Оглашение. Православные истории

Вопрос читателя:

Здравствуйте, батюшка, такой вопрос: не очень давно начала ходить в церковь, на исповедь пока страшно идти, но, надеюсь, всё же до неё дойду. Просто стою на литургии и слушаю, как служба идёт, крещусь со всеми. Там говорят слова “оглашеннии, изыдите”. Мне после этих слов следует уйти, я правильно понимаю?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день! Нет, Вам уходить не нужно, если Вы крещеный человек. Оглашенными в Церкви называют готовящихся к принятию таинства крещения и получающих знания о вероучении через устное научение (оглашение). Раньше это оглашение длилось продолжительное время, перед его началом над оглашенными прочитывались специальные молитвы

Непременно пройдите по ссылке, там мой ответ про оглашенных, чтобы Вы знали, кто это. Так что Вам по праву крещения выходить не надо, но надо учиться пользоваться всеми теми привилегиями и возможностями, которые крещение, то есть вступление в Церковь Христову, дает.

Очень радостно, что Вы начинаете свою церковную жизнь, дай Бог! Как правило, профессии или ремеслу мы учимся не сами по себе, а у кого-то, если только речь не о переквалификации, когда база есть. Тем более этот принцип применим в духовной жизни! Очень советую Вам прийти и поговорить со священником лично о том, как Вам строить свою духовную жизнь. Совсем хорошо, если в храме есть установленные часы дежурств духовенства, когда можно прийти именно на беседу, не на исповедь. Если такого нет, подойдите к батюшке после службы и договоритесь о разговоре. Необходимо, чтобы знающий человек наметил Вам ориентиры, по которым Вы будете двигаться. Если это будет, то Вы будете сразу знать, что в богослужении нужно участвовать, стараться вплетать свою молитву в общую, а не просто слушать. Вы купите книги, которые расскажут Вам о смысле богослужения, о том, почему оно состоит из таких вот частей.Вы начнете разбираться с собой, понимать, что и как оценивается в христианской перспективе. И так шаг за шагом будете продвигаться в духовной жизни, открывая для себя все то, что Господь даровал человеку через Церковь.

Исповедь – одна из таких возможностей. Это таинство, в котором, когда человек кается, то есть искренне отвращается от греха и встает на новый путь, Господь исцеляет его душу от греха и от ран и последствий греха. Грех прощается полностью, а благодать, которая подается в Таинстве, исцеляет ущерб, который душе грехом нанесен. Это совершенно уникальная вещь! Разговаривая со священником, получая собственный опыт исповеди, Вы поймете и убедитесь, то, хотя и бывает стыдно, а порой мучительно называть свои грехи и мысли, потом душа преображается, освобождается ото всего скверного. Постепенно, раз за разом, но это так и есть. Дерзайте! Открывайте для себя Церковь и сокровища нашей традиции!

Оглаше́ние (от греч. κατηχέω (катихео) - оглашать, устно наставлять) – 1) распространенная в древней практика наставлять в готовящихся к принятию Крещения; наставление предшествовавшее Крещению; 2) (в современном понимании) катехизация; 3) часть чинопоследования Таинства .

Оглашение, как заключительный акт приготовления ко Крещению, бывшее прежде отдельным обрядом, ныне непосредственно предшествует Крещению. Все символические священнодействия этого обряда имеют глубокое действенное значение. Самые существенные из них: заклинание сатаны, отречение от него, последующий обет сочетаться Христу и, наконец, исповедание православной веры.

Под оглашением или катехуменатом в древней Церкви понималось назидание в вере христиан, желающих принять Крещение и участвовать в . Жизнь древней Церкви среди гонений требовала особой ответственности к принятию новых членов. Именно поэтому Таинству Крещения предшествовало «оглашение словом истины», часто служащее не только приготовлением к крещению и участию в евхаристии, но и приготовлением к подвигу мученичества и исповедничества среди языческого мира. Участие в оглашении («принятие в катехуменат») делало человека христианином.

