Основные изменения в государственном строе Великобритании в XX веке. Демократизация избирательного права

Главное противоречие в развитии парламентской монархии в Англии после "Славной революции" состояло в противоречии между быстро растущим экономическим могуществом промышленной буржуазии и установившимся режимом парламентской олигархии, отражавшим интересы земельной аристократии. Достигнутый в ходе "Славной революции" компромисс между правящим классом земельных магнатов и торгово-финансовой буржуазией в части гарантий интересов последней не соблюдался. Режим парламентской олигархии перестал отвечать потребностям новых классов, вышедших на историческую арену в ходе промышленного переворота 60–80-х гг. XVIII в. Промышленный переворот означал переход от мануфактуры к системе машин – фабрике. Господство фабрики, появление новых станков, активное использование водяной и паровой энергии значительно подняли производительность общественного труда. Это оказало влияние на все стороны жизни английского общества и сделало Англию первой промышленной страной мира. Промышленный переворот изменил социальную структуру английского общества. Основными классами индустриального общества в городах стали промышленная буржуазия и пролетариат, а в сельской местности – крупные капиталистические фермеры, арендовавшие земли у лендлордов-аристократов, и батраки.

К началу XIX в. Англия из сельской страны превратилась в урбанизированную. Быстро росло население городов за счет бежавших из деревень крестьян, которые уже не могли прокормить свои семьи из-за малоземелья. Города стали средоточием буржуазии, но не финансово-торговой, как прежде, а промышленной. Хотя именно промышленная буржуазия и фермеры-арендаторы были лишены возможности определять политический курс, участвовать в управлении государством. Реальная политическая власть была сосредоточена в руках английской аристократии. Промышленная и сельская буржуазия стремилась к перераспределению властных ресурсов в свою пользу в соответствии с возросшим экономическим могуществом. Ее главная задача состояла в установлении политического контроля над нижней палатой парламента – Палатой общин. Однако установлению полновластия буржуазии в нижней палате мешала архаическая избирательная система, сохранившаяся еще со Средневековья, позволявшая земельной аристократии проводить в палату общин своих представителей. Только реформа избирательной системы позволила бы буржуазии расширить свое политическое представительство в парламенте.

Избирательная реформа 1832 г. и ее политические последствия. Политическое представительство земельных магнатов в палате общин позволяло контролировать избирательную систему, которая сложилась в период существования средневекового парламента. Избирательные округа были неравными, депутатский корпус формировали не промышленные города, а мелкие деревни и города, имевшие избирательные преимущества. Из 658 депутатов Палаты общин 467 выбирали мелкие города и деревеньки – "гнилые местечки ". Это были деревни или селения, где проживало несколько сотен человек. В свое время они получили избирательные привилегии и пользовались ими. Очень часто такие местечки принадлежали какому-либо лорду, и выборы фактически превращались в назначение лордом депутата. Арендаторы земли лендлордов голосовали по их указаниям. Местечки такого рода получили меткое название "карманных". По мнению французского историка Шарля Сеньобоса (1854–1942), в соответствии с такой системой голосования считалось, что из 658 депутатов 424 были заранее назначены. В среднем на одно такое местечко по подсчетам русского государствоведа Александра Градовского (1841–1889) приходилось 12 избирателей, посылавших в парламент по два депутата. В то же время интересы 500-тысячного Лондона (XVIII в.) представляли в Палате общин четыре депутата. Избирательный корпус, т.е. число граждан, обладавших правом голосовать, был узким, замкнутым. Из 14 млн человек, проживавших в Англии и Уэльсе в начале XIX в., активным избирательным правом (т.е. правом избирать) пользовались 300 тыс. человек, и лишь 15 тыс. избирателей выбирало большую часть депутатов парламента.

Следовательно, буржуазия, пролетариат, сельские арендаторы и батраки были лишены возможности представлять свои интересы в парламенте. Буржуазии удалось привлечь на свою сторону широкие народные массы. Движение за реформу развернулось по всей стране и охватило миллионные массы населения. Виги, более тесно связанные с буржуазией, чем тори, были вынуждены согласиться с необходимостью проведения избирательной реформы. Проект избирательной реформы вносился в парламент главой правительства вигов Греем и трижды отклонялся палатой лордов. После этого Грей подал в отставку, а по стране прокатились манифестации рабочих и буржуазии в поддержку проекта вигов. Обострению политической борьбы способствовала Июльская революция (1830 г.) во Франции. Англия стояла на пороге новой революции. В этих условиях правительство тори было вынуждено пойти на уступки.

Билль о реформе был утвержден в июле 1832 г. под названием "Акт об улучшении народного представительства в Англии и Уэльсе". Была изменена избирательная география, т.е. осуществлена новая нарезка избирательных округов, учитывающая последствия промышленного переворота. 56 "гнилых" местечек и все местечки, в которых проживало менее 2 тыс. человек, лишились представительства в парламенте. 30 городов с населением от 2 до 4 тыс. человек теперь могли посылать в парламент по одному представителю вместо двух. В итоге в парламенте освободилось 143 места, которые были распределены следующим образом: 62 места предоставили графствам, 63 – городам и 18 – Шотландии и Ирландии.

