Реактивная система залпового огня «Град. Реактивная система залпового огня «град

В годы Великой Отечественной войны советская реактивная артиллерия проявила себя как могучее оружие на полях сражений. Тогда фронт получил более 10 тысяч многозарядных самоходных пусковых установок и более 12 миллионов реактивных снарядов. В составе гвардейских миномётных частей насчитывалось 38 отдельных дивизионов, 114 полков, 11 бригад и 7 дивизий реактивной артиллерии.

После окончания войны были предприняты шаги по улучшению и модернизации реактивных систем залпового огня (РСЗО) с учётом последних достижений техники и опыта боевого применения. Так, в 1945 г. была начата разработка боевой машины дальнобойной 200-мм реактивной системы залпового огня МД-20 «Шторм-1» со снарядом ДРСП-1. За ней последовала 140-мм боевая машина БМ-14, которую и приняли на вооружение в 1952 г., и она до сих пор состоит в войсках ряда стран. В 1951 г. начался выпуск РСЗО БМ-24 с открытыми рамными направляющими.

30 мая 1960 г. вышло постановление Совета Министров за № 578-236 о начале работ по полевой дивизионной реактивной системе «Град». Пусковая установка М-21 проектировалась в тульском НИИ-147 и СКБ-203 в Свердловске (ныне Екатеринбург), твердотопливные заряды создавались в московском НИИ-6. Ведущей организацией назначили НИИ-147, ныне ГНПП «Сплав». Руководил проектом главный конструктор А.Н. Ганичев.

РСЗО «Град» предназначалась для уничтожения и подавления живой силы и боевой техники противника в районах сосредоточения, подавления артиллерийских и миномётных батарей, а также разрушения укреплений, опорных пунктов и узлов сопротивления. Специально для неё разработали новый 122-мм осколочно-фугасный снаряд М-21-ОФ (9М22), который стабилизировался в полёте как хвостовым оперением, так и вращением, создаваемым на направляющих установки.

На первый взгляд влияние вращательного движения являлось несущественным: десяток оборотов в секунду снаряда не создавало достаточного гироскопического эффекта, зато компенсировало отклонение силы тяги двигателя. Для того, чтобы использовать трубчатые направляющие, крылья оперения сделали складывающимися. Выбранная схема стабилизации оказалась практически оптимальной и её приняли для последующих систем большего калибра «Ураган» и «Смерч». Две опытные установки «Град» успешно прошли заводские испытания в конце 1961 г.

1 марта следующего года в Ленинградском военном округе начались государственные полигонно-войсковые испытания комплекса «Град», было запланировано 663 пуска и 10 тысяч километров пробега боевой машины. Однако установка 2Б5 прошла только 3380 км – из-за поломки левого лонжерона перегруженной рамы испытания приостановили. Артиллерийскую часть системы переставили на новую ходовую часть. Однако опять были отмечены прогибы заднего и среднего мостов, изгиб карданного вала. Тем не менее, систему «Град» приняли на вооружение постановлением Совета Министров от 28 марта 1963 г. Затем в 1964 г. начался серийный выпуск. В странах НАТО установка числится под индексом М1964.

Серийное производство установок БМ-21 велось на заводе № 172 в Перми. В 1970 г. изготовили 646 единиц, в следующем – 497, из которых 124 пошло на экспорт. В первом полугодии 1972 г.

выпустили 255 боевых машин, из них 60 – на экспорт. К 1995 г. в пятьдесят стран мира было поставлено свыше двух тысяч РСЗО БМ-21. Серийное производство реактивных снарядов 9М22 начали на заводе № 176 Приокского совнархоза, запланировав в 1964 г. изготовить 10 тысяч снарядов.

Самоходная установка БМ-21 системы «Град» состояла из артиллерийской части и шасси автомобиля Урал-375Д.

Сама артчасть служила для наведения снарядов на цель и запуска их реактивного двигателя. Она представляла собой пакет из 40 направляющих трубчатого типа: четыре ряда по 10 труб. В каждой из них имелась спиральная борозда для первичной закрутки снарядов. Калибр трубы – 122,4 мм, длина -3000 мм.

Наведение пакета труб в вертикальной и горизонтальной плоскостях производилось с помощью электропривода или вручную. Подъёмный механизм располагался в центре основания артчасти, коренная шестерёнка качающейся части входила в зацепление с зубчатым сектором люльки. Угол возвышения придавался вращением коренной шестерни.

Поворотный механизм находился с левой стороны основания; его коренная шестерня входила в зацепление с не-

30 м). Воздушный взрыв существенно увеличивал зону поражения. Дальность стрельбы с радиолокационным взрывателем – до 18,8 км.

Войсковые учения и участие в локальных конфликтах подтвердили превосходные качества «Града». Первое боевое крещение система получила в марте 1969 г. в конфликте между СССР и КНР у острова Даманский. Остров тогда занимали китайские войска, и попытка выбить их оттуда с помощью танков и бронетранспортёров закончилась неудачей. После массированного применения установок «Град», стрелявших фугасными снарядами, китайские силы были полностью уничтожены. Собственно, залпы «Града» и закончили конфликт.

В 1970 – 1990-х гг. РСЗО «Град» использовался почти во всех локальных конфликтах в мире, в различных климатических условиях, включая экстремальные. В ряде случаев система применялась обеими сторонами. Так, СССР поставил в Сомали батарею из четырёх БМ-21. Но основную партию БМ-21, отправленную морем, выгрузили в Эфиопии. Позже эти машины приняли участие в боевых действиях против Сомали.

В 1992 г. российские войска в Чечне оставили 18 установок БМ-21 и 1000 ракет. В ходе войны 1994 – 1995 гг. обе стороны в Чечне интенсивно использовали «Град». 9 февраля 1995 г. начальник генштаба МО генерал армии М. Колесников заявил, что с 11 декабря по 8 февраля уничтожили в числе другой чеченской техники 16 установок «Град». Более интенсивно комплекс «Град» применялся в ходе второй чеченской войны.

За прошедшие годы в Советском Союзе, а потом в России «Град» выпускался в нескольких версиях.

А – артиллерийская часть 9К51, Б – ходовая часть – шасси Урал-4320-02, Урал-4320-10 или Урал-4320-31; 1 – система централизованной подкачки шин, 2 – ящик ЗИП, 3 – выхлопная труба (у БМ-21 глушитель и выхлопная труба была под передним бампером), 4 – люлька пусковой установки, 5 – устройство передачи данных на дистанционный пульт пуска, 6 – аппаратура дистанционного ввода данных о выпущенных ракетах, 7 – антенна радиопередатчика, 8 – антенна аппаратуры спутниковой навигации, 9 – воздухозаборник, 10 – пульт наводчика, 11 – ЭВМ «Багет-41», 12 – дополнительная поисковая фара-прожектор, 13 – фара со светомаскировкой (у БМ-21 там стояли проволочные защитные решётки), 14 – одометр

БМ-21 – оригинальная РСЗО на шасси автомобиля Урал-375Д.

БМ-21-1 – модернизированная установка 2003 г. на шасси Урал-4320, дальнейшая доработка в процессе производства на Мотовилихинском заводе в Перми. Добавлена спутниковая навигационная система НАП СНС, автоматическая система управления огнём на базе бортовой ЭВМ «Багет-41».

9П138 «Град-1» – 36-ствольная облегчённая версия на шасси ЗИЛ-131. Комплекс 9К55 – из боевой машины, ракет, транспортёра боеприпасов 9Т450 и заряжающей машины 9Ф380. Установка могла использовать только ракеты «ближнего радиуса действия» – до 15 км. На Западе установку называют ВМ-21 b или М1976.

