Нравственные ценности и эстетика в жизни современного человека. Влияние моральных ценностей на личность и их место в современном обществе Моральные ценности в современном мире кратко

Духовный мир молодого поколения имеет свои моральные составляющие: смысл жизни, нравственная позиция и духовные ценности. В свое время Л.Н.Толстой обращал внимание молодёжи на то, что дар жизни и её смысл состоят в том, чтобы «любить других», а не только себя. Смысл жизни не является врождённым. Человек должен его найти в процессе собственной жизни. Если человеку удаётся это сделать, то он будет жив смыслом, идеей, словом. Это и есть основа человеческого бытия. Потеря духовности - одна из важных проблем сегодняшнего дня Молодое поколение безропотно погружается в состояние духовной пустоты. Сегодняшний старшеклассник уже совершенно не понимает поэзию Державина, литературовед говорит, что она «тяжеловесна» и не соответствует духу нынешнего времени и поэтому неинтересна, а учитель-филолог соглашается с этим и навязывает школьникам мнимую «общемировую» культуру, пренебрегая глубиной и своеобразием отечественной словесности. В результате выходит, что ко многим молодым людям рано приходит прагматизм, рационализм, скучная деловитость. Социологические опросы показывают, что цель и смысл жизни молодого человека - стать богатым, иметь дом и роскошную машину, завести выгодные знакомства. А если система ценностей у него смещена в область эгоистически-спекулятивных интересов, то это приводит к духовной нищете. Ч. Дарвин утверждал, что «именно духовность отличает человека от животного». Духовность характеризует.две фундаментальные и взаимосвязанные потребности человека - индивидуальную потребность познания и социальную потребность жить «для других». Духовность возвышает человека над материальной жизнью, помогает ему жить полнокровной интеллектуально-эмоциональной жизнью. Суть современной точки зрения на развитие человека - акцентировать внимание на его созидательной стороне, на возможностях совершенствовать мир. Важнейшее требование жизни - перевести энергию молодёжи в позитив с тем, чтобы деятельностно-интеллектуальный потенциал был рационально использован во благо общества и приносил социальные плоды. Поэтому важно приумножить усилия для воспитания у молодого поколения таких важных человеческих качеств, как гражданское достоинство и гордость за свою страну. Между тем, в нашем обществе процветает безверие, забытой оказалась важнейшая ценность - чувство любви к Родине. О патриотических чувствах россиян теперь часто говорится с иронией, что тлетворно влияет на духовно-нравственное здоровье молодого поколения, его миропонимание, социальное поведение. Столь же необходима молодому поколению высокая нравственность . Поэтому сфера человеческих отношений постоянно требует, чтобы на первое место в жизнедеятельности были выдвинуты нравственность, культура, гуманистические идеалы. Духовно-нравственному здоровью молодого поколения угрожает нехватка культуры чувств. У молодых людей отсутствуют теплота и человечность, способные передаваться другим, и это лишает их морального стержня, приводит к моральному падению. Поэтому надо, чтобы в реальной жизни действовал закон сближения сердец, так как для молодого поколения особое звучание приобретает чувство любви. И хотя любовь, при всей интимности - чувство всечеловеческое, не всякий способен на возвышенную любовь. Очень многие лишены этого дара, а иные даже не представляют его ценность.