Одновременно с перераспределением избирательных округов вводился новый избирательный ценз. Старый избирательный ценз, введенный в Средние века и составлявший 40 шиллингов – сумму, необходимую на содержание и экипировку рыцаря, был отменен. Право голоса на парламентских выборах получили те жители графств и городов, которые владели имуществом, приносившим в год 10 ф. ст. дохода. В городах это были собственник дома и наниматель дома, чей доход достигал 10 ф. ст. в год (т.е. равнялся доходу арендатора средней руки). В сельской местности это были собственники, долгосрочные арендаторы с доходом в 10 ф. ст. и краткосрочные арендаторы с доходом в 50 ф. ст. В результате проведенной реформы количество избирателей увеличилось незначительно: в графствах оно поднялось с 247 до 376 тыс., а в городах – со 188 до 256 тыс. человек. Избирательная реформа 1832 г. означала политическую победу буржуазии над земельной аристократией.

Политические последствия изменения избирательной системы в Англии состояли в следующем. Во-первых, в результате реформы 1832 г. изменилось соотношение сил между палатой лордов и палатой общин в пользу последней. Она теперь получила право называться "представительницей интересов всей страны". Во-вторых, реформа лишила возможности лордов и короля с помощью "карманных" и "гнилых" местечек влиять на состав палаты общин. В-третьих, после проведения избирательной реформы 1832 г. в Англии окончательно установился принцип ответственного правительства, остающегося у власти до тех пор, пока ему оказывают доверие и поддержку большинство палаты общин. Государственный аппарат и местное управление были приспособлены к новым условиям работы. В-четвертых, произошел процесс институционализации политических партий в их современном понимании и складывания классической двухпартийной системы Англии. Однако ни многочисленный промышленный пролетариат, ни мелкая буржуазия, ни сельские батраки не получили избирательных прав в результате реформы 1832 г. и не могли влиять на политику правительства.

Избирательная реформа 1867 г. Избирательная реформа 1867 г. стала следствием объективного совпадения требований, с одной стороны, промышленного пролетариата Англии, который связывал улучшение своих жизненных условий с введением всеобщего избирательного права, а с другой – либеральной буржуазии, выступавшей за дальнейшую демократизацию политического строя и нуждавшейся в новом союзнике в лице рабочей аристократии. Свою цель рабочие надеялись осуществить путем организации демонстраций, митингов, подачей петиций парламенту с требованием всеобщего избирательного права. Эти петиции получили название "Народных хартий" (от англ. – чартер). Отсюда чартисты – это сторонники хартии.

Созданная в 1836 г. в Лондоне Ассоциация рабочих выработала и внесла в парламент в 1838 г. первую петицию о Народной хартии. Под ней стояли подписи 1280 тыс. англичан, и она содержала 6 требований: 1) всеобщее избирательное право для мужчин, достигших 21 года и проживших в данном приходе не менее 6 месяцев; 2) отмена имущественного ценза для кандидатов в депутаты парламента; 3) равное представительство и уравнение избирательных округов; 4) ежегодные выборы в парламент; 5) вознаграждение труда депутатов; 6) тайное голосование. Но парламент отказался признать эту хартию. Митинги протеста были жестоко подавлены полицией. В мае 1842 г. чартисты подали вторую петицию, которую на этот раз подписали 3315 тыс. человек, т.е. более половины взрослого населения Англии того времени. По и эта петиция была отклонена. Правительственные репрессии против чартистского движения были усилены. Третью петицию с подписями 5 млн человек внесли в парламент 10 апреля 1848 г. Однако она также была отвергнута парламентом. Массовые репрессии уничтожили чартистское движение. Но правящие круги Англии понимали невозможность своими силами справиться с растущим рабочим движением. Они искали себе союзника и нашли его в лице рабочей аристократии – слое квалифицированных, высокооплачиваемых рабочих. Подкупая ее более высокой заработной платой, предоставляя некоторые политические права, буржуазия использовала ее в борьбе с революционным пролетариатом Англии. Этой же цели служила избирательная реформа 1867 г., в результате которой не только промышленная и торговая буржуазия, но и рабочая аристократия получили право голоса на выборах в парламент.

Билль об избирательной реформе был предложен вигами, но принят Кабинетом консерваторов во главе с Б. Дизраэли. Избирательная реформа 1867 г. предусматривала: 1) новое перераспределение мест в парламенте и 2) изменение избирательного ценза. Изменения в избирательной географии были минимальны. Они коснулись 11 "гнилых" местечек, которые были лишены представительства в парламенте, а 35 местечек сохранили право выбора лишь одного депутата. В итоге были перераспределены 53 мандата: 30 депутатских мандатов было отдано графствам, а 23 – крупнейшим городам. Однако по-прежнему крупные города имели 34 мандата из 560. Более радикально был расширен избирательный корпус, который увеличился на 1 млн человек. Он включал в себя большое число мелкой и средней буржуазии, рабочей аристократии, всех тех, кто уплачивал налог. Это было принципиальное новшество в избирательном законодательстве. В графствах имущественный ценз был снижен с 10 до 5 ф. ст. годового дохода. Право голоса было предоставлено также лицам, платившим подоходный налог в размере 12 ф. ст. независимо от вида имущества. Избирательное право в городах получили лица, которые в течение 12 месяцев в качестве собственников или арендаторов занимали жилой дом или часть его в виде отдельной квартиры, безотносительно стоимости квартиры, уплатившие налог в пользу бедных, а также лица, арендующие в течение 12 месяцев немеблированную квартиру за плату в 10 ф. ст. Занимать отдельную квартиру могли только представители рабочей аристократии.

