Первый портал с дренора.


Сегодня стал доступен тестовый сервер для дополнения Warlord of Draenor версии 6.2.3. Над данным ядром и базой мы на протяжении последних месяцев совместно работали с нашими партнерами: firestorm и wodempire. Уже для текущего периода(Открытого Бета Тестирования) все работает достаточно хорошо, и это при условии того, что эта же версия сейчас стоит на официальных серверах, т.е это актуальный патч последнего дополнения WoW.

Информация о подключении к 6.2.3:

Подробная информации о рагрузке и настройке клиента разными способами находится тут: .
- Также требуется новый аккаунт, создать его можно тут: , выбрав wod.сайт. Также обратите внимания на то, что в дреноре понятия логин не существует, вместо него используется email, в том числе для входа в игру.
- Ближе к релизу раздача будет обновлена, а именно лаунчеры до последнего актуального билда, также добавим лаунчер для 64 битных систем и для Linux, MacOS.

Что нужно тестировать:

В первую очередь необходимо тестировать сам процесс прокачки до 100го лвла, 1-2 недели периода ОБТ мы будем делать акцент именно на реализации процесса прокачки, исправлению различных квестов, эксплоитов и т.д.
- Далее уже на 100м лвле, просьба потестить также квесты и сам пве контент, т.к планируется основной реалм с рейтами х2, это будет важно.
- А уже в самую последнюю очередь нужно уделить внимание спеллам и пвп контенту, почему именно в последнюю очередь? Т.к акцент на это уже сделали наши партнеры и в дублировании репортов особого смысла нет, но и отклоняться они не будут, а также будут исправляться, но чуть дольше и позже.

Репорты по локации Танаанские джунгли пока не принимаются.

Остальная информация о периоде ОБТ:

Продлится около месяца, т.е в конце января мы уже планируем открыть основной игровой мир с рейтами x2.
- После завершения тестирования, текущий ОБТ реалм будет удален, персонажей с него никак нельзя сохранить, но сами аккаунты будут сохранены.
- Личный кабинет для Wod станет доступен в ближайшие дни.
- На текущий момент, на ОБТ установлены рейты х50, ближе к концу, установим старт с 100го уровня, чтобы потестить пвп контент.
- Будут выданы бонусы активным участникам ОБТ(10+ корректных баг-репортов).
- За каждый эксплоит на ускоренную прокачку будет выдано отдельно 50 бонусов при старта сервера.

Базовая информации об основном реалме Wod версии 6.2.3 с рейтами x2:

Точная дата открытия нового игрового мира 6.2.3 с рейтами х2: 23.01.16 в 18:00 по МСК.
- В первую неделю, тип игрового мира точно будет PvE, чтобы все смогли комфортно прокачаться, дальше проведем опрос и решим.
- Планируется большая рекламная компания, в том числе с привлечением иностранной аудитории, которая должна составить как минимум 20% от игроков реалма.
- Ожидаемый онлайн на старте 3к+ игроков.
- За неделю до старта будет опубликована подробная тема с работоспособность текущего контента.
- Так как актуальный рейд Цитадель Адского Пламени не будет доступен со старта, то и PvP предметы будут из 1го сезона, т.е из патча 6.1.
- Оборудование для реалма будет располагаться в том же ДЦ где миры logon, т.е на востоке Франции, во время ОБТ пока что будет в Германии.

Понравился наш сайт? Ваши репосты и оценки - лучшая похвала для нас!

На этой странице Вы сможете найти все наши гайды по WoW: Warlords of Draenor и отслеживать их обновления. Тут Вы сможете найти гайды по классам, профессиям, гарнизонам, тактики прохождения подземелий и рейдов и т.д.

PvE гайды по всем классам и специализациям:

В новом дополнении игрокам придется, конечно, постараться, но по крайней мере не придется заново учиться играть своим персонажем, как в Катаклизме или Туманах Пандарии. Warlords of Draenor предлагает прокачку до 100 уровня - и, конечно, к новому уровню прилагаются новые таланты для всех существующих классов. В целом система талантов осталась практически прежней: вы снова должны выбирать один из двух-трех предложенных вариантов на каждом пятнадцатом уровне и последний - на максимальном. Но в механике работы талантов и способностей появились изменения, которые потребуют от вас особого внимания и определенного времени на освоение.