Ко всему сказанному можно добавить, что молодёжь оказалась обездоленной в культурном отношении. Свою негативную роль сыграли суррогаты массовой культуры, пропагандируемые СМИ. Их тлетворное влияние разрушает в сознании молодёжи моральные идеалы, различия между добром и злом, преступлением и подвигом. Суета нынешней безответственной постмодернистской культуры достигла невероятного размаха. Сознание современника буквально разорвано между мнимыми ценностями, которые направлены на искажение и упрощение нашей самобытности. Некоторые молодые люди пренебрегают своим историческим прошлым, традициями родного края, обычаями своего народа, историей своей семьи. В таком случае их будущее будет убого. Поэтому каждого молодого человека надо убедить в том, что, если он сохранит себя как верного читателя Пушкина и Толстого, Достоевского и Чехова, а не краткого изложения их произведений, если он с детства будет внимать звукам народной музыки и колокольному звону, то он будет причастен к отечественной культуре. Есть необходимые и обязательные для каждого вещи: знать, кем был его прадед, за что сражался дед, как обаятельна, умна и талантлива в юности была его бабушка, с каким достоинством прошла по нелёгкой своей жизни его мать, каков был отец... Очень тревожно, когда молодое поколение впитывает отрицательный настрой к культуре. Это приводит к тому, что утверждается культ потребительства, и молодого потребителя переполняет презрение ко всему, что не приносит прибыль. Так традиционные ценности, составляющие гордость России, искажаются, превращаются в свою противоположность: этика трудолюбия вырождается в вульгарный кодекс добывания денег; героизм - в поклонение эстрадным кумирам; гражданское участие в общественной жизни - в уличное митинговое действо; спорт - в коммерческое зрелище. В сознание молодого поколения вносится убеждение, что жизнь - это приспособление не только биологическое, но и социальное. Печально, что больше половины молодых людей смогли бы переступить через моральные принципы, чтобы добиться успеха в жизни. Однако надо сказать, что в отечественной культуре сохраняется довольно высокий уровень отрицания пошлости, этого серьёзного заболевания, опасного для нравственного здоровья личности. Путь нашего народа говорит о том, что душа русского человека, не отвергая реальности земной, всегда неустанно тянулась к реальности иной - вечной и благой. Это и есть наша почва, наша традиция. Древние говорили: «Нужно, чтобы наши дети умели не только хорошо танцевать, но чтобы они танцевали хорошее». Вот почему для нас особое стратегическое значение имеет работа по сохранению и защите традиции. Духовный смысл культуры в том и состоит - не дать мелкому и злобному овладеть умом и сердцем человека, привести его в состояние беспамятства и бессмыслицы. Молодое поколение необходимо научить серьёзной и осмысленной ориентации, нравственному выбору позиции, разъяснять ему, «что такое хорошо и что такое плохо». Необходим закон, обеспечивающий духовную безопасность подрастающего поколения. Особую роль в его воспитании должна играть отечественная культура, все сферы образования и просвещения.

В системе мировосприятия большинства современных людей подобное представление о религии отсутствует. Это связано, в первую очередь, с тем, что современная культура во многом утратила традиционный характер, стала секулярной, вне- и даже антирелигиозной. На протяжении XX века процесс секуляризации шел особенно интенсивно: влияние религии, наличие традиционных элементов в различных сферах современной культуры сведены к минимуму, либо уничтожены вовсе.Для современного человека религия перестала быть значимой частью внутреннего духовного опыта, основой мировосприятия. В сознании и жизни большинства наших современников она вытеснена в сферу внешних элементов архаичной, в лучшем случае традиционной, социальной культуры. В личном отношении, с религией порой связаны лишь смутные представления или воспоминания. Один из русских церковных писателей XX века так говорил об этом: "За религию у нас часто принимают неопределенную смесь из детских воспоминаний, сентиментальных чувств, испытываемых иногда в церкви, крашеных яиц и кулича на Пасху" . С болью верующего сердца завершает этот писатель свои размышления вопросом: "Как же дать современным людям хотя бы почувствовать крестный путь грешной нашей души к Богу?"Утрата стержневой роли традиционной религии, изменение понимания сути духовности в современной культуре приводят к возникновению кризисных явлений в духовно-нравственной сфере. Внерелигиозный контекст не дает возможности четкого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, долга, чести, совести; искажает и подменяет традиционные (для русской культуры, несомненно, православные) представления о человеке и смысле жизни.В связи с этим, в современной культуре изменяется традиционное понимание "нравственности" как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством человека, долгом, честью, чистой совестью гражданина .Для России это означает утрату преемственности в духовно-нравственной культуре, идеологии, так как традиционный русский взгляд на мир веками основывался на фундаментальной идее, предполагающей осмысление жизни как религиозного долга, всеобщего совместного служения евангельским идеалам добра, правды, любви, милосердия, жертвенности и сострадания. Согласно такому мировоззрению, целью человека в его личной жизни, смыслом семейного бытия, общественного служения и государственного существования в России являлось и является посильное воплощение в жизнь тех высоких духовных начал, бессменным хранителем которых выступает Православная Церковь. Другой религиозно-нравственной, идеологической, мировоззренческой альтернативы у России нет. Ведь подлинное величие России в мире, ее признанный всеми вклад в мировую науку, культуру стали возможны только на основе традиционной духовной культуры, идеологии; кстати, их элементы применялись и в советский период. Утрата былого величия России на рубеже XX и XXI веков - ничто иное, как следствие отказа от русской идеологии, Православной веры, традиционных ценностей и идеалов Российского государства. Ясно видно, что для России любые попытки двигаться в нетрадиционном направлении чреваты морально-этической деградацией общества, демонизацией русской действительности, полным параличом духовных сил народа. Главным же средством восстановления духовного, нравственного, интеллектуального потенциала народа является возрождение системы духовно-нравственного воспитания. Под "духовно-нравственным воспитанием" понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него

  • - нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
  • - нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
  • - нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
  • - нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку (по сравнению с западным культурным человеком) возможность иного, более полного и объемного восприятия мира, своего места в нем.Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека. моральный нравственный воспитание молодежь

Подводя итоги сказанного, можно сказать, создание системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи необходимо для духовного возрождения России, возвращения поколению XXI века православной веры, свободы, семьи, родины, которые в бесплодном сомнении и заблуждении пытается отвергнуть современный мир.

Как себя правильно вести, чтобы соответствовать обществу? Чем руководствоваться при разговоре, в отношениях, жизни? Правила, законы, культура… Нас часто чем-то ограничивают, но зачем? Почему, например, нужно следовать моральным и нравственным ценностям?

Мораль

Все в нашем мире поддается оценке. Одно и то же действие с разных позиций может быть расценено, как хороший поступок или плохой. В каждом обществе существуют какие-то свои нормы поведения, правила. Чаще всего они основаны на том, чтобы всем было удобно. Люди не должны друг другу мешать, причинять вред, а в случае беды протянуть руку помощи. Моральные ценности - это некий уровень человечности, гуманности, который определяет общество.

Нравственность

Зная моральные ценности, нетрудно им следовать, главное, захотеть. Человек, который понимает, что одному в мире не выжить, а одинокая жизнь не так уж и хороша, не станет создавать конфликты на пустом месте. Это означает, что он следует каким-то установленным правилам, живет так, чтобы не ущемлять свои права, но и не мешать другим. Поведение, отвечающее морали, и есть нравственность.

В чем суть?

Так повелось, что по всему миру морально-нравственные ценности почти одинаковы. Все они направлены на высшие человеческие идеалы, такие как: уважение к старшим, любовь к своей стране, благотворительность, верность и преданность, помощь другому, честность, трудолюбие. По сути, все ценности выражены либо в «добре к окружающим», либо в «работе на свое благо без вреда для окружающих».

Для чего?

Что же нам дают ценности, кроме правил, обязательных для выполнения?

  • Закон. Кодекс любой страны говорит об одном: относись к другому хорошо, иначе последует наказание. Моральные ценности - свод правил, которые помогают жить в обществе дружно и управлять жизнью людей. Без таких законов мир превратился бы в хаос;
  • Чистая совесть. Если никому не вредишь, то чувства вины просто не будет;
  • Гордость. Удовлетворение собой и своими действиями, направленными на улучшение жизни окружающих. Всегда приятно делать бескорыстное добро;
  • Хорошие отношения и связи. Люди любят хороших людей. Очевидно, что следовать моральным нормам просто выгодно;
  • Здоровье. Человек, который стремится стать лучше, делает добро и любит мир, обладает лучшим здоровьем, потому что не подвержен стрессам, депрессиям, негативным разрушающим эмоциям.