Существенными недостатками избирательной реформы 1867 г. являлись: 1) сохранение неравномерного распределения избирательных округов; 2) лишение избирательных прав основной массы рабочего класса (две трети взрослого мужского населения) и отсутствие права голоса у женщин; 3) сохранение процедуры открытого голосования (вплоть до 1872 г.).

Избирательная реформа 1884–1885 гг. Третья избирательная реформа была призвана: 1) устранить диспропорции между различным числом избирателей и числом мандатов в разных округах; 2) ликвидировать плюральный вотум, т.е. возможность одному избирателю голосовать несколько раз в местах нахождения их недвижимости; 3) предоставить право голоса "новым" избирателям за счет устранения пестроты избирательных цензов.

В декабре 1884 г. вступил в силу закон об избирательной реформе. Число избирателей в Англии увеличилось на 2 млн и достигло 5 млн человек. Основное значение нового избирательного закона состояло в том, что он предоставил право голоса в графствах лицам, арендующим немеблированные квартиры за плату в 10 ф. ст. в год. Имущественный ценз в городах был отменен. Избирательные права были ограничены набором цензов: цензом оседлости, пола, обязательным включением в избирательные списки. Не получили избирательных прав женщины, мужчины моложе 21 года и лица, которым в течение 12 месяцев была оказана помощь от прихода. От участия в выборах отстранялись лица, не прожившие в округе определенного законом срока – шесть месяцев. Обязательным условием обладания активным избирательным правом было включение в избирательные списки. В Англии порядок регистрации избирателей был очень сложным. Он регулировался 117 актами, изданными прежде. Особые затруднения создавались для лиц, арендующих квартиры: они должны были регистрироваться каждый год, поэтому часто не заботились о внесении их в избирательные списки. В результате избирательным правом в Англии перед Первой мировой войной пользовался лишь каждый шестой.

Закон 1885 г. установил новый принцип представительства, радикально изменивший избирательную географию. Прежде депутаты в парламент избирались от графства или города как особых юридических учреждений. Теперь вводилась универсальная единица для городов и сельской местности – избирательный округ. Избирательный округ с населением от 15 до 50 тыс. человек избирая одного депутата. Если в округе насчитываюсь более 50 тыс., но менее 65 тыс. человек, то округ получат право посылать в парламент двух депутатов. Округ с населением более 65 тыс. человек избирал в парламент трех депутатов. Вводилась мажоритарная система относительного большинства: победителем из трех кандидатов в избирательном округе признавался тот, кто набрал больше голосов, чем остальные соискатели. Наконец, был установлен срок легислатуры парламента", депутат избиратся на семь лет.

Несмотря на всю ограниченность избирательных реформ XIX в., к политической жизни страны были приобщены миллионные массы избирателей: пять шестых взрослого мужского населения Англии получили право голоса.

1888 год - ликвидируется английское «местное самоуправление», находившееся в руках помещика и священника; эта реформа дала графствам такие же выборные советы, какие с 1835 года существовали в городах.

Ход времени сказался на палате лордов изменением ее состава. Все большее число лордов оказывалось выходцами из буржуазии. Тем не менее, лорды оставались в большинстве своем ториями. Общим правилом было положение: финансы есть компетенция нижней палаты.

1911 год Акт о парламенте:

всякий билль, который спикер палаты общин найдет «финансовым», идет на подпись королю, минуя палату лордов;

всякий иной билль (публичный закон), если он отклонен палатой лордов, возвращается в палату общин для нового голосования. Будучи подтвержденным и вновь отклоненным трижды (в течение двух лет), этот билль направляется на подпись королю, минуя палату лордов.

всякое свидетельство (о качестве билля), выданное Спикером палаты общин окончательно во всех отношениях и не может быть оспариваемо ни перед каким судом.

С 1911 года депутаты нижней палаты стали получать жалованье.

С 1906 года появляется партия лейбористов. Образовалась из различных социалистических групп и организаций, объединяемых общим намерением осуществлять постепенный прогресс в «социалистическом направлении» при посредстве реформ, основанных на законе, без существенных изменений английской конституции.

Реформу палаты лордов считают обыкновенно победой палаты общин. Еще в большей степени она была победой правительства над парламентом.

изменение срока рассмотрения и отклонения публичного закона Палатой лордов с двух лет до 1 года; с 3 сессий до 2;

данный закон именовался «Закон о Парламенте» и рассматривался с Актом о парламенте 1911 г. как один закон.

Растущей мощи правительства способствовали вновь изобретенные средства тормозить или вовсе приостанавливать прения, могущие служить на пользу оппозиции:

«предварительный вопрос» - право любого депутата потребовать, чтобы законопроект обсуждался без прений: такое предложение, если против него не возражает спикер, ставится на голосование и принимается простым большинством;

«гильотина» - постановление, обязывающее спикера поставить обсуждаемый билль на голосование в заранее намеченный день и час независимо от состояния прений;

«кенгуру-гильотина» - право спикера по собственному разумению, но, конечно, в осуществление правительственной политики отводить те поправки к законопроекту, которые он считает «несущественными».