Вместо введения нового класса или расы разработчики сосредоточились на оптимизации уже существующего контента и постарались дать преимущество игрокам, внимательно изучающим свои способности и возможности своего персонажа. Теперь особенное значение имеет ваша специализация, профессии никак не влияют на боевые характеристики, а ваши способности будут изменяться по мере прокачки от 91 до 99 уровня в пассивном режиме. Все значения характеристик в игре, как у персонажей, так и у монстров, были понижены, чтобы в них проще было разобраться, а некоторые (например, меткость и мастерство) - и вовсе удалены из игры, поскольку теперь в них нет необходимости. Вы сможете разобраться во всех тонкостях, изучив новые гайды по вашему классу.

PvP гайды по всем классам и специализациям:

PvP бои в Warlords of Draenor становятся одновременно и сложнее, и интереснее, и в чем-то динамичнее. Разработчики позаботились о том, чтобы существенно сократить количество контролящих способностей всех классов, часть из них изменив, а часть - убрав полностью. Сама боевая система теперь становится более сбалансированной - у друидов и разбойников не будет бонуса в виде ударов из-за спины, поскольку условия позиционирования персонажа для нанесения особенных ударов теперь на игру не влияют, а способность разбойника "Удар в спину" из игры полностью удаляется.

В игре появляется новая зона открытого PvP - и на этот раз она по-настоящему открытая: вы можете попасть туда не только на максимальном уровне, но и раньше (если, конечно, хотите), вам не придется дожидаться набора нужного количества игроков, и оказаться в гуще сражения вы сможете в любой момент, потому что начала и конца у боя нет. Присоединяйтесь к своей фракции, выполняйте задания на поле боя, реагируйте на меняющуюся обстановку во время сражения и получайте боевые награды!

Немного изменился внешний вид обзорной таблицы после окончания PvP-сражения и добавились параметры, которые вы можете там увидеть. Но это мелочи - самое главное, что вас ожидают новые комплекты PvP-брони, награды и очки, за которые можно будет приобретать нужные игровые предметы.
Присоединяйтесь к игрокам всех серверов, ознакомьтесь с PvP-гайдами - и вперед, к славе и почестям!

Гайды по профессиям в Warlords of Draenor:

Новое дополнение порадует тех, кто собирает ингредиенты: теперь травники могут собирать травы, а горняки - добывать руду без ограничения по уровням профессии. Это не значит, что с неполностью прокачанным навыком вы сможете отправляться за саронитом или лотосом - от уровня вашего навыка будет зависеть ваша добыча, как это до сих пор было в рыболовстве.

Производящие профессии существенно завязаны на зданиях гарнизона, которые помогают вам получать новые ресурсы. Повышение навыка зависит от того, с какой скоростью вы сможете выбить специальный квестовый предмет, свиток, падающий из мобов новых локаций - просто подойти к учителю и продолжить свою прокачку не получится.

Воспользуйтесь гайдами по профессиям Warlords of Draenor, чтобы ориентироваться во всех нововведениях!

Тактики подземелий:

Подземелья дополнения Warlords of Draenor принесут игрокам не только долгожданные новые комплекты экипировки, но и части сюжетного повествования, и новые задания, и проверку "на прочность" в режиме испытаний, в которых игрокам придется постараться и уложиться в определенное время прохождения.

Разработчики пришли к выводу, что героический уровень сложности должен быть по-настоящему сложным, а предметы, получаемые в нем - по-настоящему достойными, поэтому обычный уровень сложности подземелий должен будет подготовить персонажей к великим свершениям и одеть в броню промежуточного уровня.

Всего дополнение приносит в игру несколько новых подземелий (Депо мрачных путей, Вечное цветение, Шлаковые шахты Кровавого Молота,Небесный путь, Аукиндон, Железные доки, Некрополь Призрачной луны) и одно старое доброе переработанное (Верхняя часть пика Черной горы,). Попасть в героические режимы можно будет только после получения соответствующего уровня брони. Полученное в героиках обмунидрование позволит без труда найти себе место в новых рейдах.

Тактики рейдов:

Рейдовая система нового дополнения будет отличаться от старой - гибкий рейд как формат настолько успешно зарекомендал себя в предыдущем дополнении, что теперь эта функция внедрена во все форматы рейдов(и обычный, и героический). Даже функция "Поиск рейда" теперь позволяет вступить в бой при наличии в составе рейда 10 человек, понижая при этом сложность сражения - вам больше не придется сидеть и ждать, когда же наконец система доберет нового игрока взамен ушедшего.