Несмотря на очевидность того, что следовать нравственным ценностям в первую очередь хорошо для себя самого, многие считают это подавлением воли, рамками, границами, закрывающими путь к свободе. Однако, сталкиваясь с плохим отношением к себе, удивляются, злятся, расстраиваются, даже мстят.

Вывод прост: нет необходимости подчиняться правилам, просто ведите себя по отношению к окружающим так, как бы вы хотели, чтобы они вели себя по отношению к Вам.

Восстановить свой душевный комфорт, понять глубокий смысл морали и вернуть свое здоровье можно на курсе , который проводят специалисты Центра М.С. Норбекова. в Центре Норбекова помогут Вам восстановить физическое и эмоциональное здоровье, и научиться правильно воспринимать мир.


Слова мораль, этика воспринимаются в наше время неоднозначно. С одной стороны, все мы будто бы понимаем, что без морали жить нельзя. С другого - моральное легко приобретает в нашем сознании привкуса чего-то надоедливого, неискреннего: «моральный кодекс», «нравственно-трудовое воспитание», «моральная стойкость» людини-гвинтика. . . Чуть ли не заложенные эти неискренность и докучливость в самой природе морали? Одвични поиски и проблемы человеческой души, что мы их зовем моральными, - это, конечно, интересно, важно для каждого. Но, возможно, правый Фридрих Ницше, и найсуттевише в жизни человека начинается в самый раз «по ту сторону добра и злая»? Так, порядочный человек должен учитывать требования морали. Тем не менее разве же мы не видим, как раз в раз празднует жизненные победы именно тот, кто способен через эти требования переступить? И о какой порядочности может идти на голодный желудок? Может, высокие моральные переживания - привилегия тех, кто уже имеет благосостояние? А может, вся мораль

и заключается именно в том, чтобы приобретать благосостояние, освобождая себя и своих близких от убожества и унижений, несовместимых с человеческим достоинством? А разные герои и альтруисты-фанатики - ли не лучше вообще без них?