БМ-21 В «Град-В» – разрабатывалась для воздушно-десантных войск с 1963 г. Она должна была заменить буксируемую РСЗО РПУ-14, которая на тот момент стояла на вооружении ВДВ. Разработкой новой системы под индексом 9П125 занималось Государственное КБ компрессорного машиностроения МАП и агрегатный завод «Универсал». Система являлась облегчённой 12-ствольной 122-мм установкой на шасси ГАЗ-66Б (ГАЗ-66 – в десантном варианте без металлической крыши). «Град-В» помещалась в военнотранспортный самолёт, её можно было десантировать в заряженном варианте на парашютно-десантной платформе. Установку приняли на вооружение в 1967 г. На экспорт она практически не поставлялась. БМ-21 В участвовала в войне в Афганистане. Обозначение в НАТО – М1975.

9А51 «Прима» – 50-ствольная РСЗО на шасси Урал-4320. Пусковая установка с системой управления огнём, транспортно-заряжающей машиной и новая ракета 9М53Ф составили комплекс 9К59. Время полного залпа «Примы» равнялось 30 сек. К сожалению, из-за финансовых трудностей начала 1990-х гг. «Прима» не пошла в массовое производство.

«Град-П» или «Партизан» – переносный комплекс – создан в Советском Союзе во время Вьетнамской войны по просьбе правительства ДРВ. На переносной пусковой установке 9П132 массой всего 35 кг имелась одна трубчатая направляющая. Расчёт состоял из 2 человек. В боекомплект входило несколько снарядов, в том числе 9М22М, который первоначально создавался для «Град-1». Его максимальная дальность – 11 км, минимальная – 2 км. Для улучшения кучности стрельбы на дистанциях до 7 км на снаряд надевалось тормозное кольцо диаметром 122 мм. Несколько сотен установок «Град-П» поставили во Вьетнам, где они нашли широкое применение. Особенно эффективно «Град-П» поражал американские аэродромы в Южном Вьетнаме. Изготовление пусковых установок 9П132 велось на Ковровском механическом заводе. Так, в 1970 г. изготовили 406 единиц, из которых 400 пошло на экспорт во Вьетнам. В первом полугодии 1972 г. выпустили ещё 155, все пошли на экспорт.

БМ-21ПД «Дамба» – разрабатывался для поражения подводных диверсантов и сверхмалых подводных лодок противника при обеспечении противодиверсионной обороны в пунктах стоянки и базирования кораблей, а также при охране оперативных участков морской государственной границы. Комплекс действовал в сопряжении с гидроакустической станцией береговой обороны или в автономном режиме. В состав комплекса входила транспортно-заряжающая машина.

2Б26 – боевая машина БМ-21 РСЗО 9К51 на шасси автомобиля КамАЗ-53502.

А-215 «Град-М» – 22-ствольная морская версия, принятая на вооружение в 1978 г.

Выпускались РСЗО «Град» и за рубежом. В 1975 г. в Чехословакии создали систему КМ-70: артиллерийскую часть «Града» установили на шасси автомобиля Татра-813.

БМ-21У «Град-М» – украинский вариант модернизации советского БМ-21 на шасси КрАЭ-6322; есть также вариант на шасси КрАЭ-6322-120-82.

В Белоруссии выпускается реактивная установка залпового огня БМ-21 «Град-1А» (известный как «Белград») на базе МАЗ-6317, на котором можно разместить сразу два боекомплекта вместо одного. На марше личный состав перевозится в кабине, а не в открытом кузове, что существенно в климатических условиях средней полосы.

Ещё один «Град» под аббревиатурой FIROS (Field Rocket System – полевая система реактивной артиллерии) выпускается в двух модификациях FIROS 25 и FIROS 30 в Италии фирмой BPD Difesa е Spazio. Снаряды обоих типов имеют одинаковый калибр 122 мм, но они оснащены различными реактивными двигателями, вследствие чего обладают различной максимальной дальностью стрельбы. Пусковая установка, состоящая из двух модулей, как правило, собирается на шасси 10-тонного грузовика с формулой 6×6.

Копии установок «Град» с той же артиллерийской частью, но на разных шасси, выпускаются в Польше (WR-40 «Langusta»), Румынии (АРR-21, АРR-40), Китае (Туре 81 SPRL, Туре 83 SPRL. и др.), КНДР (ВМ-11, МRL. 122 тт М1977 и МRL 122 тт М1985), Иране (НМ20, НМ23 и НМхх), Пакистане (КRL 122), Египте (RС-21) и других странах. На сегодняшний день «Град» и его копии состоят на вооружении 65 стран.

Л. КАЩЕЕВ

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Артиллерия России и мира, пушки фото, видео, картинки смотреть онлайн внедрила наряду с другими государствами такие наиболее значительные инновации - превращение гладкоствольного, заряжаемого с дульной части, пушки - в нарезное, заряжаемое с казенной части (замок). Применение снарядов обтекаемой формы и различных типов взрывателей с регулируемой настройкой на время срабатывания; более мощных порохов, таких как кордит, появившийся в Британии перед Первой мировой войной; развитие систем наката, позволивших увеличить скорострельность и избавивших орудийный расчет от тяжелой работы накатывания в положение стрельбы после каждого выстрела; соединение в одной сборке снаряда, метательного заряда и взрывателя; использование шрапнельных снарядов, после взрыва разбрасывающих мелкие стальные частицы во все стороны.

Русская артиллерия способная стрелять крупными снарядами, остро высветило проблему долговечности оружия. В 1854 году, во время Крымской войны, сэр Уильям Армстронг, британский инженер-гидравлик, предложил метод ковшей орудийных стволов из сварочного железа: сначала скручивая железные прутки, а затем сваривая их вместе методом ковки. Ствол орудия дополнительно стали укреплять кольцами из кованого железа. Армстронг создал предприятие, где изготовляли орудия нескольких размеров. Одним из самых известных стало его 12-фунтовое нарезное орудие с калибром ствола 7,6 см (3 дюйма) и винтовым механизмом замка.

Артиллерия второй мировой войны (ВОВ), в частности Советского Союза, вероятно, обладал самым крупным потенциалом среди европейских армий. Тогда же Красная армия испытала чистки главкома Иосифа Сталина и выдержала трудную Зимнюю войну с Финляндией в конце десятилетия. В этот период советские конструкторские бюро придерживались консервативного подхода к технике.
Первые усилия по модернизации пришлись на улучшение 76,2-миллиметровой полевой пушки М00/02 в 1930 году, что включало усовершенствование боеприпасов и замену стволов на части парка орудий, новую версию пушки назвали М02/30. Спустя шесть лет появилась 76,2-миллиметровая полевая пушка M1936, с лафетом от 107-миллиметровой.

Тяжелая артиллерия всех армий, и достаточно редкие материалы времен блицкрига Гитлера чья армия отлажено и без проволочек перешла через польскую границу. Германская армия была самой современной и лучшей по экипировке армией мира. Артиллерия вермахта действовала в тесном взаимодействии с пехотой и авиацией, стремясь быстро занять территорию и лишить польскую армию путей коммуникации. Мир содрогнулся, узнав о новом вооруженном конфликте в Европе.

Артиллерия СССР в позиционном ведении боевых действий на Западном фронте в прошлой войне и ужасе в траншеях у военных руководителей некоторых стран создала новые приоритеты в тактике использования артиллерии. Они полагали, что во втором глобальном конфликте XX века решающими факторами станут мобильная огневая мощь и точность огня.


Ставшая важным этапом в истории развития реактивной артиллерии, РСЗО БМ-21 «Град» разрабатывалась в инициативном порядке в тульском НИИ-147, созданном в июле 1945 г. для решения задач технологического обеспечения массового производства гильз обычных артиллерийских выстрелов. Разработанная НИИ-147 технология изготовления гильз посредством глубокой вытяжки обеспечивала и производство более толстостенных и прочных оболочек, которыми являются камеры сгорания двигателей реактивных снарядов. Поэтому у конструкторов НИИ-147 появилась возможность перейти от решения частной задачи - технологического обеспечения производства боеприпасов - к более сложной и комплексной - разработке реактивной системы залпового огня.

