Положение индивида в группе: статусы и роли. Статус и роль индивида в малой группе

Интересно, что статус человека в конкретной группе часто зависит от его положения в других группах, успехов его внегрупповой деятельности. Так, студент, отличившийся в каком-либо виде спорта, искусстве, может за счет этого улучшить свои позиции в группе. С этой точки зрения большими преимуществами в достижении высокого устойчивого места в системе групповых предпочтений обладают студенты, имеющие богатый опыт социального общения в различных сферах, с различными людьми.

Итак, статус - величина, стремящаяся к устойчивости. Вместе с тем с точки зрения развития личности человеку целесообразно периодически "менять" свой статус, так как это обеспечивает ему большую социальную гибкость, дает возможность примерить на себя различные социальные маски, побывать в разных внутригрупповых ролях. Тем самым человек вырабатывает более гибкие и более продуктивные стратегии своего социального поведения, познает людей и смысл их поступков. Относительно отрицательного полюса статусной иерархии необходимость смены статуса представляется очевидной, однако это столь же важно и для тех членов группы, которые уверенно занимают вершину групповой статусной пирамиды. Постоянное хождение в "звездах", "любимчиках" делает человека ригидным, чрезвычайно социально-уязвимым и беззащитным перед неминуемыми изменениями. Помимо этого, человек растет как бы "социально слепым", будучи лишенным необходимости прислушиваться и присматриваться к различным людям, не в состоянии встать на их незавидное место. Несомненна и вся опасность устойчивого нахождения человека в ролях отверженного и изолированного, что окрашивает его опыт взаимодействия с людьми в неизменно мрачные тона.

Закономерно возникает вопрос, как можно повлиять на статус члена группы, обеспечить его позитивную динамику. Можно предложить несколько способов, несомненно не исчерпывающих всего арсенала педагогических средств, которые может в этих целях использовать опытный руководитель и наставник.

Главное условие, обеспечивающее динамику статусов членов группы, - создание разнообразных форм групповых деятельностей, которые потребовали бы от своих исполнителей различного перераспределения функций и обязанностей, различных форм управления, раскрытия и реализации различных личностных возможностей и ресурсов членов группы. Это предоставило бы всем членам группы возможность найти деятельность, повышающую их групповую роль и изменяющую отношение к ним других участников группового общения.

Для повышения статуса отверженного или изолированного члена группы может быть использован прием, условно называемый "отсветом от звезды". Суть его в том, что высокостатусному члену группы поручается в сотрудничестве с низкостатусным (под благовидным предлогом) выполнить важную для группы работу. Конечно, большая часть успеха достается "звезде", но можно не сомневаться, что отсвет ее славы упадет и на помощника, чья роль в группе может измениться.

Повышению статуса члена группы может способствовать его успешность в какой-либо внепрофессиональной деятельности. Задача руководителя - активно информировать группу об успехах ее члена "вовне".

Наконец, понимание причин отверженности и изолированности отдельных членов группы требует системного психологического анализа. Важно понять, в чем коренится причина: в определенных личностных особенностях сотрудника, особенностях и традициях семейного уклада, низкой самооценке, вызванной негативным прошлым опытом общения и т. д.

Практический интерес представляет вопрос о восприятии членами группы своих статусов, то есть своего объективного положения в системе групповых предпочтений. Как правило, наименее адекватно воспринимают и оценивают свою групповую роль крайние статусные категории: "звезды", с одной стороны, "изгои" и изолированные - с другой. Высоко- и среднестатусные члены группы, как правило, не затрудняются отвечать на вопросы аутосоциометрии о том, кто, по их мнению, выбирает их и кто отвергает. Неадекватное восприятие, видимо, объясняется защитой, выставляемой этими членами группы на пути негативной информации, а также низкой социальной рефлексией тех, кто устойчиво находится в крайних категориях.