Может, и в самом деле, счастливая и страна, которая не нуждается в героях? Чему же тогда невольно замирает сердце, сталкиваясь с проявлениями настоящего морального благородства? С одной стороны, нам твердят о познании добра и злая. С другого - ком не приходилось встречать простых и искренних людей, которые и предположения не имели ни о которых философии морали, а тем не менее отличались безупречной добротой? И наоборот - высокообразованных негодяев, которые со знанием дела создавали зло? Впрочем, ставя все эти вопросы, мы уже погружаемся в околицу этики, околицу раздумий о человеческой нравственности. Так как же от этих горьких и насущных вопросов невозможно просто отмахнуться, к ним снова и снова подводит нас самая жизнь. И еще одно: или могут вообще существовать какие-то окончательные общезначимые ответы на такие вопросы, или не идет каждый здесь своим путем и избирает то, что ему ближе? А когда так - зачем нужна тогда наука этика? Посудим. Прежде всего учтем то, что и в самом деле понятие морали и моральных ценностей у нас, мягко говоря, заэксплуатируемые. За годы советской власти вошло в привычку латать «моральным фактором» все дырки дряхли-ючого общественного организма; не удивительно, что в своем падении обанкротившаяся система потащила за собой все связанное с ней - так кризис морали социалистической обернулся на девальвацию морали вообще. Тем временем чем гостриши проблемы возникают перед нами, чем непевниши перспективы на будущее - тем невидворотнише стремление современного человека найти какой-либо твердый Грунт под ногами, то, ради чего следовало бы жить, что могло бы служить своеобразным камертоном ее возбужденной душе, мерилом ее поступков. Сознательно или бессознательно она снова и снова обращается к кардинальным вопросам нравственности, вопросов выбора моральных ценностей. Мы не можем отвергнуть их вообще - так тот, кто решил бы не дышать, минутой раньше или позднее все же таки глотнет свежего воздуха. Впрочем, очерченная ситуация заслуживает на то, чтобы присмотреться к ней внимательнее. Ведь - вопреки всюзаяложенисть традиционных моральных стереотипов, которые давно всем набили оскомину - или можем мы искренне сказать, что наша жизнь, наша культура в самом деле строились на началах нравственности? Что в ходу повседневного существования весьма много взвешивали и взвешивают представления о добре и зле, достоинстве и чести, обязанности, уважение к человеку, верность слову и убеждениям? Нет, сказать так мы не можем; сегодня от нас, к сожалению, очень далекое нормальное состояние человеческой культуры, сердечником которой являются перечисленные понятия и ценности. Вскоре после первой мировой войны и фатальных социальных изменений, с которыми совпало ее завершение, всемирно известный мыслитель-гуманист Альберт Швейцер (1875-1965) ставит эпохе медично точный диагноз: культура, в которой деградируют основы этики, обреченная на упадок1. Как не досадно, подтверждение этого диагноза мы ныне наблюдаем на примере нашего общества. Горький парадокс заключается в том, что нашу культуру еще и до сих пор, после всего пережитого на протяжении последних лет, наиполнее, наверное, характеризуют три знаменитейшие принципа бывшего социалистического культурного строительства - принципы партийности, идейности, народности, - но в наиболее низкому, гротескно обезображенном их воплощении. Так, наша культура была и остается партийной (хотя теперь уже и многопартийной), по крайней мере в том понимании, что она призвичаюе нас соотносить слова и поступки людей прежде всего не с общечеловеческими критериями справедливости, истины, добрая, а с частичными, собственное партийными (лат. pars, partis - это и есть частица) интересами тех или других, явных или скрытых сил. Жестокую прозу современной жизни мы, кажется, уже не можем воспринимать иначе, чем как определенное перетягивание бечевы - «левые» против «правых», «Восток» против «Запада», одна группа дельцов против всех инших. . . Тем временем если в действиях своего оппонента люди способны розгледити лишь проявление какой-то тенденции, а не самостоятельный поиск добра и истины - истина и добро убегают и от них. Остается наша культура и «высокоидейной» в том смысле, который, как и раньше, плохо отличает реальное состояние вещей от абстрактных представлений о том, которыми бы эти вещи должны были быть «за идеей». Просто место «нового человека» и «светлого коммунистического будущего» заступили более современные идеи, которые так же скрывают от нас