Залп РСЗО БМ-21 Град — видео

Проводившиеся под руководством А.Н. Ганичева работы были поддержаны приказом председателя Госкомитета по оборонной технике от 24 февраля 1959 г. и Постановлением Совета Министров от 30 мая 1960 г., а тактико-технические требования к системе были утверждены 10 октября 1960 г. В соответствии с Постановлением Совета Министров создание реактивного снаряда М-21ОФ и PCЗО в целом поручалось НИИ-147, пороховой заряд двигателя разрабатывал НИИ-6, а боевую часть снаряда - ГСКБ-47. Боевую машину БМ-21 (2Б5) поручили спроектировать СКБ-203. Огневые стендовые испытания двигателей реактивных снарядов были начаты уже в 1960 г., при этом в рамках заводских испытаний было проведено 53 прожига, государственных - 81. Вскоре приступили к полигонным пускам.

Государственные полигонные испытания начались 1 марта 1962 г. и проводились с задействованием двух боевых машин на полигоне Ржевска под Ленинградом. При их проведении имели место поломки боевой машины. Для устранения их предпосылок путем использования легированных сталей усилили задний мост шасси. Кроме того, ограничились отключением подрессоривания только одного из мостов ходовой части вместо ранее производившейся аналогичной операции с обоими задними мостами. Этого оказалось достаточно для придания необходимой устойчивости боевой машине при стрельбе, а нагрузки не превысили допустимого уровня. Постановлением Совета Министров от 28 марта 1963 г. реактивная система залпового огня БМ-21 «Град» была принята на вооружение, а в соответствии с Постановлением от 29 января 1964 г. № 98-32 передана в серийное производство. Фактически система стала поступать в войска только в следующем году, когда в Миассе было развернуто серийное производство шасси для БМ-21 - Урал-375Д.


Масштабы производства БМ-21 СССР впечатляют: только на Мотовилихинских заводах было изготовлено около 3 тысяч БМ-21 и более 3 миллионов снарядов к ним. Выпуск этой системы и ее модификаций был налажен также в Китае, Египте, Ираке, Иране, Румынии и ЮАР. В настоящее время БМ-21 находится на вооружении армий более чем 30 стран мира. В начале 1994 года в Вооруженных Силах Российской Федерации имелось 4500 РСЗО БМ-21 и около 3000 - в армиях других стран. РСЗО БМ-21 состоит из пусковой установки, 122-мм неуправляемых реактивных снарядов, системы управления огнем и транспортно-заряжающей машины. Для подготовки данных для стрельбы в составе батареи РСЗО БМ-21 имеется машина управления 1В110 «Береза» на шасси автомобиля ГАЗ-66.

Пусковая установка БМ-21 разработана по классической схеме с размещением артиллерийской части в корме автомобильного шасси. Артиллерийская часть представляет собой пакет из 40 трубчатых направляющих, установленный на поворотном основании с возможностью наведения в вертикальной и горизонтальной плоскостях. В состав артиллерийской части входят также подъемный и поворотный механизмы. прицельные приспособления и соответствующее пневмо-, электро- и радиооборудование. Направляющие расположены в четыре ряда по десять труб в каждом, образуя таким образом пакет. Пакет вместе с прицельными приспособлениями закреплен на жесткой сварной люльке. Механизмы наведения позволяют наводить пакет направляющих в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0° до +55°. Угол горизонтального обстрела ракет 172° (102° влево от продольной оси автомобиля и 70° вправо). Основной способ наведения - от электропривода.


Для РСЗО БМ-21 был разработан 122-мм неуправляемый реактивный снаряд, конструкция которого оказала революционное действие на развитие послевоенной реактивной артиллерии. По предложению главного конструктора НИИ-147 А.Н. Ганичева корпус снаряда изготавливается не традиционной обработкой резанием из стальной болванки, а высокопроизводительным методом раскатки и вытяжки из стального листа.
Другой особенностью реактивного снаряда РСЗО БМ-21 являются складывающиеся плоскости стабилизатора, которые в закрытом положении удерживаются специальным кольцом и не выходят за габариты снаряда. Сам по себе складывающийся стабилизатор не являлся изобретением тульских конструкторов. Например, такой стабилизатор использовался в германской неуправляемой авиационной ракете R4M, многочисленные удлиненные перья стабилизаторов которой в сложенном положении занимали пространство вокруг специально удлиненного сопла двигателя, а после выхода ракеты из пускового устройства откидывались назад, образуя своего рода подобие прутьев веника. Однако такая конструкция требовала искусственного удлинения сопла ракеты, тем самым увеличивая ее вес и габариты. В конструкции ракеты системы «Град» была принята другая схема. Перо стабилизатора было выполнено не плоским, а в форме сектора цилиндра, изогнутым при виде спереди по дуге с радиусом, близким к половине диаметра ракеты. Разработчики именовали такую форму «вороньим крылом». В сложенном положении поверхности стабилизаторов как бы продолжали цилиндр корпуса двигателя ракеты. Раскрытие блока стабилизаторов, до старта удерживаемых кольцом, осуществлялось пружинным механизмом. В раскрытом положении лопасти стабилизатора были повернуты на 1° по отношению к плоскости, проходящей через продольную ось реактивного снаряда, что обеспечивало закрутку относительно данной оси для уменьшения влияния эксцентриситетов тяги и центра масс.


В остальном компоновка реактивного снаряда достаточно традиционна: в передней части за головным контактным взрывателем размещается боевая часть, к которой примыкает изготовленный из стали корпус двигателя. Из-за большого удлинения корпус состоит из двух цилиндрических секций, соединенных с помощью резьбы. Сопловый блок включает центральное и шесть периферийных сопел. В сверхзвуковой части сопла имеют форму конуса с углом 30°. Диаметр критического сечения сопла составляет 19 мм, среза - 37 мм.

Нанесенное на внутреннюю поверхность корпуса двигателя теплозащитное покрытие толщиной 0.3 мм не только предохраняет стальной корпус от нагрева и соответствующего снижения прочности, но и существенно сокращает потери энергии сгорающего топлива и способствует получению высокого удельного импульса и повышенной скорости горения. Заряд твердого топлива по технологическим соображениям также выполнен из двух полузарядов. При этом хвостовой полу заряд имеет больший зазор между стенками корпуса и топливом, поскольку необходимо обеспечить достаточное проходное сечение для продуктов сгорания топлива как переднего, так и хвостового полузарядов.

В связи с тем что при длительном хранении снарядов в горизонтальном положении не исключалась деформация корпуса двигателя, топливный заряд был отделен от стенок камеры двигателя зазором 4 мм для головного полузаряда и 9 мм для -для хвостового. Фиксация полузарядов осуществлялась посредством наклеенных на каждый из них шести «сухарей» размером 50 х 10 мм, изготовленных из того же топлива. Торцы полузарядов бронировались наклеенными шайбами из нитролинолеума.


В топливном заряде была использована рецептура РСИ-12М, разработанная ранее сотрудником НИИ-6 B.C. Лерновым и состоящая из 56% ксилидина. 26,7% нитроглицерина. 10,5% динитротолуола. 3% централита. В состав заряда входили также катализаторы и технологические добавки. Между полу зарядами размещался воспламенитель с 80 г крупнозернистого дымного пороха КЗДП-1 и 2 г пороха ДРП-1, находящимися в отдельных перкалевых мешочках. Ток на два электрозапала МБ-2Н подавался по проводам, проложенным через центральное сопло и канал хвостового полу-заряда. Суммарная масса двух полузарядов с «сухарями» и шайбами составляла 20,6 кг, корпуса ракетной части - 24,5 кг (со стабилизаторами - 26,4 кг).

Изготовление полузарядов осуществлялось на специально разработанной автоматической технологической линии. На ней обеспечивалось автоматическое формирование полузарядов, их перегрузка, контроль геометрии, взвешивание, приклеивание «сухарей» и торцевых шайб, нанесение маркировки. Упаковка полузарядов в тару велась в полуавтоматическом режиме. Постепенно технология изготовления и эксплуатации зарядов упрощалась. Были расширены допуски на инородные и воздушные включения, стало допускаться хранение зарядов в негерметичной таре. В конце шестидесятых годов было отработано изготовление заряда из более плотного топлива РСТ-4К, что позволило при сохранении требуемой массы несколько сократить размеры и унифицировать геометрию полузарядов. Взамен приклеенных «сухарей» применили небольшие выступы - зиги на внешней поверхности, формируемые в процессе изготовления шашек. Несколько позже было освоено производство топливных полузарядов с использованием специальной рецептуры, при изготовлении которой использовались продукты переработки топливных зарядов, извлекаемых из устаревших реактивных снарядов с истекшим гарантийным сроком эксплуатации. Производство таких зарядов с зигами, без наклеиваемых «сухарей», из переделочных рецептур велось в 1975-1980 г.