«Таинство Крещения, по заповеди Спасителя (), совершалось над всеми вступающими в . Во времена апостольские оно совершалось непосредственно после исповедания веры в Господа Иисуса Христа уверовавшими в Него и заявления желания креститься (), без продолжительного приготовления. Но во 2 и 3 веках, ввиду многих не искренно принимавших христианство и отпадавших от него во время гонений, Церковь признала неудобным совершать крещение вслед за изъявлением желания принять христианство, и поэтому установила определенный порядок испытания и приготовления уверовавших ко вступлению в общество христиан. Такое предварительное испытание в искренности намерения вступить в и приготовление к Крещению получило название оглашения. Выразившие желание креститься из иудеев или язычников прежде всего отделялись от языческого или иудейского общества и присоединялись к обществу христиан, причем им давались новые имена святых и благочестивых мужей ветхозаветной и новозаветной Церкви, или названия христианских добродетелей; иногда отставляли те же имена. Затем, начиналось состояние оглашения, которое продолжалось от 40 дней до 3-х лет, а иногда сокращалось до нескольких дней, вследствие чрезвычайных обстоятельств, именно, во время гонений, когда оглашаемые твердым исповеданием веры доказывали уже свою готовность вступить в христианское общество. Состояние оглашения со 2-го и с 3-го века разделялось на три степени для прохождения оглашенными, почему они также разделялись на три класса. К первому принадлежали слушающие, ко второму коленопреклоненные или оглашенные в собственном смысле, и к третьему – готовящиеся к просвещению (крещению). Оглашенные первого класса допускались только к слушанию св. Писания, поучений и молитв из притвора, второго – стояли вместе с верными до времени совершения евхаристии, после чего, став на колена и приняв благословение предстоятеля, выходили из церкви; наконец, оглашенные третьего класса, вступавшие в оное только на короткое время перед самым крещением, постом и молитвой приготовлялись к принятию крещения и были научаемы, как и что отвечать при его совершении. В течение всего времени оглашения их учили истинам христианской веры кто-либо из клира или благочестивых мирян, по большей части, те, кто обращал их в христианство. Обучение состояло в раскрытии уверовавшему всего домостроительства спасения рода человеческого в свете истории Ветхого и Нового Заветов».

История Церкви. Часть 1
Николай Д. Тальберг

«Вступление в христианство совершалось чрез два главных акта – прохождение катехумената и при­нятие Таинства Крещения. Катехуменат или оглашение – состоял из трех моментов: 1) засвидетельствование, или заявление о своем желании вступить в Христианскую Церковь пред епископом или замещающим его пресвитером или диаконом, – преимущественно, пред таким лицом, которое имеет своею задачею именно поучение вступающих в Церковь, в присутствии других лиц. Затем следует поучение основным истинам христианским – догматическим и нравственным. 2) Торжественное посвящение чрез o’bsignatio, т.е. крестного знамения на лбу и груди, как знака Христовых страданий, как предварительного запечатления христианского состояния. Поэтому в Апостольских Постановлениях (3.17) называется σφραγις. Кроме того, возлагаются руки, при чтении молитвы (Ср. Евсевий. De Vita Const. IV, 61; Апостольские Наставления VII, 39). На Востоке еще был акт отречения (7-ое правило Константинопольского Собора 381 г) с дуновением в лицо, уши, как при крещении, а на Западе, по крайней мере в Африке, предложение освященной соли, по аналогии с последующей Евхаристией. 3) 3-ий момент состоял в изъяснении смысла полученных знаков и был аналогичен или параллелен мистагогическому наставлению при таинстве крещения.

Следовательно катехуменат (о катехуменате см. “De rudibus catechizandis” и ), как предварительное на­учение относительно сущности христианского учения и предварительное посвящение, как бы в некоторое отражение христианского таинства – налагал обязанности и давал некоторые церковные права. Оглашенный мог и должен был присутствовать в церкви до Евхаристии и подчиняться покаянной дисциплине. Затем следовал полный прием в христианскую общину чрез таинство крещения. Если оглашение имело значение χριστιανους ποιειν, то крещение было заключительным актом введения в христианскую общину».

История Христианской Церкви

(оглашение), готовящиеся принять таинство крещения и стать членом Церкви (в церковнославянской филологии прилагательное «оглашенный» означает «желающий принять Святое Крещение и учащийся христианским догматам »).

Институт оглашенных возник в ранней церкви в связи с тем, что принятию таинства крещения предшествовал обязательный период катехизации.