Наконец, заслуживает внимания вопрос об отношении человека к своему статусу. В ряде случаев уверенность в том, что человеку, имеющему низкий статус, неуютно в группе и хочется свой статус повысить, безосновательна. В различных группах можно встретить "звезд", оценивающих свое положение в группе как неудовлетворительное (такого внимания им недостаточно) и "изгоев", вполне удовлетворенных своим положением. Последний факт может иметь разные причины. Например, "изгой" может быть не заинтересован в группе, иметь другую группу, где его ценят и принимают, разделяют его ценности. Другая причина: он привык занимать в группах такое место, другого не знает и не желает тратить силы на его завоевание. В любом случае нужно быть очень осторожным, принимая решения о необходимости повлиять на статус того или иного члена группы в любом направлении.

Первым из понятий, употребляемых в данном контексте, является понятие «статус» или «позиция», обозначающее место индивида в системе групповой жизни. Термины «статус» и «позиция» часто употребляются как синонимы, хотя у ряда авторов понятие «позиция» имеет несколько иное значение. Статус индивида в группе - это реальная социально-психологическая характеристика его положения в системе внутригрупповых отношений, степень действительной авторитетности для остальных участников.

Самое широкое применение понятие «статус» находит при описании структуры межличностных отношений, для чего более всего приспособлена социометрическая методика.

Внутренняя установка человека в системе внутригрупповых отношений - это личное, субъективное восприятие им своего собственного статуса, то как он оценивает свое реальное положение. Действительный статус и его восприятие человеком могут не совпадать.

Другая характеристика индивида в группе - это «роль». Обычно роль определяют как динамический аспект статуса, что раскрывается через перечень тех реальных функций, которые заданы личности группой, содержанием групповой деятельности. Принятая на себя роль во многом определяет восприятие и оценку человека в системе внутригрупповых отношений.

Существует много классификаций и названий групповых ролей. Набор ролевых функций определяется типом группы ее структурой. Так, например, в психокоррекционной группе многие роли носят яркие названия: «добродетельный моралист», «жалобщик», «хранитель времени», «страж демократии», «аут-сайдер». Набор ролей в группе также зависит от задач, которые она выполняет. Роли, связанные с групповой поддержкой, носят следующие названия: «поощряющий», «гармонизирующий», «идущий на компромисс», «охраняющий и выполняющий», «устанавливающий стандарты», «пассивно следующий».

В наиболее общем виде роли, связанные с решением задач, и роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы, представлены в таблице 3.

Типологий групповых ролей достаточно много, в основе их, как правило, лежат отношения власти - подчинения или предпочтения - отторжения. Наиболее яркое представление о ролевом разделении в группе дает анализ таких групп, где существует жесткая иерархия, недостаток ресурсов и проблемы с их распределением. Пользуясь греческим алфавитом, статусно-ролевое распределение в такой группе обычно определяется следующим набором ролей:

бета - второе лицо в группе с соответствующим правом на блага, менее энергичен, но часто более интеллектуален, чем альфа; обычно является хранителем групповых норм и правил;

гамма-1 - приближенные, опора, соратники, команда альфы;

гамма-2 - обычно многочисленная подгруппа инертных, подчиняющихся членов группы, становящихся жертвами манипуляций представителей верхнего уровня;

гамма-3 - оппозиция, подгруппа недовольных своим статусом, но вынужденных подчиняться; по отношению к ним применяется политика «кнута или пряника», причем «пряником» может быть введение в число приближенных (кооптация), а «кнутом» - ограничение прав, получаемого вознаграждения, довольства, изгнание из группы и вплоть до физической расправы;

гамма-4 - шут, позволяющий себе (с разрешения лидера) критические замечания, поддерживая видимость демократии, свободы слова и т. п.; по статусу может быть на уровне от гамма-1 до гамма-3;

омега - «козел отпущения» - лицо, принимающее на себя групповую агрессию. Такая роль группе необходима для сплочения, демонстрации единства, ощущения чувства «мы» в противовес омеге, которая как раз и есть «не мы». Если личность в позиции омега не согласна со своим статусом и покидает группу, группа находит другую личность на эту роль.

Довольно сильно такое групповое деление проявляется и в группах социально незрелых личностей-детей, преступников.