Воспламенение порохового заряда снаряда производится пирозапалами, срабатывающими под воздействием импульсов тока от токораспределителя системы управления огнем. Продолжительность залпа одной БМ-21 - 20 секунд. При необходимости залп можно было производить не из кабины, а с выносного пульта, отнесенного на несколько десятков метров. Наиболее широко используемым типом реактивного снаряда РСЗО БМ-21 является снаряд М-210Ф (9М22У) с осколочно-фугасной боевой частью. Длина этого снаряда с взрывателем МРВ-У составляет 2,87 м. вес с взрывателем - 66,4 кг, вес боевой части- 19,18 кг, вес взрывчатого вещества - 6,4 кг.

Пороховой заряд (порох РСИ - 12 м) весом 20.45 кг обеспечивает наибольшую скорость полета снаряда 690 м/с. Взведение взрывателя производится после схода с направляющей на расстояниях 150- 450 м от боевой машины. От установки взрывателя зависит характер действия снаряда у цели: при мгновенном срабатывании - преимущественно осколочный, при замедленном - преимущественно фугасный.
По осколочному действию боевая часть снаряда М-21 ОФ в два раза эффективней М-140Ф, а по фугасному- всего в 1,7 раза, в чем сказалось большее удлинение нового реактивного снаряда. Кучность в направлении стрельбы составила 1/180, по боковому направлению- 1/110 от дальности.

При пусках на дальность 20 км половина попаданий укладывалась в пределах удаления 200-300 м относительно центра группирования разрывов. Максимальная скорость реактивного снаряда составляла около 690 м/с. Для сохранения приемлемой кучности при стрельбе в диапазоне дальностей от 12 до 15,9 км между головным взрывателем и боевой частью реактивного снаряда крепилось малое тормозное кольцо, на меньшие дальности - большое. В результате пуски проводились без использования крайне крутых или настильных траекторий, применение которых сопряжено с большим рассеиванием снарядов. Залп одной боевой машины обеспечивал площади поражения живой силы около 1000 м2, а небронированной техники - 840 м2.


Реактивные снаряды

9М22 — осколочно-фугасный снаряд

9М22У — усовершенствованный осколочно-фугасный снаряд;

9М22С — зажигательный снаряд;

9М23 — осколочно-химический снаряд, по основным летно-техническим характеристикам соответствующий снаряду М22С;

9М28Ф — осколочно-фугасный снаряд с отделяемой головной частью;

9М521 — осколочно-фугасный снаряд

9М522 — осколочно-фугасный снаряд

9М28Д — агитационный снаряд;

9М43 — дымокурящий снаряд (десять снарядов этого типа создают сплошную завесу из дыма на площади 50 гектаров);

9М42 — осветительный снаряд для системы «Иллюминация»;

9М28К — снаряд с кассетной головной частью с противотанковыми минами ПТМ-3;

ЗМ16 — снаряд с кассетной головной частью с противопехотными минами ПОМ-2 (сорок снарядов этого типа минируют один километр фронта);

9М519-1-7 («Лилия-2») — комплект снарядов для постановки радиопомех в диапазонах КВ и УКВ. а также друге типы снарядов.

«Угроза-1М» — управляемый снаряд

Активно разрабатывают новые боеприпасы для БМ-21 также страны, выпускающие эту систему по лицензии или нелегально.


Артиллерийская часть БМ-21 включает пакет из 40 трубчатых направляющих с внутренним диаметром 122,4 мм и длиной 3 м. Направляющие расположены в 4 яруса по 10 направляющих в каждом ярусе. Наведение пакета направляющих в вертикальной и горизонтальной плоскостях производится с помощью впервые примеренного на сухопутной РСЗО электропривода и вручную. Подъемный механизм расположен в центре основания, его коренная шестерня входит в зацепление с зубчатым сектором люльки. При наведении электроприводом или вручную коренная шестерня вращает зубчатый сектор и качающейся части боевой машины придаются углы возвышения. Поворотный механизм расположен в левой стороне основания. Его коренная шестерня входит в зацепление с неподвижным внутренним кольцом погона.

При наведении боевой машины электроприводом или вручную коренная шестерня обкатывается по неподвижному внутреннему кольцу и тем самым приводит во вращение поворотную часть боевой машины. В вертикальной плоскости наведение возможно с углом возвышения до +55°. В горизонтальной плоскости возможен разворот пакета направляющих на углы до 70° вправо и 110е влево от направления вперед по продольной оси машины. В пределах горизонтального сектора обстрела до 34° над кабиной машины минимальный угол возвышения ограничен величиной 11 градусов. Для частичного уравновешивания качающейся части используется уравновешивающий механизм, расположенный в люльке. Прицельные приспособления состоят из механического прицела, панорамы ПГ-1М и коллиматора К-1. Следует отметить, что благодаря продуманной конструкции артиллерийской части большинство ее механизмов укрыто под кожухами люльки и поворотного основания. Это повысило надежность работы механизмов.


Ходовая часть пусковой установки представляет собой шасси грузового автомобиля повышенной проходимости «Урал-375Д» (колесная формула 6 х 6). Это шасси имеет V-образный восьмицилиндровый карбюраторный двигатель ЗИЛ-375, развивающий при 3200 об/мин максимальную мощность 180 л.с. Сцепление двухдисковое, сухое. Коробка передач - пятиступенчатая, с синхронизаторами на 2,3,4 и 5-й передачах. Благодаря наличию на шасси централизованной системы регулирования давления воздуха в шинах, пусковая установка обладает высокой проходимостью на грунтах с малой несущей способностью. При движении по шоссе она развивает максимальную скорость 75 км/час. Глубина преодолеваемого без предварительной подготовки брода составляет 1,5 м.

Некоторое количество пусковых установок РСЗО БМ-21 выпущено на шасси грузовых автомобилей «Урал-4320» и ЗИЛ-181. Раскачивание пусковой установки при стрельбе сведено до минимума благодаря рассчитанной с помощью ЭФМ последовательности схода снарядов с направляющих. Это позволило отказаться от установки гидравлических опор на шасси и ограничиться лишь использованием механизма отключения рессор во время стрельбы. Перезаряжание пусковой установки производится вручную с помощью транспортно-заряжающей машины, в качестве которой используется трехосный автомобиль ЗИЛ-131 с двумя стеллажами 9Ф37 (каждый стеллаж вмещает по 20 снарядов). Пусковая установка БМ-21 оборудована средствами пожаротушения и радиостанцией Р-108М.


Модификации

БМ-21В «Град В» - авиадесантируемая РСЗО с 12 направляющими, способная производить стрельбу всеми снарядами БМ-21;

9К132 «Град-П» - легкая переносная одноствольная пусковая установка для стрельбы 122-мм снарядами «Град-П»;

А-215 «Град-М» - корабельная РСЗО для десантных кораблей ВМФ;

«Град-1» - 36-ствольная РСЗО для вооружении артиллерийских подразделений полкового звена;

БМ-21 ПД «Дамба» - РСЗО для защиты военно-морских баз от водолазов-подрывников и морских диверсантов.

9К510 «Иллюминация» - реактивная система для стрельбы осветительными снарядами. Каждый реактивный снаряд этой системы подсвечивает на местности круг диаметром 1000 м с высоты 450-500 м, при этом в течение 90 секунд обеспечивается освещенность 2 люкса.

9К51М «Торнадо-Г» - дальнейшее развитие системы: модернизированная боевая машина 2Б17-1/2Б17М, новыми НУРС с увеличенной до 40 км максимальной дальностью стрельбы.