Они подорвали старый английский парламентаризм с его неограниченной свободой прений. Спикер - лицо, председательствующее в нижней палате; назначение его стало зависеть от правительства, креатурой которого он и сделался. Исторически спикер ведет свое начало от тех уполномоченных депутатов, которым палата общин поручала вести переговоры с королем.

1918 год - Акт о народном представительстве:

Избирателем может быть совершеннолетний мужчина, не ограниченный в правах и имеющий требуемую оседлость или деловые помещения (за которое платят не менее 10 фунтов стерлингов в год, используют в деловых и профессиональных целях) в округе; проживающий весь квалификационный период (6 месяцев, конец 15.01 или 15.07) в округе.

Избирателем может быть женщина: достигшая 30 лет; не ограниченная в правах; занимающая в округе помещение для деловых занятий (приносящее не менее 5 фунтов стерлингов годового дохода).

Выборы 1921 года: консерваторы - 344 места, либералы - 118, лейбористы - 142, коммунисты - 2. Внеочередные выборы 1923 года: консерваторы - 258 мест, лейбористы - 191, либералы - 159. Консерваторы потеряли 86 мандатов и потому должны были перейти в оппозицию. Либералы оставались третьей партией. Согласно английским парламентским традициям правительственная власть переходила в руки лейбористов. Первое в истории Англии однопартийное «социалистическое» правительство. Лейбористы показали себя не худшими колонизаторами, чем их противники. Широкие массы избирателей не скрывали разочарования. На выборах 1924 года консерваторы вернули себе власть. 1926 год - крупнейшая в истории Англии (и Европы) всеобщая забастовка рабочих. Началось с конфликта в угольной промышленности: шахтовладельцы требовали сокращения зарплаты на 10%, добивались увеличения рабочего времени; горняки и поддерживавшие их железнодорожники вынесли решение о всеобщей стачке. Всеобщая английская стачка из экономической перерастала в политическую акцию, направленную против существующего общественного строя. Законом 1927 года всеобщая стачка была запрещена на будущее под угрозой уголовного преследования. Точно так же запрещались забастовки солидарности и массовое пикетирование.



1928 год - Акт о народном представительстве:

женское избирательное право перестало отличаться от мужского (Статья 1 начинается так: «Всякое лицо имеет быть право внесенным в список»). Предоставляя избирательное право женщинам, консерваторы рассчитывали на их голоса. Рассуждали так: женщина набожна, она послушается священника, священник, по традиции, - тори. Расчет не оправдался. Большая часть новых голосов была подана за лейбористов;

единственный избирательный ценз - ценз оседлости (три месяца).

избирательное право стало всеобщим.

Благодаря судьям английская полиция приобрела новые полномочия для расправы с демократическим движением: судебное решение 1933 года, расширившее право полиции на производство обысков, и два решения 1935 года: одним из них полиция наделялась правом разгонять любой политической митинг, другим - вторгаться в частные жилища под предлогом предотвращения «беспорядков» и пр.

1948 год - Акт о народном представительстве:

для выборов в парламент в графствах и местечках создаются избирательные округа, в каждом избирают 1 члена Парламента;

1969 год - Акт о народном представительстве:

для реализации целей Акта о народном представительстве лицо считается достигшим требуемого для участия в выборах возраста, если ему исполнилось 18 и более лет.

Образование США. Декларация независимости. Статьи конфедерации.

В 17 - 18 веках на Атлантическом побережье Северной Америки были основаны 13 английских колоний. Королевские грамоты предоставляли им известную автономию во внутренних делах, но подчеркивали, что колонисты остаются подданными короны, а значит, полноправными гражданами Англии.

Воодушевляемые идеалами «естественного права», поселенцы стали сами создавать законы, по которым собирались жить. Непременным условием считалось признание свободы религии, невмешательство властей в дела культа, «свобода совести». Точно так же признавалось непререкаемым право граждан выбирать должностных лиц, носить оружие, создавать по своей воле военные отряды (ополчения), участвовать в налогообложении; суд присяжных и английское «общее право» (прецедентное право).

Поселения образовывали с течением времени политические союзы. Правительство Англии скрепляло их хартиями. Так возникали колонии. Эмигрируя, дворяне поселялись на юг от реки Потомак (возникали крупные плантационные хозяйства, обслуживаемые руками ирландцев и негров-рабов), крестьяне и ремесленники - на север от нее (преобладает фермер, ремесленник, торговец, предприниматель).

На республиканском (по духу) Севере получают важное развитие органы самоуправления, чаще всего сосредоточенные в церковном приходе. Уполномоченные от городов и поселков составляют нечто вроде парламента колонии. Он избирал губернатора.

На Юге господствуют монархические убеждения; губернатор назначается королем; существуют две палаты; господствует англиканская церковь.