Важным компонентом характеристики положения индивида в группе является система «групповых ожиданий». Этот термин обозначает тот простой факт, что всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими. В частности, это относится к тому, что от каждой позиции, а также от каждой роли ожидается выполнение некоторых функций. Группа через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, определенным образом контролирует деятельность своих членов. В ряде случаев может возникать рассогласование между ожиданиями, которые имеет группа относительно какого-либо ее члена, и его реальным поведением, реальным способом выполнения им своей роли. Для оптимизации контроля членами группы используются групповые нормы и групповые санкции.

Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок.

А.Н. Толстой

1. Понятие малой группы. Ее численность

2. Классификация малых групп

3. Параметры описания малых групп: композиция (состав группы, структура, динамика групповых процессов)

4. Положение индивида малой группе: статус и роль.

5. Основные направления исследования малых групп в зарубежной социальной психологии.

6. Принцип деятельности в отечественных исследованиях малой группы

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2005.

2. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г. Группа – коллектив – команда. Модели группового развития.// Социальная психология/ Под ред. Г.М.Андреевой, А.И. Донцова. М., 2002.С.96-114.

3. Крысько В.Г. Социальная психология в схемах и таблицах. М., 2003.

4. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб., 2003.

5. Психологический словарь/ Под ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского. М., 1999.

6. Психологическая теория коллектива, 1979. С. 204-205

7. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д, 1999.

Человек живет в обществе и строит с ним определенные отношения. Само же общество состоит из множества больших и малых групп, внутри которых формируется и развивается психика людей, их составляющих.

Возникновение малой группы обусловлено общественно-экономическими причинами. С одной стороны, общество, его экономика создают для себя те ячейки, в которых формируются начальные ценности – экономические и социальные – и на которых потом строятся они сами в целом. С другой стороны, каждый человек, находясь и живя в обществе, стремится примкнуть к каким-то группам (в силу их социальной значимости, престижности профессиональной деятельности, которой они занимаются) для самоутверждения.

В социальной психологии малые группы, в которых живут и работают люди, являются популярным предметом исследования. Она тщательно изучает и анализирует также закономерности возникновения, функционирования и развития групповых процессов, протекающих в общностях людей.

Понятие малой группы. Ее численность

Существует довольно определений малой группы. Воспользуемся определением из психологического словаря: «Малая группа – относительно немногочисленная общность людей, находящихся между собой в непосредственном личном общении и взаимодействии» (Психологический словарь/ под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского).

Б.Д. Парыгин определяет группу как немногочисленную общность людей, которые находятся друг с другом в самом непосредственном (лицом к лицу) психологическом контакте (Парыгин Б.Д.Социальная психология. СПб, 2003).

Крысько представляет следующее определение малой группой: «Малая группа – это небольшая по составу общность, члены которой объединены общей целью деятельности и находятся в непосредственном личном контакте, что является основой для возникновения группы, как целого ».

Итак, ключевые признаки малой группы – ее немногочисленность и контактность.

Численность малой группы . Большинство исследователей ограничивает численность малой группы от 2 до 7 человек. Нижним пределом признается диада (реже триада). Достаточно остро стоит вопрос и о «верхнем» пределе малой группы. Достаточно стойким оказались представления, сформированные на основе открытия Дж. Миллером «магического числа» 7_+ 2. В современных исследованиях управления считают оптимальным состав группы из 5 – 9, но не более 12 человек. Достаточно часто признается верхним пределом группы 12-14 человек (например, см.: Парыгин Б.Д.). Однако Л.Я.Коломинский считает, что в качестве малой группы может выступать школьный класс, в котором обучается, например, 30 и более учащихся.

Классификация малых групп

Существует достаточно много классификаций групп по разным основаниям.

Различают группы первичные и вторичные (впервые такое различение было предложено Ч.Кули ).


Формальные группы – это социальная общность, имеющая юридический фиксированный статус, члены которой в условиях общественного разделения труда связаны социально заданной деятельностью, организующей труд. Эти группы имеют официально заданную извне структуру.

Неформальные (неофициальные) группы – это группы, которые характеризуются всеми признаками группы (сложившейся системой межличностных отношений, совместной деятельностью, чувством принадлежности и т.д.) но не имеют юридически фиксированного статуса. Данные группы образуются на основе личностных предпочтений.