В ранней церкви

Термин «оглашенный» (катехумен) впервые встречается у Климента Александрийского . Первое подробное описание катехумената в христианских общинах принадлежит Ипполиту Римскому .

Прошедших первое собеседование со священником зачисляли в группу подготовки (иногда катехуменов первого этапа называли «audientes», слушающие, иногда «novicioli», новиции). По свидетельству Тертуллиана , новиции могли слушать слово Божие во время богослужений, но не имели права участвовать в молитве верных . По окончании первого периода подготовки проходило второе собеседование, оглашенный зачислялся в число «избранных» (electi ). Избранные могли участвовать в литургии вплоть до начала евхаристической молитвы ; на них возлагались те же обязанности, что и на крещёных членов общины: они постились , участвовали во внелитургических общинных молитвах и ночных бдениях.

Общая продолжительность оглашения составляла в среднем 3 года, однако срок мог быть сокращён или, наоборот, продлён в случае совершения катехуменом тяжких грехов.

Относительно статуса оглашенного по отношению к крещёному, а также об их посмертной судьбе (в случае если оглашенный до смерти не успевает креститься) существовали различные мнения. Так, Иоанн Златоуст в своей беседе на Евангелие от Иоанна писал:

Оглашенный чужд верному. Он не имеет ни одной и той же с ним главы, ни одного и того же отца, ни того же города, ни пищи, ни одежды, ни дома; но все у них разделено. У одного все на земле; у другого - на небесах. У этого царь - Христос; у того - грех и дьявол. У этого пища - Христос; у того - гниль и тление. Да и одежда у этого - Владыка ангелов; у того - дело червей. У этого город - небо; у того - земля .

В Православной церкви

Типовой план церкви. Бежевым цветом помечен притвор, единственное место, где могут находиться оглашенные

Конечной молитвой чина оглашения является молитва, в которой священник просит Бога, чтобы данный человек крестился.

Длительность катехумената неодинакова в различных странах и епархиях . В России решением епископата установлена продолжительность катехумената в один год.

Традиционно период катехумената делят на несколько этапов, или ступеней . Первая ступень - предварительная евангелизация , или предоглашение. Завершается она обрядом принятия в катехуменат. Вторая ступень - основной катехуменат, который завершается обрядом избрания (наречения имени). Третья ступень - период очищения и просвещения - период углублённой молитвы, испытания совести, духовной подготовки к принятию таинства крещения . В католической церкви крещение взрослых часто проводится на пасхальной литургии, в этом случае третья ступень катехумената совпадает с Великим постом . В этот период также могут быть проведены обряды вручения оглашенному Молитвы Господней и Символа веры .

На период катехумената оглашенные могут присутствовать на всех богослужениях, включая литургию, однако не могут участвовать в церковных таинствах. Если оглашенный умирает в период катехумената, он согласно концепции «крещения желанием» считается крещёным и полноправным членом церкви .