Правительство Англии желало видеть американские колонии разрозненными, чтобы тем легче было их эксплуатировать. Колонии обязаны были сбывать свои товары только в Англию и только оттуда ждать нужных им товаров. Глухое недовольство переросло в открытую оппозицию, когда Англия возложила на колонии бремя произвольных налогов и сборов. Июль 1776 года - представители 13 колоний, собравшись в г. Филадельфии, составили и обнародовали «Декларацию независимости Соединенных Штатов»: она была манифестом народного восстания против «законного» правительства; Декларация заявила, что угнетенный народ имеет право на восстание; высшая власть заключена в народе («народный суверенитет»), и только народ решает, какое правительство соответствует его интересам - "Мы считаем самоочевидным, что все люди рождены равными, что они наделены... некоторыми неотъемлемыми правами, в числе которых - жизнь, свобода и стремление к счастью. Правительства устанавливаются для обеспечения этих прав, и «если какая-либо форма правления становится губительной для народа, то народ вправе изменить или уничтожить ее и установить новое правительство....»; Декларация объявляла об уничтожении политической зависимости колоний от короля и правительства Великобритании. Колонистам удалось создать армию, найти способного командующего (Д. Вашингтона). Главными элементами революционной армии явились фермеры, ремесленники, рабочие. Руководство революцией находилось в руках блока купцов и фабрикантов Севера и плантаторов Юга.

По миру, подписанному в 1783 году в Версале, Англия признала независимость Соединенных Штатов.

Первая конституция США - «Статьи конфедерации» 1781 год - создавали не столько государственный, сколько межгосударственный союз. Каждый штат сохранял «суверенитет, свободу, независимость и всякую власть, юрисдикцию и право», имел свой парламент, свое правительство, свою конституцию. Делегации штатов, уполномоченные их парламентами, собирались на ежегодно созываемые сессии конгресса, где каждый штат располагал одним голосом из тридцати. Основные вопросы политики (войны, мира, м/н договоров, чеканка монеты, бюджет) - решались квалифицированным большинством, не менее чем девятью голосами (из 13). В промежутках между сессиями конгресса его функции переходили комитету штатов, в котором каждый из них имел своего представителя. Два или более штатов не могут заключать между собой союзы без согласия на то остальных Штатов. Все расходы на общую оборону - из общей казны.

В XX в. было принято несколько избирательных законов, демократизировавших избирательное право. Первая избирательная реформа была проведена непосредственно после Первой мировой войны, в 1918-1919 гг. Согласно этому закону, право голоса получили все лица мужского пола, достигшие 21 года и удовлетворяющие требованиям ценза оседлости (6 месяцев) либо владеющие помещением для деловых занятий. Женщины имели право голоса, если достигали возраста 30 лет и владели недвижимостью с годовым доходом не менее пяти фунтов стерлингов либо состояли в супружестве с лицом, удовлетворяющим последнему условию. Таким образом, новый избирательный закон вводил всеобщее мужское и частичное женское избирательное право.

Накануне парламентских выборов 1929 г. консервативное правительство осуществило еще одну реформу избирательного права, предоставив женщинам равные с мужчинами избирательные права .
Новый этап в демократизации избирательного права отмечен после Второй мировой войны. Акт о народном представительстве 1948г., принятый лейбористским правительством, внес изменение в распределение избирательных округов и отменил двойной вотум. Отныне никто не мог голосовать более чем в одном округе. Наконец, в 1969 г. лейбористское правительство приняло Акт о народном представительстве, которым возрастной ценз был снижен с 21 года до 18 лет.

Изменения в государственном строе. В начале XX века в результате парламентской реформы 1911 г. было сильно подорвано значение палаты лордов. Поводом к реформированию парламента послужил конфликт правительства с палатой лордов, которая отклонила, предложенный правительством и утвержденный палатой общин бюджет. Встал вопрос о самом существовании палаты лордов. Выход был найден в реформе парламента, ограничившей права верхней палаты. Билль о парламенте 1911 г. предусматривал :

  • финансовый билль, принятый палатой общин, но неутвержденный верхней палатой в течение месяца, представлялся королю и после его одобрения становился законом;
  • нефинансовые билли, отвергнутые палатой лордов, но принятые нижней палатой в трех чтениях шли на утверждение короля, если между первым и последним чтением прошло не менее двух лет.
  • введение жалования депутатам и пятилетний срок деятельности нижней палаты.

Оттеснив на второй план палату лордов и контролируя большинство в палате общин, правительство превращалось в главный орган государственной власти. Усиление исполнительной власти сопровождалось ростом государственного аппарата. В этот период в Великобритании активно развивалась система отраслевого управления: появлялись новые министерства и ведомства; усиливалось значение старых, таких как министерство финансов и министерство внутренних дел . Усиление исполнительной власти и бюрократизация государственного аппарата способствовали наступлению кризиса парламентаризма в Англии.

В 1914 г. был приостановлен Хабеас корпус акт и принят Акт о защите государства, законно передававший правительству на время войны всю полноту власти . По окончании войны этот акт был отменен , однако некоторые права, врученные правительству в качестве временных и экстраординарных, продолжали применяться и после их официальной отмены. Кроме того, было положено начало практике издания актов, предоставляющих правительству чрезвычайные полномочия. Так, в 1920г. был принят закон о чрезвычайных полномочиях, который носил уже не временный характер, а являлся постоянно действующим. Этот закон предусматривал возможность издания правительством от имени короля указа о введении в стране чрезвычайного положения, если оно сочтет, что какое-либо лицо или группа лиц своими действиями нарушают нормальную жизнь общества. В условиях чрезвычайного положения правительство может применять любые меры, необходимые для поддержания общественной безопасности и нормальной жизни общества. Содержание Акта позволяло применять его против забастовок, что на практике делалось неоднократно.