Формальная группа функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно общественно фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, уставами. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий ее членов.

Группы различаются по степени влияния на систему ценностей человека. Данное различение предложено Г.Хайменом .



Референтные (эталонные группы) – это реальная или воображаемая общность, на нормы, ценности и мнения которой индивид ориентируется в своем поведении. Референтая группа выполняет функцию сравнительную и нормативную.

Нереферентные группы (группы членства) – это группы, в которых люди реально включены и трудятся.

Кроме того, группы различают по уровню развития:

Слаборазвитые группы – это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования.

Высокоразвитые группы – это группы, давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, высоко развитой системы отношений, сплоченности и т.д.

Диффузные группы – это группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями.

Коллектив – это высшая форма общности, где межличностные отношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности.(Психологический словарь)

Коллектив обладает характерными признаками, отличающими его от других форм объединения людей.

Во-первых, его деятельность направлена на общий для всех членов коллектива объект и в процессе ее они связаны по месту работы, времени и имеют общие орудия производства, производственные помещения и т.д.

Во-вторых, коллектив – это организованное объединение людей, имеющее четкую, закрепленную структуру, общую волю, выразителем которой выступают доверенные лица (руководители).

В-третьих, всем членам коллектива присущи общие идеи и мысли, единые нравственные и этические нормативы, близкие взаимоотношения.

К вопросу об уровнях развития мы обратимся в следующей лекции.

3. Параметры описания малых групп: композиция (состав группы, структура, динамика групповых процессов)

Группы, в которых люди живут, работают, проводят свободное время, характеризуются определенной упорядоченностью взаимоотношений. Эта упорядоченность составляет структуру группы. А.В.Петровский определяет структуру группы как иерархию престижа и статуса членов группы, вершину которой занимает лидер группы. (Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.).

Структура группы может быть описана по-разному:

· с точки зрения состава (так называемая композиционная подструктура ),

· с точки зрения характера отношений (т.н. подструктурамежличностных предпочтений ,

· со стороны информационного взаимодействия (т.н. коммуникативная подструктура ) и

· со стороны выполняемых членами группы ролей и функциональных обязанностей (т.н. подструктура функциональных отношений).

Охарактеризуем данные компоненты.

1.Композиционная подструктура (состав группы) - совокупность социально-психологических характеристик членов группы, чрезвычайно значимых с точки зрения состава группы, как целого. Композиция - это характеристика, отражающая своеобразие индивидуального состава группы.

Как правило, необходимо принимать во внимание количественный и качественный состав группы. Кроме того, очень важно иметь четкие представления о национальности и социальном происхождении ее членов, чьи психологические особенности влияют на характер их совместной деятельности, межличностных отношений между ними, своеобразие образования неформальных микрогрупп, статус и позиции многих людей в них; О тех группах, которые состоят из похожих друг на друга людей, говорят, что они обладают однородной, или гомогенной, композицией. Об общностях, включающих индивидуально очень различных людей, говорят, что их композиция разнородна, или гетерогенна.

Композиция группы, т.е. индивидуальный состав группы, влияет на жизнь группы так же как ее величина и решаемые задачи, через систему отношений, характеризующих уровень ее социально-психологического развития.

  1. Подструктура межличностных предпочтений , т.е. проявление совокупности реальных межличностных связей ее членов, существующих между людьми симпатий и антипатий, которые первоначально очень быстро фиксируются с помощью метода социометрии

Социометрия дает возможность выявить наличие устойчивых взаимных предпочтений членов группы, на основе которого можно строить устойчивые предположения о том, на какие из них ориентированы конкретные личности, как в группе сосуществуют люди с различным авторитетом и индивидуально-личностными особенностями, какие взаимоотношения складываются между ними и т.д.;

  1. Коммуникативную подструктуру – совокупность позиций членов малой группы в системах информационных потоков, существующих как между ними самими, так и между ними и внешней средой, отражающая, кроме того, концентрацию у них того или иного объема различных сведений и знаний.