неповторимость реального окружающего бытия -такого, которым оно есть. И, в конце концов, культура наша зостаеться «народной» - к сожалению, не столько в плане выражения настоящего народного сознания и реальных традиций народного бытия, сколько в совсем другом значении. И сегодня довольно в нашей стране любителей скрывать личную безответственность за плечами «широких народных масс», мыслить «народами» и «нациями» там, где доречнише было бы позаботиться о конкретном человеке. Нет сомнения, что все перечисленные черты не только не могут подменить собой этического потенциала культуры, но и противоречат самой природе человеческой нравственности. С усилением партийности, идеологии и ориентации на массы почти теряется собственно этическая позиция, связанная с уважением к реальности, осознанием незыблемости моральных ценностей, незаменимости и серьезности жизненного призвания каждого лица, - позиция «са-мостояння» свободного человека в мире. Не удивительно, что когда свобода в конце концов пришла и когда от собственного выбора и собственного достоинства людей стало зависеть больше, чем раньше, - сразу дался взнаки страшный недостаток этих основ. Все мы каждый день видим, как низко упала культура человеческих отношений, как звульгаризувався все устройство жизни ныне, когда страх репрессий больше не тяготеет над людьми. Кто-то готов на все, лишь бы нажиться за счет ближнего, кто-то находит утеху в глупом щеголянье физической силой и наглостью, кто-то грустит за прошлыми временами генсеков и Гулагу, когда ничего не нужно было решать самому, - такая, к величайшему сожалению, нынешняя наша реальность, самая уродливость которой будто «от зворотнього» еще раз демонстрирует важность для людей и общества крепкой, духовно содержательной, укорененной в реальной жизни системы моральных ценностей. Хотя бы на этом отрицательном опыте сплошного наступления грубости и жестокости, засилие преступных структур и т.п. мы имеем убедиться в том, что ни экономическая или политическая жизни, ни право, ни элементарные деловые отношения между людьми не могут приобрести нормальное развитие, пока для них отсутствующая минимальная этическая основа. Взглянем на современную культуру еще с одной точки зрения. Всегда, за любых исторических условий человек испытывает потребность в высших, неизменных ценностных ориен-тирах, которые укрепляли бы ее духовные силы, обогащали смыслом, определяли деятельную направленность ее жизни. Для человека верующей - глубоко и серьезно, так, как в Европе, скажем, верили во времена средневековья - такими ценностными маяками были и есть сакральные представления религиозного мировоззрения. Для человека Нового времени с ее секуляризированным сознанием - «фаустивськой человека», как окрестил ее Освальд Шпенглер, - приоритетного значения приобретают ценность познания и деятельности; именно со своими достижениями в этих двух сферах соотносит такой человек смысл собственного бытия. Для романтика XIX - начала XX ст. важнейшими оказываются ценности органического развития и внутренней бесконечности вечно нового и таинственного в каждом со своих проявлений бытия - ценности, которые имеют преимущественно эстетичный характер, и т.д. Свою систему смисложиттевих ценностей сформировала и марксистская идеология. На протяжении многих десятилетий эта система ценностей, связанная с идеями материальной практики, социальной борьбы, предметности (т.е. чувствительной конкретности) человеческого бытия и т.п., определяла духовные горизонты сознания преобладающей части населения бывшего СССР. Даже без принуждения, добровольно и охотно, люди верили в неизбежность коммунизма, в историческую правоту класса-гегемона и партии, которая его возглавляет, в социальную справедливость по-марксист-ськи, в освободительную миссию своей страны и мудрость и вождей. Ради этих ценностей отдавали жизнь, шли на подвиги и невероятные страдания. . . И вот эта система упала. Ценностные маяки советского марксизма угасли, оставив миллионы людей в состоянии тяжелого духовного кризиса, с ощущением напрасно прожитой жизни и полнейшей неопределенности вокруг; настоящий масштаб этой трагедии человеческого духа оценят, возможно, лишь наши потомки. Естественно, что при таких условиях резко обостряются потребность в «изменении вех», жадность духовного обновления, которое чаще всего, впрочем, мыслится как возвращение до чего-то, что уже существовало где-то и когда-то в спасательном отдалении от фатального исторического движения нашего общества. Поиски таких ценностей ведут одних к философии и идеологии классического европейского гуманизма, других - к христианскому вероучению в его традиционном толковании или же к какой-то другой из существующих религий,

На всем протяжении истории человеческой цивилизации большинство людей стремились к добру и созиданию, поскольку они интуитивно чувствовали правильность этого пути в жизни. В то же время во все времена были тираны и преступники, которые стремились к власти, тоталитаризму и войнам, в результате которых можно было захватить чужие богатства и получить еще больше власти. Однако, несмотря на все препятствия, нравственные ценности всегда воспринимались как главный фактор в определении человека и его места в обществе.

Ученые и мыслители прошлого замечали, что нравственность является неотъемлемой частью каждого человека, поскольку она в нем заложена от рождения. Доказательством этого является тот факт, что не бывает плохих детей. Все дети с точки зрения психологии и высшей этики являются хорошими, поскольку в них нет еще взрослого взгляда на жизнь и стремления к наживе, богатству, власти над другими людьми. Ребенок может плохо себя вести, но это не значит, что он плохой. Каждому ребенку необходимо прививать нравственные ценности, поскольку именно они должны стать для него главным ориентиром в нашем неспокойной мире.