Накануне Второй мировой войны в 1939г., парламентом был принят новый акт о чрезвычайных полномочиях, предоставляющий исполнительной власти полномочия на издание таких предписаний, какие правительство считает необходимыми для обеспечения общественной безопасности, защиты государства, поддержания общественного порядка. Предоставляя правительству чрезвычайные полномочия, парламент не только способствовал усилению его исполнительной власти, но и передал ему власть законодательную.

Получило распространение так называемое делегированное законодательство - акты, издаваемые правительством формально по поручению парламента. "Делегирующий акт " наделял исполнительную власть правом издавать нормы в "развитие закона". Это зачастую сопровождалось разрешением в случае необходимости изменять сам делегирующий статут. Формы делегированного законодательства были самыми разнообразными: распоряжения, приказы, указания, инструкции министров и т.д. Делегированное законодательство - одно из проявлений всемогущества кабинета министров.

Парламент практически лишился возможности контролировать деятельность органов управления. Палата общин утратила ведущую роль в осуществлении политической власти, наоборот, правительство контролирует палату общин при помощи партийной системы. Право премьер-министра в любое время добиться роспуска парламента способствует еще большему усилению власти кабинета. В результате возникает буквально диктатура кабинета, который может сначала действовать, а уже потом ожидать одобрения своих действий со стороны парламента.
Акт 1949 г. об изменении Акта 1911 г. о парламенте. В 1949 г. лейбористским правительством была проведена новая реформа парламента, касающаяся палаты лордов. Состав этой палаты был следующим :

  • меньшинство составляли потомки старинной земельной аристократии;
  • примерно половина членов палаты - пэры, имеющие титулы, пожалованные в XX в.;
  • треть членов палаты лордов - директора компаний.

Закон 1949 г. об изменении акта о парламенте 1911 г., сокративший до одного года срок возможного вето палаты лордов в отношении нефинансовых биллей, имел целью ограничить ее власть. Но эта цель не была достигнута, и в 1956 г. лорды провалили законопроект об отмене смертной казни. Попытка консерваторов в 1958г. расширить полномочия палаты лордов потерпела неудачу. Однако верхняя палата и сейчас достаточно сильна, чтобы выполнять свое изначальное предназначение - тормозить начинания избираемой нижней палаты. Палата лордов остается высшей апелляционной инстанцией в отношении всех судов Великобритании. Обладая большим влиянием, она способна оказывать и сильное политическое давление.

Своеобразное место в политической системе Великобритании занимает корона. Формально сохраняются многие королевские прерогативы и важнейшая из них - право назначения премьер-министра. Как правило, назначаемый премьер-министр должен располагать доверием большинства палаты общин и суметь сформировать кабинет министров. Однако в тех случаях, когда лидер партии большинства не занимает достаточно прочного положения, слово правящего монарха имеет решающее значение. Так, в 1931 г. лейбористский кабинет принял решение об отставке. Предполагалось, что король поручит С.Болдунну сформировать консервативное правительство, однако Георг V предложил Р. Макдональду остаться во главе нового коалиционного правительства.

Сохраняются и другие полномочия монарха: ни один законопроект не может стать законом без королевской санкции, только монарх может созвать или распустить парламент, только монарх может пожаловать титул пэра. Все эти полномочия считаются простой формальностью, поскольку глава государства должен действовать по совету своих министров, но в то же время установлено, что монарх не обязан следовать всем рекомендациям советников: он имеет право отказать в своем согласии на такую политику, которая, по его мнению, разрушает "базис английской конституции". В связи с этим корона может удалить кабинет министров в отставку, распустить парламент, отказать в утверждении билля и т.д. Правда, многие свои полномочия монархи не реализовывали в течение столетий. Таким образом, власть короны носит скрытый характер, и благодаря своим конституционным правам, в случае необходимости, монархия может стать серьезной резервной силой господствующего класса.

Согласно Акту о реформе 1832 г., принятому по инициативе вигов, более 50 "гнилых местечек" с населением менее 2 тыс. жителей были лишены представительства в парламенте. Тридцати небольшим городам с населением менее 4 тыс.