Владение последними – важный показатель положения членов группы, так как доступ к получению и хранению информации обеспечивает ему в ней особую роль, дополнительные привилегии;

Коммуникативная структура групп может быть централизованная и децентрализованная. В централизованной структуре – все потоки информации концентрируются у одного – центрального участника групповых отношений. Через него осуществляется обмен информацией между другими.

В децентрализованных коммуникативных структурах наблюдается коммуникативное равенство всех участников группового процесса. Каждый из участников имеет одинаковые возможности для переработки и передачи информации, вступая в открытое, неограниченное общение с коллегами.

Под каналами коммуникаций понимается система межличностных связей, обеспечивающих взаимодействие и передачу информации, от одних членов группы к другим. На рис. представлены основных вида структур каналов внутригрупповых коммуникаций: централизованная (А) и децентрализованная (Б), а также некоторые их варианты, чаще всего встречающиеся на практике.

Централизованные структуры каналов коммуникаций характеризуются тем, что в них один из членов группы всегда находится на пересечении всех направлений общения, в центре внимания играет основную роль в организации групповой деятельности. Через такого человека в группе осуществляется обмен информацией между другими членами группы.

На рис. показаны три варианта централизованной структуры: фронтальная, радиальная и иерархическая. Фронтальная структура каналов коммуникаций (а) характеризуется тем, что ее участники непосредственно находятся рядом и, не вступая в прямые такты, могут все же видеть друг друга. Это позволяет им в какой-то степени учитывать поведение и реакции друг друга в совместной деятельности. Наиболее знакомым для учителя примером фронтальной структуры является та, которая образуется в классе на уроке, фронтальной работе.

Радиальный вариант централизованной структуры коммуникаций (б) отличается от фронтального тем, что участники деятельности не могут непосредственно воспринимать, видеть или слышать друга и обмениваются информацией только через центральное лицо. Это затрудняет отдельному члену группы возможность учитывать



г) цепная д) круговая е) полная

Рис. 1. Типы и варианты внутригрупповых структур коммуникаций

поведение и реакции остальных, зато позволяет ему работать вполне самостоятельно, независимо, до конца выявляя собственную, индивидуальную позицию.

Отличительная особенность централизованной иерархической структуры коммуникаций (в) состоит в том, что здесь имеется несколько, не менее двух, уровней соподчинения участников, причем часть из них может непосредственно видеть друг друга в процессе совместной деятельности, а часть нет. Межличностное общение

каждого при этом ограничено, и коммуникации могут осуществляться в основном между двумя располагающимися рядом уровнями соподчиненности. На рис. 71, в, где показана схема такой структуры коммуникаций, у индивида 1, занимающего верхнюю ступень в иерархии соподчинения, есть непосредственный помощник 2, которому, свою очередь, подчинены три остальных участника. Индивид 1 взаимодействует с индивидом 2, который имеет возможность общаться с теми, кто находится на ступени 3.

Типичные варианты децентрализованных структур коммуникаций, основное отличие которых от централизованных заключается в коммуникативном равенстве всех участников, представлены на рисунке под знаком Б. Понятие «коммуникативное равенство» в данном случае означает, что каждый из членов группы внутри этих струк тур обладает одинаковыми со всеми возможностями принимать, перерабатывать и передавать информацию, вступая в открытое, не­ограниченное общение с товарищами по группе.

Цепной вариант этой структуры коммуникаций (г) представляет собой такую систему общения, в пределах которой. межличност­ное взаимодействие осуществляется как бы по цепочке. Каждый из участников, за исключением двух крайних, здесь взаимодействует с двумя соседями, а те, кто занимает крайние позиции, только с одним. Эта структура общения характерна, например, для конвейер­ной работы, получившей широкое распространение в промышлен­ности.

Круговая структура коммуникаций (д) отличается от цепной. Во-первых, здесь одинаковыми возможностями располагают все без исключения члены группы. Во-вторых, имеющаяся в их распоряжении информация может циркулировать между членами группы, дополняться и уточняться. В-третьих, находясь лицом к лицу, участники такой структуры коммуникаций могут непосредственно наблюдать за реакциями друг друга, учитывать их в своей работе.