Вид Дренора из Великой запредельной тьмы

Карта альтернативного Дренора в World of Warcraft

Дренор (англ. Draenor) был родным миром орков и последним убежищем дренеев , прежде чем они прибыли на Азерот . Дренор – слово из дренейского языка , которое означает «убежище изгнанников». Когда орочий шаман Нер"зул опрометчиво открыл пространственные порталы, чтобы найти новые миры для завоевания, выброшенная порталами энергия расколола Дренор на части. Долгие годы на Азероте считали, что Дренор был уничтожен, но со временем обнаружилось, что осколки этого мира продолжают своё существование. Эти осколки сейчас называют Запредельем .

Огры рассказывают, что они были первыми созданиями титанов, которых называют Кузнецами. Кузнецы выдавили свет из гигантского огненного шара, и он стал Дренором. Из дымящейся глины они создали огров и отдали им во владение камни и землю.

На заре мира полубоги созидания и разрушения стокнулись друг с другом в бесконечной войне по формированию территорий Дренора, и сейчас это время называется Эпохой Гигантов. Позже наступила Эпоха Порядка, когда могущественная цивилизация араккоа, известная как Апексис, пришла к власти, прежде чем резко исчезла.

Прибытие дренеев

Примерно за две сотни лет до начала Первой войны Генедар , пространственный корабль дренеев, разбился о поверхность планеты. Дренеи решили, что этот новый мир станет идеальным убежищем для изгнанников, преследуемых Пылающим Легионом уже тысячи лет, и назвали его Дренором. Орки никогда не задумывались над именем своей планеты, называя её просто «миром», и в конце концов приняли имя, данное дренеями. Переселенцы тихо строили своё общество и пытались скрывать магию, опасаясь, что Кил"джеден сможет их найти.

Во время приземления дренеев наару по имени К"ара , находившийся на борту, был тяжело ранен и выброшен на орбиту, где он вошел в темный этап жизненного цикла, характерного для его расы. Упавшего темного наару обнаружил клан, живший в Долине Призрачной Луны. Орки назвали его Темной Звездой, а некоторые из них даже научились управлять тьмой, которую К"ара испускал. Они смогли поднимать тела мёртвых и призывать созданий Бездны. Вождь клана Призрачной Луны, охваченный ужасом, запретил использование этой магии при любых обстоятельствах.

Возвышение Орды

Целые поколения орков жили в обществе, разбитом на кланы и управляемом шаманами. Они существовали в глубокой гармонии с окружающим миром, хотя нередко сражались с кланами огров и некоторыми изначальными. Их мирная жизнь закончилась, когда Нер"зул , вождь клана Призрачной Луны, был обманом втянут в союз с Пылающим Легионом . Когда он попытался отказаться от сделки с Кил"джеденом , его ученик Гул"дан предал его и стал преемником. Манипулирование Гул"дана превратило общество орков в единую армию кровожадных завоевателей, и в конце концов они глотнули кровь Маннорота , что сделало их рабами Легиона.

Под контролем Кил"джедена орки убивали дренеев и разоряли их города, порабощали огров и захватили власть над всем миром. Велен , правитель дренеев, смог пережить геноцид и скрылся в болотах вместе с немногими выжившими, которым вновь удалось скрыться с глаз Легиона. Когда все враги были уничтожены, Орда начала поглощать сама себя, и Гул"дан, действуя совместно с человеческим магом Медивом , открыл Темный портал , соединивший Дренор с Азеротом . Орки вошли в новый мир, пока ничего не подозревающий, и начали войну , которая в будущем привела к полномасштабному вторжению Пылающего Легиона.

Гибель Дренора

Несмотря на внезапность своего нападения и силу, полученную от крови демонов, Орда в конце концов была побеждена Альянсом Лордерона и вернулась на Дренор. Альянс отправил вслед за ними экспедицию, чтобы вторжение никогда не повторилось. В самый разгар сражения Нер"зул попытался спасти себя и других орков, открыв сразу несколько пространственных порталов в другие миры. Безрассудное использование магии и энергия порталов начали уничтожать всю планету. Экспедиция Альянса, пытаясь спасти Азерот от такой же участи, закрыла Темный портал и была вынуждена остаться на гибнущем Дреноре. Планета раскололась на куски, которые будут плыть по Круговерти Пустоты до конца времен.

Двадцать лет спустя демонам вновь удалось открыть Темный портал, и жители Азерота смогли увидеть Запределье – то, что осталось от Дренора. Некоторые места планеты сохранились, и выжили их обитатели, включая членов экспедиции Альянса, которые построили свою крепость.