Жителей разрешалось посылать одного депутата вместо двух, а некоторым городам - двух депутатов вместо четырех. В итоге высвободились 143 депутатских места, распределенные между новыми городскими и сельскими округами. Были введены новые цензы для избирателей. В графствах активным избирательным правом наделялись все категории владельцев земли с годовым доходом не менее 10 ф. ст., а арендаторы - с годовой рентой не менее 50 ф. ст. В городах такое право получили все мужчины, владеющие на праве собственности или аренды недвижимым имуществом с годовым доходом в 10 ф. ст. Другими условиями участия в выборах были уплата налога для бедных и проживание не менее 6 месяцев в данном избирательном округе. Реформа 1832 г. имела далеко идущие последствия, так как покончила со средневековой системой формирования высшего представительного органа - палаты общин. Важнейшим политическим итогом реформы стало также получение вигами стабильного большинства в парламенте. В компромисс с аристократией была вовлечена новая фракция - магнаты промышленной буржуазии, и с этого времени история английского законодательства представляет собой серию уступок промышленной буржуазии. Вместе с тем реформа 1832 г. послужила лишь первым шагом в осуществлении ее программы. Хотя избирательный корпус увеличился почти вдвое, правом голоса после реформы пользовалось менее 5% всего населения. Борьба за более демократическую реформу избирательной системы стала одной из важнейших черт политического развития Великобритании в 30-60-х гг. XIX в. Реформа 1867 г. наряду с очередным перераспределением депутатских мест предусмотрела дальнейшее расширение избирательного корпуса, необходимое в новых условиях двухпартийного соперничества. Избирательное право в городах было распространено не только на собственников, но и на нанимателей (арендаторов) квартир, если стоимость найма составляла не менее 10 ф. ст. в год. Это увеличило количество избирателей в городах более чем в два раза. В период избирательных реформ 30-60-х гг. XIX в. произошла организационная перестройка двух главных партий. Виги окончательно стали партией промышленной буржуазии, отстаивавшей принципы либерализма. Тори выражали интересы преимущественно землевладельческой аристократии и финансовой верхушки. Партии стали теперь называться "либеральная" и "консервативная". В связи с введением порядка регистрации избирателей возникли партийные организации вне парламента "для содействия регистрации". Была централизована предвыборная деятельность. Особое значение имели законы 1884 и 1885 гг., которые составили третью по счету в XIX в. избирательную реформу. Реформа 1884 г. увеличила избирательный корпус с 3 млн. до 5,5 млн. человек. В городах имущественный ценз был отменен, а в графствах право участвовать в выборах приобрели мелкие арендаторы, причем на тех же условиях, которые предъявлялись к городским избирателям по реформе 1867 г., а также все налогоплательщики, проживающие в округе 6 месяцев. Вместе с тем сохранялся "двойной вотум" - право голосовать не только по месту проживания, но и по месту нахождения недвижимой собственности.

Еще по теме 27. Избирательные реформы в Англии в XIX в.:

  1. §2. Судебная реформа XIX в. Создание адвокатуры нового типа
  2. § 6. Изменения в политической системе в конце XIX - начале XX в.

Государственный строй Великобритании в XX в. изменялся как в результате некоторых реформ конституционного характера, так и главным образом путем модификации прежних конвенций неписаной конституции.

Для Великобритании характерна, как известно, большая, чем в других странах, стабильность политических институтов и учреждений, являющаяся результатом не только консенсуса ведущих политических сил, но и предпочтения эволюционного пути развития резким «историческим поворотам», более гибких изменений во взаимоотношениях государственных органов. Британская политическая элита сумела также сохранить и использовать в своих интересах учреждения феодального происхождения - монархию и палату лордов.

Изменения, внесенные непосредственно в конституционное законодательство Великобритании, имели в большинстве случаев демократический характер. Среди них следует выделить очередную серию реформ избирательного права, а также реформу парламента.

Избирательная реформа 1918 г. впервые предоставила право голоса женщинам, но участвовать в выборах могли лишь женщины не моложе 30 лет, если они или их мужья имели ежегодный доход в 5 ф. ст. Реформа 1928 г. распространила право участвовать в выборах на все женское и мужское население старше 21 года, впервые установив в Великобритании всеобщее избирательное право. После второй мировой войны процесс демократизации избирательного права получил логическое завершение. В 1948 г. Акт о народном представительстве ликвидировал «двойной вотум», а в 1969 г. возрастной ценз для участия в выборах был понижен до 18 лет.

В конце XIX -начале XX в. английский парламент превратился в орудие правительства, располагавшего большинством в палате общин. Организационная структура и партийная дисциплина, выработанные главными партиями применительно к британской системе парламентаризма, предопределили подчинение депутатов каждой партии своему лидеру. За поддержанием партийной дисциплины и обеспечением нужного правительству исхода голосования следили так называемые парламентские «кнуты».

Умалению роли парламента способствовало также ограничение свободы прений. В 1882 г., после того как ирландские депутаты использовали свободу прений для срыва принятия чрезвычайных законов, палата общин приняла Билль о правилах прекращения прений. Это нововведение дало возможность правительству в любое время ставить вопрос о прекращении прений, если они развертывались в неугодном для него направлении. Таким образом, правительство, располагавшее большинством в палате общин, используя право законодательной инициативы, систему «кнутов» и правила прекращения прений, определяло направления работы палаты общин и подчиняло своим интересам деятельность законодательного органа.

В этом плане достаточно легко объяснима реформа парламента 1911 г., усилившая роль контролируемой кабинетом палаты общин в ущерб неизбираемой верхней палате. Акт о парламенте 1911 г. ограничил законодательные полномочия палаты лордов. Поводом для его принятия послужило отклонение верхней палатой правительственного законопроекта о бюджете. Согласно Акту 1911 г., финансовый законопроект, принятый палатой общин, но не утвержденный в течение месяца палатой лордов, представлялся королю на подпись и становился законом. В отношении же нефинансовых биллей был установлен следующий порядок: если такой билль принимался палатой общин в трех последующих сессиях и каждый раз отвергался палатой лордов, то он представлялся королю на утверждение. Но между чтениями билля в первой и третьей сессиях должно было пройти не менее двух лет, что сохраняло за палатой лордов возможность в течение длительного времени саботировать принятие нефинансовых биллей. Одновременно акт сократил срок полномочий палаты общин с 7 до 5 лет.