Все обсуждавшиеся нами варианты структур коммуникаций группе в той или иной степени ограничены. В них каждый из участников располагает или неравными возможностями вступления в непосредственное общение с остальными, или равными, но тем не менее ограниченными. Наряду с рассмотренными структурами коммуникаций существует еще одна, которая называется полной или неограниченной (е). В ней никаких препятствий для свободного межличностного общения участников не возникает и каждый из членов группы может совершенно свободно взаимодействовать со всеми другими.

Выбор на практике той или другой структуры коммуникаций определяется целями и задачами, стоящими перед группой. Если, например, практическая задача заключается в совершенствовании системы общения в данной группе (например, при использований на уроке групповых форм работы), то основное внимание должно быть обращено на каналы коммуникаций. При необходимости быстро и оперативно решить возложенные на группу задачи прежде всего определяют ее оптимальную композицию. Иногда педагога может заинтересовать положение отдельных детей в системе межличностного общения, то, как они сами представляют свое место во взаимоотношениях со сверстниками. В таком случае полезным может оказаться анализ структуры ученического коллектива или какой-либо другой детской группы с позиций ролей и внутренних установок.

4. Подструктуру функциональных отношений – совокупность проявления различных взаимозависимостей в малой группе, являющихся следствием способности ее членов играть определенную роль и выполнять определенные обязанности.

Группа представляет собой чрезвычайно сложный организм, в котором люди занимают в силу специфики функционирования их индивидуально- и социально-психологических качеств разное положение, выполняют разные обязанности, испытывая в связи с конкретной ролью определенное отношение друг к другу.

Схема 4.

СТРУКТУРА МАЛОЙ ГРУППЫ
Подструктуры
КОМПОЗИЦИОННАЯ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ
КОММУНИКАТИВНАЯ
ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Подструктуры
СТРУКТУРА МАЛОЙ ГРУППЫ

Нормы в группе.

Социально-психологическую основу всех отношений, складывающихся в группе, составляют принятые в ней нравственные ценности и нормы. Ценностями является то, что в данной группе наиболее значимо, важно и ценно. Из нравственных ценностей обычно вытекают те нормы, которыми в своих отношениях руководствуются члены группы. В управлении деятельностью группы нормы выполняют ряд важных функций. Наиболее существенные из них - регулятивная, оценочная, санкционирующая и стабилизирующая.

Регулятивная функция норм состоит в том, что они определяют (регулируют) поведение людей в группе и за ее пределами (если речь идет о них как о представляющих свою группу), задают образцы их взаимодействий и взаимоотношений, формируют основные требо­вания, предъявляемые к членам данной группы самими ее участ­никами.

Соответствие поведения человека принятым в группе нормам существенно влияет на его положение в системе отношений данной группы. Влияние это многостороннее: с одной стороны, если человек следует сложившимся и принятым в группе нормам, то повышается его авторитет в глазах окружающих; с другой - признание значи­мости человека, повышение его статуса влияет на других членов группы. От него в определенной степени начинает зависеть и сама совокупность складывающихся в группе норм и отношений: он ста­новится их генератором.

Представление о правильности или неправильности групповых ценностных ориентации и норм в известном смысле относительно. Оно бывает различным у людей, которые эту правильность определя­ют. То, что кажется, например, безусловно правильным учителю, может не показаться таковым для учеников, и наоборот. У млад­ших школьников свои понятия о ценностях, как правило, отличные от того, что ценят старшие школьники и тем более взрослые. Поэто­му в каждом конкретном случае при определении групповых норм, их приемлемости или неприемлемости целесообразно предваритель­но уточнить субъекта, с позиций которого они оцениваются.