Альтернативный Дренор

Источник информации в этой секции – дополнение Warlords of Draenor к World of Warcraft.

Бронзовый дракон Кайроздорму заполучил артефакт, называемый Видением времени , и освободил Гарроша Адского Крика из плена после осады Оргриммара. Используя силу артефакта, они перенеслись в альтернативную версию Дренора тридцатипятилетней давности. Этот поступок уничтожил Видение времени, оставив лишь осколок. Осколком Гаррош убил бронзового дракона и нашел

Героев Азерота ждут новые горизонты! Вам предстоят новые испытания, новые противники и знакомство с краем с великим прошлым. Вам встретятся на пути и дружелюбные, и враждебные создания. В дополнении Warlords of Draenor вы окажетесь в Дреноре, мире орков и дренеев, - и увидите его таким, каким он был до катастрофы, превратившей его в Запределье.

Дренор откроется вам во всем своем суровом великолепии: нехоженые джунгли, выжженные равнины, ледяные пустоши, островерхие вулканы. Ваш путь лежит через 7 новых зон, и вам предстоит столкнуться с новым могущественным врагом - Железной Ордой. Это союз орочьих кланов под предводительством отца Гарроша, Громмаша Адского Крика, который намеревается провести свои армии через Темный Портал и уничтожить Азерот.

Мир Дренора

В Дреноре 7 зон: Хребет Ледяного Огня, Горгронд, Награнд, Долина Призрачной Луны, Пики Арака, Таладор и Танаанские джунгли. Что-то из этого звучит знакомо, правда? Но каждая зона полностью переделана, чтобы отвечать духу этого легендарного мира.

Хребет Ледяного Огня. На этой пустынной заснеженной земле, где башнями высятся вулканы, герои Орды и орки из клана Северного волка объединились, чтобы выдворить захватчиков из своих исконных владений.
Долина Призрачной Луны. На залитых лунным светом холмах дренеи из храма Карабора объединяются с Альянсом в отчаянной попытке выстоять в смертельной битве с Железной Ордой и кланом Призрачной Луны.

Горгронд. В глубоких ущельях пустынного Горгронда орки из клана Черной Горы собирают грозный арсенал - мощную осадную технику. Они готовы в любую минуту вывести эти страшные машины на земли Дренора.

Таладор. В Аукиндоне, что стоит в тени осажденного Шаттрата, аукенайские жрецы душ пытаются спасти бесчисленные души павших дренеев от чудовищной демонической угрозы.

Пики Арака. Царственные араккоа пребывают в расцвете славы и могущества. Они строят козни и плетут интриги, зная, что на вершинах Арака им не страшны ни жестокие орки из клана Изувеченной Длани, ни бескрылые изгнанники собственного племени.

Награнд. Наездники на волках из клана Песни Войны, рыщущие по плодородным холмам и островам Награнда, и раньше, и по сей день представляют собою внушительную угрозу.

Танаанские джунгли. Этот непроходимый тропический лес принадлежит оркам из клана Кровавой Глазницы. Здесь идет строительство Темного Портала... пока Железная Орда готовится к нападению на Азерот.

Орочьи кланы

Кланы орков издавна сражались между собой за владычество над Дренором. Громмаш сумел объединить большинство орков - за исключением Северных Волков - и заставить их действовать сообща. Напряженность стала спадать. Многие из этих кланов уже вам знакомы, но давайте присмотримся лишний раз поближе... Может, кое-какие из них вы привыкли видеть совсем иначе.

Клан Северного Волка. Северными Волками управляет Дуротан - отец легендарного правителя Тралла, - чье имя носит стартовая зона орков в Азероте (Дуротар). Бойцы этого клана, сильные и сплоченные, славятся доблестью и любовью к честным схваткам один на один. И связь с волками еще прибавляет им сил, даром что по численности они уступают почти всем остальным кланам.

Клан Призрачной Луны. Этих орков возглавляет Нерзул. Они обитают в Долине Призрачной Луны и тесно связаны с духовным миром: среди них много пророков, астрологов и медиумов. Их сила - в умении управляться с темными искусствами.

Клан Изувеченной Длани. Этими орками, обитающими в Пиках Арака, предводительствует Каргат Острорук. Раньше они были рабами и получают удовольствие от боли - причиняют ее и себе, и другим. Они считают, что лишь через боль можно обрести силу и стяжать славу опасных бойцов.