РСЗО «Град-1А» (БелГрад) - представляет собой белорусскую модификацию системы «Град» с боевой машиной БМ-21А на базе грузового автомобиля МАЗ-6317-05.

Бастион-01, Бастион-02, БМ-21У «Верба» - украинские модернизации БМ-21.


Модификации боевых машин

2Б5 - боевая машина БМ-21 РСЗО 9К51 на шасси Урал-375Д.

2Б17 - боевая машина БМ-21-1 РСЗО 9К51 на шасси Урал-4320.

2Б17-1

2Б17М - модернизированная боевая машина БМ-21-1 РСЗО 9К51М «Торнадо-Г» на шасси Урал-4320.

2Б26 - боевая машина БМ-21 РСЗО 9К51 на шасси КамАЗ-5350. Модернизация боевой машины 2Б5 с переносом её огневой части с шасси Урал-375Д на шасси КамАЗ-5350. Модернизацию осуществляет ОАО «Мотовилихинские заводы». Впервые образец боевой машины 2Б26 был публично показан в Перми 23 сентября 2011 года.


Тактико-технические характеристики БМ-21 Град

— Год(ы) производства: 1960 - 1988
— Количество выпущенных, шт: более 8500
— Шасси: семейства грузовых автомобилей Урал-375Д и Урал-4320
— Колёсная формула: 6×6

Габаритные размеры БМ-21 Град

— Длина в походном положении, мм: 7350
— Ширина в походном положении, мм: 2400
— Высота в походном положении, мм: 3090
— Клиренс, мм: 400

Вес БМ-21 Град

— Масса без снарядов и расчета, кг: 10 870
— Масса в боевом положении, кг: 13 700

Калибр БМ-21 Град

Расчёт БМ-21 Град

— 3 человека

— Количество направляющих: 40
— Максимальный угол возвышения: 55
— Точность (рассеивание), м: При максимальной дальности СКО по дальности составляло 1/130, а боковое - 1/200.
— Прицел: Панорама орудийная ПГ-1М
— Перевод системы из походного положения в боевое не более, мин: 3,5
— Время залпа, с: 20

Дальность стрельбы БМ-21 Град

— минимальная ОФС: 4000 м, КАС: 2500 м, УАС: 1600 м
— максимальная ОФС: 40 000 м, КАС: 33 000 м, УАС: 42 000 м

Что собой представляет реактивная система залпового огня (РСЗО)? Каков радиус поражения установки «Град»? Эти важные вопросы мы рассмотрим далее максимально подробно. А сейчас необходимо запомнить, что РСЗО является комплексом вооружения, включающим пусковую многозарядную установку и реактивные снаряды (реактивные глубинные бомбы, неуправляемые ракеты), а также вспомогательные средства: транспортно-заряжающую и транспортную машины, иное оборудование.

РСЗО является реактивным оружием. Этой системой вооружены сухопутные армии, военно-морские флотилии и военно-воздушные силы большого количества государств.

Реактивный двигатель используется в реактивном снаряде, что исключает при выстреле влияние силы отдачи. Данный нюанс позволяет проектировать лёгкие, несложные и малогабаритные пусковые многоствольные конструкции.

Пусковые установки (ПУ) РСЗО устанавливаются на самоходные (гусеничные, колёсные) и буксируемые шасси, вертолёты, самолёты и корабли.

Кстати, новейшие РСЗО стреляют снарядами калибром до 425 миллиметров. Их предельная дальность стрельбы может достигать сорока пяти километров и более (до 400 километров на некоторых образцах). Они могут нести от четырёх до пятидесяти реактивных ракет, каждая из которых оснащена отдельной направляющей (трубчатой или рельсовой) для запуска.

«Катюша»

Во времена Великой Отечественной войны полевые артиллеристы обзаводились бесствольными системами, неофициально именуемыми «Катюшами». Первоначально их изготавливали как БМ-13, а далее как БМ-8, БМ-31 и так далее.

Вооружённые силы СССР весьма активно использовали эти установки в годы Второй мировой войны. Прозвище «Катюша» было довольно-таки популярным, поэтому в разговорной речи так стали называть и БМ-21 «Град», и послевоенные РСЗО на автошасси, и БМ-14.

Позднее, подобными прозвищами («Ванюша», «Андрюша») советские артиллеристы окрестили и другие установки: БМ-31 и остальные. Конечно, эти названия не столь знамениты.

История создания оружия

Работники газодинамической лаборатории В. А. Артемьев и Н. И. Тихомиров ещё в 1921 году начали проектировать для самолётов реактивные снаряды. Б. С. Петропавловский в 1929-1933 годах с другими работниками ГДЛ проводил публичные испытания реактивных ракет различного назначения и калибров. Специалисты в экспериментах использовали многозарядные и однозарядные авиационные и наземные пусковые станки.

В 1937-1938 годах на вооружение РККВФ были приняты реактивные снаряды. Необходимо отметить, что их разрабатывало РНИИ под управлением Г. Э. Лангемака. 82-мм ракетами РС-82 оснащали истребители И-153, И-15 и И-16: в летний период 1939 года их успешно использовали на реке Халхин-Гол в боях с японской армией.

В 1939-1941 годах сотрудниками РНИИ А. С. Поповым, В. Н. Галковским, А. П. Павленко и другими был спроектирован многозарядный пусковой аппарат, смонтированный на грузовом авто.

В 1941 году установки испытали на полигоне, и весьма успешно. Их обозначили БМ-13 - военная машина с 132-мм ракетами. Снаряды БМ-13 и пусковой аппарат, созданный на основе грузовой машины ЗИС-6 БМ-1, взяли на вооружение в 1941 году, 21 июня. Именно данный тип машин и получил знаменитое имя «Катюша».

БМ-13

Что такое БМ-13? Это боевой советский аппарат реактивной артиллерии, разработанный во времена Великой Отечественной войны. Это самая известная боевая машина СССР данного класса. Именно её народ прозвал «Катюшей».

На заводе Коминтерна, находящемся в Воронеже, впервые 27 июня 1941 года были созданы два пусковых агрегата БМ-13 на шасси авто ЗИС.

Устройство

БМ-13 - такая же, как установка «Град». Характеристики её совершенно бесхитростные. Это относительно простое оружие, в состав которого входят рельсовые направляющие и прицельное устройство. Для наводки используется артиллерийский прицел, подъёмный и поворотный механизмы. В задней части авто находятся два домкрата, которые используют для его устойчивости во время стрельбы. На одной машине можно размещать от 14 до 48 направляющих.

Оболочка реактивных снарядов выполнена в виде сварного цилиндра, разделённого на три секции - боевая часть, реактивное сопло и двигательное отделение (камера сгорания с топливом). Ракета РС-132 для конструкции БМ-13 изготавливалась весом 42,5 кг, диаметром 132 мм и длиной 0,8 метра. Внутрь цилиндра с оперением клали твёрдую нитроцеллюлозу. Боевая часть весила 22 кг. Взрывчатое вещество имело массу 4,9 кг: шесть гранат противотанковых весили столько же. Дальность стрельбы достигала 8,5 км.

Ракета М-31 для конструкции БМ-31 имела массу 92,4 кг, изготавливалась диаметром 310 мм и содержала 28,9 кг взрывчатой субстанции. Её дальнобойность достигала 13 км. Интересно, что у БМ-13 (16 ракет) залп длился от семи до десяти секунд, а у БМ-8 (24-48 ракет) - от восьми до десяти секунд. У БМ-31-21 время заряжания - от пяти до десяти минут.

Запуск осуществляла рукояточная электрокатушка, соединённая с контактами, размещёнными на направляющих, и батареей аккумулятора. Когда рукоять поворачивали, контакты замыкались по очереди и в очередном снаряде срабатывал пусковой пиропатрон. Если направляющих было большое количество, иногда использовали одновременно пару катушек.