Важно ввести еще одно разграничение. Относительность норм выражается также и в том, что для одного и того же человека одно­временно могут существовать нормы разного уровня (степени) обя­зательности. Под групповой нормой первого уровня обязательности понимается социальная норма, нарушение которой совершенно не­допустимо. Нормой среднего уровня обязательности можно назвать такую, которая допускает некоторые незначительные отклонения от нее. Наконец, нормой низкого уровня обязательности является та­кая, соблюдение которой считается делом вкуса, а отклонения от нее никакому наказанию не подлежат. К нормам первого уровня относятся, например, юридические нормы, нарушение которых кара­ется по закону; к числу норм второго уровня можно отнести большую часть норм нравственности, не сформулированных в жесткой форме нравственных императивов (например, норма «быть честным» в неко­торых случаях жизни допускает отклонения). Нормой низкого уров­ня обязательности может быть такая, которую человек сам устанав­ливает для себя и которой вовсе не обязательно должны следовать остальные члены.группы. К этой категории можно отнести особо высокие нравственные социальные нормы, выступающие в форме идеалов. Носителями этих норм являются обычно передовые люди своего времени. Для характеристики поведения таких людей существует специальная сверхнормативная деятельность.

Положение индивида малой группе: статус и роль

В малых группах люди знают друг друга. Они общаются продолжительное время. Попадая, например, в производственную бригаду случайным образом, работник постепенно вступает в тесные отношения с коллегами. Между ними устанавливаются не только деловые, но и эмоциональные отношения. Они делятся друг с другом своими переживаниями, надеждами, разочарованиями и огорчениями.

Каждый участник контактной группы оценивает других и оценивается ими. Со временем возникают предпочтения и устанавливаются устойчивые отношения симпатий и отвержения. Проявляются отношения доминирования и подчинения в группах. Отношения доминирования в ряде малых групп (формальных) задаются изначально. В неформальных они устанавливаются в силу возраста, степени влияния и авторитета отдельных членов группы.

Для описания положение индивида в системе взаимоотношений малой группы используются понятия «роль» и «статус». Воспользуемся материалом «Психологического словаря/ Под ред А.В.Петровского и М.Г.Яолшевского.

Роль (от франц. role) означает «социальную функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений». Понятие Р. ввел в социальную психологию Д. Мид (представитель интеракционизм

Т.Шибутани дает определение роли как предписанного шаблона поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации, если известна позиция, занимаемая им в совместной действии. Роль - это шаблон определенных прав и обязанностей. Обязанность – это то, что человек чувствует вынужденным делать, исходя из той роли, которую он играет; другие люди ожидают и требуют, чтобы он поступал определенным образом. Играние роли заключается в том, чтобы исполнять обязанности, которые налагаются ролью, и осуществлять свои права по отношению к другим. Каждый человек имеет некоторое представление о том, что составляет подобающую линию поведения как для него самого, так и для других. Освоение ролей происходит в группах, где люди учатся друг у друга, наблюдая ролевое поведение окружающих.

Диапазон и количество ролей определяются мно­гообразием социальных групп, ви­дов деятельности и отношений, в которые включена личность, ее потреб­ностями и интересами.. Ин­дивидуальное исполнение человеком роли имеет определенную «личностную окраску», зависящую прежде всего от его знаний и умения находиться в данной роли, от ее значимости для него, от стремления в большей или меньшей степени соответствовать ожиданиям окружающих.

Различают следующие типы ролей:

· ролисоциальные , обусловленные ме­стом индивида в системе объек­тивных социальных отношений (профессиональные, социально-де­мографические и др.), и

· роли межлич­ностные , определяемые местом инди­вида в системе межличностных от­ношений (лидер, отверженный и др.).

Кроме того,

· активные, исполняемые в данный момент, и

· латентные, не проявляющиеся в дан­ной ситуации.

Кроме того, разли­чают

· институционализированные роли (официальные, конвенциональные), связанные с официальными требо­ваниями организации, в которую вхо­дит субъект, и

· стихийные, связанные со стихийно возникающими отноше­ниями и видами деятельности.

В за­падной социологии и психологии получили распространение различ­ные ролевые концепции личности. В этих концепциях личность предстает как набор не связанных между собою разрозненных ролевых масок, оп­ределяющих ее внешнее поведение безотносительно к ее внутреннему миру, причем игнорируются своеобразие личности, ее активное начало и целостность

Другое понятие, характеризующее положение индивиду в группе – статус.

Статус определяется как положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах один и тот же индивид может иметь разный статус. Существенные расхождения в статусах, которые приобретает индивид в группах, различаются по уровню группового развития, содержанию деятельности и общения, нередко становятся причинами фрустрации, конфликта и т.д. Статус экспериментально выявляется путем применения различных социально-психологических методов. Важными характеристиками статуса являются престиж и авторитет как своеобразная мера признания окружающими заслуг индивида.