Клан Черной Горы. Орки этого клана, ведомые самим Черноруком, - дисциплинированные, организованные бойцы. Они слывут мастерами кузнечного дела и металлообработки, одеты в тяжелую броню и сокрушают врага грубой силой.

Клан Песни Войны. Громмаш Адский Крик правит кланом орков, обосновавшимся на роскошных лугах Награнда. Они сражаются верхом на волках и ценят в битве их скорость и маневренность. Они стремительно нападают и скрываются прежде, чем противник их заметит. Их боевой клич вдохновляет союзников и вселяет страх в тех, кто осмелится стать у них на пути.

Клан Кровавой Глазницы. Этот клан, обитающий на Танаанском полуострове, возглавляет Килрогг Мертвый Глаз. Эти орки - грубые и фанатичные, они сражаются с яростью берсерков и претворяют в жизнь пророчества старейшин, которые добровольно лишались глаза в обмен на способность прозревать будущее.

А это наши соседи

На Дреноре вам встретится уйма разных существ, разумных и не очень: огры, летающие араккоа, полуогры мок’натал, лесовики, дренеи, саблезубы, фара, гронны, генозавры и прочие дренорские монстры. Точите клинок, этот мир вам еще предстоит покорить!

Конец 2014 года для любителей игры World of Warcraft ознаменован долгожданным событием: спустя почти год после объявления о том, что будет выпущено новое дополнение Warlords of Draenor, сотрудники кампании Близзард наконец выполнили своё обещание. К радости всех воверов 13 ноября был запущен новый патч. Если каких-то 2-3 месяца назад игроки ломали голову над тем, как попасть на бету Дренора, то теперь все, кто установил новое дополнение на свой компьютер и оплатил игровое время, могут погрузиться в удивительный мир приключений, происходящих на неизведанной земле и других не менее интересных фракций.

Немного истории

Дренор - древняя планета, на которой много веков назад обитали разумные существа: араккоа, орки, гронны и спорлинги, а также ещё несколько мелких расовых групп. Существование на планете было основано на полном слиянии с окружающим миром, который отличался от других своей невероятной красотой. Горы Дренора возвышались практически до космических высот, равнины благоухали невероятной красоты растениями, а болота славились своей пышностью и плодородием. Разумное называло её просто - Мир. Во всей Вселенной не было ни одного существа, которое знало бы точно путь, как попасть в Дренор, и способного нарушить спокойное и размеренное течение жизни на этой планете.

Однако всё изменилось после того, как на Дренор прибыли полчища дренеев, бежавших от агрессии Пылающего Легиона. Именно они стали называть прекрасную цветущую планету тем именем, под которым она стала известна игрокам World of Warcraft. В результате тёмного колдовства, совершённого орками, испившими крови Манрокка, Дренор был уничтожен полностью. Планета разлетелась на мириады крошечных осколков, которые затем оказались в самых разных местах Вселенной. Один такой осколок известен всем игрокам в ВоВ как Запределье.

Возвращение на погибшую планету

Возможно, у тех, кто мало знаком с историей мира World of Warcraft, возникает вопрос - как попасть в Дренор, если планета погибла много тысячелетий назад? Всё просто: Гаррош Адский Крик после поражения решил исправить ситуацию со своим проигрышем силам Альянса и Орды. Для этого он предпринял отчаянный и неожиданный для всех шаг - открыл портал в прошлое, чтобы предотвратить ошибки своего народа и применить знания, полученные в настоящее время, для улучшения боевых характеристик орков Железной Орды, с помощью которых он надеялся одержать победу в настоящем.

Сквозь открытый в Выжженных Землях портал в Азерот хлынули полчища кровожадных орков, настроенных только на одну цель: поработить, убить и завладеть землями Азерота и других территорий мира World of Warcraft.

Новое в дополнении Warlords of Draenor

Разработчики Близзард приложили немало усилий, чтобы сделать новое приложение World of Warcraft увлекательным и красивым. Во-первых, были улучшены модели персонажей. Теперь орки, люди, нежить, таурены и гномы выглядят более привлекательно и ярко. На лицах своих персонажей игроки могут более отчётливо видеть эмоции во время боя, общения с ПТС или персонажами других игроков. Кроме того, титанические усилия художников были приложены к детальной прорисовке новой локации - собственно, самой планеты Дренор.