Главной особенностью современности является абсолютизация понятия "свобода". Именно она становится главным критерием выбора пути развития для человека. Конституционные права, закрепленные законом, стали для многих людей главным фактором при совершении тех или иных деяний, и это, к сожалению, является не очень хорошим показателем. Если раньше нравственные ценности четко определяли понятие добра и зла, то сегодня такие различия практически не делаются, поскольку нет больше четкого понимания этих значений. Злом считается нарушение определенного закона и совершение противоправного действия, нарушающего свободу другого человека. Если же законом какое-либо действие не запрещено, то оно автоматически становится разрешенным и правильным. В этом и заключается самое отрицательное, в особенности для наших детей.

Главным определяющим фактором, который играл значительную роль для развития и усовершенствования человеческой души и являлась религия. Сегодня же она сведена к простому обыденному ритуалу, который больше не несет никакого духовного значения. Несмотря на то, что люди продолжают праздновать Пасху и Рождество, они больше не вкладывают в эти священные праздники духовного смысла. Это стало обыденностью, в результате чего нравственные ценности у большей части людей значительно снизились.

Свобода стала главным фактором в развитии который сегодня в поступках и действиях руководствуется не понятиями "нравственно или безнравственно", а "законно или не законно". Все было бы хорошо, если бы наши законы принимались действительно честными и порядочными людьми, а также соответствовали и чести.

Хорошим примером могут стать нравственные ценности в философии, поскольку для мыслителей и мудрецов превыше всего справедливость, честность и правда. Поэтому было бы полезно окунуться в древнюю мудрость и ознакомиться, по меньшей мере, с известными изречениями мыслителей прошлого. Что же касается наших детей, то им крайне необходимо с самого раннего возраста узнавать от нас, взрослых, об основах правильного поведения и отношения к другим людям. играют в этом деле главную роль, поскольку на начальном этапе развития помогают ребенку удержаться от неправильных действий и поступков, а впоследствии дают ему ориентир при выборе правильного жизненного пути. Ведь честность и порядочность в конце концов всегда побеждают, поскольку это космический закон, повлиять на который человек не в силах.

Некоторые люди разделяют понятия морали и нравственности, но чащи они употребляются как синонимы. Как правило, моралью считается совокупность ценностей, а также соответствующих им форм сознания, поступков, отношений. Разберемся в этом вопросе подробнее.

Определение

Мораль можно рассматривать как внутренний регулятор поведения человека. Предполагается, что личность самостоятельно осознает свой нравственный долг. При этом она ориентируется на обобщенные принципы морали. И на чувство ответственности личности за пренебрежение ими не могут повлиять ни массовые привычки, ни авторитетные примеры. В этом случае на первый план выступает совесть. Моральные ценности человека позволяют ему формулировать свои нравственные обязательства перед близкими, обществом, самим собой, брать на себя ответственность за свое видение добра, зла, смысла жизни, чувства долга, справедливости.

То есть мораль является одним из способов регулирования поведения людей в обществе. Это система норм и принципов, которые определяют характер взаимоотношений между людьми в соответствии с тем, какие понятия о добре и зле, о справедливом и недостойном, приняты в этом обществе. Основная функция морали - регулятивная. Моральные нормы и ценности направляют и корректируют деятельность человека со стороны учета мнения общества. Вспомогательная же функция данного понятия заключается в участии в формировании человеческой личности, самосознания. Мораль способствует появлению и закреплению взглядов человека на смысл жизни, ответственности перед обществом, необходимости уважения к личности и достоинству других людей. Оценку поведению, поступкам дает нравственное сознание с точки зрения соответствия морали. Оценка может быть выражена в одобрении, порицании, симпатии.

Моральные ценности общества особенны тем, что они регулируют сознание и поведение людей во всех сферах жизни: в быту, в семье, в производственной деятельности, в межличностных отношениях. Мы сталкиваемся с ними каждый день. Моральные принципы охватывают всех людей, закрепляют основу культуры, отношений, создаваемых в процессе развития общества.