В культуре

Примечания

  1. Написание «оглашённые» является неправильным. Во-первых, традиция требует такого произношения церковнославянского по происхождению слова. Во-вторых, написание «оглашенный» закреплено в орфографическом словаре . В современном русском языке слово «оглашённый» существует, но только как причастие, образованное от глагола «огласи́ть».
  2. Азы православия
  3. Климент Александрийский. Строматы, II, 96, 2.
  4. Ипполит Римский . Апостольское предание (Traditio apostolica ), II, 3.
  5. Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан . Об отводе возражений еретиков (De praescriptione haereticorum ).
  6. Иоанн Златоуст . Беседа 25 на Евангелие от Иоанна // Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. - Изд. СПб. духовной академии, 1902. - Т. 8, кн. 1-2. Беседы на Евангелие святого Апостола Иоанна Богослова. - С. 5-604.
  7. Цит. по: Фаррар Ф. В. Жизнь и труды святых отцов и учителей Церкви. Т. II. - М.: Сретенский монастырь, 2001 [репринт с изд. 1903 г.]. - С. 146.
  8. Η ΑΚΟΛΟΥΘΙΑ ΤΟΥ ΑΓΙΟΥ ΒΑΠΤΙΣΜΑΤΟΣ
  9. Оглашаемого, без обуви и с непокрытой головой, священник ставит лицом к востоку, трижды дует ему в лицо и трижды при этом читает молитву: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.» Затем кладёт на голову оглашаемого руку и читает молитву, в которой просит Бога присоединить человека к спасаемым. После этого священник читает над человеком три заклинательные молитвы, при помощи которых изгоняет из человека живущего в нём нечистого духа. Эти молитвы носят название «Запрещение» (др.-греч. Ἀφορκισμός ) первое, второе, третье. Например, в первом запрещении сказано: Запреща́ет тебе́, диа́воле, Госпо́дь прише́дый в мiр и вселивы́йся в челове́цех, да разруши́т твое мучи́тельство, и челове́ки и́змет… Убо́йся, изы́ди, и отступи́ от созда́ния сего́, и да не возврати́шися, ниже́ утаи́шися в нём… по-русски: Запрещает тебе, диавол, Господь, пришедший в мир и поселившийся между людьми, чтобы разрушить твое самовластие и освободить людей… Убойся, выйди, и отступи от этого создания (то есть от оглашаемого человека), и да не возвратишься, и да не утаишься в нём. Наконец священник читает молитву, в которой просит избавить человека от рабства дьявола, после этого дует оглашаемому на губы, на лоб и на грудь и читает трижды следующие слова молитвы: Изжени из него (или из нея) всякаго лукаваго и нечистаго духа, сокрытаго и гнездящагося в сердце его (или её),… по-русски: Изгони из него (или из неё) всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его (или её),… После этого оглашаемый поворачивается лицом на запад, а священник его трижды спрашивает:Отрицаеши ли ся сатаны, и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его? по-русски:Отрекаешься ли от сатаны, и от всех дел его, и от всех ангелов его, и от всего служения его, и от всей гордыни его? Каждый раз оглашаемый отвечает: Отрицаюся. по-русски: Отрекаюсь. После этого трижды спрашивает священник оглашаемого:Отреклся ли еси сатаны? по-русски:Отрекся ли от сатаны? Каждый раз оглашаемый отвечает: Отрекохся. по-русски: Отрекся. После этого священник просит оглашаемого дунуть и плюнуть на сатану, что и делает оглашаемый. Затем оглашаемый поворачивается лицом на восток, а иерей трижды спрашивает человека о том, сочетается ли он Христу; аналогично вопросу о сатане трижды человек отвечает, что сочетается. Затем священник задаёт тот же вопрос в прошедшем времени и человек отвечает в прошедшем времени, священник спрашивает: «И веруеши ли Ему?», оглашаемый отвечает: «Верую Ему, яко Царю и Богу» и читает

Можно рассматривать этот вопрос в узкоисторическом смысле. Много уже было сказано о нем в богословской литературе. Многое еще можно и нужно исследовать, так как это одна из важнейших церковных тем.

Если же говорить в конкретном современном смысле о данных вопросах, то тема эта чрезвычайно болезненна, ведь часто перед совершением Таинства Крещения сталкивается в страшной духовной битве мир христианский и мир языческий, их мировоззрения и образы жизни. И самым страшным является то, что язычество старается пролезть в христианство, получить от него сатисфакцию и право на жизнь, взять от него форму христианскую, во многом не изменяя себя.

Это пронзительная священническая боль, потому что каждый батюшка в своем служении сталкивался с формальным восприятием Таинства Крещения много раз. И как трудно вести эту битву с закоренелым языческим сознанием, знает каждый священник. Каждое крещение - как бой. Каждое крещение - как битва. Конечно, можно сдаться, можно отнестись к этому равнодушно. Полчаса - и вот ваш младенец, до свиданья. Делайте что хотите! Но вправе ли я, иерей Божий, так поступить? Нужно пахать сердечную ниву людей. А это часто такое же тяжкое дело, как вгрызаться киркою в гранит. Почему же так?

К сожалению, часто современный человек постсоветского пространства относится к крещению лишь как к доброй традиции. Мол, все крестят, и я должен ребенка покрестить. Или в лучшем случае, чтобы защита у ребеночка была. Но глубинное осознание Таинства Крещения не происходит. Человек не хочет его понять.