В 1949 г. был принят Закон об изменении Акта о парламенте 1911 г., сокративший до одного года срок возможного вето палаты лордов в отношении нефинансовых биллей. Кроме того, в первые послевоенные годы был отменен Закон о стачках 1927 г., существенно ограничивающий право на забастовку, проведены реформы образования, социальных служб.

Внутренние, глубинные изменения в государственном строе и политической системе Великобритании в XX в. затронули в первую очередь взаимоотношения высших исполнительных и законодательных органов. Усиление роли кабинета министров сопровождалось относительным Падением роли парламента в области законодательства и контроля за деятельностью правительства. Прежде всего, в руках правительства сосредоточилась особая законодательная власть, делегированная ему парламентом. В предшествующий период акты органов исполнительной власти, издаваемые с разрешения парламента (делегированное законодательство), касались лишь второстепенных вопросов. Теперь же парламент делегировал исполнительным органам право издавать акты и по таким вопросам, которые ранее составляли исключительную прерогативу палаты общин.

Более того, со времен первой мировой войны кабинет министров Великобритании получил в свое распоряжение и чрезвычайные полномочия. В 1920 г. был издан Акт о чрезвычайных полномочиях, который предоставил правительству право издавать от имени короля указ о чрезвычайном положении. Такой указ мог быть издан в случае, если имелась «непосредственная угроза со стороны лица или группы лиц» снабжению общества средствами жизнеобеспечения (продовольствие, транспорт, энергия и т. п.), и предусматривал возможность применения чрезвычайных мер для поддержания «нормальной жизни общества», обеспечения страны важными ресурсами и предметами первой необходимости. Парламент должен был одобрить указ о введении чрезвычайных полномочий в семидневный срок, не рассматривая конкретные способы их осуществления правительством. Закон 1920 г. был направлен главным образом против забастовок. В 1964 г. его редакция изменилась и теперь он предусматривает предоставление правительству исключительных полномочий в любых чрезвычайных условиях.

В период между двумя мировыми войнами британский кабинет окончательно стал центральным звеном британской политической системы. Актом о министрах короны 1937 г., определившим размеры жалованья высшим должностным лицам государства, впервые было законодательно (хотя и косвенно) признано существование премьер-министра и его оппонента - лидера оппозиции. Лидер оппозиции наряду с премьер-министром и другими министрами стал получать жалованье из государственной казны.

После второй мировой войны верховенство кабинета в британской государственной машине стало еще более очевидным. В связи с усилением власти премьер-министра система «правления кабинета» трансформировалась в систему «правления премьер-министра», так как премьер-министр без консультаций с кабинетом стал осуществлять все важнейшие назначения и перемещения внутри правительства, определять порядок работы кабинета и его повестку дня, решать вопросы о созыве и роспуске палаты общин и пр. Свертывание коллективных форм в работе правительства привело к неофициальному образованию так называемого внутреннего кабинета, в заседаниях которого участвует лишь 4-5 наиболее доверенных главе правительства министров, а также к появлению разветвленной системы комитетов. В период правления консервативной партии и лидерства в ней М. Тэтчер была отмечена дальнейшая централизация государственной власти, ее концентрация в руках премьер-министра, установление «президенциалистского» стиля руководства партией и государством.

В результате отмеченных выше изменений в политической системе Великобритании в XX в. основные принципы конституционализма XVIII-XIX вв., и прежде всего «верховенство парламента», были постепенно лишены реального содержания. То же произошло и с другим принципом британской конституции - парламентской ответственностью правительства. Поражение правительства в результате вотума недоверия в палате общин стало крайне редким явлением. В XX в. это произошло лишь дважды - в 1924 г. и 1979 г. «Партийное правление» кабинета, опора на связанное партийной дисциплиной парламентское большинство членов собственной партии позволяют сделать его власть устойчивой, обеспечить одобрение парламентом его решений.

Корона по-прежнему считается символом стабильности «старой, доброй Англии» и поддерживается как институт большинством англичан. При отсутствии писаной конституции пределы власти короля четко не обозначены и определяются установившимися политическими обычаями. Хотя за британским монархом формально сохраняется право абсолютного вето, роспуска парламента и назначения премьер-министра, длительная политическая практика свела эти прерогативы к «праву давать советы, праву одобрять и праву предостерегать».

Что касается палаты лордов, то, по мнению некоторых исследователей, средневековые принципы ее формирования (около 1200 наследственных и жалованных пэров) только повышают в современных условиях функциональную роль этого учреждения, поскольку оно менее зависимо от партийной дисциплины и политической конъюнктуры.

Одной из долговременных тенденций развития Великобритании в XX в. стал рост государственного аппарата. В конце первой мировой войны и сразу после ее окончания было образовано более 5 новых министерств (в том числе труда, авиации, транспорта и т. д.), а к середине 60-х гг. общее число министерств и центральных ведомств превысило 100.

Измена жены