделены на маргинальные миры и мир медиальный. Маргинальные миры человеческого опыта – это миры науки, искусства, политики, религии. Они требуют специального обучения для своего освоения. Медиальный мир – это мир нашей обычной повседневной жизни, не требующий специальной подготовки и одинаковый для всех людей. Это мир общения с друзьями, бытовой жизни, общения с природой – животными и растениями. Все маргинальные миры произошли из медиального мира, когда-то выделились из него, но потом разошлись в разные стороны, специализировались и изолировались друг от друга. Поэтому отношения маргинальных и медиальных миров можно изобразить в следующем виде:

Основа кризиса современной цивилизации, считал Гуссерль, состоит в том, что маргинальные миры так гипертрофировались, что они стали разрушать и подавлять ценности медиального мира, из которого они произошли и силами которого они питаются. В итоге, разрушая мир повседневности, маргинальные миры разрушают и сами себя. Сила медиального мира – в его синтетичности. Слабость его – в изолированности от маргинальных миров. Гуссерль призвал вернуться к ценностям медиального мира («жизненного мира», «жизни»), но вернуться уже на новом уровне – на уровне синтеза с маргинальными мирами (в частности, с философией). Таким образом, проблема новых ценностей будущей цивилизации – это проблема синтеза старых ценностей – ценностей маргинальных миров (науки, искусства, религии, и т.д.) и ценностей обыденного мира человека. Должен возникнуть новый медиальный мир («жизненный мир»), в рамках которого обретут единое основание как старый медиальный мир, так и маргинальные миры человеческого опыта. С этой точки зрения развитие человеческой цивилизации можно представить в форме трех основных этапов:

В синтезе всех начал человеческой культуры видели выход из кризиса современной цивилизации и представители русской философии всеединства (В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, С.Н.Булгаков и др.). В историческом развитии человеческого общества В.С.Соловьев выделял три этапа-силы: 1)первая сила – это сила недифференцированного синтеза всех начал человеческой культуры, 2)вторая сила – сила анализа и дифференциации культуры, переживаемая нами сегодня, 3)третья сила – сила дифференцированного синтеза, в котором должна найти свое объединение будущая цивилизация.

Чувства