Итак, что же такое Таинство Крещения? Православный катехизис дает следующий ответ: «Крещение есть таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую». То есть крещение - это не только красивая старинная традиция или просто защита для дитя. Это - шаг в небо. Это - шаг в распахнутые настежь двери Церкви земной и Церкви небесной. Это взятие на себя и на ребенка обязательства жить в Церкви, приближаясь ко Христу. Жить жизнью Церкви.

Но часто ли это происходит?

Креститься и не жить церковной жизнью - это примерно то же, как купить красивую икону, а потом выкопать яму и положить образ в нее. А далее на протяжении десятилетий засыпать ее всяким житейским мусором, пока святыня, наконец, не окажется полностью погребена под завалами.

Спросит ли Господь нас после смерти или на Страшном суде о том таланте, о том даре Духа Святаго, который мы получили в Таинстве Крещения? Конечно, спросит. Сможет ли ответить человек, почему святыня была зарыта в землю? Наверное, нет. И потом плач и скрежет зубов.

Таинство Крещения - это то горчичное зерно, которое брошено в нашу сердечную почву. Для того чтобы оно проросло и развилось в прекрасное дерево, нужно его взращивать молитвой, постом, Таинствами, жизнью в Церкви, делами милосердия. И тогда птицы небесные (благодать Святого Духа) совьют гнезда на этом дереве. И оно дорастет до райских высот.

Поэтому, говоря современным языком и для современного человека, Таинство Крещения - это некий кредит доверия к человеку, который дан ему для того, чтобы тот начал свое личное приближение к Богу. Это, если хотите, обязанность и обещание трудиться для стяжания Духа Святого и для своего личного спасения.

И это особенно видно из того, как относились к Таинству Крещения древние христиане…

Это слова-синонимы. Катехизация в переводе с греческого языка обозначает «оглашение». Оглашение - это изучение человеком основ христианской веры перед тем, как принять крещение. Т. е. мы видим, что труд по изменению себя ради принятия святыни крещальной начинался человеком задолго до участия в данном Таинстве. Он мог длиться от сорока дней и до трех лет. Оглашенный (так называли того, кто желал креститься и проходил для этого оглашение (обучение)) имел наставника, часто священника, который наставлял его в основах христианской веры. Для подготовки к крещению и воспитанию людей на основах православной веры существовали целые учебные заведения. Так, например, знаменитое Александрийское училище зарождалось как огласительное. Главной задачей этой школы являлась подготовка оглашенных к крещению.

Фактически и одна из самых известных православных молитв - Символ Веры - является катехизисом в краткой форме, т. е. изложением основ православной веры. Обучение в огласительном периоде имело, как правило, три степени, или, выражаясь современным языком, три класса. В первом «классе» оглашенные стояли на Литургии в притворе, слушая молитвы и чтение Священного Писания. Во втором «классе» они уже стояли в храме среди верных до евхаристического канона, а потом, опустившись на колени и приняв благословение от Предстоятеля, на словах «Елицы оглашенные изыдите» выходили из храма. Третий «класс» уже готовился ко Крещению. Массовые крещения оглашенных, как правило, производились на Пасху, Пятидесятницу, Святое Богоявление.

Из этого всего мы видим, как древние христиане серьезно относились к Таинству Крещения.

Сегодня ситуация изменилась. Историческая ситуация. Но не суть Таинства. Она осталась та же. И ответственность за принятие Таинства Крещения та же.

Из Крещальной купели Сам Бог воспринимает человека. Так имею ли я право отвернуться от Него? Святитель Иоанн Златоуст в беседе на Евангелие от Иоанна писал: «Оглашенный чужд верному. Он не имеет ни одной и той же с ним главы, ни одного и того же отца, ни того же города, ни пищи, ни одежды, ни дома; но все у них разделено. У одного все на земле; у другого - на небесах. У этого царь - Христос; у того - грех и дьявол. У этого пища - Христос; у того - гниль и тление. Да и одежда у этого - Владыка ангелов; у того - дело червей. У этого город - небо; у того - земля».

В Таинстве Крещения мы уже вошли в небо. Осталось только на протяжении жизни духовно закрепиться с Божьей помощью в нем. Так неужели захотим упасть с него и снова вернуться к червям, к смерти и тлению, когда милосердный и любящий Бог раскрывает нам свои объятия? Неужели мы отвернемся от него?

Измена жены