Т.Шибутани, автор «Социальной психологии», вводит различение социального и личностного статуса. Социальный статус, по его мнению, относится к позиции человека в обществе: уважением, которым он пользуется, и его престиж основывается на том, к какой категории он относится и как оценивается эта категория в преобладающей системе социальной стратификации. Человек сохраняет свой статус, если живет в соответствии с конвенциональными нормами, управляющими поведением людей этой категории.

Личный статус, по Т.Шибутани, - это положение, которое человек занимает в первичной группе в зависимости от того, как он оценивается в группе в качестве ее члена. Личный статус, как и положение человека в обществе, есть социальный процесс, и он может быть определен только в связи с взаимоотношениями, которые устанавливаются между людьми в первичных группах. Сохранение личиночного статуса, следовательно, состоит в том, чтобы действовать так. Чтобы обеспечить продолжение этих взаимоотношений.

Социальный статус влияет на то, как человек оценивает себя. Его представления о себе поддерживаются преимущественно реакциями людей, которых он знает лично. Чувство гордости, скромности или неполноценности, - отчасти зависит от социального статуса, но еще больше от оценок, которые он получает от значимых других.


Похожая информация.


Человек не может жить в полном одиночестве. Люди с которыми он взаимодействует непосредственно называют малой группой.

Группа - это реально существующее образование, в котором люди объединяются по каким-то определенным признакам. Признаком , отличающим группу, можно считать какую-то общую деятельность, подчиненную общей цели. Единство цели при этом - основной принцип объединения людей в малой группе, а главным средством объединения является межличностное взаимодействие.

Группы имеют определенные нормы (правила поведения) и ценности, откло­нение от которых карается санкциями (от осуж­дения до бойкота и исключения из группы).

Все группы людей можно разделить на боль­шие (нации, классы) и малые (семья, компания друзей). Разница между ними не только количе­ственная (по разным оценкам малая группа включает 7-20 человек), но и качественная (осо­бенностью малой группы является возможность прямых контактов между всеми представителя­ми группы).

Малая группа - это немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах. По количественному составу: от 2 до 40 человек.

Малую группу характеризуют: наличие об­щей цели, совместная деятельность, личное (прямое) взаимодействие членов группы, опреде­ленный эмоциональный фон, длительность суще­ствования, добровольный характер, наличие вза­имных ожиданий.

Малые группы бывают :

Формальные - группы, которые создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций;

Неформальные - группы, которые возникают и существуют на базе личных интересов их участников и действуют вне официальных организаций.

Эти отношения складываются как бы сами собой. Хотя это не совсем так. Положение человека в малой группе называется словом «статус» (от латинского положение, состояние). Оно определяет права, обязанности и привилегии человека. В разных группах один и тот же человек может иметь разный статус, разное положение.

Человек всегда играет какую-либо «социальную роль». Это как бы способ поведения, определяемый статусом человека. Некоторые роли как бы постоянно закреплены за человеком: роль члена семьи, роль работника. Пока ты учишься в школе, твоя роль - ученик. В группе же человек играет различные роли. Эти роли определяются характером деятельности группы.

Наиболее важной является роль лидера. Лидер в группе - это человек, имеющий влияние на других при выполнении ими совместных действий. Это может быть и рядовой член группы, если его слушаются, его руководство признают. Причем по ходу деятельности лидер может меняться.

Группа оказывает определенное давление на индивида. По способу реакции на такое давле­ние определяют возможные модели поведения:

· конформизм или приспособленчество (измене­ние человеком своего поведения, чтобы внешне соответствовать требованиям других людей при внутреннем несогласии),

· внушаемость (человек не раздумывая принимает линию поведения, принятую в группе),

· активное согла­сие (сознательное отстаивание интересов груп­пы),

· нонконформизм (несогласие с большин­ством, отстаивание собственных интересов).

u Членом каких малых групп являетесь вы? Приведите 3 примера. Какие модели поведения в группе вы используете?

Измена жены