В отличие от германского Nebelwerfer, БМ-13 имеет низкую точность и является площадным оружием, разбрасывающим колоссальное количество снарядов по территории. Отсюда следует, что точные удары, как у Nebelwerfer, совершать было нельзя. Заряд ВВ в два раза меньше, чем у ракеты Небельверфера, но он намного больше мог уничтожить техники без брони и живой силы.

Как смогли получить такой эффект? Да просто встречное движение детонации увеличивало газовый натиск взрыва. Подрыв ВВ происходил с двух сторон (длина полости для ВВ была немного больше длины детонатора). В тот момент, когда сталкивались две волны детонации, моментально возрастал газовый напор взрыва в месте их столкновения. Таким образом осколки корпуса получали внушительное ускорение и нагревались до восьмисот градусов: они имели великолепный зажигающий эффект.

Легенда

Кроме оболочки, разрывалась и часть камеры снаряда: её раскалял горевший внутри порох. По сравнению с артиллерийскими снарядами аналогичного калибра, это увеличивало осколочное воздействие в 1,5-2 раза. Благодаря данному нюансу появился миф о «термитном боезаряде» в ракетах «Катюш».

Примечательно, что «термитная» взрывчатка испытывалась весной 1942 года в Ленинграде, но, к сожалению, не нашла своего применения, так как мишени и так пылали после залпа БМ-13. Одновременное использование десятков снарядов также порождало интерференцию взрывных всплесков, что ещё более увеличивало поражающий эффект.

Эффект

БМ-8 (ЗИС-6) насчитывал пять - семь служащих:

  • Командир орудия - один человек.
  • Один водитель.
  • Один наводчик.
  • Заряжающие - от двух до четырёх человек.

9К51 «Град»

Что такое 9К51 «Град»? Это реактивная 122-мм система залпового огня (РСЗО) Советского Союза. Установка «Град» создавалась для поражения командных пунктов, открытой и скрытой живой силы, бронетранспортёров и небронированной техники в районе сосредоточения, артиллерийских и миномётных батарей, иных целей, решения многих задач в трудных боевых условиях.

Описание комплекса

Для стрельбы установки «Град» размещают в поле, вдали от жилых домов. Их так и называют - "реактивная полевая установка М-21". Конечно же, она более известна как РСЗО «Град» (индекс ГРАУ - 9К51). В её комплект входит оснащённое шасси «Урал-375Д», военное авто БМ-21 (индекс ГРАУ - 2Б5), неуправляемая ракета 122-мм М-21ОФ. Немного позже было разработано колоссальное количество 122-мм снарядов, сконструирована военная машина БМ-21-1, оснащённая доработанным шасси грузового авто повышенной проходимости «Урал-43202».

Снаряды в ящиках транспортируются в грузовых авто народно-хозяйственного значения. Снаряды без ящиков перевозятся машиной с набором стеллажей 9Ф37.

Проектирование

Вообще установка «Град»создавалась в НИИ-147 для вооружения дивизионной артиллерии. Проектом руководил Ганичев А. Н., который в то время занимал должность главного конструктора. В работах также принимали участие смежные предприятия, среди которых присутствовали московское НИИ-6 и свердловское СКБ-203.

Сотрудники Центрального архива (г. Подольск), принадлежащего Министерству обороны, хранят данные, которые подтверждают, что снаряд установки «Град» изготавливался в различных модификациях:

  • С пороховым стартовым комбинированным движком и маршевым ПВРД на твёрдом топливе: четыре гондолы с воздухозаборниками были автономно закреплены на его хвостовой части.
  • Была создана ракета такой же системы, но имеющая некоторые отличные нюансы: горючее её маршевого движка концентрировалось в одной центральной секции, выполненной в виде двух цилиндров. Частично сгоревшие продукты через четыре отверстия вытекали в гондолы, где полностью сгорали в воздушном потоке.
  • Установка «Град» использовала также снаряды с жёсткими стабилизаторами.
  • Блок стабилизатора некоторых моделей ракеты был оснащён складывающимися лопастями.

Каков был итог проведённых работ? Специалистам удалось создать великолепную неуправляемую ракету М-210Ф (с ведущей осколочно-фугасной частью, оснащённой парой сварных рифлёных втулок, необходимых для повышения осколочного влияния) и двухкамерный ракетный двигатель с одним зарядом.

Серийное производство

Установка «Град» изготавливалась на заводе имени Ленина в Перми до 1998 года. Для армии СССР за всё время серийного выпуска было изготовлено 6536 боевых машин. Около 646 «железных драконов» было произведено на экспорт.

Необходимо отметить, что ракетная установка «Град» находилась на вооружении пятидесяти стран мира! К 1995 году более двух тысяч военных машин БМ-21 оказалось на вооружении многих государств. Изготовлением снарядов занималось НПО «Сплав»: более трёх миллионов разнообразных ракет для РСЗО «Град» создали специалисты этого предприятия.

Модели

Ракетная установка «Град» превратилась в базовую модель для многих отечественных систем, созданных для стрельбы реактивными неуправляемыми 122-мм снарядами. В данный список вошли БМ-21ПД «Дамба», «Град-ВД», лёгкая реактивная переносная система «Град-П», «9К54 Град-В», корабельная двадцатидвухствольная «А-215 Град-М», «9К59 Прима», «9К55 Град-1».

Некоторые зарубежные системы также создавались на основе БМ-21, а именно: RM-70/85, HADID, RM-70, Modular, Type 90, ВМ-11, Type 84, PRL113, Type 90A, Type 89, Type 81, «Град-1А БелГрад, Type 90B, Lynx (Naiza, «Найза»), RM-70/85М, PRL111, Type 83, APRA, WR-40 Langusta.

Итак, залповая установка «Град» изготовлена в следующих вариациях:

  • Базовым вариантом является 9К51 «Град».
  • Образец дальнейшего развития системы - 9К51М «Торнадо-Г». Это обновлённая военная машина 2Б17-1/2Б17М, оснащённая новейшими НУРС с увеличенной до сорока километров максимальной дальностью стрельбы.
  • Десантируемая (облегчённая) модификация - это 9К54 «Град-В». Имеет боевую машину 9П125 с двенадцатью направляющими и транспортную машину с набором стеллажей 9Ф37В, созданную на базе грузового авто ГАЗ-66Б для ВДВ.
  • Если необходимо нанести противнику гибельное поражение, установки «Град-ВД» к вашим услугам! Данные машины являются гусеничным вариантом системы «Град-В», укомплектованной военной машиной БМ-21ВД и транспортно-заряжающим авто, созданным на базе броневика БТР-Д.
  • 9К55 «Град-1» является модификацией системы «Град», укомплектованной военной машиной 9П138 (36 направляющих) и транспортно-заряжающим аппаратом 9Т450, созданным на основе грузового авто ЗИЛ-131. Использовали грузовое авто, изготовленное не для дивизионной, а для полковой артиллерии, например, для морских пехотинцев.
  • 9К55-1 «Град-1» является гусеничным вариантом системы «Град-1». Имеет боевую машину 9П139, изготовленную на базе шасси самодвижущейся гаубицы 2С1 «Гвоздика» (36 направляющих), и машину 9Т451, созданную на базе универсального тягача МТ-Лбу.
  • Версией системы «Град» с усиленной огневой мощью является 9К59 «Прима». Данная система состоит из военной машины 9А51 (50 направляющих) и транспортно-заряжающей машины 9Т232М, созданной на базе грузовичка "Урал 4320".
  • Белорусская версия системы «Град» с военной машиной БМ-21А, сооружённой на базе грузового авто МАЗ-6317-05 - РСЗО «Град-1А» (Белград).
  • Украинское усовершенствование БМ-21 - это «Бастион-02» и «Бастион-01».

Общая характеристика

Что же собой представляет установка «Град»? Характеристики её довольно-таки интересные. Рассмотрим их более подробно. Этой машиной вооружали армию в 1963 году. Для залпа ей необходимо сорок 122-мм снарядов.

Предельная дальность установки «Град»достигает сорока километров. Минимальное расстояние поражения цели составляет примерно 1,6 км. Артиллерийские элементы собираются на модернизированных типах шасси грузовых авто и «Урал-4320», и «Урал-375»: данный нюанс зависит от модели.