Для чего людям необходимы моральные принципы

Моральные ценности создают подходящие условия для того, чтобы построить цивилизованное общество. В этом социуме общее благо становится выше личной выгоды, полученной за счет других людей. Можно использовать моральные ценности в качестве ориентира или кодекса поведения. Они помогут оценить последствия поступков до того, как человек решит их совершить. Так, моральные принципы рекомендуют нам думать, прежде чем сказать, считаться с правами и жизнями других людей и т.д. К сожалению, далеко не каждый человек считает нужным соблюдать этот кодекс. Различия в моральных ценностях двух людей могут быть столь кардинальными, что общение может привести к конфликту.

Категории добра и зла

Наиболее общими понятиями морального сознания, разграничивающими нравственное и безнравственное, считаются категории добра и зла. Традиционно принято связывать добро с благом, которое считается полезным людям. Однако любое благо будет относительным, поскольку оно не может нести исключительно положительную функцию. К тому же блага имеют неравную ценность в разные периоды жизни человека.

Как происходит выбор моральных ценностей

Моральные ценности наиболее тесным образом связаны с тем, что беспокоит нас сильнее всего. Зависят они, в первую очередь, от воспитания и личного ощущения того, что для нас является важным. Для того чтобы соответствовать образцу нравственности, человеку необходимо соблюдать определенные условия. То есть придерживаться норм морали. Когда нормы воспринимаются человеком как необходимые и наиболее соответствующие его ценностным установкам, они становятся долгом, обязанностью. В этом случае человек соблюдает морально-нравственные ценности добровольно, из своего уважения к идеалу.

Составляющие моральных принципов

Моральные ценности и нормы выражены в моральных принципах. К ним относят трудолюбие, коллективизм, патриотизм, гуманизм, добросовестное выполнение общественного долга. Коллективизм обязует человека уметь соотносить свои личные интересы и интересы общества, учить уважительно относиться к товарищам, выстраивать с ними отношения на основе взаимопомощи и дружелюбия. Принцип патриотизма выражен в уважении и любви к своей родине, гордости за вклад народа в мировую культуру и его достижения. Принцип трудолюбия выражается в признании нравственной ценности труда как области для самореализации человека, уважении каждого значимого для общества вида труда.

Иерархия ценностей

Моральные ценности могут классифицироваться по степени их значимости для общества в целом, для разных групп людей, для отдельного человека: общечеловеческие, групповые и индивидуальные, соответственно. По способу их связи друг с другом ценности делятся на альтернативные (взаимоисключающие) и комплементарные (дополняющие друг друга). По месту расположения в иерархии отдельного внимания заслуживают высшие моральные ценности. Поговорим о них подробнее.

Высшие ценности

Основная идея современного мышления заключается в том, что большую значимость приобретает приоритет общечеловеческих ценностей перед групповыми, в первую очередь, классовыми. Наличие высших ценностей напрямую связано с выходом за рамки личной жизни индивидуума. Они являются составной частью духовных, материальных и социально-политических ценностей. Имеют, как правило, общенародное значение. Они определяют общественный порядок, представления о свободе, справедливости, праве и т.д. При изменении внешних условий ценности могут переходить из одного вида в другой. С течением времени появляются новые ценности, а какие-то из старых утрачивают былую значимость.

Жизнь, основанная на моральных ценностях

Для того, чтобы сделать себя немного лучше, психологи советуют каждый день стараться следовать принципам нравственности. Так, следует становиться чуть более внимательным, заботливым, ответственным. Полезно будет завести дневник, куда можно записывать хорошие дела, которые раньше человек по каким-то причинам не совершал, а теперь начал. Дневник будет отражать каждодневные изменения в лучшую сторону и работу человека над собой.

Основные правила, придерживаться которых рекомендуют психологи:

  • Стараться быть надежным и честным, воздерживаться от обмана, предательства, воровства. Честность подразумевает искренность как перед собой, так и перед окружающими.
  • Быть смелым. Делать то, что необходимо, даже если это чревато личными неприятностями или возможностью быть отвергнутым или непонятым.
  • Контролировать себя. Управлять своими словами, мыслями, эмоциями и поступками. Особенно находясь в состоянии стресса.
  • Быть принципиальным. Уметь отстаивать свои убеждения, подтверждать слова поступками, выполнять обещания.
Измена жены