Но не только эти изменения подняли возрастающую волну вопросов из разряда «как попасть в Дренор» и «сколько стоит новое дополнение» от постоянных подписчиков игры и тех, кто только решил поиграть в World of Warcraft. Огромное количество новых захватывающих квестов, возможность развить собственное поселение на возрождённой из прошлого планете, подземелья и рейды - это прекрасная возможность завоевать место в топе игроков на своём сервере для любого, даже начинающего игрока. Кроме того, Близзард предоставила возможность всем купившим дополнение поднять уровень только что созданного персонажа сразу до 90, чтобы сразу отправиться на Дренор для совершения подвигов.

Природа и приключения на Дреноре

С суровой и одновременно прекрасной природой Дренора игрокам предстоит познакомиться сразу по прибытии на планету. Игроки Альянса смогут увидеть красоты Долины Призрачной Луны, а те, кто играет за Орду - заснеженные просторы Хребта Ледяного Огня. Буквально первые шаги по этой земле принесут игрокам море позитивных эмоций: богатая добыча из поверженных существ позволит развивать профессии и безбедно существовать гарнизонам, созданным игроками. Как из на представителей обеих фракций будут сыпаться задания, выполнив которые, можно не только добыть ресурсы для развития, но и улучшить отношения с местными кланами.

«Легендаркам» быть!

Кроме героических свершений в открытом игровом мире игроков ждут и захватывающие походы по подземельям и рейдам приложения Warlords of Draenor. С 90 уровня становится доступно всего одно подземелье, зато чуть позже игроки смогут качать своего персонажа в Аукиндоне, в Мрачном Депо и 5 других инстах. Неожиданностью не стало даже то, что в Близзард продолжили разработку новых цепочек заданий, в результате которых игрок может получить легендарное вооружение или предметы. Если в приложении Пандария все гонялись с заданиями принца Гневиона для получения легендарного плаща, то в Дреноре таким предметом станет кольцо.

Путь на Дренор для игроков Альянса и Орды

Итак, если вы заинтересовались игрой и решили узнать, как попасть в Дренор, играя за одну из фракций - вот вам ответ. Во-первых, необходимо достичь 90 уровня для того, чтобы персонажу было предложено задание, суть которого заключается в разрушении тёмного портала, расположенного в Выжженных Землях, от проникающих на территорию Азерота войск Железной Орды. Единственный способ, как попасть в Дренор на этом этапе развития событий - поговорить с Кадгаром, а вернее, с его проекцией. Игроки Альянса смогут найти его недалеко от центральной площади Штормграда, а сторонники Орды - у главных ворот Оргримара, напротив банка. Кадгар, обладающий способностью к телепортации, перенесёт персонажа в Танаанские джунгли, где и начнутся захватывающие приключения.

После выполнения цепочки квестов игроки Альянса попадут в Долину Призрачной Луны, где смогут организовать постройку гарнизона. Те же задачи ждут и Ордынцев, с той лишь разницей, что свою крепость они смогут отстроить на Огня.

Как попасть в Дренор за Альянс

Как быть тем, кто отправился из Дренора в уже известные со старых дополнений локации: Восточные земли или Калимдор? После того как персонажи, играющие за Альянс, выполнят цепочку стартовых заданий, они смогут без проблем возвращаться в освоенную локацию через портал. Итак, как попасть в Дренор из Шторма с его помощью? Для этого необходимо добраться до места расположения порталов в Подземье, Ульдум и Вайш-ир. Не заметить появившейся там уменьшенной копии тёмного портала из Выжженных Земель просто невозможно. Нажав на него, игрок окажется в Дреноре, а именно в Долине Призрачной Луны. Порталы в Дренор есть и у магов, однако поставить их или использовать они могут только по достижении ** уровня, когда им будет доступно их изучение.

Как попасть в Дренор за Орду

Портал в Дренор, через который могут пройти игроки Орды, расположен над Аллеей Духов в Оргримаре, между порталами в Подземье и Вайш-ир. Внешний вид этого сооружения также напоминает Тёмный Портал, расположенный в Запределье, однако отличается от него маленьким размером. Ещё один достаточно простой способ перемещения в Дренор игроками Альянса и Орды - использование камня возвращения в гарнизон. Найти его можно в сумке вместе с обычным камнем возвращения.

Ещё один вопрос, который может возникнуть у игроков - как попасть в Запределье в Дреноре, ведь портал в Выжженных Землях больше не работает. Разработчики позаботились о том, чтобы игроки Альянса и Орды могли беспрепятственно попасть на Полуостров Адского Пламени. Для этого им пришлось создать порталы недалеко от тех, что ведут из Штормграда и Оргримара в Выжженные Земли.

Измена жены