Как правило, модель «Град-1» создаётся на базе ЗИЛ-131. Эти военизированные авто обычно передвигаются со скоростью 75-90 км/ч. Укомплектована система комплексом автоматического управления огнём «Виварий».

Белорусский вариант

А как выглядит белорусская модификация этого «железного зверя»? Военную машину РСЗО «Град-1А» (БелГрад) смонтировали на шасси грузового авто МАЗ-6317. Её наивысшая скорость перемещения - 85 км/ч, ходовой запас равен 1200 км. Радиус поражения установки «Град» достаточно велик - до 1000 м, весит она 16,45 т, а расчёт состоит из шести человек. Она может перевозить одновременно шестьдесят ракет! Время перезарядки - всего семь минут.

Необходимо отметить, что обстрел из БМ-21 имеет ужасные последствия. Установки «Град» имеют колоссальную разрушительную силу и, как правило, заставляют врага капитулировать.

Читайте также

"Град" - известнейшая военная разработка СССР после AK-47, поспорят тут разве что Су и МиГ. Реактивные системы залпового огня - отдельная глава истории войн. Читайте о РСЗО "Град" - вершине инженерной мысли, смертоносной машине и музейном экспонате.

Перед «Градом»

«Катюша», или, как правильно она называется, реактивная пусковая установка БМ-13, сыграла в финале Второй мировой столь значимую роль, что правящая верхушка СССР сразу после окончания войны отдала инженерам приказ всячески развивать направление реактивной артиллерии.

Чем же была так хороша «Катюша» и чем так хороши машины, пришедшие ей на смену? Идея состоит в следующем: взять грузовой автомобиль, способный преодолевать пересеченную местность, и поставить на его шасси артиллерийскую часть, состоящую из подвижного пакета трубчатых направляющих, начиненных реактивными снарядами.

Действие снаряда может быть различным, но самое распространенное - осколочно-фугасное. Дальность стрельбы - километры и десятки километров. Скорость перемещения машины - как у обычного грузовика. Приведение в боевое состояние - за считанные минуты. Неудивительно, что такие установки быстро стали ценными составляющими дивизионной и полковой артиллерии армии СССР.

Первой послевоенной попыткой развить идеи «Катюши» была БМ-14, то есть «боевая машина, модель 14». Как ни удивительно, в ее создании отталкивались от опыта побежденного противника, в частности, первый снаряд для БМ-14 создавался с оглядкой на немецкую турбореактивную мину. Основным типом боеприпаса в БМ-14 стал турбореактивный осколочно-фугасный снаряд М-14-ОФ с головным взрывателем.

Снаряды заряжались в пакет из 16 трубчатых направляющих, а в полете стабилизировались за счет собственного вращения, вызванного истечением пороховых газов через наклоненные на 22° к продольной оси отверстия. Артиллерийская часть состояла из 16 гладкоствольных труб, имевших диаметр 140,3 мм и длину 1 370 мм и расположенных в два ряда на поворотной платформе.


БМ-14 приняли на вооружение в 1952 году и после этого несколько раз модернизировали. Например, в качестве шасси сначала использовали ЗИС-151, потом - ЗИС-157, а в середине 60-х - ЗИЛ-130. Артиллерийскую часть со временем облегчили аж на 3 тонны, применив вместо громоздкой фермы жесткую сварную коробку, образовывавшую подвижную люльку.

До второй половины 1960-х эту машину использовали в полках стрелковых и мотострелковых дивизий, экспортировали в страны Варшавского договора, а также в Алжир, Анголу, Вьетнам, Египет, Камбоджу, Китай, КНДР, Кубу, Сирию и Сомали, но уже в 1960-м начали готовить замену - БМ-21, получившую собственное имя «Град».


Снаряды «Града»

Вы читаете этот текст на автомобильном сайте, но нужно понимать, что суть реактивной системы залпового огня (РСЗО) - вовсе не в автомобиле. И даже не в артиллерийской установке, на автомобиль водруженной. Суть - в реактивном снаряде. Именно он способен пролететь десятки километров и низвергнуть на голову противника ревущий огонь и визжащий металл, сеющие разрушение, ужас и смерть. Это жестоко и страшно, но такова война, а именно для войны - уже третьей мировой - «Град» и проектировался.

Первым и основным боеприпасом для «Града» стал снаряд 9М22 (он же М-21-ОФ) калибром 122 мм, и он заложил тенденцию создания всех последующих подобных снарядов. С подачи главного конструктора А.Н Ганичева из тульского НИИ-147 (сейчас - ГНПП «Сплав»), выступавшего головным разработчиком всей системы «Град», корпус снаряда сделали не вырезным из стальной болванки, как прежде, а предложили получать методом раскатки и вытяжки стального листа, как при изготовлении артиллерийских гильз.


Другая особенность снаряда 9М22 заключалась в том, что лопасти стабилизатора были складными и в положении покоя удерживались специальным кольцом, не выходя за габариты снаряда. В полете лопасти раскрываются и обеспечивают стабилизирующее вращение, так как располагаются под углом 1° к продольной оси снаряда, а начальное вращение задается за счет движения направляющего штифта снаряда по винтовому пазу ствола. Снаряд имеет в длину без малого три метра (2 870 мм) и весит 66 кг, из которых 20,45 кг - ракетный пороховой заряд, а 6,4 кг - взрывчатка.

При выстреле пороховой заряд воспламеняется пирозапалом, на который подается искра от системы управления. Снаряд вылетает из направляющей со скоростью 50 м/с, а затем разгоняется до 715 м/с. На расстоянии всего в 150-450 м от артиллерийской установки в снаряде взводится головной взрыватель ударного действия. Его можно настроить на мгновенное срабатывание, на малое замедление или на большое замедление.


«Град», заряженный такими снарядами, способен поразить цель на расстоянии 20,4 км. Минимальная же дистанция выстрела, при которой сохраняется приемлемое рассеивание по дальности, составляет 3 км, хотя в принципе можно стрелять на полторы тысячи метров и даже меньше - например, в Афганистане артиллерийские части Советской армии стреляли по площадям, впервые применив на «Граде» малые углы возвышения и прямую наводку.

Снаряд 9М22 (М-21-ОФ) превосходил предыдущее поколение снарядов М-14-ОФ в 1,7 раза по фугасному действию и был в 2 раза более эффективным по осколочному. С его помощью поражают живую силу противника, а также небронированную и легкобронированную технику, артиллерийские и минометные батареи, командные пункты и «другие цели в малой тактической глубине».

Впоследствии для «Града» было выпущено несколько десятков типов снарядов, среди которых не только осколочно-фугасные, но и зажигательные, химические, создающие радиопомехи, управляемые, а также запрещенные сейчас во многих странах кассетные, имеющие просто ужасающее разрушительное действие.


Артиллерийская часть и шасси

Снаряды заряжаются в пакет из 40 трубчатых направляющих, по 10 в каждом ряду. Каждая труба несет один снаряд и имеет 3 м в длину, внутренний диаметр равен 122,4 мм. Наводить пакет труб на цель можно с электрического привода или вручную. Угол возвышения (максимальный - 55°) и горизонтального обстрела (102° влево и 70° влево) задается с помощью зубчатых передач в основании артиллерийской части.

Данные для наводки на цель готовит отдельная машина наведения IBI10 «Береза» на базе ГАЗ-66. Прицельные приспособления на установке»Град» - механический прицел, панорама и коллиматор. Для стабилизации установки при стрельбе предусмотрен торсионный уравновешивающий механизм. Залп РСЗО «Град» длится 20 секунд. За это время установка выстреливает все 40 ракет.


Шасси «Града» - это самая понятная «гражданским» автомобилистам часть «Града», хотя вариаций у нее было не мало. Изначально «Град» базировался на шасси грузовика повышенной проходимости Урал-375Д со 180-сильным бензиновым мотором ЗИЛ-375, а после модернизации машина получила название Урал-4320 и комплектуется дизельными моторами V8 моделей КАМАЗ-740, ЯМЗ-236НЕ2 или ЯМЗ-238 мощностью от 210 до 230 л.с. Для работы в условиях низких температур предусмотрен предпусковой подогреватель.

Колесная формула грузовика - 6х6, все колеса односкатные, тормоза барабанные с раздельным пневмогидравлическим приводом. Передний мост - со ШРУСами сухарикового типа. Рулевое управление - с гидроусилителем.

До 1965 года в составе трансмиссии вкупе с сухим двухдисковым сцеплением и 5-ступенчатой МКПП с синхонизаторами на I, III, IV и V передачах применялась «раздатка» с принудительно подключаемым передним мостом и возможностью блокировки межосевого дифференциала, но потом стали ставить упрощенную раздаточную коробку с постоянно включенным передним мостом и несимметричным блокируемым межосевым дифференциалом планетарного типа. «Град» на базе «Урала» считается основным или, если позволите, каноническим вариантом.


Кроме «Урала», артиллерийскую часть «Града» ставили и ставят на шасси ЗИЛ-131 (облегченная версия с меньшим количеством зарядов не для дивизионной, а для полковой артиллерии), а также на шасси КАМАЗ-5350 и МАЗ-6317 (белорусский вариант). В Чехословакии артиллерийскую установку БМ-21 производили по лицензии и устанавливали ее на восьмиколесное шасси Tatra-815. Армии других стран закупали у СССР БМ-21 и устанавливали на шасси различных грузовиков. Помимо этого, известны многочисленные «пиратские» копии БМ-21, а также самостоятельно разработанные системы, которые могут использовать снаряды «Града».

Испытания и постановка на вооружение

Установку «Град» начали проектировать в 1960-м, а уже к концу следующего года начали проводить заводские испытания первых образцов. Сроки были сжатыми - всего несколько месяцев спустя, весной 1962-го, на полигоне «Ржевка» под Ленинградом состоялись государственные испытания. По их результатам машину должны были принять на вооружение, но проблем новая система не избегла: по условиям опытная машина должна была произвести 663 выстрела и пройти 10 000 км, однако прошла всего 3 380 - сломался лонжерон шасси.


Испытания приостановили, в кратчайшие сроки пригнали доработанную машину, но слабые места выявились и у нее - теперь испытаний не выдержали карданная передача, средний и задний мосты, сгибаясь (!) под экстремальными нагрузками. В итоге только год спустя после старта «госприемки» разработчиком удалось искоренить все «недуги».

Ранней весной 1963 года РЗСО «Град» завершила комплекс испытаний и 28 марта была принята на вооружение. В том же году машины продемонстрировали генсеку Н.С. Хрущёву. Серийный выпуск БМ-21 стартовал в 1964 году на Пермском машиностроительном заводе имени В.И Ленина (он же завод №172), и в том же году «Град» успел поучаствовать в ноябрьском военном параде на Красной площади (майский парад Победы, как, собственно, и День Победы, тогда еще не проводились).

В своем конечном виде БМ-21 «Град» имела расчет из трех человек, массу в боевом положении (со снарядами и расчетом) в 13 700 кг, клиренс в 400 мм, максимальную скорость 75 км/ч, дальность хода 750 км, артиллерийскую часть из 40 стволов калибром 122 мм, дальность стрельбы от 3 до 20,4 км, время залпа 20 с. и площадь поражения 14,5 га.


Конфликт с Китаем

Боевым крещением системы «Град» и инцидентом, после которого о ней узнали и начали опасаться «стратегические противники», стал вооруженный советско-китайский конфликт на острове Даманский на реки Уссури. Всё началось 2 марта 1969 года, когда китайцы нарушили границу и расстреляли отряд советских пограничников. 15 марта 1969 года конфликт достиг апогея: на острове высадилось несколько китайских пехотных рот при поддержке артиллерийских батарей.

С нашей стороны в бой вступили бронетранспортеры и танки Т-62, но ситуацию мог переломить только массированный ответный артудар - китайцы разведали, что остров обороняют незначительные силы, и готовились атаковать крупными соединениями пехоты, «обрабатывая» остров минометным огнем.


Советская сторона еще накануне подвела к берегу 135-ю мотострелковую дивизию, в составе которой был дивизион из новейших секретных БМ-21 «Град», и просила московское начальство разрешить использование этого оружия. Однако ответа из Москвы всё не было. В 6-часовом бою на острове было уничтожено несколько советских БТР, погиб командующий Иманского погранотряда Д.В. Леонов. В 17:00 советские пограничники покинули остров. Противник тем временем усилил минометный огонь по острову - было понятно, что с китайской территории прибывают всё новые и новые силы.

В отсутствие ответа из Москвы командующий ДВО О.А. Лосик принял единоличное решение о поддержке пограничников. В 17:10 по противнику ударил артиллерийский полк, несколько минометных батарей и дивизион установок «Град». В течение 10 минут огонь накрыл ближайшие 20 километров вглубь китайской территории. В то же время в атаку на Даманский двинулись 5 советских танков, 12 БТР, 2 мотострелковые роты 199-го мотострелкового полка, а также силы пограничников в составе мотомоневренной группы.


Считается, что решающее значение в том бою - и по разрушительному действию, и по деморализации противника - оказали именно установки «Град». Идеальная цель для этих машин - это сильно вытянутые колонны на марше, поэтому удары «Града» практически смели войска, выдвигавшиеся к Даманскому, а также уничтожили резервы противника, пункты боепитания и склады. В течение 10 минут ураганного огня всё было кончено - китайцы были выбиты с Даманского острова.

«Град» нашего времени

Сейчас на вооружении Российской армии стоит около 2 500 установок БМ-21 «Град». В разное время боевые машины экспортировались примерно в 70 стран и на протяжении 1970, 1980-х, 1990-х, 2000-х и 2010-х успели поучаствовать практически во всех мало-мальски заметных вооруженных конфликтах по всей Земле.


Тактика применения системы «Град» за эти годы в разных армиях была различной. Так, в середине 1970-х в Анголе противники перемещали установки только колоннами, перестреливаясь на встречных курсах, а затем применяя тактику выталкивания и преследования отдельных машин. В Афганистане же советские военные били не по вытянутым колоннам, а наоборот, по площадям, практически уйдя от баллистических траекторий и расстреливая строения и технику противника прямой наводкой.

А «Организация освобождения Палестины» в Ливане применяла тактику кочующих установок: одна машина БМ-21 «Град» наносит удар по войскам Израиля и тут же меняет положение - скорость перемещения грузовика и развертывание в боевое положение за три с половиной минуты делают такие маневры весьма результативными.


Небо без ракет

Кроме указанных «горячих точек», «Град» применялся Азербайджаном в карабахском конфликте, Россией - в обоих чеченских кампаниях, а также в Южной Осетии в 2008-м. Использовали эти установки в вооруженных конфликтах в Анголе и Сомали, в гражданских войнах в Ливии и Сирии. А в 2014 году в вооруженном конфликте на востоке Украины такая техника применяется обеими противоборствующими сторонами…

Надо отметить, что еще в 1980-х предпринимались попытки модернизировать систему «Град» - боевая машина 9А51 «Прима» должна была нести не 40, а 50 ракет с площадью поражения в 8 раз большей и временем пребывания на позиции в 5 раз меньшим при той же дальности стрельбы, что у «Града», что позволяло использовать примерно в 15 раз меньшее количество единиц техники. «Приму» даже приняли на вооружение в 1988 году, но дальше был развал Союза, и производство так и не запустили.


Но и в своем нынешнем виде «Град», некогда задавший новый стандарт данному виду вооружений, практически непревзойден, хотя подобной техники в мире теперь предостаточно. «Град» представляет собой грозную силу, которая способна защитить интересы России. И любой другой страны. Довольно часто эта сила оказывается слишком грозной. И всегда оказывается направленной против живых людей. «Град» - прекрасный пример торжества инженерной мысли. Пример, которому самое лучшее место - в музее военной техники.


Измена жены